Развитие креативности детей дошкольного возраста в студии эстетического воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Рыбникова, Ольга Петровна

  • Рыбникова, Ольга Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 184
Рыбникова, Ольга Петровна. Развитие креативности детей дошкольного возраста в студии эстетического воспитания: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург. 2004. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рыбникова, Ольга Петровна

Введение 3

ГЛАВА 1. Философские и нсихолого-иедагогические основы исследовании креативности.

§1. Генезис понятий «творчество» и «творческие способности». 14

Выводы

§2. «Механизм» творчества и методы исследования творческих способностей. 32 —

Выводы

ГЛАВА 2. Условия развития креативности у детей дошкольного возраста.

§1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их влияние на развитие механизмов художественного творчества. 70

Выводы

§2. Игровой метод как основа развития креативности дошкольников. 85

Выводы

§3. Изобразительное творчество дошкольников. 98

Выводы

§4. Формирующий эксперимент по исследованию и развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста на базах студий раннего эстетического развития. 121

Выводы

§5. Рекомендации педагогам по организации условий развития креативной активности дошкольников 137

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие креативности детей дошкольного возраста в студии эстетического воспитания»

Актуальность проблемы исследования. В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально-трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность. Это интегральное качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию и в конечном счете — самоосуществления человека. Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития креативности выступает старший дошкольный возраст. За минувшие 8090 лет в России накоплен весьма ценный опыт эстетического воспитания детей в социально-культурных учреждениях, прежде всего в студиях раннего эстетического развития. Их программы охватывают различные виды творчества (изобразительное, музыкальное, хореографическое и др.). Однако, будучи нацелены на освоение детьми конкретных технологий, специалисты, работающие в такого рода объединениях, слабо ориентированы на развитие креативности, что порождает ряд недостатков, таких как: отсутствие в студиях раннего эстетического развития специально организованных условий, научно-обоснованных моделей, технологий развития креативности с учетом индивидуальных психологических особенностей дошкольников; низкая эффективность задействования творческого потенциала всех субъектов процесса развития креативности в специально организованных условиях студий раннего эстетического развития; недостаточная активность и последовательность создания условий для современного социально-психологического сопровождения процесса развития креативности в студиях раннего эстетического развития.

Отмеченные недостатки существенно сказываются на эффективности работы по развитию креативности дошкольников и функционировании студий раннего эстетического развития. В этой связи можно зафиксировать ряд противоречий между: а) объективной потребностью общества и личности в развитии творческого отношения к действительности, умения творчески решать различные задачи в области труда, быта, досуга и недостаточным развитием этих качеств; б) задачами формирования и развития креативности дошкольников и слабым уровнем их решения в силу сохраняющихся стереотипов обучения; в) высоким потенциалом клубных форм творческого развития детей и его недостаточным использованием в практической деятельности студий раннего эстетического развития, традиционно воспроизводящих школьно-урочную систему художественного образования; г) потребностью социально-культурных учреждений в специалистах, владеющих технологиями развития креативности и отсутствием таких специалистов, владеющих синтетическими методиками одновременного развитие творческих способностей ребенка в конкретном виде художественного творчества и креативности как интегральной характеристики личности.

Особым потенциалом развития креативности у дошкольников обладает изобразительная деятельность, освоение которой интенсифицирует работу отделов мозга, ответственных за психофизические процессы, логическое мышление, образные представления и др.

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (А.А.Потебня, П.К.Энгельмейер, С.О.Грузенберг, Л.В.Петровский, Л.С.Выготский, А.ФЛосев, Д.Б.Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е.Торренс и многими др.), общих и специальных способностей (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и др.), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (Ф.Гальтон, А.Бинэ, Г.Айзенк, Э.А.Голубева и другие.), психологии творческого учителя (А.В.Брушлинский, Л.М.Матюшкин, Я.Л.Пономарев,

Б.М.Теплов, Л.В.Запорожец, Л.Л.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, М.С.Каган и др.).

В то же время разрешение указанных выше противоречий сдерживается недостаточным уровнем теоретического осмысления и методического оснащения проблем развития креативности детей в студиях раннего эстетического развития, работающих на базе социально-культурных учреждений, в единстве концептуальной и технологической составляющих.

Актуальность и неразработанность сформулированной выше проблемы обусловливает необходимость осуществления специального педагогического исследования, основная цель которого - разработка методики и определение комплекса организационно-педагогических условий развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в студиях раннего эстетического развития.

Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:

1. проследить генезис понятий «творчество» и «творческие способности» в философском, психологическом и педагогическом аспектах;

2. рассмотреть социально-культурные механизмы творческого процесса и методы исследования творческих способностей;

3. определить влияние психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста на развитие навыков художественного творчества;

4. охарактеризовать развитие креативности дошкольников в единстве изобразительной, игровой, конструктивной и художественной деятельности;

5. провести констатирующий и формирующий эксперимент по созданию условий развития креативности у дошкольников на базах студий раннего эстетического развития;

6. проследить динамику развития креативности в процессе эксперимента;

7. обосновать организационно-педагогические условия развития креативности старших дошкольников в студиях раннего эстетического развития.

Объектом исследования является студия раннего эстетического воспитания как педагогическая среда формирования креативности детей старшего дошкольного возраста; предметом - развитие креативности детей дошкольного возраста в студии эстетического воспитания.

Методологической основой исследовании являются философские, психологические и педагогические теории развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

Исследование строилось на основе философских концепций творчества и творческой личности (Платон, Аристотель, Г.В.Ф.Гегель, Ф.В.И.Шеллинг,

B.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и др.); исследований по проблеме психологии творчества, психологии общих и специальных способностей, происхождения и диагностики творческих способностей, исследований по формированию механизмов художественного творчества у детей (Л.С.Выготский,

C.Л.Рубинштейн, С.О.Грузенберг, Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский, А.Бинэ, А.Н.Леонтьев, Дж. Гетцельс, Дж. Гилфорд, Е.П.Торранс); современных концепций о системе воспитания и развития творческих способностей у детей (А.А.Мелик-Пашаев, А.В.Брушлинский,

A.В.Запорожец, А.М.Матюшкин, Р.М.Грановская и др.); исследований

B.А.Скоробогатова, установившего фило- и онтогенетический ряд форм сенсорного воображения.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий: теоретические методы (анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ точек зрения специалистов по проблеме); эмпирические методы (наблюдение, изучение продуктов детского изобразительного творчества, анализ программ по обучению дошкольников изобразительной деятельности).

Гипотезы исследования. Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезы исследования, представляющие следующие предположения:

1. формирование и развитие креативности ребенка (дивергентности мышления, оригинальности, гибкости и др.), активизирует творческие способности в целом: повышение личностной значимости творческого роста детей; использование комплексного многообразия форм совместной деятельности детей;

2. развитие креативности у ребенка будет эффективным при условии всемерного использовать потенциала клубных форм организации познавательно-коллективной деятельности, таких как взаимооценка, взаимопомощь, игровые начала в организации творческого процесса, опора на самодеятельность, самоорганизацию, самовоспитания.

База исследования: Исследования проводились на базе студии эстетического воспитания ДОУ №.4 г.Всеволожска, студии раннего эстетического развития на базе МДОУ д/с № 20 пос. им. Морозова Всеволожского района, изостудии на базе МДОУ д/с №22 пос. им. Морозова Всеволожского района. Всего в предварительных исследованиях было задействовано 70 детей дошкольного возраста, проанкетировано 60 родителей (1996-2000 годы). В формирующем эксперименте приняло участие 40 детей, были проведены беседы и опросы их родителей (2000-2003 годы).

Организация и методика исследования.

Исследование, осуществленное на протяжении 10 лет, в своем развитии зафиксировало четыре этапа:

На первом - поисково-констатирующем этапе (1994-1996гг.) проводился ретроспективный анализ научной литературы по проблеме исследовании креативности как качества личности и предмета педагогических технологий, проводились занятия по традиционным методикам в рамках студии раннего эстетического развития на базе МДОУ д/с № 20 пос. им. Морозова Всеволожского района. На данном этапе применялась методика теоретического анализа и синтеза, позволившая обобщить и систематизировать обширный материал, отражающий развитие теоретических взглядов на природу креативности и технологии ее развития.

На втором - аналитическом этапе (1996-2000гг.) — осуществлялся анализ первых полученных результатов, проводились экспериментальные занятия на базе студии эстетического воспитания ДОУ №4 г.Всеволожска, студии раннего эстетического развития на базе МДОУ д/с №20, на базе изостудий МДОУ д/с №22 пос. им. Морозова Всеволожского района, где апробировалась игровая методика организации занятий. Велась подготовка формирующего эксперимента. На данном этапе применялась методика опроса (был проведен опрос родителей, позволивший составить представления о их понимании креативности и роли этого показателя в формировании личности ребенка), а также поисково-констатирующего эксперимента, в ходе которого анализировались программы обучения изобразительной деятельности в дошкольных культурно-досуговых учреждениях, велись наблюдения за деятельности других педагогов, работающих по данным программам.

На третьем - формирующем этапе (2000-2003 гг.) - проводился формирующий эксперимент, который носил полевой характер и включал работу в экспериментальной группе с одновременным анализом развития креативности у детей, входящих в контрольную группу. Данные, полученные в ходе эксперимента, были подвергнуты качественной и количественной обработке. 8

Осуществлен анализ и обобщение экспериментальных и теоретических результатов исследования, сформулированы выводы, полученные результаты апробированы. На данном этапе использовался метод педагогического эксперимента.

На четвертом — результирующем — этапе (2003-2004) подводились окончательные итоги исследования, уточнялись полученные данные, осуществлялось расширенное внедрение разработанной методики в практику, готовился текст диссертации.

На защиту выносятся:

1. Концепция развития креативности дошкольников, включающая: а) обоснование креативности дошкольников, как интегрального качества, формируемого на основе комплексной организации изобразительной, игровой, конструктивной и художественной деятельности, способствующей развитию всех видов воображения - предметно-чувственного, первично-социализированного, элементов образного мышления, развиваемых почти одновременно, в условиях благоприятной социокультурной среды. б) раскрытие педагогических задач, связанных с выявлением и развитием креативного потенциала воспитуемых (включение ребенка в различные виды творческой деятельности, в которых обнаружатся и могут реализоваться его специальные способности, что в целом будет способствовать формированию его предпосылок к творчеству; формирование положительной самооценки у ребенка, которая послужит стимулом к дальнейшей творческой деятельности; воспитание собственной педагогической креативности). в) обоснование потенциала изобразительного искусства как одной из ведущих сфер формирования креативности дошкольников, обусловливаемых развитие эмоциональной сферы, всех простых видов воображения, красочного восприятия окружающей жизни, становлению причинно-следственных связей.

2. Методика диагностики уровня креативности дошкольников, основанная на модификации тестов Е.П.Торранса МТТМ (Миннесотские тесты творческого мышления), тестов Г.Роршаха «Волшебные кляксы», тестов С.Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций), тестов Керна-Йерасика.

3. Методика развития креативности дошкольников в условиях студии раннего эстетического воспитания, включающая:

- применение дидактических игр на занятиях изобразительной деятельности;

- комплексную организацию занятий, сочетающих изобразительную деятельность с деятельностью в других видах искусства;

- специально разработанный комплекс методических заданий на развитие креативности дошкольников с использованием оригинальных технических приемов в изобразительной деятельности (исключение визуальной наглядности при тематическом рисовании, применение кляксографии в графических и живописных работах, применение нетрадиционных изобразительных средств в реализации творческих композиций и др.);

4. Организационно-педагогические и социокультурные условия развития креативности дошкольников, предполагающие: а) коллективный характер творческой деятельности дошкольников, стимулирующий творческий потенциал каждого ребенка, групповые творческие поиски, активность и состязательность, взаимную оценку полученных результатов; б) взаимодействие педагога и семьи, предполагающее разъяснительные беседы, анкетирование; в) организацию социокультурной среды, способствующей развитию креативности дошкольников на базе культурно-досуговых учреждений включающей материально-техническое оснащение помещения для занятий (качественное освещение, ковровое покрытие на полу, аудиотехника, музыкальные инструменты, мольберты, качественная бумага, краски и так далее); г) стимулирование достиженческой мотивации дошкольников за счет организации конкурсов, выставок-показов итогов творческой деятельности и других форм.

Научная новизна исследования: а) обоснована авторская концепция развития креативности дошкольников, включающая: обоснование креативности дошкольников, как совокупности изобразительной, игровой, конструктивной и художественной деятельности, способствующей развитию всех видов воображения - предметно-чувственного, первично-социализированного, элементов образного мышления;

- понимание креативности, как формируемого качества, результата целенаправленного педагогического воздействия;

- раскрытие педагогических задач, связанных с выявлением и развитием креативного потенциала воспитуемых (включение ребенка в различные виды творческой деятельности, в которых обнаружатся и могут реализоваться его специальные способности, что в целом будет способствовать формированию его предпосылок к творчеству;

- формирование положительной самооценки у ребенка, которая служит стимулом к дальнейшей творческой деятельности;

- воспитание собственной педагогической креативности); б) применением методики диагностики уровня креативности дошкольников, основанной на модификации тестов Е.П.Торранса и Г.Роршаха; в) разработана методика развития креативности дошкольников, включающей: применение дидактических игр; сочетание изобразительной деятельности с деятельностью в других видах искусства; использование специально разработанного комплекса методических заданий на развитие креативности дошкольников с использованием оригинальных нетрадиционных технических приемов; г) выявлены педагогические условия развития креативности дошкольников, предполагающих коллективный характер творческой деятельности дошкольников, взаимодействие педагога и семьи, организацию социокультурной среды, способствующей развитию креативности дошкольников на базе культурно-досуговых учреждений.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что: а) обогащена и дополнена существующая система обучения старших дошкольников с использованием новых педагогических технологий, направленных на развитие креативности; б) разработаны рекомендации по организации социально-культурных условий для развития креативности дошкольников; в) предложена модель комплексного подхода к развитию личности ребенка; г) результаты исследования использованы на занятиях с дошкольниками в изостудиях Всеволожского района; д) разработанные упражнения на развитие креативности используются в курсе «Технология и методика обучения ИЗО» для студентов ЛГУ им. Л.С.Пушкина; е) разработан и апробирован тренинг по развитию творческого мышления у студентов первого курса факультета КПиСП ЛГУ им.А.С.Пушкина.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих: а) выступления на научных конференциях и семинарах (Международная научно-практическая конференция VIII Царскосельские чтения - 2004 год; научно-практический семинар для руководителей и воспитателей детских образовательных учреждений - 2004 год; семинары по повышению квалификации работников дошкольных учреждений г.Всеволожска и Всеволожского района, Калининского района, Пушкинского района г.Санкт-Петербурга по теме: «Приемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»); б) опубликование материалов исследования - в общей сложности опубликовано 6 работ; в) педагогическая деятельность автора на кафедре общетеоретических и специальных дисциплин факультета коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им.А.С.Пушкина, в процессе которой разработан тренинг по развитию творческого мышления у студентов - будущих педагогов-дефектологов; г) экспериментальную деятельность автора по внедрению разработанной методики развития креативности дошкольников в культурно-досуговых учреждениях г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Достоверность полученных результатов исследования, базирующихся на методологии системного анализа, подтверждается действенностью выявленных социо-культурно-психолого-педагогических условий развития креативности у детей старшего дошкольного возраста, качественным и количественным анализом экспериментальных данных, проверкой результатов исследования в практике работы изостудий на базе дошкольных образовательных учреждений, а также широкой опорой на опыт повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений в г.Санкт-Петербурге и области.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений, отражающих инструментарий поисково-констатирующего исследования, а также ход и результаты педагогического эксперимента.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Рыбникова, Ольга Петровна

Заключение

В настоящее время с ускорением темпа жизни, бытие меняется с невиданной прежде скоростью, новому поколению предстоит освоить не готовое решение проблем, а реализовать творческий импульс к самостоятельному движению. В мире постоянных перемен невозможно адаптироваться без возрастания роли креативных способностей личности. Творчество ребенка становится важным условием социализации, а миромоделирование превращается в ведущую деятельность в детстве. С одной стороны общество заинтересовано в том, чтобы поддерживать и поощрять самоопределение и самореализацию личности через развитую систему социокультурного творчества, соответствующую его гуманистическим ожиданиям. С другой стороны, талант — возмутитель спокойствия, разрушитель порядка, носитель хаоса. Поэтому вся инфраструктура социума и культуры нацелена на поддержку наличного порядка, что создает препятствия для реализации таланта. Педагогическая задача в создавшейся ситуации состоит в оберегании творческости детства. Наиболее сложной и фундаментальной теоретической проблемой является понимание детства как стартового креативного потенциала, как одного из основных факторов становления и развития жизненной траектории личности в социокультурном пространстве.

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества актуальна и педагогически значима. Особый интерес эта проблема вызывает в области педагогической деятельности в социокультурных учреждениях, так как именно там созданы более благоприятные условия для развития творческих способностей детей в эстетической сфере. Во-первых, в социокультурных учреждениях у детей есть возможность заниматься такими видами творческой деятельности, как изобразительная, музыкальная, хореографическая и другие. Во-вторых, именно там имеется возможность применять нестандартные методы обучения: игровую деятельность, игры-драматизации. В-третьих, программа обучения каждого

160 ребенка может быть более индивидуализирована, что поможет ему больше и лучше раскрыться в творческом проявлении. Наконец, именно в социокультурных учреждениях возможны занятия с дошкольником «ненасильственным» методом, когда ребенок приходит на занятия добровольно, и у ребенка есть право выбора педагога.

Психологами отмечено, что имеется несколько периодов активного творческого процесса у детей. Первый приходится на дошкольный возраст (примерно 4-6 лет), а второй - на подростковый возраст. Исходя из этого, следует отметить, что дошкольный возраст является той «площадкой», с которой ребенок стартует в будущее: или он будет стремиться познавать и преобразовывать мир, или он будет «нетворческим» человеком. Таким образом, развитие творческих качеств детей представляется необходимым условием развития дошкольников.

Способности - сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойства, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности, поэтому нужно организовать деятельность дошкольника таким образом, чтобы как можно больше расширить его опыт, что является первой ступенью творческой деятельности.

Прежде чем развивать какой-либо вид творческой деятельности детей, целесообразнее подготовить их к творчеству, развив их креативность, которая включает в себя (по Д. Гилфорду), оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; семантическая гибкость -способность выделять функцию объекта и предложения его нового использования; семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации; образная адаптивная гибкость - способность изменять форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования.

В ходе исследования подтвердились выдвинутые гипотезы, что, формируя и развивая креативность ребенка, активизируются его творческие

161 способности в целом, а развитие креативности происходит при наличии позитивного образца творческой активности. Используя комплексное построение занятий изобразительной деятельности для дошкольников, расширяются познавательные способности ребенка.

В ходе проведенных нами исследований были проанализированы различные работы философов, психологов, педагогов, что позволило рассмотреть 1 понятие творчества и творческих способностей, разграничить понятие деятельности и творческой деятельности, рассмотреть механизм творческой деятельности и методы его исследования. Были рассмотрены психологические особенности дошкольника, которые влияют на развитие творческих способностей (это и развитие эмоций ребенка, и воображения, и мышления и другие).

Развивать творческие способности детей дошкольного возраста лучше с применением педагогических технологий проведения занятий по изобразительной деятельности, кроме того, использование комплексного построения занятий, где ребенок может сочетать различные виды творческой деятельности (изобразительную и музыкальную, изобразительную и литературную и другие), помогает в развитии механизма творчества, поскольку творческая деятельность имеет большую зависимость от прежнего опыта человека, что мы отмечали ранее (см. схему 3).

Творчество детей не сводится к способностям к той или иной деятельности, и представляет собой личностное бытие- непосредственное ощущение жизни, переживание, становление внутреннего мира, в котором проистекает труд «смыслостроительства» (Н. Мамардашвили).

Исходным условием становления и проявления творческих способностей является всемерное развитие индивидуальности, как целостной фундаментальной структуры и именно в ней заключены возможности гармонического, разностороннего, творческого развития личности и формирования установки на творчество.

Была проведена диагностика развития креативности ребенка с применением теста Е.П. Торранса. Были разработаны игры - занятия по изобразительной деятельности для активизации воображения и творческого мышления.

Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, на практических семинарах педагогов и психологов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рыбникова, Ольга Петровна, 2004 год

1. Айзенк Г. Проверь свои способности. -М., 1972

2. Аллахвердов В.М. Психология искусства. СПб, изд. ДНК, 2001

3. Аристотель О душе, СПб, Питер, 2002

4. Аристотель. Логика. Соч., т. 2. М., 1978

5. Артпедагогика и арттерапия в дошкольном образовании (Медведева Е.А. и др.) М., изд. Академия, 2001

6. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997

7. Бердяев Н.А. Философия творчества культуры и искусства. В 2 т. М., 1994

8. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995, с. 2521258

9. Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М, 1958 Ю.Бинэ А. Изменение личности. Б.М., 1989

10. Бинэ А. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении, М., Прогресс, 1976

11. Блонский П.П. Избранные психологические исследования. М.- 1964

12. Блох М.А. Педагогические системы М., Просвещение, 1982

13. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов - на Дону, 1983

14. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованиюинтеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1978 -№ 2• 1

15. Богоявленская Д.Б. Природа творческих способностей // Вестник РГНФ. -1997-№2

16. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., Академия, 2002

17. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1980

18. Боно де Э. Рождение новой идеи. М., 1976

19. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество, М., 1969

20. Beniep JI.A. Диагностика умственного развития дошкольника. М., 1978

21. Венгер A.JI. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет, М., 1988

22. Венгер JI.A., Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. под.ред. Венгера JI.A. - М., 1988

23. Веселовский А.Н. Собр.соч. в 5-ти т., т.1, М., 1913

24. Ветлугина Н.А. Музыкальное занятие в детском саду. — М., 1984

25. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М., 1974

26. Вилчек Я. Искусство вступает в строй, М., Изд. Иностр. л-ра, 1950

27. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.,: Союз, 1997

28. Выготский JI.C. Лекции по психологии. СПб.,: Союз, 1997

29. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 196831 .Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т. М., 1983 - т. 5

30. Гальтон Ф., Наследственность таланта: Законы и последствия, М., Мысль, 1996

31. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Соч.: в 12-ти т. — М.- Л., 1935.

32. Гельвеций К.А. Соч. в 2 т., М., Мысль, 1973

33. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности, проблемы и методы исследования, Екатеринбург, 1992

34. Голубева Э.А. Избранное, М., Педагогика, 1981

35. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб: OMS,1994

36. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в общении дошкольников изобразительной деятельности. М, 1995

37. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. -3-е изд. -М.: ACADEMIA, 1999 ;

38. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М, 1986

39. Давыдов В.В. Виды обобщений в общении. -М., 1972

40. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986

41. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986

42. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. М., Рус.яз.,1998

43. Джола Д.Н. искусство в жизни детей. — М, 1995

44. Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: Ресурсы креативности. // Ежегодник РПО 2002.- т.8

45. Дружинин А.В. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999

46. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

47. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии 1988. - №6 - с. 52-59

48. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1966.

49. Ильенков Э.В. Философия и культура, М., Политиздат, 1991

50. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972

51. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996

52. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1970

53. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников. М., 1980

54. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. М., ЮНИТИ, 2003

55. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М: изд. МГУ, 1983

56. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. М., 1971 № 2

57. Кириллова Г.Д. О воссоздающем воображении // Дошкольное воспитание. — М, 1966, № 12

58. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М, 1988

59. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., Мнемозина, 1995

60. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1990

61. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М., 1976

62. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения в 2 т. АПН СССР, М., Педагогика, 1982

63. Копытин А.И. Основы Арт-терапии. СПб., 1999

64. Краткий психологический словарь. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Мн.: Хэлтон,1998

65. Крутецкий В.А. Проблемы формирования и развития способностей // Вопросы психологии. 1972. № 2

66. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы1психологии, М, 1990, № 3

67. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология, СПб., Изд.М.К. Костина, 1912

68. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Снайдерс и фламандский натюрморт, Г.Эрм, 1926

69. Лейтес Н.С. О психофизиологических основах активности. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975

70. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы, -м., 1984

71. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975

72. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М., изд. МГУ, 1981

73. Лосев А.Ф. Теория творческой фантазии в античной эстетике. М, 1988

74. Лук А.Н. Психология творчества, М., 1978

75. Лукреций Т.К. О природе вещей. М., Прогресс, 1958

76. Луначарский А.В. о воспитании и образовании / под.ред. A.M. Арсеньева АПН СССР, М., Педагогика, 1976

77. ЛурИЯ А.Р. Основы нейропсихологии. -М., изд. МГУ, 1973

78. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971

79. Макаренко А.С. Собр. соч. в 4 т., М., Правда, 1987

80. Мануйленко З.В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в• 1игре // Дошкольное воспитание, 1953, № 7

81. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа Пресс, 1993

82. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М, Школа-Пресс, 1993

83. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.

84. Медведева Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх.// Дефектология., 2000, № 1

85. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении. // Специальная педагогика. Под. ред. Назаровой Н.М. М., 2000

86. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981

87. Мелик-Пашаев А.А. педагогика искусства и творческие способности. — М, 1981

88. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству М, 1987

89. Методика обучению рисованию, лепке и аппликации в детском саду. / под.ред. Сакулиной Н.П./ -5-е изд. М., Просвещение, 1971

90. Мечников И.И. Этюды о природе человека, Ан СССР, Мысль, 1961

91. Мухина B.C. Детская психология. М., Апрель - Пресс,2000

92. Мухина B.C. Одаренные дети.'- М., Прогресс, 1991

93. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972

94. Неменский Б.М. Искусство школа формирования личности. - М., 1983

95. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания, 2-е изд. - М., Просвещение, 1987

96. Немов Р.С. Психология, учеб., в 3 кн., 3-е изд. М.,1999

97. Общая психология / под ред. Петровского А.В. М., Просвещение, 1976

98. Основные современные концепции творчества и одаренности. / под. ред. Богоявленской Д.Б. М., 1997

99. Павлов И Л. Рефлекс свободы: лекции, статьи, выступления, СПб, Питер, 2001 г. ;

100. Петровский А.В. Развитие проблем научного творчества в советской психологии.-М., 1971

101. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта, М., Междунар.пед.акад., 1994

102. Платон Собр. соч.: в 4-х т., АН СССР, М, Мысль, 1990

103. Платонов К.К. Занимательная психология, СПб., Питер-пресс, 1997

104. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М, 1988

105. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М, 1960

106. Потебня А.А. Теоретическая поэтика . М., 1990

107. Праздников Г.А. Нравственный смысл художественного творчества, М., Просвещение, 19851

108. Проблемы способностей в советской психологии / под.ред. А.А. Бердяева-М., 1984

109. Психология одаренности детей и подростков // под. ред. Лейтеса Н.С. -М., 1997

110. Психология одаренности. под.ред. Ушакова Д.В., - М., Perse, 2000

111. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. -М., ВЛАДОС,2000 //Вопросы психологии., М., ****

112. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения, СПб., 1901

113. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1948

114. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959

115. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 19731

116. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. Детская одаренность и домашнее обучение. — Ярославль, Академия развития, 2002

117. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965

118. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982

119. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. 2-е изд. - М., 1982

120. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. 2-е изд. - М., 1985

121. Сенека Л.А. Наедине с собой, Симферополь, Реноме, 1998

122. Скоробогатов В.А. Развитие форм отражения. Л., изд. ЛГУ, 1984

123. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. СПб., Союз, 2002

124. Сократ. / Ф.Х. Кессиди, 4-е изд. СПб, Алетейя, 2001 г.

125. Соловьев В.С, Соч. в 2 т. 2-е изд. Т.2 М.: АНСССР, Мысль, 1990 -с.390

126. Спиноза Б. Избран, произв.: в 4-х т. М., 1957, т. 1

127. Сухомлинский B.C. Рождение гражданина. М., 1982

128. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1960

129. Тоинби А. Постижение истории, М., Прогресс, 1991

130. Тупик Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., изд. Дидактика ПМОС, 2002

131. Уоллес Г. Естественный подбор, СПб., 1878

132. Усанова О.Н. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989

133. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч.: М.- Л., 1950 т.8

134. Уэллс Г. Крах психоанализа, М, Прогресс, 1968

135. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М., 1956

136. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М, 1956

137. Художественное творчество и ребенок. / под.ред. Ветлугиной Н.А./ -М., 19721

138. Шадриков В.Д. Способности человека. М., Воронеж, 1997

139. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4 т., М., АПН РСФСР, 1962145. Шеллинг Ф.В.И.

140. Шеллинг Ф.В.И. Соч. в 2- х т. М., Философское наследие, 1936

141. Щербаков А.И. Психология личности учителя // Возрастная и педагогическая психология. М, 1973

142. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994

143. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978

144. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис, М., Прогресс, 1996

145. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996

146. Якобсон П.М. Психология художественного творчества, М., 1971

147. Barron F. Creative person and creative process. N.Y., 1969

148. Buhner C. Maturation and motivatition // Personality. 1951.- V. 1

149. Eysenck H.J. Genius: The natural histori of creativity. Cambridge, 1995

150. Foster J. Creativity and the Theatre. Macmillan, 1971

151. Galton F. Jnquires into human faculty and its development. L.,1883

152. Getzels J.W., Jackson P.W. Creativity and intelligence. London, N.Y., 1961

153. Jones T.R. Creative learning in perspective. London Press, 1972

154. Lytton H. Creativity and edication. Londan, Portledge &Kegan, 1971

155. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y., 1954

156. Mednick S.A. Teory and test of creative thought // Proceeding of the XIV international congress of applied psychology.- Copengagen, 1961. V. 5

157. Rorschach H. Psyhodiagnostik. 6 th ed.,Berne, 1948

158. Ross L.H. Hsin-Pay Lin. Ameta-analysis of long-term creativity training programs // J. Creative behavior. 1984.- V. 18 - No. 1

159. Stein M. The stimulating creativity. N.Y., 1974

160. Terman L.M. Psychological Approaches to the biography of geniys. In P.E. Vernon (ed). "Creativity", 1972

161. Torrance E.P. Torrance test of creative thinking. Personal Press, 1972,1983

162. Torrance E.P.Some products of twentu five years of creativity pesearch // Educational perspctives 1984,- V. 22. - No. 3

163. Wallach M.A. and Kogan N.A.A. new look at the creativity intelligence distinction. In P.E. Vernon (ed). "Creativity", 1972

164. Wallas G. The art of thought. In P.E. Vernon (ed). "Creativity", 1972

165. Вторичный замер. Данные по экспериментальной группе. Ноябрь 2002 год. ДОУ № 4 г1. Ла 1 2 3 Na Li Nacp Licp

166. Бабушка старушка- шапокляк Большой добрый еда Белый пушистый мягкий ■ 1 2,6 0,4 +2 +0,1

167. Мама бабушка Большой радостный Сев.полюс лед 2 0,4 +1 40,2

168. Мама бабушка волшебница Большой ласковый дружелюбный Белый пушистый 2,6 0,3 +2 +0,1

169. Бабушка волшебница Большой гостеприимный Зоопарк сказка 0,6 0,6 +2,5 +0,45 дедушка Большой дружба Белый мягкий 2,6 0,4 +1 -0,1

170. Лицо бабушка волшебница старая Большой лицо Белый .сев. полюс 2,6 0,5 +0,6 -0,1

171. Мама бабушка Большой мокрый Сказочный мягкий 0,6 0,4 +1,3 +0,2

172. Слон бабушка Большой сказочный Белый мягкий 0,6 0,5 +1,7 -0,4

173. Бабушка волшебница Большой Земля волшебный Лес пушистый 2,6 0,5 +1,7 +0,3

174. Мама фея Большой белый 0,6 0,4 +1 +0,2

175. Мама писатель волшебница Большой сказочный Белый •далекий мягкий 0,3 04 +2 +0,1

176. Шкала для рейтинга творческих характеристик дошкольников (Дж. Рензулли и соавторы в адаптации J1.B. Поповой)

177. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы123 4

178. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные ответы123 4

179. Выражает свое мнение без колебаний, настойчив12 3 4

180. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям123 4

181. Склонность к игре с идеями, фантазирует придумывает, занят улучшением и изменением условий игры123 4

182. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным123 4

183. Чувствителен к прекрасному123 4

184. Не подвержен влиянию группы123 4

185. Дает конструктивную критику, не склонен принимать авторитеты без критического изучения123 4

186. Подсчитать число обведенных цифр по каждой колонке Умножить на соответствующий вес123 4

187. Сложить полученные числа Общий показатель

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.