Основные литературно-стилевые тенденции в чувашской лирике второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Скворцова, Ольга Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Скворцова, Ольга Владимировна
Введение
Глава I. Песенная и интеллектуальная лирика как основные тенденции чувашской поэзии 50-80-х гг. XX в. 11
1. Особенности песенной поэзии
2. Интеллектуальные поиски чувашской лирики как характерная черта поэзии 70-80-х гг.
Глава П. Своеобразие художественного строения поэтических текстов 91
1. Особенности композиции стихотворений поэтов-песенников
2. Композиционно-строфическое построение лирики Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа
Глава III. Особенности мировосприятия поэтов двух основных тенденций в чувашской лирике 50-80-х гг. XX в. 124
1. Функция концепта «музыка » в творчестве В. Урдаша
2. Значение образа сада в лирике М. Волковой
3. Мотив пути в лирике Н. Теветкеля
4. Душа и сердце в лирике Ю. Айдаша
5. Образ огня как выражение авторской концепции жизни В. Эндипа 150 Заключение 162 Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи2008 год, доктор филологических наук Ничипоров, Илья Борисович
Эволюция идейно-эстетических взглядов Р.И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины 1950-х - первой половины 1960-х годов2010 год, кандидат филологических наук Сипкина, Нина Яковлевна
Поэтический мир современной чувашской лирики2002 год, кандидат филологических наук Ильина, Надежда Геннадьевна
Художественное своеобразие ранней лирики Б.Ш. Окуджавы: 1950 - 60-е годы2011 год, кандидат филологических наук Бутаева, Зарема Ажуевна
Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина2003 год, кандидат филологических наук Черкасова, Татьяна Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные литературно-стилевые тенденции в чувашской лирике второй половины XX века»
Актуальность исследования. Изучение проблем художественной дифференциации чувашской литературы, к числу важнейших из которых принадлежит проблема стилевого многообразия, актуально как для выявления закономерностей современного литературного процесса, так и для дальнейшей разработки теории литературы, нуждающейся в системном отражении во всей структуре ее понятий художественного опыта искусства.
Массовость и динамизм современных процессов стилеобразования делают актуальной постановку в центр внимания исследователей художественного многообразия литературы не только персональных традиций, но и объективных типологических единств, важнейшими из которых нам представляются стилевые тенденции. Изучение пути развития, особенности чувашской лирики осуществлялось многопланово, разнонаправленно. Проблемы своеобразия ее эстетического мира многократно затрагивались в научных трудах таких исследователей чувашской литературы, как М. Я. Сироткин, Г. Я. Хлебников, Ип. И. Иванов,
A. В. Васильев-Васан, Е.В. Владимиров, Г. И. Федоров и др. Их работы конкретны, богаты тонкими стилистическими наблюдениями, многоакцентны, и потому представляют существенный вклад в анализ идейно-художественных особенностей поэзии. Однако подобных наблюдений, все же, недостаточно, чтобы представить внутриродовые, собственно лирические традиции в единстве с более универсальными закономерностями, относящимися к стилевым тенденциям в современном литературном процессе. Насущность решения данного вопроса в свое время зримо чувствовалась в работах Н. И. Иванова, В. Г. Родионова, Ю. М. Артемьева, А. П. Хузангая, приложивших немало усилий к изучению творчества классиков поэзии М. Федорова, К. Иванова, М. Сеспеля,
B. Митты, П. Хузангая и др. Они исследовали и теоретически осмыслили процессы, происходившие в истории чувашской поэзии. Из появившихся в последнее время в чувашском литературоведении и критике исследований особо можно выделить труды Г. А. Ермаковой, Н. Г. Ильиной, Е. Ю. Ивановой, значительно углубивших процессы выявления основных тенденций развития чувашской поэзии второй половины XX века. Однако, несмотря на целенаправленность исследований и коллективные усилия литературоведов, критиков, целостной картины литературно-стилевых тенденций чувашской лирики второй половины XX в. пока еще не создано.
Это обстоятельство диктует необходимость выявления основных литературно-стилевых тенденций национальной словесной культуры.
Главные сложности систематизации художественных исканий, на взгляд t диссертанта, носят объективный характер. Они состоят в реальной исторической изменчивости коллективных форм стилевого единения и стилевой дифференциации в чувашской литературе, начиная с первых лет ее существования и кончая последним десятилетием. Вот почему необходимым звеном коллективного исследования стилевого многообразия чувашской лирики представляется ее рассмотрение на длительном отрезке литературного процесса одновременно устойчивых и изменяющихся особенностей стилевой дифференциации.
В отношении лирики 50-80-х гг. XX в., очевидно, речь должна идти о реальном бытовании, дальнейшем развитии, обновлении традиционных и возникновении новых жанровых разновидностей. Далее, применительно к этому периоду в первую очередь необходима не столько строгая классификация, сколько изучение конкретных жанровых процессов и тенденций. Наконец, говоря о поисках и исканиях вышеназванного времени, особенно важно исследовать по-своему проявляющийся в лирической поэзии общий процесс тяготения к художественному синтезу (взаимодействие между родами литературы, видами различных искусств и пр.).
Такое положение создает необходимость дальнейшего теоретического осмысления феномена песенной поэзии. Песенная лирика занимала одну из доминирующих позиций в чувашской поэзии второй половины XX в., поэтому она способствует раскрытию художественного своеобразия лирики.
Песня является древнейшим универсальным жанром, который вписывается в самые различные эстетические системы как факт литературы, как факт национального бытия и сознания, культурно-исторической эпохи. Песня как литературный жанр изучена мало, нежели как часть музыкальной культуры и фольклорный жанр. Тем естественнее внимание к ее литературному статусу, генезису и жанровым очертаниям. В этом плане песенная лирика В. Урдаша и М. Волковой представляет собой благодатный материал для понимания песни как литературного жанра и изучения его генезиса, места в национальной культуре. Песня занимает наиболее видное и почетное место в творчестве этих поэтов, ими написано более ста тридцати песен, десятки из них широко известны как среди профессионалов, так и в народе: например, «Укалча умёнче» («За околицей»), «Юратмасар ан уд кантакна» («Не открывай окно без любви»), «Шупашкаран лапка кадёсем» («Тихие Чебоксарские вечера»), «Пёрре курсах.» («Неужели с первого взгляда.») В. Урдаша, «С^урхи юра» («Весенняя песня»), «Таван уй-хирсем» («Родные поля»), «Шупашкар кадёсем» («Чебоксарские вечера»), «Кадхи юра» («Вечерняя песня») М. Волковой. Известные композиторы слагали музыку на слова поэтов: Г. Хирбю, Ф. Лукин, А. Асламас, Г. Лебедев, Ю. Мясников и др. Все это побуждает говорить о том, что песенная лирика занимает достойное место в чувашской культуре. Это признано многими критиками, но признания эти носят не столько аналитический, аргументированный, сколько декларативный характер.
Актуальность диссертации обусловлена также и стремлением современного литературоведения воссоздать своеобразную картину чувашской интеллектуальной поэзии в лице художников слова Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа, реально выявившей себя в преемственных связях, в исторической закономерности и эстетической цельности. Своеобразие созданного поэтами художественного мира определяется качественно новым взглядом на окружающую действительность.
В свете сказанного назрела настоятельная необходимость тщательно и всесторонне изучить наследие В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша В. Эндипа, появление которых на литературной арене совпало по времени со становлением и подъемом новых философско-эстетических течений (например, антропологического), ознаменовавших собой серьезные перемены в чувашской духовной жизни. Представление о поэзии тех лет, давших Чувашии и России плеяду замечательных художников, подлинных мастеров слова, будет неполным вне исканий и свершений вышеназванных поэтов.
Цель данного исследования заключается в выявлении основных литературно-стилевых тенденций развития чувашской лирики второй половины XX в.
Из вышесказанного положения вытекают следующие основные задачи настоящей работы: исследование особенностей развития чувашской лирики периода 1950-80-х гг., истоков ее идейно-художественных явлений; рассмотрение путей возникновения и формирования песенной и интеллектуальной стилевых линий в чувашской лирике второй половины XX в.; определение многообразия форм, приемов и средств композиции, особенностей их функционирования в поэтическом тексте, индивидуально-авторских способов организации художественного текста; раскрытие значений концептуальных образов и осмысление их художественного содержания; характеристика эстетической основы творчества поэтов в сопоставлении поэтики их произведений с лирическими текстами региональных авторов, в частности, татарских поэтов Р. Файзуллина, Р. Хариса, марийского автора В. Колумба и с мировоззрением чувашского народа.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных литературоведов: М. Б. Храпченко, М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Б. М. Эйхенбаума, Ю. М. Лотмана, Л. И. Тимофеева, Л. Я. Гинзбург, В. В. Федорова, В. Е. Холшевникова, В.Е. Хализева, В. И. Тюпы, В. Дементьева, Д. М. Магомедовой;,зарубежного мыслителя Т. Элиота, а также региональных ученых В. Г. Родионова, Г. И. Федорова, Ю. М. Артемьева, Ю. А. Смирнова, Т.Н. Галиуллина, Г. 3. Рамазанова и др.
Синтетическая природа песенной поэзии В. Урдаша и М. Волковой определила обращение диссертанта к проблеме взаимодействия искусств, представленной в трудах И. Г. Минераловой, Е. А. Тарлышевой, Т. А. Черкасовой.
Ведущее место в исследовании занимают принципы конкретно-текстового, сравнительно-исторического, типологического и сопоставительного анализов, позволяющие выявить внутренние закономерности развития лирики В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа.
Системный подход диссертанта к творчеству поэтов и отдельным произведениям заключается в постижении художественных явлений в их внутренней целостности, согласованности частей и целого. Его внимание сосредоточивается на одном из главнейших законов художественности -индивидуальном своеобразии творческой личности.
Объектом исследования стали поэтические сборники, вышедшие в Чувашском книжном издательстве:
Чун савнаран. Савасем» (От любви. Стихи) (1958), «Саншанах юрлатап: Савасемпе юрасем» (Для тебя пою: Стихи и песни) (1960), «Пёчёк Роза» (Маленькая Роза) (1964), «Асла йыш» (В большой семье) (1966), «Пуранас килет» (Хочется жить) (1971), «Ёмётёмёр дитсе пынаран» (Мечты сбываются) (1983) - В. Урдаша;
Шанчак» (Надежда) (1958), «Ан сивён, савни» (Овеянные любовью) (1969), «Юхам» (Наплыв) (1970), «Карак дырми сачёсем» (Караксирминские сады) (1975) - М. Волковой; амраклах саввисем» (Стихи юности) (1964), «£ын чёртнё 9утасем» (Огни, зажженные людьми) (1966), «Хёвел кёлти» (Сноп солнца) (1987) - Н. Теветкеля;
Тёлпулу» (Встреча) (1972), «Сансем» (Лица) (1976), «Шапа» (Судьба) (1991)-Ю. Айдаша;
Алари асамат» (Молния в руке) (1976), «Туслах кашалё» (Венок дружбы) (1977), «Пыл дуна ир» («Медвяная роса») (1979), «Чёну чане» (Набатный зов) (1989) - В. Эндипа.
В диссертации анализируются стихотворения, опубликованные в периодических изданиях, а также поэтические произведения, не вошедшие в книги, архивные материалы, воспоминания о поэтах. Вместе с тем как данность поэтического контекста привлекаются художественные произведения и других национальных литератур. Подстрочно-смысловой перевод текстов с чувашского на русский язык сделан автором настоящего труда.
Предметом исследования выступают лирические произведения В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринят опыт изучения чувашской песенной и интеллектуальной лирики в плане освоения различных форм взаимодействия поэтики музыкального и стихо-лирического, интеллектуального мироощущения. В работе впервые рассмотрено своеобразие органической взаимосвязи песенной лирики с интеллектуально-философским мировидением чувашской поэзии второй половины XX в. (В. Урдаш, М. Волкова, Н. Теветкель, Ю. Айдаш, В. Эндип). Творчество авторов осмыслено в русле национально-мифологического сознания чувашского этноса. В качестве материала исследования привлекаются и тексты, еще не введенные в научный оборот. По-новому интерпретируются тексты, имеющие традицию осмысления в чувашской критике. В диссертации прослеживается формирование идейно-эстетической позиции В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа, что позволяет по-новому раскрыть своеобразие поэтики их лирических произведений, тематическое и жанровое разнообразие литературного наследия и его значение для творческой эволюции поэтов. Выявление творческой индивидуальности поэтов проводится в сравнительно-сопоставительном контексте региональных литератур - произведений
A. Воробьева, Г. Айги, М. Джалиля, А. Ерикеева, Р. Файзуллина, Р. Хариса,
B. Колумба и др.
Монографический характер работы определил необходимость привлечения архивных материалов, хранящихся в ЧГИГН. Их изучение и ввод в нучный обиход позволяет во многом по-новому оценить путь В. Урдаша и М. Волковой в поэзии, их место в истории чувашской культуры, скорректировать некоторые суждения по данному вопросу.
Теоретическая значимость исследования определяется адекватным анализом собранного материала, решением актуальных вопросов, как истории чувашской поэзии, так и всей чувашской литературы в контексте литератур народов Урала и Поволжья. Выработанные принципы литературного анализа поэзии избранного периода позволят изыскать новые современные подходы для анализа всей чувашской поэзии. Они помогут найти верные исследовательские ориентиры для современной оценки литературно-художественных процессов, происходящих в области национальной лирики и лиро-эпики.
Практическое значение работы обусловлено возможностью использования ее результатов литературоведами в общих и специальных курсах по чувашской литературе второй половины XX в. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских учебников и учебно-методических пособий по чувашской поэзии, лекционных курсов, спецсеминаров по изучаемой проблеме. Собранный автором фактический о материал может быть использован на практических занятиях по современной чувашской литературе. Основные выводы могут оказать помощь в дальнейшем исследовании творчества В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа. Отдельные положения данного исследования могут послужить для работ сравнительного характера в узко-регональном контексте. Материал диссертации будет интересен любому интересующемуся чувашской лирикой для выявления идейно-художественной специфики и эстетического достоинства поэтического мира того или иного поэта.
Апробация работы. По теме диссертации велись семинарские и практические занятия со студентами. По результатам исследования делались сообщения на научно-практических конференциях преподавателей и студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, опубликованы статьи в сборниках научных статей, в научном журнале «Вестник Чувашского педагогического унивеситета им. И. Я. Яковлева», в научно-рецензируемом журнале «Вестник Чувашского университета».
Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Поэзия Османа Хубиева: Проблематика и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Айсандырова, Земфира Алашевна
Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века: 1730-1770 гг.2007 год, кандидат филологических наук Ефимова, Полина Анатольевна
Поэтический мир А.А. Воробьева2007 год, кандидат филологических наук Иванова, Елена Юрьевна
Функция музыки в удмуртской художественной словесности2006 год, кандидат филологических наук Красновская, Елена Георгиевна
Новаторские искания карачаевской лирической поэзии 60-90-х годов1999 год, кандидат филологических наук Биджиева, Зарема Солтан-Муратовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Скворцова, Ольга Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к важным и актуальным проблемам и сторонам поэтического процесса 1950-80-х гг., к творчеству поэтов разных поколений и индивидуальностей позволяет сделать выводы о существенных особенностях и закономерностях развития чувашской поэзии, о ее художественно-эстетических открытиях. Новая действительность общества, поэзии, дала необыкновенный простор для творческой реализации поэтов. Вследствие этого налицо повышение значения личностного подхода художников слова к воплощаемым образам. Высокое поэтическое мастерство чувашских поэтов свидетельствовало о значительном прогрессе национальной поэзии, появлении в чувашской поэзии стихов, отмеченных достаточным уровнем профессионализма, свободой выражения в смысле эмоционального содержания их образных систем. Значительно повысился уровень поэтического, образного воплощения жизни, психологической убедительности внутреннего мира героя.
Индивидуальное мастерство авторов, их самобытность, помноженные на истинно национальный стиль лирического переживания, определили сущность творческих поисков В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа и других. В их творчестве воплотились основные направления, свойственные общему эволюционному движению чувашской литературы.
В работе диссертант предприняла опыт системного изучения и раскрытия закономерностей художественного мира поэтов, выявления индивидуальных черт их поэтического мышления в контексте чувашской и региональной поэзии. В 60-70-е гг. XX в. глубинно проявилось взаимодействие различных жанров, родов литературы, видов искусства; с одной стороны, продолжался и обогащался процесс взаимосоединения поэзии и музыки, с другой, — лирика непосредственно подходила к грани эпоса в лирических циклах и книгах. Приметой времени стала драматизация лирического жанра, введение элементов драмы в лирику. Раскрылась песенно-приподнятая, фолыслорно-романтическая стилевая направленность стихотворений В. Урдаша и М. Волковой. Стихотворения-песни поэтов искренни и естественны, внешне просты. Художественный мир поэтов обогатился за счет привнесения в их поэтику мотивов народной и профессиональной музыки. Усилилась их субъективная, лирическая насыщенность, которая способствует постижению и многогранности личности того или иного автора. Взаимодействие профессиональной поэзии с народно-поэтической традицией в произведениях поэтов обусловлено своеобразием поэтического восприятия народом окружающего мира, его музыкальностью, песенностью. Их стихи по стилистике близки к народному творчеству, соответствуют их тональности, композиционно близки к устно-поэтическим произведениям. В поэтические тексты органично вплетаются особенности застольных, игровых, посиделочных песен. В поэзию В. Урдаша и М. Волковой наряду с чувашской народной песней вошли и советская лирическая, пафосная песня, городской романс, частушка и плясовая песня.
Обращаясь к песне, поэты остаются самобытными, произведения их интеллектуально насыщены, это способствует особому притяжению читателя к творчеству этих поэтов. Развернутая ими картина отображения мира носит интимно-камерный характер. Любовь к человеку определяет утверждение в творчестве поэтов патриотических и мотивов как ведущих. Неравнодушие к жизни Родины, патриотический долг, осуждение войны как таковой, признание любви как источника счастья - основные линии творчества, подчинившие себе энергию служителей муз.
Поэзия В. Урдаша - это оригинальный художественный мир с определившимися в авторском сознании ценностями, тематико-мотивными и образными «магистралями», богатыми нюансами их художественной обработки, предъявленным типом лирического героя. В поющейся поэзии Урдаша соединились два, идущие от двух видов искусства, характерных способа самовоплощения - фольклорный и поэтический. Тонко ощутив логику и характер синкретизма, Урдаш вдохнул жизнь, как в типизированный народный стиль, так и в традицию, сформированную поэзией.
Помимо литературного поэт сориентирован и в песенном пространстве, он контактирует с песенной традицией разных модификаций. Лирика Урдаша, ориентированная на поющееся слово, вобрала приметы традиционной песенности, образы, непосредственно передающие музыку, ассоциативно-мелодические начала ритма. Мир в изображении Урдаша неотъемлемо мелодичен. «Пою», а не «пишу», «говорю» — характеризирует свою деятельность лирический герой. Поэт подчеркивает собственную специфическую принадлежность певца. Он называет дело жизни пением, а поэзию песней
Мир песенной поэзии В. Урдаша - полноценное в художественном отношении наследие, созданное по призванию, впервые самоутверждающееся как феномен. Его феноменология — в облике лирического героя, эволюции сознания, свидетельствующей о собственном пути в поэзии.
В развитие чувашской песенной поэзии свою лепту внесла и М. Волкова. Свидетельства о своей любви к музыке поэтесса оставила в стихах-песнях, в жанровом отношении приближающихся к элегиям, в них преобладает не статическое изображение грусти, а выражение чувства в его развитии. Творчество поэтессы немыслимо также без посиделочных, плясовых песен и жанра такмака (частушки).
В 70-х годах в поэзии наблюдается новая тенденция - это проявление интеллектуализма. Хорошую почву для его развития, во-первых, подготовила сама общественная обстановка, во-вторых, песенная лирика, потому что произведения поэтов-песенников также отличались интеллектуальной насыщенностью. Наиболее яркими представителями данной стилевой линии являются поэты Н. Теветкель, Ю. Айдаш, В. Эндип. Их творчество составили различные в жанровом отношении стихи: лирическое раздумье, философское размышление, публистический монолог, пейзажная зарисовка-миниатюра, элегия, баллада, ода, сонет. е
Для произведений поэтов-интеллектуалистов характерно глубокое раскрытие диалектической связи времен, живая разговорно-повествовательная интонация, делающая размышление о прошлом современным. Поэтов отличает свобода в обращении со временем, способность непринужденно переносить свое внимание и как бу саму точку видения движущейся действительности из настоящего в прошлое, а оттуда — вновь в современность и в будущее. Само время становится многомерным, стереоскопическим. Прошлое оживает и движется вместе с нами, минувшее и будущее встречаются в сегодняшнем дне. Так, лирический герой Н. Теветкеля в образе сохи видит трудовой подвиг предков.
Особый взгляд на историческое прошлое нашей страны отличает и лирические произведения Ю. Айдаша. В его творчестве становится актуальной тема Великой Отечественной войны. Поэт показывает судьбу физически и духовно покалеченного поколения, испытавшего на себе ужасы войны, о чем в предыдущие десятилетия старались не писать. В поэтических текстах художника война воссоздается через воспоминания детства, через образы матерей, вынесших на плечах всю тяжесть военного и послевоенного времени, и которые своим мужеством и стойкостью не только добились победы в войне, но и подняли на ноги детей и внуков в это суровое время. В них наблюдается тенденция к детальному изображению внешней обстановки, быта тех лет, а также психически мотивированного объяснения всех поступков, переживаний лирического героя-ребенка. Война сыграла большую роль в становлении жизненных установок и художественного пафоса Ю. Айдаша, как и его современника, марийского поэта В. Колумба, в творчестве которого тема войны и мира, его мотивы и образы стали одними из главных.
Оживление интереса к национальному историческому прошлому наблюдается и в произведениях В. Эндипа, где образ народа представлен двумя началами - мужским и женским. Их единение дает другое начало — это новая жизнь. Для лирического героя В. Эндипа такая закономерность обусловлена самой природой. Через взаимоотношения, думы и действия мужчины и женщины можно проследить всю судьбу народа. Так своеобразно раскрыл В. Эндип тайны бытия, вечно волнующие человечество, выступив, с одной стороны, проводником и переводчиком жизни, а с другой, ее соавтором.
Склонность к романтическому обобщению и аналитичности, к интеллектуально-философской напряженности стиха, к насыщению его смелыми ассоциациями свойственна Н. Теветкелю, В. Эндипу. Такой подход к художественному познанию мира продиктовал авторам проявление в поэтических текстах лирико-философского пафоса и тяготение к развернутой метафоре. В склонности к развернутой метафоре Н. Теветкелю и В. Эндипу отчасти близки татарские поэты Р. Файзуллин и Р. Харис. Интеллектуально-рассудочное начало в стихотворениях не подавляет лирически-интимного, эмоционально-образного. Стихотворения поэтов отличаются гармоничным сочетанием чувства и мысли, неповторимой глубиной и композиционной завершенностью. Изучение жанрового своеобразия стихотворений, поэтики художественного образа позволяет сделать вывод о том, что доминантой поэтического стиля Н. Теветкеля, В. Эндипа выступает метафора, тяготеющая к символу. Эта особенность, по мнению диссертанта, является следствием стремления поэтов к многогранному, философскому осмыслению отдельных явлений жизни. В творческом арсенале Н. Теветкеля, В. Эндипа наличествуют традиционные для чувашской поэзии метафоры, но у них они модифицируются, приобретают новое звучание. У авторов представлен большой пласт индивидуальных метафор, которые обращают на себя внимание своей новизной. Они с помощью развернутых метафор стремятся наиболее точно выразить свои переживания, дать название неназванному, которому даже вряд ли можно подыскать словесный эквивалент.
О цельности поэтического мира В. Эндипа красноречиво свидетельствуют циклические произведения («Мы - дети Земли и Солнца», «Родники Слагбаша», «Илемби» и др.). Внутри каждого цикла обнаруживаются разнообразные жанры стихотворений: монологи-обращения, пейзажные зарисовки.
Большое многообразие наблюдается и в выборе поэтами композиционных форм. Их произведения пленяют отточенностью стиля, стройностью ритмического рисунка. Постоянны художники в разработке механизма формы внутреннего монолога, который обуславливает необходимость большого количества риторических фигур, обращений, вопросов и восклицаний.
Несоответствие между желаемым и действительным привело к тому, что поэтический мир Урдаша противоречив. Наиболее явные антитезы наблюдаются в любовной лирике, в которой они служат большей наглядности изображаемого действия. Часто в стихотворениях поэта лирический герой противопоставляется другим героям, таким образом, индивидуализация лирического героя происходит в традициях романтической поэтики.
Лирика В.Урдаша и М. Волковой изобилует повторами, разнообразие которых впечатляет; наиболее часто авторы используют анафору и эпифору.
Фонетический уровень произведений В. Урдаша очень значим. Большую роль в его стихах играют разнообразные ассонансы и аллитерации, подкрепляющие содержательный уровень. Часто поэт в выборе того или иного слова руководствуется именно фонетическим принципом. Неоднократное употребление одной и той же конструкции повтора приводит к тому, что он становится индивидуальным поэтическим приемом.
В основе стихотворных материалов М. Волковой имеются и композиционные блоки ступенчатого и сопоставительного типа, характерные для чувашского народного стиха. В произведениях со ступенчатым типом встречаются такие композиционные приемы, как усиление и сужение. Стихипесни сопоставительного типа организованы с помощью образного параллелизма. Немаловажная роль для формирования композиции принадлежит диалогу, который представлен образами лирической героини, матери, возлюбленного.
Композиция стихотворений Н. Теветкеля основывается на метафорическом развертывании тематического образа. Композиционную целостность поэтических текстов В. Эндипа составляют циклы. Циклизация способствует воссозданию единого дыхания лирического героя, лирико-философскому пафосу, общей художественной идее. Она создает символические образы и лейтмотивы, а также особенности в ритмико-строфическом плане. Своеобразно у поэта художественное строение стихотворений некоторых циклов, например, цикла «Мы - дети Неба и Солнца», где произведение состоит из двух частей — прозаического и лирического, которые взаимодополняют друг друга по смыслу.
Следующей ступенью в исследовании поэтических миров вышеназванных лириков стало рассмотрение концептуальной основы их мировосприятия, которое помогает выявить самобытный взгляд авторов на бытие. Его характер во многом определяется национально-культурной действительностью художников. В творчестве каждого поэта имеются способы концептуализации поэзии. Многогранный анализ концептов показал, что главными носителями авторской концепции выступают символические образы, которые играют важную роль в раскрытии индивидуального мировидения стихотворцев. Многообразие их значений постигается в контексте всех произведений. В поэтическом мире В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа концептуальным характером обладают, прежде всего, символы музыки (песни), сада, пути, души и сердца, огня.
Центральным образом в поэзии В. Урдаша стала музыка, представляющая созидательное начало, сохраняющее чувство оптимизма, жизнелюбия на долгие годы. В стихах поэта песня не деталь, а образ многозначный: это и творчество, и новая жизнь, и вечная память, и народ. Музыка - это также воплощение глубинных корней, которые соединили поэта с родной культурой. В образе музыки автор выразил свое глубоконациональное, философское понимание жизни, которое находится в тесной взаимосвязи с такими понятиями как «любовь и почитание», «память», «родина», «поэзия». Образ музыки (песни) являет собой культурно-исторический символ, воплощающий самобытность национальной поэзии чувашского народа, жизненный уклад которого испокон веков был связан с верой в светлое будущее. Музыка помогает лирическому герою автора проникнуть в тайны бытия, постичь сверхвременную, идеальную сущность мира и его трансцендентную красоту.
В поэзии М. Волковой к разряду таких символов относится образ сада, непосредственно связанный с художественной концепцией личности. В произведениях сад отождествляется с родной землей, домашним очагом, матерью, выступает в ипостаси созидательного начала в жизни человека и общества. Сад-дом защищает от разных невзгод, бед, не дает сломиться от ударов судьбы, хранит в себе память о прошлом. Его хранительницей и продолжательницей добрых традиций является мать. В поэтических текстах автора сад рисуется всегда цветущим и плодоносящим. Такая установка воплощает идею продолжения человеческого рода, ибо он олицетворяет собой своеобразную метафору — это сад души. Сад помогает раскрыться любовным чувствам лирической героини, это место встречи влюбленных, он хранит их секреты. М. Волкова создала удивительную картину мира, где человек и сад — одно целое. Лирическая героиня и маленькое пространство земного шара растворяются друг в друге. В таком ракурсе просматривается мифологическое, первобытное сознание в художественном мире М. Волковой. В такой теме родства заключена основа бытия предков поэтессы. Народно-мифологический вектор дает возможность ей прикоснуться к бессознательному, где «я» и природный мир одно целое, неделимое, поэтому в образе сада лирическая героиня видит продолжение себя. Благодаря лирике М. Волковой, образ сада в чувашской литературе выступает в своеобразной новой ипостаси.
Для Н. Теветкеля поиск смысла жизни неразрывно связан с движением, освоением пространства. Поэтому одним из стержневых в лирике чувашского поэта стал мотив пути, реализуемый через образ дороги, который знаменует собой движение — доступ ко всем другим хронотопам и порождает мифологему возвращения домой. Через соотношение дом — дорога — дом Н. Теветкель показал систему традиций, представляющих как духовный склад нации, так и культуры человечества в целом У поэта обретение собственного пути связывается и с творческим началом. В поэтике Н. Теветкеля мотив дороги трансформируется в дорогу жизни, а она в свою очередь оказывается дорогой поэзии, а поэтическая дорога перекликается и переплетается с мотивом служения своему народу.
Поэтический мир Ю. Айдаша ориентирован на отображение лирического «я», характер которого раскрывается через образы души и сердца. В творчестве автора образ души часто соотносится с образом огня. Образ горящей души включен в два рода контекстов. В первом случае огонь души есть показатель ее возвышенности, одухотворенности, неравнодушия, что представляется важнейшим условием нормального, достойного бытия. Герой с такой душой борется за мир на земле, за дружбу и за справедливость («Август»). В другом случае пламя, охватившее душу, связано с ее страданием. Причиной страдания души является, например, война, осознаваемое поэтом как бедствие, охватывающее не только внешний мир, но и человеческие души, причем наибольший ущерб наносится именно душам. Сердце в произведениях представляется живым, активным, наполненным (и стремящимся наполниться) прекрасным. Образ сердца имеет некоторые особенности: герой заставляет свое сердце постоянно работать во благо своего народа и людей вообще, поэтому оно всегда трепещет, вздрагивает, настраивает себя на разный лад, всегда стоит на страже чести и добра.
Художественный мир другого чувашского поэта, В. Эндипа также полон различными концептами, главенствующее место среди них занимает образ огня, в котором воплотились жизнеутверждающий пафос поэзии автора, активная жизненная позиция его лирического героя. Поэт, обращаясь к этому образу, продолжает традиции М. Сеспеля, А. Воробьева, Г. Айги, сохраняет память о поклонении огню как очистительной силе. Он не останавливается на этом, его дальше усовершенствует, развивает. Образ огня дает познать суть бытия, очистить, душу. За философской неторопливостью и беспафосностью в стихотворениях скрывается страстная натура поэта, дух борца. Он призывает бороться за чистоту сердец, человеческое достоинство, сохранение и преумножение народных традиций, природных богатств. Свидетельством всего этого являются многократно встречающиеся в произведениях образы огня — солнца, костра, пламени, угольков домашнего очага, света.
С образом огня в творчестве В. Эндипа, как и в мифологии, неразрывно связана символика жизненной силы. Отсюда в стихотворениях возникает образ огня-дома - символ сохранения этических и эстетических ценностей народа, приобретения утраченного, восстановления в душе гармонии, покоя и мира. Огонь олицетворяет свет, идущий из глубины сердца поэта. Лирический герой стихотворца открытой души человек, для него не приемлемы ложь и обман, хвастовство и безразличие к чужой боли. Он воплощает в себе такие личностные качества как памятливость, стремление к правде, способность к самоотдаче. Огонь становится выражением различных человеческих эмоций - страсти, любви, желания. Чистота души и Любовь в поэзии В. Эндипа выступают важными составляющими жизненной основы. Этим как раз и оправдывается их переплетение с образом огня.
Таким образом, в вышеперечисленных концептах в поэзии В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа исследователь обнаруживает отражение древних мифологических представлений, особенностей философского мировидения поэтов и глубоко национальный характер их художественного сознания. В ходе освоения национальных традиций поэты выработали свою авторскую точку зрения на мир, индивидуальное художественное мировидение и пути их отражения в поэзии. Исследование поэтики лирики В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа выявило исключительно тесную взаимосвязь и взаимозависимость поэтических средств разных уровней. Рассмотрение жанрового, композиционного и концептуального своеобразия лирики поэтов продемонстрировало богатство личных приемов чувашских стихотворцев, которые, с одной стороны, были смелыми новаторами и, с другой, творчески своеобразно переосмысливали приемы своих предшественников. Стремление к разностороннему раскрытию переживаний наложило особый отпечаток на их лирику, ее жанровый состав, композицию, ритмику, строфику их стихотворений, обусловило стилистическое и композиционное новаторство. Выводы, полученные в настоящей диссертационной работе, естественно, не претендуют на бесспорность и абсолютную истину. Поднятая в научном труде тема многогранна и неисчерпаема. Поэтому поэтические миры В. Урдаша, М. Волковой, Н. Теветкеля, Ю. Айдаша, В. Эндипа требуют дальнейшего углубленного изучения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Скворцова, Ольга Владимировна, 2009 год
1. Абашева, Д. В. Литературное произведение в контексте традиционной духовности : учеб. пособие / Д. В. Абашева. — Чебоксары : ЧГПИ, 1997.-58 с.
2. Абашидзе, И. В. О поэзии : статьи, воспоминания, очерки : пер. с груз. / И. В. Абашидзе. — М. : Сов. писатель, 1985. 335 с.
3. Алексеев, М. П. Сравнительное литературоведение / М. П. Алексеев ; отв. ред. Г. В. Степанов. Л. : Наука, 1983. - 447 с.
4. Анализ одного стихотворения : межвуз. сб. / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова ; под ред. В. Е. Холшевникова. Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. - 248 с.
5. Аристотель. Поэтика. Риторика : переводы / Аристотель. СПб. : Азбука, 2000.-312 с.
6. Ашмарин, Н. И. Чувашская народная словесность : исследования, автобиография, воспоминания, письма / Н. И. Ашмарин ; сост. и примеч. В. Г. Родионова. — Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та. 2003. - 430 с.
7. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. 2-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.
8. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. СПб. : Паритет, 2006. - 316 с.
9. Бикмухаметов, Р. Г. Орбиты взаимодействия / Р. Г. Бикмухаметов. — М. : Сов. писатель, 1983. 239 с.
10. Блок, А. А. О литературе / А. А. Блок ; вступ. ст. Д. Е. Максимова ; сост. и коммент. Т. Н. Бедняковой. 2-е изд., доп. - М. : Худ. лит., 1989. -478 с.
11. Блок А. А. О назначении поэта / А. А. Блок // Собрание сочинений : в 2 т. Т. 2. М. ; Л. : Гослитиздат, 1955. - С. 347—356.
12. Бройтман, С. Н. Историческая поэтика : учеб. пособие / С. Н. Бройтман. М. : РГТУ, 2000. - 320 с.
13. Булатов, Г. Пусть сложат песню : (к дискуссии о песенных текстах) /Г. Булатов//Дон.- 1986.-№ 12.-С. 155—156.
14. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово : в 2 т. Т. 2. / В. А. Васина-Гроссман. М. : Музыка, 1972. - 365 с.
15. Васинкин, А. А. Поэтический мир В. Клоумба: Монография / А. А. Васинкин. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. - 224 с.
16. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины : учеб. пособие. / Л. В. Чернец и др. ; под ред. Л. В. Чернец. — М. : Высш. шк., 2000. 556 с.
17. Виноградов, В. В. О теории художественной речи : учеб. пособие для вузов по филол. спец. / предисл. А. Н. Кожина; послесл. Д. С. Лихачева. -Изд. 2-е, испр. М.: Высш. шк., 2005. - 287 с.
18. Владимиров, Е. В. Литературы народов Поволжья и Приуралья : учеб. пособие / Е. В. Владимиров. — Чебоксары : Чуваш, гос. ун-т, 1990. — 56 с.
19. Владимиров, Е. В. Некрасов и чувашская поэзия / Е. В. Владимиров. — Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1972. 40 с.
20. Выходцев, П. С. Земля и люди : очерки о русской советской поэзии 40—70-х г. г. / П. С. Выходцев. М. : Современник, 1984. - 366 с.
21. Гавриленко, Т. А. Образ песни в поэтическом мире Высоцкого / Т. А. Гавриленко // Мир Высоцкого : исследования и материалы. Вып. 3, т. 2. -М. : ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1999. С. 61-72
22. Галиуллин, Т. Н. Здравствуй, поэзия! : заметки о современной татарской поэзии / Т. Н. Галиуллин. М. : Современник, 1987. - 207 с.
23. Гаспаров, М. Л. О русской поэзии анализы, интерпретации, характеристики / М. Л. Гаспаров. СПб. : Азбука, 2001. - 478 с.
24. Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика / М. Л. Гаспаров. -М. : Наука, 1974.-487 с.
25. Гей, Н. К. Искусство слова : о художественности литературы / Н. К. Гей. М. : Наука, 1967. - 264 с.
26. Гей, Н. К. Художественность литературы . Поэтика. Стиль / Н. К. Гей. М. : Наука, 1975.-471 с.
27. Гинзбург, JI. Я. О лирике / JI. Я. Гинзбург. М. : Интрада, 1997408 с.
28. Гиршман, М. М. Литературное произведение : теория и практика анализа / М. М. Гиршман. М. : Высш. шк., 1991. - 160 с.
29. Глебов, И. Видение мира в духе музыки / И. Глебов // Блок и музыка. — Л. ; М. : Сов. композитор, 1972. — С. 8—57
30. Григорьев, В. П. Поэтика слова / В. П. Григорьев. — М. : Наука, 1979.-343 с.
31. Григорьян, К. Н. К вопросу о музыкальной природе лирической поэзии / К. Н. Григорьян // Русская литература. — 1978. — № 3. — С. 106—118.
32. Григорьян, К. Н. Ультраромантический род поэзии / К. Н. Григорьян // Русский романтизм : сб. статей. Л. : Наука, 1978. - 285 с.
33. Гринберг, И. Л. Три грани лирики. Современная баллада, ода и элегия / И. Л. Гринберг. 2-е изд. - М. : Худож. лит., 1985. - 397 с.
34. Дедушкин, Н. С. Пурнад илемёпе хавхаланса / Н. С. Дедушкин. -Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1988. 160 с.
35. Дементьев, В. В. Пламя поэзии. Советская литература 70-х годов: новые имена / В. В. Дементьев. М. : Молодая гвардия, 1982. - 222 с.
36. Егоров, В. П. Вахат ыйтнипе : критикапа литературоведени статйисем / В. П. Егоров. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1989. - 124 с. — Пер. загл.: Веление времени : критич. и литературовед, ст.
37. Ермакова, Г. А. Слово Айги / Г. А. Ермакова, А. М. Ермаков. 2-е изд., испр. и доп. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та. — 2007. - 372 с.
38. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособие / А. Б. Есин. М. : Флинта : Наука, 1998. — 247 с.
39. Есин, А. Б. Литературоведение ; Культурология : избр. тр. / А. Б. Есин ; авт. вступ. ст. Е. В. Аверина ; сост. и авт. примеч. С. Я. Доминина. — 2-е изд., испр. М. : Флинта : Наука, 2003. - 351 с.
40. Желтухин, Г. Асамри чаваш шапчакё Урдаш / Г. Желтухин //Таван Атал. - 2007. - № 4.-С. 111—116.
41. Жирмунский, В. М. Композиция лирических произведений / В. М. Жирмунский // Теория стиха. — Л. : Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1975. — 664 с.
42. Жирмунский, В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский ; сост., вступ. ст., примеч. В. В. Жирмунской-Аствацатуровой. — СПб. : Азбука-классика, 2001. 485 с.
43. Жолковский, А. К. Работы по поэтике выразительности / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. М., 1996. - 297 с.
44. Зайцев, В. А. Поэтическое открытие современности : сов. поэзия 50—80-х г.г. : кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / В. А. Зайцев. М. : Просвещение, 1988. - 123 с.
45. Зайцев, В. А. Русская советская поэзия 60—70-х годов : (жанрово-стилевые искания и тенденции) : дис. . докт. фил. наук : 10.01.02 / В. А. Зайцев.-М., 1983.-407 с.
46. Закономерности взаимодействия национальных языков и литератур. -Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1998. 167 с.
47. Зинченко, В. П. Время — действующее лицо : (в поэзии, философии, психологии) // Вопросы психологии. — 2001. № 6. - С. 36—54.
48. Зусман, В. Концепт в системе гуманитарного знания / В. Зусман // Вопросы литературы. 2003. - №№ 3—4. - С. 3—29
49. Иванов, Н. И. Время и стих : лит.-теорет. ст. / Н. И. Иванов. -Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1981. 192 с.
50. Иванов, Н. И. Поэзи сипечё : статьясемпе очерксем / Н. И. Иванов. Шупашкар, 1982. - 110 с.
51. Иванов, Н. И. Поэзия конца 70-х годов / Н. И. Иванов // Труды НИИ яз., лит., истории и экон. при Совете Министров Чуваш. Респ. Вып. 103. — Чебоксары, 1980.-С. 3—24.
52. Иванов, Н. И. Слово о поэтах и поэзии : статьи и очерки / Н. И. Иванов. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1982. - 112 с.
53. Иванова, А. А. Мой дом — моя крепость // Русская словесность. -1998. -№ 1.-С. 2—6.
54. Иванова, А. А. Царь огонь // Русская словесность. - 1997. - № 4. -С. 2—6.
55. Иванова, Е. Ю. Поэтический мир А. А. Воробьева : автореф. дис. канд. фил. наук / Е. Ю. Иванова. Чебоксары, 2007. - 23 с.
56. Ильина, Н. Г. Поэтический мир современной чувашской лирики : автореф. дис. канд. фил. наук / Н. Г. Ильина. Чебоксары, 2002. - 22 с.
57. Исаковский, М. О поэтическом мастерстве / М. Исаковский. М. : Сов. писатель, 1952. — 102 с.
58. История русской советской поэзии, 1941—1980 / А. И. Павловский, В. В. Бузник, А. И. Михайлов и др. JI. : Наука. - 1984. - 399 с.
59. Казинцев, А. Дом и дорога. Символ Дома в русской литературе : заметки критика : ст. 1 //Наш современник. 1992. -№ 1. - С. 180—185.
60. Кантор, В. «Вечно женственное» и русская культура : (тема женской любви в литературе) // Октябрь. 2003. - № 11. - С. 155—176.
61. Канюков, В. Я. Литературные связи чувашского и украинского народов / В. Я. Канюков // Ученые записки НИИ яз., лит., истории и экон. при Совете Министров Чуваш. Респ. Вып. 12. — Чебоксары, 1955. — С. 122— 162.
62. Канюков, В. Я. Развитие литературы и народные художественные традиции : проблема лирико-фольклорных отношений / В. Я. Канюков. -Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1979. 192 с.
63. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. — М., 1966.-376 с.
64. Кириллов, Р. С. Символика в мировой художественной культуре : словарь-справочник / Р. С. Кириллов. Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2001.- 100 с.
65. Клинг, О. А. Влияние символизма на постсимволистскую поэтику в России 1910-х годов / О. А. Клинг. -М., 1996. -21 с.
66. Кожинов, В. В. «.И счастлив тем, что я не чудо» : русская поэзия середины XX века как откровение о «конце нового времени» // Москва. — 1994. -№ 11. -С. 132—138.
67. Кожинов, В. В. Стихи и поэзия / В. В. Кожинов. М. : Сов. Россия, 1980.-304 с.
68. Кожинов, В. В. Художественная речь как форма искусства слова / В. В. Кожинов // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. Стиль, произведение, литературное развитие. — М. : Наука, 1965. 504 с.
69. Красновская, Е. Г. Функция музыки в удмуртской художественной словесности : автореф. дис. канд. фил. наук / Е. Г. Красновская. — Чебоксары, 2006. 22 с.
70. Кременцов, Л. П. Теория литературы. Чтение как творчество : учеб. пособие / Л. П. Кременцов. М. : Флинта : Наука, 2003. - 168 с.
71. Кривулин, В. У истоков независимой культуры : (о поэзии конца 1950-х—начала 1960-х г. г.) / В. Кривулин // Звезда. 1990. - № 1. - С. 184— 188.
72. Кулиев, К. Поэт всегда с людьми : статьи, эссе / К. Кулиев. М. : Сов. писатель, 1986. — 335 с.
73. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1976. -367 с.
74. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха : пособие для студентов / Ю. М. Лотман. Л. : Просвещение, 1972. — 272 с.
75. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю. М. Лотман. М.: Просвещение, 1988. - 112с.
76. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии : анализ поэтического текста : статьи и исследования, заметки, рецензии, выступления / Ю. М. Лотман. -СПб. : Искусство, 1996. 846 с.
77. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения : учеб. пособие / Д. М. Магомедова. М. : Академия, 2004. -192 с.
78. Майман, Д. А. Русская философская поэзия / Д. А. Майман. М. : Наука, 1976. - 190 с.
79. Македонов, А. В. Свершения и каноны : о поэтике русской советской лирики 1930—1970-х г. г. — Л. : Сов. писатель. 1985. — 359 с.
80. Максимов, Д. Е. Критическая проза А. Блока // Блоковский сборник. Тарту. - 1964. - С. 44—45.
81. Метин, П. Н. Лирика текстне тишкересси : учеб. пособие/ П. Н. Метин. — Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2005. 136 с.
82. Минералов, Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) : учеб. для вузов по спец. «Филология» / Ю. И. Минералов. М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
83. Миронов, В. Мария Волкова : «Савад ёдё йывар» : поэт архивёнчен / В. Миронов // Таван Атал. 2004. - № 11. - С. 65—69.
84. Михайлов, Н. Н. Теория художественного текста : учеб. пособие для вузов по направлению подгот. 031000 — Филология / Н. Н. Михайлов. — М. : Academia, 2006. 219 с.
85. Неженец, Н. И. Половодье песен : (поэты фольклорной традиции) / Н. И. Неженец. М. : Знание, 1988. - 62 с.
86. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М. : Оникс : Мир и образование, 2005. - 1200 с.
87. Ошанин, Л. И слово напевное : (о стихотворной основе песенного творчества) / Л. Ошанин // Советская культура. 1982. — 2 февраль. - С. 4.
88. Павлов, Н. П. Поэзия / Н. П. Павлов // Ученые записки НИИ яз., лит., истории и экон. при Совете Министров Чуваш. Респ. — Вып. 27. 1964. - С. 279—290.
89. Пайман, А. История русского символизма / А. Пайман ; авториз. пер. с англ. В. В. Исакович. М. : Республика, 2000. - 415 с.
90. Панченко, О. Магнитное поле романса : (романс в современной поэзии) / О. Панченко // Литературная учеба. 1985. - № 6. - С. 201—212.
91. Петровский, М. «Езда в остров любви», или Что есть русский романс / М. Петровский // Вопросы литературы. 1984. - № 5. — С. 55—90.
92. Положительный герой в современной советской литературе / отв. ред. В. И. Борщуков, Л. В. Иванова. М. : Наука, 1988. - 276 с.
93. Померанцев, И. Кое-что о песнях : песенная лирика, стихи, ставшие песней / И. Померанцев // Арион. 1996. - № 4. - С. 47—50.
94. Поспелов, Г. Н. Лирика. Среди литературных родов / Г. Н. Поспелов. М. : Изд-во МГУ, 1976. - 208 с.
95. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика : учеб. пособие для студентов филол. фак. вузов / А. А. Потебня. 2-е изд., испр. - М. : Academia ; СПб. : СПб ГУ, 2003. - 373 с.
96. Поэтика художественного произведения : межвуз. науч. сб. — Уфа : Изд. Башкир ун-та, 1983. 168 с.
97. Принципы анализа литературного произведения : сб. ст. / под ред. П. А. Николаева, А. Я. Эсаленк. М. : Изд-во МГУ, 1984. - 199 с.
98. Родионов, В. Г. К тайнам народной стихии / В. Г. Родионов // Павлов, Ф. П. Собрание сочинений: Поэзия, драматургия, проза, очерки, статьи, письма / Ф. П. Павлов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 8-34 с.
99. Родионов, В. Г. Чувашский стих : проблема становления и развития / В. Г. Родионов. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 223 с.
100. Родионов, В. Г. Этнос. Культура. Слово / В. Г. Родионов ; сост. А. Н. Лукина. — Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. — 552 с.
101. Роднянская, И. Б. Слово и «музыка» в лирическом произведении / И. Б. Роднянская // Слово и образ. М., 1964. - С. 195—233.
102. Роднянская, И. Ю. 1989. Художник в поисках истины / И. Ю. Роднянская. М. : Современник, 1989. - 384 с.
103. Романова, Г. И. Практика анализа литературного произведения. Русская классика : учеб. пособие для школьников и студентов-филологов / Г. И. Романова ; под ред. Л. В. Чернец. 2-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2006.-255 с.
104. Ростовцева, И. Красотой России рожденная. (Тема Родины в творчестве русских и советских поэтов) / И. Ростовцева // Наш современник. 1988.-№3.-С. 169—174.
105. Сильман, Т. И. Заметки о лирике / Т. И. Сильман ; послесл. Д. С. Лихачева. Л. : Сов. писатель, Ленинградское отделение, 1977. — 223 с.
106. Сквозников, В. Д. Теория литературы: роды и жанры литературы /
107. B. Д. Сквозников. М., 1964. - 173—237 с.
108. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М. : Просвещение, 1974. - 509 с.
109. Смирнов, Ю. А. Поэтический мир Михаила Сеспеля и развитие чувашского стиха : автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.02 / Ю. А. Смирнов. Чебоксары, 2005. - 24 с.
110. Соболева, Г. Г. Русский романс / Г. Г. Соболева. М. : Знание, 1980.-112 с.
111. Софронова, И. В. Традиции восточной поэзии в чувашской лирике: учеб.пособие / И. В. Софронова. 2-е изд., доп. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2008. - 180 с.
112. Суровцев, Ю. Мир души человеческой. Женская лирика : обзор мотивов и попытки портретов / Ю. Суровцев // Новый мир. — 1978. — № 4. —1. C. 268—284.
113. Тарановский, К. Ф. О поэзии и поэтике / К. Ф. Тарановский. М. : Языки русской культуры, 2000. — 432 с.
114. Тарлышева, Е. А. Песенная поэзия А. Н. Вертинского как единый художественный мир: жанровая природа, образная специфика, эволюция : дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / Е. А. Тарлышева. Уссурийск, 2004. -186 с.
115. Тимофеев, JL И. Основы теории литературы / Тимофеев JI. И. — М. : Просвещение, 1976. 448 с.
116. Тимофеев, JI. И. Слово о стихе / JL И. Тимофеев. М. : Сов. писатель, 1987. - 424 с.
117. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. JI. : Госиздат, 1993. - 232 с.
118. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : исследования в области мифопоэтического : избранное / В. Н. Топоров. — М. : Прогресс : Культура, 1995. 623 с.
119. Тхайцухова, А. М. Ранняя лирика К. JI. Мхце: мотивы, образы, динамика развития : дис. . канд. фил. наук: 10.01.01 / А. М. Тхайцухова. — М., 2005.-180 с.
120. Федоров, В. В. О природе поэтической реальности / В. В. Федоров. -М. : Сов. писатель, 1984. 184 с.
121. Федоров, В. В. Наше время такое (о поэзии и поэтах) / В. В. Федоров. -М. : Современник, 1973. 572 с.
122. Федоров, Г. И. Некоторые особенности чувашской поэтики : вторая ст. / Г. И. Федоров // Родная Волга. 1993. - № 9. - С. 51—57.
123. Федоров, Г. И. Чувашская литература (1945—1985г. г.) : учеб. пособие / Г. И. Федоров. Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. - 516 с.
124. Федоров, Г. И. Санарпа самах шыравё / Г. И. Федоров. -Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1991. 224 с.
125. Фризман, JI. Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова / JI. Г. Фризман. М. : Наука, 1973. - 167 с.
126. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник для вузов / В. Е. Хализев. М. : Высш. шк, 1999. - 398 с.
127. Хлебников, Г. Я. Чувашская литература второй половины XX века / сост. и авт. послесл. В. Г. Родионов / Г. Я. Хлебников. — Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2007. 416 с.
128. Холшевников, В. Е. Стиховедение и поэзия / В. Е. Холшевников. -Л. : Изд-во ЛГУ, 1991.-255 с.
129. Храповицкая, Г. Н. Двоемирие и символ в романтизме и символизме / Г. Н. Храповицкая // Филологические науки. — 1999. — № 3. — С. 36—37.
130. Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа / М. Б Храпченко. — 2-е изд., доп. М. : Худож. лит., 1986. - 439 с.
131. Художественное мастерство чувашских писателей : сб. ст. / НИИ яз., лит., истории и экон. при Совете Министров ЧАССР. Чебоксары : НИИЯЛИЭ, 1986.-67 с.
132. Хузангай, А. П. Поиск слова : лит.-критич. ст. / А. П. Хузангай. -Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1987. 191 с.
133. Хузангай, А. П. «Сто тысяч слов» или диалектика обновления / А. П. Хузангай // Дружба народов. 1984. - № 11. - С. 236—244.
134. Чагин, А. И. Человек в поэзии как воплощение исторических судеб народа / А. И. Чагин // Проблема историзма в русской советской литературе, 60—80-е г. г.-М., 1986.-С. 116—150 с.
135. Чекушкина, Е. П. Общетюркские традиции в чувашской словесности : учеб. пособие / Е. П. Чекушкина. Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. - 142 с.
136. Черкасова, Т. А. Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина : дис. . канд. фил. наук: 10.01.01 / Т. А. Черкасова. Саратов, 2003. - 198 с.
137. Чернейко, Л. О. Концепты жизнь и смерть как фрагменты русской языковой картины мира / Л. О. Чернейко, Хо Сон Тэ // Филологические науки. 2001. - № 5. - с. 50—59.
138. Чернец, Л. В. Литературные жанры : проблемы типологии и поэтики / Л. В. Чернец. М. : Наука, 1982. - 191 с.
139. Чупринин, С. И. Крупным планом. Поэзия наших дней : проблемы и характеристики / С. И. Чупринин. М. : Сов. писатель, 1983. - 287 с.
140. Шевцова, Г. И. Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект) : дис. . канд. фил. наук / Г. И. Шевцова. Елец, 2003. - 165 с.
141. Шнейдерман, Э. Пути легализации неофициальной поэзии в 1970-е годы / Э. Шнейдерман // Звезда. 1998. - № 8. - С. 194—200.
142. Шошин, В. А. Из опыта русской поэзии 70-х годов / В. А. Шошин // Русская литература. 1984. - № 3. - С. 18—37.
143. Шуплов, А. Стихи для песни: попытка разобраться : полемические заметки / А. Шуплов // Литературная учеба. 1984. - № 3. - С.227—240.
144. Эзенкин, В. С. Теоретические основы чувашской литературной критики 1917—1970-е годы / В. С. Эзенкин. Чебоксары : Изд-во Чуваш, унта, 1992.-200с.
145. Эйхенбаум, Б. М. О прозе. О поэзии : сб. статей / Б. М. Эйхенбаум. Л. : Худож. лит., 1986. - 453 с.
146. Юман, А. Ман суран gep-шыв суранё / А. Юман // Таван Атал. - 2004. - № 12. - С. 26—32.
147. Юркин, И. Н. Авалхи чаваш тёнё / И. Н. Юркин // Танташ. -1993. — № 11.-С. 14, 16—17, 19—30.
148. Якобсон, Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. М. : Прогресс, 1987. -461 с.
149. Художественные произведения
150. Урташ, В. А. Сурхи кунсем / В. А. Урташ. Шупашкар: Чавашгосиздат, 1951. - 144 с. — Пер. загл.: Весенние дни.
151. Урташ, В. А. Чун савнаран / В. А. Урташ. Шупашкар: Чавашгосиздат, 1958. - 112 с. - Пер. загл.: От души.
152. Урташ, В. А. Саншанах юрлатап : савасемпе юрасем/В. А. Урташ. Шупашкар: Чаваш гос изд-ви, 1960. - 31 с. - Пер. загл.: Пою о тебе : стихи и поэмы.
153. Урташ, В. А. Пёчёк Роза / В. А. Урташ. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1964. - 115 с. - Пер. загл.: Маленькая Роза.
154. Урташ, В. А. Асла йыш : савасемпе поэмасем / В. А. Урташ. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1966. - 132 с. - Пер. загл.: Большая семья : стихи и поэмы.
155. Урташ, В. А. Сара хурт: Сатиралла савасем / В. А. Урташ. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1969. - 62 с. - Пер. загл.: Трутень : сатирические стихи.
156. Урташ, В. А. Пуранас килет / В. А. Урташ. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1971. - 94 с. - Пер. загл.: Хочется жить.
157. Урташ, В. А. Араскал / В. А. Урташ. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1974. - 71 с. - Пер. загл.: Судьба.
158. Урташ, В. А. Ёмётёмёр дитсе пынаран / В. А. Урташ. -Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1983. 175 с. - Пер. загл.: Мечты сбываются.
159. Волкова, М. А. Шанчак / М. А. Волкова. Шупашкар : Чавашгосиздат, 1958. - 117 с. - Пер. загл.: Надежда.
160. Волкова, М. А. Ан сивён, савни : савасемпе поэма / М. А. Волкова. Шупашкар : Чаваш АССР кёнеке изд-ви, 1969. - 95 с.-Пер. загл.: Овеянные любовью.
161. Волкова, М. А. Юхам / М. А. Волкова. Шупашкар : Чаваш АССР кёнеке изд-ви, 1970. - 88 с. - Пер. загл.: Наплыв.
162. Волкова, М. А. Карак дырми сачёсем / М. А. Волкова. -Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1975. 88 с. - Пер. загл.: Караксирминские сады.
163. Волкова, М. А. Хурлаханам, ан хурлан / М. А. Волкова. -Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1983. 92 с. - Пер. загл.: Не плачь, смородина.
164. Волкова, М. А. Савасем / М А. Волкова. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1984. - 96 с. - Пер. загл.: Стихи.
165. Теветкел, Н. С^амраклах саввисем / Н. Теветкел. — Шупашкар : Чаваш АССР кёнеке изд-ви, 1964. 87 с. - Пер. загл.: Стихи юности.
166. Теветкел, Н. <^ын чёртнё дутасем / Н. Теветкел. Шупашкар : Чаваш АССР кёнеке изд-ви, 1966. - 98 с. - Пер. загл.: Огни, зажженные людьми.
167. Теветкел, Н. Хёвел кёлти / Н. Теветкел. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1987. - 216 с. — Пер. загл.: Сноп солнца.
168. Айдаш, Ю. Тёлпулу / Ю. Айдаш. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1972. - 80 с. - Пер. загл.: Встреча.
169. Айдаш, Ю. Сансем / Ю. Айдаш. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1976. - 79 с. - Пер. загл.: Лица.
170. Айдаш, Ю. Шапа : Савасем / Ю. Айдаш. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1991.-111 с. - Пер. загл.: Судьба. Стихи.
171. Энтип, В. £алкуд / В. Энтип. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1974. - 88 с. - Пер. загл.: Родник.
172. Энтип, В. Алари асамат / В. Энтип. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1976. — 96 с. — Пер. загл.: Молния в руке.
173. Энтип, В. Туслах кашалё / В. Энтип. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1977.-23 с.-Пер. загл.: Венок дружбы.
174. Энтип, В. Пыл дуна ир / В. Энтип. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1979. - 124 с. - Пер. загл.: Медвяная роса.
175. Эндип, В. Родники России : Стихи / В. Эндип. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во,1980. - С. 232.
176. Энтип, В. Юрату кёнеки : савасем, поэмасем / В. Энтип. -Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1984. 144 с. - Пер. загл.: Песнь обновления : стихи и поэмы.
177. Энтип, В. Самана / В. Энтип. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1987. - 254 с. - Пер. загл.: Вехи века.
178. Энтип, В. И. Чёну чанё: : савасемпе поэмасем / В. И. Энтип. -Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1989. 191 с. - Пер. загл.: Набатный зов.
179. Архивные материалы из Фонда В. Урдаша, М. Волковой в Научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук
180. Отд. 5., ед. хр. 1206, инв. № 7124. Рукописи, черновики стихотворений и поэм разных лет.
181. Отд. 5., ед. хр. 2047, инв. № 10785. Рукописи, черновики стихотворений и поэм разных лет.
182. Отд. 5., ед. хр. 2184, инв. № 11130. Рукописи, черновики стихотворений и поэм разных лет. (В. Урдаш)
183. Отд. 5., ед. хр. 1840, инв. № 9886. Рукописи, черновики стихотворений разных лет.
184. Отд. 5., ед. хр. 1840, инв. № 9887. Рукописи, черновики стихотворений разных лет.
185. Отд. 5., ед. хр. 1842, инв. № 9891. Рукописи, черновики стихотворений разных лет.
186. Отд. 5., ед. хр. 1846, инв. № 9899. Рукописи, черновики стихотворений разных лет. (М. Волкова)1.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.