Ранняя проза В.В. Вересаева в литературном контексте журнала "Мир Божий" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Бородина, Мария Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бородина, Мария Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ
Оглавление
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Литературная концепция журнала «Мир Божий»
1892-1906)
§ 1. История периодического издания.
§2. Литературно-философская концепция журнала и участие в ней В.В. Вересаева.
ГЛАВА ВТОРАЯ. «Записки врача» В.В. Вересаева как органичное отражение литературной политики журнала
§1. Синтез документальности и эссеизма в «Записках врача» В.В.
Вересаева.
§2. Особенности жанра записок в произведении В.В. Вересаева.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Новаторство малой эпической прозы В.В. Вересаева в контексте журнала «Мир Божий»
§1. Очерки о человеке в «Маленьких рассказах» В.В. Вересаева: новаторство и тип героя.
§2. «Рассказы о японской войне в художественной концепции «Мира Божьего».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза А.А. Фета в историко-литературном контексте 1850-1880-х годов2008 год, доктор филологических наук Черемисинова, Лариса Ивановна
Поэтика композиции романов о революции 20-х гг. XX в.: "В тупике" В.В. Вересаева, "Сивцев Вражек" М.А. Осоргина, "Мирская чаша" М.М. Пришвина2010 год, кандидат филологических наук Урвилов, Вячеслав Анатольевич
Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века: тематика, поэтика2010 год, кандидат филологических наук Иванова, Надежда Викторовна
Циклизация как принцип поэтики П.И. Мельникова-Печерского: На материале произведений 1840-1860-х гг.2005 год, кандидат филологических наук Баланчук, Ольга Евгеньевна
Жанровое своеобразие циклов предреформенного периода: "Записки охотника" И.С. Тургенева и "Губернские очерки" М.Е. Салтыкова-Щедрина2010 год, кандидат филологических наук Фуникова, Светлана Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ранняя проза В.В. Вересаева в литературном контексте журнала "Мир Божий"»
В.В. Вересаев, вошедший в историю русской культуры как писатель, философ, врач, на рубеже XIX - XX веков сотрудничал со многими журналами, однако свои лучшие произведения («Записки врача», повести «На повороте» и «Честным путем», циклы «Маленькие рассказы» и «Рассказы о японской войне») опубликовал в «Мире Божьем».
Следует заметить, что участие писателя в том или ином журнале было всегда вопросом принципиальным, наверное, поэтому В.В. Вересаев недолго оставался сотрудником «Русского богатства», однократно печатался в изданиях «Жизнь», «Вестник Европы», «Русское слово», а в «Мире Божьем» опубликовал свои наиболее значимые произведения. Данное обстоятельство говорит о том, что журнал был ему близок тематически, идейно, его проза вписывалась в литературную «политику» издания. В.В. Вересаев осуществлял особый отбор своих произведений для публикации именно в этом журнале, так как «Мир Божий» 1890 - 1900-х годов определил эстетическую и этическую меру вещей, которая была ориентирована на единство истины, добра, красоты, поиска человеком своей жизненной позиции. Они и стали критерием отбора и оценки художественных и публицистических текстов. Все это нашло отражение в раннем творчестве В.В. Вересаева, поэтому он и становится ведущей фигурой литературного отдела журнала, который поддерживал искания писателя на литературном поприще, подчеркивая при этом близость мировоззрения художника к идейно-эстетической позиции издания.
В «Мире Божьем» раннее творчество писателя было представлено с большой полнотой, во всех его основных аспектах. Так, в 1901 году был опубликован цикл его деревенских «Маленьких рассказов» («В степи», «На холоду», «Исправились», «В пути»), повести «На повороте» (1902) и «Честным путем. Конец Александры Михайловны» (1903) — вторая часть повести «Два конца», а также «Записки врача». В 1906 году, отправившийся в качестве врача на фронт русско-японской войны, В.В. Вересаев напечатал в «Мире Божьем» серию своих военных рассказов.
Публикации писателя в журнале органически связаны с главными направлениями развития прозы журнала. Так, напечатанные его деревенские рассказы продолжили «жесткую» противонародническую линию в изображении деревни, которая была начата в журнале Н.Г. Гариным. Мы видим в «Мире Божьем» и произведения «Блудный сын» E.H. Чирикова (1899), и «Записки студента Павлова» С.С. Юшкевича (1901), которые могут быть поставлены в один ряд с вересаевской «идейной повестью» из жизни интеллигенции.
Таким образом, жанры записок, рассказа (встречи, миниатюры, портрета, эскиза), повести стали определяющими и в прозе писателя, и в литературной продукции журнала. На наш взгляд, необходимо провести исследование малой прозы В.В. Вересаева, которое позволит выявить закономерности в развитии жанра записок в начале XX века и в современной журнальной периодике. Тем более что в последнее время актуализируется жанр философского эссе, в котором герой учится размышлять, жить самостоятельной жизнью. Эта литературная традиция началась со своего рода эксперимента, воплотившегося в малых эпических формах, — все это позволит составить более целостное и точное представление о творчестве В.В. Вересаева и о журнале «Мир Божий».
Учитывая происходящие в современном обществе тенденции к постоянной смене идеологии, пересмотру и утверждению новых человеческих ценностей, наша работа актуальна и с точки зрения истории литературы, и с точки зрения истории и теории журналистики. Изучение раннего творчества В.В. Вересаева в литературном контексте журнала «Мир Божий» делает возможным выявление значимых аспектов связей писателя с литературной периодикой его времени, помогает понять социальную обусловленность его творчества, раскрыть новаторство художника.
Писатель воспринимал жизнь в современном обществе как ценность, включающую в себя и отрицательные, и положительные моменты. Основная задача, в его понимании, состояла в изменении самой сущности жизни, новом мироустройстве. Эта тенденция сохранилась на протяжении всего творчества В.В. Вересаева, усиливаясь в переломные моменты современной ему эпохи, то есть во время русско-японской войны, первой мировой и т. д. В связи с этим он в своих произведениях делает акцент на документальных событиях, поэтому, в сравнении с другими авторами журнала «Мир Божий», в его произведениях преобладают художественно-документальное, эссеистическое, философское начала.
Кроме того, выбранная нами тема актуальна и для современной журналистики, учитывая возросший за последние годы интерес к художественно-документальной литературе и к проблемам жанра, так как жанры как «формы видения и осмысления определенных сторон мира», по мысли М.М. Бахтина, закрепляют объективное содержание материала определенной эпохи, своеобразие авторской позиции, в которой сплавляется «память жанра» и преобразующая сила творческого таланта писателя. Жанр выступает как «кристалл, через который анализируется жизнь» (243. С. 75).
Жанровый аспект анализа творчества В.В. Вересаева помогает выявить типологические, исторически устойчивые характеристики и особенности разных жанров писателя: очерка, рассказа, миниатюры, повести и записок.
При исследовании жанровой природы ранней прозы В.В. Вересаева следует помнить, что одна из особенностей литературы рубежа Х1Х-ХХ веков — это взаимодействие и взаимопроникновение разных жанров, образование жанровых разновидностей, а, следовательно, и обогащение жанрового «фонда» эпохи, что особенно ярко отразилось в периодических изданиях.
В своих произведениях художник уделял пристальное внимание человеку как специалисту и как личности, его становлению. С этим связано создание разнообразных жанровых форм, акцентировка эпического начала в очерках и миниатюрах. С другой стороны, необычная манера написания рассказа и стремление к созданию новых жанровых форм являются характерными чертами литературного процесса эпохи. В рамках своего времени писатель пытался расширить возможности жанра, внедрить в художественную действительность «живую жизнь», создать новый тип размышляющего героя, объединить в одной жанровой структуре достоинства нескольких жанровых форм.
Творчество В.В. Вересаева органично вписалось в русло литературного раздела журнала «Мир Божий», произведения которого представляли собой рассказ о молодом человеке новой эпохи, его духовной и нравственной сути, его исканиях и стремлениях жить ради общества, его поисках красоты и смысла жизни, его желании переделать окружающую действительность. Пафос ранней прозы В.В. Вересаева, заключающийся в стремлении изобразить другого человека, задумывающегося над происходящим в мире и своей судьбой, раскрывать перед ним весь мир, пытаясь показать его многообразие, оказался созвучным направлению «Мира Божьего». Социально-философское осмысление действительности, ответственность героя за все общество, неимоверное желание исцелить его и искусство слова составляют ядро эстетической позиции В.В. Вересаева, поскольку все общечеловеческие проблемы, по утверждению писателя, неотделимы от литературы и самой жизни.
Идейно-тематическая близость В.В. Вересаева к «Миру Божьему» обнаруживается на протяжении всего периода сотрудничества с периодическим изданием. Соотносится с журнальным контекстом и эволюция его творчества на пути к попытке философского осмысления понятий войны и мира, жизни и смерти, человека как личности (будь то врач, босяк, крестьянин или солдат) и действительности, вбирающая в себя общие тенденции литературного процесса и особенности эстетической программы «Мира Божьего».
Сказанным выше определяется объект нашего исследования — литературный контекст «Мира Божьего» с 1982 по 1906 годы. Предмет исследования - произведения В.В. Вересаева, опубликованные в журнале за этот период, в частности «Записки врача» и два цикла: «Маленькие рассказы» и «Рассказы о японской войне» как менее изученные по сравнению с его повестями.
Цель исследования заключается в установлении связей вересаевского творчества с журналом «Мир Божий», содержание которого, с одной стороны, было обусловлено движением литературного процесса, а с другой — идейно-эстетической направленностью периодического издания. В связи с этим определены следующие задачи исследования:
На материале журнальной публицистики и литературно-художественной критики проследить эволюцию эстетической и творческой программы «Мира Божьего» 1892 - 1906-х годов и ее влияние на произведения В.В. Вересаева.
Проанализировать идейно-художественное своеобразие произведений В.В. Вересаева, опубликованных в журнале «Мир Божий».
Определить значение, роль и место его прозы в литературной политике журнала.
Опираясь на контекст «Мира Божьего», выявить то общее, что было присуще В.В. Вересаеву как сотруднику цельного журнального коллектива, и то особенное, индивидуальное, что выделяло его среди других писателей.
Раскрыть новаторские приемы В.В. Вересаева в «Записках врача»: способы взаимодействия документального, эссеистического и философского начал.
Определить специфические особенности жанра записок у В.В. Вересаева, сформулировать наиболее полное определение этого жанра.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной истории журналистики еще не было исследований, посвященных журналу «Мир Божий» и определению места В.В. Вересаева в нем. Что касается литературоведческого осмысления творчества писателя, то обозначились следующие направления: монографические обзоры (С. Вржосек, Г.А. Бровман, А.Ф. Силенко, В.М. Нольде), изучение проблематики отдельных произведений (Ю.У. Фохт-Бабушкин, Э.И. Денисова, B.JI. Львов-Рогачевский), исследование «медицинской» проблематики (И.М. Гейзер, П.Е. Заблудовский, А.Н. Рубакин).
В монографических исследованиях литературоведы подробно анализируют идейно-тематическое содержание произведений В.В. Вересаева, рассматривая их проблематику, выделяя в творчестве писателя основного героя — интеллигента, с его поиском, стремлением изменить окружающую действительность. Особенностью работы С. Вржосека «Жизнь и творчество
B. Вересаева» (1930) является то, что автор пытается сравнить писателя с И.С. Тургеневым, считая, что он следует традиции классика. В результате у
C. Вржосека выходит, что повести В.В. Вересаева слабы и уступают повестям И.С. Тургенева. С данным выводом мы не вполне согласны и склонны придерживаться мнения B.JI. Львова-Рогачевского, который и в своей статье «В. Вересаев» (1900), и в книге «Девяностые годы и творчество
B. Вересаева» (1906) утверждает и доказывает, что, отталкиваясь от И.С. Тургенева, В.В. Вересаев изображает новый тип героев сильных и деятельных, желающих жить, работать и идти на подвиг, чего мы не встретим в произведениях И.С. Тургенева. Оригинальным является подход
C. Вржосека в исследовании основного в творчестве В.В. Вересаева понятия «живой жизни». Мы согласны с литературоведом, считающим, что прообразом для него послужила Наташа Ростова из эпопеи Л.Н. Толстого. «Живую жизнь» можно проследить в течение всего творчества писателя. Этим понятием обозначено интуитивное, на уровне инстинкта, познание жизни, что есть и в повестях В.В. Вересаева, и в «Записках врача», и в его циклах малой прозы. Однако главной ценностью работы С. Вржосека считаем его библиографический указатель, в котором автор приводит собрания сочинений писателя, все издания, вышедшие отдельными тиражами, а также список литературы о В.В. Вересаеве с 1898 по 1929 годы.
В работах А.Ф. Силенко «В.В. Вересаев» (1956) и Г.А. Бровмана «В.В. Вересаев. Жизнь и творчество» (1959) приводится обширная полемика, возникшая вокруг «Записок врача» и военных рассказов. Литературоведы выделяют из произведений писателя самые яркие примеры тяжелого положения народа, тем самым, делая из В.В. Вересаева ревоюционера-борца, призывающего к активным действиям по переустройству общества.
Интересным является исследование В.М. Нольде «Вересаев. Жизнь и творчество» (1986), автор которого для анализа жизни и творчества писателя привлекает архивные материалы и первоисточники его произведений. В этом исследовании ценным является очень подробный анализ «Живой жизни» писателя и его произведений позднего творчества: «Записки для себя» и «Невыдуманные рассказы о прошлом».
В книге В.Л. Львова-Рогачевского «Девяностые годы и творчество В. Вересаева» (1906) представлена во всех подробностях картина эпохи рубежа XIX-XX веков, начиная с описания майской стачки петербургских рабочих, в которой принимали участие многие известные писатели того времени. В этот период, по словам исследователя, главными идеологами общественности были два автора - A.M. Горький и В.В. Вересаев. Подробный анализ повестей интересен тем, что В.Л. Львов-Рогачевский рассматривает героев писателя в эволюции, прослеживая его развитие с первой повести «Без дороги» до «Честным путем».
Остальные литературоведы, критики и собственно врачи предлагают одностороннее рассмотрение творчества В.В. Вересаева. В частности, Ю.У. Фохт-Бабушкин написал несколько вступительных статей о писателе, которые приводятся в разных изданиях самого В.В. Вересаева: «В. Вересаев» (1961), «В.В. Вересаев и его публицистические повести» (1986), «Вересаев и его философия «живой жизни»» (1999), «Миссия писателя - служение литературе и людям» (2000). Кратко излагая основные даты жизненного и творческого пути, исследователь заключает, что для писателя характерно сочетание «бескомпромиссной честности и мужественного служения истине» (226. С. 30). Другими словами, это можно назвать сочетанием документальности и эссеизма, что мы и попытаемся выявить в его «Записках врача».
С точки зрения науки, медицинские вопросы разбирает в своей работе И.М. Гейзер «В.В. Вересаев - писатель-врач», личность доктора Чеканова и основные проблемы медицины рассматривают в статьях П.Е. Заблудовский «Врач-публицист В.В. Вересаев, его значение для современной медицины» и
A.Н. Рубакин «В.В. Вересаев - врач-писатель (К 90-летию со дня рождения)».
Тем не менее, художественное своеобразие в связи с литературным контекстом журнала «Мир Божий», жанровая поэтика ранней прозы
B.В. Вересаева остается недостаточно изученной до сегодняшнего дня. Вместе с тем давно поднятый в литературоведении вопрос о смене жанров в литературе рубежа веков в наше время приобретает новый смысл. В настоящее время важно определить, какие избирает для себя жанры писатель, а также проследить их эволюцию, повлиявших на развитие жанровой системы конца XIX - начала XX века. К таким жанрам мы относим записки, социально-историческую повесть, рассказ (очерк, встречу, военный рассказ, миниатюру), благодаря которым писатель смог поднять значительные духовньге, психологические, социальные и философские проблемы.
Методологическая основа исследования. Специфика научной работы на стьгке журналистики и литературоведения предполагает комплексный подход к изучению литературно-журнальных явлений. Поэтому основными методами исследования были избраны теоретические разработки ведущих отечественных ученых по теории и истории журналистики Е.П. Прохорова, М.Н. Кима, С.М. Балуева, В.В. Ворошилова,
Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, Р.П. Овсепяна, H.A. Тертычного, Л.П. Свитич, по проблемам жанра В.В. Кожинова, J1.B. Чернец, Г.Н. Поспелова. В осмыслении художественного метода литературы рубежа XIX-XX веков были использованы работы ведущих современных исследователей -С.А. Венгерова, В.А. Келдыша, А.Г. Соколова, JI. Колобаевой и других. Понимание общей и исторической поэтики опиралось на работы М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова и других.
В основу методики исследования положены принципы целостного анализа идейно-художественной структуры произведений под углом зрения их жанровой поэтики в сочетании с разными видами историко-сопоставительного анализа (генетического и типологического).
Научная новизна исследования:
Впервые дан научный анализ журнала «Мир Божий», оформлено содержание данного журнала в хронологическом порядке, представлена его новая периодизация;
Впервые предпринята попытка изучения ранней прозы В.В. Вересаева в литературном контексте журнала «Мир Божий»;
Сформулировано определение жанра записок, возникшего на стыке очерка и эссе, документа и публицистики, как особого явления в русской журналистике конца XIX - начала XX веков;
Изучена малая проза писателя, опубликованная в журнале, не только как отдельно взятые рассказы, но и как циклы, как художественное целое.
Новаторской тенденцией оказывается стремление как можно полнее изучить и социально-философский потенциал вересаевской прозы, эпическое начало в малых жанрах. Наше исследование направлено на раскрытие многосмысленности слова писателя путем рассмотрения его творчества в системе категорий «жанр», «поэтика», «повествование», благодаря чему вводятся новые основания для определения места писателя в культуре эпохи рубежа веков.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно углубляет наши представления о журналистике начала XX века, о журнальной политике тех лет в целом и детально знакомит нас с конкретным изданием - журналом «Мир Божий», кроме того, его выводы способствуют дальнейшему пониманию природы жанра записок и малых эпических жанров в творчестве В.В. Вересаева, уточняют жанровую специфику ряда произведений писателя, помогают понять своеобразие жанрового фона литературы и публицистики рубежа веков.
Результаты исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы в общих курсах истории и теории журналистики XIX и XX веков, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству В.В. Вересаева или по жанровой поэтике в русской литературе конца XIX — начала XX века.
Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования были изложены на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 190-летию Омского кадетского корпуса (Омск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции V Катанаевских чтениях (Омск, 2003), V и VI научно-практических и методических конференциях «Становление личности врача» (Омск, 2005, 2006) и ряде других научных и научно-практических конференций. Материалы диссертационного исследования обсуждались на аспирантском и магистрантском семинарах кафедры русской и зарубежной литературы ОмГУ (Омск, 2003, 2004, 2005) и на заседании кафедры русской и зарубежной литературы ОмГУ (Омск, 2005).
На защиту выносятся следующие положения:
Творческий метод, тематика, проблематика, идейное содержание произведений В.В. Вересаева соответствовали направлению и перекликались с литературным контекстом журнала «Мир Божий». Будучи его автором, В.В. Вересаев в своем художественном творчестве опирался на программные идейно-эстетические и творческие установки журнала.
Психологический конфликт произведений, как правило, приобретал в литературном контексте журнала социально-философский и политический характер. Выбор героем своей нравственной позиции был связан для журнала с личной ответственностью человека за общество, с желанием переделать, переустроить его. Главной сюжетной линией становилось столкновение двух позиций - слабых и сильных людей, народников и марксистов, молодого поколения и старого, города и деревни, босяка по принуждению и босяка по призванию и т. д. Социально-философская направленность произведений выражалась в необходимости активизации человеческого самосознания, в осмыслении своих условий существования и их переоценке. Эссеистическая направленность текстов выражалась в создании нового героя. Философское слово автора отражает индивидуальный путь познания «я» повествователя, но в процессе этого познания через прием обобщения рождается внеличностный, исторический масштаб изображения. Эти характерные черты прозы «Мира Божьего» проявились, прежде всего, в художественном творчестве В.В. Вересаева.
Индивидуальность прозы В.В. Вересаева, автора литературного отдела «Мира Божьего», сказалась в сочетании документа, факта и философского размышления, через которое писатель изобразил нового героя - интеллигента-врача, целителя общества, и его новое мировоззрение, отразившееся в предмете раздумий автора о сущности бытия, о соотношении красоты, постоянной работы, интуитивного познания мира и гармонии в человеческом обществе и личной жизни индивида, о необходимости лечения не только тела человека, но и его души, а также самой сущности общества, в искоренении его болезней и ран. В связи с этим в вересаевском творчестве проявилась философская категория пути, дороги, постоянного движения, поиска, благодаря которым и возможно новое мироустроение. Понятия жизни и смерти, войны и мира, здоровья и болезни, занимавшие серьезное место в литературном контексте журнала «Мир Божий», в интерпретации В.В. Вересаева получили новый социально-философский оттенок и явились необходимыми для осмысления его архетипа писателя.
Ранняя проза В.В. Вересаева стала отражением журнальной политики «Мира Божьего», в основе которой лежало стремление к критическому осмыслению окружающей действительности своего времени и показ трансформации традиционного героя в борца, рабочего, интеллигента-революционера. Идейные и эстетические взаимоотношения писателя и журнала соединились во вскрытии социально-философских причин, проблем и болезней общества, в проигрыше в русско-японской войне и т. д.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает два параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения, в котором приводится содержание журнала в хронологическом порядке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Религиозно-философская проблематика творчества Ф.М. Достоевского в "Колымских рассказах" Варлама Шаламова2004 год, кандидат филологических наук Мухина, Елена Александровна
Русский роман 60-70-х гг. XIX века в контексте литературной критики и публицистики: на материале творчества И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.Г. Чернышевского2013 год, кандидат филологических наук Янина, Полина Евгеньевна
Общественно-литературный фон повести "Записки сумасшедшего" Н.В. Гоголя2008 год, кандидат филологических наук Скрипник, Алена Владимировна
"Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова: формы письма и традиции жанра2004 год, кандидат филологических наук Николаева, Наталья Геннадьевна
Генезис и жанровая динамика философско-художественных форм в русской прозе конца XVIII - начала XIX вв.2012 год, доктор филологических наук Коптева, Элеонора Ивановна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Бородина, Мария Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, вересаевская ранняя проза обнаруживает непосредственную связь с литературным контекстом журнала «Мир Божий». Это характерно для всех его произведений, продолжающих медицинскую и деревенскую тематики, показ героя-интеллигента и военных событий русско-японской войны.
Индивидуальным, отличающим В.В. Вересаева от других писателей литературного отдела журнала, является: создание особого произведения, и не просто повести, а записок. Новаторством писателя оказывается не только то, что этот жанр сочетает в себе уже известные элементы мемуаров, автобиографии, воспоминаний, но включение в художественный текст, повествующий о жизни и профессиональном становлении главного героя, аналитических размышлений, философских эссе, огромного пласта документального и научного материала, главная функция г которого расширить и углубить знания читателя, подчеркнуть всестороннюю развитость повествователя.
Можно согласиться с литературоведами и критиками, указывающими, что В.В. Вересаев ради литературы стал заниматься медициной. Именно она подвела писателя к пониманию и осмыслению многих сторон человеческого организма и психики. Более того, следует выделить то, что врачебная профессия постоянно вторгается в его произведения. Сам автор нередко выступает в роли консультанта или просто рассказчика интересных случаев из практики («Записки врача», «Без дороги»), диагноста («Исправилась»). На социальные проблемы действительности В.В. Вересаев смотрит глазами врача, привносится в литературу опыт врачебной практики, герой приходит к осмыслению того, что само общество необходимо излечивать. Новым для литературы стало и обращение к закрытым, «стыдливым» проблемам: В.В. Вересаев указывает, что социальное зло приводит к физиологическим нарушениям, автор подвергает детальному исследованию психологию женщины, внутренний мир которой сформирован нездоровым обществом. Для творчества В.В. Вересаева характерно наличие архетипа писателя-доктора, становление которого как специалиста и как мастера слова становится предметом изображения в «Записках врача».
Записки можно охарактеризовать как эссеистический жанр, в котором посредством письменной фиксации и переживания того, что произошло, происходит переосмысление личности автора.
У В.В. Вересаева «я» повествователя в «Записках врача» все время характеризуется семантической множественностью и постоянно находится в оппозиции со своим противоположным началом. Обобщение через впечатление (практика врача и практика жизни), постоянное движение от личного к общему, вживание читателя в эпизод с последующим остранением, отчуждением повествователя и оценкой им всего происходящего в целом — все это составляет основные приемы построения текста - записок. Особенность «Записок врача» состоит в том, что автор представляет на суд читателя не только окончательный результат своих размышлений о необходимости излечения и человека, и общества, но и сам процесс нахождения истины посредством ошибок (примеры неудачного лечения людей, повлекшие за собой их смерть, или неправильного назначения лекарств), трудностей (сложность с первого раза сделать трахеотомию или поставить диагноз по состоянию больного), сомнений и заблуждений.
В «Маленьких рассказах» как очерковом цикле прослеживается тенденция, характерная для подобных произведений, свойственных литературному контексту «Мира Божьего». Однако В.В. Вересаев вводит в свои очерки не просто «проходящего», а наблюдателя, который исследует сущность проблемы, используя при этом индивидуальные («В степи», «Исправилась», «На холоду») и групповые («В пути», «Исправилась») портреты людей, личные впечатления автора и его раздумья, воспоминания, документальные заметки. Для очерков В.В. Вересаева характерно воспроизведение действительности и ее исследование с точки зрения врача — целителя общества.
Таким образом, все произведения раннего творчества В.В. Вересаева, опубликованные в журнале «Мир Божий», можно объединить особым авторским взглядом - социально-философским осмыслением жизни и смерти, смысла бытия, ценности и бесценности человеческой жизни.
У В.В. Вересаева сюжет модернизируется, преобразовывается либо по принципу свободного эссеизма, когда фабульная основа вовсе отсутствует («В пути»), либо возвращается к элементарным конструкциям очеркового плана. «Записки врача» — это текст в тексте: это и записывание, и фиксация прошлого, воспоминаний, это и их анализ с точки зрения реального настоящего.
Как сотрудник журнала «Мир Божий» В.В. Вересаев сочетал в себе несколько типов творчества. Во-первых, можно говорить о научном типе творчества в его деятельности. Это касается «Записок врача», когда писатель при написании своего произведения ставил задачу донести до читательской аудитории полученные научным путем и строго излагаемые сведения, в частности, порядок проведения трахеотомии, алгоритм вивисекции, правила принятия родов, важные для формирования научной картины мира. Это, кроме непосредственного авторского опыта, огромный пласт медицинских документов, мировоззренческих концепций различных известных русских и зарубежных врачей, исторических характеристик первобытного существования людей и разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от литературоведения до психологии).
Во-вторых, в деятельности В.В. Вересаева периодического издания выделяется художественный тип творчества, представленный достаточно широко в «Мире Божьем». Роль и место данного типа творчества в журнальной деятельности, по мнению исследователей, определяются способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании «художественной картины настоящего, прошлого и будущего». Именно художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.
И, в-третьих, можно говорить о публицистическом характере произведений писателя. «Записки врача» воссоздают целостную панораму существующей современной жизни и состояния медицины как «момента» перехода из прошлого в будущее. Медицинская наука дана во всей полноте, так как отображает действительность через посредство множества отдельных, наиболее характерных конкретных ситуаций, типических фрагментов как прошлого, так и настоящего. «Рассказы о японской войне» показывают панораму жизни русских солдат в период русско-японской войны. Особым и для журнала «Мир Божий», и для В.В. Вересаева является то, что его военные рассказы и как цикл и по отдельности представляют полную картину состояния русских войск в 1905 году.
С точки зрения журналистики, «Записки врача» можно назвать и публицистическим произведением, так как целостно рассматривают явления действительности и ее неотъемлемой части — медицины, причем их характеристики даются на пересечении политического, этического, философского подходов к ситуациям жизни больного и врача, обычного человека и общества. Более того, как было сказано выше, в «Записках врача» писатель использует одновременно как научные, рационально-понятийные, так и художественные, эмоционально-образные средства, другими словами, это, не что иное как, одна из важных черт публицистического произведения -синкретизм.
В раннем творчестве В.В. Вересаева можно выделить два типа очерка как основного жанра журналистики в зависимости от включенности в него автора, согласно классификации Е.И. Журбиной. Первый тип текста, эпическая проза, когда автор находится за сценой, характерен для рассказов «В степи», «Исполнение земли». Второй тип, лироэпическая проза, когда автор становится наблюдателем-исследователем, что прослеживается в рассказах «На холоду», «Под кедрами». Здесь, с одной стороны, автор наблюдает и фиксирует происходящее, подвергая его при этом анализу, а с другой - высказывает свое мнение.
Произведения В.В. Вересаева, опубликованные в журнале «Мир Божий», можно разделить на определенные типы очерков, характерных для периодического издания. В частности, путевыми очерками можно назвать такие рассказы, как «На холоду», «Исправилась», «В пути», в которых рассказывается о встрече в пути автора с героями. Используя хроникальное построение, В.В. Вересаев последовательно изображает действия и мысли наблюдателя, дает четкую картину его встречи.
Элементы портретного очерка можно выявить в «Записках врача», где изображается процесс формирования человека, ставшего не только врачом, но и аналитической мыслящей личностью, способной увидеть болезни общества.
Цикл военных рассказов В.В. Вересаева можно назвать проблемными очерками, основой изображения которых являются ситуации из реальной жизни (мы помним, что В.В. Вересаев лично присутствовал на фронтах русско-японской войны). Главным здесь можно указать выяснение социально-философских причин возникновения той или иной проблемы: войны, поражения русских войск, мародерства солдат и т. д.
Особенностью очерка в концепции журнала является его небольшой объем, что было требованием времени, эта же черта проявилась и в раннем творчестве В.В. Вересаева, который, как и А.И. Куприн, объединял свои очерки в циклы. Эта тенденция сохранится вплоть до позднего творчества писателя, который в последние годы своей жизни занимался книгой «Без плана», состоящей из трех циклов: «Невыдуманные рассказы о прошлом», «Литературные воспоминания» и «Записи для себя». Жанр книги определен в подзаголовке так: «мысли, заметки, сценки, выписки, воспоминания, из дневника и т. п.», - сотни документальных новелл и миниатюр от довольно крупных мемуарных очерков до совсем коротеньких рассказов, просто отдельных наблюдений и замечаний автора, которые объединены в единое, цельное произведения. Как пишет Ю.У. Фохт-Бабушкин, «появление такого жанра в творческой биографии В.В. Вересаева вполне логично, больше того -это снова итог, итог в определении писателем своей художественной индивидуальности» (226. С. 28).
Отличительной чертой В.В. Вересаева и в контексте журнала, и в контексте эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков является то, что все периодические издания начала века постоянно называли В.В. Вересаева «писателем-интеллигентом». И фактически - никого больше, подчеркивает Ю.У. Фохт-Бабушкин, разве что иногда В.Г. Короленко. Ценность данного определения заключается не в том, что писатель был из интеллигентной семьи и имел два высших образования, и не в том, что написал серию произведений об интеллигенции (как мы видели, о ней писало большинство авторов «Мира Божьего»), а в том, что он имел свою концепцию жизни, заключающуюся в интуитивном познании бытия.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бородина, Мария Анатольевна, 2008 год
1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2-х т. М.: ТЕРРА - Кн. Клуб: Республика, 1998. Т. 1, 1998 - 304 с. Т. 2, 1998 - 287 с.
2. Акелькина Е.А. В поисках цельности духа, Бога и вечности (Пути развития русской философской прозы конца XIX века). Омск: ОмГУ, 1998.-222 с.
3. Алексеев В.А. Русский советский очерк. JI.: ЛГУ, 1980. - 120 с.
4. Андреев Л.Н. Мысль // Мир Божий, 1902. № 7. С. 122-160.
5. Арцыбашев М.П. Бунт // Мир Божий, 1904. № 3. С. 75-107.
6. Арцыбашев М.П. Подпрапорщик Гололобов // Мир Божий, 1902. №12. С. 117-140.
7. Арцыбашев М.П. Сумасшедший // Мир Божий, 1903. № 11. С. 134145.
8. Асоян A.A. Пролегомены: Лекции по теории литературы: Учебное пособие. Омск: ОмГПУ, 1995. - 150 с.
9. Балуев С.М. Очерки А.Ф. Писемского 1850-х годов (Проблематика и стиль). СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
10. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века. — М.: Издат. группа «Прогресс-Универс», 1993.
11. Барт Р. Критика и истина. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. Трактаты, статьи, эссе. М.: МГУ, 1987. С. 349-423.13.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.