Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Горпиненко, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат наук Горпиненко, Елена Александровна
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ
1.1. Теоретический анализ процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ
1.2. Методологическая специфика развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ
1.3. Влияние педагогической среды на развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ
Глава 2. Совершенствование способов развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода
2.1. Значение методов возрастной и перцептивной психологии в совершенствовании развития импровизационных
способностей учащихся младших классов
2.2. Педагогическая модель развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ
2.3. Процесс совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ
на основе полихудожественного подхода
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ2009 год, кандидат педагогических наук Куликова, Анастасия Вадимовна
Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход2014 год, кандидат наук Овчинникова, Елена Викторовна
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ: личностно-деятельностный подход2013 год, кандидат педагогических наук Иванова, Светлана Анатольевна
Педагогические условия использования видеотехники в процессе обучения классическому танцу2007 год, кандидат педагогических наук Алферов, Андрей Александрович
Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: Теория и практика1998 год, кандидат педагогических наук Нилов, Вячеслав Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход»
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие творческих способностей в целом и импровизационных способностей в частности у учащихся младших классов - одна из важнейших задач функционирования системы хореографического образования. Хореографические училища - основа инфраструктуры художественного образования, в которой развитие импровизационных способностей, формирование личностных и профессиональных качеств будущих деятелей искусства - прямая цель ее существования. От того, насколько эффективно происходит педагогический процесс в хореографических учебных заведениях, зависит сама результативность хореографического образования, а как следствие - и развитие или затухание культурной традиции в хореографическом искусстве.
В младших классах хореографических училищ осуществляется начальный этап профессионально-личностного и творческого развития учащихся, многие из которых еще не обладают достаточной мотивацией на самореализацию в хореографическом искусстве, и, чувствуя в себе некоторые задатки, еще не в состоянии прилагать самостоятельные систематические усилия для их развития. Кроме того, в младших классах хореографических училищ наблюдаются весьма интенсивные процессы отсева учащихся, которые оказались неспособными к достижению высоких показателей профессионально-творческого развития, или поняли, что совершили свой выбор неверно (последнее чаще всего связано с неправильной оценкой родителями направлений профессиональной реализации их детей - родители по собственному усмотрению часто принимают решения отправить детей учиться не в те учебные заведения, которые действительно подходят их детям). Многие учащиеся младших классов просто не обладают высоким уровнем дисциплины, необходимым для хореографического образования, и испытывают трудности в исполнении требований организации
учебных занятий, интенсивных и жестких даже в младших классах. Но главное - именно в младших классах должны начать проявляться творческие, импровизационные способности учащихся, которые и сделают их в дальнейшем настоящими деятелями хореографического искусства.
Все вышесказанное определяет комплекс исследовательских задач, стоящих перед педагогическим коллективом хореографического училища, в процессе развития импровизационных способностей учащихся младших классов.
Актуальность темы исследования определяется тем, что учащиеся младших классах хореографических училищ получают хореографическое образование, ориентированное на выверенные классические образцы хореографического искусства и мало рассчитанное на варьирование исполняемого материала. Музыкальное воспитание учащихся младших классов хореографических училищ опирается в основном на лучшие образцы балетной музыки, знание и понимание которой хотя и необходимо для артиста балета, но является недостаточным для полноценного профессионального образования.
Во избежание одностороннего музыкального воспитания учащихся младших классов хореографических училищ необходимо приобщать к музыкальным стилям и жанрам различных эпох. А для того, чтобы развитие проходило полноценно, важно не просто предложить послушать музыку, а дать возможность почувствовать ее «телом», пластически воплотить музыкальные образы в хореографических импровизациях. И здесь велика роль концертмейстера, который может грамотно подобрать музыку к импровизациям, снабдить необходимыми пояснениями, заинтересовать учащихся младших классов, помочь им творчески раскрыться. Педагог, который так же присутствует на уроке, оценивает качество импровизаций, участвует в обсуждении выступлений учащихся младших классов.
Поэтому развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ - сложная проблема, обусловленная как возрастными особенностями, так и внешними воздействиями. Это и культурно-идеологическая специфика эпохи и компетентность педагогов, и меняющиеся организационно-педагогические условия обучения (например, требования стандартов).
Таким образом, исследовательская проблема вытекает из противоречий между:
- объективными потребностями общества и культуры в формировании гармонично развитых личностей деятелей хореографического искусства, в выявлении и укреплении импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, и недостаточностью методического обеспечения и организационно-педагогических условий этого процесса в реальном педагогическом процессе хореографических училищ;
- недостаточным знанием возрастной психологии педагогами, что не позволяет использовать педагогический потенциал концертмейстеров, работающих в тандеме с преподавателями хореографических дисциплин в качестве «вторых учителей», способных эффективно мотивировать учащихся младших классов и отсутствием влияния концертмейстеров на хореографический замысел урока;
- недостаточным использованием потенциала синтеза искусств в педагогическом процессе младших классов хореографических училищ.
Названные особенности и противоречия определяют актуальность исследовательской проблемы и формулировку темы диссертации: «Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход».
Степень научной разработанности проблемы
Проблемы стимулирования творческих способностей обучающихся, вне зависимости от области образования, рассматривались в трудах таких
исследователей, как J1.H. Азарова, В.И. Андреев, И.Л. Беленок и Ю.Д. Мишина, Ж. Брюно, Е.П. Варламова, JI.C. Выготский, Э.А. Голубева, В.Г. Грязева и В.А. Петровский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Д.Н. Завали-шина, A.A. Лосева, A.M. Матюшкин, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов и многих других, создавших комплекс теоретических представлений о творческих способностях обучающихся и многообразиях педагогических механизмов их развития.
Организационно-педагогические условия обучения в системе художественного образования, в художественно-эстетических компонентах системы образования в целом, проблемы методологии обучения и развития детей, вопросы эстетического воспитания и творческого развития учащихся освещены в работах А.Н. Алексюка, И.В. Арябкиной, A.A. Бодалева, Л.И. Божович, Б.С. Гершунского, А.Ю. Гончарука, М.В. Дюжаковой, С.Н. Ждановой, М.С. Кагана, Г.Г. Коломийца, И.Б. Котовой и E.H. Шиянова, Ч. Куписевич, И.Я. Лернера, C.B. Лоншаковой, Б.М. Неменского, Г.К. Селев-ко, В.А. Сластенина и других, определивших теоретические приоритеты педагогических наук в названных аспектах.
Психологическая составляющая педагогической работы с учащимися младших классов хореографических училищ в основных своих компонентах раскрывается общетеоретическими работами Б.Г. Ананьева, М.Р. Би-тяновой, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, B.C. Гончарова, Л.Л. Гуровой, В.Н. Дружинина, Д.Н. Завалишиной, A.B. Запорожца, А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева, Е.П. Крупника, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, A.A. Лосевой, А. Маслоу, P.C. Немова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и других, накопивших достаточный массив сведений о возможностях совершенствования психологических методов работы с одаренными детьми.
Различные вопросы хореографического образования, особенности обучения учащихся младших классов хореографических училищ, в том числе - связанные с ролью концертмейстера в развитии творческих, им-
провизационных способностей учащихся, рассматривались в научных трудах таких выдающихся теоретиков и практиков хореографии, как Г.А. Без-углая, A.A. Бойко, Е.В. Бочарникова, Е.П. Валукин, С.Д. Давыдова, Г.Н. Прибылов, H.JI. Чернова, Н. Cavalli, и многих других, сформировавших общие представления о специфике хореографического образования, однако недостаточно осветивших такие проблемы, как использование педагогического потенциала труда концертмейстера балета в развитии импровизационных способностей учащихся и полифункциональный подход к данной проблеме.
В научном анализе теории и технологии хореографического искусства автор диссертации опиралась на научные труды A.A. Алферова, JI.JI. Васьковой, А.Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, A.A. Жарковой, O.A. Иваты, С.А. Ивановой, Е.О. Кабурнеевой, A.B. Куликовой, B.C. Садовской, Т.В. Христидис, И.С. Яценко.
Позитивно оценивая научные труды психологов, педагогов в разработке пограничных аспектов данной проблемы, необходимо отметить, что еще не было специального диссертационного исследования на тему: «Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход».
Объектом исследования является процесс развития импровизационных способностей.
Предмет исследования - процесс развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода.
Цель исследования - разработать теорию и технологию развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ и внедрить их в практику.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ будет более эффективным, если
- применить в организации учебных занятий полихудожественный подход, включающий повышение роли и участия концертмейстера балета;
- обеспечить психологический мониторинг развития способностей, включив его в структуру учебных занятий, построенных на принципах полихудожественного подхода к развитию импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
В соответствии с гипотезой, формулировками объекта, предмета и
\
цели исследования, в диссертации ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основания процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- выявить методологическую специфику развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- охарактеризовать влияние педагогической среды на развитие импровизационных способностей учащихся младших классов;
- определить значение методов возрастной и перцептивной психологии в развитии импровизационных способностей учащихся младших классов;
- сформировать педагогическую модель развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- обеспечить процесс совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода.
Методологической основой исследования является полихудожественный подход к анализу предмета настоящего исследования.
Полихудожественный подход в системе хореографического образования опирается на педагогические, социально-педагогические и психологические методологические принципы исследования процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ. В настоящей работе применялся принцип синтеза методологических оснований, принцип единства эмпирического и теоретического, принципы историзма, детерминизма, принцип соответствия управляющей и управляемой системы, а также методологические идеи педагогов и психологов-исследователей, изучавших проблемы способностей человека: Д. Векслера, Р. Уайсберга, Г. Айзенка, Л. Термена, Р. Стернберга. Применялись и идеи отечественных ученых, таких, как В.Н. Дружинин, Б.М. Те-плов, М.А. Холодная, Е.А. Сергиенко, Т.Н. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, В.Д. Шадриков, В.П. Озеров, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Э.А. Голу-бева, З.А. Калмыкова, Е.П. Ильин, Т.И. Артемьева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Л.А. Венгер и др.
Методы исследования включают в себя анализ, синтез, дедуктивные и индуктивные методы логики, методы абстрагирования, моделирования, ресурсные, источниковедческие, терминологические, а также иные методы, традиционно применяющиеся в педагогических и психологических исследованиях. Особое внимание уделялось методам статистической обработки данных, а также обобщения их для нужд исследовательской работы.
Теоретическую основу исследования составили: теории, раскрытые в трудах А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Дж. Келли и др. А также теории отраженные в трудах отечественных исследователей: В.А. Беликова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Немова, В.В. Серикова, П.И. Третьякова, Р.Х Шакурова, Т.И. Шамова, И.С. Якиманской и др.
Особое значение для настоящей работы имеют теория деятельности - А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина, а также теория полихудоже-
ственного подхода Б.П. Юсова, А.И. Бурова, JI.H. Мун, и их последователей - Т.Б. Донцовой, Т.Г. Пени, Л.Г. Савенковой, Т.И. Суховой, Е.А. Ермолинской и др.
В теоретическую базу диссертации вошли также идеи педагогики художественного образования и эстетического воспитания, раскрытые в авторских концепциях таких ученых, как Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, JI.M. Баженова, С.Т. Шацкий, O.A. Апраксина, JI.B. Горюнова, B.C. Кузин, A.A. Мелик-Пашаев, Н.Л.. Гродзенская, Е.В. Николаев, H.H. Ростовцев и др.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы наблюдений и опытно-экспериментальных работ, проводившихся автором диссертации в период с 2009 по 2013 гг. в Московской государственной академии хореографии, и призванных определить оптимальные методические основания и организационно-педагогические условия развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
Экспериментальная база исследования - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия хореографии».
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2009 по 2013 год и включало в себя три этапа.
На первом, установочно-теоретическом этапе (2009 год) осуществлялись: постановка проблемы, целей и задач, сбор материала, теоретическое изучение проблем развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, реферирование материала, осуществлялось планирование и проведение эксперимента.
На втором этапе (2011 - вторая половина 2013 года) продолжалась экспериментальная работа, составлялся текст основной части диссертации.
Опытно-экспериментальная часть данного исследования проходила в Московской государственной академии хореографии. Были задействованы первые классы училища - класс «а» и класс «в». В эксперименте участвовали четыре группы детей - контрольная и экспериментальная. Контрольная группа №1: 24 участника, пятнадцать девочек и девять мальчиков. Контрольная группа №2: 18 участников, тринадцать девочек и пять мальчиков. Экспериментальная группа №1: 23 участника, пятнадцать девочек и восемь мальчиков. Экспериментальная группа №2: 18 участников, тринадцать девочек и пять мальчиков, возраст участников 10-11 лет.
На третьем этапе (конец 2013 - 2014 годы) осуществлялись анализ, обобщение и систематизация экспериментальных данных, обработка материалов эмпирического исследования, оформление -текста диссертации.
Апробация результатов исследования осуществлялась следующим образом:
- путем публикации научных работ по теме исследования;
- в процессе выступлений на международных и всероссийских научных конференциях и форумах: «III Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов ВУЗов культуры». Москва, 16 апреля 2012 г., «Русский балет как мировой феномен в современном культурном процессе». Международная конференция. Россия. Москва, 16-18 ноября
2012 г., Международный научно-практический форум «Научные школы педагогики искусства в современном образовании». Москва, 2-4 апреля
2013 г., Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования». Москва, 4 июня 2013 г., «Искусство балета и хореографическое образование в современном мире». Международная научно-практическая конференция. Москва, 3-4 ноября 2013 г.
Основные положения, результаты исследования и выводы по диссертации также были апробированы в Московской государственной академии хореографии в процессе экспериментальной работы.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
- впервые обобщены и систематизированы теоретические основания процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, связанные с применением принципов гуманистической педагогики и диагностико-развивающих средств педагогической психологии;
- определены наиболее эффективные методологические основания процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, связанные с применением идей полихудожественного подхода;
- выявлен потенциал совершенствования полихудожественного развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ в системе начального хореографического образования, связанные и изменением роли и педагогических функций концертмейстера балета как «второго учителя»;
- доказана возможность повышения эффективности развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ посредством расширенного применения психологических средств диагностики и тестирования импровизационных способностей и творческой активности учащихся на различных этапах педагогического процесса;
- сформирована педагогическая модель процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, основанная на принципах полихудожественного подхода и применении психологического инструментария;
- определена система методических приемов, способных обеспечить процесс совершенствования развития импровизационных способностей
учащихся младших классов хореографических училищ на основе индивидуализированных вариативных заданий на занятиях по дисциплине «ритмика».
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- теоретически обоснованы концептуальные основания процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ в контексте развития психолого-педагогических технологий стимулирования творческих способностей;
- выявлена методологическая значимость применения полихудожественного подхода в качестве основания развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- теоретически обоснована эффективность организационно - педагогических условий развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, основанных на расширении педагогических функций концертмейстера балета;
- определены возможности повышения доказательности диагностической составляющей педагогического процесса, связанной с применением специально конструируемого психологического тестового материала;
- сформулированы теоретические принципы применения полихудожественного подхода в построении педагогической модели развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- обоснована система педагогических и психолого-педагогических средств обеспечения процесса совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, связанная с расширением педагогических функций концертмейстера балета, применением психологического диагностического инструментария и индивидуализированных вариативных заданий.
- с
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его выводов и результатов в совершенствовании процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, в профессиональном развитии преподавателей хореографических дисциплин в хореографических училищах и концертмейстеров балета, участвующих в педагогическом процессе в хореографических училищах. Положения, основные выводы и результаты данного исследования могут быть использованы в процессе обучения учащихся младших классов хореографических училищ, а также в учреждениях дополнительного образования детей и учреждениях социально-культурной сферы.
- N
Достоверность и обоснованность результатов данного исследования обеспечиваются применением рационалистической системы методов, опорой исключительно на достоверные научные концепции в социально -гуманитарной сфере, использованием комплекса современных методов научно-педагогического эксперимента, соответствующего его целям и задачам, проверяемостью его результатов и доказанностью данных, полученных в результате статистической обработки сведений, собранных в ходе эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ - важнейшая составная часть педагогического процесса, создающая возможности профессионально-личностного становления будущих деятелей хореографического искусства. Педагогические основы развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ определяются конкретно-историческими условиями функционирования образовательной системы и требуют постоянного совершенствования в связи с изменяющимися требованиями общества и профессии.
Творческие способности учащихся младших классов основываются на умениях оригинально мыслить, создавать новые идеи, находить нестандартные решения. Задача педагога - раскрыть творческий потенциал каждого учащегося, помочь ему самостоятельно развивать свои способности.
2. Совершенствование процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ связано с применением современных методологических подходов, среди которых наибольшим значением обладает полихудожественный. Полихудожественный подход обладает максимальным потенциалом в развитии импровизационных способностей учащихся младших классов и требует интенсивного внедрения в учебный процесс хореографических училищ.
Основная задача полихудожественного подхода - не примитивное программирование учащихся младших классов на определенный вид деятельности, а воспитание личности, свободной в самостоятельном конструировании художественно-творческой реальности своей деятельности на основе глубокого понимания всех видов искусств.
3. Организационно-педагогические условия развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ требуют включения в учебный процесс педагогических действий концертмейстеров балета, участвующих в занятиях, в связи с чем необходимо расширение функций концертмейстеров в педагогическом процессе в младших классах хореографических училищ.
Расширение педагогических функций концертмейстеров балета в младших классах хореографических училищ способно обеспечить индивидуализацию работы с учащимися и варьирование материала в целях обеспечения многогранного творческого развития будущих деятелей хореографического искусства.
4. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ должно основываться на психологиче-
ском мониторинге этого процесса, в связи с чем эффективно специальное конструирование психологического тестового материала, способного выявлять тенденции в творческом развитии учащихся младших классов.
В развитии импровизационных способностей учащихся от педагога и концертмейстера требуется умение создавать благоприятные психологические условия на занятиях, мотивировать обучение, стимулировать желание творческого самовыражения учащихся младших классов. Огромное значение для развития импровизационных способностей учащихся младших классов имеет музыка, которую они каждый день слышат в классе - формирование эстетического вкуса, развитие желания творческой самореализации во многом зависят от музыки, которую предлагает концертмейстер.
5. Педагогическая модель развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ основывается на принципах полихудожественного подхода и применении психологического инструментария, используемого в виде индивидуализированных заданий, способных активизировать творческое развитие учащихся.
Основными критериями, указывающими на уровень сформированно-сти и степень развития творческих импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, являются: желание заниматься хореографической творческой деятельностью, творческая активность, способность к генерированию художественных идей и их свободное пластическое воплощение, уверенность в своих силах.
6. В младших классах хореографических училищ развитие импровизационных способностей учащихся наиболее плодотворно и эффективно осуществляется не на занятиях по профилирующим специальным дисциплинам, а на уроках ритмики при обеспечении условия функционального тандема «педагог - концертмейстер» и гибкого вариативного построения содержания данной дисциплины.
Применение полихудожественного подхода при вариативном построении содержания дисциплины «ритмика» позволяет наиболее эффективно сформировать у учащихся младших классов мотивацию на развитие импровизационных способностей и выявить их индивидуальные хореографические задатки.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия)2010 год, кандидат педагогических наук Посельская, Наталья Семеновна
Балетный спектакль для детей на сцене Большого театра в постановках Московского хореографического училища периода 1930-60-х годов: эстетика, художественные средства, техника исполнения2014 год, кандидат наук Рыжкова, Александра Сергеевна
Педагогическая поддержка художественно одаренных детей в специализированном учебном заведении1999 год, кандидат педагогических наук Ульянова, Галина Юрьевна
Исторические традиции современного балетного образования: на материале деятельности танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой2008 год, кандидат педагогических наук Фомкин, Алексей Викторович
Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников2000 год, кандидат педагогических наук Синкевич, Ирина Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Горпиненко, Елена Александровна, 2014 год
Список использованной литературы:
1. Азарова JI.H. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога .- 1998 .- №4.
2. Алексеев A.A., Громов JI.A. Психогеометрия для менеджеров .- JL, 1991.
3. Алексеев А.Н. Личностно-ориентированное обучение .- Тюмень: ТюмГУ, 1998.
4. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе .- К.: Радянська школа, 1983 .- 244с.
5. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта .- Обнинск: Принтер, 1993.
6. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество .- Л., 1982.
7. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития .- Казань, 1994 .- 237 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. 480 с.
9. Арнольдов А.И. Теория культуры, историзм и вечность методологии // Культура, человек и картина мира .- М., 1987.
10. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской Академии Образования «Институт Художественного Образования» .- 2010 .- №3. Режим доступа: http//www.art-education.ru/AE-magazine.
11. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика .- 1991 .-С. 50-56.
12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е .- М.: Сов. Россия, 1979 .-320 с.
13. Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром .- СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005 .- 220 с.
14. Беленок И.Л., Мишина Ю. Д. Развитие общих способностей личности: учебное пособие / Новосиб. гос. ун-т..- Новосибирск, 2005. 112 с.
15. Бенин В.Л. Педагогическая культурология. Курс лекций .- Уфа, 2004.
16. Бим-Бад Б.М. Образование для свободы России // Педагогика .- 1993 .- № 6 .- С. 3- 8.
17. Бим-Бад Б.М. К философии педагогики в XX веке. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.р!1р?а1(1=97&Ь1пп_гиЬпкр1_аг11с1е8=:77
18. Бим-Бад Б.М. О соотношении практики с теорией педагогики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-Ьаа.ш/Ь1ЬНо1ека/аг11с1е_М1.рЬр?а1ё=1858&Ьтп_гиЬпк_р1_а111с1е8=77
19. Бим-Бад Б.М. Представление достижений ученика группе, классу, родителям. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-Ьаа.ги/ЫЫю1ека/агйс1е_1и11.рЬр?а1а=1876&Ыпп_гиЬпк_р1_агПс1е8=77
20. Бим-Бад Б.М. Хороший учитель больше уверен в ученике, чем в себе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-Ьаа.ги/Ь1ЬНо1ека/ат11с1е_Ш11.рЬр?а1ё=1876&Ь1пп_гиЬпк_р1_аг11с1е8=77
21. Бим-Бад Б.М. Что такое свободное воспитание. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.р1"ф?а1ё= 1876&Ыпп_гиЬпк_р1_аг1лс1е5=77 4
22. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе .- М., 2000.
23. Богат В.Ф. О влиянии самостоятельного творчества на развитие мышления детей: экспериментальные данные. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1298&binn_rubrik_pl_articles=171.
24. Бодалев A.A. Личность и общение .- М., 1983 .- 271 с.
25. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества .- Ростов н/Д., 1983.
26. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание // Педагогика .- 1998 .- №3.
27. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии .- 1984 .- № 1.
28. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Психол. исслед .- М.: Просвещение, 1968 .- 464 с.
29. Бойко A.A. Работа концертмейстера на уроках классического танца и формирование музыкального репертуара // Театр. Живопись. Кино. Музыка .-2011 .-№4 .- С. 123-134.
30. Большая советская энциклопедия .- Т. 20 .- М., 1976.
31. Борев Ю.Б. Эстетика .- М.: Политиздат, 1988 .- 496 с.
32. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал .- 1995 .- №4.
33. Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека // Журнал практического психолога .1998 .-№3.
34. Википедия:[сайт]. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ %С2%ЕЕ%ЕЕ%Е 1 %F0%E0%E6%E5%ED%E8%E5
35. Википедия:[сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D 1 %EF%EE%F 1 %EE%E 1 %ED%EE%F 1 %F2%E8
36. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
37. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Б.П. Юсова .- Луганск, 1999 .- 180 с.
38. Восприятие и деятельность. Сборник статей / под ред. А.Н. Леонтьева. .- М.: МГУ, 1976.
39. Выготский J1.C. Собр. соч. в 6-ти т. .- М., 1983-1984.
40. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте .- М. , 1990.
41. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова .- М., 1991.
42. Выготский Л.С. Психология .- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000 .- 273 с.
43. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры .- СПб.: СПбГУ, 1996.
44. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. - М.: Флинта, Наука, 2003 .- 767 с.
45. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.m/biblioteka/rubrika.php?binn_rubrik_pl_articles= 112
46. Гилъбух Ю.З. Внимание: одаренные дети .- М., 1991.
47. Говоров A.B. Теория обучения .- М.: ИНТОР, 1996.
48. Гончаров B.C. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии .- Курган, 1998 .- 40 с.
49. Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребенка - реальное дело: научно-методическое пособие для педагогов .- М., 2000.
50. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе .1988 .-№2.
51. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук .- М., 1989 .- 445 с.
52. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества .- М.-Челябинск: ИЛИ РАО, ЧГИИК, 1993 .- 40 с.
53. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач .- Воронеж, 1976.
54. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
55. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Учебное пособие / УГПУ .- Екатеринбург, 2003 .- 305 с.
56. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. - 1991, № 6. - С. 12-21.
57. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под. Ред. В.Д. Шадрикова .- Саратов: СГУ, 1989 .- 220 с.
58. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина .- М., 1981 .- 157 с.
59. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей .-- М.: Наука, 1994 .- 230 с.
60. Дружинин В.Н. Психология общих способностей 3-е изд. .- СПб.: Питер, 2007 .- 368 с.
61. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога .- М., 1991.
62. Дюжакова М.В. Опыт образовательных систем зарубежных стран .Воронеж: Издательство Воронежского педуниверситета, 1997. - 74с.
63. Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема // Дополнительное образование .-2001 .-№ Ю .-С. 16-19.
64. Жданова С.Н. Эстетическое освоение мира школьниками в процессе дополнительного образования: учебно-методическое пособие .- Оренбург: ОГПУ, 2005 .- 104 с.
65. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке .- М.: Педагогика, 1990 .- 214 с.
66. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей .- М.: Наука, 1991.
67. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. .- М.: Академия, 2006 .- 192 с.
68. Зак А.З. Как развивать мышление у детей // Наука и жизнь .- 1979 .№9 .-С. 97-100.
69. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учебное пособие./ И.И. Зарецкая .- 2-е изд., перераб. и доп .- М.: АПКиППРО, 2006 .-116с.
70. Инновационные образовательные технологии в художественно-эстетическом и трудовом воспитании: сб. научных статей / отв. ред. С. Г. Григорьева, J1. Г. Григорьева .- Чебоксары: ЧГПУ, 2011 .- 237 с.
71. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? .- М.: Музыка, 1988.
72. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе .- Музыка в школе, 1987 - №4.
73. Каган М.С. Философии культуры .- СПб, 1996.
74. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
75. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига: Эксперимент, 1995. - 180 с.
76. Ковалев А.Г. Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности .- Л.: ЛГУ, 1957 .- 304 с.
77. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход). Монография .- Оренбург: ООИПКРО, 2001 .- 240 с.
78. Кон И.С. Психология старшеклассника .- М., 1980.
79. Константинов H.A. и др. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов .- М.: Просвещение, 1982.
80. Коротеева Е. Связь музыки и живописи в развитии художественно-образного мышления школьников // Искусство в школе .- 1996 .- №1.
81. Котова И.Б., Шиянов E.H. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995 .- 314 с.
82. Краевский В.В., Хуторской A.B. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений .- М.: Академия, 2007 .- 352 с.
83. Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства .- М.: ИП-РАН, 1999 .- 240 с.
84. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования .- М.: Народное образование, 2000 .- Вып. 10 .- 272 с.
85. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.
86. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.
87. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с польск. М., 1980.
88. Лагутин А.И. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» .- М., 2002.
89. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность .- М.: Смысл, 2005.
90. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 Т. М.: Педагогика, 1983 .- Т. 2 .- 318 с.
91. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965.
92. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения .- М.: Педагогика, 1981 .-278 с.
93. Лещинский В.И. Личностно-ориентированная педагогика. Часть 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=124&binn_rubrik_pl_articles=77
94. Лещинский В.И. Личностно-ориентированная педагогика. Часть 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru; Часть 3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/ article_full.php?aid= 126&binn_rubrik_pl_articles=77/bibliote ka/article_full.php?aid=125&binn_rubrik_pl_articles=77
95. Лещинский В.И. Личностно-ориентированная педагогика. Часть 4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=127&binn_rubrik__pl_articles=77
96. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. Опыт разработки и использование / E.H. Степанов, Л.Н. Амосенок, И.Ф. Горелик и др.; под ред. Е.Н.Степанова .- М.: Сфера, 2006 .- 128 с.
97. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии .- М.: Наука, 1984.
98. Лоншакова C.B. Произведения изобразительного искусства на уроках музыкальной литературы в ДМШ .- Казань, 1990.
99. Лосева A.A. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога .- 1998 .- №3.
100. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. .- М.: УРАО, 2000 .- 128 с.
101. Макаренко A.C. Цель воспитания // A.C. Макаренко. Избранные педагогические сочинения: В 8 т .- М.: Просвещение, 1984 .- Т. 4 .- С. 4149.
102. Мартишина Н.В. Становление творческого потенциала личности педагога: монография / Изд. дом Рос. акад. образования; Моск. психол .соц. ин-т .- М.. 2006 .- 264 с.
103. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1034&binn_rubrik_pl_articles=70
104. Матюшкин A.M. Загадки одаренности .- М., 1992.
105. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии .- 1989 .- № 6 .- С. 29-33.
106. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество .- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.
107. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении .М., 1972.
108. Матюшкин A.M. Проблемы одаренности в зарубежном и российском контексте // Иностранная психология .- 1999 .- № 11 .- С. 5-9.
109. Матюшкин A.M. Талант нужно беречь. Интервью с A.M. Матюшкиным ведет В.В. Барцалкина // Мир психологии .- 2000 .-№1(21) .-С. 208-216.
110. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки .- М., 1976 .- С.57 - 63.
111. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности .- М., 1981.
112. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем .- М., Просвещение, 1989 .- 160 с.
113. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии / Под ред. A.B. Петровского .-М., 1977.
114. Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие .- Сумы: СумДПУ, 2009 .- 122 с.
115. Московская С. Педагогика будущего - синтез искусств .- СПб, 1995.
116. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя .- 2-е изд., перераб. и дополненное .- М.: Просвещение, 1987.
117. Немов P.C. Психологическое консультирование .- М., 2000.
118. Немов P.C. Психология .- М., 2002.
119. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика, 1990 .-№9.- С. 41-47.
120. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: Монография. Научная школа В.Г. Рындак / Под общ. Ред. В.Г. Рындак .Оренбург: Орлит-А, 2002 .- 352с.
121. Обухова Л.Ф. Возрастная психология .- М., 2005.
122. Обухова Л.Ф. Детская психология. Учебник. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full. php?aid=909&binn_rubrik_pl_articles=l 71
123. Одаренные дети. Пер. с англ. / Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М .- М., Прогресс, 1991 .- 383 с.
124. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. - М., 1990.
125. Олесина Е.П. Педагогическая культурология: проблемы и подходы // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании: Сборник научных трудов и материалов научно-практической конференции. Вып II. .- М.: ИХО РАО, 2008 .- С.59-67.
126. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского .- 2-е изд., доп. и перераб. .- М.: Просвещение, 1988.
127. Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика, 1995. № 4 .- С. 59- 63.
128. Платонов К.К. Структура и развитие личности .- М.: Наука, 1986 .254 с.
129. Плеханов Е.А. Антропологический принцип в русской философии и педагогике XIX века // Живые педагогические идеи (к 70-летию A.B. Плеханова: Сборник научных работ .- Владимир, 1996.
130. Полонский В.М. Критерии оценки качества и новизны исследований [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/aiticle_full.php?aid:=1567&binn_rubrik_pl_articles=77
131. Пономарев Я.А. Психология творчества .- М., 1976.
132. Психология. Словарь / Под общей ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского .- М.: Политиздат, 1990 .- 104 с.
133. Психология: Словарь .- М., 1990.
134. Психология. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psychology-11 .narod.ru/vnimanie.html
135. Рапацевич Е.С., Педагогика: Большая современная энциклопедия .-Мн.: Современное слово, 2005 .- 720 с.
136. Ритмика. Примерная программа по специальности 0506 Хореографическое искусство / Составитель Терентьева Т.В. .- М., 2005 .- 7 с.
137. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека .- М.: Прогресс, 1994 .- 479 с.
138. Роджерс К. К науке о личности .- История зарубежной психологии (30-60-е гг. XX в.) Тексты .- М.: Издательство МГУ, 1986. - 344с.
139. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов .- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 .- Т.1 .- 608 с.
140. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: В 2-х т .- М.: Педагогика, 1989 .-Т. 1. .- 488 с.
141. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т .- М.: Педагогика, 1989 .- Т. 2. .-328 с.
142. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии .- М., 1959.
143. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя .- М.: Педагогический вестник, 1997.
144. Сахаров И.П. Сказания русского народа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://avega.net.ua/avega/knigi/saharov_ivan/ saharov_ivan_skazaniya_russkogo_naroda.html
145. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии .- М., 1998.
146. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем .- М.: Логос, 1999 .- 272с.
147. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=921 &binn_rubrik_pl_articles=77
148. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика .- 1994 .-№5 .-С. 16-21.
149. Симонов П.В. Информационная теория эмоций .- М., 1964 .
150. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
151. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика.-М., 1998.
152. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/06.php
153. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования в контексте Буровской научной школы. Сборник научных трудов. К 90-лентию со дня рождения Бурова / Под общей редакцией Л.П. Печко. Редактор-составитель Е.Ф. Командышко .- М.: ИХО РАО, 2009 .- 336 с.
154. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие .- М.: Академия, 2002.
155. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности .- М.: Школа-пресс, 1995 .- 384 с.
156. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич .- Мн., 2001 .- 928 с.
157. Солодилова О.П. Возрастная психология .- М., 2004.
158. Степанов E.H., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания .- М., 2002.
159. Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Часть 1. Учебно-методическое пособие .- СПб., 2002
160. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста .М., 1997.
161. Теплов Б. М. Способность и одаренность. Проблемы индивидуальных различий .- М, 1961 .- С. 9-20.
162. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты .- М.: МГУ, 1982.
163. Теплов Б.М. Избранные труды..В 2-х т .- М.: Педагогика, 1985.
164. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей .- Л.: АПН РСФСР, 1947 .-336 с.
165. Тихомиров O.K. Психология мышления .- М.: Педагогика, 1984 .- 368 с.
166. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты .- СПб., 1997 .- 35 с.
167. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования .- М.: Наука, 1966 .451 с.
168. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5 / Сост. С.Ф. Егоров .- М.: Педагогика, 1900 .- 528с.
169. Ушинский К.Д. Собр. Соч.: В 11 т. Т. 9. .- М.: АПН РСФСР, 1950.
170. Философская энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsi7enc_philosophy/2160/%D0%94%D0%95%D0%9 9%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%98%D0%95/
171. Фридман JI.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя М., 1991.
172. Халабузарь Г., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания .- М.: Музыка, 1990.
173. Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/5276.html
174. Холодная М.А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики .- 2004 .- Т.1 .- № 2 .- С.66-75.
175. Чернова H.JI. Балет и музыка // Альманах: Сборник научно-методических материалов Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке . - 2004 .- №2 .- С. 20-24.
176. Чистякова Т.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте // Вопросы психологии .- 1988 .- №4.
177. Чистякова Т.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии .- 1991 .- №6.
178. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации .СПб.: Питер, 2007 .- 448 с.
179. Шадриков В. Д. Способности человека .- М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997 .- 288 с.
180. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков .M.: Наука, 1991.
181. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции .- М.: Логос, 2006 .- 108 с.
182. Шилова A.B. Культурологический подход в педагогике. Режим доступа: http://conference.apkpro.ru
183. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. О теории прозы. -М.: Советский писатель, 1983.
184. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии .- 1991 .-№1.
185. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии .- 1996 .- №3.
186. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей .- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
187. Шумакова Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук .- М., 2007.
188. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. - 1996 .- №1.
189. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники .- М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
190. Щебланова Е.И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук .- М., 2006.
191. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики .- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004 .- 368 с.
192. Энциклопедический музыкальный словарь / Под ред. Г.В. Келдыша .- М.: Сов. энциклопедия, 1959 .- 904 с.
193. Элъконин Д.Б. Введение в психологию развития .- М., 1995.
194. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды .- М., 1989.
195. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
196. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 416 с.
197. Эпштейн A.M. Педагогическая психология .- Воронеж, 1996.
198. Эстетика / Под ред. Ю.Б. Борева .- М., 1988 .- 525 с.
199. Юркевич B.C. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога /V Школа здоровья .- 1997 .- №1.
200. Юсов Б.Г. и другие. Виды искусства и их взаимодействие .- М.: ИХО РАО, 2001.
201. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. - Луганск, 1990.- 175 с.
202. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии .- 1995 .- № 2.
203. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе./ Под ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской .- М.: Просвещение, 1986 .- 160 с.
204. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности .- М., 1997.
205. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию .- М.: Смысл, 2001.
206. Яценко JI.B. Способы управления творческим процессом: Обзор зарубежных методик научного и технического творчества // Природа научного открытия .- М.: Наука, 1986 .-С. 191-212.
207. Cavalli Н. Dance and music .- Miami: University press of Florida, 2001 .428 p.
208. Belcanto.ru [сайт]. Режим доступа: http://www.belcanto.ru/
;
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.