Формирование пространственных представлений в обучении младших школьников рисованию пейзажа в детской студии изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Белякова, Лолита Георгиевна

  • Белякова, Лолита Георгиевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 238
Белякова, Лолита Георгиевна. Формирование пространственных представлений в обучении младших школьников рисованию пейзажа в детской студии изобразительного искусства: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2011. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Белякова, Лолита Георгиевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

1.1. Концепции передачи глубины пространства на плоскости в изобразительном искусстве

1.2. Теоретические аспекты формирования пространственных представлений в обучении в пейзажной живописи

1.3. Психологические особенности восприятия и изображения пространства в детском рисовании

1.4. Проблемы методики обучения детей изображению пространства в педагогических исследованиях

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ГЛУБИНУ ПРОСТРАНСТВА В РИСОВАНИИ ПЕЙЗАЖА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Научное обоснование и разработка экспериментальной программы и методики эксперимента

2.2. Выявление особенностей детских представлений и умений изображать пространство в рисунках (констатация)

2.3. Методические рекомендации для проведения экспериментальных занятий в детской студии изобразительного искусства

2.4. Формирование представлений и умений изображать пространство образно-игровыми приемами в рисовании пейзажа в детской изостудии (формирование и контроль)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ

.169 .173

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование пространственных представлений в обучении младших школьников рисованию пейзажа в детской студии изобразительного искусства»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования и ее актуальность. В период реформирования Российской системы образования особое внимание уделяется созданию условий для повышения качества обучения, воспитания и развитию качеств одаренности в разных видах деятельности, в том числе художественно-изобразительной деятельности. Президент России сформулировал критерии государства XXI века, назвав пять основных универсальных стандартов демократии. «Четвертой отличительной особенностью демократии является высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией. Чем образованнее человек, чем выше уровень его культуры, тем он свободнее в суждениях, тем он самостоятельнее в своих позициях. Свободное демократическое общество - это все-таки всегда общество хорошо подготовленных, образованных людей, людей с высокой культурой» - отмечено в выступлении Д.А.Медведева на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» 10 сентября 2010 года в Ярославле. Государственный подход к образованию, представленный в проекте закона «Об образовании», в «Образовательных стандартах» нового поколения, направлен на формирование конкурентоспособных личностей, готовых взять на себя ответственность за модернизацию социально-экономического развития в России.

В период общественных дискуссий об объеме и качестве обязательного образования, особая роль отводится дополнительному, в частности художественному образованию, способствующему развитию индивидуальных особенностей художественной одаренности каждого ребенка средствами изобразительного искусства. Наиболее сложной и недостаточно изученной проблемой в дополнительном художественном образовании является проблема формирования пространственно-эстетических представлений и умений у младших школьников изображать глубину пространства в рисовании пейзажа как средства выразительности и

как одного из условий эстетического развития детей, как фактора модернизации дополнительного художественного образования.

В искусствоведческой науке концептуальным является определение сущности искусства как преображение действительности в особую организацию пространства. Хронология и последовательность открытий способов особой организации пространства в изобразительном искусстве, изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости картины рассматривается в нашей работе как теоретическое обоснование отбора художественных средств изображения глубины пространства. Художественные средства, созданные художниками Джотто, Лорензетги, Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Альберти, Учелло, Франческа, Кривелли, Леонардо да Винчи, Дюрер, Рембрандт, Каналетго, Энгр, Делакруа, Сезанн, Пикассо, Дали, Брак, Дюшамп, описанные искусствоведами Вазари, Манетги, Флоренским, Мюрей, Пелерин и другими, развиваются, дополняются, возраждаются, передаются как художественный опыт из поколения в поколение, сохраняются, обогащаются новыми открытиями художников. Результаты анализа и систематизации концепций позволяют определить целостную теорию пространственности как передачи глубины пространства в пейзаже художественными средствами, изучению которых посвящена наша работа. 1. Художественное средство заслонения или загораживания передними предметами дальних предметов оверлэппинг (англ. overlapping). 2. Уменьшение предметов при удалении, характеризуемое понятием градиент (лат. gradient - вектор уменьшения). 3. Цветовая и световоздушная перспектива атмосферик (фр. perspective atmosphérique) с изменением цветов при удалении сфумато (лат. sfumato - исчезающий как дым) и обскур (лат. obscur - затемнение). 4. Ракурсные изменения или ракурс (фр. raccourcir - сокращать) при удалении предметов с использованием художественной перспективы трех видов: фронтальная перспектива с одной точкой схода фронталъ (фр. perspective frontale); боковая перспектива с

двумя точками схода облик (фр. perspective obligue); воздушная перспектива с тремя точками схода аэрэн (фр. perspective aerienne).

Художественные средства передачи глубины пространства были открыты поколениями художников на протяжении многовекового периода. Задачами и научными открытиями художественного образования является изучение художественного опыта, систематизация, интеграция и передача его последующему поколению. Профессор Н.Н.Ростовцев, член корр. РАО Е.В.Шорохов, академик РАО В.С.Кузин создали Московскую Научную школу художественно-педагогического образования МПГУ. В настоящее время ее развивают ученые академик С.П.Ломов как руководитель научной школы, профессора С.Е.Игнатьев, В.К.Лебедко, В.В.Корешков, А.А.Ковалев, А.АГолуб и другие. Концептуальные аспекты нашего исследования базируются на Московской Научной школе художественно-графического факультета МПГУ, которым характерно особое внимание к проблеме «пространственности», как основным теориям реалистического изобразительного искусства. Усилия ученых данной Научной школы направлены на модернизацию художественно-педагогического образования, на исследование проблем подготовки студентов, будущих художников-педагогов, которые призваны обучить и передать богатое художественное наследие подрастающему поколению, в том числе теорию и методику развития пространственного мышления, воображения и изображения. Отечественными художниками-педагогами разработаны программы и методики обучения детей изобразительному искусству в начальной и средней школе на основе непрерывности и преемственности (О.И.Галкина,

A.А.Голуб, М.Д.Гузеева, Е.В.Гунина, К. Ералин, С.Е.Игнатьев, Н.С.Иванова,

B.И.Козлов, В.В.Корешков, Н.П.Костерин, В.С.Кузин, Г.В.Лабунская,

C.П.Ломов, Ю.И.Мезенцева, П.Я.Павлинов, Н.Н.Ростовцев, А.П.Сапожников, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова, И.С.Якиманская и др.). Исследователи подчеркивают необходимость и значимость развития пространственных представлений у детей.

В настоящее время не все подрастающее поколение охвачено школьной программой изобразительного искусства, во многих школах эти уроки отменяют или заменяют другими предметами. Дополнительное образование является единственной возможностью познакомить детей с художественной культурой и обучить изобразительной деятельности, а также формировать пространственные представления в обучении рисованию. Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество, уровень художественного образования, развития художественных способностей и эстетическое воспитание младших школьников в условиях дополнительного образования в детской студии изобразительного искусства. В периоде преобразований в социальном развитии и педагогической науке в России созданы различные виды учебных заведений государственного и дополнительного художественного образования. Анализ содержания и методики дополнительного художественного образования в условиях детской изостудии показал, что одна из основных задач обучения детей изобразительному искусству является обучение пространственному восприятию и изображению пространства, как основы рисунка.

В детской изостудии поставлена цель разностороннего художественно-эстетического развития детей, которые посещают занятия, направленные на усвоение, как научных знаний, так и образно-игрового дополнительного художественного содержания, что интересно детям младшего школьного возраста. С целью поддержания детского интереса и обогащения их художественного опыта возникает необходимость поиска и разработки, специальных для студии методов и приемов обучения детей. В частности, при обучении художественным средствам изображения глубины пространства в рисовании пейзажа, требуется ознакомление детей с элементами цветовой, световоздушной и линейной перспективы.

Однако, теоретический анализ литературы, наблюдение практики, опыт работы в детской изостудии показали, что вопросы обучения детей

изображению глубины пространства в рисовании пейзажа, направленного на формирование пространственных представлений недостаточно исследованы. В процессе анализа проблемы выявлены противоречия:

- между концептуальной значимостью теории пространственности в изобразительном искусстве и недооценкой ее в художественной педагогике;

между потребностью общества в инновационном развитии дополнительного художественного образования и традиционными подходами к обучению детей в детских изостудиях;

- между высокими требованиями к восприятию сложных пространственных изображений в живописи, иллюзорно сложного пространства в мультипликации, в объемном кино системы 3-0 (англ. Й1гее-(Шпе1шопа1 -трехмерный), в компьютерных играх, в комиксах, в иллюстрациях и обучением примитивным, разработанным еще до технологического прогресса сюжетам, способам и приемам обучения, художественным средствам, применяемым педагогами изостудий;

между необходимостью реализации современного подхода к формированию пространственных представлений о глубине пространства в пейзаже и отсутствием научно-обоснованных методических рекомендации для решения этой проблемы в условиях дополнительного художественного образования.

Изучение и преодоление противоречий является основанием выбора и формулировки проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования пространственных представлений и умений изображать глубину пространства в рисовании пейзажа в условиях детской изостудии.

Цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать и систематизировать концептуальные положения теории пространственности в изобразительном искусстве и в художественной педагогике, научно обосновать и разработать авторскую программу формирования пространственных представлений «Обучение детей рисованию пейзажей» и экспериментально проверить ее эффективность.

Объект исследования: процесс обучения детей изобразительному искусству в системе дополнительного художественного образования в

детской изостудии.

Предмет исследования: содержание, методы и этапы формирования у младших школьников представлений и умений изображать пространство в рисовании пейзажа в студии изобразительного искусства.

Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование пространственных представлений и умений изображать глубину пространства в рисовании пейзажа будет успешным и будет способствовать модернизации дополнительного образования и развитию детского изобразительного творчества при условии:

- систематизации концептуальных положений теории пространственности в изобразительном искусстве и в художественной педагогике;

- научного обоснования выбора пейзажной живописи, наиболее полно отражающей художественные средства передачи глубины пространства;

- выявления особенностей детских пространственных представлений о художественных средствах изображения глубины пространства в детском рисовании пейзажей;

- разработки авторской программы и методики поэтапного формирования у детей пространственных представлений в обучении рисованию пейзажа в детской студии изобразительного искусства.

В соответствии с указанной проблемой, целью и выдвинутой гипотезой исследования в диссертации ставятся и решаются следующие Задачи исследования.

1. Систематизировать концепции теории пространственности в изобразительном искусстве и художественной педагогике о художественных средствах передачи трехмерности на плоскости живописного полотна.

2. Научно обосновать выбор пейзажной живописи, наиболее полно отражающей художественные средства передачи глубины пространства.

3. Выявить особенности детских пространственных представлений о художественных средствах изображения глубины пространства в детском

рисовании пейзажей.

4. Разработать авторскую программу и методику формирования у детей пространственных представлений, направленную на модернизацию дополнительного художественного образования.

5. Составить научно-обоснованные методические рекомендаций к реализации программы поэтапного формирования у детей представлений и умений изображать глубину пространства в рисовании пейзажа и экспериментально апробировать их эффективность.

Методологическую основу исследования составляют:

- концепции пространственности в художественном наследии прошлых веков и современные теории в изобразительном искусстве (Н.Н.Волков, Д.Н.Кардовский, А.А.Ковалев, Д.С.Лихачев, С.П.Ломов, Б.В.Раушенбах, Ф.И.Рерберг, П.АФлоренский, Леонардо да Винчи, Ж.Паррамон и др.);

- фундаментальные положения отечественной художественной педагогики (А.В.Бакушинский, Н.С.Иванова, С.Е.Игнатьев, Т.С.Комарова, В .В.Корешков, В.К.Лебедко, С.П.Ломов, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, П.П.Чистяков, др.);

- положения исследований психологии художественного развития (Р.Арнхейм, Л.АВенгер, Л.С.Выготский, Н.Н.Волков, Р.И.Грегори, Грейс Крайг, АВ.Запорожец, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес, Ж.Пиаже, И.С.Якиманская и др.).

Методы исследования, использованные при решении поставленных задач: теоретический анализ искусствоведческой, психологической, педагогической литературы; анализ искусствоведческой характеристики изображения пространства в пейзажной живописи; изучение практики дополнительного художественного образования в школе, в учреждениях дополнительного художественного образования; моделирование методической системы модуля «Обучение детей рисованию пейзажей»

поэтапного формирования пространственных представлений; экспериментальное внедрение программно-методического обеспечения; педагогический эксперимент; наблюдение за школьниками в процессе рисования; рисуночное тестирование и ретестирование детей; анализ детских рисунков; опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности формирования у младших школьников пространственных представлений и умений рисовать пейзаж в детской студии изобразительного искусства; статистическая обработка результатов эксперимента; обобщение выводов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись детские студии изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 933, ГБОУ СОШ № 981, ГБОУ Центры развития ребенка № 1406, № 1276, № 2374 города Москвы, изостудии городов Кирова, Костромы, Череповца, Уфы в 2001-2010. Опытно-экспериментальным исследованием было охвачено более 500 учащихся 6-10 лет. Коллекционировано и проанализировано более пяти тысяч детских рисунков. Проанализированы особенности детского рисования в социологических проектах интернета.

Этапы исследования.

Первый этап (1989 - 2003 гг.) создание Центра образования и культуры, разработка и проведение авторских научно-практических курсов по проблеме развития детской художественно-изобразительной одаренности для преподавателей детских изостудий. Формулирование проблемы исследования.

Второй этап (2003 - 2007 гг.) - теоретический анализ состояния проблемы в исследованиях. Определение цели, гипотезы, задач исследования; разработка авторской программы и диагностических методик.

Третий этап (2006 - 2010 гг.) - проведение педагогического эксперимента. Выявление исходной ступени пространственных представлений и умений изображать пространство в рисовании пейзажа (констатирующий этап); экспериментальная проверка эффективности

разработанной программы и методики обучения детей рисованию пространства в пейзаже (формирующий этап); выявление динамики формирования пространственных представлений (контрольный этап).

Четвертый этап (2008 - 2011 гг.) - анализ и статистическая обработка результатов эксперимента, обобщение выводов, оформление диссертации. Наиболее существенные результаты, полученные лично

соискателем, состоят в том, что:

Систематизированы концепции теории пространственности в изобразительном искусстве о художественных средствах передачи трехмерности на плоскости картины.

- Научно обоснован выбор пейзажной живописи, наиболее полно отражающей художественные средства передачи глубины пространства.

- Определены особенности детских пространственных представлений о художественных средствах изображения глубины пространства в рисовании пейзажей и типичные ошибки в детских рисунках.

- Доказана эффективность авторской программы поэтапного формирования у детей пространственных представлений.

- Предложены методические рекомендации к реализации серии занятий по формированию у детей представлений и умений изображать глубину пространства в рисовании пейзажа в учебном модуле «Учим детей рисовать пейзаж».

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. В решении значительной теоретической задачи на основе систематизации концепций теории пространственности в изобразительном искусстве и выявления художественных средств передачи трехмерности на плоскости.

2. В научном обосновании выбора произведений пейзажной живописи, наиболее полно отражающих художественные средства передачи глубины пространства.

3. В установлении особенности детских пространственных представлений о художественных средствах изображения глубины пространства в детском рисовании пейзажей и в определении критериев, ступеней и стадий поэтапного формирования пространственных представлений.

4. В доказательствах эффективности и научной обоснованности программно-методического обеспечения и экспериментального содержания учебного модуля «Учим детей рисовать пейзаж» в авторской программе формирования у детей пространственных представлений и направленных на модернизацию дополнительного художественного образования.

5. В определении педагогических условий, обеспечивающих успешное поэтапное формирование пространственных представлений. В разработке методических рекомендаций к реализации серии занятий поэтапного формирования у детей представлений и умений изображать глубину пространства в рисовании пейзажа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

- внесен вклад в разработку теории и методики развития детского изобразительного творчества в процессе обучения младших школьников в изостудиях изображению глубины пространства в рисовании пейзажа;

- сформулировано содержание понятия «формирование пространственных представлений в детском рисовании пейзажа»;

- определены художественные средства изображения глубины пространства необходимые для формирования пространственных представлений;

- исследован процесс и выявлены этапы формирования пространственных представлений в изображении пейзажа в рамках авторского учебного модуля «Обучение детей рисованию пейзажей», направленного на модернизацию начального дополнительного художественного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе результатов исследования разработано и опубликовано авторское учебное пособие для преподавателей дополнительного образования по направлению

изобразительное искусство «Учим детей рисовать пейзаж», включающее разделы историко-теоретического материала для преподавателей по проблеме возникновения и развития закономерностей изображения пространства в изобразительном искусстве, методических рекомендаций для преподавателей, планы уроков и педагогические карточки-задания как приложение. Результаты исследования: положены в основу разработки разделов программы и методики начального дополнительного художественного образования в структуре авторской программы «Детская художественная одаренность», которой присвоен гриф УМО вузов РФ по педагогическому образованию; результаты внедрены в практику работы детских изостудий; рекомендованы к использованию в подготовке студентов педагогических вузов и колледжей, на курсах повышения квалификации специалистов по детскому художественному образованию.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры живописи Московского педагогического государственного университета; на научно-практической конференции, посвященной 130-летию МПГУ - 2007; на конференции молодых ученых МПГУ «Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования» - 2010; на методических семинарах, на проведении мастер-классов; в конкурсах детского творчества: «Третьяковская галерея» - 2007; имени Нади Рушевой - 2009; Российского общества мужества и гуманизма - 2010; Юных талантов Московии - 2010; ЮНЭСКО - 2010; ежегодный «Солнечный круг» галерея «Беляево»- 2011.

Идеи и основные положения, представленные в исследовании, внедрены в образовательный процесс системы дополнительного образования в детских изостудиях, работающих по программе «Детская одаренность» и отражены в публикациях автора. По теме диссертации опубликовано 13 статей и учебных пособий, общим объемом 12,87 п.л. (в том числе 3 статьи в журналах ВАК).

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования подтверждается методологической обоснованностью теоретических положений и исходных параметров исследования; опорой на целостную структуру теоретических и эмпирических методов, соответствующих цели, задачам и логике исследования; педагогическим экспериментом; личным участием автора в качестве исследователя образовательного процесса; статистической обработкой данных, позволяющей доказать аргументированность и достоверность выводов.

Основные положения и выводы диссертации обоснованы всесторонним анализом психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования. Достоверность выводов исследования обеспечивается: применением взаимопроверяющих методов, разработки проблемы исследования с опорой на аналогичные положения и выводы других исследований; результатами экспериментальной работы, выразившимися в сформированности пространственных представлений у младших школьников при поэтапном обучении детей художественным средствам изображения глубины пространства в рисовании пейзажей, с последующей апробацией полученных результатов на научно-теоретических и научно-практических конференциях.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Системный подход к анализу концепции теории пространственноети в изобразительном искусстве и художественной педагогике позволяет определить особую организацию пространства, характеризуемую как иллюзорное изображение на плоскости цветовыми пятнами и линиями среды для погружения в нее изображаемых предметов и явлений, что является наследием многовекового художественного опыта и основополагающим средством выразительности произведений реалистического искусства. Формирование представлений и умений изображать глубину пространства на плоскости является одной из самых важных задач сохранения и передачи художественных традиций изобразительного искусства.

2. Научная обоснованность выбора жанра пейзажа обусловлена тем, что в пейзажной живописи наиболее полно отражены художественные средства передачи глубины пространства: загораживание дальних предметов; уменьшение предметов вдали; изменение цветов при удалении предметов как элементы цветовой и световоздушной перспективы; ракурсные изменения предметов как элементы линейной перспективы. Художественные средства характеризуют пространственную среду пейзажа образно, без сложных математических расчетов и построений, и соответствуют детскому пространственному восприятию.

3. Особенности детских пространственных представлений выражены в том, что без специального обучения дети создают случайные композиции, неудачно размещают рисунок на листе, не умеют передавать глубину пространства на плоскости с помощью художественных средств. Ошибки устраняются при формировании у детей пространственных представлений в процессе реализации авторской программы начального художественного образования.

4. Экспериментальное содержание обучения детей рисованию пейзажей обеспечивает поэтапное формирование пространственных представлений и модернизацию дополнительного художественного образования, экспериментальное внедрение программно-методического обеспечения и способствует повышению выразительности рисунков как показателя детского изобразительного творчества.

5. Методические рекомендации, определившие педагогические условия и отражающие новый авторский подход к формированию у детей пространственных представлений и умений изображать глубину пространства в рисовании пейзажа, включают в себя алгоритм формирования пространственных представлений в учебном модуле «Учим детей рисовать пейзаж». Формирование пространственных представлений успешно:

при поэтапном обучении детей художественным средствам пространственного рисования в процессе ознакомления с ярко выраженным

изображением глубины пространства на репродукциях пейзажной живописи, на схемах, на педагогических эскизах;

- при использовании разных изобразительных материалов и художественных техник, адекватных иллюзорному изображению глубины пространства;

- при построении содержания заданий образно-игрового характера, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям художественного развития младших школьников;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Белякова, Лолита Георгиевна, 2011 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества [Текст] / Д.Н.Абрамян. - М., 1994. - 321 с.

2. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа [Текст] / В.В.Алексеева. - М., 1965. - 71 с.

3. Ананьев Б.Г. Пространственное различие [Текст] / Б.Г.Ананьев.- Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1955. - 188 с.

4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г.Ананьев, Е.Ф.Рыбалко.- М.:Просвещение, 1964.-304с.

5. Арнольдов МБ. Человек и мир культуры [Текст] / М.В.Арнольдов. - М.:

МГИК, 1992,- 120 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р.Арнхейм, сокр. перевод с англ. В.П.Самохина. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства [Текст] / Р.Арнхейм. - М.: Прометей, 1994. - 392 с.

8. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников [Текст] ЯО.К.Бабанский, Г.А.Победоносцев.-М.:1980.-71с.

9. Бакушинский A.B. Искусство детей [Текст] / А.В.Бакушинский. - Л., -1935. - 126 с.

10. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств [Текст] /А.В.Бакушинский. - М.: Новая Москва, 1925. Переиздание. - М.:

Советский художник, 1981. - 351 с.

11. Батгершипл Норман. Учитесь рисовать пейзаж [Текст] / Норман Баттершилл - Минск: Попурри, 2009.-48 с.

12. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений [Текст] / Ф.Т.Беляев. - Л.: Учпедгиз, 1962. - 68 с.

13. Белякова Л.Г. Повышение творческой активности учащихся средствами цветовых решений в рисовании [Текст] // Психолого-педагогические

механизмы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Г.Белякова. - М.:

Прометей, 1986.-С. 117.

14. Белякова JI.F. Создание школьниками выразительного образа средствами цветовых решений в тематическом рисовании [Текст] // Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции / Л.Г.Белякова. - М.; Прометей, 1989. - С. 161.

15. Белякова Л.Г. Учим детей рисовать пейзаж [Текст]: Учебное пособие для преподавателей дополнительного образования по направлению изобразительное искусство / Л.Г.Белякова. - М.: МПГУ, 2010. - 62 с.

16. Белякова Л.Г., Казакова Р.Г. Особенности проявления эстетической одаренности у детей в процессе рисования [Текет] // Воспитание свободной, независимой, ответственности личности / Л.Г.Белякова, Р.Г.Казакова. - СПб.: Реставратор, 1994. - С. 57 - 60.

17. Белякова Л.Г, Казакова Р.Г. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Живопись. Графика [Текст! // Детская одаренность: программа детской студии изобразительного искусства: Учебное пособие / Л.Г.Белякова, Р.Г.Казакова. -М: Прометей, 1998. -92 с.

18. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения [Текст] / Б.Бернсон. - М.: Искусство, 1965. — 301 с.

19. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении [Текст] И Проблемы развития и воспитания человека / Под ред. А.В.Брупшинского, В.А.Кольцовой / В.М.Бехтерев. -М.: НПО МОДЭК, 1997. - 416 с.

20. Бечак Б.А. Воспитание искусством [Текст] / Б.А.Бечак. - М.: Просвещение, 1981. -162 с.

21. Блонский ПЛ. Развитие мышления: школьника [Текст] / П.П.Блонский. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 508 с.

22. Блонский П.П. Педагогические и психологические сочинения [Текст] /П.П.Блонский. - М.: Педагогика, 1979. - 304 с.

23. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология детства, одаренность и проблемы ее идентификации [Текст] / Д.Б.Богоявленская, М.Е.Богоявленская. - М., 2004. - 276 с.

24. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства [Текст] /В.В.Ванслов. -М.: Сов. Художник, 1963. - 250 с.

25. Ванслов В.В. Что такое искусство [Текст] / В.В.Ванслов.-М.,1988.-326с.

26. Великие художники [Текст]: Серия т. 3. Леонардо да Винчи, т.5. Куинджи, т.8. Гоген, т. 15. Левитан, т. 18. Ван Гог, т.21. Сезанн, т.22. Саврасов, т.29, Рерих и др. - М.: Директ-Медия, 2009. - по 50 с.

27. Венгер Л.А. Восприятие и обучение [Текст] / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

28. Волков H.H. Восприятие произведений живописи и скульптуры [Текст] //Художественное восприятие / Н.Н.Волков. - Л.: 1971. - С. 281 - 298.

29. Волков H.H. Композиция в живописи [Текст] / Н.Н.Волков. - М.: Искусство, 1977 - 264 с.

30. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка [Текст] / Н.Н.Волков. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 508 с.

31. Волков H.H. Цвет в живописи [Текст] / Н.Н.Волков. - М.: Искусство, 1965.-214 с.

32. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1967. - изд. 1991. - 93 с.

33. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Учпедгиз, 1935. - 135 с.

34. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Под ред. М.Г.Ярошевского / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

35. Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе [Текст] /О.И.Галкина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 100 с.

36. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе [Текст] / О.И.Галкина. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 99 с.

37. Генезис сенсорных способностей рисовальных движений руки [Текст] /Под ред. JI. А.Венгера. - М.: Педагогика, 1970. - 256 с.

38. Гийу Ж.Ф. 1000 шедевров импрессионизма [Текст] / Ж.Ф.Гийу. - М.: ACT Астрель, 2004. - 128 с.

39. Гидион 3. Пространство, время, архитектура [Текст] / ЗГидион. - М.:

Стройиздат, 1984. - 455 е.

40. Голуб А.А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования [Текст]: Дис. к.п.н. /А.А.Голуб. -М., 1997. - 174 с.

41. Гомбрих Э. История искусства [Текст] / Э.Гомбрих. - М.: Искусство,

1998.-220 с.

42. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности [Текст] / И.Ф.Гончаров. - М., Педагогика, 1986. -126 с.

43. Грабарь М.И., Краенянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы [Текст] / М.И.Грабарь, К.А.Краснянская. - М., 1977. - 56 с.

44. Грегори Р.И. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия [Текст] /Р.И.Грегори.-М.: Прогресс, 1970. - 240 с,

45. Грейс Крайг. Психология развитие [Текст}: Серия «Мастера психологии» / Под ред. А.А.Алексеева. - СПб.: Штер, 2000. - 992 е.

46. Громов В.Е. Виды искусства: и особенности их воздействия на человека. Художественное культура и гармоничное развитие личности [Текст] /В.Е.Громов. - Киев, 1982. - С. 120 - 152.

47. Гузеева М.Д. Особенности дифференцировки пространства у детей на уроках ручного труда [Текст} / М.Д.Гузеева; - М., Изд. АПН РСФСР, выпуск 86, 1956.-С. 53 -57.

48. Гузеева М.Д. Функциональная асимметрия в динамике условно-сосудистых рефлексов у человека [Текст]: Сб. Проблемы общей и

индивидуальной психологии / Под ред. БГАнаньева и Б.Ф.Ломова /М.Д.Гузеева. - Л., Изд-во ЛХГ, 1963.-С. 16 - 19.

49. Гунина Е.В. Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематических рисунках жладших школьников [Текст]: Дис. к.п.н. / Е.ВГунина. -Ж: МПГУ, 2000. - 205 с.

50. Ералин Куандык. -Формирование пространственных представлений у учащихся 1-6 классов на уроках ИЗО (на примере школ Казахской ССР) [Текст]: Дис. к.п.н. / Куандык Ералин. - М., 1985. -194 с.

51. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений [Текст] /А.В.Запорожец. - М.: изд. АПН РСФСР, 1960. - 430 с.

52. Зеленкова ИВ. Развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения [Текст]: Дис. к.п.н. / И.В.Зеленкова. - СПб., 2006. - 130 с.

53. Зйяченко П.И. Непроизвольные запоминания [Текст] / П.И.Зинченко. -■Ж: изд. АШ РСФСР, 1961. - 562 с.

54. Зубарева Н.М. Эстетическое восприятие детьми 6-7 лет пейзажной картины [Текст] // Дошкольная педагогика: Ученые записки. /Н М.Зубарева. - Я.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1966. - С. 163 - 178:

55. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет [Текст] / Н.М.Зубарева. - М.:

Просвещение, 1969.-111 с.

56. Зырянова О.Ю., Комарова Т.С. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду я начальной школе [Текст] / Т.С.Комарова. - М.: Пед. общество России, 200Z - 160 с.

57. Игнатьев ЕЖ Психология: рисункаг и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа [Текст] /Е.И.Игнатьев. - М.: изд. АН РСФСР, 1954.- 224 с.

58. Игнатьев Е.И. Воображением его развитие в творческой деятельности [Текст] / Е.И.Игнатьев. - М.: Знание, 1968. - 223 с.

59. Игнатьев Е.Й. Психология изобразительной деятельности детей [Текст]: 2-е изд. / Е.И.Игнатьев, - М.: Учпедгиз, 1965. - 224 с.

60. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью [Текст]: Дис. к.п.н. / С.Е.Игнатьев. - М., 1982. - 264 с.

61. Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей [Текст]: Дис. д.п.н. В 2 т. / С.Е.Игнатьев. - М.: МПГУ, 2007. - 238 е., 340 с.

62. Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей [Текст]: Автореферат дис. д.п.н. / С.Е.Игнатьев. -М., 2007. -39 с.

63. Игнатьев С.Е. Внутренний план действий в изобразительной деятельности детей [Текст] // Вестник Московского государственного областного университета / С.Е.Игнатьев. - 2007. - № 3. - С. 6 -11.

64. Игнатьев С.Е. Рисует младший школьник [Текст] // Начальная школа /С.Е.Игнатьев. - 2005. - №1. - С. 77 - 82.

65. Игнатьев С.Е. Живопись в изобразительной деятельности учащихся [Текст] // Начальная школа / С.Е.Игнатьев. - 1982. - №1. - С. 51 - 53.

66. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст]: Учебное пособие для вузов / С.Е.Игнатьев. - М.: Фонд «Мир», 2007.-208 с.

67. Игнатьев С.Е. Процессы создания художественного образа в изобразительной деятельности детей [Текст] // Совершенствование методики преподавания художественно-графических дисциплин: Межвузовский сборник научно-методических трудов / С.Е.Игнатьев. -М., МПГУ, 2001. - С. 88 - 104.

68. Иогансон Б.В. О живописи [Текст] / Б.В.Иогансон. - М., Профиздат, 1955.-231 с.

69. Казакова Р.Г., Белякова Л.Г. Детская одаренность [Текст]: Учебное пособие МПГУ, 3-е изд. / Р.Г.Казакова. - М., Прометей, 2009. - 93 с.

70. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. Социально-педагогический аспект {Текст] / Р.Г.Казакова. - М.: МГПИ им. ВИЛенина, 1985. - 71 с.

71. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности [Текст]: Монография / Р.ПКазакова. - М., МПГУ, 2004. - 167 с.

72. Казакова Р.Г. Развитие детской художественно-изобразительной одаренности как педагогическая проблема [Текст] // Проблемы и перспективы дошкольного образования / Р.Г.Казакова. - М.: Изд. Социально-политическая мысль, 2006. - С. 145 - 147.

73. Казакова Р.Г. Развитие детской художественной одаренности [Текст]: Научные труды МПГУ /Р.Г.Казакова. - М.: Прометей, 2003.-С.645-647.

74. Казакова Р.Г. Методология изучения детского рисунка в исследованиях Е.А.Флериной [Текст] // Проблемы дошкольного образования XXI века /Р.Г.Казакова. - М.: МПГУ, 2000. - С. 13-15.

75. Казакова Р.Г. Игровой аспект детского изобразительного творчества [Текст] // Игра и развитие ребенка / Р.Г .Казакова. - М.: Прометей МПГУ, 1995. С. 24-26.

76. Кардовский Д.Н. Об искусстве [Текст] / Д.Н.Кардовский. - М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1960.-340 с.

77. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках |Текст} / Е.АКибрик. - М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1961. - 311 с.

78. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] /В.И.Кириенко.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.-304с.

79. Ковале» А.Г. К вопросу о структуре способностей & изобразительной деятельности [Текст] // Проблемы способности / отв. ред. В.Н.Мяеищев /АГ.Ковалев. -М.: изд. АПН РСФСР, 1962. С. 153 -164.

80. Ковалев А.А. Методика анализа категории художественного образа в изобразительном искусстве [Текст] // Вопросы истории, теории и

методики преподавания изобразительного искусства. Сб. ст. Вып.№2. /А.А.Ковалев. - М.: Прометей, 1998. - 226 с.

81. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства [Текст]: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности/ С.К.Кожохина. ~М.: ТЦ Сфера, 202. - 192 с.

82. Козлов В.И. Теория и практика подготовки в Вузе учителей начальных классов по дополнительной специальности «Изобразительное искусство»[Текст}: Дис. д.п.н. / В.И.Козлов. -М.: МПГУ, 2001. - 559 с.

83. Коль, Мери Энн Ф. Рисование красками [Текст]-М. :Астрель, 2005.-63с.

84. Комарова Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С.Комарова. - М.: Мнемозина,1995. -160 е.

85. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве [Текст] / Т.С.Комарова, А.В.Размыслова. - М.: Педагогическое обществоРоссни, 2002. -144 е.

86. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л И., Корзина Г.И., Милова ОМ. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детекого сада и начальной школы [Текст} /Т.С.Комарова. —М.: Педагогическое общество России, 2000. —152 е.

87. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Л.В.Компанцева. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

88. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды [Текст]: Дис. д.п.н. /В.В.Корешков- М., 1994. - 371с.

89. Корешков В В. Эстетическая среда школы и личность учащегося [Текст}: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов / В.В.Корешков. - М.: Прометей, 1994. - 75 е.

90. Костерин Н.П. Учебник рисования [Текст] / Н.П.Костерин. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.

91. Котырло B.K. Освоение предметов детьми-дошкольниками [Текст] // Сб. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений /Под ред. Б.Г.Ананьева и Б.ФЛомова / В.К.Котырло. -М.: Изд. АШ РСФСР, Ш-Ше.

92. Кривцун O.A. Актуальный вид искусства в истории культуры. Проблемы методологии современного искусствознания [Текст] /О.А.Кривцун. -М., 1989. - 266 с.

93. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства [Текст} /Е.П.Крупник. -М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. - 234 с.

94. Крымов H.H. - художник и педагог. Статьи, воспоминания [Текст] /Н.П.Крымов. - М., Изд. Академии художеств СССР, I960. - 240 с.

95. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст]: Учебное пособие для педучилищ /В.С.Кузин. -М.: Просвещение, 1984. -317 с.

96. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавание в школе [Текст}: Учебник 3-е изд. /В.С.Кузин. -М.: АГАР, 1998. - 336 с.

97. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе [Текст]: Пособие для учителя / В.С.Кузин. ~М.: Просвещение, 1972.-270 с.

98. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст}/ В С.Кузин. - М.: ^освещение, 1977. - 207 с.

99. Кузин B.C. Психология [Текст]: Учебник. 3-е изд. / В.С.Кузин. - М.: АГАР, 1997.-304 с.

100. Куприн A.B. Методы и техника живописи [Текст] — В кн.: О живописи /А.В.Куприн. - М.: Изд. Академии художеств СССР, 1959. - С. 72-79.

101. Куракин А.Т., Новикова Л .И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания [Текст] / А.Т.Куракин, Л.И.Новикова. - М.: Советская педагогика. 1979, № 10. - 72 с.

102. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей [Текст] /Г.В.Лабунская. - М.: Просвещение, 1965. - 207 с.

103. Лабунская Г.В., Рожкова Е Е. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству [Текст]: Программа и инструктивные указания / Г.В.Лабунская. -М.: Учпедгиз, 1948. - 40 с.

104. Лаптев А.М. Рисунок пером [Текст] / А.М.Лаптев. - М.: Изд. Академии Худ. СССР, 1962. - 166 с.

105. Лебедко В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения [Текст]: Дис. к.п.н. /ВК.Лебедкот - М., 1985. - 231 с.

106. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога [Текст]: Дис. д.п.н. / В.К.Лебедко - М.: МПГУ, 1994.-410 с.

107. Лебеда В.К. Особенности развития пространственных представлений в изобразительной деятельности [Текст} // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. статей. Выпуск 4/В.К.Лебедко- М.:Прометей,2000.-513 с.,С. 14-21.

108. Леонардо да Винчи. Избранное [Текст] - М.: Гослитиздат, 1952. - 258 с.

109. Леонтьев А Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]: Избранные произведения /А.НЛеонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.

110. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве [Текст] / Н.Л.Лейзеров-М., 1974. -207 с.

Ш.Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева: и Енифания Премудрого [Текст] / Д.С.Лихачев. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 172 с.

112. Ли Эймис. Рисуем 50 зданий и других сооружений [Текст} / Эймис Ли /Пер. с англ. - Минск: Попурри, 1999. 60 с.

ПЗ.Локк Дж. Избранные философские произведения [Текст]: В 2-х т. /ДжЛокк - М.: Соцэчис, 1960, - 532 е.

114. Ломов Б.Ф. Формирование-графических знаний и умений у учащихся [Текст]/Б.ФЛомов. - М.: изд. АПН РСФСР, 1959. - 270 с.

115. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии [Текст] /Б.ФЛомов. - М.: Советское радио, 1966. - 464 е., С. 226 - 227.

116. Ломов Б.Ф. Вопросы общепедагогической и инженерной психологии [Текст] / Б.Ф.Ломов. - М., 1991. - 295 с.

117. Ломов С.П. Формирование художественных потребностей учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства [Текст]: Дис. к.п.н. /С .П. Ломов. - М., 1986 - 210 с.

118. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно - прикладного искусства и народных промыслов [Текст]: Дис. д.п.н. / С П.Ломов. - М.: МПГУ, 2000. - 404 е.

119. Люблинская Л.Н. К вопросу о познании пространства и времени [Текст] // Сб. Вопросы теории познания / Под ред. А.Д.Корчагина и В.В.Орлова /Л.Н.Люблинская. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1961, С.61.

120. Мастера искусства об искусстве [Текст] / Под ред. А.А.Губера. - М., 1967. -269 с.

121. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие [Текст] /Б.С.Мейлах. - М.: Искусство, 1985. - 318 с.

122. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А.А.Мелик-Пашаев. - М., 1981. - 95 с.

123. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству [Текст] /А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская. - М.: Педагогика, 1987. - 126 с.

124. Молчанов Л.В. Пространство мира и пространство картины [Текст] /Л.В.Молчанов. - М., 1983. -152 с.

125. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] /В.С.Мухина. - М.: Педагогика, 1981. - 240с.

126. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] /Под ред. Д.Б.Богоявленской. -М.: Молодая гвардия 1997. -402 с.

127. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует [Текст}: Советы художника /П.Я.Павлинов. - М.: Советский художник, 1965. - 71 с.

128. Павлинов ПЛ. Пейзаж, рисунок [Текст]: Советы мастеров /П.Я.Павлинов. - Л.: Художник РСФСР, 1973. - 170 с.

129. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать [Текст]: Советы рисовальщика / П.Я.Павлинов. - М.: Советский художник, 1966. - 104 с.

130. Пиаже Ж.И., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериация [Текст] / Ж.И.Пиаже, Б.Инельдер / Переводе французского. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. - 448 с.

131. Полунина В.Н. Искусство и дети [Текст] / В.НЛолунина. - М., 1982. -191с.

132. Полуянов Ю.А. Дети рисуют [Текст]: Педагогический всеобуч родителей / Ю.А.Полуянов. -М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

133. Полуянов К>.А. Диагностика общего и художественного развития детей не их рисункам [Текст] / ЮА.Нояуянов. - М., 2000. -312 с.

134. Проблемы восприятия пространства и времени [Текст] / Под ред. Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова. - Л.: Изд-во Ленинград, отд. общества психологов, 1961. - 150 с.

135. Проблемы восприятия пространства« пространственных представлений [Текст] / Под ред. Б.Г.Ананьева, Б.ФЛомова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-250 с.

136. Программы дополнительного художественного образования детей [Текст] /Под рук. Л.В.Школяр, 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 240с.

137. Психология: Словарь [Текст] / Под редакцией А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. —Ш: Политиздат, 1990. - 494 с.

138. Психология личности [Текст] Хрестоматия в 2-х т. / Под редакцией Д.Я.Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 1999. - 448с., 2 т, 1999: - 544с.

139. Психология одаренности детей в подростков [Текст] / Под ред. Н.С.Лейтеса. -М.: Академия, 1996. - 416 с.

140. Психология творчества [Текст] / Под ред. Я.И.Пономарева. - М.: Наука, 1990.-140 с.

141. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи [Текст]: Очерк основных методов / Б.В.Раушенбах - М.: Наука, 1980. - 288 с.

142. Рерберг Ф.И. Основы перспективы [Текст}: Советы мастеров /Ф.Й.Рерберг. - Л.: Художник РСФСР, 1973. - 370 с.

143. Рерберг Ф:И. Введение в перспективу [Текст] / Ф.Й.Рерберг. - М.: Искусство, 1940. - 120 с.

144. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев, С.Е.Йгнатьев, Е.В.Шорохов. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

145. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие [Текст] /В.М.Розин. - М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 224 с.

146. Рок И. Введение в зрительное восприятие [Текст] / И.Рок. - М., 1980. Кн.1. -182 с.

147. Ромеи Ф. Леонардо да Винчи [Текст]: История искусства / Ф.Ромеи. -М.: Росмен, 1998. - 64 с.

148. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе {Текст] / Н.Н.Ростовцев. - 3-е изд. -М: АГАР, 1998. - 256 с.

149. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка [Текст}: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Н.Н.Ростовцев. - M : Просвещение, 1981. -191 е.

150. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Русская и советская школа рисунка [Текст] / Н.Н.Ростовцев. - М.: Просвещение, 1982.-240 с.

151. Ростовцев H.H. Учебный рисунок [Текст]: Учебник дня учащихся педучилищ / Н.Н.Ростовцев. - М.: Просвещение, 1985. - 286 с.

152. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием [Текст]: Учебное пособие для студентов^ ХГФ пединститутов / Н.Н.Ростовцев. -М.: Просвещение, 1987. -175 с.

153. Рощин С.П. Развитие обьемно-простраяственных представлений младших школьников на занятиях изобразительным искусством [Текст]: Дис. к.п.н. / С.П.Рощин.- М.: МПГУ, 1995. - 174 с.

154. Сапожников A.ÏI Полный курс рисования [Текст] / Под ред. В.Н.Ларионова /А.П.Сапожников. - М.: АЛЕВ, 1996. -160 с.

155. Савицкий Г.К. Молодым художникам о мастерстве [Текст] /Г.К.Савицкий. -М: Изд. Акад. художеств СССР, 1952. - 112 с.

156. Сазонтьев A.A. Значение переноса пространственных компонентов [Текст] H Сб. Проблемы восприятия пространства и времени /А.А.Сазонтьев. - Л. : Изд-во Ленинград, 1961. - 150 с.

157. Сазонтьев A.A. К вопросу о развитии восприятия пространства и пространственных представлений у дошкольников [Текст] // Сб. Проблемы восприятия пространства и представлений / Под ред. Б.Г.Ананьева и Б.М.Ломова / А.А.Сазонтьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 250 с.

158. Сакулина H.H. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н.П.Сакулина. - М.: Просвещение, 1965. - 214 с.

159. Сеченов И М. Избранные философские и психологические произведения. Элементы мысли [Текст] / И.М.Сеченов. - М.: Госполитиздат, 1947. - 427 с.

160. Современные концепции эстетического воспитания [Текст]: Теория и практика. РАЙ. Институт философии. - М.: 1998. - 303 с.

161. Советы мастеров: Живопись и графика [Текст] / Сб. составитель А.С.Зайцев. - Л.: Художник РСФСР, 1979. -374 с.

162. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] / Н.М.Сокольникова. - М.: 2003.-374 с.

163. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы живописи [Текст] / Н.М.Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996. - 96 с.

164. Столович Л Л. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности [Текст] /Л.Н.Столович. - М.: Политиздат, 1985. ~ 415 с.

165. Тайлор Э.Б. Первобытная культура [Текст}/Э.Б.Тайлор: Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1989. - 86 с.

166. Тейлор Ричард. Перспектива и композиция в примерах. Шаг за шагом [Текст] / Ричард Тейлор. - М.: ACT - Астрель, 2006. - 256 с.

167. Тегоюв Б.М. -Избранные труды: В 2-х томах [Текст] / Б.М.Теплов. - М.: Педагогика, 1985. -328 с.

168. Фиона Уотг. Я умею рисовать [Текст] / Уотт Фиона - М.: Росмен Пресс, 2003. - 96 с.

169. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А.Флерина. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с.

170. Флоренский П.А, Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [Текст] /ПА.Флоренский. - М.: Прогресс, 1993. - 322 с.

171. Четвертухин Н.В . Вопросы формирования и развития пространственных представлений и пространственного воображения [Текст] /Н. ВЧетверухин. - М.: Изд. Известия АПН РСФСР, Вып.21, 1945. - 72с.

172. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминание [Текст] /П.П.Чистяков. - М.: Искусство, 1953. - 592 с.

173. Шорохов Е В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования [Текст]: Дис. д.п.н. / Е.В.Шорохов. - М., 1988.-461 е.

174. Шорохов Е.В. Метод работы над композицией [Текст] // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. статей № 2 / Е.В.Шорохов. -Ж: Прометеи, 1998. - 226 с.

175. Шорохов Е.В. Композиция [Текст] / Е.В.Шорохов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. -285с.

176. Шорохов Е.В. Значение первоначальных художественных накоплений и замысла в динамике творческих процессов художника [Текст] // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. статей № 3/Е.В.Шорохов. -М.: Прометей, 1999.-402с.

177. Шорохов E.B. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе [Текст] / Е.В.Шорохов. - М., Просвещение, 1977. - 112 с.

178. Шорохов EJB. Основы композиции [Текст] / Е.В.Шорохов. - М., Просвещение, 1979. - 303 с.

179. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе [Текст] / Е.В.Шорохов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1975. - 72 с.

180. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках изобразительного искусства в школе [Текст]: Пособие для учителей. Изд. 2-е /Т.Я.Шпикалова. - М.: Просвещение, 1979. -150 с.

181. Щипанов A.C. Юным любителям кисти и резца [Текст]: Книга для учащихся. Изд. 2-е. /А.С.Щипанов - М., Просвещение, 1981. - 415 с.

182. Энциклопедия для детей. Искусство [Текст]. Т. 7. Ч. 1. - 2-е изд., испр. /Ред. М.Б.Аксенова. - М.: Аванта +, 1998. - С. 20 - 52.

183. Эстетика [Текст]: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А.А.Радугин. - М.: Центр, 1998. - 240 с.

184. Юон К.Ф. Об искусстве [Текст] В 2-х т. / К.Ф.Юон. - М., Советский художник, 1959. - 384 с.

185. Юркевич B.C. Одаренный ребенок. Иллюзия и реальность [Текст] /В.С.Юркевич. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. -136 с.

186. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] / И.С.Якиманская. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

187. Якиманская И.С. Индивидуально-психологические различия в оперировании пространственными отношениями у школьников [Текст] // Вопросы психологии / И.С.Якиманская. - М., №3,1976. - С. 69 - 82.

188. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника [Текст] /И.С.Якиманская. - М., 1985. - 94 с.

189. Якиманская И.С. О некоторых путях диагностики пространственного мышления школьников [Текст] // Вопросы психологии. /И.С.Якиманская - М.: 1971, № 3. - С. 5 - 11.

190. Якиманская И.С., Зархин В.Г., Кадаяс Х.М. Тест пространственного мышления (ТПМ) [Текст]: Опыт разработки и применения // Вопросы психологии / И.С.Якиманская. -М.: 1988. - M 1. - С. 128 -135.

191. Яковлева Н А. Художественное сотворчество в искусстве и педагогике. К определению понятия |Текст] // Сб. Художественный образ и педагогический процесс. Вып.1. / Н.А.Яковлева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.Й.Герцена, 1997. -С. 8 - 17.

192. Barron F. Creative person and creative process.-NY: Academic Press, 1969. -330 p.

193. Ch.Rice. The orientation of plane figures as a factor in their perception by children. «Child Development», 1930. - v. 1,133 p.

194. D.Chelsea. Le Dessin de perspective. Editions Eyrolles, France. - 2006 -130p.

195. Dessiner les paysages de France / L.Guillaum, L.Thomas. Edigo, Paris, France. - 2009. - 128 p.

196. Gille Ronin. Le dessin en perspective à main levée. Dessain et Tolra/Larosse, France.-2010.-112p.

197. Guilford J.P. The nature of human intelligence. NY: McCraw - Ш1, 1967.

198. Jean-Francois Gaimiche. Villes & Architectures a l'aquarelle. Dessain et Tohra / Editions Larousse, France. - 2010. - 95 p.

199. Jean-Luc Chabanne. Les difficulties d'apprentissage / sous direction de Rene La Borderie. Nathan/VUEF, France. - 2003,2005. - 128 p.

200. Jean-Noel Foulm, Serge Mouchon. Psychologie de ^education / introduction de Michel Fayol. Edition Nathan, Paris, France. -1998,2008. - 127 p:

201. Les bases du dessin / Collection Leonardo de Vinciana / vol. 1, 2, 3. - Colart. Lefrane & Bourgeois, fonde en 1720, Italie, France. - 2009; - 105p.

202. Les cahier du peintre. Perspective. Paysage. L'eau. / Yves Coleman -Editions Fleuras, France. - 2000. - 32 p.

203. Les techniques du peintre. La composition et la perspective. - Editions Fleuras, Espagne. - 1999, France. - 2000. - 42 p.

204. Marianne Saccardi, Art in story: teaching art history to elementary school children. - North Haven, Conn.: Linnet Professional Publication, 1997-340p.

205. Mednick S.A. The associative basis of the creative process / Psychological Review. -1962. - V69. - 220 - 232 p.

206. Norling E. La Perspective. Dessin mode d'emploi. Edition Vigot. - France. Paris. -2005. -33 p.

207. Parramon Jose M. Perspectiva para artistas.- Parramon Ediciones, S.A.Barcelona, Espagne. 1993. - 112 p.

208. Parramon J.M. Dessiner en perspective. Bordas.- France.- 1993, Dessain et Tolra/Larousse.- France.- 2005,2009.- 112 p.

209. Perspective et theorie des ombres - vol.5. Paysages marins-vol. 27 /Collection Leonardo de Vinciana. - Colart. Lefranc & Bourgeois, fonde en 1720, Italie, France.-2009.-65 p.

210. Paysages de bord de mer a l'aquarelle / L.Guillaume, L.Thomas. Collection Beaux-Arts. Edition ESI. Atelier Tutti Frutti, Espagne. - 2009. - 128 p.

211. Renzulli J.S. The Enrichment Triad model: A Guide for Developing Defensible Programs for the Gifted and Talented / Gifted Child Quarterly. -1976. -№20.

212. Rob Alexander. Dessiner paysages et mondes fantasy. Edition Eyrolles, Londres. - 2006, France. - 2007. - 127 p.

213. Serge Paolorsi, Alain Saey. Activités d'arts visuels a l'ecole / Tom 1. -RETZ, France. 2009. - 168 p.

214. Serge Paolorsi, Alain Saey. Activités d'arts visuels a l'ecole / Tom 2. -RETZ, France. - 2009. - 192 p.

215. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Gifts. - NJ: Prentice-Hall, 1962.-213 p.

216. Taylor Richard. Peindre le paysage / Cambridge course complet. - Edition De Vecchi S.A. Paris. - 2007. - 256 p.

217. Weber Patrick. Histoire de l'Art et des styles. - Librio. France. - 2011.-112 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.