Развитие личностной саморегуляции музыканта-исполнителя в процессе профессиональной подготовки в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Щетинская, Наталья Борисовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Щетинская, Наталья Борисовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей.
1.2. Структура и специфика личностной саморегуляции музыканта-исполнителя.
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
2.1. Психолого-педагогическая технология развития личностной саморегуляции музыканта-исполнителя.
2.2. Организация и результаты опытно - экспериментальной работы по развитию личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности2001 год, кандидат психологических наук Павлов, Александр Николаевич
Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях2002 год, кандидат педагогических наук Базикова, Анна Александровна
Система эвристических методов в профессиональной подготовке музыканта - исполнителя2010 год, кандидат педагогических наук Свитова, Татьяна Викторовна
Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе2013 год, кандидат педагогических наук Байгушова, Анна Николаевна
Развитие волевых навыков у студентов-пианистов музыкально-исполнительских вузов2008 год, кандидат педагогических наук Ананьева, Мария Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие личностной саморегуляции музыканта-исполнителя в процессе профессиональной подготовки в вузе»
Актуальность проблемы исследования. Перспектива совершенствования качества российского образования исходит из необходимости подготовить выпускников вузов к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать тот класс задач, который ставит перед ними современная ситуация. Модернизация системы образования характеризуется сменой ее парадигмы с информационной на развивающую, делающую акцент на познавательную, творческую активность субъекта обучения. Это обусловлено возникшей в последнее время потребностью в интегрированной,, социально адаптированной личности, способной эффективно функционировать в профессиональной деятельности, которая предъявляет все более высокие требования к интеллектуальным, психологическим, физическим и адаптивным ресурсам человека, к его умению их использовать, поэтому в настоящее время интерес к феномену саморегуляции в профессиональной деятельности значительно возрос.
Научный интерес к феномену саморегуляции обусловлен необходимостью в теоретических разработках данной проблематики и для решения конкретных практических задач профессионализации будущих, специалистов. Как известно, процесс профессионализации сопровождается развитием профессиональных навыков, а также личностных качеств субъекта обучения, одним из которых является умение регулировать свое профессиональное поведение. Профессионализация, как многогранный и сложный процесс может быть успешна только в том случае, если у молодого человека сложилась развитая функциональная структура саморегуляции. В связи с этим представляется важным и необходимым изучение личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей в профессиональной музыкальной деятельности, имеющей свою специфику и. особенности. Специфичность условий музыкально-исполнительской деятельности выражается в необходимости концертирования на публике и публичного оценивания, что является для большинства музыкантов-фактором эмоционального и физического напряжения. Успешная концертная деятельность музыкантов во многом зависит от их умения регулировать свои эмоциональные состояния и поведение как перед выступлениями, так и во время концертирования, поэтому несформированность навыков саморегуляции у музыканта-исполнителя, неумение войти в оптимальное концертное состояние приводят к снижению эффективности музыкальной деятельности или полному отказу от нее.
В связи с тем, что владение навыками саморегуляции поведения, эмоциональных состояний способствует личностному и профессиональному-росту, адаптации личности к изменяющимся условиям внешней среды, изучение приемов и методов саморегуляции в музыкально исполнительской деятельности и их внедрение в практику подготовки будущих специалистов представляется нам актуальным.
Степень научной разработанности,проблемы исследования.
Современная отечественная психолого-педагогическая наука располагает достаточным количеством фундаментальных идей для изучения психической саморегуляции, представленных в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. Проблема саморегуляции психической активности занимает одно из центральных мест при субъективном подходе к исследованию психики (К.А. Абульханова-Славская, Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин). Отмечая существенность научного вклада, который внесли эти исследователи в разработку теории саморегуляции, нельзя не отметить, что направленность этих исследований была посвящена изучению психофизиологических методов саморегуляции состояния человека. С развитием новых технологий и усложнением профессиональной деятельности, ростом стрессогенных воздействий на человека саморегуляция стала рассматриваться в контекстепрофессиональной деятельности. Особенно много работ посвящено изучению саморегуляции в спортивной деятельности (А.В. Алексеев, В.А. Ганзен, В.Н. Данилов, Е.П. Ильин, В.И. Моросанова, A.JI. Меньшикова, А.Ц. Пуни, Ю.Ю. Палайма, В.В. Семкин, О.В. Черникова, В.А. Юрченко), в педагогической деятельности (Е.А. Аронова, И.В. Плахотникова, Е.В.Фирулева), учебной деятельности (Ю.А. Миславский А.К. Осницкий, Т.Ю. Смирнова). Обобщены результаты исследований, касающихся работы в экстремальных условиях (Л.Г. Дикая, А.А. Айдаралиев, A.JI. Максимов, К.Д. Шафранская, Ю.Б. Сосновникова). Вместе с тем можно отметить, что проблеме саморегуляции в музыкально-исполнительской деятельности исследователями уделено недостаточно внимания.
Из имеющихся экспериментальных психолого-педагогических работ, посвященных данной проблематике, следует отметить исследования Л.Л.Бочкарева (24), который изучал особенности психических состояний музыкантов в музыкально-исполнительской деятельности и многообразные факторы, влияющие на их психофизиологические состояния перед выступлением и во время концертирования, разработал диагностический инструментарий для изучения уровня концертной тревожности и психорегулирующую тренировку для улучшения психофизиологических функций музыкантов.
Практическую значимость для оптимизации концертной деятельности музыкантов-исполнителей имеют труды А.Л. Готсдинера (52), в которых рассматривались фазы предконцертного состояния-волнения музыкантов и изучалась зависимость характерологических особенностей музыкантов от их адаптивных возможностей. В разработку указанной проблематики внесли вклад Г. Вильсон (41), В.И. Петрушин (135), Г.М. Цыпин (198). Научный интерес представляют труды Д.Д. Благого (24), который полагает, что особенности того или иного сценического состояния детерминируются не столько свойствами нервной системы, сколько интеллектуально-творческими качествами личности.
Подготовке музыкантов к публичному выступлению было уделено внимание в музыкально-педагогических трудах JI. Баренбойма, А. Виценского, И. Гофмана, Т.В. Зеленковой, Г. Когана, В.Г. Мозгота, JL Маккиннон, Г. Нейгауза, В.В. Петухова, А. Савшинского, Е. Федорова, и др.
Проблемам эмоциональной устойчивости музыкантов-исполнителей посвящены исследования А.Н. Павлова (134), который рассмотрел психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов к концертной деятельности, Ю.А. Цагарелли (200), определившего влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы музыканта на его поведение перед концертированием и во время него и выбор репертуара.
Несмотря на различные аспекты изучения проблемы саморегуляции в указанных выше исследованиях, в изучении саморегуляции сценических состояний в музыкально-исполнительской деятельности, существуют определенные трудности. Так, большинство авторов научных работ о природе эстрадного волнения - пианисты, что приводит к недостаточной полноте исследования проблемы. Кроме этого, для музыкантов не обобщены и не систематизированы различные приемы и методы саморегуляции перед концертированием и во время сценического выступления.
Актуальность и значимость проблемы развития навыков саморегуляции музыкантов-исполнителей в процессе подготовки в вузе и ее недостаточная разработанность - с одной стороны и отсутствие конкретных путей и способов их развития с другой - таково противоречие, которое обуславливает выбор темы диссертационного исследования.
Объект исследования - профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей в вузе.
Предмет исследования - процесс развития личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей в вузе.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, определении содержания и технологии развития личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
Реализация поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
1. Провести сравнительный анализ теоретических концепций изучения личностной саморегуляции музыканта-исполнителя и уточнить данное понятие.
2. Определить и описать уровни, структуру и основные компоненты личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей, а также специфику ее осуществления.
3. Проанализировать уровни развития навыков саморегуляции студентов 1-5 курсов специальности инструментальное исполнительство (специализации: фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые инструменты, оркестровые народные инструменты) консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
4. Изучить личностные детерминанты эмоциональной устойчивости музыкантов-исполнителей и специфику личностной саморегуляции, а также выявить факторы, вызывающие напряжение в музыкально-исполнительской деятельности.
5. Разработать учебный курс, направленный на развитие личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей, и подтвердить его педагогическую эффективность.
В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение, что развитие личности и личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей в процессе их профессиональной подготовки будет проходить эффективнее, если:
- будет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода, знания структуры личностной саморегуляции музыканта-исполнителя и ее структурных компонентов, которые взаимосвязаны между собой и детерминированы индивидуально-личностными особенностями музыканта;
- исполнительский образ музыкального произведения будет являться специфическим средством осуществления личностной саморегуляции музыканта-исполнителя;
- навыки саморегуляции музыкантов-исполнителей будут развиваться и совершенствоваться по специально разработанной программе.
Методологической основой исследования являются положения о человеке как субъекте собственной произвольной активности (C.JI. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, и др.); основные положения деятельностного подхода о состояниях человека в труде, разработанные А.Н. Леонтьевым, Н.Д. Левитовым, В.И. Медведевым, Е.П. Ильиным и др.; гуманистическая парадигма личностного образования (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); а также общенаучные принципы развития, детерминизма, системности; обучения и развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, B.C. Мерлин, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская, В.И. Слободчиков).
Теоретической основой исследования являются концептуальные положения о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека (О.А. Конопкин), индивидуальной стилевой саморегуляции субъекта (В.И. Моросанова), концептуальные положения саморегуляции функциональных состояний субъекта деятельности (Л.Г. Дикая); теория профессионального развития, рассматривающая профессиональное становление как частный случай более общей модели личностного развития сформировавшейся в отечественной науке (А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова-Славская, З.И. Рябикина и др.). При разработке конкретных средств личностной саморегуляции музыкантов - исполнителей были использованы некоторые теоретические положения, разработанные К.А. Абульхановой-Славской, JI.JI. Бочкаревым, А.К. Осницким, Л.П. Гримак, В.И. Степанским и др.
В предлагаемых средствах произвольной психической саморегуляции нашли отражение некоторые элементы техник нейро-лингвистического программирования.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач в работе использовались следующие группы методов: теоретические - изучение специальной литературы, анализ, синтез, сравнение; экспериментальные -метод формирующего эксперимента (ФЭ) выступил основным методом исследования; психодиагностические - анкетирование, тестирование, экспертное интервью, беседа, наблюдение; математические методы —. сравнительный (сравнение среднегрупповых значений до и после ФЭ с применением t - критерия Стьюдента), корреляционный анализ.
База исследования. Исследование проводилось на базе консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств (студенты 1-5 курсов специальности инструментальное исполнительство -280 человек).
Основные этапы исследования. Исследование, начатое в 2001 году, состояло из трех этапов.
На первом этапе (2001-2002 гг.) был проведен теоретический анализ, философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, определены основные направления исследования, концепции, цели, гипотезы исследования.
На втором этапе (2002-2003 гг.) разработан диагностический инструментарий, программа развития личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей, проведены пилотажные исследования.
На третьем этапе (2003-2005 гг.) была проведена проверка эффективности программы развития личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей. Подготовлен текст диссертации.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими подходами решения поставленной проблемы, организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием взаимодополняющих диагностических процедур и разнообразных математико-статистических приемов обработки, качественного анализа полученных эмпирических данных.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- определены и описаны структура и структурные компоненты личностной саморегуляции музыканта-исполнителя: волевой,-эмоциональный, когнитивно-рефлексивный, а также уровни личностной саморегуляции музыканта-исполнителя: духовно-творческий и психофизический;
- установлены факторы (деятельностные, личностные, физические), вызывающие эмоциональное напряжение у музыкантов в музыкально-исполнительской деятельности, разработана методика их определения;
- выявлена специфика саморегуляции музыканта-исполнителя, которая заключается в использовании музыкантом исполнительского образа музыкального произведения в качестве психорегулирующего средства.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: уточнено содержание понятия «личностная саморегуляция музыканта-исполнителя», рассматриваемого как осознанная произвольная активность субъекта музыкально-исполнительской деятельности, которая направлена на адаптацию и профессионализацию; изучены стилевые особенности саморегуляции музыкантов в музыкально-исполнительской деятельности; полученные в диссертации результаты вносят вклад в развитие концепции личностно-ориентированного образования, расширяют и дополняют представления о механизмах осуществления личностной саморегуляции" музыкантов-исполнителей, позволяют более эффективно вести их профессионализацию, способствуют самореализации личности.
Практическая значимость результатов исследования состоит: в разработке и экспериментальной апробации психолого-педагогической технологии, способствующей эффективному развитию навыков саморегуляции музыкантов-исполнителей;
- в составлении блока психодиагностических методик, которые могут быть использованы в качестве психолого-педагогического инструментария для определения индивидуальных, стилевых особенностей личностной саморегуляции музыканта-исполнителя;
- в возможности использования полученных результатов для научно' обоснованной разработки программ психолого-педагогической поддержки музыкантов-исполнителей в процессе их профессиональной подготовки, а также для индивидуальных консультаций музыкантам по вопросам саморегуляции в музыкально-исполнительской деятельности;
- в разработке и внедрении авторского учебного курса «Саморегуляция музыканта-исполнителя» в образовательный процесс профессиональной подготовки студентов специальности инструментальное исполнительство консерватории КГУКИ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Личностная саморегуляция музыканта-исполнителя, понимаемая как осознанная произвольная активность, направленная на адаптацию к музыкально-исполнительской деятельности и проявляющаяся в умении контролировать музыкантом свои эмоции и поведение, детерминируется взаимодействием следующих компонентов личностной саморегуляции: волевого, эмоционального, рефлексивно-когнитивного, которые являются взаимообусловленными и осуществляются на духовно-творческом и психофизическом уровне.
2. Специфическим средством личностной саморегуляции музыканта выступает исполнительский образ музыкального произведения, определяемый как индивидуальный способ представления музыкантом-исполнителем художественного смысла произведения.
3.Личностная саморегуляция музыканта-исполнителя обеспечивается индивидуальным стилем саморегуляции, в котором проявляется общая регуляторная основа индивидуальности личности, а также стилевые особенности отдельных регуляторных процессов, моделирования условий, программирования, контроля и коррекции своей произвольной активности.
4. Эффективным средством развития навыков саморегуляции музыкантов-исполнителей в процессе их профессиональной подготовки является спецкурс «Развитие саморегуляции музыканта-исполнителя», который позволяет расширить знания музыкантов-исполнителей о методах и способах саморегуляции, актуализировать их личностные ресурсы, адаптироваться к профессиональной деятельности.
Апробация результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и психологии и кафедры музыковедения, композиции, и методики музыкального образования Краснодарского государственного университета культуры и искусств, на заседании Ученого совета консерватории КГУКИ, на следующих научно-практических конференциях: региональной научно - практической конференции "Интеграция науки и образования: социокультурное проектирование" (г. Краснодар, 2003 г.), Южнороссийских научно-практических конференциях "Многоуровневая система профессионального художественного образования" (г. Краснодар, 2003, 2004 гг.), «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (г. Анапа, 2003 г., г. Геленджик, 2004 г.), Всероссийском семинаре «Психологическая поддержка аутентичного бытия личности» (г. Краснодар, 2004 г.).
Содержание диссертационного исследования отражено в пяти публикациях. Внедрение результатов исследования проводилось на базе Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Педагогическое обеспечение формирования социальной позиции личности в процессе получения музыкального образования в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Чекмарев, Григорий Васильевич
Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже2012 год, кандидат педагогических наук Бутова, Ирина Алексеевна
Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля2006 год, кандидат педагогических наук Лукьянова, Елена Павловна
Условия достижения художественного результата в работе с детско-юношеским оркестровым коллективом1999 год, кандидат искусствоведения Васькевич, Виктор Станиславович
Формирование артистизма у музыкантов-исполнителей2005 год, кандидат педагогических наук Чванова, Алла Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Щетинская, Наталья Борисовна
Выводы по главе
1. Проведенное анкетирование и тестирование студентов 1-5 курсов специальности инструментальное исполнительство консерватории КГУКИ позволило сделать вывод, что развитию навыков саморегуляции в процессе профессиональной подготовки уделяется недостаточно внимания.
2. Специфическим методом саморегуляции у музыкантов-исполнителей является концентрация внимания музыкантов на исполнительском образе музыкального произведения
3. Самооценка навыков саморегуляции, уверенности в себе музыкантов-исполнителей связана с такими личностными особенностями, как «эмоциональная устойчивость», «интропунитивность», «стрессоустойчивость», «доминантность».
4. Исследование факторов, вызывающих эмоциональное напряжение у музыкантов, позволяет определить пути и методы педагогической помощи и. поддержки студентам, указать индивидуальные способы саморегуляции, развить навыки самоанализа.
Данные психодиагностики позволили разработать спецкурс «Развитие саморегуляции музыкантов-исполнителей».
5. В результате проведенной психодиагностики студентов была составлена программа «Развитие саморегуляции музыканта-исполнителя», учитывающая индивидуально-типологические особенности при развитии личностной саморегуляции музыкантов, которая позволила добиться позитивных результатов, оказалась педагогически эффективной и может, быть использована как один из возможных путей улучшения психоэмоционального состояния музыкантов в музыкально-исполнительской деятельности и их профессионализации.
130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ и исследование проблемы личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей показал актуальность настоящего исследования, которая определяется тем, что наличие развитой саморегуляции играет важную роль в музыкально-исполнительской деятельности, в личностном развитии музыкантов и их профессионализации, однако личностная саморегуляция музыканта-исполнителя до настоящего времени изучена недостаточно. С целью решения этой проблемы было важно определить пути и средства развития личностной саморегуляции с точки зрения гуманистической парадигмы в системе высшего образования, делающей ставку на человека, способного к личностному росту и саморазвитию.
Личностная саморегуляция музыканта-исполнителя определена нами как осознанная произвольная активность субъекта музыкально-исполнительской деятельности, которая направлена на адаптацию к профессиональной деятельности и реализуется через психические свойства и личностные качества музыканта, проявляющиеся в умении контролировать свои эмоции и профессиональное поведение. Таким образом, саморегуляция как индивидуализированный, целостный процесс обеспечивает регуляцию музыкально-исполнительской деятельности, устраняет внутренние трудности, рассогласования психических составляющих, мобилизует психологические и личностные резервы, обеспечивая единство внешней и внутренней сторон деятельности субъекта и является необходимым внутренним условием саморазвития личности.
В исследовании определены структура личностной саморегуляции музыканта-исполнителя и ее основные компоненты: волевой, эмоциональный, когнитивно-рефлексивный, а также уровни, на которых она осуществляется — психофизический и духовно-творческий. В зависимости от характерологических особенностей музыканта может доминировать один из выделенных компонентов, что делает процесс саморегуляции индивидуальным.
Для изучения особенностей регуляторных процессов музыкантов-исполнителей и определения путей их развития, подбора эффективных методов саморегуляции был составлен блок психодиагностических методик. В результате диагностической, исследовательской работы была определена специфика саморегуляции музыкантов-исполнителей, которая заключается в использовании музыкантами в качестве психорегулирующего средства исполнительского образа музыкального произведения. Психодиагностика студентов позволила также, с одной стороны, определить адекватность их самооценки уровня развития саморегуляции, с другой, способствовала развитию у них рефлексии. Авторская диагностическая методика выявления факторов, негативно влияющих на состояние музыкантов в музыкально-исполнительской деятельности, содействовала эффективной педагогической поддержке студентов и определению путей преодоления ими возникших трудностей, повышению эмоциональной устойчивости.
По результатам психолого-педагогической диагностики можно констатировать, что саморегуляция индивидуализированный процесс, который связан с характерологическими особенностями музыканта. Индивидуально-типическое своеобразие саморегуляции проявляется через стили саморегуляции, характеризующиеся индивидуальными способами и стратегиями когнитивного и аффективного поведения, личностными свойствами.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что развитие личности и личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей в процессе их профессиональной подготовки будет проходить эффективнее, если станет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода, а структура, личностной саморегуляции музыкантов-исполнителей будет рассмотрена с точки зрения системно-функциональной методологии, навыки саморегуляции музыканта-исполнителя будут развиваться и совершенствоваться по специально разработанной программе.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы удалось не только развить навыки саморегуляции, но и актуализировать личностные ресурсы музыкантов. Разработанная нами программа «Развитие саморегуляции музыканта-исполнителя» прошла апробацию, а положительная динамика показателей, полученных в конце формирующего эксперимента, свидетельствует о ее эффективности, поэтому спецкурс может быть использован в процессе профессиональной подготовки музыкантов в вузе культуры и искусств, консерватории, музыкальном колледже, музыкальной школе.
Проведенное исследование личностной саморегуляции музыканта-исполнителя и полученные в результате данные, накопленный педагогический опыт ставят новые задачи, выдвигают проблемы и темы для дальнейшего исследования. На наш взгляд, перспективным и актуальным будет изучение специфики саморегуляции музыкантов по отдельным музыкальным специальностям и разработка на основе этого исследования психолого-педагогических технологий оптимизации музыкально-исполнительской деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Щетинская, Наталья Борисовна, 2005 год
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере Текст. СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования /Э.Б. Абдуллин Текст. — М., 1990. -186 с.
3. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / JI.M. Аболин Текст. // Вопросы психологии. 1989.- № 4. - С. 141-149.
4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская Текст. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
5. Абульханова-Славская, К.С. Личностные механизмы регуляции деятельности / К.С. Абульханова-Славская Текст. // Проблемы психологии личности. Академ. Наук СССР. Институт психологии. М., 1982.-242 с.
6. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская Текст. М.: Мысль, 1980. - 335 с.
7. Амонашвили, Ш.А. Педагогика сотрудничества / Ш.А. Амонашвили Текст. -М.: Просвещение, 1989. 157 с.
8. Ананьев, Б.Г. Структура личности'/ Б.Г. Ананьев Текст. // Психология личности в трудах отеч. Психологов /Сост. И общ. Ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - 95 с.
9. Анцифирова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л.И. Анцифирова Текст. // Вопросы психологии. 1978. -№1.- С. 37-50.
10. Аристотель, Сочинения: В 4 Т. /Аристотель Текст.: АН СССР. Ин-т философии. Т. 3 /Вступ. Ст. и примеч. И.Д. Рожанский. - М.: Мысль, 1981.-613 с.
11. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание / А.Н. Арлычев Текст. СПб., «Наука» 1992. - 380 с.
12. Аронова, Е.А. Личностные аспекты саморегуляции у старшеклассников, обучавшихся по традиционной системе и системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова / Е.А. Аронова Текст. // Журнал прикладной психологии. 2004. - № 1. - С. 16-22.
13. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания /А.Г. Асмолов Текст. М., 1989. - 234 с.
14. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов Текст. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
15. Анцифирова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцифирова Текст. // Психология личности в трудах отеч. Психологов / Сост. И общ. Ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. -С. 207-213.
16. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин Текст. М., 1975. - 447 с.
17. Айдаралиев, А.А. Адаптация человека к экстремальным условиям / А.А. Айдаралиев, А.Л. Максимов Текст. -Л., 1988. 343 с.
18. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский Текст. М.: Педагогика, 1977.-256 с.
19. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм Текст. Л., Музыка, 1974. - С. 92.
20. Баркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н. Баркова Текст. // Педагогика. — 2002. — С. 74-77.
21. Базели, Г.А. О психических особенностях художественного сознания / Г.А. Базели Текст. // Вопросы психологии. 2001. - № 4.- С. 81- 90.
22. Бедерханова, В.П. Роль восприятия и понимания студентами преподавателя вуза в процессе профессиональной педагогической подготовки / В.П. Бедерханова Текст. // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985. - С. 24-30.
23. Благой, Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей / Д.Д. Благой Текст. /Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.2. — М.: Музыка, 1979. С. 32-33.
24. Бочкарев, JI.JI. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя / JI.JI. Бочкарев Текст. // Вопросы психологии. 1975. -№1.- С. 68-79.
25. Бочкарев, JI.JI. Психология музыкальной деятельности / JI.JI. Бочкарев Текст. М.: ИП РАН, 1997. - 483 с.
26. Болыпой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко Текст. СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
27. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бонева Текст. М.: Наука., 1978. - 274 с
28. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская Текст. Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн.заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
29. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская Текст. // Педагогика, 1997, № 4. с. 11-17.
30. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич Текст. -Ростов-на-Дону, ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.
31. Бондырева, С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза / С.К. Бондырева Текст. // Мир психологии. 2000. - № 3. — С. 199-204.
32. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав Текст. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
33. Бритаева, Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве /,Н.Х. Бритаева Текст. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. - 160 с.
34. Васютин, A.M. Стратегия саморегулирования, или как стать хозяином своей жизни / A.M. Васютин Текст. М.: Издательство ЭКСМО-. Пресс, 2002.- 288 с.
35. Васильева, В.А. Личностные характеристики и состояния напряженности в трудовой деятельности / В.А. Васильева Текст. // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989.- 221 с.
36. Валицкая, А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие / А.П. Валицкая Текст. // Педагогика, 2001, №7. С. 3-7.
37. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский Текст. М.: «Педагогика», 1987.- 341 с.
38. Вицинский, А. Процесс работы пианиста-исполнителя над. музыкальным произведением. Психологический анализ / А. Вицинский Текст. М.: Классика - XXI, 2003. - 100 с.
39. Ведерникова, Л.В. Формирование ценностных установок студента на творчебскую самореализацию / Л.В. Ведерникова Текст. // Педагогика. 2003. - № 1. - С. 47-53.
40. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Г. Вильсон Текст. М.: "Когито-Центр", 2001. - 384с.
41. Габдреева, ГШ. Самоуправление психическим состоянием / Г.Ш. Габдреева Текст. Учебное пособие. Изд-во Казанского ун-та., 1981.- 47 с.
42. Гапоненко, В.М. Формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств: Автореф. дис. . канд. пед. наук. / В.М.
43. Гапоненко Текст. М., 2002.- 19 с.
44. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен Текст. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 192 с.
45. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман Текст. Классика - XXI, 2002. - 192 с.
46. Горин, Ю.К. К иной парадигме / Ю.К. Горин, Б.Ф. Свистунов Текст. // Высшее образование в России. 1999. - № 3. - С. 60-66.
47. Грачёва, Л.В. Актёрский тренинг: теория и профилактика / Л.В. Грачева Текст.- СПБ.: Речь, 2003. 168 с.
48. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг Текст. -7-е изд.-СПБ.: Питер, 2002. 495 с.
49. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л.П. Гримак Текст. М.: Политиздат, 1987. - 286 с.
50. Гримак, Л.П. Общение с собой: начала психологии активности /Л.П. Гримак Текст. -М.: Политиздат, 1991. 237 с.
51. Гримак, Л.П. Техники психической саморегуляции /Л.П.Гримак, О.С. Кордобовский Текст. //Человек. -2001. № 5. -С. 136-141.
52. Готсдинер, А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) / А.Л. Готсдинер Текст. // Методические записки по вопросам музыкального образования: сб.статей: Вып. 3. М.: Музыка, 1991. С. 182-193.
53. Декарт, Р. Избр. произв. / Р.Декарт Текст. М.: Госполитиздат, 1950. -530 с.
54. Дикая, Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке / Л.Г. Дикая Текст. // Психологический журнал, 2002, том 23, № 6. С. 18-37.
55. Дикая, Л.Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы их формирования / Л.Г. Дикая, А.В. Махач Текст. // Психологический журнал, 1996, том 22, №3. С. 137-149.
56. Дикая, JI.Г. Психология саморегуляции функциональных состояний субъекта в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дисс. . Д- ра психол. Наук / Л.Г. Дикая Текст. М., 2002. - 44 с.
57. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин Текст. М., 2001. - 263 с.
58. Дорфман, Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль / Л.Я. Дорфман Текст. // Вопросы психологии, 1989, № 5. С.88 - 95.
59. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский Текст. М., 1987. - 160 с.
60. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович Текст. // Вопросы психологии. 1974. - № 6. - С. 59-73.67.3еер; Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование
61. Э.Ф. Зеер Текст. // Педагогика. 2002. - №3. - С. 16-21. 68.3иновкина, М. Креативная технология образования / М. Зиновкина
62. Жуйков, Ю.С. Субъективная модель условий деятельности как звено в процессе ее регулирования / Ю.С. Жуйков, Н.О. Сипачев Текст. // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань. 1976. - С. 35-38.
63. Иванов, С.П. Психология художественного действия субъекта / С.П. Иванов Текст. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».- 2002.- 640 с.
64. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников Текст. М., 1991. - 324 с.
65. Иванников, В.А. К сущности волевого поведения / В.А. Иванников Текст. // Психологический журнал.- 1985,- Том 6. № 3. С. 47 - 55.
66. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин Текст. СПБ: Издательство "Питер, 2000. - 288 с.
67. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин
68. Текст.-СПб.: Питер, 2004.-701 с.
69. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин Текст. СПб.: Питер, 2003.-512 с.
70. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард Текст. СПб.: Питер, 2003. -464 с.
71. Карпов, А.О. Научное образование в контексте новой педагогической парадигмы /А.О. Карпов Текст. // Педагогика. 2004. - № 2. - С. 20-27.
72. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов Текст. // Психологический журнал. 2003. -Том 24.-№5.-С. 45-57.
73. Калиненко, В.К. Особенности личностного развития в студенческом возрасте / В.К. Калиниченко Текст. Воронеж, 1998. - 178 с.
74. Коган, Г. М. У врат мастерства / Г.М. Коган Текст. М.: Советский композитор, 1961. — 354 с.
75. Коган, Г.М. Работа пианиста / Г.М. Коган Текст. 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1979.-182.
76. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова Текст. // Вопросы психологии. -1989.-№5.-С. 18-22.
77. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно функциональный аспект) / О.А. Конопкин Текст. // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 5-12.
78. Конопкин, О.А. О психологическом аспекте самопрограммирования трудовой деятельности / О.А. Конопкин Текст. // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпоз. /Отв. ред. В.М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. М., 1975. С. 221-237.
79. Конопкин, О.А. Психические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин Текст. / Отв. ред. А.А. Крылов. М.,-1980. 240 с.
80. Конопкин, О.А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции /
81. О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин Текст. // Вопросы психологии. 1984. -№ 3. С. 42-52.
82. Кончев, В.И. Понятие сценического самочувствия в системе К.С. Станиславского / В.И. Кончев Текст. // Вопросы психологии. — 1990. -№6.-С. 95- 102.
83. Кончев, В.И. О сценическом переживании: «снятия» проблемы. / В.И.Кончев Текст. // Психологический журнал. 1990. - Том 11.-№ 4. - С. 72 - 82.
84. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной и Э.Лоарера. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 296 с.
85. Кулюткин, Ю.Н. Мышление учителя / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская Текст. М.: Педагогика.- 1990. - 104 с.
86. Каракулис, А.А. Роль мышечной саморегуляции нервной деятельности при напряженной работе / А.А. Каракулис, В.Н. Ясон, А.А. Колодинский Текст. Л., 1978. 430 с.
87. Круглова Н.Ф. Концепция осознанной саморегуляции деятельности и учебная неуспешность / Н.Ф. Круглова Текст. // Журнал прикладной психологии. 2003. - № 6. - С. 19-21.
88. Леонтьев, А.Н. Избр.психол. произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев Текст. М.: Педагогика. - 1983. - Т. 1. - 392 е.; Т.2. - 320 с.
89. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев Текст. 2-е испр. изд. М.: «Смысл». - 2003. - 487 с.
90. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов Текст. М.: Наука, 1984. - 444 с.
91. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов Текст. 3-е изд. М.: Просвещение. - 1969. - 424 с.
92. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации Текст. / Под. ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, Изд-во1. Петерком» 1992. - 318 с.
93. Макаров, О.В. Психическая саморегуляция состояний спортсменов в публичных соревнованиях: На материалах фигурного катания: Автореф. дисс. .Канд. психол. Наук / О.В. Марков Текст. СПб., 199.-17с.
94. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова Текст. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание». - 1996. - 312 с.
95. Майковская, J1.C. Артистизм учителя музыки / JI.C. Майковская Текст. Учебное пособие. — М.: 1999. 65 с.
96. Машин, В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека / В.А. Машин Текст. //Вопросы психологии. 1994. - № 3. — С. 144 - 149.
97. Мазур, Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С.Выгодского / Е.С. Мазур Текст. // Вестник Моск. Ун-та, сер. 14 -1983 -№1.-С. 31-40.
98. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности / Ю.А. Миславский Текст. // Вопросы психологии. 1988. - № 3. - С. 71-78.
99. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю.А. Миславский Текст. М., 1991. - 342 с.
100. Моросанова, В.И. Регуляторные аспекты основных личностных измерений (на модели Большой Пятерки) / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз Текст. // Журналприкладной психологии. 2003. - № 3. - С. 51-57.
101. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И.
102. Моросанова Текст. М.: Наука, 2001.-192 с.
103. Моросанова, В.И. Диагностика индивидуально стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов / В.И. Моросанова, P.P. Сагиев Текст. //Вопросы психологии.1994. -№ 5. -С. 134- 140.
104. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В.И. Моросанова Текст. // Вопросы психологии. 1991. - № 1. - С. 121-127.
105. Моросанова, В.И. Метод выявления субъективного критерия / В.И. Моросанова, В.И. Степанский Текст. // Вопросы психологии. 1982.-№ 3. - С. 129-133.
106. Мозгот, В.Г. Введение в музыкальную психофизиологию / В.Г. Мозгот Текст.: Учебно-методическое пособие. Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2005. - 72 с.
107. Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.О. Медушевский Текст. Издательство «Музыка» М.: 1976., 254 с.
108. Медушевский, В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. Медушевский Текст. -М.: Композитор, 1993. 262 с.
109. Медяник, Г.А. Педагогические технологии творческого саморазвития личности студента в процессе педагогической практики: Дис. .канд. пед. наук / Г.А. Медяник Текст. Тольятти, 2000.
110. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная культура: трансляция или порождение / А.А. Мелик-Пашаев Текст. // Мир психологии. 2000. -№ 3. - С. 84-85.
111. Методические записки по вопросам'музыкального образования Текст. Вып.З. /под ред. А.И. Лагутина М., «Музыка», 1991. 182 с.
112. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции Текст. / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. -М.: 1999. 168 с.
113. Наживин, Ю.С. Способность к саморегуляции и профессиональная пригодность / Ю.С. Наживин, JI.E. Душацкий Текст. // Психологический журнал. 1985. - Том 6. - № 4. - С. 139 - 146.
114. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психологического напряжения / Т.А. Немчин Текст. JL: Издательство Ленинградского университета, 1983.- 167 с.
115. Нечаев, Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / Н.Н. Нечаев Текст. М.: Изд-во МГУ, 1988.-166 с.
116. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г. Нейгауз Текст. 5-е изд. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.
117. Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В. Никандров Текст. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 480 с.
118. Никандров, В.В. Неэмпирические методы психологии / В.В. Никандров Текст. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. - 53 с.
119. Никонова, З.В. Методологические характеристики и методы педагогического исследования / З.В. Никонова Текст. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Краснодар, 2004. - 80 с.
120. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов Текст. -М., 1991.-287 с.
121. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья / В.Н. Панкратов Текст. М., 2001. - 338 с.
122. Панкратов, В.Н. Искусство управлять собой: Практическое руководство / В.Н. Панкратов Текст. — М.: Изд-во Института
123. Психотерапии, 2001. 256 с.
124. Павлов, А.Н. Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов- исполнителей к концертной деятельности: Дис. . канд. псих. Наук / А.Н. Павлов Текст. Нижний Новгород: 2001. -153 с.
125. Петру шин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петру шин Текст. -Учебное пособие. М.: Владос, 1997. - 384 с.
126. Петровский, А.В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы /А.В. Петровский Текст. // Прогрессивные формы обучения. Волгоград, 1978. - 377 с.
127. Петухов, В.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции / В.В. Петухов, Т.В. Зеленкова Текст. // Вопросы психологии. 2002. - № 3. - С. 20-32.
128. Петровский, В.А. Личность в психологии. / В.А. Петровский Текст. -Ростов-на-Дону, 1996. 432 с.
129. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений Текст. / Под ред. С.А. Смирнова. -М., 1999. 512 с.
130. Пейсахов, Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы / Н.М. Пейсахов Текст. Казань, 1974. - 347 с.
131. Пичугина, С.Г. Психорегуляция педагогической деятельности учителя словестника: Автореф. дисс. . Канд. психол. Наук / С.Г. Пичугина Текст. - Ярославль, 2002. - 24 с.
132. Психология и педагогика. Учебное пособие Текст. / Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 585 с.
133. Попова, Ю.И. Перевоплощение как регулятор Я-концепции (на материале профессии актеров): Автореф. дис. канд. пед. наук / Ю.И. Попова Текст. М., 1988. - с.
134. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкальнопедагогической деятельности / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова Текст. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Владос, 2001.-320 с.
135. Плахотникова И.В. Регуляторная роль отдельных личностных качеств в индивидуально-типических проявлениях саморегуляции произвольной активности / И.В. Плахотникова, В.И. Моросанова Текст. //Журнал прикладной психологии. 2004. - № 1. - С. 23-30.
136. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования.-Новосибирск: Наука, 1987.-345 с.
137. Прокофьев, JI.E. Основы психической саморегуляции / Л.Е. Прокофьев Текст. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2003.- 387 с.
138. Прохоров, А. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния / А. Прохоров Текст. // Психологический журнал. 1999. - Т.20. -№2.-С. 115-124.
139. Психологические состояния / Куликова Л.В. Сост. И общая редакция Текст. СПБ: Издательство "Питер", 2000. - 512 с.
140. Психологические проблемы деятельности в особых условиях Текст. М.: «Наука», 1985.- 254 с.
141. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. Текст. -М.: ПЕР СЭ, 2002. -368 с.
142. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина Текст. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 585 с.
143. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н. Борисов, О.Г. Ковалев, С.А. Лузгин, А.И. Ушатиков Текст. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 144 с.
144. Пушкин, А.С. / А.С. Пушкин Текст. Соч.в 3-х томах, т.З. М.,1987.-373 с.
145. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика Текст. Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. Заведений Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. / Под. ред. Г.М. Цыпина. -М.: Изд. центр «Академия», 2003. 368 с.
146. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт Текст. Изд. 2, доп. М.: Музыка. 1972. 168 с.
147. Рубинштейн, C.J1. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн Текст. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 720 с.
148. Рябикина, З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. / З.И. Рябикина Текст. Краснодар, 1995. - 154 с.
149. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / Под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.
150. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитие личности / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов Текст. // Вопросы психологии. 1983. - № 2.- С. 35-42.
151. Сериков, В.В. Образование и личность: теория практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков Текст. М.: Логос, 1999. - 272 с.
152. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько Текст. М., 2000. - 240 с.
153. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова Текст. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
154. Сластенин, В.А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя /В.А. Сластенин, А.И. Мищенко Текст. // Сов. Педагогика. 1991. - № 10. - С. 79 - 84.
155. Славнова, Т.О. Оптимизация саморегуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс. канд. психол. Наук / Т.О. Славнова Текст. М., 2003. - 23 с.
156. Смирнов, Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии / Б.Н.Смирнов Текст. // Вопросы психологии. — 2004. №3. - С. 64.
157. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов Текст. М., 2001 - 304 с.
158. Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека / В.И. Слуцкий Текст. М., 1992. - 159 с.
159. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой. / К.С. Станиславский Текст. Собр. Соч., т.З. Государственное издательство "Искусство", 1955.-387 с.
160. Савшинский, С. Пианист и его работа / С. Савшинский Текст. М.: Классика - XXI, 2002. - 244 с.
161. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. / Сост. и общая редакция И.П. Волкова Текст. СПб.: Питер, 2002. - 384 с.
162. Тарасов, Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности / Г.С. Тарасов Текст. // Вопросы психологии. 1990. - № 4. - С. 131-134.
163. Тарасов, Г.С. О психологии музыки / Г.С. Тарасов Текст. // Вопросы психологии. 1994. - № 5. - С. 95-99.
164. Толочек, В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности / В.А. Толочек Текст.- М., 1992. — с.
165. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов Текст. М., 1987.
166. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Б.М. Теплов Текст. — М.: Педагогика, 1985. Т. 1. - 328 с.
167. Теоретические проблемы психологии личности Текст. Изд-во «Наука» М., 1974.-319 с.
168. Телегина, Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Дис. . д-ра психол наук / Э.Д. Телегина Текст. М., 1993. - 398 с.
169. Тигранян, Р.А. Стресс и его значение для организма / Р.А. Тигранян Текст. /Отв. ред. и авт. предисл. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1988.176 с.
170. Туравец, Н.Р. Региональный компонент прфессионального музыкального образования: методология, теория, практика. Автореф. Дис. . докт. пед. Наук / Н.Р. Туравец Текст. Москва, МГУК, 1999. -50 с.
171. Файзуллаев, А.А. Принятие мотива личностью / А.А. Файзулаев Текст. //Психологический журнал. 1985- том 6- № 4. - С. 87-96.
172. Фёдоров Е. О психологической подготовке музыканта к концертному выступлению / Е. Федоров Текст. //http//www.fedorov.nweb.ru/st/.htm
173. Черникова, О. В. Эмоциональные состояния в спорте / О.В. Черникова Текст. // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов.- Санкт-Петербург: Питер, 2000. С. 73 - 78.
174. Человек: образ и сущность: (Гуманитарные аспекты): Ежегодник / РАН. ИНИОН. Текст. Центр гуманит. Науч.- информ. Исслед.; Редкол,: Скворцов JI.B., (гл.ред.); Галинская И.Л. Философия и психология творчества. 260 с.
175. Чеснокова, И.И. Самосознание личности / Теоретические проблемы психологии личности / И.И. Чеснокова Текст. / Под ред.
176. Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Наука» , 1974. - 317 с.
177. Чудновский, В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В.Э. Чудновский Текст. // Психологический журнал. 1993. - Том 14. - № 5. - С. 3-12.
178. Холодная, М.А.Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная Текст. Томск: Изд-во Том. Ун-та; М.: Барс, 1997. -340 с.
179. Шапов, А.И. Некоторые вопросы фортепианной техники / А.И. Шапов Текст. -М., 1968.- 67 с.
180. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков Текст. М.: Логос, 1996. - 320 с.
181. Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности как системы / В.Д. Шадриков Текст. // Психологический журнал. 1980. - Т. - № 3. -С. 33-46.
182. Шадриков, В.Д. Духовные способности / В.Д. Шадриков Текст. -СПб.: Алетейя, 1997. 218 с.
183. Шорохов, Е.В. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения / Е.В. Шорохов, М.И. Бобнева Текст. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. - С. 3-19.
184. Целковников, Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование / Б.М. Целковников Текст. / Отв. Ред. Э.Б. Абдуллин. М., 1999. - 231 с.
185. Целковников, Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки. Дис. . докт. пед. наук / Б.М. Целковников Текст. -Краснодар, КГУКИ, 1999. 257 с.
186. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин Текст. Пособие для учащихся. М.: -Интерпракс, 1994. 384 с.
187. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологиитворчества / Г.М. Цыпин Текст. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.
188. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Автореф. дисс. .докт. наук /Ю.А. Цагарелли Текст. Л., 1981.-398 с.
189. Эллис, А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса / А. Эллис Текст. СПБ. Питерком, 1999. - 288 с.
190. Якобсон, П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П.М. Якобсон Текст. // Психологический журнал. 1981.-№4. -С 34-43.
191. Ярушкин, Н.Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: Дис. . д-ра. психол. наук / Н.Н.Ярушкин Текст. СПб., 1998. - 398 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.