Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Фузейникова, Ирина Ниловна

  • Фузейникова, Ирина Ниловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 223
Фузейникова, Ирина Ниловна. Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фузейникова, Ирина Ниловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

1.1. Основные подходы к социокультурной адаптации подростков в современном гуманитарном знании.

1.2. Психологические особенности подросткового возраста в контексте социокультурной адаптации.

1.3. Критерии социокультурной адаптации подростков.

ГЛАВА 2.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ.

2.1. Роль искусства и театральной педагогики в социокультурной адаптации подростков.

2.2. Психодраматический подход и арттерапия в развитии личности и социокультурной адаптации подростков.

2.3. Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптация подростков в условиях образования.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ.

3.1. Организация исследования и содержание программы.

3.2. Динамика изменений в сфере самосознания личности старших подростков и их социокультурной адаптированности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков»

Актуальность исследования. Социокультурная адаптация подростков в современном обществе представляется проблемой значимой, требующей поиска адекватных новых средств и способов ее решения. Одним из таких способов интеграции человека в социум выступает искусство, которое, по словам J1.C. Выготского, являя собой «.важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе», есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [54]. Искусство как некий ценностный критерий осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности подростка.

Социокультурную ситуацию развития подростков в современном обществе можно охарактеризовать как кризисную. Кризис содержится уже изначально на данном этапе онтогенеза и обусловлен возрастными особенностями подросткового возраста (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.). Кризис наблюдается и в социальной сфере. Усиление социального неравенства различных групп населения, загруженность родителей, неясность перспектив социального развития общества, изменения в ценностно-мотивационной сфере, нетерпимость к представителям других национальностей, вероисповедания, «коррозия доверия» (В.П. Зинченко) в современном обществе приводит к увеличению числа юношей и девушек, попадающих в так называемые группы риска. Проблема толерантности в подростковой и юношеской среде стала проблемой государственного масштаба и активно обсуждалась педагогами, психологами, представителями различных конфессий, деятелями искусств на заседании Общественной палаты Российской Федерации совместно с Российской академией образования в мае

2006 г. Возникшая для подростков размытость социокультурного пространства приводит к дезориентации, отсутствию стержневой личностной позиции, наблюдаемой педагогами и психологами потере смысла, желания что-либо сделать и что-то изменить. В результате наблюдаются сложности в понимании и осознавании растущим человеком своей принадлежности к культуре, с присущими ей одной этническими особенностями, художественно-эстетическими ценностями.

Несмотря на модернизацию современной системы образования, возникают трудности в решении проблем социокультурной адаптации подростков в педагогическом процессе, который ориентирован в большей степени на обучение, а не на воспитание. Возникает противоречие между потребностью общества видеть в своих рядах мыслящих, творческих, активных, всесторонне развитых личностей, с одной стороны, и узостью образовательной политики, выражающейся в позиции сокращения предметов гуманитарного цикла, - с другой. Недостаточно развивая и поддерживая художественные дисциплины, ориентируясь на развитие когнитивной сферы школьника, образовательная система теряет эмоциональную, творческую составляющую, развитие которой невозможно без художественно-эстетической направленности. Это приводит к тому, что в большинстве образовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность.

Выбор театрального искусства для решения поставленной проблемы не случаен. Почувствовать, понять, попробовать жизнь и законы человеческого общения можно, только погрузившись в ситуацию игры. Через игру подросток моделирует жизненные ситуации, проигрывает и разбирает различные логики поведения персонажей, частично идентифицируя себя с ними, попадает в разные конфликтные ситуации и использует те или иные стратегии поведения для достижения целей героя. Выбор данного вида искусства также обусловлен возрастными возможностями старшего подростка. Б.П. Юсов отмечает, что «.художественное мышление оформляется и способно решать вполне зрелые художественные задачи» [164, с. 142]. Театральное искусство является доминантным и определяет принципы и направленность педагогической работы на данном этапе развития.

Однако в современной педагогической теории и практике недостаточно исследованы возможности использования технологий, заимствованных у театра как социокультурного явления и интегрирующих в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты в работе с подростками, способствующие их социокультурной адаптации. В педагогических исследованиях, посвященных проблемам театрального образования подростков, разрабатываются в основном технологические вопросы обучения актерским навыкам, частные методики, связанные с подготовкой учащихся к профессиональной деятельности, проблемы общего культуролого-театрального образования и воспитания зрительской культуры. Тогда как палитра предоставленных театральным искусством возможностей не исчерпывается этим.

В имеющихся исследованиях по социальной адаптации школьников рассматриваются проблемы либо общего образования, либо социально-профилактической реабилитации, адаптации вынужденных мигрантов (Г.Г. Павловец, Т.Г. Стефаненко др.), либо социально-психологической де-привации молодых людей (М. Буянов, И.В. Дубровина, B.C. Мухина, Е.В. Гаврилова и др.). На сегодняшний день практически отсутствуют способы и методы профилактики деструктивного развития подростков и моделей социокультурной адаптации школьников, развивающихся в благополучной среде. Исследования, проводимые Белгородским государственным институтом культуры под руководством С.М. Малакуцкой, рассматривали проблемы социокультурной адаптации детей в условиях дополнительного художественного образования. Однако предложенная модель ограничивалась периодом детства. Проблема социокультурной адаптации подростков оказалась недостаточно исследованной.

Таким образом, основной проблемой исследования стало определение и рассмотрение возможностей социокультурного потенциала театрального искусства в образовательной практике путем разработки модели и специальной тренинговой программы личностного развития и социокультурной адаптации старших подростков в условиях общего и дополнительного театрального образования на основе театрально-педагогических технологий.

Цель исследования - разработка теоретических и методических оснований театрально-педагогической модели социокультурной адаптации подростков и определение возможностей ее применения в педагогической практике.

Объект исследования - социокультурная адаптация старших подростков в системе школьного образования.

Предмет исследования - театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков в образовательной практике.

Задачи исследования:

1) выявить специфику театрального искусства в целях личностного развития и социокультурной адаптации старших подростков;

2) разработать и апробировать методы педагогической поддержки в личностном развитии старших подростков средствами психодрамы и артте-рапии;

3) выявить критерии социокультурной адаптации подростков;

4) разработать коррекционно-развивающую программу на базе театрально-педагогических технологий, апробировать в работе со старшими подростками и провести анализ полученных данных.

Гипотеза исследования. Процесс социокультурной адаптации старших подростков в системе образования происходит эффективно, если:

- в образовательном пространстве создаются благоприятные условия для развития, самореализации и общения подростков в референтной среде сверстников, направленные на усвоение культурных и эстетических норм общества, освоение способов продуктивного взаимодействия в группе и развитие толерантного сознания средствами театрального искусства;

- в образовательном процессе используются театрально-педагогические технологии, в которых общеразвивающий характер театральной педагогики соотносится с психодраматическим подходом и арттерапией, что позволяет реализовать не только воспитательную, образовательную и художественно-эстетическую функции театрального искусства, но и социально-психологическую, коррекционную;

- процесс социокультурной адаптации проходит с учетом возрастных особенностей подростков; приоритетным является развитие стратегии сотрудничества в межличностной сфере, эмпатии, спонтанного поведения, творческой активности и продуктивности, а также принятие и соблюдение подростками нравственно-эстетических установок, норм и ценностей данного общества.

Методологическая основа исследования: признанное в отечественной и зарубежной возрастной психологии и педагогике положение о ведущей роли среды сверстников в процессе самоутверждения личности подростка и становления самосознания; теоретическое наследие К.С. Станиславского, его учеников и последователей - Б.Е. Захавы, П.М. Ершова, М.О. Кнебель и др.; исследования лаборатории театра Института художественного образования РАО А.П. Ершовой, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др.; культурно-историческая концепция JI.C. Выготского; социокультурная концепция А.С. Ахиезера; социометрический подход к представлению межличностных и внутриличностных процессов, теория спонтанности, теория ролей Я.Л. Морено; культурологические теории игры Й. Хейзинга, Ф. Шиллера; принципы и направления педагогической работы в художественном образования с учетом возрастных особенностей школьника Б.П. Юсова; основные принципы и представления о становлении субъекта деятельности в концепции культуросообразного образования В.Т. Кудрявцева, Л.Б. Слободчикова, Л.В. Школяр.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования в областях педагогики, психологии, философии, культурологии, искусствоведения (театральная педагогика). Опытно-экспериментальные методы: методы организации групповой работы. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование личностной сферы подростков, диагностика межличностных отношений в группе сверстников, исследование продуктивности учебной деятельности и когнитивной сферы подростков, анкетирование, беседа с подростками и педагогическим коллективом.

Научная новизна. В диссертационном исследовании разработаны театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию старших подростков, интегрирующие в себе пе- " дагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты.

Разработана театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования, которая легла в основу авторской программы психолого-педагогической под- ■ держки в личностном развитии старших подростков.

Выявлены и разработаны критерии социокультурной адаптации подростков, учитывающие их возрастные особенности и нормативные задачи, которые им предстоит решить на данном этапе развития, проявляющиеся в межличностной и внутриличностной сферах.

Раскрыто педагогическое значение психодраматического подхода и ар-терапии в решении социальных и образовательных проблем подростков. Выявлен эстетический компонент метода психодрамы и влияние метода на общекультурное развитие старших подростков.

Теоретическая значимость исследования. Рассмотрен социокультурный потенциал театрального искусства в целях систематизации подходов современного гуманитарного знания к вопросам личностного развития и социокультутной адаптации подростков в современном обществе средствами театра.

Уточнено в контексте данного исследования определение процесса социокультурной адаптации как поэтапного вхождения и творческого приобщения человека к миру культуры и приспособления к готовым социальным структурам окружающей его среды в соответствии с задачами развития, которые ему приходится решать на каждом возрастном этапе. В условиях дополнительного театрального образования - это процесс специально организованного взаимодействия в среде сверстников, где воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения подростков к различным аспектам своего «Я», которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.

Определены функции и формы театрального искусства в образовании и ' разработаны интегрированные театрально-педагогические технологии, направленные на социокультурную адаптацию подростков. :

Практическая значимость исследования. Определена сфера возможностей использования театрально-педагогических технологий в работе педагогов с подростками, направленной на социокультурную адаптацию в условиях образования. Подобранные и адаптированные автором психодраматические и арттерапевтические техники могут быть использованы педагогами в работе со старшими подростками.

Разработана программа педагогического сопровождения личностного развития подростков «Социокультурная адаптация подростков в рамках дополнительного театрального образования» с использованием театрально-педагогических технологий, направленная на решение задач развития подросткового возраста, межличностных и внутриличностных проблем, социокультурную адаптацию, эстетическое развитие личности, стимулирование психосоциального и когнитивного развития, способствующая их самоопределению.

Разработанная программа и критерии социокультурной адаптации подростков могут найти применение в образовательной практике школ и различных учебно-методических объединениях дополнительного образования. Результаты исследования могут быть внедрены в работу факультетов переподготовки педагогических кадров, в вузах, институтах повышения квалификации педагогов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены:

- в международном научно-исследовательском проекте «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока», организованного Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург) и Фондом П. Гетти (Лос-Анджелес, США) 2004-2006 гг.,

- в материалах Комплексной программы Российской академии образования «Образование как институт культуры» по теме: «Социокультурная адаптация детей и юношества средствами художественного творчества»; в ; коллективной монографии «Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества» в 2006 г.;

- в материалах Комплексной программы Российской академии образования «Образование как институт культуры» по темам: «Художественно-педагогические приоритеты в детском театральном и экранном творчестве» и «Освоение духовно-эстетических ценностей искусства как фактор творческого развития личности» в 2004-2006 гг.;

- в материалах Международной конференции (17-19 февраля 2003 г.) «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке».

Исследованием было охвачено 187 учащихся средних школ г. Москвы и 70 студентов вузов г. Москвы.

Опытно-экспериментальная база исследования: ЦО «Измайлово» №1811 г.Москвы; лицей № 1548 г.Москвы; общеобразовательная школа № 1678 г. Москвы; общеобразовательная школа № 548 г. Москвы; общеобразовательная школа № 1148; общеобразовательная школа № 875; общеобразовательная школа № 677 г. Москвы; МГПУ (Московский государственный педагогический университет; РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет); Академический правовой университет.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась использованием широкого спектра теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачам; большим объемом изученного научно-методического материала и литературы; проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной психолого-педагогической деятельности; возможностью повторения экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию старших подростков, представляют собой комплекс специально разработанных методов работы с подростками, которые: интегрируют в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты; учитывают возрастные особенности данного периода развития; включают в себя общеразвивающие направления театральной педагогики (освоение актерских навыков, просмотр и анализ спектаклей школьного и профессионального театра, факультативы и специализированные уроки театра), психодраматический подход в решении социальных и общеобразовательных проблем, арттерапию как одно из средств самопознания и раскрытия творческого потенциала личности подростка.

2. Социокультурная адаптация подростков в дополнительном театральном образовании представляет собой сложный и динамичный процесс специально организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения подростка к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников, которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.

3. Критериями социокультурной адаптации подростков выступают: в межличностной сфере - стратегия сотрудничества; спонтанное поведение; принятие и соблюдение нравственно-эстетических норм и ценностей; активный интерес и освоение культурных ценностей своего и иных этносов и толерантность к ценностям других; творческая активность и продуктивность; во внутриличностной сфере - эмоционально-эмпатические отношения с окружающими людьми; адекватная самооценка; внутреннее стремление к нравственно-эстетического идеалу; принятие своей культуры и ценностей, осоз-навание норм и идеалов других; мотивация к саморазвитию.

4. Психодраматический метод содержит в себе эстетический компонент, который находится в содержании действенной стороны психодрамы, в ее спонтанной игровой основе, в целостности, форме происходящего, в изначальной цели ведущего привести подростка к гармонии через снятие переживания посредством катарсиса. Этот компонент обусловлен применением в психодраме некоторых приемов искусства, известных в его истории, которые интегрируются в специфической педагогической ситуации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Фузейникова, Ирина Ниловна

Результаты исследования особенностей личностного развития подростков

Показатели Группы

1 группа | 2группа

1 подгр 3 подгр I 2 подгр 4 подгр

Воображаемая аудитория 23,9 27,3 | 20,4 26 уникальность 38,8 43,8 33,1 44 неуязвимость 44,1 43,3 41,7 40,5 всемогущество 52,4 59,8 56,6 49,5

Личностный миф 133,4 146,8 132,9 134,0

Эгоцентрация 18,2 23,3 | 18,4 22,5

По параметрам «Личностного мифа», который является механизмом доминирования в подростковой группе, лидирует активная часть 1-й группы (146,8 - для 3-й подгруппы) по сравнению с остальными подростками (133,4 - 1 группа; 132,9 - 2 группа; 134 - для 4-й подгруппы). Именно они навязывают свое мнение и определяют атмосферу взаимодействия. Эта же подгруппа имеет наибольшую мотивацию саморазвития, чем подкрепляет свои лидирующие позиции (92,3 - для 3-й подгруппы по сравнению с 76 -для 1-й группы; 80,1 - для 2-й группы 65,5 для 4-й подгруппы).

Нами получен средний уровень толерантности (80,39) по группе в целом. Такой результат показывают большинство опрашиваемых, характеризующихся сочетанием как толерантных, так и интолерантных черт личности.

Диагностика индекса толерантности по первому срезу выявила следующую картину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование было посвящено изучению возможностей театрального искусства и театрально-педагогических технологий в работе со старшими подростками, направленной на их социокультурную адаптацию и личностное развитие. Результаты проведенного исследования, подтвердив положение выдвинутой гипотезы, дают основание для следующих выводов:

Проблема социокультурной адаптации подростков в современном обществе представляется задачей первостепенной важности и сложности, так как она выходит за рамки этнического характера, адаптации вынужденных мигрантов и людей с ограниченными возможностями. Сегодня не менее важной актуальной становится проблема адаптации подростков, развивающихся в благополучной среде.

Автором исследования процесс адаптации человека рассматривается с позиций социокультурного подхода (А.С. Ахиезер), в котором человек выступает в качестве носителя определенной культуры и социальных отношений - двух аспектов человеческой деятельности. Согласно данному подходу, человек в социуме представляет собой социальный индивид, который воспроизводит эту форму в соответствии с «нормативными предписаниями» (образцами, стандартами), которые несут в себе наличные социальные структуры. Человек в культуре являет собой личность, субъект творения ее новых форм (общего и значимого для других людей), в которых он идеально представлен, и одновременно - субъект самоизменения, самопреображения, саморазвития.

В данном исследовании, проблема приспособления человека к среде рассматривается в зависимости от его возрастного поведения. Согласно Л.С. Выготскому, человек проходит через много стадий приспособления к социальной среде, и функции его социального поведения сильно меняются в зависимости от той или иной возрастной ступени.

В связи с этим, в контексте данного исследования, процесс социокультурной адаптацией рассматривается как поэтапное вхождение и творческое приобщение человека к миру культуры и приспособление к готовым социальным структурам окружающей его среды, в соответствии с нормативными задачами, которые ему приходится решать на каждом этапе онтогенеза.

В процессе исследования были выделены и разработаны критерии социокультурной адаптации подростков, которые затрагивают как межличностную, так и внутриличностную сферы подростков. В межличностной сфере такими критериями являются: стратегия сотрудничества; спонтанное поведение; принятие и соблюдение нравственно-эстетических норм и ценностей; активный интерес и освоение культурных ценностей своего и иных этносов и толерантность к ценностям других; творческая активность и продуктивность; во внутриличностной сфере - эмоционально-эмпатические отношения с окружающими людьми; адекватная самооценка; внутреннее стремление к нравственно-эстетического идеалу; принятие своей культуры и ценностей, осоз-навание норм и идеалов других; мотивация к саморазвитию.

В действенной педагогической модели доминантного для данного возраста театрального искусства педагог может найти все необходимые технологии для общего и художественно-эстетического развития подростка, а также для решения проблем психолого-педагогического характера. Подросток может выступить во всех ролях: как драматург, режиссер, актер, критик своей судьбы, что позволяет ему скорректировать трудности сегодняшнего дня и простроить временную перспективу своего будущего.

Исследования лаборатории театра Института художественного образования позволили автору диссертации определить возможности театрального искусства в педагогической и социально-адаптационной сфере: 1. Игровая условная ситуация. 2. Действенная выраженность театрального искусства. 3. Ролевая игра. 4. Идейная устремленность художественного продукта театрального искусства.

Автором исследования была разработана театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков, в которой реализуются основные функции театрального искусства в образовании: образовательная, воспитательная; художественно-эстетическая; социально-психологическая, коррекционная. Также были выделены формы театральной деятельности: школьный театр в рамках дополнительного и профильного образования; специализированные занятия по театру, уроки МХК, факультативы; профессиональный театр для детей и юношества (ТЮЗ, РМТ), просмотр и анализ спектаклей; тренинг личностного развития и социокультурной адаптации на основе театрально-педагогических технологий. Педагогическая работа должна придерживаться следующих принципов: действенной выраженности, переноса опыта из области театрального действия в реальную жизнь; расширения сферы ролевых функций подростка; интеграции сформированных ролей с базовыми потребностями.

Социокультурная адаптация подростков в дополнительном театральном образовании представляет собой сложный и динамичный процесс специально организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения подростка к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников, которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.

Разработанные автором диссертации театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию старших подростков, представляют собой комплекс специально разработанных методов работы с подростками, которые: интегрируют в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты, а также учитывают возрастные особенности данного периода развития. Данный комплекс включает в себя: общеразвивающие направления театральной педагогики, а именно: освоение актерских навыков, просмотр и анализ спектаклей школьного и профессионального театра, факультативы и специализированные уроки театра; психодраматический подход в решении социальных и общеобразовательных проблем - социометрия как диагностика, социо- (психодрама), групповая терапия; арттерапию как одно из средств самопознания и раскрытия творческого потенциала личности подростка.

Разработаны и адаптированы для педагогов методы педагогической поддержки в личностном развитии и социокультурной адаптации, включающие средства психодрамы и арттерапии. Исследование показало, что составляющие элементы и свойства психодраматического действия отвечают насущным психолого-педагогическим задачам подросткового возраста. Они способствуют достижению личной автономии и индивидуальной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность подростка за свою жизнь и принимаемые решения, развивают толерантное сознание. Арттерапия выступает как одно из средств самопознания, творческого развития личности подростка.

Психодрама в работе с подростками, помимо коррекционно-развивающего аспекта, познания себя через проживание и переживание «здесь» и «сейчас» жизненных ситуаций и явлений, развития спонтанности, творческих основ личности, развивает эстетическое чувство подростка. В основе психодраматического метода лежит спонтанная игра - одна из главных и древнейших форм эстетических действий. Автор исследования считает, что если в игре обыгрываются эстетические свойства реальности или эстетические проявления субъекта, то ее можно считать эстетическим феноменом. Психодрама есть метод, который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на активизацию психических процессов участников, позволяющий в процессе действия накапливать человеку социально-эстетический опыт, который приводит его в состояние катарсиса, своего рода очищению чувств.

Психодраматический метод содержит в себе эстетический компонент, который находится в содержании действенной стороны психодрамы, в ее спонтанной игровой основе, в целостности, форме происходящего, в изначальной цели ведущего привести подростка к гармонии через снятие переживания посредством катарсиса. Этот компонент обусловлен применением в психодраме некоторых приемов искусства, известных в его истории, которые интегрируются в специфической педагогической ситуации.

Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала обоснованность применения модели социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного театрального образования, а также эффективность разработанной тренинговой программы на основе театрально-педагогических технологий:

- полученные результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике изменений в развитии самосознания подростков и их социокультурной адаптации;

- особо значимые изменения в процессе коррекционно-развивающих занятий произошли в сфере самоотношения подростков;

- проявилась готовность подростков к пересмотру личностной позиции и более реалистической оценке собственных возможностей с учетом мнения окружающих. Изменения в структуре самооценки по группе в целом может свидетельствовать о готовности подростков к проблематизации и способности к формированию более критичной и адекватной самооценки, что и являлось целью коррекции;

- произошло изменение жесткого ролевого распределения в группе и связанных с ним защитных механизмов;

- после коррекционно-развивающих занятий у большинства подростков отмечено повышение показателя мотивации саморазвития;

- наблюдается резкое снижение конфликтности как внутри группы, так и во взаимодействии подростков с учителями и повышение индекса толерантности;

- педагоги по основным предметам отмечают более активное и продуктивное включение подростков в учебную деятельность;

- наблюдается повышение интереса подростков к изучению своей культуры, искусства, а также уважительное отношение к культуре и интерес к искусству других этносов;

Результаты экспериментальной части исследования позволяют утверждать, что в ходе реализации практической групповой работы с подростками с использованием театрально-педагогических технологий, центрированной на выявлении и «проживании» значимых «Я-отношений» в пространстве референтной среды сверстников, актуализируются процессы самопознания и самопереживания и формируется личностный опыт позитивного ценностного отношения к себе в своей соотнесенности с миром.

По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие рекомендации для педагогов по педагогическому сопровождению подростков: в педагогических ситуациях необходимо основные усилия в первую очередь направлять на наиболее активных подростков с конфликтной самооценкой, предлагая им новые формы реализации, заключающиеся в опробовании новых социальных позиций, и организуя адекватную социальную оценку (обратную связь) за счет пассивных подростков, занимающих адаптивную позицию. В свою очередь, пассивным подросткам необходимо создавать условия для поощрения их более активного поведения.

Необходимо отметить, что настоящее исследование отнюдь не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы, связанной с вопросами социокультурной адаптации старших подростков. В перспективе представляется желательным исследовать возможные пути реализации процесса социокультурной адаптации средствами искусства в более широком возрастном диапазоне, а также расширить сам арсенал социоадаптационных способов и средств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фузейникова, Ирина Ниловна, 2007 год

1. Андерсен-Уоррен М., Грейджер Р. Драмотерапия. СПб.: Питер, 2001, - 288 с. - (Серия «Практикум по психотерапии»),

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. - с. 83.

3. Айхингер А., Холл В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе. М.: Генезис, 2005. - 336 с.

4. Асадуллин А.Р., Хазиев B.C., Шарипов Р.А. Истинность социума: Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. - 130с.

5. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1997. - 308 с.

6. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: «Советский художник», 1981.-236 с.

7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Изд-во «Искусство», 1980.-424 с.

9. Баева И. Общение со сверстниками риск и перспектива роста // Под ред. JI.A. Регуш. СПб.: Речь, 2005. - С. 128-139.

10. Ю.Барц Э. Введение в юнгианскую психодраму / Пер. с нем. К.Б. Кузьминой. М.: Независимая фирма «Класс№, 1997. - 144 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

11. Бережная М.С. Адаптивное поведение личности // Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества: Коллективная монография. М.: Компания Спутник^ 2006.-С. 14-22.

12. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. Т. 1.-М., 1953.-С. 78-79.

13. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-421 с.

14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. - 339 с.

15. Битянова М. Как измерить отношения в классе: социометрический метод в школьной практике / М. Битянова. М.: ООО «Чистые пруды», 2005.-32 с.

16. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-695 с.

17. П.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития СПбГУ- СПб: Питер, 2001. - С. 227-272. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

18. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Изд-во «Первое сентября», 2002. -224 с.

19. Букатов В.М. Театральные технологии в ретроспективе векового развития теории и практики отечественной педагогики // История художественного образования в России. Проблема культуры XX в. -М.: Издательский дом РАО, 2003.-С. 251-263.

20. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. - 556 с.

21. Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: Метод, пособие. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. 63 с.

22. Веретина О.Р. Развитие самосознания подростка в конфликтах с взрослыми и сверстниками // Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. С. 115-127.

23. Вольская В.В. Формирование имиджа педагога дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с.

24. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984.-Т.4.-С. 11-275.

25. Выготский JI.C. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. - Т.6. - С. 5-90.

26. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.

27. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6 т. М: Педагогика, 1984.-Т.4.-С. 11-275.

28. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -1008 с. (Серия «Мир психологии»).

29. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1968.-576 с.

30. Грецов А.Г. Эмоциональные отношения подростков со сверстниками // Психология современного подростка / Под ред. проф. Л.А. Регуш. -СПб.: Речь, 2005.-400 с.

31. Гольдман М.В. Понимание подростка родителями // Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. - С. 62-74.

32. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб.: Речь, 2003.- 168 с.

33. Гройсман А.Л. Сценическое творчество и психогигиена // Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Наука», 1988 г. - 352 с.

34. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998.-436 с.

35. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Ав-тореф. дис. психол. наук. М., 1983. - 24 с.

36. Гуткина Н.И., Прихожан A.M. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. - С.5-95 .

37. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

38. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Педагогическая диагностика // БЮЛЛЕТЕНЬ программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). №5 (34). - 2005. - С. 14.

39. Долгополов Н.Б. Диагностика эффективности футуропрактики (на материале детских и взрослых групп) // Гештальт и психодрама в работе с детьми и родителями. М.: МИГиП, 1997.

40. Драмотерапия / Пер. с англ. А. Науменко. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с. (Серия «Ступени психотерапии»).

41. Ершов П.М. Сочинения: В 3-х т. / Отв. ред. В.М. Букатов. М.: ТТО «Горбунок», 1991. - Т. 1: Технология актерского искусства. - М., 1992. - 228 с.

42. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Изд-во «Искусство», 1972. - 352 с.

43. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб. доп. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. - 336 с.

44. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы.-М., 2000.-301 с.

45. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам: программа, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральных школах, кружках, студиях. - Ивантеевка, 1994. - 160 с.

46. Играть по-русски. Психодрама в России: истории, смыслы, символы / Составители Е.В. Лопухина, Е.Л. Михайлова. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003.-320 с.

47. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984. - С. 224-227.

48. Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Изд-во «Наука», 1988. - 352 с.

49. История психодрамы в России // Журнал практического психолога. Специальный выпуск: М., 2002. - № 2-3.

50. Кант И. Собр. соч. в 6 т. Т.5. - М., 1968. - С. 342-343.

51. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / Пер. с англ. И.А.Лаврентьевой. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 240 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

52. Кипнис М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. М.: Ось-89,2002. - 192 с.

53. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006.-160 с.

54. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. С. 11,13.

55. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005. - 101 с.

56. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

57. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -91 с.

58. Кон И.С. Психология юношеского возраста М.: Просвещение, 1979.-С. 47-101.

59. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1983.-335 с.

60. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003.-320 с.

61. Копытин А.И. Тренинг коммуникации: Арт-терапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. - 96 с.

62. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса // Общественные науки и современность. 1997. - № 4. - С. 134-132.

63. Крайг Г. Психология развития. 7-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 992 с. (Серия «Мастера психологии»).

64. Крыжановская JI.M. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.

65. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр JT.B. Культуросообраз-ное образование: концептуальные основания // Известия РАО. М.: ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС». - №4,2001. - С. 4-46.

66. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. - 464 с.

67. Леви-Стросс Клод. Путь масок. М.: Республика, 2000. - 399 с.

68. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.

69. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Е.В.Лопухиной и

70. А.Б.Холмогоровой. М.: Изд-во группа «Прогресс», «Универсал», 1994. -352 с.

71. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -276 с.

72. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1998. - 464 с.

73. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Прометей, 1995. 282 с.

74. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. Вып. 6. М., 1979. - С. 223.

75. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма». -М.: Правда, 1988. 621 с.

76. Макаренко А.С. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.-Д.И. Латышина М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с. - («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 35).

77. Марксистско-ленинская эстетика: Учеб. пособие для вузов / Л.В. Алехина, В.Р. Аронов, М.Н. Афасижев и др. / Под ред. М.Ф. Овсянникова. -М.: Высш. шк., 1983. 544 с.

78. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1982. - С. 108-117.

79. Михайлова А. Ребенок в мире театра: Метод пособие по воспитанию зрительской культуры. -М.: ВЦХТ, 2001. 160 с.

80. Михайлова Е.Л. Старые терапии в новых обстоятельствах // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 1. - С. 36-67.

81. Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб. Пособие / Л.М. Митина, Н.С. Ефимова. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003.-144 с.

82. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 224 с.

83. Морено 3. Обзор психотерапевтических техник // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 1. - С. 128-137.

84. Морено Я. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 528 с. (Серия «Психологическая коллекция»).

85. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе/ Пер. с англ.- М.: Академический Проспект, 2004. 320 с.

86. Мудрик А.В. Что такое социализация. М., 1993. - С. 8.

87. Мудрик А.В. Коллектив, общение, личность. М.: АПН ССР, 1983.

88. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. -М.: Знание, 1990.-39 с.

89. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.- 105 с.

90. Назлоян Г.М. Портретные методы в психотерапии. М.: ПЕР СЭ, 2001.-144 с.

91. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. - С. 191-192.

92. Некрасова Л.М. Театральное искусство в современном образовательном пространстве // История художественного образования в России. Проблема культуры XX в. М.: Издательский дом РАО, 2003. - С. 264-271.

93. Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учебное пособие / Под. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. - 227 с.

94. Овинников Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 192 с.

95. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения? СПб., 2001. - С. 4.

96. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

97. Отец Павел Флоренский о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д.И. Латышина- М.: Школьная пресса, 2003 192 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 47).

98. Пежемская Ю.С. Опыт социально-психологической реабилитации подростков групп социального риска // Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. - С. 273-297.

99. Печко Л.П. Искусство в развитии художественно-эстетического опыта формирующейся личности // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании. М.: ИД «Секрет фирмы», 2006. - 134 с.

100. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека: Пособие для клубных работников. -М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. 102 с.

101. Питцеле П. Подростки изнутри // Психо драма: вдохновение и техника / Под ред П. Холмса и М. Карп. М.: Класс, 1997. - С. 37-64.

102. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. -Спб.: Речь, 2005.-400 с.

103. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.

104. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.

105. Психодрама: вдохновение и техника / Под. ред. П.Холмса и М. Карп. / Пер. с англ. В.К. Мершавки и Г.М. Ченцовой. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 288 с. (Библиотека психологии и психотерапии. Вып. 19).

106. Психологи о миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. № 4. - М.: Смысл, 2002. - 159 с.

107. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: Пособие для школьных психологов / Под. ред. И.В. Дубровиной. -М.: Изд. центр «Академия», 1995. С. 62-63.

108. Психология развития / Под. ред. Е. Строгановой. СПбГУ. - СПб: Питер, 2001.-512 с.

109. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / JI.M. Митина, J1.B. Брендакова, И.В. Бачков и др.; под ред. JI.M. Митиной. 2-е изд., испр. М.: Московский психолого-социальный институтб Флинта, 2003. - 184 с.

110. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. - № 4. - С. 26

111. Рогова P.M., Филонов Г.Н., Волков Г.Н., Печко Л.П. Становление самосознания личности школьника / Под общ. ред. P.M. Роговой. М.: Гос-НИИ семьи и воспитания. - 2003. - 112 с.

112. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.

113. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. -СПб: Речь, 2005.-192 с.

114. Розум С.И. Психология социализации и социокультурной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. - 365 с.

115. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.: АН СССР, 1957. -328 с.

116. Рубина Ю.И. Театр и подросток. М., «Просвящение», 1970.208 с.

117. Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М., «Просвещение», 1974.

118. Священник Анатолий Гармаев. Психопатический круг в семье. -М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова,2000. 592 с.

119. Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2005. - 96 с.

120. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. СПб.: Речь, 2006. - 224 с.

121. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии. СПБ.: Изд-во «Речь», 2002. - 90 с.

122. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352 с. («Общество и личность»).

123. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - 688 с.

124. Социокультурная методология развития российского общества. Заседание №1. Специфика социокультурных исследований // Рубежи. 1996. -№5.

125. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги социологического исследования. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. - 1999. - 80 с.

126. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953. -С. 396.

127. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 1998.-С. 324.

128. Солдатова Г.У., Шайгерова JT.A, Макарчук А.В., Хухлаев О.Е, Щепи-на А.И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. -120 с.

129. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. - 286 с.

130. Столин В.В. Состояние самосознания личности // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М»,2000.-С. 66-77.

131. Софронова JI.A. Культура сквозь призму идентичности. М.: Инд-рик, 2006. - С. 8-24.

132. Сухомлинский В.А. Павлышевская средняя школа. М., 1969.1. С. 40.

133. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. - С. 14.

134. Сухомлинский В.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д.И. Латынина - М.: Школьная пресса, 2003 - 192 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 37).

135. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедиз., 1953.

136. Торшилова Е.М. Проблема культурного развития личности в современной школе // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. -М., 2001.-280 с.

137. Торшилова Е.М., Большаков В.Ю. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика. М.: ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - 164 с.

138. Уроки театра на уроках в школе./ Театральное обучение школьников I-XI классов: программа, методические рекомендации, сборник упражнений / Сост. А.П.Ершова. - М.: НИИ художественного воспитания. 1992 г. -73 с.

139. Ушинский К. Д. Собр. соч., т. 8.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.661 с.

140. Ушинский К.Д. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д.И. Латышина М.: Школьная пресса, 2003 - 192 с. - («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 44).

141. Фельдштейн Л.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.

142. Фейнберг Е. JI. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981.- 144 с.

143. Фирсов М.В., Е.Г.Студенова. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-432 с.

144. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. -383 с.

145. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. (Конкретно-социологические исследования в России второй половины XX века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001. - 556 с.

146. Фохт-Бабушкин Ю.У. Роль общеобразовательной школы в художественном развитии человека: Монография. М., 2006.

147. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. - 539 с.

148. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности СПб: Питер, 2000. - 608 с. (Серия «Мастера психологии»).

149. Цивьян Т.В. Взгляд на себя через посредника: «Себя, как в зеркале я вижу.» // Семиотические путешествия. СПб., 2001. - С. 12.

150. Чухман Е.К., Акакиева О.Ю. Театр в передовом педагогическом опыте // Современные проблемы театрально-творческого развития школьника.-М., 1989.-С. 77.

151. Шадура А.Ф. Глава по психодраме в монографии // Психологическая реабилитация детей в условиях оздоровительного лагеря. М.: Мин. образов. РФ, 2000.

152. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // Собр. соч. в 7 т. Т6.-М., 1957.-325 с.

153. Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока. Научно-исследовательский проект: Материалы исследования. СПб., 2006. - 242 с.

154. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.

155. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.

156. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.-231 с.

157. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996. - 589 с.

158. Baumgartner D.-D., Sociodrame n Vietnam Combat Veteran // J. Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry, 1986. Vol. 39. N 1. F. 31-35.

159. Dewey John «How We Think», D.C.Heath & Co., 1933, p.35.

160. Erikson E.N. Childhood and society (2nd ed.) New York: Norton. 1963.

161. James V. Wertsch. Voices of the Mind. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Pr., 1991.

162. Hartmann N. Sich finden und sich erfinden. Psychodrama 7, p. 123— 141,1994.

163. Fashions Alekos // D.Fotopulos "Masks Theatr", Athens, 1980.

164. Moreno Z.T. Note on Some of Resistance to Psychodrama// J., Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry. 1990. Vol. 43. N 1. P. 43-44.

165. Moreno,J.L. Sociometry Reader. N.Y., 1960.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.