Развитие эстетической культуры личности средствами костюма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Плотникова, Елена Викторовна

  • Плотникова, Елена Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1995, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 197
Плотникова, Елена Викторовна. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1995. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Плотникова, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ стр.

ГЛАВА 1 Психолого-педагогические и социальные основы формирования эстетической культуры личности средствами костюма.

Основные аспекты формирования эстетической культуры личности средствами костюма.

1.1 Нравственный и социальный аспект костюма. стр.

1.2 Пути развития эстетической культуры средствами костюма стр.

1.3 Психологический аспект формирования эстетического вкуса. стр. р2 Культурологический аспект костюма в процессе формирования личности.

2.1 Костюм в истории развития общества. стр.

2.2 Стиль и мода в костюме XX века. стр.

2.3 Костюм как средство формирования эстетических качеств личности. стр.58 Выводы по главе. стр.

ГЛАВА 2 Роль и место курса "Моделирование и конструирование одежды" в профессиональной подготовке студентов. pi Анализ современного состояния вопроса /констатирующий эксперимент/. стр.67 }2 Определение задач эксперементального курса. стр.78 £3 Методика организации и анализ сравнительного и контрольного экспериментов. стр.91 £4 Программа и методическое обеспечение экспериментального курса. стр.

Выводы по главе. Заключение. Библиография. Приложение. стр.115 стр.116 стр.120 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие эстетической культуры личности средствами костюма»

В последнее время высшая школа претерпевает изменения, совершенствуется учебно-воспитательный процесс. Сегодня в контексте размышлений о развитии нашего общества все более настойчиво звучит слово "культура". Это понятие применяют к различным областям жизни, насчитывается множество общих и частных его определений. Феномен культуры столь сложен, что возможно множество подходов к его изучению, описанию и развитию.

В широком смысле слова "культура" - это совокупность духовных и материальных ценностей созданных человеком в процессе его исторического развития. Будучи объективно обусловлена, культура окончательно формируется, конкретизируется проходя черз сознание человека. Поэтому ведущим исходным пунктом понимания культуры является признание ее гуманистической сущности и непосредственной связи с предметно-преобразующей деятельностью человека.

Этот принцип, несмотря на свою видимую абстрактность, весьма содержателен, поскольку задает направленность в раскрытии всей проблематики культуры.

Предметно-преобразующая деятельность - есть определяющая характеристика человека, способа его существования, специфика которого состоит в том, что человек не просто адаптируется к окружающему его миру, а преобразует этот мир со своими потребностями, интересами и целями, то есть создает творит для себя свой мир.

Поэтому культуру можно определить как деятельность преследующего свои цели человека, как субъекта культурно-историчес кого процесса, определяющей характеристикой которого является активное, сознательное, творческое воздействие на окружающий мир.

Это воздействие - творение человеческого мира человеком -и составляет сущность культуры.

Постепенное формирование всесторонней, гармонически развитой личности является общей целью всей системы воспитания, всех его направлений, включая формирование научного мировоззрения, правовое, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое и т.д. Спецификой эстетического воспитания является формирование индивидуальной и многогранной эстетически развитой личности. В то же время эстетическое воспитание выступает важным компонентом всестороннего гармонического развития, соотносящегося с действительностью, так как личность не существует вне общества, вне социума. Приобщаясь к социальной деятельности молодой человек включается в процесс обмена информацией и взаимодействия со средой. Важным элементом этого общения являются нравственные и эстетические аспекты его деятельности. Как вид социально преобразующей деятельности выступают занятия декоративно-прикладным искусством.

Костюм, как вид декоративно-прикладного искусства и как часть предметно-вещевой среды, является важным фактором эстетического воспитания, так как в нем определены представления ряда поколений о нравственности, удобтве, взаимодействии со средой. Изменение моды, костюма - это закономерный процесс развития обыденного эстетического сознания. Вкус, формируемый модой, содержит важные аспекты. Нетворческое, рабское поклонение моде ведет к усреднению вкуса.

Под эстетически развитой личностью мы понимаем личность, достигшую достаточногодля данного исторического периода уровня эстетической культуры. А уровень эстетической культуры не сводится только к эрудиции в области классического и современного искусства. " Эстетическая культура личности есть мера освоения человеком эстетической ценности и мера его деятельности, направленной на создание эстетических ценностей в различных областях человеческой практики."(139.63). Проблемами эстетической культуры занимались такие исследователи как: Ю.П.Азаров, Э.А.Баллер, Е.В.Боголюбова, Е.Я.Бурмина, Е. В. Давыдович,

A.Д.Жарков, Ю.А.Жданов, Е.Я.Зазерский, Н.Б.Крылов, О.В.Лармин,

B.М.Межуев, М.К.Петров, Н. С. Розов, А.Швейцер и т. д. В структуре эстетической культуры можно выделить следующие элементы: 1 -уровень художественно-эстетических знаний; 2 - степень развитости и характер ее эстетических представлений (способность эстетического и художественного восприятия, вкус, идеал); 3 -степень приобщенности человека к художественному творчеству; 4 - наличие и степень развития эстетических аспектов в труде и других видах практической деятельности человека.

Развивая эстетическую культуру, мы развиваем эстетический вкус. О вкусах спорили, спорят и будут спорить, потому что человек во всех сферах своего бытия действует по законам красоты, а понятие красоты связано с эстетической оценкой как отдельных явлений, так и жизни в целом. При всем многообразии содержания •понятия "вкус" постепенно за ним закрепилось главное - отражение способности человека к восприятию прекрасного и безобразного. Проблеме формирования вкуса уделяется большое внимание в современной отечественной литературе Н.М.Аршавская, Л.А.Антонова, А.Буров, А. Г. Голыбина, Л. А. Гусакова, Е.М.Зборовский, Г.И.Иваненко, Л.Н.Коган, Б.Т.Лихачев, М.А.Лифшиц, А.П.Мохонько, В. Т.Мозгот, В. К. Скатерщиков, И. Л. Сосенкин, В. П. Шестаков, Е.Г.Яковлев. Все влияет на развитие вкуса: политика и экономика, культура и нравственность, философия и религия, искусство во всех формах его проявления. Не умаляя роль вышеперечисленных факторов, мы в своей работе сосредоточимся, на мало разработанном, на наш взгляд, аспекте - развитии эстетической культуры личности средствами костюма, при этом развивая эстетический вкус в одежде. В научных публикациях последних лет появилась тенденция к анализу эстетического вкуса как относительно самостоятельного явления культуры, усилиями педагогов, эстетиков, социологов, философов, психологов исследуются теоретические и практические проблемы познания вкуса, его видовое разнообразие. Мы считаем, что в современной общественной ситуации наблюдается распространенное, зачастую стихийно складывающееся стремление молодых людей к самовыражению через костюм. Это порождает, с одной стороны, устойчивую ориентацию на переход к утверждению своего "я", а с другой - ведет к снижению уровня развития индивидуальности и вкуса. Немало проблем возникает с частыми сменами мод и стилей в одежде и поведении, что ведет к непрерывному поиску путей самовыражения. Недостаточная компетентность преподавателей, слабое методическое обеспечение, отмена уроков труда в школе, •программу которых входило изучение моды и ее законов, - все это ведет к снижению вкуса в одежде. А ведь только через практическое участие в решении конкретных проблем культуры, каждая личность может раскрыть свою индивидуальность, сформировать необходимые качества высокоразвитого вкуса. В этом мы видим актуальность выбранной нами проблемы исследования.

Изучение теории и анализ практических занятий по исследуемой проблеме позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в том, чтобы разрешить противоречие между имеющимся эстетическим потенциалом студентов младших курсов худгра-фа, необходимым для успешного усвоения курса "Моделирование и конструирование одежды" и недостаточным функционированием данного курса сегодня в ВУЗе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс формирования эстетического вкуса студентов младших курсов ХГФ.

Предмет исследования: методические средства развития эстетической культуры в разделе "Моделирование и конструирование одежды". В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза. Создавая особые условия обучения студентов младших курсов моделированию и конструированию одежды с целью развития их эстетической культуры, мы предположили; что если:

- раскрыть перед студентами социальную роль костюма, то интерес к освоению курса "Моделирование и конструирование одежды" будет более устойчивым;

- научить студентов применять законы составления костюма, то они приобретают навыки вхождения в любую социальную среду;

- составлять костюм с учетом ситуации и времени (суток, года), то решаются нравственные проблемы;

- образ в костюме отвечает требованиям ситуации, то он диктует манеру поведения;

- провести экспериментальный курс среди студентов младших курсов , то у них повысится самооценка и уверенность в своих возможностях и способностях;

- развить у студентов интерес к данному курсу, то они с большим успехом будут передавать свои знания школьникам.

Проблема, цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1.на основе анализа научно-психологических исследований по педагогике, культурологии, эстетике, психологии, теории и методики преподавания декоративного искусства определить более эфективный метод развития эстетической культуры личности, а также условия развития эстетического вкуса в одежде и возможности его применения как в учебной деятельности так и в быту;

2.разработать теорию и методику преподавания по программе эстетической культуры личности средствами костюма;

3. провести констатирующий и обучающий экспериментов на втором курсе ХГФ Башгоспединститута (г.Уфа) и с помощью статистических методов обработать и сравнить результаты обучения в экспериментальной и контрольной группах, на основании чего сделать выводы относительно эффективности предложенных методов развития эстетической культуры;

4.на основе данных экспериментального исследования разработать программу, включающую в себя теоретическую и практическую части;

5.разработать серию творческих заданий для студентов 2 курса ХГФ, направленных на развитие эстетического вкуса в одежде.

Методы исследовая : - метод изучения психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; - метод анализа реального педагогического процесса (ознакомление с программами по ДПИ, беседы с выпускниками ХГФ -школьными учителями и абитуриентами, анкетирование, наблюдение, анализ творческих работ студентов и т.д.);

- метод эксперимента; - метод анализа процесса и продуктов творческой деятельности студентов; - статистический метод обработки результатов эксперимента; - продуктивно-творческий метод (создание ряда заданий на развитие эстетического вкуса). Анализ научной литературы показал, что к проблеме развития эстетической культуры обращаются многие авторы. Вместе с тем, сложившаяся в обществе ситуация имеет свои специфические особенности. Поэтому результаты исследований в области костюма, касающиеся специализированных ВУЗов (Текстильная академия. Институт легкой промышленности и т.д.), нельзя механически перенести на общеобразовательные школы, худграфы и другие факультеты.

Эстетическая культура и костюм как вид декоративно-прикладного искусства в системе преподавания в средней общеобразовательной школе и в высших педагогических учебных заведениях исследованы недостаточно. Практически отсутствуют методические разработки о роли костюма и его законов в формировании эстетической культуры. Недостаточное внимание уделяется разработке и созданию дидактических материалов, направленных на развитие творческих возможностей личности средствами костюма.

Анализ результатов учебного процесса выявил трудности, с которыми встречаются студенты в процессе освоения курса "Моделирования и конструирования одежды". Это,в первую очередь, слабое знание законов составления комплектов и ансамблей в одежде с учетом ситуации, недостаточное знание цветовой гармонии в костюме, неглубокое знание стилевых закономерностей современного костюма.

В связи с этим мы поставили цель создания экспериментального курса, сочетающего в себе теорию и практику, позволяющего педагогу реализовать задачи воспитания высокого эстетического вкуса в одежде, развития творческого потенциала учащихся.

Базой исследования явились: Башкирский государственный педагогический институт (г.Уфа), средние школы города 3,14,21,96, где проходили педагогическую практике студенты худграфа.

На первом этапе исследования (1989-1991г.г.) изучались научно-теоретические материалы по интересующей нас проблеме, анализировались и обобщались материалы практической деятельности, обосновывалась рабочая гипотеза, предмет и задачи исследования.

Второй этап исследования (1991-1993 г.г.) включал в себя экспериментальную апробацию эффективности предложенной методики и путей развития эстетической культуры средствами костюма.

Третий этап исследования (1993-1995 г.г.) был посвящен анализу результатов констатирующего и обучающего экспериментов, обработке полученных данных, подведению итогов и оформлению результатов исследования, написанию программы (теоретической и практической ее частей).

Научная новизна исследования состоит в обосновании сущности эстетической культуры, выявлении принципов, критериев и условий, обеспечивающих эффективность использования современного "светского" костюма как средства развития эстетической культуры. Изучение законов составления костюма в зависимости от ситуации для успешного вхождения в социальную среду, так/же является новым для подобных исследований. Практические выводы могут быть использованы не только на художественно-графическом факультете, но и на других факультетах (теория) в качестве спец курса.

Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем: - разработаны практические рекомендации, удобные для широкого внедрения (не только на художественно-графическом, но и на других факультетах, а также в училищах и школах); - предложены конкретные методические рекомендации по развитию эстетической культуры в разделе моделирование и конструирование; - разработан комплекс заданий на создание костюмов, отвечающих современным требованиям социума.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, культурологической, эстетической литературы о творческом развитии личности, опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в условиях ведения экспериментального курса, выявлением с помощью специальных методик и критериев, разработанных автором, исходных и конечных результатов данного исследования.

Апробация исследования проводилась на научных конференциях в БГПИ (г.Уфа 1991г.) "Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов студентов художественно-графического факультета и работе в школе (г.Уфа 1991г.). "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ВУЗе и проблемы научно-методичекого обеспечения новых специальностей." (Магнитогорск 1993г.), "Совершенствование подготовки учителей изобразительного искусства, черчения и трудового обеспечения" (Новосибирск 1993г.), научной конференции (Москва 1994г.), научные труды (Москва 1994г.), научной сессии (Москва 1995г).

Основное содержание исследования отражено в девяти публикациях.

- И

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Плотникова, Елена Викторовна

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Итак, из' всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- Проблема культуры костюма в настоящее время очень актуальна, так как это один из показателей гармонически развитой личности;

- культура человека, в первую очередь, проявляется через его вкус и костюм;

- костюм как объект творчества помогает не только развивать эстетический вкус, но и регулирует потребности;

- говорить о нравственности в одежде возможно только с учетом ситуации;

- правильно выбранный по назначению костюм помогает более "легкому" вхождению в ту или иную социальную среду;

- умение соединять вещи в комплект или ансамбль для передачи образности является доказательством высокоразвитого эстетического вкуса в одежде;

- цветовая гармония в костюме - один из самых важных элементов, составляющих развитый вкус;

- необходимо ввести спецкурс по культуре одежды не только на художественно-графических факультетах, но и на других факультетах педагогических ВУЗов.

Заключение

В развитии эстетической культуры особую роль играет окружающая социльная среда, составной частью которой является одежда ( костюм ).

Изучение проблемы использования современного светского костюма в качестве средства развития эстетической культуры учащихся выявило ряд недостатков. Во-первых, несистематичный характер работы в данном направлении; во-вторых, отмена занятий в школах и ВУЗах, что во многом обусловлено психолого-педагогической и методической неразработанностью данного аспекта.

Опираясь на научные исследования и анализ экспериментальных данных, раскрывающих вопросы развития культуры и высокого эстетического вкуса, мы смогли сформулировать ряд положений: -если раскрыть перед студентами роль костюма в жизни человека, то появляется устойчивый интерес к освоению данного курса; -научившись применять законы цветовой и стилевой гармонии в одежде, студенты приобретают навыки вхождения в любую социальную среду; - нравственные проблемы в одежде решаются в том случае, если костюм ( комплект, ансамбль ) составляется с учетом ситуации и времени ( суток , года); - образ создаваемый при помощи костюма диктует манеру поведения; - после проведенного эксперимета у студентов развивается достаточно высокая самооценка, которая стимулирует деятельность, формирует уверенность в своих возможностях и способностях; - развиваясь творчески, студенты с интересом передают свои знания школьникам, что помогает им в потребностно-мотивационной сфере.

Все вышеперечисленные особенности проявляются тогда, когда ставятся конкретные определяются цели каждого этапа процесса обучения.

Анализ литературы по эстетике и культуре показал, что, развивая эстетическую культуру, мы развиваем эстетический вкус в одежде. В процессе этого развития мы выделили следующие категории костюма: удобство, экономичность, практичность, оригинальность, символизм, нравственность, утилитарность, универсальность, качество, носибельность, гармонию, образность, ан-самблевость, функциональность, красоту, коммуникабельность. Затем сгруппировали их по признакам: нормативные признаки, социальные признаки и вкусовые признаки. Проанализировав их, мы пришли к выводу, что для того чтобы понять и прочувствовать все категории костюма и развить эстетическую культуру, необходимо прежде всего развивать вкусовые признаки в одежде. К ним мы отнесли следующие: целостное понятие красота

- гармонию ( цветовая, стилевая),

- ансамблевость,

- образность и выстроили для себя следующую формулу: гармония + ансамблевость + образность = красота ( как целостное понятие ).

В обыденной жизни красота как раз и обозначает эстетический вкус. Она обнаруживает себя в определенной гармонической взаимосвязи, вступающей объективным источником субъективного восприятия моды в целом и костюма в частности.

Человек, обладающий эстетическим вкусом, рассматривает себя и окружающую его социальную среду, частью которой является костюм, с учетом этих категорий. Эти же категории выступают и как критерии оценки любого костюма.

Мы пришли к выводу, что процесс формирования эстетического вкуса имеет четкие и устойчивые критерии. Он формируется на основе трех важных ценностей: прекрасного, искусства и художественного творчества. Костюм как объект творчества и "субъект" искусства ( так как способен оказывать воспитывающее воздействие ) может и должен развивать эстетический вкус.

Мы пришли к выводу, что мода может рассматриваться как социальная ценность, хотя и специфическая. Стремление не отстать от моды может оказаться достаточным основанием в стремлении оправдать свои пристрастия в одежде. В ходе исследования было определено, что объяснение моды через мотивы поведения никогда не будет исчерпывающим, так как мотив действителен лишь для движимой им личности. Скорее всего вовлечение в модные процессы осуществляется посредством формирования мотивов. Костюм вносит известную лепту в "ролевое" поведение людей: как один из регуляторов общения он может содействовать укреплению чувства общности не только как элемент внешней культуры, но и как выражение внутренней потребности.

Несмотря на массовый характер, мода не мешает людям проявлять свои индивидуальные особенности. Именно массовость моды привлекает к ней внимание. Создавая костюм ( ансамбль, комплект ), человек формирует свой стиль. В этом случае именно фантазия имеет особое значение.

В ходе исследования обнаружилась еще одна особенность предложенной методики - регулирование потребностей. Это не случайно, так как знакомясь с законами составления костюма, студенты начинают более тщательно подходить к формированию своего гардероба.

Опытно-экспериментальная работа позволила определить, что независимая переменная( педагогическое воздействие ) оказала существенное влияние на развитие эстетической культуры средствами костюма. Качественно изменился подход к своему внешнему виду. Исследование подтвердило целесообразность предложенной методики.

Полученные результаты свидетельствуют, что предложенная методика является эффективной, а ее результаты могут быть использованы как в работе со студентами, так и со школьниками.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Плотникова, Елена Викторовна, 1995 год

1.Адлер Б.Ф. От наготы до обильных одежд, - Берлин.: Гос. изд.-43 с.: ил.

2. Аринина Н.Л. Эстетический вкус как проблема социологии.(Опыт социальных исследований эстетических вкусов рабочей молодежи. ) Автореферат, кфн. М.: 1967.- 15 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Знание, 1980,- 415 с.

4. Азаров Ю.П.Радость учить и учиться: Педагогика гармонического развития,- М.: Политиздат, 1989.- 333 е.: ил.

5. Андреева А.Г. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви. М. : КОИЗ, I960.- 131с.

6. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985.-155 с.

7. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992.- 13,5 усл. п. л.

8. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: (Общество Знание России, история и теория культуры.), 1993,- 191 с.

9. Антонова Л.А. Эстетический вкус в аспекте структурно-функциональной характеристики общественного сознания. Автореферат, кфн. Саратов., 1972. 21 с.

10. Ю.Архейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974,- 390 с.

11. И.Аркин Д. Искусство бытовой вещи, М.: ИЗОГИЗ.- 1932.- 67 с.

12. Ахмедов А.И. Роль эстетического воспитания в формировании и развитии эстетического вкуса. Автореферат, кфн. Баку. 1972,- 29 с.

13. Актуальные проблемы высшего образования: собрание научных трудов. АПН СССР, НИИ Высшего образования. М.: 1991.-10усл. п.

14. Басин Е.Я. Краснов В.М. Гордиев узел моды./кн. Толстых В.И. Мода как социальный феномен,- М.: Знание,1973. 62 с.

15. Блинов Б.И. По одежке встречают. (лит. зап. О.Евсикова и И.Шихмана.) М.: Молодая гвардия, 1974.- 130 с.

16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Знание, 1968.- 287 с.

17. Быковенко Н.С. Связь семьи и школы при обучении девочек домоводству. Фрунзе.: Мектеп,1970.-43с.

18. Бурмина Е.Я. Человеческое в культуре, культурное в человеке: Диалоги о путях преобщения к культуре. М.: Знание, 1991. 2, 5 у. п. л.

19. Бачинин В.А. Нравственная культура личности.-М.: Наука, 1979,- 234 с.

20. Бодаев А.А. Воспитание и понимание человека человеком,- М.: Знание,1987.- 306 с.

21. Братусь Б.С. Аномалии личности,- М.: Мысль,1988,- 304 с.

22. Багдасарьян Н.Г. Язык культуры, М.: Знание,1991.-41 с.

23. Буева Л.П. Человек и общественный прогресс.- М., "Вопросы философии". N2.1982.- 43с.

24. Барзам, Фина. Мода и красота: Пер. с нем.- М.: Легкая индустрия, 1967,- 103 е.: ил.

25. Булатова Е.С., Шершнева Л. П. Композиции в одежде швейной промышленности,- М.: ВЗМИ, 1981.- 44 е.: ил.

26. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитании.- Иркутск.: Вост.-Сиб. кн. из дат., 1988.- 97 с.

27. Бассарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания: книга для учителя.-М.: Просвещение, 1991.- 174с.I

28. Боголюбов Е.В. Культура и общество (вопросы истории и теории).- М.: Знание, 1978,- 143 с.

29. Бутенко В.Г. Формирование эстетических оценок у учащихся старшего школьного возраста. Автореферат. Киев, 1980,- 28 с.

30. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры,- М.:Наука, 1975.-267 с.

31. Беляева-Экземплярская С. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. M.-JI.: Гизлегпром, 1934.-104 е.: ил.

32. Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности, М.: Знание, 1971.- 48 с.

33. Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы.- Л.: Художник РСФСР, 1983.- 438 с.

34. Безкулубенко С.Д. Грани творческого метода, Киев.: Мис-тецтво.,1986.- 196 с.

35. Буровик К.А. Родословная вещей,- М.: Знание, 1991.- 228 е.: ил.

36. Баллер Э.А. О культуре и культурности.- М.: Знание, 1966.96 с.

37. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков,- М.: Знание, 1972,- 392 с. 38,Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Знание, 1968.-464 с.

38. Боголюбова Е. В. Культура и общество,- М.: изд. МГУ, 1978.-231 с.

39. Борев Ю. Эстетика. М.: Просвещение, 1975.- 133 с.

40. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.- М.: Сов. худ., 1966.- 118 с.

41. Волченко Л.Б. Этикет и мода. М.: Просвещение, 1985,- 137 с.

42. Волченко Л.Б. На работе, в гостях и дома.- М.: Просвещение, 1991.- 96 с.

43. Воронов Н.В. Искусство предметного мира.- Л.: Художник РСФСР, 1975.- 52 с.

44. Волченко Л.Б.Гуманность, демократичность, вежливость и этикет ценности культуры и морали. М.: МГУ, 1992,- 143 с.

45. Воронов Н.В. Художники вещей, М.: Сов.худож., 1966.- 167 с.

46. Волевич Г.К. Красиво и модно,- М.: Молодая гвардия, 1991.-175 с.

47. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности: (в помощь лектору).- Л.: Знание, 1981.- 36 с.

48. Василенко В.А. Мораль и общественная практика.- М.: Изд. МГУ, 1983,- 176 с.

49. Волков И.П. Цель одна дорог много,- М.: Просвещение, 1990.- 159 с.

50. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982.- 129 с.

51. Вопросы теории эстетического воспитания, под. ред. Г.З.Апресяна.- М.: изд. МГУ, 1970.- 110 с.

52. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1992,- в 2х томах 1т. 485 е., 2т. 365 с.

53. Гусаковская Л.А. Эстетический вкус как средство формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Автореферат. кфн. Минск, 1982,- 15 с.

54. Голыбина А.Г. Вкус и мода (лит. обработка Е.Д.Либерман).-М.: Знание, 1974,- 206 с.

55. Горина Г.С. Моделирование костюма на основе народных традиций.- М. : МТИ, 1978.- 21 с.

56. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М.: легкая и пищевая прмышленность, 1981.- 183 с.

57. Голыбина А.Г. Искусство одеваться.- Л.: Лениздат, 1959.-247с.

58. Горина Г.С. Традиции и модный костюм. М.: ДИ СССР, N3, 1967,- 27 с.

59. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности.- М.: изд. МГУ, 1974,- 157 с.

60. Герасимов С.А. Любить человека: культура и нравственность -эстетическое воспитание молодежи (книга для учителя).- М.: Просвещение, 1985,- 384 с.

61. Глинкин В.А. Искусство современного интерьера школьникам.- М.: Просвещение, 1984.- 159 с.

62. Готтенрот Ф. История внешней культуры: Одежда, домашняя утварь, полевые военные орудия народов древних новых времен: Пер. с нем. СПб - М.: Вольф, 1900,- 222 с.

63. Горина Г.С. Народное искусство в моделировании одежды, М.: Легкая индустрия, 1974,- 182 е.:ил.

64. Гофман А.Б. Мода: равенство и неравенство.- М.: Техническая эстетика,1989.- 80 с.

65. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность, М.: АН СССР инст. психологии, 1976,- 151 с.

66. Дишер Ф. Т. Моды и цинизм. Мысли и советы немецкого ученого: Пер. с нем. СПб.: Вольф, 1879.- 30 с.

67. Дзеконьска Козловска А. Женская мода XX века, - М.: Эстетика, 1977,- 123 с.

68. Давидович В.Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры, Ростов н/Д.: Издат. Рост, ун-та, 1979,- 263 с.

69. Доброхотова И.А. Беседы о моде, или Зеркало которое не лжет, Алма - Ата.: Онер, 1991.- 176 е.: ил.

70. Дамские моды XIX века. Историко художественная монография о женских нравах и вкусах с многочисленными рисунками. Иллюстрированная энциклопедия женского туалета,- СПб.: Изд. нов. журн. иностр. литературы, 1899,- 235 с.

71. ДПИ в системе эстетического воспитания,- М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990.- 10 у.п.л.

72. Ефремова Л.К. Одежда для работы и дома. М.: Профиздат, 1969. 96 с.: ил.

73. Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться (или мода на все времена).- Рига.: Фирма ИМПАКТ, 1992,- 249 е.: ил.

74. Журавский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики,- М.: АПН. СССР, 1963,- 510 с.

75. Журавский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России (очерки).- М.: Педагогика, 1978,- 160 с.

76. Журавлев В.И. Методы педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1972,- 159 с.

77. Жизнь в свете дома и при дворе: репринтное воспроизведение издания 1890 года. СПб.: Интербук. - 1990.-144 с.

78. Зиновьев А. К понятию моды. М.: Декоративное искусство N8, 1971,- 12 с.80.3лобин Н.С. Место культуры в системе общественных связей. Автореферат, кфн.- М.: Наука, 1969,- 16 с.

79. Зборовский Е.М. По законам красоты.- М.: Совет. Россия, 1988,- 176 с.

80. Зазерский Е.Я. Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения.-Л.: Лениздат, 1983.- 151 с.

81. Забозлаева Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу: Искусство сочетать свой облик и стиль с костюмом, украшениями, обстановкой.- СПб.: Лениздат, 1992,- 22 е.: ил.

82. Заподноевропейская эстетика XX века. Сборник переводов. Вып. 1,- М. : Знание, 1991,- 2,80 усл. п. л.

83. Иоффе И.И. Синтетическая история искусства. Введение в историю художественного мышления.- Л.: ОГИЗ Ленгизоид, 1933.569 с.

84. Искусство и домашний быт. Вып. 1,- М.: Сов. худ. ,1964,- 32 с.

85. Искусство и быт. Выпуск 3.- М.: Сов. худ., 1964.- 217 с.

86. Идеи эстетического воспитания.- М.: Наука, 1973.- т.1. 408 с.

87. Ив Сен Лоран. 28 лет творчества 1958 1986.- Париж.: Эр-мер, 1986,- 29 с.

88. Каган М.С. 0 прикладном искусстве: некоторые вопросы теории.- Л.: Художник, 1961.- 200 с.

89. Коршунова Т.Т. Костюм в России 18 начало 20 в. из собраний Государственного Эрмитажа.- Л.: Художник РСФСР, 1979.-279 с.

90. Культура и пути ее познания. Отв. ред. В.А.Конев. Куйбышев. : 1979.- 168 с.

91. Композиция.Программа для художественных училищ по специальности 2125 "Моделирование и конструирование одежды", М.: Просвещение, 1966,- 49 с.

92. Козлова Т.В. Обувь и костюм. /Лекции/.-М.: Лег. индус., 1967.- 98 с.

93. Кобякова Н.К. Твоя одежда. М.: Молодая гвардия, 1981.- 79 с.

94. Каминская Н.М. История костюма.-М.: Легпромбытиздат,1986.-166 с.

95. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии, М.: Просвещение, 1972.- 176 с.

96. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптирован-ности личности. Автореферат, кпн. М.: МГУ, 1980.- 24 с.

97. Кон И.С. Социология личности.- М.: Просвещение, 1967,- 383 с.

98. Кузнецов Ф.Ф. Размышления о нравственности. М.: Сов. Россия, 1988.- 446 с.

99. Красикова-Аксенова Л.Я. Учись красиво одеваться, М.: Мое. раб., 1992.- 121 с.

100. Козлова Т.В. Культура современного костюма. М.: Легк. ин-дуст., 1877.- 143 с.

101. Казаринова В.И. О красоте и композиции,- М.: Экономика, 1973.- 96 с.

102. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма,- М.: Легк. и пищев. промыш., 1982.- 143 с.

103. Кон И.С. Психология старшеклассника,- М.: Просвещение, 1980.- 191 с.

104. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста.

105. М. : Высш. шк., 1990.- 142 с.

106. Кондаков С.В. Содержание и структура морали. / Материалы к лекциям/.- Новокузнецк, 1968.- 27 с.

107. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры, М.: Прометей, 1990.- 220 с.

108. Калинников С.Л. Роль культуры в развитии нравственного сознания при социализме. Автореферат, кфн,- Иваново.: Ив. универ., 1989,- 18 с.

109. Кустарева Л.П. Эстетическая потребность как фактор формирования всесторонне развитой личности. Автореферат, кфн.-Харьков.: Харь, универ., 1982.- 21 с.

110. Куратченко В.П. Нравственная норма как регулятор поведения личности. Автореферат, кфн.- Иркутск.: Иркутск, универ., 1972,- 20 с.

111. Калинников Л.А. О соотношении нравственного и эстетического идеалов. Автореферат, кфн,- Калининград.: Калин, универ. , 1969.- 21 с.

112. ИЗ.Красностанов Э.Г. Основные эстетические категории,- М.: Знание, 1970,- 63 с.

113. И4.Крутова Н.Н. Мораль в действии. О закономерностях влияния морали на поведение личности,- М.: Знание, 1977,- 96 с.

114. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории.- Л.: Худ. РСФСР, 1961.- 160 с.

115. Коган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966.- 213 с.

116. Кант И. О педагогике. Пер. с нем. Любомудрова. М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1896.- 92 с.

117. Кант И. Наблюдения об ощущении прекрасного и возвышенного.в рассуждении природы и человека вообще и характеров народных особенно, служащие к объяснению некоторых мест ви-лимовой практической логики.- СПб.: Театральная типография, 1896,- 92 с.

118. Косарева Е.А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды, Л.: Лениздат, 1978,- 81 с.

119. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике,- Таллинн.: Валгус, 1980.- 334 с.

120. Кыверялг А.А. Проблемное обучение методическим материалам.- Таллинн.: Знание, 1982.- 199 с.

121. Кыверялг А.А. Технические средства в учебном процессе. Таллинн.: НИИП ЭССР, 1985.- 209 с.

122. Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. М.: Просвещение, 1976,- 174 с.

123. Ключарев А. Несколько заключений о современных модах в одежде. М.: Из ежемес. издан. Душеполезное чтение, июль, 1861.- 32 с.

124. Кузнецов Ф.Ф. Каким быть. Литература и нравственное воспитание личности.- М.: Сов. писатель, 1962,- 241 с.

125. Кузьмин Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии.-Л.: Лениздат, 1987,- 37 с.

126. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990.- 146 с.

127. Ломанова Н.П. Доклад на 1 Всероссийской конференции по художественной промышленности 1919 г. М.: Легпромиздат, 1920,- 26 с.

128. Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества.- М.: Иностр. лит., 1954,- 449 с.

129. Культура и быт населения центрально-промышленной области.- М.: Прометей,1929.- 168 с.

130. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции, /конспект лекций/.- М.: Знание, 1971.- 38 с.

131. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы.- Воронеж.: Просвещение, 1993.- 156 с.

132. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.-М.: Педагогика, 1985.- 176 с.

133. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания.- М.: Педагогика, 1972,159 с.

134. Любимова Т.Б. Мода и йенность./кн. Толстых В. И. Мода как социальный феномен.- М.: Знание, 1973,- 74 с.

135. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1979.- 168 с.

136. Лифшиц М. Пути современного искусства, /ж. Искусство N8,-с 16.

137. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций.- М.: Прометей, 1993.- 528 с.

138. Лармин О.В. Эстетическое воспитание в период развитого социализма,- М.: Знание,1976.- 212 с.

139. Материальная культура /АН. СССР ин. этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Акад. наук ГДР. Центр, инст. истории, отдел этнографии и истории культуры. Отв. редак. Арутюнов редак. Вайнхольд/.- М.: Наука, 1989.- 221 с.

140. Машковский И.И. Содружество добра и красоты, Киев, 1986.70 с

141. Мюр и Мерилиз /каталог/.- Москва. 1914.- 116 с.

142. Михайлов М.И. Основные эстетические категории: опыт систематизации и защиты,- Саратов.: Сарат. универ., 1990,- 141 с.

143. Михеева И.Н. Соотношение нравственных и эстетических потребностей,- м.: Знание, 1985. /серия Эстетика. N6.- 61 с.

144. Мир через культуру /учебное пособие/.- М.: МГТУ, 1993.116 с.

145. Мохонько А.П. Самовоспитание вкуса,- Кемерово.: Кузбассву-зиздат, 1992,- 142 с.

146. Мозгот В.Т. Формирование художественного вкуса личности.-Ростов н/д.: МАП книга, 1992.- 149 с.

147. Милтс А.А. Гармоническое и дисгармоническое в личности. Философско-эстетические очерки,- Рига.: Авотс, 1983.- 151 с.

148. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.- 156 с.

149. Мансуров Н.С. Социальная психология о причинах конфликтности личности. /К вопросу об общественно-психологических основах социальной психотерапии/.- М.: Знание, 1970,- 13 с.

150. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Мол. гвард., 1988.- 222 с.

151. Моль А. Теория информации и эстетическое воспитание.- М.: Прогресс, 1966.- 195 с.

152. Монахов М.П. Современное декоративное искусство и предметная среда. Автореферат, ки,- М.: МГУ, 1972,- 20 с.

153. Д54.Маймин Е.А. Эстетика наука о прекрасном: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

154. Мухаметзянова Г.В. Карева Н.Н. Трудовое и эстетическоевоспитание студентов.- Казань.: Казан, универ., 1991,- 184 с.

155. Межуев В.М. О понятии "Культура". М.: Знание, 1968.- 16 с. 157.Мода за и против /сбор. стат. ред. и состав. В.И.Толстых/. - М.: Искусство, 1973.- 288 с.

156. Мельникова Л.В. Осипова Л.В. Фридман Т.Б. Методика трудового обучения /обсл. труд/.- М.: Просвещение, 1985.- 222 с.

157. Маленкова Л.И. Искусство костюма: методическое пособие для художников модельеров.- М.: Просвещение, 1983.- 88 с.

158. Нови Л.Ю. Персонаж фильма и художественная функция костюма: /от эскиза к костюму/. М.: ВГИК, 1983.- 60 с.

159. Несторов . Культура и мода. София.: Партиздат, 1976,- 310 с.

160. Новые исследования в педагогических науках. -М.: Педагогика, 1990.-78 с. /АПН СССР выпуск N2/.

161. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобр. искусство, 1983,- 343 с.

162. Нравственное сознание личности: / Психологические исследования/.- М.: Знание, 1985.- 64 с.

163. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом настоящем и будущем.-М.: Просвещение, 1988,- 189 с.

164. Поровская Г.А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов, спц. 13. 00.02,- М.: дис. кпн. 197 с.

165. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Одежда, обувь, аксессуары. .: Легпромбытиздат, 1985.- 263 с.

166. Пути и средства эстетического воспитания, ред. Киященко Н.И. . М. : Наука, 1989.- 192 с.

167. Платье-костюм и платье-пальто, ред. Тер-Овакимян И.А.-М.: Всесоюз. кооп. изд., 1958.- 127 с.

168. Пармон Ф.М. Европейский костюм: стиль и мода,- М.: Мин. высш. и средн. спец. образования СССР, 1982.- 115 с.

169. Петров М. К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991,- 328 с.

170. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука.- Л.: Лениздат, 1967.- 167 с.

171. Плотников С. Социология культуры,- М.: Знание, 1974,- 223 с.

172. По законам красоты: Восемь рассказов о прикладном искусстве. Альбом N1 костюм и время,- Л.: худ. РСФСР, 1965,- 62 с.

173. Прево Г. Искусство одеваться / пер. с франц./.- СПб.: изд. ж. Вестник моды, 1892,- 125 с.

174. Прокопьева З.И. Воспитание учащихся на уроках обслуживае-щего труда: Пособие для учителя,- М.: Просвещение, 1980.-94 с.

175. Педагогическая теория идеи и проблемы. Сб. научных трудов. /Рос. акад. образов., Инст. теории педаг. и международ, исследован, в образовании/.- М.: Рост. ИТП и МИО РАО, 1992.- 160 с.

176. Психолого-педагогические аспекты перестройки образования: Сбор, научн. трудов.- Тверь.: Твер. Гос. универ., 1992.т. 4.

177. Программы педагогических институтов. Сборник N15 дляспец. 2109 черчение, изо и труд.- М.: Просвещение, 1988.36 с.

178. Программы средней общеобразовательной школы / Мин. образ. РСФСР/. М.: Просвещение, 1991,- 45 с.

179. Проблемы этики и эстетики в художественном ВУЗе; методологические и методические вопросы.- СПб.: изд. инст. им. И.Е.Репина, 1992.-84 с.

180. Проблемы отчуждения в современной теории культуры, этики и эстетики,- Свердловск.: изд. Сверд. Гос. универ. им. А.М.Горького, 1990.- 136 с.

181. Петров Л.В. мода как общественное явление /анализ в социально-коммуникативном аспекте/.- Л.: Знание, 1974.- 32 с.

182. Программа педагогических институтов. Сборник N22 для спец. N2109 черчение, изо и труд. М.: Просвещение, 1980,- 38 с.

183. Пако Рабан. Мода это пророчество./ж. Путь к себе,- М. N4.- 35 с.

184. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: основания реформы гуманитарного образования в высшей школе.-М.: изд. инст. стали и сплавов, 1992,- 112 с.

185. Рытвинская Л.Б. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера, М.: Знание, 1980. - 32 с.

186. Ривош Я.Н. Время и вещи. Очерки по истории материальной культуры в России начала XX века. М.: Искусство, 1990.-303 с. 189.Супрун А.И. Филановский Г.Ю. Почему мы так одеты.- М.: Молод, гвард., 1990.- 191 с.

187. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности.-М.: Политиздат, 1986.- 239 с.

188. Сысоева Л.С. Сущность и основные виды эстетической потребности. Автореферат, кфн. Томск.: Томск, универ., 1974.- 22 с.

189. Суна У.Ф. Петров В.М. Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики.- Рига.: Зинатне, 1985.271 с.

190. Советское декоративное искусство /сборник статей/. М.: Сов. худож.,1987.- 288 с.

191. Соколова В.В. Культура человеческого общения как элемент профессиональной культуры преподавателя высшей школы.- М.: Центр Гос. образован. СССР, 1991.- 91 с.

192. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма, М.: Сов. худож., 1972.- 112 с.

193. Сосонкин И.Л. Эстетический вкус. Лекция 1 Сущность эстетического вкуса и его социальная обусловленность, обьектив-ное и субьективное в эстетическом вкусе.- Ашхабад.: Туре-мен. раб., 1974.- 21 с.

194. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе,- М.: Знание, 1974.- 95 с.

195. Селиванова Н.Л. Воспитательная система школы: проблемы и поиски.- М.: Просвещение, 1989,- 64 с.

196. Савельева В.А. Художественное оформление одежды /цикл лекций/.- М.: Искусство, 1971,- 33 с.

197. Система эстетического воспитания школьников, ред. Герасимов С. А. М.: Педагогика, 1983.- 264 с.

198. Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы , решения,- Ростов н/д.: изд. Рост, универ., 1991.- 164 с.

199. Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов: Межвузов, сборн. научных трудов.

200. МПГУ им. В.И.Ленина. Твер. Гос. универ./.- Тверь.: УОП универ.,1992.- 132 с.

201. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма,- М.: ГИТИС, 1994.- 155 с.

202. Творческий процесс и художественное восприятие /Сборник АНСССР/.- Л.: Наука, 1978.- 278 с.

203. Толстых В.И. мода как социальный феномен.- М.: Знание, 1973.-223 с.

204. Титоренко А.И. Нравственные основы общения.- М.: Наука, 1979,- 124 с.

205. Темерин С.М. Художественное оформление быта и воспитание вкуса. М.: изд. Акад. художеств, 1962,- 52 с.

206. Титоренко А.И. Структуры нравственного сознания . Опыт этико-философских исследований.- М.: Мысль, 1974,- 278 с.

207. Точные методы в исследованиях культуры и искусства / материал к симпозиуму/. М.: МГУ, 1971,- 125 с.

208. Федоров-Давыдов А.А. Искусство текстиля.- М.: Изофронт, 1931,- 130 с.

209. Фаустова Э.Н. Культура студенческой молодежи.- М.: МГУ, 1991.- 136 с.

210. Федосова Э.М. Бестужевские курсы первый женский институт в России. - М.: Педагогика, 1980.- 320 с.

211. Философский энциклопедический словарь,- М.: Советская энциклопедия, 1989.- 3376 с.

212. Художник, вещь, мода. сост. Бодрова, Лаврентьева.- М.: Сов. художн., 1988,- 178 с.

213. Чекалов А. К. Искусство в быту, М.: изд. АХ СССР, 1961. -72 с.

214. Черемушкина Н.С. Принципы трансформации растительных мотивов в формы костюма и орнаменты,- М.: Мин. высш. и средн. образов. СССР,1985.- 51 с.

215. Что мне к лицу? Сборник советов для дам одеваться со вкусом.- СПб.: Гоппе, 1891.- 183 с.

216. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды, М.: Легк. и пищ. промыш., 1983,- 192 с.

217. Человек, предмет, среда: Вопросы советского декоративного искусства 60-70х годов /сбор. стат. под редак. В.П.Толстого/.- М.: Изобр. искусство, 1980,- 256 с.

218. Шестаков В.П. Эстетические категории.- М.: Наука, 1983.358 с.

219. Шестаков В.П. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2х томах,- М.: Искусство, 1973.

220. Швейцер А. Культура и этика. М.: Наука, 1973.- 276 с.

221. Шингарев Г.Ф.Социальная природа эстетических чувств.- М.: Знание, 1978.- 63 с.

222. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория,- М.: Наука, 1973,- 35 с.

223. Шарден П.Т. Феномен человека.- М.: Наука, 1987.- 240 с.

224. Элькина З.Б. Мода и социальная роль. Автореферат, кфн,1. Л. : ЛГУ, 1974,- 23 с.

225. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики.-М.: Знание, 1986. 62 с.

226. Эстетика. Словарь.- М.: Политическая литература, 1989.-568 с.iaii/ Щ1. ГЛ *1. UUUU7P7PUP77P7PPu

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.