Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста учреждений культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Севастьянова, Ольга Анатольевна

  • Севастьянова, Ольга Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1996, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 138
Севастьянова, Ольга Анатольевна. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста учреждений культуры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 1996. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Севастьянова, Ольга Анатольевна

Введение.

Глава 1. Историография вопроса природы творческих способностей и становление научных методов их исследования.

1.1. Генезис вопроса творческих способностей.

1.2. Механизм творчества и методы исследования творческих способностей.

Глава 2. Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

2Л.Психологические особенности дошкольника и их влияние на развитие механизма творчества.

2.2.Игровой метод как основа развития творческих способностей дошкольника.

2.3.Формирующий эксперимент по выявлению условий в развитии творческих способностей дошкольников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста учреждений культуры»

Актуальность проблемы: В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании, особую значимость приобретают вопросы воспитания и образования подрастающего поколения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это, на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия миллионов педагогов. Наибольший интерес в этом плане имеет дошкольный возраст, так как именно в дошкольном возрасте происходит "выращивание будущего". Многие средства массовой информации затрагивают эту проблему. Начиная с 1990 года идет резкое сокращение объектов социокультурного назначения, на базе которых ранее функционировали бесплатные творческие коллективы, существовали студии раннего эстетического развития. Вместе с тем наблюдается резкое увеличение развлекательных учреждений, что само по себе является благоприятным фактором, но вместе с тем все больше обостряет проблему обучения подрастающего поколения. Обнадеживающим является то обстоятельство, что в последнее время создаются студии раннего развития дошольников, которые строятся на альтернативной педагогике, в программы которых входят различные виды творчества /изобразительное, музыкальное, театральное и др./ . Построение занятий в таких студиях чаще всего поурочное, где 30 мин. ребенок занимается музыкой, затем последовательно лепкой и рисованием.

Здесь мало учитываются психологические особенности дошкольника, его внимание, память, мышление, так же мало развивается креативность (творческость) ребенка. Развитие творческого человека, возможность использования оригинального и "нешаблонного" мышления, - вот на что нужно обратить внимание сегодня. Современные детские студии, гимназии, особенно в области эстетического воспитания ребенка, не могут и не должны ставить перед собой задачу "взрастить" гения в сфере различных видов искусств, но обеспечить условия, при которых каждый ребенок будет работать на высоком для него уровне творческой активности - вполне возможная задача. Когда физически нормального ребенка относят в разряд "нетворческих", такой ребенок часто остается без должного внимания педагога и постепенно совершенно теряет интерес к любой творческой деятельности.

Существуют особые "сензитивные" периоды, когда дети активно "впитывают" все окружающее. Таким периодом является дошкольный возраст. Огромное внимание за рубежом и в нашей стране уделяется проблеме "одаренных" и творческих детей. На государственном уровне обсуждалась программа - "Одаренные дети: природа, диагностика, развитие", в которой на первое место выдвигалась задача воспитания и обучения одаренных детей. В программе особенно подчеркивалось, что творчество детей необходимо развивать, перейти от "лабораторных" исследований и констатации наличия или отсутствия способностей к развитию их на основе и с помощью специально организованных уроков творчества, психологической подготовки творческого учителя. Среди задач исследования в данной программе выделены следующие:

-разработка фундаментальных проблем творчества, природы и методов выявления одаренности и талантливости детей; -разработка методов творческого обучения и воспитания; -координация исследовательских проектов и поддержка инициативных ученых и педагогов;

-выявление и развитие специальной одаренности / художественной, математической и др./.

Количество научных работ, посвященных исследованию механизмов творчества, творческой активности и развитию способностей детей дошкольного возраста в последнее время заметно увеличилось, но, к сожалению, работ в области культурологии по этому вопросу крайне мало. Нуждаются в поддержке и разработке проблемы:

-исследования форм и методов проведения занятий (особенно проявляется интерес к игровой форме);

-исследования конкретных видов способностей /музыкальных, изобразительных, театральных/ детей дошкольного возраста;

-исследования и анализа актуальной проблемы подготовки дошкольных педагогических кадров.

Учитывая огромный интерес к разработке данной проблемы, можно заключить, что настоящее исследование проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста актуально и педагогически значимо.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития творческих способностей, их природа, условия их формирования, исследовалась мыслителями и философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков / Аристотель, Платон, Сократ, Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский и др./, но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани. Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос об условиях, методах их развития.

Философские и культурологические аспекты творческих способностей широко изучались как русскими, так и зарубежными исследователями: Р.Арнхейм, Н.А.Бердяев, С.О.Грузенберг, А.Камю, Б.Кроче, А.Мальро, Ф.В.Й.Шеллинг, П.К.Энгельмейер и многими другими.

Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века : В.М.Бехтерев, Ф.Бинэ, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, Ф.Гальтон, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и другие. Ими подробно исследован "механизм" творческого процесса и условия развития способностей. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека /Л.В.Венгер, А.А.Леонтьев, А.Н.Леоньев, С.Л.Рубинштейн, и др./.

Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я.Коменский и А.Макаренко, Д.Ушинский, а первый тест на определение креативности был разработан американским педагогом Е.Торренсом.

Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей содержат работы А.И.Арнольдова, Ю.П.Азарова, Т.И.Баклановой, Н.К.Баклановой, Л.В.Даниловой,

A.Б.Жаркова, С.Н.Иконниковой, В.П.Исаенко, А.С.Каргина,

B.С.Кузина, А.Г.Михайлик, М.В.Махдинарова, Г.А.Праздникова, Ю.А.Стрельцова, Т.Л.Якубовской и других. Этими авторами рассматриваются проблемы развития конкретных видов способностей /музыкальные, художественные, театральные, вокальные и др./, их диагностика и условия формирования. Большая часть работ исследует проблему подготовки педагогических кадров для учреждений культуры, имеются исследования проблем подготовки студентов вузов культуры. Работ по исследованию развития креативности у детей дошкольного возраста в культурологии нами не выявлено. Имеющиеся там публикации чаще рассматривают возраст школьный и старше, а, вместе с тем, именно в дошкольном возрасте происходит самое бурное развитие креативности, его первый "пик". Мы можем наблюдать противоречие между обьективной потребностью в определении психолого-педагогических условий для развития творческих способностей дошкольника и сложившимся уровнем решения этой проблемы в досуговой сфере.

Методологическая основа исследования. Основу исследования составляют положения общефилософского плана о роли практики в познании, положение диалектики о причинно-следственных отношениях, положения современной психологии о личности, о закономерностях познавательных процессов, возрастная периодизация и ведущий вид деятельности. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных исследователей Н.К.Бердяева, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.О.Грузенберга, В.Н.Дружинина, Я.А.Понамарева, Б.М.Теплова, П.К.Энгельмейера .

Определенный интерес представляли взгляды зарубежных исследователей Э.Берна, Д.Гильфорда, Е.Торронса и многих других.

Обьектом исследования являются творческие способности детей дошкольного возраста в культурно-досуговых учреждениях.

Предметом исследования - процесс развития творческих способностей дошкольника 3-6 лет в учреждениях культуры.

Целью нашего исследования является выявление комплекса психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в культурно-досуговых учреждениях.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

Если формировать и развивать креативность ребенка /дивергентность мышления, оригинальность, гибкость и др./, то таким образом активизируются творческие способности в целом, в частности в эстетической деятельности.

Креативность ребенка будет развиваться активнее, если он будет иметь позитивные образцы творческого поведения и будет отсутствовать регламентация предметной активности.

При использовании "комплексного" построения занятия, где будут использоваться различные виды творчества /изобразительное, музыкальное, пластическое и другие/, мы будем расширять познавательные возможности ребенка, что в свою очередь эффективно скажется на показателях креативности в любой творческой деятельности.

Задачи исследования:

- проанализировать и уточнить понятие творчества и творческих способностей, опираясь на работы философов, психологов, педагогов, а так же обратить особое внимание на состояние теории и практики по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в культур но-досугов ой сфере;

- рассмотреть "механизм" творческого процесса и определить влияние психологических особенностей детей дошкольного возраста на его развитие;

- выявить психологические и педагогические условия развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста в учреждениях культуры;

- провести констатирующий и формирующий эксперимент по созданию условий и использованию комплексного построения занятий;

- проследить динамику развития креативности в процессе эксперимента;

- разработать научно обоснованные методические рекомендации по психолого-педагогическим условиям для дошкольников в развитии креативности.

Методы исследования:

-анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, культурологической, методической литературы по проблеме исследования.

-наблюдение и анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях, центре досуга и творчества, гимназии "Виктория", а также анализ учебных планов, программ и пособий для воспитателей детских садов, внешкольных учреждений и учреждений культурно-досуговой сферы;

-анкетирование и беседа с родителями в детских садах и культурно-досуговых учреждениях, в которых проводились исследования;

-формирующий эксперимент по созданию условий и развитию креативности у дошкольников в детском саду 2162;

-тестирование креативности в экспериментальных группах и сравнение полученных результатов с контрольными группами;

-при обработке результатов экспериментов использовались методы математической статистики.

Исследования проводились на базе клуба "Ладога" /г.Москва/, Библиотека 35 /г.Москва/, Центра Детского Творчества (Детский Дом Культуры им.П.Морозова) /г.Москва/, школы 1040 /г.Москва/, детских садов 2162, 756, Гимназии для Одаренных детей "Виктория" и др.

Всего в предварительных исследованиях было задействовано 72 ребенка, проанкетировано 60 родителей /1990-1992 учебные годы/. В формирующем эксперименте приняло участие 43 ребенка, были проведены беседы и опросы их родителей /1993-1994 учебный год/. I

Этапы работы:

Первый этап /1988-1991 г/ - сбор и накопление материала по данной проблеме. Проведение занятий в рамках студии эстетического воспитания /Детский Дом культуры им П.Морозова/ /поурочная система, школьная подача материала/ и в клубе "Ладога" /комплексный подход, игровые занятия/. Здесь же был проведен предварительный эксперимент, который был направлен на апробирование и корректировку будущей экспериментальной программы. Было проведено анкетирование родителей.

Второй этап /1991-1992г/ - анализ полученных результатов, проведение экспериментальных занятий на базе библиотеки 35 Ленинградского района г.Москвы, где апробировалась игровая методика с детьми дошкольного возраста. Подготовка формирующего эксперимента.

Третий этап /1993-1994г/ - проведение формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, апробация полученных результатов в публикациях и на научных конференциях.

Научная новизна исследования заключается в следующем: -изучена проблема развития творческих способностей в целом, через развитие креативности;

-выявлены благоприятные условия творческой деятельности детей дошкольного возраста в учреждениях культуры;

-рассмотрено влияние психологических особенностей детей дошкольного возраста на развитие "механизма" творческого процесса;

-экспериментально выявлен и доказан более эффективный подход к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях культуры - использование "комплексного" подхода к построению игрового занятия;

-предложены экспериментально апробированные игры- упражнения влияющие на развитие креативности детей дошкольного возраста;

-применены тесты Медника и Е.Торронса для отслеживания развития креативности в условиях эксперимента;

-выявлена динамика развития креативности при создании благоприятных психолого- педагогических условий.

Практическая значимость исследования состоит в обогащении существующей системы обучения новыми педагогическими технологиями, направленными на развитие творческих способностей дошкольника. Разработаны рекомендации по организации условий для развития творческих способностей дошкольника. Предложена модель комплексного подхода к развитию личности ребенка. Результаты исследований внедрены в занятия с дошкольниками в детских садах Юго-Восточного округа г.Москвы. Разработанные игры на развитие креативности используются в курсе "Психология творчества" для студентов Высшей школы рекламы. Материалы могут быть использованы:

-в практической работе с детьми дошкольного возраста в условиях учреждений культуры, дошкольных учреждений, в семье;

-при разработке содержания учебного процесса в дошкольных учреждениях;

-при диагностическом изучении детей;

-при проведении лекций, семинаров на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научной конференции практических психологов (1994 г.), конференции молодых ученых в Московском Государственном Университете культуры (1994г., 1995г.)

В Научном - Методическом Центре Юго-Восточного округа снят 20 мин. фильм с занятиями в экспериментальной группе в рамках формирующего эксперимента, который используется на семинарах по повышению квалификации работников дошкольных учреждений.

Проведены курсы по теме:" Приемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста" для работников частного детского сада.

Разработан и проведен тренинг по развитию творческого мышления у студентов отделения рекламы в Высшей школе рекламы г.Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формируя и развивая креативность ребенка мы активизируем таким образом его отдельные творческие способности.

2. Условием развития креативности ребенка может служить игровая форма проведения занятий /игры-драматизации, театрализация занятия/, а так же комплексное построение занятий /использование нескольких видов творческой деятельности: изобразительное творчество, музыкальное и др./), что расширяет познавательную активность ребенка и оказывает эффективное влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях культурно-досуговой деятельности.

3. Активизируя нерегламентируемое использование предметов в игровой деятельности, мы тем самым развиваем креативность ребенка, которая влияет на его творческие способности.

Структура и содержание диссертации:

Введение, две главы, выводы, библиография и приложение.

Во введении обосновывается актуальность темы, определены предмет исследования, цель, задачи, гипотезы, методы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования, рассматриваются этапы работы, анализируется состояния данной проблемы на сегодня в области культурно-досугового социума.

Первая глава - "Историография вопроса природы творческих способностей и становление научных методов их исследования", включает в себя два параграфа. В первом параграфе рассматривается развитие вопроса природы творческих способностей, уточняется понятие творчества на работах русских исследователей С.О.Грузенберга, П.К.Энгельмейера, где понятия творчества рассматривается как совокупность гносеологических процессов, как своеобразная душевная деятельность, сводимая к целому синтезу тех или иных процессов мышления, как совокупность религиозных верований и метафизических представлений, как совокупность психологических процессов и совокупность эстетических эмоций и процессов художественного мышления. В этом же параграфе разграничиваем понятие труда / как основного вида деятельности/ и понятие творчества. Творческая потребность - первична, а трудовая деятельность - жизненно необходима. Это мы видим у ряда исследователей: В.М.Вильчек, Н.М.Гнатко, В.Н.Дружинин. Ряд авторов, в частности, В.Н.Дружинин, исходят из принципиального противопоставления творчества и деятельности. Понятие деятельности в целом отличается от понятия творческой деятельности: во-первых, новизной в создании продукта, во-вторых, новизной в сфере познания мира. Также мы анализируем зарубежных авторов: А.Бэн, А.Валлона, В.Бунда, Д.Тейлора, которые рассматривали творчество как подражание. Ряд исследователей, в частности, Д.Тейлор рассматривает изменение творчества от низкого уровня к творчеству все более совершенному. В этом же параграфе анализируется происхождение способностей людей, чем предопределяются способности наследственностью или воспитанием, анализируется позиция известных педагогов Я.Коменского, А.Макаренко, Д.Ушинского и других, которые считают, что способности можно и нужно развивать, особенно у детей, так как именно там закладывается вся основная "творческая база" человека. Творческие способности, особенно детские, мало исследованы в области культурно-досуговой сферы.

Во втором параграфе рассматривается механизм творчества у различных исследователей (Л.С.Выготский, С.О.Грузенбрг, Я.А.Пономарев, П.К.Энгельмейер и др.), который можно охарактеризовать как трехактность в творчестве: подготовка /интуиция/, рассуждение /созревание идеи/, развитие идеи /ее техническое воплощение/. Л.С.Выготский рассматривал механизм творчества у детей и прослеживал связь воображения и творчества. Им подчеркивается огромное влияние на творчество прежнего опыта у ребенка, который в свою очередь оказывает огромное влияние на воображение ребенка, которое участвует в творческом процессе. В этом же параграфе рассматриваются имеющиеся методы исследования творческих способностей. Особое внимание уделено тестам креативности Торронса и Медника, которые можно использовать для детей дошкольного возраста. Также анализируются работы в области культурологии по созданию различных методик и тестов на конкретные способности /музыкальные, изобразительные/.

Вторая глава - "Условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста", она состоит из трех параграфов. В первом проводится анализ психологических особенностей дошкольника (внимание, память, эмоции и др.) и их задействованность в механизме творчества. Отмечается огромная роль эмоционального состояния ребенка в процессе творчества. Характеризуется творческое мышление, которое включает в себя понятия скорости и беглости мышления, гибкость и оригинальность, поливариантность восприятия и дивергентность. Уделяется внимание развитию речи дошкольника, так как именно речь выступает как средство общения, связана с практической деятельностью. Во втором параграфе этой главы анализируется игровой метод как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и особенности его использования как активного метода обучения. Анализируются работы просветителей и педагогов прошлого : Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Д.К.Ушинского, Ф.Фребеля, а также рассматривается теоретическая база игровой деятельности на работах психологов: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других. Рассматриваются работы в области культурно-досуговой деятельности, посвященные играм и игровым методам обучения. Игровой метод, как новая форма организации досуга, инновационные игры, применение и использование игр в учебном процессе рассматривается различными авторами : Л.Даниловой, В.С.Дудченко, И.В.Жежко, Е.Н.Смирновым и многими другими. В третьем параграфе описываются исследования развития творческих способностей у дошкольника в условиях формирующего эксперимента. Перед тем как создать формирующий эксперимент, было проведено предварительное исследование данной проблемы, которое выявило, что большинство учреждений культурно-досуговой деятельности, имеющие дошкольные студии, пытаются посадить ребенка как можно раньше за парты и обучать по школьной системе, что противоречит психологическим особенностям дошкольника /у него еще не сформированна произвольность внимания/, и здесь мало учтены особнности его ведущей деятельности: игровой. В 1990-92 учебных годах было проведено исследование, в рамках которого была отработана система построения игровых занятий, наработаны игры для развития произвольности внимания, творческого мышления, развития воображения и др. Интересные результаты давали упражнения, где ребенок должен был максимально использовать свое воображение.Такие занятия как "Кляксография", где дети из чернильной кляксы должны дорисовать рисунок и сочинить к нему стихотворение, помогают детям "нестандартно" мыслить и находить оригинальные решения. В группах, где занятия были игровыми, где использовались различные виды деятельности /изобразительная, музыкальная, пластическая/, дети с большей охотой занимались такими видами деятельности дома и проявляли большую познавательную потребность, что было выявлено проведенным анкетированием родителей. Основное экспериментальное исследование проводилось в 1993-1994 учебном году и состояло из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной. Первичный замер детей и в контрольной и в экспериментальной группах велся тестами Керна-Йерасика, который показал, что интеллектуальное развитие детей было одинаковым в двух группах. Креативность замерялась по тесту Медника, который мы адаптировали для дошкольника. Количество ассоциаций высчитывалось по формуле:

Na= — У где х - общее количество ответов, у- общее количество заданий

Индекс оригинальности: Li= — а где п - номер задания , а - частота встречаемости конкретного ответа

Показатели индекса оригинальности и количество ассоциаций в первичном замере двух групп мало отличались друг от друга. После проведения в экспериментальной группе формирующего эксперимента, где занятия велись с использованием игр-драматизаций, театрализованным погружением, где игровая деятельность основывалась на синтезе исскуств и включала в себя и музыкальную, и театральную, и художественную деятельность, где нами внедрялись специально разработанные упражнения на развитие воображения ( использования бинома фантазии, кляксографии, нерегламентированность использования предметов и другое), мы провели вторичный замер по тесту Медника и получили данные, что показатель индекса оригинальности в экспериментальной группе изменился у каждого ребенка в среднем на 27%, а количество ассоциаций увеличилось на 200%. В качестве контрольного эксперимента был выбран тест Торронса, который удобно было использовать в групповом варианте. Для проведения контрольных исследований креативности мы сравнивали результаты с результатами детей из гимназии для одаренных детей "Виктория", где дети были отобраны по тестированию. В нашей группе дети не отбирались, как и в детском саду 756, где у детей так же развивали показатели креативности по системе ТРИЗ.

Из теста Торронса, учитывая возраст испытуемых, были взяты два субтеста, где дети должны были дорисовать имеющиеся картинки и там, где из имеющегося элемента создается рисунок. Тестовые задания ранее в экспериментальной и контрольных группах не использовались, то есть дети были в равных условиях при проведении исследования. Еще не просчитывая оригинальность детей было замечено, что в экспериментальной группе дети чаще использовали разные цветные карандаши . Подсчитав оригинальность каждого ребенка в группе, мы выявили оригинальность группы.

Показатель оригинальности группы велся по формуле:

Т Or Or - ^—, п где Or - оригинальность каждого испытуемого, п - число испытуемых в группе Индекс оригинальности в экспериментальной группе 6,55, в гимназии "Виктория" 3,85 и в детском саду 5,25. Был сделан вывод, что средний показатель оригинальности в экспериментальной группе был самым высоким, что достиглось проведением занятий игровым методом, который благотворно влияет на развитие креативности ребенка. Это оказывает влияние не только в изобразительной деятельности, а так же и в других творческих проявлениях. Дети развивали свои индивидуальные личностные качества, которые в свою очередь повлияли на развитие творческой деятельности ребенка. Мы увидели, что прежде чем развивать какую-либо творческую способность ребенка (музыкальную, художественную) целесообразнее в начале "пробудить" механизм креативности в целом, а в этом может помочь игровой метод построения занятия и расширение опыта ребенка через использования различных видов деятельности. Развитие креативности ребенка может быть использованно им в любой творческой деятельности. Для эффективности развития творческих способностей следует учитывать с психологической стороны индивидуальные особенности ребенка /его внимание, память, мышление/ и развивать их, а с педагогической - учитывать ведущий вид деятельности: игровой, и максимально использовать игры-драматизации, театрализованное погружение. Все это может быть использовано педагогами в культурно-досуговых учреждениях при работе с дошкольником.

В заключении обобщены итоги исследования, изложены теоретические выводы, сформулированы практические рекомендации. Материалы исследования отражены в следующих публикациях:

Игровой метод как средство формирования творческой активности дошкольника. - М.,1994.- с.50-51.- (Тезисы научно-практической конференции молодых ученых. Новые пути наук о культуре /МГУК/)

Малышам - игровой метод обучения. -М., 1994 (январь) //Юго-Восточный курьер.

Развивающие игры для дошкольников. (Методическое пособие) М.1995. - НМЦ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Севастьянова, Ольга Анатольевна

Заключение

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества актуальна и педагогически значима. Особый интерес эта проблема вызывает в области культурно-досуговой деятельности, так как именно там созданы более благоприятные условия для развития творческих способностей в эстетической сфере. Во-первых, в учреждениях культуры у детей есть возможность заниматься такими видами творческой деятельности, как изобразительная, музыкальная, хореографическая и другие. Во- вторых, именно там имеется возможность применять нестандартные методы обучения - игровую форму, игры-драматизации, театрализованное погружение. В-третьих, программа обучения каждого ребенка может быть более индивидуализирована, что поможет ему больше и лучше раскрыться в творческом проявлении. Наконец, именно в учреждениях культуры возможны занятия с дошкольником "ненасильственным" методом, когда ребенок приходит на занятия добровольно, его не ведут на занятия, если он того не хочет, например, как в детский сад, и у ребенка есть право выбора педагога.

Психологами отмечено, что имеются несколько периодов активного творческого процесса. Первый приходится на дошкольный возраст ( примерно 4-5 лет), а второй - на подростковый возраст. Исходя из этого нужно отметить, что дошкольный возраст является той "площадкой" с которой ребенок стартует в будущее: или он будет стремиться познавать и преобразовывать мир, или он будет "нетворческим" человеком. Хотелось бы отметить, что развитие творческих качеств нам представляется необходимым условием развития дошкольников.

Способности - сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойства, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются, поэтому нужно организовать деятельность дошкольника таким образом, чтобы ему как можно больше расширить его опыт, что является первой ступенью творческой деятельности. Прежде чем развивать какой-либо вид творческой деятельности детей, целесообразнее подготовить их к творчеству, развив их креативность, которая включает в себя ( по Д.Гилфорду) оригинальность -способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложения его нового использования, семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации, образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования.

В ходе нашего исследования мы подтвердили выдвинутые нами гипотезы, что формируя и развивая креативность ребенка, мы активизируем его творческие способности в целом, а развитие креативности происходит при наличии позитивного образца ill активности. Используя комплексное построение занятий для дошкольников, мы расширяем тем самым познавательные способности ребенка.

В ходе проведенных нами исследований мы проанализировали различные работы философов, психологов, педагогов, культурологов, что позволило нам рассмотреть понятие творчества и творческих способностей, разграничить понятие деятельности и творческой деятельности, рассмотреть механизм творческой деятельности и методы его исследования. Нами были рассмотрены психологические особенности дошкольника, которые влияют на развитие творческих способностей (это и развитие эмоций ребенка, и воображения, и мышления и другие).

Развивать творческие способности детей дошкольного возраста лучше в игровой форме проведения занятий - игры-драматизации, игра-путешествие и др., а так же комплексное построение занятий, где ребенок может использовать различные виды творческой деятельности /изобразительную, музыкальную, театральную и другие/, которые помогают в развитии механизма творчества, так как творческая деятельность имеет большую зависимость от прежнего опыта человека, что мы отмечали ранее /см.схему 1/).

Была проведена диагностика развития креативности ребенка с применением теста Е.Торренса. Нами разработаны игры для активизации воображения и творческого мышления.

Полученные результаты могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, на практических семинарах педагогов и психологов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Севастьянова, Ольга Анатольевна, 1996 год

1. Аверьянов А.И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков /Автореф. дис. канд. пед. наук. М.:МГУК, 1994. 17с.

2. Агальцев A.M. Подражание как социально-психологическое явление. /Автореф. дис. канд. филосо. наук. Л., 1967. 16с.

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1985. 238с.

4. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. С-пт.:"Лань", 1995. 160с.

5. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества //Проблемы научного творчества в современной психологии /Под ред. М.Г.Ярошевского. М.,1971.

6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М: Медицина, 1968.

7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию, /учеб.пособ. М.:Акад. культуры и общ.чел. ценностей., 1993. 350с.

8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.:"Прометей", 1994. 352с.

9. Афанасьев С.Л. Развитие музыкально-творческих способностей детей в клубном фольклорно-инструментальном ансамбле. /Дис.канд.пед.наук. М.: МГУК, 1989. 158с.

10. Бакланова Н.К.Подготовка культпросвет работников: методологическая разработанность проблемы. М.:МГУК.,1989. 53с.

11. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работников культуры/учеб.пособ. М.:МГУК. 1994. 120с.

12. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности, /учеб.пособ. М.:МГУК., 1992. 103с.

13. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М.:МГУК., 1992. 159с.

14. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М.,1984.

15. Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности //Деятельность: теории, методология, проблемы/ Сост.И.Т.Касавин. М.,1990.

16. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.:Правда., 1989. 608с.

17. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тт. М.: Педагогика, 1979.

18. Блох М.А. Творчество в науке и технике. Пг.,1920.

19. Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности/Дис.док.псих.наук. М.:МГУ, 1988. 395с.

20. Богачева И.А. Роль установки в художественно-творческой деятельности /Дис.канд.философ.наук. Д.,.1983. 200с.

21. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. М.:Просвещение., 1968. 464с.

22. Бойченко Н.А. Педагогические условия формирования игровых интересов у детей 5 года /Дис.канд.пед.наук. Запорожье, 1974.

23. Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. Саратов: Сарат.универ.,1986. 157с.

24. Брушлинский А.В. Главное взаимодействие человека с миром //Деятельность: теория, методология, проблемы/ Сост.И.Т.Касавин. М., 1990.

25. Брушлинский А.В.Культурно-историческая теория мышления. М.:Высш.шк., 1968.

26. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.:Медицина., 1989. 301с.

27. Бурменская Т.В. Современная американская психология развития. М.:МГУ,1986. 127с.

28. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985.

29. Бызова В.М. Основы психодиагностики /учеб. пособ. Сыктывкар: СГУ, 1992. 58с.

30. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.:Просвещение.,1967. 196с.

31. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения. //Игровое моделирование методология и практика. /Ред.И.С.Ладенко. Новосибирск, 1987.

32. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.:Просвещение,1969. 365с.

33. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.:3нание,1973. 96с.

34. Венгер Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. М.:Мин.здрав. СССР ИУС,1968. 19с.

35. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольника. М.:Педагогика, 1978. 248с.

36. Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. М.,1984.

37. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр.соч.в 6-ти тт., М.,1982,т.2.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1967.

39. Выготский Л.С. Психология искусства. М.:Искусство, 1968. 576с.

40. Возрастная и педагогическая психология /учеб.пособ. под ред.

41. A.В.Петровского. М.:Просвещение.,1979. 288с.

42. Вольфович Т.В. Развитие художественной активности участников самодеятельного коллектива./Дис.канд.пед.наук. Л.,1989. 177с.

43. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности //Развитие и диагностика способностей. Под ред. В.Н.Дружинина,

44. B.Д.Шадрикова., М.:ИП РАО, 1991.

45. Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности //Вопросы психологии, N4,1990,*c.l47-155.

46. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

47. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.,1982.

48. Грибков Ю.А. Психолого-педагогические условия активизации досуговой деятельности участников самодеятельным музыкальным коллективом/Дис.кан.пед.наук. М.:МГИК, 1989. 221с.

49. Грузенберг С.О. Психология творчетва. Введение в психологию и теорию творчества. Минск:"Белтрестпечать",1923. 166с.

50. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.1. М. -.Педагогика, 1986.

51. Данилова JI.B. Теоретические основы и методика музыкально -эмоционального развития детей в хоровом коллективе. /Автореф. дис. канд. пед. наук. М.:МГУК, 1995. 16с.

52. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х том. Т.4. М.:Рус.яз., 1990. 394с.

53. Деятельность: теория, методология, проблемы /Сост.И.Т.Касавин. М.,1990.

54. Долинова К.Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческого мышления /Дис. канд. пед. наук. Л., 1976. 235с.

55. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей /Под ред. В.И.Лубовского. М.:Педагогика, 1985. 192с.

56. Дьякова К.Г. Развитие теории игры в истории отечественной /19-20/и советский период/Дис. док. пед. наук. Киев, 1980.

57. Дружинин В.Н. Взаимоотношение репродуктивных и творческих способностей //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала /Под. ред. В.А.Бодрова. М.,1991.

58. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов, 1990.

59. Дружинин В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей. /Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М.,1991.

60. Живоглядова И.В. Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса /Дис. канд. филос. наук. Киев, 1991. 140с.

61. Жуковская Р.И. Игра в ее педагогическом значении /Дис. док. пед. наук. М., 1967.

62. Заволоко В.Г. Развитие творческой активности детей нового социалистического города средствами самодеятельного музыкального искусства/Дис.канд.пед.наук. Д., 1985. 190с.

63. Залкина А.Б. Педология. М.,1934.

64. Залкина А.Б. Педология и детская психология. М., 1930.

65. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х тт.,Т. 1, М.:Педагогика, 1986. 302с.

66. Злобин Н.С. Деятельность-труд-культура //Деятельность: теории, методология, проблемы/Сост. И.Т.Касавин., М., 1990.

67. Игровое моделирование методология и практика /Под ред. И.С.Ладенко., Новосибирск, 19&7.

68. Игра и развитие личности дошкольника //Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ дошк. воспитания., М., 1990.

69. Ильев В.В. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М., 1993.

70. Исаенко В.П. Психолого-педагогическая диагностика развития коллектива художественной самодеятельности. /Дис.канд.пед. наук. М.:МГИК, 1981. 188с.

71. Канаевская М.Е., Фирсова JT.M. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей //Вопросы психологии, N3, 1990, с.69-76.

72. Карамышев А.П. Педагогика и культурология: проблемы взаимосвязи ./ В сб.: Современные проблемы культурологического образования. М.:МГУК. 1993.

73. Кей Э. Век ребенка. М.: Сов. проб., 1910. 313с.

74. Кисин В.Б. Перевоплощение и жизненный путь актера. /Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1980. 16с.

75. Клуб и дети /сост. Астафьева И.И. Рязань, 1967.

76. Козырева А.Ю. Лекции по педагогики и психологии творчества. Пенза: НМЦ, 1994. 344с.

77. Комарова Н.Ф. Особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры детей младшего и среднего дошкольного возраста. /Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1988. 16с.

78. Коменский Я.А. О культуре природных дарований. Спб.Юбразование, 1893.

79. Кон И.С. Открытие "Я"., М.: Политиздат, 1978.

80. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива)., М.:Наука, 1988. 269с.

81. Краткий психологический словарь /Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М., 1985.

82. Куруленко Э.А. Развитие творческих способностей подростков в клубе /Дисс. канд. пед. наук. Л., 1981. 206с.

83. Ларионова Г.П. Проблема общественного дошкольного воспитания в русских педагогических журналах начала 20 века /Дис. докт. пед. наук. Л., 1979.

84. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: "Пеленг", 1992. 56с.

85. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. Пг., 1923.

86. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:МГУ, 1972. 576с.

87. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.:Политиздат, 1977. 304с.

88. Лесграфт П.Ф.Семейное воспитание ребенка и его значение. Спб.: Изд-во твор. худож. печати, 1900.

89. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. М.:Просвещение, 1991. 223с.

90. Лук А.Н. Психология творчества. М.:Наука, 1978.

91. Лысюк Л.Г. Различные плалы взаимоотношений детей в игровой деятельности. /Автореф. дис. кан. псих. наук. М.:МГУ, 1982. 16с.

92. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии, 1989, N6, с.29-33.

93. Методы психологической диагностики //Под ред. А.Н.Воронина. Выпуск 2. М.:Институт психологии РАН., 1994.

94. Метод наблюдения в психолого-педагогической практике /Сост. А.Ф.Кориленко. Казань, 1990.

95. Минькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М.: Педагогика, 1969. 104с.

96. Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве /Автореф. дис. канд. пед. наук. М.:МПИ им. А.И.Герцена, 1975.16с.

97. Моисеев A.M. Развитие творческой активности младших школьников в условиях музыкально-сценической деятельности /Автореф.дис.канд.пед. наук. М.:АПН СССР НИИ худ. восп.,1988. 17с.

98. Моляко В.А.Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев:3нание, 1991. 18с.

99. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. Киев: Рад. школа, 1983. 95с.

100. Недоспасова В.А. Обучение и психологическое развитие /учеб. пособ. Душанбе: ГПИ, 1988. 78с.

101. Нехаев В.И. О движущих силах творчества.М.,1971. 190с.

102. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество //Деятельность: теория, методология, проблемы /Сост. И.Т.Касавин. М., 1990.

103. Общая психология /учеб. пособ. под ред. А.В.Петровкого. М.:Педагогика, 1976. 280с.

104. Одаренные дети. /Под ред. Т.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. М. .Прогресс, 1991. 376с.

105. Петров Ю.А. Культура мышления. М., 1990.

106. Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника/сост. Н.Я.Михайленко и др., М.:НИИОП, 1979. 79с.

107. Педагогические идеи В.А.Сухомлинского. Могилев, 1989.

108. Педагогические идеи К.Д.Ушинского. М., 1971.

109. Песталлоцци И.Г. Избранные педагогические сочинение в 2-х тт. М.:Педагогика, 1981.

110. Пиаже Ж. Природа интеллекта //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд. МГУ, 1981, с.48-60.

111. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.:Педагогика-Пресс,1994. 526с.

112. Пономарев Я.А. Психология творчества.М.:Педагогика,1976. 280с.

113. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.:Политиздат, 1967. 256с.

114. Праздников Т.А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности /Дис. канд. философ, наук. JL, 1974. 218с.

115. Простецкий В.А. Психология подражания. /Автореф^ дис. д-ра психол. наук. М., 1974. 16с.

116. Психология и педагогика игры дошкольника/ под.ред.

117. A.В.Запорожца и А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966. 351с.

118. Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет: педагогический, художественный и производственно-товарный аспект /Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. 16с.

119. Развитие и диагностика способностей /Под ред. В.Н.Дружинина,

120. B.Д.Шадрикова. М.: Наука, 1991.

121. Результаты новых исследований в педагогике: Сб. науч. работ /Под ред.Шихмаевой Н.М. М.: НИИОП АПН СССР, 1977.

122. Римбург P.M.Игра как форма активной познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста /Автореф. дис. канд. пед. наук. Д., 1952. 16с.

123. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

124. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704с.

125. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. Спб.: газ. Школа и жизнь, 1912. 491с.

126. Седж Н.В. Воспитание активности детей старшего дошкольного возраста в творческих ролевых играх /Дис. канд. пед. наук. Л., 1969.

127. Сергеева Н.И. Клуб и гармоническое развитие личности. Д., 1976.

128. Сердюк А.П. Активизация обучения актерскому мастерству участников самодеятельного театра/ Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. 16с.

129. Смирнов Д.В. Индивидуальные проявления игровой активности как предпосылка развития позновательного интереса у детей 6-ти лет. /Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: МПГУ, 1991. 16с.

130. Социальное проектирование в сфере культуры. Игровые методы. /Под. ред. И.В.Жежко /Сб. науч. тр. НИИ культуры. М.,1987.

131. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т.Б. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества //Вопросы психологии, N6, 1991, с.90-115.

132. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени, /учеб. пособ. М.: МГИК, 1991. 116с.

133. Сухомлинский В.А. Избранные пдагогические сочинения в 3-х тт. /сост.О.С.Богданов и др. М.:Педагогика, 1979-1981.

134. Тафель Р.Е. Использование диагностических методик для выявления творческих способностей //Экспериментальное исследования продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973.

135. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х тт. М.:Педагогика, 1985.

136. Творческие игры в детском саду /сост.Д.В.Менджерицкая. М.,1947.

137. Ткаченко А.И. Игры как средство формирования творческой индивидуальности младшего подростка./Автореф. канд. пед. наук. М.:НИИОПВ АПН СССР, 1977. 19с.

138. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы. JL, 1980.

139. Федорова Л.Г. Специфика активности сознания в художественном творчестве, /дис. канд. филос. наук. М, 1979. 180с.

140. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. М., 1991.

141. Флерина К.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961.

142. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

143. Фрис Р.Н. Педагогические условия развития интереса младших школьников к традиционному народному творчеству в клубных учреждениях. /Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МГИК, 1991. 16с.

144. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 288с.

145. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. М., 1994.

146. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова. М.:Просвещение, 1990. 126с.

147. Чаган Н.Г. Формирование творческой активности личности в клубной самодеятельности /Дис. канд. пед. наук. М.: МГИК, 1987. 260с.

148. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" //Психол.журнал, 1983, т.4, N5.

149. Штерн В. Психология раннего детства. М., 1922.

150. Шеллинг Ф.В.И. Сочинение в 2-х тт. Т.2, М.: Мысль, 1989. 637с.

151. Эйгес Н.Р. Игра в жизни ребенка. М., 1953.

152. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.,1958.

153. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 301с.

154. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М., 1988.

155. Эмоции и мышление/сост.И.А.Васильев и др. М.: МГУ, 1980. 192с.

156. Эмоциональное развитие дошкольника/ под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176с.

157. Энгельмейер П.К. Теория творчества. Петербург: Образование, 1910. 208с.

158. Эстетическая культура и эстетическое воспитание /сост. Г.С.Лабковская. М., 1983.

159. Якобсон П.М. Чувства и их развитие и восприятие. М.: Знание, 1976. 64с.

160. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958. 384с.

161. Ярошевский М.Т. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974. 447с.

162. Ярошевский М.Т. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. 302с.

163. Mednick S.A. The associative basis of the creative process //Psychological Review. /Ed.R.L.Solomon.N.-J.,1962, vol.69, №3,p.220-233.

164. Torrance E.P. Guiding creative talent.-Englewood cliffs, N.-J.:Prentice-Hall, 1962.

165. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking: Directions manual and scoring fuide. Lexinger: MA: Personal Press, 1974.

166. Taylor J. The Nature of the Creative Process //Creativity: an Examination of the Creative Process. N.Y., 1959.

167. Valentine C.W. Intellgence tests for young children, by C.W. Valentine. Methuen, 1945.1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

168. Игры для переключения внимания, для расслабления, а также для того, чтобы отработать звуки в произношении. Для этого можно играть в веселые и быстрые игры.1. КОНИ"

169. В начале детям предлагается выучить четверостишье: Цок-цок-цони, Скачут, скачут пони. Круг за кругом, Друг за другом, Где устали , там и встали.

170. Предлагается выучить четверостишье: Повстречал я воробья, Скок-поскок, скок-поскок. Закричал я воробью: "Стой-постой, стой-постой. " Но пустился воробей наутек, Посмеялся воробей надо мной.

171. Выбираем по считалочке ведущего. Он становится "чучелом". На него надевается шляпа. Дети вместе "дразнят" чучело.

172. Чучело-мяучело, По какому случаю Ты сегодня на себя Шляпу нахлобучило?1. Ведущий отвечает:

173. Буду я в полях бродить Шляпой бабочек ловить.

174. После этих слов ведущий снимает шляпу и должен на кого-нибудь ее одеть. Тот, на ком шляпа, становится ведущим.1. БАЗАР"

175. Цель игры: Развитие произвольного внимания, образной памяти.

176. Цель игры: развитие произвольного внимания, образной памяти.

177. Условия игры: По считалочке выбирают Кота и Хозяина. Как у нашего Степана караулил кот сметану, А когда пришел обед, Кот сидит, сметаны нет. Помоги-ка ты Степану, отыщи ты с ним сметану.

178. Все кто остался становятся "кувшинчиками" в погребе у хозяина. В каждый кувшинчик что-то наливается или кладется.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.