Развитие интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Шенцова, Ольга Михайловна

  • Шенцова, Ольга Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 186
Шенцова, Ольга Михайловна. Развитие интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Магнитогорск. 2003. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шенцова, Ольга Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННО

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Проблема интереса в психолого-педагогической теории и практике

1.2. Особенности процесса развития интереса к художественно-творческой деятельности.

1.3. Комплекс педагогических условий развития интереса у студентов к художественно-творческой деятельности.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ- АРХИТЕКТОРОВ.

2.1. Организационные аспекты опытно-экспериментальной работы.

2.2 Методика реализации комплекса педагогических условий развития интереса у студентов к художественно-творческой деятельности

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию интереса у студентов к художественно-творческой деятельности

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов»

Актуальность исследования. Отечественная сиетема образования переживает период модернизации. Глубокие изменения в общественной, политической, экономической жизни оказывают на нее большое влияние. Преобразования в современном российском обществе определяют новые условия, в которых придется работать молодому специалисту, выпускнику вуза.

В первую очередь это относится к значительному изменению требований к результатам профессиональной деятельности будущих архитекторов.

Наметившаяся в последнее время тенденция в развитии архитектуры порождает необходимость высокопрофессиональной подготовки специалистов в этой области, восприимчивых к творческому труду, мобильных, эстетически развитых, способных к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, квалификационной характеристикой выпускника-архитектора «архитектура - область человеческой деятельности, включающая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры и синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, культуры, производства и потребления, предназначенные для создания искусственной материально-пространственной среды обитания человека» (11).

Художественно-творческая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности архитектора, уровень осуществления которой должен позволять ему находить решения с высокой степенью индивидуальности, оригинальности и уникальности создаваемых им проектов.

Анализ проведенного нами нулевого среза констатирующего эксперимента показывает, что у студентов-архитекторов на начальном этапе обучения слабо развит интерес к художественно-творческой деятельности, что влечет за собой недостаточно полное освоение ценностей культуры, развитие у них оценочных критериев, позволяющих достигать высокого качества архитектурных решений.

В то же время исследования психологов (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, J1.A. Гордона, В.Г. Иванова, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.) и педагогов (В.А. Беликова, P.A. Гильман, М.Е. Дуранова, В.И. Жернова,Т.Е. Климовой, О.В. Лешер, А.К. Марковой, В.Н. Максимовой, В.П. Ушачева, Г.И. Щукиной и др.) показывают, что именно интерес является побудительной и стимулирующей силой, которая способствует эффективному развитию различных видов деятельности, в том числе и художественно-творческой (И.Ф. Исаев, A.A. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов и др.).

В последнее время появился ряд диссертационных исследований, посвященных вопросам развития интереса как у учащихся общеобразовательных школ, так и у студентов в процессе профессиональной подготовки. В исследованиях рассматриваются такие аспекты, как: формирование и развитие познавательного интереса и активности (Е.С. Орлова) и у старшеклассников (Г.А. Синютина), интереса к национальной культуре (Ф.Р. Завелахина), познавательных интересов в учебно-воспитательном процессе высшей технической школы (Л.А. Кофанова), в процессе обществоведческих дисциплин (И.А. Афонин), в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения (З.А. Бараз) и ряд других.

Однако следует отметить, что в психологической и педагогической литературе, а также в практике профессиональной подготовки специалистов нет единого подхода к решению интересующей нас проблемы развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов.

Это позволило выделить противоречие между изменившимися требованиями к профессиональной подготовке архитекторов и реальным состоянием процесса этой подготовки, отражающим недостаточную разработанность процесса обучения, в рамках которого осуществляется развитие интереса студентов к художественно-творческой деятельности.

Необходимость разрешения данного противоречия определила актуальность обращения к проблеме обеспечения эффективности развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов.

Тема исследования была сформулирована следующим образом: "Развитие интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов".

Цель исследования: определение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, способствующих развитию интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов-архитекторов в техническом университете.

Предмет исследования: развитие интереса у студентов к художественно-творческой деятельности в процессе профессиональной подготовки.

В основу исследования была положена следующая гипотеза'. эффективность развития интереса у студентов к художественно-творческой деятельности будет обеспечена при реализации следующего комплекса педагогических условий:

- осуществление взаимодействия преподавателя и студентов, включающее сотворчество, ориентированное на развитие интереса у студентов к художественно-творческой деятельности;

- создание эмоционально-комфортной творческой среды;

- стимулирование интереса к художественно-творческой деятельности студентов, включая создание ситуации успеха;

- осуществление межпредметной связи изобразительных дисциплин с дисциплинами архитектурно-проектного цикла.

Задачи исследования.

1. Проанализировать состояние проблемы развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов в педагогической теории и практике.

2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих развитию интереса студентов к художественно-творческой деятельности.

3. Разработать методику развития интереса студентов к художественно-творческой деятельности и рекомендации для преподавателей вуза по развитию интереса у студентов к этому виду деятельности.

Изучая проблему развития интереса к художественно-творческой деятельности, мы опирались на следующие концептуальные положения:

На методологическом уровне:

- личностно-деятельностный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности студента в процессе развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов;

- культурологический подход, отражающий связь индивида с культурой, развитие его в культуре в процессе развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов;

- гуманистический подход в аспекте активизации творческого саморазвития в процессе актуализации развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов.

На теоретическом уровне: теорию научно-педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, А.Я. Найн, A.M. Новиков, М.Н. Скаткин и др.); психологическую теорию деятельности (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн и др.); психолого-педагогические концепции по изучению интереса (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова,. В.Н. Мясищев, В.Н. Максимова, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г.И. Щукина и др.); теорию творчества (В.И. Андреев, H.A. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Б.И. Коротяев, В.А. Кан-Калик, А!Маслоу, A.B. Матюшкин, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, В.П. Ушачев, П.М. Якобсон и др.); теорию художественного творчества (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Я. Зись, Л.А. Закс, М.С. Каган, Б.П. Юсов и др.); разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова).

На методическом уровне: построение занятий на основе комплексного подхода. Этот подход реализуется на следующих уровнях: педагогическом (преподавание и обучение художественно-творческой деятельности) и психолого-педагогическом (эмоциональный, интеллектуальный и волевой компоненты обучения); организация занятий на демократической, доверительной основе, что связано с уважением личности студента, учетом уровня его подготовленности, уровня развития самосознания обучаемого. Обучение без принуждения, а побуждение к обучению на основе формирования у обучаемых социально-культурной картины мира в процессе художественно-творческой деятельности.

На практическом уровне:

- стимулирование интереса как принцип в овладении художественно-творческой деятельностью. Интерес связан с выяснением ценностной значимости предмета для общества, различных социальных групп и индивидов в практической деятельности и с его ознакомлением. Интерес - это внутренний стимул познавательной активности. Организация обучения на основе развития интереса позволяет активизировать соответствующую деятельность обучаемых. Стимулирование выступает как средство подкрепления познавательной активности обучаемых, формирования ценностных отношений к познанию;

- установка на художественно-творческую деятельность как принцип организации процесса обучения. Установка выступает как пусковой механизм познания, один из компонентов, определяющих социально-ценностную направленность личности обучаемого.

Экспериментальной базой исследования выступили архитектурно -строительный факультет Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова (МГТУ) и Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА).

Характер диссертационного исследования, цели и задачи обусловили необходимость использования теоретических и эмпирических научных методов в их взаимосвязи, математических методов обработки результатов исследования в сочетании с различными видами педагогического эксперимента.

Исследование проводилось нами в течение нескольких лет в три этапа.

На первом этапе исследования ^ (1999-2000 гг.) нами была сформулирована научная проблема и получено функциональное представление об объекте исследования. Также были сформулированы исходные теоретические позиции и гипотеза исследования, намечены задачи исследования. В это же время был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлен исходный уровень развития у студентов интереса к художественно-творческой деятельности.

На первом этапе применялись следующие методы, исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование

Второй этап (2000-2001 гг.) включает в себя проверку гипотезы, уточнение этапов формирующего эксперимента. Это позволило разработать комплекс педагогических условий, способствующий развитию интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов, разработать методику реализации комплекса педагогических условий и осуществить ее апробацию.

На втором этапе эксперимента применялись следующие методы исследования: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение и анализ продуктов деятельности студентов.

На третьем этапе (2001 - 2003 г.г.) проводился формирующий эксперимент с целью оценки эффективности развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов в профессиональной подготовке, подводились итоги работы и обобщались результаты эксперимента. Также осуществлялась литературная обработка диссертационного исследования.

На третьем этапе эксперимента применялись следующие методы исследования: изучение и анализ продуктов деятельности студентов, систематизация, методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) определен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие интереса у студентов к художественно-творческой деятельности;

2) разработана и экспериментально проверена методика реализации комплекса педагогических условий развития интереса у студентов к художественно-творческой деятельности, которая характеризуется поэтапной организацией и использованием на каждой стадии соответствующих форм, средств и методов обучения;

3) разработана критериально-диагностическая база, позволяющая развить интерес у студентов к художественно-творческой деятельности.

Теоретическая значимость работы состоит в уточнении содержания понятий «интерес к художественно-творческой деятельности» и «развитие интереса к художественно-творческой деятельности». Это позволило систематизировать теоретическую базу развития интереса к художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) внедрение в практику разработанной методики реализации комплекса педагогических условий по развитию интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов, направленной на успешное овладение студентами этой деятельностью;

2) использование разработанных методических рекомендаций по развитию интереса к художественно-творческой деятельности в ходе преподавания изобразительных дисциплин на архитектурно-строительном факультете МГТУ им. Г.И. Носова и в Урал ГАХА;

На защиту выносятся следующие положения: 1) комплекс педагогических условий, способствующий эффективному развитию интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов: взаимодействие преподавателей и студентов, включающее сотворчество, ориентированное на развитие интереса к художественно-творческой деятельности; создание эмоционально-комфортной творческой среды; стимулирование интереса к художественно-творческой деятельности студентов, включающее создание ситуации успеха; осуществление межпредметной связи изобразительных дисциплин с общими дисциплинами архитектурно-проектного цикла;

2) методика реализации комплекса педагогических условий по развитию интереса у студентов к художественно-творческой деятельности

Достоверность результатов исследования обеспечивается: анализом психолого-педагогической научной литературы по обозначенной проблеме; комплексной методикой проведения педагогического эксперимента; опытной проверкой результатов исследования; практическим внедрением методики реализации комплекса педагогических условий развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов; соответствием методов целям и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы; работой автора диссертационного исследования в качестве преподавателя.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе на архитектурно-строительном факультете МГТУ им Г.И. Носова и УралГАХА; путем публикаций статей по теме исследования в научных сборниках; результаты исследования излагались и были одобрены на международной, региональных научных и научно-практических конференциях «Проблемы социального и гуманитарного образования студентов в техническом университете» (г. Магнитогорск, 1999 г.), «Современные технологии решения проблем непрерывного образования» (г. Магнитогорск, 2000 г.), «Личностно-ориентированное профессиональное образование» (г. Екатеринбург, 2001 г.), «Современные технологии обучения архитектурному рисунку» (г. Екатеринбург, 2001 г.) и др.; выступлений на методических объединениях, семинарах аспирантов и соискателей МГТУ с 1999 по 2002 г.г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой и цитируемой литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Шенцова, Ольга Михайловна

6. Результаты исследования имеют практическую значимость, т.к. могут быть использованы в практике профессиональной подготовки специалистов. Предложенное диссертационное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Данная работа раскрывает достаточно узкое направление развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов, обучающихся только по специальности 2901 "Архитектура". Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: разработка модели управления процессом развития интереса к художественно-творческой деятельности, разработка пакета современных диагностических методик, позволяющих выявить уровень развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов на каждом этапе профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития интереса будущих архитекторов к художественно-творческой деятельности является актуальной для высшей школы в свете качественных изменений в системе образования, что обусловливается социальным заказом, недостаточностью теоретической и практической разработанности методики развития интереса к данному виду деятельности у будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в университете, специфическими особенностями этого феномена.

Анализ психолого-педагогической литературы, исследование состояния обозначенной проблемы в практике показали, что возможности изобразительных дисциплин используются недостаточно, необходима целенаправленная работа по развитию интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов.

Настоящее исследование посвящено разработке комплекса > педагогических условий развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов в процессе изучения изобразительных дисциплин, а также методике его реализации.

Основополагающим этапом выступил анализ понятий «интерес к художественно-творческой деятельности», «развитие интереса к художественно-творческой деятельности», которые рассмотрены в свете идей культурологического, системного, ценностного и действенно-практического подходов.

Интерес к художественно-творческой деятельности определен нами как форма проявления потребности личности в познании изобразительного искусства, в силу его эмоциональной привлекательности и жизненной значимости, через активное стремление к художественно-творческой деятельности, где в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы.

Развитие интереса к-художественно-творческой деятельности -- это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних факторов, в том числе целенаправленного обучения художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания.

Нами выделены такие факторы, влияющие на эффективность развития интереса к художественно-творческой деятельности, как: наличие творческих возможностей студентов, развиваемых в результате этого вида деятельности; I наличие положительных эмоций у студентов от процесса и результата данной деятельности; проявление инициативы и самостоятельности в процессе этой деятельности.

Структура интереса к художественно-творческой деятельности представляет собой единство эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов, которые представлены одним из видов деятельности: эмоционально-эстетический интерес - восприятием искусства (потреблением), познавательный интерес — приобретением искусствоведческих знаний и созидательный интерес - художественным I творчеством.

В данном диссертационном исследовании процесс развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов раскрыт в контексте личностно-деятельностного, культурологического и гуманистического подходов.

Опираясь на методологический анализ поставленной проблемы, мы сформулировали цель, гипотезу и задачи научно-исследовательской работы.

Цель диссертационного исследования заключалась в определении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов.

Нами разработан комплекс педагогических условий развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов, которыми являются: взаимодействие преподавателя и студентов, включающее сотворчество, ориентированное на развитие интереса у студентов к художественно- творческой деятельности; создание на занятиях эмоционально-комфортной творческой среды; стимулирование интереса художественно-творческой деятельности студентов, включающее создание ситуации успеха; осуществление межпредметной связи изобразительных дисциплин с дисциплинами архитектурно-проектного цикла.

Критериями развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов, которые соответствуют этапам развития этого качества в университете в процессе профессиональной подготовки, являются: ориентация студентов на художественно-творческую деятельность, активность студентов в овладении художественно-творческой деятельностью, готовность студентов к художественно-творческой деятельности, ориентированной на положительный результат своей работы.

Разработанный и апробированный комплекс педагогических условий развития интереса в рамках разработанной методики его реализации обеспечивает целенаправленное управление развитием исследуемого качества студентов-архитекторов в процессе изучения изобразительных дисциплин.

В основу организации процесса развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов положены принципы значимости, гуманности, творческий, индивидуализации, сотрудничества, реализации личности в коллективе, комплексного подхода.

В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось поэтапное развитие интереса у студентов-архитекторов к художественно-творческой деятельности. Основной задачей формирующего эксперимента в процессе преподавания изобразительных дисциплин на архитектурно-строительном факультете была реализация комплекса педагогических условий.

1. Взаимодействие преподавателя и студентов, включающее сотворчество, ориентированное на развитие интереса у студентов к художественно-творческой деятельности, проявлялось в использовании некоторых компонентов технологии обучения в сотрудничестве, в тактичной коррекции художественно-творческой деятельности студентов, в учете пожеланий студентов по содержанию занятия и в совместном с преподавателем участии в культурных мероприятиях и совместной художественно-творческой деятельности.

2. Создание эмоционально-комфортной творческой среды > проявлялось в эмоциональной окрашенности занятий с помощью активных методов обучения, в предметно-вещевом оформлении интерьерного пространства аудиторий, в создании атмосферы доброжелательности и понимания.

3. Стимулирование интереса к художественно-творческой деятельности студентов, включающее создание ситуации успеха, проявлялось в обеспечении взаимодействия будущих архитекторов посредством использования эффективных приемов, активизирующих процесс художественно-творческой деятельности (поддержка, авансирование, высокая мотивация предлагаемых действий, оценивание, рациональная организация деятельности студентов и др.). 4. Осуществление межпредметной связи изобразительных дисциплин с дисциплинами архитектурно-проектного цикла проявлялось в создании возможностей применения студентами знаний, приобретенных при изучении изобразительных дисциплин в архитектурно-проектной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа показала, что переход студента с одного уровня развития интереса к художественно-творческой деятельности на другой осуществляется посредством осознания значимости развития интереса к художественно-творческой деятельности в процессе изучения изобразительных дисциплин, что связано с уровнем овладения художественно-творческой деятельностью.

Обобщая результаты теоретико-экспериментального исследования, можно сделать ряд выводов.

1. Актуальность проблемы развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов обусловлена социальным заказом, недостаточной теоретической и практической разработанностью методики развития интереса к данному виду деятельности у студентов-архитекторов в процессе профессиональной подготовки в университете.

2. Развитие интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов в процессе изучения изобразительных дисциплин на архитектурно-строительном факультете в рамках традиционного обучения художественно-творческой деятельности осуществляется недостаточно эффективно: необходимо создание комплекса педагогических условий развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов в процессе изобразительных дисциплин, которые являются частью целостного процесса профессиональной подготовки будущего архитектора.

3. Развитие интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов реализуется в рамках специально разработанной методики реализации комплекса педагогических условий развития этого качества в процессе профессиональной подготовки в университете. Разработанная нами методика включает в себя методические приемы, способы и средства реализации каждого отдельного педагогического условия и комплекса в целом, использование которых позволяет сделать процесс развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов управляемым.

4. Комплекс педагогических условий (взаимодействие преподавателя и студентов, включающее сотворчество, ориентированное на развитие интереса у студентов к художественно-творческой деятельности; создание эмоционально-комфортной творческой среды; стимулирование интереса художественно-творческой деятельности студентов, включающее создание ситуации успеха; осуществление межпредметной связи изобразительных дисциплин с дисциплинами архитектурно-проектного цикла) является необходимым и достаточным для развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов в „ процессе изучения изобразительных дисциплин. Эффективность разработанного комплекса педагогических условий подтверждают результаты формирующего эксперимента.

5. Проведенный эксперимент в целом подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что процесс развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов станет более эффективным, если будет построен с учетом разработанного комплекса педагогических условий. Обобщение и анализ результатов экспериментальной работы показали, что предлагаемая нами методика реализации комплекса педагогических условий развития интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов в целом эффективна.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шенцова, Ольга Михайловна, 2003 год

1. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.

2. Абрамова С., Грицишин Б.М., Золотых Л.К. и др. Формирование V интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, 1986. -191с.

3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учителя школьников. -М.: Педагогика, 1984. -296с.

4. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания //Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. A.A. Бодалева, Б.П. Ломова. -М.: Педагогика, 1980. -228с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1990. -227с.

6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань: КГУ, 1988. -238 с.

7. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера.-Казань, 1992.

8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -Казань, 1996. -567 с.

9. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М.: Просвещение, 1983. -94с.

10. Активизация учебной деятельности/ Под ред. Китайгородской. -М: МГУ, 1982.-176 с.

11. Архитектурное образование: Специалист. -М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001. 4.2. -347с.

12. Астахов А.И. Воспитание творчеством. —М.: Просвещение, 1986. -159 с.

13. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. -М.: Изд-во МГУ, 1979.-151с.

14. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. -М.: МГУ, 1990.-367 с.

15. Афонин И.А. Развитие познавательных интересов учащихся классов технологической подготовки в процессе преподавания обществоведческих дисциплин: Автореф. дис. канд.пед.наук. Брянск, 1997. -24 с.

16. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1992.-207 с.

17. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985 -208с.

18. Базисный учебный план образовательных учреждений РФ //Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М., 1996. -С.195-201.

19. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. —М.: Советский художник, 1981.-350с.

20. Бараз З.А. Формирование познавательных интересрв младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск: УралГАФК, 1998. -191с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. -421с.

22. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. -Челябинск: Факел, 1995.-141с.

23. Беленький Г.И. Некоторые теоретические аспекты межпредметных связей //Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла. -М., 1979. -С.3-16.

24. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. -М., 1991.-168с.

25. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций.-М., 1996. Часть 1.

26. Беляев М.Ф. Психология интереса: Дис. . д-ра психол. наук. -Иркутск, 1954.

27. Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М., 1991. -318с.

28. Бердяев H.A. Теория творчества, культуры и искусства. -М.: Искусство, 1994.-Т. 1. -544с.

29. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1998. -192с.

30. Библер B.C. Мыщление как творчество. -М.: Политиздат, 1975. -399с.

31. Бибрих P.P., Васильева И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Московского ун-та. -Сер.14. Психология. - 1987. -№2. -С. 20-30.

32. Бодалев A.A. Психология о личности. -М.: Изд-во МГУ, 1988. -191с.

33. Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983.-272 с.

34. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. //Известия АПН РСФСР, 1957. -Вып. 73. -С. 3-14.

35. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М: Педагогика, 1972. -С. 7-44.

36. Бокуть Б.В., Сокорева С.И., Шеметков Л.А., Харламов И.Ф. Вузовское обучение / Проблемы активизации/. -Минск: Вышеэйшая школа, 1989.- 192 с.

37. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к саморазвитию. -М.: Просвещение, 1985. -144 с.

38. Богоявленская Д.Б. Дидактика становления творческой личности. //Психодиагностика и школа. -Таллин, 1980. -С.5-12.

39. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. -М.: Знание, 1981. -96с.

40. Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. - 143 с.

41. Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей. //Советская педагогика. -1971. № 11. -С.24-31.

42. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. -96 с.

43. Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. -М., 1970. -191с.

44. Бударный A.A. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. -1966. -№ 7. -С. 70-83.

45. Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. -Рига, 1995. 220 с.

46. Букш С. А. Творчество как вид социальной деятельности: Дис.канд. филос. наук. -М., 1998. -131с.

47. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990. -187с.

48. Варакса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. -1990. -№ 4. -С. 5-14.

49. Введение в научное исследование по педагогике / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Под ред. В.И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. -239с.

50. Венгер JI.A. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973. -117с.

51. Верткин И.М. Бороться и. искать.: О качествах творческой личности //Нить в лабиринте. -Петрозаводск, 1988. -С. 7-94.

52. Вергасов В.Н. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. -Киев: Вища школа, 1985. -174с.

53. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-воМГУ, 1990.-321 с.

54. Вильнеев Д.В. Проблемная лекция по педагогике в вузе //Советская педагогика. -1989. -№ 3. -С.5-14.

55. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. —М.: Просвещение, 1982.-136с.

56. Волков И.П. Учим творчеству. -М.: Педагогика,' 1982. -86с.

57. Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социальной педагогике. // Современная высшая школа. 1988. -№ 2. -С. 143-153.

58. Вопросы педагогики художественных дисциплин. //Сборник научных трудов /Ред. кол.: Ю.К. Боджанов, Б.И. Данилонко, В.Г. Ломоносов, А.П. Ящухин. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т. 1982. -147 с.

59. Вопросы художественно-педагогического образования: Сборник статей / Ред. кол.: В.Н. Домуховский, Ю.К. Малинин и др. -Смоленск: Смоленский гос. пед. ин-т, 1976. -71с.

60. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. -М.: Изд-во МГУ, 1984.-175с.

61. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987. -344с.

62. Выготский JI.C. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991. -479с.

63. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.-93с.

64. Галин А.Н. Личность и творчество. Психологические этюды. -Новосибирск, 1989. -128 с.

65. Гальперин П.Я. Психология мышления и изучения о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в современной психологии. -М.: Наука, 1960. -С. 236-277.

66. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственого развития. —М.: Наука, 1985.-126с.

67. Гафитулин М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1996.

68. Герасимова Т.Ю., Панов В.И. Эмоциональная и интеллектуальная регуляция в напряженной образовательной среде//Экологическая психология: Тезисы V российской конференции. —М., 1996. -С.36-37.

69. Гильман P.A. Теория и практика развития творческой активности личности студентов в системе высшего образования: Дис. д-ра пед. наук. -Магнитогорск, 2001.-378с.

70. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явления подражания. -М.: 1994.-117с.

71. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. -М.: Прометей, 1993.-305с.

72. Гордон JI.A. Потребности и интересы //Советская педагогика. -1939. -№ 8-9.-С. 129-142.

73. Горохова B.JI. Педагогические условия формирования эмоциональной сферы старшеклассников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук.-Ярославль, 1999.-19с.

74. Государственный образовательный стандарт. Напр. «Архитектура». -М., 2000.

75. Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема // Творчество и социальное познание. -М.: МГУ, 1982.-С.54.

76. Громов Е.С. Природа художественного творчества. -М.: 1 Просвещение, -239с.

77. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологии активности. -2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1989. 318с.

78. Даниленко Л.Д. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность: Дис. канд.пед.наук. СПб, 1997.

79. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. -240с.

80. Дайри Н.Г. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1966. -204с.

81. Девятова Г.Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: Дис. . канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2002.-184с.

82. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию//Сов.етская педагогика. -1971. -№ 9. С. 72-81.

83. Добрынина В., Кухтевич Т. Потенциал элитарного образования и гуманизация общественной жизни //Вестник высшей школы "Alma-mater". 1999.-№4.-С.31-33.

84. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М.: Академия, 1996. -180с.

85. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие для вузов. -М.: ИНФРА, 1997. -256с.

86. Дуранов М.Е. Профессиональная направленность высшей школы. -Магнитогорск: МГПИ, 1992. -1 18с.

87. Дуранов И.М., Дуранов М.Е., Жернов В.И., Лешер О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся: Учеб. пособие для пед. учеб. завед. -2-е изд, перераб. -Магнитогорск: МаГУ, 2001. -355с.

88. Ефремова И.А., Логинова О.Б. Методика статистической обработки результатов педагогических измерений. -М.: НИИ С и МО АПН СССР,1985.-24 с.

89. Жаксыбергенов А.К. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения рисунку головы человека: Дис. . канд.пед.наук. -М.,1986.-186с.

90. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. —М.: Педагогика, 1987. -160с.

91. Закс Л.А. Художественное сознание. -Свердловск: Уральский гос.ун-т, 1990. -211с.

92. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. /Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986. Т.1. -318с.

93. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981.-160 с.

94. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. -М.: Новая школа, 1997. -320с.

95. Зись А .Я. Искусство и эстетика. 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Искусство, 1975. -446 с.

96. Зись А.Я. Искусствознание и психология творчества. -М.: Наука,1988.

97. Зимняя И А. Педагогическая психология: Учебник. -2-е изд. -М.: Логос, 1999.-383с.

98. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. -Л.: Изд-во Лен.гос. ун-та, 1969.-29с.

99. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Просвещение, 1985.-71 с.

100. Зубарева С.Л. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущего учителя: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -Екатеринбург, 1996. -18с.

101. Зубков В.Н. Сущность профессионального интереса //Теоретические проблемы формирования профессионального интереса у учащихся ПТУ. -М., 1985.-С.3-13.

102. Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека. // Психология и педагогика:Учен. зап. ЛГУ, 1956. №214. -Вып.9. -С. 61-83.

103. Иванова C.B. Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся: Дис. . канд.пед.наук. -М., 1998. -182с.

104. Изучение личности школьника учителем/Под ред. З.И. Васильевой и др. -М.: Педагогика, 1991. -136с.

105. Изард К. Психология эмоций: Пер. с англ. -СПб.: «Питер», 2000.460с.

106. Ильина Т.А. Педагогика. -М.: Просвещение, 1984. -495с.

107. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической литературы преподавателя высшей школы. -М.: Белгорад, 1993.-219с.

108. Кавырялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин, 1980. -33с.

109. Каган М.С. Философия культуры. -СПб.: Петрополис, 1996. -416с.

110. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990.-144с.

111. Карагулла Ш. Порыв к творчеству. -Киев: София, 1993. -133с.

112. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994.-344с.

113. Киселева Е.В. Развитие творческих способностей в условиях дошкольного образования: Дис. . канд. пед. наук. -Челябинск, 2000. -165с.

114. Климов Е.А. Психология. -М., 1997. -436с.

115. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. -М., 1967. -212с.

116. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. -М.: Высшая школа, 1972. -176с.

117. Ковалев А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1970.391с.

118. Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда//Вопросы психологии. -1993. № 1. - С. 13-23.

119. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования.-М.: Наука, 1973.-324с.

120. Корепанов А.Г., Медведев В.П. Формирование творческой активности студентов //Самостоятельная работа студентов в условиях перестройки учебного процесса: Сб. науч. тр. -Челябинск, 1988. -С. 169-171.

121. Корчак Я. Право ребенка на уважение //Педагогическое наследие. -М., 1990. -С. 175-194.

122. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Из опыта работы. -2 изд. М.: Просвещение, 1989.-159с.

123. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Дис. канд.пед.наук. -Пермь, 2000. -225с.

124. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. -. 3-е изд испр. и доп. -М.: Просвещение, 1975. -128с.

125. Котов В.В. Организация на уроках колективной деятельности учащихся. -Рязань, 1977.-100с.

126. Кофанова JI.A. Формирование познавательных интересов студентов в учебно-воспитательном процессе высшей технической школы: Автореф. дис. . канд.пед.наук.-Алма-Ата, 1982.-24с.

127. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Дис. . д-ра. филос. наук. -Курск, 1992. -376с.

128. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. -М.: Педагогика, 1977. -264с.

129. Краткий педагогический словарь/Под ред. И.А. Капровата. -М: Педагогика, 1988. Т.2. -200с.

130. Кричевский P.JL, Дубовская Е.М. Психология малых групп: теоретические и прикладные аспекты. -М.: Изд-во МГУ, 1991. -307с.

131. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. -М.: Знание, 1971.-220с.

132. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. -Вильнюс: Макслас, 1981.-196с.

133. КсензоваГ.Ю. Перспективные школьные технологии. М.; JL, 1935. -С.287-291.

134. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. -М.: Просвещение, 1971.-144 с.

135. Кузин B.C. Воспитание у школьников интереса к изобразительному искусству как фактор эстетического воздействия // Эстетическое воспитание школьников и учащихся ПТУ в связи с требованием научно-технического прогресса. -М., 1971. -С. 42-45.

136. Кулагин П.Г. Что такое межпредметные связи в процессе обучения. -Пенза, 1971. -С. 17-26.

137. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников.-Л.: Знание, 1978.-167с.

138. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. -М., 1978.-147с.

139. Кудрявцев Т.В. Познавательный интерес как способ формирования умственного развития //Вопросы психологии, -1974. -№ 3. -С.12-19.

140. Кузьмина Н.В. и др. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития //Гуманитаризация образования. -Бийск: НИИ РАО, 1994. -248с.

141. Кузнецова JI.M. От познавательного интереса к созиданию знаний. //Педагогика. -1993. -№ 4. -С.35-39.

142. Ламм A.A., Николаева А.Б. Два приема выявления межличностного влияния // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе: Тезисы Всесоюзной научно-методической конференции: В 3 ч. -Даугавпилс: ДГПИ, 1985. 4.2. -С.104-108.

143. Латышина Л. Вместо поучений сотрудничество //Весник высшей школы «Alma-mater». -1990. -№ 12. - С.35.

144. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.-304с.

145. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. —М.: Просвещение, 1946.-344с.

146. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. —М.: Педагогика, 1981.-185с.

147. Лингарт И. Американский прагматизм: Пер. с чешек. М.: Иностр. литер., 1954. -255с.

148. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. -М.: Прометей, 1985.-117с.

149. Лук А.Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. -144с.

150. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978.

151. Лук А.К. Эмоции и личность. -М.: Знание, 1982. -176с.

152. Лурия А.Р. Об историческом развитиии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. -М.: Наука, 1974. -172с.

153. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. -Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. -83с.

154. Маслоу А. Самоактуализация. //Психология личности: Тексты. — М., 1982. -234с.

155. Маслоу А. Мотивация и личность. -СПб.: Евразия, 1999. -478с.

156. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман A.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М.: Педагогика, 1991.

157. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. -М.: Педагогика, 1986.

158. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1991. -315с.

159. Махмутов М.И. Развитие познавательного интереса и самостоятельности учащегося на основе связи с жизнью. -Казань: Татарское кн. изд-во, 1974. -234 с.

160. Мазикина Л.С. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по декоративно-прикладному искусству: Автореф. дис. . канд.пед.наук. —М., 1999. -16 с.

161. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-238с.

162. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. -1989. -№ 6. -С.29-33.

163. Матюшкин A.M. Загадка одаренности. -М.: Школа-Пресс, 1993.-224с.

164. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. //Вопросы психологии. -1989. -№ 1. -С. 15-23.

165. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. -1998. -№ 1. -С. 76-82.

166. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учеб. пособие для спецкурса. -Пермь.: Пермский гос. пед. ин-т, 1971. -120с.

167. Методы сбора информации в социологических исследованиях: Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990.-224с.

168. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов. -Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1995. -184с.

169. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подходов к изучению одаренности //Вопросы психологии. -1994. -№ 5. -С.86-95.

170. Морозова М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста //Известия АПН РСФСР.-М.: МГПИ, 1955. -Вып. 73. -С. 31-34.

171. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М.: МГПИ, 1961. -109с.

172. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. -М.: Знание, 1979. -47 с.

173. Мясищев В.H. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. -№ 5. - С. 142-154.

174. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 426с.

175. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. -Челябинск: УГАФК, 1996. -144с.

176. Найн А.Я. Современный словарь-справочник нового педагогического мышления. -Челябинск: Чел. фил. УГНОЦ РАО, 2000. -28с.

177. Наенко Н.И. Психическая напряженность. -М.: МГУ, 1976. -111с.

178. Неменский Б.М. Эмоциональное познание в развитии человека //Вопросы психологии. -1991. -№ 3. -С.9-16.

179. Никифорова. О.И. Исследовйния по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972.-155с.

180. Новиков A.M. Как работать над диссертацией? -М.,1994.

181. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. -M.: ACADEMA, 2000.-271с.

182. Оконь В.Г. Введение в общую дидактику. -М.: Высшая школа, 1990. -381с.

183. Орлова Е.С. Формирование познавательного интереса и активности у младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1999.-173с.

184. Павловские среды. -М.;Л.: Изд. АПН РСФСР, 1949. Т.З. -48с.

185. Психология процессов художественного творчества /Отв. ред. Б.С. Мейлах и H.A. Хренов. -Л.: Наука, 1980. -284с.

186. Панкратов Т.К. Общие педагогические условия развития интересов у студентов. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971. -58с.

187. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского-М.: Просвещение, 1988. -479 с.

188. Педагогическая энциклопедия. -М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.-608с.

189. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: РИФ "Знание", 1996.-504с.

190. Педагогическое стимулирование в процессе комплексного подхода к воспитанию: Межвузовский сборник / Под ред. З.И. Равкина. -Киров, 1981,- 166с.

191. Петровский A.B. Основы педагогики и психологии высшей школы. -М.: Московский гос. ун-т, 1986. -294с.

192. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М.: Педагогика, 1980. -240с.

193. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. -М.: Высшая школа, 1977.-247с.

194. Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. -304с.

195. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. -208с.

196. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. -М., 1987.-80с.

197. Пручкина Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся: Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1999.-176с.

198. Пугач Г.В. Познавательная активность человека. -М.: Политиздат, 1985.-193 с.

199. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967. -271 с.

200. Радина Е.И. Материалы характеристики московского школьника, уходящего в школу// Дошкольное воспитание. -1931. -№ 3. -С.24-30.

201. Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. -1990. №1. -С.164-168.

202. Ростовцев H.H. Уроки изобразительного искусства в системе эстетического воспитания школьников //Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. —М.: Просвещение, 1976. -С. 4-22.

203. Романова Л.О. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний: Дис. канд.пед.наук. -М., 1993. -183 с.

204. Ракитин И.И. О некоторых психологических вопросах формирования профессионального интереса школьников. -М.: Просвещение, 1978.-187 с.

205. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. -Л.: Художник РСФСР, 1977.-206с.

206. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Высшая школа, 1990. -112с.

207. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1976.-288с.

208. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики //Вопросы философии. — 1989. -№ 4. -С.88-95.

209. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона.-М., 1997.-87с.

210. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 1999. -720с.

211. Русский космизм. Антология философской мысли /Сост. С.Г.Семенов, А.Г. Грачева.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.-190с.

212. Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования й развития творческого потенциала учителя: Дис. д-ра пед. наук. -Челябинск, 1996. -269с.

213. Савина Ф.К. Влияние программированного обучения на развитие познавательного интереса школьников. -Л.: ЛГУ, 1976. —176с.

214. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. Волгоград: ВГПИ им Серафимовича, 1988. -61 с.

215. Савва Л.И. Формирование продуктивного общения как фактор творческой активности школьников: Дис. канд.пед.наук. -Челябинск, 1995. -164с.

216. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. -Томск, 1973. -431с.

217. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. -М.: Народное образование , 1998. -256с.

218. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: актуальные проблемы. -Л.: ЛГУ, 1988.-168с.

219. Синютина Г. А. Развитие познавательных интересов старшеклассников: Дис. канд.пед.наук. Магнитогорск, 1999.-209с.

220. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. ГМ.: "Аспект Пресс", 1995. -271 с.

221. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся //Народное образование. -1966. -№ 1. -С.3-11.

222. Соловьева И.В. Художественно-творческая деятельность как фактор развития одаренности: Дис . канд.пед. наук. -Магнитогорск, 2000. -165с.

223. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150с.

224. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: иновационная деятельность. -М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 224с.

225. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Школа-Пресс, 2000.-512с.

226. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. -М.: «Школа-Пресс», 1995. -384с.

227. Современная психология /Под ред. В.Н. Дружинина-М.: ИНФРА-М, 1999. -687с.

228. Спиркин А.К. В творческой силе человеческого разума. Посвящение в кн. Г. Гержинова «Наука и творчество». -М.: Прогресс, 1979. -337с.

229. Спиркин А.К. Философия: Учебник для вузов. —М.: Гардарики, 2000.-815с.

230. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1984.-344 с.

231. Творческая направленность деятельности педагога /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -Л., 1988. -156с.

232. Теплов Б.М. Психология. -М.: Госполитиздат, 1946. -223с.

233. Толстолуцких Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно-ориентированном обучении: Дис. канд. пед. наук. -Саратов, -169с.

234. Толковый словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. -М.: АЗЬ, 1995. -750с.

235. Ткачев Э.М. Проблема авторитета в социологии и социальной психологии: Автореф. дис. канд.филос. наук. -М.: Изд-во МГУ, 1971. -16 с.

236. Трусов В.П. Психология межличностного влияния и оценивания: Учеб. пособие. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -43с.

237. Толстой Л.Н. Об искусстве //Собрание сочинений: В 22 т.-М.: Художественная лит-ра, 1985. Т.15. -С.37-41.

238. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -451с.

239. Урклин И.А. Истоки и значение настроений студентов в их учебной деятельности, руководимой преподавателями // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. -С. 34-42.

240. Урклин И.А. О взаимоотношениях преподавателей и студентов в учебной деятельности // Проблемы активности преподавателя вуза. -Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1978. -С. 79-90.

241. Усова A.B. Формирование обобщенных умений и навыков в условиях осуществления межпредметных связей //Развитие познавательных способностей и самостоятельности учащихся в процессе преподавания физики. -Челябинск, 1974. Вып.З.

242. Усова A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук. //Народное образование. -1984. -№> 8. -С.78-79.

243. Ушачев В.П. Творчество в системе образования: Монография. -М.: МПГУ, 1995. -219 с.

244. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. -М.: Педагогика, 1988.

245. Философский энциклопедический словарь /Гл. ред. Л.Ф. Ильичева и др. —М.: Советская энциклопедия, 1983. -839с.

246. Флоренский П.А. Малое собрание сочинений. Имена. -М., 1993. -316с.

247. Фрейд 3. Художник и фантазирование.- М.: «Республика», 1995.-397с.

248. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1985. - 160с.

249. Формирование художественно-творческой активности студентов. / Ред. кол.: Е.П. Зальцман, Л.Г. Медведев, В.А. Власюк, М.А. Нурлыбаев. -Алма-Ата: Казахский пед. Ин-т им. Абая, 1981. -68 с.

250. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. -М.: Просвещение, 1987. -120с.

251. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя: Пер. с англ. -Минск: Попурри, 2000. -671с.

252. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 2000. -517с.

253. Хейдметс М. Социально-психологические проблемы жилой среды (аспект персонализации среды) //Человек. Среда. Общение. -Таллин, 1980. -С.26-50.

254. Храмышкина Р.Н. Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов: Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2001.-191с.

255. Черник Б.П. Выставка как предмет педагогического анализа //Педагогика. -1999. -№ 5. -С.26-31.

256. Черкез-заде Н.М. К вопросу о подготовке студентов к воспитательной работе в школе в процессе осуществления межпредметных связей //Подготовка студентов к воспитательной работе в школе: Тезисы межвузовской конференции. -Минск, 1971. -С.84-86.

257. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М.: «Логос», 1994.-315с.

258. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. -208с.

259. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. пособие для студентов ХГФ пединститутов. -М.: Просвещение, 1986. -207с.

260. Шпульман К.Г. Обучение учащихся основам понимания друг друга: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: ЛГУ, 1973. -20с.

261. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. -М., 1988.

262. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. -203с.

263. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1986.-144с.

264. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. -351с.

265. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. -2-е изд. перераб. -М.: Пед. общество России, 2000. -112с.

266. Щуркова Н.Е., Питюков В.В., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. -М.: «Новая школа», 1994. -110с.

267. Энгельмейер П.К. Эвриология или всеобщая теория творчества// Вопросы теории и психологии творчества. -Харьков, 1914. -С. 131-160.

268. Эстетика: Учеб. Пособие /Под ред. A.A. Радугина. -М.: Изд-во центр, 1998. -237с.

269. Эстетика: Словарь /Под. Ред.Н.А. Бердяева и др. -М.: Политиздат, 1989. —447с.

270. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания школьников: Дис. д-ра. пед. наук. -М., 1984. -324с.

271. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. -1995. -№ 2. -С. 31-42.

272. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: МГУ, 1996. -96с.

273. Якобсон П.М. Психология творчества. -М., 1971. —41с.

274. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. -Челябинск, 1992.-403с.

275. Яковлева E.J1. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопросы психологии. -1994. -№ 5. -С.37-42.

276. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. -М.: Политиздат, 1974. —445с.

277. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. -346с.

278. Ячменева В.В. Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников:: Дис. канд. пед наук. Магнитогорск, 2001. -178с.

279. Maslow A. Motivition and personaliti. -N.Y., 1954. -400р.

280. Rodgers C.R. Client Centered Theory/ The Current Practice. -Boston: Hongtom, 1959.-197p.283. Tomkins, 1962, p. 343.176

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.