Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Камерис Андреас
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 282
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Камерис Андреас
Введение.
Глава 1. Историко-теоретические аспекты и этапы становления музыкального компьютера.
1.1. Музыкальные синтезаторы: от звукового синтеза акустических инструментов к электронно-акустической музыке.
1.2. Электронные музыкальные синтезаторы.
1.3. Функциональные этапы в становлении музыкального компьютера.
1.4. Эволюция электронных музыкальных композиций во взаимодействии с музыкальным компьютером.
1.5. Музыкальный компьютер - новый многофункциональный политембральный инструмент музыканта.
Глава 2. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда.
2.1. Музыкальный компьютер как основной элемент аппаратно-инструментальной базы новой образовательной творческой среды.
2.2. Гносеологические и психолого-педагогические аспекты подготовки музыканта на базе MKT.
2.3. Анализ деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена как функциональной структуры формирования новой профессионально-образовательной концепции.
Глава 3. Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в подготовке педагога-музыканта.
3.1. Формирование методической компетентности педагогов музыки в информационно-образовательном пространстве.
3.2. Применение «метода проектов», основанного на использовании MKT, в музыкально-образовательном процессе.
-33.3. Профессиональная переподготовка музыкантов на базе музыкальнокомпьютерных технологий.
3.4. Реализация концепции на базе профессионального-образовательного профиля 050610 «Музыкально-компьютерные технологии» направления 050600 «Художественное образование».
3.5. Организационно-методические аспекты преподавания дисциплин специальной и профильной подготовки.
3.6. Методическая помощь педагогам музыки с помощью Интернет
Глава 4. Экспериментальная проверка результатов исследования.
4.1. Обоснование методики педагогического эксперимента, основные этапы его проведения.
4.2. Методика составления и проверки результатов контрольных заданий.
4.3 Результаты экспериментального обучения по предложенной методике.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Операционность знаний по информатике учащихся старших классов школ музыкального профиля на базе музыкально-компьютерных технологий2007 год, кандидат педагогических наук Горельченко, Алексей Викторович
Информационная образовательная среда обучения информатике учащихся в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла2012 год, кандидат педагогических наук Привалова, Светлана Юрьевна
Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования2008 год, доктор педагогических наук Надолинская, Татьяна Васильевна
Эстетическое развитие будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования2002 год, доктор педагогических наук Арановская, Ирина Владленовна
Теория и практика творческой лаборатории педагога-музыканта в системе непрерывного довузовского художественного образования2010 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта»
Актуальность темы исследования. Начало XXI века ознаменовалось внедрением компьютерных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Глобальные изменения произошли в способе передачи информации и в ее представлении. Цифровые технологии проникли в музыкальное творчество и образование. Достижения звукозаписи, технологии создания музыкальных композиций в сочетании с новыми возможностями средств массовой информации определили несуществовавшие ранее области развития и распространения музыки, и требуют таких знаний, которыми музыканты, получившие академическое музыкальное образование, не обладают.
Разработка нового подхода к высшему, среднему профессиональному музыкальному образованию обусловлена необходимостью решения острейших проблем в массовой музыкальной педагогике, в том числе современным состоянием общего музыкального образования. Так, на конференциях "Современное музыкальное образование - 2002, 2003" музыковеды, преподаватели музыкальных дисциплин отмечали, что несмотря на выдающиеся творческие достижения, возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, методы обучения в системе общего музыкального образования существенно не изменяются, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности [см., например: 58,101, 195, 197,224 и др].
Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий. Их необходимо совершенствовать и создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий в обучении музыке и огромные возможности компьютера.
В системе профессионального развития педагогов (в том числе музыкантов) одним из важнейших является процесс информатизации образования. Сегодня для решения этой задачи все шире начинает использоваться
Интернет. Появляется больше возможностей, связанных с использованием современных сетевых технологий. Сформировано сетевое профессиональное педагогическое сообщество преподавателей, которое позволяет им общаться между собой, не выходя из образовательного учреждения.
В новой сфере существует ряд проблем. Так, многие учебные заведения не всегда успевают следить за быстро меняющимся миром цифровых технологий. Возникает необходимость создавать мобильные образовательные системы, способные быстро адаптироваться к изменяющейся информационно-коммуникационной среде. Встает проблема подготовки специалистов, соответствующих современному требованию музыкального образования.
Таким образом, музыкально-компьютерные технологии (MKT), динамично развиваясь, определили возможность создания новой профессионально-образовательной творческой среды.
Дидактические аспекты проблемы компьютеризации музыкального обучения в России разрабатывали ученые и педагоги Ю.Н. Pare, И.Б. Горбунова, Р.Х.Зарипов, Н.С. Сушкевич, Н.А. Терентьева, И.М. Красильни-ков, Е.В. Орлова, П.Л. Живайкин, Э. Мансфельдерс, А.П. Ментюков, С.П. Полозов, М.В. Карасева, C.B. Пучков [см. 181, 58, 103, 197, 202, 131, 160, 92, 146, 174, 116, 178] и другие. По данному направлению опубликованы научные статьи и монографии, методические и учебные пособия, программы и нотные сборники для учащихся. С 2003 года издается журнал «Музыка и электроника», в котором педагогу оказывается помощь в подборе оборудования, репертуара для музыкальных занятий, в методике их проведения и т.д.
Среди исследований общеметодической направленности особо отметим работы Ю.Н. Parca, В.П. Сраджева, Л.М.Седунова, Н.С. Сушкевич [см. 181, 196, 190, 197] и др. Статьи Е.З. Власовой [см. 50], Л.П. Казанцевой [см. 111] содержат научное обобщение психологического и педагогического воздействия MKT. Сегодня уже есть серьезные труды по использованию
МКТ при изучении музыкальных дисциплин, в частности сольфеджио, чему посвящены учебные пособия и ряд статей М.В. Карасевой [см. 116]. Попытка осветить роль MKT в музыкальном творчестве и педагогике предпринята в статьях В. Белунцова, Ю.Н. Parca, И.Б. Горбуновой [см. 181,25, 58], диссертации С.В. Пучкова [см. 178] и др. При исследовании мы знакомились также с изданиями по обучению MKT в ДШИ и общеобразовательных школах: И.Б. Горбуновой, Г.Г. Белова, Е.В. Орловой, И.М. Кра-сильникова [см. 59, 21,160, 131] и др. Учтены нами и достижения зарубежных ученых и музыкантов-практиков. Прежде всего назовем Э. Вареза, К. Штокхаузена, Д. Мишра [см. 43, 240, 236] и др. В работе над исследованием немаловажную роль сыграли также труды по психологии и педагогике - П.Я. Гальперин, A.JI. Брушлинский, А.Ю. Кравцов [см. 52, 39, 129 ] философии и эстетике - Р.Х. Зарипов, Э.В. Денисов, Э. Артемьев [см. 103, 77, 13] и др. Несомненно значимы работы по различным аспектам музыкознания С. Курбатской, Ц. Когоутека, В.Н. Холоповой, Д.С. Шутко [см. 136, 121, 211, 221] и другие.
Тем не менее, несмотря на востребованность информационных технологий в музыкальной практике и разработку ряда вопросов теории тема остается «открытой». Недостаточно внимания уделяется внедрению MKT в систему образования, поэтому требуется серьезное научное обобщение сделанного в данной области.
В этой связи исключительно ценен опыт РГПУ им. А.И. Герцена, где создана новая концепция музыкально-компьютерного педагогического образования. Она заключается в разработке высшего музыкального педагогического образования на базе MKT (бакалавриат, магистратура) под руководством И.Б. Горбуновой - председателя УМК по компьютерным технологиям в художественном образовании (профиль «Музыкально-компьютерные технологии»), а также программы профессиональной переподготовки - «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях». Изучению данной концепции РГПУ им. А.И. Герцена посвящена представленная диссертация.
Проблема исследования заключается в анализе роли музыкально-компьютерных технологий в современном музыкально-образовательном процессе, концепции музыкально-компьютерного педагогического образования, а также в совершенствовании преподавания музыкальных дисциплин.
Объектом исследования является процесс подготовки музыканта-педагога в системе вузовского, довузовского и дополнительного непрерывного музыкального образования, базирующийся на широком использовании музыкально-компьютерных технологий.
Предметом исследования является методика формирования образовательного потенциала будущего педагога-музыканта в контексте развития музыкально-компьютерных технологий.
Цель исследования заключается в разработке теоретических основ и практики по реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагогов-музыкантов.
Гипотеза исследования представлена рядом положений о путях формирования концепции эффективного музыкального педагогического образования в контексте развития и внедрения современных музыкально-компьютерных технологий. Решение этой важной задачи возможно, если:
- опыт осмысления исторических, художественно-эстетических, мировоззренческих и методологических основ музыкально-компьютерных технологий, их проникновение в музыкально-творческую и музыкально-педагогическую деятельность, будет обязательной компонентой музыкально-педагогического образования;
- традиционные методы, приемы и методики музыкально-педагогического образования получат дальнейшее развитие на основе MKT;
- результаты исследования будут использованы в преподавании музыкальных дисциплин с включением MKT;
- создадутся условия для формирования образовательного потенциала музыканта-педагога в контексте современных информационных технологий.
Задачами исследования являются:
• анализ вопроса в историческом и теоретическом аспектах;
• разработка путей реализации целостной концепции высшего музыкально-педагогического образования в XXI веке на основе MKT;
• характеристика понятия «музыкально-компьютерные технологии» в педагогическом, информационно-технологическом, музыкально-эстетическом, социальном аспектах;
• научное обоснование образовательной программы бакалавриата (4 года обучения) по направлению 050600 - «Художественное образование», профиль 050610 - «Музыкально-компьютерные технологии»;
• мотивировка образовательной программы с использованием MKT, обеспечивающей профессиональную переподготовку музыкантов с высшим и средним музыкальным образованием;
• апробация и внедрение элементов и методик музыкально-компьютерного профиля обучения в практику подготовки студентов высших музыкально-педагогических учебных заведений;
• адаптация разрабатываемых курсов для учащихся школ с углубленным изучением музыкальных дисциплин, ДМШ, ДШИ, Центров художественного воспитания детей.
Методологической основой исследования явились комплексный, системный, диалектический подходы, позволяющие объединить возможности традиционных, классических методов в подготовке музыканта-педагога и возможности MKT. Музыкально-образовательный процесс рассматривается как сложная система, устанавливающая связь различных подходов к формированию адекватного образовательного потенциала учителя музыки
- 10в контексте происходящих изменений и реформирования системы образования в целом.
Исследование базируется на:
- методологических основах современного высшего педагогического образования (Г.А. Бордовский, В.А. Бордовский, В.В. Лаптев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына [см. 34, 32, 138, 183, 204] и др.);
- подходах к анализу сущности педагогическтх технологий (В.П. Беспаль-ко, Г.А. Бордовский, Е.З. Власова, Е.С. Заир-Бек, М.В. Кларин, Е.С. Полат [см. 28, 35, 50, 97, 119, 173] и др.);
- психолого-педагогических концепциях поэтапного формирования умственных и практических действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина [см. 52, 53] и др.);
- теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, [см. 51, 71, 222] и др.);
- теории методологии и практики информатизации в обучении (Ю.К. Барановский, А.П. Ершов, В.В. Лаптев, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, В.Г. Разумовский, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина [см. 15, 88, 138, 147, 152, 184, 183, 198] и др.);
- концепциях внедрения информационных технологий в образование (Е.В. Баранова, Е.З. Власова, И.Б. Готская, В.В. Лаптев, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Л.М. Седунова, О.Н. Шилова [см. 16, 50, 68, 138, 173, 183, 190, 218] и др.);
- основополагающем принципе воспитания музыканта как единства художественного и технического развития.
Теоретической основой построения музыкально-компьютерного педагогического образования является:
• историко-теоретический анализ этапов становления музыкально-компьютерных технологий от звукового синтеза акустических инструментов к электронно-акустической музыке;
• создание профессионально-образовательного методического комплекса, направленного на формирование личности педагога-музыканта, обладающего системой современных знаний и умений;
• организация новых творческих форм в проведении занятий, включающих многообразные связи художественного и информационно-технологического образования, что отражает интеграцию разнородных областей знаний, характерную для современного образовательного пространства;
• формирование ключевых компетентностей1, универсальных и интеллектуальных умений, способствующих формированию гармонично развитой личности, способной к творческому самовыражению и непрерывному самообразованию.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач в исследовании использовалась совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих методов:
- теоретический анализ научно-методической литературы и музыкально-исторических источников в области развития музыкально-компьютерных технологий от истоков до настоящего времени;
- системный подход к пониманию сути MKT в контексте истории музыкальной педагогики и потребностей современного музыкального образования;
- обобщение передового музыкально-педагогического опыта, педагогическое наблюдение;
- моделирование путей и средств в формировании мировоззрения педагога-музыканта в контексте разнородных областей знаний;
- использование результатов наблюдения, эксперимента;
- анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования;
1 Расшифровка данного термина дается в третьей главе «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в подготовке педагога-музыканта ».
- опора в ходе эксперимента на традиционные психолого-педагогические подходы с применением интервьюирования, анкетирования, экспертной оценки, наблюдения за деятельностью преподавателей.
Логика и основные этапы исследования. Исследование имело следующую логику:
1. Обоснование проблемы, основных целей и задач исследования .
2. Определение стратегического плана исследования, включающего предварительный, теоретический и экспериментальный этапы:
A. Предварительный этап (2002-2003 гг.) содержал следующие задачи:
- изучение научно-теоретических источников, нетрадиционных подходов в постановке и решении музыкально-образовательных проблем, составление библиографии;
- рассмотрение философско-научного аспекта проблемы;
- анализ и сравнение практического опыта в преподавании музыкальных дисциплин.
Б. Теоретический этап исследования (2003-2004 гг.) включал выявление конкретных путей и средств реализации поставленных целей и задач исследования:
- применение теоретических выводов в практике преподавания музыкальных дисциплин с использованием MKT и формирование соответствующего мировоззрения музыканта-педагога;
- определение тем и разделов музыкальных дисциплин, в которых можно использовать MKT;
- формирование новых учебных дисциплин, базирующихся на MKT;
- разработка методики преподавания музыкальных дисциплин с использованием MKT.
B. Экспериментальная часть исследования (2003-2006 гг.) основывалась на практической проверке выдвинутых идей:
• в преподавании музыкальных дисциплин на базе MKT в РГПУ им. А.И. Герцена в процессе профессиональной переподготовки слушателей с высшим и средним профессиональным музыкальным образованием по программе «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях»;
• по программам «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДШИ» для повышения квалификации преподавателей ДМШ, ДШИ, ДДТ; «Введение в музыкальный компьютер» для учителей музыки общеобразовательных школ;
• в процессе обучения бакалавров по дисциплинам «Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка», «История электронной музыки», «Дополнительный музыкальный инструмент (электронный)».
Перед экспериментом обсуждались и утверждались цели и задачи на заседаниях учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена. Параллельно эксперименту проводилась:
- разработка программ, подготовка к занятиям по дисциплинам «Компьютерная музыка», «История электронной музыки», «Основы студийной звукозаписи», «Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка», «Оркестровка традиционная и компьютерная», «Технологии студийной звукозаписи» и др.;
- корректировка программ в контексте рассматриваемых проблем, обсуждение на кафедре музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена;
- экспертная оценка полученных результатов.
Научная новизна элементов диссертационного исследования заключается в следующем:
- 141. осмыслен и теоретически обоснован феномен музыкально-компьютерных технологий как новой образовательной творческой среды;
2. разработаны элементы модели современного высшего педагогического образования на базе MKT;
3. определена сущность категорий «музыкально-компьютерное образование», «музыкально-компьютерные современные технологии», «музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда», «музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта», обогащающих понятийный аппарат современной педагогической науки;
4. выявлены пути реализации новой концепции музыкально-компьютерного образования, воплощенной в программах и учебно-методических материалах для высшей и средней школ;
5. обоснована новая система проведения занятий по музыкальным дисциплинам, органично „сочетающая традиционные формы обучения и использование современных информационных технологий;
6. создана новаторская образовательная технология обучения, которая опирается на использование (наряду с традиционными) мультимедийных, дистанционных и Интернет-технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что найдены и обоснованы пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования, позволяющие качественно изменить уровень подготовки педагога-музыканта на всех этапах обучения.
Практическая значимость проведенного исследования. 1. Разработанные пути реализации концепции обогащают педагогическую практику новой, опережающей стратегией и тактикой высшего музыкально-компьютерного образования с учетом социокультурной реальности и проекцией на профессиональную переподготовку музыкантов.
- 152. Созданы элементы профессионально-образовательной программы высшего музыкально-педагогического образования, а также профильного обучения для средних учебных заведений, переподготовки специалистов в области музыкального образования, новые учебные планы и дисциплины.
3. Разработаны элементы системы непрерывного музыкально-компьютерного образования, включающего профильное, высшее (бакалавриат) образование и профессиональную переподготовку.
4. Создана принципиально новая по форме, содержанию и методическим приемам система проведения занятий в профильной школе и вузе, опирающаяся на педагогику сотворчества.
Апробация результатов диссертационного исследования проводилась на семинаре «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и^ творчестве» на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И.Герцена. Работа апробировалась на ежегодной (с 2002 г.) международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», проводимой в РГПУ им. А.И.Герцена совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. H.A. Римского-Корсакова. Ее положительные результаты были подтверждены в процессе семинаров, встреч и презентаций, мастер-классов для преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, музыкальных и музыкально-педагогических училищ. Проводились занятия в рамках повышения квалификации и курсовой подготовки для слушателей с высшим и средним профессиональным образованием по программе профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях», (бакалавриат по направлению 050600 - «Художественное образование» профиль 050610 - «Музыкально-компьютерные технологии»). Работа апробировалась также при обучении студентов Музыкальной Академии Арте (Республика Кипр).
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается четкой методологической основой, всесторонним теоретическим анализом проблемы. Отметим также репрезентативную выборку респондентов констатирующего и формирующего эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Методическая готовность будущего педагога-музыканта на современном этапе должна включать понимание музыкально-компьютерных технологий как новой образовательной творческой среды.
2. Основным элементом новой образовательной творческой среды является музыкальный компьютер как многофункциональный политембраль-ный инструмент музыканта^
3. Предлагаемые пути реализации музыкально-компьютерного педагогического образования на всех ступенях обучения отвечают критериям современных музыкально-художественных процессов.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка литературы, содержащего 248 наименований, 16 приложений. Объем диссертации составляет 201 страница машинописного текста (без приложений).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Музыкальное образование в современной России: Основные противоречия и пути их преодоления2002 год, доктор педагогических наук Базиков, Александр Сергеевич
Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования2010 год, кандидат педагогических наук Ануфриев, Евгений Александрович
Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI - начало XXI века2007 год, доктор педагогических наук Праслова, Галина Адамовна
Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования2008 год, доктор педагогических наук Сизова, Елена Равильевна
Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры2000 год, кандидат педагогических наук Балаганская, Елена Викторовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Камерис Андреас
Выводы по четвертой главе.
Проведенный эксперимент подтверждает гипотезу о том, что научно-обоснованное использование MKT с учетом конкретных условий и требований современного этапа модернизации и профилизации образования способно существенно повысить операционность знаний учащихся. Этому способствуют следующие факторы:
• лучшее и более глубокое понимание изучаемого теоретического материала;
• возможность вести обучение на высоком уровне плотности потока учебно-познавательной информации;
• создание более широких возможностей для развития творческих навыков. Выявление изменений в музыкально-педагогическом процессе, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий, позволяет сделать вывод о том, что современное музыкальное образование в вузе и школе может быть усовершенствовано использованием MKT. Некоторые из учебных дисциплин могут быть существенно дополнены и развиты путем внедрения MKT уже в настоящее время, без существенной ломки их структуры.
Эксперимент показал, что сегодня многие преподаватели владеют отдельными методами и приемами работы с использованием информационных технологий в музыкально-образовательном процессе. Вместе с тем существует востребованность концептуальных основ специальной методики и ее оформление как целостной системы целенаправленной работы музыканта-педагога соответствующего профиля.
Педагогический эксперимент подтвердил основную гипотезу исследования. Основной вывод, который мы можем сделать из анализа материалов данной главы, заключается в том, что современные MKT, адекватно используемые при преподавании музыкальных дисциплин в музыкальных учебных заведениях, способны повлиять на содержание и уровень образования в целом путем повышения операционности предметных знаний обучаемых в различных сферах профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует большой интерес
- 173 обучаемых к выполнению учебных проектов, повышение успеваемости обу чаемых по ряду общих и специальных дисциплин, уровень и содержание вьг полненных работ, что подтверждается результатами проведенного эксперимента.
- 174
Заключение
Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. В нем обоснованы и экспериментально подтверждены пути реализации концепции музыкально-компьютерного педагогического образования. Они заключаются в разработке методологического фундамента высшего музыкального педагогического образования на базе MKT и направлены на систему подготовки специалиста для общего и профессионального музыкального образования, владеющего современными технологиями и методиками, а также отвечающего современным требованиям подготовки музыканта-профессионала. В работе выявлена совокупность дидактических условий эффективного применения информационных технологий в условиях проблемно-развивающего обучения, разработаны рекомендации по их применению в учебном процессе на основе комплекса специальных музыкальных дисциплин. Разработанная методика проверена в ходе педагогического эксперимента.
На современном этапе модернизации и профилизации образования преподавателям школ творческого профиля становится доступной новая образовательная технология, позволяющая существенно повысить действенность знаний учащихся на основе использования MKT, что нашло отражение в проведенном исследовании.
Одним из направлений модернизации российского образования является более широкое использование компетентностного подхода и формирование навыков деятельности в конкретных ситуациях. Так как формирование компе-тентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных образовательных средах, данный подход предполагает изменение учебного процесса. Это позволяет учителю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в этой модельной среде. Современные информационные технологии как наиболее эффективные и многофункциональные, интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, которые могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций. К ним относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы как в системе профильного обучения в школе, так и в системе профессиональной подготовки преподавателей в вузе. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволяют решить проблему «удаленности» сельской школы на базе современных электронных изданий и ресурсов (в том числе Интернет-коммуникаций и интерактивных CD - курсов).
Разработаны методические рекомендации по технологии реализации учебного проекта, включающие организационные аспекты использования аппаратно-программного комплекса и методов, направленных на развитие проектного мышления, характерного для музыкально-творческой деятельности.
Определены на основе анализа музыкально-педагогической и методической литературы проблемы формирования образовательного потенциала музыканта-педагога, развитие стратегии его совершенствования и соотнесение ее с практикой подготовки будущего учителя музыки в педагогическом вузе.
Разработаны теоретические основы элементов целостной концепции непрерывного высшего музыкально-педагогического образования в XXI веке на основе MKT (уровни профессиональной переподготовки, бакалавриат, элементы среднего специального образования).
Выявлено содержательное наполнение понятий «музыкально-компьютерные технологии» в педагогическом, информационно-технологическом, музыкально-эстетическом, социальном аспектах.
Разработанные методики внедрены в практику подготовки педагога - бакалавра художественного образования по профилю «Музыкально-компьютерные технологии». Отдельные элементы музыкально-компьютерного профиля обучения и апробировались на занятиях учащихся высших музыкально-педагогических учебных заведений, средних профессиональных образовательных учреждений и в школ с углубленным изучением музыкальных дисциплин, ДМШ, ДШИ, Центров художественного воспитания детей.
Новая образовательная концепция высшего музыкально-педагогического образования на базе MKT открывает перспективные направления в развитии как музыкальной, так и художественной культуры в целом: а) в области педагогической науки, инновационных разработок и технологий обучения
• создание программ, отражающих современный уровень развития образовательных технологий для различных ступеней непрерывного музыкального образования - общего и профессионального;
• обоснование закономерностей развития новой профессиональной творческой среды - музыкально-компьютерные технологии - в образовании и творчестве и выявление на этой основе значимых позиций для становления личности музыканта-педагога, владеющего современными технологиями и методиками;
• исследование социально-педагогических условий деятельности педагога-музыканта, направленное на создание на базе MKT школ-мастерских нового типа в XXI веке;
• формирование мобильных образовательных систем, способных быстро адаптироваться к изменяющейся информационно-коммуникационной среде, что является обязательным условием успешности такого образования. б) в области развития художественной культуры в целом
• формирование соответствующего понимания кардинальных изменений, происходящих в художественной среде, концептуальная и продуктивная фаза которых сегодня во многом определяется областью цифровых искусств;
• осознание необходимости интеграции различных видов искусств в еди- , ном цифровом информационном художественном поле;
• понимание места нового и традиционного музыкального искусства в рамках художественно-образовательного пространства, анализ путей взаимо
- 177 связи наиболее активных в творческом отношении сфер, определяющих перспективные направления развития художественной культуры в целом.
Использование полученных в исследовании результатов и рекомендаций по совершенствованию концепции музыкально-компьютерного образования в педагогическом вузе может служить основой для поиска новых педагогических решений в системе высшего педагогического образования.
Перспективы дальнейшего развития темы исследования видятся автору данной работы в последующем углубленном методическом анализе взаимосвязи различных этапов непрерывного профессионального музыкально-компьютерного педагогического образования в контексте анализа социокультурной реальности.
Признавая, что найденное нами решение проблемы не является окончательным и может быть развито и углублено в ряде других исследований, мы надеемся, что наша работа окажет известную помощь в дальнейшей разработке проблемы совершенствования музыкально-образовательного процесса в педагогическом вузе и школе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Камерис Андреас, 2007 год
1. Аберт Г. В .А. Моцарт. - М.: Музыка, 1985. - 4.2. Кн.2. - 568 с.
2. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь,2003.- 296 с.
3. Агеев В. Н. Семиотика. -М.: Весь мир, 2002. 256 с.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
5. Актуальные проблемы образования: Сб. науч. тр. /Науч. ред. Д.Л. Константиновский Д.Л., Г.А. Чередниченко Г.А. М.: Реглант, 2003. -232 с.
6. Акулова О.В. Изменение образовательного процесса в информационном обществе // Инновации, 2003. № 7. - С. 71-74.
7. Акулова О.В. Компетентностный подход в информационном обществе: тенденции и проблемы // Известия РГПУ им. А.И.Герцена, № 3. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С. 17-16.
8. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. -СПб.: Композитор, 2006. 720 с.
9. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. -368 с.
10. Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - В 2 т. - 766 с.
11. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука: Смысл, 1999. - 350 с.
12. Артемьев Э. Портреты музыкантов // Музыка и электроника. 2004.- №1. С. 2-3.
13. Аствасцатрян Л. Роль ЭВМ в создании серийного материала симфонии // Материалы Первого Всесоюзного семинара по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов. Ереван, 1977.
14. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Радянска школа, 1984. - 287 с.
15. Бард И. Нелинейное оценивание параметров. М.: Статистика, 1979.- 105 с.
16. Баула В.Г., Локшин Б.Я. и д.р. Контроль знаний студентов с использованием компьютера // Компьютерные аспекты в научных исследованиях и учебном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.1. С. 23-26.
17. Бахмутова И.В., Гусев В.Д., Зарипов Р.Х., Титкова Т.Н. Выявление и анализ сходных фрагментов в музыкальных произведениях. Анализ музыкальных последовательностей // Вычислительные системы. Новосибирск, 1985. Вып. 113.-С. 3-7.
18. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1996. - № 3. - С. 49-68.
19. Белов Г.Г. Неизбежность компьютерной техники в музыке (размышления композитора) // Современное музыкальное образование -2002: Сб. материалов международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - С.43 - 61
20. Белов Г.Г. Композитор и компьютер: некоторые практические и педагогические аспекты // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862 2002: Материалы межд. науч. сессии, посвященной 140-летию Консерватории. - СПб, 2002. - С. 145-148.
21. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горелъченко A.B. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). Учебное пособие. СПб.: СМИО Пресс, 2006.-216 с.
22. Белунцов В. Компьютер для музыканта. Самоучитель. СПб.: Питер, 2001.-464 с.
23. Белунцов В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. М.: ТехБук, 2003. - 560 с.
24. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
25. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Наука в педагогическом университете: Вопросы методологии, теории и практики / Под ред. В.И. Богословского. СПб.: Изд-во СПГУ, 2000.- 204 с.
26. Болонская декларация // www.iic.dgtu.donetsk.uayrussian/ovs/bologna.html.
27. Бордовская Н.В. Разработка понятийного аппарата в педагогическом исследовании // Образование и культура Северо-Запада России:
28. Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 6. Гуманитарные науки. Гуманитарное образование. Гуманитарное мышление. СПб., 2001. - С.118-125.
29. Бордовский В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования. Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. - 179 с.
30. Бордовский Г. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования. СПб., 1998. - 182 с.
31. Бордовский Г.А., Радионова Н.Ф. Концепция педагогического образования в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена // Учитель в эпоху перемен /РГПУ, Потсдам, ун-т, Ин-т педагогики. СПб., 1999. - С.45-53.
32. Бороздина О.О. Музыкальное образование в школе: Монография. -Елец: Муза, 2003.- 124 с.
33. Брановский Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Автореф. . докт. пед. наук. М., 1996. - 50 с.
34. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998-336 с.
35. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "Модэк", 1996. -392 с.
36. Брушлинский A.B. О детерминации мыслительного процесса // Советская педагогика. 1965. - № 10.
37. Ван дер Варден Б.Л. Пифагорейское учение о гармонии // Пачоли JI. Трактат о счетах и записях. М.: Статистика, 1974. - 159 с. с ил.
38. Васильева Н.В. Архетип лестницы в музыке // Современное музыкальное образование 2005: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.-С. 107-110.
39. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. - 198 с.
40. Василюк Ф.Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. 1993. — № 5. - С. 5-19.
41. Вежбщкая А. Семантические универсалии и описание языков. Языки русской культуры. М., 1999.- 654 с.
42. Вейлъ Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. - 192 с.
43. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990.-288 с.
44. Власова Е.З. Роль информационных технологий в создании корпоративной культуры педагогического университета // Вестник Герценов-ского Университета. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2007. -№3 (41).-С. 36 -37.
45. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство,1986.-573с.
46. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М.: МГУ, 1985.-82 с.
47. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1966. - 39 с.
48. Гарбузов H.A. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. М.-Л.: Муз. Гиз, 1951. - 64 с. с нот.ил.
49. Гарбузов H.A. Зонная природа звуковысотного слуха. М.: АН СССР, 1948. - 84 с. с нот. ил.
50. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М.: Всес. акад. Архитектуры, «Образцова» тип., 1936. - 308 с.
51. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Пономарев Я.А. М.: Наука, 1983.- С. 210-231.
52. Горбунова И.Б. Методические рекомендации по составлению, проверке и обработке результатов выполнения контрольных заданий. -СПб.: Образование, 1992. 21 с.
53. Горбунова И.Б., Бергер H.A., Белов Г.Г., Горелъченко A.B. Примерные программы дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки бакалавра художественного образования (Федеральный компонент), 4.1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
54. Горбунова И.Б., Горелъченко A.B. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе. Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 65 с.
55. Гордеев О. Программирование звука в Windows. СПб.: БХВ, 2000. -384 с.
56. Гостев А. А. Психология вторичного образа (субъект, феноменология, функции): Автореф. дис. . д-ра психол. наук. СПб., 2001. - 32 с.
57. Готская И.Б. Вклад педагогического университета в решение задач информатизации общего образовании // Вестник Герценовского Университета. СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2007. - №3 (41).1. С. 37-41.
58. Громцева A.K. Становление нового типа школы основной путь борьбы с формализмом в обучении // Межвузовский сборник научных трудов. - Л.: ЛГПИ, 1989. - С. 4 - 6.
59. Грошев C.B., Коцюбинский А.О. Запись компакт-дисков.: Экспресс-курс. -М.: Технолоджи-3000, 2002. 256 с.
60. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -424 с.
61. Данько Л.Г. Актовая речь // 139 лет Санкт-Петербургской консерватории. Историко-теоретический факультет. СПб: Изд-во СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова , 2001. - 12 с.
62. Двенадцатилетняя школа: Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С.Леднева, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. - 264 с.
63. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -310с.
64. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. - 297 с.
65. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. - 104 с.
66. Деревенских В. Музыка на PC своими руками. СПб.: BHV, 2000. -352 с.
67. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академ .Проект, 2000. - 432 с.
68. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир исполнителя и исполнительское искусство // Культура. Искусство. Человек / Науч. ред. А. И. Исаченкова. Пермь, 1994. - С. 143-154.
69. Дорфман JI. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. - 424 с.
70. Дорфман Л. Я. Эмоциональные стили (на материале художественно-творческой деятельности): Дис. докт. психол. наук. М., 1994. -354 с.
71. Дорфман Л.Я. От неклассической к метаиндивидуальной психологии искусства. Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры, Вып. 5- М.: Смысл, 1997. С. 19-47.
72. Дубровский Д.Ю. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов. М.: Триумф, 1999. - 400 с.
73. Дубровский Д.Ю. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов.: Практическое пособие. М.: Триумф, 1999. - 400 с.
74. Дудкина Т.К., Базанова Е.И. После курсов музыкально-компьютерных технологий // Современное музыкальное образование 2004: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - С. 164-169.
75. Евдокимова Н.Л. Многое зависит от школьного учителя // Современное музыкальное образование 2003: Сб. материалов международной научно-практической конференции . - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 8 - 10.
76. Ершов А.П. Избранные труды / Отв. ред. И.В. Поттосин; Рос. АН, Сиб. отд-ние, Ин-т систем информатики. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1994. -413 с.
77. Есаулова М.Б. Преемственность как социально-педагогический феномен и принцип проектирования профессионального педагогического образования: Монография. СПб.: БАН, 2004.131 с.
78. Есаулова М.Б.Преемственность в профессиональном педагогическом образовании ¡современная интерпретация и научно-практическое обеспечение: Автореф. . докт. пед. наук. СПб, 2005. - 49 с.
79. Жан Мишель Жарр: электронная легенда ушедшего века // Музыка и электроника. 2005. - № 3 - С. 12-13.
80. Живайкин П. Л. Электромузыкальные инструменты. Прообразы и предвестники // Музыка и электроника. 2004. - № 1. - С. 16-17.
81. Заболотская КВ. Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании: Автореф.канд. пед. наук. СПб.,1999.-23 с.
82. Заворотний И. Звукозапись в ДШИ: первый шаг от мечты к реальности // Музыка и электорника. 2005г. — № 2 - С. 14-15.
83. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
84. Загуменное А.П. Компьютерная обработка звука. М.: ДМК, 1999. -384 с.
85. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995. - 276 с.
86. Зайцев В.В. Пути развития отечественного педагогического образования в условиях Болонского процесса // Педагогическое образование и наука.-2005.-№ 1.- С. 39-43.
87. Зайцев В. Ф. Математические методы в музыке // Procttding of the international conference on cliff, equipment and applications. Russe: Техн. Университет Russe Centre of math, 1991. - С. 421-432
88. Зайцев В.Ф., Шепановская Е.М. О статистическом подходе к дешифровке древнерусских музыкальных рукописей. ИНИОН №15994, деп. от 15.03.1984.
89. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка-М.: Наука, 1971. 236 с.
90. Зарипов Р.Х. Моделирование музыкальных сочинений на вычислительной машине и оценка машинных композиций // Точные методы и музыкальное искусство: Материалы к симпозиуму. 1972. - С. 96108.
91. Зинченко В.П. Образ и деятельность. Воронеж: ИПП;МОДЭК, 1997. -608 с.
92. Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304 с.
93. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.-255с.
94. Информатика: учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистка, 1997. - 768 с.
95. История зарубежной музыки / Учебник для музыкальных вузов. В 6. Начало XX середина XX века. - СПб.: Композитор, 1999. - 626 с.
96. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Петрополис, 2003. - 320 с.
97. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. - № 4. - С. 5— 15.
98. Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного педагогического образования // Известия РГПУ им А.И.Герцена. Аспирантские тетради: научный журнал. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. -№6 (24).-С. 105-109.
99. Камерис А. Методические рекомендации в преподавании программ-секвенсоров для музыкантов // Современное музыкальное образование 2003: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С.242 -245.
100. Камерис А. О процессе сочинения музыки на компьютере // Современное музыкальное образование 2002: Сб. материалов международной научно-практической конференции . -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.-С. 156- 159.
101. Карасёва М.В. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. М.: Классика - XXI, 2006 - 200 с.
102. Карасева М.В. Профессиональный музыкальный слух в контексте современной практической психологии // Музыкальная академия. -1999.-№ 4 С. 172- 185.
103. Кирмайер М. Мультимедиа. / Пер. с нем. СПб.: BHV, Санкт-Петербург, 1994. - 192 с.
104. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели:Анализ зарубежного опыта. М: Наука, 1997. - 223 с.
105. Клименко С. У разметов В. Internet среда обитания информационного общества. - Протвино: РУФТИ, 1995. - 327 с.
106. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976.-368 с.
107. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под. ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 392 с.
108. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р) //http://www.ed.gov.ru/min/pravo/276
109. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002.
110. Концепция профильного обучения. М., 2003 // http://www.edu.ru
111. Королева НИ. Семиосфера личности: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 159 с.
112. Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003. - 232 с.
113. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). -М.: Педагогика, 1997. 262 с.
114. Красшъников И.М. Что такое клавишный синтезатор? // Музыка и электроника. 2005- № 2. С. 4-7.
115. Красшъников И.М. Детская электронная музыка новая сфера творчества // Музыка и электроника. 2004. - № 3. - С. 1.
116. Красшъников И.М. Колонка редактора // Музыка и электроника.2004.-№ l.-C. 1.
117. Красилъников KM. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. М., Библиотечка журнала «Искусство в школе», Вып.8, 2004. 96 с.
118. Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики.- М.: ТЦ Сфера, 1996. 128 с.
119. Курбатская С., Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки. М.: ТЦ Сфера, 1998. - 357 с.
120. Лаптев В.В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования / В.В. Лаптев, М.В. Швецкий.- СПб.: Изд-во СПГУ, 2000. 508 с.
121. Леонтьев Д. А. Структурная организация смысловой сферы личности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1988. 32 с.
122. Леонтьев A.A. Деятельный ум. М.: Смысл, 2002. - 392 с.
123. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993 -43 с.
124. Леонтьев ДА. Психология смысла. -М.: Смысл, 1999. 486 с.
125. Леонтьев Д. А., Собкин B.C. Психология искусства и психологическаяметодология в ранних работах Л. С. Выготского // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1994. — № 4. — С. 35— 44.
126. Макушин ЭЛ., Колин К.К., Петров A.B., Христочевский С.А., Федосеев A.A., Богданова Д.А. Аналитический обзор по проблеме "Образование и информатика" // Компьютеры в учебном процессе. 1996. -№7.-С. 35-43.
127. Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер / Пер. с нем. Киев: BHV, 1995.- 308 с.
128. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
129. Медников В.В. Основы компьютерной музыки. СПб.: BHV- Санкт-Петербург, 2002. - 336 с.
130. Методика применения дистанционных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации // Вестник образования. 2003 - № 9.
131. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-352 с.
132. Моль А., Фукс В., Кесслер М. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. -556 с.
133. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: Монография. Волгоград: Перемена, 2006. - 319 с.
134. Монахов Д. Наглядный аранжировщик // Домашний компьютер. -1997.-№5.- С. 36-39.
135. Музыка XX века: Очерки. В двух частях, ч.2, кн.З. М.: Музыка, 1980.-589 с.
136. Назайкинский Е.В. Микротоны: русско-австрийские переклички Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры, Вып. 5.-М.: Смысл, 1997. С. 64-69.
137. Никамин В.А. Цифровая звукозапись. Технологии и стандарты. -СПб.: Наука и Техника, 2002. 256 с.
138. Николаенко МИДИ язык богов. - СПб: Наука и техника, 2000. -143 с.
139. Носкоеа Т.Н. Современная информационно-образовательная среда педагогического университета // Вестник Герценовского Университета. СПб: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2007. - №3 (41). -С. 33 - 36.
140. Орлова Е.В. В бурном море цифровых технологий // Музыка и элек-торника. 2005. - № 2. - С. 13.
141. Орлова Е.В. Музыкальное образование в контексте цифровых искусств // Музыка в школе, Музыка и электроника (объединенный вып.). 2005. -№ 1.-С. 10-13.
142. Павленко A. Cool Edit: шаг за шагом // Мультимедиа, 1997. № 5 -С. 96-100.
143. Павленко A. Sound Forge: шаг за шагом // Мультимедиа. 1997. - № З.-С. 82-84.
144. Папченко В. Mellotron Некоронованный король семплеров // Звукорежиссер. - 2005. - №3.-С. 11-13.
145. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: Образование, 1995.
146. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Аранжировка музыки на PC. СПб.: БХВ - Санкт Петербург, 1999. - 272 с.
147. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Звуковая студия в PC. СПб.: BHV -Санкт Петербург, 1998. - 256 с.
148. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства. СПб.: БХВ - Санкт Петербург, Арлит, 2003. - 688 с.
149. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Cakewalk Pro Audio 9. Секреты мастерства. СПб.: BHV- Санкт-Петербург, Арлит, 2002. - 432 с.
150. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В.Персональный оркестр в PC. СПб.: В НУ- Санкт-Петербург, 1998. - 240 с.
151. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В.Сool Edit Pro 2. Секреты мастерства. -СПб.: В НУ- Санкт-Петербург, Арлит, 2002. 432 с.
152. Петров В.М. Методологические и методические проблемы комплексного исследования приобщения человека к искусству: Автореф. дис. .докт. филос. наук. — М., 1993. — 52 с.
153. Петрусева H.A. Пьер Булез. Эстетика музыкальной композиции. -Москва; Пермь: Реал, 2002. 352 с.
154. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.: Уч.пос. -М.: Академия, 2005 272 с.
155. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 2002. -207 с.
156. Полякова Т.М., Лобова Н.И., Николаев В.О., Суслов Д.С. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа И Приборы и системы управления.- 1998.-№2.-С. 121-123.
157. Просняков М. Живая легенда электроники. Отец «Техно» в музыке»// Музыка и электроника, 2004. № 4 - С. 2-5.
158. Профильное обучение в старшей школе: Учеб. пособие для повышения квалификации работников образования / Под ред. Г.А. Бордов-ского, И.Б. Готской, А.А.Журина,- М.: УРАО, 2005.- 252 с.
159. Пучков C.B. Музыкально-компьютерные технологии: Автореф. дис. . канд. иск. СПб., 2001.-27 с.
160. Рабин ДМ. Музыка и компьютер:настольная студия // Пер. с англ. Р.Н. Онищенко и А.Е. Лашковский. Мн.: ООО «Попурри», 1998. -272 с.
161. Рагс Ю.Н. Музыкальное образование как информационная система // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл. международной научной конференции. Краснодар-Новороссийск,
162. Рагс Ю.Н. Уровень и содержание музыковедческих измерений. Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры. Вып. 5.- М.: Смысл, 1997. - С. 19-47.
163. Разумовский Г. Информационная технология в образовании: возможности, перспективы и проблемы // Компьютер и образование. М.: АПН СССР, 1991.-С. 15-20.
164. Римский-Корсаков НА. Основы оркестровки. — M.-JL: Гос. муз. изд-во, 1946.- 122 с.
165. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-пресс, 1994. - 205 с.
166. Розин В.М. Психическая реальность. Способности и здоровье человека. М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 224 с.
167. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Академия наук СССР, 1957.-328 с.
168. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». М.: Локус-Пресс, 2005. - 52 с.
169. Седунова Л. М. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование // Современное музыкальное образование 2004: Сб. материалов международной научно-практической конференции . -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - С. 151-154.
170. Скотт Д. От Гельмгольца до компьютера // Музыка и математика. Зальцбургские беседы о музыке под председательством Герберта фон Караяна. М.: Наука, 1994.
171. Сокол К, Шип С. Компьютер — помощник в музыкальном обучении // Информатика и образование. 1990. - №2. - С. 50-59.
172. Соколов A.C. Введение в музыкальную композицию XX века. М.: Владос, 2005. - 235 с.
173. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 2002. - 598 с.
174. Сраджев В.П. Использование цифровых фортепиано в учебном процессе // Современное музыкальное образование 2004: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. - С. 140-144.
175. Сраджев В.П. Современные проблемы теории и практики музыкального образования // Современное музыкальное образование 2003: Сб. материалов международной научно-практической конференции-СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2003. - С. 23-26.
176. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр "Академия", 1998.288 с.
177. Талызина Н.Ф Теоретические основы контроля в учебном процессе: Реализация принципа наглядности в различных формах и методах обучения. М.: Знание, 1983. - 96 с.
178. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1989. 320 с.
179. Терентъееа H.A., Горбунова И.Б, Заболотская И.В.Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании. Методические рекомендации по курсу. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1998.-73 с.
180. Терентъееа H.A., Горбунова И.Б. Методические рекомендации к курсу «Компьютерная музыка». СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1994.-64 с.
181. Тихомиров С.К. Информатика и новые проблемы психологической науки // Вопросы философии. 1996. - №7. - С. 60-69.
182. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании // Инновационные процессы в образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - С. 28-31.
183. Улъянич B.C. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве: Автореф. к. иск. -М., 1997.-24 с.
184. Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 174 с.
185. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. - 576 с.
186. Ханиш М. Cubase Audio 3.0 VST 11 Мультимедиа. 1997. - № 1— С. 75-77.
187. Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
188. Холопов Ю.Н. «Tonal oder atonal?» о гармонии и формообразовании у Шенберга // Арнольд Шенберг: вчера, сегодня, завтра: Материалы межд. науч. конф. - М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2002. - С. 17-43.
189. Холопова В.H., Чигарева E.H. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. - 350 с.
190. Хэмбидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре. М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1936. - 202 с.
191. Цареградская Т. Компьютер в музыкальном образовании: путь в будущее? // Музыка и электроника. 2004. - № 3. - С. 2-3.
192. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. -М.: Сов. композитор, 1970. 559 с.
193. Чечель С. А. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. 2003. - № 6.
194. Чибирев C.B. Исследование математических моделей, разработка алгоритмов интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI: Автореф. дис. . канд. тех. наук.-СПб., 2006.- 18 с.
195. Шевелев И.Ш. Принципы пропорции. М.: Стройиздат, 1986. -343 с.
196. Шубников A.B. Гармония в природе и искусстве // Природа. 1927. -№ 8. - С. 56-60.
197. Шубников A.B., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972.-340 с.
198. Шутко Д.С. Французская спектральная музыка 1970-1980-х годов (теоретические основы музыкального языка) Автореф. . канд. иск. СПб., 2002. 23 с.
199. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
200. Barnes, S.B. Computer-mediated communication // Human to human communication across the Internet. Boston: Pearson Education, 2003. -P. 292-313.
201. Cole M. The prospective benefits in Russia of 'electronic' technology for organs // Современное музыкальное образование 2003: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С. 258-263.
202. Computer sound synthesis // file: ///c:\EB/3.htm#firstJiit. Encyclopedia "Britanica". Electronic version.
203. Essel К. Strukturgeneratoren. Algoritmische Komposition in Echtzeit. Grar, 1996.
204. Fidler, R. (2002). Principles of Mediamorphosis. Living in the information age: a new media / Ed. by Erik P. Bucy. Wadsworth / Tomson Learning.- P. 21-29.
205. Gerigk H. Wurfe-Musik // Zeitschoiff fur Musikwissenschaft, 1934. В.16.- № 7-8.
206. Gibson J. The ecological approach to visual perception. — Boston: Houghton-Mifflin, 1979.
207. Haldgedah F. Remarks to music education conference // Современное музыкальное образование 2002: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - С. 44-63.
208. Krampen M. The semiotics and aesthetics of surfaces and surface layouts // K.Landwehr (Ed.), Ecological Perception Research, Visual Communication, and Aesthetics. —New York: Springer, 1990. — P. 91 104.
209. Lenk H. Interpretationskonstrukte: Zur Kritik der interpretatorisehen Vemunft. F.a.M, 1993.
210. Lowenstein P. Mozart Kuriosa // Zeitschoiff fur Musikwissenschaft, 1930.- №6.
211. Mersenne M. Harmonie Universelle. — Paris: Sebastien Cramoisy, 1636 1637.
212. Mishra D. Distance Education: The Expanding Univercity II Современное музыкальное образование 2003: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 226-232 .
213. Musical Forms and Genres: Instrumental.Computer music: Computer composition // file: ///c:\EB/'7.htm#firsthit. Encyclopedia "Britanica". Electronic version.
214. Musicals Instruments: Electronic instruments the electronic music synthesizer. file: ///c:\EB/2.htm#firstJiit. Encyclopedia "Britanica". Electronic version.
215. Neisser U. Multiple systems: A new approach to cognitive theory I I Cognition, 1994. Vol. 6. №3. - P. 225-241.
216. Stockhausen К. Kompositions-Kurs ueber Sirius. Kurten, Germany: Stockhausen-Verlag, 2000.
217. SubotnikM. «Making music», 1996.
218. Tinker R. International Cooperation to Improve Educational Technology. -Concord Consortium, 2000.
219. Van Dijk T.A. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998.
220. Várese E. Liberetion of sound // Perspectives of the new music, 1966.
221. Viehoff R., Andringa E. Literary understanding as interaction. Some aspects, some hints, some problems // Poetics (North-Holland). — 1990. — Vol. 19. P. 221-230.
222. Wölfflin H. Gedanken zur Kunstgeschichte. Basel, 1941. 147 S.
223. Xenakis I. Formalized music Bloomington London : Indiana University
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.