Развитие казахской песенной традиции в советский период тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Амандыков, Якуда
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Амандыков, Якуда
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ КАК
РАЗНОВИДНОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ЖАНРА.14
ГЛАВА П. СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКИХ СОВЕТСКИХ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ (Начало XX века
1930-е годы) .38
ГЛАВА Ш. СПЕЦШИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО
ОБЛИКА МАССОВОЙ ПЕСНИ (1940-е годы).82
ГЛАВА 1У. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ КАЗАХСКИХ МАССОВЫХ ПЕСЕН .97
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество: Вопросы классификации2005 год, кандидат филологических наук Ахметгалеева, Галия Батыровна
Проблема казахской эпической традиции (на музыкальном материале 1960-80-х годов)1984 год, кандидат искусствоведения Кунанбаева, Алма Бектурсыновна
Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи2008 год, доктор филологических наук Ничипоров, Илья Борисович
Калмыцкие протяжные песни, опыт структурно-типологического и историко-стилевого исследования2000 год, кандидат искусствоведения Дорджиева, Гиляна Андреевна
Развитие жанровой системы в башкирской поэзии второй половины XIX - начала XX веков1998 год, доктор филологических наук Кунафин, Гиниятулла Сафиуллович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие казахской песенной традиции в советский период»
Один из богатых и разнообразных жанров казахского устно-поэтического и музыкального творчества - народная лирическая песня. Он прошел большой и сложный путь развития, подвергался различным изменениям в соответствии с изменениями социально-исторических условий жизни казахского народа. Известно, что песня отражает главным образом процессы, происходящие в сознании людей: радость, огорчение, различные состояния человека. Разносторонность и динамичность этого процесса обусловливает и специфику песенного жанра, его поэтические особенности.
Песенное наследие казахского народа имеет богатые традиции. Изменение и развитие этих песенных традиций на протяжении многих веков и их передача из поколения в поколение - естественный процесс. (Этот вопрос давно привлекает внимание исследователей. Собирание и изучение жанрового своеобразия казахской народной песни и ее эволюции началось еще в XIX веке*.
Русские и западноевропейские ученые и путешественники, побывавшие в дореволюционном Казахстане, неоднократно отмечали древность и высокие художественные достоинства поэтических жанров, в частности,лирических песен казахского народа. Известно, что отдельные образцы народной песни были включены еще в XI веке в знаменитый словарь "Дивани дугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари и в "Кутадгу билик" Юсуфа Баласагуни, являющиеся общим достоя2 нием тюркоязычных народов .
I См.: Ахметов З.А. Казахское стихосложение. - Алма-Ата, 1964, с.194.
Z См.: Уахатов Б. Цазацтын, халык елецдер1. Алматы, 1974, Ю-б.
Поэтическое наследие тюрок нашло определенное отражение и в более ранних их письменных памятниках У-УШ веков - надписях в честь Кюль-Тегина, Бильге-Кагана и др.
По мнению известных тюркологов и востоковедов прошлого столетия В.Томсена, В.Радлова, Ф.Е.Корша, А.Н.Бернштама, П.М.Мели-оранского, С.Е.Малова, современное песенное наследие казахов, как и других тюркоязычных народов Средней Азии и Сибири, является продолжением древних традиций народной поэзии, которые отчасти были отражены в тюркских рунических памятниках У-УШ веков. Ф.Е.Корш утверждает, что семи-восьмисложный стих встречается в древнетюркской поэзии и хронологически возник раньше, чем другие стихотворные формы поэзии*.
Народные песни, слагаемые семи-восьмисложным размером, дошли до наших дней. Разумеется, когда речь идет об изучении исторической эволюции той или иной стихотворной формы песни, трудно определить все ее детали и моменты в последовательном развитии поэтического жанра в целом. Но вместе с тем следует отметить, что семи-восьмисложная форма, - как отмечает В.Гордлевский, - с древнейших времен была самой простой и любимой формой поэзии почти 2 всех тюркоязычных народов .
Одним из первых исследователей Казахстана был П.М.Рычков. Он составил в 1765 году топографичес1?уго карту Оренбургской губернии, а затем в 1768-1774 гг. в составе экспедиции акад. П.С. Палласа посетил Центральный Казахстан. В 1772 году он опубликовал свои "Дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова
1 Корш Ф. Древнейший народный стих турецких племен. - СПб, 1909, с.26.
2 Гордлевский В. Из наблюдений турецкой песни. - "Этнографическое обозрение", 1908, кн. 79, с.69. в киргиз-кайсакской степи в 1771 году". В этой работе имеется ряд интересных сведений об обычаях и песенном творчестве казахского народа. Этнограф И.Г.Георги, возглавивший отдельную экспедицию, с удивлением констатировал, что народные веселья казахов, связанные с проводами невесты (кыз узату) - танцы, борьба, стрельба из лука, состязание коней, исполнение песен, песен прощаний и др., - длятся по нескольку дней''".
Алексей Левшин в третьей части своего известного труда "Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей" подробно описывает процессы создания казахской народной песни. По его мнению, сложение стихотворного текста и его мелодии одним певцом свидетельствует о том, что человек по своей природе являет2 ся и поэтом, и музыкантом .
Дореволюционные и советские ученые и собиратели казахской песни уделяли особое внимание ее идейно-тематическим, жанровым и художественным особенностям. Прусский гражданин Август Эйхгорн, проживший в Ташкенте 13 лет (начиная с 1870) и собравший музыкальные и этнографические данные по Средней Азии и Казахстану, в первой главе своей объемистой тетради (196 страниц), в которой содержатся образцы устнопоэтического творчества казахов, вкратце описывает эстетическое назначение и специфику народной песни. По его мнению, лирические песни отражают мечты и чаяния простого народа, его мировоззрение и мироощущение. Причем песня основывается на описании реальной действительности: в ней воспеваются повседневные жизненные явления, родная природа и быт народа. А.Эйхгорн отмечает, что ему удалось слушать казахские песни
1 Гиорги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. - СПб, 1799, с.138.
2 Левшин А. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. СПб, 1832, ч.Ш, с.136, 140.
- б именно на фоне той окружающей среды, в которой они рождались^.
В свете этого наблюдения особое значение приобретает известное высказывание Ю.М.Соколова о том, что для того, чтобы понять прелесть народных лирических песен, необходимо знать и видеть о быт народа и красоту природы, которая воспевается в них .
В упомянутой выше работе А.Левшин подразделяет казахскую поэзию на три основных жанра - героический эпос, обрядово-быто-вые и лирические песни, а М.В.Готовицкий в своем труде "О характере киргизских песен" расчленяет ее на эпический, лирический и драматический жанры. Хотя в этих исследованиях жанровый состав казахской поэзии определяется еще поверхностно, но заслуживает внимания то, что в них художественные особенности песни излагаются подробно и оцениваются высоко. Например, М.В.Готовицкий особо восхищается простотой и необыкновенной поэтичностью казахских народных песен.
Жанровый состав казахской поэзии разнообразен. В монографическом исследовании "Казахская народная песня" Б. Уахатова народные песни по содержанию и месту в трудовой жизни казахов делятся на следующие внутрижанровые разновидности: охотничьи песни
0 Наурузе, песни о домашних животных (торт тул1к мал), обрядово-бытовые, свадебные, детские и песни скорби, а также одиннадцати-сложные лирические (лирикалык кара олен) и исторические песни, которые органически развивались вместе с другими жанрами фольк
1 Эйхгорн А. Музыка киргизов. Музыкальная фольклористика в Узбекистане. - Ташкент, 1963, с.71.
2 Подробнее о недостатках исследования А.Левшина в определении жанрового состава казахской поэзии и ее особенностей см.: В.Уахатов. "Казактын халык олендерГ'. - Алматы,1974, с.14.
3 Готовицкий М.В. О киргизских и сартских народных песнях.-"Этнографическое обозрение", 1889, кн.З, с.79. лора. В трудах академиков А.Жубанова, М.Каратаева, З.Ахметова, А.Тажибаева и Б.Ерзаковича указывается, что современное песенное творчество казахов формировалось на основе перечисленных выше вцутрижанровых разновидностей народных песен.
Собирание и изучение песенного творчества в Казахстане приобретает систематический характер после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В этот период бурно развивается и сам песенный жанр. Различные виды искусства, национальные по форме и социалистические по содержанию, приобретают новый творческий импульс в результате взаимовлияния и взаимообогащения духовной культуры различных народов нашей страны.
В 1920 году по указанию Комиссариата народного просвещения Казахской АССР ученые и собиратели уделяют особое внимание сбору народных песен и музыки. В связи с этим следует отметить выдающиеся заслуги А.В.Затаевича, неутомимого собирателя казахского музыкального фольклора. В 1925 году газета "Правда" дала высокую оценку научной значимости его трудов "1000 песен киргизского (казахского) народа (напевы и мелодии)" и "500 песен и кюйев казахского народа".
В собирании огромного количества материалов - более двух тысяч песен и кюйев - А.В.Затаевичу оказывали помощь рабочие, крестьяне и интеллигенция. Ему передали свои материалы и содействовали в работе С.Сейфуллин. У.Джандосов, Т.Шургенов, А.Джан-гильдин, К.Сатпаев, С.ОДуканов, К.Джандарбеков, К.Байсеитов, А.Кашаубаев и др.
Расцвет культуры и иседсства Казахстана после Октябрьской революции непосредственно связан с учением великого Ленина и умелым руководством КПСС. Пролетарские тенденции советской литературы и ее основные партийные принципы были конкретно определены в статье В.И.Ленина "Партийная организация и партийная литература" (1905). Претворяя в жизнь указания великого вождя, писатели и поэты Казахстана во всех своих произведениях отражали нащу действительность с партийной и классовой позиций.
Классовая сущность литературы и искусства разносторонне раскрывается в Постановлении Центрального Комитета РКП(б) "0 политике партии в области художественной литературы" от 18 июня 1925 года. В нем отмечается, что "в классовом обществе нет и не может быть свободного искусства", и далее определяется гетерогенность и многообразие форм классовой природы литературы и искусства.
В идейно-политическом воспитании творческой интеллигенции, особенно молодежи, большое значение имело постановление Центрального Комитета ВКП(б) "0 журналах "Звезда" и "Ленинград" (август 1946 г.).
Постановление Центрального Комитета КПСС "0 литературной и художественной критике" (январь, 1972) явилось важным историческим событием в культурной жизни нашей страны. В этом документе указывается, что художественная критика, исходя из ленинских принципов партийности и народности литературы, должна разносторонне и глубже анализировать основные закономерности и тенденции развития современного литературного процесса, активно бороться за высокий идейно-эстетический уровень советской литературы и искусства.
С первых же дней установления Советской власти различные виды и жанры искусства соответственно своей изобразительно-выразительной специфике стали отражать явления социалистического строительства, героические подвиги советского народа и его созидательный труд. Новое историческое содержание и глубокий интернационализм оказывали большое воздействие и на развитие советского песенного жанра. Опираясь на лучшие достижения многовековой традиции, песня в соответствии с идейно-эстетическими потребностями новой эпохи вырабатывает для себя новые поэтические формы. Таким образом, рождается казахская советская песня. С 1925 года до наших дней вышли в свет более двадцати пяти сборников песен. В них отражены последовательные исторические тенденции развития песни вместе с историей казахского народа. В качестве неотъемлемой части лирического жанра песня с древнейших времен являлась самым народным видом искусства. Конечно, история развития песенного жанра в духовной культуре различных народов СССР, его поэтические особенности изучались неодинаково. В этой связи и следует особо отметить научно-теоретические достижения русских литературоведов, фольклористов и музыковедов. Ими опубликованы многочисленные статьи и монографии, охватывающие различные вопросы народных песен, творчество профессиональных поэтов-песенников и композиторов*.
Вопросы эволюции казахской советской поэзии, в частности лирических жанров, в Казахстане исследуются разносторонне. Но песня, как отдельная отрасль поэзии, требует специального изучения. В своих научных трудах, посвященных проблемам казахской поэзии, академик М.Каратаев постоянно уделяет внимание песне о как древней спутнице народа . Определяя эстетические закономерности утверждения песни в духовной жизни народа, ученый неодно
1 См.: Куницын Г. Еще раз о партийности художественной литературы. - М., 1979, с.202.
2 Каратаев М. Эпоетан эпопеяга. А., 1969, 59-69 б. Сонык1. Эсемпаз болсац аркалан. Алматы, I960. Его же. "Литературная газета", № 32, 1973. Сонык1. Революция рухымен. Алматы, 1978, 338-349 б. кратно высказывал свое мнение о ней в работах, опубликованных как в Казахстане, так и в Москве. В выступлении на всесоюзной дискуссии, посвященной песне, М.Каратаев утверждал, что текст песни, в отличие от других лирических жанров, имеет свои особенности и должен рассматриваться в качестве самостоятельного жанра.
Заботливое отношение к песенному наследию родного народа проявляет известный поэт, доктор филологических наук А.Тажиба-ев. Более двадцати лет тому назад он настаивал на необходимости улучшения стиля и приемов творческой работы над песней. Для этого исследователь предлагает руководствоваться следующими основными принципами: во-первых, песня - духовное богатство народа, ее надо беречь и развивать; во-вторых, для определения художественно-эстетических достоинств различных песен, поступающих в редакции и издательства, и отбора среди них лучших необходимо создать редакционно-издательский и художественный советы; в-третьих, секция поэзии Союза писателей Казахстана должна уделять постоянное внимание песне; в-четвертых, необходимы монографические исследования, научные статьи, глубоко и системно отражающие жанровые и поэтические особенности песен. По мнению А.Та-жибаева, все эти вопросы должны учитываться на 1У съезде писателей Казахстана*.
Исследуя структуру и художественные особенности казахской поэзии, проф. З.Ахметов подробно анализирует проблемы поэтики р песенного текста . Ценные высказывания о лирических жанрах (в том числе и песенных) мы находим в разновременных трудах С.Кира
1 Тэж1баев Э. 6м1р жэне поэзия. Алматы, I960.
2 Ахметов 3. Казахское стихосложение. Сонык1. 0лец сезд1н, теориясы.
- II
Т 2 Я 4 баева , М.Назарбаева , М.Дуйсенова^, Р.Бердибаева , М.Хасенова5, Б.Кенжебаева6, Х.Адибаева7, Т.Абдрахмановой8, А.Жамише-ва^, Е.Исмаилова и Е.Турсунова-^. Казахское песенное творчество в монографическом плане впервые рассматривается в работе Б.Уахатова "Казахские народные песни".
Несомненно, что изучение песенных текстов как особой разновидности поэтического творчества во многом связано с музыкальным творчеством народных и современных профессиональных композиторов. При этом нельзя не отметить, что музыкальные особенности казахских песен изучены более основательно, чем их стихот-ворно-поэтическое своеобразие. Так, в решении этой проблемы значительный вклад внесли своими работами доктор искусствоведения
1 Цирабаев С. Сэкен Сейфуллин. Алма-Ата, 1974; Сонык1. Казак, совет лирикасы (диссертация). 1953; Сонык1. Революция жэне эдебиет.
2 Назарбаев М. Эдебиет жэне дау1р. Алматы, 1966; Сонык1. 0лен,-сезд1ц патшасы, сез сарасы. Алматы, 1973.
3 Дуйсенов М. Илияс Жансуг1ров. Алматы, 1965; Сонык1. Анын аду-раты. Алматы, 1967.
4 Берд1баев Р. Казан; совет эдебиет1н1ц цалыптасуы. Алматы, 1971.
5 Хасенов М. Иса Байзацовтын, адындыгы мен стильд1к ерекшел1г1. Алматы, 1976. б.Кенжебаев Б. Казак елецШн, ндашысы туралы. Алматы, 1955.
7 Эд1баев X. Уакыт жане каламгер. Алматы, 1967.
8 Эбд1рахманова Т. Касым Аманжоловтыц поэтикасы. Алматы, 1976.
9 Жем1шев 0. Жыр жанары. Алматы, 1972.
10 Исмаилов Е., Турсунов Е. Основные типы создателей и носителей казахского фольклора. - История казахской литературы, т.1. Алма-Ата, 1968.
- 12
Т 2
Б.Г.Ерзакович и кандидат искусствоведения М.М.Ахметова .
Но все же песенный текст как самостоятельный жанр казахской поэзии не являлся объектом специального исследования. До сих пор мы не имели монографической работы, посвященной изучению жанровых и художественных особенностей казахской песни.
Это определяет степень новизны диссертационного исследования, которое является первой специальной работой, посвященной рассмотрению казахских песенных текстов как разновидности поэтического жанра, а также з а д а ч и выявления жанрово-поэтических особенностей их и процессаформирова -ния последних в условиях развития традиций казахской массовой песни в советскую эпоху.
Актуальность исследования, на наш взгляд, не может быть поставлена под сомнение в силу вышеизложенного, а также того обстоятельства, что песенное творчество в наши дни оформилось в одну из значительных областей художественной практики современных представителей казахской профессиональной поэзии.
В диссертационной работе мы ставим своей целью определить основные этапы развития современной казахской песни, ее художественные особенности, процессы изменения песенной традиции в советский период, пути обновления содержания и формы песни в соответствии с качественно новой деятельностью.
1 Ерзакович Б.Г. Бдзактын, халы*; эндер1. Алма-Ата, 1955; Его же. Песенная культура казахского народа. Алма-Ата, 1966; Ерзакович Б.Г., Ахметова М.М. Казак совет хальщ эндер1. Алма-Ата, 1959.
2 Ахметова М.М. Песня и современность. Алма-Ата, 1968; Сонык1. Ленин туралы эндер. Алматы,1970. Сонык1. Казахстан компози-торларыныц эндер! мен романстары. Алматы, 1964.
- 13
Очевидно, в этом плане следует изучать такие пограничные с поэзией и музыкой литературно-искусствоведческие проблемы, как характер и степень взаимовлияния и взаимоотношения ритмических, интонационных, структурных и других частей и элементов стиха и мелодии; роль песни в формировании и развитии поэзии и музыки.
В работе определенное место уделяется сравнительному изучению лучших образцов песенного творчества народов-соседей (особенно русских революционных песен).
Все эти вопросы рассматриваются в неразрывной связи с историческими процессами утверждения принципов социалистического реализма в казахской советской литературе.
Материал исследования почерпнут из разновременных изданий текстов казахских массовых песен; ссылки на них приводятся в соответствующих местах настоящей работы. В соответствии с целями и задачами исследования методика анализа базируется на материалах решений и постановлений партии и правительства по вопросам литературы и искусства, высказываний классиков марксизма-ленинизма по этим вопросам и представляет собою систематический анализ в диахроническом и синхроническом аспектах с элементами сравнительного анализа на тех же уровнях.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Татарская народно-песенная культура Нового времени: Проблемы традиционного мышления и жанровой атрибуции2004 год, кандидат искусствоведения Каюмова, Эльмира Ринатовна
Основные литературно-стилевые тенденции в чувашской лирике второй половины XX века2009 год, кандидат филологических наук Скворцова, Ольга Владимировна
Жанры и поэтика лакской народной лирической поэзии2005 год, кандидат филологических наук Аммаева, Асли Аммаевна
Ритмические основы традиционного песенного творчества волжских татар и чувашей: К проблеме формульности2004 год, кандидат искусствоведения Ильина, Светлана Викторовна
Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого2002 год, кандидат филологических наук Сафарова, Татьяна Викторовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Амандыков, Якуда
Песня как самостоятельный жанр литературы и искусства имеет свою поэтическую систему, которая, включая в себя различные эле менты и структурные части художественных произведений, развива ется в тесной взаимосвязи с общественными процессами. Раскрытие внутренних закономерностей этой системы в конечном счете позво ляет определить особенности духовной культуры того или иного на рода.Казахское песенное творчество как часть духовной культуры че ловечества развивалось в русле многовековой устнопоэтическои тра диции, а также на основе письменной литературы. Изучение его об щих и отличительных черт в системе литературных и фольклорных жанров и жанровых разновидностей, рассютрение его эволюции в связи с историей народа должны охарактеризовать своеобразие это го жанра. Проблемы эти, несомненно, требуют пристального изуче ния многими исследователями. Их невозможно охватить в одной ра боте. Поэтому в данной диссертационной работе мы коснулись глав ным образом вопросов казахской советской песни, В заключение ос тановимся лишь на самых основных из них.Рассштривая песню как самостоятельный лирический жащ) лите ратуры (в том числе и фольклора) и музыкального творчества, мы старались определить истоки формирования и развития казахских советских песен. В основе их лежат опыт многовековой песенной традиции казахского народа и творческие поиски Абая Кунанбаева, обогатившего казахские песни как по содержанию, так и по форме, В соответствии с новым содержанием казахские советские пес ни вырабатывали для себя новые формы, и главными их темами явля лись Родина, дружба народов, героический подвиг советских людей в гражданской и Великой Отечественной войнах, их мирный сози- 147 -
дательный труд, их любовь и разнообразные другие чувства.В двадцатые годы казахская советская песня делала первые шаги в освоении новых тем и в создании образа нового человека, Она в основном опиралась на традиции народной поэзии, широко ис пользовала ее приемы и средства. Поэто1ду художественные образы, созданные в эти годы, напоминают героев народных лирических и эпических произведений, Содержание песенных текстов разносторонне отражало новую жизнь, революционное настроение народа, хотя их формы не всегда достигали высокого художественного совершенства. Без выработки новых поэтических форм и средств традиционные изобразительно-вы разительные средства и приемы песенных текстов не могли во всей полноте изображать различные жизненные процессы этого периода.Поэтому, опираясь на художественный опыт других народов и шлифуя традиционный поэтический язык фольклора, поэтам-песенникам необ ходимо было создать реалистические образы современников и сла гать качественно новые песни, отвечающие эстетическим требовани ям времени. Велика бнла роль русских революционных песен в этом процессе. Их влияние было разносторонним. При этом особо следу ет отметить, что в тридцатые годы очень много переводится песен ных текстов русских поэтов, а отчасти они по-своему излагаются авторами казахских песен. Таким образом, и они стали органиче ской частью песенного наследия казахского народа.Плодотворным оказалось и использование различных поэтиче ских и стихотворных форм русской поэзии в песенной практике ка захских авторов. Благодаря этому формы казахских песен, воспева ющих нашу действительность, стали разнообразными и совершенными.Вам необходимо было выяснить проблемы соотношения поэзии и музыки, поскольку художественное и структурное своеобразие пе- 148 -
сенных текстов непосредственно связано с их напевом, В результа те оказалось, что песенные тексты, гармонически сочетаясь со спе цификой мелодии, образуют отдельную поэтическую систему, отлич ную от систем других лирических жанров. Это и позволяет рассмат ривать песенные тексты в качестве саюстоятельного жанра, кото рый создается на стыке двух видов искусства - поэзии и музыки, Недаром В.Васина-Гроссман в своем исследовании о соотношении слова и напева в различных музыкально-поэтических жанрах специ ально отмечает, что "песенная поэзия представляет собой доволь но обособленную ветвь в поэзии XX века" , Одним из основных цризнаков песенных текстов является то, что они, в отличие от других лирических жанров, часто имеют при пев, который также внутри песенного текста обладает самостоятель ной структурой и органически вписывается в идейно-тештические особенности песни. В работе по мере возможности мы старались про следить эволюцию припева казахских советских песен. Если в припе ве народных песенных текстов часто доминируют слова, не имеющие значения, то в поздних песнях (в том числе и в казахских совет ских) припев наравне с основными компонентами песен полнокровно отражает их содержание.В истории становления современной традиции текстов казах ских массовых песен можно с достаточной степенью вероятности вы делить три основных этапа. Первый, ведя начало от периода первой русской революции, отголоски которой дошли до казахских степей, завершается к началу 1940-х годов. Он отмечен бурными процесса ми становления нового художественного качества казахской массо I В.А.Васина-Гроссшн, Музыка и поэтическое слово, М,, 1952 (глава "Песенность и декламационность в вокальной щзике XX в . " ) . вой песни, которая, основываясь на традициях народной лириче ской песни, активно включила в себя те качественные изменения, которые характеризовали культурную жизнь казахского общества в период гражданской войны и социалистического строительства, На становление казахской песенной поэзии, развивавшейся до этого в русле новой казахской литературы, обогащенной соци ально-критическими и просветительскими идеями Абая, продолжен ными и развитыми Торайгыровым, Донентаевнм, Кубеевым, Б.Ку леевым и др. , в это время оказывают активное влияние традиции русской профессионально-поэтической и песенной поэзии, идеи, об разы и художественные особенности русских революционно-политиче ских песен. Все это вместе взятое еще не успело сплавиться в еди ном художественно-поэтическом качестве, ибо было ново, необычно для казахской песенной поэзии, влилось в казахскую песенно-^оэ тическую традицию широким и мощны^л потоком, что не способствова ло гармоническому восприятию этого нового.Этим объясняется в значительной мере эклектический характер песенно-поэтической картины этого этапа. Национальные традиции казахской народной и профессиональной песни еще не успели сбли зиться с особенностями иной песенной традиции, переработать их в русле собственного художественного опыта. Происходил процесс, в основном, количественных изменений, пока еще не приведших к соз данию нового качества казахской песенной поэзии. Однако именно бурный и массированный характер воздействия нового, заимствуемо го на казахскую песенно-поэтическую традицию способствовал уско ренному созданию условий для формирования ее нового художествен ного качества.В годы Великой Отечественной войны происходит становление основных качеств казахской массовой песни, которые составят в дальнейшем основу развития ее в новом национальном качестве. Мас совая песня этих лет создается на той же художественно-поэтиче ской базе, которая сложилась на предшествущем этапе, однако, тен денции подражания инонациональным образцам заметно ослабевают в области формы, продолжая, тем не менее, сохраняться в вдейно-те лйтическом содержании песен. Оживляются проявления местной песен но-поэтической традиции, что свидетельствует о начавшемся актив ном процессе выработки новых национальных форм художественного вы ражения. Иначе говоря, происходит процесс стабилизации тех худо жественно-поэтических принципов казахской массовой песни, которые сложились в результате синтеза национальных и инонациональных тра диций и начали интенсивно перерабатываться в русле собственно ка захских форм художественного освоения действительности.Наконец, в послевоенный период, продолжающийся вплоть до на шего времени, происходит процесс окончательного становления ка захской массовой песни в многообразии ее сугубо национальных ка честв, органично слившихся в единое и неразрывное целое с интер национальным, общечеловеческим содержанием и идетлш. Современная казахская массовая песня выработала свой художественно-поэтиче ский язык, влившись в общее русло общечеловеческой культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Амандыков, Якуда, 1984 год
1. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. Поли,собр.соч., т.17,-с.206-213. 1.
2. Ленин В.И. Маевка революционного пролетариата. Поли. собр.соч., изд.четвертое, т.19,"0.190-196. 1.
3. Ленин В.И, Доклад о партийной программе УШ съезда РКП(б) 19 марта I9I9 г. Поли.собр.соч., изд.четвертое, т.29, 562 с. 1.
4. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде Комьунистических организаций народов Востока. Полн.собр.соч.,т.39, с.318-331. 1.
5. Ленин В.И, О пролетарской культуре. Полн.собр.соч.,т.41, с.336-337. 1.
6. Ленин В.И. О Средней Азии и Казахстане, Ташкент, I960. 631 с. 1.
7. Ленин В.И. О литературе. М.; Учпедгиз, I960. 256 с. I.
8. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Худ.литература, 1969. 822 с. 1.
9. Ленин В.И. О культуре. М.: Политиздат, 1980. 336 с.
10. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массовополитической работы партии. Постановление июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС. Правда, 1983, 16 июня. 2.
11. Кунаев Д.А. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1978. 511 с. 2.3. О литературно-художественной критике. Правда, 17 января, 1972. 2.4. Об очередных задачах идеологической работы партии. Пленум ЦК КПСС 18-21 июня 1963 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т.8. М.: Политиздат, 1976,-0.430-447.
12. Официально-документальные материалы 3.
13. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. 144 с, 3.
14. Материалы ХХУ съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Изд-во Полит.литературы, 1978. 256 с. 3.
15. Материалы ХХУ1 съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Изд-во Полит.литературы, I98I. 223 с. 3.4. ХУ съезд Коммунистической партии Казахстана. Стенографический отчет. А.: Казахстан, I98I. 448 с.
16. Сборники документов и материалов хроника .соб_ытий. справочники труды 4.1. Эл1мбаев М. Алрысоз. В кн.: И.Байзащов. Калай с:лу. А.: Жазушы, I97I. 382 б.
17. Беззубов А.Н. Пятисложник. В кн.: Исследования по теории стиха. Л.: Наука, 1978. 332 с. 4.
18. Брокгауз Ф. и Ефрон Н. Энциклопедический словарь, т.15. СПб., с.105-106. 4.
19. Горнфельд А.А. Муки слова. В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, T.I, Харьков: Мирный труд, 1903. 559 с, 4.
20. Дуйсенов М,Т. Дазав; лирикасындары таьлрып пен квркемд1к шеш1м. В кн.: Жанр сипаты. А Рылым, I97I. 200 б. 4.
21. Жирмунский В.М. О тюркском народном стихе. В кн.: Тюрский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 727 с. 4.
22. Крупянская В.Ю., Минц С И Материалы по истории песни Великой Отечественной войны. М.: Изд. Акад.Наук СССР, 1953, 211 с. 4.
23. Куриленкова В. Большевистские традиции революционной поэзии. В кн.: Революционная поэзия, I890-I9I7 гг. 4.9. 1азав; эндер1. А." Дазмемкеркемэдеббас, 1963. 380 б. 4,
24. Поэтика. Сборник по теории поэтического языка. Пг.:
25. Теория стиха. Сборник статей. Л.: Наука, 1968. 316 с. 4.
26. Тлеубаева А. О припевах казахских народных песен. В кн.: Народная музыка в Казахстане. А.: Казахстан, 1967. 269 с. 4.
27. Хропченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1976. 366 с. 4.
28. Эйхгорн А. Музыкально-этнографические материалы. Под ред. Бельдева В. Ташкент: Изд.Акад.наук УзССР, 1963. 195 с. 5. К н .и .г и 5.
29. Адамбеков Ы. Квтер1л, ер халы1! Алматы, Цазмембек, 1942.84 б. 5.
30. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов. Изд.Сарат.ун-та, 1966. 172 с. 5.
31. Антошин К.Ф. Время добрых надежд. М.: Современник, 1975,173 с. 5.
32. Аристотель, Поэтика. Л,: Академия, 1927. 120 с. 5.
33. Артеменко Е.В. Русская народная лирическая песня, ее мелодика, П01зтический строй, синтаксические явления. Воронеж: М-во просвещения РСФСР, Гос.пед.ин-т, 1974. 87 с. 5.
34. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965. 136 с. Ny
35. Ахметов 3,А. Казахское стихосложение, А,: Наука, 1964. 460 с. 5.
36. Ахметов З.А. Элен созд1ч теориясы, А.: Мектеп, 1973. 180 б. 5.
37. Ахметова М.М, Песня и современность, А,: Наука, 1968. 196 с, 5.
38. Ахметова М,М, Казахские народеше песни о Ленине, А.: Наука, 1969. 83 с, 5.11. Эбд1рахманова Т. К.Аманжоловтщ поэтикасы. А.: Гылым, 1976. 206 б, 5.12. Эд1баев X. Уа.щч! жэне суреткер, А,: Жазушы, 1967. 227 б. 5.13. Эд1баев X. Кекжиек, А,: Жазушы, 1978. 296 б. 5.
39. Эуезов М. Эр жылдар ойлары. А,: Казмемкоркемэдеббас, 1959, 556 б, 5.
40. Базарбаев М. Эдебиет жэне дэу1р. А,: Жазушы, 1966. 272 б. 5.
41. Базарбаев М. 6лен-созд1ц патшасы, сез сарасы, А,: Жазушы, 1973. 255 б, 5.
42. Байрамукова Н, Поэзия и условная поэтика, Ставрополь, Кн,изд-во, 1973, -75 с. 5.
43. Бальмонт К,Д, Стихотворения, Переводы, Статьи. М.: Худож.лит-ра, 1983. 752 с. 5.
44. Барабаш Ю,Я, Вопросы эстетики и поэтики, М.: Современник, 1973, 320 с, 5.
45. Бегиашвили А.Ф. Философия и поэзия. Тбилиси: Мецииереба, 1973. 79 с. 5.
46. Бедный Д, Собрание сочинений, т,5, М.: Гослитиздат, 1954, 384 с.
47. Бекхожин X. Дазак; баспасынщ даму жолдары. А.: Казмембас, 1964. 264 б, 5.
48. БекхожинТ. Дазына. А.: Жалын, 1979. 112 б. 5.
49. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 3-х т. Под общ.ред. Ф.М.Головенченко, T.I. М Гослитиздат, тип."Печат. двор", в Лгр, 1948. 928 с. 5.
50. Бердников В.М., Тударовская Е.А. Поэтика марийских народных песен. Йошкар-Ола: Маргосиздат, 1945. 107 с. 5.
51. Берд1баев Р. Казак совет эдебиет1н1н калыптасуы. А.: Мектеп, I97I. 2006. 5.
52. Берд1баев Р. Гасырлар толрал, А Жазушы, 1977, 320 б. 5.
53. Бертельс Е.Д. Навои. Опыт творческой биографии. М.-Л.: 1-я тип. Изд-ва АН СССР в Лгр., 1948. 272 с. 5.29. Б1ржансал Кожарлулы. Элендер. А Жазушы, 1967. 228 б. 5.
54. Борев Ю.Б. Эстетика, М,: Политиздат, I98I, 399 с. 5.
55. Валиханов Ч,Ч, Собр,соч. в пяти томах, T.I. А,: Изд-во Акад.наук КазССР, I96I. 777 с. 5.
56. Ванелов В. Проблемы прекрасного. М.: Гослитиздат, 1957. 263 с. 5.
57. Ваншенкйн К. Лица и голоса. М.: Современник, 1978. 239 с. 5.
58. Васина-Гроссман В,А. Музыка и поэтическое слово, T.I,- М,: Музыка, 1978, 366 с, 5.
59. Веселовский А.Н. Поэтика. T.I. СПб., Изд.отд.русск.яз и словесности ИМН АН, I9I3. 622 с. 5.
60. Виноградов И Д Вопросы марксистской поэтики. М.: Сов. писатель, 1972. 423 с. 5.
61. Выходцев П.С. Поэты и время. Л.: Худож.лит., 1967, -288 с.
62. Гегель В.Ф. Эстетика, T.I. М.: Искусство, 1968.- 312 с. 5.
63. Георг И.Г.Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений жилищ, одевд и прочих достопамятностей. Ч.1-3. СПб.: 1799. 89, 188, 130 с. 5.
64. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.-Л.: Наука, 1966.347 с. 5.
65. Горький М. Полн.собр.гож., т.20. М.: Наука, 1974. 639 с. 5.
66. Данилов В, Труды отдела древнерусской литературы. ИВЛИ, II, М.-Л., 1935. 5.
67. Дерб1с8лин 9, Дэстур жэне жалрастыц, А.: Гылым, I97I.204 б. 5.
68. Десницкий В.А. Статьи и исследования. Л.: Художеств.литра, 1979. 540 с. 5.
69. Добролюбов Н.А. Литературно-критические статьи. М,: Худ.лит-ра, 1935. 486 с. 5.
70. Друскин М. Русская революционная песня. Л.: Музгиз, 1959. 69 с. 5.48. ДБМПИЦ А. Литература и фольклор. Сб.ст. М.: Гослитиздат, 1938. 184 с. 5.
71. Дуйсенов М. Эдебиеттег! мазьф! мен форманыц б1рл1г1.А.: }азщ ССР Гылым Академиясы т1л жэне эд.ин-ы, 1962,211 б. 5.
72. Дуйсенов М. 1лияс Жансуг1ров. А.: Гылым, 1965. 300 б. 5.
73. Дуйсенов М. Аын Мараты. А,: Жазушы, 1967. 180 б. 5.
74. Ерзакович Б.Г, Песенная культура казахского народа. А.: Наука, 1966. 402 с.
75. Ерзакович Б.Г. Музыкальное наследие казахского народа.А.: Наука, 1979. 184 с. 5.
76. Ерзакович Б.Г, Революционные песни казахского народа,А.; Республиканский научно-методический кабинет культпросветработы, 1969, 46 с. 5.
77. Жамбыл Жабаев. Тандамалы шыгармалар-. А.: Казак; ССР Гылым Академиясы т1л жэне эд.ин-ы, 1958. 280 б. 5.
78. Жданов И. Сочинения. Т.2, СПб., изд.отд.русск.языка и словесности. Имп.АН 1907. 611 с. 5.
79. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 664 с. 5.
80. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 407 с. 5.
81. Жовтис А.А. Стихи нужны. А.; Жазушы, 1968. 270 с. 5.
82. Жубанов А. Эн-куй сапары. А.; Гылым, 1976. 479 б. 5.61. Ж:алиев Ц, fiasai; эдебиет! мэселалер! жене Абай поэзиясыны! т1л1. А Дазмемкеркемедеббас, I960. 364 б, 5.62. Ж:алиев Д. Эдебиет теориясы. А.; Мектеп, 1969. 244 б. 5.
83. Затаевич А. 1000 песен казахского народа. М,: Государственное музыкальное издат-во, 1963. 606 с. 5.
84. Иванисенко В.А. Поэзия, жизнь, человек, О лирике, М.: Советский писатель, 1962, 227 с, 5.
85. Исаковский А. О поэтическом мастерстве. М.: Советский писатель, 1953. 116 б. 5.
86. Исаковский А. О поэтах, о стихах, о песнях. М.: Сов. писатель, 1968, 487 с, 5.
87. История казахской литературы, т,1, А Наука, 1964, 452 с, 5.
88. Ищанов X, Даза15станда совет ек1мет1н орнату уш1н курескен
89. Исмаилов Е. Жаца белеске. А.; Дазмемкеркемэдеббас, 1969. 288 б. 5.
90. Исмаилов Е. Сын мен зщлрарма. А.: Казмемкоркемэдеббас, I960. 379 б. 5.
91. Исмаилов Е. Эдебиет жайлы ойлар. А Жазушы, 1968. 318 б. 5.
92. Исмаилов Е, Ащщцар. А Дазмемкеркемэдеббас, 1956. 340 б. 5.
93. Ыбырай Сандыбайулы. Эндер. А Мектеп, 1969. 78 б. 5.
94. Кауфман Р.С. Русская и советская художественная критика с середины XIX века до I94I г. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978. 176 с. 5.75. Кэк1шев Т. Октябрь еркен1. А.: Дазмемкеркемэдеббас, 1962. 204 б. 5.76. Кэк1шев Т. Кзыл суцсар. А.: 1ацстан, 1968. 288 б. 5.
95. Кенжебаев Б. Каза! елец1н1н Кр)лысы туралы. А.: Жазушы, 1965. 210 б. 5.
96. Кершнер Л, Немецкая народная музыка. М.: Музыка, 1965. 92 с. 5.
97. Климович Л. Наследство и современность, М.; Советский писатель, 1975. 416 с, 5.
98. Колпакова Н.П. Песни и люди, Л,: Наука, 1977. 135 с. 5.
99. Котикова Н.Л., Добровольский Б.М, Песня душа народа.Л.: Сов.комп-р, 1959. 120 с. 5.
100. Корабельников F. Дорога к образу. М,: Советский писатель, 1979. 288 с. 5.
101. Корш Ф. Древнейший народный стих турецких племен.
102. Крупянская В»Ю., Минц С И Материалы по истории песни Великой Отечественной войны. М,: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. 211 с. 5.
103. Кулаковский Л. Песня, ее язык, структура, судьбы. М.: Советский композитор, 1962, 342 с. 5.
104. КуницЕШ Г. Еще раз о партийности художественной литературы. М,: Художественная литература, 1979. 342 с. 5.
105. Взаимосвязь музыки и литературы, Bajy; Элм, 1972. 142 с. 5.88. 1аратаев М. Эпостан эпопеяга. А.: Жазушы, 1969. 443 б. 5.
106. Царатаев М. Эсемпаз болсац apianaH. А,: Казмемкеркемэдеббас, I960. 64 б. 5.
107. Царатаев М. Революция Рухымен, -А,: Жазушы: 1978, -419 б. 5.
108. Жанр Сыры. -А.: К|азмемк0ркемэдеббас,1964.169 б. 5.
109. Цирабаев Сэкен Сейфуллин. А.: Жазушы, I97I. 342 б. 5.
110. Кирабаев С, Эдебиет жэне дэу1рталабы. А.: Жазушы, 1976. 300 б. 5.
111. Цирабаев Революция жэне эдебиет. T.I-II. А.: Жазушы, 1977. 376 б. 5.
112. Калмырзаев А.С Эстетическое в творчестве Абая. А.; Казахстан, 1979. 158 с. 5.
113. Лазутин С,Г. Очерки по истории народной песни, Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1964, 151 с, 5.
114. Лазутин Г, Поэтика искусства слова, Воронеж. Изд-во Воронеж.ун-та, 1978. 149 с, 5.
115. Литература и музыка. Сб.статей. Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1977(5). 227 с.
116. Левшин А, Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. СПб., в тип.Карла Крайла, 1832. 309 с. 5.
117. Ломидзе Г. Ецинство и многообразие. М.: Советский писатель, I960. 52? с. 5.
118. Ломидзе Г. В поисках нового. М.: Советский писатель, 1963. 351 с. 5.
119. Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальной литературы. М.: Современник, 1982. 288 с. 5.
120. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М,: Искусство, 1970. 394 с. 5.
121. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Введение,
122. Маяковский В.В. Поли.собр.соч., т.1. М.: Гослитиздат, 1955. 420 с. 5.
123. Мюллер-Фрейенфельс Р. Поэтика. Харьков: Труд, 1923. 216 с. 5.
124. Нестьев И. Русская советская песня. М.-Л., Музгиз, I95I. 35 с. 5.
125. Иурралиев Р. 0нер алд 1зыл т1л. А.: Мектеп, 1974.172 б. 5.
126. Цьатов А, Абайдыц а19>1нды1; дэстур!. А.: Жазушы, 1966. 347 б. 5. Н О Имарамбетова 0. Слы Отан СОРЫСЫ жылдарындары халык поэзиясы. -А.: Цаза1;стан, 1965. 73 б. 5.III. Озаровский Ю. 14узыка .живого слова. СПб., Изд-во Т-ва О.Н.Поповой, I9I4. 319 с. 5.
127. Орагвелидзе Г.Г. Стих и поэтическое видение. Тбилиси: Изд-во Тбил.ун-та, 1973. 196 с. 5,
128. Пиксанов Н.К. Горький и фольклор. Л.: Гослитиздат,
129. Пеккер Я. В.А.Успенский. М.: Музгиз, 1953, 156 с. 5.
130. Пригарина Н.И. Поэзия Мухаммеда Икбала. М.: Наука, о 1972. 194 с. 1977. 144 с. 5.
131. Розанов Н. Русские песни. М.: Гослитиздат, 1952. 384 с. 5.
132. Путь поэта. М.: Советский писатель, 1956. 223 с. 5.
133. Ручевская Е. Слово и музыка. Л,: 4узгиз, I960.- 56 с. 5.
134. Сейдеханов К, К;азак;тын, лы отан сорысы кез1ндег1 халы!; поэзиясы. А.; Цаза! ССР Рылым Академиясынын, М.Эуезов ат.эд.жэне внер институты, 1974. 310 б, 5.121. Сей1тов 1азав; поэзиясындары Маяковский дэстур1. А.: Рылым, 1966. 172 б. 5.
135. Сельвинский И. Я буду говорить о стихах. М.: Сов.писатель, 1973. 503 с. 5.
136. Серебряный Д. Видьяпати. Писатели и ученые Востока. М.: Наука, 1980. 238 с. 5.124. Сер1кцалиев
137. Ойлар, толганыстар. А.: Жазушы, 1967. 188 б. 5.
138. Сирус Б.И. Рифма в таджикской поэзии. Душанбе. Изд-во АН Тадж.ССР, 1953. 86 с. 5.
139. Сохор А.Н, Путь советской песни, М.: Сов.композитор, 1968. 108 с. 5.
140. Стеблева И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI в. М.: Наука, I97I. 299 с. 5.
141. Ступель A.M. Образы мировой поэзии в музыке. М.-Л.: 5.
142. Рождественский В. Жизнь слова. М.: Советская Россия,
143. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М.: Наука, 1976. 214 с. 5.130. Тэж1баев Э. 0м1р жэне поэзия. А.: Казмемкеркемэдеббас, I960. 48.6 б. 5.
144. Тимофеев Л,И. Очерки теории и истории русского стиха.М.: Гослитиздат, 1958. 415 с. 5.
145. Тимофеев Л,И. Метод. Стиль. Поэтика. Советская литература. М.: Сов.писатель, 1964. 523 с. 5.
146. Толстой А.К. Сочинения. T.I. М.: Худож.лит., I98I, 589 с. 5.
147. Толыбеков Е. Кочевое общество казахов в ХУЛ начале XX века. А.: Наука, I97I. 634 с. 5.
148. Томашевский Б.В. О стихе. Л.: Прибой, 1929. 326(2)с. 5.
149. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологический очерк. М.-Л.: Гослитиздат, 1959. 471 с. 5.
150. Томпакова О.М. Русская народная и современная массовая песня. М.: Профиздат, 1966, 62 с. 5.
151. Твре1лов Н. Жамбыл мен Кенен. А.: Жалын, 1978. 127 б. 5.
152. ТурсБИОв Е, 1аза] ауыз эдебиет1ц жасаушыларды! байыргы ек1лдер1. А.; Рылым, 1976. 200 б. 5.
153. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. М.: Советский писатель, 1965. 301 с. 5.
154. Уахатов Б. Цаза1;тын халык; елендер!. А Рылым, 1974. 288 б. 5.
155. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1972. 168 с,
156. Хамраев М.К. Основы тюркского стихосложения, А Изд-во Акад.наук КазССР, 1963, 215 с. 5.
157. Хамраев М.К. Очерки теории тюркского стиха. А.: Мектеп, 1969. 355 с. 5.
158. Акимова Г.Н. О некоторых особенностях поэтического синтаксиса. Вопросы языкознания, 1977, I, с.96-109. 6.2, Аксюк Заметки о современной народной песне. Советская музыка, 1950, Ш II, с.58-60. 6.
159. Беляев В. Стих и ритм народных песен. Советская музыка, 1966, с.96-102. 6.
160. Бехер И.Р. В защиту поэзии. Новый мир, 1953, II, с. 6.
161. Вестфаль Р. Искусство и ритм. Русский вестник, 1880, май, с.240-268. 6.
162. Гордлевский В. Из наблюдений над турецкой песнью. Этнографическое обозрение, 1908, кн.79, с.61-126, 6.7, Готовицкий М,В. О киргизских и сартских народных песнях.Этнографическое обозрение, 1889, кн,3, с.79-86, 6.8, Долматовский Е, Слово о песне. Советская музыка, 1950, 3, с.73-74, 6.9, ){вятковский А. Ритмология народной частушки, Русская литература, 1962, 2, с.92-117. 6.Ю.Махмудов Х.Х. О стихотворной речи. Филологический сборник, 1964, вып.Ш, с.76-81. б.И.Муканов Поэзия мэселес
163. Социалист1к н;азав;стан, 1933, 5 июнь. 6.
164. Мацкеевич О, Продолжение жизни. Казахстанская правда, 1963, 20 февраля. 6.
165. Невзглядова Е.В. Мелодика русского лирического стиха. Изв. АН СССР. Серия лит. и языка, 1975, C.II5-I29. 6.
166. Новиков А, О стиле массовой песни. Советская музыка, т.34, 2,
167. Позднева Л.Д. Трактаты о поэтике Ш-1У вв. и их философская основа. Вестник МГУ, серия востоковедения, I97I, 2, с.40-46. 6.
168. Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники. Вопросы языкознания, 1963, I, с.99-113 6.
169. Потанин Г.Н. В юрте последнего, киргизского царевича (из поездки в Кокчетавский уезд). Русское богатство, 1896, 8, с.60-68, 6.
170. Сильман Т.И, Заметки о лирике (Мысль образ эмоция звук). Филологические науки, 1974, 5, с.13-24, 6.
171. Шагинян М. Слово и образ, Известия, 1968, 21 ноября. 6.
172. Шафранов О складе народно-песенной речи. Министерство народного просвещения. М., 1879, ч.П, с.83-89. 6.
173. Штокмар М,П. Стихосложение русского фольклора. Литературный критик, 1940, 5-6, с.253-271. 6.
174. Шубников А.В. Гармония в природе и искусстве. Природа, 1927, 7-8, с.610-622. 6.
175. Якобсон P.O. О соотношении между песенной и разговорной народной речи. Вопросы языкознания, 1962, 3, с.87-90.
177. Омский государственный архив. Ф.270, оп.1, ед.152. 7.
178. Материалы экспедиции института истории, археологии и этнографии им.Ч.Валиханова, АН КазССР, инв.№ 210, с.210.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.