Отражение исторических событий в современной таджикской театральной культуре: Годы независимости тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Таваров, Мухамадулло Султонович

  • Таваров, Мухамадулло Султонович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 174
Таваров, Мухамадулло Султонович. Отражение исторических событий в современной таджикской театральной культуре: Годы независимости: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Душанбе. 2006. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Таваров, Мухамадулло Султонович

Введение.

Глава I. Развитие историко-культурных традиций в театральном искусстве Таджикистана.

1.1. Роль личности в истории культуры и ее отражение в современном театре.

1.2. Исторические спектакли и их место в современном репертуаре таджикских театров.

1.3. Исторические мотивы классической литературы и процесс их вплощения в театральной культуре.

Глава II. Историческая правда и проблемы освещения современной действительности в национальном театре.

2.1. Новые принципы претворения героики в театральной культуре

2.2. Отражение духовно - психологических противоречий характера современного героя в сценических произведениях.

2.3. Современная модификация столкновений личностных чувств и гражданского долга в театральных творениях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отражение исторических событий в современной таджикской театральной культуре: Годы независимости»

Актуальность исследования. С приобретением независимости Республикой Таджикистан 9 сентября 1991 года в истории таджикской государственности началась новая веха. Вновь образовалось суверенное государство таджиков. Пришел новый строй, внедрилась новая экономическая структура, началась иная жизнь, вносящая во все сферы свои коррективы, свои изменения, акценты, штрихи.

Являясь неотъемлемой частью многообразной национальной культуры - театр, стремится освоить новые пласты бурно развивающейся действительности посредством освоение исторической действительности. Ведь только историческая память по признанию Д. С. Лихачева: - «. противостоит уничтожающей силе времени, накапливает то, что называется культурой». 1 Поэтому углубляется смысл театральных произведений, расширяется их тематика, обогащаются и усложняются формы отображения исторической действительности.

В годы независимости усиливается внимание творческих коллективов к историческим темам. В частности, театр по-новому стал осмысливать судьбу и исторические обстоятельства, в которых жили и творили знаменитые исторические личности. Особенно усилилась тенденция переоценки исторических событий и фактов именно с позиций наших современников.

За годы независимости таджикскому народу и его молодому государству пришлось испытать много трудностей. Легко доставшаяся независимость требовала от общества выбора новых путей прогресса. Происшедший раскол между основными движениями страны привел к воо

1 Лихачев Д. С. Прошлое - будущему: Статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. - С. 65. руженному столкновению. Гражданская война 1992-1997 годов нанесла большой ущерб экономике страны.

Остановилось промышленное производство, из страны уехали тысячи высококвалифицированных специалистов. Все это не могло не отразиться и на культурной жизни страны. Театры в 1992 - 1993 годах временно остановили свою деятельность. Внутренняя, идейная раздробленность творческих коллективов республики явилась большим препятствием развитию театрального искусства, ухудшение социального положения граждан отразилось на духовности народа: резко сократилась посещаемость театров, а из театров ушли многие выдающиеся мастера сцены.

Но, невзирая на все это, творческие коллективы не остановили свою деятельность. В них стали вливаться молодые силы, изменилась тематика репертуара театров; вместо бытовых развлекательных пьес авторы больше стали обращаться к интеллектуальным драмам, историческим пьесам, извлекая идеи из уроков далекого прошлого, показывая, к чему ведет насилие и разрушение, утверждая пути к прогрессу и гуманизму.

Поддерживая выдвинутую правительством страны политику национального согласия и примирения, деятели культуры республики активно включились в процесс возрождения исторических традиций. Именно этим и отмечается большой интерес современного таджикского театра к исторической тематике.

Современный таджикский театр обладает хорошей школой актерского искусства, познавшей секреты создания и раскрытия человеческих характеров средствами внешнего и внутреннего перевоплощения. Современный таджикский театр владеет хорошей профессиональной режиссурой, создающей спектакли художественной цельности и обладающей современными выразительными средствами на уровне мирового театра, хорошей сценографией, своей национальной драматургией, совершенствующейся в своем развитии.

Исследование исторических аспектов современной драматургии и театра, путей и методов их сценического воплощения всегда являлись важней задачей, решение которой позволяет определить не только многообразие и плодотворность поисков, но в немалой степени и пути развития истории культуры.

Общие процессы обновления, происходящие в республике за годы независимости, непосредственно затронули и таджикскую театральную культуру. Своеобразие жанров, требующих новых подходов для их адекватного воплощения, естественно, активизировало искания в обновлении сценического языка, постановочных средств. Сказанное не могло не оказать своего рода формирующего воздействия на режиссерское и актерское искусство, в конечном счете, и на общекультурные процессы, протекающие в республике. Основные тенденции развития таджикской драматургии и театра за эти годы в их взаимодействии с традициями сценической культуры, и в контексте всей национальной культуры, выявление их исторического значения составляют предмет предлагаемого диссертационного исследования.

Анализ закономерностей развития современной таджикской драматургической литературы, выявления особенностей художественного метода ведущих драматургов республики, а также примеров сценической интерпретации их произведений позволил затронуть такие серьезные проблемы как традиции и новаторство, эволюция драматургических жанров, национальное своеобразие. Все эти решения отразили на новых материалах многие аспекты современной театральной культуры Таджикистана, ее достижения и издержки.

Диссертация представляет собой попытку рассмотреть видоизменения национальных традиций в драматургии в соответствии с сегодняшними историческими условиями. Раскрывается жанровое и стилевое многообразие национальной классики в сценическом искусстве, использование исторических источников в драматургии. Анализ взаимодействия художественного наследия и драматургии на современном этапе развития таджикской культуры позволяет расширить рамки историкотеоретических исследований в науке, выявить некоторые современные тенденции развития таджикской драматургии и театра.

В процессе сравнения театральных произведений с историческими материалами делается попытка расширенного осмысления проблем развития современной театральной культуры.

Изучение вопросов отражения исторических событий в театральной культуре за годы независимости представляет большой научный интерес, что и определяет актуальность исследования.

Степень изученности проблемы. Современный таджикский театр располагает огромным художественным опытом и лучшими традициями использования исторических трудов. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопросы, касающиеся исторических аспектов театральной культуры Таджикистана, не остались за пределами внимания историков, культурологов, искусствоведов, театроведов и других исследователей. Важную роль в научном осмыслении истории таджикского народа и определении исторических этапов его развития сыграло издание фундаментальных трудов коллектива авторов.1 Большую научную ценность имеют и обобщающие работы таджикских историков, где рассматриваются различные аспекты истории культуры XX столетия Таджикистана.2

Определенный материал по истории таджикского театра и его исторических аспектов дает многотомная «История советского драматического театра», где отдельные главы посвящены таджикскому театру.3

1 История таджикского народа. В 3-х томах, 5 книгах. - Душанбе, 1964 - 1965; Из истории культурного строительства в Таджикистане. Т. 1 - 2. - Душанбе, 1972, 1974; История культурного строительства в Таджикистане. Т. 1 - 2. - Душанбе, 1979, 1983; История таджикского народа. Т. 5. - Душанбе, 2004.

2 Шукуров М. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917 - 1941). - Душанбе, 1970; он же : Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. - Душанбе, 1980; он же: История культурного строительства в Таджикистане (1917 - 1977). - Душанбе, 1983; Масов Р., Абдул^аев Р. Чароги маърифат. (Культурное возрождение Таджикистана). - Душанбе, 1985.

3 История советского драматического театра. В 6-ти томах. - Т. I. 1917-1920. - М.: Наука, 1966; Т. II. 1921-1925. - М.: Наука, 1966; Т. III. 1926-1932. - М.: Наука 1967; Т. IV. 1933-1941. - М.: Наука, 1968; Т. V. 1941-1953. - М.: Наука, 1969; Т. IV. 1953-1967. - М.: Наука, 1971; Советское актерское искусство. 5070 годы. - М.: Искусство, 1982 и др.

Исследованию исторических аспектов таджикского театра на первых этапах его развития посвящены работы ученых-искусствоведов Н. Львова, Г. Гояна и О. Кайдаловой.1

Вся эволюция театральной культуры таджикского народа от ее истоков до современности нашло своего отражения в фундаментальных работах основателя таджикской школы театроведения - Н. X. Нурджа-нова. Прослеживая весь пройденный таджикским театром неровный и сложный путь, исследователь, наряду с восстановлением истории, изучением теории театрального искусства, вопросов таджикской национальной драматургии, режиссуры, сценографии и актерской школы, основательно рассматривает и процессы отражения истории таджикского народа в национальной театральной культуре.2

История таджикского театра, проблемы его развития являются предметом исследования таджикских историков, культурологов и театроведов.3 История национального театра и ее исторические аспекты на начальных этапах развития театра исследуются также и в отдельных работах ведущих историков-театроведов и литературоведов республики.4

Сценическая интерпретация исторических событий на разных этапах развития театрального искусства осуществлялась по-разному. Об опытах работы театральных коллективов страны над историческими материалами рассказывают и книги, посвященные отдельным ведущим те

1 Львов Н. Материалы к истории таджикского театра. // Труды государственного центрального театрального музея им. Л. Бахрушина. - М. - Л.: Искусство, 1941; Гоян Г. Театр, рожденный Октябрем. -Душанбе: Таджикгосиздат, 1943; Кайдалова О. Н. Традиции и современность. - М.: Искусство, 1977.

- Нурджанов Н. Таджикский народный театр. - М.: Изд-во АН СССР, 1956; он же: История таджикского советского театра (1917-1941). - Душанбе: Дониш, 1967; он же: Таджикский театр. Очерк истории. Под общей ред. проф. Г. Гояна. - М.: Искусство, 1968; он же: Драмаи халкии тоник (Таджикская народная драма). - Душанбе: Дониш, 1985; он же: История таджикского советского театра (1941-1957).

- Душанбе: Дониш, 1990; он же: Традиционный театр таджиков. В 2-х т. - Душанбе, 2002.

5 Тошмухамедов Ф. Образ В. И. Ленина в театрах Таджикистана. - Сталинабад: Таджикгосиздат, 1960; Назаров М. Санъати халки тоник (Искусство таджикского народа). - Сталинобод: Нашрдавтоник, 1961; он же: Искусство сближает людей. - Душанбе:' Ирфон, 1973; Шукурова Г. Шекспир в Средней Азии. - Душанбе, 1969; Афсахзод А. Зиндагй дар сах,па (Жизнь на сцене). - Душанбе: Ирфон, 1984; Гордон А.Г. Классика в заглавной роли. - Душанбе: Адиб, 1989.

4 Таджикская драматургия и театр. - Душанбе: Таджикгосиздат, 1957. атрам республики, где затрагиваются характерные особенности воплощения истории народа многими театральными коллективаи страны.1 ?

В рамках данного исследования важно отметить работы Б. Хур-рамовой. Они посвящены изучению таджикской исторической драмы и ее сценического воплощения, изданные в 60 - 80-х годах XX века.2 В них автор на основе конкретных произведений проводит сравнение исторических источников с их сценической трактовкой.

Отдельные моменты использования исторических материалов в таджикской комедиографии рассмотрены в трудах другого искусствоведа М. Шаропова, которые представляют собой первый опыт целостного изложения сведений о таджикской комедии, ее жанрах, видах, направлениях ее развития.3 Однако предлагаемые автором сведения носят ознакомительный и просветительский характер.

Некоторые проблемы, касающиеся использования исторических источников в творчестве таджикских драматургов, освещены в исследованиях J1. Хасановой, С. Сафарова и М. Иркабаева, где авторы рассматривают процессы изучения и развития исторической драмы на основе творчества отдельных драматургов.4

История развития самой таджикской драматургии и отражение исторических событий в национальной драматургии тоже находится в центре внимания многих исследователей. Процесс возникновения, становления, развития таджикской национальной драматургии, этапы его творческого пути до 60-х годов XX века рассматриваются в работах J1.

1 Мороз А. Государственный таджикский ордена Ленина театр оперы и балета им. С. Айни. - Стали-набад: Таджикгосиздат, 1957; Нурджанов Н. Государственный ордена Трудового Красного Знамени Таджикский академический театр драмы им. А. Лахути. - Душанбе: Таджикгосиздат, 1957; Чернявский С. Д. К истории ленинабадского театра им. А. С. Пушкина. - Душанбе: Таджикгосиздат, 1962; Угриновнч Е., Волчков Н. Государственный русский драматический театр им. Вл. Маяковского. -Душанбе: Таджикгосиздат, 1963. Хуррамова Б. Таджикская историческая драма и ее сценическое воплощение. Автореф. дисс. канд. иск. наук. - Ташкент, 1993; она же: Сцена и историческая личность. - Самарканд: Сугдиен, 1997.

3 Шаропов М. Комедия на таджикской сцене. - Душанбе: Дониш, 1978; он же: Таджикская советская комедия. Автореф. дисс. канд. иск. наук. - М., 1980; он же: На сцене таджикская комедия. - Душанбе: Ирфон, 1987.

4 Хасанова Л. Современная таджикская драматургия на сцене академического театра драмы им. А. Лахути. Автореф. дисс. канд. иск. наук. - М., 1975; Иркабаев М. Драматург и театр. Автореф. дисс. канд. иск. наук. - Л., 1980; Сафаров С. Конфликт ва характер (Конфликт и характер). - Душанбе: Ирфон, 1985.

Демидчик.1 Исследователь акцентирует свое внимание на проблемах таджикской исторической драматургии, ее тематике и содержании.

Большой материал по теме исследования дают работы, посвященные истории становления и развития национальной исполнительской (актерской) школы, монографии и книги, посвящены жизни и творчеству отдельных мастеров таджикской сцены.2 Творчество выдающихся художников, стоявших у истоков становления профессионального таджикского театра, в этих работах раскрыто на основе глубокого анализа истории культуры таджикского народа.

Много интересных материалов по данному вопросу можно найти и в воспоминаниях актеров, режиссеров, театральных администраторов, педагогов, которые являются живыми свидетелями истории.3

Однако все эти работы прослеживают процесс отражения исторических событий до приобретения республикой независимости. В хронологическом порядке, изучая историю таджикского театра, исследователи рассматривали произведения, написанные до 90-х годов XX века.

События современной же театральной жизни нашли свое отражение преимущественно на страницах периодической печати, в статьях и рецензиях, где авторами не ставилась задача всестороннего научного анализа.

1 Демидчик Л. Н. Зарождение и становление таджикской драматургии (1929 - 1941 гг.) // Таджикская драматургия и театр. - Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957. - С. 63 - 272; она же: От правды жизни к художественной правде. - Душанбе: Ирфон, 1985; она же: Таджикская драматургия 40-50-х годов. -Душанбе: Изд. - во АН Тадж. ССР, 1965. Нурджанов Н. Мухаммаджон Касымов. - М.: Искусство, 1955; он же: Аслй Бурхонов. - Душанбе: Ирфон, 1982; он же: София Тунбоева. - Душанбе: Адиб, 1993; он же: Ханрй Назарова. - Душанбе: Адиб, 1999; он же: Тухфа Фозилова. - Душанбе: Адиб, 2000; он же: Хочикул Рахматуллоев. - Душанбе: Эчод, 2005; Угринович Е. Д. Лутфй Зохидова. - Сталииобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1960; Боймухаммадов У. Ифтихори санъати точик (Гордость таджикского искусства. О Народной артистке Таджикской ССР С. Туйбаевой). - Душанбе: Нашрдавточик, 1963; он же: Гафар Валомат-заде. - Душанбе: Ирфон, 1966; Хасанова Л. Тухфа Фозилова. - Душанбе: Ирфон, 1976; Сорокина И., Подобед Э. Рафаэль Толмасов. - Душанбе: Ирфон, 1983; Джурабекова М. Как зажигались звезды. -Душанбе: Ирфон, 1986; Бобокалонова Ч. Боли хунар (Творческий полет актрисы М. Исаевой). - Душанбе: Адиб, 1999; Ховарп Абулхан. Носир Х,асапов. - Душанбе: Адиб, 2005.

3 Волчков Н. Из воспоминаний актера. // Государственный русский драматический театр им. Вл. Маяковского. - Душанбе: Таджикгосиздат, 1963; Рахматуллоев Х- Зухури ншки сахна (Любовь к сцене). - Душанбе: Адиб, 1987; Гольбрайх Е. Записки театрального администратора. - Душанбе: Адиб, 1989; Бибиков Б. В. Театр и судьба. - Душанбе: Адиб, 1990; Исоева С. Андешахо дар танхой (Думы наедине). -Хучанд, 2002.

В контексте избранной темы следует указать статьи и рецензии историка театра Н. X. Нурджанова, которые освещают сегодняшнюю театральную действительность. В частности, ученый в своих работах «Состояние таджикского театра», «Культура Таджикистана: проблемы и беды», «Некоторые тенденции развития современной таджикской драматургии» и «Без культуры нет жизни» наряду с общими проблемами современной театральной культуры затрагивает и вопросы исторических аспектов таджикской драматургии и театра.1

В опубликованных за последние годы работах, посвященных освещению театральных событий за годы независимости, автором рассматриваются вопросы исторических черт театрального искусства на современном этапе его развития.2

Из проведенного диссертантом исследования вытекает, что до сих пор, нет специального исследования, посвященного вопросам научного анализа и исследования исторической темы в современном таджикском театре. Диссертанту удалось в результате изучения и анализа имеющихся пьес, неоднократных просмотров спектаклей, бесед с актерами и театральными деятелями широко осветить интересующую нас проблему и дать научно обоснованную трактовку изучаемых вопросов сквозь призму развития культуры Таджикистана.

Целью диссертации является исследование исторических аспектов театральной культуры на основе материалов, отражающих исторические события. Используя в диссертации эти материалы, автор определяет масштабы основных направлений современной театральной культуры и ее исторические аспекты. Дается сравнительный анализ постановок про

1 Нурджанов Н. Культура Таджикистана: проблемы и беды. // Памир, - 1991, - № 9. - С. 185 - 192; ои же: Баъзе тамоюлхои ннкишофи драматургияи тоник (Некоторые тенденции развития современной таджикской драматургии). // Садои Шарк, - 1998, - №№ 1 - 6. - С. 99-100; он же: Театр аз диди май (Театр моими глазами). // Садои Шарк, - 2001, - № 7 - 12. - С. 123- 132; он же: Без культуры нет жизни. // Бизнес и политика. - 2001. - 30 ноября. - С. 3; он же: Равняй нави хайати эчодП (Новое направление творческого коллектива). // Чумхурият. - 2002. - 23 мая. - С. 4.

- Табаров М. Личность, история, сцена. - Душанбе: Эчод, 2004; он же: События и спектакли. - Душанбе, 2005. изведений таджикских драматургов на сценах театров республики с историческими материалами.

Рассмотрение драматических поисков и находок в исторических и историко-биографических драмах в тесной связи с их сценическим воплощением позволяет более ясно оценить влияние театрального искусства на общекультурный процесс и формирования нового исторического мышления.

Свою задачу автор видит в освещении следующих вопросов:

- выявить и раскрыть существенные отличающие черты современной таджикской театральной культуры через характеристику воплощенных в ней характеров, исторической достоверности событий;

- сопоставить произведения драматургии и театра с историческими источниками, выявить их различия и сходства;

- на типичных примерах проанализировать творческий процесс ряда драматургов, на основе взаимодействия таджикской драматургии и театра раскрыть исторические значения отдельных событий;

- рассмотреть способы решения проблем интерпретации наследия классиков, как исторического источника на современном этапе развития национальной театральной культуры;

- проанализировать умение использования исторических материалов в постановке современных пьес национальными драматургами, режиссерами и актерами.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней впервые предпринимается попытка широкого осмысления проблем развития современной театральной культуры и ее исторических аспектов.

Диссертация представляет собой первый опыт всестороннего анализа своеобразия таджикского театрального искусства во взаимодействии с историческими традициями исторического материала и театра. Таким образом, важная задача анализа процесса сценической интерпретации истории, наиболее отчетливо определяющая основную тенденцию развития театрального искусства в период независимости, решается впервые.

Рассмотрение театральных поисков и находок в увязке со сценическим воплощением национальной истории позволяет более ясно оценивать влияние театральной мысли на общекультурный процесс.

Данное диссертационное исследование «Отражение исторических событий в современной Таджикской театральной культуре (годы независимости)» является первым опытом научного осмысления и обобщения общетеатральных процессов на современном этапе развития культуры Таджикистана, где определяются основные отличающиеся черты данного периода развития театра в контексте современных историко - культурных процессов. Выявляются наиболее преобладающие методы отражения исторических материалов, а также рассматриваются жанры и формы исторических произведений театральной культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года по настоящее время, когда после приобретения независимости Республикой Таджикистан, активизировалась процесс изучения и отражения национальной истории в свете новых реальностей и обстоятельств. Изучая историко-героические и историко-биографические произведения таджикских драматургов и национального театра за годы после приобретения независимости, автор делает попытку определения исторических аспектов национальной театральной культуры на данном историческом отрезке (1991 -2005 года).

Источниковедческая база исследования. В качестве основного материала для диссертации послужили литературные и исторические первоисточники, художественные произведения таджикско-персидской и современной литературы, пьесы и спектакли, статьи и рецензии, касающиеся различных проблем современных спектаклей, беседы с драматургами, режиссерами и актерами, а также личные впечатления автора, сложившиеся в процессе изучения пьес и просмотра спектаклей.

Автором изучен и обработан достаточно обширный материал театральной культуры, изучены исторические материалы, пьесы на исторические темы и их сценическое воплощение в случаях, наиболее наглядно показывающих исторические аспекты национальной театральной культуры на современном этапе его развития. При этом мы опирались на практику не только ведущих театральных коллективов страны - Таджикского государственного академического театра драмы им. А. Лахути и Русского драматического театра им. В. Маяковского, но и периферийных областных театров, достижения которых в эти годы не было доступно другим регионам. Все это позволяет шире представить себе сегодняшние проблемы театрального искусства, связанные с задачами сценической интерпретации национальной истории.

В процессе подготовки диссертации широко использованы личные архивные материалы деятелей литературы и искусства Н. X. Нурджано-ва, С. Ш. Табарова, X. Г. Гадоева, Ф. М. Косимова, Н. Табарова и других.

В итоге столкновений, происходивших во время гражданской войны, многие материалы архива Министерства культуры Республики Таджикистан и театров страны были утеряны. Архивные данные собраны в очень незначительных объемах. Имеющиеся материалы не систематизированы. Этим обусловлены большие трудности при поиске диссертантом архивных материалов театров страны. Именно поэтому основополагающую роль при подготовке материалов диссертации принадлежит сотрудничеству автора с архивами театров в деле упорядочения архивных материалов. Анализ исторических драм и спектаклей, ознакомление с многочисленными историческими материалами позволили выявить основные тенденции в отражении исторических событий, означить круг проблем и особенностей, свойственных данному этапу развития театральной культуры Таджикистана.

Основополагающими методами исследования данной диссертационной работы являются историко - сравнительный и театрально - аналитические принципы. Методологически важной задачей при анализе исторических произведений драматургов является исследование путей синтеза художественного вымысла и исторической достоверности, взаимовлияние и взаимообогащение творческого воображения и исторических фактов в современной театральной культуре Таджикистана.

Практическая ценность работы. Основные положения и выводы диссертации могут иметь практическое значение в дальнейших научных исследованиях, а также при чтении курса истории таджикского театра в специальных учебных заведениях, в проведении ежегодных семинаров драматургов республики. Материалы диссертации могут быть использованы и в современной сценической практике - режиссерами, актерами, учитывающими нынешний опыт воплощения национальной истории, а также оказать определенную помощь в составлении соответствующих обобщающих трудов и учебных пособий по истории театра. Практическую ценность диссертации составляет и то, что она тесно связана с научно-исследовательской работой отдела истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан «История и теория таджикской национальной культуры». Диссертация может быть использована и при написании истории таджикского драматического театра.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций - научных трудах, статьях для энциклопедии города Душанбе(2004), сборниках и журналах, тезисах докладов и выступлениях на международных (г. Душанбе, 2005) и республиканских конференциях (г. Душанбе, 2000), семинаре драматургов (г. Турсун - заде, 2005) республиканских фестивалях-конкурсах профессиональных театральных коллективов страны - «Парасту» (1997, 1999, 2001, 2003, 2005). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на объединенном заседании отделов истории и теории культуры и искусства и новейшей истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

Структура и объем диссетртации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, библиографии, в которую включены ис

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Таваров, Мухамадулло Султонович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крупные общественные преобразования обычно сопровождаются повышенным интересом к прошлому. Потому что «объективный подход к изучению своей истории стимулирует национальную гордость, ведет к национальной консолидации, социально-экономическому и культурному прогрессу».1 В переходные периоды именно «через вчерашний день истории общество стремится глубже понять современность, оценить то, что происходит сегодня», - отмечает Л. Тамашин.2

С другой стороны, столь повышенный интерес к национальной истории за годы приобретения независимости в Таджикистане вызван и бурным развитием самой исторической науки в республике. Таджикская историография развила принципы реального историзма. Фундаментальные работы выдающихся отечественных историков Р. М. Масова, Н. Н. Негматова, А. М. Мухтарова, Н. Б. Хатамова, X. Пирумшоева и других не только способствовали повышению уровня исторической осведомленности народа, но и развитию самой исторической науки.

Это усиленное вимание к прошлому нашло свое отражение в большой распространенности исторической темы в современной театральной культуре. В наиболее крупных событиях национальной истории, предшествовавших процессу приобретения независимости, искалось обоснование исторической закономерности обладания независимостью.

Развитие театральной культуры Таджикистана за годы независимости протекало так же сложно, как и становление самого независимого государства. Несмотря на все трудности, спады, потери наблюдалось общее творческое развитие, поиск, беспокойство, которые чувствовались в деятельности ряда драматургов и театральных коллективов.

1 Пирумшоев X. Роль русских исследователей в формировании национального самопознания таджикского народа. // Голос Таджикистана. - 2005.- июнь. - С. 4.

2 Тамашин Л. Советская драматургия в годы гражданской войны. - М.: Искусство, 1961. - С. 225.

Своим творчеством лучшие театральные коллективы стремились ответить на новые исторические требования жизни, новые запросы зрителей.

В процессе анализа современных исторических произведений театральной культуры Таджикистана мы приходим к выводу, что исторический жанр по-прежнему занимает значительное место в национальной культуре и театре. Как показывает практика таджикского театра, исторический жанр играет огромную роль в процессе формирования духовно-нравственных принципов современного человека, богатства поэтики театра и самое главное - общественного самосознания. А «среди множества факторов, способствующих формированию национального сознания любого народа, - отмечает историк X. Пирумшоев,- едва ли не самое ведущее место занимает историческое самосознание».1

Историзм современной театральной культуры это прежде всего проблема выбора героя. В практике современной таджикской театральной культуры определилась группа спектаклей о великих людях. Их относят к историко-биографическим спектаклям. Канонизация этого направления в 60-80-е годы XX столетия заметно повредила развитию спектаклей исторической тематики на таджикской сцене. Однако эти же произведения театру были нужны во все времена. Особенно их необходимость ощутима в наши дни. Интерес к жизни, к судьбе, внутреннему миру выдающейся исторической личности сегодня оправдан. После небольшого затишья в 80-е годы прошлого века расматриваемый сценический жанр возродился с новыми чертами и установками. Вместо жизнеописания художника в современных спектаклях выдвигается иная проблематика: художник и народ, художник и властители, нравственные ценности. Именно освещению этих проблем посвящены произведения «Месть и испытание», «Обида» О. Рахмона, «Великий правитель», «Шах Хамадана» М. Гоиба и «Его величие Амирджан» С. Сабзаева. Авторы, опираясь на исторические материалы эпохи Тимуридов и произведений

1 Пирумшоев X. Указ. раб. - С. 4.

Мир Сайда Али Хамадони, создают не только неповторимый образ самого мыслителя, но и добиваются частичного показа картины социально-политической жизни поры Х1У века.

Творчески реализуя тексты пьес «Великий правитель» М. Гоиба, «Его величие Амирджан» С. Сабзаева режиссеры Д. Убайдуллоев и Б. Раджабов в театрах музыкальной комедии городов Куляба и Курган-Тюбе (1994) создали много интересных мизансцен. В трактовке режиссеров проблема гения и восприятия его идей современниками стала главенствующей. Эта идея и определила игру актеров.

А. С. Пушкин, в свое время размышляя о сути драмы, спрашивал: - «Что развивается в трагедии? Какая цель ее?» и сам же отвечал: - «. человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная».1 Немного позднее В. Г. Белинский, опираясь на эту мысль Пушкина, развил ее. Он отмечал: - «Что такое исторический роман, как не история общества в известную эпоху? Да, предмет истории - человечество, или народ, предмет исторического романа - общество».2 Предмет таджикских исторических спектаклей - общество, весь таджикский народ в определенную эпоху его истории. Это отнюдь не биографическая драма, в которой личность и судьба героя составляют главное его содержание, а общественная жизнь служит фоном для раскрытия частной биографии отдельного лица.

Образ художника извечен в искусстве. К изображению выдающихся личностей искусства, литературы и науки обратилась и современная театральная культура. Вторая половина 90-х годов XX века и начала 2000-х годов прошли под главенствующим вниманием к самосознанию современного зрителя - участника исторического процесса обновления жизни. Так появились драмы о жизни и деятельности Мансур Халлоджа (ок. 858-922 гг.) - «Разъяснение к тысяче и одной ночи» Гулназара (1996 г.), Абу Мансур Мухаммад ибн Ахмад Дакики (ум. ок. 997 г.) - «Дакики»

1 Пушкин А. С. О народной драме.// Собр. соч. Т. У. - M.: Гослитиздат, 1950.-С. 151.

2 Белинский В. Г. Соб. соч. В трех томах. Т. 11. - М.: Гослитиздат, 1948. - С. 397.

С. Аюби (1997 г.), Абулкасыма Фирдоуси (941-1021 гг.) - «Фирдоуси» М. Бахти (1999 г.), Носира Хосрава (1004 - ок. 1088 гг.) - «Призыв Носира» А. Мирходжа (1997 г.), Шамсиддина Мухаммада Хафиза Ширази (ум. 1383 г.) - «Огонь слезы» А. Сидки (1996 г.), Шамсуддина Шохина (1858 / 59-1894 гг.) - «Созвездие Шохина» С. Аюби (1994 гг.), Накибхона Тугра-ла (1867-1919 гг.) - «Зрелость» С. Сафара и К. Кирома (1995 г.).

Историзм в театральной культуре - это прежде всего проявление связи искусства с действительностью. С одной стороны историзм предполагает видеть факты и явления такими, какими они были тогда, когда они возникли - в контексте своей среды и своего времени. Но с другой стороны, существует необходимость оценивать факты и явления прошлого с позиций нашей дейстительности.

При выражении новой точки зрения на прошлое есть опасность разного рода переакцентировки, и даже искажения, неадекватности в отборе фактов и явлений. Примером таких произведений может'стать спектакль Таджикского государственного академического театра драмы им. А. Лахути «Александр всемогущий и Спитамен» Б. Абдурахмона (2001 г. режиссеры Б. Миралибеков и Д. Убайдуллоев). Спектакль повествует об исторических событиях, происходивших 2300 лет тому назад, когда согдийцы под предводительством Спитамена выступили на защиту своего отечества от войск Александра Македонского. Как свидетельствуют исторические источники, в 329 году до нашей эры, завоевав Малую Азию, Египет и Персию, он приводит свою армию на землю Согда и Бохтара. Герои спектакля - реальные исторические личности, занимавшие видное место в социально-политической жизни своего времени. Но из-за стандартности мышления авторов характеры героев и исторические события изображены довольно схематично.

Психологический анализ образа исторического героя в народно-героических драмах «Александр всемогущий и Спитамен» Б. Абдурахмона, «Одна судьба у нас, одна звезда» С. Усмонова и М. Ходжаева (где обрисована трагическая история монгольского нашествия в Х11-Х111 веках под предводительством Чингисхана) показывает, что ни намеки на исторические параллели, ни выворачивание вечных идей сами по себе не придают сегодняшнего акцента произведению. Они могут остаться чистой декларацией, иллюстрированной картинкой, если исторически неоправданно действие героя, художественно неубедителен его образ и не найден верный современный акцент.

Спектакли о Саманидах - это драматические версии на документальной основе. В роли документа здесь выступают исторически достоверные материалы и современные исследования эпохи Саманидов. Тем самым, эти спектакли рождают новые формы политических спектаклей, соединяющих в себе идеологическую направленность, нравственно-воспитательную актуальность, историческую и человеческую достоверность, одухотворенную сценичность. В современных спектаклях об эпохе Саманидов редко встречаются массовые, батальные эпизоды. Действия героев этих произведений сосредоточены на движении внутренних- страстей и порывах. Примерами таких спектаклей являются драмы «Шах Исмаил Самани» М. Бахти (театр им. А. Лахути, режиссер Ф. Косимов, в заглавной роли X. Гадоев, 1999 г.), «Амир Исмаил» (Хорогский театр музыкальной комедии, режиссер Б. Миралибеков, 1999 г.) «Саманхудот» С. Аюби (Кулябский театр музыкальной комедии им. С. Вали-заде, режиссер Т. Ахмадхонов, 1999 г.) и опера Т. Шахиди «Амир Исмаил» (Таджикский государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни, 1999 г.).

Рассматривая современные исторические и историко-биографические спектакли, а также освещая сценическую интерпретацию таджикско-персидской классики, как исторического материала на современном этапе, мы пришли к выводу, что принцип историзма, основная суть которого заключается в эстетическом освоении исторической действительности, в историко-биографических прозведениях «Шах Исмаил Самани» и «Фирдоуси» М. Бахти, приобретает новые грани и оттенки. Этот принцип определяет жанровое и стилистическое своеобразие данных пьес, которые возникают из творческой связи научных переосмыслений исторических фактов и художественной фантазии. В историко-биографических драмах М. Бахти эстетическое осмысление исторических событий раскрыло новую сферу исторической правды, непосредственно способствуя постижению главных признаков эпохи.

Интересные материалы персидско-таджикской классической литературы привлекли внимание театров тем, что в них присутствовал дух прошлых веков, правда исторических событий и известных людей. Благодаря им были найдены те современные идеи, образы, характеры, которые приблизили творения народа и классиков к зрителям наших дней. Творческие коллективы театров стремились раскрыть острые социальные конфликты, кипение страстей и столкновения личностей в исторических обстоятельствах.

Сегодня исторический жанр в таджикской драматургии и театре все еще требует новых художественно-эстетических поисков. Процесс анализа исторических пьес М. Бахти и Ф. Косимова вселяет в нас надежду на то, что таджикский театр в будущем откроет новые грани исторического жанра.

На основе произведений Ф. Косимова мы рассмотрели современный подход театральной интерпретации классики как исторического факта. Исследуя способы интерпретации персидской поэзии Ф. Косимо-вым, процесс видоизменения исторически сложившихся эпических и лирических жанров, таких, как дастан, месневи, газель, рубай в ходе сценического воплощения, анализируя спектакли «Иосиф потерянный.», «Исфандияр», «Антихрист», «Шейх Санаан» и «Шах Фаридун», убедились в том, что национальные исторические традиции художественного' мышления, воплощенные в могучих образах творений классиков - как страниц истории, предоставили новые возможности придать сценическим произведениям, составленным на их основе, монументальную историческую форму, масштабность.

Опыт Ф. Косимова свидетельствует о том, что современность звучания театрального произведения достигается, прежде всего, глубоким показом исторической правды, которая должна быть основой сценического произведения. При этом, необходимо испытывать большую любовь и уважение к национальной истории, глубоко ее понимать, чтобы приблизиться к современной действительности. Классические произведения для интерпретатора не только источник, используя который можно ставить отвечать на насущные современные проблемы и решать их по своему усмотрению, но и глубоко и всесторонне осмысливать историческую эпоху.

Спектакли Ф. Косимова свидетельствуют о поисках театром путей создания сценического эквивалента классическим произведениям, их полноты исторического соответствия, завершенности образов, выявления сценической структуры, подходящей для передачи поэтики произведения.

Современные таджикские драматурги, актеры и режиссеры опираются не только на личный опыт пережитого, но чаще всего прибегают к методу историка, обращаясь к документам, объективным свидетельствам событий.

В современной таджикской театральной культуре убеждающая сила исторической правды служит интересам развития демократического общества. Она, прежде всего, направлена на обогащение духовной жизни человека и укрепления исторической памяти народа. Поэтому историческая достоверность также важна для театральной культуры и при отражении современной жизни.

Идеологическая эффективность театральной культуры связана с ее моральным авторитетом, и это определяющим образом обеспечивается мировозренческой глубиной и правдивостью. Оба эти фактора реализуются в категории историзма. Историзм, таким образом, является неотъемлемым качеством современной театральной культуры Таджикистана.

Историческая тема в современной культуре нередко раскрывается в разрезе трагических конфликтов. Широта художественного освоения действительности предполагает и жанровое, и стилевое многообразие.

Большим театральным событием последних сезонов XX века театра им. А. Лохути стал спектакль «Драма нации» С. Аюби (режиссер Н.Джалолов). В масштабном и ораториально-мощном представлении открылся новый взгляд, новый подход к исторической теме. Человек и история; выбор, личная воля одного и могучая власть исторической необходимости, вот в чем заключается весь смысл данного произведения.

Спектакль расцветился историческими лицами, красками, голосами, но «крупный план», пристальное исследование души и мыслей безраздельно отданы лишь одному - мятежному Б. Гафурову (1908-1977).1 В сосредоточенности на этой сложной и цельной, мучительно переживающей свой разлад с действительностью фигуре (артист А. Мухаммеджа-нов) - источник целостности спектакля.

Театры стремятся соотнести свои исторические поиски со стремлением драматургов перевести бытовые ситуации в категории художественного обобщения, придать им историческое осмысление, выраженное в символической образности.

Заинтересованный, творческий подход к национальной драматургии, как в самой республике, так и за ее пределами, приводит, как следует из проведенного анализа, к отображению в сценическом искусстве проблем времени, к описаниям художественной образности, являющимися общими и для мирового театра. Выразительным примером сказанному служит тот факт, что главным направлением в таджикской драматургии за годы независимости выдвигается тема нравственного становления личности нового времени, интерпретируемая в различных аспектах: ис-торико-публицистическом и социально - психологическом.

1 См.: Bhushan Shashi. Academician Babajan Gafurov. - New Dehli, 1977; Литвинский Б. А. Бободжан Гафуров и его труд. // Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. И.Душанбе: Ирфон, 1989. - С. 331-383.

Протестуя против насилия, бесчинств и духовной опустошенности, крушения социальных основ взаимоотношений в современном обществе Н. Абдуллоев, Ш. Солехов, М. Суруш и другие драматурги обращались к эстетическим принципам художественной образности публицистической драматургии, внося в нее приметы, присущие социально-психологической драме.

Огромное влияние на состояние культуры оказала гражданская война 1992-1997-х годов XX века. В исторических спектаклях на совреУ менную тематику события и картины гражданской войны предстают особенно зримо. В правдивом воссоздании событий прошедшей войны театр видит свой долг перед памятью погибших на войне. О хаосе, царившем тогда в стране, рассказывают спектакли «Бунт вымерших» Ш. Солеха (1998 г.), «Гибель двоих» И. Насриддина (1999 г.) Таджикского государственного молодежного театра им. М. Вахидова (режиссеры А. Кодиров и Д. Убайдуллоев). Послевоенные же события наиболее ярко отражены в произведениях «Исповедь» Б. Абдураззокова (Ходжентский театр музыкальной комедии им. К. Худжанди, 2001г., в постановке автора), «Последний вагон» Н. Табарова (Государственный русский драматический театр им. В. Маяковского, 2003 г., режиссер М. Миров).

С начала 90-х годов XX столетия увеличилось влияние политики на культуру. В произведениях театрального искусства этого периода, где публицистика преобладала над художественностью, отражался дух времени. Яркими публицистическими произведениями исследуемого периода являются спектакли «Сказки Старика» (Таджикский государственный академический театр драмы им. А. Лахути, 1997 г., режиссер и исполнитель роли Старика А. Мухаммеджанов) и «Горец» (Государственный русский драматический театр им. В. Маяковского, 1997 г.) Н. Абдуллое-ва.

Как и в предыдущие десятилетия за годы независимости театр стремился отразить в своих спектаклях проблемы современной жизни, создать правдивый, психологически углубленный образ современника, но конкретность, фотографическая «узнаваемость» характеристик заменяется порой контурностыо сценических образов.

Детальная индивидуализация персонажей отступает перед обобщенностью трактовок не столько выделением черт, присущих тому или иному действующему лицу, как исторической личности, сколько определением их функций при участии и в развитии действия, не столько личностным свойством характера, сколько общим направлением идейно-художественной структуры исторического образа.

Возросшее внимание таджикских авторов к внутренним противоречиям характеров приводит к более глубокому анализу современных нравственных критериев нового исторического времени. По выражению И. Вишневской; - «Не только с точки зрения социального, общественного распорядка, но и с точки зрения национального характера, сугубо специфических черт общественной и национальной нравственности данного времени».1

Именно в силу этого возрастает значение оригинальной пьесы, во все времена определявшей лицо национального театра, как страждущего нравственные искания того или иного народа.

Исследование глубин человеческого характера, процесса его духовного становления развивается и в режиссуре. Такие спектакли, как «Шах Исмоил Самани» М. Бахти (режиссер Ф. Косимов), «Сказки Старика» Н. Абдуллоева (режиссер А. Мухаммеджанов) в Таджикском государственном академическом театре драмы имени А. Лахути, отличаются яркостью драматических импульсов конфликта, вытекающих из характеров исторических персонажей. Сложность человеческих пережиьаний, отношений и чувств в этих спектаклях гораздо многозначительнее слов, которыми часто обозначались душевные состояния героев. Именно здесь и театральная практика приблизилась к гармонии драматургического и сценического искусства.

1 Вишневская И. Монолог критика. // Театральная жизнь, - 1982, - № 8. - С. 6.

Некоторые пьесы Н. Абдуллоева и драму «Исповедь» Б. Абдураз-зокова объединяет их устремленность в будущее, открытость финалов. Судьбы героев часто остаются незавершенными, зрителям представляется самим угадать исход, подготовленный всем развитием действия.

На основе всех материалов, рассмотренных в нашей диссертации, можно прийти к следующим выводам:

1) современное театральное искусство - это заметный элемент таджикской культуры, в которой ныне явственно продолжаются национальные традиции, историко-философское осмысление событий и обнаруживаются общечеловеческие ценности;

2) лучшие образцы современных исторических произведений национального театра способствуют улучшению эстетического состояния театра и обобщению сценического языка. В них наблюдается концентрированный драматизм, яркий национальный колорит, внутренняя динамика;

3) лучшие образцы современных исторических драм играют важную роль в воспитании у зрителей исторической памяти и социального мышления, в пробуждении их национального самосознания;

4) спектакли, созданные на основе современной исторической драмы, сыграли в таджикском театре значительную роль в формировании искусства режиссера, актера, художника, композитора; они способствовали поиску новых форм и направлений театрального искусства, помогли обретению собственного творческого почерка молодым поколением.

Сегодня исторический аспект в таджикской драматургии и театре все еще требует новых художественно-эстетических поисков. По нашему мнению, для повышения художественной ценности и исторической достоверности сценических произведений театральным коллективам страны необходимо:

- не довольствоваться отображением отдельных нюансов, а стараться более полно изображать исторические образы. В театральном искусстве только полноценные образы могут наиболее ярко отразить историческую правду изображаемой эпохи;

- углубить историко-философское осмысление исторических событий. Театральная культура, прежде всего, должна стремиться к раскрытию внутреннего мира исторических личностей, а не к созданию хроники жизни героев. Современному театру необходимо отказываться и от устаревшего приёма простого показа биографических фактов; рассматривать исторические труды и хроники с точки зрения современных требований;

- расширять рамки исследования исторических тем в национальной драматургии и театральном искусстве.

Интерпретация современного исторического процесса в пору возрождения художественных традиций прошлого, в пору бурных духовных поисков, происходящих в нашем обществе, совершенно необходима: общество нуждается в воспитании национального мышления и национальной гордости, гуманистических чувств, постижения вечных идеале з. Огромный вклад в духовное воспитание могут внести произведения исторического жанра. Прав Ч. Айтматов, отмечающий, что «.человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».1

Несомненно, что в исторических спектаклях современной таджикской театральной культуры прослеживаются поиски, дающие возможность решения сложных творческих проблем, в том числе одной из важнейших - воплощения значительных событий и ярких страниц народной истории и национального характера.

1 Айтматов 4. Буранный полустанок. - М.: Молодая гвардия, 1981. - С. 4. i

163

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Таваров, Мухамадулло Султонович, 2006 год

1. Абдуллоев С. Исмоили Сомонй (Исмаил Самани). - Хучанд: Нури маърифат, 1999.

2. Айнй С. Кдхрамони халки точик Темурмалик (Герой таджикского народа Тимурмаоик). - Сталинобод, 1944.

3. Айнй С. Устод Рудаки. Эпоха, жизнь, творчество. М., 1959.

4. Аррман Ф. Поход Александра. М., Л.: Изд - во АН СССР, , 1962.

5. Афсахзод А. Зиндагй дар сахна (Жизнь на сцене). Душанбе:1. Ирфон, 1984.

6. Аюбзода С. Дунёи Мирзоватан (Мир глазами Мирзоватана). -Душанбе: Адиб, 1999.

7. Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. Л., 1927.

8. Бертельс Е. Э. История персидско таджикской литературы. -М., 1960.

9. Бочаров А.Г. Человек и война. М., 1998.

10. Брагинский И. С. Очерки из истории таджикской литературы. -Сталинабад, 1956.

11. Виноградова Н. Традиционное искусство Востока. М.: Эллис Лак, 1997.

12. Война и политика. 1939 1941. - М.: Наука, 2000.

13. Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. 1 -2. Душанбе: Ирфон, 1989.

14. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М.: Современник,1999.

15. Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. М.:• ООО Издательский дом «Летопись», 2000.

16. Гордон А.Г. Классика в заглавной роли. Душанбе: Адиб, 1989.

17. Гоян Г. Театр, рожденный Октябрем. Душанбе: Таджикгосиздат, 1943.

18. Гражданское движение в Таджикистане. М., 1990.

19. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая орда и ее падение. -М., Л., 1950.

20. Гулыча А. В. Эстетика истории. М.: Наука, 1974.

21. Дармстетер Дж. Происхождение персидской поэзии. М., 1924.

22. Демидчик Л.Н. Таджикская драматургия 40-50-х годов. Душанбе: Изд-во АН Тадж. ССР , 1965.

23. Демидчик Л.Н. От правды жизни к художественной правде. -Душанбе: Ирфон, 1985.

24. Дюпюи Э. Р., Дюшои Т. Н. Всемирная история войн: Харпер-ская энциклопедия военной истории с комментариями. Кн. 1 3. - СПб. - М.: Полигон - ACT, 1997 - 1998.

25. Зайцев Н. Советский спектакль исторической темы. ,Л.: ЛТИТМИК, 1978.

26. Иванов М. С. Очерк истории Ирана. М., 1952.

27. Из истории культурного строительства в Таджикистане. Т. 1 2. -Душанбе, 1972, 1976.

28. Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 1971.

29. Искандаров Б.И. Бухара (1918-1920 гг.). Душанбе: Дониш, 1970.

30. История культурного строительства в Таджикистане. Т. 1 2. -Душанбе, 1979, 1983.

31. История Таджикской ССР. Душанбе: Ирфон, 1965.

32. История таджикского народа Т. 1 4. - М.: Наука, 1964.

33. История таджикского народа Т. 5. Душанбе, 2004.

34. История советского драматического театра. В 6-ти томах. Т. I. 1917-1920. - М.: Наука, 1966; Т. II. 1921-1925. - М.: Наука, 1966;

35. Т. III. 1926-1932. М.: Наука 1967; Т. IV. 1933-1941. - М.: Наука, 1968; Т. V. 1941-1953. - М.: Наука, 1969; Т. IV. 11953-1967. -М.: Наука, 1971;

36. История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века. М., Изд-во АН СССР, 1963.

37. История театроведения народов СССР. М.: Наука, 1985.

38. Ишанов А. И. Бухарская Народная Советская Республика. -Ташкент: Узбекистан, 1969.

39. Кайдалова О.Н. Традиции и современность. М.: Исусство, 1977.

40. Кисляков Н. А. Патриархально феодальные отношения среди оседлого сельского населения Бухарского ханства в конце XIX -начале XX вв. - М., Л.: Изд - во АН СССР, 1962.

41. Курций Р. История Александра Македонского. Сохранившиеся книги. М.: Изд-во Моск. Универс., 1963.

42. Лафизов Ф. Роль международных организаций в уригулирова-ние внутренних кофликтов. На примере Таджикистана. Душанбе, 1998.

43. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб, 1998.

44. Львов Н. Материалы к истории таджикского театра. // Труды Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. М., Л.: Искусство, 1941.

45. Майтдинова Г. История таджикского костюма. В 2- х т. Душанбе, 2004.

46. Масов Р. История топорного разделения. Душанбе: Ирфон, 1991.

47. Масов Р. Таджики: история с грифом «совершенно секретно». -Душанбе: Центр издания культурного наследия, 1995.

48. Масов Р. «Критическая» ложь по заказу. Душанбе, 2001.

49. Масов Р. Таджики: вытеснение и ассимиляция. Душанбе, 2003.

50. Масов Р. Актуальные проблемы историографии и истории Таджикского народа. Душанбе, 2005.

51. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1961.

52. Мец А. Мусулманский ренесанс. М., 1977.

53. Мухтаров А. По следам прошлого. Душанбе: Ирфон, 1982.

54. Мухторов А. Сомониён: Замон ва макон (Саманиды: время и территория). Душанбе: Сурушан, 1999.

55. Мухторов А., Шарифов Ш. Академик Бобоцон Гафуров. Душанбе: Ирфон, 1989.

56. Муъминчонов X,. Зардушт ва оини у (Заратуштра и его религия) . Кн. 1 -2. Душанбе, 1993,1997.

57. Муъминчонов X,. Турон гахвораи тамаддуни Ориёй (Туран -колыбель арийской цивилизации). Душанбе, 2004.

58. Назаров М. Санъати халки тоник (Искусство таджикского народа). Сталинобод: Нашрдавточик, 1961.

59. Назаров М. Искусство сближает людей. Душанбе: Ирфон, 1973.

60. Негматов Н. Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX X вв.). - Душанбе: Дониш, 1977.

61. Негматов Н. Н. Таджики. Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан. Гиссар, 1992.

62. Негматов Н. Таджикский феномен: история и теория. Душанбе: Оли Сомон, 1997.

63. Нурджанов Н. Таджикский народный театр. М.: Изд- во АН СССР, 1956.

64. Нурджанов Н. История таджикского советского театра (19171941). Душанбе: Дониш, 1967.

65. Нурджанов Н. Таджикский театр. М.: Искусство, 1968.

66. Нурджанов Н. История таджикского советского театра (19411957). Душанбе: Дониш, 1990.

67. Нурджанов Н. Музыкальная и театральная жизнь столицы государства Саманидов. Душанбе: Матбуот, 2000.

68. Нурджанов Н. Традиционный театр таджиков. В 2 х т. - Душанбе, 2002.

69. Панфилов О. Таджикистан: Журналисты на гражданской войне (1992- 1997). М.: Права человека, 2003.

70. Пирумшоев X. История изучения восстания Восе. Душанбе: Маориф, 1998.

71. Поламишев A.M. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 1982.

72. Рахмонов Э. Точикистон: Да* соли истиклолият, вахдати миллй ва бунёдкорй (Десять лет независимости, национальное единство и вохрождение). В 3 х т. - Душанбе, 2001.

73. Рахмонов Э. Политика мира и созидания. Душанбе: Ирфон, 2001.

74. Рахмонов Э. Таджикистан на пороге XI века. Душанбе: ШаркиОзод, 2001.

75. Рах,монов Э. Истшдтолияти Точикистон ва э*ёи миллат (Независимость Таджикистана и возрождение нации). В 4 х т. -Душанбе: Ирфон, 2002.

76. Рахмонов Э. Точикон дар оинаи таърих (Таджики в зеркале истории). Кн. 1 -2. Душанбе: Ирфон, 1999, 2002.

77. Рачабов 3. Ш. Маорифпарвар Ах,мади Дониш (Просветитель Ахмад Доннш). Душанбе: Ирфон, 1964.

78. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Academia, 1936.

79. Станиславский К.С. Работа актера над собой. 4-11. М.: Искусство, 1948.

80. Табаров М. Личность, история, сцена. Душанбе: Эчод, 2004.

81. Табаров М. События и спектакли. Душанбе, 2005.

82. Тошмухамедов Ф. Образ В.И. Ленина в театрах Таджикистана.-Душанбе, I960.

83. Умарзода И. Ориён (Арияна). Душанбе, 2002.

84. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.

85. Хуррамзод Б. Сцена и историческая личность. Самарканд: Сугдиён, 1997.

86. Х,отамов Н. Инъикоси революцияи халкии Бухоро дар асарх,ои Садриддин Айнй (Отражение Бухарской народной революции в произведениях Садриддина Айни). Душанбе: Дониш, 1990.

87. Хотамов Н. Свержение эмирского режима в Бухаре. Душанбе, 1997.

88. Х,отамов Н. Таърихи халки точик. (Аз солх,ои 60 уми асри XIX то соли 1924). (История таджикского народа ( С 60 - х годов XIX века по 1924 год). - Душанбе, 2001.

89. Шаропов М. На сцене таджикская комедия. Душанбе: Ирфон, 1987.

90. Шукуров М. История культурного строительства в Таджикистан (1917 1977).-Душанбе, 1983.

91. Шукуров М. Диди эстетикии халк, ва насри реалистй (Эстетические взляды народа и реалистическая проза). Душанбе: Ирфон, 1973.

92. Шукуров М. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917 1941). - Душанбе, 1970.

93. Шукуров М. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма.-Душанбе, 1980.1. Иностранная литература

94. Altheim F. Alexander and Asien. Geschichte eihes geistigen Erdes. -Tubingen, 1953.

95. Arberry F. J. Discourses of Rumi. L, 1961.

96. Ritter H. Das Meer der Seele, Mensch , Welt und Gott in den Geschichten des Fariduddin Attar. Leiden, 1955.

97. Halperin. The lbn Sayyad tradition and the legend of Dajjal. -JAJS, 1976.

98. Shashi B. Academician Babajan Gafurov. New Dehli, 1977.1. Статьи

99. Абдулло F. Хдёти муосир ва драматургияи то^ик (Современная жизнь и таджикская драматургия). // Садои Шарк, 1975, - № 7. -С. 78-91.

100. Азизова Т. Номаи берун аз «хоки Ватан» (Письма из за границы).//Чархи гардун.-2003. -19декабря. -С. 8.

101. Ганковский Ю. 60-летие академика Б. Гафурова. // Вопросы истории, 1969,-№ 4. - С. 148-151.

102. Демидчик JL Драмаи публициста ва инъикоси замон (Публицистическая драма и отражение современности). // Садои Шарк, -1971,-№11.-С. 108-112.

103. Демидчик JT. Мавзуи таърихй ва рухи замон (Исторические произведения и дух времени). // Садои Шарк, 1974, - № 2. - С. 115-130.

104. Демидчик J1. Кашфи олами инсон (Исследование человеческого духа). // Садои Шарк, 1974, - № 9. - С. 120-140.

105. Демидчик JL, Шукуров М. Мехрп зиндагй ва инсон (Любовь к жизни и людям). // Садои Шарк, -1981, № 9. - С. 129- 142.

106. Демидчик Л. Замон ва конуни жанр (Время и требования жанра). // Садои Шарк, 1982, - № 8. - С. 105-143.

107. Икромй Ч,. Чанд сухан дар бораи драматургияи мо (Несколько слов о нашей драматургии). // Шарки сурх, -1958, -№ 6. С. 105109.

108. Муллочонов М. Драматургия ва хаёт (Драматургия и жизнь). //

109. Садои Шарк, -1971, -№ 7. С. 103-110.

110. Нурджанов Н. Без культуры нет жизни. // Бизнес и политика. -2001. -30 ноября.-С. 3.

111. Нурджанов Н. Культура Таджикистана: проблемы и беды. // Памир, -1991, № 9. - С. 185 - 192.

112. Нурчонов Н. Баъзе тамоюл^ои инкишофи драматургияи точик (Некоторые тенденции развития таджикской драматургии). // Садои Шарк, 1998, - № 1 - 6. - С. 99-100.

113. Нурчонов Н. Театр аз диди ман (Театр в моем понимании). // Садои Шарк,-2001,-№7-12. С. 123- 132.

114. Нурчонов Н. Равняй нави ^айати эчодй (Новое направление творческого коллектива). // Ч,ум*урият. 2002. - 23 мая. - С. 4.

115. Нурчонов Н. Ояндаро имруз муайян менамояд (Будущее определяется сегодня). // Ч,ум*урият. -2002. 6 ноября. - С. 3.

116. Пирумшоев X. Роль русских исследователей в формировании национального самопознания таджикского народа. //Голос Таджикистана. 2005. - июнь. (- № 10). - С. 4.

117. Рах,монов А. Афсонах,ои вокеии сах,наи зиндагй (Реальные сказки жизненных сцен). // Чархи гардун. 2000. - 14 июля. - С . 5.

118. Табаров М. «Драмаи миллат» ва сарнавишти халк («Драма нации» и судьба народа). // Паёмномаи фар^анг, 2000, - № 2. - С. 71-75.

119. Табаров М. Як ситора ду кисмат (Две судьбы одной звезды). // Паёмномаи фар^анг, - 2000, - № 3. - С. 29 - 37.

120. Табаров М. Инъикоси ^аёти зан (Отражение женских судеб). // Гуфтугу, 2004, - № 2. - С. 7-9.

121. Улугзода С. Дар бораи ма^орати драматург (О мастерстве драматурга). // Садои Шарк, 1951, - № 6. - С. 21-26.

122. Халфин Н.А. Академик Бободжан Гафурович Гафуров. К 70-летию со дня рождения. // Народы Азии и Африки, 1978, - № 6. -С. 145-147.

123. Худоёрбекова С. Онх,о дигар танх,о нестанд (Они не одиноки). // Чумх,урият. 1999. - 7 мая. - С. 3.

124. Худоёрбекова С. Фигон аз к;арнх,о (Крик из глубины веков). // Ч,авонони Точикистон. 2000. - 20 июня. - С. 8. *

125. Хуррамова Б. Шахсияти таърихи ва рух,и замон (Историческая личность и требование времени). // Садои Шарк, -1983, № 3. -С. 114-118.

126. Хуррамова Б. Тараннуми покизагии эх,сос (Воспевая искренность чувств). // Чумх,урият. 2004. - 13 мая. - С. 3.1. Произведения драматургии

127. Абдулло Н. Кургирех, (Петля). Сборник пьес. Душанбе, 2000.

128. Абдулло Н. Пришелец, или куда идем? Драма из современной жизни. // Памир, 2003, - № 1-3. - С. - 93 - 110.

129. Абдучаббор А. Сух,они к;азо. Фочиа. (Рок) Душанбе: Ирфон, 1997.

130. Айюбй С. Туй дар Хуррамдара (Свадьба в Хуррамдаре). Сборник пьес. Душанбе: Адиб, 2005.

131. Бахтй М. Намоишномаи Фирдавсй (Фирдоуси). Душанбе, 1999.

132. Бахтй М. Шох, Исмоили Сомонй (Шах Исмаил Самани). В кн.; Бахтй М. Манзари к;исмат (Взгляд в судьбу).- Душанбе: Адиб,2003.

133. Бах,орй А. Суикасд. Намоишнома (Заговор). Душанбе: Пайк, 1997.

134. Бах,орй А. Дастовез (Подарок). Душанбе: Шарки Озод, 2002.

135. Бах,орй А. Рузх,ои арафа (На кануне). Душанбе: Сурушан,2004.

136. Крсим Ф. К^иссаи Юсуф (Сказание о Юсуфе). Душанбе, 1998.

137. Куддус Ч,. Офариниши охирин. Намоишнома^о (Последнее создание). Сборник пьес. Душанбе: Авасто, 2003.

138. Рабиев А. Ишкнома (Признание в любви). Сборник пьес. -Панчакент, 1997.

139. Ра^мон О. Имти^он ва касос (Месть и испытание). Кулоб, 1994.

140. Соле^ Ш. Исёни майит^ои бекафан (Бунт убиенных). Душанбе, 1994.

141. Сафар С. Друзей в беде не оставляют. Историческая драма. // Памир, 1998, № 1 6. - С. 35 - 80.

142. Сафар С. Иблисон (Дьяволы). Сборник пьес. Душанбе: Адиб, 2004.

143. Суруш М. Я на тебя не жалуюс, мой век! Душанбе: Ирфон, 1998.

144. Суруш М. Замурованный грех. Сборник пьес. Душанбе: Шарки Озод, 1999.1. Авторефераты диссертаций

145. Арифджанова Н. Р. Национальная идея таджикского народа как предмет социально философского анализа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени философских наук. -Душанбе, 2005.

146. Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993 1997). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Душанбе, 1999.

147. Гаджиев Д.Т. Историческая драма в азербайджанской литературе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Кировобод-Баку, 1969.173

148. Кабилова Б. Т. История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Душанбе, 2005.

149. Махкамова Г. М. История развития сценического искусства в Таджикистане в 20 е - 60 - е оды XX века: тендерный аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Душанбе, 2004.

150. Умарова Ш. Таджикские народные исторические песни. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Душанбе, 1999.

151. Хасанова Л.М. Современная таджикская драматургия на сцене академического театра драмы им. А. Лохути. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусстивовещ- дения. М., 1975.

152. Хуррамова Б. Таджикская историческая драма и ее сценическое воплощение. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ташкент, 1993.

153. Шарофов М. Таджикская советская комедия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1980.

154. Беседы с деятелями науки и культуры1

155. Беседа с режиссером X. Майбалиевым от 7 мая 1998 года.

156. Беседа с артистом А. Шарифовым от 2 сентября 1998 года.

157. Беседа с драматургом М. Бахти от 7 сентября 1999 года.

158. Беседы с драматургом С. Аюби от 12 ноября 1999 года и 20 апреля 2001 г.

159. Беседа с драматургом О. Рахмоном от 7 мая 2000 года.

160. Беседы с режиссером и драматургом Ф. Косимовым от 28 июня 2001 года и 27 марта 2005 г.

161. Беседа с Народным артистом СССР, профессором X. Гадоевым от 10 мая 2002 года.

162. Беседа с режиссером Б. Абдураззоковым от 9 июля 2002 года.

163. Беседа с профессором А. Абдурахмоновым от 9 ноября 2003.

164. Беседа с академиком М. Шукуровым от 25 мая 2004 года.

165. Беседа с артистом Н. Давлатовым от 23 марта 2005 года.

166. Беседа с театральным критиком Е. Ю. Карас от 26 марта 2005 года.

167. Дневники и кассеты с записями бесед в архиве автора (Таварова М. С.).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.