Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Деменкова, Александра Борисовна

  • Деменкова, Александра Борисовна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 305
Деменкова, Александра Борисовна. Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2006. 305 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Деменкова, Александра Борисовна

Введение.

Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ.

1.1. Степень изученности головных уборов в дизайнерской практике.

1.2. Методологическое обоснование использования новых методик формообразования в проектировании головных уборов.

1.2.1. Использование приемов морфологической трансформации в дизайне.

1.2.2. Классификация геометрической формы головных уборов на основе методов симметрии и асимметрии.

Выводы.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ XX-НАЧАЛА XXI вв.

2.1. Разработка метода количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям, в зависимости от антропологических параметров головы человека.

2.2. Методика проведения статистического анализа по выявлению закономерностей исторического формообразования головных уборов XX начала XXI вв. костюма.

2.5. Влияние динамики космопланетного ритма на периодичность смен формообразующих параметров головных уборов XX - начала XXI вв.

2.6. Построение каталога структурных моделей формообразования головных уборов в пространстве геометрического подобия.

Выводы.

Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ.

3.1. Оценка предпроектной ситуации.

3.2. Проектирование матрицы пропорционирования пространства геометрического подобия форм головных уборов.

3.3. Разработка вероятностных моделей формообразования головных уборов на ближайший проектный период.

3.4. Проектирование головных уборов на основе приемов морфологической трансформации.

3.4.1. Разработка структурного каталога образцов исторических архетипов моды на основе приемов морфологической трансформации.

3.4.2. Разработка структурного каталога МТ головных уборов на материале патентов и промышленных образцов.

3.4.3. Учебное макетирование головных уборов на основе приемов морфологической трансформации. Средства гармонизации плоских форм (кроя) головных уборов.

3.5. Проектирование ассортимента головных уборов в условиях массового производства.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов»

Актуальность темы. Произошедший переход от плана к рыночной экономике в 90-е годы обусловил появление такого нового социального явления, как конкуренция в легкой промышленности, и в частности, между производителями головных уборов. Таким образом, вопросы надежного обеспечения стабильного качества и конкурентоспособности, спроса на производимые изделия приобретают особую значимость.

На сегодняшний день, имеющиеся исследования в области проектирования головных уборов, включает в себя широкий спектр проблем. При этом остается недостаточно исследованным художественная часть дизайн-проектирования головных уборов. Менее всего исследованы вопросы художественного формообразования головных уборов. Неясна природа модных смен формы головных уборов. В тоже время, в смежных областях (архитектуре и дизайне) накоплен ряд передовых методик, которые могут быть внедрены в сферу формообразования головных уборов.

Это дает основание считать разработку новых подходов и методик дизайн-проектирования головных уборов на базе теоретических и экспериментальных исследований актуальной.

Цель работы состоит в расширении и углублении существующей методики дизайн-проектирования головных уборов по основным формообразующим параметрам; обуславливающим тектонику формы.

Объектом исследования явилась теория и практика формообразования головных уборов в контексте общих закономерностей дизайнерского формотворчества.

Предметом исследования является процесс дизайн-проектирования головных уборов (на примере головных уборов европейских домов моды XX-XXI веков).

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ вопросов теории и практики в дизайне головных уборов;

- разработать метод количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям в зависимости от антропологических параметров головы человека, используя построения модели пропорционирования по А-ромбу;

- исследовать характер формообразования головных уборов на протяжении XX - начала XXI вв.;

- выявить антропоморфные (стилевые) зоны - модули формообразования головных уборов; разработать структурный каталог аналогов и прототипов формообразования на материале патентов, промышленных образцов и исторических архетипов моды;

- разработать методику проектирования головных уборов на основе приемов морфологической трансформации и пространственной трансформации плоскости материалов в автоматизированном режиме;

- адаптировать методику дизайн-проектирования головных уборов к условиям учебного и промышленного проектирования.

Методы исследования. Методологическая основа исследования строится на целостном системном подходе к решению поставленной задачи. В ходе выполнения исследования были использованы методы: системного анализа, классификаций, литературно-аналитического, теоретические и практические основы проектирования, статистические методы сбора и обработки информации, экспериментальных методов, математической статистики и структурно-графического анализа, использованы компьютерные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Corel Draw 11 , Adobe Photoshop, Internet Explorer.

Научная новизна работы:

- впервые разработан метод количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям в зависимости от антропологических параметром формы головы человека;

- выявлены статистические закономерности распределения основных формообразующих параметров головных уборов ХХ-начала XXI вв., позволяющие наблюдать процесс исторического развития;

- установлена закономерная связь формообразующих параметров головных уборов в антропоморфном пространстве геометрического подобия, модулем которого является антропологическая форма головы человека; показана их связь с формой костюма; разработаны структурно-морфологические модели процесса формообразования женских головных уборов в XX - начала XXI вв.;

- разработана методика трансформативного формообразования головных уборов и предложены структурные каталоги аналогов исторического головного убора; впервые разработана зонированная матрица пространства геометрического подобия на базе которой возможно структурировать модную информацию и вести проектный поиск ассортимента.

Практическая значимость:

- в практику проектирования введен метод количественного анализа формообразующих параметров головных уборов в зависимости от антропологического модуля головы человека;

- разработаны наглядные статистические модели распределения формообразующих параметров женских головных уборов в XX - начала XXI вв. необходимые для оценки предпроектной ситуации; построены геометрические модели исторических процессов формообразования головных уборов в период 1900-2006 гг., имеющие значение для исследовательского и поискового этапа дизайн-проектирования головных уборов;

- сформированы структурные каталоги исторического материала международной моды; патентов и промышленных образцов головных уборов на основе приемов морфологической трансформации, необходимые для проектного этапа дизайн-проектирования;

- показаны новые возможности разработки эскизов, макетов и опытных образцов креативных и промышленных головных уборов на базе приемов МТ; проведения их апробации и внедрения в учебный процесс;

- разработана методика дизайн-проектирования головных уборов и проведена апробация на промышленном предприятии, что позволило автоматизировать процесс обработки модной информации и проведения проектных работ на качественно новом уровне. Методика имеет социальный эффект, выражающийся в своевременном и качественном обеспечении потребителя разнообразным ассортиментом головных уборов. Экономический эффект может быть достигнут за счет сокращения временных затрат на проектирование головных уборов и снижения процента возврата их на доработку.

Апробация результатов исследования. Апробация работы проведена на предприятиях ООО «Сторм Трейд» (г. Москва), ЗАО «Текстильэкспо» (г. Москва), в лабораториях кафедры «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии. Реализация результатов диссертационной работы подтвердила эффективность разработанных методов.

Основные положения и результаты диссертационной работы неоднократно обсуждались и получали положительную оценку на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ 2001-2006 гг., а также на четвертой Международной научно-методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70-летию института: «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности» (г. Москва), межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности» «Поиск - 2002» (г. Иваново), VI Международной научно-методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие инновационные технологии развития промышленности региона (ЛЕН 2006), г. Кострома

Полученные результаты внедрены в учебный процесс на кафедре «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии, опубликованы три учебных пособия для специальности 0524.03: «Морфологическая трансформация головных уборов», «Разработка методики анализа формы головных уборов», «Принципы классификаций головных уборов».

Достоверность полученных результатов подтверждается актами производственной апробации на предприятии швейной промышленности, положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях секций научно-технических конференций, публикациями и в учебном процессе в курсе ведения дисциплин: «Макетирование», «Художественное проектирование костюма».

Публикации. Основные результаты работы изложены в семи печатных работах. Защищен один патент на промышленный образец МКПО 02-03 № 55979, 2005.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам и работе в целом, списка литературы из 136 источников и 4 приложений. Работа изложена на 194 страницах, содержит 81 рисунков, 10 таблиц. Приложения представлены на 104 страницах, содержащих 17 таблиц и 11 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Деменкова, Александра Борисовна

10. Результаты исследования внедрены в учебное проектирование, получено 400 образцов креативных решений трансформируемых головных уборов по 33 позициям МТ и задаваемой системы пропорционирования по А-ромбу И. Шевелева и системы Э. Мёсселя, что дало возможность значительно раздвинуть рамки учебного проектирования и выйти на свободу формотворчества.

11. Апробация методики в практику работы промышленного предприятия позволило автоматизировать процесс обработки модной информации и проведения проектных работ на качественно новом уровне и в соответствии с единой системой дизайн-проектирования. Получен социальный эффект за счет расширения ассортимента, сокращения сроков проведения проектных работ и улучшения качества продукции.

186

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Деменкова, Александра Борисовна, 2006 год

1. Акилова З.Т., Петушкова Г.И., Пацявичюте A.A. Моделирование одежды на основе принципа трансформации (новые приемы разработки модных форм одежды): Учебное пособие для вузов.- М.: Легпромбытиздат, 1993.- 200с.

2. Афанасьева А.И., Овчинников С.И. Организация производства головных уборов. М., «Легкая и пищевая промышленность». 1983. -220с.

3. Балтыжакова O.A. Разработка способа проектирования технологического процесса изготовления формованных деталей головных уборов из коллагенсодержащего сырья. Дис. к.т. н., М., -2003. 134 с.

4. Балыкин Ю.А. Автоматизация сборочных операций при пошиве меховых головных уборов. Дис. .к.т.н. М., 1991. - 224 с.

5. Безмоздин Л.А. Художественно-конструкторская деятельность человека. Ташкент: ФАН, 1978. - 244 с.

6. Борисвский Г.Б. Красота и стандарт.- М.: Издательство стандартов, 1968.- 142с.:ил

7. Васютинский H.A. Золотая пропорция. Москва: Молодая гвардия,1990.

8. Виноградов И.П., Грашин A.A., Ляхов В.И. и др. Художественное конструирование производственного оборудования: В 2-х ч./ВНИИТЭ.- М., 1968.- С.!.-77с.: ил.;Ч.И. 121 е.: ил.

9. Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций. М.- МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997 г.;

10. Гагарина C.B., Бокова C.B. Проектирование швейных головных уборов: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов-на-Дону: Изд-во: «Феникс», 2003. - 384 е., ил.

11. Гаскаров Д.В. Шаповалов В.И. Малая выборка.- М.: Статистика, 1978.- 248 с.

12. Годин А.М. Статистика: Учебник. М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.-472с.

13. Голованова А.Н. Разработка методики проектирования обуви на основе исследования формообразующих принципов; Диссертация . к.т.н.- М., 2000.-225С.: ил.

14. Гончарова С.А. Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей. Диссертация .к.т.н.-Шахты, 2001.-156с.: ил.

15. Грашин А.А. Дизайн унифицированных и агрегатированных промышленных изделий: теория, методика, практика. Дис. .доктор искусствоведения, Москва, 2002 г

16. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд.-М.:КДУ, 2003.- 296 с.

17. Делль О.В. Разработка методов проектирования головных уборов из натурального меха для детей дошкольного возраста. Дис. .к.т.н. М., 1990 г. -189 с.

18. Дижур A.JI. Опыт исторической реконструкции дизайн-программы комплексного объекта.- М., 1982. С.7-21.-(Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 35.

19. Журнал мод № 2 (104) лето 1971, № 1 (107) весна, № 2 (108) лето, 1972; № 4 (110) зима 1972-1973, Иллюстрированный журнал культуры одежды Министерства легкой промышленности СССР. Издательсто Виалегпром, Москва

20. Заморская Н.Я. Промышленное моделирование и изготовление головных уборов. Легпромбытиздат. М. 1992. - 111с.:ил.

21. Звягинцев C.B. Разработка методов комплексного проектирования комплектов видоизменяемых и трансформируемых предметов одежды. Диссертация .к.т.н.-М., 1999.-144с.:ил.

22. Исматов С.М. Анализ лексики, обозначающей головной убор в «Шахнаме» Фирдоуси: Дис.канд. филолог, наук, Душанбе, 2004 г. 178с.

23. Каган М.С. Морфология искусства.- Л.: Искусство, 1972.; Композиция и стадарт/ВНИИТЭ.- 1971.- 153 е.: ил.

24. Караван истории №10, 2001 г.

25. Коблякова Е.Б., Иевлева Г.С., Романов В.Е. и др. Конструирование одежды с элементами САПР. М.: Легпромбытиздат, 1988;

26. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1992.- 144с.

27. Козлова Т.В., Степучев P.A., Петушкова Г.И., Рытвинская Л.Б., Рыбкина Е.А., Яковлева Н.Б. Основы теории проектирования костюма: Учебник для вузов.- М.: Легпромбытиздат, 1988.- 352 с: ил.

28. Колейчук В.Ф. и др. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне.- М.: ВНИИТЭ, 1990.- 87 с.43

29. Комисарова C.B. Трансформеры. L. Officiel 1999-2000 №5 с. 35

30. Корбут О.Н., Молоденова В.В., Бурмистров А.Г. Компьютерный дизайн и проектирование головных уборов. Тезисы докладов 52 научной конференции студентов и аспирантгов, посвященной 70-летию университета (11-14 апреля 2000 г.), М., 2000 г.

31. Майданюк P.a. Автоматизация виброформования головных уборов. Дис. .к.т.н. М., 1998. - 164 с.

32. Марева О.В. «Культурно-историческая эволюция формы и символики парадных головных уборов русских государей XII XVII вв.» дис. .канд. культурологи. М.,- 1999. - 321с.: ил.

33. Маркузон В.Ф. О специфике художественного языка предметно-пространственной среды. Семиотичский аспект // Художественные и комбинаторные проблемы формообразования. М., 1979.- С. 11-31.

34. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1983.- 166с.

35. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм / ВНИИТЭ.-М., 1970.- Вып.1.-157 е.: ил.; 1974.-Вып.2,-180 е.: ил.

36. Мода 1985 Комбинат прикладного искусства МГОХФ РСФСР

37. Нуржасарова М.А. Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма. Дис. .доктор технических наук, Москва, 2005.- 350с.: ил.

38. Пармон Ф.М. Новое в проектировании меховых головных уборов. Кожевенно-обувная промышленность, 1973 г., №1 с. 6-7.

39. Петушкова Г.И. Структурообразование легкой женской одежды на основе методов симметрии: Дисс. канд. техн. наук: 05.19.07. М. 1984. - 255 с

40. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. Учеб. Заведений,- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-416 е.: ил.

41. Петушкова Г.И., Иевлева Г.Н. Проектирование головных уборов. Часть 1,2. Учебное пособие. МГУДТ, 2000.

42. Петушкова Г.И. Терпенова О.к. Учебное пособие «Пропорции в костюме» Для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 0524.04 «Дизайн костюма» М.- 2000 г. Типография МГУДТ;

43. Понетаев Е.И. Разработка оборудования для виброформования меховых головных уборов (с решением вопроса охраны труда). Дис. . к.т.н., М.,- 1992. 146 е.;

44. Работница №9 1973, № 1 1974, Cosmopolitan май 2005 г. стр. 352355

45. Родинкова В.Е. Культурные связи населения Среднего Поднепровия в VII в.: По материалам женского убора: Дис. к.историч. наук: 07.00.06-М., 2003.-216 с.

46. Рокова Н.Б. Разработка метода формования и способа изготовления головных уборов из натурального меха. Дис. .к.т.н. М., 1990. - 188с.

47. Рытвинская Л.Б. Художественное проектирование головных уборов. Учебное пособие.- М.: Альфа-М, 2005.176 е.: ил.

48. Рытвинская Л.Б., Смородина И.Г., Меркулова Л.П. и др. -Проектирование и производство головных уборов. М.: Легпромбытиздат, 1987.-288с.: ил.

49. Рытвинскя Л.Б., Плужникова Л.и., Меркулова JI.A., Орлова-Смородина И.Г. Моделирование, конструирование и технология обработки головных уборов: Учебное пособие для кадров массовых профессий. М.: Легпромбытиздат, 1985. - 320с., ил.

50. Секачева О.В. Выявление образно-информационной структуры современной российской моды: Дисс. .к. т. н. М., 1999.- 196 с,

51. Семенова С.А. Разработка технологии изготовления женских меховых головных уборов с использованием коллагенсодержащих материалов. Дис. к. т. н.- М., 2000.- 162 с.

52. Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство решения художественно-конструкторских задач. Дис. .кан. искус. М., 1983.-153с.

53. Сидоренко В.Ф., Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство дизайна, Техническая эстетика. №10, М., 1982.-25с.

54. Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность// Техническая эстетика.- 1977. №8

55. Силуэт № 1, 1973 г. Таллиннский дом моделей.

56. Слепцова Н.А. Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов. Дис. .к.т.н. Санкт-Петербург, 2003.-138с.

57. Тасалов В.И. Прометей или Орфей. Искусство «технического» века. -М.: Искусство, 1967.- 372 с.

58. Терпенова O.K. Применение теории самоорганизации и пропорционирования для проектирования одежды // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. 1990,- № 4. - с.63-73

59. Филатова Н.А. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX в.: Дисс.канд.техн.наук.- Москва, 2003.

60. Хан-Магомедов С.О. У истоков советского дизайна// Техническая эстетика.- 1977. -№3.- С. 14-19; ил.

61. Ходжаева М.Т. Разработка метода автоматизированного проектирования форм головных уборов из натурального меха. Дис. . к.т.н. М., 1996.- 177с.

62. Цховребадзе E.H. Механизмы визуализации модной формы женской одежды. Дис. к.т.н.- М., 2005.-250с.: ил.;

63. Шамухитдинова Л.Ш. Разработка рациональных ассортиментных коллекций детской одежды и способов повышения ее долговечности в условиях Средней Азии. Автореферат. дис. к. т. н., М., 1992;

64. Шевелев И.Ш. Принцип пропорций.- М.: Стройиздат, 1986;

65. Шершнева Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами: дисс. .д-ра. техн.наук: -М., 1991, 322 е.;

66. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 7-е изд.- М.: Добросвет, 2003. -596 е.;

67. Патент А 42 В1/04№ 5214802;

68. Патент А 42 В 1/06 № 2666727;

69. Патент А 42 В1/12№ 0486220 AI;

70. Патент А42 В1/04 № 2784552;

71. Патент А42 В1/20 № 1034709 А2;92. Патент А42В1/04№ 5214802;

72. Патент А 42 В5/00 №59338669 А;

73. Патент А 42 В1/04 №524704;95. Патент А42В1/04№ 32068;

74. Патент А42В1/00,1/17№ 2799619;

75. Патент А42 В1/20,1/24,1/00 № 93/20724;98. Патент А42В1/04№ 2101991;

76. Патент А 42 В1/20№ 2728146; ЮО.Патент А41 Д 1/00 №4765048/12;

77. Патент А 41 Д 15/00 № 1537205;

78. Патент А 41 Д1/06 №4765848/12;

79. Патент А41 Д 15/04 №4274736/31-12;

80. Патент А 41 Д 15/00 № 4602907/31-12;

81. Патент А 41 Д 15/00 № 4661464/12;

82. Патент А 41 Д 15/00 № 4661463/12;

83. Патент A.C. 1704613 SU, 5А 41Д1/00 Трансформируемый предмет одежды, В.Г. Акулов- № 4765048/12

84. A.C. 1704614 SU, 5A41Д1/06. Видоизменяемые брюки, В.Г. Акулов №7465848/12;

85. A.C. 1671249 Al USA , А 41 Д 15/02 Трансформируемые брюки-юбка. В.И. Матвеев;

86. A.C. 1531960 Al SU, А 41 Д15/04 Куртка, преобразуемая в сумку, В.В. Римкувен, В.А. Мастейкантне. № 4274736/31-12;

87. A.C. 1600679 Al SU, А 41 Д15/00. Преобразуемая одежда В.В. Римкувене, В.А. Мастейкантне, № 4602907/31 ;

88. A.C. 1632411 Al SU, А 41Д15/00 Способ изготовления трансформируемой одежды. В.А. Мастейкайте, Ж.Ю. Шерементене, № 4661464/12;

89. A.C. 1639594 Al SU, А 41 Д 15/00 Способ изготовление трансформируемой одежды, №466146/13;114. Burda №4 2000 г.;

90. Burda International весна 1991,1992,1993,1996;

91. Cosmopolitan декабрь 2003, июль 2004, май 2005 г. стр. 352-355;

92. Harper s Bazaar № 3274 сентябрь 1984;

93. Jardin des Modes № 116, № 117, №120 Рапвфевраль 1988, Paris;

94. Linea Italiana, № 65 январь 1976, № 67 март 1976, № 68 апрель 1976, №71 b.km 1976. № 76 1977,1980,1983, Italia;

95. Les modes, №1-12 1905,1906,1907, Paris-Londres-Berlin-New-York;

96. L 'art et la mode, март-май 1947, февраль-март 1948, 1950,1951, 1952,1953,1954, апрель-май 1960,1961,1962,1963, août 1964 Paris;

97. Mode Welt Neckermann 1983 Berlin;

98. Officiel № 41 октябрь 2002, Россия;

99. Officiel Beaute № 663 июнь 1980, № 722 май 1986;

100. Pramo praktische mode № 72 февраль 1984, № 6 1980, № 1 1982, № 4 1982, №6 1982, Berlin;

101. Romarta, №3 Ministry of Light Industry. Bucharest, Romania, 1986;

102. Rigas Modes Рижские моды, 1961, 1962, 1963, 1964, 1968, Министерство Легкой Промышленности Латвийской СССР, Рига;

103. Vogue май-август 1953, май 1954, июнь-июль 1969, Paris;

104. Vogue. Май-июнь 1940,1944, 1945, 1946 London;

105. Vogue май-июль 1920, 1922, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1930, 1931,1932,1935,1936,1937,1938,1939,1940,1941,1942,1943,1944, USA;

106. Vogue. Россия декабрь 2003, апрель 2004, июнь 2004;133.www.style.com;134. www.goldenmuseum.com;

107. Интернет медиа «Russian Planet»;136. www.mail.ru /энциклопедии.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.