Совершенствование методов трансформативного формообразования в дизайне костюма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Манцевич, Александра Юрьевна

  • Манцевич, Александра Юрьевна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 268
Манцевич, Александра Юрьевна. Совершенствование методов трансформативного формообразования в дизайне костюма: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2013. 268 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Манцевич, Александра Юрьевна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВОПРОСОВ ТРАНСФОРМАТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

1.1 Аналитический обзор методов трансформации и выявление основных направлений проектирования трансформируемой одежды

1.2 Обоснование выбора методов формообразования трансформируемой одежды элементарного кроя из одной детали как топологических объектов

1.3 Обоснование актуальности разработки онтологии ТОЭК как метода автоматизированного проектирования 39 Выводы по первой главе

2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КРОЯ ИЗ ОДНОЙ ДЕТАЛИ

2.1 Разработка информационной базы и метода проектирования конструкции ТОЭК на основе теории симметрии и проектных решений

2.2 Разработка классификации трансформируемых элементов как составляющей метода проектирования ТОЭК

2.3 Разработка классификации трансформирующих элементов как составляющей метода проектирования ТОЭК

2.4 Разработка инновационных решений ТОЭК на основе предложенного метода 75 Выводы по второй главе

3 РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КРОЯ ИЗ ОДНОЙ ДЕТАЛИ 86 3.1 Разработка методов формообразования ТОЭК «Фиксация» и «Деформация» на основе теории узлов

3.1.1 Разработка метода формообразования «Фиксация» по аналогии с

тривиальными узлами

3.1.2 Разработка метода формообразования «Деформация» по аналогии с изотопными узлами

3.1.3 Разработка условного обозначения конструкции ТОЭК и её пространственного формообразования

3.2 Экспериментальное исследование формообразования ТОЭК из одной детали на основе методов «Фиксация» и «Деформация»

3.2.1 Выявление факторов как составляющей методов формообразования ТОЭК

3.2.2 Разработка алгоритмов проектирования форм и ассортимента ТОЭК

3.3 Практическое применение в дизайне костюма предложенных методов трансформативного формообразования и разработка инновационных решений ТОЭК 123 Выводы по третьей главе 131 ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КРОЯ 134 4.1 Разработка тезауруса онтологии ТОЭК 134 4.2. Получение обобщенной математической модели развёртки ТОЭК 136 4.3 Разработка алгоритма автоматизированного проектирования и получение нейросемантической модели ТОЭК 147 Выводы по четвёртой главе 161 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 172 ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование методов трансформативного формообразования в дизайне костюма»

ВВЕДЕНИЕ

Трансформативное формообразование - одно из основополагающих явлений в искусстве и дизайне. Для дизайнера форма выступает не только решением функционально-технических задач, но и исходным импульсом в творческом процессе. В своих разработках дизайнеры во всём мире стремятся продвинуться к новым формам, которые отразили бы новое мировоззрение. Часто дизайнеры ищут вдохновение в преемственности традиций и совершенствовании их в соответствии с современной парадигмой мира и развитием техники и технологий. Согласно исследованию Сёмкина В. В. создание предметов с трансформирующейся материальной структурой всегда составляло одно из существенных направлений в творчестве формообразования предметного мира. Трансформируемая одежда прочно вошла в нашу жизнь как многие вещи-трансформеры [3].

Трансформируемая одежда элементарного кроя характерна для народов древнего мира: обертывание тела шкурами, вытканным или связанным куском ткани. Преобразование осуществлялось по принципу приспособления одежды, представляющей собой цельный кусок ткани различной формы к изменению погоды, антропометрии, ситуации, социальному статусу владельца. Таким образом, одно и то же изделие могло трансформироваться: менять размеры, форму, расширяя или изменяя свои защитные и социальные функции. Широко известна драпированная одежда древних греков - хитон, гиматий и хламида, пеплос, плащ тебена этрусков, стола и палла в Древнем Риме, одежда Древней Индии, Индонезии, Юго-восточной Азии: дхоти, сари, саронг, парео. Драпируются также головные уборы чалма, тюрбан. В драпированной одежде часто применялись трансформирующие и фиксирующие элементы: фибулы, заколки, пряжки, ленты, шнурки, тесьма, пояса, ремешки и т.д., ставшие прототипами современной фурнитуры.

В современном быстро меняющемся мире одежда должна быть динамичной, удобной, творческой, яркой. Специально разработанный дизайн позволяет

с помощью простых манипуляций менять изделие-трансформер. Трансформируемая одежда является одним из направлений творчества модельеров и изобретателей разных стран [71 - 125].

Модные тенденции предлагают те или иные формы и ассортимент, покупатели выбирают в их нескончаемом потоке, но только трансформируемая одежда позволяет потребителю самому быть дизайнером и участвовать в творческом процессе, подчёркивая свой индивидуальный образ.

«Контакт между дизайнером и покупателем происходит через их одежду», - говорит известный дизайнер И. Мияке: «Я планирую продолжить развитие одежды с рядом возможностей, когда покупатель сам может создавать множество дизайнерских решений» [126].

В современном мире костюм стал живым элементом самовыражения, поэтому дизайн нового времени содержит элементы игры. Возникает необходимость проектирования легкозаменяемых, мобильных, образных изделий. Метафоричность, вызывающая ассоциации восприятия, действующая как организующий импульс становится эталоном эстетики. И дизайнер и потребитель ломают устоявшиеся формы и нормы общественной жизни, находя в костюме самовыражение. Индивидуальность, стремление к творчеству, вызов стандартам мира становятся определяющими чертами сегодняшнего потребителя. «Не быть как все» - одна из ведущих идей моды [53].

Многофункциональность и простота выделяют трансформируемую одежду элементарного кроя из общей массы изделий-трансформеров. Её преимущества в разнообразии вариантов изделий в рамках одного предмета одежды, крой которого простая геометрическая фигура, требует меньше антропометрических измерений и менее сложные технологии обработки. Трансформируемая одежда элементарного кроя (ТОЭК) - это одежда, которую можно легко преобразовать из одного вида в другой, меняя форму и ассортимент. Расширение формообразования и ассортиментного ряда происходит за счёт методов морфологической трансформации, которые раскрывают широкий спектр возможностей в проек-

тировании, производстве и потреблении изделий-трансформеров элементарного кроя и дают возможность экспериментировать с формой.

При трансформации одежды сложного кроя получают только заложенные при её проектировании определённые формы изделия согласно авторской концепции. При трансформации изделий элементарного кроя можно получить более широкий ряд форм одежды внутри одной ассортиментной группы. Однако такой подход ставит вопрос о конечном или бесконечном ряде форм изделия. Отсюда необходимость разработки структуры трансформируемой одежды элементарного кроя и уточнения методов её проектирования.

Целью работы является совершенствование методов проектирования трансформируемой одежды посредством новых подходов к дизайну костюма. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- анализ существующих методов проектирования трансформируемой одежды в научной, научно-технической литературе, анализ патентной документации и дизайнерских решений для создания онтологии (базы знаний) ТОЭК и автоматизации процесса проектирования; ^

- разработка информационной базы конструкции ТОЭК, классификации её элементов на основе теории симметрии костюма;

- разработка и совершенствование методов пространственного формообразования ТОЭК как топологических объектов на основе теории узлов. Подтверждение экспериментальным путём правильности выбора метода и алгоритмов формообразования;

- разработка онтологии ТОЭК как метода автоматизированного проектирования.

Объект исследования - приёмы и способы организации одежды элементарного кроя в объёмно-пространственные структуры.

Предмет исследования - факторы и процессы, обуславливающие форму и ассортимент трансформируемой одежды.

Границы исследования. Выбор и изложение материала подчинены задачам исследования и проектирования ТОЭК. Временной диапазон исследования

трансформируемой одежды в изобретениях, полезных моделях и дизайнерских решениях охватывает период с 1990 по 2012 года. За пределами исследования остались технологические и стилистические аспекты процессов проектирования и изготовления одежды.

В работе применены следующие методы исследования:

- комплексный и структурный анализ, сравнительный анализ,

- прямая и символическая аналогии, цитирование,

- теории симметрии,

- классификации и формализации,

- комбинаторного формообразования,

- математические методы теории узлов,

- экспериментальные: многофакторный эксперимент, экспериментальное моделирование,

- методы визуализации, триангуляция Делоне,

- онтологические: семантические и нейросемантические сети.

Научная новизна заключается:

- в комплексном исследовании ТОЭК из одной детали как самостоятельного направления формотворчества на основе топологических преобразований развёрток и оболочек;

-в разработке информационной базы конструктивных основ ТОЭК из одной детали и их классификаций на основе теории симметрии костюма;

- в усовершенствовании существующих методов проектирования ТОЭК из одной детали на основе теории симметрии и морфологии;

- в разработке новых методов пространственно-геометрического формообразования ТОЭК из одной детали на основе топологических преобразований тривиальных, изотопных и сложных узлов;

- во введении в теорию и практику дизайна костюма новых понятий, характеризующих трансформируемую одежду как систему узлов.

Теоретическая значимость заключается:

- во ведении в научный оборот дизайна костюма новых методов и методик из области математики, топологии, симметрии, морфологии, что позволяет расширить и углубить существующие методы проектирования по классу трансформируемой одежды;

- во введении новых понятий, характеризующих ТОЭК как систему тривиальных, изотопных и сложных узлов, и разработке терминологической системы ТОЭК;

- в разработке онтологии ТОЭК как метода автоматизированного проектирования на основе семантического и нейросемантического подхода;

- в том, что предложенные классификации, алгоритмы, методы проектирования ТОЭК из одной детали являются основанием дальнейших теоретических разработок по классу трансформируемой одежды.

Практическая значимость исследования заключается:

- во введении выявленных факторов и зависимостей формообразования ТОЭК из одной детали, позволяющих обновить существующую практику проектирования по классу трансформируемой одежды;

- во введении классификаций и алгоритмов формообразования конструкций ТОЭК, позволяющих разрабатывать инновационные решения трансформируемой одежды всевозможных форм и ассортимента;

- в том, что разработанная терминологическая система (тезаурус) и структура ТОЭК обеспечивают единое понимание ТОЭК как топологического объекта и методов его проектирования;

- в том, что разработанная онтология ТОЭК как структурное знание о предмете и методах его проектирования позволяет сократить время поиска проектных решений и автоматизировать процесс;

- в учебно-методическом аспекте исследование ТОЭК подтверждает возможность использования теории симметрии костюма, топологии и онтологии для профессиональной подготовки и работы дизайнера.

Личный вклад соискателя: автор самостоятельно разрабатывал основные этапы проектирования, анализировал факторы и процессы, влияющие на формообразование трансформируемой одежды элементарного кроя из одной детали, структурировал и обобщал полученный материал, создавая онтологию ТОЭК.

Достоверность результатов и проведённых исследований подтверждается применением современных методов исследования, апробацией основных положений диссертации в научной периодической печати, конференциях, а также актами производственной апробации.

Апробация и внедрение результатов исследования проведены в условиях предприятий ООО «Альфа-Альянс» и ЗАО «Ёлочка»: изготовлены изделия на основе предложенных методов проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя. Апробация показала, что предложенные методы проектирования и классификации конструкций ТОЭК могут быть реализованы в условиях современного швейного производства и рекомендованы для использования на предприятиях по производству повседневной одежды лёгкого ассортимента и одежды специального назначения.

Материалы диссертации и результаты работы были представлены на «Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области технических наук в рамках Всероссийского фестиваля науки 2011» и отмечены дипломом.

Изделия-трансформеры коллекции «Новая легенда» демонстрировались в финале конкурса «Кремлёвские звёзды 2010».

Результаты работы демонстрировались на выставках:

- VI Фестиваль науки в городе Москве, 7-9.10.2011 ЦВК «Экспоцентр», «Инновационные технологии в легкой и текстильной промышленности в рамках Всероссийского фестиваля науки»;

- I международная научно-практическая конференция «Научное искусство», 31.03-5.04.2012 г. Москва на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, в рамках

конференции выставка SCIENCE ART'2012 в зале ДНК Центрального Дома Художника.

В ходе всей исследовательской работы основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ (2009-2012 гг.) и на конференциях:

- II международной научно-практической конференции «Инновационные наукоемкие технологии в легкой промышленности», МГУДТ, Москва, 2010;

- II международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности» ГОУ ВПО РосЗИТЛП, Москва, 2011;

- I международной научно-практической конференции «Научное искусство», МГУ им. В. М. Ломоносова, Москва, 2012;

- III международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности», МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Москва, 2012;

- Международной научно-технической конференции «Современные проблемы развития текстильной и лёгкой промышленности», МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Москва, 2012.

Основные результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс при подготовке студентов специальности 072500 «Дизайн» на базе МГУДТ и МГУТУ им. К. Г. Разумовского. В лекционном курсе дисциплины «Художественное проектирование костюма» используются основные положения теории проектирования костюма с позиции трансформативного формообразования и свойств морфологии объекта. При проведении лабораторных и практических работ по дисциплине «Макетирование» используются методы формообразования ТОЭК из одной детали.

На основе результатов диссертационного исследования разработано учебное пособие «Разработка трансформируемой одежды элементарного кроя (ТОЭК)».

Основные результаты исследования опубликованы в 22 печатных работах, из которых 4 в аккредитованных ВАК изданиях и 10 патентов на изобретение и полезные модели.

Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, выводов по главам и заключения, списка использованных источников и четырёх приложений. Общий объём работы 268 страниц, она содержит 252 страницы машинописного текста, 14 схем, 17 таблиц, 102 рисунка.

1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВОПРОСОВ ТРАНСФОРМАТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

1.1 Аналитический обзор методов трансформации и выявление основных направлений проектирования трансформируемой одежды

Придание трансформативных свойств изделию позволяет устранить возникающие противоречия между потребностью обеспечения каких-либо функций и свойств с возможностями объекта разработки в проектной ситуации. Польза и красота неразрывны и обусловливают друг друга, что является главным принципом формообразования в дизайне: функция - конструкция - эстетическая форма.

Принципы трансформации используют как средство решения проектных задач. Основой разработки методов трансформации применительно к дизайну костюма послужили работы учёных-исследователей средового дизайна и архитектуры Колейчука В. Ф., Лаврентьева А. Н., Сёмкина В. В. и др. [22, 44]. В работах рассмотрены технологические, образно-художественные и историко-теоретические аспекты экспериментального дизайнерского моделирования, раскрыты методы и средства формообразования, трансформации и морфологии объектов окружающего человека предметного мира (рис. 1.1).

В одной из первых работ по теме трансформации Сёмкина В. В. разработано и введено в теорию и практику дизайна понятие морфологической трансформации, выделены основные методы и приёмы проектирования изделий-трансформеров [44] (рис. 1.2).

Основным элементом проектирования является процесс трансформации и конечная форма предмета одежды. Полученная новая форма есть отражение дизайнерской концепции. Значение трансформации в преобразовании формы и (или) изменении существенных свойств изделия, когда функция: замещается или изменяется, развивается, добавляется или убавляется или совмещаются разные функции.

п ю

о й> вг к

Й а, о о Н

и о и СҐ

к

о С! О

ч о

й 3

Динамическая и кинетическая форма в дизайне и архитектуре

* -ч. * *

Кинетизм Трансформация Мобильность

і ( г

Приёмы морфологической трансформации в дизайне

* - *

Поле морфологических задач

Признаки пространственной структуры

Признаки функционально-технической струюуры

Образно-ассоциативный признак

и И

со §

« «

Я Я

03

о-

О Й

в-

«

о и V

Є

о ч о

•е о, о

2

Й о и

Оппозиции смысловой структуры конфликта

Принципы преобразования трансформ

іч*"" '

34» Г

Контекст противопоставления одного свойства объекта другому

Принципы и свойства морфологии, обеспечивающие транс-формативность пространственной структуры

Сфера назначения

Тип пространственно-временной связи

Характер видоизменения функции

81»М«--.-«•■?. - -V» -» 4-1Ж

0 г^я^ійі^ '

Фигура

Тип функции

»г-« -«И Ъ

Величина

Принцип конструктивной реализации технической функцин

*# І 'и л,

Положение

Материал

«тшзмшфч

Порядок

Классификационная структура трансформативного формообразования в одежде

Рис. 1.1. Развитие методов и приёмов трансформации в дизайне

и Ч о

а «

г а

а

а,

о

о Я СЗ

£

СЗ

м н о

ч о са п К О

а, с и к вэ о Сц >1

г к

я ^

>> е-

о к

о ^

«

и ч

03

н

и «

к |=:

03 Н и

4

Я н и о Я X

о, и са о С

к к

и О

ч о я

X и И и аз о X о о

СЗ

я

о с

и я а о а,

л я

Й «

Э Я

к я

о и

3 1=1

о ю

м и «

я я

СЗ

а, о

•Єн и Я

СЗ £

Классификационная структура кинетических систем формообразования

Рис. 1.1. (Продолжение)

По Сёмкину В. В. процесс трансформации включает в себя следующие элементы: исходная форма, процесс преобразования и новая форма (схема 1.1). Трансформация приводит к изменению формы изделия, его силуэта; величины и объёмности, изменению места расположения конструктивных, конструктивно-декоративных и декоративных элементов. Это расширяет набор творческих приёмов дизайнера и позволяет изменять цветовые, фактурные, пропорциональные сочетания элементов конструкции и создавать новые варианты моделей одежды из существующего набора стандартных и унифицированных деталей изделия-трансформера.

Приёмы морфологической трансформации в дизайне

Поле морфологических задач

Оппозидии смысловой структуры конфликта:

- пространство-время

- большое-маленькое

- много-мало

- объёмное-тоское

- простое-составное

Контекст противопоставления одного свойства объекта другому:

- культурный

- социальный

- экономический

Сфера назначения:

- производства

- личного пользования

- массового обслуживания

Тип функции:

- инструментальная

- адаптивная

- результативная

- ннтегратнвная

Признаки пространственной структуры

Принципы преобразования трансформ:

- перестановка

- замещение

- добавление-убавление

- развёртывание-свёртывание

- исчезновение-появление

- совмещение

- ориентация

Признаки и свойства морфологии обеспечивающие трансформативность пространственной структуры:

- агрегатирование -унификация

- модульное развёртывание

- модульное расчленение

- комбинаторная игра

- топологические свойства

- метрические свойства

- конструктивные свойства

Фигура

Величина

Положение

Признаки функционально технической структуры

Тип пространственно-временной связи:

- статичные

- динамичные

- пульсирующие

- процессуальные

- прерывающиеся

Характер видоизменения функции:

- замена или изменение

- развивается существующая

- добавляется или убавляется

- совмещение функций

Принцип конструктивной реализации технической функции:

- вкладываемая

- складываемая

- компонуемая конструкция

- расчленяемая-сочленяемая

- свёртываемая

- частично заменяемая

- сборно-разборная -эластичная -надувная

Порядок

Образно-ассоциативный признак

Материал

Рис. 1.2. Классификация приёмов морфологической трансформации по Сёмкину В.В. [44]

Трансформа 1 -► Трансформа 2

м-

Промежуточный процесс (преобразование)

Схема 1.1. Принцип морфологической трансформации по В. В. Сёмкину [44]

Схема 1.1 отражает сущность трансформации как метода проектирования на всех уровнях: разработки, производства и эксплуатации изделия-трансформера. Исходя из задач данного исследования, формообразование трансформируемой одежды элементарного кроя целесообразно рассматривать на всех уровнях проектирования и потребления, не затрагивая вопросов технологии производства.

Постоянно имеют проектный смысл такие признаки, как оппозиции смысловой структуры конфликта, признаки пространственной структуры: принцип преобразования трансформ, принципы и свойства морфологии, обеспечивающие трансформативность пространственной структуры, признаки функционально-технической структуры, образно-ассоциативный признак трансформирующейся морфологии [44]. Также важно отметить проектный смысл таких признаков пространственной структуры, как фигура, величина, положение, порядок. Однако данные признаки характеризуют трансформативное формообразование одежды как системы фигуры человека и пространственно-геометрической формы изделия.

Обобщённый и систематизированный практический и теоретический опыт по теме трансформаций в моделировании одежды представлен в работах по художественному и инженерному проектированию [3, 14, 15, 18, 23, 26, 27, 28, 38, 39, 42, 54, 55]. В художественном проектировании трансформацию рассматривают как концептуальное моделирование форм одежды, в инженерном проектировании как функционально-технологическое.

На основе морфологической трансформации применительно к дизайну костюма апробированы и введены в научный оборот принципы организации пространственной структуры одежды:

- принципы преобразования исходных форм: перестановка, замещение, добавление-убывание, развёртывание-свёртывание, исчезновение-появление, совмещение-складывание, ориентация. Принцип перестановки предполагает изменение пространственного положения элемента или его части относительно исходного. Принцип замещения - способ моделирования одежды на одной конструктивной основе, в котором заменяют дополнительные детали, а базовые сохраняют. Принципы добавления-убывания, развёртывания-свёртывания, исчезновения-появления, совмещения-складывания, ориентации раскрывают способы трансформации готового изделия;

- принципы и свойства морфологии, обеспечивающие трансформатив-ность формы изделия: метод агрегатирования, принцип унификации, модульное развёртывание, комбинаторная игра, топологические свойства, метрические свойства, конструктивные свойства. Проектирование форм на основе методов морфологии представляет собой разные подходы в зависимости от структуры (конструкции) изделия-трансформера. Формообразование изделия и последующие его трансформации подчиняется логике формы конструкции.

Это послужило основой для систематизации и классификации наиболее характерных систем трансформативного формообразования в одежде. На уровне проектирования разработаны следующие системы пространственно-геометрического моделирования:

- плоские системы,

- комбинаторные системы,

- модульные системы,

- симметрические системы,

- кинетические системы [3].

На уровне производства трансформативное формообразование представлено классификацией основных принципов трансформации деталей конструкции, которая включает следующие направления:

- преобразование деталей конструкции: базовых, традиционных, неосновных мелких, целого куска материала (деталь изделия), нетрадиционных;

- преобразование поверхности детали: драпировка, защипы, складки, буфы, бейки, рюши, плетение, выстёгивание, оборки, воланы, перфорация, вышивка;

- преобразование на основе технологии: соединение деталей одежды, влажно-тепловая обработка. Каждое из направлений является самостоятельным принципом преобразования исходной формы развёртки применительно к проектированию одежды в условиях промышленности. Преобразование деталей конструкции как метод проектирования одежды позволяет разрабатывать новые лекала развёртки изделий на основе базовых лекал. Метод раскрывает возможности разработки разных по формообразованию и эстетике развёрток и на их основе конструкций одежды [3].

Одной из первых работ по инженерному проектированию, в которой описаны приёмы трансформации одежды применительно к детской одежде, является работа Шамухитдиновой Л. Ш. [54]. В ней обобщены и систематизированы трансформируемые элементы конструкции одежды, разработана их классификация и кодировка в виде системы, состоящей из четырёх уровней (рис. 1.3):

1 - способ трансформации: перемещение или удаление элементов конструкции, изменение геометрических параметров и формы элементов конструкций, комбинированная трансформация,

2 - вид трансформации - вид промежуточного процесса: отделение-присоединение, растяжение-сжатие, регулирование-фиксация, свёртывание-развёртывание, исчезновение-появление, совмещение (вкладывание), замещение, ориентация, перестановка,

3 - элементы условного расчленения оболочки тела человека, которым соответствует данная часть одежды,

4 - вид конструктивно-технологического решения.

Предложенная Шамухитдиновой Л. Ш. классификация представляет открытую систему, применение которой обеспечивает формализованное задание информации о внешнем виде и конструктивно-технологическом решении трансформируемых элементов одежды. Система уточнена за счёт условного

расчленения оболочки тела человека. Этот уровень можно рассматривать как способ взаимосвязи трансформируемых элементов конструкции изделия и фигуры человека.

III уровень

Место расположения трансформируемых элементов

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Манцевич, Александра Юрьевна

Основные результаты исследования:

1. Анализ современного состояния вопросов трансформативного формообразования в дизайне костюма выявил следующие направления исследования: трансформируемые и трансформирующие элементы; одежда как трансформирующаяся многоэлементная система и как моно-изделие-трансформер, детали которых могут быть сложного или простого кроя. Установлено, что формообразование одежды из одного элемента достигаются методами трансформации и свойствами морфологии.

2. Разработана информационная база элементов конструкции ТОЭК, включающая понятийную систему и описание функций элементов. На основе преобразований симметрии разработаны классификации:

- построения развёрток и оболочек ТОЭК на основе преобразований классической, аффинной и криволинейной симметрии,

- расположения структурных элементов на основе классической симметрии,

- расположения трансформирующих элементов (регулярное, нерегулярное и комбинированное по периметру, по сетке или радиально).

3. Систематизированы существующие трансформирующие элементы одежды и разработана их классификация. Выявлены точечные, линейные, плоскостные, объёмные элементы, наиболее используемыми трансформирующими элементами являются точечные, линейные и их сочетания. Описаны формообразующие свойства трансформирующих элементов (фиксация и преобразование поверхности) и их влияние на формообразование ТОЭК как топологического объекта.

4. Разработаны новые методы пространственного формообразования «Фиксация» и «Деформация» трансформируемой одежды элементарного кроя

ТОЭК) из одной детали на основе теории узлов. Уточнены понятия способа и вида трансформации ТОЭК как топологического объекта на основе теории узлов и теории симметрии. В теорию и практику дизайна костюма введены новые понятия изделия-трансформера как системы тривиальных, изотопных и сложных узлов. Разработаны описания конструкций и формообразования ТОЭК в виде схематического (конструктивной схемы) и математического описания, что позволило выявить конечный ряд вариантов форм и рассчитать формулу возможных трансформаций конструкции ТОЭК, а также описать ограничения формообразования конструкции на фигуре человека.

5. Установлены закономерности изменения формы при варьировании заданных параметров конструкции (размера развёртки, количества, типа и размещения трансформирующих элементов). Выявлены закономерности создания разных силуэтов ТОЭК обусловленных конструкцией и положением на фигуре чловека, а также закономерности преобразования одного силуэта в другой, что составило базу приёмов проектирования форм трансформируемой одежды.

6. Разработана онтология трансформируемой одежды элементарного кроя как метод автоматизированного проектирования на основе нейросемантической модели, включающая терминологическую систему (тезаурус) и структуру ТОЭК. Разработанная в редакторе онтологий Protege структура ТОЭК позволяет легко встраивать её в WEB-страницу, описывать основные объекты и связи между ними в виде наглядного представления, настраивать среду проектирования и накапливать базу знаний при добавлении новых элементов. Для развёрток ТОЭК разработан алгоритм получения карт Кохонена, которые являются формализованным описанием проектного решения и составляют базу данных развёрток, позволяя восстанавливать результаты решений, анализировать и классифицировать их. Разработанная онтология ТОЭК как метод проектирования даёт большие возможности дизайнеру в разработке проектных серий 3D моделей одежды, изменяя характеристики конструкции, фигуры-манекена в создании разных образов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время принципы трансформации используют как средство решения проектных задач. Трансформация приводит к изменению формы изделия, его силуэта; величины и объёмности, изменению места расположения конструктивных, конструктивно-декоративных и декоративных элементов. Это расширяет набор творческих приёмов дизайнера и позволяет изменять цветовые, фактурные, пропорциональные сочетания элементов (деталей) конструкции и создавать новые варианты моделей одежды из набора стандартных и унифицированных элементов или на основе одной детали.

Анализ современного состояния методов трансформативного формообразования в дизайне костюма выявил, что в теории проектирования наиболее разработаны вопросы трансформируемой одежды как трансформирующейся многоэлементной системы и менее одежде как моно-изделию-трансформеру. В то же время существует достаточно проектного материала для устранения этого несоответствия. Также было выявлено, что многоэлементные (модульные) системы и моно-изделия проектируют сложного или простого кроя.

Исследование трансформируемой одежды элементарного кроя из одной детали выделено в самостоятельное направление, это позволило исследовать и развить возможности методов формообразования с позиции изменения трансформируемых деталей за счёт использования разных по типу и функциям трансформирующих элементов.

Трансформативность одежды обеспечивают её морфологические свойства: комбинаторные, метрические, топологические, конструктивные. Аналитический обзор методов проектирования и свойств ТОЭК позволил установить топологический характер формообразования и выдвинуть гипотезу формообразования ТОЭК, в котором изделие-трансформер рассматривается как плоскость, заключающая в себе линейные элементы, которые соединяют в узел или систему узлов. Для подтверждения гипотезы использованы методы теории симметрии костюма и теории узлов, что позволило углубить существующие и разработать новые методы трансформативного формообразования на уровнях проектирования, производства и потребления.

Подробный анализ проектных решений по классу трансформируемой одежды выявил основные составляющие конструкции ТОЭК и позволил сформировать информационную базу, ввести понятия трансформируемые, трансформирующие и структурные элементы. Структурные элементы условно разделены на те, которые изменяют геометрию края развёртки или оболочки - контурные, и те, которые расположены внутри развёртки или оболочки. Такое деление уточняет их формообразующие свойства: как трансформирующие элементы или элементы преобразующие поверхность конструкции ТОЭК. Также размещение структурных элементов определяет характер формообразования конструкции на фигуре человека.

Выявленные общие закономерности проектирования изделий-трансформеров в использовании геометрии плоскости и размещении структурных элементов обобщены и сведены в единую систему - классы развёрток и оболочек. Обобщение рассмотренного материала сведено в таблицы развёрток на основе зеркальной и поворотной симметрии с разными вариантами организации структурных элементов согласно разработанной классификации. Разработана классификация трансформируемых элементов как составляющей метода проектирования ТОЭК, позволила установить, что:

- меняются физико-механические свойства полотна развёртки и оболочки,

- в зависимости от расположения структурных элементов изменяется способ надевания изделия на человека,

- в зависимости от размещения структурных элементов меняется вид симметрии развёртки и оболочки (либо она переходит в асимметрию). Выявленные свойства структурных элементов определяют характер формообразования. Наиболее встречающиеся решения ТОЭК классифицированы по виду симметрии и расположению структурных элементов.

Разработан алгоритм проектирования плоскости, который включает два этапа построения: сначала построение развёртки или оболочки, затем - определение количества и расположения структурных элементов конструкции ТОЭК. Такой порядок задаёт логику получения серии развёрток ТОЭК с прогнозируемыми свойствами. Выявленные два способа получения ряда развёрток или оболочек: на единой геометрической фигуре или форме с разным расположением структурных элементов, на разных геометрических фигурах или формах с единым для них расположением структурных элементов обеспечивают многовариантность в разработке инновационных решений изделий-трансформеров.

Существующих трансформирующие элементы разделены на четыре группы в зависимости от их размеров относительно всей конструкции: точечные, линейные, плоскостные, объёмные. Было выявлено, что наиболее используемыми трансформирующими элементами являются точечные, линейные и их сочетания. Установлено, что:

- трансформирующие элементы делятся по формообразованию те, которые изменяют форму единожды, и те, которые способны менять форму много раз и возвращать изделие к начальной форме;

- трансформирующие элементы делятся на элементы, жёстко закреплённые на полотне и дополнительные.

Выявлены трансформирующие элементы способные не только менять форму изделия, но и самим трансформироваться. Трансформирующие элементы по способу соединения могут быть разделены на парные и мульти элементы, что определяет формообразующие возможности ТОЭК на фигуре человека, расширяя или сокращая диапазон форм и ассортимент. На основе предложенного метода разработаны инновационные решения ТОЭК как из одной детали так из нескольких с постоянными и временными связями между деталями (1Ш 2342060 С\, 1Ш 96469 1Л, 1Ш 96470 Ш, БШ 97599 Ш, БШ 97600 Ш) [71 - 74], а также декоративный трансформирующий элемент как средство обеспечения формообразования изделия за счёт статичных, динамичных и пульсирующих связей (Яи 114592 Ш) [79].

Разработанные классификации размещения разных типов трансформирующих элементов на основе преобразований симметрии обобщают и систематизируют проектные решения и раскрывают новые возможности трансформирующих элементов в зависимости их функций, углубляя и расширяя метод проектирования трансформируемой одежды. Регулярное, нерегулярное, комбинированное - это размещение, сочетающее и регулярное и произвольное расположение разных типов трансформирующих элементов. Выявлен характер и области размещения элементов: радиальное, по периметру, по сетке. Расположение трансформирующих элементов по сетке расширено за счёт изменения геометрии (рисунка) заполнения плоскости развёртки. Как альтернативное решение предположено заполнение по орнаменту и (или) рисунку геометрической, растительной, зооморфной и тому подобных форм. Разработанные функции трансформирующих элементов «Фиксация» и «Преобразование поверхности» явились основанием для разработки пространственного формообразования ТОЭК как топологических объектов.

Рассматривая трансформируемую одежду элементарного кроя в сложенном состоянии и на фигуре, легко прослеживаются её топологические свойства: преобразование простой геометрической фигуры в пространственные объекты. Формообразование изделия не меняет внутренних свойств конструкции ТОЭК, но меняет способ её формообразования в трехмерном пространстве, то есть меняет свойства самого пространства. Конструкция ТОЭК есть «гибкая» плоскость (полотно), полученная за счёт использования разных по формообразующим свойствам текстильных материалов, подвергается различным пространственным преобразованиям на основе криволинейной симметрии (изгибание, кручение) и аффинных преобразований (сжатие, растяжение). Непрерывная деформация - это преобразования фигуры, при которой не происходит разрывов (нарушения целостности фигуры) или склеиваний (отождествления её точек). Такие геометрические свойства связаны с положением в пространстве, а не с формой или величиной фигуры, в данном случае с конструкцией ТОЭК.

Важной чертой топологии является необычайная широта класса геометрических объектов, попадающих в сферу действия её законов - это могут быть объекты, все точки которых заключены в одной плоскости и в разных плоскостях. Для ТОЭК как объёмно-пространственных структур при трансформации конструкции на фигуре человека (пространственном формообразовании) в работе предполагается использовать методы теории узлов, которая является частью трехмерной топологии. В русле практических приложений теории узлов исследуют основные принципы и закономерности их формообразования, рассматривая в качестве формообразующих структур.

Конструкция ТОЭК содержит разные по метрическим параметрам элементы: плоскость, линии, точки, и соответствие узлам прослеживается явно через линейные элементы и неявно через элементы плоскости, которая заключает в себе линейные и точечные элементы. Согласно понятиям узла целесообразно выделить следующие направления формообразования ТОЭК при помощи:

1 - линейных трансформирующих элементов (поясов, бретелей, завязок и т. п.),

2 - деталей конструкции, длина которых преобладает над шириной и их можно соотнести с линейными трансформирующими элементами,

3 - всей развёртки ТОЭК, когда длина преобладает над шириной и её можно соотнести с линейным трансформирующим элементом,

4 - всей развёртки ТОЭК как плоскости, в которой заключён линейный элемент или несколько элементов, которые соединяют в узел или систему узлов.

В теорию и практику дизайна костюма введена система понятий изделия-трансформера-узла: система тривиальных, изотопных и сложных узлов, которая является базой для последующих разработок трансформируемой одежды как узла или системы узлов.

Разработан метод формообразования ТОЭК «Фиксация» по аналогии с тривиальными узлами, который позволяет создавать разные складчатые формы и ассортимент трансформируемых предметов одежды. Данный метод расширяет возможности проектирования трансформируемой одежды за счёт нового подхода путём условного деления конструкции и представлении её как системы узлов. Разработан метод формообразования ТОЭК «Деформация» по аналогии с изотопными узлами. В результате исследования было найдено, что при изотопии (деформации) и разном формообразовании на фигуре человека меняется форма изделия и ассортимент. Данный подход развивает метод проектирования трансформируемой одежды за счёт расширения ряда форм на основе одной пространственной структуры ТОЭК.

Разработаны способы представления и условное обозначение конструкции ТОЭК для её пространственного формообразования в виде лингвистического описания, схем трансформации изделия, при помощи математических знаков. На основе диаграмм узлов разработан способ задания пространственного положения конструкции ТОЭК - конструктивная схема, которая позволяет графически описать процесс трансформации изделия. Выявлено, что при одной конструктивной схеме существуют разные варианты формообразования и меняется ассортиментный ряд изделий. Как ответ на вопрос о конечном или бесконечном ряде форм ТОЭК рассчитана формула максимального количества вариантов узлов, образованных в плоскости конструкции ТОЭК при соединении двух точек в одну. Выделена ограничительная часть формообразования конструкции ТОЭК на фигуре человека, которая обусловлена используемыми трансформирующими элементами (их количеством, способом соединения и расположением на плоскости развёртки) и самой фигурой человека.

Апробация методов «Фиксация» и «Деформация», проведённая в условиях предприятий ООО «Альфа-Альянс» и ЗАО «Ёлочка», показала, что предложенные методы и классификации конструкций ТОЭК могут быть реализованы в условиях современного швейного производства, могут быть рекомендованы для использования на предприятиях по производству повседневной одежды лёгкого ассортимента и одежды специального назначения. А также в лекционном курсе дисциплины «Художественное проектирование костюма» и при проведении лабораторных и практических работ по дисциплине «Макетирование» используются методы формообразования трансформируемой одежды элементарного кроя из одной детали. На основе результатов диссертационного исследования разработано учебное пособие «Разработка трансформируемой одежды элементарного кроя (ТОЭК)».

Экспериментальное исследование формообразования изделий-трансформеров из одной детали на основе методов «Фиксация» и «Деформация» и разработанных алгоритмов проектирования форм и ассортимента ТОЭК позволило установить, что при изменении длины изделия, количества точечных фиксирующих элементов на контуре и количества контуров, форма одежды изменяется следующим образом:

- при соединении точек и при деформации плоскости развёртки по вертикали уменьшается длина изделия, по горизонтали - ширина;

- с увеличением количества соединений по горизонтали силуэтная форма стремится к плоской, а затем к линейной;

- с увеличением количества соединений по вертикали силуэтная форма стремится к объёмной;

- наиболее значимым фактором формообразования является размер конструкции, а также установить закономерности создания и преобразования прямого, трапециевидного, овального силуэта трансформируемой одежды элементарного кроя в зависимости от выбора конструкции и преобразований на фигуре чловека.

Практическое применение в дизайне костюма разработанных методов трансформативного формообразования и инновационных решений ТОЭК. При разработке серий форм были выявлены закономерности изменения или преобразования одного силуэта в другой. Трансформация одной формы одежды в другую происхоит за счёт изменения объёмов исходной фомы на разных уровнях конструкции согласно фигуры человека. Получение овального силуэта из прямого и трапециевидного силуэтов возможно при уменьшении объёма по верхней и нижней горизонтальным и (или) вертикальным линиям изделия. Наиболее заметны преобразования форм одежды-трансформера овального и трапециевидного силуэтов. Трансформации форм предмета одежды зависят от величины коэффициента деформации линий конструкции, к которым он применён, следовательно, и к поверхности развёртки. Разработанные формы одежды на основе инновационного решения изделия-трансформера, наглядно демонстрирующие возможности предложенных методов формообразования ТОЭК из одной детали.

Обобщённый и систематизированный материал исследования представлен онтологией ТОЭК, которая включает терминологическую систему (тезаурус) и структуру проектирования ТОЭК. Разработанная онтология позволяет проектировать множество различных решений ТОЭК за счёт изменения конструктивных, материальных, антропометрических и других характеристик формы, импортировать полученные результаты проектирования предметной области ТОЭК на другие платформы сторонних производителей САПР, организовать удалённую связь нескольких пользователей через WEB-инерфейс.

Разработанная в редакторе онтологий Protege структура ТОЭК, даёт возможность легко встраивать её в WEB-страницу, описывать основные объекты и связи между ними в виде графа, диаграммы или другого наглядного представления, настраивать среду проектирования и накапливать баз знаний при добавлении новых элементов.

Получена обобщенная математическая модель развёрток ТОЭК и разработан алгоритм автоматизированного проектирования ТОЭК на основе нейросемантической модели, которая содержит структуру предметной области, базу данных элементарных форм развёрток. Для развёрток ТОЭК разработан алгоритм получения карт Кохонена, которые являются формализованным описанием проектного решения и составляют базу данных развёрток, позволяя восстанавливать результаты решений, анализировать и классифицировать их.

Практическим выходом теоретических положений исследования предложен 3D метод виртуального проектирования ТОЭК на основе конечно-элементного моделирования. Это даёт большие возможности дизайнеру в разработке проектных серий одежды, изменяя характеристики конструкции, материала, фигуры-манекена в создании разных образов.

Разработанные методы, структуры, классификации и алгоритмы проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя можно рассматривать как базу для последующих исследований: влияния рисунка материала на форму изделия-трансформера и эффект «двойной трансформации», формообразование ТОЭК в динамике и кинетизм, анализ пространственного формообразования ТОЭК с позиций теории симметрии костюма, формообразование с позиций заданных материала изделия и эстетическая оценка полученных серий форм.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Манцевич, Александра Юрьевна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамов Д.В., Андреев В.В., Симонова Е.В., Скобелев П.О. Разработка средств построения и использования онтологий для поддержки процессов принятия решений // Труды VII международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». Самара: СНЦ РАН. - 2005. с. 435440.

2. Адлер Ю. П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий, 2-е изд. - М.: Наука, 1976. - 280 с.

3. Акилова 3. Т., Петушкова Г. И., Пацявичюте А. А. Моделирование одежды на основе принципа трансформации (новые приемы разработка модных форм одежды): учеб. пособие для вузов. - М.: Легпромбытиздат, 1993. - 200 с.

4. Бодякин В. И. Разработка инструментария информационно-управляющих систем на базе нейросемантического подхода для построения крупномасштабных информационно-управляющих систем // XI Всероссийская научно-техническая конференция «Нейроинформатика-2009»: М.: МИФИ, 2009.4.2. С. 27-38.

5. Бодякин В. И. Механизм автоматического формирования информационной модели в информационно-управляющей системе, построенной на базе нейросемантической парадигмы // II Всероссийская конференция «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях», г. Нижний Новгород, 2011 г. 16-19 с.

6. Боргест. Н. М. Онтологический анализ концептуального проектирования на примере самолета. // Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием «Системный анализ и семиотическое моделирование» (SASM-2011). - Казань: Изд-во «Фэн» Академия наук РТ, 2011. - 328 с.

7. Виноградов И. Д. Применение онтологического подхода к построению интегрированных компьютерных моделей предприятий // Труды XI международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах», Самара: СНЦ РАН. - 2009. с. 218 - 224.

8. Виттих В. А., Волхонцев Д. В., Гинзбург А. Н., Караваев М. А., Скобелев П. О., и др. Распределенные онтологии и их применение в решении задач интеграции

данных // Труды VIII международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». Самара: СНЦ РАН. - 2006. с. 451 - 459.

9. Гаврилова Т. А. Визуальное проектирование баз знаний как гносеологический инструмент // VII Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием, КИИ'2000, Переславль-Залесский, 2000. с. 241 - 246.

10. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем // СПб. - 2000. - 384 с.

11. Ганявин В. А., Манцевич А. Ю. Онтология проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя // Научное искусство: I Международная научно-практическая конференция. МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: МИЭЭ, 2012. с. 198-201,258.

12. Ганявин В. А., Манцевич А. Ю. Онтология проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя // Тезисы докладов I международной научно-практической конференции «Научное искусство». М. - 2012. - с. 227 - 228.

13. Ганявин В. А., Манцевич А. Ю. Особенности онтологии проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя // Тезисы докладов III международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности». М. - 2012. - с. 36 - 39.

14. Гончарова С. А. развитие приёмов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей. Дис.... канд. техн. наук - Шахты 2001. - 167с.

15. Деменкова А. Б. Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов. Дис. ... канд. техн. наук - М.: МГУДТ. 2006. - 298 е.: ил.

16. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др. Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. - М.: «Архитектура-С», 2004. - 288 с.

17. Ермаков А. Е. Автоматизация онтологического инжиниринга в системах извлечения знаний из текста // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: труды международной конференции «Диалог 2008». Бекасово, 4-8 июня 2008 г.

18. Звягинцев С. В. Разработка методов комплексного проектирования комплектов взаимозаменяемых и трансформируемых предметов одежды. Дис. ... канд. техн. наук - М.: МГУДТ. 1999. - 144с.

19. Ковикова С. Б., Шидловская В. А. Инновационный метод создания многофункциональной конструкции одежды: учеб. пособие. М.: МГУДТ, 2009.

20. Козлов Д. Ю. Узлы как формообразующие структуры и возможности их применения в дизайне. Дис. ... канд. искусствоведения - М. 2008. - 251с.

21. Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. М.: Лёгкая и пищевая пром-сть, 1992. - 144 с.

22. Колейчук В. Ф., Лаврентьев А. Н., Рачеева И. В., Хан-Магомедов О. С. Динамическая и кинетическая форма в дизайне костюма / Методические материалы. М.: ВНИИТЭ, 1989.

23. Куренова С. В., Бескоровайная Г. П. Морфологическая трансформация при проектировании детской одежды // Швейная промышленность. 1998. № 4.

24. Мантуров В. О. Экскурс в теорию узлов. // Соросовский образовательный журнал. Том 8, № 1, 2004.

25. Люггер Д. Ф. Искусственный интеллект. Стратегии и методы решения сложных проблем. М.: Издательский дом Вильяме, 2003 г. 864 с.

26. Манцевич А. Ю., Петушкова Г. И., Милютина Н. Н. Классификация трансформируемой одежды элементарного кроя // Дизайн и технологии. - 2010. - № 17.

27. Манцевич А. Ю. Трансформируемая одежда элементарного кроя. Создание формы одежды // Сборник трудов II международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности». - М.: РосЗИТЛП, 2011.

28. Манцевич А. Ю., Петушкова Г. И. Совершенствование методов формообразования трансформируемой одежды элементарного кроя // Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области технических наук в рамках Всероссийского фестиваля науки: Сборник аннотаций научно-исследовательских работ победителей и призеров всероссийского конкурса-2011.

29. Муромцев Д. И. Онтологический инжиниринг знаний в системе Protégé. Методическое пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2007. - 62 с.

30. Овдей О. М., Проскудина Г. Ю. Обзор инструментов инженерии онтологий // Электронные библиотеки - М.: Институт развития информационного общества, том 7 вып. 4, 2004. - Электронный журнал, посвященный созданию и использованию электронных библиотек. - URL: http://www.elbib/.

31. Онтологии и тезаурусы: Учеб. пособие. Соловьев В. Д., Добров Б. В., Иванов В. В., Лукашевич Н. В. Казань, Москва 2006.

32. Орленко Л. В. Терминологический словарь одежды. М.: Легпромбытиздат,

1996.-345 с.

33. Осипов Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами: Основы теории и технологии // Проблемы искусственного интеллекта. М.: Наука,

1997.-112 с.

34. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. М.: ВНИИТЭ, 1989.-88 с.

35. Петушкова Г. И., Ганявин В. А., Манцевич А. Ю. Разработка терминологической системы онтологии проектирования силуэта трансформируемой одежды элементарного кроя // Дизайн и технологии. - 2012. - № 28.

36. Петушкова Г. И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

37. Петушкова Г. И. Фактура и декоративные свойства поверхности формы // Основы теории проектирование костюма. М., 1988.

38. Петушкова Г. И. Основы проектирования. Макетирование. Серия: трансформируемые конструкции: учеб. пособие, часть 1. М.: МГАЛП, 1996.

39. Петушкова Г. И. Основы проектирования костюма. Серия: трансформируемые конструкции: Учеб. пособие, часть 2. М.: МГАЛП, 1999.

40. Петушкова Г. И., Манцевич А. Ю. Компьютерное проектирование формы трансформируемой одежды // Тезисы II международной научно-практической конференции «Инновационные наукоемкие технологии в легкой промышленности». М.-2010.

41. Петушкова Г. И., Манцевич А. Ю. Создание множества форм предмета одежды на одной основе // Тезисы II международной научно-практической конференции «Инновационные наукоемкие технологии в легкой промышленности». М.-2010.

42. Петушкова Г. И. Рабочая тетрадь по курсам «Формообразование» и «Художественное проектирование» для студентов специальности 05.24 - дизайн костюма, спецификации 05.25.04 - дизайн костюма III и IV семестры. М., 1998.

43. Рачинская Е. И., Сидоренко В. И. Моделирование и художественное оформление одежды: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 608 с.

44. Сёмкин В. В. Морфологическая трансформация как средство решения

художественно-конструкторских задач. Дис..... канд. искусствоведения. М.,

1983.- 153 с.

45. Скворцов А. В. Триангуляция Делоне и её применение. -Томск, 2002. - 128. с.

46. Скобелев П. О. Онтологии деятельности для ситуационного управления предприятиями в реальном времени. / Онтология проектирования, научный журнал. № 1 (3), Самара. - 2012.

47. Смирнов С. В. Онтологический анализ в системах компьютерного моделирования / Труды V международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». Самара: СНЦ РАН. - 2003.

48. Сосинский А. Б. Узлы. Хронология одной математической теории. М.: МЦНМО, 2005.- 112 с.

49. Степучев Р. А. Кимберлит костюмографического языка: учеб. пособие для вузов. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2007. - 416 с.

50. Тихомиров В. Б. Планирование и анализ эксперимента (при проведении исследований в лёгкой и текстильной промышленности). М.: Лёгкая индустрия, 1974. 262 с.

51. Уоссермен Ф. Нейрокомпьютерная техника, М.: Мир, 1992.

52. Хайкин С. Нейронные сети: полный курс 2-е. - М.: «Вильяме», 2006.

53. Цховребадзе Е. Н. Механизмы визуализации модной формы женской одежды. Дис.... канд. техн. наук - М.: МГУДТ. 2005. - 250 с.

54. Шамухитдинова Jl. Ш. Разработка рациональных ассортиментных коллекций детской одежды и способов повышения её долговечности в условиях Средней Азии. Автореферат дис. канд. техн. наук, - М., 1992.

55. Шамухитдинова Л. Ш., Коблякова Е. Б., Смирнова Т. В. Классификация и кодирование конструктивных решений трансформируемых элементов одежды // Швейная промышленность. 1991. №6.

56. Artificial Neural Networks: Concepts and Theory, IEEE Computer Society Press, 1992. Holger Knublauch , Alan Rector , Robert Stevens , Chris Wroe A Practical Guide To Building OWL Ontologies Using Protege 4 and CO-ODE Tools Edition 1.3: University Of Manchester, 2011. - C. 108.

57. Bechhofer S., Horrocks I., Goble C., Stevens R. OilEd: A Reason-able Ontology Editor for the semantic Web // Joint German/Austrian conf. on (KI"01). Lecture Notes in Artificial Intelligence LNAI2174, Berlin. - 2001. c. 396-408.

58. Berners-Lee T. etc. The Semantic Web // Scientific American - 2001.

59. Cranefield S., Purvis V., UML as Ontology Modelling Language // Proc. of the IJCAI-99 Workshop on Intelligent Information Integration. - 1999.

60. Domingue J. Tadzebao and WebOnto: Discussing, Browsing and Editing Ontologies on the Web // Proc. of the Eleventh Workshop on Knowledge Acquisition, Modeling and Management, KAW'98, Canada. - 1998.

61. Farquhar A., Fikes R., Rice J. The ontolingua server: A tool for collaborative ontology construction // International Journal of Human-Computer Studies. - 1997.

62. Gavrilova Т., Voinov A., Vasilyeva E. Visual Knowledge Engineering as a Cognitive Tool // Proc. of Intern. Work Conf. on Artificial and Neural Networks (IWANN'99), Spain, - p. 328-337.

63. Huhns M.N., Singh M.P. Ontologies for Agents // IEEE Internet Computing - 1997.

64. HermiT OWL Reasoner. URL: http://www.hermitreasoner.com, дата обращения: 20.10.2011.

65. Irving Penn, Issey Miyake. Irving Penn betrachtet des Werk von Issey Miyake. Sonderausgabe. Deutsch, Schirmer / Mosel, 1999 - 160 c.

66. McGuinness D.L. Ontologies Come of Age // The Semantic Web. - MIT Press, 2001.

67. Musen M. Domain Ontologies in Software Engineering: Use of Protégé with the EON Architecture// Methods of Inform, in Medicine. - 1998. c. 540-550.

68. OntoEdit: Collaborative ontology development for the Semantic Web. Y. Sure, M. Erdmann, J.Angele. etc. // In Proc. of the Inter. Semantic Web Conference (ISWC 2002), Italia.-2002.

69. The OWL API. URL: http://owlapi.sourceforge.net/index.html, дата обращения: 14.10.2011.

70. The Protege OWL Editor. URL: http://protege.stanford.edu/ overview/protege-owl.html, дата обращения: 20.10.2011.

71. Пат. 2342060 Cl Российская Федерация, МПК7 А 41 D 15/00. Многофункциональный предмет одежды - трансформер / Манцевич А. Ю., Доронина Е. В. - № 2007122823/12; заявл. 18.06.2007; опубл. 27.12.2008. Бюл. № 36.

72. Пат. 96469 U1 Российская Федерация, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А. Ю. - № 2010114176/12; заявл. 12.04.2010; опубл. 10.08.2010. Бюл. № 22.

73. Пат. 96470 U1 Российская Федерация, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А. Ю. - № 2010114181/12; заявл. 12.04.2010; опубл. 10.08.2010. Бюл. № 22.

74. Пат. 97599 U1 Российская Федерация, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А. Ю. - № 2010115374/12; заявл. 19.04.2010; опубл. 20.09.2010. Бюл. № 26.

75. Пат. 97600 U1 Российская Федерация, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А. Ю. - № 2010115373/12; заявл. 19.04.2010; опубл. 20.09.2010. Бюл. № 26.

76. Пат. 104026 U1 Российская Федерация, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А. Ю. - № 2010150954/12; заявл. 14.12.2010; опубл. 10.05.2011. Бюл. № 13.

77. Пат. 110614 Ш Российская Федерация, МПК7 А 41 Б 15/00. Комбинезон / Манцевич А. Ю., Битус Е. И., Будник А. А. № 2011133546/12; заявл. 11.08.2011; опубл. 27.11.2011. Бюл. № 33.

78. Пат. 111403 Ш Российская Федерация, МПК7 А 41 Б 15/00. Трансформируемый предмет одежды / Манцевич А. Ю., Битус Е. И., Будник А. А. № 2011133548/12; заявл. 11.08.2011; опубл. 20.12.2011. Бюл. № 35.

79. Пат. 114592 Ш Российская Федерация, МПК7 А 41 Б 15/00. Декоративный трансформирующий элемент / Манцевич А. Ю., Петушкова Г. И. № 2011123089/12; заявл. 08.06.2011; опубл. 27.11.2011. Бюл. № 33.

80. Пат. 110613 Ш Российская Федерация, МПК7 А 41 Б 15/00. Трансформируемый предмет одежды / Манцевич А. Ю., Битус Е. И., Будник А. А. № 2011133547/12; заявл. 11.08.2011; опубл. 10.04.2012. Бюл. № 10.

81. Пат. 1Ш 2343806 С1, Ш 2343806 С1, МПК7 А 41 Б 15/00. Многофункциональный предмет одежды / Набережнова Е. А., Доронина Е. В. № 2007122820/12; заявл. 18.06.2007; опубл. 20.01.2009. Бюл. № 2.

82. Пат. 1Ш 2114540 С1, МПК7 А 41 Б 15/00. Способ изготовления трансформируемой одежды без раскроя ткани / Мазуркевич Л. А. № 96102614/14; заявл. 06.02.1996; опубл. 10.07.1998.

83. Пат. Яи 2254041 С2 МПК7 А 41 Б 15/00. Трикотажный костюм трансформируемый/Поляков В.Н. 2001101663/12,17.01.2001, опубл. 20.01.2003

84. Пат. ЬШ 2272551 С2 МПК7 А 41 Б 15/00. Набор модулей для формирования моделей одежды. / Андросова Э. М. 2004106883/12, 09.03.2004; 20.08.2005.

85. Пат. ЬШ 2345687 С1 МПК7 А 41 Б 15/00. Многофункциональный предмет одежды / Подгорбунская А. А., Доронина Е. В. 2007122822/12, 18.06.2007; 10.02.2009.

86. Пат. Яи 2181978 С1 МПК7 А 41 Б 15/00. Трансформируемый предмет одежды / Харьковская Г. Г., Лаврентьева О. Ю., Вакал Н. В. 2001106280/12, 05.03.2001; 10.05.2002.

87. Пат. SU 1759392 А1 МПК7 A 41 D 15/00. Многофункциональный предмет одежды / Петушковой Г.И., Фокиной Е.В. 4791218, 28.12.1989; 07.09.1992.

88. Пат. SU 1757592 А1 МПК7 А 41 D 15/00. Многофункциональный предмет одежды/ПетушковойГ.И., ФинашинаЕ. М. 4791317,28.12.1989; 30.08.1992.

89. Пат. SU 1729419 А1, МПК7 А 41 D 15/00. Способ изготовления трансформируемого предмета одежды / Петушкова Г. И., Фокина Е. В. 4775026, 28.12.1989; 30.04.1992

90. Пат. SU 1797827 А1 МПК7 А 41 D 15/00. Трансформируемый предмет верхней одежды / Лобанова С. Ю., Пегушкова Г. И. 4775317,28.12.1989; 28.02.1993.

91. Пат. CN 2230521 Y

92. Пат. CN 1608917 А

93. Пат. CN 201260401 Y

94. Пат. CN 2272663 Y

95. Пат. DE 202006019562 U1

96. Пат. DE 202007003445 U1

97. Пат. DE 20311333 U1

98. Пат. DE 20205074 U1

99. Пат. ЕР 2057909 А2

100. Пат. ЕР 0358864 А2

101. Пат. FR 2872387 А1

102. Пат. FR 2865355 А1

103. Пат. FR 2909265 А1

104. Пат. FR 2854771 А1

105. Пат. FR 2881929 А1

106. Пат. GB 2384163 А,

107. Пат. Л* 11103995 А1

108. Пат. Л> 2001131809 А

109. Пат. Л» 2006214021 А

110. Пат. JP 8041705 А

111. Пат. KR 100902417 В1

112. Пат. US 5592691 A1 Modular panel for fabricating clothing and assessors

113. Пат. US 6014772 A

114. Пат. US 5894600 A

115. Пат. US 5769106 A Convertible panel and shelter system

116. Пат. US 6341379 B1

117. Пат. US 5463783 A

118. Пат. WO 2005020727 A2

119. Пат. WO 0232244 A1

120. Пат. WO 0178537 A1

121. Пат. WO 2005025349 A1

122. Пат. WO 2005058080 A1

123. http://www.fips.ru

124. http://www.wipo.int

125. http://www.freepatentsonline.com

126. http://www.wired.com/wired/archive/12.04/miyake_pr.html

127. http://multiwear.com.

128. http://bestdress.com.ua/200-plate-transformer.html

129. http://www.myjulia.ru/article/256805/

130. http://www.liveinternet.ru/users/zhannal000/postl97043450/

131. http://clubs.ya.ru

132. http://ozhegov.info/slovar/

133. http://dic.academic.ru

134. http://ru.wikipedia.org

135. http://www.vogue

136. http://secondstreet.ru

137. http://husseinchalayan.eom/#/past_collections.2007.

138. http://blessus.pl/categories/premiere-capsule-ss2011 ?locale=en-GB

139. http://www.textile-press.ru/?id=3748

140. http://modagid.ruarticles

141. http://ru.espacenet.com

ПРИЛОЖЕНИЕ А1. Аналитический обзор эмпирического материала по классу

трансформируемой одежды

а) б)

Рис. 1. Трансформации предмета одежды на разных конструктивных поясах фигуры человека: а - плечевом, б -талиевом [81]

Рис. 2. Ассортимент моделей одежды Звягинцева С. В. как трансформирующейся системы [ 18]

Рис. 3. Трансформируемая одежда разного назначения: а-детская одежда [127]; б-для беременных женщин [127, 101]; в, г-для активного отдыха, спорта, рыбалки, охоты, спецодежда [107, 77]

А я Ш к /I ^ г 1 / I/ г,

IV Г

Рис. 4. Одежда как трансформирующаяся система в стиле унисекс [128, 72]

Рис. 5. Модели итальянской группы Lemuria как моно-изделие-трансформер и трансформирующаяся система с постоянными связями между элементами [127]

Рис. 6. Моно-изделие-трансформер российской группы Озоше25оте [127]

Рис. 7. Модели российского бренда «13:20» как трансформирующиеся системы с постоянными и временными связями между элементами [128]

Рис. 8. Приёмы и средства цветовой трансформации [127]: а - временные связи между элементами трансформирующейся системы в моделях польской марки ЕНезБиз, б - многослойность и инверсия в моделях марки У-с1ге55

Рис. 9. Моно-изделие-трансформер Лидии Сильвестры [130]

і } з 1

А п /Ш л

\ Iі в 1 1 к^лОіН л 1

Рис. 10. Платье-трансформер от Донны Каран как трансформирующаяся система с постоянными связями между элементами [129]

Рис. 11. Многофункциональные кардиганы [127]

Рис. 12. Одежда-трансформер элементарного кроя: а - парео, б - кариза [131,

б)

Рис. 12. (Продолжение)

Рис. 13. Платье-трансформер из двух прямоугольников от American Apparel

[133]

^^^ -^^J __/ ^ Ml ^ IK?

^tJ^pjF^MK " iWF У *"

Рис. 14. Платье-трансформер из двух кругов от Малкома Гаррисона [133]

One f Dress

и' ж

10 и /Л / ^ и а

1Р ■ РЮ 6

Рис. 15. Трансформируемая одежда как система одинаковых модулей [112]

о

О"5 фиг го

Рис. 16. Трансформируемая одежда как система подобных модулей [87]

ПРИЛОЖЕНИЕ А2. Узлы как формообразующие структуры в аксессуарах,

дизайне костюма и архитектуре

о

\ шт

Рис. 1. Примеры применения узлов в аксессуарах [135]

Рис. 2. Примеры применения узлов в костюме [49, 135]

Рис. 3. Скульптурные композиции на основе узлов: а - Дж. Робинсон, б - Г. Джонс, в - Н. Фридман [20]

Рис. 4. Современный вид таблицы перечня узлов и зацеплений [134]

Рис. 5. Стадии трансформации NODUS структуры из плоского в объёмное положение [20]

Рис. 6. Фрагмент точечной поверхности [20]

ПРИЛОЖЕНИЕ АЗ. Информационная база трансформируемых и трансформирующих элементов конструкции ТОЭК

Рис. 1. Формообразование ТОЭК на основе: а - плоских фигур, б - сложных оболочек (модели И. Мияке) [65]

Рис. 2. Структурные элементы конструкции ТОЭК (разрезы, прорези, вырезы)

[38, 39]

Рис. 3. Контурные структурные элементы конструкции ТОЭК: - развёртка, б - пространственно-геометрический объект [38, 39]

а)

б)

Рис. 4. Внутренние структурные элементы конструкции ТОЭК: а - развёртка, б - пространственно-геометрический объект [38, 39]

Рис. 5. Примеры конструкций ТОЭК разных классов: а - третьего, б - четвёртого, в - пятого

а

Рис. 6. Формообразование при помощи трансформирующих элементов: а - точечных, б - линейных, в - плоскостных, г - объёмных [65, 27, 35]

Рис. 7. Применение динамичных трансформирующих элементов (механические устройства, лазеры) в моделях X. Чалаяна [137]

Рис. 8. Регулярное расположение точечных трансформирующих элементов по

периметр и по сетке [106]

Г

Рис. 9. Формообразование на основе: складок, б - перфорации, в - аппликации, г - плетения [38, 39,42, 135]

в

Рис. 9. (Продолжение)

ПРИЛОЖЕНИЕ А4. Узлы как способы формообразования ТОЭК из одной детали

а)

Рис. 1. Виды фиксации узла: а - под плоскостью развёртки, б - над плоскостью

развёртки

т

Рис. 3. Серии форм «Деформация»

Рис. 4. Серии форм «Комбинированное формообразование»

Рис. 5. Формы ТОЭК при фиксации точек по вертикали

Рис. 6.Формы ТОЭК при фиксации точек по горизонтали

Рис. 6. (продолжение)

Рис. 7. Формы ТОЭК при деформации полотна по вертикали

Рис. 8. (Продолжение)

Рис. 9. Формообразование прямого силуэта

Рис. 10. Формообразование трапециевидного силуэта

Рис. 11. Формообразование овального силуэта: развёртка в форме круга (а, б), перемещение частей конструкции (б, в, г), деформация по контуру конструкции (е)

ПРИЛОЖЕНИЕ А5. Структура и алгоритмы автоматизированного проектирования ТОЭК из одной детали

Рис. 1. (Продолжение)

а

Рис. 2. Проецирование точек и узлов развёртки на параболическую плоскость при выполнении триангуляции Делоне в разных плоскостях: а, б - развёртки без разрезов, в - развёртки с центральным разрезом

в

Рис. 2. (Продолжение)

а

Рис. 3. Поверхность модели прямоугольной развёртки ТОЭК в разных плоскостях:

а, б - развёртки без разрезов, в - развёртки с центральным разрезом

б

Рис. 3. (Продолжение)

Рис. 3. (Продолжение)

Рис. 4. Трансформируемый предмет одежды в ЗБ моделировании [75, 76]

Рис. 4. (Продолжение)

Рис. 4. (Продолжение)

238

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.