Интенсификация развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кислова, Ася Исааковна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кислова, Ася Исааковна
Введение.
Глава I. Историко-теоретический аспект межпредметной интеграции в музыкальном образовании младших школьников.
1.1. Исторический аспект развития содержания музыкального образования в России и за рубежом.
1.2. Межпредметная интеграция в содержании музыкального образования.
1.3. Психолого-педагогическое обоснование и моделирование структуры интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Глава II. Реализация модели интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции.
2.1. Пути реализации программы интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики в детской музыкальной школе
2.2. Критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
2.3. Организация и результаты экспериментальной работы по внедрению методики интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции.
2.3.1. Организация и результаты констатирующего эксперимента.
2.3.2. Организация и результаты формирующего эксперимента.
2.3.3. Результаты статистического анализа опытно-экспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Использование генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника2003 год, кандидат психологических наук Чеснокова, Елена Владимировна
Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств1997 год, кандидат педагогических наук Романова, Людмила Сергеевна
Формирование ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников при использовании стихотворного текста и музыки2006 год, кандидат педагогических наук Ильенко, Наталья Михайловна
Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе2007 год, кандидат педагогических наук Волосатова, Ирина Юрьевна
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Райцева, Татьяна Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интенсификация развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции»
Актуальность исследования. В условиях фундаментальных изменений, происходящих в отечественной педагогике на протяжении последних 20 лет, особо востребованным становится творческая личность. Как известно, творческое начало, формирующееся в детском возрасте, в дальнейшем стимулируется эстетическим, художественным и музыкальным образованием, при интегратив-ном сочетании которых происходит активизация развития способностей учащихся в целом и музыкальных в частности. В области музыкального образования одним из таких средств, доказавших свою состоятельность на протяжении длительной истории, является ритмика (Э.Жак-Далькроз, К.Шторк), сочетающая в себе музыку и различные формы движения в процессе их интеграции. Многочисленные исследования в области музыкальной эстетики (А.Ф.Лосев, Л.А.Баренбойм, А.Н.Сохор, Б.М.Неменский, Е.В.Назайкинский), музыкознания (О.А.Апраксина, В.В.Медушевский, Л.А.Мазель, Д.К.Кирнарская, Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев), психологии (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев, Н.С.Лейтес, Л.С.Выготский, В.И.Петрушин), а также длительная воспитательно-образовательная практика подтверждают глубокую взаимосвязь музыки и движения, заложенную в самой специфике музыкального искусства, имеющего, как известно, звуковременную природу. В процессе исторической эволюции эта взаимосвязь породила различные синкретические виды и формы художественной и художественно-педагогической деятельности, к которым относится ритмика как учебная дисциплина, включаемая в педагогический процесс на различных этапах воспитания и образования учащихся музыкальных школ. Являясь по своей природе интегративным учебным предметом, ритмика позволяет в процессе её преподавания аккумулировать и интенсифицировать развитие способностей учащихся. Согласно определению академика Ю.К.Бабанского, интенсификация обучения - это повышение производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени, основой чего являются инновационные технологии в педагогике и опережающее обучение
Л.С.Выготский). Интенсификация развития и опережающее обучение используются в настоящее время как в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования, в том числе и в детских музыкальных школах, способствующих развитию музыкальных способностей, умений и навыков учащихся.
В определении понятия «музыкальные способности» мы придерживаемся мнения Б.М.Теплова, Я.А.Пономарева, Л.С.Выготского, А.Б.Гольденвейзера, В.Н.Мясищева, В.ИЛетрушина, которые считали, что музыкальные способности - это один из видов творческих способностей, делающих человека пригодным к успешному овладению музыкальным искусством; высокое умение усваивать знания, овладевать музыкальной культурой, музыкальными навыками и осуществлять их по предложенному образцу. Кроме того, это свойство человека создавать нечто новое и оригинальное в процессе музыкального творчества.
Уровень развития музыкальных способностей, умений и навыков на уроках ритмики, включающих интегративное начало, во многом зависит от методики преподавания и обеспеченности учебного процесса комплексом пособий, имеющих научно-методическое обоснование и апробированных в учебной практике. Этим объясняется необходимость рассмотрения указанной проблемы в теоретическом и методическом аспекте, включающем музыковедческие, музыкально-психологические и музыкально-педагогические подходы. Сочетание теоретических и практических дисциплин, связанных с активизацией двигательных навыков, осуществляется зачастую без достаточной методической подготовки. В программе по ритмике для детских музыкальных школ не представлены интегративные формы учебной деятельности, ориентированные на развитие музыкальных способностей, умений и навыков у младших школьников, чем и объясняется актуальность выбранной темы.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен противоречиями: • между интенсивным развитием ритмики как учебного предмета и недостаточной разработанностью содержательной и процессуальной сторон его научно-методической организации в детских музыкальных школах с позиции ин-тегративного подхода к образованию;
• между необходимостью интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции и недостаточной разработанностью ее научно-педагогического обеспечения.
Указанные противоречия определили выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия межпредметной интеграции на уроках ритмики в интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Интенсификация развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции».
Объект исследования - процесс развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики в условиях межпредметной интеграции.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики в детских музыкальных школах.
Гипотеза исследования - интенсификация развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики будет проходить более эффективно, если: 1) в системе планирования и реализации музыкального образования в детских музыкальных школах учтена специфика ритмики как интегративной дисциплины;
2) создана модель интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики, отражающая методы и приемы интеграции содержания учебных предметов, полихудожественный и этнокультурный подходы к реализации межпредметной интеграции и самостоятельное творчество учащихся;
3) применяются методы и приемы активизации познавательно-психических процессов, внимания и эмоциональной сферы личности младших школьников на уроках ритмики в условиях межпредметной интеграции.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи:
1) дать сущностно-содержательную характеристику процесса интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции;
2) разработать модель интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики;
3) определить эффективные методы, приемы и подходы к учебной деятельности по развитию музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников;
4) экспериментально доказать эффективность межпредметной интеграции на уроках ритмики в интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Методологической основой исследования являются:
• теоретические и практические разработки инновационных методов в образовании, опубликованные в трудах Л.В.Занкова, 1990; И.В.Зверева, В.Н.Максимова, 1981; Н.А.Половниковой; В.И.Иванцовой, 1993; В.В.Давыдова, 1986; В.В.Краевского, 2000; В.М.Полонского, 1981; Г.А.Стефановской, 1998; Н.Р.Юсуфбековой, 1991.
• методологические основы интеграционных процессов в музыкальной педагогике, описанные в работах М.С.Кагана 1987; Б.М. Неменского, 1987;
Л.АЛруллина, 2005; Э.Б.Абдуллина, 1998; А.А.Мелик-Пашаева , 1994; Ю.Б.Алиева, 1998; ВБ.Медушевского, 1981.
• теория учения развития творческих способностей учащихся, раскрытая в трудах известных психологов и педагогов: Б.М.Теплова, 1985; Я.А. Пономарева, 1976; Д.Б.Эльконина, 1982; В.В.Давыдова, 1986; Л.С.Выготского, 1990; С. Л.Рубинштейна, 2002; А.Н.Лука, 1976; Н.А.Ветлугиной, 1967; К.В.Тараса, 2005; М.С.Старчеус, 2003.
• проблемы синтеза музыки и движений, разработанные в исследованиях и трудах многих выдающихся композиторов, музыковедов: Э.Жака-Далькроза, 1922; Н.М.Гольденберга, 1964; В.В.Медушевского, 1981; В.П.Рос-сохиной, 1982; А.Н.Сохора, 1975; В.В.Холоповой, 2000; Л.А.Мазеля, 1979; К.Шторка, 1924; Е.В.Коноровой, 1939 и др.
• теория полихудожественного развития Ю.У.Фахт-Бабушкина, Б.П.Юсова, 2004 и др.
Для решения поставленных в настоящем исследовании задач использовались следующие методы:
1) теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, а также методической литературы по избранной теме исследования; анализ и классификация различных источников художественной культуры;
2) педагогическое наблюдение, сравнение, анализ работ передовых педагогов, а также анализ авторского опыта работы в качестве учителя ритмики в детской музыкальной школе;
3) обобщение результатов изучения уровня развития музыкальных способностей учащихся умений и навыков, при обучении которых использовались эмпирические методы исследования (беседа, наблюдение, опрос-анкетирование, тестирование, анализ творческих работ младших школьников);
4) педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлены и экспериментально проверены педагогические условия интенсификации развития музыкальных способностей и ускоренного овладения музыкальными умениями и навыками на уроках ритмики младших школьников в условиях межпредметной интеграции, а именно:
- учет особенностей психического развития и формирования учебных навыков младших школьников;
- организация учебного процесса по интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков на уроках ритмики с учетом специфики данной учебной дисциплины, интегративной по своей природе;
- разработка содержания учебной дисциплины «Ритмика» и применение специальных методов, приемов и подходов к реализации интеграции содержания учебных предметов, использования самостоятельного творчества учащихся;
- создание дидактической системы формирования музыкальной и художественной культуры на основе уроков ритмики в детских музыкальных школах (ДМШ).
• разработана и апробирована модель, состоящая из трех модулей, интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики:
-1 модуль - цель и задачи модели;
- 2 модуль - методы, приемы и подходы к реализации межпредметной интеграции на уроках ритмики (как сферы применения);
- 3 модуль - критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
• разработаны эффективные методы и приемы учебной деятельности по интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики;
• экспериментально подтверждена эффективность межпредметной интеграции на уроках ритмики в интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
• определены критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников, занимающихся ритмикой по интегративной модели:
1) дифференциация звуковысотных отношений;
2) дифференциация жанрово-стилевых особенностей, формы музыкального произведения;
3) дифференциация ритмических отношений и метрической пульсации музыки;
4) дифференциация тембровых соотношений по степени усложнения, начиная с бытовых звуков и заканчивая тембрами различных инструментов;
5) навыки оценки учащимися своих эмоциональных реакций на услышанную музыку;
6) музыкально-игровое продуктивное творчество в процессе импровизации на заданную тему;
7) навыки рисования музыки.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем осуществлены систематизация и расширение исследовательских подходов к интенсификации развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции за счет: определения педагогических условий, системы методов, приемов и подходов к преподаванию ритмики, которые могут быть использованы современной дидактикой с целью совершенствования учебного процесса в детских музыкальных школах; разработки основных компонентов модели интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции; обоснования критериев уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные о роли межпредметной интеграции в интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики, позволяют сформулировать научно обоснованные рекомендации по планированию и проведению уроков ритмики в ДМШ. Материалы данной диссертации могут быть использованы в методических пособиях для учителей детских музыкальных школ и начальных классов общеобразовательных школ, в разработке курсов лекций и специальных семинаров для студентов педагогических факультетов высших и средних специальных учебных заведений.
Достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований исследования, их соответствием поставленной проблеме, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; использованием достижений современной музыкально-педагогической науки, применением математической статистики при исследовании малых групп.
Основные этапы исследования.
Первый этап (2002 - 2003) - накопление теоретического и фактического материала по указанной теме.
Второй этап (2003-2004) - формирование методологии исследования на основе анализа истории развития ритмики, теоретического осмысления, систематизации и обобщения материалов по избранной проблематике.
Третий этап (2004-2005) - разработка методического инструментария. Проведение экспериментального исследования.
Четвертый этап (2005-2006) - обоснование концептуальных положений и теоретических выводов на основании полученных данных.
Пятый этап (2006 - 2007) - апробация и внедрение в практику разработанного метода межпредметной интеграции, публикация результатов исследования.
Апробация и внедрение. Экспериментальная авторская методика прошла апробацию в музыкальных школах г. Наб.Челны (№1,№3, №13), Альметьевске (ДМШ №3) Республики Татарстан; г. Балашове Саратовской области (музыкальное училище); г. Владимире (ДМШ при Владимирском областном музыкальном училище).
Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории, истории музыки и методики музыкального образования музыкального факультета Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ) (2004-2006гт); на III Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта», посвященной 45-летию музыкального факультета ТГГПУ (г. Казань, 2005г.); на Межвузовской научно-практической конференции на тему: «Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы» (г. Казань, 2006); на курсах повышения квалификации на тему: «Методика преподавания ритмики» (г. Москва,2005). Актуальные идеи и выводы исследования отражены в следующих публикациях:
• Кислова А.И. Ритмический калейдоскоп: Учеб.-метод. пособие по ритмике для дошкольных групп муз. школ и школ искусств / А.И.Кислова. -Набережные Челны: ИД «Стрежень», 2004. - 132 с.
• Кислова А.И. Опыт разработки методического пособия по комплексному воспитанию детей на занятиях ритмики / А.И.Кислова 7/ Материалы III Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта», посвященной 45-летию музыкального факультета ТГГПУ. Выпуск 3. - Казань, 2005. - С. 360 -363.
• Кислова А.И. К вопросу о внедрении элементов двигательной культуры в процесс обучения / А.И.Кислова // Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы: материалы межвузовской науч.-практ. Конф., 10 февраля 2006 г. / науч. ред. Р.З.Богоудинова; сост. М.С.Галявиева. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. - С. 171-173.
• Кислова А.И. Значение кинезитерапии в комплексной реабилитации детей с задержкой психического развития и речевой патологии /А.И.Кислова // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — Электрон, журн. — М.: МГУКИ, 2006 - . - № гос. регистрации 0420600016. - Режим доступа: // www.e-culture.ru / Articles/2006/Kislova.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
• Кислова А.И. К вопросу о развитии творческих способностей на уроках ритмики / А.И.Кислова // Искусство и образование. - М., 2007.- №5. - С. 7277.
• Кислова А.И. Методические рекомендации по предмету ритмика для системы дополнительного образования (ДМШ, школ искусств) /А.И.Кислова. -Набережные Челны: ИД «Стрежень», 2007. - 92 с.
Основной базой экспериментальной работы стала музыкальная школа №1 в городе Набережные Челны Республики Татарстан. Исследование проводилось с учащимися шести - семи лет в количестве 51 человека, разделенных на две группы. В первой, экспериментальной группе, преподавание проводилось по инновационной авторской методической разработке. Во второй - контрольной группе - преподавание велось по типовой учебной программе для групп музыкальных школ, школ искусств, утвержденной Управлением кадров учебными заведениями и научными учреждениями Министерства культуры СССР в 1990г., которая используется в качестве основного учебного пособия в музыкальных школах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогические условия интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков на уроках ритмики средствами интегративного обучения, составляющие основу разработанной модели интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики.
2. Состоящая из трех модулей модель интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики:
- 1 модуль - цель и задачи модели;
- 2 модуль - методы, приемы и подходы к реализации межпредметной интеграции на уроках ритмики (как сферы применения);
- 3 модуль - критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Цель - интенсификация развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
- разработать методы, приемы и подходы к реализации межпредметной интеграции;
- выявить особенности использования познавательно-психических процессов при интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников;
- разработать критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников;
3. Методы, приемы и подходы к реализации межпредметной интеграции на уроках ритмики:
- интеграция содержания учебных предметов (ритмика, сольфеджио, специальность, хоровое пение, музыкальная литература);
- приемы реализации межпредметной интеграции (обучение музыкально-ритмическим навыкам, рисование музыки, обучение элементам музыкального творчества, звукоизвлечение на музыкальных инструментах);
- художественно-эстетический подход (полихудожественный подход) - живо- пись, пение, танцевальное искусство, пантомима;
- использование элементов национальной культуры;
- самостоятельное художественное творчество;
4. Критерии уровня развития музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников.
Работа имеет следующую структуру: Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Исследование содержит 1 таблицу, 6 графиков, 14 диаграмм, 27 рисунков, 8 фотографий, 1 схему, 221 наименование литературных источников. * Объем диссертации составляет 166 страниц основного текста, 16 страниц списка литературы, 2 приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством2005 год, доктор педагогических наук Шишлянникова, Нина Петровна
Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников1985 год, кандидат педагогических наук Раджабов, Октай Мамед Ага оглы
Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий2008 год, кандидат педагогических наук Боркина, Наталья Викторовна
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств1998 год, кандидат педагогических наук Нечаева, Ольга Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кислова, Ася Исааковна
На основе проведенного изучения, анализа и обобщения методической
литературы, опыта педагогов-новаторов, психологов и музыковедов был сфор мулирован вывод об актуальности темы настоящего исследования. Это обусло вило проведение эксперимента, позволившего доказать эффективность разра ботанной модели интенсификации развития музыкальных способностей, уме ний и навыков у учащихся младшего школьного возраста на уроках ритмики в
условиях межпредметной интеграции." '
Анализ поэтапного развития музыкального образования в России и за ру бежом показал изначальную связь музыкального искусства с древнейшими ви " •• дами творчества. Музыка играла важнейшую роль в процессе общения и была
связана с речью и танцем. Были выявлены научные гинотезы о происхождении
и свойствах музыки, проанализированы экспериментальные исследования раз личных авторов. Установлено, что ритмика как наука о музыкальных ритмах сформирова лась в начале XX века. Ритмика определена как специальная учебная дисцип лина, цель которой активизировать музыкальное восприятие учеников через
движение. В ходе теоретического исследования было выявлено, что педагогические
" инновации тесно связаны с проблемами интеграционной деятельности, состав ной частью которой являются межпредметные связи, включающие в себя педа гогические принципы, научные теории, категории и понятия, характерные для
науки и искусства в целом, теории, категории и понятия, присущие искусству
как форме общественного сознания и искусствоведческим наукам, теории и по нятия, характерные для некоторых видов смежных искусств, комплексность как
объединение. В результате теоретического анализа научных исследований в области
межпредметной интеграции выявлены различные типы взаимодействия ис кусств. В ходе данной работы был обобщен ряд программ, направленных на
реализацию межпредметной интеграции в области музыкального образования. что позволило сделать вывод о влиянии межпредметной интеграции на разви тие музыкальных способностей учащихся. . . . Было установлено также, что на развитие музыкальных способностей
влияют два фактора: биологический и социальная среда. Выявлены два уровня
развития способностей - репродуктивный и творческий. Анализ литературы по
данной теме позволил отметить, что способности как составляющие компонен ты музыкальности проявляются в различных видах музыкальной деятельности. Результатом теоретического анализа исследования явилась состоящая из
трех основных модулей, модель интенсификации развития музыкальных спо собностей, умений и навыков младших школьников на уроках ритмики в усло виях межпредметной интеграции. Данная модель положена в основу экспери мента, который был проведен на базе подготовительной группы ДМШ JST» 1 го рода Набережные Челны Республики Татарстан в 2005 - 2006гг. с учащимися
младшего школьного возраста. Для проведения эксперимента учащиеся были разделены на две группы:
А - экспериментальная, Б - контрольная. Задания, предлагаемые младшим
школьникам, делились на две группы. Первая группа заданий была использова на во время констатирующего эксперимента. Вторая группа заданий была на правлена на изучение умения осваивать новые формы музыкально-творческой
деятельности и использована при проведении формирующего эксперимента. По итогам эксперимента выявлено повышение ориентированности млад ших школьников в жанрово-стилевых особенностях произведений в тех случа ях, когда уроки ритмики проводились в условиях межпредметной интеграции. Систематические занятия по определению жанрово-стилевых особенностей и
формы музыкального произведения влияли не только на развитие учащихся в
области музыкально-ритмического образования, но также распространялись на
все области музыкального воспитания, способствуя тем самым развитию музы кальных способностей, умений и навыков у младших школьников. Оценка результатов развития приемов вслушивания при дифференциации
ритмических отношений и метрической пульсации в музыке констатировала:
учащиеся группы Б показали, что труднее воспринимали ритм и преднамерен ные ритмические движения, особенно без предварительной подготовки. В дей "" 'ствиях учащихся из группы А прослеживалась положительная тенденция. Они
легко воспроизводили ритмический рцсунок, если он исполнялся на каком-либо
инструменте, несмотря на то, что эти ритмические сочетания сами по себе были
намного сложнее тех, которые просто прохлопывались. Чувство музыкального
ритма является основополагающим в комплексе музыкальных способностей и
является предметом особого внимания педагогов-музыкантов. Оценка результатов развития приёмов вслушивания при дифференциации
тембровых соотношений по степени усложнения показала, что учащиеся из
экспериментальной группы достаточно быстро и свободно ориентировались в
' тембрах, несмотря на то, что им предстояло различать тембры восьми различ ных инструментов. Учащиеся из группы А практически безошибочно различи ли все инструменты. Этому способствовала целенаправленная и последова тельная подготовка учащихся к данному роду занятий, а также использование
, на уроках ритмики элементов музицирования. Количество случаев верного раз личения тембров достаточно равномерно распределялось между инструмента ми. При развитии тембрового слуха у школьников различных возрастов необ ходимы новые подходы и инновационные методики. Результаты развития навыков оценки своих эмоциональных реакций на
услышанную музыку показали, что учащиеся, с которыми была проведена це ленаправленная работа по определению эмоции, вызванной музыкой, справи лись с заданием значительно лучше тех учеников, которые не ориентировались
на подобный вид деятельности. Эксперимент продемонстрировал многогран . ность самостоятельной оценки эмоционального воздействия музыки на уроках
ритмики в условиях межпредметной интеграции. Практическое обучение навы кам восприятия, способам вслушивания в музыкальное звучание является необ ходимой формой работы, как и привлечение элементов музыкальной психоло гии - рефлексии, во время которой учащиеся открывают для себя важное, ранее
не известное им в мире музыки, собственной личности. Оценка результатов развития музыкально-игрового творчества при ис пользовании импровизаций на заданную тему выявила, что приобретенные спо собы действий, новый уровень музыкально-творческого развития помогают
младшим школьникам проявить себя самостоятельно и оригинально в новом
виде музыкальной практики лишь тогда, когда их обучают соответствуюш;им
. навыкам и умениям в условиях межпредметной интеграции. Эксперимент пока зал, как резко снижается качество творческой деятельности, если школьник не
владеет необходимыми для него знаниями. Игра на элементарных музыкальных
инструментах поднимает общую культуру учащихся, развивает в них как музы кально - ритмическое, так и творческое начало. Результаты развития навыков рисования музыки показывают: рисование
цвета внепрограммной музыки приводит к созданию различных образов, осо бенно если отчетливо прослушивается темп, динамика, регистр и т.д. При рисо вании программной музыки с яркой изобразительностью, понятной и доступ - ной школьникам младшего возраста, прослеживается закономерность к созда нию определенных образов. Наряду с этим можно заметить тенденцию у неко торых учащихся к стремлению выразить свое собственное музыкальное пере живание через абстрактные образы. При анализе педагогической работы, про веденной с группой А, следует подчеркнуть, что без определенных подготови • -i
тельных направляющих занятий рисование музыки вряд ли может быть резуль тативным. Данный вид деятельности увлекает и заинтересовывает учащихся, но
для большей эффективности необходим целенаправленный настрой на работу. Рисование музыки является наиболее демонстративным примером использова ' ния межпредметной интеграции. Использование элементов ритмики, музыки и
живописи в ходе проведения урока активизируют развитие музыкальных спо собностей, умений и навыков. Обнаруженный уровень музыкальных способностей у младших школьни ков в начале эксперимента принципиально важен для дальнейшего развития
личности. Эти проявления есть начало будущей творческой деятельности. Раз витие творчества может происходить различно. Способности, умения и навыки. проявляющиеся в одной сфере личностц, могут влиять и на все остальные. Это
и является главной составляющей применения межпредметной интеграции. Ус коренное овладение этими навыками становится возможным при активном ис _. пользовании и привлечении на уроках ритмики отдельных познавательных
психических процессов личности ребенка. В описании эксперимента показано значение в младшем школьном воз расте сенсорного восприятия, развитие способностей дифференциации основ ных свойств музыкальных звуков, других специальных музыкальных способно стей. Возможности музыки (воспитательные, развивающие, лечебно - оздоро вительные и другие) на занятиях ритмики как учебном предмете могут реализо ваться на основе использования научно обоснованной и экспериментально про веренной методики. В ходе проведения экспериментального исследования уда . лось проанализировать влияние межпредметной интеграции на развитие весьма
небольшой составной части музыкальных способностей и навыков, активиза цию некоторых познавательных психических процессов, связанных с музы кальным образованием учащихся младшего школьного возраста на уроках рит мики. Изучение влияния межпредметной интеграции, используемой на уроках
ритмики, на другие музыкальные способности и навыки может стать темой но вых научных исследований. — •
Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследо вания подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие вы . воды:
1 .Установлено, что систематические занятия, проводимые с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся, с использованием разработанной
модели интенсификации развития музыкальных способностей, умений и навы ков младших школьников в условиях межпредметной интеграции на уроках
ритмики повышают эффективность учебно-воспитательного процесса в области
музыкального образования и воспитания, способствуя интенсификации разви тия музыкальных способностей, умений и навыков младших школьников. 2. Результаты экспериментальной работы доказали эффективность разработан _ ной и апробированной модели интенсификации развития музыкальных способ ностей, умений и навыков младших школьников в условиях межпредметной ин теграции на уроках ритмики. 3. Доказано, что эффективное развитие начальных теоретических знаний, прак тических музыкальных навыков и музыкальных способностей на уроках ритми ки в детских музыкальных школах осуществляется при определенных психоло го-педагогических условиях и на основе специально разработанных методов,
приемов и подходов к реализации межпредметной интеграции. 4. Подтверждена достоверность разработанных критериев уровня развития му „ зыкальных способностей, умений и навыков, использованных при диагностике
их динамики в ходе экспериментального исследования. 5. Установлено, что в условиях межпредметной интеграции на уроках ритмики у
младших школьников интенсификация развития музыкальных способностей,
умений и навыков происходит через активизацию познавательно- психических
процессов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кислова, Ася Исааковна, 2007 год
1. Интеграция содержания предметов школьного цикла ДМШ сольфеджио, специальности, ритмики, хора, музыкальной литературы.
2. Художественно-эстетический подход (по Б.ПЮсову полихудожественный подход), который предполагает использование элементов художественной культуры, не предусмотренных типовой программой ДМШ, - живопись, пение, танцевальное искусство, пантомима.
3. Дифференциация звуковысотных отношений (движение мелодии вверх и вниз, законченность музыкальной фразы, определение затакта, определение регистров верхний, средний, нижний).
4. Дифференциация жанровостилевых особенностей, формы музыкального произведения (определение жанра марш, полька, вальс, определение формы в музыке - одночастная форма с повтором, двухчастная форма, трёхчастная форма).
5. Дифференциация ритмических отношении и метрической пульсации в музыIке (метр ровный, 3-х дольный, 2-х дольный, хаотичный; ритм - пунктирный, синкопированный, триольный).
6. Дифференциация тембровых соотношений по степени усложнения, начиная с бытовых звуков и заканчивая тембрами различных инструментов (бытовые звуки металл, дерево, стекло, бумага; тембры музыкальных инструментов).
7. Навыки оценки учащимися своих эмоциональных реакций на услышанную музыку (определение настроения в музыке радость, грусть, испуг, сердитость, мечтательность, юмор).
8. Музыкально-игровое продуктивное творчество в процессе импровизации на заданную тему (импровизация на шумовых инструментах на заданное стихотворение; импровизация на шумовых инструментах на заданный музыкальный пример).
9. Навыки рисования музыки (колорит в музыке, живописный образ музыкального произведения).Выводы по первой главе
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.