Психологические закономерности ролевой игровой деятельности в период поздней юности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Авилов, Геннадий Михайлович

  • Авилов, Геннадий Михайлович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2004, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 215
Авилов, Геннадий Михайлович. Психологические закономерности ролевой игровой деятельности в период поздней юности: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Кемерово. 2004. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Авилов, Геннадий Михайлович

Введение

Глава 1. Игровая деятельность как объект психологического исследования

1.1. Теоретический анализ основных подходов к игровой деятельности.

1.2. Формы игровой деятельности.

1.3. Ролевая игровая деятельность в обучении и психологическом консультировании.

1.4. Проблема психологической игровой зависимости.

1.5. Выводы.

Глава 2. Психологический анализ ролевой игровой деятельности в период поздней юности

2.1. Методы и организация исследования ролевой игровой деятельности

2.2. Операциональные и содержательные характеристики ролевой игровой деятельности в период поздней юности.

2.3. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности.

2.4. Выводы.

Глава 3. Психологические эффекты ролевой игровой деятельности

3.1. Методы и организация экспериментального исследования психологических эффектов ролевой игровой деятельности

3.2. Психологические особенности занимающихся ролевыми играми в период поздней юности.

3.3. Динамика личностных характеристик в процессе ролевой игровой деятельности.

3.4. Возможности оптимизации игровой деятельности в период поздней юности

3.5. Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические закономерности ролевой игровой деятельности в период поздней юности»

Актуальность исследования. Развитие современной цивилизации предоставляет новые возможности для самореализации человека в деятельности. С одной стороны, для физиологического выживания индивиду нужно тратить все меньше сил, а с другой стороны прогресс требует всё больше сил и знаний для активного включения в социум, для того, чтобы приступить к продуктивной деятельности.

Вследствие этого последовательность развертывания видов деятельности несколько изменяется. Основная масса молодежи вступает в активную трудовую деятельность после длительного периода обучения. В этот период у молодых людей возникает избыток свободного времени. Кроме того, молодые люди находятся перед гораздо более широким выбором жизненных сценариев, чем их сверстники в другие исторические периоды. В результате происходящее в этом возрасте особенно интенсивно формирование социальной идентичности становится более сложной задачей, молодые люди в это время активно заняты «поиском себя». В связи с этим значительно увеличивается роль ролевой игровой деятельности: расширяя репертуар поведения, помогая знакомиться с новыми моделями взаимоотношений, ролевая игра помогает сформировать собственную, наиболее подходящую для конкретной личности, идентичность.

Сегодня увлечение собственно ролевыми играми в период поздней юности приобрело массовый характер. С момента возникновения ролевые игры, как во всем мире, так и в России, становятся всё более популярными. При этом в ряде случаев ролевая игровая деятельность является ведущим видом деятельности, в связи с чем всё более актуальной становится и мало заметная ранее проблема игровой аддикции.

Кроме того, научно-технический прогресс создает условия и для возникновения новых форм деятельности.' Так, появилась новая форма реализации игровой деятельности - компьютерные игры. Они быстро развиваются от «крестиков-ноликов» до новой формы ролевых игр - компьютерных ролевых игр.

Рассматриваемая проблема закономерно привлекает внимание многих исследователей. Появляются работы, посвященные как собственно ролевой, так и компьютерной ролевой игровой деятельности. Однако большинство из них посвящены в основном различным аспектам возникновения игровых аддикций. При этом психологическое содержание ролевой игровой деятельности в период поздней юности и её влияние на развитие личности остается недостаточно раскрытым.

Актуальность настоящего исследования, таким образом, определяется наличием противоречия между необходимостью изучения влияния особенностей ролевой игровой деятельности в период поздней юности на развитие личности, и недостаточной степенью разработанности данной проблемы.

Целью настоящего исследования является раскрытие психологических закономерностей ролевой игровой деятельности в период поздней юности.

Объектом исследования являлась ролевая игровая деятельность.

Предметом исследования выступили психологические закономерности собственно ролевой игровой деятельности и компьютерной ролевой игровой деятельности в период поздней юности.

Гипотеза настоящего исследования включала в себя следующие основные положения:

1. Особенности операциональной и содержательной сторон ролевой игровой деятельности определяют закономерности личностной динамики в ходе её реализации, преобладание её позитивных или негативных эффектов. Могут быть выделены типы игроков, различающиеся степенью близости к нормальному либо аномальному варианту развития личности.

2. Реализация ролевой игровой деятельности в период поздней юности связана с наличием ряда специфических индивидуально-психологических особенностей: нарушениями в сфере межличностного общения; большей интра-вертированностью, нестандартностью мышления, большей погруженностью в мир собственных переживаний и фантазий; более низкой осмысленностью жизни.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

1. Изучить общую природу и психологическое содержание ролевой игровой деятельности в период поздней юности. Выделить и описать операциональные и содержательные характеристики собственно ролевой и компьютерной ролевой игровой деятельности.

2. Изучить психологические особенности занимающихся собственно ролевой игровой деятельностью и компьютерной ролевой игровой деятельностью в период поздней юности. Выделить и описать типы игроков с учетом совокупности их личностных и характерологических особенностей.

3. Исследовать закономерности динамики индивидуально-психологических характеристик в зависимости от стажа собственно ролевой игровой'деятельности и компьютерной ролевой игровой деятельности.

4. Разработать принципы оптимизации ролевой игровой деятельности в период поздней юности, позволяющие использовать её потенциал в процессе обучения.

Методологической основой исследования явились базовые теоретические положения деятельностного подхода к изучению психики, в частности:

- представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, сформулированные в трудах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна;

- концепция А.Н.Леонтьева, согласно которой процесс освоения личностью социального опыта, овладение социальными ролями осуществляется посредством психологической адаптации к соответствующей деятельности;

- положения о психологической природе и развитии ролевой игровой деятельности, изложенные в работах Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.

Методы и организация исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а так же применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

В качестве конкретных психодиагностических методик использовались: форма «А» 16-факторного опросник Р. Кеттелла, форма СМОЛ теста MMPI, адаптированная В.А. Зайцевым, опросник уровня субъективного контроля (УСК), разработанный Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и A.M. Эткиндом, тест смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанный и адаптированный Д.А. Леонтьевым, тест М. Рокича, в модификации Д.А. Леонтьева, методика «Автобиография будущего» Г. Оллпорта и Дж. Гиллеспи. В соответствии с задачами исследования использовались также методы включенного наблюдения и глуi бинного интервью.

При математической обработке экспериментальных данных использовались метод кластерного анализа и определение критериев значимости различий средних (t-критерий Стьюдента).

Исследование проводилось в период с 1997 по 2003 год и включало этапы теоретического анализа проблемы исследования, организации и проведения констатирующего эксперимента, обработки и анализа полученных результатов. В качестве испытуемых привлекались игроки в компьютерные игры и ролевые игры, студенты Кемеровского государственного университета (в качестве конч 1 трольной группы), а также больные хроническим алкоголизмом (как пример патологической аддикции). Общее число принявших участие в исследовании составляет 584 человека.

Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем: lv Выделены и раскрыты операциональные и содержательные характеристики как собственно ролевой, так и компьютерной ролевой игровой деятельности в период поздней юности.

2. Установлены психологические особенности реализующих собственно ролевую игровую деятельность и компьютерную ролевую игровую деятельностью в период поздней юности.

3. Раскрыты закономерности динамики личностного развития в связи с особенностями реализации ролевой игровой деятельности, ее операциональной и содержательной сторон, рассматриваемых в данной работе в качестве основного действующего фактора.

4. Впервые экспериментально разработана типологическая модель реализующих ролевую игровую деятельность в период поздней юности в континууме от популяционной нормы до аномального развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных в его ходе результатов' разработаны и внедрены рекомендации по использованию потенциала ролевой игровой деятельности в процессе тре-нингового обучения. Предложенный нами учебный тренинг базируется на активизации психологических факторов воздействия ролевой игровой деятельности, определяющих ее позитивный эффект.

Положения, выносимые на защиту:

1. Общими особенностями ролевой игровой деятельности в период поздней юности является наличие сложных и детализированных правил, четкой ролевой структуры, виртуальной реальности и виртуального мира. Собственно ролевая» игровая деятельность характеризуется творческой направленностью, возможностью двигательного проявления эмоциональных переживаний, высокой степенью вовлеченности. Субъектом взаимодействия всегда является другой индивид или группа. Особенности компьютерной ролевой игровой деятельности определяются операциональной стороной деятельности: наличие моделируемой компьютером виртуальной реальности, эффекта присутствия, невозможность двигательной разрядки эмоций. Субъектом взаимодействия всегда является искусственный интеллект компьютерной программы.

2. Индивиды, реализующие ролевую игровую деятельность, независимо от ее вида, характеризуются наличием „нарушений в области межличностного общения и интравертированостью. Специфическими личностными характеристиками реализующих собственно ролевую игровую деятельность являются: независимость суждений, прямолинейность, уверенность в себе, демонстративность, склонность к лидерству. Психологическими особенностями занимающихся компьютерной ролевой игровой деятельностью в период поздней юности являются: снижение в интеллектуальной сфере, практичность, * > > необщительность. Группы реализующих как собственно ролевую игровую деятельность, так и компьютерную игровую деятельность не являются однородными. Существуют различные типы игроков, отличающиеся близостью к нормальному или аномальному варианту развития личности.

3. Особенности ролевой игровой деятельности выступают факторами личностной динамики. В процессе реализации собственно ролевой игровой деятельности происходит повышение интернальности, осмысленности жизни, формирование постконвенциональной системы ценностных ориентаций. Особенностью динамики индивидуально-психологических характеристик в ходе компьютерной ролевой игровой деятельности является увеличение напряженности адаптационных механизмов, снижение интернальности и осмысленности жизни, формирование защитной системы ценностных ориентаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и выводы настоящего исследования используются в процессе тренингового обучения студентов психолого-педагогического профиля в Кемеровском государственном университете, о чем имеется соответствующий акт внедрения.

Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на областной научной конференции «Молодые ученые Кузбассу. Взгляд в XXI век» (Кемерово, 2001 г.); на международном научном форуме «Фестиваль гуманитарных наук. «Толерантность и поликультурное общество» (г. Нальчик, 2001 г.); на международном научном форуме «Фестиваль гуманитарных наук. 10 лет Содружеству независимых государств: поиски, потери и приобретения» (г. Волгоград, 2001 г.); на заседаниях кафедры социальной психологии и социальной работы Кемеровского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертационный проект изложен на 165-и страницах, включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, а также 8 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Авилов, Геннадий Михайлович

3.5. Выводы

В ходе проведенного нами исследования были выявлены особенности, свойственные реализующим ролевую игровую деятельность в период поздней юности. Среди них такие как:

1) заострение профиля Кеттелла по шкалам G - практичность, стремление к выгоде, Н - проблемы в межличностном общении приводящие к застенчивости или показной смелости или дерзости, I - склонность полагаться на себя, реалистичность и рациональность, IIQ3 - реактивная уравновешенность;

2) поднятие профиля по MMPI, особенно по шкалам 8 (интеллектуализация) и 7 (фиксация тревоги);

3) неспособность активно формировать свой круг общения и склонность считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров (низкий показатель по шкале Им теста У CK);

4) общее снижение осмысленности жизни.

Р-игроки (реализующие собственно ролевую игровую деятельность) характеризуются независимостью суждений, уверенностью в себе, склонностью полагаться в большей степени на себя, смелостью, прямолинейностью, склонностью к лидерству (тест Кетгелла). Они интравертированы - склонны к погружению в мир собственных переживаний и фантазий. Обладают высокой демонстративностью (тест ММР1). Р-игроки обладают наибольшей среди исследованных групп интернальностью в области неудач и самой высокой общей ин-тернальностью (тест УСК). Для иерархии ценностей-целей Р-игроков характерны дефицитарный характер ценности любви и уверенности в себе; значимость свободы; более высокий ранг ценности творчества и низкий - материально обеспеченной жизни и интересной работы. Ценность-средство «ответственность» ценится Р-игроками достоверно выше, чем в других группах, а непримиримость к недостаткам в себе и других - достоверно ниже. Меньше ценят и реализуют ценность аккуратность и чистоплотность, но выше - терпимость (тест Рокича).

К-игроки (реализующие компьютерную ролевую игровую деятельность) достоверно более невнимательны или имеют более низкий интеллект; более практичны, полагаются больше на себя; менее общительны, застенчивы, самодостаточны (тест Кеттелла). Наибольшую интернальность К-игроки проявляют в области собственных достижений, а' наименьшую - в области собственного здоровья. Низкий уровень интернальности обнаруживается так же в области неудач и производственных отношений (тест УСК). Их можно характеризовать дефицитом целей в будущем, склонностью жить сегодняшним или даже вчерашним днем, фатализмом, более слабой осмысленностью собственной жизни. К-игроки достоверно выше ценят развлечения и развитие (тест Рокича).

Используя метод кластерного анализа мы построили типологию Р- и К-игроков. Полученные данные показывают наличие существенных различий между различными типами игроков. Второй тип Р-игроков и второй тип К-игроков.в большей степени соответствует нормальному варианту развития личности. Для них характерны меньшая напряженность адаптационных механиз

А I . мов, более высокие показатели интернальности и осмысленности жизни.

Первый тип Р-игроков и первый тип и К-игроков имеет некоторые особенности, (большее напряженность адаптационных механизмов, уплощение ценностно-смысловой сферы, признаки межличностной дезадаптации, сложности в сфере межличностного общения) сближающие их развитие с аномальным.

Описанные особенности выделенных типов игроков определяются различиями в стаже игровой деятельности. Особенности динамики личностных характеристик Р-игроков, выражаются в понижении напряженности механизмов психологической адаптации, в частности механизма «фиксации тревоги», в тенденции к повышению интернальности, осмысленности жизни, положительной динамике ценностей творчества, активности, широты взглядов, изменению ценностно-смысловой структуры. Стажевая динамика личностных характеристик К-игроков в большей степени похожа на негативную динамику при аномальном развитии личности - появление заострений в профиле ММР1, снижение интернальности и осмысленности жизни, преобладание ценностей материального достатка и развлечений, формирование защитной системы ценностных ориентаций и т.д., которые обычно являются характерными признаками именно аномального развития, как, например, при алкоголизме.

В*качестве факторов, определяющих особенности динамики индивидуально-психологических характеристик в ходе реализации ролевой игровой деятельности, могут выступать специфические особенности этой деятельности, такие как уровень креативности, возможности двигательной разрядки эмоционального напряжения, и прежде всего - субъект взаимодействия. При реализа-« <. ции компьютерной ролевой игровой деятельности это всегда искусственный интеллект компьютерной программы; при реализации собственно ролевой игровой деятельности субъектом взаимодействия индивида всегда является другой человек. Можно сказать, что компьютерная ролевая игровая деятельность это, в сущности, симуляция собственно ролевой игровой деятельности.

Выделенные нами положительные эффекты ролевой игровой деятельности могут быть использованы в образовательном процессе, в частности - при подготовке студентов психолого-педагогического профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра, и в этом сходятся все исследователи, это сложное, многоплановое явление. В ходе теоретического исследования феномена ролевой игровой деятельности в поздней юности нами установлено, что ролевая игра как вид деятельности развивается процессе онтогенеза, постепенно становясь всё более сложной, структурированной, организованной и произвольной. Типология игр может быть построена по разным основаниям, являющимся, по существу, отдельными структурно-содержательными характеристиками игровой деятельно-ста. Различные формы ролевых игр широко используются в образовании, психодиагностике и психологическом консультировании.

Особенности ролевой игры в период поздней юности обусловлены сформированностью высшего уровня психических функций - ролевая игра становится, качественно иной, чем в дошкольном возрасте: она имеет более сложные и детализированные правила, четкую ролевую структуру и требует творческого подхода. Главной целью данной деятельности, не всегда осознаваемой самими игроками, является поиск и формирование собственной социальной идентичности.

I «

Для реализации ролевой игровой деятельности в период поздней юности необходимо создать виртуальный мир игры, принять на себя роль. Реализация потребностей индивида, таких как потребность в общении, принадлежности, власти реализуются в процессе достижения игровых целей - победы в поединке, спасения мира, символической защиты добра от зла и т.д.

Фактором, определяющим закономерности ролевой игровой деятельности в период поздней юности, динамики индивидуально-психологических характеристик в ходе ее реализации являются ее специфические особенности, прежде всего - субъект взаимодействия. По сути, на основе различения субъектов взаимодействия можно выделить Два отдельных вида деятельности: собственно ролевую игровую деятельность и компьютерную ролевую игровую деятельность, субъектами в которых являются соответственно другие индивиды и

148 в 1 . компьютерная игровая программа. Можно сказать, что компьютерная ролевая игровая деятельность это, в сущности, симуляция собственно ролевой игровой деятельности.

Собственно ролевая игровая деятельность всегда является совместной ч ' деятельностью, в которой проявляются эффекты групповой динамики, и имеет широкий диапазон возможного поведения игроков и двигательного проявления эмоций. Она способствует формированию социальной гибкости и творческой направленности личности.

Компьютерная ролевая игровая, деятельность имеет более широкие возможности для создания виртуального мира посредством создания видеоряда, звуковых эффектов и т.д. Однако субъектом взаимодействия в ней всегда является искусственный интеллект компьютерной игровой программы. Это обуславливает жесткую ограниченность правилами, которые не позволяют проявиться творческим решениям игрока, и усиливает социальную интраверсию. Кроме того, особенности ее операциональной стороны создают дисбаланс между интенсивностью переживаемых эмоций и возможностью их двигательного разрешения.

Описанные различия основных форм ролевой игровой деятельности, определяют динамику индивидуально-личностных особенностей в процессе реализации соответствующей формы игровой деятельности, что и подтвердилось в ходе нашего исследования.

Нами выявлены общие психологические особенности личности реали-зующих'ролевую игровую деятельность* в период поздней юности, независящие от ее конкретной формы: нарушения в области межличностного взаимодействия; большая интравертированость; погруженность в мир собственных переживаний и фантазий; снижение осмысленности жизни.

Выделены типы игроков, реализующих собственно ролевую игровую

• < деятельность (Р-игроки) и игроков, реализующих компьютерную ролевую игровую деятельность (К-игроки), отличающиеся по своим индивидуально-психологическим качествам. Второй тип Р-игроков и второй тип К-игроков в т большей степени соответствует нормальному варианту развития личности. Для них характерны меньшая напряженность адаптационных механизмов, более высокие показатели интернальности и осмысленности жизни. Первый тип Р-игроков и первый тип и К-игроков имеет некоторые особенности, сближающие их развитие с аномальным. Наибольшие различия между типами игроков обнаруживаются по стажу реализации данной деятельности.

Динамика личностных характеристик Р-игроков в зависимости от стажа реализации соответствующей деятельности, выражается в тенденции к повышению интернальности, осмысленности жизни. Их ценностно-смысловая система приобретает черты, характерные для постконвенционального уровня развития личности.

В зависимости от стажа игры динамика личностных характеристик К-игроков^в большей степени схожа с негативной динамикой при аномальном развитии личности - повышение напряжения адаптационных механизмов, снижение интернальности и осмысленности жизни, формирование защитной системы ценностных ориентаций, свойственной для предконвенционального уровня развития и т.д.

Таким образом, специфические особенности собственно ролевой игровой деятельности, такие как уровень креативности, возможность двигательной разрядки эмоционального напряжения, и прежде всего субъект взаимодействия являются факторами, определяющими динамику индивидуальнопсихологических характеристик в ходе ее реализации. % *

При подготовке студентов психолого-педагогического профиля могут быть использованы выделенные нами положительные эффекты ролевой игровой деятельности. Актуализация выделенных нами факторов позволяет инициировать творческое отношение к формированию собственной судьбы.

Обобщая полученные результаты, мы можем сделать следующие выводы:

1. Общими особенностями ролевой игровой деятельности в период поздней юности является наличие сложных и детализированных правил, четкой ролевой структуры, виртуальной реальности и виртуального мира.

2. Индивиды, реализующие ролевую игровую деятельность, независимо от ее формы, характеризуются наличием нарушений в области межличностного общения и интравертированостью.

3. Собственно ролевая игровая деятельность характеризуется творческой * | • направленностью, возможностью двигательного проявления эмоциональных переживаний, высокой степенью вовлеченности. Субъектом взаимодействия всегда является другой индивид или группа.

4. Реализующие собственно ролевую игровую деятельность обладают специфическими личностными характеристиками, такими как: независимость суждений, прямолинейность, уверенность в себе, демонстративность, склонность к лидерству.

5. Операциональная сторона деятельности определяет основные закономерности реализации компьютерной ролевой игровой деятельности: наличие моделируемой компьютером виртуальной реальности, эффекта присутствия, невозможность двигательной разрядки эмоций. Субъектом взаимодействия всегда является искусственный интеллект компьютерной программы.

6. Психологическими особенностями занимающихся компьютерной ролевой игровой деятельностью в период поздней юности являются:: относитель 1 но низкий уровень интеллектуального развития, практичность, необщительность.

7. Группы реализующих как собственно ролевую игровую деятельность, так и компьютерную игровую деятельность не являются однородными. Существуют различные типы игроков, отличающиеся близостью к нормальному или аномальному варианту развития личности.

8. Особенности ролевой игровой деятельности выступают факторами личностной динамики. В процессе реализации собственно ролевой игровой деятельности происходит повышение интернальности, осмысленности жизни, формир9вание постконвенциональной системы ценностных ориентаций.

9. Основными психологическими закономерностями динамики индивидуально-психологических характеристик в ходе компьютерной ролевой игровой деятельности являются увеличение напряженности адаптационных механизмов, снижение интернальности и осмысленности жизни, формирование защитной Хистемы ценностных ориентаций.

1—

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Авилов, Геннадий Михайлович, 2004 год

1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: Теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 299 с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. / Под ред. K.M. Гуревича, В.И. Лубовского. в 2-х т., Т. 2. М., 1985. - 336 с.

4. Аникеева Н.П. Методические рекомендации к проведению иммитацион-но-педогагических игр. Новосибирск, 1986.

5. Асмолов А.Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры // Культурно историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- с.535-549

6. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: «REFL-book», 1994. -314 с.

7. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психолог, журн. 1984. - т.5. - № 3. - С. 152-162.

8. Белановский С.А. Глубокое интервью: учебное пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001.-320 с.

9. Белаш А. Игра // Ork-club journal. Уфа, 2001. - январь - с. 16-19.

10. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 208 с.

11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., ЛГУ, 1988.-270 с.

12. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая интеграция // Бессознательное. Новочеркасск, 1994. - Т.1. - С. 187-200.

13. Берелехис А., Берелехис О. Индивидуальный подход в ролевой игре // Orc-club journal. №7. -1998

14. Берелехис О. Вводная как художественный текст // Orc-club journal. -№19-2002.

15. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.

16. Бирюков С. Как начать игру? Установочный сценарий // Альманах «Мастера», вып. 1. 2000.

17. Блонский П.П. Педология. М. - 1934.

18. Богомолова H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. - с. 192-197

19. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -СПб., 1994. 316 с.

20. Борисов С., Кожаринов М. Школа ролевого моделирования // Альманах «Мастера», вып. 1. 2000.

21. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 301 с.

22. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 144 с.

23. Быков А. Историческое моделирование, реконструкция и ролевые игры. Программа учебного курса дополнительного образования г. Пенза. 2000.

24. Ваганов А. Храните информацию в правом полушарии // Независимая газета «Наука», 1999. №10.

25. Вайкс А. Энциклопедия азартных игр. М., Ефрат, 1994. 240 с.

26. Бачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001. - 144 с.

27. Возможные миры или создание практики творческого мышления. Посо1 бие для преподавателей. Авт.: Ефимов B.C., Лаптева A.B., Ермаков C.B. и др. -М.: Интерпракс, 1994.

28. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособия / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001 - 576 с.

29. Воробьева Э. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? // Крылатый вестник. -№2 (Ю)-2001.-с. 22-23.

30. Ворошина Е.Ю., Белоконь O.JI. Ролевые игры что это такое: методическое пособие. М. - 1997.

31. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. - № 6. с. 65-79

32. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.

33. Выготский JI.C. Собрание сочинений. Том 6. М.- 1996.

34. Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: Изд НГПИ, 1989. 122 с.

35. Галкин К. Ю. Темпорологическая концепция виртуальной аддикции // Актуальные вопросы психиатрии и клинической психологии. Самара, 2000.- с.45-58

36. Глазунов Г. Чем стимулировать культуру // Альманах «Мастера», вып. 2.- 2000.

37. Гроос К. Душевная жизнь ребенка / пер. с нем. Л., 1916.

38. Групповая психотерапия / Под ред. Карвасарского Б.Д., Ледера С. М., 1990.-384 с.

39. Грэм Р.Г. Грэй К.Ф. Руководство по операционным играм. М., 1977. -376 с.

40. Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В., Психология аддиктивного поведения. Монография. Новосибирск, НГПУ, 2002. 278 с.

41. Дрёмов C.B., Ромацкий В.В. Научиться зависимости // Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко-алкогольной зависимости: Сб. научных трудов / Под ред. М.С. Яницкого. Кемерово, ООО «Никалс», 1999.-97 с.

42. Дрёмов С.В., Уразаев A.M., Мамышева H.JL, Малиновский И.В. Адцик-тивные состояния человека: Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского го4 tсударственного педагогического университета, 2000. 92 с.

43. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 197.-256 с.

44. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JL: Изд-во Ленинградского университета,, 1985. - 168 с.

45. Ермолаев А. Вторая молодость легендарного змея по имени Зилант // Ork-club journal Уфа, 2000. - октябрь-ноябрь - с. 4-6.

46. Ерошева А., Милкус А. Наших детей «косит» компьютерная наркомания // Комсомольская правда. 3 апреля 1999. с. 11.

47. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной засвисимости. Новосибирск: «Наука». 1988. - 198 с.

48. Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult // Психол. журн. 1981. - Т.2.- N 3,- С. 118-123.

49. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., «Просвещение», 1973. -320 с.

50. Зевлевер В., Семиколенов А. Правила ролевой военно-исторической имиджевой игры «Иду на Вы!»: Рукопись. Красноярск. - январь-март 1997. -13 с.

51. Иванов М.С. Специфические личйостные характеристики игровых компьютерных аддиктов: Дипломная работа. Кемерово, 2001. - 72 с.

52. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского. В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994 - 386 с.

53. Кабанников А. Чтоб здоровым быть, совет: не ходите в интернет. Ин1.тервью с док. Д. Гринфилдом // Комсомольская правда. 5 июля 2000 г. - с. 12.

54. Кабинет практического психолога. Практическое пособие. Серия 2: «Исследование личности по методу Р. Кеттелла» / Сост.: к.пс.н., доц. Горбунова

55. Г.П., к.п.н., доц. Морозова Н.И., к.пс.н., доц. Аргентова Т.Е. Кемерово, 1997. -108 сГ

56. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения (методические рекомендации). М., 1990. - 31 с.

57. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., ТОО «Независимая фирма «Класс»», 1993.

58. Клименко С.А. Ребенок и компьютер реальность моделироемого мира // Психология и ее приложения. - Ежегодник Российского психологического общества. - М., 2002. - Том 9. - Выпуск 1.

59. Кожаринов М. Театральная школа // Альманах «Мастера», вып. 2. 2000.

60. Компьютерный психологический опросник 17ЛФ-4, руководство для пользователя. М., МИП «Гуманитарные технологии», 1991.

61. Кон. И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

62. Коровьяковская Е.П., Юдина О.Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр // Вопросы психологии. 1980. -№1.

63. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, изд-во «Олсиб», 2001 251 с.

64. Крайг. Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 992 с.

65. Куприянов Б,В. Игра-эпопея «Диалог культур» // Крылатый вестник. -№3(11)'-2001.-с. 18-19.

66. Куприянов Б.В., Подобии А.Е. Возникновение и развитие практики ситуационно-ролевых игр в Костроме // Крылатый вестник. №2 (10) - 2001. - с. 21-22.

67. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод, пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 .-216с.А

68. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб. 2000.

69. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 352 с.

70. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-с. 481

71. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Но-восибирск, НГПИ, 1992. -216 с.

72. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. -17 с.■ »

73. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. -16 с.

74. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал 1993. - т.14. т № 1.-С. 150-155.

75. Леутин А. Правила Детских ХИ-99 (Красноярск) по второй эпохе // Рукопись. 1999.-30 с.

76. Ливанова Е. Рифы и мели «свободной игры»// Крылатый вестник. №3 (11)-2001.-с. 24-27.

77. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс -1970.-686 с.

78. Линдрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.

79. Лустберг А. Ролевые игры как социально-культурный феномен // Курсовая работа. 1999.

80. Ляндзберг А. Очередная попытка классификации // Крылатый вестник. -№8-2000.-с. 24-25

81. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. М., 1999.- 160 с.

82. Мамукян Дж.У., Юпитов А.В. РеСтандартизация теста Mini-Mult // Инновационные технологии в образовательном процессе. Томск, 1997. с. 34

83. Медведев Е.А., Макаров В.В. Эра водолея: Ролевая игра. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. - 285 с.

84. Мелибруда Е. Я Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986. - 256 с.

85. Менте. М. Ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб.: Питер, 2002. - 208 с.

86. Мерлин B.C. Психология индивидуальности/Под ред. Е.А. Климова -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.

87. Методы социально-психологического исследования: Учебное пособие для вузов/ И.Б. Бовина, H.H. Богомолова, Е.М.Дубовская и др.,; Под ред. Т.В.Фоломеевой. Кемерово: Юнити, 2002. - 277 с.

88. Милкус А. Первый чемпионат по киберспорту // Комсомольская правда. 20 октября 2001 г. с. 5.

89. Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999. - 320 с.

90. Миновская О.В., Сенченко H.A. Включение старшеклассника в ситуационно-ролевую игру// Крылатый вестник. №2 (10) - 2001. - с. 19-20.

91. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. /Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001. 384.

92. Немирова А. Ролевые игры и социальная адаптация // Крылатый вестник. №3 (11) - 2001. - с. 21-22.

93. Новиков В. Кому не дает покоя древняя кровь // Вокруг света. 1997. -№2

94. Носов H.A. Виртуальный человек. Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997.

95. Олпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. М.: КСП+; Спб.: Ювента, 1998-345 с.• '

96. Орлов A.M. Аниматограф и его анима: психогенные аспекты экранныхтехнологий. М.: ИМПЭТО, 1995. 384 с.

97. Орлов A.M. Анимация в компьютерных играх // Мир ПК. №1,1993.

98. Орлов A.M. Компьютерный мир и его восприятие // Техника кино и ТВ №2, 1995.

99. Орлов A.M. Уровни сознания и компьютерная анимация // Компьютерная графика. №1,1993.

100. Пантелеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика. М., 1987.

101. Парначева Е. О фиасках, апогеях и других неведомых вещах // Крылатый вестник. -№3 (11) 2001. - с. 10-11.

102. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебн. пособие. М.: МПУ, 1996.

103. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. - 192 с.

104. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 254 с.

105. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Трудовая деятельность. Соревнования и состязания. Игры / Пер. с чеш. К.И. Паровой; Ил. 3. Махитки. М.: Профиздат, 1989. - 144 с.

106. Портнова А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией. Автореферат дисс. канд. психол. наук. СПб, 2001 19 с.

107. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной актив-ности личности / отв. ред. B.C. Мухина. М.: МГПИ, 1986. - 166 стр.

108. Прутченков A.C. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. - 49 с.

109. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

110. Психология. Словарь. /Под общей ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд.,испр. и доп. - М., 1990. - 494 с.

111. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского- СПБ.: Питер Ком, 1998. 752 с.

112. Ребров И. и др. Тени империи: правила ролевой игры: Рукопись. Тю» .мень Курган, 29 июля - 5 октября 1997. - 14 с.

113. Ролевые игры. Общий обзор. Классификация игр и уровней участия в них. /Сборник. Уфа: ТО «Росстань», 1994 - 20 с.

114. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2000.

115. Рубцов В.В. Игровые компьютерные среды учебного назначения // Основы социально-генетической психологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.

116. Рудестам К. Групповая психотерапия СПб.: Питер Ком, 1998. - 384 с.

117. Рэй. А. Правила ролевой игры «Семиградье»: Рукопись. Кемерово, 1998. -13 с.

118. Серый A.B. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183 с.

119. Скурихин В. Мастер тоже человек. // Крылатый вестник. №1 (9) -2001. -С.35

120. Смеркович Л. Казанский игротехнический семинар // Крылатый вестник- №1 (9) 2001. - с. 17-19.

121. Смеркович Л. Немного об исторических играх и моделировании // Крылатый вестник. №3 (11)- 2001. - с. 22-23.

122. Смеркович Л., Шилов П. Проектирование ролевой игры, как структуры игровых мест // Крылатый вестник. №1 (9) - 2001. - с. 20.

123. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. М.,1990.- 75 с.

124. Справочник по прикладной статистике. / Под ред. Э. Ллойда, У. Лидер-мана, Ю.Н. Тюрина. -М., 1989. т. 1 -510 с.

125. Справочник по прикладной статистике. Т.2 / Под ред. Э. Ллойда, У. Лидермана, Ю.Н. Тюрина. М., 1990. -т.2 - 526 с.

126. Стегалин А. Средневековье. Ролевая игра для начинающих // Крылатый вестник. №1 (9) - 2001. - с. 21-23.г

127. Стешин Д. Стреляй, сынок, тупее будешь! // Комсомольская правда. 5 июля 2000 г. с. 12.

128. Сулер Дж. Киберпространственная аддикция? // Сибирский информационный психологический вестник. 1996. - №6. - с. 5.

129. Сулер Дж. Типы личности в киберрространстве // Сибирский информационный психологический вестник. 1996. - №6. - с. 5.

130. Сыроежкин И.М., Вербицкий A.A. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов. М. - 1981. - 48 с.

131. Тимонин А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: Дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ имени К.Д. Ушинского. - 1995.

132. Токаева Е. Моделирование языков в ролевой игре // Альманах «Мастера», вып. 2. 2000.

133. Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец. Трилогия / Пер. с англ. М. Каменко-вич, Р. Каррика. Стихи в пер. С. Степанова, М. Каменкович. СПб.: Амфора, 2002. - 1279 с.

134. Фетисов Б. Игра для мастера и игрока // Ork-club journal. Уфа, 2000. октябрь-ноябрь. - с. 33-37.

135. Философский энциклопедический словарь / Гл.ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

136. Финогенова О. Ролевые игры завтрак для одаренышей // Ork-club journal. Уфа, 2000. - октябрь-ноябрь. - с. 38-39.

137. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корре• * >ляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. -1991. №3. - С. 27-39.

138. Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психот логических исследованиях // Психологический журнал, 1996. том 17. - №2. - с. 64-79;

139. Франц M.-JI. фон Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб.: Б.С.К., 1998.-360 с.

140. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошев-ский. -"М.: Просвещение, 1990.-448 с'."

141. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -352 с.

142. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 1991.• » .

143. Хьел JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применене). СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с.

144. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 272 с.

145. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997 278 с.

146. Черная A.B. Традиционная игра как этнопсихологический феномен и форма воспитания // Мир психологии. 2003 - №3 стр. 181-191.

147. Чернобровкина C.B. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее1 -формирование в сюжетно-ролевой игре. Автореферат дисс. канд. психол.наук. Иркутск, 2001 20 с.

148. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддикгивного поведения личности. Дисс. доктора психол. наук. Новосибирск, 2002. 385 с.

149. Шабанов JI.B. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур. Дисс. канд. психол. наук. Томск, 2002. 191 с.

150. Шапкин С. А. «Компьютерная игра: новая область психологических исследований» // Психологический журнал. 1999. - Том 20. - №1. - с. 86-102

151. Шилов П., Двирник С., Смеркович Л., Скулачев П. и др. Методика ролевой игры: методические указания. Казань. 2000.

152. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М., Новая школа. -1994.

153. Эллингтон Г., Эдвинал Л., Персивал Ф. Игры, иммитации и социальная значимость науки. Импакт. Наука и общество. Наука и игры. 1984. - №2

154. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994. - С. 169-175.

155. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,1999.-360 с.

156. Эмерсон Т. Бешенные деньги // Ровестник. 1996. - №4. - стр. 40-41

157. Энигма. Большому кораблю. 11 «Оскаров» // Крылатый вестник. №2 (10)-2001.-с. 28.

158. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии СПб.: «Питер»,2000. 640 с.• I

159. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы закономерности динамики. / Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 84 с.

160. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000,- 204 с.

161. Foerster, Nikolaus Zeit, steh still!// Die Zeit-Magazin. 1997.- №31. - s. 8-17

162. Kalawsky R.S. The Science of Virtual Reality and Virtual Environments. -Workingham.UK: Addison-Wesley. 1993.

163. Rheingold H. Virtual Reality. London: Secker and Warburg. - 1991.1.

164. Источники и документы, опубликованные в Интернете

165. Дружинин Ф. Социомоделирование. 1998. // Internet:• 1 www.master.lrpg.ru\Theory\Sociomod.php.htm.

166. Кожаринов M. Классификация ролевых игр: о различных видах РИ и их отличиях // Internet: www.kulichki.com/tolkien/arhiv/gamemode/homo03.shtml

167. Мальгин С., Фрид М. Десять правил лангедока. 1998. // Internet: www. master. lrpg.ru\Theory\Pavil02 .php .htm.

168. Медведев E.A. Мастер-класс, выпуск 2: Лекции Медведева. Лекция первая. Сюжетовождение. 2002. // Internet: http://www.project7.ru\mcl002.html.

169. Немирова А. Наш ЧугунКон и другие звери.// Internet: www.master.lrpg.ru\Theory\chuguncon.php.htm.

170. Нечитайлов M. Армии древности. Военно-исторический портал. 2003.

171. Internet: www.xlegio.enjoy.ru.• 1 .

172. Ребров И. Об игровой динамике. 2001, // Internet: www.master.hpg.m\Theory\dinamika.php.htm.

173. Скулачев П. Статьи по ролевым играм и игровому движению. 2000. // Internet: www.lrpg.ru\ml\scul.php.htm.

174. Словарь ТФ. ТФ Академия. 2003; // Internet: www.tfa.spb.ru.

175. Толмачев С.А. Ролевое движение: типологический подход к анализу. -1996. // Internet: www.master.lrpg.ru\Theory\Index.php.htm.

176. Тулинов К. Взгляд извне. 2001. // Internet:www.master.^g.ru/~vzglyad.php.htm\

177. Фрид М. Мотивации поведения в ролевых играх 1999. // Internet:www. master. lrp g. ru\Theory\Motiv.php .htm

178. Фрид M. Некоторые правила и типичные ошибки при создании павильонных игр-лангедоков. 2000. // Internet: www.rrçaster.lrpg.ru\Theory\Pavil01 .php „htm.

179. Becker D. Games junkies hooked on "heroinware"? // Internet: CNET News.com-April 12, 2002, 10:15 AM PT

180. Griffiths M. Ciberaddiction. 1996. // Internet: www.argus.plymouth.ac.uk/-griffiths02.htm

181. Orzack M.H. Computer addiction. 1997. // Internet: www. computeraddiction. com

182. Suler J., Ph.D. Why is This Thing Eating My Life? Computer and Cyberspace Addiction at the «Palace». 1996. // Internet: www.rider.edu/~suler/psycyber/eatlife.html

183. Сайты, информация которых использовалась в исследовании

184. Сайт любителей настольных ролевых игр // Internet: www.rollermaster.ru

185. Сайт любителей ролевых игр // Internet: www.utk.newmail.ru

186. Сайт по методике ролевых игр // Internet: www.elcom.ru/~winter

187. Сайт творческой группы «Проект7» // Internet: www.project7.ru

188. Сайт живых ролевых игр // Internet: www.lrpg.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.