Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Рыженко, Светлана Кронидовна

  • Рыженко, Светлана Кронидовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2009, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 196
Рыженко, Светлана Кронидовна. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Краснодар. 2009. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Рыженко, Светлана Кронидовна

Введение.

1 Теоретический анализ проблемы игровой компьютерной зависимости младших подростков

1.1 Сущность, признаки и свойства игры в отечественных и зарубежных психологических концепциях.

1.2 Специфические особенности игровой компьютерной деятельности в психологических исследованиях.

1.3 Состояние проблемы игровой компьютерной зависимости: психологическое понятие, основные признаки.

1.4 Психологические особенности младшего подросткового возраста, влияющие на увлечение компьютерными играми.

1.5 Методы психологического воздействия на игровую компьютерную зависимость как форму-девиантного поведения младших подростков.

Выводы.

2 Социально-психологические факторы и личностные особенности младших подростков, влияющие на степень игровой компьютерной активности (констатирующий эксперимент)

2.1 Программа и методы эксперимента.

2.2 Влияние тендерного фактора на компьютерную активность и игровые жанровые предпочтения.

2.3 Игровая мотивация как выражение потребностей, реализуемых в игровой компьютерной деятельности.

2.4 Поведенческие реакции на фрустрирующие особенности игры как фактор игровой компьютерной активности.

2.5 Характерологические особенности младших подростков, их связь с формой и степенью игровой компьютерной активности.

2.6 Специфические особенности проявления признаков игровой компьютерной зависимости в различных группах.

2.7 Связь удовлетворенности межличностными отношениями с формой и степенью игровой компьютерной активности.

Выводы.

3 Организация работы с младшими подростками, имеющими высокую степень игровой компьютерной зависимости (формирующий эксперимент)

3.1 Программа и задачи эксперимента.

3.2 Оценка достоверности изменения показателей экспериментальной группы до и после воздействия.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков»

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества компьютерные технологии активно применяются не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информацйи, но и как средство развлечения. При взаимодействии с компьютером игровое действие происходит в специфической среде виртуальной реальности, которая особо привлекательна для младших подростков. Общение с компьютером для многих из них заменяет традиционный досуг, игры со сверстниками, общение с родителями.

Существуют специальные исследования, хотя и малочисленные, посвященные изучению психологических аспектов игровой компьютерной активности (ИКА), в том числе проблеме формирования зависимости от компьютерных игр в различных возрастных группах (Ю.Д. Бабаева, А.В. Войскунский, Ю.М. Евстигнеева, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин, Л.И. Шакирова, А.Г. Шмелев и др.). Изучаются психологические особенности игровой компьютерной активности подростков в возрасте от 14 лет и старше, однако пик игровой компьютерной активности приходится на возраст 11— 12 лет, а к 8-9-му классу увлеченность компьютерными играми несколько снижается, возрастает взаимодействие в интернет-среде (Е.А. Репринцева и др.). Исследование игровой компьютерной активности младших подростков, преимущественно играющих автономно, — отдельная сфера, требующая многостороннего научного изучения.

Вопрос о влиянии компьютерных игр на формирующуюся личность младшего подростка связан с двумя основными проблемами психолого-педагогического характера. Первая — проблема формирования игровой- компьютерной зависимости подростков (М. Гриффите, К. Янг, Р. Вуд и др.). Этот поведенческий феномен рассматривается как альтернативная форма адаптации некоторых подростков к жизненным условиям, средство их самореализации и эмоционально-психической регуляции. В то же время игровая компьютерная зависимость, как и любая форма поведенческой аддикции, имеет разрушительные последствия для формирующейся личности младшего подростка и его социальной адаптации. Чрезмерное увлечение компьютерными играми проявляется в негативных изменениях поведения, мотивации, эмоционально-аффективной сферы подростка, в снижении успеваемости в школе, ухудшении физического самочувствия. Возникают проблемы в общении с окружающими людьми, прежде всего с членами семьи. В настоящее время психологи, педагоги и родители сталкиваются с этой проблемой ежедневно и остро нуждаются в эффективных инструментах её разрешения. Несомненно, для разработки методов профилактики и коррекции игровой компьютерной зависимости младших подростков необходимо теоретическое обоснование феномена увлечения компьютерными играми, всестороннее изучение признаков игровой компьютерной зависимости в среде активно играющих подростков, выявление психологических механизмов формирования игровой компьютерной зависимости.

Вторая проблема — негативное влияние на младших подростков игр агрессивного содержания, отражающих примитивный уровень игровой культуры, распространенный в современном обществе. Одной из задач психолого-педагогического воздействия служит недопущение использования таких игр, работа по формированию игровой культуры. В связи с этим необходимо выявление наиболее популярных, привлекательных компьютерных игр, психологический анализ предпочитаемых младшими подростками сюжетов, жанров и игровых действий.

Обозначенные проблемы тем более актуальны с точки зрения их влияния на личность младшего подростка, чем выше степень его увлечения компьютерными играми, которая проявляется в игровой компьютерной активности, т.е. в частоте и продолжительности игры за компьютером. Младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной активности в первую очередь находятся в зоне риска формирования зависимости, и в этой связи важно определить, подростки с какими личностными чертами наиболее подвержены ее развитию. Как отмечают исследователи данной проблемы (М. Гриффите,

Ю.В. Фомичева, Ю.М. Евстигнеева, Л.И. Шакирова), существует некоторая личностная предрасположенность к увлечению компьютерными играми как к выбираемому средству развлечения, а с ростом игрового опыта взаимосвязь между личностными особенностями и игровой компьютерной активностью усиливается.

Работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные различным аспектам девиантности (Ю.А. Антонян, В.А. Васильев, Я.И. Гилинский, Э. Дюркгейм, А.Ю.Егоров, Е.В. Змановская, . С.Е. Игумнов, Е.П.Ильин, Ю.А. Клейберг, С.А. Кулаков, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, П.Ф. Пирожков, А.А. Реан, Н.П. Фетискин и др.), убедительно доказывают наличие индивидуально-личностного уровня детерминации девиантного поведения и влияния тендерного фактора на проявление типов девиантности. Выявление свойств личности, связанных с чрезмерной игровой компьютерной активностью, является важным аспектом с точки зрения определения предмета психологического воздействия с целью профилактики и коррекции игровой компьютерной зависимости младших подростков, что и обусловило выбор темы исследования.

Объект исследования — игровая компьютерная активность в младшем подростковом возрасте.

Предмет исследования — психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость на основе социально-психологических факторов и личностных особенностей, обусловливающих игровую компьютерную активность младших подростков.

Цель исследования — выявить личностные и социально-психологические факторы, способствующие увлечению компьютерными играми в младшем подростковом возрасте, особенности младших подростков с различной степенью игровой компьютерной активности и разработать эффективную программу психологического воздействия на игровую компьютерную зависимость.

Гипотеза исследования: факторами, способствующими высокой игровой компьютерной активности младших подростков, могут выступать актуальные возрастно-специфичные мотивы, индивидуально-личностные черты, характеристики отношений младшего подростка со значимыми другими. Предполагается, что программа психологического воздействия на игровую компьютерную зависимость, работающая с указанными факторами, будет действенна при решении коррекционных задач.

Дополнительная гипотеза исследования: игровые жанровые предпочтения младших подростков определяются тендерным фактором.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, были сформулированы задачи исследования.

В теоретическом плане

1. Выявить специфические особенности игровой компьютерной деятельности, определить сущность и признаки игровой компьютерной зависимости на основе анализа отечественных и зарубежных исследований.

2. На основе концепций развития личности выделить и теоретически обосновать психологические особенности младшего подросткового возраста, которые могут влиять на увлечение компьютерными играми.

3. Определить основные подходы вгпсихолого-педагогической практике к профилактике и коррекции зависимого поведения подростков.

В эмпирическом плане

1. Выявить социально-психологические факторы, влияющие на игровую компьютерную активность младших подростков и их игровые предпочтения в зависимости от тендерных различий.

2. Выделить из выборки группы в соответствии со степенью игровой компьютерной активности и исследовать личностные особенности младших подростков в каждой группе испытуемых.

3. Разработать программу психологического воздействия на игровую компьютерную зависимость младших подростков и проверить ее эффективность в условиях формирующего эксперимента.

Теоретические основы исследования:

- концепции развития личности JI.C. Божович, JLC. Выготского, М. Кле, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, Ж. Пиаже, A.M. Прихожан, Д.И. Фельдштейна, 3. Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина;

- подход личностной обусловленности бытия человека А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, C.JI. Рубинштейна, З.И. Рябикиной;

- теории игровой деятельности М.Я. Басова, П.П. Блонского, JI.C. Выготского, К. Грооса, К. Левина, С.Л. Рубинштейна, Й. Хейзинги, Д.Б. Эльконина;

- теории девиантного поведения Ю.А. Антоняна, В.А. Васильева, Я.И. Гилинского, Э. Дюркгейма, А.Ю. Егорова, М.И. Еникееева, Е.В. Заика, Е.В. Змановской, Л.М. Зюбина, С.Е. Игумнова, Е.П. Ильина, Ю.А. Клейберга, С.А. Кулакова, А.Е. Личко, В.Д. Менделевича, П.Ф. Пирожкова, А.А. Реана,-К. Уэда, Н.П. Фетискина, М.Б. Филонова, Л.М. Чепелевой, Т.А. Шаловой, Л.Б. Шнейдер, Э. Щур, А.С. Ячиной и др.;

- психологические концепции игровой компьютерной деятельности Г.М. Авилова, Ю.Д. Бабаевой, С.А. Варашкевича, А.Е. Войскунского, Р. Вуд, М. Гриффите, Ю.М. Евстигнеевой, М.С. Иванова, Е.А. Репринцевой, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Л.И. Шакировой, А.Г. Шмелева, К. Янг и др.

Методы исследования: 1) теоретические — теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научной литературы по теме исследования; 2) эмпирические - анкетирование (анкета изучения психологических особенностей игровой компьютерной активности), тестирование (адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла, адаптированный модифицированный вариант теста на компьютерную зависимость Т.А. Никитиной, А.Ю. Егорова); контент-анализ; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; метод анализа результатов деятельности (анализ сочинений и рисунков); методы статистической обработки данных (анализ средних значений, критерий Стьюдента, критерий Фишера, корреляционный анализ, кластерный анализ).

Экспериментальная база. В исследовании принимали участие учащиеся школ г. Краснодара, играющие в компьютерные игры, а именно 216 подростков в возрасте 11-12 лет.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены адекватностью используемых методов поставленным задачам исследования, репрезентативностью выборки и учетом статистически значимых различий между изучаемыми параметрами, сопоставимостью основных данных эмпирического исследования с результатами других авторов.

Научная новизна заключается в том, что впервые теоретически и экспериментально доказана возможность психологического воздействия на игровую компьютерную зависимость младших подростков на основе социально-психологических факторов, влияющих на увлечение компьютерными играми, и личностных особенностей младших подростков с разной степенью игровой компьютерной активности; сделан вывод о том, что развитие игровой компьютерной зависимости младших подростков детерминировано рядом факторов социально-психологической дезадаптации, в том числе дезадаптивными характерологическими чертами, слабой социализированностью, отсутствием выработанных конструктивных копинг-стратегий поведения, атарактически-гедонистической направленностью потребностно-мотивационной сферы, стремлением к уходу от реальности на фоне неудовлетворенности младшего подростка отношениями с родителями и сверстниками.

Теоретически дополнено представление о психологических детерминантах увлечения компьютерными играми в младшем подростковом возрасте. Эмпирически установлено, что игровые предпочтения младших подростков определяются тендерным фактором, отражающим стремление к поло-ролевой идентификации.

Впервые выявлены черты характера младших подростков, предрасполагающие к увлечению компьютерными играми, и составлены личностные профили младших подростков с разной степенью и формой игровой компьютерной активности; проанализированы две категории младших подростков с высокой степенью игровой компьютерной активности — категории «одиночных» и «групповых» игроков, которые отличаются игровой мотивацией, чертами характера, спецификой отношений со сверстниками; выявлены и описаны особенности проявления признаков игровой компьютерной зависимости у младших подростков различных групп и категорий игровой компьютерной активности, что конкретизирует теоретические положения педагогической и возрастной психологии в области девиантного поведения.

В формирующем эксперименте доказана необходимость и возможность продуктивной коррекционно-развивающей работы с младшими подростками, имеющими игровую компьютерную зависимость, за счет направленного изменения психических процессов, состояний и свойств личности младшего подростка с целью повышения его социально-психологической адаптации, переработки характерных для данного возраста индивидуальных психологических проблем, оптимизации межличностных, прежде всего детско-родительских отношений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе созданы теоретические предпосылки для дальнейшего изучения игровой компьютерной зависимости младших подростков как особого вида аддиктивного поведения. Приращение научных знаний в области исследования обозначенных проблем заключается в следующем:

- на основе анализа отечественных и зарубежных концепций развития личности выделены и теоретически обоснованы психологические особенности младшего подросткового возраста, обусловливающие увлечение компьютерными играми; представлен анализ психологических аспектов игровой компьютерной активности, влияющих на формирование зависимого поведения, определены психологические подходы к изучению и трактовке понятия игровой компьютерной зависимости на основе анализа отечественных и зарубежных исследований;

- выделен комплекс личностных особенностей младших подростков, находящихся в зоне риска формирования игровой компьютерной зависимости, на основе структурно-динамического подхода к девиантному поведению, который может рассматриваться в качестве диагностического критерия при исследовании перехода увлечения компьютерными играми в зависимость и служить основанием для проведения коррекционной работы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованной программы психологического воздействия на игровую компьютерную зависимость младших подростков, направленной на снижение игровой компьютерной активности, формирование социально-адаптивных свойств личности, гармонизацию межличностных отношений, повышение родительского надзора за использованием компьютера. В работе предложены методы диагностики игровой компьютерной зависимости и личностной предрасположенности к ее формированию, описаны категории младших подростков с различной степенью и формой игровой компьютерной активности.

Полученные данные рекомендуется использовать в профилактической и коррекционной работе с младшими подростками, имеющими игровую компьютерную зависимость. Разработанная и апробированная программа психологического воздействия на игровую компьютерную зависимость младших подростков на индивидуальном и семейном уровнях представляет интерес для психологов, педагогов и других специалистов, работающих с данной проблемой.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Факторами, способствующими высокой игровой компьютерной активности младших подростков, выступают актуальные возрастно-специфичные мотивы, индивидуально-личностные черты, характеристики отношений младшего подростка со значимыми другими, поэтому психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость должно осуществляться с учётом этих факторов.

2. Увлечение компьютерными играми у младших подростков обусловлено мотивационно-потребностной сферой данного этапа развития личности. Игровые компьютерные предпочтения младших подростков определяются тендерным фактором в связи с потребностью младших подростков в поло-ролевой идентификации. Более высокая игровая компьютерная активность младших подростков мужского пола обусловлена слабо реализуемой в обычных социальных условиях потребностью в выражении маскулинных качеств и проявляется в выборе игр агрессивного содержания.

3. Младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной активности отличаются от младших подростков с низкой степенью игровой компьютерной активности игровой мотивацией, чертами характера, особенностями отношений с родителями и сверстниками, характером поведенческих реакций в игре.

4. Младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной активности могут быть дифференцированы на две категории — «групповые» игроки (предпочитающие играть с друзьями) и «одиночные» (предпочитающие играть в одиночестве), различающиеся психологическим профилем личностных черт, мотивацией, особенностями отношений со сверстниками.

5. Неудовлетворенность отношениями с родителями и сверстниками является фактором развития игровой компьютерной зависимости младшего подростка. Подростки с высокой степенью игровой компьютерной активности менее удовлетворены отношениями с родителями, чем подростки с низкой степенью игровой компьютерной активности. «Одиночные» игроки менее удовлетворены отношениями как с родителями, так и со сверстниками.

6. Формирование игровой компьютерной зависимости характерно для младших подростков с высокой степенью игровой компьютерной активности чаще из категории «одиночных» игроков, в целом слабо социализированных, с атарактически-гедонистической игровой мотивацией, имеющих такие деза-даптивные свойства личности, как неуверенность в себе, замкнутость, низкая самооценка, повышенная ранимость, ригидность, тревожность, склонность к чувству вины.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты исследования были представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях в 2007-2008 гг. в г. Краснодаре, Ставрополе, Астрахани и Саратове.

Результаты исследования используются при оказании психологической помощи подросткам, имеющим игровую компьютерную зависимость, в психологическом консультировании родителей и педагогов по данной проблеме.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержит 20 таблиц, 13 рисунков, 3 приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Рыженко, Светлана Кронидовна

Выводы:

Программа психологического воздействия на игровую компьютерную зависимость младших подростков отвечает поставленным целям и задачам и является высокоэффективной, что подтверждается достоверным улучшением показателей испытуемых в конце формирующего эксперимента по сравнению с его началом.

В результате реализации программы существенно снизились показатели игровой компьютерной зависимости младших подростков, участвующих в формирующем эксперименте, и установились в рамках значения нормы. Возросли адаптивные свойства личности испытуемых, улучшились отношения подростка со значимыми близкими.

Программа содействовала снижению тревожности, ригидности, невротических симптомов, одиночества испытуемых и росту адаптивных личностных качеств: эмоциональной устойчивости, реалистичности в отношении жизни, настойчивости, легкости в общении, жизнерадостности, уверенности, спокойствия, активности, расслабленности, общительности, отзывчивости, дружелюбия, социальной смелости.

Выявленные ошибки воспитания со стороны родителей доказали необходимость работы не только с младшим подростком, но и его родителями для разрешения проблемы игровой компьютерной зависимости. Очевидно, что высокая игровая компьютерная активность младшего подростка является симптомом неблагополучия его взаимоотношений с родителями. В итоге целенаправленной работы с родителями возросли понимание и поддержка со стороны родителей, испытуемые получили возможность для самореализации в избранных социально приемлемых сферах активности.

Заключение

Предпринятое нами теоретико-экспериментальное исследование позволило сделать следующие основные выводы:

1. Увлечение' компьютерными играми у младших подростков обусловлено актуальными возрастно-специфическими мотивами. Игровые компьютерные предпочтения младших подростков определяются тендерным фактором в связи с потребностью младших подростков в поло-ролевой идентификации. Более высокая игровая компьютерная-активность младших подростков мужского пола обусловлена слабо реализуемой в обычных социальных условиях потребностью в выражении маскулинных качеств и проявляется в выборе игр агрессивного содержания.

2. Младшие подростки с высокой степенью ИКА отличаются от младших подростков с низкой степенью ИКА игровой мотивацией, чертами характера, особенностями отношений с родителями и сверстниками, характером поведенческих реакций в игре, выраженностью проявлений зависимости. Младшие подростки с высокой.степенью РЖА могут быть дифференцированы на две категории: «групповые» игроки и «одиночные». Категории игроков с высокой степенью РЖА также различаются игровой мотивацией, чертами характера, особенностями отношений со сверстниками.

3. Существуют личностные качества, предрасполагающие к увлечению компьютерными играми. Это такие положительные черты, как усидчивость, уравновешенность, "настойчивость в достижении цели, высокий самоконтроль поведения, устойчивость интересов, упорство в преодолении препятствий. Данные качества помогают подросткам с высокой степенью РЖА преодолевать фрустрирующие ситуации в процессе игры, тогда как подростки с низкой степенью РЖА при столкновении с препятствиями чаще прекращают игру и переключаются на другой вид активности. Склонность к фантазиям, робость в реальном мире и стремление к переживанию острых ощущений в мире игры выражены в большей мере у подростков с высокой степенью РЖА.

Данные характерологические черты содействуют большему погружению в игру и идентификации с персонажем.

4. Младшие подростки с различной формой игровой компьютерной активности отличаются характерологическими чертами, игроки категории «групповые» более социализированы. «Групповые» игроки отличаются от «одиночных» большей общительностью, экспрессивностью, социальной смелостью, эмоциональной устойчивостью, расслабленностью. «Одиночные» характеризуются большей тревожностью, молчаливостью, ригидностью, ранимостью, неуверенностью в себе, самокритичностью, низкой самооценкой.

5. Выделены основные мотивы обращения младших подростков к компьютерным играм. Для подростков с высокой степенью ИКА категории «групповые» игроки характерна мотивация получения удовольствия от положительных эмоций во время игры, в первую очередь от соревновательного компонента. Мотивация «одиночных» игроков имеет преимущественно ата-рактически-гедонистическую направленность, характеризуется стремлением к уходу от реальных проблем. На подростков с низкой степенью ИКА в основном оказывает влияние фактор отсутствия других доступных развлечений и популярность компьютерных игр в референтной группе.

6. Неудовлетворенность отношениями с родителями и сверстниками является фактором развития игровой компьютерной зависимости младшего подростка. Подростки с высокой степенью игровой компьютерной активности менее удовлетворены отношениями с родителями, чем подростки с низкой степенью игровой компьютерной активности. «Одиночные» игроки менее удовлетворены отношениями как с родителями, так и со сверстниками.

7. Формирование игровой компьютерной зависимости характерно для младших подростков с высокой степенью ИКА, в большей мере из категории «одиночных» игроков, слабо социализированных, с игровой мотивацией эскапизма и гедонизма, имеющих дезадаптивные свойства личности. К чертам характера, связанным с формированием игровой компьютерной зависимости, относятся: неуверенность в себе, замкнутость, повышенная ранимость, мягкосердечность, робость, низкая самооценка, ригидность, тревожность, склонность к чувству вины.

8. Разработанная на основе результатов исследования программа психологического воздействия на игровую компьютерную зависимость младших подростков позволила добиться существенного снижения уровня игровой компьютерной активности и роста адаптивных свойств личности, что подтверждается достоверным улучшением показателей испытуемых в конце формирующего эксперимента по сравнению с его началом. i I

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Рыженко, Светлана Кронидовна, 2009 год

1. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла (методические рекомендации) / сост. Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева. — JL: НПИ им. Бехтерева, 1985.

2. Арцимович, И. В. Исследование содержания девиантности в социально-психологическом портрете современного подростка / И. В. Арцимович // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.- практ. конф. Краснодар, 2008. -С. 50-58.

3. Баярд, Р. Ваш беспокойный подросток / Р. Баярд, Д. Баярд. М.: Академический проект, 2005. - 207 с.

4. Бессонова, Т. В Социально-педагогическая деятельность по профилактике Интернет-аддикции у старших подростков / Т. В. Бессонова // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. С. 92-97.

5. Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

6. Беличева, С. А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин.-М., 1993.-162 с.

7. Бурлаков, И. В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр / И. В. Бурлаков -М.: «Класс», 2000. 144 с.

8. Варашкевич, С. А. История конверсии компьютерной игры / С. А. Вараш-кевич. — М.: ИПРАН, 1997.-211 с.

9. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1984.-200 с.

10. Войскунский, А. Е. Психологические аспекты деятельности человека вз

11. Интернет-среде . URL: htth:// web.psychology.ru/internet/ecjlogy/01.stm.

12. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции. -URL: htth:// web.psychology.ru/internet/ecjlogy/04.stm.

13. Волков, А. Н. Стратегии преодоления Интернет-зависимости в подростковой среде / А. Н. Волков // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008.- С. 144 — 150.I

14. Выготский, JI. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / JI. С.

15. Выготский // Хрестоматия.по детской психологии от младенца до подростка. —i

16. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 656 с.

17. Выготский, JI. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. Т.4.-М:, 1984.

18. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Хрестоматия по детской' психологии от младенца до подростка. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 656 с.

19. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО - пресс, 2000.-1006 с.

20. Гилинский, Я. И. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова и др. СПб.: Медицинская пресса, 2001. - 200 с.

21. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. --М., 2002.-240 с.

22. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие / Д. С. Горбатов. Самара: БАХРАХ - М, 2006. - 272 с.

23. Гриффит, В. Виртуальный мир рождает реальные болезни / В. Гриффит // Финансовые известия, 1996. Вып. 54. - № 13. - С. 21 - 28.

24. Гудимов, В. В. Психология киберигр. URL: htth: // psy-games.narod.ru■

25. Додонов, Б. И. Потребности, отношения и направленность личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии, 1973. №5.

26. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: дисс. на соиск. ученой степ. док. псих, наук / Ю. М. Евстигнеева. — М., 2003.

27. Егоров, А. Ю. Расстройства поведения подростков / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. СПб.: Речь, 2005. - 435с.

28. Завражин, С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С. А. Завражин // Вопросы психологии, 1993. № 5. — С. ,43 - 49.

29. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: монография / А. И. Захаров. СПб.: ТСАРО, 2006. - 672 с.

30. Змановская, Е. В; Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для вузов / Е. В. Змановская. Изд. 4-е, испр. - М.: ИЦ Академия, 2007. - 288 с.

31. Змановская, Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: монография / Е. В. Змановская СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005.-274 с.

32. Иванов, М. С. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности / М. С. Иванов, Г. М. Авилов // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004: — С. 41-55.

33. Иванов, М. С. Особенности самореализации личности в; компьютерной, игровой деятельности: дисс. на соиск. ученой степ. канд. псих, наук / М. С. Иванов.- Кемерово, 2005. — 152 с.

34. Игнатова; Г. Н. Компьютерный зрительный синдром / Г. Н. Игнатова // Здравоохранение, 1998.-№ 9 С.64.34. ' Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб:: Питер, 2000. -508 с.

35. Кашапов, М. М. Психология педагогического мышления / М. М: Каша-пов. Изд-во Алетейя, 2000. - 464 с.

36. Классификация компьютерных игр. URL : // http: / /evolgames .info/ index4 . html

37. Клейберг, Ю. А. Девиантология: хрестоматия / авт.-сост. Ю. А. Клейберг. -СПб.: Речь, 2007.-412 с.

38. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.

39. A. Клейберг. -М.: Юрайт, 2001.- 160 с.

40. Клейберг, Ю. А. Социально-психологические проблемы девиантного подростка / Ю. А. Клейберг. М., 2003. -147с.

41. Клейберг, Ю. А. Психолого-педагогические проблемы социализации и ресоциализации девиантных подростков / Ю. А. Клейберг // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. С. 69 - 72.

42. Клименко, С. А. Ребенок и компьютерная реальность моделируемого мира / С. А. Клименко // Психология и ее приложения. — ежегод. Рос. псих, общества. М., 2002. - Т.9 - Вып.1. - С.78 - 86.

43. Клиническая психология : учеб. для студентов вузов / под ред. Б. Д. Кар-васарского. — 3-е изд. — СПб: Питер, 2007. 960 с.

44. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

45. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н.

46. B. Дмитриева. Новосибирск: Олсиб, 2001. - 251 с.

47. Кузнецов, Г. Поход за силой / Г. Кузнецов // Компьютера, 2000. — №18. —1. C. 24 27.

48. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. М., 1996. - 70 с.

49. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.

50. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев — М.: МГУ, 1981.-584 с.

51. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. JL: Медицина, 1983. - 189 с.

52. Лэнг, Р. Переживание / Р. Лэнг // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: БАХРАХ - М., 2006. - С. 299 - 303.

53. Лысенко, Е. Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: дисс. на соиск. ученой степ. канд. псих, наук / Е. Е. Лысенко. М., 1988 — 216 с.

54. Лысенко, Е. М. Возрастная психология / Е. М. Лысенко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006-173 с.

55. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2005 -583 с.

56. Максимова, Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н. Ю. Максимова // Психологический журнал, 1996. — Т. 17. №3. — С.149 — 152.

57. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В. Д. Менделевич. СПб: Речь, 2005. - 445 с.

58. Мясников, И. Н. Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности/ — URL: //http: /flogiston.ru /users /mosscow

59. Негодаев, И. А. Виртуальная реальность / И. А. Негодаев, М. И. Пранова // Вестник ДГТУ. Т 3. - № 4(18).

60. Никандров, В. В. Неэмпирические методы психологии / В. В. Никандров. СПб: Речь, 2003. - 53 с.

61. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

62. Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. — М.: ООО ТЦ «Сфера», 2006.- 190 с.

63. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже М.: Педагогика — Пресс, 1999.-526 с.

64. Поверенная, О. И. Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков / О. И. Поверенная, JL М. Чепелева. — Краснодар, 2006.- 150 с.

65. Позднякова, JT. Н. Возможности предупреждения аддиктивного поведения подростков / Л. Н. Позднякова, О. В. Белоус // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. С. 306 - 310. '

66. Потемкина, О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О. Ф. Потемкина, Е. В. Потемкина. СПб.: Речь, 2006. - 524 с.

67. Психологический лексикон: энцикл. словарь в 6 т.: общая психология / под ред. А. В. Петровского. -М. : ПЕР СЭ, 2005. 250 с.

68. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, А. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.

69. Репринцева, Е. А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления / Е. А. Репринцева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- 2007. № 4 (49). - С. 173-180.

70. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. / Е. И. Рогов М.: Владос - Пресс, 2003. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.

71. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб: Питер, 2000. 720 с.

72. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006-350с.

73. Сирота, Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. : дисс. на со-иск. ученой степ. докт. мед. наук / Н. А. Сирота. — Бишкек, 1994.

74. Скроцкий, Ю. А. О связи увлечений с особенностями характера в подростковом возрасте / Ю. А. Скроцкий // Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1981. - С. 106 - 109.

75. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: краткий курс / Е. А. Сороко-умова СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

76. Тесленко, А. Н. Девиантное поведение подростков как результат десо-циализации личности / А. Н. Тесленко // ЧФ: Социальный психолог, 2005. -№2 (10).-С. 165-171.

77. Тхоржевская, Л. В. Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе / Л. В. Тхоржевская // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3 его Всерос. съезда психологов. — СПб., 2003. -Т.7.- С. 559-563.

78. Урываев, В. А. Проблемы социально-психологической адаптации Интернет-зависимых подростков / В. А. Урываев, Т. Г. Смолякова // ЧФ: Социальный психолог, 2006. №1 (11). - С. 80 - 83.

79. Урываев, В. А. Социально-психологическая адаптация подростков с симптомами" зависимого поведения / В. А. Урываев, О. В. Салова // ЧФ: Социальный психолог, 2006. -№1 (11). С. 78 - 80.

80. Фальков, А. И. Ребенок и компьютер / А. И. Фальков // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 2000. № 4. - С. 14.

81. Фельдштейн, Д. И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-656 с.

82. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.

83. Фетискин, Н. П. Психология тендерной делинквентности / Н. П. Фетискин. М.; Кострома: КГУ им. Некрасова. 2007. - 429 с.

84. Фомичева, Ю. В. Анализ влияния игрового опыта на индивидуально-психологические особенности личности,играющей в компьютерные игры: ав-тореф. дисс. на соиск. ученой степ. канд. псих, наук / Ю. В. Фомичева. М., 1993.- 19 с.

85. Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Вестник МГУ.-Сер. 14.-Психология №3, 1991.-С. 27-39.

86. Форман, Н. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях / Н. Форман, П. Вильсон // Психологический журнал, 1996. -Т.17.-№2.-С. 9-14.

87. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / 3i Фрейд. -М.: Просвещение, 1990. -448 с.

88. Фрейд, 3. Печаль и меланхолия / 3. Фрейд // Суицидология: прошлое и настоящее.- М.: Когнито-Центр, 2001.-С. 108 160.

89. Фролова, С. В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте. URL: // www.barsetka.best-host.ru.

90. Чистилин, А. Н. Свободное время личности как пространство развития и девиации / А. Н. Чистилин // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. С. 153 -155.

91. Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал, 1999. Т. 20. №1. - С. 86-102.

92. Шепелева, С. В. Психология преддевиантного поведения / С. В. Шепелева. — Кострома: КГУ им. Некрасова, 2008. 169 с.

93. Шишковец, Т. А. Осложненное поведение подростков / Т. А. Шишковец. -М., 2006.-189 с.

94. Шмелев, А. Г. Мир поправимых ошибок / А. Г. Шмелев // Вычислительная техника и ее применение, 1988. — № 3. Компьютерные игры. — С. 16 84.

95. Шмелев, А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии / А. Г. Шмелев // Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990. - С. 95.

96. Шукайло, В. В. Копинг-поведение несовершеннолетних с нарушениями адаптации / В. В. Шукайло // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-его Всерос. съезда психологов. СПб., 2003. - Т. 8. - С. 512 -514.

97. Щеглов, Ф. Г. Игровая зависимость / Ф. Г. Щеглов. — СПб.: Речь, 2007. -448 с.и и

98. Хейзенга И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры / И. Хейзен-га М.: Прогресс. Традиция, 1997. - 347с.

99. Хоффман X. Целительная виртуальная реальность / X. Хоффман // В мире науки, 2004.-№11.-С. 36-43.

100. Эльконин Д. Б. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подро-стков-пятикласников / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 656 с.

101. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971. — №4.

102. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Владос, 1999. — 358 с.

103. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996.-344 с.

104. Anderson С. A. An update on the effects of playing violent video games // Journal of Adolescence, 2004. № 27. - P. 113 - 22.

105. Anderson C. A., Dill К. E. Video games and aggressive thoughts, feelings, and behavior in the laboratory and in life // Journal of Personality and Social Psychology, 2000. № 78. - P. 772 - 790.

106. Anderson C. A., Ford С. M. Affect of the game player: short-term effects of highly and mildly aggressive video games // Personality andr Social Psychology Bulletin, 1986.-№ 12.-P. 390-402.

107. Ballard M., Wiest J. Mortal Kombat: the effects of violent videogame play on male's hostility and cardiovascular responding // Journal of Applied Social Psychology, 1996.-№26.-P. 717-730.

108. Bartholow В., Anderson C. A. Effects of violent video games on aggressive behavior: potential sex differences // Journal of Experimental Social Psychology, 2002.-№ 38. P. 283 - 290.

109. Bessiere K., Fleming S., Kiesler S. The ideal elf: identity exploration in world of Warcraft // CyberPsychology&Behavior, 2007. V.10.- № 4. - P. 530-535.

110. Brian D. N., Wiemer-Hastings P. Addiction to the Internet and online gaming // CyberPsychology & Behavior, 2005. V. 8. - № 2. - P. 110 - 113.

111. Brown R., Hall L., Holtzer, R., et al. Gender and video game performance // Sex-Roles, 1997. -№36.-P. 793-812.

112. Chambers J. H., Ascione F. R. The effects of prosocial and aggressive videogames on children's donating and helping // Journal of Genetic Psychology, 1987. — № 114.-P. 499-505.

113. Chumbley J., Griffiths M. Affect and the computer game player: the effect of gender, personality, and game reinforcement structure on affective responses to computer game-play // CyberPsychology & Behavior, 2006. V. 9. - № 3. - P. 308 -316.

114. Colwell J., Kato M. Investigation of the relationship between social isolation, self-esteem, aggression and computer game play in Japanese adolescents // Asian Journal of Social Psychology, 2003. № 6. - P. 149 - 158.

115. Colwell J., Payne J. Negative correlates of computer game play in adolescents // British Journal of Psychology, 2000. № 91. - P. 295 - 310.

116. Cooper J., Mackie D. Video games and aggression in children // Journal of Applied Social Psychology, 1986. № 16. - P. 726 -744.

117. Davis M. Measuring individual differences in .empathy: evidence for a multidimensional approach // Journal of Personality & Social Psychology, 1983. -№44.-P. 113-126.

118. Deselms J., Altman J. Immediate and prolonged effects of videogame violence // Journal of Applied Social Psychology, 2003. -№ 33. P. 1553 - 1563.

119. Dominick J. R. Videogames, television violence, and aggression in teenagers // Journal of Communication, 1984. № 34. - P. 136 - 147.

120. Fisher S. Identifying video game addiction in children and adolescents // Addictive Behaviors, 1994. № 19. - P. 545 - 553.

121. Fling S., Smith L., Rodriguez Т., et al. Video games, aggression, and self-esteem: a survey // Social Behavior and Personality, 1992. № 20. — P. 39 - 46.

122. Funk J. В., Baldacci H. В., Pasold Т., et al. Violence exposure in real-life, video games, television, movies, and the Internet: is there desensitization? // Journal of Adolescence, 2004. № 27.- P. 23 - 39.

123. Funk J. В., Flores G., Buchman D., et al. Rating electronic games: Violence is in the eye of the beholder // Youth and Society, 1999. № 30.- P. 283 - 312.

124. Gentile D. A., Lynch P. J., binder, J. R., et al. The effects of violent video game habits on adolescent hostility, aggressive behaviors, and school performance // Journal of Adolescence, 2004. № 27. - P. 5 - 22.

125. Graybill D., Kirsch J. R., Esselman, E. D. Effects of playing violent versus nonviolent video games on the aggressive ideation of aggressive and nonaggressive children//Child Study Journal, 1985. -№ 15.-P. 199-205.

126. Griffiths M. D. Are computer games bad for children? // Psychologist: Bulletin of the British Psychological Society, 1993. № 6. - P. 401 - 407.

127. Griffiths M. D. Computer game playing in early adolescence // Youth and Society 1997. № 29. - P. 223 - 237.

128. Griffiths M. D. Violent video games and aggression: a review of the literature // Aggression and Violent Behaviour, 1998. № 4. - P. 203 - 212.

129. Griffiths M. D. The educational benefits of videogames // Education and Health, 2002. № 20. - P. 47 - 51.

130. Griffiths M. D. The therapeutic use of videogames in childhood and adolescence // Clinical Child Psychology and Psychiatry, 2003. № 8. - P. 547 -554.

131. Griffiths M. D., Davies M. N. O., Chappell D. Breaking the stereotype: the case of online gaming // CyberPsychology & Behavior, 2003. № 6. - P. 81 - 91.

132. Griffiths M., Davies M. N. O., Chappell, D. Online computer gaming: a comparison of adolescent and adult gamers // Journal of Adolescence, 2004. № 27.-P. 87-96.

133. Griffiths M. D., Davies M. N. O. Videogame addiction: does it exist? In: Goldstein J., and Raessens J. (eds.) Handbook of Computer Game Studies. Boston: MIT Press, 2005. P. 359 - 368.

134. Griffiths M. D., Dancaster I. The effect of Type A personality on physiological arousal while playing computer games // Addictive Behaviors, 1995. № 20. - P. 543-548.

135. Griffiths M. D., Hunt N. Computer game playing in adolescence: prevalence and demographic indicators // Journal of Community and Applied Social Psychology, 1995. № 5. - P. 189 - 194.

136. Griffiths M., Hunt N. Dependence on computer games by adolescents // Psychological Reports, 1998. № 82.- P. 475 - 480.

137. Jacobson D. Presence revisited: imagination, competence, and activity in text-based virtual worlds // CyberPsychology & Behavior, 2001. № 4. - P. 653 - 673.

138. Jordan K. A., Leigh J. H. The impact of age of children on satisfaction and satisfaction relationships: the case of video games. Texas A&M University, 1985. — 12 p.

139. Jordan K. A., Leigh J. H. Race and sex differences of children in satisfaction and other factors associated with video games. Texas A&M University, 1985.-14 p.

140. Krahe В., Moller, I. Playing violent electronic games, hostile attributional style, and aggression-related norms in German adolescents // Journal of Adolescence, 2004. № 27. - P. 53 - 69.

141. Lemmens J. S., Bushman B. J. The appeal of violent video games to lower educated aggressive adolescent boys from two countries // CyberPsychology & Behavior, 2006. V.9.-№ 5.-P. 638-641.

142. Linn S., Lepper, M. R. Correlates of children's usage of video games and computers. Journal of Applied Social Psychology, 1987. № 17. - P. 72 - 93.

143. Lucas К., Sherry J. L. Sex differences in video game play: a communication-based explanation // Communication Research, 2004. — № 31. P. 499 - 523.

144. Malone T.W. Toward a theory of intrinsically motivating instruction // Cognitive Science, 1981. -№ 4. -P. 333-369.

145. Mehrabian A., Wixen W. J. Preference for individual video games as a function of their emotional effects on players // Journal of Applied Social Psychology, 1986.-№ 16.-P. 3-15.

146. Molitor F., Hirsch K. Children's toleration of real-life aggression after exposure to media violence // Child Study Journal, 1994. № 24. - P. 191 - 207.

147. Morlock H., Yando Т., Nigolean K. Motivation of video game players // Psychological Reports, 1985. № 57. - P. 247 - 250.

148. Nelson Т. M., Carlson D. R. Determining Factors in choice of arcade games and their consequences upon young male players // Journal of Applied Social Psychology, 1985. -№ 15.-P. 124-139.

149. Perry D. Video games entertain and educate // Business Week Online, 00077135, 8/14/2007.

150. Phillips W. R. Video game therapy// New England Journal of Medicine, 1991.-V.325.-P. 1056- 1057.

151. Phillips C. A., Rolls S., Rouse A,, et al. Home video game playing in schoolchildren: a study of incidence and pattern of play // Journal of Adolescence 1995. -№ 18.-P. 687-691.

152. Pratarelli M., Browne В., Johnson K. The bits and bytes of computer/Internet addiction: a factor analytic approach // Behavior Research Methods, Instruments and Computers, 1999. -№ 31. -P. 305-314.

153. Ran Wei. Effects of Playing Violent Videogames on Chinese Adolescents' Pro-Violence Attitudes, Attitudes Toward Others, and Aggressive Behavior // CyberPsychology & Behavior, 2007. V.10. - № 3. - P. 371 - 380.

154. Rule B. G., Ferguson T. J. The effects of media violence on attitudes, emotions, and cognitions // Journal of Social Issues, 1986. № 42. - P. 29 - 50.

155. Sakamoto A. Video game use and the development of sociocognitive abilities in children: three surveys of elementary school students // Journal of Applied Social Psychology, 1994. № 24. - P. 21 - 42.

156. Scott D. The effect of video game on feelings of aggression // Journal of Psychology, 1995.-№ 139.-P.131 132.

157. Shao-I Chiu; Jie-Zhi Lee, Der-Hsiang Huang. Video Game Addiction in Children and Teenagers in Taiwan // CyberPsychology & Behavior, 2004. — V.7. №5:- P. 571 -581.

158. Schutte N. S., Malouff J. M., Post-Gorden J. C., et al. Effects of playing videogames on children's aggressive and other behaviors // Journal of Applied Social Psychology, 1988. -№ 18. P. 454 - 460.

159. Silvern S. В., Williamson P. A. The effects of video* game play on young children's aggression, fantasy play and prosocial behaviour // Journal of Applied and Developmental Psychology, 1987. № 8. - P. 453 - 462.

160. Slater M. D., Henry K. L., Swaim R. C., et al. Violent media content and aggressiveness in adolescents: a downward spiral model // Communication Research, 2003.-№ 30.-P. 713-736.

161. Smith S., Lachlan K., Tamborini R. Popular video games: quantifying the presentation of violence and its context // Journal of Broadcasting & Electronic Media, 2003. № 41. - P. 58-76.

162. Ting-Jui Chou, Chih-Chen Ting. The role of flow experience in cyber-game addiction//CyberPsychology & Behavior, 2004. V. 6. - № 6. - P. 663 - 675.

163. Thompson К. M., Haninger K. Violence in E-rated video games // Journal of American Medical Association, 2001. № 286. - P. 591-598.

164. Uhlmann E., Swanson J. Exposure to violent video games increase automatic aggressiveness // Journal of Adolescence, 2004. № 27. - P. 41 - 52.

165. Van Schie E.G.M., Wiegman O. Children and videogames: leisure activities, aggression, social integration, and school performance // Journal of Applied Social Psychology, 1997. № 27. - P. 1175 - 1194.

166. Walker M. B. Some problems with the concept of "gambling addiction": should theories of addiction be generalized to include excessive gambling? // Journal of Gambling Behavior, 1989. № 5. - P. 179 - 200.

167. Wiegman O., Van Schie E.G.M. Video game playing and its relations with aggressive and prosocial behavior // British Journal of Social Psychology, 1998. -№37.-P. 367-378.

168. Winkel M., Novak D. M., Hopson H. Personality factors, subject gender, and the effects of aggressive video games on aggression in adolescents // Journal of Research in Personality, 1987. № 21. - P. 211 - 223.

169. Wood R. T. A., Griffiths M. D., Chappell D., Davies M. N.O. The structural characteristics of video games: a psycho-structural analysis // CyberPsychology & Behavior, 2004. V.7. - № 1.- P. 1-10.

170. Wood R. T. A., Griffiths M. D., Parke A. Experiences of time loss among videogame players: an empirical study // CyberPsychology & Behavior, 2007. -V.10. — № 1.- P. 38-44.

171. Wood R. T. A., Gupta R., Derevensky J. L., et al. Common cause for concern: similarities between excessive gambling and video game playing in youth. Presented at the 5th European Conference on Gambling Studies and Policy Issues, Barcelona, 2002.

172. Yee N. Motivations for play in online games // CyberPsychology & Behavior, 2006. V.9. - № 6. - P. 772 - 775.

173. Yee N. The demographics, motivations, and derived experiences of users of massively-multiuser online graphical environments // Presence: Teleoperators and Virtual Environments, 2006. № 15. - P. 309 - 329.

174. Young K. Internet addiction: the emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology & Behavior, 1998. № 1. - P. 237 - 244.

175. Young, К. Psychology of computer use: XL. Addictive use of the internet: a case that breaks the stereotype // Psychological Reports, 1996. № 79. - P.899 -902.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.