Развитие гуманитарной культуры школьников в условиях музея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бабаева, Татьяна Борисовна

  • Бабаева, Татьяна Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 251
Бабаева, Татьяна Борисовна. Развитие гуманитарной культуры школьников в условиях музея: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Санкт-Петербург. 2005. 251 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бабаева, Татьяна Борисовна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы исследования.

1.1. Гуманитарная культура как общепедагогическая проблема.

1.2. Роль искусства в формировании гуманитарной культуры школьника.

1.3. Проблема воспитания средствами искусства в истории педагогики и психологии.

1.4. Проблемы музейной педагогики.

1.5. Возможности художественного музея в формировании гуманитарной культуры школьника.

Глава 2. Организация и методы исследования.

2.1. Общая организация и эмпирическая база исследования.

2.2.Содержание, дидактические основы и организация формирующего эксперимента.

2.3. Критерии и методы оценки гуманитарной культуры школьников.

Глава 3. Результаты экспериментальной работы по развитию гуманитарной культуры школьников в условиях музея.

3.1. Изменения уровня художественно-эстетических знаний школьников.

3.2. Динамика эмоционального отношения и потребностно-ценностных представлений школьников.

3.3. Повышение уровня культурно-творческой и коммуникативной деятельности школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие гуманитарной культуры школьников в условиях музея»

Государственная политика в области образования основывается на гуманистических принципах. Это свидетельствует о социальной потребности общества в воспитании молодого поколения на гуманистических началах. Современная острая социально-педагогическая ситуация не является уникальной. История утверждает, что всякий раз, когда страна переживает потрясения, вступает в переходный период, значительно усиливается потребность в гуманизации общества.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации определены цели современного образования: Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью» [148,с.16].

В законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «.гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей., воспитание гражданственности, трудолюбия., любви к окружающей природе, Родине, семье» [162, с. 636].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «. формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры.» [89, с. 9].

Таким образом, формируемый в результате этих усилий, комплекс личностных качеств каждого юного гражданина должен в конечном итоге воспитать человека с гуманистическим мировозрением и способностью к гуманистическому «миросозиданию». Показателем этой способности выступает гуманитарная культура человека как результат и высшее проявление духовной, идеальной деятельности человека, ценностно-смыслового освоения мира (А.С. Запесоцкий).

Проблемы гуманитарной культуры, её становление и содержание сегодня активно исследуются в философско-педагогической литературе. Важнейшей сферой гуманитарной культуры, наряду с философией, моралью, религией является искусство. Причем искусство занимает в ней особое место, так оно является единственным инструментом культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, в реальной целостности своего уникального - природно-социально-культурного - существования (М.С. Каган).

Высокая гуманистическая миссия искусства и необходимость всестороннего развития в этой области - идея, активно утверждающаяся в образовательном пространстве многих развитых стран. «Тот вклад, который искусство вносит в образование, много превосходит его внутреннюю, лишь ему свойственную ценность. В условиях технологического окружения, в мире информатики, сама способность воспринимать, интерпретировать и оценивать есть жизненная необходимость. Искусство «подготавливает почву» для понимания символов современного мира» (Национальные стандарты преподавания художественных дисциплин США, 1992 г.) [221, с. 268].

Однако огромный воспитательно-образовательный потенциал искусства остается сегодня невостребованным в условиях школы. Количество учебных часов по предметам художественно-эстетического цикла в школьной программе не в должной мере обеспечивает процесс всестороннего развития учащихся в рамках школы. При таком положении дел современный художественный музей, как пространство, аккумулирующее духовный опыт многих поколений, становится идеальной средой для формирования гуманитарной культуры подрастающего поколения.

Реализация специфических задач художественного музея, а именно -документирование и хранение произведений искусства - на протяжении всей истории его существования была тесно связана с общими задачами художественного просвещения и образования. Педагогический аспект в деятельности художественного музея всегда был направлен на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связан с изучением и освоением культурного наследия нации и человечества в целом.

Формирование гуманитарной культуры школьников в условиях художественного музея возможно именно потому, что в музее образование осуществляется не через присвоение эталонов знания, а через ценностное отношение личности к искусству и расширение чувственного опыта в процессе общения с подлинником (Б.А. Столяров). Именно ценностно-ориентационный, духовный уровень индивидуального и общественного бытия составляет основу гуманитарной культуры.

Художественный музей как образовательное учреждение нового типа может предложить обществу целую систему гуманитарного развития детей, где ведущими принципами являются непрерывность и преемственность образования, индивидуально-личностная ориентация педагогического процесса, принцип диалоговое™ между личностью и пространством музея, принцип эмоционально-чувственного восприятия информационного поля.

Таким образом, актуальность данного исследования продиктована с одной стороны, особой значимостью решения проблемы формирования гуманитарной культуры школьников, с другой стороны, необходимостью исследования возможностей музея в этом направлении.

Цель исследования - определение педагогических условий для реализации возможностей художественного музея в развитии гуманитарной культуры учащихся.

Объект исследования - возможности художественного музея как образовательно-воспитательной среды.

Предмет исследования - развитие гуманитарной культуры школьников в условиях музея.

Гипотеза исследования - развитие гуманитарной культуры в условиях художественного музея возможно, если в процессе образования в музее школьники получают гуманитарные, личностно-развивающие знания и умения, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку в нем, опыт и направленность к творческой деятельности, а также если:

- использовать потенциал музея как культурно-исторический контекст для встречи с духовным опытом многих поколений;

- использовать музей как школу визуального и пространственного восприятия (мышления);

- помимо традиционных форм музейно-образовательной деятельности разрабатывать новые, наиболее эффективные формы музейной работы;

- среди новых форм активно развивать музейно-образовательные программы, содержание которых будет соответствовать возрасту учащихся, уровню их потребностей и возможностей.

Задачи исследования

1. Разработать теоретические основы исследования, определить критерии оценки и показатели развития гуманитарной культуры учащихся и с этой целью: а) проанализировать научные работы по проблеме влияния художественной культуры на гуманитарное развитие личности ребенка; б) обобщить накопленный отечественный и зарубежный практический опыт деятельности художественных музеев в образовательных целях.

2. Разработать музейно-образовательную программу, основанную на взаимодействии искусств, и обосновать эффективность её использования в развитии гуманитарной культуры школьников.

3. Провести формирующий эксперимент с учащимися младшего подросткового возраста, связанный с внедрением музейно-образовательной программы, способствующей становлению гуманитарной культуры учащихся;

4. Проанализировать и обобщить результаты проведенного эксперимента.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили:

- общефилософское обоснование содержания гуманитарной культуры, теории диалога культур (М.М. Бахтин, 1975; B.C. Библер, 1991; А.С. Запесоцкий, 2002; Д.С. Лихачев, 1990; Н.Ф. Федоров,1913 и др.);

- психолого-педагогические исследования по проблемам гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили,1996; Е.В. Бондаревская, 1995; Т.Г. Браже, 1994; С.Г. Вершловский, 1994; А.В. Запорожец, 1980; Н.Г. Сикорская, 1999; Л.П. Шеина, 1998; Н.И. Элиасберг, 1999 и др.);

- эстетико-искусствоведческие и психолого-педагогические взгляды ученых о роли искусства в развитии личности (Б.Г. Ананьев, 1975; Б.Ф. Асафьев, 1984; Э.А. Верб, 1992; М.С. Каган, 1972; Н.Н. Киященко, 1971; А.Ф.Лосев, 1963; Б.Т.Лихачев, 1965; Б.М. Неменский, 1981; В. А. Разумный, 1968; Ю.У. Фохт-Бабушкин,1986; Б.П. Юсов, 1990 и др.);

-теоретические и методические принципы единства интеллектуального, эмоционального и творческих начал в формировании личности ХЗ.И. Васильева, 1983; Л.С. Выготский, 1926; А.Н. Леонтьев, 1975;

С.Л. Рубенштейн, 1973; Б.М. Теплов, 1961; Г.И. Щукина, 1972; П.М. Якобсон, 1964; и др.);

- теория и методика художественного развития детей, подростков и юношества (В.В. Алексеева, 1970; А.Н. Бакушинский, 1926; П.П. Блонский, 1916; Е.В. Квятковский, 1975; А.В.Луначарский, 1927; В.А.Шацкая, 1922; С.Т. Шацкий, 1919 и др.);

-взгляды ученых на воспитательно-образовательный процесс в условиях музейной среды (Е.А. Ван слова, 1985; И. А. Косова, 1989; И. А. Колесникова, 1996; Е.Б. Медведева, 1995; М.Ю. Юхневич,1987 и др.);

- концептуальные основы воспитания искусством в условиях художественного музея (А.А. Бойко,1995; Н.Д. Рева, 1989; О.Л. Некрасова-Каратеева,1987; Н.В. Кульчинская, 1987; Б.А. Столяров, 1989 и др.);

- концепции интеграции искусств в общеобразовательном и музейно-педагогическом процессе (Б.П. Юсов, 1987; Л.Г. Савенкова, 1995 и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта работы отечественных и зарубежных музеев с детьми; методы опроса (интервью, анкетирование); наблюдение (анализ занятий, мероприятий, деятельность учащихся, музейных и школьных педагогов); рейтинг (оценивание уровня развития учащихся); педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); математические методы обработки результатов исследования.

Исследование проводилось с 1997 по 2003 год на базе Таганрогской картинной галереи. Работа по развитию гуманитарной культуры проводилась с детьми младшего подросткового возраста в экспозиции галереи в следующих формах: эпизодические и цикловые экскурсии, развивающие занятия по искусству, реализация интегрированных музейно-образовательных программ. Все перечисленные формы работы проводились автором настоящего исследования. Всего в исследовании принимало участие 650 школьников -учеников 5-6 классов общеобразовательных школ города, в том числе ученики контрольного (84 учащихся) и экспериментального (92 учащихся) классов -всего 176 человек, а также 16 педагогов, 86 родителей.

Научная новизна исследования:

- разработана музейно-образовательная программа, ориентированная на развитие гуманитарной культуры учащихся;

- показаны педагогические возможности новых нетрадиционных форм музейной работы - занятий, основанных на взаимодействии искусств -способствующих формированию гуманитарной культуры учащихся;

- выявлены необходимые и достаточные педагогические условия для реализации предлагаемых программ, а именно: учет возрастных особенностей детей, внимание к индивидуальным особенностям и запросам школьников, создание специально организованной среды, обеспечивающей глубину художественно-эмоциональных переживаний, мотивация к творческой деятельности, соблюдение принципа субъектности, использование различных видов искусств как основного приема работы, интеграция музея в образовательную среду.

Теоретическая значимость исследования: полученные эмпирические данные способствуют расширению и обновлению теоретических представлений о важной роли художественного музея в гуманитарном развитии школьников.

Практическая значимость исследования: предлагаемая автором интегрированная образовательная программа открывает возможности научного обоснования практической работы по развитию гуманитарной культуры учащихся в условиях музея; программа может быть использована в работе отделов музейной педагогики художественных музеев; материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе педагогических вузов и в системе постдипломного педагогического образования. Положения диссертации позволяют сформулировать общие подходы к определению критериев оценки развития гуманитарной культуры школьников, что может оказать методическую помощь школьным и музейным педагогам.

Достоверность полученных результатов обеспечивается всесторонним теоретическим анализом проблемы исследования, а также применением методов исследования, адекватных целям и задачам, репрезентативной выборкой, количественным и качественным анализом результатов исследования, внедрением полученных результатов в практику работы культурно-просветительского отдела Таганрогской картинной галереи.

Предметом защиты являются:

1. Авторская музейно-образовательная программа «Содружество муз», основанная на взаимодействии искусств и направленная на развитие гуманитарной культуры школьников в условиях музея.

2. Критерии, показатели и методы оценки уровня сформированности гуманитарной культуры школьников.

3. Эмпирические результаты, раскрывающие динамику развития гуманитарной культуры школьников в условиях музея.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе экспериментальной работы в Таганрогской картинной галерее. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на IV международной научной конференции в СПБГУ, 2002; XIII Областных краеведческих чтениях по итогам музейно-образовательной работы за 2002 год; научной конференции «День Петербургской философии» в СПБГУ, 2003; научно-практической конференции в СПБГУ, 2004; научной конференции во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва,2002), а также материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии СПБГУ и кафедре гуманитарных дисциплин Таганрогского института управления и экономики. Выводы исследования используются в организации музейно-педагогического процесса в Таганрогской картинной галерее и учреждениях дополнительного образования г. Таганрога.

На основе практического опыта и результатов исследования подготовлены рекомендации по организации, методике и содержанию музейно-образовательных программ, которые получили одобрение сектора МХК городского Отдела образования, комиссии по художественному образованию Таганрогского отделения Союза художников России.

Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в семи публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Материал диссертации содержит 5 таблиц, 9 рисунков, 23 приложения. Библиографический список

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бабаева, Татьяна Борисовна

Выводы по третьей главе

Итоги опытно-экспериментальной работы по использованию интегрированных музейно-образовательных программ в деле формирования основ гуманитарной культуры школьников позволяют положительно оценить предлагаемую методику. Проведенное исследование в целом подтвердило верность выдвинутой гипотезы: создание и использование интегрированных музейно-образовательных программ повышает эффективность развития гуманитарной культуры в условиях музея, а именно:

• усиливает эмоционально-образное воздействие произведений изобразительного искусства;

• способствует лучшему усвоению историко-художественных знаний;

• расширяет художественные предпочтения детей, развивает интерес к искусству, к его различным видам,

• пробуждает потребность в постоянном соприкосновении с искусством в такой многогранной форме;

• способствует активизации творческих способностей самих школьников, формирует психологическую установку, что в музее «может быть интересно».

Экспериментальная часть исследования позволила выявить, что при настоящей системе воспитания средствами искусства в массовой школе этот процесс мало эффективен. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что школьники имеют достаточно низкие показатели по обозначенным в исследовании критериям развития гуманитарной культуры.

На этапе формирующего эксперимента школьникам была предложена система формирования гуманитарной культуры в условиях художественного музея, в результате которой произошли очевидные положительные изменения по всем основным показателям. Внедрение интегрированной музейно-образовательной программы «Содружество муз» доказало её эффективность как формы музейно-педагогической деятельности и право на внедрение в музейно-педагогическую практику.

179

В заключение диссертации на основе обобщения результатов теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Гуманитарная культура школьника является одним из базовых оснований личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру. В контексте нашего исследования гуманитарная культура школьника включает в себя:

- когнитивный компонент (комплекс художественно-эстетических знаний и представлений);

- эмоциональный компонент (эмоциональное отношение к произведениям искусства);

- художественно- ценностный компонент (художественно-эстетические потребности и представления о ценностях);

- деятельностно-практический компонент (творческая деятельность и способность к творческой самореализации);

- коммуникативный компонент (взаимоотношение школьников, а также с педагогами и родителями).

2. Пространством, аккумулирующим духовный опыт многих поколений и, следовательно, выступающим идеальной средой для формирования гуманитарной культуры, является современный художественный музей.

3. Эффективным средством развития гуманитарной культуры школьника является музейно-образовательная программа, основанная на взаимодействии искусств и направленная на создание глубокой, всеобъемлющей атмосферы искусства.

4. Анализ результатов формирующего эксперимента позволил установить положительную тенденцию развития гуманитарной культуры школьников по всем ее основным компонентам: а) развитие когнитивного компонента гуманитарной культуры школьников выразилось в повышении уровня художественно-эстетических знаний и представлений о различных видах искусства и, конкретно, в области видов и жанров изобразительного искусства, основ теории и истории мирового искусства; б) положительные изменения произошли в сфере эмоциональной отзывчивости школьников к содержательной стороне художественного произведения, в восприятии элементов художественной формы (цвет, линия, объем, композиционное решение), развитии способности к концентрированному вниманию и визуальному мышлению, что свидетельствует об усилении эмоционального компонента гуманитарной культуры; в) показатели уровня в развитии ценностно-смыслового компонента нашли отражение в потребности учащихся в более частом общении с искусством, понимании роли искусства в жизни человека. г) увеличение элементов творческой деятельности школьников и повышения их активности в формах досуга показывают позитивные изменения в развитии деятельностно-практического компонента гуманитарной культуры. д) улучшение межличностных отношений учащихся и их отношений с родителями и педагогами свидетельствует об усилении коммуникативного компонента гуманитарной культуры.

Таким образом, эксперимент показал, что современный художественный музей может стать реальным фактором гуманитарного развития школьников, если помимо традиционных форм музейно-образовательной деятельности будут разрабатываться и внедряться в практику новые эффективные формы работы, а именно - программы, основанные на взаимодействии искусств.

Проблема, поставленная в исследовании, является актуальной и перспективной, поскольку исследование процессов гуманитарного развития детей средствами искусства нельзя считать полностью исчерпывающим и завершенным. На протяжении всей истории человечество испытывало и будет испытывать постоянную потребность в общении с искусством, гармонизирующим его отношения с Универсумом. Возможность получения такого опыта в пространстве художественного музея может быть исследована в новых различных аспектах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бабаева, Татьяна Борисовна, 2005 год

1. Адаме М. Роль музеев в распространении знаний // Museum. 1984. -№ 141. -с.24-28.

2. Аккуратова Е.А. Единство внутреннего и внешнего в сценическом действии как художественно-педагогический принцип руководства музыкально-драматическим творчеством школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2003.-21с.

3. Аллахвердов В.М. Психология искусства. СПб., 2001. 200 с.

4. Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание.//Новое педагогическое мышление. М., 1989. - с. 55-59.

5. Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника. Л., 1972. — 72 с.

6. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания Серия: Памятники психологической мысли. М., 2001. - 280 с.

7. Антология педагогической мысли в России второй пол. XIX нач. XX вв. -М., 1987.-487с.

8. Антонова И.А. Опыт научного обновления экспозиции художественного музея.// Научно-исследовательская работа в художественных музеях. М.: НИИ культуры МК РСФСР, 1975. - с.75-91.

9. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской образовательной школе.-Д., 1948.- 146 с.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1994. - 390 с.

11. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М., 2004. - 392 с.

12. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. Исследования и статьи.-М., 1981.-348с.

13. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб., 1999.- 140с.

14. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. - 206с.

15. Белинский В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге //Антология педагогической мысли в России первой пол XIX в. М., 1987. - с. 115-127.

16. Библер B.C. Культура. Диалог культур //Вопросы философии, №6,1989. с. 34-41.

17. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды / Под ред. Липкиной А.И. М., 2001. - 576 с.

18. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978. 137 с.

19. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика, № 4, 1995. с. 29-36.

20. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика, № 4 1997. с. 11-17.

21. Бордовская Н.В. Педагогическая системалогия: постановка проблемы.//Педагогика №8, 1998. с.25-30.

22. Браже Т.Г. Гуманитарная культура педагога как условие успешности его работы в школе XX-XXI вв.: Материалы Международной конференции 28 марта-3 апреля 1994г. Ч.И. СПб, с.36-46.

23. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956. 318 с.

24. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975. - 250 с.

25. Бычков В.В. Эстетика. М., 2004. - 556 с.

26. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. JL, 1983. - 400 с.

27. Ванслова Е.Г. Музей и школа. М., 1985. - 192 с.

28. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч (научно-практические рекомендации). -М., 1989.-63 с.

29. Верб Э.А. Эстетическая культура личности как педагогическая проблема: Автореф. Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1997.- 35 с.

30. Верб Э.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций для студентов педагогических вузов и учителей. — СПб., 1997. 110 с.

31. Вершловский С.Г. Образование как ценность.// Перспективы развития системы непрерывного образования. М., 1990. с. 18-28.

32. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. / Под общей ред. Г.П. Шевченко Б.П. Юсова. Луганск, 1990. - 179 с.

33. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989. - 156с.

34. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1967. - 386 с.

35. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.-420 с.

36. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1984.-378 с.

37. Волков Н.Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие. Л., 1971. - с. 31-57.

38. Волкова Е.В. Зритель и музей. М., 1989. - 64 с.

39. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. (Сборник научных трудов НИИ культуры МК РФ и АН СССР.) М., 1989.- 172 с.

40. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001. - 186 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д, 1998. 480 с.

42. Выготский Л.С. Проблема эмоций. Лекция, прочитанная в Педагогическом институте имени А.И.Герцена в Ленинграде в 1932г. // «Вопросы психологии», 1958, № 3. с. 11-20.

43. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93 с.

44. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. - 479 с.

45. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное пособие. -СПб., 1992.- 154 с.

46. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб., 1997. 192 с.

47. Гончаров И. А. Социальные и эстетические характеристики гуманитарного знания. Сыктывкар, 1995.-31с.

48. Гущина Н.Б. Изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2004. - с. 21.

49. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I, М., 1955. -700 с.

50. Даниэль С.М. Искусство видеть. Д., 1990. - с. 223.

51. Дмитриева Е.В. Конференция по художественному воспитанию // «Вестник просвещения», 1927. №. 10. с. 4-12.

52. Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1973. - с. 23.

53. Елманова В.К. Высшее образование за рубежом. JL, 1989, - 50с.

54. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002-456 с.56. «Здравствуй, музей!»./Международный музейно-педагогический семинар. Тезисы выступлений. СПб., 1995. - 208 с.

55. Зинченко В.П., Вучетич Г.Г., Гордон В.М. Порождение образа //Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. - 433 с.

56. Зись А.Я. Виды искусства. М., 1979. - 128 с.

57. Зись А.Я., Лазарев И.Л. Эстетическое воспитание и искусство. // Теория эстетического воспитания. М., 1979. - с. 139-174.

58. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. 74 с.

59. Иванова Е.В. Развитие профессионально-педагогической направленности учителя в области освоения изобразительного искусства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1988. - 22 с.

60. Иванова Е.В. Структура культурно-просветительной службы в музее Орсе. Париж. // Образовательная деятельность художественного музея. Вып. 4. -СПб., 1995.-с. 104-121.

61. Идеи эстетического воспитания. Т.1. М., 1973. - 476 с.

62. Ильенков Э. В. О «специфике» искусства // Вопросы эстетики. Вып. 4. -М., 1960.-с. 44-54.

63. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. с. 28-39.

64. Инновационные технологии образовательной области «Искусство». Материалы Педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии». М., 2000. — 355 с.

65. История художественного образования в России. Проблема культуры XX века. М.,-2003.-412 с.

66. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., 1977. - 127 с.

67. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986. - 234 с.

68. Каган М.С. Диалог как основной метод образовательного процесса в музейной среде. // Музейная педагогика. Первая тетрадь. СПб., 1998. С. 47-80.

69. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.-415 с.

70. Каган М.С. «Социальные функции искусства». JL, 1978. - 324 с.

71. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Курс лекций. СПб., 1997. -с. 542.

72. Каган М.С. Музей в системе культуры. // Вопросы искусствознания. № 4. 1994.-с. 16-31.

73. Каган М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в Санк-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер. Конф. . СПб., 1996. -с. 98-101.

74. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Основы художественно-педагогической деятельности учителя литературы. Грозный., 1984. — 112 с.

75. Квятковский Е.В. Духовное развитие школьников // Советская педагогика. 1991, № 1. — с. 21-26.

76. Квятковский Е.В. Творческая деятельность на уроках искусства // Педагогика. 2002. № 7. - с. 48-51.

77. Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного образования. // Педагогика. 1995 № 6 - с.41-46/

78. Кершенштейнер Т. Развитие художественного ребенка. М., 1914. - 183 с.

79. Киященко Н.И., Киященко Л.П. Эстетическая культура. М., 1996. - 255 с.

80. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2001.-320 с.

81. Козиев В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском музее (результаты социологических опросов).//Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. - С. 35-127.

82. Колесникова И.А. Современная образовательная специфика музейного пространства. // Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Выпуск 1. Направление поиска. СПб., 1996 - с. 7-9.

83. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики.//Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. - С. 8-13.

84. Командышко Е.Ф. Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002.-21 с.

85. Кондрашов В.А., Чичина Е.А., Этика, эстетика. Ростов н/Д. 1998. - 512 с.

86. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб., 2001. - 100 с.

87. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // начальная школа, 2002. № 4. с. 4-19.

88. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев. Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев. М., 1997. с. 5-17.

89. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000. 736 с.

90. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 576 с.

91. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1999. - 406 с.

92. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990. - 142 с.

93. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М., 2001. -350 с.

94. Культурно-образовательная деятельность музеев. /Под ред. Е.К. Дмитриевой, И.М. Коссовой. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М., 1997. - 119 с.

95. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону. 1997. -640 с.

96. Кульчинская Н.Л. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях художественного музея. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1987. 17 с.

97. Куриленко А.А. Формирование эстетической культуры старшеклассников в условиях профильного обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Новокузнецк 2000. С. 22.

98. Курс «Музей и культура» в начальной школе. М., 1995. - 175 с.

99. Ларин А.Е. Эстетическое воспитание. Минск, 1992. - 137 с.

100. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-хт. T.II, -М.,1983. 368 с.

101. Леонтьев А.А. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства). В сб.: Психологические исследования, посвященные 85-летию Д.Н. Узнадзе.- Тбилиси, 1973. - 304с.

102. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985. -280с.

103. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1999. - 457с.

104. Лихтварк А. Музеи как образовательное и воспитательное учреждение // Образовательные и воспитательные задачи современного музея /Под ред. Л.Г. Ольшанского. М., 1914. - 96 с.

105. Лосев А.Ф. Эстетика// Философская энциклопедия. Т. 5 М., 1970. -С. 425^31.

106. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. 124 с.

107. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. - 122 с. Ш.Лысюк В.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение. Музейно-игровая методика по развитию восприятия. - СПб., 2001. - 201 с.

108. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.- 127 с.

109. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999. - 165с.

110. Мамардашвили М. Наука и культура. /Сб. Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982. с. 28^6.

111. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, М., - с. 219 - 368.

112. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Там же, т. 3, с. 7 — 544.

113. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Культурно-образовательная деятельность музеев. М., 1997-с. 17-26.

114. Медведева Е.Б. Становление музейной педагогики в Германии и России: Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1999. - 17 с.

115. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников.//Вопросы психологии. 1989, №1.- С. 15-28.

116. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3. Н. Трансформация детской игры в художественное творчество.// Искусство в школе. 1994. №2. С. 16-19.

117. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1980 172 с.

118. Мид. М. Культура и мир детства: Избранные произведения, /пер. с англ. И ком. Ю.А. Асеева. М., 1988. 429 с.

119. Мир музея. / Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей». 1-3 классы общеобразовательной школы. СПБ., 1995. -59 с.

120. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. -М., 1975.- 128с.

121. Михалевская Г.И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб., 2001. 292 с.

122. Можнягун С. К„ Неверов В. Н. Эстетика и педагогика. М., 1978. - 232 с.

123. Моль А. Социодинамика культуры. М., - 1973. - 405 с.

124. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика: Сборник НИИ культуры. М., 1989. - 168с.

125. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов. Вып.5 Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб., 1999.- 163 с.

126. Музей и дети. Всесоюзная межмузейная конференция. Тезисы. Ташкент, 1982.-С. 210.

127. Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб., 1997. — 328 с.

128. Музей и дети. //»Я вхожу в мир искусств». М., 1998. № 9,-141 с.133. «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения. Экспериментальное методическое пособие. М., 1995. - 175 с.

129. Музей и образование.//Музейное дело и охрана памятников. Вып.5. -М.,1989. 40 с.

130. Музей и подрастающее поколение. Труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. ГРМ. Вып.З СПб., 1993- 129 с.

131. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып.1. «Направление поиска». Сборник статей. СПб, 1996. - 108 с.

132. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып.2. «Образ и мысль». Сборник статей. СПб, 1997. - 142 с.

133. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып.З. «Развитие идеи». Сборник статей. СПб, 1997. - 85 с.

134. Музейная педагогика. Программа курса для студентов специализации «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» Московский Государственный институт культуры. М., 1996. - 24 с.

135. Музейная педагогика. Программа курса и методические материалы. Санкт-Петербургская академия культуры. СПб., 1997. - 19 с.

136. Музейная педагогика. (Материалы «Музейной энциклопедии»). Омск. -1999.-32 с.

137. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. -СПб., 1998.-96 с.

138. Музейная педагогика в школе. Вып. II. СПб., 2000. - 208 с.

139. Музыка в единой трудовой школе. СПб., вып. I, СПб., 1919. 76 с.

140. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2004. - 456 с.

141. Надолинская Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников. Автореф. дисс .канд. пед. наук. М., 1996.-24 с.

142. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917-1973 гг. М., 1974.-422 с.

143. Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Учительская газета, 1999. 18 окт. с. 15

144. Некрасова-Каратеева O.JI. Педагогические условия художественного воспитания детей младшего возраста в изотудии при музее. Автореф. дисс . .канд. пед. наук. М., 1987. - 18 с.

145. Некрасова-Каратеева O.JI., Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее.//Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.- С. 127-170.

146. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания. Книга для учителя. М., 1987. - 255 с.

147. Неменский Б.М. Культура Искусство - Образование. Цикл бесед. - М., 1994.- 145 с.

148. Непершина О.В. Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности. Автореф. дисс .канд. пед. наук. Саратов, 2000 - 22с.

149. Новая философская энциклопедия. М., 2001. - 605 с.

150. Новожилова Л.И. Художественный музей в системе культуры // Современный художественный музей: Сб. науч. тр. JL, 1980. - С 3-18.

151. Новое педагогическое мышление. М., 1989. - 280 с.

152. Новорусский М.В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. Сост. Н.Н. Бахтин и др. М., 1911. 38 с.

153. Образовательная деятельность художественного музея. (Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). Вып 4. СПб., 1995 - 125 с.

154. Образовательная деятельность художественного музея. (Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). Вып 5. СПб., 1997. - 130 с.

155. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.-944 с.

156. Орлов В.Н. Гуманитарные основы культуры/Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб.,1991.-е. 29-40.

157. Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб., 2000. 92 с.

158. Основы экскурсионного дела. Труды 62. М., 1977. - 94 с.

159. Пави П. Словарь театра. М., 1991. - 504 с.

160. Панкратова Т.Н. Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры. М., 2000. - 112 с.

161. Пархоменко М.П. Насущные проблемы эстетического воспитания народа.//«Вопросы теории и практики коммунистического воспитания». М., 1962.-С. 54-74.

162. Печко Л.П. Современной теории эстетического воспитания. // Современные подходы к теории эстетического воспитания: Материалы и тезисы Буровских чтений. М., 1999. - с. 194-200.

163. Пешикова Л.В., Предтеченская Л.М. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры. М., 2000. -72 с.

164. Пешикова Л.В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников. Автореф. дисс .канд. пед. наук.-М., 1997- 18 с.

165. Пиотровский Б.Б. Развитие воспитательной работы музеев -знаменательное явление современной жизни. Л.-М., 1968. - 65с.

166. Полякова Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001. - 23 с.

167. Полякова Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2004. — 24 с.

168. Потапова М.В. Установка в восприятии искусства. Автореф. дисс .канд. философ, наук. Л., 1987. - 17 с.

169. Поташник М.М. Педагогика. М., 1997. 206 с.

170. Прилуцкая Т.И. Профессиональные особенности работы экскурсовода с детьми в художественном музее.// Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., 1973. - 318 с.

171. Предтеченская JI.M. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса «Мировая художественная культура»/Музыка в школе, №4. 1984.-с. 16-21.

172. Предтеченская Л.М. Дневник читателя, зрителя, слушателя // Методика преподавания мировой художественной культуры в 8(9) классе. М., 1984. -с. 38-50.

173. ПрограммаВКП(б), парагр.12,п.Ю. 1936г.-С. 35-38.

174. Программа художественно-эстетического образования. Обоснование. Содержание. Внедрение. Государственный Русский музей. Гимназия при ГРМ.-СПб., 1996.-39 с.

175. Протопопов Ю.Н. «Можно трогать руками». Из опыта освоения младшими школьниками художественной культуры Москвы.// Искусство в школе, 1998, №6. С. 62-65.

176. Протопопов Ю.Н. Музей это не прошлое, а будущее. // Искусство в школе, 2000, № 6. - С. 72-74.

177. Профессия режиссер.// «Я вхожу в мир искусств". М., 1999. №12. — 169 с.

178. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. М., 1999. - 440 с.

179. Радугин А.А. Эстетика. М., 2000. -240 с.

180. Разгон A.M. Некоторые направления научных исследований в деятельности школьных музеев//Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1983. - С. 7-16.

181. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. -М., 1969.- 191 с.

182. Рапопорт С.Х. Музейная среда и художественное воспитание ребенка.// Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети». Ташкент, 1982. -С. 141-148.

183. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1972. - 166 с.

184. Рева Н.Д. Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников. М., 1991. - 17 с.

185. Рева Н.Д. Специфика музейно-педагогических программ для начальной школы.//Международный музейно-практический семинар «Здравствуй, музей». Тезисы семинара. СПб., 1995. - С. 104-107.

186. Революция, искусство, дети. Часть I. -М., 1987.-240 с.

187. Ремнева Е.В. Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего подростка. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999. - 23 с.

188. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. М., 1996 - 224 с.

189. Розин В.М. Образование в конце XX века//Вопросы философии. -1992 -№9.-с. 10.

190. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М., 1993. - 186с.

191. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Научный семинар. Част. II. М., 1979. - 875 с.

192. Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству.// Экскурсионный вестник. М., 1916, № 1-2. - С. 5-17.

193. Российская Педагогическая Энциклопедия. М., 1993 т.1. — 589 с.

194. Российская Педагогическая энциклопедия. М., 1999. т.2. - 560 с.200. «Русская школа», журнал, 1891. № 4. с. 36.

195. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. - 322с.

196. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -230 с.

197. Село Т. Альфред Лихтварк и что было потом / Сб.: Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер, 1998. — с. 93-99.

198. Сикорская Н.Г. Гуманитарная культура личности как педагогический феномен. // Северо-Кавказский государственный технический университет. Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 6. -Ставрополь, 2001.- с. 15-19.

199. Симонов П.В. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984— 204 с.

200. Синдикова Г.М. Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, 2000. -23 с.

201. Скатерщиков В.К. Идейно-эстетическое воспитание трудящихся в период развернутого строительства коммунистического общества./ТПроблемы эстетического воспитания и современность. М., 1963. С. 56-72.

202. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста//Магистр 1. 1991. -№ 1. - с. 16-25.

203. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти т. М.1963. Т. 15.-704 с.

204. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика). Под ред. Киященко Н.И. // www. philosophy, ru.

205. Современный словарь-справочник по искусству. (Под ред. Мелик-Пашаева А. А.) М., 1999. - 810 с.

206. Современный словарь по педагогике. Минск, 2001. - 298 с.

207. Соловьёв B.C. Соч. В 2-х т.Т.2.-М., 1990. 320с.

208. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии. М., 1999. 62 с.

209. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры)./ Музееведение. М., 1989. - С.35-56.

210. Столетов В.Н. Вступительная статья. // «Мудрость красоты» М., 1981 г.-с. 3-10.

211. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. JI., 1988. - С. 3-31.

212. Столяров Б.А. Междисциплинарная основа образовательной деятельности музея. Страницы истории отечественного искусства. ГРМ. Выпуск VI. СПб., 1999.-С. 95-103.

213. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодёжи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб., 2001.- 100 с.

214. Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002 - 144 с.

215. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб., 1999. - 222 с.

216. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. / Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.-С. 170-201.

217. Столяров Б.А., Бойко А.Г. и др. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. СПб., 1998. - 95 с.

218. Столяров Б.А., Бойко А.Г. и др. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»/ Художественны музей в образовательном процессе. -СПб., 1998.-С. 201-227.

219. Сулимов М. Веруя в чудо. Алма-Ата, 1980. 184с.

220. Теория эстетического воспитания. /АН СССР, ТЗЗ Ин-т философии. М., 1979.-255 с.

221. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН, вып. II, М., 1947. - 147 с.

222. Толстых А.В. Психология юного зрителя. М., 1986. - 80 с.

223. Троянская C.JI. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики. Автореф. дисс .канд. пед. наук. — Ижевск, 2004.-20 с.

224. Ушинский К.Д. Человек как предмет познания. М.; JL, 1946. - 25 с.

225. Федоров Н.Ф. Музей. Его смысл и назначение./Экспресс-информация. Музейное дело. Вып. 3-4. М., 1992. - С. 8-16.

226. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств// Советский музей. 1989.-№4.-с. 25-32.

227. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. — М., 1987.-222 с.

228. Хансен Т.Х. Музей как просветительское учреждение.// Museum, 1984, № 144. С. 4-8

229. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1992.-160 с.

230. Ходнев А.П. Об устройстве музеумов с целью народного образования и практической пользы // Экономические записки. -1862. № 45.

231. Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. 320с.

232. Чуракова JI.JI. Режиссура музейного зрелища. // «Я вхожу в мир искусств». М., 1999. № 12. С. 121-158.

233. Чумалова Т.В. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики. Дис.канд. пед. Наук. М., 1995. 176 с.

234. Шацкие В.Н. и С.Т. «Бодрая жизнь» (из опыта детской трудовой колонии). М., 1927. - 118 с.

235. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. - Ставрополь, СГПУ 1991.- 205 с.

236. Шляхтина JI.B. Основы музейного дела. М., 2000. — 160 с.

237. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923 - 63 с.

238. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. - 208 с.

239. Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей». СПб., 1994. - 92 с.

240. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1972. - 360 с.

241. Эстетика. Словарь. М., 1989. - 447 с.

242. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников./Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Ч. 1.-М., 1973.-С. 65-11.

243. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии/Теория эстетического воспитания: Сб. науч. трудов. Вып.З. М., 1975.-с. 24-38.

244. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее./ЯСультурно-образовательная деятельность музеев. М., 1997. - с. 14-23.

245. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика профессия//Советский музей. 1991.-№ 1. — с. 12-14

246. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей». М., 2001. - 224 с.

247. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. 238 с.

248. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., 1958. -254 с.

249. Яковлев А. Г. Эстетика. М., 1999. - 348 с.

250. Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов. Л., 186. 44 с.

251. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европейский институт экспертов. СПб., 1998. 693 с.

252. Якунин В. А., Мешков Н.И. Психология педагогической деятельности. Л., 1990.- 103 с.

253. Museum education. Histori, Theory and Practis. the national art education Association. Reston, Virdginia, 1989. p. 13.

254. Museumspadagogik in der Deutchen Democratischen Repablik. Berlin., 1983. p. 152.

255. H.Read. Education Through Art, Faber a. Faber. London, 1958. p. 160.

256. Museums Education. History, Theory & Practice. Reston, 1989. p. 23.200

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.