Пути развития сирийского театра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Кини, Александр Георги
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации Кини, Александр Георги
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I ИСТОКИ СИРИЙСКОГО ТЕАТРА и
MWBMMtaBM М ■■ШММмММИМЯМММЯНММШММКШМИИ J
ГЛАВА П СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР СИРИИ.
ЗАШНЕНИЕ.ISO
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Пути развития музыкального театра Египта (вторая половина XIX - первая четверть XX века)1984 год, кандидат искусствоведения Оганесян, Марина Вартановна
Арабский театр XIX-XX веков и поиски художественной формы2004 год, кандидат искусствоведения Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат
Традиционный театр теней в арабских странах: философско-эстетические аспекты зрелища2005 год, кандидат искусствоведения Дакруб, Валид Фахреддин
Арабская историческая драма: вторая половина XIX - начало XX века2007 год, кандидат филологических наук Эмомов, Асроридин Садридинович
Отражение исторических событий в современной таджикской театральной культуре: Годы независимости2006 год, кандидат исторических наук Таваров, Мухамадулло Султонович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пути развития сирийского театра»
XX век, и особенно вторая его половина, характеризуется стремительным крушением колониальной системы и выходом стран Азии и Африки на международную арену. Независимые, молодые государства выступали в своем большинстве за самостоятельное политическое и экономическое развитие, дружбу между народами.
Движение за национальное развитие освободившихся стран потребовало от них всестороннего развития материального и духовного национального богатства.
Значимость нашей эпохи заключается еще и в том, что в наше время, как никогда раньше, культурный обмен между странами, выступающими за дружбу и солидарность, стал как никогда широким и интенсивным. Развивая свою культуру и искусство, освободившиеся страны вносят свой весомый вклад в развитие мировой культуры.
Не менее важен тот факт, что благодаря киноленте, телевидению, радио и прессе культура и искусство развивающихся стран стали достоянием всех народов и континентов.
Серия, наследница трех культур - месопотамской, греко-римской и арабско-мусульманской - сегодня не без успеха развивает свое национальное искусство и предпринимает попытки ознакомить мир со своей самобытной культурой. Однако сирийский театр не получил до сего времени должного внимания в исследованиях арабских и иностранных ученых. Можно встретить лишь небольшие экскурсы о частных явлениях сирийского театрального искусства в работах, посвященных арабскому театру в целом. Таким образом, изучение культуры сирийского народа, в частности его театра, является в настоящее время актуальной необходимостью.
До сих пор,ни в арабском, ни в зарубежном театроведении нет специальных работ, посвященных истории сирийского театра , и в частности - становлению и развитию профессионального театра Сирии. Проблематика, которую автор настоящей диссертации делает главным предметом своего исследования, представляет собой первый опыт изучения сирийского театра в его тесной связи с национальными художественными традициями сирийского народа, а также общественно-социальным развитием сирийского государства.
В данной работе мы предпринимаем попытку впервые систематизировать накопленный материал, которым располагает театроведение и современная театральная практика сирийского театра, и, в какой-то мере, воспроизвести панораму развития сирийского театра на современном этапе, а также осветить некоторые стороны театральной жизни, связанные с художественным диалогом, начатым в середине XIX в. между театрами Востока и Запада. Мы старались, по мере сил, широко ввести в научный обиход обширный круг источников и научной литературы.
В процессе написания диссертации мы обратились к различным источникам и литературе: ими стали материалы о народном сирийском театре, опубликованные в журнале "Ал-хаият ал-масрахия" ("Театральная жизнь"). Книга Аделя Абу Шанаба "Старинный арабский театр Карагёз"*, а также записи на пластинках начала XX века. Кроме этого нами были внимательно изучены материалы о народных театрах и театральных представлениях, сделанные в разное время отделом "Народного фольклора" при Министерстве культуры Сирии.
Автором были также использованы периодические издания си
I. Адель Абу Шанаб: Карагёз-масрах араби кадим ("Старинный арабский театр Карагёз"), 1967г., Дамаск, 124 с. (на арабском языке). рийской прессы с 1972 г. по 1980 г., а также материалы личных наблюдений, встреч и бесед с деятелями сирийской художественной культуры.
Для теоретического осмысления ряда вопросов в диссертации нами был привлечен собственный режиссерский и организаторский опыт, набранный за годы 1972-1980 гг. в работе в театрах Гастрольном (Дамаск), Рабочем (Дамаск), Армейском (Дамаск), Народном и Национальном театрах (Алеппо).
Не менее важны по своему теоретическому значению оказались знания, полученные автором в стенах ГИТИСа, курсовые режиссерские и актерские работы, репетиции Ю.А.Завадского в театре им .Моссовета в Москве.
Драматургия первых сирийских театральных деятелей ан-Наккаш и ал-Каббани, к сожалению, не сохранилась полностью, и то, что сохранилось, не было полностью опубликовано. Были опубликованы лишь отрывки, исследуемые в книгах Николы ан-Наккаша^, Аделя Абу о 3 4
Шанаба , Мохаммада Юсефа Нажма , Адиана Бин Зариля и в периодической сирийской прессе, особенно в журналах "Культурное приложение" и "ал-Марифа".
Следует отметить серьезный труд Мохаммада Юсефа Нажма по
1 Никола ан-Наккаш: "Арзат Лубнан" /кадр Ливана/, Бейрет, 1969г.
2 Адель Абу Шанаб: Бауакир ал-адаб ал-масрахи фи Сурия("Ранняя драматургия в Сирии41), 1979г., Дамаск, 105 с.
Сафахат мажхула мин- ал-Кисса фи Сурия ("Неизвестные страницы сирийской повести"), 1974, Дамаск, 89 с.
3 Мохаммад Юсеф Нажма: Ал-масрахия фил адаб ал-араби ал-хадис ("Драматургия в современной арабской литературе'1), изд. 2,
1967 г., Бейрут, 500 с.
4 Аднан Бин Зариль: Ал-масрах ас-сури мин айям ал-Каббани уа хатта яумина хаза ("Сирииский театр со времен Ал-Каббани и до сегодняшнего дня"), 1971г., Дамаск, 178 стр. изучению арабской драматургии до 1914 г. и Шакера Мустафы по ист следованию развития сирийской повести до второй мировой войны.
Весьма полезными для диссертации оказались и труды по ис2 тории арабского театра Мохаммада Камал Эдцина и Мохаммада Азио 4 зи . Особенно выделим книгу доктора Али Ар-раии "Искусство комедии11^, в которой автор исследует искусство театра Карагёза. Мы с опирались в своей работе и на диссертации Фаузи Фазми Ахмада и с 7
Набиля Али Али Мохаммада , на книгу Лейлы Насима Абу Сейфа , о статьи Фархана Булбула0 о сирийской драматургии и статьи Надима Мохаммада, выпускника ГИТИСа, собранные в сборнике "Ал-жудран п ал-арбаа" ("Четыре стены").
Набиль Али Али Мохаммад уделяет в своей работе огромное внимание изучению процесса развития народной комедии в Египте и ее связи с остальными элементами народного искусства. Он приходит к выводу, что народная комедия легла в основу современной египетс
1. Шакер Мустафа: Мухадарат фил кисса ас-сурия хаттал харб алаламия ал-танш /"Лекции по истории сирийской повести до второй мировой войны"/, Каир, 195Бг., 315 с.
2. Мохамад Камал Эддин: Ал-араб уал масрах "/Арабы и театр"/,
1975, Каир, 178 с.
Руад ал-масрах ал-масри /"Пионеры египетского театра"/, 1975г., Каир, 149 с.
3. Мохаммад Азизи: Ал-ислем уал масрах /"Ислам и театр"/, Бейрут,
НО с.
4. Али Ар-раии: Фан ал-комедия /"Искусство комедии"/, 1971 г.,
Каир, 250 с.
5. Фаузи Фазми Ахмад: "Становление народных форм современного египетского театра". Дисс., М., 1975г., 178 с.
6. Набиль Али Али Мохаммад: "Влияние народной традиции на становление и развитие комедийного театра Египта", 1981,200 с.
7. Лейла Насим Абу С^Ь: "Нагиб Ар-Рейхани", 1972г., Каир, 213 с.
8. Фархан Булбул: Ал-хаят ал-масрахия /"Театральная жизнь"/ М 7,
10, 1979г.; Ж 2, 3, 1977 г.; Ш 4, 6, 1978г.
9. Надим Мохаммад: "Ал-жудран ал-арбаа" /"Четыре стены"/, 1980,
Дамаск, 227 с. кой национальной комедии, и что она занимает достойное место в мировом театре и утверждает высокие идеалы. А Фаузи Фахми Ахмад приходит к выводу, что египетские народные театральные формы являются наиболее перспективными и что именно они оцределят лицо будущего национального театра.
Из трудов фундаментального характера по арабской литературе нам оказали помощь исследования Джиржи Зейдана^, книга Абул о
Фараж ал-Мсфахани . Этот материал представляет собой огромную ценность, содержит в себе эпические сказания сирийского народа. Из работ арабских театроведов мы ознакомились с книгами о
Искусство арабского актера" Заки Тулеймата , "Аттасис" /Начало/ Абдуллы Абу Хейфа4 и статьями "Первая пьеса на арабском языке" Фуада Афрама ал-Бустани^ и "Польза пьесы "Салима ан-Нак-каша .
Из работ иностранных авторов наибольшего внимания заслуживает исследование известного американского востоковеда Джекоба Ландау "Очерки по арабскому театру и кино", в котором дается подробное описание различных народных арабских театральных форм, раз носторонне исследуется процесс зарождения современного сирийско
1. Джиржи Зейдан. Тарих ал-адаб ал-араби /"История арабской литературы"/ 1938г., Каир, 881 с.
2. Абул Фараж ал-Исфахани: /Китаб ал-Агани/ /Книга песен/ на русском языке, Москва, 1980 г., 639 с.
3. Заки Тулеймат: Фан ал-мумассел ал-араби /"Искусство арабского актера"/, 1971 г., Каир, 180 с.
4. Абдулла Абу Хейф: "Аттасис" /Начало/, 1971 г., Дамаск, 150 с.
5. Фауд Афрам ал-Бустани: Ауал масрахия биллуга ал-арабия /"Первая пьеса на арабском языке"/ журнал Ашшираа, № 1, 1948 г., Бейрут
6. Салим ал-Наккаш: Фауаед атамсил /"Польза пьесы"/, журнал Алджинан, Бейрут, 1975 г.
7. Джекоб Ландау: Дирасат фиг масрах уал синала индал араб
Очерки по арабскому театру и кино"/, Каир, 1972 г., (на арабском языке), 528 с. го и египетского театров. Весьма серьезным является труд Карла Брокельиана "История арабской литературы11.^
При написании диссертации мы. руководстЕовалнсь теоретическими положениями о театральном искусстве ряда таких советских режиссеров, как Станиславский, Немирович-Данченко, Нейерхольд,
Захара,'Завадский и др. Особенно важными для нас оказались трур ды сойотских классических арабистов, таких, как И. Ю. Кр а чк о в с кп й,
Я 4 5
А.Е.Крымский , А.Б.Халидов , А.А.Долинина .
Большую помощь в наш:сапн::э этой работы оказали исследования советских ученых по теории и истории театра.
При отборе материала и определении театральных явлений мы руководствовались рядом теоретических положений советских учеfi "7 Ч С1 шх А.Д.Авдеева , А.А.Апикста , Н.И.Конрада , Ы.Б.Храпчснко^. Большую помощь оказали нам работы советских театроведов,иселе,дующих искусство Востока - И.Р.Елоян^, Ы.П.Котоеской^, С.И.Пота
12 ТЯ Т4 бенко , Т.А.Путипцевои и даутих ученых •
I-. Карл Брокельман: Тарих ал-адаб ал-арабн /"История арабской литературы."/, 1368г., Каир, 900 с.
2. И.Ю.Крачковскии: "Избранные сочинения" АН СССР, 1956, т.2,180с.
3. А.Е.Крымский: "История повой арабской литературы" И.1971, 689с.
4. А.Б.Халидов: "Предисловие к книге песен", Ы., 1980г.,16с.
5. А.А.Долинина: "Советские исследования в области арабской литературы", М., 1978г.
6. А.Д.Авдеев: "Происхождение театра", М., 1959г., 265 с.
7. А.А.Анпкст: "Ремесло драматурга", Ы., 1974г., 607 с.
Теория драмы от Аристотеля до Лессинга", ívl., 1967, 455с.
8. Н.И.Конрад: "Запад и Восток", IJ., 1966г. 381 с.
9. М.Б.Храпченко: "Сила искусства", Л., 1971г.
10. И.Р.Елоян: "Очерки арабской музыки", М., 1977г., 186 с.
11. М.П.Котовская: "Синтез искусств", М., 1982г., 252 с.
12. М.П.Бабкина,С.И.Потабенко: "Народный театр Индии",Li., 1964,167с
13. Т.А.ПутинцеЕа: "Тысяча и один год арабского театра",1977г.,312<
14. А.Б.Луцкий: "Ноеэя история арабских страну М., 1967г., 378 с.
Известно, что вплоть до сегодняшнего дня специалисты, занимающиеся проблемами генезиса арабского театра, не могут придти к единой точке зрения о времени зарождения театрального искусства на Арабском Востоке, Многие ученые связывают историю арабского театра в Египте и Сирии с началом проникновения на Арабский Восток европейского влияния и возникновением арабского театра европейского типа. Так, Джекоб Ландау в частности отмечает: "По правде гоЕоря, арабский театр как действенное и "стабильное" явление не существовал в арабском мире до XIX века. Это объясняется двумя главными причинами: первое - народы, с которыми арабы взаимодействовали, не обладали развитым театром; второе - женщине е арабских странах, особенно если она без паранджи, категорически запрещалось появляться на театральной сцене".-'
На наш взгляд, эти суждения далеки от действительности. Во-первых, е данном случае полностью игнорируется факт существования у арабов с давних времен народных театральных зрелищ, имеющие не менее "стабильный" характер, чем европейский театр, и во-вторых, игнорируется театральная культура Греции, Персии, Индии и других стран, с которыми у арабоЕ имелись исторические связи. Наличие античных театроЕ в Босре, Пальмире, Апамее, Баалбеке, Джубейле, Имрите, Джабле и в других местах является ярким свидетельством того, что район Ближнего Востока имел давнее знакомство с театральной культурой грекой, римлян, финикийцев, жителей Пальмиры, начиная с третьего века до нашей эры и до пятого века нашей эры.
I. Джекоб Ландау: "Очерки по арабскому театру и кино" (на арабс-ском языке), Каир, Г972 г., с.35.
Вторая мотивировка Джекоба Ландау, связанная с отсутствием на арабской сцене женщин,- актрис также несерьезна.
Достаточно напомнить профессору Ландау о ток, что ео времена Шекспира в Англии и Мольера во Франции, долгое Бремя в России и Греции появление женщины на сцене очиталось явлением столь же непрнличнш, как и на Востоке.
Одна из самых актуальных проблем театрального искусства Сирии в настоящее время - спор о месте и роли народного театрального искусства, и особенно народной комедии, в современной театральной жизни страны. К сожалению, большая часть театральных деятелей Сирии и арабского мира относятся к комедии как театральному жанру недостаточно уважительно, считая этот жанр низким, так как комедия обычно играется на разговорном народном диалекте арабского Востока. Помимо этого, они приводят и следующие аргументы: народная комедия, и вообще народное искусство разрабатывают, по их мнению, лишь бытовые темы, как правило не сложные, поэтому и не стоит уделять им вникание, тратить время и силы.
Приведенные автором материалы исследования свидетельствуют о другом. Например, арабская комедия, прочно утвердившись в театральном искусстве, на протяжении длительного времени, сыграла значительную роль в развитии и становлении профессионального сирийского театра.
Поставленные нами задачи определили и композиционную структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глэе и заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Европейские театральные традиции и оперная режиссура Эммануила Каплана2010 год, кандидат искусствоведения Селиверстова, Наталия Борисовна
Театральное искусства Египта. Жизнь художественной традиции1984 год, кандидат искусствоведения Ризаева, Амина Сабировна
Проблемы становления театра европейского типа в Монголии2009 год, кандидат искусствоведения Батнасангийн Сухээ
Французская труппа в Санкт-Петербурге: 1880-1890-е гг.2002 год, кандидат искусствоведения Попович, Марианна Борисовна
Элементы соц-арта и постсоц-арта в татарском драматическом театре на рубеже XX - XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Зайнуллина, Галина Инисовна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Кини, Александр Георги
- 130 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ в^
Наличие всех факторов, способствущих дальнейшему развитию сирийского театра не означает, что сегодняшний сирийский театр будет развиваться правильно и гармонично, если не будут учтены необходимые условия, обеспечивающие равное развитие как драматургии, так и сценического искусства.
Ввиду сложной обстановки, возникшей на Ближнем Востоке после Кемп-Дэвидекой сделки, сирийская драматургия не имеет возможности обращаться ко многим социально-экономическим проблемам своего общества. Однако политическая тематика явно стала господствующей в сегодняшней драматургии Сирии. Нам кажется, что сирийская драматургия станет по-настоящему актуальной только тогда, когда будет откликаться на все злободневные проблемы современного сирийского общества и истолковывать их с марксистской точки зрения.
Гораздо сложнее обстоит дело с развитием сценического искусства. В первую очередь нужно гармонично использовать все сирийские и арабские национально-художественные традиции. Не может и не должен оставаться в забвении национальный театр, положивший основы развития народной комедии. Нельзя оборвать цепь развития народного сценического искусства. Сирийское сценическое искусство станет по-настоящему современным лишь тогда, когда сумеет соединить в единое целое прошлое и настоящее и найти современное звучание всему художественному багажу прошлого, выработанному веками народным талантом и мудростью.
В первой главе.данной диссертации говорилось о тех художественных элементах, которые оказались непосредственно связанными с историческим развитием арабского народа. Единство музыки и слова явилось основой народного арабского искусства и именно гармоничная связь музыки и слова стала неотъемлемой частью сценического искусства Сирии на всех этапах его истории: от простых народных форм теневого театра до музыкально-поэтических спектаклей ан-Наккаша и ал-Каббани, и от народных театральных представлений между двумя войнами до политической сатиры 70-х годов XX века.
Также следует отметить, что гармоничная связь музыки и слова и народные театральные формы оказывали влияние и на развитие народной комедии вплоть до 50-х годов XX века, когда, под воздействием новых социально-экономических факторов сирийская драматургия, оставшаяся до этого вне настоящего развития, откликнулась на художественный диалог между Востоком и Западом, начатый Маруном ан-Наккашем в 1849 г.
Именно этот факт вызвал необходимость изложить в начале второй главы те условия, в которых сирийские литераторы и драматурги близко познакомились с жанрами западной литературы. Если с середины XIX века развитие сценического искусства происходило вне развития драматкргии, то сейчас национальная драматургия отнюдь не тормозит и не мешает параллельному развитию сценического искусства и художественных традиций, отразившихся в народных представлениях.
После появления национальной драматургии произошла наиболее существенная трансформация профессионального театра от. простого средства развлечения к социально-критическому художественному феномену, который, однако, сохранял и свои развлекательные функции. Но эта трансформация не охватила идейно-образный стороны спектакля, которая по-прежнему оставалась в забвении.
Новый ::этап в развитии художественных традиций начался с появлением эпического жанра и жанра сатиры. Прекрасно прозвучали на театральной сцене стихи и мелодии многих сирийских поэтов и композиторов. Удачно были введены в пьесы элементы народного театра, драматургический материал прошлого, фрагменты из арабской истории.
Изложив все это, мы приходим к выводу, что цепь исторического развития художественных традиций сирийского народа никогда не обрывалась и их связь с театральной сценой никогда не прекращалась. И ныне эту неразрывную связь нельзя прекратить, по крайней мере, из уважения к самому процессу развития и становления этой взаимосвязи, длившейся веками и стоившей стольких трудов и таланта. К этому, в конце концов, обязывает и долг сохранить традиции и беречь их как эстетические ценности для арабской и мировой культуры.
На данном этапе развития сирийского театра и после того, как он приобретет все необходимые условия для настоящего развития -зрелую социально-политическую драматургию, разнообразное сценическое искусство, зрителя, понимающего театр, опытных профессионалов, образованных и прогрессивных, актеров и режиссеров, научное театроведение и др. - все это не приведет к настоящему развитию сирийского театра, если процесс художественно-творческого поиска не будет направлен, в первую очередь, в сторону углубления идейного содержания спектакля и выявления, особенно из литературного наследия прошлого, нового драматургического материала. Новая интерпритация арабской истории и новый, научный взгляд на социально-экономическое развитие арабского общества, а также современное звучание всех национальных художественных традиций - вот необходимые условия для настоящего развития сирийского театра в частности, и арабского театра вообще.
Список литературы диссертационного исследования Кини, Александр Георги, 1984 год
1. ЮЛаркс и Ф. Энгельс. Об искусстве (в 2-х томах)1. М., Искусство, 1967 г. т.1 с.575; т2 - с.719.
2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., Художественная литература, 1Э79 г., с. 827.
3. Луначарский А.В1 Статьи о литературе, М., Художественная литература, 1957 г., 735 с.
4. Авдеев А.Д. "Происхождение театра", М., 1959 г., 265 с.
5. Аникст А.А". "Ремесло драматурга", М., 1974 г., 607 с.
6. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга", М., 1967 г., 455 с.
7. Арабская средневековая культура и литература. М., 1978 г.7; Ахмад Фаузи Фахми: "Становление народных форм современного египетского театра", Диссертация, ГИТИС, М., 1975 г., 178 с.
8. Бабакина М.П. и Потабенко С.И.: "Народный театр Индии", М.,1964 г., 167 с.
9. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965 г.
10. Белинский В.Г. "О драме и о театре". В 2-х томах. ГЛ., Искусство.1983 г., т.1 446 е., т.2 - 488 с.
11. Блок В. "Диалектика театра. Очерки по теории драмы и ее сценического воплощения"., М., Искусство, 1973, 296 с.
12. Боядкиев Г.Н. "Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения", Л.,1973 г», 417 с.
13. Гибб Х.А. "Арабская литература", М., i960 г., 183 с.
14. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., 1972 т.
15. Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. М., 1982,293с1.
16. Долинина A.A. "Советские исследования в области арабской литературы", М. 1978 г.
17. Достоевский и театр. Сб. статей. Л., Искусство, 1983 г., 510 с.
18. Еолян Й.Р. "История арабской музыки", М., 1977 г. 192 с.
19. Ершов Л.: "Сатира и современность", М., 1978 г., 271 с.20*. Абул Фараяд ал-Исфахани: "Китаб ал-агани" /"Книга песен"/,1. Ш., 1980 г., 639 с.
20. Кайдалова 0. "Традиции современности. Театральное искусство
21. Средней Азии и Казахстана", м., Искусство, 1977 г., 295 с.22V Классическая литература Востока. М., 1972 г., 234 с.
22. Конрад Е.И.: "Запад и Восток", M. 1966 г., 496 с.
23. Котовская М.П.: "Синтез искусств", М., 1982 г., 252 с.
24. Крачковский Ю.А.: "Избранные сочинения, АН СССР, 1965г.,т.2,180 с .
25. Крег Э.Г. Искусство театра, СПБ, 1912 г., 176 с.
26. Крымский А.Е,: "История новой арабской литературы", М. 1971г.689 с;
27. Луцкий А.Б.: "Новая история арабских стран", M. 1967 г.29; Мохаммад Набиль Али Али: "Влияние народной траципии на становление и развитие комедийного театра древнего Египта", М., 1981 г., 200 с.
28. Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв. М., 1982, 438 cV
29. Поляков М.Я; Теория дамы. Поэтика, М., 1980 г., 117 с.
30. Проблема становления реализма в литературе Востока. С, 1964г.356с.
31. Путинцева Т.А'. : "Тысяча и один год арабского театра", М. 1977г.,312с3.
32. Роуленд Б. Искусство Запада и Востока. М., 1958
33. Станиславский К.С.: "Моя жизнв в искусстве", М. Искусство,1961 г., T.I. 515 с.
34. Товстоногов Г. "Зеркало сцены", Л. 1980 г.
35. Хайченко Г'.А. "Страницы истории советского жанра", М.,
36. Искусство, 1983 г., 272 с.
37. Храпченко M.F. "Художественное творчество, действительность,человек". M. 1976 г.
38. Шахназарова Н. "Музыка Востока и музыка Запада" ГЛ., 1983 г.,152 с .40е. Шидфар Б.Я. "Арабская классическая литература У1-ХШ веков",1. M. 1974 г.1. На арабском языке
39. Азнзк М. "ал/ислам уал маерах", /Иолам и театр/, Бейрут. 1969г.110с.
40. Араудаки Бадр ад-Дян. "Ал-захкра ал-масрахня баад хамса хузелран".
41. Арабское театральное явление носл© 5-ого жюня". ж. ал/н1арифа "Знание", октябре 1970г. 25е.
42. Брокельмак К. "Тарнх ал-адаб ал-араби". /История арабско! литературы/
43. Каир. 1968г. ъ 5 томах. 900 с.ал-Бустанк Фуад Афрам. "Аууал маерахмя бкллуга ал-арабля" /Перваяпвеса на арабском языке/.к. Аш-шираа. fe I. 1948г. Бейрут. 7 с.
44. Булбул Фархак. "ал-Хаят ал-масрахмя" /ж. Театральная жизнь/.Дамаск.к 7 м 10 /1979г./ 12с. 12с. £ 7 и 3 /1977г./ 5 с. Юс. Je 4 и 5 /1978г./ 8 с.
45. Катая С альма и. "Ал-масрах а с сурн, мин уаЛн уа иля у а ли" /Сирийски!*театр, откуда н куда/. Дамаск. 1972г. 150с.
46. Ландау Дж. "Двраеат фжл масрах уал скиама индал араб/. /Очерки но арабскому тоатру к кино/. Каир. 1972г. 528с.
47. Ю.ал-Лужами А. "Ман яснаа ал-масрах а^-араби" /Кто делает арабскийтоатр/. ж. "ал-маржфа" /Знание/, октябрь. 1970г. 4с.
48. Мохаммад Н. "Ал-жудрам ал-арбаа" /Четкрь стены/. Дамаск. 1980г.с«
49. Мустафа Ш. "Мухада^ат фал киеса ассуркя баад ал-харб ал-аламия ■ ассання* /Лекции о сешКскот. момостж до второй мировой аойкы/. Каир. 1956г. 315с.
50. Нажм М.Ю. "Ал-масрахмя фил адаб ал-араби ал-хадне" /Драматургия J5 современно?: ajaöCKOK. литературе/. Бейрут. 1967г.500с.
51. Ан-наккаи С. "Фауаед ал-тамеил" /Польза пьесы/, к. "Ал-ддинан".
52. Сады/. Бейрут. 1975г. 13с.5.0рсан А.О. "Аззавахер ал-маорахид кидал араб" /Театральные явления у Арабов/. Дамаск*. 1981г. 367с".б.Арраи А. "Фанн ал-комндия" /Искусетао комедии/. Канр. 1971г. 250е.
53. Саркис И. "Аосунаня Фи алф лайла уа лавда"' /Дяо^стгешшсть л тысяче и одной ночи/. Ьб£рут. 1976г. 222с.
54. Абу Gtis.cc JI.H. "Haiatö Арвейх&нн" /Нй.лшб Аррсгасанп/. Каич.1372г. 213с.
55. Тулеямат 3. "Фанн &л-мумасссл ал-араби" /Искусство ¿«рабскогоактёра/. Каир. 1971г. 180 с.
56. Абу Хе£ф А. " Аттаснс" /Начало/. Дамаск. 1971г. 262с.
57. Абу Шанаб А. "Ъауакнр ал-адаб ал-масрахи фи Сурия" /Ранняядраматургия i Снрнж/. Дамаск . 1975г. 105с.
58. Абу Шанаб А. "Караков Масрах арабн кадш" /Старинны! арабски!театр Каеагёз/. Дамаск. 1978г. 124с.23."Сафхат мажхула мим тарах ал-кис0а фн Сурня" /Неизвестные страницы сирийской hceoqtk/. Абу Шанаб А. Дамаск. 1974г. 83с.
59. Камалэддш1 iЛ. "Ал-араб уал масрах" /Арабы ж театр/. Каир. 1975г.178с.
60. Камалэддкн Ы. "Руад ал-масрах ал-масрк". /Пионеры египетскоготеатра/. Канр. 1975г. 149е.
61. Ар-раия А. "Ал-куыидия ал-муртажала" /Имяровязпрованнаякомедия".оКаир. 1968г. 201с.
62. Салех А.Р. "Ьл-адаб аашабй" /Наюодиая ллтвратут&а/. Каир. 1972г.293е.
63. Юнее А.Х. "Хаял аззил/ . /Театр тоной/. Каир. 1965г. 213с.
64. Юнже А.Х. "В защиту Фольклора/. Кадр. 1973г. 321с.
65. ШеЛхо Ji. "Ал-адаб ал-атеаби фжл карк аттасе аиатв" /Арабскаялитература в XIX в./. Том 2. Бейрут. 1926г.
66. Ыацжэжалыш* t»ätj Дам»« Швкмж? "Küjojib Лж? " pímcee? Ají* Ош Ожсан
67. НащмыальжкЛ t»ätj» Даылек Ш§хвкж? "Keyель Лмр "1. P§;yte«ëj Адм Оюал Ojea*1. Ньцмыяльми* театр Дам*«*
68. Ш«к"Квъоль Мр Pe&üeeej Аля Окля О?®**нлцмо ií¿ льи*1 * т те дам» ck
69. Ану* "Лктхгон*" Рвлсжсоё^» Алл Окля Oysai
70. Ыацмежальяы"* TiaTje Дамйвх
71. Ажу* " Амтягвм* " Рёлдвеёр Алл ükjm Oj>c®.m1. Нащеилльнк* театр Дашек
72. Софокль " Э,1дж " Режжееёр Алл Окля Opea«
73. Наци ©малыш* театр Дама «к Каовома умирают стоя"1. Ршв«е; Ал* Окля 0»еаа
74. Наця©малъныЙ твлт» Дамлок Щ§кс**р "Король Лif "1. Ptxïseëy LOA ОКЛЛ Oye^a
75. Нацжеиальмн! т»атр Даша«к ласеола "Дм»ль.я ум*»акт етол PiMteäp Ал* Оклл Ojea*1. Н&цкмалыш* таат» Дама в к
76. Ваевгвмаж иД©м Кихот" Р»жм««ё> Махмуд Хаддуу1. Иацкмальныя театр Дамаск
77. Ьассврма* "Дон Ккхст " Режиссёр Махмуд Ха,1лу?
78. Нацмвжаль*!;* т«ат» Дамавк Ибсен " Враг Рмжввёр Ал* Окля
79. НадквKbльны ü t«äт j Софокяь " Зджг " Pwuesëp Ал* 0 к,¿л- Дамьек Gjiea*
80. Надйввддьмы* театр Дамаск kxjt " Антжгоы* "1. Р*ж*сеа* Ал Окжя О? «ал1. НкЩемьльймй T»ÜT? Дамаск
81. Вавввдоам "Дон Кисет" Рмлсеёт» Шовд Xa i¿jt
82. Б<шяш* "Ожтжм*«т*ч«вклж т.»агвдлл Рмсжвеёр A tea a J фвдда
83. Нацменальмнi т tati Дам*екkiiyk " Антигена " р»жжв«ё* клж Окля Ojeas
84. Н*цж»жальжм4 театр Дам» с к
85. Каееона " Дёввжьл умжрают стоя Р§жже«ё» Алж Окля О^еаж
86. Нацммальнь« тват j Дамавк Ka®«©на " Дв»в*ья jmswüut стоя Рвжжеввр Ал* 0 к ля 0;*®ам
87. Нацмшвдкй TistTj Дам*@к KacsojíA "Дгрмья уш»ают стоя " Р*жжёвё| Алл Окля Ojea*
88. Нацмжалым* твату Дамаск С аут? мг|»б«м1. Рвхжесё^ Мхашд Ат-Тавб
89. Нацммалькы* театр Дамаск Кмвоха "Дврмь* умжрмот ет§я" Pemteeüp АЛЯ Окля Opeas
90. Нацммалыш* tístji Дамаск Двдвкмдт "Визжт ета»©* дшк" Вежжсеё.! Алд О кяя Gysaa:
91. Национальны* т*ат.» Дамаск
92. Дюгмамат "Вжзмт «та»оi ламы" Режжсеёу Ала Окяя Qjsaa
93. Нацаок^лыь;* твату Дамаск Софокдь " Эджж " P*wetëj Алд Окия 0?еан
94. На цк о «альм** т«ат.» Дама«к Дюррашлат "BisiT ûTajtei дамы" Алм Окял О^еан
95. Нацяэнальк*I театр Дамаок Дюууатаат "Визит ©тарвй дамы" Режиееёр Али Окля Opea*
96. Ыацжоыь яьн»; * театр / Дама ск Дюррелмдт "Вкзжт ста»Оя ламы"1. Режжееер Ал* Окля Ореаа1. Н«цж«яалькы* театр Дамаск
97. Калдмои и Жжзмь это еож" Р»ж»евёу Рафлк Саббам
98. Эквжв^ишмтальмк* тват* Дамаек Гегель "ойжжекд вумавмвд^шгв" Рвжмс«ё| Фаьаз ал-Са,зд®?
99. Нацжсмальй«* t«ät? £&мавк Свфокль " Эдкж "1. Р#ж*ееёр Алж Окяя 0 самк1. Хаккыатм i н«р«хя*м кафе1. Национальны* театр Дамаск
100. Ануй "Антигена " Режжссё? Али Окля 0*еан
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.