Развитие европейской культуры быта от античности до нового времени: На примере интерьера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Сурова, Елена Михайловна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат философских наук Сурова, Елена Михайловна
ВВЕДЕНИЕ . 2.
ГЛАВА I. Архитектура и интерьер как системоорганизующие элементы бытовой культуры .11.
1.1. Повседневность, быт, культура быта: понятия и содержание .11.
1.2. Основные элементы бытовой культуры и особенности духовной жизни общества .20.
1.3. Интерьер, экстерьер и архитектура как моменты быта человека.28.
1.4. Типология интерьера в рамках культуры быта.38.
ГЛАВА П. Человек и интерьер: формирование европейской культуры интерьера в период античности и средневековья .42.
2.1. Социально-статусные особенности интерьера периода античности .44.
2.2. Культурно-бытовые особенности средневекового интерьера.75.
ГЛАВА Ш. Начало становления интерьера современного типа.100.
3.1. Индивидуально-психологические особенности интерьера эпохи Ренессанса .100.
3.2. Галантный век как начало кризиса эпохи Классицизма.125.
3.3. Этно-национальные особенности жилого интерьера в России XVII - ХУШ вв.142.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Семантика культурного пространства русского дворцового интерьера XVIII века2006 год, кандидат культурологии Сивак, Наталья Алексеевна
Полифункциональность образа "Вещь-Дом" как феномен культуры2009 год, кандидат философских наук Филяев, Сергей Евгеньевич
Традиционные формы в повседневной культуре городов Среднего Поволжья: конец XIX - первая половина XX в.2012 год, кандидат исторических наук Краснощеков, Владимир Александрович
Феномен дворца в художественной культуре западноевропейского барокко2001 год, кандидат культурол. наук Никифорова, Лариса Викторовна
Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века2004 год, кандидат культурологии Краснобородкина, Анна Геннадиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие европейской культуры быта от античности до нового времени: На примере интерьера»
Актуальность темы исследования. Представители гуманитарных наук отмечают в современном мире наличие не только экологического, но и культурно-антропологического кризиса, связанного с утратой идентичности, разрушением традиционной системы ценностей и распадом внутреннего единства культуры.
В нынешней ситуации назрела потребность в осмыслении быта, как части обыденной, повседневной жизни и ценности современной культуры, и в утверждении их исторической и культурной значимости. Быт и повседневность - это действительность, в которую человек погружен каждый день и каждый час, которую он переживает в своих ощущениях и создает в общении с другими людьми. Анализ ментальных структур повседневности позволяет постичь быт в рамках обыденной жизни людей, в ее реально-практических формах, как часть культуры - за внешне-предметными и событийными проявлениями увидеть те символические смыслы, которые, в том числе, являются внешней опорой идентичности, ее бытовым горизонтом. «Быт»,- по выражению JI.M. Баткина,- это, в конечном счете, проявление бытия эпохи, ее коренных свойств, дающих о себе знать в более обыденном, обедненном, ссохшемся, ситуативном, «бытовом» модусе»1. Обыденность как мир предметов и чувственных ощущений, мир социокультурной коммуникации и здравого смысла сегодня рассматривается как социально-культурное явление.
Жилище человека, как часть среды, в которой проходит его повседневная жизнь (дом, квартира, комната), предстает в качестве «хронотопа», наполненного вещами, знаками, смыслами, функциональными составляющими. Предметно-бытовое окружение человека является одной из ярких социокультурных характеристик, а пространство интерьера жилища и
1 Баткин JI.M. На пути к понятию личности: Кастильони о «грации»//Культура Возрождения и общество. М., 1986, с. 14. его вещное наполнение рассматриваются в качестве форм проявления социального пространства и культуры быта в целом.
Интерьер является средоточием архитектуры и дизайна, предметом изучения истории, искусствоведения, антропологии, социологии, психологии и пр. Разнообразие научных подходов и многообразие собранных разными научными дисциплинами фактов и феноменов требует философско-культурологического и антропологического обобщения. В этом и заключается необходимость изучения данной проблематики.
Степень научной разработанности проблемы. Философско-культурологическому анализу формирования европейской культуры быта, а также роли и места интерьера в этом процессе посвящено очень мало специальных монографических работ и статей. Современные философские, историко-культурные, социологические и искусствоведческие исследования касаются лишь отдельных аспектов европейской культуры быта.
Рассматривая быт и повседневность как часть культуры в целом, диссертант опирался на статьи и монографии В.С.Библера, П.С.Гуревича, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, М.С.Кагана, А.С.Кармина, ББ.Маркова, В.М.Межуева, и др.
Повседневный мир исследовался и описывался в истории, этнографии, культурологии, социологии и философии. Различные его аспекты были освещены основателями философской культурологии ХГХ-ХХ в. Ф.Ницше, О.Шпенглера, А.Тойнби, а также в некоторых работах Я.Буркхардга, М.Вебера, Л.Гумилева.
Для многих исторических исследований конца XIX - начала XX вв. характерен фактографический подход со вниманием к внешней, предметно-материальной стороне жизни и описанием обычаев, обрядов и т.п. Среди них работы таких отечественных и зарубежных авторов, как А.Боннар, Г.Вейс, Виолле-ле-Дюк, Р.Ю.Виппер, Э.Гарэн, М.А.Гуковский, Ж.Дюби, М.Забылин, Н.И.Костомаров, М.Пастуро, А.Терещенко, Э.Фукс и др.
Ярким примером культурологически ориентированного анализа предметного мира и форм европейской жизни являются поздние работы Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, П.М.Бицшши, Ж.Бодрийяра, Ф.Броделя, Я.Буркхардта, Ж.Ле Гоффа, П.С.Гуревича, Й.Хейзинги.
Появление семиотического подхода к исследованию быта в работах таких авторов как А.К.Байбурин, Г.С.Кнабе, Ю.М.Лотман, Б.А.Рыбаков, В.Н.Топоров, О.М.Фрейденберг, позволяет понять быт как знаковую подсистему культуры.
С позиции феноменологической социологии А.Щюца повседневность есть «жизненный мир», определяется в качестве непосредственной «интуитивной среды», где мы «переживаем культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам, воздействуем на них и сами находимся под их воздействием»2. Его последователи ПБергер, Т.Лукман, П.Козловски, наши отечественные социологи Л.Г.Ионин и А.Г.Харчев, философы В.С.Барулин, В.Д.Лелеко. Отдельные вопросы повседневности представлены в трудах историков М.Е.Сергеенко, А.Л.Ястребицкой, М.И.Козьяковой.
Большая работа по сбору, обработке и систематизированию фактологического материала проделана в трудах по истории и теории архитектуры таких авторов, как Витрувий и Альберти, исследователей рубежа ХЕХ-ХХ веков К.О.Гартмана, Кон-Винера, О.Шуази и современных И.Е.Даниловой, Ч.Мак-Коркодейла, Т.Ю.Николенко, С.Д.Сулименко, Л.В.Тыдмана, В.Л.Хайга.
Теоретические и исторические основания архитектуры как вида эстетической деятельности, ее функции, цели и задачи, ее язык как систему выразительных средств рассматривают И.АБартенев, В.Н.Батажкова, Т.Г.Грушевицкая, А.В.Иконников, Н.Д.Манучарова, М.А.Некрасова, Е.Б.Новикова, А.П.Садохин, Н.К.Соловьев, А.В.Степанов и др.
2 Давидюк Г.П. ПЬоц // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов,- Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998, с. 827.
В рамках эстетики и искусствознания отдельные проблемы интерьера рассматривались в тех видах эстетической деятельности, которые преобразуют предметно-пространственную среду обитания человека по законам красоты - это прикладное искусство и дизайн. Эстетические проблемы интерьера освещали в своих работах Ю.Борев, М.С.Каган, Б.Кроче, Г.Н.Лола, А.Ф.Лосев, Я.Мукаржовский, В.Эйдинова, Е.Г.Яковлев.
Существенный вклад в изучение культуры, повседневности и быта, их истории развития и взаимосвязи с человеком и обществом внесли Г.В.Драч, Е.В.Золотухина-Аболина, Е.В.Ковалева, В.С.Любченко, В.А.Шкуратов, В.П.Яковлев, и др.
Тем не менее, есть необходимость рассмотреть интерьер, как часть архитектуры, комплексно, в качестве феномена бытовой культуры, как исторически сложившейся материально-знаковой среды обитания человека, в пространстве его повседневного жизнеобеспечения.
Объектом исследования является европейская культура быта, рассматриваемая в историко-культурном и этническом аспектах, как материально-предметная и знаково-символическая часть культуры вообще.
Предметом исследования являются интерьер и архитектура как элементы культуры быта.
Целью исследования является анализ формирования европейской культуры, проявляющейся в архитектуре и интерьере, в основных периодах истории.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Определить культурологическое и социально-философское содержание понятия «культура быта».
2. Рассмотреть соотношение и взаимообусловленность характеристик архитектуры как духовно-практической деятельности (материально-предметной, знаково-символической) и как вида искусства.
3. Проанализировать место и роль интерьера как организации культуры быта и как внутреннего аспекта архитектуры.
4. Выявить возможные подходы к определению типологии интерьера.
5. В контексте социального взаимодействия и исторического наследования обозначить характерные социально-статусные особенности жилого интерьера греко-римской античности, средневековой Европы, эпохи Ренессанса, Галантной эпохи.
6. Показать этнонациональные особенности жилища человека на примере России периода XVII-XVIII вв. и раскрыть их историческое и культурное значение.
Теоретической и методологической основой работы являются сравнительно-исторический и морфологический методы исследования. Работа выполнена с опорой на данные антропологии, этнографии, археологии, истории и социологии культуры, исторической психологии, а также истории и теории архитектуры.
Системность в исследовании интерьера обеспечивается единством структурно-функционального и исторического подходов. Дополнительным инструментом исследования, раскрывающим культурное значение и смысл элементов интерьера, является семиотический анализ, разработанный и примененный к анализу феноменов культуры Ф.де Соссюром, Р.Бартом, М.Бахтиным, Г.С.Кнабе, Ю.М.Лотманом, Б.А.Успенским, В.Н.Топоровым.
Научная новизна диссертационного исследования
1. Изучена взаимосвязь понятий «культура», «повседневность», «быт» для уточнения содержания понятия «бытовая культура».
2. Определены место и роль интерьера и архитектуры, как структурных образующих среды жизнеобеспечения и культуры быта.
3. Очерчен подход к определению критериев типологии интерьера в историко-культурном, этнонациональном, социально-психологическом, и структурно-функциональном аспектах.
4. В свете историко-культурного развития и наследования, рассмотрены социально-статусные характеристики жилого интерьера периода античности, культурно-бытовые различия в интерьере средневековой Европы, индивидуально-психологические особенности внутреннего убранства интерьера эпохи Ренессанса и Галантного века.
5. Рассмотрены этнокультурные особенности архитектуры и жилого интерьера в России периода XVII-XVIII вв., как своеобразного синтеза традиционных и заимствованных из Европы элементов.
На защиту выносятся следующие тезисы:
1. Бытовая культура, как часть культуры, представляет собой исторически сформировавшееся единство функциональных, социальных, интеллектуально-духовных и эстетических норм и условий материальной организации повседневной жизни человека в жилой (личной и общественной) среде.
2. Архитектура, как форма бытовой культуры, является духовно-практической деятельностью, синтезом материальной и духовной культуры, ибо выступает как единство пользы, прочности, красоты; ее целью является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям. Как вид искусства - она есть способ художественного преобразования мира, имеющего своеобразный язык (архитектонику и стиль). Значения, которые несут архитектурные сооружения, воплощают духовную культуру времени. Архитектура является означиванием технических достижений цивилизации, этно-национальных традиций, стиля и образа жизни народа.
3. Интерьер как органическая часть архитектуры - это относительно замкнутое, функционально и эстетически организованное внутреннее пространство здания, содержащее убранство и оборудование, служащие для организации процессов жизнедеятельности. Будучи созданным человеком, интерьер в свою очередь, образует микросреду жизни личности, семьи или сообщества людей. Поэтому интерьер может быть важным источником не только историко-культурных, культурологических и социальных сведений о человеке, но и антропологических, синтезирующих все эти аспекты в фокусе личности.
4. В теории культуры и искусства категорией, объединяющей разные аспекты культуры, является «стиль» - устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи (региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности), которая распространяется также на все иные виды человеческой деятельности, включая быт. В контексте культуры «стиль» предполагает принципиальную общность культурных явлений в рамках определенного периода и отражает национальную специфику: египетский, греческий, китайский стили. Каждый архитектурный стиль (романский, готика, барокко, классицизм и т.д.) обладает своей системой выразительных средств - своего рода «языком» определенной культуры и служит отличительным признаком данного типа интерьера (готический интерьер, интерьер эпохи Возрождения и т.п.).
Анализ традиционных характеристик стиля в социально-психологическом и этнографическом контексте позволяет расширить представления о культуре быта.
5. Из приводимой ниже совокупности культурных характеристик исторических и национально-региональных форм европейской бытовой культуры и интерьера, как предметно-значимой ее части:
- в античности особенности стиля жилого интерьера определялись не только зависимостью от социального статуса человека (патриций, свободный, плебей или раб), но и от общественного строя и сложившихся в обществе норм и традиций (публичность жизни, агоналъностъ, стремление к идеалу, постоянство и неизменность основных принципов)', в это время сформировался особый «дух», основанный на преобладании для свободных граждан полиса «общественного» над «личным»; в основе организации предметно-пространственного окружения лежали выраставшие из мифа космологические представления о мироустройстве, а также антропоцентризм древних греков и римлян, их стремление к гармонии, красоте души и тела;
- особенности жилого интерьера Европы раннего средневековья выражались взаимосвязью символики трех типов, их иерархией и противопоставлениями: символики культур «варварских» народов западной Европы, привнесенной культурной символики Римской империи и раннехристианской символики; это ведет к переориентации со стоявших в центре античного мировоззрения «космоса» и рационального «логоса» на сверхприродного Бога и иррациональную веру;
- в культуре Европы XI-XII вв. христианский культ аскетизма, провозглашенный церковью и ставший характерной чертой средневековой культуры, явный приоритет небесного над земным привели к символизму и аллегоризму в культуре и искусстве;
- особенности культуры эпохи Ренессанса, в центре внимания которой был человек-личность, проявились в архитектурно-пространственных решениях и внутреннем убранстве интерьеров, в которых гуманистические идеалы утверждались через античные антропоморфные символы; так формируется европейский Классицизм, который в XV11-XV111 вв. расщепляется на Галантную культуру {барокко, рококо), порожденную разложением аристократии и ростом индивидуализма с его культом роскоши и наслаждений и на культуру Реформации с ее нарочитым стремлением к бытовой простоте;
- этнокультурные особенности интерьера в России XVI-XVIII вв. определялись сплавом ценностно-смыслового ядра древней языческой культуры, христианских православных ценностей, пришедших из Византии, и западноевропейской культуры, можно сделать вывод о переходе в развитии бытовой культуры от мифологической к социальной символике.
Этот переход реализуется в следующих частных тенденциях: а) от семейно-функционалъного предназначения интерьера к общественно-функциональному; б) от функционально-эргономической направленности интерьера к социально-престижной; в) имеет место отдельная тенденция развития форм выражения социального престижа (определяемая классовыми противостояниями): от мифологически значимых предметов-символов к практически важным предметам, от них - к предметам-символам богатства и власти, от них - к необычным предметам, выражающим личное превосходство владельца.
Научно-практическая значимость работы. Данное исследование может обогатить материалами искусствоведения и истории искусств современные антропологические концепции. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по истории искусств, искусствоведению, истории культуры, культурологи.
Апробация работы. Содержание диссертации обсуждалось на совместных заседаниях отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ и кафедры философии и культурологии РТТТУ, докладывалось на «Региональной научной конференции молодых ученых Южного региона» (Ростов-на-Дону, 2001г.), на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002 г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 184 наименований и приложения. Общий объем работы 186 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Искусство сирийского интерьера: жилой дамасский дом XVIII-XIX веков2006 год, кандидат искусствоведения Кукуй, Елена Николаевна
Архитектура органа как отражение картины мира2011 год, доктор искусствоведения Будкеев, Сергей Михайлович
Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения2011 год, кандидат искусствоведения Пивень, Марина Георгиевна
Дизайн интерьера ресторанных заведений России конца XIX-начала XXI веков2006 год, кандидат искусствоведения Митрофанова, Елена Викторовна
Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая: на примере ресторанов национальной кухни2006 год, кандидат искусствоведения Свестельник, Зинаида Владимировна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Сурова, Елена Михайловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-теоретический анализ исследования развития европейской культуры быта показал, что мир артефактов материальной культуры -интерьер жилища и предметы среды жизнедеятельности человека, составляющие его окружение в повседневности, имеют свой язык, а быт, как и любая знаковая система, обладает культурным смыслом и значением.
В этом семантически наполненном социальном пространстве человек мыслит, чувствует и действует как субъект и объект культуры - культуры, которая всегда исторически конкретна, каждый этап которой характеризуется присущим ему уровнем материальных и духовных достижений человечества и его отношений с действительностью.
Являясь определенной частью культуры и представляя собой образ жизни и мышления людей конкретной социальной общности и определенной исторической эпохи, культура быта всегда несет на себе печать регионального, эпохального и этнокультурного своеобразия, и связана с природно-климатическими условиями, этническими и национальными особенностями определенного народа. Отражая эти особенности, культура быта, в свою очередь, влияет на формирование менталитета общества и отдельного человека.
В развитии интерьера как формы проявления социального пространства и культуры быта в целом были выявлены моменты отражения исторически обусловленных культурно-социальных изменений, проявляющиеся в стилистике архитектуры и предметно-материального окружения человека и их символического содержания.
Анализ социально-статусных, культурно-бытовых, индивидуально-психологических и этно-национальных особенностей жилого интерьера в различные периоды европейской истории от античности до нового времени показал, что в становлении интерьера как предметно-значимой части бытовой культуры Европы наблюдается переход от символики мифологической к социальной. Он реализуется в следующих частных тенденциях: а) От семейно-функционального предназначения интерьера к общественно-функциональному, б) От функционально-эргономической направленности интерьера к социально-престижной, в) Разветвление развития форм выражения социального престижа в интерьере - от мифологически значимых предметов-символов к практически важным предметам, от них - к предметам - символам богатства и власти, и далее - к уникальным вещам, выражающим личное превосходство владельца.
Рассматривая интерьер как организованное в функционально-эстетическом отношении пространство внутри здания, служащее для обеспечения процессов жизнедеятельности, мы полагаем, что, будучи созданным человеком, интерьер образует биологическую и духовную микросреду жизни личности (семьи, коллектива, части общества) и, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на нее. Поэтому интерьер может быть важным источником не только историко-культурных, культурологических и социальных сведений о человеке, но и антропологических, синтезирующих все эти аспекты в фокусе личности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сурова, Елена Михайловна, 2004 год
1. Абушенко В.Л. Образ жизни // Новый философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. -Мн.; Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 е., С.476-478.
2. Аееринцев С.С. Рай // Мифы народов мира: Энциклопедия / гл. ред. Г.А. Токарев; 2-е изд. в 2-х т., М.: Сов. энциклопедия, 1987 - 1988.
3. Алъберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1. -М., Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935.
4. Античность как тип культуры / А. Ф. Лосев, Н.А.Чистякова, ТТО.Бородай и др./М.: Наука, 1988.—336 с.
5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.- 352 с.
6. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологи середины XIX начала XX веков). М.: ОГИ, 2000. - 344 с.
7. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.- JL: Наука, 1983.- 191 с.
8. Банфи А. Философия искусства / Предисл. К. М. Долгова; Пер. с итал. Г. П. Смирнова.— М.; Искусство, 1989.—384 с.
9. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. -М.: Изобраз. Искусство, 1983. 384с.
10. Барулин В. С. Социальная философия: Учебник. Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 560 с.
11. Боткин JI.M. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. гос. гуман. ун-т, 2000. -1005 с.
12. Баткин JI.M. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, -1995. 448 с.
13. Баткин JI.M, Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978.- 199 с.
14. Баткин Л.М. На пути к понятию личности: Кастильони о «грации»// Культура Возрождения и общество. М., 1986. С. 87.
15. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 387.
16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990.-543 с.
17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания.- М.: Моск. филос. фонд и др., 1995.322 с.
18. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.:Республика, 1993, С.55.
19. Бердяев Н.А. Самопознание. -М., 1991г. с.320-321.
20. Бердяев Н. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии / Собрание сочинений. Т. 4. Париж: YMCA-Press, 1990. http-.//www.krotov.org/berdvaev/1918/fii 13.html
21. Вернадская E.B. К вопросу о социальных истоках Возрождения в локальных центрах северной и средней Италии / Культура Возрождения и средние века. М.: Наука, 1993. - 224 е., С. 5-21.
22. Бицшли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мирфил,1995.- XXVIII + 244 с.
23. Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврепида до Александрии. М.: «Искусство», 1992. - 399 с.
24. БодрийярЖ. Система вещей. -М.: Рудомино, 1995. 222 с.
25. Борее Ю.Б. Эстетика- 3-е изд. -М.: Политиздат, 1981. 399с.
26. Броделъ Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. T.I.-M.: Прогресс. 1986., 622 с.
27. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы / Пер. с англ. Н.П. Локман. М.: Алетейа, 1999. - 216 с
28. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Инграда,1996.-527 с.
29. Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. Горизонты и тупики феноменологической социологии. М.: «Наука», 1987. 143с.
30. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев: Наукова думка, - 1992, -176 с.
31. Вагнер Г.К. Древнерусский ансамбль как образ мира // Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер - архитектура - среда/ Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова.-М.: Изобр. Искусство, 1988.^464 с.
32. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстр. энциклопедия в 3-х т. Классическая древность (до IV в.). Т.1. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. - 752 е.
33. Винничук Я. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. —М.: Высш. шк., 1988 — 496 с. ил.
34. Виноградский В.Г. Пространство социальное // Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией акад. РАН Г.В. Осипова. М.: Издат. группа НОРМА - ИНФРА*М, 1998. - 672 е., С. 423-425.
35. Виоле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века / Культура средних веков в памятниках исторической мысли Франции. Перевод с фр. Некрасова М.Ю.;- СПб.: «Евразия», 2003, -384 е.,
36. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., «Искусство», 1970, 592 с.
37. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи. Избр. соч. в 2 томах. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», -1995.
38. Витрувий, Марк Поллион. Десять книг об архитектуре / Марк ПоллионВитрувий.-М.: Изд-воВсес. акад. арх-ры, 1936. -331 с.
39. Гартман К. О. Стили: В 2-х частях-М.: Искусство, -2000 302 с.
40. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. -М.: «Прогресс», 1986.-395 с.
41. Гилберт. К.Э., Кун Г. История эстетики / Под общ. ред. В.П. Сальникова; Пер. с англ. В.В. Кузнецова и И.С. Тихомировой-СПб.:Алетейя; Санкт-Петерб. Ун-т МВД России и др., -2000, 653 с.
42. Грицанов А.А. Монтескье / Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. -Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.
43. Гудков Л.Д., Левинсон А.Г. Вещь глазами социолога // Декоративное искусство СССР, -1987, № 7, с. 14-18.
44. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. 2-е изд, испр. и доп. / Под ред. А.Н. Немилова и Ф.С. Кантор-Гуковской.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1990. 624 с.
45. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд.- М.: Искусство, 1984.- 350 с.
46. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. (Exempla ХШ века). -М.: Искусство, 1989.- 367 с.
47. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры.- М.: Искусство, 1981.- 359 с.
48. Гуревич А. Я\ Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990. — 396 с.
49. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Знание, 1998.-228 с.
50. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики. //Вопросы философии, 1995, № 8, с. 92-102.
51. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа.// Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, с. 504518.
52. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Издательство Ростовского университета, 1979, 264 с.53 .Давидюк Г.П. Шюц // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов.-Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.- 896 е., С. 827.
53. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. С. 465—466.
54. Данилова И.Е. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.- 253 с.
55. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция: Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М.: Искусство. 1991. 295 с.
56. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). М.: Искусство, 1975. -127 с.58 .Данилова И.Е. Человек и вещь Портрет и натюрморт. Москва 1998, -102 с.
57. Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: Учеб. пособие-М.: Изд-во РУДН, 1999.-176 с.
58. Драч Г.В. Античная культура и мировая цивилизация. Учебное пособие по культурологии. Ростов-на-Дону, 1991, - 69 с.
59. А. Драч Г.ЯРождение античной философии и начало антропологической проблематики. -М.: Гардарики, 2003. 318 с.
60. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск: «Полиграмма». 1994.316 с.
61. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и другие миры опыта М.: ШСЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003 - 192 е., С. 7-8.
62. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни: Экзистенциальные проблемы. / Курс лекций- Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1994 140 с.
63. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 2-е изд. М., 1996.
64. Иванов К.А. Многоликое средневековье. -М.: Алетейа, 2001. 432 е.: ил. - (Vita memoriae).
65. Ивин А.А. Средневековый стиль мышления и «нормальная наука»: внешние ценности научной теории // Исследования по логике научного познания. М.,1990. - С.20.
66. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: «Наука», -1976.-316 с.
67. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. -287 с.
68. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. -174с.
69. Иконников А.В. Архитектура // БСЭ. 3-е изд. М., 1970. - Т.2. - С 296.
70. Иконников А. В. Поэтика архитектурного пространства // Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер - архитектура - среда/ Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова.-М.: Изобр. Искусство, 1988.-464 с.
71. Ионмн Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: уч. пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: «Логос», 2000. 432 с.
72. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры С-Пб.: АО «Славия», 1996,-407 с.
73. Каган М. С. Культура Философия - Искусство // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2000. -№1. - С.4-10.
74. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части I, II, III. 1972.
75. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1996. - С. 416.
76. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974-328 с.
77. Каган М.С., Холостоеа Т.В. Культура Философия - Искусство (диалог) // Эстетика. - № 2.-М. : Знание, 1988.
78. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб.: Издательство «Лань», 1997. - 512 с.
79. Кес Д. Стили мебели. 2-е изд. на рус. яз. - Будапешт: Издательство Академии наук Венгрии, 1981.- 269 с.
80. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: в 9 т. М., 1987. Т. 1.
81. Кнабе Г.С. Быт и история античности. М.: Наука, 1988. - 272 с.
82. Кнабе Г.С. Древний Рим история и повседневность. Очерки. М.: «Искусство»,- 1986 - 207 с.
83. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима М.: Изд. «Индртк», 1994.- 528 с. (Серия «Научная библиотека студента»). T.II-398 с.
84. Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима. // Культура Древнего Рима. В 2-х томах. Т Л -398 е., с. 108-167.
85. Ковалева is.B. Структуры повседневности России 90-х годов: Автореф. дис. канд. филос. наук / Ростов-н/Д., 2000,- 28 с.
86. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: пер. с нем. -М.: Республика, 1997. — 240 с. (Философия на пороге нового тысячелетия).
87. Козъякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века.- М.: Изд. «Весь Мир», 2002.-360 с.
88. Кон КС. Открытие «Я». М., 1978, с. 77.
89. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. / перевод с нем. М.: ЗАО «Сварог и К», 1998.- 218 с.
90. Кондаков КВ. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1997.— 687 с.
91. Кондаков И.В. "История культуры повседневности России" http ://www. coxmtries.ru/library/methoda/pr 13 .htm
92. Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения (Наука XIV-XVI вв. в свете современной науки). М.: Наука, 1979. - 280 с.
93. Культура Возрождения и общество. М.: «Наука», 1986, - 232 с.
94. Культура Возрождения и средние века.- М.: Наука, 1993.-224 с.
95. Культура Древнего Рима. В 2-х томах. / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: «Наука», 1985. T.I - 404 е., T.II - 398 с.
96. Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования. JI.: Изд-во «Аврора», 1977, 210 с.
97. Культура и общество в средние века раннее новое время. Методология и методики современных заруб, и отечеств, исследований. Сборник аналитических и реферативных обзоров. - М.: 1998, - 300 с.
98. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. 447 с.
99. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. 447 с.
100. Культурология в вопросах и ответах. Уч. пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997- 480 с.
101. Культурология: Хрестоматия / Сост. проф. П.С. Гуревич М.: Гардарики, 2000. - 592 с.
102. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров- М.: Прогресс-Традиция, 2001, 240 с.
103. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада /Пер. с франц. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 328с.
104. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. Санкт-Петербург, гос. ун-т культуры и искусств - СПб., 2002 - 320с.
105. Литвинцева Г. Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху, http://www.orenburg.ru/culture/credo/26/10.html
106. Лихачев ДС. Экология культуры // Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. с.54-60.
107. Лола Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции.- М.: Изд-во МГУ, 1998.-264 с.
108. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка.-М., 1990,- 703 с.
109. Лосев А. Ф. Космос // Мифологический словарь М., 1991.- С. 29.
110. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. -М.: Искусство, 1969. С. 52.
111. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика-М.: Искусство, 1975.-766 с.
112. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., «Мысль», 1978. 623 с.
113. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII начало XIX века. - 2-е изд., доп.. - СПб.: Искусство-Спб, 1994.-414 с.
114. Лотман Ю.М. Семиосфера / Внутри мыслящих миров / http://uchcom.bot&.ru/libr/cit/lotman.ru.html
115. Лотман Ю.М. Семиосфера- С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000-704 с.
116. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Таллин: «Александра», 1992. Т. I, 479 с.
117. Любченко B.C. Знание в контексте практик. Ростов-на-Дону: Изд-во «Пегас», 1998. -192 с.
118. Мак-Коркодейл Чарлз. Убранство жилого интерьера от античностидо наших дней/Пер. с англ. Е.А.Кантор.-М.: Искусство, 1990. е.: 247 ил.
119. Манучарова Н.Д. Интерьер жилища.- Киев: «Будивельник», 1975.180 с.
120. Маркое Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории.- СПб.: Издательство «Лань», 1997. 384 с.
121. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 120.
122. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Минск: Тетра - Системе, 1999,-335 с.
123. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура / В.Ф. Мартынов 3-е изд., стер. - Минск: Тетра - Системе, 2000, - 287 с.
124. Махлта С. Т. Искусство интерьера.- СПб.: Знание, 1992.- 32 с.
125. Махлта С. Т. Язык искусства. Уч. пособие.- Л.: Ленинградский гос. институт культуры им. Крупской, 1990. - 85 с.
126. Мир вещей / Вед. ред. Т. Евсеева. М.: Аванта +, 2003. - 444с. :ил.-(Современная энциклопедия Аванта +)
127. Миронов В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал?) http.//www.philos.msu.ru/mironov/win/
128. Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. М.: Политиздат, 1991., Ч. 1-672 е., Ч. 2.-624 с.
129. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства: Пер. с чешек. -М.: Искусство, 1994. 606 с.
130. Некрасова М.А. Ансамбль как образная система.// Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер - архитектура - среда/ Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова-М.: Изобр. Искусство, 1988.-464 с.
131. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий: художественные проблемы 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Стройиздат, 1991.-368 с.
132. Образ жизни. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического исследования. Киев «Наукова думка», 1980,-299 с.
133. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 8-е изд.- М., 1970.- 900 с.
134. Панофски Э. Готическая архитектура и схоластика // Декоративное искусство.-1979.- № 8.- С. 27-31.
135. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории.- СПб.: Изд-во СПбГУП: Изд-во СЗТК, 1999.-592 с.
136. Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. (Пер. с фр. М.О.Гончар; Науч. ред., коммент. и послесл. Т.Д. Сергеевой; М.:Мол.гвардия, 2001. -239 с.)
137. Полищук В.К Культурология: Учебное пособие. М: Гардарика, 1998.-446 с.
138. Пушканский Б.Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1987. -152 с.
139. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры — М.: Наука, 1979.-391 с.
140. Российская ментальность. Материалы Круглого стола. / Вопросы философии 1994, № 1., С. 26.
141. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией акад. РАН Г.В. Осипова. М.: Издат. группа НОРМА - ИНФРА*М, 1998.-672 с.
142. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М.: Книга принтшоп, 1990. - С. 449 - 462.
143. Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное исскусство СССР. 1975. № 3.
144. Савченко Л.А. Социология повседневности / Л.А. Савченко. — Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 2000.-200 с.
145. Садохин А. П., Грушевщкая Т. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -559 с.
146. Самохин В.Н. Психологические аспекты художественного творчества в эстетике Р. Арнхейма // Проблемы худ творчества М.: Наука, 1975-с.72
147. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.: Политиздат, 1991.-366 с.
148. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима: Очерки быта. M.-JL: Изд-во «Наука», 1964. -335с.
149. Соколов Г.И. Римское искусство // Культура Древнего Рима. В 2-х томах. T.I 404 е., с. 336-402.
150. Соловьев Н. К. Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века. М.: «Сварог и К», 2001 - 336с.
151. Степанов А. В. и др. Архитектура и психология: Учеб. Пособие для вузов / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев.- М.: Стройиздат, 1993.-295 с.
152. СтепанянцМ.Т. Философские аспекты суфизма. -М., 1987. -С. 34
153. Степин B.C. Культура / Новейший фил. словарь, с.344-346.
154. Сулименко С.Д. Башни Северного Кавказа (символизация пространства в домостроительном творчестве горцев) Владикавказ: Проект-Пресс, 1997-150с.
155. Татаркевич В. Античная эстетика М.: Искусство, 1985 - 464 с.
156. Тыдман Л.В. Изба, дом, дворец. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -336 с.
157. Устюгова Е.Н. Творческий метод и художественный стиль в искусстве.- Л.: Знание, 1984. 16 с.
158. Учебный курс по культурологи. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1996, 576 с.
159. Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманиг. вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелева. М.: Аспект Пресс, 1995.-351 с.
160. Философский энциклопедический словарь М.: Сов. Энцикл., 1983.- 840 с.
161. Фрейденберг О, Б. Семантика первой вещи // Декоративное искусство СССР. 1976. № 12 С. 16-22
162. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. -М.: Республика, -1993. -512 с.
163. Хаит В.Л., НиколенкоТ.Ю. Пересмотр представлений о социальной роли архитектуры стилевой парадигмы в конце XX века // Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки (сб. научн. трудов) -М.: НИИТАГ, -1998 146 с.
164. Харчев А.Г. Быт // Российская социологическая энциклопедия. -М.: Изд. гр. НОРМА-ИНФРА*М, -1998.- 666 с.
165. Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа Прогресс, -1992. - с.347.
166. Хёйзинга К Осень средневековья. М.: «Наука», -1988. - 540 с.
167. Шаповалов В. Ф. Основы философии: От классики к современности. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
168. Шкуратов В. А. Психика. Культура. История. (Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии). -Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1990, -256 с.
169. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность/Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна-М.: Мысль, 1998.- 663, 1. с.
170. Штомпелъ Л.А. Лики времени. Ростов н/Д, СПб: РГСУ, Компьютери-конъ - АРИТА, 1997. - 201 с.
171. Шуази О. История архитектуры, т.2, -М., 1937, стр. 231.
172. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социолог, мысль: Тексты-М., 1994-С. 481-496.
173. Шюц А. Структуры повседневного мышления // Соц. исследования.-1988.-№2-С. 129-137.
174. Эйдинова В. Стиль писателя и литературная критика.- Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1983.- 212 с.
175. Эйдииова В. Стиль художника: Концепции стиля в литературной критике 20-х годов,-М.: Худож. лит., 1991.- 285 с.
176. Энциклопедический словарь http://dic,academic.ru
177. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. с. 119.
178. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др., М.: Политиздат, 1989. 447 с.
179. Яковлев В.П. Социальное время. Издательство Ростовского университета, 1980. - 160 с.
180. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Уч. пособие по спецкурсу для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1985. - 287 с.
181. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1999-464с.
182. Ястребщкая A.JI. Западная Европа XI-XIII веков. М.: Искусство, 1978. -176 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.