Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Синкевич, Ирина Алексеевна

  • Синкевич, Ирина Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 160
Синкевич, Ирина Алексеевна. Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Мурманск. 2000. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Синкевич, Ирина Алексеевна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы подготовки учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников.

1.1.Проблема воспитания личности посредством комплексного взаимодействия искусств в истории отечественной педагогики.

1.2. Метапринципы полихудожественной подготовки учителя начальных классов.

1.3. Понятие и сущность готовности будущих учителей к полихудожественному воспитанию младших школьников.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование совершенствования педагогической подготовки студентов к полихудожественному воспитанию младших школьников.

2.1. Диагностика готовности студентов к полихудожественному воспитанию учащихся начальных классов.

2.2.Система профессиональной подготовки студентов к полихудожественному воспитанию младших школьников.

2.3. Динамика развития готовности будущего учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников»

Общественные изменения в политике и экономике государства связаны с пересмотром системы образования. Гуманистическая направленность высшего педагогического образования требует формировать творчески активную личность учителя как транслятора общей и профессиональной культуры. Одним из универсальных средств развития и воспитания личности является искусство, способное передавать опыт воспитания и моделирования мира по законам триединства вечных и абсолютных ценностей: Истины, Добра и Красоты.

В этом контексте научный интерес и практическую ценность приобретает проблема подготовки учителя начальных классов на факультете педагогики и методики начального образования к полихудожественному воспитанию младших школьников. Термин «полихудожественный» ввел в научный оборот в 1987 году Б Л.Юсов [52].

Обращение к реальной практике школ Мурманской области1 показало, что даже опытные учителя начальных классов, музыки и изобразительного искусства лишь эпизодически проводят интегрированные уроки на основе синтеза искусств, а целостная система полихудожественного воспитания и развития детей отсутствует. 73% опрошенных учителей не могли объяснить суть термина «полихудожественное воспитание».

В силу этого обнаружены недостаточный интерес и готовность учащихся начальной школы к комплексному восприятию произведений искусства, их словесной интерпретации и перевода в другую художественную модальность. Увлекательно рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном произведении искусства способны только 12% школьников. Склонность к творческой импровизации зарегистрирована у 24% детей. Это указывает на низкий уро

1 Обследованием было охвачено 15 школ городов - Мурманск, Апатиты, Кола, Се-вероморск, Оленегорск, Мончегорск, Кандалакша, Ковдор; поселков - Мурмаши, Ревда и др. вень полихудожественных знаний и умений учителей, адекватно отражающихся на художественно-эстетическом развитии учеников.

Анализ вузовских учебных программ, ориентированных на художественно-эстетическую подготовку будущих учителей начальных классов («Музыкальное воспитание с основами теории музыки», «Преподавание изобразительного искусства с практикумом», «Детская литература с основами литературоведения», спецкурсов «Музыка и движение», «Региональный компонент в художественном воспитании младших школьников», «Театр и дети»), выявил следующее. В целом содержание учебных дисциплин позволяет сформировать у студентов факультета педагогики и методики начального образования определенный уровень профессиональной готовности к работе по полихудожественнному воспитанию младших школьников. В то же время в действующем учебном плане количество часов на методики по предметам искусства сведено до минимума, изъяты индивидуальные занятия по музыкальному инструменту. Профессионально-художественная направленность всех видов учебной деятельности требует совершенствования: более четкого установления и наличия межпредметных связей; проведения практических и лабораторных занятий интегрированного типа; рационального использования педагогических задач, творческих упражнений и игр на основе комплексного воздействия искусств на личность потенциального учителя; разработки спецдисциплин полихудожественного характера.

Уровень личностной готовности студентов к полихудожественному воспитанию младших школьников наблюдается у 34,8% будущих учителей. А 38,2% испытуемых свою педагогическую деятельность не сопрягают с воспитательными функциями искусства.

Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени выполнен ряд исследований, обращенных к полихудожественной подготовке учителя и воспитателя (А.Батыралиев [22], Л.Г.Бейрюмова [27], В.К.Кириллов [111], Т.А.Костогрыз [123] и др.).

В то же время проблема профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников остается одной из не разработанных в теории и не разрешенных в практике высшего педагогического образования. Следует отметить, что в большинстве вузов России проблема подготовки учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников исследуется фрагментарно, хотя его достоинства для организации внеклассной деятельности в школе очевидны.

С учетом рассмотренных факторов был сделан выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в выявлении эффективных условии подготовки студентов факультета педагогики и методики начального образования к полихудожественному воспитанию млад ших школьников.

Объектом исследования является вузовская система подготовки будущих учителей начальных классов к полихудожественной деятельности (в рамках дисциплин эстетического цикла).

Предмет исследования - процесс подготовки студентов к полихудожественному воспитанию учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования: подготовка студентов к полихудожественному воспитанию младших школьников будет эффективна в том случае, если:

• обоснована интегративная модель профессиональной подготовки учителя начальных классов к полихудожественной деятельности на основе сочетания и взаимодействия духовной культуры, педагогики и искусства;

• разработаны критерии психологической, теоретической и практической готовности студентов к полихудожественному воспитанию детей;

• система профессиональной подготовки учителя в вузе ориентирована на развитие его полихудожественной культуры.

Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1. Изучить развитие идеи о воспитании личности посредством комплексного взаимодействия искусств в истории отечественной педагогики.

2. Разработать интегративную модель подготовки учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию детей.

3. Определить содержание, структуру и показатели профессиональной готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности.

4. Экспериментально проверить эффективность системы подготовки учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют метапринципы полихудожественного развития личности: аксиологический (З.И.Васильева [46], В.П.Зинченко [82], В.А.Малахов [148], К.К.Плагонов [186], В.П.Рачков [236], В.В.Франки [227], И.Т.Фролов [227] и др.); антропологический (Б.М.Бим-Бад [35], П.П.Блонский [57], Л.С.Выготский [57], П.Ф.Каптерев [224], Г.Б.Корнетов [121], А.Ф.Лазурский [131], М.К.Мамардашвили [151], М.М.Рубинштейн [197], К. Д. У шине кий [223] и др.); синергетический (П.К.Анохин [16], Л.Б.Ительсон [96], Е.Н.Князева [114, 115], Н.Н.Моисеев [164], И.Р.Пригожин [190], Н.П.Шишлянникова [244], Б.П.Юсов [52] и др.); концепция синтеза искусств (В.В.Ванслов [45], А.Я.Зись [85] и др.).

Психологический аспект диссертации представлен общей теорией деятельности (Б.Г.Ананьев [12, 13], А.Н.Леонтьев [132, 133] и др.); психологией искусства (Л.С.Выготский [57, 58], В.В.Медушевский [155, 156], Б.М.Теплов [218] и др.). Педагогическая платформа исследования выстраивается на основе работ о формировании личности учителя начальных классов (Н.В.Кузьмина [128, 129], В.А.Сласгенин [206], А.М.Щербаков [247] и др.) и эстетического воспитания (Э.Б.Абдуллин [1,2], БТ .Лихачев [135, 136], А.А.Мелик-Пашаев [158, 159], Б.М.Неменский [168], Б.П.Юсов [253], и др.).

В процессе исследования применялись следующие методы: историко-сравнительный и причинно-следственный анализ философской, психологопедагогической, искусствоведческой литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования; сплошное и выборочное наблюдение за состоянием и постановкой учебно-воспитательного процесса на факультете педагогики и методики начального образования с целью выявления положительных тенденций, недостатков и апробации предлагаемой в диссертации системы подготовки студентов к полихудожественному воспитанию; изучение и анализ государственных и альтернативных интегрированных программ полихудожественного развития младших школьников и дошкольников; эксперимент, в процессе которого проверялась гипотеза и решались задачи исследования; метод математической обработки результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования - Мурманский государственный педагогический институт. Исследованием было охвачено 75 студентов III курса факультета педагогики и методики начального образования, 75 человек IV курса составили экспериментальную группу.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап - поисково-теоретический (1993-1995) - связан с уяснением проблемы, выдвижением гипотезы и разработкой теоретико-методологической основы исследования.

Второй этап - теоретико-экспериментальный (1995-1998), в ходе которого проведен целенаправленный педагогический эксперимент, разработана и апробирована программа спецкурса «Полихудожественное развитие младших школьников».

Третий этап - обобщающий (с 1998 по настоящее время). Систематизированы и обобщены результаты исследования, уточнены теоретические положения, скорректированы выводы, полученные на предыдущих этапах работы, внедрены практические рекомендации по совершенствованию подготовки учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Полихудожественная подготовка учителя начальных классов определяется аксиологическим, антропологическим и синергетическим метапринци-пами.

2. Интегративная модель подготовки будущих учителей к полихудожественному воспитанию младших школьников включает в себя ценностно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, процессуально-преобразовательный и эмоционально-мотивационный компоненты.

3. Процесс подготовки учителя осуществляется в условиях сочетания и взаимодействия духовной культуры, педагогики и синтеза искусств, что обеспечивает формирование у студентов психологической, теоретической и практической готовности к полихудожественной деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиций аксиологического, антропологического, синергетиче-ского и профессионально-деятельностного подходов обоснована интегративная модель подготовки учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию детей, включающая в себя ценностно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, процессуально-преобразовательный и эмоционально-мотивационный компоненты; определены структурные составляющие полихудожественной культуры учителя начальных классов; разработаны критерии и показатели, характеризующие профессиональную готовность будущего учителя к полихудожественному воспитанию младших школьников; теоретически и экспериментально выявлены и обоснованы педагогические условия подготовки студентов к полихудожественной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы содействуют целостному процессу подготовки будущих учителей начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников. Предложенная диагностика уровня профессиональной готовности студентов к полихудожественной деятельности может найти применение при организации воспитательной работы в общеобразовательной школе, в системе повышения квалификации учителей и работников образования. Выявление воспитательных возможностей комплексного воздействия и интеграции искусств позволяет сделать его эффективным средством эстетического развития будущих специалистов гуманитарного профиля. Материалы диссертации могут войти составной частью в лекционные и лабораторно-практические занятия по курсам «Педагогические теории, системы, технологии», «Философия и история образования», «Теория и методика музыкального образования школьников».

Спецкурс «Полихудожественное развитие младших школьников», разработанный по результатам исследования, используется в подготовке студентов Мурманского государственного педагогического института, а также на факультете Повышения квалификации руководящих кадров образования (МГПИ).

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью и исходными теоретическими положениями; разнообразием и взаимодополняемостью используемых методов исследования; разносторонностью эмпирических материалов, необходимых для качественного и количественного анализа исследуемой проблемы; адекватностью научного аппарата объекту и предмету исследования; двадцатилетним опытом работы автора диссертации в качестве преподавателя педагогики и методики музыкального воспитания Мурманского государственного педагогического института; результатами эксперимента, подтверждающими позитивные изменения в подготовке студентов к полихудожественному воспитанию младших школьников; методом математической обработки данных эксперимента.

Апробация и внедрение результатов настоящего исследования осуществлялись как в процессе опытно-экспериментальной работы, так и посредством публикаций основных положений и результатов, полученных в ходе исследования. Выводы и теоретические положения диссертации одобрены на кафедре общей педагогики Мурманского государственного педагогического института. Апробация научных материалов проходила в ходе выступлений на областной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы преемственности дошкольного воспитания и начального образования» (1995); и научно-практических конференциях МГТ1И: «Проблемы непрерывного образования» (1993); «Региональный компонент в системе непрерывного образования» (1994); «Повышение роли психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования» (1995), Юбилейной научной конференции (1999); в процессе внедрения разработанной методики в учебно-воспитательный процесс факультета педагогики и методики начального образования Мурманского государственного педагогического института; в систему повышения квалификации работников управления образования, учителей начальных классов г. Мурманска и области.

В структурном отношении диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), выводов, библиографии (257 наименований) и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Синкевич, Ирина Алексеевна

9. Результаты исследования указывают на перспективы для ее дальнейшего изучения. Комплексное воздействие и синтез искусств как средство полихудожественной подготовки учителя в вузе должно стать предметом инновационных культурологических, искусствоведческих, психологических, педагогических и методических исследований.

132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведенное исследование вскрывает ряд существенных аспектов в проблеме подготовки студентов факультета педагогики и методики начального образования к полихудожественному воспитанию младших школьников и позволяет внести дополнительные данные в решение этого вопроса.

2. Определению новых аспектов данной проблемы, путей реализации поставленных в исследовании задач способствовало выявлению основных теоретических положений работы. Проблема вузовской подготовки будущего учителя к полихудожественной деятельности рассматривалась в контексте аксиологического, антропологического и синергетического метапринципов.

3. В результате теоретического анализа был сделан вывод, что интегра-тивная модель подготовки учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию включает в себя ценностно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, процессуально-преобразовательный и эмоционально-мотивационный компоненты.

4. Подготовка студентов к полихудожественному воспитанию детей осуществляется на основе полихудожественной культуры личности учителя начальных классов, которая определена как ценностное, целостное образование, основанное на интеграции искусств и всех компонентов воспитания младших школьников; имеющее личностный, деятельностный и профессионально-педагогический аспекты.

5. Готовность учителя начальных классов к полихудожественной деятельности проявляется в потребности духовного общения с детьми в процессе полихудожественного воспитания; в информированности студентов о полихудожественных явлениях и процессах; в сформированности системы профессионально-художественных умений, уровне владения видами художественной деятельности в условиях интеграции искусств.

6. Доказано, что основой интегративной модели подготовки будущего учителя к полихудожественному воспитанию младших школьников является сочетание и взаимодействие духовной культуры, педагогики и синтеза искусств.

7. В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что эффективность подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности зависит от реализации следующих условий:

• целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса на основе ряда дидактических принципов: целостности и этапности, принципа творческой доминанты, гедонизма, интонационности искусства, межпредметных связей и синтеза искусств;

• апробации программ нового поколения по полихудожественному развитию школьников;

• введения специальных интегрированных курсов по искусству, расширяющих художественный кругозор студентов;

• соблюдения поцикловой технологии подготовки;

• сочетания фронтальных форм подготовки с дифференцированным подходом к студентам в зависимости от уровня владения ими полихудожественной культурой;

• организации учебной деятельности студентов как художественно-педагогической, адекватно отражающейся на работе с детьми.

8. Единство теоретической и практической подготовки ускоряют профессиональное становление студентов как потенциальных учителей. Студенты-выпускники факультета педагогики и методики начального образования обладают содержательной и методической основой профессионально-полихудожественной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Синкевич, Ирина Алексеевна, 2000 год

1. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дисс. . д-ра пед. наук. - М., 1991. - 433 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа-конспект. М.: МГПУ, 1996. - 53 с.

3. Абдудлина А.А. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыки: Дисс. .канд.пед.наук. Казань, 1994. - 188 с.

4. Абдуллина О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976, № 1. - С. 76-84.

5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

6. Аверинцев С.С. Красота как святость // Курьер. 1988, № 7. - С. 18-21.

7. Азаров Ю.П. Технология творчества // Педагогика любви и свободы. -М.: Топикал., 1994. С. 577-607.

8. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада -к начальной школе. Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1998. - 350 с.

9. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. Избранные искус-ствоведеские работы. Западно-Европейское искусство. Русское и советское искусство. Вступит, статья Д.И.Сарабьянова. М.: Сов. художник,1979. 287 с.

10. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 559 с.

11. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 494 с.

12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика,1980.-288 с.

13. Ананьев Б.Г. Задачи современной психологии искусства // Художественное творчество. Л.: Наука, 1982. - С. 246-251.

14. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: КГУ, 1996. - 567 с.

15. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 253 с.

16. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы:

17. Избранные труды. М.: Наука, 1978. - 400 с.

18. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного образования в советской школе. М.: АПН РСФСР, 1956. - 224 с.

19. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: Дисс.д-ра пед.наук. М., 1986. - 422 с.

20. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -2-е изд. М.-Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

21. Ауслендер С.А. Работа по театру в школе 2-ой ступени // Искусство в школе. 1927, №1. - С. 12-18.

22. Батыралиев А. Формирование у студентов педвузов положительного отношения к педагогической профессии средствами литературы и искусства: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1990. - 16 с.

23. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. Художник, 1981. -351 с.

24. Барышева Т.А., Уреевская Н.А. и др. Музыкальные конкурсы, игры, викторины. СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. - 62 с.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.

26. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов педагог, ин-тов по специальности «Черчение, рисование и труд». 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981.-239 с.

27. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие видов искусств (литература, музыка, изобразительное искусство) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическим училище: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. - 19 с.

28. Белозерцев Е.П. Подготовка учителей в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. - 205 с.

29. Беляева Л.С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1977. - 189 с.

30. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., в ступ. ст. и прим. Л.А.Сугай. М.: Республика, 1994. - 528 с.

31. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Мысль, 1989.-С. 267-291.

32. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. - 445 с.

33. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Высшая школа, 1993. - 388 с.

34. Бердяев Н.А. Человек и макрокосм // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. - С.25-38.

35. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994, № 5. - С.3-10.

36. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. -Т.1. -304с.

37. Блок А.А. Избранные произведения. Л.: Лениздат, 1980. - 176 с.

38. Богословский В.В. Психология воспитания школьника: Учебное пособие для пед ин-тов. JL: Лениздат, 1974. - 164 с.

39. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. -1995, № 4. С. 29-36.

40. Бонда С.М. О музыкальных экскурсиях школьников // Революция искусство - дети: Материалы и документы (из истории эстетического воспитания в советской школе), 1924-1929. - М.: Просвещение, 1966. - С. 241-262.

41. Борев Ю.В. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 495 с.

42. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. -1996, № 2. С. 3-9.

43. Буров А.И. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами воспитания // Советская педагогика. 1971, № 6. - С. 39-46.

44. Вагинова Л. С. Региональные особенности художественного воспитания младших школьников в процессе освоения художественной культуры саами: Дисс. .канд пед. наук. М., 1993. - 118 с.

45. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1988.-328 с.

46. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И.Васильевой и др. М.: Педагогика, 1991. - 135 с.

47. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. - 258 с.

48. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.-270 с.

49. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. -М.: АПН РСФСР, 1962. 372 с.

50. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Дисс. .д-ра пед.наук. М., 1967. - 740 с.

51. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учебное пособие для студ. пед. институтов. -Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1980. 80 с.

52. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. Луганск: АПН СССР, 1990. - 180 с.

53. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972. - 268 с.

54. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования шк. № 2 г. Реутова Моск. обл. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1988.-94 с.

55. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 136 с.

56. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов на Дону: Феникс, 1998. -480 с.

57. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

58. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Просвещение, 1984.-Т. 6.-С. 91-318.

59. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. - 448 с.

60. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. литература, 1980. -143 с.

61. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. - 432 с.

62. Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. -1997, № 3. С. 10-15.

63. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993, № 1. - С.15-21.

64. Горюнова Л.В. и др. Наука о развивающемся ребенке: Хрестоматия по педологии: В 2-х кн. М.: Прометей, 1990. - Кн. 1. - 213 е.; Кн. 2. - 161 с.

65. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.

66. Груздев П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М.-Л.: Наука, 1949. - 87 с.

67. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. - 366 с.

68. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М.: Наука, 1966. - 386 с.

69. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ДИ ДИК, 1994. - 637 с.

70. Гумилев Л.Н. Гуманитарные и естественнонаучные аспекты исторической географии // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука,1991. С. 52-65.

71. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995, № 1. - С. 29-39.

72. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика / Ред. Б.П.Есипова М.: АПН РСФСР, 1957.-518 с.

73. Даниель С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. -221 с.

74. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

75. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти т. Л.: Наука, 1985.-Т. 28, Кн.1. - С. 29-58.

76. Егоров Г.И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. -Ростов на Дону: РГУ, 1978. 187 с.

77. Еникеева С.З. Взаимосвязанное изучение различных видов искусства как средство развития профессиональной речи педагогов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1997. - 20 с.

78. Живая Этика: Избранное / Сост. М.Ю.Ключникова. М.: Республика,1992. -414 с.

79. Живой мир искусства: Программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов /Е.П.Кабкова, Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Б.П.Юсов. М. -Мурманск: МГПИ, 1995. - 65 с.

80. Занков Л.В. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В.Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

81. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. испр. и перераб. - М.: Логос, 1999. - 384 с.

82. Зинченко В.П. Культура и духовность // Вопросы философии. М.: Наука, 1996. - №2-С. 9-10.

83. Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология. М.: Наука, 1984. - 237с.

84. Зись А.Я. Синтез искусств // Виды искусства. М.: Знание, 1979. - С. 115127.

85. Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства. М.: ГИТИС,1995.-295 с.

86. Золотарева Л.Р. Взаимосвязь искусств в процессе специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1990. - 18 с.

87. Зуйкова Е.Н. Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики в России (конец 19-20 веков): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.,1996.-24 с.

88. Иванов В.В. Эволюция ноосферы и художественное творчество // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991. - С.3-37.

89. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств (изобразительному искусству, литературе, музыке): Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1995. - 22 с.

90. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Книга для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

91. Ильенко JI. П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1-9 классы) средствами интегрированного курса предметов искусств: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1996. - 19 с.

92. Ильенков Э.В. Философия и культура: Сборник / Вступ. ст. А.Г.Новохатько. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

93. Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.- 912 с.

94. Ильин B.C. Формирование личности школьника. Целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.

95. Иовчук М.Т. Советская социалистическая культура: Исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 208 с.

96. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения.- Владимир, 1972. 264 с.

97. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986.- 192 с.

98. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.- 187 с.

99. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1978. - С. 5893.

100. Кабкова Е.П. Программа музыкально-двигательного развития школьников (1-4 классы): Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. М.: АПН НИИ ХВ, 1991. -16 с.

101. Кабкова Е.П. Программа музыкального развития школьников (1-10 классы): Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. М.: АПН НИИ ХВ, 1991. - 66 с.

102. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: ЛГУ, 1971. - 766 с.

103. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.

104. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. -1997, №9. С. 36-45.

105. Калинина Г.П. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения средствами художественного конструирования. -М.: Просвещение, 1984. 120 с.

106. Капица О.И. Детские фольклорные песни, потешки, дразнилки, игры. Изучение. Собирание. Обзор материала. Л.: Прибой, 1928. - 222 с.

107. Карпова Н. К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий: Автореферат дисс. . докт. пед. наук. Ростов на Дону., 1996-43 с.

108. Квятковский Е.В. О современном прочтении нравственно-эстетических суждений далекого прошлого // Педагогика. 1999, № 2. - С. 43-46.

109. Квятковский Е.В. Духовное развитие школьников // Педагогика. 1991, №1,-С. 21-26.1J0. Кикнадзе А.В. Искусство быть человеком: Научно-популярное издание / Послесл. М.Галлая. М.: Педагогика, 1987. - 286 с.

110. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Автореф. дисс. .канд пед.наук. М., 1990. - 48 с.

111. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. -160 с.

112. Киященко Н.И., Лейзеров Н.А. Теория отражения и проблема эстетики. -М.: Искусство, 1983. 224 с.

113. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997, № 3. - С. 62-68.

114. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998, № 4. - С. 138-144.

115. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. М.-Мурманск: МГПИ, 1995. - 107 с.

116. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. - 1987, № 3. - С. 49.

117. Комарова Г.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества: Автореф. дисс. . канд пед.наук. Брянск, 1997. -17 с.

118. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990. - 142 с.

119. Конышева Н.М. Эстетическое воспитание на уроках труда // Начальная школа. 1986, № 9. - С. 65-69.

120. Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспектива антропологического подхода. М.-Владимир: ВППУ, 1998. -47 с.

121. Корф Н.А. к 150 -летию: Статьи // Сов. педагогика. - 1984, № 8. - С. 102-113.

122. Костогрыз Т.А. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств: Автореферат дисс. канд. пед, наук М., 1996. - 18 с.

123. Костюк А.Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Под ред. А.Г.Костюк. Киев: Радянська школа, 1986. - С. 17-32.

124. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания // Пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1959. - Т.З. - С. 313-317.

125. Кузин B.C. Психология / Под ред. Б.Ф.Ломова. Учебное. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., Высшая школа, 1982. - 256 с.

126. Кузин B.C. Становление и развитие художественного образования в советской школе // Начальная школа. 1987, № 11. - С. 42 - 49.

127. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. -1982, №3.-С. 65.

128. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Академия здоровья, 1997. - 376 с.

129. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. -446 с.

130. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1977.-304 с.

131. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб: Питер, 1996. - С. 45-58.

132. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. -1996, №2. С. 7-11.

133. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности // Советская педагогика. 1983, №6. - С. 52-58.

134. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.

135. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. -Л.: Сов. писатель, 1989. 605 с.

136. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М: Искусство, 1992. - 407 с.

137. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Избранные работы. В 3-х т. Л.: Ху-дож. лит., 1987. - Т.2. - С. 418-494.

138. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 364 с.

139. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Наука, 1990. 287 с.

140. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра М.: Библиотека этической мысли, 1991.-368 с.

141. Луначарский А.В. Беседы о революционном празднике // Искусство в школе. 1928, № 10. - С. 2-3.

142. Луначарский А.В. О театре и драматургии // Избр. статьи. В 2-х т. М.: Искусство, 1958. - Т. 1. - 838 с.

143. Лысенкова С.Н. Методика опережающего обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. М: Просвещение, 1988. - 192 с.

144. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебно-методическое пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов / Науч.-метод. кабинет по заоч. и веч. обучению МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: МГУ, 1989.-77 с.

145. Макаренко А.С. Некоторые соображения о школе и наших детях // Пед. соч. В 3-х т. - Киев: Радянська школа, 1985. -Т. 3 - С.97-101.

146. Малахов В. А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев: Наук. Думка, 1988.-211 с.

147. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М.: Прометей, 1993. - 136 с.

148. Малюков А.Н. Художественное воспитание младших подростков: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1980. - С. 8.

149. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. -415 с.

150. Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Стихотворения / Сост., подготовка текста и коммент. П.Нерлера; Вступ. статья С.Аверинцева. М.: Художественная литература, 1990. - Т. 1. - 638 с.

151. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

152. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований / Сост. Н.В.Локоть. Мурманск: МГПИ, 1999. - 90 с.

153. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

154. Медушевский В.В. Духовные акценты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 260-289.

155. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318 с.

156. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства// Искусство в школе. 1999, № 4. - С. 3-6.

157. Мень А.В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. -М.: СП СЛОВО, 1991. Т.1.: Истоки религии. - 286 с.

158. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.

159. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1984.-С. 184с.

160. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. -200 с.

161. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Просвещение, 1987. - С. 63.

162. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во Института практической психологии, 1995. - 356 с.

163. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

164. Неменский Б.М. Мудрость красоты (О проблемах эстетического воспитания): Кн. для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.-255 с.

165. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. 1997, №3.-С. 7-9.

166. Никифорова О.И. Исследовании по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972. 155 с.

167. Новицкая М.Ю. О факультативном курсе «Введение в народоведение» // Начальная школа. 1993, № 7. - С. 24-31.

168. Образование: Идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред З.И.Равкина. М.: ИТПиОРАО, 1995. - С. 28-30.

169. Огородников И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителей в высшей школе // Советская педагогика. 1975, № 2. - С. 92.

170. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. М.: Просвещение, 1995. - 182 с.

171. Основы эстетики и искусствознания /Под ред. И.Л.Любинского и

172. B.К.Скатерщикова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 302 с.

173. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. 3-е изд. - М.: Вехи, 1908. - С. 6-9.3 77.Пеня Т.Г. Комплекс искусств в формировании художественно-творческих способностей учащихся // Начальная школа. 1987, № 3. •1. C. 75-80.

174. Пеня Т.Г. Космос театра (1-11 классы) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.: Просвещение, 1995. - С. 76- 149.

175. Пеня Т.Г. На пути к образу (для старших классов) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.: Просвещение, 1995. - С. 150182.

176. Пеня Т.Г. Сказка игры (для подготовительных классов) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.: Просвещение, 1995. -С. 182-191.

177. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов на Дону: Феникс, 1996. -512с.

178. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

179. Печко Л.П. Искусство как среда эстетического развития в школе // Эстетическая среда и развитие культуры личности: Межвузовский сборник научных трудов. М.: ИХО РАО, Елец: ЕГПИ, 1999. - С. 71-81.

180. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 184 с.

181. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1984. - 183 с.

182. Плахова Н.Г. Мировоззренческая подготовка учителя к работе с учащимися в области духовно-художественной культуры. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 20 с.

183. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -262с.

184. Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. М.: Просвещение, 1978. - 167 с.

185. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Наука, 1986. - 288с.

186. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. М.: ВНМИ НТИ КПР, 1985. - 71 с.

187. Раисов У.Ф. Синтез музыки и поэзии как фактор развития музыкальной культуры подростков: (В иноязычных школах Казахстана): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 21 с.

188. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. - 196 с.

189. Ремиева Е.В. Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего школьника. -Автореф. дисс. . канд. пед. наук. СПб., 1998. - 17 с.

190. Рерих Н.К. Культура и цивилизации. М.: Канон, 1994. - 138 с.

191. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии. М.: Мир, 1920. -401с.

192. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

193. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-359 с.

194. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. - 140 с.

195. Руднева Е.Т. О работе педагогического раздела // Искусство в школе. -1928, №4. С. 10-20.

196. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и Среда (природа пространство - архитектура): Интегрированная программа полихудожественного развития (1-11 классы). -М.: Магистр, 1995. - 73 с.

197. Самборенко Л.Ф. Проблема классификации педагогических умений в психолого-педагогических исследованиях // Подготовка студентов педагогического вуза в условиях моноуровневого образования: Сборник научных статей. Мурманск: МГТ1И, 1999 - С. 40-49.

198. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дне. .канд. пед. наук. М., 1979.- 16 с.

199. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -158с.

200. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.-381 с.

201. Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. 1991, № 1. - С. 58-59.

202. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя воспитателя. - Ярославль, 1976. - 86 с.

203. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

204. Сухова Т.И. Полихудожественное литературно-речевое развитие школьников (1-11 классы): Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. М.: АПН НИИ ХВ, 1994. -55 с.

205. Схиртладзе А.Г. Программа «Мир искусства». М.: МИРОС, 1996. - 32с.

206. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. - 344 с.

207. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника // Избранные произведения. В 5-ти т. Киев: Радянська школа, 1979. - Т.1. - 685 с.

208. Тараскина Г.С. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусств и культуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1997- 19 с.

209. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

210. Тельчарова Р. А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. 156 с.

211. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.

212. Трудков A.M. Профессионально-педагогическая подготовка музыкального руководителя в классе баяна (в условиях дифференцированного обучения на факультете дошкольного воспитания): Дисс. .канд.пед.наук. Мурманск, 1997. - 144 с.

213. Толстой JI.H. Что такое искусство? // Собр. Соч. В 20 т. - М.: Художественная литература, 1983. - Т.15. - С. 41-221.

214. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. - 444 с.

215. Торопов В.Н. Миф. Ритуал. Символ.: Исследования в области мифопо-этического: Избранное. М.: Прогресс. Культура. Б.г., 1995. - 621 с.

216. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. -584 с.

217. Филоновская Т.А. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П.Ф.Каптерева: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Владимир, 1996. - 18 с.

218. Флоренский П.А. Христианство и культура // Московская Патриархия. -1983, №4. С. 52-57.

219. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // «Маковец»: журнал искусств». 1922, № 1. - С. 28-32.

220. Франкл В.В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. Д.А.Леонтьева; Сост., общ. ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева: Вступ. ст. Д.А.Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

221. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблема изучения и управления. М.: Наука, 1986. - 235 с.

222. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия на личность). М.: Знание, 1982. - 110 с.

223. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 558 с.

224. Фуртаева Т.В. Теоретические и практические предпосылки комплексного преподавания искусств в средней школе: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1996.-23 с.

225. Художественная культура: понятия, термины / Сост. Л.Н.Дорогова. М.: Знание, 1978. - 206 с.

226. Циолковский К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии. 1992. - № 6.-С. 148-154.

227. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. -288 с.

228. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности развития / В.П.Рачков, Г.А.Новичкова, Е.Н.Федина; Отв. ред. П.С.Гуревич: РАН Ин-т философии. М., 1998. - 193 с.

229. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Наука, 1973. - 132 с.

230. Чурбанов В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М.: Педагогика, 1981. - 152 с.

231. Шахдинарова М.В. Комплексное использование искусств как условие повышения эффективности эстетического воспитания старшеклассников: Дисс. канд. пед наук. Тбилиси, 1985. - С. 95.

232. Шацкая В.Н. Музыкальная работа колонии «Бодрая жизнь» // На путях к новой школе. 1927, № 1. - С. 53-64.

233. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М.: АПН РСФСР, 1969. - 168 е.

234. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 304 е.; Т. 2. - 414 с.

235. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. Киев: Радянська школа, 1985. - 144 с.

236. Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1997- 19 с.

237. Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. 1999, № 4. - С. 6-8.

238. Шлыкова И.А. Взаимодействие искусств как фактор формирования чувств школьников 7-9 классов на занятиях литературой: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1995. - 17 с.

239. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. - 266 с.

240. Щетинин М.П. Объятие необъятного: Записки педагога. М.: Педагогика, 1996.- 171 с.

241. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

242. Щукина Г.И. Социально-педагогические приоритеты современности // Педагогика. -1991, № 1. С. 50-54.

243. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса М.: Творческая педагогика, 1993. - 111 с.

244. Эргашев Р.Н. Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности: Автореферат дисс. . канд.пед.наук. -М., 1992.- 15 с.

245. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников : Дисс. докт. пед.наук М., 1984. - 378 с.

246. Юсов Б.П. Эстетическое развитие как интегрированный фактор духовного формирования личности // Комплексное полихудожественное развитие школьников. Вып. 3. - М.: РАО, 1994. - С. 8-27.

247. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. М.: Музыка, 1964. -670с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.