Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Посельская, Наталья Семеновна

  • Посельская, Наталья Семеновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 230
Посельская, Наталья Семеновна. Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 2010. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Посельская, Наталья Семеновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

1.1. Сущность понятия «классический танец»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты.

1.2. Историко-педагогические предпосылки становления и развития школы классического танца.

1.3. Этапы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия). ^

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

2.1. Внедрение модели обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ.

2.2. Применение активных форм и методов обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ. ^

2.3. Диагностика сформированное™ знаний, умений, навыков по классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ. ^^

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия)»

Актуальность исследования. Целью современного образования является подготовка широко образованного, эрудированного, профессионально компетентного, интеллигентного гражданина, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. В последние годы наблюдается принижение и недооценка роли ценностей искусства в жизни и деятельности человека, неотъемлемым видом которого является классический танец. В нем содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие их облика (эпох, этносов, традиций, идеалов и др.). Грамотное и результативное осуществление обучения классическому танцу требует глубокого анализа предыдущего опыта и продуманного проектирования учебно-воспитательного процесса.

Н.К. Крупская, автор первой историко-педагогической монографии «Народное образование и демократия» (1915г.), придавала огромное значение истории педагогики и отмечала необходимость глубокого изучения богатейшего опыта истории, всего человеческого опыта в области преподавания. Такие выдающиеся деятели отечественной педагогики как, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др. отмечали необходимость использования богатой сокровищницы педагогического наследия народа.

Теоретическим и практическим аспектам обучения классическому танцу посвящены работы Н.П. Базаровой, Л.Д. Блок, А.Г. Богуславской, А.Я. Вагановой, В.В. Ванслова, М.В. Васильевой-Рождественской, М.Я. Жорницкой, B.C. Костровицкой, В.М.Красовской, И.В. Македонской, А.В. Никифоровой, Г.Н. Прибылова, В.В. Ромма, Н.Н. Серебрянникова, Н.И. Тарасова и др. Идеи психолого-педагогического сопровождения подготовки кадров по хореографическому образованию отражены в исследованиях Л.В.Блинова, М.К. Леоновой, Н.С. Посельской, А.В. Фомкина и др. Вопросы медико-психологического сопровождения хореографического образования раскрыты в трудах Е.Е. Егоровой, П.Г. Петровой, Е.Н. Тролуковой и др.

В настоящее время специфика проблема обеспечения качества профессионального образования достаточно хорошо изучена в контексте учебных занятий студентов (И. А. Колесников, В.В. Краевский, Н.А. Морева, В.А. Сластенин и др.). Различные аспекты истории развития образования в Республике Саха (Якутия) изучали С.Н. Архипова, В.Ф. Афанасьев, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, А.Е. Захаров, Н.Д. Неустроев, Н.В. Оконешниковой, П.И. Шадрина и др. М.Я. Жорницкая, И.М. Максимова, Л.И. Меюордянов, А.В. Посельская, А.Ф. Лукина, И.Д.Христофоров и др. раскрыли его закономерности, которые обуславливают уникальность, особую душевную чистоту, самобытность танцевального искусства в суровых климатического условиях Севера и значимы для реконструкции хореографического искусства и образования.

Данные социологических опросов доказывают, что танец занимает одно из ведущих мест в сфере интересов современной молодежи. Однако выявлено, что предпочтение отдается современному течению танцевального искусства. В связи с этим необходимо актуализировать историческое наследие в области хореографического образования и эстетического воспитания, заключенного в архивных материалах, программных документах, методических пособиях, опыте учителей, школ классического танца.

Актуальность исследования связана с необходимостью изучения истории общего хореографического образования отдельных регионов, краев, областей, республик, без которых невозможно воссоздания целостной панорамы истории хореографического образования в России. История становления и развития школы классического танца отдельного региона является частью хореографического образования России, а также мирового хореографического образования в целом.

Регионализация образования предполагает учет национальных и региональных особенностей при подготовке специалистов, которые должны хорошо знать историю развития хореографического искусства. Проводимые среди учителей классического танца, опросы выявляют отсутствие у них знаний по истории педагогики и теории хореографического образования своего региона. Во многих российских регионах имеются оригинальные, заслуживающие пристального внимания, историко-архивные данные, связанные с разнообразными формами и методами хореографического образования отдельных специализированных учреждениях, с педагогической деятельностью выдающихся педагогов-хореографов региона, которые недостаточно исследованы и не используются в практике подготовки будущих артистов балета.

Сказанное стало основанием для выявления следующих противоречий, актуализирующих проблему становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия), между: потребностью историко-педагогической науки на современном этапе в обобщении и расширении знаний, позволяющих проследить тенденции развития образования и отсутствием целостного историко-педагогического исследования регионов; накопленным богатым историческим опытом использования форм и средств обучения классическому тащу подрастающего поколения и отсутствием целостного осмысления, концептуальной системы подготовки будущих артистов балета; значимостью педагогических условий развития и становления школы классического танца и недостаточной разработанностью их содержательных и технологических аспектов, отсутствием модели обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ.

Таким образом, необходимость разрешения данных противоречий обусловила выбор темы исследования «Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия»)».

Цель исследования: изучить становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия), его генезис, самобытность, историко-педагогические предпосылки.

Объект исследования: историко-педагогический процесс становления и развития школы классического танца.

Предмет исследования: основные тенденции и закономерности становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия).

Гипотеза исследования: процесс становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия) может быть успешным, если:

- обосновать сущность, тенденции, закономерности, этапы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия);

- разработать и внедрить технологию обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ, построенную на принципах природосообразности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, культуросообразности, наглядности, кинетичности, эстетизации; включающую три компонента: подготовительный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный;

- использовать активные средства и формы обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ с включением в ее содержание всех видов техники исполнения движений классического танца; разработать критерии, показатели и уровни развития их физических данных, психомоторных способностей; организовать тесную взаимосвязь учителей, педагогов-репетиторов, балетмейстеров, родителей, творческих организаций, деятелей смежных искусств, направленную на формирование целостного представления о морально-нравственных ориентирах и традициях всемирного наследия классического танца, осознание ценности сценической деятельности; проследить индивидуальную траекторию их ранней профессионализации, адаптации, самореализации.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования решались задачи исследования:

1. Выявить и проанализировать историко-педагогические предпосылки, генезис становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия).

2. Проанализировать тенденции развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия), раскрыть его закономерности и этапы.

3. Определить критерии и уровни сформированности знаний, умений, навыков по классическому танцу у учащихся и студентов хореографических училищ.

4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ.

5. Разработать научно-практические рекомендации по развитию школы классического танца в Республике Саха (Якутия).

Методологической основой исследования являются совокупность философских, медицинских, психолого-педагогических положений о единстве исторического и логического; взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания; диалектике общего, особенного и единичного; значении искусства в формировании личности, раскрывающих концептуальные подходы к изучению истории образования.

Теоретической основой являются исследования являются философские концепции о роли танца в развитии личности (Аристотель, Платон, Сократ, Ф. Бекон, Ф.Ницше, А. Шопенгауэр и др.); общедидактические теории, утвердившиеся в современной российской педагогике (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.А. Кирсанов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); современные походы к историко-педагогическим исследованиям (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Лузина, Ю.С. Мануйова, Е.В. Николаев и др.); теории образовательного пространства (В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, НЛ. Селиванова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, и др.); идеи личностно-ориентированного обучения и воспитания (В.А. Беликов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, и др.); концепции гуманизма и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Г.В. Мухаметзянов,

З.Г. Нигматов, Л.И. Новикова Я.А.Коменский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Е.Н. Шиянов, и др.); теории профессионального обучения классическому танцу (А.Я. Ваганова, В.В. Ванслов, Р.В. Захаров,

A.В. Луначарский, Ж.Ж. Новерр, Ю.И. Слонимский, К.С. Станиславский, Н.И. Тарасов, Э. Чеккетти); теории искусства как эстетически духовной деятельности людей (С.Д. Безклубенко, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, М.С. Каган,

B.И. Костин, B.C. Никифорова и др.); теории психологии балета (Н.В. Соковикова, С.И. Хохлов); теории о влиянии природно-климатических условий на жизнедеятельность человека (М.К. Гаврилова, И.И. Жирков, Г.Н. Максимов, Д.Д. Саввинов и др.); теории по истории и этнографии народа саха (А.Н. Алексеев, А.И. Гоголев, Л.Н. Гумилев, Г.В. Ксенофонтов, А.Е.Кулаковский, П.А.Ойунский, А.П. Окладников, В.Л. Серошевский и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания личности (В.Ф. Афанасьев, Р.И. Бравина, У.А. Винокурова, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев и др.); теории физического развития и здоровья человека в различных климатогеографических и экстремальных условиях (Г.Г. Автандилов, Н.А. Агаджанян, Т.И. Алексеева, Ю.М. Винокуров, К.Г. Башарин, П.Г. Петрова, М.А. Тырылгин, Г.С. Угаров, Н.К. Шамаев и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, медицинской, психолого-педагогической литературы; изучение документов Центрального государственного архива Республики Саха (Якутия), изучение классического танца реально складывающегося опыта становления школы классического танца через наблюдение, беседу, опрос, тестирование, анкетирование учащихся, студентов и преподавателей; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ антропометрических данных и медико-биологических показателей учащихся и студентов; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- впервые комплексно систематизированы педагогические проблемы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия);

- выявлены историко-педагогические предпосылки, закономерности и особенности поэтапного становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия);

- сконструирована модель обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ, построенная на основе культурологического, этнопедагогического, личностно-ориентированного, антропометрического, гуманистического, системного, личностно-деятельностного, кинетического, индивидуально-творческого, социально-педагогического подходов и на принципах природосообразности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, культуросообразности, наглядности, кинетичности, эстетизации; включающая три компонента: подготовительный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный;

- определены критерии, показатели и уровни сформированное™ знаний, умений и навыков учащихся и студентов по классическому танцу;

- разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия).

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научных подходов к изучению истории становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия); концептуальных основ теоретической модели, раскрывающей методологические положения, педагогические пути и средства обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ, авторская программа подготовки будущих артистов балета, разработанный диагностический материал, методические рекомендации могут быть использованы в историко-педагогических исследованиях, инновационных поисках его технологий; при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, специалистов хореографического искусства.

Достоверность результатов исследования подтверждается: методологической обоснованностью исходных положений работы; использованием методов, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных; количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на научно-практических конференциях: «Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока» в рамках Федеральной программы «Культура России»» (Якутск, 2003г.); «Гений Петипа» (Якутск, 2005г.); «Актуальные вопросы здоровья, питания и физического развития учащихся хореографических училищ» (Якутск, 2008г.); «Профессиональное хореографическое образование: опорно-двигательный аппарат» (Якутск, 2009г.); республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях хореографического искусства (в Греции, Казахстане, КНР, Кыргызстане, США, Франции, Японии), педагогических чтениях (1997 -2010гг.).

Базой исследования явилось ГОУ СПО «Якутское хореографическое училище имени А.В. Посельской». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 416 учащихся и студентов, 47 преподавателей.

Исследование проводилось поэтапно с 2001 по 2010 гг.

1 этап (2001-2002 гг.) - поисково-теоретический. Изучение научной литературы, архивных материалов по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования. Организация констатирующего эксперимента.

2 этап (2003 - 2008 гг.) - опытно-экспериментальный. Осуществление формирующего эксперимента, в процессе которого уточнялись этапы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия), определялась эффективность подходов, принципов, форм и методов обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографического училища.

3 этап (2009 - 2010 гг.) - обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Классический танец - основа, высшая форма хореографии, гармонично сочетающая в себе движения с музыкой, драматургией, изобразительным искусством. Процесс становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия) протекал не изолированно от других регионов и России в целом, вместе с тем обусловлен закономерностями, историческими и педагогическими предпосылками ее возникновения; имеет этапы: 1 этап -с 1920 г. по 1930-х г.; 2 этап - с 1930-х г. до середины 1950-х г.; 3 этап -с середины 1950-х г. до второй половины 1980-х г.; 4 этап - с 1990 г. до настоящего времени.

2. Технология обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ строится на основе культурологического, этнопедагогического, личностно-ориентированного, антропометрического, гуманистического, системного, личностно-деятельностного, кинетического, индивидуально-творческого, социально-педагогического подходов и на принципах природосообразности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, культуросообразности, наглядности, кинетичности, эстетизации; включает три компонента: подготовительный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный, обеспечивающих их профессиональное становление.

3. Эффективность протекания процесса обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ обеспечивают следующие педагогические условия: создание творческой, воспитательной среды с включением в ее содержание всех видов техники исполнения движений классического танца; применение активных средств, форм и методов обучения классическому танцу; разработка критериев, показателей и уровней развития их физических данных, психомоторных способностей; организация тесной взаимосвязи учителей, педагогов-репетиторов, балетмейстеров, родителей, творческих организаций, деятелей смежных видов искусства, направленной на формирование целостного представления о морально-нравственных ориентирах и традициях всемирного наследия классического танца, осознание ценности сценической деятельности; прослеживание индивидуальной траектории их равней профессионализации, адаптации, самореализации.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Посельская, Наталья Семеновна

Выводы по второй главе

Во второй главе «Педагогические условия обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ» описана практическая реализация комплекса педагогических условий, функций, принципов и походов, позливших повысить качество подготовки будущих артистов балета, показатели их знаний, умений, навыков по классическому танцу, представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Педагогическими условиями обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ являются следующие условия: создание творческой, воспитательной среды с включением в ее содержание всех видов техники исполнения движений классического танца; применение активных средств, форм и методов обучения классическому танцу; разработка критериев, показателей и уровней развития их физических данных, психомоторных способностей; организация тесной взаимосвязи учителей, педагогов-репетиторов, балетмейстеров-постановщиков, родителей, творческих организаций, деятелей смежных искусств, направленной на формирование целостного представления о морально-нравственных ориентирах и традициях всемирного наследия классического танца, осознание ценности сценической деятельности; прослеживание индивидуальной траектории их ранней профессионализации, адаптации, самореализации. На формирующем опытно-экспериментальной работы нами проведены следующие формы обучения, воспитания учащихся и студентов: деловые игры, дискуссии, конференции, уроки творчества, интегративные уроки, КВН, тренинговые занятия, творческие отчеты, дебюты, мастер-классы, конкурсы, фестивали и др. Также нами применен комплекс активных методов обучения: упражнения, метод анализа (решения) педагогических задач, эвристическая беседа, метод ТРИЗ, метод эвристических вопросов, мозговой штурм, метод кинетики, ролевая игра и др.

Контрольный этап исследования выявил положительную динамику сформированности их знаний, умений, навыков по классическому танцу и показал эффективность разработанных нами педагогических условий обучения классическому танцу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историко-педагогический анализ становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия), итоги проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют сформулировать следующие выводы:

1. К изучению становления и развития школы классического танца обращено внимание философов, историков, педагогов, психологов, медицинских работников, общества, в целом, как в прошлом, так и в наши дни. Раскрытие исторического процесса становления и развития школы классического танца во взаимосвязи с современным состоянием практики, влияния исторических фактов на дальнейшую разработку теоретических положений и идей в реалиях педагогической действительности нами обосновано в логической последовательности в контексте объективно-развивающегося процесса, отображаемого путем прослеживания основных его этапов, анализа и сравнения его результатов. Классический танец - основа, высшая форма хореографии, гармонично сочетающая в себе движения музыкой, драматургией, с изобразительным искусством,

2. В ходе историко-педагогического анализа нами уточнены этапы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутии): 1 этап - с 1920 г. по 1930-х г.; 2 этап - с 1930-х г. до середины 1950-х г.; 3 этап - с середины 1950-х г. до второй половины 1980-х г.; 4 этап -с 1990 г. до настоящего времени, аккумулировав наиболее ценные с научной точки зрения идеи, накопленные эмпирические и теоретические знания.

3. Технология обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ строится на основе культурологического, этнопедагогического, личностно-ориентированного, антропометрического, гуманистического, системного, личностно-деятельностного, кинетического, индивидуально-творческого, социально-педагогического подходов и на принципах природосообразности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, культуросообразности, наглядности, кинетичности, эстетизации; включает три компонента: подготовительный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный, обеспечивающих их профессиональное становление.

4. Эффективность протекания процесса обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ обеспечивают следующие условия: создание творческой, воспитательной среды с включением в ее содержание всех видов техники исполнения движений классического танца; применение активных средств, форм и методов обучения классическому танцу; разработка критериев, показателей и уровней развития их физических данных, психомоторных способностей; организация тесной взаимосвязи учителей, педагогов-репетиторов, балетмейстеров-постановщиков, родителей, творческих организаций, деятелей искусства, направленной на формирование целостного представления о морально-нравственных ориентирах и традициях всемирного наследия классического танца, осознание ценности сценической деятельности; прослеживание индивидуальной траектории их ранней профессионализации, адаптации, самореализации.

5. Выделенные критерии, показатели и уровни позволяют проследить позитивную динамику развития физических данных (выворотность ног, большой танцевальный шаг, подъем, гибкость корпуса, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, апломб, вращение, сила и выносливость), психомоторных способностей учащихся и студентов (координация движений, вкус исполнения движений, музыкальность, чувство ритма).

6. Разработанные нами методические рекомендации по обучению классическому танцу учащихся и студентов, включающие диагностические методики могут быть использованы учителями, педагогами дополнительного образования, студентами и преподавателями хореографических училищ, а также в системе повышения квалификации педагогов и переподготовки специалистов хореографического искусства.

7. Создание прогностической модели обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ предполагает развитие школы классического танца и предопределяет перспективы дальнейшего всестороннего историко-педагогического исследования с целью совершенствования развития школы классического танца в регионах и России.

Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, наше исследование может послужить основой для дальнейших изысканий, творческих поисков в области разработки научных основ обучения классическому танцу учащихся и студентов. Дальнейшего изучения требуют вопросы, касающиеся обновления содержания и технологии обучения классическому танцу учащихся и студентов; введения в учебные планы хореографических училищ и колледжей спецкурса по подготовке будущих артистов балета; выявления закономерностей, способов обучения классическому танцу с учетом национально-региональных особенностей, что определяет перспективность нашего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Посельская, Наталья Семеновна, 2010 год

1.Ф. Влияние усиленной физической нагрузки на формирование сводов стопы у спортсменок 5-15 лет / Н.Ф. Аверьянова- Языкова // Новости спорт и мед. антропологии. 1990. - № 2. - С. 64-65.

2. Автандилов, Г.Г. Медицинская морфометрия / Г.Г. Автандилов.- М.: Медицина, 1990.-382 с.

3. Авцын, А.П. Циркумполярный гипоксический синдром / А.П. Авцын, А.Г. Марычев, JI.H. Матвеев // Тез. докл. П Всесоюзной конференции по адаптации человека к различным климатическим и производственным условиям. Новосибирск, 1978. - С. 21-23.

4. Агаджанян, Н.А. Человек в условиях Севера / Н.А. Агаджанян, П.Г. Петрова-М.: Крук, 1996.-208 с.

5. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 212 с.

6. Акимова, А.Н. Развитие костного таза у девочек коренной национальности / А.Н. Акимова, Е.Н. Тролукова // Молодежь и наука PC (Я): тез. докл. науч. практ. конф. молодых ученых и специалистов. -Якутск, 1996.-С. 138.

7. Александрова, Л.В. Состояние здоровья детского населения г. Якутска / Л.В. Александрова, А.А. Наумова // Материалы респ. науч.- практ. конф. МИЯГУ. -Якутск, 1996.-С.21.

8. Алексеев, А.Н. Происхождение якутского народа (по новым археологическим материалам) / А.Н. Алексеев // Ученые записки. Серия: Гуманитарные науки. Якутск, 1994. - 131-154 с.

9. Алексеева, Т.И. Географическая среда и биология человека / Т.И. Алексеева. М.: Мысль, 1977. - 247 с.

10. Альберт, Г.Г. Александр Пушкин. Школа классического танца / Г.Г. Альберт. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996 - 255 с.

11. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса

12. Ш.А. Амонашвили.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1988.-80 с.

13. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под рук. А А Бодалева, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-230 е.; Т.2.-287 с.

14. Аргунов, И.А. Социальное развитие якутского народа / И.А. Аргунов.- Новосибирск: Наука, 1985. 320 с.

15. Афанасьев,В.Ф. Классики педагогики о народной педагогике / В.Ф.Афанасьев // Из истоков народной педагогики якутов: Материалы науч.-прак. конф. в Оросу Июнь 1990 / Под ред. П.П. Борисова и др.. Якутск.: РИО Госкомпечати ЯАССР, 1992. - С.14-17.

16. Афанасьев, В.Ф. Народное образование в Якутии за 50 лет / В.Ф. Афанасьев. Якутск.: Якут. кн. изд-во, 1968. - 28 с.

17. Афанасьев, В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / В.Ф. Афанасьев. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1966. - 344 с.

18. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский.- М., 1988. 343 с.

19. Баднин, И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета / И.А. Баднин.- М.: Медицина, 1987.-204 с.

20. Базарова, Н.П. Азбука классического танца / Н.П. Базарова, В.П. Мей- Л.: Искусство, 1983. 206 с.

21. Балакирева, М.В. Физическая подготовленность школьников залог здорового образа жизни подрастающего поколения / М.В. Балакирева, И.В. Ермакова, Т.В. Малязина, О.П. Лебедева // Новости спорт, и мед. антропологии.-1991. -№3.- 60 с.

22. Балет // Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. - 624 с.

23. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. А. Александрова Санкт-Петербург и др.: Лань [и др.], 2008.-414 с.

24. Бахрушин, С.В. Исторические судьбы Якутии / С.В. Бахрушин. Л.: Изд-во АН СССР, 1927.-344 с.

25. Бахрушин, Ю. А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин.- М.: Просвещение, 1977. 288 с.

26. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин.- М.: Искусство, 1986. 195 с.

27. Башарин, Г.П. История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVIII -XX в.в.) / Г.П. Башарин. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 428 с.

28. Башкиров, П.Н. К вопросу роста и возрастно-половой дифференцировки детей и подростков / П.Н. Башкиров // Арх. анатомии, гистологии и эмбриологии. -1967. -№11.-С. 102-141.

29. Башкиров, П.Н. Учение о физическом развитии человека / П.Н. Башкиров. -М.: Медицина, 1962. 340 с.

30. Безклубенко, С. Д. Символизм как миропонимание / С.Д. Безклубенко. -М.: Политиздат, 1982. 166 с.

31. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. -М.: Наука, 1990.-392 с.

32. Битюцская, JI.A. Физическое развитие юных гимнасток / JI.A. Битюцская, М.П. Шиповская, И. А. Алексеева // Новости спорт, и мед. антропологии. 1991.- № 5. -С.78.

33. Блазис, К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные театры / К. Блазис. СПб.: Лань, Планета Музыки, 2008. - 352 с.

34. Блок, Л.Д. Классический танец: История и современность / Л.Д. Блок.- М.: Искусство, 1987. 556 с.

35. Богуславская, А.Г. Народно-сценический танец / А.Г. Богуславская.- М.: МГАХ, 2005. Ч. 3,- 208 с.

36. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманных теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич.- М. Ростов н/Д.: Учитель, 1999. - 563 с.

37. Борев, Ю. Б. Эстетика: в 2 т. 5-е изд. доп. / Ю.Б. Борев. - Смоленск: Русич, 1997.-Т. 1.-576 с.

38. Бочарникова, Э.В. Тем, кто любит балет / Э.В. Бочарникова. М.: Русский язык, 1988.-248 с.

39. Бугаев, Н.И. Школа: между прошлым, настоящим и будущим: Сб. стат. / Н.И. Бугаев. Якутск: Изд-во СГПА, 2005. - 96 с.

40. Бунак, В.В. Опыт типологии пропорций тела и стандартизации главных антропометрических размеров / В.В. Бунак // Ученые записки МГУ. -М.: 1937.-Вып. 10.-С.7-15.

41. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. 7-е изд. / А.Я. Ваганова. -СПб.: Лань, 1982.-192 с.

42. Ванслов, В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В.В. Ванслов. М.: Искусство, 1970. - 303 с.

43. Ванслов, В.В. О музыке и о балете / В.В. Ванслов. М.: Памятники исторической мысли, 2007. - 332 с.

44. Ванслов, В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории / В.В. Ванслов. М.: Изобр. Искусство, 1983. - 439 с.

45. Васильева, Т.И. Тем, кто хочет учиться балету / Т.И. Васильева. М.: ГИТИС, 1994. -160 с.

46. Васильева-Рождественская, М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. 2-е изд. / М.В. Васильева-Рождесгвенская. - М: Искусство,1987. - 382 с.

47. Винокуров, Ю.М. К сравнительному анализу физического развития школьников Якутии / Ю.М. Винокуров // Медико-географические проблемы Якутии: Сб.ст. Якутск, 1974. -4.2. - С.104-105.

48. Винокурова, У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации / У.А Винокурова// Отв. ред. Е.С. Кузьмин. Новосибирск: Наука, 1992. - 141с.

49. Властовский, В.Г. Сравнительный анализ особенностей роста и соматического развития якутских и русских детей 8-18 лет / В.Г. Властовский // Вопросы антропологии. 1984. -Вып. 73. - С. 25 - 38.

50. Волков, Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. - 334 с.

51. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. М.: Академия, 1995. -167 с.

52. Волынский, А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца / А.Л. Волынский. СПб.: Лань, 2008. - 352 с.

53. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для учителя / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 91 с.

54. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1991. 479 с.

55. Гаврилова, М.К. Климат Центральной Якутии / М.К. Гаврилова. -Якутск: Якут. Кн. изд-во, 1973. 120 с.

56. Гаврилова, М.К. Климаты холодных регионов Земли / М.К. Гаврилова.- Якутск: Изд-во СО РАН, 1998. 206 с.

57. Гаевский, В.М. Дом Петипа / В.М. Гаевский. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. - 432 с.

58. Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: (Прогност. гипотеза образоват. триумфа) / Б.С. Гершунский. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1997.- 117 с.

59. Гоголев, А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры) / А.И. Гоголев. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.

60. Головнева, Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920 1985)/НИ. Головнева. -Новосибирск: Наука, 1994.-384 с.

61. Гохман, И.А. Антропологическая характеристика черепов из неолитических погребений у речки Диринг-Юрях / И.А. Гохман, Л.Ф. Томтосова // Археологические и этнографические исследования в Восточной Сибири. Итоги и перспективы. Иркутск, 1986. - С. 90-91.

62. Грант, Г. Практический словарь классического балета / Г. Грант.- М.: ГИТИС. МГАХ, 2009. 136 с.

63. Григорович, Ю.Н. Традиции и новаторство / Ю.Н. Григорович // Музыка и хореография современного балета: сб. статей. Л.: Музыка, 1974. - 296 с.

64. Григорьева, А.А. Введение в педагогическую профессию: Учеб.- метод.комгшекс / АА. Григорьева -Якутск Изд-во ИГО МО PC (Я), 2001112 с.

65. Громов, Ю.И. Мужской танец в петербургской балетной школе: Педагогическое наследие В .И. Пономарева / Ю.И. Громов, В. А. Звездочкин, С.С. Карлан. СПб.:СПбГУП, 2004. - 124 с.

66. Гумилев, JI.H. Древние тюрки / JI.H. Гумилев. М.: ACT, 2004. - 576 с.

67. Гурвич, И.С. Этническая история северо-востока Сибири / И.С. Гурвич. -М.: Наука, 1966. -269 с.

68. Гусев, П.А. Главное направление современность / П.А. Гусев //Музыка и хореография современного балета: сб. ст. - Л.: Музыка, 1974.-296 с.

69. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования: учеб. пособие / Э.Н. Гусинский. М.: Логос, 2000. - 222 с.

70. Данилов, Д.А. Организационно-педагогические основы развития всеобщего среднего образования в автономных республиках Сибири: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Д. А. Данилов. Киев, 1986. - 46 с.

71. Данилов, Д.А. Основы управления педагогическими системами: учеб. -метод, комплекс / ДА Данилов-Якутск: Изд-во ИГО МО PC (Я), 2001. -72 с.

72. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. М.: Учпедгиз,1956. - 374 с.

73. Додонова, Л.П. Индивидуально-типологические особенности организма детей и развитие двигательных качеств / Л.П. Додонова, А.Г. Щедрина // Новости спорт, и мед. антропологии. 1990. - Вып. 1. - С. 147-148.

74. Жданова, А.Г. Морфофункциональные критерии адаптации к спортивной тренировке и спортивный отбор / А.Г. Жданова // Новости спорт, и мед. антропологии. 1991-Вып. 1.(5) - С. 29.

75. Жирков, И.И. География Якутии / И.И. Жирков, К.И. Жирков, Г.Н. Максимов. Якутск: Изд-во «Бичик», 2000. - 237 с.

76. Жорницкая, МЯ. Народные танцы Якутии /МЯ. Жорницкая. -М.: 1966. -167 с.

77. Жорницкая, М.Я. Северные танцы / М.Я. Жорницкая. М.: Советский композитор, 1970.-203 с.

78. Жорницкая, М.Я. Танцы земли якутской / М.Я. Жорницкая. //Полярная звезда, 1965. № 5,- С. 21-25.

79. Жорницкая, М.Я. Якутские танцы / М.Я. Жорницкая. -Якутск, 1956.-145 с.

80. Захаров, Р.В. Записки балетмейстера / Р.В. Захаров. -М: Искусство, 1976. 351 с.

81. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека / М.Ф. Иваницкий. М.: Олимпия, 2008. - 624 с.

82. Иванов, П.М. Техногенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья населения на Севере / П.М. Иванов, Д.Г. Тихонов, Д.Е. Степанов // Вопр. клинической медицины и региональной патологии на Севере. Якутск, 1996. - С.73-74.

83. История музыки народов СССР //Советский композитор МД972. - Т.З. - 542 с.

84. История педагогики: учеб. пособие для пед.ин-тов / под ред. академика РАО Н.Д. Никандрова.- М.: Гардарики, 2007. 413 с.

85. Каган, М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе:науч. тр. / М.С. Каган Л.: изд-во ЛГУ, 1989. - С. 3-12.

86. Каган, М.С. Философия культуры/МС.Каган,-СПб.: Петрополис, 1996.-128с.

87. Кант, И. Трактаты / И. Кант. М.: Наука, 2006.- 552 с.

88. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант. М.: Наука, 2007. - 528 с.

89. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Наука, 2008. - 608 с.

90. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. М.: Таланты - XXI век, 2004. - 457 с.

91. Классический танец // Программа для хореографических училищ по специальности. -СПб.: Академия Русского балета им. АЛ. Вагановой, 2001. -20 с.

92. Клюева, А.С. Взаимодействие и синтез искусств в педагогическом процессе / А.С. Клюева, В А Щекалова, НА Яковлева Л.: Просвещение, 1989. - 286 с.

93. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-391 с.

94. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова.

95. М.: Академия, 2007- 336 с.

96. Комеиский, Я.А. Избранные произведения /Я.А. Коменский.- М .: Амонашвили, 1996. 221 с.

97. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон.- М.: Просвещение, 1989. 235 с.

98. Костровицкая, B.C. Школа классического танца / B.C. Костровицкая.- JI.: Искусство, 1968. 262 с.

99. Котельникова, ЕГ. Биомеханика хореографических упражнений / ЕГ. Котельникова // Учебное пособие. -JL: ЛГИК, 1980.-95 с.

100. Кочеткова, Н.И. Динамика компонентов массы тела высококвалифицированных конькобежцев как показатель адаптации к тренировочным нагрузкам / Н.И. Кочеткова // Новости спорт, и мед. антропологии. 1991. - Вып.5. - С. 35-36.

101. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. М: Академия, 2006. - 400 с.

102. Красовская, В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова / В.М. Красовская.- Л.: Искусство, 1989. 223 с.

103. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Эпоха Новерра / В.М. Красовская. Л.: Искусство, 1981. - 286 с.

104. Красовская, В.М. История русского балета / В.М. Красовская. -Л.: Искусство, 1978.-231 с.

105. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы / В.М. Красовская. Л.: Искусство, 1971. - 528 с.

106. Красовская, В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века / В.М. Красовская. Л.: Искусство, 1963. - 552 с.

107. Кремшевская, Г.Д. Наталия Дудинская / Г.Д. Кремшевская. -Л.: Искусство, 1964. 144 с.

108. Кривошапко, Г.М. Музыкальная культура якутского народа / Г.М. Кривошапко. Якутск: Книжное изд-во, 1982. - 184 с.

109. Ксенофонтов, Г.В. Уранхай сахалар (очерки о древней истории Якутии)

110. Г.В. Ксенофонтов. Якутск: Нац. изд-во PC (Я), 1992. - 440 с.

111. Культура Республики Саха (Якутия): люди, факты, события (1953 2003) / Под ред. О.А. Чермышенцев. - Якутск: Министерство культуры и духовного развития PC (Я), 2004. - 144 с.

112. Культурология. Хрестоматия / Под ред. П.С. Гуревича. М.: Гардарики, 2000. - 592 с.

113. Куриленко, Е.Н. Понятие жанра современного балета / Е.Н. Куриленко //Музыка и хореография современного балета-М.: Музыка, 1982. -№ 7 С. 87-104.

114. Лебедева, Г.Д. Балет: семантика и архитектоника / Г.Д.Лебедева.- СПб.: Лань; Планета Музыки, 2007. 160 с.

115. Левинсон, А.Я. Старый и новый балет: мастера балета / А.Я. Левинсон.- СПб.: Лань; Планета Музыки, 2008. 560 с.

116. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Третий всероссийский съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов / В.И. Ленин.- Л.,1950. №4,- С. 436 - 532.

117. Леонова, М.К. Из истории Московской балетной школы (1945 1970) / М.К. Леонова. - М.: МГАХ, 2008. - 216 с.

118. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев.- М.: МГУ, 1975.-304 с.

119. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка / Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983.-Т.1.-391 с.

120. Лессинг, Г.Э. Книга сочинителя / Г.Э. Лессинг М.: Амфора, 2008. - 320 с.

121. Лихачев, Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев.- Самара: Издательство СИУ, 1998. 200 с.

122. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие для пед. институтов / Б.Т.Лихачев. М: Просвещение, 1985. -176 с.

123. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т.Лихачев. М., 1972.-78 с.

124. Лукин, Ю.А. Искусство как форма общественного сознания

125. ЮЛ. Лукин. М.: Высш. школа, 1969. - 95 с.

126. Лукина, А.Г. Парение духа. Алексей Попов и якутский балет / А.Г. Лукина. Якутск: Бичик, 2001. - 144 с.

127. Луначарский, А.В. Художественное воспитание в школе / А.В.Луначарский // Большая советская энциклопедия. М., 1934. -Т. 6.-С. 256-258.

128. Лясковская, Т.П. Воспитание эстетического вкуса подростков средствами театрального искусства: дисс. .канд. пед. наук.: 13.00.01 / Т. П. Лясковская. Челябинск, 2004 . - 183 с.

129. Макаренко, А.С. О воспитании / АС. Макаренко.-М.: Политиздат, 1988.-256 с.

130. Макаренко, А.С. Собрание сочинений /АС. Макаренко. -М, 1957. -Т.5. -С. 219.

131. Макаров, С.В.Динамика параметров скелетной мышцы при систематических физических нагрузках до первого пика работоспособности / С.В. Макаров // Новости спорт, и мед. антропологии. -1991.-Вып. 1.(5). С.39.

132. Македонская, И.В. Размышления о драматическом искусстве в классическом балете / И.В. Македонская. М.: МГАХ, 2002. - 100 с.

133. Мануйлов, Б.Б. Развитие нравственных и эстетических ценностей личности в процессе хореографического творчества: дисс. .канд. пед. наук.: 13.00.05 / Б. Б. Мануйлов. М., 2001. - 188 с.

134. Мартиросов, Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э.Г. Мартиросов. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 199 с.

135. Мелик-Пашаев, А.А. Опыт авторства и педагогика искусства / А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. 2004. - №5. - С. 24 - 25.

136. Методическая записка по предмету «Подготовка отдельных учебныхконцертных номеров» для хореографических училищ СССР. РГАЛИ, оп. 3, дело № 222. JI. 2.

137. Миловзорова, М.С. Анатомия и физиология человека / М.С. Миловзорова. -М.: Медицина, 1972. 353 с.

138. Михайлова, Е.И. Приоритеты развития образования в Республике Саха (Якутия) / Е.И. Михайлова // Народное образование Якутии. 2000. -№2. - С. 10 -25.

139. Модестов, B.C. Балет волшебная страна / B.C. Модестов.- М.: Дека ВС, 2004. - 128 с.

140. Модестов, B.C. Мировой балетный репертуар / B.C. Модестов. М.: Балет, 2007.-320 с.

141. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. М.: Академия, 2008.- 3-е изд. -432 с.

142. Мордовская, А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики народа caxa)/AJB.Мордовская-М.: Academia,2000.-176c.

143. Национальный архив PC (Я) ф. 1006, оп.1, д.86, л.27.

144. Национальный архив PC (Я), ф.1006, оп.1, д.42.

145. Национальный архив PC (Я), ф. 362, оп. 2, д. 8.

146. Национальный архив PC (Я), ф. 1341, оп. 2, д. 8.

147. Национальный архив PC (Я), ф.1344, оп.1, д.132.

148. Национальный архив PC (Я), ф. 1344, оп. 3, д.146.

149. Национальный архив PC (Я), ф. 288, on. 1, д. 165.

150. Национальный архив PC (Я), ф. 288, on. 1, д. 182.

151. Национальный архив PC (Я), ф. 288, on. 1, д. 32.

152. Национальный архив PC (Я), ф.1006, оп.1, д.86.

153. Неустроев, Н.Д. Сельская малокомплектная школа в условиях Крайнего Севера / Н.Д. Неустроев // Пути совершенствования учебно- воспитательной работы в школах Якутии: Сб. науч. тр. Якутск: Изд-во1. ЯГУ, 1990. -С. 13-15.

154. Неустроев, Н.Д. Этнопедагогика народов Севера / Н.Д. Неустроев.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. С.140.

155. Никитин, В.Ю. Основные техники танца модерн / В.Ю. Никитин // Альманах, сб.науч.-мет.материалов. -М.: МГАХ, 2006,-Вып.7. С.32-46.

156. Никитин, П.П. Мастера якутской сцены / П.П. Никитин. Якутск: кн. Изд -во, 1985.-301 с.

157. Никитюк, Б.А. Конституциональные диссоциации и их клиническое значение / Б.А. Никитюк, А.В. Хапалюк //Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии.-Красноярск, 1997.-С.64-65.

158. Никитюк, Б.А. Морфологические основы адаптации организма к мышечной деятельности / Б.А. Никитюк // Новости спорт, и мед. антропологии. 1990. - Вып. 2. - С. 40 - 58.

159. Никифорова, АВ. Советы педагога классического танца / АВ. Никифорова.- СПб.: Искусство, 2005. -120 с.

160. Николаев, Е.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства: дисс. .канд. пед. наук.: 13.00.01 /Е. В. Николаев. Якутск, 2005. - 161 с.

161. Николаев, М.Е. Мы построим новую Якутию / М.Е. Николаев.- Якутск: Бичик, 1997. 344 с.

162. Николаев, М.Е. Родом с Севера / М.Е. Николаев. М.: Общество дружбы и сотрудничества с заруб, странами, 2002 - Т.2. - 548 с.

163. Николаев, М.Е. Стратегия духовного возрождения народа: выступление на встрече с творческой интеллигенцией республики 19.09.1999г. // М.Е. Николаев Президент. - Якутск: Бичик, 2001. - 4.2 -344 с.

164. Новерр, Ж.Ж. Письма о танце / ЖЖ Новерр. -Л.-М: Искусство, 1965. -376с.

165. Новохацский, А.И. Значение морфофункциональных особенностей спортсменов в адаптации к физическим нагрузкам / А.И. Новохацский, В.И. Талько, В.А. Климук // Новости спорт, и мед. антропологии 1991.- Вып. 1. (5). С.43 - 44.

166. Окладников, А.П. История Якутской АССР. Якутия до присоединения к русскому государству / А.П. Окладников. M.-JI.: Наука, 1955. - 295 с.

167. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. -М.: ACADEMIA, 1999. С.15.

168. Педагогическая энциклопедия. М., 1968. - Т. 4. - 911 с.

169. Пеня, Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01 / Т. Г. Пеня. М., 1984. - 190 с.

170. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / И.Г. Песталоцци; под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. -М.: Педагогика, 1981. Т.2. - 416 с.

171. Петров, О.А. Русская балетная критика конца XVIII первой половины XIX века / О.А. Петров. - М.: Искусство, 1982. - 319 с.

172. Петрова, Е.В. Актерское мастерство. Первый год обучения для хореографических училищ / Е.В. Петрова. М.: МГАХ, 2004. - 112 с.

173. Петрова, П.Г. Экология, адаптация и здоровье: особенности среды обитания и структуры населения Республики Саха / П.Г. Петрова. Якутск: НИПК Сахаполиграфиздат, 1996. - 272 с.

174. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /В.А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996,- 512 с.

175. Попова, Г.С. Воспитание детей у народа саха / Г.С. Попова Якутск: Бичик, 1998.-79 с.

176. Портнягин, И.С. Этнопедагогика «Кут-сур» как новая парадигма образования / И.С. Портнягин // Проблемы региональной культуры и образование России на пороге 3 тысячелетия: мат. веер, науч.- практ. конф. Якутск, 2000. - С. 168 - 170.

177. Посельская, Н.С. С.С. Сюльский. Статьи, выступления, архивные документы / Н.С. Посельская.- Якутск: Бичик, 2008. 141 с.

178. Прахин, Е.И. Современные аспекты проблем экопатологии детского возраста / Е.И. Прахина // Экологическое состояние и природоохранныепроблемы Красноярского края: матер, конф.-Красноярск, 1995 С. 143.

179. Прахнн Е.И., Щепко Н.А. Особенности самотипического развития детей дошкольного возраста, проживающих в различных экологических условиях Севера и Сибири / Е.И. Прахин, Н.А. Щепко // Новости спорт, и мед. антропологии. 1991. - Вып.З. - С.55.

180. Прибылов, Г.Н. Словарь справочник терминологии классического танца / Г.Н. Прибылов. - М.: МГАХ, 2006. - 120 с.

181. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1980.-224 с.

182. Профессиональное хореографическое образование: опорно двигательный аппарат: материалы 4-й научно-практической конференции / Под ред. Н.С. Посельской. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009. - 64 с.

183. Рейнак, С. История искусств (Аполлон) / С. Рейнак. М.: Госстройиздат, 1938.-368 с.

184. Ромм, В.В. Каноны красоты, классический танец, человек / В.В.Ромм // Гений Пешпа: тез. докл. 2-й науч.- прак конф. Якутск Изд-во ЯГУ, 2005. - С. 1323.

185. Ромм, В.В. Большой театр Сибири / В.В. Ромм.-Новосибирск: Невское книжное изд-во, 1990. 256 с.

186. Рубинштейн, М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой / М.М. Рубинштейн М., 1927. - Изд. 4. - С. 279.

187. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.- СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.

188. Рубинштейн, СЛ. Основы психологии / СЛ. Рубинштейн.- М.: Учпедгиз, 1935. 496 с.

189. Рувинский, Л.И. О специфике управления нравственным формированием личности / Л.И. Рувинский // Проблема управления процессом формирования личности. М.: Педагогика, 1972. - 248 с.

190. Рудиметкина, Г.Н. Динамика состава массы тела как критерий адаптированное к физическим нагрузкам / Г.Н. Рудиметкина // Новостиспорт, и мед. антропологии. -1991. Вып.1- С.49.

191. Руднева, С.Д. Ритмика. Музыкальное движение / С.Д. Руднева, Э.М. Фиш. М.: Просвещение, 1972. - 334 с.

192. Русский балет // Энциклопедия / Под ред. А.П. Горкин. М.: Большая российская энциклопедия, 1997. - 632 с.

193. Саввинов, Д.Д. Экологическая безопасность элемент суверенизации PC (Я) / Д.Д. Саввинов // Наука Республики Саха (Якутия): состояние, результаты, проблемы: сб. научн. ст. - Якутск, 2000. - С. 183 - 196.

194. Серошевский, B.JI. Якуты (Опыт этнографического исследования) / B.JI. Серошевский. М.: Наука, 1993. - изд. 2-е. - 736 с.

195. Серебренников, Н.Н. Поддержка в дуэтном танце / Н.Н. Серебренников.- JL: Искусство, 1969. -136 с.

196. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А.Сластенин. М:Педагогика, 1986.-С.17.

197. Слонимский, Ю.И. В честь танца / Ю.И. Слонимский. М.: Искусство, 1968.-372 с.

198. Слонимский,ЮИ. Дщщо/ЮЛ Слонимский. -JI.-M:Искусство, 1958.-263 с.

199. Слыханова, В.И. Формирование движенческих навыков / В.И. Слыханова. М.: ИД Один из лучших, 2007. - 44 с.

200. Смирнова, Н.С. Некоторые методические аспекты возрастной соматической изменчивости взрослого населения / Н.С. Смирнова // Вопросы антропологии. 1987. - Вып.78. - С.119 - 130.

201. Соковикова, Н.В. Введение в психологию балета / Н.В. Соковикова.- Новосибирск: ИД Сова, 2006. 300 с.

202. Спенсер, Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер. М:Никатцетр, 1997.-512с.

203. Спенсер, Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер. М.:УРАО, 2003. - 288 с.

204. Спорышева, Е.Б. Интеграция курсов искусств и предметов гуманитарного цикла в системе художественно-эстетического воспитания: дисс. .докг. пед. наук .: 13.00.01 /Е. Б. Спорышева. -М., 2005.-483 с.

205. Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. -М.: ACT, 2008.-480 с.

206. Стригалев, А.А. Диалог истории и искусства / А.А. Стригалев. СПб.: Булинин, 1999.-С. 5-7.

207. Сулимцев, Т.И. Приспособительные изменения костей стопы юных спортсменов / Т.И. Сулимцев //Современная морфология физической культуре и спорту: матер, науч. конф. Л., 1987. - С. 100 - 101.

208. Суриц, Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов / Е.Я. Суриц. -М.: Искусство, 1979. 360 с.

209. Сухомлинский, В.А. Воспитание личности в советской школе /В.А.Сухомлинский. М., 1965. - С. 3.

210. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973. - 164 с.

211. Тарасов, Н.И. Классический танец / НИ. Тарасов. М.: Искусство, 1971.-478 с.

212. Тимофеев, Д.С. Сравнительная характеристика некоторых внешних антропометрических показателей у подростков Якутии / Д.С. Тимофеев, АП. Илларионов // Матер, респ. науч.-практ.конф. МИ ЯГУ. Якутск, 1981. - С.34-35.

213. Тимофеев, Л.Ф. Актуальные вопросы изучения физического состояния населения в условиях Севера / Л.Ф. Тимофеев // Стандарты (нормативы) здоровья человека на Севере: сб. матер.регион. семинара. Якутск, 1997. -С.20-23.

214. Томтосова, Л.Ф. Новые материалы по краниологии современных якутов / Л.Ф. Томтосова // Исследование по палеоантропологии и краниологии СССР. Л., 1980. - С.121-130.

215. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли / В.Г. Торосян.-М.: Владосс Пресс, 2003. - 350с.

216. Трубина, И.И. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа: дисс. канд пед. наук.: 13.00.01 /И. И. Трубина -Кемерово, 1998. -162 с.

217. Усоева, НА Методика соматипирования девочек и девушек / НАУсоева // Конституция человека. М., 1991. - С. 41 - 54.

218. Уткин, К.Д. Культура народа саха: этнографический аспект / К.Д. Уткин. Якутск: Бичик, 1998. - 368 с.

219. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Изб. пед. соч. / Под ред. А.И. Пискунова.- М.: Педагогика. 1974,- Т.4.- 584 с.

220. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в воспитании / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений. М.: Просвещение, 1948. - Т. 2. - С. 429 - 431.

221. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1974. Т. 1. - 288 с.

222. Федорова, Е.Н. Население Якутии: прошлое и настоящее (геодемографическое исследование) / Е.Н. Федорова. Новосибирск: Наука, 1998.-207 с.

223. Федосеева, С.А. Диринг-Юряхский могильник // Археологическое исследования в Якутии: тр. Приленской археол. экспедиции / С.А. Федосеева. Новосибирск, 1992. - С.84 - 124.

224. Фефелова, В.В. Изучение распределения антигенов системы HLA у коренных народностей Сибири как основа для анализа этногенеза популяций / В.В. Фефелова, Г.С. Высотская. Красноярск, 1987. - 33 с.

225. Фокин, М.М. Против течения / М.М. Фокин, Ю.И. Слонимский.- Л.: Искусство, 1962. 640 с.

226. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство и дух: мир человека / Ю.У. Фохт- Бабушкин. М.: Знание, 1982. - 110 с.

227. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура/3. Фрейд -М: Ренессанс, 1992.-289 с.

228. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М: Просвещение, 1990. -448 с.

229. Хавилер, Дж. С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы итренировки / Дж. С. Хавилер. СПб.: Новое слово, 2007. - 111 с.

230. Хейзинга, И. Homo Ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга.- М.: Азбука-классика, 2007. 384 с.

231. Хохлов, С.И. Психология эффективного взаимодействия / С.И. Хохлов. -М.: АРКТИ, 2008.-255 с.

232. Хрестоматия по истории педагогики: в античность, средневековье /Под. ред.АИ.Пискунова-М.: ТЦСфера, 2006-Т.3.-512с.

233. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской.- М.: Академия, 2008. 256 с.

234. Чеккетти, Г. Полный учебник классического танца. Школа Энрике Чеккетти / Г. Чеккетти. М.: Астрель, 2007. - 504 с.

235. Чоговадзе, А.В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте / А.В. Чоговадзе. М.: Медицина, 1977. - 176 с.

236. Шапаренко, П.Ф. Принцип пропорциональности телосложения человека и его онтогенетическая изменчивость /П.Ф. Шапаренко // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: макр. конф. -Томск, 1991. -С. 80 -84.

237. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В.Шеллинг.-М.:Мысль, 1999.-608с.

238. Шиллер, Ф. Другу истины и красоты/Ф. Шиллер.-М:Яшар 1ыйекав,2004.-256с.

239. Шиллер, Ф. Собрание сочинений/ Ф.Шиллер.-М.: гос. изд-во. худ. лиг-ры, 1957.-Т.5.-584с.

240. Шмырева, НА Эстетическое воспитание студентов в воспитательно- образовательном процессе вуза: дисс. .канд. пед. наук.: 13.00.08 / Н.А. Шмырева. Кемерово, 2000. - 194 с.

241. Шопенгауэр, А. Мысли / А. Шопенгауэр. М.: Фолио, 2009. - 256 с.

242. Штефко, В.Г. Схема клинической диагностики конституциональныхтипов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. М. - JL: Госмедиздат, 1929.-79 с.

243. Штыров, В.А. На благо нашей республики / В.А. Штыров //Выступления, статьи, интервью Президента PC (Я). Якутск, 2004.-61 с.

244. Шумилова, Э.И. Национальное в советском балете / Э.И. Шумилова // Музыка и хореография современного балета: сб.статей. Л: Музыка, 1974.-296 с.

245. Щедрина, А.Г. Биомедицинская антропология наука настоящего и будущего / А.Г. Щедрина // Актуальные вопросы биомединской и клинической антропологии: матер, конф. - Красноярск, 1997.-С. 106-110.

246. Щедрина, А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии / А.Г. Щедрина // Новости спорт, и мед. антропологии. - 1990. - Вып. 1. - С. 147-148.

247. Эльконин, ДБ.Психолошяигры /Д.Б.Эльконин. -М: Педагогика, 1978. -304с.

248. Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис. -М: Наука, 1974. 402 с.

249. Юрьев, В.К. Дети Республики Саха: состояние здоровья и образ жизни / В.К. Юрьев, В.В. Юрьев, А.З. Лихтшангоф и др. // Состояние здоровья детей г. Якутска. Якутск, 1996. - 91 с.

250. Юнг, КГ. Современность и будущее / КГ. Юнг.-М: Университетское, 1992-60 с.

251. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Просвещение, 1996. - 96с.

252. Янсон, X. Основы теории искусства / X. Янсон, Э. Янсон. СПб.: Азбука. Классика, 2002. - 544 с.

253. Ясенева, Л.Г. Формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении: дисс. .канд. пед. наук.: 13.00.01 / Л. Г. Ясенева. Уфа, 2004. - 191 с.

254. Gautier, Т. Short works of Theophile Gautier / Т. Gautier.-Bibliolife, 2008.-108 p.

255. Gautier, T. The works of Theophile Gautier, vol. 5. / T. Gautier General Books LLC, 2010.-436 p.

256. Matiegka, J. The testing of physical efficiency/ J. Matiegka // Amer. J. Phys. Anthropol. -1921. V.4, №3. - P. 125 - 134.

257. Isaakson, B.A. A simple formula for the arithmetic of human body surface area

258. B.A. Isaakson // Scand. J. Clin. Lab. Invest. -1958. V. 10. - P. 283 - 289.

259. Spencer, H. The Man Versus the State / H. Spencer. Univercity Press of the Pasific, 2003.-436 p.

260. Адан, Адольф Шарль. Материал из Википедии —- свободной энциклопедии: http://ru.\vikipedia.org/wiki/Адан, Ajioj{ьф Шарль

261. Воспоминания Н.М. Дудинской. Сайт Академии русского балета: http://www.vaganova.ru/page.php?id=l 1 l&pid=6.

262. Модель учащегося и выпускника ЯХУ имени А.В. Посельской

263. Концепция воспитательной работы ГОУ СПО «Якутское хореографическое училище имени А.В. Посельской»1. Общие положения

264. Образовательная деятельность училища руководствуется государственным стандартом второго поколения повышенного уровня по специальности 0506 «Хореографическое искусство», квалификации выпускников артист балета; артист ансамбля.

265. В XXI веке в результате накопления знаний, разработки новых технологий и их широкого распространения, началось формирование информационного общества, приходящего на смену индустриальному.

266. Приоритетной целью образования в училище является обеспечение высокого качества подготовки артиста балета, которое не сводится только к профессиональным знаниям, но и тесно связано с воспитанием члена цивилизованного общества.

267. Воспитание общечеловеческих ценностей на основе сохранения и укрепления традиций и наследия Русской балетной школы.

268. Формирование профессиональной ориентации и навыков поведения на рынке труда.

269. Развитие духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма, интернационализма, культуры личности.

270. Формирование основ культуры здоровья.

271. Повышение роли самоуправления.

272. Цели и задачи воспитательной работы

273. Принципы организации воспитательной работы

274. Сотрудничество, гуманизация и демократизация создают социально-нравственный климат, способствующий самореализации каждого, проявлению инициативы, находчивости, активности;

275. Воспитание на общечеловеческих и национально-этнических ценностях предусматривает воспитание толерантности, терпимости, уважения к ценностям других народов.

276. Природосообразность предполагает принимать ребенка таким, какой он есть, развивать то, что уже есть, формировать то, чего пока нет. Личность формируется, развивается только тогда, когда человек сам берется за свое самовоспитание и самостановление.

277. Содержание и основные направления воспитательной работы

278. Гражданско-патриотическое воспитание.

279. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности.

280. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание.

281. Профилактико-оздоровительное направление воспитательной работы является одним из основных, которое нацелено на формирование здорового образа жизни, на становление личностных качеств, обеспечивающих психическую устойчивость будущего артиста.

282. Формы и методы реализации:- проведение профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни;комплексное развитие физических и психических качеств с первостепенным учетом интересов учащихся и студентов.

283. Профессионально-трудовое направление предполагает подготовку профессионально-грамотного, компетентного, ответственного специалиста, формирование у него личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности.

284. Механизм реализации Концепции

285. Реализация указанных в концепции задач должна осуществляться системно через учебный, творческий процессы, производственную практику, научно-исследовательскую работу учащихся и студентов, студенческое самоуправление и систему воспитательной работы.

286. Один из ключевых механизмов воспитания в училище это введение самоуправления учащихся и студентов, который предусматривает сознательный подход воспитанников к любому делу, подготовку к реальной жизни.

287. Данная концепция направлена на развитие и формирование целостной личности будущего артиста балета.

288. Профессиональная востребованность выпускников ЯХУимени А.В. Посельской

289. Профессиональная востребованность выпускников ЯХУ имени А.В. Посельской

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.