Арабский театр XIX-XX веков и поиски художественной формы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат

  • Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 157
Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат. Арабский театр XIX-XX веков и поиски художественной формы: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Санкт-Петербург. 2004. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат

Введение.

Глава 1. Возникновение и развитие арабского театрального искусства

1.1. Представление об арабской театральной традиции в арабском и мировом театроведении.

1.2. Предтеатральные явления в арабской культуре.

1.3. Процесс зарождения и развития профессионального арабского театра.

1.3.1. Возникновение профессиональных театров европейского типа.

1.3.2. Становление национальных арабских театров.

Глава 2. Поиск художественной формы в арабском театре XX века

2.1. Самобытность как условие развития национальных арабских театров.

2.2. Анализ форм арабского театра конца XX века.

2.2.1.Арабский политический театр.

2.2.2. Практика работы арабских театров по системе К.С.Станиславского.

2.2.3. Влияние западных театральных течений на развитие арабского театра в 1970-80-х годах.

2.3. Новейший период истории арабского театра.

2.3.1. Дискуссии о художественной форме и содержании.

2.3.2. Возрождение интереса к культурно-историческому наследию.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Арабский театр XIX-XX веков и поиски художественной формы»

Актуальность темы диссертации. Концепции национальной самобытности во всех арабо-мусульманских странах в последние десятилетия нашли отражение в выборе ориентиров внешней и внутренней политики в социальной, экономической и культурной сфере. В 1980-90-е годы в большинстве стран Арабского Востока значительно больше места стало отводиться изучению национального языка, традиций, а с ними и ислама как части национальной культуры.

Арабский театр не является исключением из этого процесса. Переживая сложный период поисков и путей дальнейшего развития, он стремится не отставать от своего времени, отражать современные острые проблемы, возникающие перед арабским миром. Развитие современного театрального искусства актуализирует ряд проблем, традиционных для театроведения со времени его возникновения. К их числу относится проблема, положенная в основу настоящего диссертационного исследования: противоречие между вызовом современности в виде глобализации, унификации и синтеза культур Запада и Арабского Востока и необходимостью сохранения национальной самобытности арабского искусства. В настоящей диссертационной работе эта проблема решается на материале театральной традиции Арабского Востока посредством рассмотрения путей поиска новых художественных форм арабского театра.

Степень разработанности проблемы. Проблема, поставленная в настоящем исследовании, косвенно затрагивалась в докладах, статьях и научных работах исследователей тех стран, в которых театральные традиции имеют древние корни, а современный театр занимает ведущую роль в жизни общества - Сирия, Алжир,

Ливан, Ирак и Египет. Настоящая работа опирается, прежде всего, на труды известных арабских ученых - теоретиков театра: Азиза Мухаммеда, Аль-Ани Юсефа, аль-Зубейди Али, аль-Мяфраджи Ахмада Файяда, Дейфа Шауки, аль-Кагат Мухаммеда, Наджма Мухаммеда Юсефа, Али Аль-Ра'и.

Целесообразно отметить обобщающие исследования сирийских авторов, в которых освещены современные тенденции в развитии национального искусства отдельных стран арабского мира Дгхама Раджаба, Кини Александра Георги, Али Икла Урсана и др.

Крайняя скудность литературы по иракскому театру обусловила обращение автора к рецензиям на пьесы и спектакли, опубликованные в периодической печати: серию статей аль-Мафрадаш Фяйяда и лекции Али Ахмеда аль-Зубейди.

Методология настоящего исследования основывалась также на анализе идей и теорий развития египетского театра, которые представлены в работах авторов: Мамдух Хамид Морей, аль-Мосельхи Самира Хусейн, Набиль Али Али Мохамед, Фаузи Фахми Ахмед, Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги.

Значительное внимание при изучении интересующей проблемы привлекают исследования по египетскому фольклору и народному творчеству, в частности работы доктора Абд аль-Хамида Юниса, Ахмада Рушди Салеха и др.

Большое значение в изучение арабо-мусульманской культуры в целом и истории и теории театра в частности внесли фундаментальные исследования, принадлежащие известным русским и советским востоковедам — В.Бартольда, М.Иордан, М.Степанянц о культуре мусульманства, И.Филыптинского, А.Крымского и А.Долининой по вопросам истории арабской литературы, И.Еолян по проблемам арабской музыки.

Среди имеющихся публикаций по проблемам становления .и развития арабского театра в русскоязычном театроведении целесообразно выделить работы Д.А.Гусейновой, В.К.Кирпиченко, Т.П.Путинцевой, И.В.Тимофеева, Н.К.Усманова и К.О.Юнусова. Особое значение имеют исследования российских ученых по теории и истории театра: труды А.Д.Авдеева, Ю.М.Барбоя, П.Н.Беркова, Г.Н.Бояджиева, И.Л.Вишневской, Л.И.Гительмана, Д.Ершова, Н.М.Федя, В.Н. Ярхо и др.

Значительные достижения русскоязычного театроведения в области социологического анализа театральных процессов нашли отражение в трудах советских теоретиков и практиков театра — К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, А.Д.Попова, Г.А.Товстоногова, В.О.Топоркова, М.О.Кнебель, а также режиссеров-специалистов в области театральной педагогики Б.Е. Захавы, З.Я.Корогодского и др.

Из работ западноевропейских и американских авторов целесообразно отметить исследования Дж. Ландау, М. Шмуель и др.

В ходе данного исследования неоценимую услугу автору оказали многолетние контакты с театральными деятелями Ирака, Сирии, Египта, Иордании (в частности, С.Ваннус, С.Абдельхамид, К.Мухаммад, Д. Георгиус Дауд, С.Сад), переписка с драматургами, собственная театральная практика. Написанию диссертации в значительной мере помог собственный творческий опыт в качестве режиссера, исполнительного режиссера, актера, участие в национальных и международных театральных фестивалях в 19901993 годах.

При проведении исследования автор исходил из того, что неправомерное уменьшение роли арабских художественных традиций в пользу преувеличенного влияния европейского театра на современный театральный процесс в странах арабского мира, равно как и утверждение исключительности арабской культуры, ее обособленного развития, одинаково неосновательны. В связи с этим автор ставит перед собой цель — выявить специфичность путей поиска художественной формы арабского театра.

Для достижения поставленной цели автор предполагал решение следующих задач:

1) Анализ процесса возникновения театральных явлений на Арабском Востоке в доисламскую эпоху и их развития под воздействием исламского вероучения;

2) Рассмотрение процесса становления и развития профессионального арабского театра;

3) Анализ художественных форм арабского театра XX века;

4) Выявление дальнейших путей развития современного арабского театра.

Объект исследования - арабская театральная традиция, рассматриваемая как сочетание различных театральных направлений, тесно связанных друг с другом единством религиозно-культурной истории и арабского языка.

Предмет исследования — специфика развития арабского театра в поиске новых художественных форм.

Методологической основой исследования является принцип историзма, позволяющего рассматривать явления в их историческом развитии и во взаимодействии с происходящими социально-культурными изменениями. Основными методами изучения истории и современности арабского театра стали общенаучные методы познания: историко-культурологический, системно-функциональный анализ и синтез, а также методы социологического исследования — интервью и наблюдение.

Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, тем, что в исследовании впервые рассматриваются основные тенденции развития современного арабского театра в тесной связи со спецификой развития традиций театрально-зрелищных форм.

Практическая значимость настоящей работы связана с вводом в арабское и российское театроведение нового научного материала и возможностью его использования в учебно-педагогической работе на театральных факультетах при чтении курса истории театра и современного состояния театрального процесса на Арабском Востоке. Диссертация может оказаться полезной также с точки зрения выбора методологии изучения театрального искусства других стран и культурных традиций.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Принцип опоры на исторически сложившуюся общеарабскую театральную традицию, в рамках которой социально-культурную ценность представляют:

• прямой контакт со зрителем, который становится необходимым компонентом зрелища и обеспечивает его интерактивность;

• специфичность и канонизация голосоведения и речевого построения;

• импровизация в контакте со зрителем;

• синтетический характер принципов построения зрелища и исполнительского мастерства, когда музыка, пение и танец гармонично вплетаются в драматургическую ткань, становясь равноправными компонентами спектакля.

2) Положение о существовании единого арабского театра как такового не только в современную, но и в древнюю эпоху, вопреки очевидным географическим, диалектным и даже (для некоторых арабских стран) религиозным различиям. В этом смысле современная жизнь разностадиальных сценических форм арабского театра является не механической суммой национальных культур, а их культурной парадигмой, определяющей специфическую «арабскость» театра.

3) Принцип соответствия театральной художественной формы духу исторической эпохи и ментальности общества, который определил своеобразие принципов построения зрелища и основ исполнительского мастерства на Арабском Востоке.

4) Концепция развития современного театрального искусства Арабского Востока, в основании которой:

• принцип соответствия театральной художественной формы духу исторической эпохи и ментальности общества;

• принцип опоры на исторически сложившуюся общеарабскую театральную традицию;

• принцип совместимости и взаимодополняемости арабских, европейских и мировых театральных традиций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат

Заключение

Проведенное автором диссертационное исследование позволило сделать ряд выводов.

Автор считает, что в истории арабского театра имели место процессы, которые целесообразно рассматривать и обосновывать как «предтеатральные явления», которые реализуются в двух формах: как древнейшее народное творчество и как часть религиозной церемонии. Вводимый новый термин «предтеатральные явления», безусловно, носит дискуссионный характер: в частности, где заканчивается «предтеатральное» и начинается собственно «театральное». Возникновение предтеатральных явлений просматривается в истории греческого, индийского, японского театров. В течение длительного времени на Арабском Востоке выработались и сложились собственные, своеобразные принципы построения зрелища и основ исполнительского мастерства, соответствующие арабскому менталитету (в частности, смешение жанров в одном представлении, наличие как ситуативных так и текстовых повторов, где идея произведения дается концентрированно, существование "вставных номеров", прямой контакт со зрителем, отстраненность исполнителя по отношению к изображаемому персонажу, наличие жестких канонов в пластике, специфичность и канонизация голосоведения и речевого построения, схематизация в изображении персонажей). Целесообразно отметить синтетический характер принципов построения зрелища и исполнительского мастерства, когда музыка, пение и танец гармонично вплетаются в драматургическую ткань, становясь равноправными компонентами театральных зрелищ. Именно эти вычлененные нами как предтеатральные явления элементы станут впоследствии важнейшими предпосылками поэтики . арабского литературного и театрального искусства.

Появление театра в Арабском мире связано с влиянием крепнущих связей с Западом, с распространением в XVIII-XX веках театрального искусства в Египте, Сирии, Ливане, ряде других арабских стран. Посещая гастрольные выступления европейских театров, местная интеллигенция еще не была готова к инициативам по созданию национального театра, тем не менее, элементы национального арабского театра вызревали в функционировании школьных театров, сыгравших положительную роль не только в популяризации театрального искусства, но и в подготовке зрителей к сценическому зрелищу.

К началу XX века общеарабская театральная традиция начинает разветвляться по направлениям, соответствующим формированию собственных национальных путей каждой из арабских стран.

В ходе второй мировой войны и борьбы с фашизмом в арабскую драматургию входит плеяда молодых литераторов, которая сыграла особую роль на новом этапе борьбы за независимость арабских стран. Бурное течение политических событий во многом препятствует становлению самобытного национального театра в середине XX века. Профессиональный театр оказался задвинутым на далекую периферию культуры. Тем не менее, к 1960-м годам практически повсеместно в арабском мире создаются труппы, в которых работают многие талантливые актеры.

К середине XX в. как оппозиция коммерческому театру возникла тенденция к созданию несценических литературных драм. Авторами их были писатели-просветители, использовавшие драматическую форму для выражения новых социальных и патриотических идей.

Ценностям коммерческой сцены и развлекательному духу кино литературная драматургия противопоставила серьезные общественные проблемы, современную социальную и историко-патриотическую тематику. Это и стало залогом ее жизнеспособности.

Литературная драматургия второй половины XX века продолжает просветительскую линию преемственности. В отличие от инсценировок XIX столетия, сюжеты которых по большей части обладали мифологическим, легендарным или псевдоисторическим происхождением, она имела дело не с универсальными, вечными ценностями, а с конкретными социальными явлениями. Перейти на страницы журналов и книг драматургия не могла хотя бы из-за того, что в специфических условиях Арабского Востока, где подавляющее большинство населения принадлежало не книжной, а изустной и зрелищной культуре, литературная пьеса обрекала себя на слишком ограниченную аудиторию. Кроме того, историческая традиция арабского театра обладала мощным дидактическим, воспитательным началом, что совпадало с задачами новой социальной драмы. Таким образом, необходимость сценического выражения оказывалась продиктованной самой социокультурной ситуацией в арабских странах, что определило бурный расцвет государственного и любительского театра в 1950-1970-х гг.

Особое место в арабском театре занимает театральная разностадиальность: например, сквозь образ исторического персонажа часто просвечивает его мифологический прототип; пьеса из бытовой жизни может быть построена по законам мистерии; психологическая драма, задуманная «под Шоу», может разразиться наивным дидактизмом и мелодраматичностью. Поэтому в арабской драматургии крайне немногочисленны произведения, в отношении которых можно говорить об известных художественных методах в их общепринятом западном виде. Наличие «второго плана», постоянное тяготение к символике, мифологический или исторический аллегоризм, чуть прикрытые дидактические смыслы, наличие своеобразных социальных эмблем в пьесах на актуальные сюжеты — эти качества современной драматургии представляют собой некую «остаточную традиционность».

Выявление общих тенденций развития арабского театра в национально особенном позволяет, по аналогии с укоренившимися терминами в искусствоведческой литературе, определить специфическую «арабскость» театра. В обоснование этого термина можно положить идею существования единого арабского театра как такового не только в современную, но и в древнюю эпоху, вопреки очевидным географическим, диалектным и даже (для некоторых арабских стран) религиозным различиям.

Вместе с тем справедливым будет отметить, что соседство традиционного и народного театра обычно не в пользу современной сцены. Яркие образы, рожденные далеким прошлым, эстетическая цельность, виртуозность и выразительность, изощренная сценическая техника, вызревавшие в течение многих веков, только подчеркивают несовершенства и уязвимые точки театра нового и новейшего времени, в частности его вторичность. С одной стороны, справедливым выглядят требования некоторых театральных критиков и режиссеров развивать и реконструировать только традиционные автохтонные виды арабской зрелищной культуры, отказавшись от неудачных попыток синтеза с Западом. В то же время именно в результате подобного синтеза родился и формируется современный арабский театр.

Общеизвестно, что трудно изучать живые явления культуры, не прошедшие существенного испытания временем, не обладающие классическим «налетом». Почти все серьезные исследования арабских ученых, работающих в области театра, в той или иной мере касались проблем художественной формы: им посвящены статьи Аль-Арбида Тамера, Дгхама Раджаба, Кадома Икбаль Мухаммеда Али, Кини Александра Георги, Набиль Али Али Мохамеда, аль-Самарай Саада Камиля, Фаузи Фахми Ахмеда и многих других; в последние десятилетия были изданы фундаментальные монографии Салама Хасана, Тауфика ал-Хакима, аль-Бахра Насра ад-Дина, Фаузи Фахми Ахмеда, Мухаммеда Теймура и др., но и среди них нет ни одной, посвященной исключительно современным проблемам театральных художественных форм. Трудность изучения современного арабского театра как живого явления культуры удваивается, если исследователь принадлежит к традиции, им изучаемой, однако не может надежно опереться на письменно зафиксированные свидетельства самосознания этой традиции. Чтобы вставить противоречивые факты и явления в прямую перспективу истории, где все они обретут точную оценку и верный масштаб, недостаточно одного исследовательского чутья. Тем самым предлагаемое диссертационное исследование является первым специальным исследованием в этой области и, как всякий первый опыт, не претендует на полноту охвата проблемы.

Список публикаций автора

1. Предтеатральные явления в арабской культуре//Человек и Вселенная. - 2002.—№11 (21). - С.34-44.

2. Становление и развитие арабского профессионального театра// Человек и Вселенная. - 2003.—№1 (22). - С.41-46.

3. Практика работы арабских театров по системе К.С.Станиславского// Человек и Вселенная. - 2003.—№3 (24). -С.6-12.

4. Арабский политический театр//Человек и Вселенная.-2003.-№8(29).-С.6-14. 0,50

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат, 2004 год

1. Авдеев А.Д. Происхождение театра/ А.Д. Авдеев. — М.: Б.м.,1959. -217 с.

2. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира/ А.А. Аникст. — К.: Искусство, 1965. 187 с.

3. Аль-Арбид Тамер. Театр одного актера (рассказчика) в арабском традиционном и современном искусстве/ Тамер аль-Арбид: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ЛГИТМИК. -СПб.,1992. 18 с.

4. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимодействие культур / С.Н. Артановский. Л.: Б.м.,1987. -207 с.

5. Бартольд В.Б. Культура мусульманства/ В.Б. Бартольд. — Л.: Академия, 1918.- 101 с.

6. Беляев Е.А. Образование арабского государства и возникновение ислама в VII в./ Е.А. Беляев — М.:Наука,1954. 74 с.

7. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье/ Е.А. Беляев. — М.:Наука,1965. — 97 с.

8. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века/ П.Н. Берков.— Л.гНаука, 1977.-243 с.

9. Бертельс Е. Персидский театр/ Е. Бертельс. — Л.: Академия, 1924. 62 с.

10. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль/ Ю.М.Барбой. — Л.:ЛГИТМиК,1988.

11. Бояджиев Г.Н. Мольер. / Т.Н. Бояджиев. — М. .'Искусство, 1967.-381 с.

12. Брехт Б. Собр. соч. в 6 т. Т. 5, п. 2. Театр. Жизнерадостная критика / Б.Брехт. — М.: Б.м.,1965. 243 с.

13. Вишневская И. Д. Гоголь и его комедии/ И. Д. Вишневская. — М., Наука, 1976. 52 с.

14. Гительман Л.И. Из истории зарубежной режиссуры Авторская режиссура Л.И. Гительман. — СПб.: СПбГАТИ, 1997.

15. Гусейнова ДА. Нуман Ашур и социальная драма АРЕ/ Д.А. Гусейнова.: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. —М., 1983. -24 с.

16. Гусейнова Д. Алжирский театр: Очерки истории/ Д. Гусейнова. -М., 1995. 141 с.

17. Дауд Георгиус Дауд. Проблемы историзма в современном иракском театре 60-80-х гг./ Дауд Георгиус Дауд: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. М.,1989. - 20 с.

18. Демин В.П. Формирование личности режиссера драматического театра/ В.П. Демин: Автореф. д-ра иск./ЛГИТМИК Л.,1985. - 24 с.

19. Дешко Н.Г. Эмоциональная заразительность спектакля как эффект сценического притяжения/ Н.Г. Дешко: Автореф.канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. -М.,1976.-22 с.

20. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия./ А.А. Долинина. — М.:Наука,1973. 245 с.

21. Долинина А.А. Советские исследования в области арабской литературы/ А.А. Долинина. — М.:Прогресс, 1978. -117 с.

22. Дгхам Раджаб. Становление арабской театральной традиции и современные тенденции развития сценического искусства Сирии/ Раджаб Дгхам: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ИИЭИ. Минск,1999. - 19 с.

23. Еолян И.Р. Очерки арабской музыки/ И.Р. Еолян. — М.: Музыка, 1977. 87 с.

24. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке/ Б. С. Ерасов. — М.: Наука, 1999. 327 с.

25. Ершов Д. Сатира и современность/ Д. Ершов. — М.Современник, 1978. 186 с.

26. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология/ Д. Ершов. — М.:Б.м.,1994.-247 с.

27. Журавский А. В. Христианство и ислам: Социокультурные проблемы диалога.—М.: Наука, 1990. 128 с.

28. Завадский Ю.А. Рождение спектакля / Ю.А. Завадский.—М.:ВТО, 1975. 179 с.

29. Иордан М. Исламизация культуры как воплощение этических идеалов ислама/ М. Иордан //Ислам и этническая мобилизация/Под ред. М.И.Губогло. -М.: Б.м.,1998. С.61-69.

30. Ислам и культура ислама: о традициях и стиле восточного искусства: По мат.-лам обсуждения за "круглым столом" в ред. ж-ла "Творчество "//Творчество.-1991.- № 9. — С. 2-11.

31. Каган М.С. Художественная культура в докапиталистических формациях/ М.С. Каган. — JL: ЛГУ, 1984. -217 с.

32. Кадом Икбаль Мухаммед Али. Основные тенденции развития иракского театра и драматургии 1950-1970 гг./ Икбаль Мухаммед Али Кадом: Автореф. канд.искусствовед./ ВНИИискусствознания. — М.,1987. 25 с.

33. Кини Александр Георги. Пути развития сирийского театра/ Александр Георги Кини: Автореф. дис. канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. М.,1984. -19 с.

34. Кирпиченко В.К. Юсуф Идрис/ В.К. Кирпиченко. — М.: Наука,I960. 42 с.

35. Клековкин А.Ю. Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности/ А.Ю. Клековкин: Автореф. дис. . канд.искусствовед./ВНИИ искусствознания. -М.,1991. -24 с.

36. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли/ М.О. Кнебель. М., 1982. - 197 с.

37. Котовская М.П. Синтез искусств/ М.П. Котовская. — М.; Наука, 1982.-97 с.

38. Крымский А.Е. История мусульманства/ А.Е. Крымский.- М., 1903. 349 с.

39. Крымский А.Е. История новой арабской литературы/ А.Е. Крымский. — М.: Наука, 1971. 311 с.

40. Ларина С.М. Творческие взаимодействия узбекского театра с театрами республик Средней Азии/ С.М. Ларина: Автореф. дис. . канд.искусствовед./Ташк.ГУ. Ташкент, 1991. - 19 с.

41. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время)/ З.И. Левин. —М.:Наука,1972. 148 с.

42. Литвин Б.М. Поиск образности в творчестве режиссера (Психол. предпосылки и реализация)/ Б.М. Литвин: Автореф. дис. . канд.искусствовед./Рос.ин-т искусствознания. —1. М.,1993.-28 с.

43. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. - С. 12-41.

44. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран/ В.Б. Луцкий.1. М.-.Наука, 1966. 179 с.

45. Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни/ Л.В. Маркова, Л.В. Шамина. М.:ВНМЦНТИКПР,1984. - 59 с.

46. Материалы Йеменской Социалистической Партии (НДРЙ). — М.: Политиздат, 1978.-179 с.

47. Монастырский П.Л. Режиссер и режиссура/ П.Л. Монастырский. Самара: Изд-во СГПУДООО. - 182 с.

48. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства/ Ю.А. Мочалов: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ВНИИ искусствознания. М.,1989. - 24 с.

49. Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина/ Лари Мусави, Рукни Сайид Муджтаба. -Баку, 1992. 61 с.

50. Набиль Али Али Мохамед. Влияние народной традиции на становление и развитие комедийного театра Египта/ Али Али Мохамед Набиль: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. -М.Д981.-22 с.

51. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие. / В.И. Немирович-Данченко. — М.,1952. 284 с.

52. Олдридж Дж. Каир. Биография города./ Олдридж Дж.— М., 1970.-298 с.

53. Омер Абдулла Салех Сайд. Становление и развитие театра в Южном Йемене/ Сайд Омер Абдулла Салех: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ГИТИС. -М.Д993. 25 с.

54. Оппенхейм A.JI. Древняя Месопотамия/ A.JI. Оппенхейм. — М.:Наука,1980. 214 с.

55. Проблемы методики режиссерского творчества: Сб.науч.тр./МГУКИ. — М.: МГУКИ, 2000. 193 с.

56. Прозоров С.М. Таз кйя//Ислам: Энцикл.сл. — М.:Наука,1990. С.220-221.

57. Путинцева Т.П. Тысяча и один год арабского театра/ Т.П. Путинцева. — М.:Наука,1977. 275 с.

58. Рагимова JI.A. Взаимодействие драматургии и режиссуры в процессе становления советского сценического искусства (Азербайджанский театр им. Азизбекова 20-30-е годы)/ JI.A. Рагимова: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ВНИИ искуствоведения. -М.Д984. —23 с.

59. Режиссерский театр/ Ред.-сост. А.Смелянский, О.Егошина. М.: МХТ,2001. -21 с.

60. Режиссура литературно-поэтического театра. -Л.:ВПШКД988. 95 с.

61. Ремез О .Я. Пространство и время в режиссуре драматического спектакля: Автореф. дис. .докт. искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. М.,1981. - 35 с.

62. Саджер Фауаз Омар. Значение системы К.С.Станиславского для развития арабской театральной школы/

63. Степанянц М. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре/ Степанянц М. //Гуманистические тетради. — 1994,- №> 1.- С.24-32.

64. Тимофеев И.В. Египетский театр теней "хаял аз-зилль"/ И.В. Тимофеев // Вопросы восточного литературоведения и текстологии. — М.:Наука,1975. — С.42-45.

65. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Т.1./ Г.А. Товстоногов. — М.:Искусство, 1984. — 349 с.

66. Топорков В.О. Станиславский на репетиции/ В.О. Топорков.-М., 1949.- 117 с.

67. Тухтиева Г.Т. Ислам и общечеловеческие ценности/ Г.Т. Тухтиева //Культура и образование. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции аспирантов и студентов. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995.-С. 15-17.

68. Усманов Н.К. Проблематика "интеллектуального театра" Тауфика аль-Хакима./ Н.К. Усманов/ААрабская филология. — М.:МГУ,1968. С.68-72.

69. Усманов Н.К. Проза Тауфика аль-Хакима/ Н.К. Усманов.1. М.:Наука,1976. 59 с.

70. Фаузи Фахми Ахмед. Становление народных форм современного египетского театра/ Фахми Ахмед Фаузи: Дисс. канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. — М., 1975.- 188 с.

71. Федь Н.М. Искусство комедии/ Н.М. Федь. — М.: Наука, 1978. — 146 с.

72. Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века/ И.М. Фильштинский. — М.: Восточная литература, 1977. -231 с.

73. Фомин Г.А. Эволюция принципов режиссерского решения массовой сцены в драматическом спектакле русского дореволюционного и советского театра/ Г.А. Фомин: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. -М.,1981. 17 с.

74. Шалимов B.C. Проблемы специфики режиссерского мышления/ B.C. Шалимов / ГИТИ им.А.В.Луначарского. -М.,1988. -16 с.

75. Шидфар Б.Я. Арабская классическая литература в XI-XII вв./ Б .Я. Шидфар. — М., 1974. 271 с.

76. Юнусов К.О. Драматургия Тауфика аль-Хакима/ К.О. Юнусов. — М.:Наука,1976. 74 с.

77. Юнусов К.О. "Обработки" в арабской драматургии/ К.О. Юнусов.// Арабистика и семитология в третьем тысячелетии. -СПб., 2000. // www.anhar.ru/library/cairo/part23.htm

78. Юсупова М.Р. Взаимодействие режиссера с актером в процессе работы над спектаклем (на материале Узбекского театра)/ М.Р. Юсупова: : Автореф. дис. .канд.искусствовед.' /ИИЭФ. Минск, 1994. - 16 с.

79. Якуб Шадрауи. Проблемы режиссуры на современной ливанской сцене/ Шадрауи Якуб: : Автореф. дис. .канд.искусствовед. / ГИТИ им. А.В. Луначарского. -М.,1986. -24 с.

80. Юнусов К.О. Музыкальный театр Ливана//Россия и арабский мир. Вып.5. - СПб., 1999. - С. 126-131.

81. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии / Ярхо В.Н. — М.:Наука, 1979.-207 с.

82. На английском, французском и испанском языках

83. Moreh Shmuel. Live theatre and dramatic literature in the medieval Arab word = Живой театр и драматическая литература в средневековом Арабском слове. N.Y.:N.Y.univ.press,1992. — 205 р.

84. Delgado P. L. Aproximacion al teatro egipcio moderno = К вопросу о современном египетском театре/ Pilar Lirola Delgado. Granada: Univ. de Granada, 1990. - 155 c.

85. Salame Ghassan. Le theatre politique аи Liban (1968-1973) = Политический театр Ливана (1968-1973). Beirut: Dar el-Macheq,1974. — 79 c.

86. Starkey P.G. Philosophical themes in Tawfiq al-Hakim = Философские темы у Тоуфика ал-Хакима// Jour. Of Amer. Literature. VIII (1977), P. 136-152.

87. Starkey P.G. Theme and form in the works of Tawfiq al-Hakim = Тема и форма в работах Тоуфика ал-Хакима. Oxford: Oxford Univ., 1978.1. На арабском языке

88. Абд ал-Мути Шарауи. Ал-масрах ал-мисри ал-муасир = Современный египетский театр/ Абд ал-Мути Шарауи. — Каир: Ал-хайа ал-мисрийа ал-амма ли-л-китаб,1986.

89. Абд аль-Хамид Юнис. Масрах ал-хайаль = Театр теней/ Абд аль-Хамид Юнис. — Каир, 1965.

90. Азиза Мухеммед. Ал-ислам уа ал-масрах = Ислам и театр/ Азиз Мухеммед. — Каир, 1977.

91. Али Икла Урсан. Театральные явления у арабов = ал-дауахр ал-масрахи анд ал-араб/ Али Икла Урсан. — Дамаск, 1981.

92. Али ар-Ра'и. Ал-фукаха ал-иртиджалийа = Импровизированная комедия/ Али ар-Ра'и. — Каир, 1968.

93. Али ар-Ра'и. Ал-фунун ал-фукагийа = Искусство комедии/ Али ар-Ра'и. — Каир, 1971.

94. Али ар-Ра'и. Ал-масрах ви-л-алям ал-араби = Театр в арабском мире/ Али ар-Ра'и. — Кувейт, 1980.100. аль-Алим Махмуд Амин. Ат-такафа уа ал-масрах = Культура и театр/ аль-Алим Махмуд Амин. — Бейрут, 1970.

95. Алхаким Тауфик. Наши театральные формы = ал-Масрахуна аш-шекли/ Алхаким Тауфик. Каир, 1967.

96. Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги. Ал-хурафа фи ал-масрах ал-мисри ал-муасер = Легенда в современном египетском театре (1933-1970)/ Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги.1. Каир, Б.г.

97. Аль-Баруди. О театральной музыке = Ан ал-мусика ал-масрахийа/ Аль-Баруди //Аль-Масрах. — Каир, 1964, июнь.108. аль-Бахр Наср ад-Дин. Ал-надарийа уа-л-хибра ал-масрахийа = Теория и практика театра/ аль-Бахр Наср ад-Дин. -Дамаск, 1977.

98. Дейф Шуфки. Ал-джахилийа = Доисламская эпоха/ Дейф Шуфки. Каир. 1971.

99. Джалал аль-Ашри. Мушкелят ал-адат уа-такаддум = Проблемы традиционности и новаторства/ Джалал аль-Ашри.1. Каир, 1971.

100. Джордже Зейдан. Тарих ал-адаб фи-л-лога ал-арабийа -История литературы на арабском языке / Джордже Зейдан. — Каир, 1938.

101. Касем Мухаммед. Багдад ал-абади = Вечный Багдад/ Касем Мухаммед. — Багдад, 1973.

102. Ландау Дж. Бахе ал-масрах ал-араби уа ас-синема = Исследование арабского театра и кинематографии./ Дж. Ландау /Перевод на арабский яз. Ахмеда аль-Мугази.—Каир, 1972.

103. Лейла Насим Абу Сейф. Нагиб ар-Рейхани/ Лейла Насим Абу Сейф.—Каир, 1972.

104. Мухаммед Мандур. Ал-масрах «ал-масрах» = Театр «Аль-масрах»/ Мухаммед Мандур. — Каир, 1963.

105. Мухаммед Юсеф Наджм. Ал-кисса фи-л-адаб ал-араби ал-хадиц = Пьеса в современной арабской литературе/ Мухаммед Юсеф Наджм. — Бейрут, 1957.

106. Мухаммед Юсеф Наджм. Ал-масрах ал-араби = Арабский театр/ Мухаммед Юсеф Наджм. — Бейрут, 1961-1963.

107. Мухаммед Юсеф Наджм. Ал-фан ал-масрахи фи-л-адаб ал-араби ал-хадиц (1847-1914) = Драма в современной арабской литературе (1847-1914)/ Мухаммед Юсеф Наджм.—Бейрут, 1967.

108. Мухаммед Теймур. Тахкик ан ал-адаб уа-л-масрах = Очерки о литературе и театре/ Мухаммед Теймур. — Каир, 1958.

109. Набиль Фарадж. Лика ма Нуман Ашур = Встречи с Нуманом Ашуром/ Набиль Фарадж //Аль-Марифа. — 1972.—№ 124-125.

110. Наджм Мухаммед Юсеф. Ал-адаб ал-малхами ал-шааби = Народный эпос/ Наджм Мухаммед Юсеф. — Каир, 1968.

111. Нуман Ашур. Хайати хийа ал-масрах = Театр — жизнь моя/ Нуман Ашур. — Каир, 1974.

112. Нуман Ашур. Улакед ал-масрах м'а ал-доула уа-л-муджтама = Связь театра с государством и обществом/ Нуман Ашур //Аль-Марифа. 1973,—№ 135.

113. Орсан А. О. ал-Масрах анд-ал-араб = Театральные явления у арабов / А. О. Орсан. —- Дамаск, 1981.

114. Раджа ан-Наккаш. Ал-макан амам ал-ситар = Место перед занавесом / Раджа ан-Наккаш. — Каир, 1971.

115. Раджа ан-Наккаш. Фи ду ал-масрах = В свете театра / Раджа ан-Наккаш. — Каир,1965.

116. Рашид Фуад. Наш театр = Масрахуна/ Рашид Фуад //Масрах. Каир, 1962. — № 12134. ар-Рахбани Мапсур. Агани тухиббу ан-нас = Песни, любимые народом/ ар-Рахбани Мансур // Афак арабийа.— 1983,—№ 9.

117. Роже Ассаф. Масрах ал-гита ал-мадани = Театрализация: маски города / Роже Ассаф.—Бейрут, 1965.

118. Сайд Ауляки. 70 сана ал-масрах ал-йемани = 70 лет йеменского театра/ Сайд Ауляки. Аден, 1983.

119. Салах Абд аль-Сабур. Ли-каи нантасер ал-альмауд = Чтобы победить смерть/ Салах Абд аль-Сабур. — Каир, 1966.

120. Салех Рушди. Ал-масрах ал-араби = Арабский театр / Салех Рушди. — Каир, 1972.

121. Салех Рушди. Ал-фан ал-шааби = Народное искусство / Салех Рушди. — Каир, 1967.

122. Салех Рушди. Ал-адаб ал-шааби = Народная литература / Салех Рушди.—Каир, 1972.

123. Сами Мунир Хусейн Амир. Ал-масрах ал-масри баад ал-харб ал-аламийа ат-тания (1945-1970) = Египетский театр после второй мировой войны (1945 -1970) / Сами Мунир Хусейн Амир. — Каир, 1979.

124. Самир Сарахан. Аль-Масрах аль-мисри алъ-ландис = Современный египетский театр / Самир Сарахан. — Каир, 1973.

125. Самир Сарахан. Ал-масрах ал-муасир = Современный театр / Самир Сарахан. Каир: Ал-хайа ал-мисрийа ал-амма ли-л-китаб,1987.144. ас-Сейид Хиляль. Машакиль ал-масрах = Проблемы театра / ас-Сейид Хиляль, Самир Фарид. — Б.м.: Аль-Катеб, 1966.

126. Умар ал-Талиб. Ал-масрахийа ал-арабийа фи-л-ирак.^ Арабская пьеса в Ираке / Умар ал-Талиб. — Багдад: Матбаад ал-нуман,1971.

127. Якуб Саннуа. Ал-масрах ал-араби: дирасат уа нусус = Арабский театр: теория и обучение / Якуб Саннуа / Под ред. Мухаммада Юсуфа Найма. Бейрут: Дар ат-такафа, 1964.

128. Ал-ахбар ал-мусикийа = Музыкальная хроника//Аль-Ахрам. (Каир) -1998, июль.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.