Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидиактических игр (на материале обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Богданова, Тамара Карловна

  • Богданова, Тамара Карловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 144
Богданова, Тамара Карловна. Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидиактических игр (на материале обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1984. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Богданова, Тамара Карловна

ВВЕДЕНИЕ .3-II

Глава I. ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА И ЕГО РАЗВИТИЕ. 12-

§ I. Структура понятия музыкального ритма и чувства ритма как способности .12

§ 2. Анализ основных систем развития чувства музыкального ритма.25

§ 3. Психолого-педагогические основы методики развития чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр. 41

Глава П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ

ИГР.61

§ I. Задачи и организация исследования. Констатирующее обследование учащихся .61

§ 2. Формирование навыков эмоционально-осознанного исполнения ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр. 66-

§ 3. Контрольные срезы и итоги экспериментального исследования .92

ВЫВОДЫ .I09-1II

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидиактических игр (на материале обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР)»

Актуальность темы. В документах КПСС и Советского правительства большое внимание уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения, как важной составной части коммунистического воспитания. В Конституции СССР говорится, что в период развитого социализма наше государство ". ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности" (Конституция СССР, статья 20). Важное значение приобретает сфера приобщения людей к духовным ценностям, искусству, в частности, музыкальному. Активно воздействуя на воспитание чувств, музыка способствует духовному обогащению и формированию мировоззрения подрастающего поколения. Являясь предметом эстетического цикла, музыка раскрывает широкие возможности для нравственно-эстетического воспитания детей, целенаправленного развития их творческих задатков. Эти возможности реализуются в процессе школьной и внешкольной работы с учащимися.

Особую актуальность в этом плане приобретают в настоящее время общеобразовательные школы с расширенным музыкальным воспитанием школьников. Основная цель этих школ - подготовка активных слушателей и пропагандистов музыкального искусства. Расширенное музыкальное воспитание учащихся включает в себя знакомство с лучшими произведениями музыкального искусства, хоровое пение, изучение основ теории музыки, а также индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах, в том числе - на фортепиано.

Игра на фортепиано требует развития целого комплекса музыкальных и общих способностей: чувства музыкального ритма, звуковысотного слуха, музыкально-слуховых представлений, памяти, мышления, воли, а также ряда двигательных способностей. Успешность занятий, в частности, определяется уровнем развития чувства музыкального ритма.

Ритм - важное средство музыкальной выразительности. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром (В.К.Белобородова, Н.А.Ветлугина, В.В.Меду-шевский, Е.А.Назайкинский, А.Л.Островский, Л.А.Мазель, В.Н. Холопова, В.А.Цуккерман).

Чувство музыкального ритма понимается в психологии как • "способность активно переживать (отражать в движении) и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения" (Б.М.Теплов). Наряду со звуко-высотным слухом, чувство ритма является первостепенным в комплексе музыкальных способностей. Изучение музыкальной деятельности позволяет выделить составляющие эту способность компоненты: чувство темпа, чувство размера (метра) и чувство соотношения длительностей (ритмического рисунка). Онтогенетическая структура чувства музыкального ритма формируется у детей в следующей последовательности компонентов - чувство темпа, чувство метра, чувство ритмического рисунка (Л.А.Вен-гер, К.В.Тарасова).

В фортепианной педагогике развитие чувства ритма является одной из наиболее важных и сложных проблем. В последние годы и десятилетия эта проблема являлась предметом внимания многих авторов музыкально-педагогических трудов. В них рассматривались вопросы исполнительского ритма (Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз, С.А.Савшинский, С.Е.Фейнберг), развитие чувства ритма в процессе обучения игре на фортепиано (А.Д.Алексеев, Г.П.Прокофьев, Г.М.Цыпин), особенности развития чувства ритма на начальном этапе обучения игре на фортепиано (Л.А.Баренбойм, М.И.Лерман, Б.Е.Ми-лич, В.Л.Михелис, Г.М.Цыпин). В то же время в фортепианной педагогике до настоящего времени не сложилась общепринятая, научно обоснованная методика развития этой способности. Полностью не изученной остаётся проблема развития чувства ритма у младших школьников, начинающих пианистов в общеобразовательной школе с расширенным музыкальным воспитанием. Не выявлены возможности использования для развития этой способности различных видов музыкальных игр, а также творческих проявлений учащихся при игре на фортепиано.

Хорошо развитое чувство музыкального ритма предполагает умение исполнителя найти художественно верное, эмоционально-образное исполнение ритмической стороны музыкального произведения при соблюдении схематической записи ритма.

Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов, на что указывают Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, Г.П.Прокофьев и др. о том, что чувство ритма врождённое и почти не развиваемо. Однако другие психологи, а также музыканты-педагоги доказывают, что при определённой методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма успешно развивается (Н.А.Ветлугина, Э.Жак-Далькроз, К. Орф, М.Л.Палавандишвили, К.А.Самолдина, Б.М.Теплов). Мы в своём исследовании придерживаемся именно этого утверждения.

В психологии, педагогике, а также музыкальной педагогике определено важное значение детской, музыкальной и музыкально-дидактической игры для развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста "главнейших психических процессов", формирования основных музыкальных способностей, в том числе чувства ритма, возникновения и реализации творческих т проявлений . Это позволило обосновать выбор формы музыкально-дидактической игры для развития чувства ритма у младших школьников в нашем исследовании в "широком смысле". Конкретизируя сущность содержания этих игр, мы определили их сю-жетно-ролевой аспект, который, согласно мнению А.Н.Леонтьева, характерен возрастным особенностям младших школьников и выражается игрой-драматизацией, игрой-фантазией. Игра становится произвольным "творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребёнка" и открывает возможность перехода игровой деятельности к продуктивной, эстетической. Накоплен определённый практический опыт использования музыкально-дидактических игр и отдельных моментов творческих проявлений для развития у учащихся чувства ритма при обучении игре на фортепиано (Л.А.Баренбойм, Э.Башич, Я. Достал, М.И.Лерман, Д.Маркевич, Е.Миллерова и др.). Однако, работа по развитию этой важной способности у младших школьников в массовой практике обучения игре на фортепиано направлена в большинстве случаев на формальное моделирование длительностей звуков и их^различных сочетаний, то есть ритмического рисунка. Слабое развитие пианистического аппарата детей и вследствие этого отсутствие необходимой двигательной опоры для развития чувства ритма не обеспечивает возможности Творческие проявления понимаются в нашем исследовании как элементарное сочинение, импровизация, подбирание по слуху, игра в ансамбле на фортепиано. прочувствования", "переживания" и тем самым эмоционально-осознанного освоения выразительности музыкального ритма и, в первую очередь, таких важных его компонентов, как темп и метр. В результате, младшие школьники на начальном этапе обучения игре на фортепиано осваивают лишь один компонент музыкального ритма - ритмический рисунок. Вследствие этого нарушается структура чувства ритма как музыкальной способности и последовательность формирования составляющих её компонентов в онтогенезе, то есть чувства темпа, чувства метра, чувства ритмического рисунка. По нашему мнению, это является важной причиной устойчивых, широко распространённых ритмических ошибок при исполнении учащимися музыкальных произведений.

В фортепианной педагогике вопрос развития чувства ритма с точки зрения учёта онтогенетической последовательности формирования составляющих ритм компонентов не рассматривался и не получил должного освещения.

Предмет нашего исследования - процесс развития чувства ритма у младших школьников при обучении игре на фортепиано. Без целенаправленной работы по формированию чувства ритма эта способность не получает полноценного развития, которое определяется умением художественно верно исполнять ритмическую сторону музыкального произведения, раскрыв тем самым выразительное значение ритма.

Цель работы заключалась в разработке методики развития чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о всестороннем, гармоническом развитии личности, роли и значении формирования в деятельности способностей и творческих задатков всех членов общества.

Исследование опирается на положения современной психологической науки в области теории развития способностей, учение музыкознания о ритме, выводы психологии, педагогики и музыкальной педагогики о детской и, в частности, музыкальной игре, методы и приёмы развития чувства ритма в фортепианной педагогике, рассмотренные в работах А.Д.Алексеева, Л.А.Ба-ренбойма, В.К.Белобородовой, Л.С.Венгера, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.Б.Гольденвейзера, Э.Шак-Далькроза, А.В.Запорожца, Л.А.Мазеля, В.В.Медушевского, Е.А.Назайкинского, К. Орфа, К.К.Платонова, Г.П.Прокофьева, Л.С.Рубинштейна, И.В. Способина, К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, А.П.Усовой, В.Н.Холо-повой, В.А.Цуккермана, Г.М.Цыпина.

В качестве гипотезы мы приняли следующее: Эмоционально-осознанное освоение ритма необходимо осуществлять с учётом последовательности формирования структурных компонентов чувства музыкального ритма в онтогенезе: чувства темпа, метра, ритмического рисунка. Эффективность формирования навыков исполнения компонентов ритма у младших школьников может быть достигнута, если в процесс обучения игре на фортепиано включать музыкально-дидактические игры с сюжетно-ролевым аспектом, которые обеспечивают дополнительную двигательную опору и активизируют творческие проявления детей.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- определить теоретические предпосылки проблемы развития чувства ритма у младших школьников;

- разработать методику развития чувства ритма у учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано;

- исследовать возможности формирования у детей чувства ритма на основе разработанной методики;

- выявить условия формирования у младших школьников фортепианных навыков исполнения компонентов ритма.

Решение поставленных задач осуществлялось следующими методами:

- теоретический анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение школьной практики и опыта работы учителей;

- экспериментальная работа, которая включала констатирующий и формирующий этапы исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в I976-I98I гг. с учащимися младших классов (1-2 классы) общеобразовательных школ с расширенным музыкальным воспитанием № 13 г. Даугавпилса и школы-интернат № 3 г. Риги Латвийской ССР. Экспериментальная группа состояла из 40 учащихся, контрольная - из 50.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методику развития чувства музыкального ритма у младших школьников следует разрабатывать с учётом последовательности формирования компонентов этой способности в онтогенезе: чувства темпа, метра, ритмического рисунка.

2. Формирование у детей навыков эмоционально-осознанного исполнения компонентов ритма возможно в результате использования музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом, которые обеспечивают эффективную дополнительную двигательную опору в виде движения под музыку и способствуют активизации творческих проявлений младших школьников.

3. Разработанная нами методика оказывает положительное влияние на становление начальных фортепианных движений, активизирует творческую деятельность детей и способствует общему музыкальному развитию учащихся.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем дано обоснование целесообразности развития чувства музыкального ритма у младших школьников при обучении игре на фортепиано с учётом формирования последовательности составляющих структуру этой способности компонентов в онтогенезе: чувства темпа, метра, ритмического рисунка; разработано и экспериментально проверено содержание видов музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом по развитию чувства ритма; установлено, что эти игры обеспечивают эффективную дополнительную двигательную опору для развития чувства ритма и учёт структурной онтогенетической последовательности формирования данной способности; выявлены возможности использования творческих проявлений младших школьников для более успешного развития чувства музыкального ритма и становления пианистического аппарата учащихся.

Практическая значимость исследования представляется в разработке методики развития чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом, которые могут быть применены при обучении игре на фортепиано в общеобразовательных школах с расширенным музыкальным воспитанием, в детских музыкальных школах, на уроках музыки и во внеклассной работе общеобразовательных школ.

Апробация основных положений диссертации осуществлялась в ходе экспериментально-опытной работы в общеобразовательных школах с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР; выступлениях автора на семинарах учителей музыки общеобразовательных школ с расширенным музыкальным воспитанием, а также педагогов-пианистов детских музыкальных школ и музыкальных училищ Латвийской ССР; обсуждения на научно-теоретических конференциях (г.Фрунзе, 1980; г. Даугавпилс Латвийской GGP, 1980, 1982); публикации статьи (г. Рига, 1981).

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии, приложений. Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, формулируется гипотеза, определяются задачи и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Богданова, Тамара Карловна

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования решены поставленные задачи и получены следующие выводы:

1. На основе анализа психологической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы выявлены теоретические предпосылки, из которых следует исходить при развитии чувства ритма у младших школьников на начальном этапе обучения игре на фортепиано: чувство ритма является одной из основных музыкальных способностей и имеет моторную и эмоциональную природу; структура чувства ритма формируется в онтогенезе в следующей последовательности: чувство темпа, метра, ритмического рисунка; восприятие ритма, как важного средства музыкальной выразительности, осуществляется с участием не только музыкального, но и всего жизненного опыта воспринимающего; игровая деятельность обеспечивает эффективную дополнительную двигательную опору для развития чувства ритма и активизирует творческие проявления младших школьников при игре на фортепиано .

2. Разработанная методика развития чувства ритма у младших школьников на начальном этапе обучения игре на фортепиано раскрывает целесообразность использования музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом, предполагающих "переживание", "прочувствование" ритма в движении под музыку и применение приобретенного опыта активного восприятия ритма в творческих проявлениях при игре на фортепиано.

3. Анализ полученных в ходе исследования результатов подтверждает правильность выдвинутой гипотезы о плодотворности развития чувства ритма у младших школьников с учётом последовательности формирования этой способности в онтогенезе: темпа, метра, ритмического рисунка; двигательное сопереживание и творческие проявления детей в музыкально-дидактических играх способствуют становлению физиологического аппарата младших школьников и оказывают положительное влияние на формирование навыков исполнения компонентов ритма на фортепиано. Необходимость передачи на фортепиано задуманного музыкального образа, характера, настроения упражняет освоенные пианистические движения детей и требует поиска новых, неизвестных движений.

4. Проведенный эксперимент и апробация основных положений свидетельствует о том, что предлагаемая в исследовании методика оказывает положительное влияние на становление фортепианных исполнительских навыков, активизирует творческую деятельность и способствует общему музыкальному развитию детей.

На основе нашего исследования представляется возможным сформулировать следующие методические рекомендации:

- развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр следует рассматривать как важную составную часть музыкального воспитания детей на начальном этапе обучения игре на фортепиано;

- развитие чувства ритма в музыкально-дидактических играх необходимо осуществлять как систематическое и целенаправленное формирование навыков эмоционально-осознанного исполнения ритма младшими школьниками;

- музыкально-дидактические игры должны возбуждать у учащихся интерес к музыке, фантазию, воображение, активизировать и развивать творческие задатки детей, обогащая тем самым их эмоциональную сферу.

В процессе теоретического и экспериментального исследования проблемы выяснилась необходимость дальнейшего, более детального и углубленного изучения следующих вопросов:

- возможности использования музыкально-дидактических игр для формирования пианистических навыков у младших школьников;

- формирования фортепианных движений у начинающих пианистов посредством творческих проявлений;

- использования музыкально-дидактических игр для совершенствования самостоятельной работы детей при обучении игре на фортепиано;

- определения дальнейших путей развития чувства ритма в процессе обучения игре на фортепиано с учётом структурных особенностей этой музыкальной способности;

- исследования возможности использования музыкально-дидактических игр и творческих проявлений детей для оценки усвоения ими музыкальных знаний.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Богданова, Тамара Карловна, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч. 2-еизд., т. 3 629 с.

2. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К.,

3. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 5-167.

4. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф.

5. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 322-339.

6. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1976. 828 с.

7. Ленин В.И. О народном образовании. М.: АПН РСФСР,1957. 463 с.

8. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. -61 с.

10. Абдуллин Э., Цыпин Г. Программа, устремленная в будущее. Сов.музыка, № 10, 1978, с. 45-56.

11. Агарков О.М. Об адекватности восприятия музыкальногометра. В кн.: Музыкальное искусство и наука. М., 1970, в.1, с. 95-134.

12. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.1. М.: Музыка, 1971. 278 с.

13. Алексеев М.А., Крылов H.A., Лифшиц М.П., Нейдель A.B.

14. О механизмах координации ритмических движений. -Вопросы психологии, 1965, №5, с. 82-97.

15. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа. - В кн.: Вопросымузыкального воспитания детей. М., 1975, с.71-- 115.

16. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М., 1964, в.З, с.3-9.

17. Апраксина О.А. Современный ребенок и музыка. В кн.:

18. Музыкальное воспитание в школе. М., 1972, в.8, с. 38-48.

19. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. - 184 с.

20. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков (В процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе): Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1971. - 22 с.

21. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. - 142 с.

22. Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведений. (На материале обучения игре на фортепиано в ДМШ): Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1975. - 24 с.

23. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. Вкн.: Психология техники игры на фортепиано./ Под ред.Гр.Прокофьева. М.: Гос.изд., 1928, с.45- ИЗ.

24. Баренбойм Л.А. Педагогические размышления. Сов.музыка, 1967, № 6, с. 76-86.

25. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века. К итогам IX конф. ИСМЕ. Сов. музыка, 1971, № 8, с. 96-Ш.

26. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.: Музыка, 1974. 335 с.

27. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.композитор, 1979. 351 с.

28. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. /Подред. В.Михелис. Л.: Музгиз, 1961. - 60 с.

29. Башич Элли. Импровизация как способность творческоговыражения. В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма. - Л.: Музыка, 1975, с.232-- 246.

30. Белобородова В.К. Слушание музыки в начальной школе.1.ое полугод. 1974-1975 уч.г. Начальная школа, 1974, № 8, с. 48-53.

31. Белобородова В.К. Слушание музыки в начальной школе.

32. Второе полугодие 1974-1975 уч.г. Начальная школа, 1974, № 12, с. 58-64.

33. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальноевосприятие школьников. / Под ред. М.А.Румер -М.: Педагогика, 1975. 160 с.

34. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени. В кн.: Проблемы музыкального мышления. М., Музыка, 1974, с. 303-329.

35. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей. Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 94-100.

36. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. Музыкально-эстетическое развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1964. - 220 с.

37. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств (на материале экспериментальной работы со студентами фак-а педаг-ки): Автореф.дисс---- канд.пед.наук, М., 1979. 15 с.

38. Благой Д.Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста. В кн.: Методические записки по вопросам музыкального образования. - М., Музыка, 1966, с. 201-219.

39. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. М.: Просвещение, 1964, изд. 2. - 184 с.

40. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерностивысшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 142 с.

41. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. - М., Просвещение, 1966, с. 254-268.

42. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

43. Бронфин Е.Ф. Н.И.Голубовская исполнитель и педагог.- Л.: Музыка, 1978. 134 с.

44. Бюхер Карл. Работа и ритм. М.: Новая Москва, 1923.- 326 с.

45. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитииребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 62-76.

46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детскомвозрасте. М.: Просвещение, 1967. - 91 с.

47. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство,1968. 576 с.

48. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание,1973. 96 с.

49. Ветлугина H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958. - 248 с.

50. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.:1. Просвещение, 1968. 415 с.

51. Ветлугина H.A. Изучение уровня музыкального развитиястарших дошкольников. В кн.: Тезисы 4-ой научной конф. по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей и юношества (НИИ ХВ АПН СССР), - М., 1972, с. 33-37.

52. Ветлугина H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость.- В кн.: Восприятие музыки./Под ред. В.Н.Максимова. М., 1980, с. 229-243.

53. Вицинский A.B. Психологический анализ процесса работыпианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М.: АПН РСФСР, 1950, в. 25, с.171-209.

54. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред.

55. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973.- 288 с.

56. Вопросы методов педагогических исследований. / Подред. М.Н.Скаткина. М.: АПН СССР, 1973. - 217 с.

57. Вопросы психологии способностей. /Под ред. В.А.Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. - 216 с.

58. Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка,1973, в. 3. 231 с.

59. Вопросы фортепианной педагогики. / Под ред. В.Натансона. М.: Музыка, 1971, в.З. - 333 с.

60. Вопросы художественного воспитания. /Под ред. Т.Д.

61. Беркман. М.: АПН РСФСР, 1947, в. 2. - 167 с.

62. Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. /Подред. А.А.Александрова, Л.А.Вайнтруба и др. -Киев, Х964. 217 с.

63. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. Вопросы психологии, 1969, № I, с. 15-25.

64. Гарбузов H.A. Зонная природа темпа и ритма. М.: АПН1. СССР, 1950. 75 с.

65. Гат Йожеф. Техника фортепианной игры. Пер. с венг.,

66. М.: Музыка, 4-ое доп.изд., 1973. 243 с.

67. Гейнрихс И.П. Чувство ритма и его развитие. М.: МГПИ,1970, № 399, с. I3I-I57.

68. Гембицкая Е.Я. Проблема взаимосвязанного воздействиявидов искусства на учащихся. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М., 1972, с. 14-18.

69. Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Педагогика, 1976. 256 с.

70. Герон Эмма. Проявление индивидуальных способностейчеловека в темпе его движений. Вопросы психологии, 1961, № 2, с. 51-60.

71. Глебов И. 0 музыкально-творческих навыках у детей.

72. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М., 1970, в. 6, с. 13-17.

73. Гольденвейзер А.Б. Советы мастера. Советская музыка,1965, № 5, с. 95-103.

74. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания.

75. Под ред. Д.Д.Благого. М.: Сов.композитор, 1969. - 488 с.

76. Говоркова А.Ф. Развивающий эксперимент и прошлый опытребенка. Вопросы психологии, 1978, № 4, с.143- 146.

77. Головская К.В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания. В кн.: Известия АПН РСФСР. /Под ред. Т.Л.Беркман. - М., 1947, в.И, с. 43-53.

78. Гофман И. Фортепианная игра Ответы на вопросы офортепианной игре. М.: Музгиз, 1961.- 224 с.

79. Давыдов В.В., Эльконин Д.В., Маркова А.К. Основныевопросы современной психологии младшего школьного возраста. В кн.: Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1978, с. 180-205.

80. Дмитриев Г. Об обучении детей композиции. В кн.:

81. Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981, с.246-253.

82. Достал Ян . О начальном обучении менее способных детей. В кн.: Ребенок за роялем. М., 1981, с.110- 119.

83. Жак-Далькроз Эмиль. Ритм. Его воспитательное значениедля жизни и для искусства. М.: Театр и искусство, 1922. - 120 с.

84. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду.- М.: АПН РСФСР, i960. 160 с.

85. Жуковская Р.И. Развитие воображения ребенка в процессеигры. Сов.педагогика, 1961, № 8, с. 91-102.

86. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.,1. Педагогика, 1975. III с.

87. Егина Н. Музыкально-двигательное воспитание в школе первой ступени. В кн.: Музыка в трудовой школе.

88. M., Музгиз, 1930, с. 68-74.

89. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческихспособностей детей. По материалам зарубежных исследований. Вопросы психологии, 1975, № 5, с. 166-176.

90. Занков Л.В. 0 предмете и методах дидактических исследований. М.: АПН РСФСР, 1962. - 148 с.

91. Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. М.:1. АПН РСФСР, i960. 430 с.

92. Запорожец A.B. Игра и развитие ребенка. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М., Просвещение, 1966, с. 5-10.

93. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма удетей. Вопросы психологии, 1961, № I, с.119-132.

94. Кенеман A.B. Музыкальные игры. Дошкольное воспитание,1958, № 7, с. 24-28.

95. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. В кн.: Вопросы музыкознания. - М., Музгиз, i960, т. 3, с. 302-323.

96. Клещев C.B. К вопросу о механизмах пианистических движений (физиологический этюд).- Сов.музыка, 1935, № 4, с. 73-82.

97. Клещев C.B. 0 методе воспитания пианистических движений. Сов.музыка, 1936, № 9, с. 63-67.

98. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. - М.:1. Музыка, 1969. 342 с.

99. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе. М.: Искусство, 1947, изд. 2-ое, 139 с.

100. Крупская Н.К. 0 задачах художественного воспитания.

101. Соч. в 6-ти т., т. 2, с. 391-395.

102. Крупская H.K. Роль игры в детском саду. Соч. в б-тит., т. б, с. 163-164.

103. Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей. Вопросы психологии, 1972, № 2, с.3-13.

104. Крючков H.A. Искусство аккомпанемента как предмет обуче^ния. Л.: Музгиз, 1961. - 72 с.

105. Кыверялг A.A. Вопросы методики педагогических исследований. В 2-х частях. Таллин: Валгус, 1971, ч. 1-ая, - 134 е., ч. 2-ая - 228 с.

106. Лейтес Н.С. Индивидуальные различия в способностях.

107. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., АПН РСФСР, i960, т. 2, с. 72-90.

108. Лихачев Б.Т. Духовные ценности и формирование личностишкольника. Воспитание школьников, 1977, № 2, с. 21-26.

109. Лихачев Б.Т. Структура и динамика воспитательного процесса. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. - М., 1977, в.7, с. 38-52.

110. Леонтьев А.Н. 0 формировании способностей. Вопросыпсихологии, i960, № I, с. 7-17.

111. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.:1. Политиздат, 1975. 304 с.

112. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры.

113. В кн.: Проблемы развития психики. М., Изд-во Моск. универс-та, 1981, с. 481-508.

114. Леонтьева 0. Карл Орф. М.: Музыка, 1964. - 160 с.

115. Лерман М.И. Начальное обучение музыке. К проблеме дошкольного музыкального обучения в детской музыкальной школе: Автореф.дисс. канд.пед.наук. -М., 1969. 19 с.

116. Лукин H.C. Психологические особенности игры младшегошкольника. В кн.: Психология младшего школьника./ Под ред. Е.И.Игнатьева. - М., АПН РСФСР, i960, с. 238-254.

117. Люблинская A.A. Детская психология. М.: Просвещение,1971. 415 с.

118. Люблинский A.A. Теория и практика аккомпанемента.1. Л.: Музыка, 1972. 79 с.

119. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.:1. Музгиз, i960. 466 с.

120. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов.композитор, 1978. 346 с.

121. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. - 752 с.

122. Макаренко A.C. Игра. Избр. пед.соч., т.2, с. 33-42.

123. Маркевич Данута. Психологические факторы в фортепианном обучении. В кн.: Ребенок за роялем. - М., 1981, с. 21-28.

124. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподаванияигры на фортепиано. М.: Музыка, 1972. 127 с. НО. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 253 с.

125. Методика музыкального воспитания в детском саду./Подред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1976. -269 с.

126. Методы научно-педагогического исследования./ Под ред.

127. Ю.К.Бабанского и В.С.Ильина. Ростов/Д., 1972.165 с.

128. Методы педагогических исследований. /Под ред. А.И.

129. Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

130. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 кл. ДМШ.- Киев.: Музична Украина, 1977. 76 с.

131. Милынтейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.:1. Музыка, 1975. 469 с.

132. Миронова Н.И. Диагностика двигательных способностейкак условие активизации обучения игре на музыкальном инструменте (на материале учебной работы со школьниками в классе фортепиано): Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1983. - 15 с.

133. Михелис B.JI. Первые уроки юного пианиста. Л.: Музгиз, 1962. 64 с.

134. Морозова З.П. Формирование музыкальной потребностимладших школьников. В кн.: Повышение эффективности обучения в начальных классах. - М., 1976, с. 76-83.

135. Муцмахер В.И. Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1974. - 19 с.

136. Мюллерова Ева. Преподавание игры на фортепианосредство, способствующее всестороннему развитию личности. В кн.: Ребенок за роялем. - М., 1981, с. 8-21.

137. Назайкинский Е.В. 0 музыкальном темпе. М.: Музыка,1965. 95 с.

138. Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия. М.: Музыка. 1972. - 383 с.

139. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.:1. Музгиз, 1961. 318 с.

140. Николаев A.A. Основы советской пианистической школы.

141. В кн.: Мастера советской пиан, школы. М., Музгиз, 1961, с. 5-39.

142. Николаев А.Н. Пути сближения задач профессионального иобщего музыкального образования. В кн.: Методические записки по вопросам музыкального образования. - M., 1966, с. 155-170.

143. Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников,письма. Л.: Сов. композитор, 1979. - 323 с.

144. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио.

145. Л.: Музыка, 1970, изд. 2-е, с. 296.

146. Палавандишвили М.Л. Формирование чувства ритма у детей5.7 лет (на занятиях по ритмике в дет. саду): Автореф. диса . канд. пед. наук. M., 1972. -22 с.

147. Петровский A.B. Роль фантазии в развитии личности.- М.: Знание, 1961. 47 с.

148. Петрушин В.И. Формирование у подростков музыкальноготворчества на ладогармонической основе: Автореф. дисй . канд. пед. наук. M., 1976. - 26 с.

149. Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука,1972. 312 с.

150. Потехина Н.В. Обучение основным движениям в подвижныхиграх детей 6-7 лет жизни: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. M., 1972. - 22 с.

151. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. /Под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева. М.: Педагогиа, 1971. - 350 с.

152. Проблемы музыкального ритма /Под ред. В.Н.Холоповой.1. М.: Музыка, 1978. 293 с.

153. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста. /Под ред. Б.М.Теплова. М.: АПН РСФСР, 1956. - 478 с.

154. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред.

155. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966. - 350 с.

156. Пушкаш Ф. Музыкальное воспитание и образование в венгерских общеобразовательных школах. В кн.: Развитие детского голоса. - М.: АПН СССР НИИ ХВ, 1971, в. I, с. 223-230.

157. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опытаработы в первом и втором классах. /Под ред. Л.В. Занкова. М.: Просвещение, 1969. - 160 с.

158. Ригина Г.С. 0 некоторых вопросах обучения младшихшкольников музыкальной грамоте. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. - М., 1972, с. 7786.

159. Рубинштейн С.Л. Игра. В кн.: Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1946, с. 588-599.

160. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальные движения.- М.: Просвещение, 1972. 334 с.

161. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.: Мысль,1974. 237 с.

162. Румер М.А. Из опыта работы по музыке и ритмике в детском саду. М.: Отд. О.П.У. Главсоцвоса, 1926.- 38 с.

163. Румер М.А. Сборник песен с ритмическим оформлением.- М.: Музгиз, 1933. 72 с.

164. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве. В кн.:

165. Музыкальное воспитание в школе. М., 1979, в. 14, с. 89-94.

166. Савшинский С. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. 271 с.

167. Самолдина К.А. Роль моторики в музыкальном развитии ивоспитании младших школьников: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1974. - 18 с.

168. Седлак Ф. К некоторым проблемам более эффективногомузыкального развития детей младшего школьного возраста. В кн.: Развитие детского голоса. -М., АПН СССР, НИИ ХВ, 1971, в. I, с. 157-168.

169. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа.

170. Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка. 1970.160 с.

171. Сохор А. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е доп.1. Л.: Музыка, 1975. 64 с.

172. Способин И.В. Элементарная теория музыки. М.: Музгиз, 1968. 203 с.

173. Сургаутайте В. 0 начальном этапе развития чувства ритма. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. -М., 1970, в. 6, с. 17-28.

174. Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма.- В кн.: Генезис сенсорных способностей. М.: Педагогика, 1976, с. 19-67.

175. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественноговоспитания. В кн.: Известия АПН РСФСР. - М., 1947, в. 2, с. 7-26.

176. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Вкн.: Проблемы индивидуальных различий. М.:1961, с. 39-251.

177. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. /Под ред.

178. А.В.Запорожца. М.: Просвещение, 1976. - 96 с.

179. Фейнберг С.Я. Пианизм как искусство. М.: Музыка,1969. 598 с.

180. Холопова В.Н. Вопросы ритмики в творчестве композиторовпервой половины XX века. М.: Музыка, 1971. -303 с.

181. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980.- 71 с.

182. Художественное творчество и ребёнок. /Под ред. Н.А.

183. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

184. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды.- М.: Сов. композитор, 1970. 559 с.

185. Щшин Г.М. Развитие музыкального слуха и чувства ритмау учащихся фортепианного класса. В кн.: Музыкальное развитие учащихся. - M., 1973, с. 62-183.

186. Цыпин Г.М. Формирование музыкально-ритмического чувствау юного пианиста. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. - M., 1974, в. 9, с. 23-29.

187. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дисс. . доктора пед. наук.- M., 1978. 28 с.

188. Щацкая В.Н. Музыка в школе. М.: АПН РСФСР, 1950.176 с.

189. Шмидт-Шкловская А.А. 0 воспитании пианистических навыков. Л.: Музыка, 1971. - 70 с.

190. Шолтес Е. Музыкальное воспитание и метод Золтана Кодаи.- В кн.: Развитие детского голоса. М., АПН СССР, НИИ ХВ, 1971, в. I, с. 218-222.

191. Щульгина В. Музыкально-творческое развитие учащихся1.7 кл. в процессе обучения игре на фортепиано: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1972,- 23 с.

192. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Сов. Россия,i960. 171 с.

193. Щелокова О.Ф. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе обучения игре на фортепиано: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1977.- 16 с.

194. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла

195. Орфа. /Под ред. Л.А.Баренбойма. М., Сов. композитор, 1978. - 367 с.

196. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.301 с.

197. Яворский Б.Л. /Под ред. Д.Шостаковича. М.: Музыка,1964. 670 с.

198. Янковская М.Г. Творческая игра в воспитании младшегошкольника. М.: Просвещение, 1974. - 128 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.