Психологические условия развития креативности в подростковом возрасте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Азариянц, Лилия Михайловна
- Специальность ВАК РФ19.00.13
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Азариянц, Лилия Михайловна
Введение.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития креативности в подростковом возрасте
1.1.Понятие креативности в психологической науке.
1.2. Театральная деятельность как условие для развития креативности подростков.
1.3. Подражание как психологический механизм развития креативности подростков в театральной деятельности.
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности театральной деятельности в развитии креативности подростков
2.1.Методы и методики изучения психологических условий развития креативности в подростковом возрасте.
2.2. Организация экспериментального исследования.
2.3. Анализ результатов. Выводы.
2.4. Психологические рекомендации для развития креативности подростков.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Структура адаптационного потенциала художественно одаренной личности: на примере подростков2009 год, кандидат психологических наук Батухтина, Татьяна Владимировна
Формирование креативности подростков и старших школьников средствами арт-терапии2006 год, кандидат психологических наук Хомяков, Дмитрий Сергеевич
Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе2007 год, кандидат психологических наук Халифаева, Ольга Алексеевна
Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка2000 год, кандидат психологических наук Шафикова, Гульназ Радмиловна
Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей1999 год, кандидат психологических наук Ожиганова, Галина Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические условия развития креативности в подростковом возрасте»
Актуальность исследования. Ориентация современного общества на творческого, активного человека проявляется в социально-экономических и культурных преобразованиях. Исследования в области становления творческой личности приобретают особую актуальность на данном этапе развития науки, становятся важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических исследований. Современное, быстро меняющееся время диктует необходимость поиска новых подходов к психологическим проблемам развития молодого поколения как людей активных, креативных, социально-динамичных. Творчество описывается учёными как «высшая стадия развития личности» (К.А.Абульханова-Славская [2,с.32]), «способ бытия личности» (Г.Г.Панкова [160,с.12]), «сущностная характеристика человека» (А.Г.Шумилина[58,с.29]). Достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества (Л.С.Выготский, Я.А.Пономарёв, С.Л.Рубинштейн, В.А.Петровский, Дж.Гилфорд, К.Роджерс, Э.П.Торренс [31,32,34,35,114,134,177]), диагностики и развития (Д.Б.Богоявленская, В.В. Горев, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, А.И.Савенков, Н.Б.Шумакова, Е.Л.Яковлева [15,41,58,175]). Тем не менее, нет целостной концепции творчества, недостаточно разработаны вопросы об источниках и условиях развития творчества, что порождает определённые проблемы практики.
Подростковый возраст важен для развития креативности человека как период самовоспитания, саморазвития, самовыражения, т.е. как период становления личности (Е.Д.Божович, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.И.Слободчиков, Б.Г.Цукерман [31,141,162,166,170]). Подросток начинает осознавать себя в своей целостности, способности к саморазвитию и творчеству. Кроме того, именно в подростковом возрасте происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанной с определённой сферой человеческой деятельности (В.Н. Дружинин [59,с.217]). В то же время большинство школьных учебных заведений не столько развивает личность будущего творца, сколько формирует инструментальные навыки. В результате появляются хорошие исполнители, а не творческие личности.
Известно, что ещё Дж.Гилфорд показал, что к концу школы многие творчески развитые дети испытывают тяжёлые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одарённость [35]. Исследования отечественных психологов В.Н.Дружинина, В.С.Юркевич, Е.Л.Яковлевой выявили существенные сложности при попытке перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, порой доставляющим школе много трудностей [58,171,175]. В учебно-воспитательном процессе редко учитывается, что именно в подростковом возрасте создаются и реализуются новые (по сравнению с предшествующими периодами развития) возможности развития личности. Уже в десять лет ребёнок проявляет стремление к самостоятельности и потребность в признании этой самостоятельности во взрослом мире (Фельдштейн Д.И. [162]). Возникающее в подростковом возрасте «чувство взрослости» приводит к появлению потребности в расширении возможностей самовыражения. По утверждению E.JI. Яковлевой, творческое самовыражение есть проявление индивидуальности через выражение чувств, адекватное ситуации и самому чувству [175, с. 12]. Общественные нормы в области эмоциональных переживаний часто противоречат собственным реакциям организма. Жёсткие конкурентные условия, активное внедрение ценностей массовой культуры также влияют на образ жизни современных подростков, формируют у большинства из них стереотипное поведение, нацеливают на использование формальных средств самовыражения. Одна из причин таких проявлений кроется в частичной сформированности у подростков способности к рефлексии своих поступков, в частности, к рефлексии чувств. Но постоянное подавление эмоций, недостаточная их рефлексия тормозят развитие креативности.
Большое внимание уделяется исследованию креативности детей школьного этапа онтогенеза (Л.С.Выготский, Л.Б.Ермолаева-Томина,
B.Н.Дружинин, Дж.Гилфорд, Н.С.Лейтес, В.С.Юркевич, Е.Л.Яковлева,
C.О.Раевский, В.Н.Козленко, А.З.Рахимов, Е.Л.Солдатова [32,34,64,59,35,86,171,175,125,79,127,149]). Однако исследований, в которых бы раскрывались механизмы развития креативности явно недостаточно.
Мы будем изучать театральную деятельность в качестве условия развития креативности подростков. Театральная деятельность как вид художественной деятельности всегда была привлекательна для подростков, так как именно в ней они могут удовлетворить свою потребность в общении, в самовыражении социально одобряемым образом. Театральная деятельность, с нашей точки зрения, наиболее адекватна для развития креативности подростков. Под театральной деятельностью мы понимаем вид художественной деятельности, осуществляемой через изображение драматических произведений на сцене, в результате которой возникает динамическая система взаимодействия субъекта с объектом подражания, способствующая реализации потребностей субъекта в самоактуализации. Данный вид деятельности выступает как средство субъективной исключительности, даёт эмоциональную свободу. Театральная деятельность обеспечивает подросткам активное, полноценное общение на базе социально ориентированной и социально одобряемой деятельности, является одной из форм, в которой может реализоваться ведущая деятельность подросткового возраста. В процессе театральной деятельности реализуется целостный подход к человеку, позволяя развивать креативность как интегративное образование. Можно предположить, что наличие определённого психологического механизма в данной деятельности даёт возможность рассматривать её как условие развития креативности подростков.
Таким образом, основанием для определения проблемы исследования выступили противоречия между: потребностями общества в творческих, неординарных людях и традиционной организацией образовательного процесса, затрудняющей ориентацию на развитие креативности; потребностями подростка в самовыражении и общественными нормами в области эмоциональных переживаний; существенным психологическим потенциалом театральной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ его реализации. Рассогласование между потребностью в создании условий для развития креативности подростков, актуальностью изучения психологического механизма театральной деятельности для развития креативности подростков и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ его реализации составило проблему исследования.
Цель настоящего исследования — определить психологические условия развития креативности подростков.
Объект исследования - креативность детей в подростковом возрасте. Предмет исследования — театральная деятельность как психологическое условие развития креативности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что креативность подростков динамично развивается, если:
1) подростки включены в организованную театральную деятельность, которая осуществляется с преобладанием механизма подражания;
2) механизмf подражания реализуется на основе эмоциональной связи подростка с объектом подражания в результате применения моделирования эмоционального переживания и осуществления рефлексии эмоций.
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1) На основе теоретического анализа проблемы развития креативности личности уточнить понимание категории «креативность».
2) Рассмотреть психологические возможности театральной деятельности, способствующие развитию креативности подростков.
3) Изучить подражание, базирующееся на моделировании и рефлексии эмоций, как механизм формирования креативности в ходе театральной деятельности.
4) Выявить психологические условия развития креативности подростков.
5) Разработать научно-практические рекомендации для работы психологов по оптимизации процесса развития креативности подростков.
Методологическую основу исследования составляют: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная зависимость психологических явлений от порождающих их условий и факторов (C.JL Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); теория социального становления личности в подростковом возрасте (Д.И. Фельдштейн); концепция креативности как интегративной характеристики личности (Я.А.Пономарёв, А.В.Брушлинский); концепция диалектической противоположности подражания и творчества (В.А.Просецкий); учение К.С.Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.
Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов, включающих в себя теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, опросные методы, анализ продуктов деятельности, наблюдение, эксперимент, методы математической обработки данных (Т-критерий Вилкоксона, U - критерий Манна-Уитни, метод углового преобразования Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). В исследовании в качестве конкретных методик сбора эмпирических данных применялись набор креативных тестов Ф.Вильямса, адаптированный Е.Е.Туник; методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (А.Николаев, В.Доскин); шкала оценок значимости эмоций (Б.И.Додонов), методика диагностики эмпатических способностей (В.В.Бойко); методика наблюдения Л.А.Регуш, авторская методика изучения театральных действий «Подражание-творчество».
Научная новизна исследования: впервые в экспериментальном исследовании используется и обосновывается театральная деятельность как психологическое условие развития креативности; конкретизированы особенности процесса идентификации подростков с объектом подражания при переходе от подражания к творчеству через моделирование и рефлексию эмоций; впервые описаны особенности театральной деятельности, s оказывающие позитивное влияние на развитие подростков через активизацию воображения и изменения в эмоциональной и мотивационной сфере.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия креативности как интегративного образования, сущность которого раскрывается через способность человека проявлять социально-значимую творческую активность, связывающую творчество и креативность как две составляющие единого круга явлений, при этом творчество - процессуально-результативная сторона, а креативность - субъективно-обуславливающая сторона вышеуказанного единства; в расширении представлений о возможных психологических условиях развития креативности подростков; в уточнении понятия театральной деятельности в контексте психологии развития; в описании подражания, базирующегося на моделировании и рефлексии эмоций, как психологического механизма формирования креативности в театральной деятельности. На основании результатов исследования, показывающих эффективность использования моделирования и рефлексии эмоций, могут быть разработаны инновационные концепции обучения театральному искусству.
Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании эмпирические данные позволят повысить эффективность работы школьных психологов по развитию творческих способностей подростков через проведение тренингов креативности. Разработанная в ходе исследования программа развития предоставляет возможности для развития воображения, дивергентного мышления, способствует повышению эмпатии, даёт возможность подростку чаще осуществлять рефлексию эмоций, что помогает осознанию задач собственного развития, приобретению навыков самопознания; организации и регулированию любой деятельности, в том числе и творческой.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью базовых теоретических положений работы, использованием методов, отвечающих поставленным задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, разнообразием взаимодополняющих методик, корректной организацией экспериментальной работы, применением качественного анализа в сочетании с математическими методами.
База исследования. Исследованием (2000-2004гг) было охвачено 200 учащихся 12-13 лет МОУ СОШ № 66 г.Астрахани.
Апробация результатов исследования. Теоретические и практические выводы излагались на конференциях: на IV научно-практической конференции «Инновационные системы и технологии в школьном образовании» (школа одарённых детей, г.Астрахань, 2000г.), на итоговых научных конференциях АГУ (2002г., 2003г.), на областной научно-практической конференции «Проблемы развития креативности детей и юношества» (2004г.); на всероссийской научно-практической конференции «Художественно-творческие методы в подготовке специалиста по социальной работе» (г.Волгоград). Результаты исследования были апробированы на педагогических советах и родительских собраниях СОШ№ 66 г.Астрахани (2001-2004гг.); на лекциях по курсу «Психология творчества» для слушателей курсов повышения квалификации учителей АОИУУ (2004г.); в ходе проведения лекционных и практических занятий для студентов Астраханского училища культуры, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» (2004-2005гг).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе практической работы на базе МОУ СОШ №66 г.Астрахани, в работе подростковой театральной студии Центра детского и юношеского творчества, на базе Астраханского училища культуры, на репетиционных занятиях Астраханского ТЮЗа, на курсах повышения квалификации в АОИУУ. Материалы исследования отражены в 7 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Креативность является интегративным образованием. Выделяется четыре основных подхода в исследовании и понимании категории «креативность»: креативность как способность, креативность как личностная категория, креативность как творческий продукт, креативность как процесс.
Интеграция этих подходов позволяет более эффективно подойти к пониманию «креативности».
2. Театральная деятельность - это вид художественной деятельности, осуществляемой через изображение драматических произведений на сцене, в результате которой возникает динамическая система взаимодействия субъекта с объектом подражания, способствующая реализации потребностей субъекта в самоактуализации. В процессе театральной деятельности реализуется целостный подход к человеку, позволяя развивать креативность как интегративное образование.
3. Психологическим условием развития креативности учащихся в подростковом возрасте может выступать театральная деятельность подростков, если подражание, осуществляемое в ней, базируется на моделировании и рефлексии эмоций, что является психологическим механизмом развития креативности. Перевоплощение — основной творческий процесс театральной деятельности. Центральным моментом при переходе от подражания к перевоплощению является идентификация подростка с объектом подражания. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи. Установлению и регулированию эмоциональной связи способствует моделирование эмоционального переживания и рефлексия эмоций.
4.Психологическая работа по оптимизации процесса развития креативности подростков возможна в театральной деятельности через механизм подражания, осуществляемый на основе эмоциональной связи с объектом подражания.
Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности2006 год, кандидат педагогических наук Турханова, Райхана Ибрагимовна
Исследование роли личностных факторов в развитии одаренности: Младшие школьники и подростки2001 год, кандидат психологических наук Лёзина, Светлана Васильевна
Влияние личностных черт на развитие креативности старшеклассников2004 год, кандидат психологических наук Бобров, Алексей Николаевич
Развитие креативности подростка в семейной студии2003 год, кандидат педагогических наук Лившиц, Борис Рудольфович
Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков2007 год, кандидат педагогических наук Фузейникова, Ирина Ниловна
Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Азариянц, Лилия Михайловна
Выводы по второй главе:
Таким образом, в ходе проведения экспериментального исследования эффективности театральной деятельности в развитии креативности подростков получены следующие выводы:
1. В процессе применения программы развития актёрских способностей в экспериментальной группе произошло увеличение показателей креативности: невербальной гибкости, невербальной оригинальности и вербальной оригинальности, воображения и рискованности, в изменении показателя интегральной сложности наблюдалась тенденция к увеличению; невербальная креативность доминировала над вербальной креативностью. В течение этого же времени в контрольной группе имело место снижение показателя вербальной беглости, невербальной беглости и невербальной оригинальности, значительно уменьшился показатель вербальной оригинальности.
2. В ходе применения программы развития актёрских способностей также наблюдался процесс перехода от подражания к творчеству через осуществление копирования, имитации, подражания и перевоплощения. При этом от этапа к этапу количество подражательных действий уменьшалось, а количество творческих действий возрастало. Наблюдение показало, что в результате использования метода моделирования эмоционального переживания эмоциональная связь подростка с личностью, изображаемой в роли, усиливалась. Осуществляемая в начале и в конце занятий рефлексия эмоциональных переживаний способствовала организации и регулированию творческого процесса испытуемых.
3. В результате анализа театральных действий подростков экспериментальной и контрольной групп были выделены уровни креативности, коррелирующие с показателями невербальной креативности. На 2-м этапе эксперимента большая часть действий принадлежала к низкому уровню креативности, на 4-м этапе выявлены различия в результатах экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе большая часть действий принадлежала к высокому и среднему уровню креативности. В контрольной группе большая часть действий относилась к низкому уровню креативности.
4. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы экспериментальной и контрольной групп показал следующее: а) эмоции самоутверждения, романтические, альтруистические и эстетические эмоции преобладают в экспериментальной группе; эмоции борьбы, коммуникативные и гедонические эмоции, эмоции самоутверждения преобладают в контрольной группе; б) эмоциональное возбуждение активизируется при проведении эмоционально-мышечного разогрева и даёт эффект в отношении творческих способностей; в) эмпатические способности возрастают в экспериментальной группе, при этом выявлено доминирование показателя идентификации; высокий уровень эмпатии экспериментальной группы коррелирует с высоким уровнем их невербальной креативности; в контрольной группе динамики в развитии эмпатии не обнаружено.
5. Исследование динамики развития креативности подростков при реализации подражания в ходе театральной деятельности доказало необходимость установление эмоциональной связи с объектом подражания через моделирование эмоционального переживания и рефлексию эмоций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации подводятся итоги проделанного исследования и формулируются основные выводы:
1. Теоретический анализ проблемы позволил установить, что креативность является устойчивой особенностью человеческого индивидуума, обуславливающей способность проявлять социально значимую творческую активность. Творчество и креативность — две составляющие единого круга явлений, связанные общественно значимой творческой активностью человека. Творчество - процессуально-результативная сторона вышеупомянутого единства, креативность - его субъективно-обуславливающая сторона. Такое понимание категории «креативность» позволяет определить креативность как интегративное образование, отражающее четыре подхода в исследовании: 1) креативность как творческая способность; 2) креативность как личностная категория; 3) креативность как творческий продукт; 4) креативность как творческий процесс. Интеграция этих подходов помогает более эффективно подойти к пониманию «креативности». Человек, включаясь в креативный процесс, который актуализируется в креативный результат, приобретает черты креативной личности.
2. Театральная деятельность - это вид художественной деятельности, осуществляемой через изображение драматических произведений на сцене, в результате которой возникает динамическая система взаимодействия субъекта с объектом подражания, способствующая реализации потребностей субъекта в самоактуализации. Театральная деятельность привлекает подростков, так как именно в ней они могут удовлетворить свои потребности в общении, самовыражении социально одобряемым образом. Данный вид деятельности выступает как средство субъективной исключительности, даёт эмоциональную свободу. В процессе театральной деятельности реализуется целостный подход к человеку, позволяя развивать креативность как интегративное образование.
3. Театральная деятельность служит психологическим условием развития креативности подростков, если подражание, осуществляемое в ней, базируется на моделировании и рефлексии эмоций, что является психологическим механизмом развития креативности.
Перевоплощение - основной творческий процесс театральной деятельности. В подростковом возрасте формируется психологический механизм воспроизведения характера (идентификация), который в свою очередь является непосредственной основой для формирования способности к перевоплощению в образ. Освоение театральной деятельности при этом происходит с преобладанием механизма подражания. Подросток последовательно осуществляет копирование, имитацию, подражание, перевоплощение. В течение этого же времени он проходит узловые моменты развития креативности в процессе театральной деятельности: 1) обретение образца для подражания (объекта подражания); 2) достижение первичной идентификации с объектом подражания; 3) освобождение от отработанной идентификации - обретение самостоятельной творческой идентичности. Центральным моментом при переходе от подражания к перевоплощению является идентификация подростка с объектом подражания. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи. Установлению и регулированию эмоциональной связи способствует моделирование и рефлексия эмоций.
4. Анализ результатов эксперимента показал, что при осуществлении театральной деятельности на основе эмоциональной связи подростка с объектом подражания через моделирование и рефлексию эмоций, креативность подростков динамично развивается:
1)происходит возрастание уровня креативности;2)невербальная креативность доминирует над вербальной креативностью;3)среди личностно-индивидуальных факторов преобладает воображение;4)представленность подражательных действий уменьшается, представленность творческих действий растёт; 5)преобладают романтические, альтруистические эмоции, эмоции самоутверждения; возрастает эмпатия подростков; 6)наблюдается осознанное регулирование творческого процесса.
При осуществлении театральной деятельности без установления и регулирования эмоциональной связи подростка с объектом подражания позитивных изменений в развитии креативности подростков не наблюдается.
5.Театральная деятельность, осуществляемая на основе эмоциональной связи подростка с объектом подражания, способствует происходящим позитивным изменениям в развитии подростка через активизацию воображения и изменения в эмоциональной и мотивационной сфере: а) реализуется потребность в самовыражении: человек учится избегать стереотипов эмоционального реагирования на различные события; б) удовлетворяется потребность в самопознании через работу над перевоплощением в образ; в) реализуется потребность, связанная с эго-доминантной установкой («воображаемая аудитория»), г) реализуется потребность в поведении, связанном с риском; д) через участие в различных выступлениях на публику театральная деятельность способствует самоопределению подростка.
6. Работа психолога по развитию креативности подростков может представлять собой тренинг на основе театральной деятельности. На занятиях тренинга важно наличие эмоциональной связи подростка с объектом подражания через моделирование эмоционального переживания. Поэтому обязательными составляющими занятий будут эмоционально-мышечный разогрев и другие творческие упражнения, направленные на активизацию эмоциональной сферы. В начале и в конце занятия необходимо проводить рефлексию эмоций. Существенную пользу окажут при этом рекомендации психолога по ведению подростком дневника пережитых чувств.
В процессе изучения театральной деятельности как психологического условия развития креативности подростков нами выявлены перспективы дальнейшего её исследования: 1)рассмотреть моделирование и рефлексию эмоций как средство развития творческого потенциала актёра; 2)исследовать тендерные особенности развития креативности подростков в ходе театральной деятельности; 3)проанализировать театральную деятельность как психологическое условие и фактор снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчинённый».
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Азариянц, Лилия Михайловна, 2006 год
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности Текст./Абульханова-Славская К.А.;-М.: Наука, 1980. 334с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Текст. /К.А.Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М., 1981 .С. 19-44.
3. Альтшуллер, Г.С. Теория решения изобретательских задачТекст. /Г.С. Альтшуллер//Творчество как точная наука. М.:Сов. Радио, 1979. - 175с.
4. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности Текст. /Г.С.Альтшуллер, И.Н.Веткин// Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. - 478с.
5. Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства Текст./ Б.Г. Ананьев//Художественное творчество. Сборник. Л.: ЛГУ, 1982 - с. 236-242.
6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой Текст./Н.П. Аникеева// Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 125с.
7. Антонова, А.В. Психология изобретательского творчества Текст./ А.В. Антонова. — Киев: Вища школа, 1978. 175с.
8. Арнаутов, М.А. Психология литературного творчества Текст./М.А. Арнаутов. М.: Прогресс, 1972. - 654с.
9. Асадуллин, P.M. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе Текст./Р.М. Асадуллин. Казань: Дом печати, 1997. -141с.
10. Ассаджиоли, Р.Х. Психосинтез: теория и практика Текст./Р.Х.Ассаджиоли. М.: «REFL-book», 1994 - 314с.
11. Басина, Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности Текст.: дисс. канд. психол. наук / Басина Е.З. М., 1985.-215с.
12. Батищев, Г.С. Философское наследие С. Л. Рубинштейна и проблематика креативности Текст./ Г.С. Батищев // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. - с.245-280.
13. Бахтин, Н.Н. Детский театр и его воспитательное значение Текст./ Н.Н. Бахтин. М., 1918. - 285с.
14. Белоглазов, В.В. Воспитание творчеством Текст./ В.В. Белоглазов . -Благовещенск: Хабаровск.кн.изд-во, 1985-95с.
15. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст./ Д.Б. Богоявленская. Ростов: Изд.Рост.ун-та, 1983. — 173с.
16. Брушлинский, А.В., Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст./ А.В. Брушлинский// Тенденция развития психологической науки /Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. М.:Наука, 1989. - с.11-21.
17. Букина, Е.Е. Формирование представлений у школьников 4 класса Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук /Букина Елена Егоровна. JL, 1963. — 165с.
18. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности Текст. /Г.Вайнцвайг; перевод с англ. B.C. Агеева. -М.: Прогресс, 1990. — 192с.
19. Варламова, Е.П., Степанов, С.Ю. Психология творческой уникальности Текст./ Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. — М.: Институт психологии РАН, 2002. 256с.
20. Венгеренко, Н.А. Структура творческого процесса Текст./ Н.А. Венгеренко //Структура и закономерности творческого процесса. М., 1993. — 125с.
21. Вендрова, Н.В. Воспитание музыкой Текст./ Н.В.Вендрова. М.: Просвещение, 1991,-248с.
22. Веркаса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество Текст./: Н.Е.Веркаса. //Вопросы психологии. — 1990. №4 - с.5-14.
23. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление Текст./ М.Вертгеймер: пер. с англ. общ. ред. С.Ф.Горбова и В.П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987.-336с.
24. Визгина, А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности Текст.: дисс. канд. психол. наук /Визгина А.В. М., 1987. - 215с.
25. Вильсон Гленн. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники Текст./Вильсон Гленн: пер. с англ. — М.: «Когито-центр», 2001.-384с.
26. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений Текст./ В.К.Вилюнас. М.: Наука, 1976. - 390с.
27. Виноградов, Ю.Э. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности Текст./ Ю.Э. Виноградов/ЯТсихологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.-с.88-102.
28. Виноградов, Ю.Э. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности Текст. / Ю.Э. Виноградов//Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983 с.25-28.
29. Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика Текст./ Н.Ф. Вишнякова: монография ч.1. - Минск, 1995. - 240с.
30. Волоков, И.П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисовния школы №2 г.Реутова Московской области Текст. / И.П. Волоков. -М.: Педагогика, 1982. 82с.
31. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / JI.C. Выготский -3-е изд. -М.:Просвещение, 1991. 91с.
32. Выготский, JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка Текст. / JI.C. Выготский // Вопросы психологии, 1966, №6. с.62-76.
33. Выготский, JI.C. Психология искусства Текст./ JI.C. Выготский. — М., 1986.-с. 301-313.
34. Выготский, JI.C. Речь и мышление Текст. / JI.C. Выготский//Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. с. 262-510.
35. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд/ЯТсихология мышления: под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.-С.433-456.
36. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств Текст. / С.В.Гиппиус СПб.: Речь, 2001. - 346с.
37. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания Текст. /Н.М.Гнатко. М.: ИП РАН, 1993 - 32с.
38. Голицын, В.А., Данилова, О.Н., Петров, В.М. Показатели асимметрии творческого процесса Текст./ В.А.Голицын, О.Н.Данилова, В.М.Петрова// Психологический журнал. 1988. -т.9, №2 - с. 128-137.
39. Голицын, В.А. Информационный подход в психологии творчества Текст./ В.А.Голицын //Исследование проблем психологии творчества М., Наука, 1983.-с.12-15.
40. Гордеева, Т.О. Особенности переживаний подростков при восприятии музыкиТекст. : дисс. канд. психол. наук/Гордеева Татьяна Олеговна. М., 1992. - 207с.
41. Горев, В.В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук /Горев Вадим Вячеславович. — М., 2003. 24с.
42. Гостев, А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления Текст./ А.А.Гостев// Вопросы психологии, 1984, №1 с. 114-119.
43. Гостев, А.А. Образная сфера человека Текст./ А.А.Гостев.- М., 1992.- 125с.
44. Грачёва, JI.B. «Воспитание» чувств Текст./ JI.B. Грачёва// Диагностика и развитие художественной одарённости. СПб., 1992 - с. 135 -140.
45. Григорян, Л.Г. Самосознание как принцип индивидуализированного общественного сознания Текст./ Л.Г. Григорян // Вестн. Ереван, ун-та. 1974, №2. с.121-128.
46. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики Текст./ Л.П. Гримак, М.: Наука, 1987.-25с.
47. Грининг, Т.П. История и задачи гуманитарной психологии Текст.
48. Т.П.Грининг// Вопросы психологии 1988. №4. - с. 161-167.
49. Гройсман, А.Л., Севастьянов, А.Н. Психотерапевтические методы оптимизации творческой работоспособности актёра/ А.Л.Гройсман, А.Н.Севастьянов//Психологический журнал, №6, 1990 с.94-104.
50. Громов, Е.С. Природа художественного творчества Текст. /Е.С.Громов. М.: Просвещение, 1986. - 239с.
51. Гурова, Е.Л. Развитие творческих потенций личности: проблемы и перспективы Текст. / Е.Л. Гурова // Тезисы всероссийской конференции, посвящённой 90-летию Г.С. Костюка. Киев, 1990. - ч.З - с.24-25.
52. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст./ В.В.Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-239с.
53. Демидова, А.С. Вторая реальность. М., 1980.
54. Деркач, А.А. Зазыкин, В.Г. Акмеология Текст. / А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. - 256с.
55. Гольдентрихт, С.С. Коршунов, A.M., Воробей, Ю.Д. Диалектика и теория творчества/ С.С. Гольдентрихт, A.M. Коршунов, Ю.Д. Воробей и др.//, М.: Изд-во МГУ, 1987. 198с.
56. Дидро, Д. Парадокс об актёре Текст. / Д.Дидро.- Л.: М., 1938.46с.
57. Дильтей, Д. «Понимающая психология» Текст./ Д.Дильтей// Хрестоматия по истории психологии: под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. -М., 1980.-С.25-29.
58. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность Текст./ Б.И.Додонов,- М.: Политиздат, 1978.-272с. ;
59. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей Текст. /В.Н.Дружинин. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 224с. ?
60. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей Текст. / В.Н.Дружинин. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 368с.
61. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества Текст./А.Я.Дудецкий. Смоленск, 1974. -28с.
62. Дункер, К.М. Психология продуктивного мышления Текст. / К.М.Дункер //Психология мышления. М.: Прогресс, 1966. - с.86-234.
63. Елисеева, В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления Текст. /В.А.Елисеева //Исследование проблем психологии творчества. М., Наука, 1983. с.28-35.
64. Ермаш, Г.Л. Творческая природа искусства Текст. /Г.Л. Ермаш — М.: Искусство, 1977 320с.
65. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей Текст./ Л.Б.Ермолаева-Томина// Вопросы психологии. — 1975. №5. -с.12-15.
66. Епифанов, Е.Г., Шпагонова, Н.Г. Влияние музыки на эффективность решения когнитивной задачи Текст. /Е.Г. Епифанов, Н.Г. Шпагонова// Психологический журнал. — 2002. №3.- с. 105-112.
67. Задорина, Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одарённых школьников (в музыкальных и математических школах) Текст.: дисс. канд. психол. наук/Задорина Елена Николаевна. М., 1994. — 200с.
68. Занков, Л.В. Обучение и развитие личности. Избранные педагогические труды Текст. М.: Педагогика, 1990. - 201с.
69. Занюк, С.А. Психология мотивации Текст. /С.А.Занюк. К.: Эльга-Н; Ника-центр, 2002. - 352с.
70. Зельц, О.А. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности личности Текст./ О.А.Зельц// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - с.28-35.
71. Зиновкина, М.А., Гареев, P.M. Развиваем воображение Текст./ М.А.Зиновкина, Р.М.Гареев// Школа. 1997.- №2. - с.22-27.
72. Иванов, С.П. Психология художественного действия субъекта Текст. /С.П. Иванов. М.: изд-во Московского психол ого-социального ин-та; 2003г.- 640с.
73. Кайгородов, Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте Текст. /Б.В.Кайгородов. Астрахань, 1999.-58с.
74. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности Текст./И.П.Калошина : учеб. пособие для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 431с.
75. Кедров, Б.М. О теории научного открытия Текст./Б.М.Кедров// Научное творчество: под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969.-с.23-94.
76. Кипнис, М.А. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения Текст. /М.А. Кипнис. М.: Ось-89, 2002. - 192с.
77. Кисин, В.Б. Перевоплощение и жизненный путь актёра Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / Кисин Василий Борисович- М., 1980 25с.
78. Клименко, Ю.Г. Театр как практическая психология Текст. /Ю.Г. Клименко // Катарсис. М., 1994. с.84-116.
79. Козакина, Е.Я. О детском начале в актёрской одарённости Текст./Е.Я. Козакина// Диагностика и развитие актёрской одарённости. М., 1986. - с.25-39.
80. Козленко, В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и её влияние на статус старшеклассника в учебной группе Текст. : дисс. канд. психол. наук /Козленко Василий Николаевич. М., 1982.-196с.
81. Короленко, И.П., Фролова, Г.В. Вселенная внутри тебя Текст. /И.П.Короленко, Г.В.Фролова. Новосибирск, 1979. - с. 103-121.
82. Коротяев, Б.И. Учение процесс творческий Текст. /Б.И. Коротяев -М.: Просвещение, 1989.-160с.
83. Крылов, А.Н. «Образ-Я» как фактор развития личности Текст.: дисс. канд. психол. наук / Крылов Александр Николаевич. М., 1984. - 205с.
84. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач Текст. /Т.В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975.-304с.
85. Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю.Н. Кулюткин. М., 1970. - 125с.
86. Кучина, Т.И. Развитие художественного мышления подростков Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук / Кучина Татьяна Викторовна М., -1992. -234с.
87. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст Текст. / Н.С. Лейтес. М.: Наука, 1971. - 256с.
88. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. / А.Е.Личко. Л.: ЛГУ, 1983. - 189с.
89. Лук, А.Н. Мышление и творчество Текст. / А.Н. Лук. М.: Политиздат, 1976.-144с.
90. Львов, В.Е. Жизнь Альберта Эйнштейна Текст. / В.Е. Львов. М., 1969.-125с.
91. Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя Текст. / Ю.Л. Львова. М.: Просвещение, 1980. - 202с.
92. Маркова, А.К., Орлов, А.Б., Фридман, Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников Текст./ А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман// Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1983. - 64с.
93. Мастеров, Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности Текст. / Б.М. Мастеров. М., 1994. - 125с.
94. Матасов, Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников Текст.: автореф. дисс. док. психол. наук / Матасов Юрий Тимофеевич М., 1997.-38с.
95. Матейко, A.M. Условия творческого труда Текст./ A.M. Матейко: пер. с польск. Д.И. Иорданского: под ред. Я.А. Пономарёва. М.: Мир, 1970. -300с.
96. Матюшкин, A.M. Основные направления исследований мышления и творчества Текст. / A.M. Матюшкин// Психологический журнал. 1984.Т.5.№1. С.9-17.
97. Молчанов, В.В. О некоторых аспектах изучения психологии творчества на Запад Текст. / В.В. Молчанов //Творческий процесс и художественное восприятие. J1., 1978. - с.123-156.
98. Моляко, В.А. Психология конструктивного замысла Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / Моляко Валентин Николаевич. Киев, 1966. -28с.
99. Монтессори, М.А. О принципах моей школы Текст. / М.А. Монтессори// Учительская газета. 1992.-№28.-с.4.
100. Морено, Я. Театр спонтанности Текст. / Я.Морено. Красноярск. ФМЗ., 1993.-456 с.
101. Мунасипов, Д.Г. Диагностика мнемонических способностей старшеклассников Текст. : дисс. канд. психол. наук / Мунасипов Дмитрий Григорьевич. М., 1995.-215с.
102. Надолинская, Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук /Надолинская Татьяна Викторовна. Ростов-на-Дону, 1996. - 198с.
103. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения Текст. / Р.Г. Натадзе. Тбилиси, 1972. - 128с.
104. Научное творчество: особенности и актуальные проблемы Текст. / под ред. Б.М. Кедрова. Свердловск, 1984 - 147с.
105. Никандров, В.В. Метод моделирования в психологии Текст./В.В. Никандров // учеб. пособие. СПб: Речь, 2003. — 55с.
106. Новиков, С.В. Профессионально-важные качества, значимые при решении инженерных задач повышенного уровня трудности (на материале машиностроительных специальностей) Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / Новиков Сергей Викторович. М., 1996. - 24с.
107. Новицкая, Л.П. Тренинг и муштра Текст. / Л.П. Новицкая. М., 1985.-245с.
108. Пави, П. Словарь театра Текст. / П. Пави. М.: Прогресс. 1991.504с.
109. Пасынкова, Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности Текст. / Н.Б. Пасынкова// Психологический журнал, 1995, №4.-с.21-25.
110. Петровский, В.А. Очерк теории свободной причинности Текст. /I
111. В.А. Петровский // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. - с. 125-140.
112. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж.Пиаже. -М.: Просвещение, 1969.- 659с.
113. Пономарёв, Я.А. Психика и интуиция Текст. / Я.А. Пономарёв. -М.: Наука, 1967.-450с.
114. Пономарёв, Я.А. Психология творчества Текст. / Я.А. Пономарёв. -М.: Наука, 1976.-303с.
115. Пономарёв, Я.А. Психология художественной деятельности Текст. / Я.А. Пономарёв // Вопросы психологии. 1975. - №3-с. 166-167.
116. Пономарёв, Я.А. Фазы творческого процесса Текст. / Я.А. Пономарёв. -М., 1983. 125с.
117. Попов, Л.М. Инициатива и общение в творчестве Текст. / Л.М. Попов. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1983. - 88с.
118. Просецкий, В.А. Психология подражания Текст.: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук/ Просецкий Владимир Александрович. М., 1974. - 28с.
119. Психогимнастика в тренинге Текст. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. -СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000. 256с.
120. Психологические исследования интеллектуальной деятельности Текст. / Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1979. — 125с.
121. Психологические тесты Текст./ под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002.-Т.1.-312с.
122. Психологический словарь Текст. 3-е изд., доп. и перераб. /Авт. -сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 640с. (Серия «Словари»).
123. Психология подростка. Полное руководство Текст. // Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-432с.
124. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. - 752с. - (Библиотека практической психологии).
125. Раевский, С.О. Влияние состояния эмоционально-образной сферы учащихся на решение творческих задач Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук/ Раевский Сергей Олегович М., 1994. - 25с.
126. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Текст. /Д.Я. Райгородский// Учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ - М». 2001. - 672с.
127. Рахимов, А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности: учебное пособие по спецкурсу Текст. /А.З.Рахимов Уфа, 1988. - 168с.
128. Реан, А.А., Коломинский, Я Л. Социальная педагогическая психология Текст. /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. — 416с.: (Серия «Мастера психологии»).
129. Рейковский, Я.А. Экспериментальная психология эмоций Текст. / Я.А. Рейковский. М.: Наука, 1979. -256с.
130. Регуш, JI.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности Текст. / Л.А. Регуш. СПб. : Питер, 2001. - 176с.
131. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: способность, её развитие и диагностика Текст. / Л.А. Регуш. Киев: Вища школа, 1997.-88с.
132. Рибо, Т. Опыт исследования творческого воображения Текст. / Т.Рибо /Пер. с франц. СПб.: изд.Л.Ф. Пантелеева, 1901. - 318с.
133. Рили, Ш. Современная подростковая арт-терапия Текст. /Ш.Рили/ Пер. с англ. СПб.: изд. «Питер», 2003. - 315с.
134. Роджерс, К. Несколько важных открытий Текст./К.Роджерс// Вестник МГУ, серия «Психология». — №2 — с.58-65.
135. Рождественская, Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей Текст. / Н.В.Роджественская// Художественное творчество. Л., 1983. - с. 105-122.
136. Ротенберг, B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества Текст. / B.C. Ротенберг// Художественное творчество. Л., 1982., 64с.
137. Рубин, А.А. Структура и функции самосознания личности Текст./А.А. Рубин. Хабаровск, 1988. - 125с.
138. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. /С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. - 720с.
139. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности Текст./ С.Л. Рубинштейн//Вопросы психологии. — 1986. -№4 — с. 101-108.
140. Рубинштейн, С.Л. Эмоции Текст. / С.Л. Рубинштейн //Психология эмоций. М.: Изд. МГУ, 1984. - с. 152-161.
141. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст.: автореф. докт. дисс./ Слободчиков В.И. — М., 1994. — 215с.
142. Слободчиков, В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания Текст. / В.И. Слободчиков // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психологии. М., 1979. С. 15-20.
143. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е.В. Сидоренко. СПБ.: ООО «Речь», 2002. - 350с.
144. Симерницкая, Э.Г. Доминантность полушарий Текст. / Э.Г. Симерницкая М.: Изд-во МГУ, 1978. - 95с.
145. Симонов, П.В., Ершов, П.М. Темперамент. Характер. Личность. Текст. /П.В. Симонов, П.М. Ершов-М., 1984, с.117 134.
146. Симонов, П.В. Мозг и творчество Текст. / П.В. Симонов // Вопросы философии. 1992 -№11.- с.5-7.
147. Скляр, И.Г. Эстетика сценического творчества актёра (на материалах системы Станиславского) Текст./ : дисс. канд. философ, наук/ И.Г. Скляр М., 2003. - 209с.
148. Советский энциклопедический словарь Текст./ Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 1600сл., ил. ИБ №90.
149. Солдатова, Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте) Текст. : дисс. канд. психол. наук/ Солдатова Елена Леонидовна СПб., 1996. - 220с.
150. Станиславский, К.С. Собрание сочинений Текст. / К.С. Станиславский. В 8 т. Т.2. Работа актёра над собой. М., 1954-1961. - 252с.
151. Степанов, А.А. Возрастная и педагогическая психология Текст. 7 А.А. Степанов. М., 1987.-222с.
152. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология Текст. / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 544с.
153. Тарасов, Г.С. О психологии музыки Текст. ГГ.С. Тарасов //Вопросы психологии, 1995, №5. с.25-28.
154. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуального различия Текст. / Б.М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536с.
155. Тихомиров, O.K. Психология мышления: учебное пособие Текст. / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1984 - 270с.
156. Туник, Е.Е. Креативные тесты (адаптированный вариант) Текст. / Е.Е. Туник. СПб, 2002. - 83с.
157. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты Текст. / Е.Е. Туник, СПб, 1997. 48с.
158. Туник, Е.Е. Опросник креативности Джонсона Текст. / Е.Е. Туник, СПб, 1997.-225с.
159. Туник, Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности Текст./ Е.Е. Туник, СПб, Иматон, 1998. 45с.
160. Учителю об одарённых детях Текст./ под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Пановой, М., 1997 354с.
161. Федеральный закон о театре и театральной деятельности в Российской Федерации от 23.12.99. №545 СФ, Проект, глава 1, ст.1.
162. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности Текст. / Д.И. Фельдштейн. М.Воронеж, 1996. - 256с.
163. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М.А. Холодная. Томск, 1997. 245с.
164. Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психологическая реальность? Текст. / М.А. Холодная // Вопросы психологии. 1990.№5. с.25-29.
165. Хъелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности: Основные положения, исследования и приложения Текст. / Л.Хъелл, Д.Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997.-608с.
166. Цукерман, Г.А., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития Текст. / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. М., 1995. - с.256.
167. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры Текст. / Т.В. Чередниченко. Долгопрудный.: Аллегро-пресс, 1996. - с. 18.
168. Элкинд, Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни Текст. / Д.Элкинд//Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1999 - с.16-18.
169. Эльконин, Д.Б. Психология игры Текст. /Д.Б. Эльконин.- М., Педагогика, 1978. 358с.
170. Юркевич, B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность Текст. /B.C. Юркевич. М., 1996 - 136с.
171. Юстус, И.В. Введение в акмеодраму: Тематический план и программа экспериментального учебного курса Текст. / И.В. Юстус. -Ульяновск: «Симбирская книга», 2005. 84с.
172. Якиманская, И.С. Развивающее обучение Текст. / И.С.Якиманская -М.: Педагогика, 1979 143с.
173. Якобсон, П.М. Психология сценических чувств актёра Текст. /П.М. Якобсон. М., 1936.- 125с.
174. Яковлева, E.JI. Психология развития творческого потенциала личности Текст. /Е.Л. Яковлева. М.:Флинта, 1997 - 224с.
175. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии Текст./ М.Г. Ярошевский// Вопросы психологии. №6 - с. 14-26.
176. Torrance, Е.Р. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.-125.
177. F.E. Williams, Creativity Assessment Packet (CAP), D.O.K. Publishers, Inc., Buffalo, New York 14214, 1980. 140.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.