Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана: в аспекте проектирования современной одежды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Алибекова, Марият Исмаиловна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 238
Оглавление диссертации кандидат технических наук Алибекова, Марият Исмаиловна
ВВЕДЕНИЕ.
1. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
1.1 Анализ конструкции и композиции элементов одежды и традиционных орнаментальных ковровых композиций народов Дагестана - по литературным источникам и подлинным музейным образцам.
1.2. Составление информационной базы элементов женского народного костюма (рубахи, платья) и орнаментальных ковровых композиций.
1.3. Классификация элементов женского народного костюма и ковровых композиций.
Выводы по первой главе.
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА И КЛАССИФИКАЦИИ КОМПОЗИЦИОННО - КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ ДАГЕСТАНСКОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА И ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОВРОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ.
2.1. Реконструкция кроя и разработка классификатора конструкций основных элементов женского народного костюма - рубах, платьев.
2.2. Разработка классификатора цветов, рисунков тканей и орнаментальных композиций основных элементов женского народного костюма.
2.3. Выявление структуры и наиболее характерных составляющих деталей элементов женского народного костюма.
2.4. Разработка методов многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанского женского народного костюма.
2.5. Выявление наиболее характерных орнаментальных мотивов составляющих композицию ковра.
2.6. Разработка методов построения плоскостных орнаментальных композиций с использованием элементов-модулей.
Выводы по второй главе.
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА СИСТЕМНОГО КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДАГЕСТАНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕГО В СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
3.1. Выявление характерных комплексов женского народного костюма по народностям).
3.2. Реконструкция и образно-структурный анализ наиболее характерных комплексов народного костюма - костюмов-образов.
3.3 Разработка метода композиционно - пластического анализа женского народного костюма при трансформации его в современные модели.
Выводы по третьей главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Орнамент в рязанском народном костюме конца XIX - начала XX веков: к проблеме определения региональных особенностей2008 год, кандидат искусствоведения Большова, Светлана Ивановна
Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма2005 год, доктор технических наук Нуржасарова, Майра Абдрахмановна
Формирование элементного базиса прототипов при проектировании одежды на основе народного костюма2009 год, кандидат технических наук Шатковская, Марина Леонидовна
Китайский костюм эпохи Мин: Орнамент, декоративные особенности и символика2003 год, кандидат искусствоведения Чжань Янь
Технология проектирования национальной одежды на примере башкирского народного костюма2005 год, кандидат технических наук Камалиева, Айгуль Салаватовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана: в аспекте проектирования современной одежды»
Актуальность темы. Костюм, как объект национальной культуры, теснейшим образом связан с историей своего народа, традициями и является ценным источником для изучения духовных и эстетических возможностей его создателем. Народный (национальный) костюм является богатейшим источником развития, обновления и обогащения ассортимента современной одежды /1-3/.
Для решения проблемы развития народных (национальных) традиций в современном костюме особо важным является знание первоисточника.
Впервые заявила о народных традициях в костюме известная российская художница по костюму Н.П. Ламанова и доказала правомочность этой идеи своим успехом на Всемирной выставке в Париже в 1925г. /4-5/. Долгое время её начинание не находило поддержки и вызывало сомнение даже у авторитетных мастеров моды.
Такое состояние актуального вопроса объясняется в первую очередь незнанием первоисточника, каким является традиционный народный костюм. Это и приводило порой к поверхностному, ложному пониманию источника и такому же непониманию процесса трансформации его в современные решения (и в модный, и в сценический костюм).
Дагестанский народный (национальный) костюм исследователи, в основном, учёные-этнографы, как объект материальной культуры. В этом плане сделано немало и наиболее полно материал о дагестанском народном костюме представлен в труде этнографа Гаджиевой С.Ш. /6/.
Народный (национальный) костюм в целом, а дагестанский, в частности, - глубочайший пласт традиционной национальной культуры, который для исследователя современного костюма является многогранным научным и творческим источником.
К теме проектирования современной одежды на основе традиционного дагестанского костюма ранее не обращались.
Системный анализ структуры дагестанского народного костюма как первоисточника, классификация композиционных и конструктивных особенностей составляющих его элементов и деталей в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды до сих пор не проводились. Конструктивно-композиционные особенности дагестанского народного костюма до сих пор не расшифрованы. Отсутствие специальных, прикладных исследований, раскрывающих композиционные и конструктивные особенности традиционного дагестанского костюма, затрудняют практическую деятельность современных проектировщиков -художников, дизайнеров, конструкторов, а также подготовку специалистов. Следовательно, разработка метода анализа и классификации элементов дагестанского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды является актуальной и современной.
Исследованию русского народного костюма как художественно-конструкторского источника творчества посвящен научный труд проф. Ф.М. Пармона /7-8/, признанный как новое перспективное направление в науке по исследованию искусства народного (национального) костюма как художественного ансамбля (в аспекте проектирования современного костюма) и рекомендованный к использованию исследователям при анализе и классификации других народных (национальных) костюмов.
Выше названный научный труд принят во внимание при выполнении настоящего исследования.
Целью настоящей работы является разработка метода анализа и классификации дагестанского женского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- анализ и обобщение материала по формированию элементов, составляющих традиционный дагестанский народный (национальный) костюм;
- изучение, анализ и систематизация подлинных музейных образцов дагестанского народного (национального) костюма и традиционных орнаментальных композиций Дагестана - по музейным коллекциям, литературным и изобразительным источникам;
- разработка метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных дагестанских ковровых композиций;
- разработка классификатора элементов и их составляющих женского народного костюма по народностям; реконструкция, анализ и выявление наиболее характерных конструктивно-композиционных особенностей элементов дагестанского женского народного костюма;
- выявление структуры наиболее характерных элементов женского народного костюма - рубах и платьев - и разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.
Объектом исследования являются подлинники традиционного дагестанского народного костюма - музейные коллекции, литературные и изобразительные источники.
Исследование проведено на примере традиционного женского народного костюма, отличающегося большим разнообразием элементов костюма, их конструктивно-композиционных особенностей.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой является системный подход к исследованию сложной структуры с двояким рассмотрением: во-первых, в её предметном бытии, в статике, при которой возможно описать, смоделировать состав и строение данной системы; во-вторых, в динамике её действительного существования (функционирования и развития, преобразования); осмысление конструктивно-композиционных особенностей народного костюма с позиции теории отражения и теории информации; использование современных компьютерных технологий, положений математики и теории вероятностей для определения многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.
Научная новизна работы состоит в:
- систематизации подлинного музейного материала по дагестанскому женскому народному костюму и разработке развёрнутого и углублённого классификатора элементов традиционного женского народного костюма в плане проводимого исследования;
- реконструкции композиции и конструкции элементов женского народного костюма и ковровых композиций на основе анализа музейных образцов;
- обобщении, систематизации и классификации орнаментальных ковровых композиций и расширением формы с применением национальных комплексов в костюме;
- типизации, анализе и систематизации орнаментообразующих элементов в произведениях народного искусства Дагестана - ткачество; разработке метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных орнаментальных ковровых композиций;
- разработке метода анализа композиционно-конструктивных особенностей дагестанского женского народного костюма и выявление наиболее характерных композиций и конструкций;
- выявлении ёмкости наиболее характерных (кроёных) элементов народного костюма - рубах, платьев - и разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе народной одежды с использованием современных компьютерных технологий, положений математики и теории вероятностей; реставрации наиболее характерных комплексов традиционного женского народного костюма - костюмов-образов и разработка метода композиционно-пластического анализа их при трансформации дагестанского народного костюма в современные модели одежды.
Практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование имеет социально-культурное значение, позволяющее решать задачи - дизайнерские, проектирования и образования: использовать национальные традиции в современном костюме; развивать и обновлять ассортимент современной одежды, создавая новые конструктивные формы;
- способствовать гуманитаризации обучения и совершенствовать художественную подготовку специалистов в духе гуманизма, любви к народам (национальным) традициям.
Апробация результатов работы. Работа выполнена в рамках тематического плана № Гос. регистр. 01.200.115121 НИР МГУДТ по теме: «Научно-творческая деятельность художника-педагога, обеспечивающая его профессиональный рост, дальнейшее совершенствование в художественной подготовке специалистов, развитие дизайна костюма» в проблеме: «Дизайн в лёгкой промышленности: творчество, наука, образование».
Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получали положительную оценку на заседаниях кафедры «Спецкомпозиция» Московского государственного университета дизайна и технологии.
Разработки диссертационной работы используются в учебном процессе.
Коллекция моделей и орнаментальные полотна, разработанные на основе результатов выполненных исследований, прошли апробацию в ЗАО «Вариант».
Достоверность полученных результатов в ходе выполнения диссертационной работы обсуждались и подтверждались актами апробации на трикотажном предприятии в ЗАО «Вариант» и положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях кафедры спецкомпозиции, научными публикациями.
Публикации. Основные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах.
Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам и общие выводы, библиографического списка, включающего 104 наименования и приложений. Основные результаты работы изложены на 238 страницах, набранного на компьютере текста, содержит приложения, представленные на 19 страницах, в том числе 27 рисунков, 44 таблицы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Промыслы и ремесла Дагестана по обработке шерсти в XIX - начале XX века: развитие и место в экономике края2010 год, доктор исторических наук Гусейнов, Камиль Магомедович
Дизайн костюма как средство формирования имиджа: теория, методология, практика2012 год, доктор искусствоведения Упине, Анастасия Михайловна
Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв.1998 год, доктор искусствоведения Климов, Константин Михайлович
Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды2010 год, кандидат искусствоведения Ли Су
Классификация системных составляющих костюмных комплексов коренных народов Дагестана2017 год, кандидат наук Серова, Татьяна Михайловна
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Алибекова, Марият Исмаиловна
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В дагестанском традиционном народном искусстве, как в зеркале отражается судьба народа, и можно в нём почувствовать то величие, которое заложено для дальнейшего его развития. Поэтому вполне понятно, что для науки изучение народного искусства не является отвлечённо теоретической темой, наоборот, изучение народного творчества, фольклора - для науки и для искусства являются актуальнейшей современной задачей.
1. Впервые проведена систематизация и разработана классификация ассортимента, внешней формы, конструкции традиционной национальной женской одежды народов Дагестана, что позволило нам найти новые пути в решении проблемы возрождения национальной культуры в одежде для многонациональной республики Дагестана.
2. Проведён анализ и систематизация построения Дагестанских орнаментальных композиций - произведений народного искусства ковроткачества. Выявлены и систематизированы наиболее характерные ковровые орнаментальные композиции, откуда определился принцип расположения орнаментальных акцентов в ковровых композициях.
3. Результатом проведённого графического эксперимента с применением компьютерных технологий явилась реконструкция кроя и выявление композиционного построения основных элементов дагестанского женского народного (национального) костюма.
4. Разработан метод многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанских женских рубах и платьев.
5. Созданы предпосылки алгоритмизации и программирования процесса автоматизированного графического построения внешнего вида и развёрток поверхности моделей современной одежды на основе элементов народного костюма.
6. Разработана методика построения орнаментальных композиций на основе дагестанского традиционного искусства - ковроткачество, с использованием элементов-модулей, применительно к современному костюму с применением компьютерных технологий. В основе системы построения орнаментальной композиции наблюдается стремление к получению самых простых геометрических элементов, основанных на повторении определённой метрической величины, избранной в процессе анализа в качестве элемента-модуля - «крюк».
7. Создан принципиально новый и обоснованный метод проектирования современной одежды на основе традиционного народного (национального) костюма Дагестана - комбинаторный метод формообразования, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, композиционных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов из типизированных элементов.
8. Результатом изучения музейных образцов, компоновки в целостные композиции и проведённого графического образно-структурного анализа их с применением компьютерных технологий явилось выявление и реконструкция основных, типичных костюмных комплексов женского народного костюма, названных нами костюмами-образами.
9. Предлагается образное решение современных моделей и коллекций через преломление пластического своеобразия, цветового решения, тонального (светлотного) состояния и орнаментально-декоративного звучания дагестанского народного (национального) костюма, выраженного в костюмах-образах.
10. Впервые разработана оригинальная методика композиционно-пластического анализа женских костюмов-образов при трансформации их в современные решения - модели и коллекции, содержащие образную характеристику и национальный колорит с применением компьютерных технологий.
212
Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Алибекова, Марият Исмаиловна, 2006 год
1. Паиёк Л.Б. Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана. Махачкала. 1996.
2. Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность. Махачкала. 1966.
3. Дагестанская правда № 197 от 14 сентября 2002г. Светлана Кривоносова «История края в костюме».
4. Пармон Ф.М. Народный костюм: истоки дизайна (на примере русского народного костюма). М., 2005.
5. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2002.
6. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. Наука. М., 1981.
7. Пармон Ф.М. Искусство русского народного костюма (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д. иск. М., 1991.
8. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. Монография. М., 1994.
9. Вейдербаум Е. Очерки этнографии Кавказского края, «Весь Кавказ».Иллюстрированный справочно-литературный сборник № 1, Тифлис, 1903.
10. История Дагестана. Том 1, М., Наука, 1967.
11. Народы Кавказа. М., Наука, 2003.
12. Горский А.А. Древнейшие народы и государства на территории СССР, М., Высшая школа, 1985.
13. Косвена М.О. Народы Кавказа. М., Изд-во Академии наук СССР, 1960.
14. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана (этнографический атлас), 1?ущино, 2001.
15. Народы Кавказа, T.I., JI., 1981.
16. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
17. Стрейс Я.Я. Три путешествия. М., 1935.
18. Эвлия Челеби. Книга путешествия, рукопись., РФ ИИЯЛ, д. 1157.
19. Белл Дж. Путешествие через Россию в разные азиатские земли, ч. III СПб., 1776.
20. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала. 1963.
21. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, ч. 1-2. М., 1823.
22. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью, Казань, 1849.
23. Пржецлавский П.С. Нравы и обычаи в Дагестане, «Военный сборник»,XII, № 3-4, СПб., 1960.
24. Пржецлавский П.С. Дагестан, его нравы и обычаи, «Вестник Европы», т. 3,СПб., 1863.
25. Петухов П. Очерки кайтаго-табасаранского округа, Кавказ, №8,13,16, М. 1867.
26. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе, т. 1, СПб., 1871.
27. Вильер де Лиль-Адам В. Две недели в Даргинском округе (путевые заметки), ССКГ, вып.VIII, СПб., 1875.
28. Марков Т.Е. Очерки Кавказа. СПб., М., 1904.
29. Свидерский П.Ф. Материалы для антропологии Кавказа. Кумыки. Докт. дисс., СПб., 1898.
30. Ганн К.Ф. Экскурсия в нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 года, т. 15, №4, ИКОРГО, 1902.
31. Буш Н.А. По скалам Андийского Дагестана. ИРГО. т.41. вып.З. 1905.
32. Габиев С. Лаки, их прошлое и быт, СМОМПК, т. XXXVI. Махачкала. 1906.
33. Белицер В.Н. Методологические указания по сбору народной одежды. Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, выпуск XVIII. М., 1953.
34. Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР. Советская этнография, №3-4. 1933.
35. Студенецкая Е.М. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., Наука. 1981.
36. Коджесау Э.Л. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967). М, 1968.
37. Гаджиева С.Ш. Современная культура и быт народов Дагестана. М., Наука. Главная редакция восточной литературы. 1971.
38. Никольская З.А., Шиллинг Е.М. Женская народная одежда аварцев. КСИЭ. 1953.
39. Мовчан Г. Ирреальная суть аварского жилища. Декоративное искусство № 11, с. 26-30.
40. Гаджиева С.Ш. Каякентские кумыки. Тр. Ин-та этногр. АН СССР(новая серия), т. XLVI. М, 1958.
41. Агаширинова С.С. Национальная одежда аварцев. Махачкала. 1967.
42. Волкова Н.Г. Изобразительные материалы как источник изучения материальной культуры народов Кавказа. М., 1971.
43. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-началеХХв. М., 1974.
44. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М., Л., Издательство АН СССР. 1949.
45. Дебец Г. Ф. Антропологические исследования в Дагестане. Антр. Сб., I. Тр. Ин-та этногр. АН СССР (новая серия), т. XXXIII. М., 1956.
46. Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. Махачкала. Дагучпедгиз. 1989.
47. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. Всесоюзное кооперативное издательство. М., 1959.
48. Шиллинг Е.М. Ковроткачество Дагестана. Советская этнография № 4-5, 1936.
49. Ташлицкая Э.Н. Безворсовые ковры Дагестана. Махачкала. Даг. книжн. изд., 1975.
50. Ташлицкая Э.Н. Дагестанские безворсовые ковры. Махачкала; Дагкнигоиздат, 1967.
51. Хаппалаев Р.Ю., Гамзатова П.С. Народы Дагестана. Быт и ремёсла. АОЗТ «Издательско-полиграфическое объединение «Юпитер» РД. Махачкала. 2000.
52. Основные термины дизайна. Краткий справочник словарь. М., 1989.
53. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979.
54. Дагестанская правда от 1 августа 2002г. Салихат Гамзатова «Эстетический мир женщин прошлого вызывает восхищение»
55. Алимова Б.М. Табасаранцы. Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научный центр РАН. Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы. Махачкала. Дагестанское книжное издательство. 1992.
56. Миллер А.А. Исследования на Северном Кавказе. Этнографические экспедиции 1924 и 1926гг. Л., 1981.
57. Шиллинг Е. М. Орнаментальное искусство Дагестана. «Творчество народов СССР». Альманах, выпуск I. М., 1937.
58. Дорн Б.А. Известия о хазарах восточного историка Табари, ЖМНП, 1844, ч. 43.
59. Пигулевская Н.В. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв., М-Л., 1961.
60. Гаджиева С.Ш. Материальная культура кумыков XIX начала XX в. Махачкала. 1960.
61. Рамазанова С.К. Цовкра. Историко-этнографические очерки. Махачкала. Юпитер.1998.
62. Ковры Дагестанской АССР. В книге «Ковры РСФСР», М., 1952.
63. Романова И.А., Елкова В.А., Литвинова З.И., Романова Л.Ф. Народные художественные промыслы СССР. Альбом. Издательство «Советский^ художник». 1983.
64. Алибекова М.И., Пармон Ф.М. Элементы информационной базы композиционно-конструктивных особенностей Дагестанского народного (национального) костюма. // Вестник МГУДТ. М., 2005. Вып. 3(45) юбилейный. С. 151-155.
65. Полищук В.В., Полищук А.В. Auto CAD 2000, практическое руководство.- М., ДИАЛОГ-МИФИ. 1999.
66. Петухов Г.Б. Основы комбинаторного анализа. Л., 1973.
67. Ежов И.И., Скороход А.В., Ядренко М.И. Элементы комбинаторики. М., «Наука», 1977.
68. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. М., 2001.
69. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М., Наука. Главная редакция восточной литературы. 1982.
70. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М., Наука. 1966.
71. Изабакаров Г.Б. Основы кубачинского искусства. Махачкала. Дагучпедгиз, 1979.
72. Шамадаева В.М. Народная керамика Дагестана. Проспект. ВРИБ «Союзрекламкультура» М., 1991.
73. Журавлёва Т.А. Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ. Диссертация на соиск. уч. ст. к. т. н., М., 1984.
74. Алибекоеа М.И., Пармон Ф.М. От изобразительности к орнаменту. // Инновационные технологии: теория и практика. Академия бизнеса и моды «СЫМБАТ». Алматы. 2004, С. 158-163.
75. Нешатаев А.А. и др. Художественное проектирование трикотажных полотен. М., 1987.
76. Нешатаев А.А., Заборцев В.Г. Художественное проектирование основовязаных полотен с использованием ЭВМ. М., МГТА. 1993.
77. Нешатаев А.А. Теория и практика формирования орнамента основовязаного трикотажа. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. техн. наук, М., 1972.
78. Нешатаев А.А. Применение пространственного смешения цветов в формировании орнамента трикотажного полотна. «Текстильная промышленность», № 6. 1972.
79. Нешатаев А.А. Формирование рисунков в основовязаном трикотаже. М., Лёгкая индустрия. 1969.
80. Масалова В.А., Маслова Е.Г. Основы Auto CAD. Методическое пособие.1. МГУДТ. М., 2004.
81. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1998.
82. Народы Дагестана (этнографический сборник). М., 1955.
83. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М., 1990.
84. Меч С. Кавказ. М., типография И.Н. Кушнарёва, 1914.
85. Народы России. Составил, описал и рисовал А. Эйсснер. Пг., 1915.
86. Могилянский Н. Поездка в Центральную Россию для собирания этнографических коллекций. Материалы по этнографии России. Т. 1. СПб., 1910.
87. Чурсин Г.Ф. Этнографический очерк аваров. Бюллетень кавказского историко-археологического ин-та в Тифлисе №4. 1928.
88. Народы Дагестана. Серия «Народы и культуры», М., Наука. 2003.
89. Гаджиева С.Ш. Кумыки. ГУП. Махачкала. Дагестанское книжное изд-во2000.
90. Солодовников А.Д. Жители Кавказа. М., 1901.
91. Солодовников А.Д. Жители Кавказа. Аварцы. Серия: Природа и люди России. М., изд. торг. Дома С. Курнин и К. 1901.
92. Алибекова М.И., Пармон Ф.М. Объект исследования искусство костюманародов Дагестана. // Вестник МГУДТ. М. 2003. Вып. 1(43). С. 151-155.
93. Калоев Б.А. Агулы. Махачкала, 1954.
94. Костюм народов России в графике 18-20 вв. М., 1990.
95. Георги И.П. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Ч. I-IV. СПб., 1799.
96. Практический курс Adobe Illustrator 7.0, перевод с англ. М., КУбК- а. 1998.
97. Айриг С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати. Перевод с англ. Мн. ООО «Поппури» 1997.
98. Д. Мак-Клелланд, Б. Обермайер. Photoshop 7, Диалектика, М., С-П., Киев.2002.
99. Айриг С., Айриг Э. Сканирование профессиональный подход. Пер. с англ. Мн.000 «Попурри». 1997,
100. Пармон Ф.М., Алибекоеа М.И., Тогузбаева Э.К. Народный костюм: системный анализ и творческая трансформация. Ж. «АСД», М., 2005, № 4(50)05. С. 74-79.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.