Организационно-педагогические условия повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Леушканова, Ольга Юрьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 247
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Леушканова, Ольга Юрьевна
Введение.
Глава 1. Художественное образование учащихся в детской картинной галерее как педагогическая проблема
1.1. Состояние проблемы художественного образования учащихся в педагогической теории и практике.
1.2. Функции детской картинной галереи в процессе художественного образования учащихся.
1.3. Комплекс организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее
2.1. Цель, задачи, этапы и содержание опытно-экспериментальной работы.
2.2. Реализация комплекса организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия подготовки будущих учителей изобразительного искусства к руководству художественно-творческой деятельностью школьников2010 год, кандидат педагогических наук Малинская, Любовь Леонидовна
Развитие творческого потенциала учащихся сельских детских школ искусств на основе интеграции предметов эстетического цикла2007 год, кандидат педагогических наук Антонова, Валентина Иосифовна
Развитие творческой направленности учащихся на занятиях по изобразительному искусству2010 год, кандидат педагогических наук Хрипунова, Елена Анатольевна
Эстетическое развитие старших дошкольников в системе "художественный музей - детский сад"2006 год, кандидат педагогических наук Мацкевич, Марина Владимировна
Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования2001 год, доктор педагогических наук Гильман, Римма Акимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические условия повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее»
Проблема нашего исследования заключается в повышении уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
Актуальность выбранной проблемы определяется рядом аспектов.
Модернизация образования поставила перед педагогической наукой и практикой ряд серьезных задач, нацеливающих на воспитание гуманного, творческого, готового к диалогу с окружающими людьми человека. В их решении особую роль призвано сыграть искусство. Моделируя мир, в центре которого находится человек, оно выполняет «человекотворческую» миссию (JI.H. Коган), обладает мощным духовным и гуманистическим потенциалом.
Для большинства учащихся общение с искусством на уроках изобразительного искусства в школе заканчивается вместе с получением аттестата. Это обуславливает особую значимость ориентации учреждений дополнительного образования на цели повышения уровня художественного образования учащихся средствами искусства, обеспечивающего развитие внутреннего мира.
В науке имеется необходимая совокупность знаний для постановки и решения проблемы моделирования образовательных систем, ориентированных на разностороннее развитие личности. В частности, определены: теоретико-методологические основы развития образовательных систем (Б.С. Гер-шунский, В.И. Генецинский, Ю.В. Громыко, В.И. Журавлев, Н.М. Пахомов, Г.Н.Сериков), исследованы возможные пути развития образовательных систем в регионах (O.E. Лебедев, В.И. Подобед, И.И. Продонов, В.И.Скворцов, Н.И.Фунникова, А.Д. Щекунова); выявлены основы моделирования региональных образовательных систем как механизмов развития региональных программ (И.А. Бочкарева, B.C. Кошкина, В.А. Штурба); изучены возможности отдельных дисциплин в художественно-эстетическом развитии личности учащихся разного возраста, пути и способы развития художественно-эстетических способностей учащихся (B.C. Библер, Н.М. Зубарева, Б.М. Йемен ский, В.В. Николаева, Б.П. Юсов, Т.Я. Шпикалова и др.).
Организация художественного образования с детьми разного возраста представлена в работах известных психологов (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, С.Д. Левин, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.).
С целью определения преемственности программ художественного образования различных образовательных учреждений (дошкольного, общеобразовательного, дополнительного образования) мы обращались к трудам В.В. Алексеевой, С.А. Герасимовой, Г.В. Лабунской, В.Н. Полуниной, Е.В. Рожковой, Л.Г. Савенковой, Н.П. Сакулиной, Н.П. Старосельцевой, B.C. Щербакова, H.H. Фоминой, Т.Я. Шпикаловой и др.
Особенности регионального опыта развития непрерывного художественного образования учащихся, в том числе и в городе Магнитогорске, рассмотрены в работах В.М. Белого, P.A. Гильман, В.И. Колякиной, Н.С. Ждановой, Н.Г. Гриневич, Л.В. Неретиной, О.П. Савельевой и др.
Выделим ряд противоречий:
- между потребностью общества в совершенствовании системы дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью теоретических основ процесса художественного образования учащихся в этих учреждениях;
- между необходимостью удовлетворения художественно-образовательных потребностей подрастающего поколения и недостаточностью учреждений дополнительного образования для самореализации способной творческой личности на уровне города, области, региона;
- между осознанием руководителей учреждений дополнительного образования в необходимости художественного образования детей и отсутствием эффективных путей и средств его реализации в практической профессиональной деятельности педагога.
Особенно остро эти противоречия проявляются в городах и регионах России, отличающихся своей спецификой и пестротой социального состава, культурно-образовательным уровнем населения, динамичностью и разнообразием внешних и внутренних связей между культурными и научно-образовательными центрами концентрации науки, культуры и производства.
В настоящее время в связи с модернизацией образования в системе непрерывного художественного образования существуют учреждения дополнительного образования, которые при целенаправленной работе смогли бы повысить уровень художественного образования учащихся. К таким учреждениям дополнительного образования можно отнести и детские картинные галереи. Однако до сих пор остаются неразработанными потенциальные функции детской картинной галереи как учреждения дополнительного образования.
Взаимодействие всех участников процесса непрерывного художественного образования, основанное на принципах преемственности, дополнительности, скоординированности, общей методологии образования и приобщении детей к художественному творчеству, выдвигает проблему, на которую направлено диссертационное исследование - повышение уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
Таким образом, перечисленные выше факторы и необходимость разрешения противоречий дали нам возможность сделать заключение об актуальности выбранной проблемы и сформулировать тему исследования: «Организационно-педагогические условия повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее».
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
Объект исследования: дополнительное образование учащихся.
Предмет исследования: художественное образование учащихся в детской картинной галерее как учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: повышение уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее достигается, благодаря:
1) обеспечению взаимодействия и взаимовлияния координирующей, методической, выставочной, информационной функций детской картинной галереи с образовательной функцией, которая выступает в роли базовой;
2) реализации комплекса организационно-педагогических условий:
- формирование интереса учащихся к искусству с включением их в общность художественно-творческих целей субъектов образования;
- создание художественного пространства творческого, диалогического взаимодействия между педагогом, школьником и произведением искусства;
- развитие профессиональной компетентности педагогов художественного образования учащихся.
Задачи исследования:
1) на основе анализа проблемы оценить уровень художественного образования учащихся в педагогической теории и практике;
2) выделить и раскрыть функции детской картинной галереи;
3) выявить особенность влияния комплекса организационно-педагогических условий на уровень художественного образования учащихся детской картинной галереи;
4) разработать программу художественного образования учащихся в детской картинной галерее и методические рекомендации по ее реализации для педагогов.
Методологическую основу нашего исследования составили:
- положения философии о функциях искусства как средстве художественного образования и процесса познания (Аристотель, Гераклит, Лукреций, Платон, Сократ, Филодема), эстетического воспитания (И. Гардер, Б. Кроче, Г. Лессинг, А. Потебня);
- общепедагогические и организационно-педагогические аспекты деятельности (В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, С.Л. Рубинштейн и др-);
- теория развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д. Б. Эльконин и др.);
- теория музейной педагогики (С.С. Аралова, Е.Г. Ванслова, H.JI. Кульчинская, С.Д. Левин, O.JI. Некрасова-Каратеева, Н.Д. Рева, Б.А. Столяров, Ф.И. Шмит, М.Ю. Юхневич и др.);
- концепция художественного образования (B.C. Кузин, Б.М. Йеменский, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.);
- теория педагогического творчества (Ш.А Амонашвили, Г.Г. Гранатов, В.И. Загвязинский, Н.Д.Никандров и др.);
- теория управления развитием профессионального педагогического мастерства (И.А. Зязюн, С.Г. Молчанов, А .Я. Найн, Н.Я. Сайгушев, Г.Н. Сериков, З.М. Уметбаев и др.).
- системный подход (А.И. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский и др.);
- личностно-ориентированный подход (В.А. Беликов, Ю.К. Бабанский, Ю.Н. Конаржевский, И.С. Якиманская и др.);
- модульный подход (С.Я. Батышев, И.Б. Сенновский, П.И.Третьяков, М.А. Чошанов и др.)
Цели и задачи исследования определили логику и содержание теоретико-экспериментального исследования, которое осуществлялось на протяжении пяти лет в три этапа. В эксперименте участвовали общеобразовательные образовательные учреждения г. Магнитогорска № 14, 45, 46, 64; Магнитогр-ская детская картинная галерея.
Первый этап (1999-2000 гг.) был посвящен анализу состояния рассматриваемой проблемы в философской, психологической и педагогической литературе. Обобщался опыт работы учителей изобразительного искусства и педагогов по вопросам преемственности художественного образования учащихся в различных образовательных учреждениях. Уточнялись гипотеза, предмет исследования. В ходе анализа нами применялись методы анкетирования, беседы, тестирования, наблюдения, педагогического проектирования.
В результате аналитического осмысления полученных данных были выделены функции детской картинной галереи и составлен перспективный план, комплексная экспериментальная программа повышения уровня художественного образования учащихся.
Второй этап исследования (2000 - 2001 гг.) был посвящен уточнению и корректировке гипотезы исследования, основных направлений формирующего этапа эксперимента; выделению и раскрытию функций детской картинной галереи; разработке и внедрению в практику комплекса организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее; уточнению и апробации критериально-оценочного инструментария для определения эффективности повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее. Основные методами исследования на данном этапе: формирующий эксперимент, педагогическое проектирование, наблюдение, интервьюирование, статистические методы первичной обработки результатов (ранжирование, шкалирование и т. д.).
На третьем этапе (2002 - 2005 гг.) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялись логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации. Основные методы третьего этапа: теоретические (обобщение, систематизация); методы математической статистики, компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов.
Научная новизна выполненного нами исследования заключается в следующем:
- теоретически обоснованы функции детской картинной галереи и уточнены их взаимосвязь и взаимовлияние на повышение уровня художественного образования учащихся;
- выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- уточнено и конкретизировано понятие «художественное образование учащихся детской картинной галереи»;
- выявлено влияние комплекса организационно-педагогических условий на повышение уровня художественного образования учащихся детской картинной галереи.
Практическая значимость заключается в том, что разработаны и внедрены образовательная программа повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее и методические рекомендации по ее применению; определен и апробирован оценочно-критериальный инструментарий исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы при организации деятельности учреждений дополнительного образования, на курсах повышения квалификации педагогов, в процессе подготовки студентов на художественно-графических факультетах педагогических вузов.
На защиту выносятся:
1) содержание функций детских картинных галерей (образовательная, координирующая, методическая, музейная, информационно-издательская), взаимосвязь и влияние их на повышение уровня художественного образования учащихся;
2) комплекс организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся детской картинной галереи:
- формирование интереса учащихся к искусству с включением их в общность художественно-творческих целей субъектов образования;
- создание художественного пространства творческого, диалогического взаимодействия между педагогом, школьником и произведением искусства;
- развитие профессиональной компетентности педагогов художественного образования учащихся.
Обоснование и достоверность полученных результатов обеспечиваются четким определением исходных методологических предпосылок, опорой на положения современных педагогических теорий художественного образования учащихся; взаимодополняющих методик диагностирования, выборкой математической статистики для обработки количественных и качественных данных, а также итогами внедрения методических разработок по материалам исследования в практику художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись посредством обобщения изученного опыта исследуемых образовательных функций музеев, детских картинных галерей и учреждений, занимающихся художественным образованием учащихся, через публикации статей, тезисов (1999-2000); ежегодных выступлений с докладами по материалам исследования на научно-практических конференциях (Магнитогорский государственный университет, Челябинский институт повышения квалификации педагогических работников (1999-2005); проведения независимых экспертиз и комплексных проверок образовательных учреждений по художественно-образовательной деятельности, выступлений с докладами и сообщениями перед участниками городских, областных методических совещаний, путем творческих отчетов на фестивалях образовательных инициатив института образовательной политики «Эврика» Министерства образования и науки Российской Федерации о реализации Федерального эксперимента на базе Детской картинной галереи г. Магнитогорска.
Структура диссертации определяется задачами исследования и состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, списка использованных источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе2002 год, кандидат педагогических наук Ломова, Наталия Федоровна
Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования2002 год, кандидат педагогических наук Захарченко, Татьяна Юрьевна
Педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей: на примере "Детской школы искусств и ремесел "Гармония"2010 год, кандидат педагогических наук Белоус, Светлана Владимировна
Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования2009 год, кандидат педагогических наук Фомина, Ольга Евгеньевна
Развитие творческого воображения учащихся на основе межпредметных связей2006 год, кандидат педагогических наук Давыдова, Ольга Викторовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Леушканова, Ольга Юрьевна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В результате проведенного педагогического эксперимента нами были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.
Анализируя полученные данные констатирующего этапа эксперимента, мы определили низкий уровень художественного образования учащихся по всем показателям. Это вызвало необходимость внедрения и реализации комплекса организационно-педагогических условий.
Критерием эффективности повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее выступает уровень художественного образования учащихся.
В качестве основных показателей, характеризующих уровень художественного образования учащихся в детской картинной галерее, нами выделены следующие:
- знания в области изобразительного искусства;
- умения учащихся в области изобразительного искусства;
- сформированность устойчивого художественного интереса учащихся;
- развитие творческого воображения учащихся в процессе деятельности (художественной направленности);
- развитие профессиональной компетентности педагогов художественного образования.
Полученные нами результаты в ходе эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что эффективность процесса повышения уровня художественного образования учащихся может быть обеспечена путем применения комплекса выделенных необходимых и достаточных организационно-педагогических условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий:
- между потребностью общества в совершенствовании системы дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью теоретических основ процесса художественного образования учащихся в этих учреждениях;
- необходимостью удовлетворения художественно-образовательных потребностей подрастающего поколения и недостаточностью учреждений дополнительного образования для самореализации способной творческой личности на уровне города, области, региона;
- осознанностью руководителей учреждений дополнительного образования в надобности художественного образования детей и отсутствием эффективных путей и средств его реализации в практической профессиональной деятельности педагога.
Выполненное диссертационное исследование посвящено решению проблемы повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
Объектом исследования было дополнительное образование учащихся, а предметом изыскания: художественное образование учащихся в детской картинной галерее как учреждении дополнительного образования.
Полученные результаты экспериментальной работы позволяют сформулировать вывод о достижении цели исследования, так как был решен комплекс задач. А именно:
1) на основе анализа проблемы оценить уровень художественного образования учащихся в педагогической теории и практике;
2) выделить и раскрыть функции детской картинной галереи;
3) выявить особенность влияния комплекса организационно-педагогических условий на уровень художественного образования учащихся детской картинной галереи;
4) разработать программу художественного образования учащихся в детской картинной галерее и методические рекомендации по ее реализации для педагогов.
В ходе исследования нами уточнено, что под художественным образованием учащихся мы понимаем целенаправленное развитие и воспитание средствами всех видов искусств, результативность которых нами определяется степенью овладения учащимися знаниями и умениями в области изобразительного искусства, сформированностью устойчивого художественного интереса и развитием творческого воображения в процессе деятельности (художественной направленности) на основе взаимодействия компетентных в области изобразительного искусства педагогов и учащихся.
Нами выявлено, что в условиях картинной галереи базовой является образовательная функция. Но качественное ее выполнение обеспечивается взаимодействием и взаимовлиянием координирующей, информационно-издательской, методической, музейной функцией, которые влияют на содержание образовательной функции.
В диссертации доказано, что эффективное повышение уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий:
- формированием интереса учащихся к искусству, включая их в общность художественно-творческих целей субъектов образования;
- созданием целенаправленного конструируемого художественного пространства творческого, диалогического взаимодействия между педагогом, школьником и произведением искусства;
- развитием профессиональной компетентности педагогов художественного образования учащихся.
При раскрытии первого педагогического условия уточнено, что характерным признаком развитости художественного интереса является осознанное эмоционально-эстетическое реагирование человека на произведение искусства и сопереживание эмоциональному содержанию произведения. Поэтому представляется возможным в качестве показателя развитого художественного интереса личности при обучении изобразительному искусству выделять восприятие эмоционально-образной выразительности художественного языка. Более сложной формой проявления художественного интереса является самовыражение посредством художественного предмета.
Раскрывая второе педагогическое условие, мы рассматриваем педагогическое взаимодействие как такое взаимное воздействие педагогов и детей друг на друга, в результате которого осуществляется процесс их личностного роста и изменения.
В работе показано, что пространство художественного образования учащихся есть преобразованная художественными средствами педагогическая реальность, в которой осуществляется организация деятельности, творческого диалогического взаимодействия, общения между педагогом, учащимися и художественным произведением, обеспечивающего субъектную гуманную, творческую позицию учащихся, выступающего целью, ценностью, смыслом данного процесса и участвующего в нем как соавтор и единомышленник. Художественная деятельность педагога и учащегося и организуемая ими художественно-эстетическая предметная среда являются компонентом пространства.
Третье педагогическое условие раскрывает развитие профессиональной компетентности педагогов, в процессе которого происходит рождение новой деятельности педагога: от педагога-слушателя к педагогу-исследователю, который апробирует, материал своей деятельности, а затем выходит на собственную инновационную деятельность, выступая в роли педагога-новатора, обобщая теоретически и практически свой опыт.
Данные организационно-педагогические условия, с одной стороны, являются относительно самостоятельными, а с другой, они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Отсутствие одного из них, несомненно, скажется на получаемом результате.
Рассматривая реализацию организационно-педагогических условий в едином комплексе, мы опирались на программу повышения уровня художественного образования учащихся.
Содержательная структура образовательной программы строится по 5 модулям:
- комплексно-интегрированный подход в преподавании предмета «Изобразительное искусство»:
- организация непрерывности и преемственности художественного образования;
- возрождение национально-культурных традиций народов России;
- разработка и внедрение национально-регионального компонента в художественном образовании;
- внедрение современных технологий преподавания предмета искусства.
Каждый модуль содержит в себе три взаимосвязанных и взаимопроникающих линии:
1) линия организации открытого образования «от выставки детского творчества к образовательному заказу»;
2) учебно-образовательная линия по пяти образовательным модулям «вхождение учащихся в творческую среду»;
3) разработка новых инновационных проектов «от проекта к культуре проектирования».
Нами доказано, что вхождение учащихся в тему модуля через разные формы позволяет им опосредованно вычленить свою позицию, а через фиксацию трудностей приходить к выделению проблемы для построения образа желаемого результата детской картинной галереи. Всего в эксперименте участвовало 740 учащихся среднего звена из четырех школ, выборка констатирующего эксперимента составила охват экспериментом 444 учащихся.
Экспериментальная работа по повышению уровня художественного образования учащихся потребовала определения критериев и показателей его эффективности. В качестве критериев выступает уровень художественного образования учащихся. Нами были выделены три уровня: низкий, средний и высокий. Показатели, по которым оценивался критерий, были выявлены в соответствии с содержанием художественного образования учащихся. К таковым относятся: знания в области изобразительного искусства; устойчивый художественный интерес учащихся; творческое воображение учащихся в процессе деятельности (художественной направленности); профессиональная компетентность педагогов.
Достоверность полученных результатов обеспечиваются четким определением исходных методологических предпосылок, опорой на положения современных педагогических теорий художественного образования учащихся, взаимодополняющих методик диагностирования, выборкой математической статистики для обработки количественных и качественных данных, а также итогами внедрения методических разработок по материалам исследования в практику художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
Считаем, что научная новизна исследования заключается в следующем:
- теоретически обоснованы функции детской картинной галереи и уточнены их взаимосвязь и взаимовлияние на повышение уровня художественного образования учащихся;
- выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- уточнено и конкретизировано понятие «художественное образование учащихся в детской картинной галерее»;
- выявлено влияние комплекса организационно-педагогических условий на повышение уровня художественного образования учащихся детской картинной галереи.
Изыскание имеет, на наш взгляд, практическую значимость в том, что нами разработаны и внедрены образовательная программа повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее и методические рекомендации по ее применению; определен и апробирован оценочно-критериальный инструментарий исследования.
Материалы данного исследования могут быть использованы при организации деятельности учреждений дополнительного образования, на курсах повышения квалификации педагогов, в процессе подготовки студентов на художественно-графических факультетах педагогических вузов.
В результате эксперимента нами была подтверждена выдвинутая гипотеза исследования: повышение уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее достигается, если:
1) обеспечивается взаимодействие и взаимовлияние координирующей, методической, выставочной, информационной функций детской картинной галереи с образовательной функцией, которая выступает в роли базовой;
2) реализуется комплекс организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся:
- формирование интереса учащихся к искусству, включая их в общность художественно-творческих целей субъектов образования;
- создание художественного пространства творческого, диалогического взаимодействия между педагогом, школьником и произведением искусства;
- развитие профессиональной компетентности педагогов художественного образования учащихся.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать общие выводы:
1. Актуальность проблемы процесса художественного образования учащихся в детской картинной галерее обусловлена модернизацией образования и необходимостью воспитания творчески активной личности учащихся.
2. Под художественным образованием учащихся мы понимаем целенаправленное развитие и воспитание средствами всех видов искусств, результативность которых нами определяется степенью овладения учащимися знаниями и умениями в области изобразительного искусства, сформированно-стью устойчивого художественного интереса и развитием творческого воображения в процессе деятельности (художественной направленности) на основе взаимодействия компетентных в области изобразительного искусства педагогов и учащихся.
3. Базовой является образовательная функция. Но качественное выполнение обеспечивается взаимодействием и взаимовлиянием координирующей; информационно-издательской; методической; музейной, которые влияют на содержание образовательной функции.
4. Базовыми методологическими подходами выступают: системный, личностно-ориентированный, модульный, деятельностный, технологический.
5. Повышение уровня художественного образования учащихся в условиях детской картинной галереи обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий:
- формирование интереса учащихся к искусству, включая их в общность художественно-творческих целей субъектов образования;
- создание целенаправленного конструируемого художественного пространства творческого, диалогического взаимодействия между педагогом, школьником и произведением искусства;
- развитие профессиональной компетентности педагогов художественного образования учащихся.
6. Критерием эффективности повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее выступает уровень художественного образования учащихся.
7. В качестве основных показателей, характеризующих уровень художественного образования учащихся в детской картинной галерее нами выделены следующие:
- знания в области изобразительного искусства;
- умения учащихся в области изобразительного искусства;
- сформированность устойчивого художественного интереса учащихся;
- развитие творческого воображения учащихся в процессе деятельности (художественной направленности);
- развитие профессиональной компетентности педагогов детской картинной галереи.
Перспективным направлением дальнейших исследований могут стать: разработка модели развития художественного образования учащихся в системе дополнительного образования; создание индивидуализированных программ художественного образования учащихся; разработка эффективных приемов рефлексивного управления художественным образованием учащихся.
Необходимость совершенствования художественного образования учащихся обусловлена возросшими потребностями общества в воспитании творческой личности.
Анализ психолого-педагогической литературы и наше исследование показали, что действующая система дополнительного образования не обеспечивает необходимого уровня художественного образования учащихся. Однако такие учреждения дополнительного образования, как детские картинные галереи содержат потенциальные возможности в повышении уровня художественного образования учащихся.
В процессе исследования нами обосновано, что повышению уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее способствует реализация следующих функций:
- координирующей, сопровождающейся составляющими (социальная, организационная), которая обеспечивает интеграцию образовательных и культурных учреждений, социализацию участников образовательного процесса;
- методической, имеющей составляющие (дидактическая, организационная, диагностическая), которая сопутствует повышению профессиональной компетентности педагогов и методическому и дидактическому обеспечению образовательного процесса;
- образовательной, сопровождающейся составляющими (диагностическая, воспитательно-развивающая и мотивационно-побудительная), которая содействует художественному образованию, искусствоведческой и творческой деятельности, обеспечивающей развитие системы непрерывного художественного образования учащихся;
- музейной, включающей в себя социальную, воспитательно-развивающую, мотивационно-побудительную составляющие и обеспечивающей коллекционирование и архивирование детского рисунка в процессе выставочной и просветительской деятельности.
- информационно-издательской, сопровождающейся составляющими (социальная, организационная, дидактическая, мотивационно-побудительная), которые усиливают взаимодействие детских картинных галерей между разными ступенями и звеньями системы непрерывного художественного образования учащихся.
Таким образом, деятельность детской картинной галереи определяется функциями: координирующая (интеграция образовательных и культурных учреждений); информационно-издательская (информация, популяризация); методическая (повышение профессиональной компетентности педагогов, методическое и дидактическое обеспечение); музейная (коллекционирование и архивирование, выставочная, просветительская); образовательная (художественное образование, искусствоведческая и творческая деятельность).
В контексте решения нашей проблемы - повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее, мы отмечаем, что базовой является образовательная функция. Но ее качественное выполнение обеспечивается взаимодействием координирующей, музейной, методической, информационно-издательской функций, которые влияют на содержание образовательной функции. Каждая функция обеспечивает механизм взаимодействия и должна поддерживаться комплексом организационно-педагогических условий.
Анализ состояния проблемы повышения уровня художественного образования учащихся в условиях детской картинной галереи показал, что потенциальные возможности данного учреждения не используются в полной мере. Повышение уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее должно основываться на реализации принципов художественного образования: культуросообразности, научности, прочности, практичности, доступности.
Базовыми методологическими подходами выступают: системный, лич-ностно-ориентированный, модульный, деятельностный, технологический.
Художественное образование учащихся понимается нами как целостный процесс развития художественно-творческого потенциала учащихся и разностороннее обогащение его духовного мира средствами искусства, интегрирующий в себе содержательный, деятельностный, технологический компоненты:
- содержательный компонент, представленный системой знаний художественного образования на различных ступенях образования;
- деятельностный компонент, представленный практическими умениями использования художественных техник в процессе исполнения продуктов творчества;
- технологический компонент, представленный через совокупность соответствующих методов, средств и форм проектирования всех видов реализации деятельности учащихся.
Под художественным образованием учащихся мы понимаем целенаправленное развитие и воспитание средствами всех видов искусств, результативность которого нами определяется степенью овладения учащимися знаниями и умениями в области изобразительного искусства, сформированностью устойчивого художественного интереса и развитием творческого воображения в процессе деятельности художественной направленности, на основе взаимодействия компетентных в области изобразительного искусства педагогов и учащихся.
Нами определен комплекс организационно-педагогических условий повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее: а) формирование интереса учащихся к искусству, включая их в общность художественно-творческих целей субъектов образования; б) создание целенаправленного конструируемого художественного пространства творческого, диалогического взаимодействия между педагогом, школьником и произведением искусства; в) развитие профессиональной компетентности педагогов художественного образования учащихся.
Критерием эффективности повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее выступает уровень художественного образования учащихся.
В качестве основных показателей, характеризующих уровень художественного образования учащихся в детской картинной галерее нами выделены следующие:
- знания в области изобразительного искусства;
- умения учащихся в области изобразительного искусства;
- сформированность устойчивого художественного интереса учащихся;
- развитие творческого воображения учащихся в процессе деятельности (художественной направленности); развитие профессиональной компетентности педагогов художественного образования.
Проведенные нами исследования и полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования, которое не претендует на исчерпывающий характер. Перспективным направлением дальнейших исследований может стать: разработка модели развития художественного образования учащихся в системе дополнительного образования; создание индивидуализированных программ художественного образования учащихся; разработка эффективных приемов рефлексивного управления художественным образованием учащихся.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Леушканова, Ольга Юрьевна, 2005 год
1. Агамерян Ж. С. Детская картинная галерея / Ж. С. Агамерян. М.: Советский художник, 1979. - 345с.
2. Алексеева В. В. Изобразительное искусство и школа / В. В. Алексеева. М.: Советский художник, 1968. - С. 15-22, 48-49, 58-59, 118-119, 140.
3. Альтшуллер Г. С. Творчество как наука / Г. С. Альтшуллер. М.: Советское радио, 1979. — 114 с.
4. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А. Амонашвили. М., 1986.-205 с.
5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М. : Педагогика, 1980. - Т. 2. - 288 с.
6. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой деятельности / В. И. Андреев. Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
7. Апраксина О. А. Очерки по теории художественного воспитания / О. А. Апраксина. -М., 1956.-47 с.
8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М. : Прогресс, 1974. - 127 с.
9. Аскольдов С. А. Форма и содержание в искусстве слова / С. А. Ас-кольдов // Литературная мысль. Л. : Мысль, 1925. - Сб. 3. - С. 305 - 341.
10. Асмолов А. Г. Личность : психологическая стратегия воспитания А. Г. Асмолов / Новое педагогическое мышление. М., 1989. - 198 с.
11. П.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1991. - 154 с.
12. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М. : Педагогика, 1982. - 192 с.
13. Бакушинский А. В. Исследования и статьи / А. В. Бакушинский. -М. : Советский художник, 1981.-63 с.
14. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский // Новая Москва. 1925. - 4 с.
15. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1977. - 114 с.
16. Беликов В. А. Уровни организации учебно-познавательной деятельности учащихся : Методические рекомендации / В. А. Беликов. Магнитогорск : Изд-во МГПИ, 1994. - 41с.
17. Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В. А. Беликов. Челябинск : Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141 с.
18. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. М. : Просвещение, 1991. - 157 с.
19. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем / В. С. Бес-палько. Воронеж: ВГУ, 1983.- 175 с.
20. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер // Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
21. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. - 270 с.
22. Бойко А. Г. Гимназия при Русском музее : Новый этап в совместной работе школы и музея по художественно-эстетическому воспитанию учащихся / А. Г. Бойко // Музей и подрастающее поколение. Вып. 1. 35 с.
23. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1971. - № 1. - 146 с.
24. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М. : Знание, 1981.-293 с.
25. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
26. Болотов В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, И. Ф. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайден-ко // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 66.
27. Бондаревская Е. В. Педагогика : Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов средних и высших учебных заведений / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич; общ. ред. Е. В. Бондаревской. М.: ТЦ «Учитель», 1999.
28. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д. : Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000.-352 с.
29. Бореев Ю. Б. Эстетика / Ю .Б. Бореев. -4-е изд., доп. М. : Политиздат, 1988. - 496 с.
30. Бродецский А. Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве : Азбука молчания : учеб. пособие / А. Я. Бродецский. — М. : Владос, 2000. 192 с.
31. Бурганов И. А. Малый художественный музей в контексте культуры второй половины 20 века : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. А. Бурганов. М., 2001.-27 с.
32. Ванслова Е. Г. Курс « Музей и культура» в начальной школе: программа. Опыт и внедрения : экспериментальное методическое пособие / Е. Г. Ванслова. М. : МИРОС, 1995. - 176 с.
33. Веденеева О. А. Усвоение содержания педагогического образования студентами вузов на основе контексно-модульного подхода: автореф. дис. . канд. пед. наук / О. А. Веденеева. Магнитогорск, 2003. - 22с.
34. Возвращение к истокам : Народное искусство и детское творчество : учеб.-метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Покровской. -М. : Владос, 2000. 272 с.
35. Волков И. П. Приобщение учащихся к творчеству. Из опыта работы / И. П. Волков. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
36. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб. : Союз, 1997. - 393 с.
37. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М, 1991.
38. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М., 1968.-С. 4-47.
39. Гальперин П. Я. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. М. : МГУ, 1968. - 328 с.
40. Герасимова С. А. Система эстетического воспитания учащихся / С. А. Герасимова. М. : Педагогика, 1983. - 264 с.
41. Гершунский Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. -М. : Московск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1998. 432 с.
42. Глинский Б. А. Моделирование как метод научного исследования / Б. А. Глинский. М. : Высшая школа, 1965. - 234 с.
43. Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейных коммуникаций : Проблемы музейной коммуникации в музейной деятельности / М. Б. Гнедовский. М., 1989. - 261с.
44. Говорун Д. И. Творческое воображение и эстетические чувства / Д. И. Говорун. Киев : Высшая школа, 1980. - 141 с.
45. Готтенсдинер X. Франция : успехи в учении посетителя / X. Готтенсдинер, Л. Миронер, Ж. Давилон // Музей. 1993. - № 4. - С. 14.
46. Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении / Г. Г. Гранатов // Педагогика. 1995. - № 1. - С. 46-49.
47. Грановская Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб. : OMS, 1994. - 465 с.
48. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М. : Педагогика, 1986.
49. Двойнина Г. Б. Формирование готовности учителя музыки к организации пространства художественного воспитания учащихся: дис. . канд. пед. наук / Г. Б. Двойнина. Волгоград, 2004. - 192 с.
50. Демин М. В. Проблемы теории личности / М. В. Демин. М.: МГУ, 1977.-240 с.
51. Дуранов М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. Магнитогорск : МГПИ, 1996.-315 с.
52. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей : учебное пособие / Е. Б. Евладова, А. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. М.: Владос, 2002. -352 с.
53. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
54. Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения / В. И. Загвязинский. Свердловск : Урал. кн. изд-во, 1971. - 183 с.
55. Закон РФ « Об образовании» // Законодательных актов РФ. М. : Известия, 1992. - Вып. X. - С. 74-124.
56. Зеленко А. У. Детские музеи Северной Америки / А. У. Зеленко. -М., 1926.-241 с.
57. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева. СПб., 1988. - 42 с.
58. Изобразительное искусство и художественный труд / под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2002. - 55 с.
59. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божовичи, Л. В. Благонадежной. М.: Педагогика, 1972. - 351с.
60. Ильин Г. Л. Проблемы от века к веку : функциональная неграмотность / Г. Л. Ильин // Университетская книга. 2000. - № 2. - С. 18-25.
61. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
62. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1973. - Вып. 3. - 78 с.
63. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М.; Белгород: Mill У, 1993.-219 с.
64. Кабардов М. К. Типы языковых коммуникативных способностей и компетенции / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии. -1996. -№ 1.-34 с.
65. Каган М. С. Мир общения / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988.267 с.
66. Канн-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В. А. Канн-Калик. Грозный, 1997. - 286 с.
67. Канн-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Канн-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. - 286 с.
68. Квятковский Е. В. Творческая деятельность — условие повышенного воспитательного влияния художественной культуры на учащихся / Е. В. Квятковский. Советская педагогика. - 1977. - № 6. - С. 98-108.
69. Киященко В. И. Теория отражения и проблемы эстетики / В. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1983. - 224 с.
70. Климова Т. Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности : автореф. дисс. . канд. пед. наук / Т. Е. Климова. Челябинск, 1995. - 22 с.
71. Колякина В. И. Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности у подростков : дис. . канд. пед. наук / В. И. Колякина. -М., 1986.-162 с.
72. Колесникова И. А. Педагогическая реальность : Опыт межпарадиг-мальной рефлексии : курс лекций по философии педагогики / И. К. Колесникова. СПб. : «Детство-Пресс», 2001.-288 с.
73. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой / Ю. А. Конаржевский. М., 1979. - 49 с.
74. Концепция художественного образования Российской Федерации // Внешкольник. 2002. - № 4. - С. 1-6.
75. Краевский В. В., Полонский В. М. Методология для педагога : теория и практика : учеб. пособие / В.В. Краевский, В.М. Полонский. Волгоград : Перемена, 2001. - 324 с.
76. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 198.5. - 431 с.
77. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983. - 185 с.
78. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л., 1985.- 127 с.
79. Кузьмина Н. В.Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 144 с.
80. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В. С. Кузин. М.: Просвещение, 1977. - 134 с.
81. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин : Валгус, 1980. - 334 с.
82. Лабунская Г. В. Художественное воспитание детей в семье / Г. В. Лабунская. М.: Педагогика, 1970. - 47 с.
83. Лаврентьева Н. Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии в высшей школе: дис. . д-ра пед. наук / Н. Б. Лаврентьева. Барнаул, 1999. - 393 с.
84. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. М.: Советский художник, 1979. - 272 с.
85. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива / В. С. Леднев. 2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1991. - 223 с.
86. Лейтес Н. С. Возрастные предпосылки умственных способностей / Н. С. Лейтес; под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987. - 133 с.
87. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков / Н. С. Лейтис. М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 416 с.
88. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 95 с.
89. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1971. - 40 с.
90. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лер-нер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
91. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М., 1993. - 528 с.
92. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы / Д. С. Лихачев. СПб.: Алетейя, 1977. - 684 с.
93. Лобанова Н. Н. Профессиональная компетентность педагога / Н. Н. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. Самара; СПб ., 1997. - 106 с.
94. Макаров А. В. Модульная организация учебного процесса как основа разработки учебно-методического комплекса / А. В. Макаров, 3. П. Трофимова // Социально-гуманитарные знания. 2000. - № 4. - С. 141-155.
95. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1978. - Т. 1. - 121 с.
96. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
97. Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми : монография / В. Г. Маралов. М. : Изд-во Прометей Mili У им. Ленина, 1992. - 80 с.
98. Махмутов М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. - 364 с.
99. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 256 с.
100. ЮЗ.Мелик-Пашаев А. А. К проблеме художественных способностей и их развитие / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М., 1982. - 43 с.
101. Меныпина С. В. Педагогические условия развития познавательнойактивности учащихся : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. В. Меныпина. -Челябинск, 1999.-23 с.
102. Мейлах Б. С. Художественное восприятие / Б. С. Мейлах. — Л.: Наука, 1971.-387 с.
103. Молчанов С. Г. Теоретические основы стандартизации методического обеспечения в образовательной системе / С. Г. Молчанов // Эстетическое воспитание и художественное образование : Проблемы и перспективы. -Челябинск: ЧИДПОПР, 2002. -Ч. 1. 178 с.
104. Молчанов С. Г. Теория и практика аттестации педагогических руководящих работников образовательных учреждений: дис. . д-ра пед. наук / С. Г. Молчанов. Челябинск, - 1998. - 316 с.
105. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. М. : Знание, 1979. - 48 с.
106. Музей и школа : пособие для учителя / Е. Г. Ванслова и др.; сост. Э. А. Павлюченко; под общ. ред. Т. А. Кудреной. М. : Просвещение, 1985. -192 с.
107. Мухина В. С. Генезис изобразительной деятельности ребенка : автореф. дис. . д-ра пед. наук / В. С. Мухина. М., 1972. - 40 с.
108. Найн Н. Я. Гуманизация непрерывного профессионального образования / Н. Я. Найн, Л. М. Кустов. Челябинск : ЧГТРФК, 1994. - С. 78.
109. Неменский Б. М. Мудрость красоты : О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. М. : Просвещение, 1981. - 192 с.
110. Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. М.: Изд-во УРАО, 2000. - 192 с.
111. Никандров Н. Д. О соотношении методов и организационных форм в дидактике / Н. Д. Никандров // Вестник высшей школы. 1972. -№11. -56 с.
112. Новое педагогическое мышление. М., 1989.
113. Новожилова JI. И. Художественный музей в системе культуры / JI. И. Новожилова // Современный художественный музей : проблемы деятельности и перспективы развития. -JL, 1980.-14с.
114. Образовательная область «Искусство» // Сборник научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования / отв. ред. JI. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000. -136 с.
115. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.
116. Огарев Е. И. Компетентность образования : социальный аспект / Е. И. Огарев. СПб. : Изд-во РАО ИОВ, 1995. - 124 с.
117. Онуфреенко Г. Ф. НТР и некоторые проблемы эстетического воспитания в современном буржуазном мире (США, страны Западной Европы, Япония / Г. Ф. Онуфреенко. М., 1987. - С. 13.
118. Опыт работы детского музея изобразительного искусства: сборник материалов 1991-1997. М., 1997. - 48 с.
119. Орлов А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1988. - № 1.
120. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин и др.. М. : Школа - Пресс, 1997. - 512 с.
121. Педагогический словарь / ред. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: «Академия», 2000. - 173 с.
122. Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова, П. К. Гончарова.- М.: Академия пед. наук, 1960. Т.1. - 774 с.
123. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М. : Политиздат, 1982. - 255 с.
124. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении / П. И. Пидкасистый. М. : Педагогика, 1980. - 240 с.
125. Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: Просвещение, 1996.-631 с.
126. Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
127. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам : пособие для школьных психологов / Ю. А. Полуянов.- М.; Рига, 2000.-160 с.
128. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
129. Программно-методические материалы: изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В. С. Кузин, Е. О. Яременко. 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001. 224 с.
130. Прохорова М. В. Проблема педагогической компетентности специалистов по физической культуре и спорту / М. В. Прохорова, С. Д. Невер-кович, Т. А. Маркина // Теория и практика физической культуры. 1994. -№7.-С. 38-39.
131. Психология и педагогика / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной и др. М.: Совершенство, 1988. - 320 с.
132. Психология : Словарь. -М., 1990.
133. Пятунин В. А. Подготовка студентов факультета социальной педагогики в работе с подростками девиантного поведения: дис. . канд. пед. наук / В. А. Пятунин. Магнитогорск : МаГУ, 2000. - 185 с.
134. Раппорт С. X. От художника к зрителю : Проблемы художественного творчества / С. X. Раппорт. М.: Советский художник, 1978. - 237 с.
135. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.
136. Роршах Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / Г. Роршах; пер. с нем. М. : «Когито-Центр», 2003. - 336 с.
137. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учеб. пособие для студентов / Н. Н. Ростовцев. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1974. - 154 с.
138. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии : в 2 т. / С. JI. Рубинштейн. М. : Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 21-48.
139. Рылова JI. Б. Изобразительное искусство в школе / JI. Б. Рылова. -Ижевск : Изд-во Удмурт, ун-та, 1992. 323 с.
140. Рындак В. Г. Личность. Творчество. Развитие : учебно-методическое пособие / В. Г. Рындак, А. В. Москвина; под ред. В. Г. Рындак. М. : Педагогический вестник, 2001. - 290 с.
141. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя ( теория взаимодействия) : монография / В. Г. Рындак. -М .: Педагогический вестник, 1997. 244 с.
142. Сайбетдинов А. Г. Путь к не такой школе / А. Г. Сайбетдинов. -М.: Эврика, 2004. 144 с.
143. Сайгушев Н. Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего педагога : дис. . д-ра пед. наук / Н. Я. Сайгушев. Магнитогорск, 2002.
144. Сакулина Н. П. Художественное восприятие и творчество подростка / Н. П. Сакулина // Новая Москва. М., 1926. - С. 81-105.
145. Сальцева С. В. Теория и практика профессионального самоопределения учащихся в учреждениях дополнительного образования : монография / С. В. Сальцева. Оренбург : ОГПИ, 1996. - 151 с.
146. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
147. Сериков Г. H. Образование. Аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган : «Зауралье», 1997.
148. Системный подход к воспитанию: сб. ст. / под ред. Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина. М. : НИИ ОП, 1979. - 78 с.
149. Скаткин M. Н. Проблемы современной дидактики / M. Н. Скаткин. 2-е изд. - М. : Педагогика, 1984. - 95 с.
150. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин М. : Просвещение, 1976. -107 с.
151. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1985.
152. Соколова Н. Д. Мир музея / Н. Д. Соколова, Б. А. Столяров, H. Н. Бельфор. СПб. : «Спц Лит», 2000. - 115 с.
153. Старосельцева Н. П. Революция искусство - дети / Н. П. Старо-сельцева. - М. : Просвещение, 1988. - 185 с.
154. Столович Л. Н. Жизнь творчество - человек : Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. - М. : Политиздат, 1985. - 415 с.
155. Столяров Б. А. Художественный музей в образовательном процессе / Б. А. Столяров. СПб. : «Специальная литература», 1998. - 320 с.
156. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея : От истоков до современности / Б. А. Столяров. СПб. : «Специальная литература», 1999. -339 с.
157. Сухобская Г. С. Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя / Г. С. Сухобская. М., 1983. - 70 с.
158. Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. М. : Новая школа, 1997. - 352 с.
159. Ушаков Д. В. Государственное и негосударственное образование для одаренных детей. Проблемы и возможные решения / Д. В. Ушаков // Образование. 1999. - № 4. - С. 19-24.
160. Ушачев В. П. Теоретико-методические ориентиры формирования творческой активности личности школьника : методическое пособие для учителей и студентов педвузов / В. П. Ушачев. М. : Прометей, 1996. - 32 с.
161. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 5 т. / К. Д. Ушин-ский. М. : Педагогика, 1990. - Т. 5. - 528 с.
162. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. А. Фаворский. М. : Книга, 1986. - 240 с.
163. Федеральная программа развития образования в России. М. : МО РФ, 1993.- 83 с.
164. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение / Н. Ф. Федоров // Философия общего дела. М., 1982. - 147 с.
165. Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. М. : Изд-во поли-тиче - ской литературы, 1987. - 588 с.
166. Философский словарь / под ред. M. М. Розенталя. 3-е изд. - М. : Политиздат, 1972.-496 с.
167. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
168. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М. : Прогресс, 1933.-432 с.
169. Фомина H. Н. Урок искусства в начальной школе и художественная культура / H. Н. Фомина. М., 1991.
170. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека: Об особенностях воздействия человека на личность / Ю. У. Фохт-Бабушкин. -М., 1982.-110 с.
171. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство как фактор интеллектуального творческого развития учащихся / Ю. У. Фохт-Бабушкин. М., 1980. - 366 с.
172. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Высш. шк., 1990. - 576 с.
173. Чошанов М. А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения: метод, пособие / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. -160 с.
174. Чухман Е. К. Роль искусства в развитии способностей учащихся / Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 140 с.
175. Шамова Т. И. Активизация учения учащихся / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
176. Шварц И. Е. Педагогика школы : учеб. пособие / И. Е. Шварц. -Пермь, 1968.-281 с.
177. Шпет Г. Г. Психология социального бытия: избр. психол. тр. / Г. Г. Шпет; под ред. Т. Д. Марциковской. М.; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т; МОЭДК, 1996. - 493 с.
178. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства : методические рекомендации / Т. Я. Шпикалова. -М.: Мозаика-Синтез, 2004. 89 с.
179. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. -М.: Высш. шк., 1989. 141 с.
180. Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1983. - 247 с.
181. Эстетика: Словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
182. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М. : Наука, 1978. - 391 с.
183. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество / Б. П. Юсов. Магнитогорск, 2002. - С. 79-165.
184. Юсов Б. П. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп : пособие для учащихся / Б. П. Юсов. М.: ИЦЭВ РАО, 1995. - 78 с.
185. Юсов Б.П. Виды искусства и их взаимодействие / Юсов Б. П. и др.. -М. : ИХО РАО, 2001.-211 с.
186. Юхневич M. Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России : методическое пособие / М. Ю. Юхневич. М. : Педагогика, 1990. - 225 с.
187. Юцявичене П. А. Создание модульных программ / П. А. Юцявиче-не // Советская педагогика. 1990. - № 2. - С. 55-60.
188. Ядов В. А. Методология и техника социологического исследования/В. А. Ядов.-Тарту, 1969.-217 с.
189. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М. : Наука, 1996. - 96 с.
190. Якиманская И. С. Принципы активности в педагогической психологии / И. С. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1986. - № 6. - С. 513.
191. Яковлева Н. М.Теория и практика педагогического творчества / Н. М. Яковлева. Челябинск : ЧГПИ, 1987. - 68 с.
192. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М. : Смысл, 2001. - 365 с.
193. Reid Hastie. A Premer for Art Education // Art Education. 1971. Vol. 24.-№1.-13-20.
194. Torrance E. P., Nyer P. E. Creative learning and teaching. NYC : Dodd Meaad, 1970.
195. Lichtnark A. Udungen in der Betrachtung von Kunstwerken. Berlin, 1909. S. 23-24.
196. Museum éducation. Histori, Hheory and Practis. The national art éducation Association. Reston. Virdginid, 1989. S. 13.
197. Hildegard und Heinz Hoffmann Gewidmet. Gruner Pfeil und Sonnensegel. Berlin, 1995.
198. Impressum. Kinder und Jugend Kunst Galerie "Sonnensegel". e.V. -Berlin, 2000.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.