Развитие колористического видения у учащихся детской школы искусств в процессе выполнения натюрморта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Блохина Наталья Викторовна

  • Блохина Наталья Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 336
Блохина Наталья Викторовна. Развитие колористического видения у учащихся детской школы искусств в процессе выполнения натюрморта: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 336 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Блохина Наталья Викторовна

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................4-14.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.............................................................15-334.

ГЛАВА 1.

Теоретические особенности развития

колористического видения учащихся детской школы

искусств в процессе выполнения натюрморта

1.1 Анализ исследований по проблеме колористического видения........15-34.

1.2. Развитие колористического видения в историческом аспекте.........35 -86.

1.3. Разработка модели методической системы развития колористического видения у учащихся детской школы искусств на занятиях по живописи87-125 Выводы по главе 1..................................................................126-127.

ГЛАВА 2.

Обоснование и экспериментальное исследование путей и методов развития колористического видения у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи в процессе выполнения натюрморта

2.1 . Анализ современного состояния проблемы развития колористического видения у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи. Констатирующий

эксперимент........................................................................128-147.

2.2. Экспериментальная проверка эффективности методической системы развития колористического видения учащихся детской школы искусств в процессе работы на занятиях по живописи. Поисковый, формирующий эксперимент.........................................................................148-253.

2.3. Контрольный и сравнительный этап эксперимента...................254-265.

Выводы по главе 2.................................................................266-267.

Заключение..........

Список литературы Приложение.........

268-271. 272-290. 291-335.

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие колористического видения у учащихся детской школы искусств в процессе выполнения натюрморта»

Проблема исследования и ее актуальность

Сегодня современное общество через образовательные стандарты второго поколения ставит перед педагогом определенную задачу - воспитание личности творческой, инициативной и компетентной. Художественная подготовка учащегося детской школы искусств является задачей сложной и многогранной и основываться она должна на достижении таких наук, как цветоведение, история искусств, теория живописи и композиция. Результат такой подготовки - это учащийся, обладающий высоким уровнем творческих способностей, определенными (соответствующими художественной сфере) умениями, навыками, богатым теоретическим запасом знаний и развитым художественным вкусом. В настоящее время происходит модернизация всей системы педагогического образования и, конечно, это касается реформирования начального звена художественного образования.

Художественная подготовка по предметам в детской школе искусств требует от педагога освоения новых приемов работы, направленных на воспитание у своих учащихся определенных качеств, таких как мобильность, умение адаптироваться в новой среде, а также обладать художественным мышлением.

Программа по живописи, которая есть в арсенале методического кабинета школы искусств, не имеет четкой системы, в методах и способах развития колористического видения учащихся живописного решения натурной постановки.

Теоретический анализ научных исследований в области психологии В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.С. Кузина, Е.И. Игнатьева показал, что художественное восприятие - это психофизиологический процесс, включающий познание, осмысление и изображение, результатом которого являются эмоциональные

образы, воздействующие на органы чувств ребенка. В основе восприятия лежат процессы мышления, памяти, внимания, которые открывают генетическую связь интеллекта учащегося с другими сторонам умственной и технической деятельностью человека.

Значение цвета рассматривается как инструмент, воздействующий на развитие восприятия и эстетический вкус учащихся, как средство, влияющее на сознание, чувства, память, речь, мышление учащегося, что говорит о социально - культурной функции цвета, его связи с воспитательно-эстетическим характером воздействия.

Теоретические положения о восприятии цвета, цветовой гармонии, свойствах цвета достаточно полно освещены в методических разработках художников - педагогов: В.С. Кириллова, И.Ф. Урванова, А.П. Сапожникова П.П. Чистякова, В.Е. Савинского, Э.Делакруа, А.А. Дейнека, Б.И. Нансона Е.А. Крымова, А.М. Лаптева, В.Н. Истомина, К.Ф. Юнга, И.А. Радлова. Большой вклад в разработку теории колорита внесли художники и теоретики такие, как Ф.Ф. Петрушевский Г. Щегаль, Н. Крымов, А. Зайцев, С.С. Алексеев, Н.Н. Волков, Г.В. Беда, П.П. Ревякин.

Выбор цвета во многом зависит от поставленной педагогом задачи, пути решения, которой находятся во взаимосвязи с другими средствами выразительности и его способности у учащихся вызвать художественные образы и ассоциации. Дети в процессе выполнения заданий должны усвоить такие простые понятия, как светлота, насыщенность, цветовой тон, научиться грамотно использовать живописные средства. Более сложное это - научиться самостоятельно организовывать учебный процесс, той есть, основательно изучить натюрморт в плане передачи пространства и освещения, многообразия цветовых тонов, которые в своем единстве образуют гармонию. Самым высоким достижением учебного процесса для учащихся является уровень сформированности их колористического видения.

Проблема развития колористического видения непосредственно на занятиях живописью пейзажа, натюрморта, портрета разрабатывалась в диссертационных исследованиях Ю.В. Коробко, И.Н. Лукин, А.А. Унковский, Е. Хижняк, Е.В. Воронина, И.П. Грошева, Н.Н. Цаль.

Существенный вклад в теорию и методику изобразительного искусства внесли исследователи и художники-педагоги: Е.И. Игнатьев, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, Е.В. Шорохов, В.П. Зинченко, В.С. Кузин, А.П. Яшухин, А.Е. Терентьев, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, С.Е. Игнатьев Н.К. Шабанов, В.К. Лебедко, В.И. Козлов, Н.М. Сокольников.

До настоящего времени отсутствует целостная методическая система развития колористического видения у учащихся, как в практическом, так и в теоретическом плане. В результате приходится сталкиваться с низким уровнем развития колористического видения учащихся детской школы искусств. Основным средством в решении проблемы развития колористического видения, мы считаем, является необходимость создания методической системы, которая будет направлена на поиск средств, методов, приемов, педагогических технологий, наиболее эффективно активизирующая процесс развития колористического видения у учащихся детской школы искусств.

Все вышеизложенное определило актуальность данного диссертационного исследования, направленного на решение проблем, которая сформулирована следующим образом: каковы организационно-педагогические условия, средства, приемы и методы, способствующие развитию колористического видения учащихся. Решение этой проблемы составляет цель исследования: развития колористического видения учащихся детской школы искусств.

Таким образом, в настоящее время существует потребность в разрешении объективно сложившихся противоречий между потенциалом живописи натюрморта в области формирования колористического видения учащихся детской школы искусств и недостаточной изученностью базой его

исследования; между возможностью развития колористического видения учащихся детской школы искусств средствами живописью натюрморта и отсутствием методической системы развития данного видения; между возможностью развития колористического видения учащихся в процессе выполнения натюрморта и отсутствием диагностических методик определения уровня его сформированности; между возможностью развития колористического видения учащихся в процессе выполнения натюрморта и отсутствием программ, систем упражнений и заданий, направленных на эффективное его развитие; между естественной потребностью учащихся детской школы искусств в реализации своих колористических способностей в процессе выполнения академических и творческих работ и не готовностью педагога к обеспечению педагогических условий к его формированию.

Объектом исследования является учебно-творческая деятельность учащихся детских школ искусств, в процессе выполнения живописного натюрморта.

Предмет исследования - процесс формирования колористического видения у учащихся детской школы искусств на примере выполнения натюрморта.

Гипотеза исследования: успешное решение в развитии колористического видения учащихся детских школ искусств в процессе выполнения живописных натюрмортов будет осуществляться наиболее эффективно, если разработана и экспериментально проверена в учебном процессе методическая система, включающая в себя цели, задачи, содержание учебного процесса, дидактические принципы, формы, методы и методические приемы, реализации искомой цели и обладает следующими ценностными качествами:

- вооружает учащихся основами изобразительной грамоты в области цвета и колорита в живописи;

- способствует успешному применению знаний в практике решения колористических задач в процессе выполнения программных работ по живописи;

- позволяет развивать метапредметные, регулятивные, коммуникативные (познавательные) и личностные качества;

- целенаправленным использованием дидактических принципов (доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, научности, воспитывающего и развивающего обучения, интерактивного подхода), методов (репродуктивных, творческих (исследовательских), проблемных, развивающего обучения) различных технически приемов работы в живописи (ала - прима, по-сырому, лессировка) или в данном случае имеются ввиду педагогические приемы (эмоциональное вхождение в урок, решение проблемных ситуаций), используемых в процессе работы над натюрмортом по дисциплине «живопись».

Цель исследования:

повышение уровня развития колористического видения у учащихся детской школы искусств, в процессе выполнения натюрморта, на занятиях по живописи.

Задачи исследования:

• на основе анализа теоретической базы по данной проблеме конкретизировать сущностные характеристики колористического видения учащихся;

• разработать критерии и уровни определения степени сформированности колористического видения учащихся детской школы искусств;

• разработать структурно-содержательную модель развития колористического видения учащихся детской школы искусств;

• провести диагностический анализ, определяющий уровень сформированности колористического видения у учащихся детской школы искусств;

• определить существенный фактор, влияющий на развитие колористического видения учащихся детских школ искусств;

• теоретически обосновать и практически разработать методическую систему развития колористического видения учащихся детских школ искусств, в процессе выполнения натюрморта в технике живописи, включающую разработанную систему заданий и упражнений.

• апробировать модель методической системы развития колористического видения учащихся в детской школе искусств;

Методологической основой исследования являются положения диалектики о взаимной связи теории с практикой; компетентностная, личностно-ориентированная, деятельностная, интегрированные подходы обучения и воспитания обучающихся детских школ искусств.

Теоретической основой исследования выступают психолого-педагогические теории о развитии личности (В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.С. Кузин, Е.И. Игнатьев); фундаментальные труды художников и художников - педагогов в области теории колорита, восприятия цвета и цветовой гармонии (В.С. Кириллов, А.П. Сапожников, П.П. Чистяков, А.А. Дейнека, Е.А. Крымов); современные положения теории и методики преподавания изобразительного искусства (Е.И. Игнатьев, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, Е.В. Шорохов, В.П. Зинченко, В.С. Кузин, А.А. Унковский, А.П. Яшухин, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, С.Е. Игнатьев, Н.К. Шабанов, В.К. Лебедко, В.И. Козлов).

Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов: теоретических (анализ и синтез, обобщение и

систематизация, прогнозирования и проектирования и др.); эмперических (тестирование, изучение, обобщение педагогического опыта, анкетирования, наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок; оценивание - изучение продуктов художественной деятельности учащихся до и после введения экспериментальной программы); математических (статистическая обработка данных).

Базы исследования

Экспериментальное исследование проводилось по апробированию на базе школы искусств имени В.Ф. Кольцова (48 учащихся) г. Карачев Брянск, ДХШ № 1 имени Клыкова (14 учащихся) г. Курск, ДХШ №2 имени Дейнеки (14 учащихся) г. Курск, ДХШ г. Старый Оскол (16 учащихся).

Этапы исследования.

Первый этап 2011-2012г. заключался в изучении теоретического материала, производился анализ литературы по теме исследования, уточнялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, разрабатывалась теоретическая часть исследования, устанавливались определенные параметры анализа работ учащихся, велась работа над программами экспериментального исследования, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе 2012-2013г. осуществлялось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение теоретического материала, был проведен формирующий эксперимент, разработана и апробирована система заданий, способствующая эффективному развитию колористического видения у учащихся на занятиях живопись (на примере выполнения натюрморта).

Третий этап 2013-2014г. заключался в проведении контрольного и сравнительного эксперимента, систематизации теоретической и экспериментальной части диссертации, анализа результатов исследования, которые подтверждали гипотезу, велась работа над разработкой

методических рекомендаций для использования в системе художественного образования в детской школе искусств и в детской художественной школе..

Научная новизна исследования:

• выявлены психолого-педагогические основы развития колористического видения учащихся;

• обоснована роль подхода в решении проблемы развития колористического видения у учащихся детской школы искусств, который заключается в подборе наиболее продуктивных форм, различных педагогических методов и приемов, способствующих более эффективному овладению знаниями и умениями в области цвета и колорита, в процессе выполнения натюрморта учащимися детской школы искусств;

• разработаны уровни и критерии определения степени сформированности колористического видения у учащихся детской школы искусств;

• разработана структурно-содержательная модель развития колористического видения у учащихся детской школы искусств;

• апробирована методика диагностики уровня сформированности колористического видения у учащихся детской школы искусств;

• разработана и экспериментально проверена на занятиях по живописи натюрморта методическая система развития колористического видения у учащихся детской школы искусств, включающая в себя 3 компонента: структурный, методический, диагностический, содержащие цели и задачи, а также систему упражнений, адаптированную к учащимся 4-го года обучения и оказывающая педагогическое воздействие на развитие их колористического видения.

Теоретическая значимость результатов исследования

заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в художественное образование и эстетическое воспитание учащихся детских школ искусств;

• создана художественно-педагогическая концепция развития колористического видения у учащихся детской школы искусств;

• определены критерии и уровни установления степени сформированности колористического видения у учащихся детской школы искусств.

• разработана структурно-содержательная модель развития колористического видения.

• разработана и теоретически обоснована необходимость включения в процесс обучения заданий из декоративной живописи, а также упражнений на решение образных задач в натюрморте;

• показана стимулирующая роль данных заданий для развития чувства цвета у учащихся;

Практическая значимость результатов исследования

Заключается в том, что экспериментально проверена методическая система развития колористического видения у учащихся детской школы искусств. Разработана экспериментальная программа по живописи для учащихся детской школы искусств.

Разработаны методические рекомендации к каждому заданию по выполнению натюрморта в технике живопись, которые могут быть использованы не только в работе педагогов детской школы искусств, детской художественной школы, но также в практике работы учителей изобразительного искусства общеобразовательной школы. Ряд положений диссертации может быть использован при разработке авторских учебных

программ, учебно-методических пособий, послужат хорошим материалом для практических разработок учителей изобразительного искусства.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечена методологической базой, использованием теоретического и практического исследования, соответствием методической системы, представленным целям и задачам, объективным анализом полученных результатов исследования с опорой на результаты современных исследований в области детской психологии, философии, методики преподавания изобразительного искусства.

Личный вклад состоит в включенном участии на всех этапах исследования, получения сходных теоретических данных, подготовки и проведении экспериментальной работы, анализе полученных результатов, их содержательной интерпретации и внедрение в учебный процесс преподавания живописи в детской школе искусств;

• оформление диссертации и автореферата;

• в опубликовании 10 научных работ, 3 из которых в научных изданиях, рекомендованных в ВАК министерства образования науки РФ;

На защиту выносятся:

1. Уровни развития колористического видения учащихся детской школы искусств (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), критерии: знание учащимися изобразительной грамоты; последовательность работы над натурой; передача цвето-тональных отношений в работе; передача цветом пространственного расположения, объектов изображения; передача формы и материальности предметов цветом; передача цветового и тонового контраста; колористическая сгармонированность в работе.

2. Диагностика определения уровня развития колористического видения учащихся детской школы искусств: констатирующая, сопровождающая, итоговая.

3. Методическая система развития колористического видения учащихся детской школы искусств, включающая:

• цель развития колористического видения через активное включение учащегося в художественно-творческую деятельность;

• экспериментальную программу, в содержание которой включены беседы, практические работы, творческие задания, выполняемые различными художественными материалами (гуашь, акварель, темпера);

• комплекс базовых принципов (воспитывающего и развивающего обучения, связи обучения с жизнью, систематизации и последованности, наглядности) и методов (проблемного обучения, рефлексии, самостоятельной работы);

• уровни развития колористического видения (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

Апробация и внедрение результатов исследования Экспериментальная исследование проходило апробацию на базе школы искусств имени В.Ф. Кольцова (48 учащихся) г. Карачев, детская художественная школа № 1 имени Клыкова (14 учащихся) г. Курск, детская художественная школа №2 имени Дейнеки (14 учащихся) г. Курск, детская художественная школа г. Старый Оскол (16 учащихся).

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, 2 -х глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложение состоит из таблиц, диаграмм, отражающих результаты экспериментальной работы, фотографий работ учащихся, выполненных в течение экспериментальной работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1.

Теоретические особенности развития колористического видения учащихся детской школы искусств в процессе

выполнения натюрморта

1.1. Анализ исследований по проблеме колористического

видения

Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска). В большой советской энциклопедии мы можем встретить такую трактовку колорита, что это «система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства, одно из важнейших средств эмоциональной выразительности. Колорит может быть теплым и холодным, спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанный на локальных цветах и на использовании тона, рефлекса, валера.

«Можно с полной уверенностью утверждать, что теория колорита в реалистической живописи по существу не разработана. В специальной литературе, посвященной теории изобразительной грамоте, даются самые противоречивые определения колорита. Это отмечают и сами художники» [11, стр 18]

«Причина такой теоретической заброшенности вопросов колорита, вернее всего, лежит не в том, что сама проблема не интересовала художников и исследователей или была им не под силу. В сознании большинства художников издавна существует уважение к колориту, граничащая со священным трепетом, но мало кто из них пытался вникнуть в закономерности того, что он уважает и превозносит, и фактически была

признана «непознаваемость» колорита, а отсюда - «невозможность» учить и самой живописи». [181, стр 5]

Сколько споров идет о создании колорита, как проявляется эмоциональное воздействие цвета? На эту тему существует много противоречивых мнений.

Большинство искусствоведов считает, что гармоничный колорит в картине можно достигнуть контрастным соотношением красок.

Всем известно, что еще со времен Ньютона разрабатывались пробы гармонических сочетаний красок, выводились каноны гармоний цвета, основу, которых составляли пары или триады дополнительных цветов. Насколько нам известно, данная теория не принесла тех результатов, которые ожидали. Колорит картины не вызвал того эстетического впечатления на которое рассчитывали сторонники этой теории.

Также можно встретить сторонников теории, которые считают, что « колорит живописи основан на физических законах оптики. Каждому тону и заключающемуся в нем оттенку цвета соответствует дополнительный тон. Так, например, зеленому тону дополнительный красный, оранжевому -синий, желтому - фиолетовый. Сопоставленные рядом, они, подобно положительному и отрицательному заряду электричества, выигрывают в своей напряженной звучности. Желтый свет, как правило, на белом преобразовывается в лиловые тени, красный в зеленые, оранжевый в синие.

Некоторые художники считают, что можно вывести общие закономерности цветовой гармонии любой картины, другие считают, что создание колорита картины безотносительно к конкретному невозможно.

Встречаются такие искусствоведы, которые считают, что художник путем умышленного подбора красок, создавал свой особенный колорит картины. Причем художник должен был подбирать сочетание цветов, полагаясь не на реальную действительность, а руководствуясь своим вкусом и своим субъективным представлением о гармоническом строе красок. Приверженцем такой теории был Игорь Грабарь. Он высказывал сожаление

что «все еще не найдено закона идеального сочетания цветов, который явился бы непреложным законом колорита». [182, стр 14] С такими выводами согласна и Н. Дмитриева: «У живописцев действительно есть собственная цветовая гармония, есть тайны колорита, чувственная прелесть колорита, которые ни сюжетом, эмоциональным звучанием изображенного еще не обеспечиваются и всецело им не подчиняются; они обладают известной самостоятельностью». [46, стр 224]

Существуют еще такие точки зрения, которые, пытаясь объяснить колористическое решение картины, основываются на чисто физиологическом воздействии цветов на человека. С этой теорией согласен и Г.А. Недошивин.

Г.А. Недошивин пытается дать популярное объяснение колорита: «Колорит живописного полотна не просто воспроизводит соответствующую натуру, в нем всегда есть своя внутренняя логика, определяющая и выразительный строй произведения. Каждая картина выдержана в своем особом «ключе». Мы не случайно пользуемся здесь этим музыкальным термином, так как любое подлинное произведение живописи дает нам некую музыку цвета, воздействие которой может быть менее заметно, но не менее властно, чем воздействие музыки в собственном смысле слова. Тяжелые, звучные, но будто немного приглушенные аккорды насыщенных сильных тонов сразу вводят нас в атмосферу тяжких раздумий суриковского Меньшикова; светлые созвучия чистых, прозрачных тонов объемлют нас в леонардовской «Мадонне Литте» чувством счастья жить; пылающие отсветы красного цвета, будто теснимые холодными зеленоватыми тонами, раскрывают перед нами драматическую «музыку» душевной жизни Стрепетовой не меньше, чем ее скорбный взгляд и запекшиеся губы. Всюду и везде найдем мы эту чудесную музыку цвета, обладающую необычайной емкостью и чуткостью человеческих мыслей и чувств». [114, стр 62-63] В своей книге автор пытается раскрыть несколько законов колорита. Законы сводятся к необходимости передавать не локальные цвета предметов, а видимые цвета, измененные рефлексами и контрастным взаимодействием

цветов.

Отдельные художники за колорит принимали яркость красок, другие возражали против такого понимания колористических свойств произведений. Гете и Суриков придерживаются теории, что колорит доставит наслаждение любование картины тогда, если он верно будет передан с натуры.

Многие современные теоретики живописи высказывают противоположные взгляды. Выявляются разногласия не только в вопросах колорита. Существуют такие теории, авторы, которых вообще отрицают реалистическую живописью, а ее колористическое исполнение объявляют устаревшим и непригодным для развития современной живописи.

Существуют также взгляды на колорит, как на вибрацию цветовых оттенков, той есть на незначительное изменение тональности. «Чем больше варьируется этот основной тон, как пишет А.Е. Терентьева, переходя в полутоны, повышаясь и понижаясь, ослабевая или усиливаясь, изменяя свою интенсивность, тем богаче считается колорит картины. «В работах художников, где наблюдается варьирование тональностей, где цвет приближен к локальному и строится на насыщенных цветах, эти работы характеризуются отсутствием колорита». [152, стр 19]

Методически разработанная система необходимости тоновых градаций была разработана художником такого бурного колористического восприятия, как Делакруа. Его система заключалась в том, что он на палитре подготавливал все тоновые шкалы - от темного к светлому в каждом цвете. Благодаря, соподчиненному единству, богатству и правде цвета и тона в его картинах мы не увидим голой, фальшивой яркости.

Над проблемой колорита работали Беда Г.В., Волков Н.Н., Алексеев С.С, Зайцев А., Ревякин П.П, Унковский А.А.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Блохина Наталья Викторовна, 2016 год

Список литературы

1. Агостон. Ж. Теория цвета и ее применения в искусстве и дизайне [Текст] / Ж. Агонстон. - Москва: Мир, 1982. -245с.

2. Айзенбарт, Б. Полный курс акварели. Для начинающих и студентов художественных вузов [Текст] / Б. Айзенбарт. - Москва: Внешсигма, 1999. - 64 с.

3. Алексеев, С.С. О колорите [Текст] / С.С. Алексеев.- Москва: Изобразительное искусство, 1974. - 172 с.

4. Алексеев, С.С. Цветоведение [Текст] / С.С. Алексеев . - Москва: Искусство, 1975.-220 с.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания. 2 -ое издание. -[Текст] / Б.Г. Ананьев - Питер, 2001. (Серия мастера психологии).

6. Афанасьева Е.А. Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция [Текст]: программа для ДХШ и ДШИ (художественных отделений) / Е.А. Афанасьева, Е.Д. Анискин, В.А Гераскевич, Е.Н. Зайцева и др. — Москва: 1990. - 41 с.

7. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика [Текст] / Б. А. Базыма. -Москва: Речь, 2005.-205 с.

8. Батталини, Т. Рисуем акварелью: от азов мастерства к тончайшим нюансам [Текст]: [1] е.: цв. ил. - (Клас. б-ка художника) / Т. Батталини. — Москва: Эксмо, 2007. - 127,

9. Беда Г.В. Живопись [Текст] /Г.В. Беда. - Москва: Просвещение, 1986-190с.

10. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. [Текст] / Г.В. Беда - Москва: Просвещение, 1981 - 239с.

11. Беда Г.В. Цветовые и тоновые отношения в живописи [Текст] / Г.В. Беда - Москва: Советский художник, 1964 - 78с.

12. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит [Текст] / Г.В. Беда -Москва: Краснодар, 1961 - 511с.

13. Брюн, Д. Живопись в образовании вальдорфской школы [Текст] / Д. Брюн, А. Лихтхарт, перевод Е. Мезенцева, Г. Волкова - Москва: Наири, 2011 - 224 с.

14. Булатова, О.С. Искусство современного урока: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / О.С.Булатова. — Москва: «Академия», 2006.— 256 с.

15. Ванслов. В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки [Текст] / В.В. Ванслов - Ленинград: Художник РСФСР, 1977.

16. Васильев, В.В. История и теория художественного образования [Текст] / А.А. Васильев - Краснодар: Куб ГУ, 2003 - 132с.

17. Величковский, Б.М. Психология восприятия [Текст] / Б.М. Величковский, В.П Зинченко, АР. Лурия. - Москва: Московский университет, 1973. - 296 с

18. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств [Текст] / Г. Вельфлин. - Москва- 1930. - 290с.

19. Визер, В. Система цвета в живописи, учебное пособие [Текст] / В.Визер. -Санкт - Петербург: Питер, 2004. - 192 е.: ил.

Владос, 2002. -142 с.

20. Власов, В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства [Текст]: в 8-ми т. Т. 2. / В.Г.Власов. - Санкт-Петербург:

21. Волков, H.H. Восприятие предмета и рисунка [Текст] / Н.Н. Волков. — Москва: Акад. наук РСФСР, 1951.-508 с.

22. Волков, Н.Н. Восприятие цвета [Текст] / Н.Н. Волков // Творчество. -1958. - №2.-с 65.

23. Волков, Н.Н. Цвет в живописи [Текст] /. Н.Н. Волков- Москва: Искусство, 1984г, 400с.

24. Волков, Ю.А. Работа над живописным этюдом [Текст] / Ю.А. Волков. -Москва: Просвещение, 1984, - 30 с.

25. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: Высшая школа, 2002.

26. Гаррисон X. Рисунок и живопись. Полный курс [Текст] / Х. Гаррисон. -Москва: Эксмо, 2010.-253 с.

27. Герасимов А. М. Из моего опыта [Текст] /А.М. Герасимов- Москва: Академии художеств СССР, 1959.

28. Гете И.В. Об искусстве [Текст] / И.В. Гете. - Москва: Искусство, 1975 -487с.

29. Гете И.В. Трактат о цвете [Текст] / И.В.Гете// Избранные сочинения по естествознанию.-Москва, 1957.-С.261.

30. Гете, И.В. Учение о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. [Текст] / И.В. Гете -Москва: Рефл-бук, 1996. - 670 с.

31. Гинсбург, И. П.П. Чистяков и его педагогическая система [Текст] / И. Гинсбург. - Москва: Искусство, 1940:-203с.

32. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. (36)

33. Глезер В.Д. Зрение и мышление. - Л.: Издательство. Наука, 1985.

34. Голуб, A.A. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Голуб Александр Анатольевич - Москва, 1997. - 212 с.

35.Голубева, О.Л Основы композиции [Текст] / О.Л Голубева. -Москва: Изобразительное искусство, 2001.- 120 с.

36. Грегори Р.Л. Психология зрительного восприятия. - М.: Прогресс, 1970. - 235с.

37. Грибакин, Н.В. Формирование образного мышления у студентов худо-жествннно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа. [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Николай Викторович Грибакин-Москва, 2000. - 194с.

38. Григорьева, Э.И;Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Элеонора Игоревна Григорьевна - Тольятти, 2002.- 236с.

39. Гройсман, A.JI. Основы психологии художественного творчества [Текст] / А.Л. Гройсман //Учебное пособие. - Москва: Когито-центр, 2003. — 187 с.

40. Грошев И.В. Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа. [Текст]:дисс. Канд. пед. наук: 13.00.02: Иван Петрович Грошев.-Москва, 2010.- 236 с.

41. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя [Текст] / С.М. Даниэль.— Москва: Амфора, 2006. — 223 с.

42. Дейнека, A.A. Учитесь рисовать [Текст] / А.А. Дейнека. - Москва: Архитектура-С, 2005. - 224 с.

43. Делакруа. Э Цвет в деятельности человека [Текст] / Э. Делакруа. - Москва: Издательство литературы по строительству, 1964.- 389 с.

44. Денисов, В.С. Восприятие цвета - Часть 1 [Текст] / В.С. Денисов, М.В. Глазова. - Москва: Эксмо, 2008. - 176 с.

45. Дериберо, М. Цвет в деятельности человека [Текст] / М. Диреберо - Москва: литература по строительству, 1964.- 181 с.

46. Дмитриева, Н. Изображение и слово[Текст] / Н. Дмитриева. -Москва: Искусство, 1962.-414с.

47.Долгоаршинных, H.A. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы [Текст]: дисс. кандидата пед. наук: 13.00.01: / Наиля Ахатовна Долгоаршинных. — Москва, 2004. - 170 с.

48.Дорфман, Л.Я. Методические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии [Текст] / Л. Я. Дорфман // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2005. - 288 с.

49.Дубровина И.В. Практическая психология образования [Текст] /И.В. Дубровина // учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2009.-592 с.

50. Ермаш, Г.Л. Искусство как мышление [Текст] /Г.Л. Ермаш - Москва: Искусство, 1982. - 277 с.

51. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства [Текст] / Л.П. Ермолаева, Москва: Архитектура - С, 2009- 124с.

52. Ефимов, A.B. Цвет в японской школе [Текст] / A.B. Ефимов // Техническая эстетика. - 1978. - №4. - С 25-29.

53. Жаданова, Л.А. Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Жаданова Любовь Афанасьевна. Санкт-Петербург, 2006.- 201 с.

54. Железняков, В .H. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор [Текст] / В. Н. Железняков. Москва: ВГИК, 2000. - 294 с.

55. Жемчугова,П.П. Изобразительное искусство [Текст] / П. П. Жемчугова. - Санкт-Петербург: Литера, 2006. - 128с.

56. Живопись [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 224 с, 32с.

57. Зайцев, А. Наука о цвете и живопись [Текст] / А. Зайцев. -Москва: Искусство, 1986. - 158.: ил. ( 16, стр 36).

58. Зинченко В.П. Зрительное восприятие и творчество // Техническая эстетика, 1975, -№6 - 85с.

59. Зинченко, В.П. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы[Текст] /В.П. Зинченко, Ю.Ю. Виргилис. — Москва: МГУ, 1969. - 106 с.

60. Золотых, М. С. Развитие колористического видения студентов Ш IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе работы над живописью портрета[Текст]: 13.00.02 дис. канд. пед. наук, Михаил Сергеевич Золотых : Курск, 2007.- 223 с.

61. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова // Учеб.-метод. пособие. Омск: ОмГПУ, 2003. - 101 с.

62. Ивенс, Р.М. Введение в теорию цвета [Текст] / P.M. Ивенс. -Москва, Советский художник,1964. - 342 с.

63. Игнатьев, Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Психология рисунка и живописи [Текст] /Е.И. Игнатьев - Москва: Уч. педгиз, 1954. - 153с.

64. Измайлов Ч.А. Цветовое зрение[Текст] /Ч.А. Измайлов. - Москва: МГУ, 1984.

65. Иогансон, Б.В. Живопись [Текст] / Б.В. Иогансон // Юный художник. 1939. - № 5.- С.52.

66. Иттен, И. Искусство цвета [Текст] / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л. .Монаховой. — Москва: Изд. Д. Аронов, 2001.- 96 с.; ил.

67. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. -Москва: ВЛАДОС, 2006. - 256 с.

68. Кандинский, В. О. духовном в искусстве. Психология цвета [Текст] / В. Кандинский // Сб. Пер. с англ. - Москва: Ваклер, 1996, - 220 с.

69. Кандинский, В. Точка и линия на плоскости [Текст] / В. Кандинский. -Санкт-Петербург: Азбука, 2001. — 560 с.

КГПИ, 1994. - 166 с.

70. Киплик, Д.И. Техника живописи [Текст]/ Д.И. Киплик - Москва: В. Шевчук, - 2008. - 536 с.

71. Кирпичёв, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: 1-4 кл.: [Текст] / В.И. Кирпичев // Пособие для учителя. - Москва:

72. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., стер / Ю.М. Кирцер. - Москва: Высш. шк., 2000. - 271 с.

73. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова // Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: Мозаика-синтез, 2005, 120 с.

74. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования [Текст] / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой:

Изд. 3-е, переработанное и дополненное // Учебное пособие — Москва: Педагогическое общество России, 2005. -176 с.

75. Константинова, С.С. Техники изобразительного искусства [Текст] / С.С. Константинова // Конспект лекций. - Ростов: Феникс, 2004; — 176 с. (Серия «Сессия без депрессии».)

76. Коробко, Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета. [Текст]: дисс.... канд... пед. наук: 13.00.02: Коробко Юрий Владимирович. — Краснодар,1997.-216 с.

77. Коровин К. Вспоминает [Текст] / К. Коровин. - Москва: Изобразительное искусство, 1971.

78. Косенко, H.A. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов).[Текст]:дисс. канд. пед. наук : 13.00.02 / H.A. Косенко - Орел, 1998 - 170 с.

79. Кравков, С.В. Цветовое зрение[Текст] / С.В. Кравков . - Москва: Академии наук СССР, 1951.

80. Кравчунас, Б.К. Изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры: специфика, проблемы развития [Текст]: автореф. дисс. канд. искусствоведения (13.00.02) / Б.К. Кравчунас.-Санкт-Петербург, 1995. 23 с.

81. Крымов, Н.П. Художник и педагог. [Текст]: Статьи и воспоминания / Н.П. Крымов. - Москва: Изобразительное искусство; 1989; - 244с:

82. Кузин, B.C. Изобразительное искусство [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений: 2-й кл./В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - 7-е изд., перер;. -Москва: Дрофа, 2004. - 112с.

83. Кузин, B.C. Психология [Текст] : учебник 4-е изд. перераб. и доп./ В.С. Кузин. - Москва: АГАР, 2003. - 256 с.: ил.

84. Кузин, B.C. Психология живописи [Текст]: учебное пособие для вузов / В.С.Кузин. — Москва: ООО «издательский дом «ОНИКС» 21 век»,

85. Кузнецов, Е.Ф. Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности (на примере обучения студентов художественно-графических

факультетов рисунку и живописи) [Текст]: дис.....док.пед. наук: 13.00.02: Егор

Федорович Кузнецов. - Москва, 2008. - 331 с.

86. Кузнецов, М.Е. Совершенствование специальных аспектов визуального восприятия студентов ХГФ на начальных этапах обучения живописи [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Максим Егорович Кузнецов. - Москва,

87. Кунц, Д. Основы акварели. Цвет : [пер. с англ.] [Текст] /Джен Кунц. -Минск: Попурри, 2005. - 125 с.: ил.

88. Лаветт, Дж. Акварель — это просто [Текст]/Дж. Лаветт. Пер. с англ. Т.И. Василинчик — Москва: ООО «Попурри», 2005. - 96 с.:ил.

89.Леонардо да Винчи, Избранные произведения [Текст] : в 2 т. / пер. А. А. Губера, В. П. Зубова, В. К. Шилейко, А. М. Эфроса; под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса — Москва: Студия Артемия Лебедева, 2010. Т.2.—444 с.: 109 ил.

90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

91. Лепикашь, В.А. Акварель [Текст] / В.А. Лепикашь - Москва: Московская государственная специализированная школа акварели С. Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2007- 125с.

92. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека [Текст] / П. Линдсей, Д. Норман. - Москва: Мир, 1974.

ЛИТА, 2000. - 848.: ил.

93. Ломов, С.П. Живопись [Текст] / С.П. Ломов - Москва: Агар, 2009. - 232 с

94. Ломов, С.П. Методология художественного образования [Текст] / С.П.. Ломов, С.А. Аманжолов - Москва: Московский педагогический университет, 2011. - 188 с.

95. Ломов, С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. [Текст]: дисс. док.... пед. наук: 13.00.02 / Ломов Станислав Петрович. - Москва, 2000.- 380 с.

96. Ломов, С.П. Цветоведение. Учебное пособие [Текст] /С.П. Ломов, С.А.. Аманжолов - Москва: Владос, 2014. - 144 с.

97. Люшер М. Цвет вашего характера. Я вам помогу. - М.: «Рипол классик», «Вече», 1997. (44)

98. Люшер, M. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. [Текст] / М. Люшер. - Москва: Hippo, 2003. - 252 с.

99. Люшер, М. Цветовой тест Люшера. [Текст] / М. Люшер. - Москва: ACT; СПб.: Сова, 2005. - 192 с.

100. Максимов, В.В. Трансформация цвета при изменении освещения [Текст] / В.В. Максимов - Москва: Наука, 1984. - 161 с.

101. Малевич, К. Свет и цвет: Собрание сочинений[Текст]: в 5 т./ К. Малевич; Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К.С. Малевича и Эль Лисицкого (1922-1925) - Москва: Гилея, 2003. -Т. 4.-272с.

102. Манич, В. Куинджи и «куинджисты» [Текст] / В. Манич// Искусство. - 1974. - №8. С. 89.

103. Масленников, А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональных тоновых и цветовых отношений в живописи при подготов-

ке художников - педагогов. [Текст]: Дис. канд. пед. наук.13.00.02: Масленников Александр Иванович.- Москва, 1974. - 146с.

104. Маслов, Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству [Текст] / Н.Я Маслов // Учеб.пособие для студентов худож. — граф. фак. пед. ин-тов. — Москва,1998. -с 112 е.

105. Миронова, Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека [Текст] / Л.Н. Миронова // Проблема цвета в психологии. - Москва, 1993.- 188 с.

106. Молева Н. М., Педагогическая система Академии художеств XVIII века [Текст] / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. - Москва: Искусство,

107. Молева, Н. Русская художественная школа первой половины 19 века [Текст] / Н. Молева, Э.М. Белютин. - Москва: Искусство, 1963. — 574 с.

108. Миронова, Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека [Текст] / Л.Н, Миронова // Проблема цвета в психологии.- Москва, 1993 - 188с.

109. Мутер, Р. Всеобщая история живописи [Текст]/ Рихард Мутер.- Москва: Эксмо, 2010.- 960 е.: ил.

110. Мухамедова, В. Живопись [Текст] / В. Мухамедова // Новый Акрополь. - 1998. - №2. - С. 43-44.

111. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] /В.С. Мухина // Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

112. Найс, К. Акварель для начинающих: пошаговые примеры и детальные инструкции от А до Я [Текст] / [пер. с англ.] / КлаудиаНайс. - Минск:

113. Научные основы профессионально - педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения: проблемы провинциальной художественной культуры [Текст] / Сб. научных трудов. Выпуск 2. — Курск, пед. ун-та, 2000 - 264 с.

114. Недошивин Г.А. Беседы о живописи. [Текст] /Г.А. Недошивин -Москва, ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1959.

115. Новикова, A.B. Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе [Текст]: Дисс. кандидата пед. Наук: 13.00.02 / Анна Владимировна Новикова. — Омск, 2006 .- 200 с.

116. Оверчук, Д.М. Теория и методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Д.М. Оверчук — Москва, 2003. - 245 с.

117. Островский, Г.С. Рассказ о русской живописи [Текст] / Г.С. Островский — 2-е изд. - Москва: Изо-браз. искусство, 1989. - 360 с.

118. Панксенов, Г.И. Живопись, форма, цвет, изображение [Текст] / Г.И. Панксенов // учеб.пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. — Москва, 2007. — 144 с.

119. Паранюшкин, Р.В Теория и практика изобразительного искусства [Текст] / Р.В. Паранюшкин. - Москва: Феникс 2005.- 79 с.

120. Пауэлл, У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет [Текст] / У.Ф. Пауэлл пер. с англ. У. Сапциной-Москва: Астрель: ACT, 2005. - 63 с.

121. Пидкасистый П.Л. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.Л. Пидкасистый. -Москва: Педагогическое общество России, 2004 - 458с.

122. Полуянов, Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам [Текст] / Ю.А. Полуянов. — Москва: 2000. —160 с.

Попурри, 2005. - 126 с.

123. Поровская, Г.А. История развития художественного образования (зарубежная и русская школы)[Текст]: учеб.-метод. пособие / Сост. Г. А. Поровская.- Великий Новгород, 2005-30с.

124. Подобедова, О.И. Выставка [Текст] / О.И. Подобедова, Д.Н. Кардовский. - Москва, Советский художник, 1957,-282с.

125. Пронина, Н.К. Формирование колористического единства в процессе живописного изображения на начальном этапе обучения студентов педагогических вузов [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н.К. Пронина

- Омск, 2004. - 151 с.

126. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе [Текст] / Н.П. Пьянова. — Москва: Просвещение, 2006. — 176 с.

127. Пэдхем, Ч. Восприятие света и цвета [Текст] / Ч.Пэдхем, Дж. Сондерс. -Москва: «Мир», 1978. - 255 с.

128. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю[Текст] / С.Х. Раппопорт. -Москва; Советский художник, 1978. 160с.

129. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. [Текст] / П.П. Ревякин

- Москва: Госстрой - издат, 1959.

130. Репин. И.Е. Далекое близкое [Текст] / И.Е. Репин. - Ленинград: Художник РСФСР, 1982.

131. Роландер, Н. Натюрморт [Текст] / Н. Роландер, Т. Свимм, М. Тавонатти, К. Циммерман перевод А.Степанова.-Москва: АСТ, ОГИЗ, 2013. -32 с.

132. Ростовцев, H.H. История методов обучения рисованию [Текст]: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин- тов по спец 21.09 «Черчение, рисование и труд» /Н.Н. Ростовцев. - Москва: Просвещение, 1982. - 240 с.

133. Ростовцев, H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] / Н.Н, Ростовцев. - Москва: Агар, 2000. — 252 с.

134. Ростовцев, H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка [Текст] / Н.Н, Ростовцев. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. -288 с.

135. Ростовцев, Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. Пединститутов / Н.Н. Ростовцев и др. -Москва: Просвещение, 1989. - 207 с.

136. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999, —679 с.

137. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна [Текст] / В.Ф. Рунге // Учеб. пособие. -Москва, 2001-252с.

138. Сальникова Т.П. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / Т. П. Сальникова. - Москва: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.

139. Сапожников, А.П. Полный курс рисования [Текст] / А.П. Сапожников.-Москва: АЛЕВ-В, 2003.-160 с.

140. Семенова, М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью [Текст] /М.А. Семенова // Начальная школа плюс До и После. 2009. - №№ 9. - С. 1-5.

141. Семенова, М.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре [Текст]: дис. канд. пед. Наук: 13.00.02/ Семенова Мария Александровна. - Омск, 2006.-223 с.

142. Серов,С. Арт-педагогика Владислава Кирпичева[Текст] / С. Серов // Greatis 2. — 1992. — № 2. -с 68.

143. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - Москва, «Академия», 2002 — 500с.

144. Смит, Р. Школа изобразительного искусства [Текст] /Смит Р., Раит М., Хор- тон Д.; Пер. с англ. Сидорова А. — Москва: ООО «Издательство ACT», 2004.- 478 с.

145. Соколинский, В.М. Психолого-педагогические основы композиционной деятельности в процессе работы над пейзажем. [Текст] / В.М. Соколинский Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения: проблемы провинциальной художественной культуры: сб. научных трудов. Вып.2. — Курск, 2000. - 264с.

146. Соколова, О. Ю. Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов I курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра. [Текст]:Дис. канд. пед. Наук / Соколова Ольга Юрьевна -Москва, 2000.-201с

147. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн: учеб.пособие для студентов вузов [Текст] / Н.М. Сокольникова. - 4-е изд., стер. — Москва: Академия, 2008. - 364 с.

148. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2.[Текст] /Н.М. Сокольникова // Основы живописи. — Обнинск: Титул, 2000.- 80 с.

149. Солонина, Ю.Н. Культурология [Текст]: учебник / Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — Москва: Высшее образование, 2005. — 566 с.

150. Сурина, М.О. История образования цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «школа дизайна» [Текст] / М.О.Сурина, А.А. Сурин. - Москва: «МарТ», 2003.- 352 с.

151. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре [Текст] / М.О. Сурина. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. -288 с.

152. Терентьев, А.Е. Воспитывать и обучать [Текст] / А.Е. Терентьев // Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: отв. ред. М.Н. Макарова. - Москва, МГПИ им. В.И: Ленина, 1972 - с. 272.

153. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Адаптированный вариант [Текст] / Е.Е. Туник. — Москва: Речь, 2006. — 175 с.

154. Унковский, А. А. Живопись. Вопросы колорита [Текст] /А.А. Унковский// Учеб.пособие для студентов худ. - граф. фак. пед. ин-тов. -Москва, Просвещение, 1980-128 с.

155. Унковский, А.А. Цвет в живописи [Текст] / А. А. Унковский. — Москва: Просвещение, 1983.- 64 с.

156. Унковский, А.А.Живопись темперой и гуашью [Текст] / А. А. Унковский. — Москва: Просвещение, 1980.- 28 с.

157. Фальк Р.Р. Беседа об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике [Текст] / Р.Р. Фальк - Москва: Советский художник,

158. Федоров - Давыдов, А...Русское искусство промышленного капитализма. [Текст]: Вып. 2. / Москва:Мосполитграф, 1929. - 247с.

159. Хижняк, Е.А. Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи.[Текст]:дисс. канд. пед. наук: Е.А. Хижняк. -Москва, 1992. - 187 с.

160. Художественная школа [Текст]: (классическая библиотека художника). -Москва: Эксмо, 2009. - 528 с

161. Хуторской, А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. [Текст] / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. - Москва: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с.

162. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания [Текст] / П. П. Чистяков - Москва: Искусство, 1953.

163. Чуйков С. Заметки художника. [Текст] / С. Чуйков - Москва: Молодая гвардия.,1967.

164. Шабанов Н.К., Степанов М.С. История художественно -промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX—XX вв [Текст]: учебное пособие / Н.К. Шабанов, М.С. Степанов. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 200 с.

165. Шабанов, Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе [Текст] / Н.К. Шабанов - Курск,

166. Шабанов, Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе [Текст]: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / Шабанов Николай Константинович. - Москва, 1995. - 337 с.

167. Шабанов, Н.К. Художественно — педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе [Текст] / Н.К Шабанов. - Курск: КГУ, 2008.-146 с.

168. Шабанов, Н.К. Художественная жизнь России (10-20вв) [Текст] / Н.К. Шабанов, М.Н. Шабанова. - Санкт-Петербург: Лань, 2015-308с

169. Шайхулов, Р.Н. О формировании живописного видения студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педвузов [Текст] / Р.Н. Шайхулов // Современные проблемы науки и образования сб статей. №6 ч.2, 2007 г/

170. Шаляпин, О.В. Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета [Текст]:дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В. Шаляпин — Омск, 2002.-157 с.

171. Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю.П. Шашков. - Москва: Трикста, 2006. - 128 с.

172. Шаюнова О.В. Акварель в системе подготовки художника-педагога. [Текст]: дис. Канд. пед. наук: 13.00.02 / Ольга Васильевна Шаюнова.- Санкт-Петербург, 2003. - 249 стр.

173. Школа изобразительного искусства. Вып. 1 Отв. редактор: Б.С. Угаров [Текст] / - Москва, Изобразительное искусство, 1986.- 246 с

174. Шматова, О.В. Самоучитель по рисованию акварелью [Текст] / О. В. Шматова - Москва: Эксмо, 2007. — 80 с.

175. Шнейдер, П. Основы рисования акварелью [Текст] / П. Шнейдер. -Москва: Арт-Родник, 2010. - 46 с.

176. Шорохов, Е.В. Композиция [Текст]: учебное пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Шорохов -Москва: Просвещение, 1986.- 160 с.

177. Шолохов, Б.А. Основы живописи [Текст] / Б.А. Шолохов //Московский заочный полиграфический институт: Москва, 1959.-23 с .

178. Шугаев, В.М. Орнамент на ткани [Текст] / В.М. Шугаев - Москва, 1969. -75 с.

179. Шутова, Т.В. Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках изобразительного искусства [Текст] / Т. В. Шутова - // Искусство и образование. - 2004. - №2 6. - С. 32-34

180. Щегаль Г. Колорит в живописи [Текст] / Г.Щегаль - Москва: Искусство, 1957. - 179с.

181. Щегаль Г. О теплом и холодном цвете[Текст] / Г.Щегаль. - Москва: Художник, 1982.-102с

182. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - Москва: Academia, 2005 - 141 с.

183. Ягодовская, А.Т. О натюрморте [Текст] / А.Т. Ягодовская - Москва: Сов. художник, 1965. - 70 с.

184. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская- Москва: Педагогика, 1996. - 95 с.

185. Яньшин, П.В. Психосемантика цвета [Текст] / П. В. Яньшин. - СПб: Речь, 2006.- 368 с.

186. Яшухин, АЛ. Живопись [Текст]: учебник для студентов худож. -граф.фак. пед. ин-тов и ун-тов / А. П. Яшухин, С.П. Ломов.- Москва: Агар, 1999 -232 с.

187. G. Friling. Menschen und Farben. MusterschmidtVerlag (Gottingen , Berlin , Frankfurt) 1969 (40)

188. Guilford J. P. The nature of human intelligence. - N. Y. etc., 1967.

Приложение

Приложение №1. План проведения экспериментального исследования.

№ Основные направления Соблюдаемые Срок Предполагаемый

п.п деятельности, мероприятия. условия результат

1 Разработка плана мероприятий по реализации экспериментального исследования. Организационные Июль План проведения экспериментального исследования

2 Установление критериев Научно- Август. Циклограмма

оценки и сроков методические. экспериментального

проведения исследования

диагностических

мероприятий.

3 Диагностика ЗУН Научно- Июль - Определение

учащихся. методические сентябрь. контрольных и экспериментальных групп.

4 Определение уровня Научно- Сентябрь. Заполнение

знаний, умений, навыков методические. таблицы ЗУН,

учащихся на момент диагностической

констатирую щего карты мониторинга

эксперимента. результатов обученности.

5 Апробирование Поисково - Октябрь Корректировка

экспериментальной творческие. экспериментальной

программы. программы (в случае необходимости). Поисковый эксперимент.

6 Апробирование Научно- Ноябрь Аналитическая

экспериментальной методические информация.

программы

6 Диагностика личностных Научно- Май - май Индивидуальные

качеств учащихся. методические наблюдения за развитием личностных качеств каждого учащегося.

7 Оформление Научно - Сентябрь - Журналы, отчеты.

нормативной методические. Апрель.

документации по

организации

экспериментального

исследования.

8 Работа с педагогически Информационные. В течении Проведение бесед с

кадрами ДШИ года. педагогами по

художественного экспериментальной

отделения. программе дополнительного образования.

9 Оформление отчетных и Рефлексивные. В течении Написание

информационных года. экспериментальной

материалов главы диссертации.

экспериментального

исследования в

диссертации.

10 Контрольно - Рефлексивные В течении Аналитическая

аналитическая года. информация.

деятельность.

11 Изучение Рефлексивные Май, октябрь, Контрольные срезы,

результативности декабрь, май, просмотры, защита

экспериментальном июнь. творческого

деятельности. проекта.

12 Объяснение Теоретико - В течении Организация и

методического практические. года. проведение бесед

материала в организации для педагогов ДШИ

и проведении занятии по художественного

экспериментальной отделения.

программе.

13 Проведение аттестации Научно- Декабрь. Заполнение карты

учащихся по итогам методические. ЗУН,

первого полугодия. диагностической карты мониторинга обученности учащихся.

14 Заседание педагогов ДШИ художественного отделения на предмет подведения итогов за 1 полугодие. Рефлексивные Январь. Аналитическая информация.

15 Проведение итоговой Научно- Май Заполнение карты

аттестации методические. ЗУН, дианостическая карта мониторинга обученности учащихся. Контрольный и сравнительный этап эксперимента.

16 Подготовка отчетной документации по итогам экспериментального исследования. Рефлексивные Июнь. Аналитическая информация.

17 Определение эффективности учебно-воспитательного процесса по экспериментальной программе. Рефлексивные Июль Аналитическая информация.

18 Подведение итогов Научно - Август. Оформление

реализации методические. результатов

экспериментального экспериментального

исследования. исследования в диссертации.

Приложение №2 Учебно - тематическое планирование занятий по развитию колористического видения учащихся ДШИ на занятиях живописи.

№ Название тем Количе Количе Всего

ство ство часов по

теорети практи разделу

ческих ческих

часов часов

1 Введение в программу

Изучение основ цветоведения, цветовая гармония, собственные и несобственные качества цвета. 2 1 3

1. Развитие представлений о средствах передачи гармоний в процессе создания

учащимися выразительного образа этюда натюрморта

1.1 Нахождение общего тона постановки 1 2 21

1.2 Нахождение общего цветового состояния этюда натюрморта. 1 3

1.3 Построение хроматической композиции на основе трехтоновой ахроматической композиции 1 5

1.4 Гармония этюда, построенная на группе близкородственных цветов. 1 5

1.5 Гармонии, построенные на родственно-контрастном сочетании цветов. 30 мин 2.30

2 Развитие представлений о средствах передачи гармоний в процессе создания

учащимися выразительного образа этюда натюрморта

2.1 Гармонии, построенные на сочетании контрастных и дополнительных цветов. 1 2 33

2.2 Контраст цветовых сопоставлений 1 8

2.3 Контраст светлого и темного. Светлотный контраст. Контраст цветового распространения. 2 4

2.4 Контраст теплого и холодного. 1 5

2.5 Контраст, основанный на дополнительных цветах. 1. 5

2.6 Контраст цветового насыщения. Симультанный контраст. 1 2

2.7 Итоговое задание 30 8.30

3 Развитее представлений об эмоциональном и содержательном аспекте создания художественного образа в ярко выраженном колористическом ключе

3.1 Этюды натюрморта при разном освещении: а) против света; б)посредством искусственного освещения; в) в условиях обычного рассеянного освещения. 11 15 99

3.2 Этюд на передачу материальности предметов. 1 17

3.3 Освоение закономерностей колорита в живописи на 3 15

3.4. 3.5 основе изучения исторически сложившихся колористических систем (локальной, светотеневой, оптической) Значение формы и цвета предметов в создании образа. Написать натюрморт с изменением 2 7

колористического решения. 2 7

3.6. Значение цвета предметов в создании 3 6

гармонического образа

Защита творческого проекта. 2. 16

Итого часов. 24 132 156

Приложение №3

Развернутые критерии оценки, используемые на занятиях живописи.

Теоретическая грамотность

1 владение специализированной терминологией по живописи;

2 знание основных характеристик цвета и физические аспекты образования цветов;

3 знание разновидностей колористических систем, закономерностей колорита;

4 знание правил контраста;

5 знание закономерностей цветовой перспективы в живописи;

6 знание о роли рефлексов в организации живописного изображения, виды рефлексов.

7 знание правил выделения композиционного центра;

8 знание ведения этапов работы натюрморта;

9 знание о методах технологии живописного ведения учебного этюда (алла-прима, лессировка, по - сырому;

10 знание особенностей работы над учебным заданием в помещении.

Живописная грамотность .

11 организация цветового единства и целостности живописного изображения;

12 использование закономерностей воздушной и цветовой перспективы в изображении натюрморта;

13 умение работать отношениями цветов в живописи;

14 соблюдение правил цветовой гармонии (цветового тона, светлоты, насыщенности, формы) и целостности живописного изображения;

15 колористическое решение натюрморта (передача теплохолодности при дневном, вечернем, искусственном освещении)

16 использование влияния фона на колористическое решение натюрморта;

17 использование контраста (светлотного и цветового);

18 определение доминирующего цвета в этюде натюрморта;

19 наличие развитых навыков в передаче обусловленных цветов в живописи натюрморта (уровень развития аконстантного восприятия).

Технологическое мастерство

20 использование различных технических приемов, соответствующих изобразительной задаче (по сухой бумаге, по влажной, по - сырому);

21 применение смешанных техник;

22 выявление особенностей характера фактуры и мазков в этюде натюрморта;

23 использование различного изобразительного материала, согласно

поставленной задаче (гуашь, акварель).

Приложение №4

Основные критерии:

1. Знание учащимися изобразительной грамоты.

2. Последовательность работы над натурой.

3. Тонально-цветовые отношения в работе.

4. Единство и согласованность цветового решения в работе.

5. Передача цветом пространственного расположения предметов.

6. Передача формы и материальности предметов цветом.

7. Передача цветового и тонового контраста.

8. Колористическая сгармонированность в работе.

Приложение№5

Анкета для учащихся

1.Что в вашем представлении означает слово цвет?

2. Чем предметный (локальный) цвет отличается от цвета, обусловленного воздушной средой.

З.Какие цвета Вы могли бы назвать дополнительными?

3. Дайте определения термина колорит.

4. Какие средства выразительности при написании этюда вы знаете?

5. В чем отличие «цветовой гармонии» от колорита? Как можно добиться цветового единства в работе?

6. Какую роль колорит играет в создании художественного образа?

7. Выполняете ли вы на уроках различные упражнения, направленные на изучение выразительных возможностей цвета?

8. Какие техники письма вы используете при написании натюрморта?

9. Назовите имена художников, которые на ваш взгляд являются яркими колористами?

Приложение №6

Зачетные тестовые задания Основные свойства цветов

1. Назовите 3 основных хроматических цвета в живописи (механическое смешение цветов):

а) красный, жёлтый, синий

б) оранжевый, фиолетовый, зелёный

в) красный, жёлтый, зелёный

2. Какой цвет получится, если смешать красную и жёлтую краску? а) зелёный

б) оранжевый

в) коричневый

3. Какой цвет получится, если смешать синюю и жёлтую краску?

а) коричневый

б) фиолетовый

в) зелёный

4. Продолжи ряд:

а) синий - оранжевый,

б) красный - зелёный,

в) жёлтый - (...).

5. Что такое светлота? Светлота - это:

а) степень отличия хроматического цвета от серого

б) основной цвет, свойственный определённому предмету

в) степень приближения цвета к белому.

6. Что такое насыщенность? Насыщенность цвета - это:

а) степень приближения цвета к белому

б) степень отличия хроматического цвета от серого

в) основной цвет, свойственный определённому предмету

Теория живописной грамоты

1. Как изменяется локальная окраска предметов?

а) отражённым цветом

б) рефлексами

в) цветом освещения.

2. Благодаря каким элементам мы воспринимаем объем предмета?

а)светотень и свет

б) декоративность

в) схематичность.

3. При изображении натюрморта с преобладанием холодных оттенков) какой цвет фона предпочтителен для контрастного изображения:

а) коричневый, жёлтый

б) зелёный

в) синий, фиолетовый

3. Какие доминирующие цвета создают холодный колорит?

а) коричневые

б) жёлтые

в) синие

Творческий уровень изображения

10. Средства художественной выразительности натюрморта.

а) градации света и тени

б) цветовые контрасты, колорит

в) грамотно переданные основные пропорции предметов в натюрморте.

11.Что такое колорит?

а) важнейшее качество живописи и средство образного выражения в живописи

б) колорит - это характерные особенности той или иной страны, национальности.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.