Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к работе с учащимися в условиях художественного музея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Кузнецова, Наталья Сергеевна

  • Кузнецова, Наталья Сергеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 187
Кузнецова, Наталья Сергеевна. Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к работе с учащимися в условиях художественного музея: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2008. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кузнецова, Наталья Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

1.1. Методологические и методические проблемы подготовки студентов педагогического вуза к работе со школьниками в условиях художественного музея.

1.2. Состояние и перспективы взаимодействия учреждений образования с художественными музеями по формированию готовности студентов к работе со школьниками

1.3. Специфика восприятия произведения искусства учащимися в условиях художественного музея.

Глава II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

2.1. Разработка концепции системы взаимодействия вуз - школа — музей».

2.2. Методические основы ведения курса подготовки студентов к работе со школьниками в условиях художественного музея.

2.3. Результаты внедрения образовательной программы по подготовке студентов к работе со школьниками в системе взаимодействия «вуз — школа музей».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к работе с учащимися в условиях художественного музея»

Последние десятилетия оказались сложными для России. Страна пережила глубокий кризис во всех сферах жизни. В этот переходный период необходимо острое внимание к образованию. От его состояния зависят темпы прохождения реформ, предъявляющих высокие требования к уровню профессиональной подготовки и общей культуры каждого члена общества.

Становление образованного человека, обладающего высокой культурой, гуманистическим мировоззрением, невозможно без единения усилий деятелей культуры, искусства, педагогики. Осознание этой ситуации в конце двадцатого столетия породило сотрудничество вуза и музея в процессе развития художественного восприятия у школьников. Представители образования, обозначив роль музея, видят в нем сегодня институт общения и взаимодействия различных культур. Музей может не только познакомить зрителя с культурой прошлого, но и связать ее с ценностями сегодняшнего дня, увидеть перспективы развития. Это качество придает музею особую значимость в образовательном процессе. Именно взаимодействие вуза с музеем представляет, на наш взгляд, идеальный союз, способствующий формированию творческой личности, готовой усвоить текст гуманитарной культуры, интерпретировать его в контексте собственной жизни для художественного преобразования действительности. Музей дает возможность юному зрителю выйти за пределы классного помещения, непосредственно общаясь с памятниками истории, искусства и культуры в целом.

Общение с подлинниками, включенными в музейно-педагогический процесс, принципиально отличает музей от других институтов образования, определяет специфику методики его работы, направленной на развитие художественного восприятия. Именно в художественном музее на основе междисциплинарного подхода с наибольшей эффективностью может формироваться художественное восприятие зрителя в сочетании с ценностным отношением к культурно-историческому и духовному наследию.

-4В России уже с конца XIX века музей считали образовательным и нравственно-воспитательным учреждением, активно влияющим на цели и смысл человеческой деятельности (Н. Ф. Федоров). В «Экскурсионном вестнике» 1916 года хранитель Румянцевского музея в Москве Н. И. Романов высказал мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое осознание его влияния на душу человека, а значит, изучать произведение искусства следует как самоценный эстетический объект. Н. И. Романов одним из первых стал на путь осмысления образовательной деятельности отечественного художественного музея.

После 1917 года музейная реформа шла параллельно с реформой образования, в которой важное место отводилось эстетическому воспитанию. В 1923 году была опубликована работа Ф. И. Шмита «Искусство как предмет обучения», в которой рассматривались цели и задачи эстетического воспитания детей. По мнению ученого, процесс обучения должен опираться на закономерности природного развития ребенка, и, следовательно, начальное обучение должно быть активным процессом накопления жизненного опыта, который включает сенсорные и эмоциональные впечатления, переживание ребенком его взаимодействия с окружающим миром. По этой причине для детей младшего школьного возраста одной из основных учебных дисциплин должно быть искусство. Наиболее основательные наработки, вошедшие в систему эстетического воспитания средствами изобразительного искусства, были сделаны в 20-е годы теоретиком, искусствоведом, критиком и выдающимся педагогом А. В. Бакушинским. В своем основополагающем труде «Художественное творчество и воспитание» А. В. Бакушинский определил, что основной целью художественного воспитания является «культура творческой личности,— личности, создающей в сложном процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира художественные ценности» [12, с. 59]. А. В. Бакушинский разделял позицию А. Лихтвар-ка в том, что обучение искусству в музее — это, прежде всего, развитие художественного восприятия. Основная задача художественного воспитания заключается в раскрытии связи между искусством и зрителем через переживание произведения как художественного организма, наделенного комплексом формальных средств (цвет, форма, композиция и т. д.), требующих своего прочтения. Большое внимание в практике музейного дела А. В. Бакушинский уделял учителю как человеку, умеющему сопереживать художественному произведению, ценить произведения искусства, имеющему педагогический подход к данной группе учеников. А. В. Бакушинский первым в России подошел к созданию целостной концепции художественного развития ребенка в условиях музейной и школьной среды.

В первые десятилетия XX века цель отечественного художественного воспитания была также определена как формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательной деятельности. Одной из главных установок в достижении этой цели в последующем стало сотрудничество художественного музея с учителем.

Первые шаги на пути сотрудничества музеев с педагогическими вузами и учителями были сделаны Международным советом музеев (ИКОМ), созданным в 1946 году. В его недрах была разработана модель взаимодействия музея и учителя, где учитель еще в процессе профессиональной подготовки осваивал музей как «потенциальный резерв обучения».

В 60-х годах, в период музейного бума, музеи выполняют социальную функцию базы для эстетического развития личности, в них формируется экс-курсионно-методическое направление работы с учащимися, а программы разрабатываются с учетом возрастных особенностей и в соответствии со школьными программами. Задача массового привлечения подрастающего поколения в музей потребовала совместной работы музея с органами народного образования. В соответствии с реформами общеобразовательной и профессиональной школ музей осуществляет помощь учителям, преподавателям и родителям в эстетическом воспитании детей и подростков. В это время в музейно-педагогический процесс активно вовлекается студенческая молодежь - аудитория, остававшаяся долгое время недостаточно задействованной. В России следствием этого бума, на наш взгляд, было появление факультетов общественных профессий (ФОП), осуществлявших гуманитарную подготовку студентов в педагогических вузах. Занятия на них способствовали развитию у слушателей целенаправленного интереса к искусству, истории и, как следствие, духовному росту личности студента.

Семинар 1973 года «Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников» позволил осмыслить проблемы взаимодействия музея и школы и выдвинуть ряд положений, важными из которых стали: эстетическое развитие педагога различных дисциплин; сотрудничество музеев с учителями изобразительного искусства; проведение выставок творческих работ учителей рисования в музеях.

Конец XX века, на наш взгляд, породил новые противоречивые явления. С одной стороны, сложилась ситуация невостребованности искусства, его непонимания, забвения или уничтожения культурных памятников, сделавшихся предметом купли-продажи. С другой стороны, происходило социальное и содержательное дифференцирование общего образования, усложнение сети дополнительного и специального образования, возрождение духовного образования. В соответствии с Национальной доктриной образования РФ и Стратегией модернизации основного общего среднего образования в начале XXI века провозглашаются задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к отечественному историческому и культурному наследию, развития творческих способностей личности. Приоритет в решении задач принадлежит педагогу, способному, желающему и умеющему творчески работать с детьми. На достижение данной цели направлены разнообразные курсы педагогического вуза, вооружающие будущих учителей теоретическими знаниями в области искусствознания, истории искусств и развивающие умение анализировать художественное произведение, определять его место в общей системе мирового культурного наследия. Однако данные курсы не имеют практической направленности, тем более не предполагают обязательности взаимодействия с учреждениями культуры (музеи, театры, филармонии и т. д.). Ситуация осложняется тем, что современное среднее образование остро нуждается в педагогических кадрах, способных содействовать формированию культурной личности, например через введение интегрированных курсов «Искусство», способствующих развитию художественного восприятия и творческих задатков учащихся, формированию их личностных качеств.

Современные исследования в области развития художественного восприятия представлены в трудах: Е. И. Коротеевой, А. А. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского, Н. И. Тагильцевой, Г. А. Рубан, Е. М. Торшиловой, Н. Н. Фоминой, Б. П. Юсова; роль музея в развитии художественного восприятия будущих педагогов и принципы музейной педагогики находятся в центре внимания: В. А. Гуружапова, А. Г. Бойко, Е. В. Вансловой, Л. В. Синициной, Б. А. Столярова; методика развития художественного восприятия у школьников в художественном музее отражена в работах: Е. Н. Конуховой, Н. Л. Кульчинской, О. Л. Некрасовой-Каратеевой, М. В. Осориной, С. О. Петриковой-Агафоновой, Ю. Н. Протопопова, Н. Д. Ревы.

Исследователи отмечают важность и необходимость сотрудничества образовательных учреждений с музеями, связывают эффективность образовательной деятельности художественного музея с участием школьного учителя, обсуждают проблемы музейной педагогики, работают в системе «музей -вуз», «музей - школа», однако подобное сотрудничество осуществляется преимущественно только в крупных городах, где есть возможность выбора учреждений культуры. Вопросы профессиональной подготовки учителя искусства к работе со школьниками в условиях художественного музея с учетом национально-регионального содержания в контексте взаимодействия вуз - школа - музей» недостаточно освещены. Не анализировался уровень профессиональной готовности студента к развитию художественного восприятия у школьников средствами музейной педагогики; не разработаны педагогические условия, способствующие формированию у студента мотивации к педагогической работе в музее и освоению на практике активных форм обучения.

Анализ актуальности проблемы исследования позволил выявить противоречие между огромным образовательным потенциалом художественного музея по формированию художественного восприятия у зрителя и отсутствием у студента будущего педагога, а в школе у учителя опыта работы с учениками в среде музея. Разные курсы, вооружающие будущих учителей-художников теоретическими знаниями в области искусствознания, истории искусств, теории и методики преподавания изобразительного искусства в ;< школе, не предполагают взаимодействия с учреждениями культуры и ориентирую прежде всего на теоретическую подготовку студентов к работе со школьниками, минуя практическую направленность. В то же время современное среднее образование остро нуждается в педагогических кадрах, способных содействовать художественному развитию личности, например, через " введение интегрированных курсов «Искусство», способствующих развитию художественного восприятия и творчества учащихся.

Так возникает проблема профессиональной подготовки педагогов-художников владеющих системой художественно-педагогических знаний в области эстетического развития школьников средствами музейной педагогики, ориентированных на практическую подготовку в системе взаимодействия «вуз — школа — музей».

Объект исследования: взаимодействие педагогического вуза, школы и художественного музея в едином образовательном пространстве.

Предмет исследования: процесс подготовки студентов к работе с учащимися в условиях художественного музея.

Цель исследования: разработать теоретические принципы, содержание, методику и условия, способствующие повышению эффективности подготовки будущего педагога в образовательном пространстве «вуз - школа - музей».

Задачи исследования:

- рассмотреть методологические и методические проблемы подготовки студентов педагогического вуза к работе по развитию художественного восприятия и творчества школьников;

- выявить специфику восприятия произведений искусства учащимися в условиях художественного музея;

- проанализировать опыт взаимодействия учреждений образования с художественными музеями по формированию готовности студентов к работе со школьниками;

- разработать программу подготовки студентов педагогического вуза к работе со школьниками в условиях художественного музея и экспериментально проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования. Анализ ситуации, связанной с актуализацией воспитательного потенциала художественного музея в образовательном процессе вуза, выявляет противоречие между богатым опытом, накопленным музейной педагогикой, и недостаточным теоретическим обеспечением процесса подготовки будущего художника-педагога к художественному развитию учащихся в условиях музея, что сказывается на отсутствии системы, позволяющей реализовать этот потенциал. Повысить эффективность профессиональной подготовки педагогов-художников к работе с учащимися в условиях музея возможно, если:

- будут определены содержание и компоненты подготовки студентов к работе со школьниками в музейной среде, способствующие художественно-педагогической направленности будущего педагога-художника;

-10- в системе взаимодействия «вуз - школа - музей» образовательный потенциал педагогического института может включать в себя теоретическое обоснование системы работы с учащимися в художественном музее. Связь с музеем обогатит практическую работу студентов конкретным национально-региональным содержанием и опытом, накопленным сотрудниками музея в процессе художественного развития школьников, а школьные педагоги обогатят данный процесс методико-педагогическими знаниями и опытом; образовательный курс приведет полученные студентами художественно-педагогические знания в систему и обеспечит методическое творчество будущего педагога в условиях реализации музейно-образовательных проектов; будут выявлены и реализованы педагогические условия, пробуждающие творческую активность студентов с целью достижения эстетико-воспитательного эффекта в работе со школьниками.

Методологическую основу исследования составили: труды, раскрывающие проблемы образования как феномена формирования личности в контексте культуры (М. С. Каган, Н. Ф. Федоров); теория обучения, развития и воспитания как целостного процесса (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М. Н. Скаткин); теории развития личности в процессе деятельности, познания и общения (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер); положения, раскрывающие проблемы профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений (С. И. Архангельский, В. И. Загвязин-ский); идеи творческого, активного процесса восприятия (Р. Арнхейм, М.В.Осорина, Б. С. Мейлах, С. Л. Рубинштейн); исследования, посвященные проблемам развития художественного восприятия в системе образования (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов);

-11- теоретические основы образовательной деятельности художественных музеев (А. В. Бакушинский, А. Г. Бойко, В. А. Гуружапов. Г. В. Лабунская, Н. Д. Рева, Н. И. Романов, Б. А. Столяров).

Методы исследования. Теоретические: изучение исследований, выполненных в области психологии восприятия произведений искусства, возрастной и педагогической психологии, музейной педагогики. Эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос, беседы, педагогический мониторинг, анализ практических работ и проектов учащихся, диагностические задания; констатирующий и формирующий эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в разработке системы взаимодействия «вуз — школа — музей» в едином образовательном пространстве в г условиях небольшого по численности города, где музей изобразительных искусств - один из немногих центров художественной культуры.

Разработано содержание и основы методики преподавания курса «Теория и методика развития художественного восприятия школьников в условиях художественного музея» с учетом принципов и условий подготовки будущего художника-педагога в образовательном пространстве «вуз — школа — музей», с опорой на образовательный потенциал художественного музея.

Выявлены компоненты подготовки студентов к работе со школьниками в среде музея: мотивационный, познавательный, творческо-процессуальный.

Теоретически обоснована и апробирована система профессиональной подготовки студентов к работе по развитию художественного восприятия у школьников в среде музея, разработана диагностика их профессиональной готовности.

Теоретическая значимость исследования. Обоснован процесс подготовки студентов педагогического вуза, включающий в себя: систему педагогических условий (включение студентов в образовательное пространство «вуз - школа - музей»; программа, актуализирующая опыт образовательной деятельности художественного музея в учебных заведениях; обогащение слушателей знаниями форм, методов и средств развития художественного восприятия у школьников в среде музея; развитие художественного восприятия произведений искусства, способствующего формированию у слушателя мотивации к педагогической работе с учащимися в среде музея; освоение студентами активных форм обучения) и принципов (актуализация образовательного потенциала региональных учреждений культуры и образования; принцип единства восприятия и творчества; единство теории и практики, диалогичности; учета особенностей возраста), следование которым способствует увеличению эффективности профессиональной подготовки будущих учителей.

Сформулированы критерии готовности студента к работе с учащимися в художественном музее:

- наличие мотивации на профессиональное совершенствование в системе взаимодействия «вуз - школа - музей»;

- высокий уровень развития художественного восприятия у студента;

- развитие профессиональной компетентности, включающей умения использовать разнообразные методы и приемы обучения, направленные на художественное развитие детей, активизацию их творческой деятельности в музее, создание доверительной атмосферы и живого общения между участниками образовательного процесса.

Выявлены составляющие подготовки студентов к педагогической деятельности в системе взаимодействия «вуз — школа - музей»: мотивы и потребности студентов к педагогической деятельности в музее, наличие системы научных знаний и владение методикой развития художественного восприятия школьников в работе с подлинными произведениями искусства, готовность к педагогическому творчеству в профессиональной деятельности.

Определены уровни подготовки студентов (креативный, адаптивный, репродуктивный).

Практическая значимость. Разработана и проверена на практике программа курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея», формирующая готовность студентов педагогического вуза к работе со школьниками в образовательном пространстве «вуз — школа - музей».

Курс может быть использован в процессе профессионального обучения студентов педагогического вуза, как в рамках обязательной учебной программы, так и дисциплины по выбору, на занятиях в творческих группах и в системе повышения квалификации учителей. Реализация программы возможна на базе любого музея города (краеведческий, исторический, изобразительных искусств). Диагностика развития художественного восприятия учащихся может быть внедрена в учебный процесс общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки учителей изобразительного искусства.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается междисциплинарным подходом с опорой на теоретические положения и исследования в области философии, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства; экспериментальной проверкой основных положений исследования в условиях опытной работы, с использованием методов, адекватных задачам исследования.

Этапы исследования:

I этап (2003-2004 гг.) включал анализ специальной литературы и учебных программ, изучение степени разработанности проблемы подготовки педагога-художника к работе со школьниками в среде музея, разработку методологических основ исследуемой проблемы. На II этапе (2004—2005 гг.) проведен констатирующий эксперимент, сформулирована проблема, цели и задачи исследования, разработана модель образовательного пространства «вуз - школа — музей», определялась гипотеза и методика исследования, критерии готовности студентов педагогического вуза к работе по художественному развитию школьников и уровни развития художественного восприятия. III этап (2005-2006 гг.) посвящен апробации и внедрению экспериментальной программы, проведен формирующий эксперимент, результаты которого позволили проверить гипотезу, уточнить методику обучения. На завершающем этапе (2006-2007 гг.) проанализирован и обобщен материал, полученный в ходе экспериментальной работы, оформлен текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования представлялись на научно-практических конференциях Российского института повышения квалификации работников культуры и искусства (2002 г.), в Учреждении Российской академии образования "Институт художественного образования" совместно с Государственной Третьяковской галереей ГТГ (2004-2005 гг.), на заседаниях кафедры живописи Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (2004-2006 гг.); публиковались в межвузовских сборниках. Апробация и внедрение экспериментальной программы и методики осуществлялась на художественно-графическом факультете Нижнетагильской государственной социально педагогической академии, на базе Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств, в сотрудничестве с общеобразовательной школой МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил.

Опытно-экспериментальная база исследования: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (НТГСПА): художественно-графический факультет (ХГФ), факультет педагогики и методики начального образования (ПиМНО); Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств (НТГМИИ); школа № 50 г. Нижний Тагил. Исследованием были охвачены 26 студентов педагогической академии, 118 учащихся I-IX классов школы № 50, из которых 27 учеников экспериментального класса с 2002 по 2006 гг. систематически посещали занятия в НТГМИИ.

Положения, выносимые на защиту:

- 151. Профессиональная подготовка будущих педагогов к работе по развитию художественного восприятия школьников в музее эффективнее осуществляется в образовательном пространстве «вуз - школа - музей», где вуз дает психолого-педагогическое обоснование работы с учащимися в музее; музей наполняет процесс конкретным региональным содержанием, накопленным в результате практического опыта, а школа обогащает его ме-тодико-педагогическими знаниями и опытом.

2. Профессиональная готовность педагога-художника к работе со школьниками в художественном музее может быть сформирована: в процессе освоения курса, учитывающего компоненты профессиональной подготовки (мотивационный, познавательный, творческо-процессуальный); при создании педагогических условий (включение студентов в образовательное пространство «вуз - школа - музей»; наличие программы, актуализирующей опыт образовательной деятельности художественного музея в учебных заведениях; обогащение слушателей знаниями форм, методов и средств развития художественного восприятия школьников в музее; развитие художественного восприятия, способствующего формированию у студентов мотивации к педагогической работе с учащимися в музее; освоение активных форм обучения); с опорой на принципы обучения (принцип актуализации образовательного потенциала региональных учреждений культуры и образования; единства восприятия и творчества; единства теории и практики; диалогично-сти; учета особенностей возраста).

3. В основу курса подготовки студентов к работе со школьниками в художественном музее заложены следующие компоненты: общение с подлинными произведениями искусства, пробуждающее творческую активность; включение элементов методического творчества студентов на занятии в условиях реализации на практике разработанных ими музейнообразовательных проектов, актуализирующих творческую деятельность учащихся при восприятии произведений искусства и создании личных работ; ориентация на особенности возраста, на уровень знаний и степень подготовки школьников к восприятию.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Кузнецова, Наталья Сергеевна

Выводы по второй главе

1. Повысить эффективность профессиональной подготовки студентов в решении проблемы развития художественного восприятия у школьников возможно при условии создания образовательного пространства «вуз — школа - музей». При таком взаимодействии музейно-педагогический процесс (как и общепедагогический) обеспечит единство развития, воспитания и обучения учащихся на основе целостности и общности интересов, откроет новые подходы к преодолению разрыва между знанием и жизнью, теорией и практикой. Одним из таких подходов может стать образовательная программа «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея», целью которой станет подготовка студентов педагогического вуза к работе со школьниками в условиях художественного музея.

2. Предложенная методика обучения решает комплекс педагогических задач в профессиональной подготовке учителя в образовательном пространстве «вуз - школа - музей». Система лекционных занятий, практических и творческих заданий в ходе специально организованной, целенаправленной учебной деятельности требует от студентов регулярной работы по развитию собственного художественного восприятия, способствует актуализации потребности в общении с подлинниками в художественной среде, формированию мотивации на профессиональное совершенствование в системе взаимодействия «вуз - школа - музей». Практическая направленность занятий, диалог между участниками взаимодействия помогает студентам приобрести психолого-педагогические знания и умения общения со школьниками, создания доверительной атмосферы и живого общения между участниками образовательного процесса. Опыт использования активных методов и приемов обучения, развития художественного восприятия у школьников, создания музейно-педагогических проектов помогает студентам организовать педагогический процесс на уровне педагогического творчества.

3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной нами методики обучения студентов работе по развитию художественного восприятия у школьников в системе взаимодействия «вуз - школа - музей» выявило рост профессионально значимых качеств будущих педагогов:

- повысился уровень развития художественного восприятия: показатель второго, формально-языкового уровня развития художественного восприятия у студентов понизился на 30 % (составил 5 %); третий уровень, предметно-содержательный, составив 48 %; у 47 % выявился четвертый, духовно-психологический уровень;

- сформировалась устойчивая мотивация на профессиональное совершенствование: 62 % студентов темой своей дипломной работы выбрали проблемы, рассмотренные на спецкурсе;

- у большинства (78 %) сформировались профессиональные знания в области художественного развития детей в условиях музея. Во время прохождения педагогической практики повысился уровень художественного восприятия у школьников: показатель первого уровня уменьшился на 53 % (составил 9 %); показатель второго, предметно-содержательного уровня вырос на 11 % и составил 31 % детей; третий, формально-языковой уровень вырос на 34% и составил 52 %; 8 % учащихся показали четвертый, духовно-психологический уровень;

- творческо-процессуальный аспект в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях художественного музея характеризуется высокой творческой активностью в деятельности по формированию у школьников художественного восприятия, целостностью действий, где цель достигается без особенных затруднений. В своей работе студенты используют разнообразные методы и приемы обучения, направленные на развитие художественного восприятия детей, активизацию их творческой деятельности в среде художественного музея. Они показывают знания основ педагогического общения в музейной среде (создание доверительной атмосферы и живого общения между участниками образовательного процесса).

Таким образом, предложенная модель взаимодействия «вуз - школа -музей» подтверждает эффективность подготовки студентов к работе со школьниками в структуре образовательного курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея», способствует их готовности к педагогической работе по художественному развитию учащихся в художественном музее.

Заключение

На современном этапе развития общества перед образованием стоит задача формирования новой культуры личности, мотивированной всем социально-психологическим складом педагога, осознанной и устойчивой потребностью в педагогической деятельности, как процессу решения совокупности художественно-педагогических задач и их творческому осуществлению. В этой связи одной из главных проблем профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров является формирование художественно-педагогической направленности студентов и их готовности к развитию художественного восприятия школьников в среде художественного музея. Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило сделать ряд основных выводов:

1. Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к работе со школьниками в художественном музее наиболее эффективно осуществляется в рамках образовательного курса, содержание которого построено в соответствии с: педагогическими условиями (погружение студентов в образовательное пространство, наличие образовательной программы, активных форм обучения); принципами обучения (активизация творческой деятельности учащихся, учет возрастных особенностей, принцип диалогичности, актуализация образовательного потенциала региональных учреждений культуры и образования, принцип единства теории и практики).

2. Целенаправленное сотрудничество педагогического вуза, школы и художественного музея в разработке системы взаимодействия «вуз - школа — музей» как части образовательного пространства обеспечит единство развития, воспитания и обучения учащихся на основе целостности и общности интересов, открывает новые подходы профессиональной подготовки студентов к художественному развитию школьников в музее и к преодолению разрыва между знанием и жизнью, теорией и практикой в рамках образовательного курса с собственной системой задач, в результате решения которых у студента формируется профессиональная готовность к работе со школьниками в среде музея.

3. Специфика художественного развития учащихся требует со стороны учителя целенаправленного руководства процессом развития художественного восприятия и художественного творчества. Педагог, учитывающий психологические и возрастные особенности восприятия школьника, создает установку на целостное эмоциональное восприятие искусства в художественном музее, обеспечивает проживание художественного образа на основе последовательного прохождения стадий зрительского восприятия произведения (контактная, ориентировочно-аналитическая, качественного анализа образов, анализа отношений и взаимодействий героев, формулировки обобщенных смыслов), в общении с подлинными произведениями искусства. Прохождение всех стадий восприятия создает условия для восприятия образа и обеспечит развитие художественного восприятия у учащихся на формально-языковом уровне. Подкрепление процесса восприятия искусства собственным художественным творчеством позволит ученику приблизиться к адекватному восприятию произведения, сформирует понимание специфики языка искусства в единстве содержания и формы произведения на духовно-психологическом уровне.

4. Система лекционных и практических занятий с элементами творческих заданий, активных форм обучения, актуализирующих творческую деятельность учащихся, и ориентация на их возрастные особенности требует от студентов регулярной работы по развитию собственного художественного восприятия, стремления к общению с подлинниками, мотивации на профессиональное совершенствование в системе взаимодействия «вуз - школа - музей». Опыт использования активных методов и приемов обучения, развития художественного восприятия у школьников, создания музейно-педагогических проектов помогает студентам организовать свой педагогический процесс на уровне педагогического творчества.

5. Опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной нами методики обучения студентов к работе по развитию художественного восприятия школьников в системе взаимодействия «вуз - школа - музей» выявило рост профессионально значимых качеств будущих педагогов: повысился уровень развития художественного восприятия; сформировалась устойчивая мотивация на профессиональное совершенствование; сформировались профессиональные знания, творческо-процессуальные умения в области художественного развития детей в условиях музея.

6. Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что профессиональная готовность студентов к работе со школьниками в среде художественного музея формируется в образовательном пространстве «вуз -школа - музей», где педагогический вуз дает психолого-педагогическое обоснование системы работы с учащимися в художественном музее, музей наполняет ее конкретным содержанием, накопленным в результате практической деятельности, а школа обогащает процесс методико-педагогическими знаниями и опытом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кузнецова, Наталья Сергеевна, 2008 год

1. Адаскина А. А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.13. -М., 2001. — 25 с.

2. Алексеева В. В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник, 1968. -288 с.

3. Алексеева В. В. Эстетическое и художественное воспитание // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников: материалы науч. семинара. -М., 1973. -Ч. 1. С. 47-55.

4. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1990. -303 с.

5. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. — М.: Просвещение, 1968. 334 с.

6. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.

9. Архангельский С. И. Лекции по дидактике высшей школы. М.: МГПИ, 1971.- 180 с.

10. Ю.Архангельский С. И. Некоторые новые задачи высшей школы итребования к педагогическому мастерству. М.: Знания, 1976. — 40 е.

11. Архангельский С. И. Некоторые пути развития системы обучения. —1. М.: Знания, 1967. -25 с.

12. Бакушинский А. В. Исследование и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1981. — 348 с.

13. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.

14. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. - 502 с.

15. Благонадежина, JI. 3. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие // Вопросы психологии. 1968. - № 4. — С. 96 - 104.

16. Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

17. Бойко А. Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX-XX вв.: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.04 . СПб., 2003. -20 с.

18. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 495 с.

19. Ванслова Е. Г. Воспитание подрастающего поколения в музее. М., 1989.- 170 с.

20. Ванслова Е. Г. Курс «Музей и культура» в начальной школе. М., 1995.- 175 с.

21. Ванслова Е. Г. Музей и школа. -М.: Просвещение, 1985. 192 с.

22. Васильева А. С. Психологический анализ отношения подростков к изобразительному искусству : автореф. дис. канд. псих. наук. — М., 1972. — 25 с.

23. Величковский Б. М., Зинченко Б. П. , Лурия А. Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 245 с.

24. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. - 366 с.

25. Венгер Л. А. Психология. М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

26. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. — М., 1991. -207 с.

27. Возрастная и педагогическая психология / под. ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 528 с.

28. Волков Н. Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. - 32 с.

29. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950. - 507 с.

30. Волков Н. Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие / под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - С. 281-297.

31. Волкова Е. В. Зритель и музей: понимание и объяснение, сопереживание и созерцание. — М.: Знание, 1989. 63 с.

32. Волкова Е. В. Произведение искусства в сфере художественной культуры. М.: Знание, 1978. - 64 с.

33. Волкова Е. В. Эстетический анализ художественного произведения. — . М.: Знание, 1974.-46 с'.

34. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / под ред. Б. П. Юсова. М., 1981. — 158 с.

35. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. М., 1989. - 172 с.

36. Восприятие изобразительного искусства школьниками / отв. ред. Б. П. Юсов.-М.: АПН СССР, 1988. 129 с.

37. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 92 с.

38. Выготский Л. С. Психологя искусства. Ростов н/Д., 1998. - 480 с.

39. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.- 462 с.

40. Голобоков Ю. . В. Джон Литтеджонс художник и педагог // Искусство и образование. — 1991. — № 1. — С. 31.

41. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. — Екатеринбург, 2001. — 125 с.

42. Государственный Русский музей. Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики. СПб.: Спец. литература, 1998. — 24 с.

43. Государственный Русский музей. Страницы истории отечественного искусства конца XIX XX в. - СПб.: Спец. литература, 1999. - 103 с.

44. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-271 с.

45. Губарев А. В. Вопросы психологии восприятия изобразительного искусства и методика эстетического воспитания в художественном музее. -М.: Сов. художник, 1973. С. 171-199.

46. Губарев А. В. Из опыта изучения восприятия живописи в музее // Художественное восприятие. Сб. 1 / под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971.-С. 298-305.

47. Гуружапов В. А. Коллективная дискуссия как одна из форм интерактивной методики работы с учащимися // Музей для всех. Вып. 4 М.: 2003.-С. 107-113.

48. Гуружапов В. А. Модель взаимодействия музея и школы, ориентированного на формирование творческих смыслов порождающих систем понимания искусства детьми // Журнал прикладной психологии. — 2001.-№5.-С. 23-27.

49. Гуружапов В. А. Сочинение о картине / В. А. Гуружапов, Г. Кудина // Искусство в школе. 1991. — № 3. - С. 31.

50. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996.-542 с.

51. Давыдов С. Д. Проектирование развития художественной культуры личности // Искусство и образование. 2001. - № 3. - С. 10.

52. Дмитриева Н. А. Беседы о восприятии искусства / Н.А.Дмитриева,

53. B. В. Зинченко, К. Н. Кантор // Декоративное искусство. — 1975. — №3. —1. C. 13-20.

54. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 1983.-46 с.

55. Дьяченко М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1978. - 320 с.

56. Езикеева В. А. Развитие способности художественного восприятия у дошкольников // Известия АПН РСФСР. М., 1959. - 32 с.

57. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. -М.: Акад. проект, 2003. 302 с.

58. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — .М.: Педагогика, 1987. 160 с.

59. Зальцман Е. П. Формирование навыков художественного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства у студентов педагогического института: автореф. дис. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1979. -21 с.

60. Зальцман Е. П. Формирование художественно-творческой активности студентов. Алма-Ата, 1981. - 65 с.

61. Занков Л. В. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / ред. И. И. Ильясов . — М., 1981. С. 219.

62. Запорожец А. В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.

63. Зацепина Н. М. Анализ произведений изобразительного искусства как метод художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 2000. 181 с.

64. Зацепина Н. М. Искусство на занятиях с будущими учителями начальных классов // Искусство в школе. 1995. — № 3. - С. 48-51.

65. Зимняя И. А. Педагогическая психология М.: Логос, 1999. - 384 с.

66. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.-480 с.

67. Зинченко В. Н., Вергилес Ю. Н. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. -М.: МГУ, 1969. -106 с.

68. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей. М.: Просвещение, 1969. —111 с.

69. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: АПН РСФСР, 1959. 190 с.

70. Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: материалы педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технология / ред.-сост. JI. Г. Савенкова. — М.: ИХО РАО, 2002. 355 с.

71. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом / под ред. В. Шестакова. — М.: Искусство, 1969. 272 с.

72. История художественного образования в России XX века: в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков / сост. Н. Н. Фомина ; ред. Ю. В. Голобоков. М.: Педагогика, 2002.-473 с.

73. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. -384 с.

74. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. -СПб.: Петрополис, 2001. 224 с.

75. Кан-Калйк В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

76. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

77. Кардашов В. И. Художественно-творческое развитие личности в детстве // Искусство и образование. 1999. - № 4. - С. 22-23.

78. Киященко Н. И. Художественно-эстетическое образование — фундаментальные основания культуры // Искусство и образование. — 2001. — № 3. С. 4-9.

79. Кольченко Е. Все дети талантливы // Искусство в школе. — 2000. — № 3.-С. 10-13.

80. Кольченко Е. Музей как средство коммуникации // Искусство в школе. 2000. - № 4. - С. 7-9.

81. Конухова Е. Н. Проблема показа древнерусского искусства младшим школьникам в условиях художественного музея // Эстетическое воспитание и экология культуры / сост. О. И. Генисаретский, А. А. Мелик-Пашаев. М.: Сов. художник, 1988. - С. 294-303.

82. Конухова Е. Н. Формирование представлений о художественном образе у младших школьников в художественном музее: автореф. дис. канд. пед. наук. -М.л 1987. 24 с.

83. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея — СПб.: Борей Арт, 2001. 100 с.

84. Копировский А. М. Приобщение студентов высших учебных заведений к православной культуре: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — М., 2006. -20 с.

85. Копцева Т. А. Педагогическая мастерская Вилленса // Искусство и образование. 1991. -№ 1.-С. 36-37.

86. Коротеева Е. И. Развитие способностей детей к художественно-творческой деятельности. М.: Изд. дом РАО, 2005. - 204 с.

87. Кремль детям: материалы Всерос. фестиваля - М., 2002. - 102 с.

88. Кудина Г. Н. Как развить художественное восприятие у школьников // Педагогика и психология. № 2. М.: Знание, 1988. - 79 с.

89. Кузин В. С. Вопросы изобразительного творчества. ' М.: Просвещение, 1971. — 144 с.

90. Культурно-образовательные программы музеев Свердловской области: материалы науч.- практ. семинара на базе Свердл. обл. краевед./ сост.Т. Б. Михайлова. Екатеринбург: Свердл. обл. краевед, музей, 2003. -11 с.

91. Кульчинская Н. Л. .Методика формирования художественного восприятия у детей 4-10 лет и проверка ее эффективности с помощью точных методов.-М., 1986.-С. 85-103.

92. Кульчинская Н. JI. Ребенок в музее. М.: Подкова, 1999. - 112 с.

93. Курс «Музей и культура» в начальной школе / под ред. Е. Г. Вансловой. М., 1995. - 175 с.

94. Лабунс'кая Г. В. Изобразительное творчество. М., 1965. - 207 с.

95. Лабунская Г. В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1970. - 47 с.

96. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует — М.: Сов. художник, 1979. 271 с.

97. Леонтьев А. Н. и современная психология / под ред. А. В. Запорожца. -М, 1983.-288 с.

98. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.-304 с.

99. Лепская Н. А. Восприятие искусств // Эстетическое воспитание и экология культуры / сост. О. И. Генисаретский, А. А. Мелик-Пашаев. М.: Сов. художник, 1988. - С. 41-54.

100. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 186 с.

101. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985.-318 с.

102. Мелик-Пашаев А. А. Возможно ли творческое задание? // Искусство в школе. 2001. - № 3. - С. 3-4.

103. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Как оценивать художественное развитие ребенка // Искусство в школе. — 2002. № 6. - С. 3— 7.

104. Мелик-Пашаев, А. А. О прошлом, настоящем и будущем нашей педагогики искусства // Искусство в школе. 1999. - № 4. - С. 3-4

105. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Искусство в школе, 1995. 142 с.

106. Мелик-Пашаев А. А. Что раньше искусства или искусство? // Искусство в школе. - 2001. - № 4. — С. 3-4.

107. Методические рекомендации к практическим занятиям по развитию эстетического восприятия. СПб., 1992. - 22 с.

108. Мириманов В.' Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М;: Согласие, 1997. - 327 с.

109. Музей для всех: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика». Вып. 4 / сост. И. М. Косова. М.: АПРИКТ, 2003. - 196 с.

110. Музей и подрастающее поколение // Из опыта музейно-педагогического отдела художественного воспитания детей и юношества / под ред. Б. А. Столярова. СПб., 1991. - 64 с.

111. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» / под ред. И. М. Коссовой. — М., 1995.- 155 с.

112. Музейная педагогика в школе. Вып. 2: К 10-летию Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики — СПб.: СпецЛит, 2000. 208 с.

113. Музейная педагогика в школе. Вып. III. СПб.: Борей Арт, 2002. -228 с.115. «Мы входим в мир прекрасного»: экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» . — СПб., 1995. 208 с.

114. Образовательная деятельность художественного музея: тр. Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Вып. VIII. -СПб.: Гос. Рус. музей, 2002. 216 с.

115. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001.-240 с.

116. Орловский Г. И. О художественном образовании учителя рисования. -Л., 1961. -165 с.

117. Орловский Г. И. Учитесь смотреть и видеть. — М.: Просвещение, 1969.- 119 с.

118. Педагогика искусства и интеграция: материалы междунар. конф. «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России». М.: РАО, 2000. - 245 с.

119. Петрикова-Агафонова С. О. Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания (на материале выставочных проектов в музеях Германии и России) : автореферат, канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2005.-25 с.

120. Подосенова Е. А. Ориентированность на творчество в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: сб. Науч. тр. — М., 1990. — 120 с.

121. Полунина В. И. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

122. Полуянов Ю. А. JI. С. Выготский о детском художественном творчестве // Дидакт. 1994. - № 4. - С. 14-17.

123. Проблемы формирования духовных потребностей и интересов личности: сб. науч. тр. / под ред. И. А. Беляева. Новосибирск, 1970. 271 с.

124. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. -М.: Просвещение, 2005. 142 с.

125. Протопопов Ю. Н. Восприятие произведений живописи старшеклассниками в процессе художественного воспитания: автореф. канд. пед. наук.-М., 1981.-20 с.

126. Протопопов Ю. Н. Идем в музей с учащимися. М.: Чистые пруды, 2005.-32 с.

127. Протопопов Ю. Н. Методика выявления особенностей художественного восприятия в некоторых исследованиях XX века //

128. Пьянкова Н. Искусство в современном гуманитарном образовании //

129. Искусство в школе. 2000. - № 5. - С. 51-56.

130. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -СПб.: Азбука-классика, 2001. 312 с.

131. Рева Н. Д. Методическая разработка экскурсии «Мы пришли вмузей». СПб., 1991. - 14 с.

132. Рева Н. Д. Методические рекомендации к циклу экскурсий для младших школьников. СПб., 1991. - 15 с.

133. Рева Н. Д. Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1991. 17 с.

134. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. — М., 1996. 224 с.

135. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников: материалы науч. семинара. М.: Сов. художник, 1973. - 875 с.

136. Романов Н. Н. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсионный вестник. -М., 1916. -№-1, 2. С. 5-17.

137. Рубан Г. А. Содержание и методика преподавания вводного курса изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки студентов-культурологов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2005. -18 с.

138. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

139. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие. 2-е-изд. -М. : Учпедгиз, 1946. - 704 с.

140. Рууберг Г. Р. О закономерностях художественного визуальноговосприятия. — Таллин: Валгус, 1985. 344 с.

141. Рытикова Л. А. Эстетическое сознание: сущность и специфика. — М.: Знание, 1985.-64 с.

142. Савенкова Л. Г. Интеграция в художественной педагогике изо // Искусство в школе. 2001. - № 4. - С. 5.

143. Савенкова Л. Г. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». Педагогические технологии и механизмы художественно-творческого развития детей: интегрированные формы обучения. М., 2006. — 235 с.

144. Седышев А. Как смотреть живопись // Искусство в школе. 2000. -№3.-С. 41-44.

145. Семенова М. Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. — М., 1981. С. 29-49.

146. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Пед. о-во России, 2000. 416 с.

147. Сокулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965. — 153 с.

148. Сорокин Ю. П. Музей и художественное воспитание // Искусство и образование. — 1999. № 4. - С. 16.

149. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. -М., 1997.-174 с.

150. Стефаненко П. А. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию у школьников художественного восприятия литературных произведений: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Ярославль, 2003. - 21 с.

151. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2001. - 672 с.

152. Столяров Б. А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.-С. 201-207.

153. Столяров Б. А.' Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб.: Спец. литература, 1999. - 222 с.

154. Столяров Б. А. Приобщение к изобразительному искусству студентовнегуманитарных вузов на базе художественного музея: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1989.-16 с.

155. Столяров Б. А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 1999. -28 с.

156. Тагильцева Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей: теоретические подходы и диагностика. — Екатеринбург, 2001. 158 с.

157. Тагильцева Н. Г. Наивный реализм и художественное восприятие детьми искусства // Искусство и образование. — 2002. № 4. — С. 17—23.

158. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: МГУ, 1981. — 286 с.

159. Торшилова Е. М. Психолого-педагогические проблемы восприятия классического изобразительного искусства младшими школьниками // Эстетическое воспитание школьников в музее. М., 1986. — С. 24-35.

160. Торшилова Е. М. Художественное восприятие и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие / под ред. Б. С. Мейлаха. -Л.: Наука, 1978.-С. 174-190.

161. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.

162. Федоров Н. Ф. Музей его смысл и назначение. М.: Мысль, 1982. - С. 575.

163. Фомина Н. Н. Уроки искусства в начальной школе и художественная культура. М.: АПН СССР, НИИ ХВ. - 90 с.

164. Фохт-Бабушкин Ю. У. Изобразительное искусство и школьник // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М.: Сов. художник, 1973. - С. 200-219.

165. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности. -М.: Наука, 1987. 222 с.

166. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1981.-304 с.

167. Художественное восприятие / под ред. Б. С. Мейлаха. М.: Наука, 1971.-386 с.

168. Художественный музей в образовательном процессе / под ред. Б. А. Столерова. СПб.: Спец. литература, 1998. - 320 с.

169. Шацкий С. Т. На пути к трудовой школе // Избранные педагогические сочинения Т. 2. М.: Педагогика, 1980. — 304 с.

170. Шимичев В. Путь к творческой личности // Узорочье жизни. М.: Молодая гвардия, 1989. - С. 144.

171. Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. 1999. - № 4, - С. 6-8.

172. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. 1999. - № 9. - С. 80-84.

173. Шмит Ф. И. Искусство как предмет обучения. Харьков: Союз, 1923. -48 с.

174. Щербаков В. С. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969.-271 с.

175. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.

176. Эстетическое воспитание и экология культуры / сост. О. И. Генисаретский, А. А. Мелик-Пашаев. -М.: Сов. художник, 1988. 432 с.

177. Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы: ежегодник института художественного образования РАО. М., 2001. - 301 с.

178. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+, 2004. — 253 с.

179. Юсов Б. П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников: материалы науч. семинара. — М.: Сов. художник, 1973. С. 65111.

180. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское творчество : очерки по истории, теории и психологии художеств, воспитания детей. — Магнитогорск, 2002. — 282 с.

181. Юсов Б. П. Проблема художественного развития и воспитания школьников: автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1983. -32 с.

182. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001. - 223 с.

183. Якобсон П. М. Психология и художественное восприятие — JL: Наука, 1971.-С. 67-80.

184. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1969. - 86 с.

185. Якобсон П. М. Психология художественного творчёства. М.: Знание, 1971.-46 с.

186. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьников. М.: Просвещение, 1966. - 291 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.