Проза А.С. Грина как сверхтекстовое единство тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Парамонова, Татьяна Александровна

  • Парамонова, Татьяна Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 267
Парамонова, Татьяна Александровна. Проза А.С. Грина как сверхтекстовое единство: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Самара. 2009. 267 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Парамонова, Татьяна Александровна

Глава 1. Проза А.С.Грина как сверхтекстовое единство

§ 1. Сверхтекстовое единство как теоретико-литературная проблема

§ 2. Автоинтертекст как нарративная стратегия сверхтекстового единства прозы А.С.Грина

§ 3. Проза А.С.Грина как целое в исследованиях литературоведов

XX-XXI вв.

Глава 2. Механизмы создания сверхтекстового единства прозы

А.С.Грина

§ 1. Автометатекстовые конструкции в сверхтекстовом единстве прозы А.С.Грина

§ 2. Система индивидуально-авторских локусов как механизм создания сверхтекстового единства прозы А.С.Грина

§ 3. Функционирование героя в сверхтекстовом единстве прозы

Грина: «сквозные» герои

§ 4. Заглавия гриновской прозы как система

Глава 3. Сверхтекстовые единства прозы А.С.Грина

§ 1. Проза А.С.Грина в контексте художественных исканий начала рубежа XIX-XX вв.

§ 2. Сборник рассказов А.С.Грина как вариант сверхтекстового единства

§ 3. Циклические структуры и объединения произведений в сверхтекстовом единстве прозы А.С.Грина

Глава 4. Гриновский код русской литературы

§ 1. Предпосылки выделения Гриновского кода русской литературы: тексты, «знаки», авторы

§ 2. Отражение сверхтекстового характера гриновской прозы в креативной рецепции ХХ-ХХ1 вв. (на материале романа Л.

Острецова «Все золото мира или Отпуск в Зурбагане»)

§ 3. Гриновский код сетературы (на материале рассказа М. Шарлай

Ассоль»)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза А.С. Грина как сверхтекстовое единство»

В диссертационном исследовании представлен анализ прозы А.С.Грина как единого сверхтекстового образования. Работа посвящена проблеме своеобразия организации корпуса текстов писателя в единую систему. Для осмысления не случайно выбрано творчество Александра, Степановича Грина (1880-1932).

Этот писатель активно изучается, академическим литературоведением и его наследие находится на'пике интереса в современной филологической науке. Проза А.С.Грина, испытавшая влияние разностилевых тенденций начала XX века, открывает большие возможности для филологического анализа. Александр Грин, являясь уникальным писателем порубежной-эпохи, воплотил в* своем творчестве противоречия и стилевую эклектичность так называемого «промежуточного феномена» эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков1.

Литературоведение выработало ряд понятий, характеризующих объединения произведений с разной степенью спаянности отдельных элементов в рамках текстового целого: цикл, сборник, сверхтекст, гипертекст, метатекстовое и межтекстовое единство.

Одной из таких универсальных «матриц», позволяющих описывать объединения текстов разного уровня в рамках творчества отдельно взятого писателя, является, на наш взгляд, категория «сверхтекстовое единство», интерпретации которой представлены в работах З.Г.Минц, Ю.М.Лотмана, Ежи Фарыно, Р.Г.Лейбова и некоторых.других исследователей.

Аналитическое применение категории «сверхтекстовое единство» позволяет нам обнаружить уникальное многокомпонентное единство, которое образуют произведения А.С.Грина. В результате подобного подхода мы устанавливаем, что проза Грина содержит знаки индивидуально-авторского кода, которые не только обеспечивают наличие связей между текстами в

1 Иваницкая, E.H. Мир и человек в творчесше А.С.Грина / Е.Н.Иваницкая. Отв. ред. Т.О.Осипова. — Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993. - 65 с. рамках авторского сверхтекстового единства, но, функционируя в интертексте, приводят к образованию культурных текстов разного типа.

В воспоминаниях Н.Н.Грин приводятся слова Александра Грина, в которых писатель сравнивает связи, существующие между его произведениями, с паутинными нитями. Это высказывание Грина, являющееся своего рода автометатекстом, очень точно характеризует поэтику его прозы. Для произведений А.С.Грина характерны ассоциативность, музыкальность, многоуровневая система повторов, на что указывали отдельные исследователи (В.Е.Ковский, М.В.Саидова, О.Л.Максимова, Л.Михайлова и др.), однако попытки рассмотреть специфику организации прозы Грина в уникальное сверхтекстовое единство не предпринималось.

Произведения Грина объединяются разветвленной системой межтекстовых связей; повышенный коэффициент проявленности которых позволяет говорить о прозе Грина как о сверхтекстовом единстве особого рода, каждый отдельный текст в котором сохраняет в памяти- другие произведения, превращаясь, по определению самого писателя, в «арабески».

Полагаем, что в творчестве А.С.Грина важной идиостилевой и структурной доминантой, которая обеспечивает спаянность гриновских произведений в сверхтекстовом единстве его прозы, становится автоинтертекстуальность. В работе описываются механизмы создания авторского сверхтекстового единства, а также предложен анализ наиболее репрезентативных с точки зрения намеченной проблемы произведений Грина.

Объектом нашего исследования в связи с тем, что стихотворное наследие писателя менее продуктивно в аспекте проблемы сверхтекстового единства, является корпус прозаических произведений А.С.Грина, участвующих в образовании авторского сверхтекстового единства: рассказы 1908-1930-х годов, романы «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда»; авторские сборники: «Штурман "Четырех ветров"», «Пролив бурь»,

Позорный столб», «Искатель приключений», «Загадочные истории», «Сердце пустыни» и др.

Для наиболее полных и достоверных типологических обобщений мы обращаемся к творчеству отдельных писателей ХХ-ХХ1 вв.: Л.Борисова, К.Паустовского, Н.Матвеевой, В.Ланцберга, В.Аксенова, Л.Острецова и других авторов, в произведениях которых обнаруживаем функционирование элементов гриновского кода. ,

Предметом исследования становятся механизмы создания сверхтекстового единства, знаки индивидуально-авторствого кода, которые являются причиной появления художественных единств разного типа, как в творчестве Грина, так и в произведениях других авторов. Процесс, исследуемый нами в прозе Грина, является отражением общелитературной тенденции консолидации произведений, в большей мере характерной для авторов рубежа Х1Х-ХХ вв.

Актуальность исследования определяется неизученностью автоинтертекстуальных связей в творчестве Грина, особая плотность которых позволяет говорить о прозаическом корпусе его произведений как о сверхтекстовом единстве особого рода, необходимостью установить место и функции отдельных произведений в этом единстве, а также рассмотреть динамику развития творчества Грина с точки зрения создаваемого писателем сверхтекста, его функционирования.

Цель исследования - установить своеобразие прозы А.Грина как единого сверхтекстового образования и выявить механизмы связывания конкретных текстов в этом образовании.

Для решения цели исследования необходимо решить ряд частных задач:

• Уточнить содержание понятия «сверхтекстовое единство», сопоставив его с соположенными категориями.

• Определить и описать механизмы создания сверхтекстового прозаического единства Грина.

• Проанализировать специфику автометатекстовых конструкций гриновской прозы.

• Рассмотреть систему индивидуально-авторских локусов прозы Грина как важнейшее текстопорождающее начало сверхтекстового единства, их генезис и динамику.

• Выявить особенности функционирования «сквозных» персонажей в творчестве Грина.

• Определить роль заглавий в образовании сверхтекстового единства Грина.

• Предложить анализ сверхтекстовых единств разного уровня в рамках авторского сверхтекстового единства (сборник, циклы и циклические структуры и т.д.).

• Рассмотреть предпосылки выделения Гриновского текста русской литературы и специфику функционирования гриновского кода в творчестве авторов XX-XXI вв.

Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринимается анализ прозы А.С.Грина как особого сверхтекстового образования, определяются ключевые механизмы его создания. Системный анализ гриновской прозы позволяет нам выявить элементы индивидуально-авторского кода, рассмотреть тексты с точки зрения функционирования элементов сверхтекста писателя, динамики и смены кодификации его отдельных элементов. Впервые в гриноведении пространственная организация гриновской прозы рассматривается через категорию «локус», представлена «лексическая экспликация» ключевых индивидуально-авторских локусов Грина. Обосновываются возможности выделения локального текста Гринленда2, который начинает формироваться в творчестве А.С.Грина. На основе анализа гриновской прозы нами выделяются цикл «Истории о Пик

Используем орфографию А С.Грина.

Мике» и циклические структуры «Истории о Бам-Гране», «Авеле Хоггее», объединенные общностью героев. В, диссертационном исследовании впервые вводится понятие «гриновский код», функционирование которого в интертексте приводит к формированию Гриновского текста русской литературы.

Обращаясь к аналитическому описанию специфики сверхтекстового единства гриновской прозы, мы предлагаем многоуровневое постижение этой проблемы через обращение в большей степени к малоисследованным в литературоведении аспектам гриновской поэтики.

Методология исследования в связи с его многоуровневостью представляет собой комплексное сочетание нескольких научно-аналитических методов: историко-литературного, контекстуального, сравнительно-типологического, системно-целостного методов анализа и интерпретации художественного текста. В' связи с многоаспектностью решаемых в диссертации задач методологическую основу исследования-составили'работы по отдельным вопросам теории и истории литературы:

• Работы отечественного гриноведения В.Е.Ковского, Н.А.Кобзева, Т.Е.Загвоздкиной, Е.А.Яблокова, Л.А.Михайловой, Е.Н.Иваницкой, И.К.Дунаевской-, Г.И.Шевцовой и других.

• Исследования - по проблеме текста и границ текста Ю.М.Лотмана, Б.М.Гаспарова, М.М.Бахтина, Ю.Кристевой и других.

• Работы Ю.М.Лотмана, З.Г.Минц, Е.Фарыно, посвященные изучению сверхтекстовых стихотворных и прозаических единств.

• Статьи и монографии по теории цикла и циклизации М.Н.Дарвина, В.И.Тюпы, Л.Е.Ляпиной, О.Г.Егоровой и других.

• Исследования по теории сверхтекстов В.Н.Топорова, Ю.М.Лотмана, Н.Е.Меднис, В.В.Абашева, А.П.Люсого и других.

• Работы по теории интертекстуальности и типологии межтекстовых связей Ю.Кристевой, Р.Барта, Ж.Женетта, Н.А.Фатеевой, Н.А.Кузьминой и других.

Основные положения, выносимые на защиту

1. «Сверхтекстовое единство» - универсальная филологическая категория, которая продуктивна при анализе совокупности текстов разного уровня в рамках творчества писателя, начиная с простейших типов, соположенных в сборнике произведений, тематических, хронологических единств, заканчивая совокупностью текстов данного писателя. В отличие от культурных текстов, одним из условий формирования которых являются интертекстуальные связи, нарративной стратегией создания сверхтекстового единства А.С.Грина становится автоинтертекст.

2. Проза А.С.Грина, отразившая влияние разностилевых тенденций рубежа Х1Х-ХХ вв. и не вписывающаяся в полной мере ни в одно из направлений начала XX века, представляет уникальное многокомпонентное единство, образующееся в результате активизации межтекстовых связей, повышенный коэффициент проявленности которых позволяет говорить о прозаическом корпусе текстов писателя как об уникальном сверхтекстовом единстве.

3. Структурообразующими механизмами, работающими на создание сверхтекстовых единств Грина, становятся знаки гриновского сверхтекста: система индивидуально-авторских локусов, автометатекстовые конструкции, персонажи.

4. На создание сверхтекстового единства прозы А.С.Грина работает картографируемость его произведений, которая связана с иерархией локусов и формированием особого типа локального текста — Гринленда, представляющего совокупность взаимосвязанных индивидуально-авторских локусов (Лисс, Зурбаган, Сан-Риоль, Покет и др.).

5. Связи, существующие между произведениями Грина, эксплицируются при помощи сквозных героев, сохраняющих в разных произведениях единство психологических, сюжетных и портретных характеристик, и повторяющихся типов персонажей. Наиболее функциональным типом героя, обнаруживающим единство созданной Грином локальной модели, создающим образ локально связанной географии, является герой-путешественник и инвариантные ему типы.

6. Характерная для авторов начала XX века, тенденция консолидации находит отражение в прозе Грина в стремлении автора связать свои произведения в многокомпонентное художественное единство. В рамках авторского сверхтекстового единства Грина происходит формирование сверхтекстовых единств разного типа: сборников рассказов, циклов, циклических структур, в основе целостности которых — принцип арабески.

7. Сверхтекстовый характер прозы А.С.Грина отражается в рецепции гриновской прозы - в современной писателю литературе и критике, в бардовской поэзии XX века, в лирической прозе 1940-60-х гг., в массовой литературе ХХ-ХХ1 веков, в сетературе при сохранении единого интерпретирующего кода, что позволяет нам говорить о тенденции выделения особого Гриновского текста русской литературы, аналогичного булгаковскому, блоковскому и т.д. Среди основных элементов гриновского кода определяем систему индивидуально-авторских локусов творчества Грина, персонажей, символы и мотивы, «сильные» в интертекстуальном отношении произведения Грина, которые порождают культурные тексты разных типов, и т.д.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертационном исследовании представлена интерпретация категории «сверхтекстовое единство» как одной из универсальных текстуальных «матриц», позволяющих описывать различные объединения произведений одного автора. В работе предлагается типология сверхтекстовых единств и анализ категории в ряду сопредельных понятий. Для системного анализа корпуса текстов автора, либо отдельной совокупности текстов эта категория оказывается весьма продуктивной. Значимость исследования заключается и в рассмотрении категории «сверхтекстовое единство» во взаимосвязи с понятием культурного текста, что позволяет определить не только элементы индивидуально-авторского кода, функционирующего в рамках творчества отдельного писателя, но и рассмотреть возможность функционирования этих элементов в интертексте и образования культурных текстов разного типа.

Практическая значимость работы заключаются в том, что материалы исследования могут быть использованы для создания школьных и вузовских курсов, спецсеминаровшо истории русской литературы первой трети XX века, а также при изучении многокомпонентных текстовых феноменов. В исследовании представлены примеры разноаспектного анализа произведений A.C. Грина, что также обуславливает практическую значимость исследования.

Основные положения диссертации отражены в пятнадцати статьях и апробированы в виде докладов^ на конференциях международного и всероссийского уровня: Всероссийской научной конференции молодых ученых «Проблемы литературы XX века» (Северодвинск, 2003), Международной конференции «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики» (Гродно, 2004), Всероссийской научной конференции языковедов и литературоведов «Русский язык и литература рубежа XX-XXI веков: специфика функционирования» (Самара, 2005), Зональной конференции литературоведов Поволжья- «Вторые Бочкаревские чтения». (Самара, 2006), Международной научно-практической - конференции «Гриновские чтения-2006» (Феодосия, 2006), Международной научной конференции «Пушкинские чтения-2007» (Санкт-Петербург, 2007), Всероссийской научной конференции «Виноградовские чтения» (Москва, 2004, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Предромантизм и романтизм в мировой культуре» (Самара, 2008), Зональной конференции литературоведов Поволжья (Елабуга, 2008), Второй международной научной конференции «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI веков» (Саратов, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Пятые Ознобишинские Чтения» (Инза, 2007) и других.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из «Введения», четырех глав, «Заключения», списка источников и используемой литературы, четырех приложений. Логика понимания проблемы сверхтекстового единства гриновской прозы определила структуру диссертационного исследования.

Первая глава посвящена проблеме интерпретации категории «сверхтекстовое единство» в современном литературоведении, предложено сопоставление этого понятия с сопредельными категориями. Вторая глава посвящена механизмам организации корпуса прозаических текстов Грина в сверхтекстовое единство. В третьей главе рассматриваются разноуровневые сверхтекстовые единства: сборники, циклы и циклические структуры. В четвертой главе изучается функционирование гриновского кода в историко-литературном процессе XX - XXI вв., анализируются предпосылки образования Гриновского текста русской литературы. В заключении делается вывод о базовых механизмах организации сверхтекстового единства прозы А.С.Грина, рассматриваются перспективы развития темы. Некоторая диспропорция объемов глав обусловлена тем, что наиболее объемная вторая глава посвящена наименее изученным в литературоведении аспектам нашей темы, требующим дополнительных пояснений и примеров.

Цитаты из произведений Грина, кроме отдельно оговоренных случаев, приводятся по «правдинскому» собранию сочинений Грина 1980 года с указанием тома римской цифрой и страницы в угловых скобках. Ссылки на собрание сочинений 1991-1995 гг. приводятся в квадратных скобках с указанием тома и страницы арабскими цифрами. Все курсивные выделения принадлежат авторам цитат, кроме специально оговоренных случаев, цитаты приводятся в авторской редакции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Парамонова, Татьяна Александровна

Заключение

Творчество Александра Грина открывает большие возможности для филологического анализа и содержит в себе много нерешенных вопросов, связанных, прежде всего, с поэтикой его прозы. Во многом это обусловлено особым положением писателя в историко-литературном процессе начала XX века, в результате чего произведения Грина отражают влияние разнородных тенденций и направлений этого времени. «Иностранец русской литературы», по замечанию М.Левидова465, Александр Грин создает, на наш взгляд, в своем творчестве уникальный индивидуально-авторский код, многоуровневое функционирование которого приводит к появлению разветвленной системы межтекстовых связей и обуславливает единство произведений в рамках авторского сверхтекстового образования. Экспериментальное отношение Грина к слову, проявляющееся в различных прозостиховых моделях и жанровых модификациях, повышенное внимание к новым средствам выразительности и образности позволяют сделать выводы, касающиеся актуальности и целесообразности рассмотрения творчества Грина в контексте эпохи.

Обозначенная некоторыми литературоведами тенденция появления перекличек между произведениями Грина на сюжетном, мотивном и образном уровнях позволила нам предпринять системный анализ его прозы как особого многокомпонентного образования, для изучения которого продуктивной является категория «сверхтекстовое единство». Нами предложены уровни постижения сверхтекстового единства гриновской прозы: автометатекстовые конструкции, онимопоэтика, уровень персонажей и локальной организации, заголовочный комплекс, сквозные мотивы и отдельные сюжетные схемы. Осознавая, что не все аспекты намеченной темы освещены нами в полном объеме, мы видим перспективным углубление представлений об указанных уровнях и привлечение новых аспектов темы, связанных с мотивной

465 Левндов, М.Ю. Иностранец русской литературы: Рассказы А.С.Грина I М.Ю.Левидов И Журнал журналов. 1915.-№4.-С. 3-5. структурой его произведений, а также с расширением материала за счет обращения к архивам А.С.Грина.

В творчестве А.Грина можно говорить о случае сознательного конструирования сверхтекстового единства, подтверждения этому находим в высказываниях писателя, а также в создаваемых Грином произведениях.

В результате анализа прозы Грина нами выявлены основные формы автометатекстуальности, которые включают автопересказ Грином собственных произведений, вариации на тему написанных ранее претекстов, дописывание отдельных сюжетов, примеры которых обнаружены и исследованы в работе. Варианты проявления автоинтертекстуальности рассмотрены нами на примере рассказа «Встречи и приключения», в котором мы обнаруживаем стратегию восприятия произведений А.С.Грина в качестве особого сверхтекстового единства, автометатекстовых проекций романа «Золотая цепь», отдельных рассказов. Таким образом, мы приходим к выводу, что метатекстуальность становится конструктивным приемом образования сверхтекстовых единств Грина.

Единство локальной организации произведений является в прозе Грина одним из доминирующих сверхтекстообразующих начал. Функционирование локусов порождает локальный текст Гринленда и способствует сгущенности межтекстовых связей. Приуроченность к определенному локусу, группе локусов характерна для отдельных авторов XVIII - XX вв., являясь типологической приметой формирования художественных единств разного типа.

Творчество Б.Пильняка неразрывно связано с локусом Коломны, в которой происходит, действие большинства его произведений466. Как отмечают исследователи, Коломну «. изначально установил сам писатель,

466 Коломна появляется в разных по хронологии произведениях Б.Пильняка: «На родине Лажечникова», «Волга впадает в Каспийское море» (1930) и неоконченный «Соляной амбар», в рассказе «Колымен-город», романе «Голый год». Второй роман Пильняка, «Машины и волки», создававшийся с марта 1923 по июнь 1924 г., впервые увидел свет в 1925 г. (Л.) и имел очень объемный подзаголовок: «Книга о коломенских землях, о волчьей сыти и машинах, о черном хлебе, о Рязани-яблоке, о России, Расее, Руси, о Москве и революции, о людях, коммунистах и знахарях, о статистике Иване Александровиче Непомнящем, о многом прочем.». оканчивавший, как известно, многие свои произведения указанием места их создания: «Коломна. Никола-на-Посадьях»467. В творчестве Пильняка, как отмечает Константин Петросов, Коломна превращается в «настойчиво повторявшийся топонимический знак», который обретает особый символический смысл и указывал на значение укромных поэтических пенат как места рождения творений, отмеченных неповторимой авторской печатью»468.

Для вписывающегося в более поздний историко-литературный период М.А.Шолохова излюбленным объектом изображения становится Дон, что приводит к образованию в его творчестве сборников ,«Донские рассказы», «Лазоревая степь» (1926), состоящих из написанных ранее произведений, романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина», очерки «На Дону», «На юге», «Казаки», тяготеющих к сверхтекстовому единству.

Привязанность к созданной автором мифологизированной модели мира характерна для писателей, работающих в жанре фэнтези. Произведения Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии» состоят из семи произведений, объединенных уже на уровне заглавий единым локусом.

Типологически близкими Гринленду А.С.Грина становятся авторские модели локальных текстов: Йокнапатофа У.Фолкнера, Средиземье Дж.Р.Р.Толкиена, Нарния К.Льюиса, мифогенное пространства созданного М.Д.Чулковым, В.А.Левшиным, М.И.Поповым славянского мифа Венеты и другие.

Сборник рассказов Грина представляет один из вариантов сверхтекстового единства, который существует в рамках авторского сверхтекстового единства. Для произведений авторских сборников Грина характерны однородность локальной организации, наличие сквозных героев, однородная система номинации персонажей, что обеспечивает единство его

467 Петросов, К. Коломна в творческом сознании Б.Пильняка / К.Петросов // Литературная Коломна. http://kolomnalib.net.ru/authors/petrosov/pilnyak/

468 Петросов, К. Указ. соч. сборников. В качестве варианта сверхтекстового единства в гриновской прозе выступают и объединения произведений, а также циклические структуры, некоторые из которых обладают большой степенью спаянности единства, что находит в отдельных случаях отражение в графической фиксации Грином этого единства («Наследство Пик-Мика»).

Для Грина характерно стремление к художественному синтезу, которое обнаруживается в специфике создаваемого писателем сверхтекста:

1) в соединении в произведениях Грина реальных и вымышленных географических объектов и локусов, исторических, литературных лиц и в создании собственной системы онимосферы;

2) на уровне формы в виде так называемого «синтетического слова» - ритмико-интонационной организации произведений — в виде взаимодействия стихового

469 и прозаического слова ;

3) на наджанровом уровне в виде мифологизации действительности, которая проявляется через создание как индивидуально-авторских мифологем и символов, так и в восприятии уже готовых архетипов, символов и образов, в своеобразном синтезировании так называемого «своего» и «чужого» материала.

Художественные искания Александра Грина в области прозы можно представить как стремление писателя средствами разных жанров создать представления о мире как о целостном феномене, который раскрывается в создаваемых им произведениях в противовес разомкнутой модели мира авторов начала XX века. Полагаем, что эта установка Грина становится сверхтекстообразующей на концептуальном уровне. Сверхтекстовое единство прозы Грина контекстуально связано с художественными опытами писателей первой трети XX века в создании авторами средствами малой прозы большой — романа-мозаики, циклов, художественных единств разного типа.

469 Этот аспект можно считать проявлением в эстетике символистов и романтиков «культа музыки», который находит отражение в «техническом выражении», в виде обращения к инструментализащш прозы и в активном привнесения в прозу стихового начала.

Художественные искания Александра Грина в прозе связаны с феноменами авторедактуры и рефлексии над создаваемыми писателем произведениями, с корректировкой и уточнением авторского замысла. Возвращение Грина к написанному свидетельствует о трансляции автором персонального мифа, который последовательно воспроизводится в его произведениях, уточняется и корректируется.

Функционирование гриновского кода, который начинает формироваться в творчестве А.С.Грина и обуславливает спаянность произведений в рамках авторского сверхтекстового единства, в обширном историко-литературном интертексте позволяет нам говорить о тенденции образования особого культурного текста— Гриновского текста русской литературы.

В результате анализа нами выявлены следующие произведения авторов ХХ-ХХ1 вв., являющихся субтекстами сверхтекста Грина:

К.Паустовский: повесть «Черное море», рассказ «Вторая очередь», «Простые сердца» (пьеса в 4-х действиях, 6-ти карт.); «Золотая роза», «Жизнь Александра Грина»; Л.И.Борисов: «Волшебник из Гель-Гью»; рассказы «Апрель 1920» и «Немыслимые подарки»470; В.Ланцберг «Алые паруса» (1966), «Это только расставанье» (1970), «Правнукам Бам-Грана» (1982-1985), «Битт-Бой» (1969); Н.Матвеева: «Спор Моряков и смутьянов» (муз. 1959, ст. 1970), «Скрипочка» (1970), «Корабли-игрушки» (1971), «Время придет.» (1971), «Куплеты Меннерса» (1971). Немного позже были созданы «Песня девушек и парней» (муз. 1968, ст. 1969-1972), «Фрегат» (муз.1969, ст. 1972), «Песня полицейского» (муз.1958, ст. 1969-1972), «Матросский танец» (муз.1958, ст.1972), «На берегу сиротливом» (муз. 1969, ст.1972), «Баллада Лонгрена» (муз. 1971, ст.1972), «Песня Марты» (спетая ею при помощи Нищего) (1972), «Песня Лонгрена» (муз. 1971, ст.1972), «Песня Нищего» (1972), «Рыцарь Торвальд» (муз. 1970,

4/0 См.: Борисов, Л.И. Волшебник из Гель-Гью. Жюль Верн. Под флагом Катрионы / Л.И.Борисов. - Л.: Лениздат, 1981.-768 е.; Борисов, Л.И. Апрель 1920 года: Рассказ / Л.И. Борисов// Простор, 1966.-№1. -С.64-68; Борисов, Л.И. Немыслимые подарки: Рассказ / Л.И. Борисов // Простор, 1966. - №8. - С. 38^2 и др. ст. 1972), «Предсказание Эгля» (1969), позже объединенные автором в пьесу «Предсказание Эгля», «Капитаны без усов», «В предрассветном тумане» и др.; В.Аксенов: «Мой дедушка - памятник» (1969), «Сундучок, в котором что-то стучит» (1975); Ю.Коваль: «Суер-Выер» (1995); Л.Острецов: «Все золото мира, или Отпуск в Зурбагане» (2002), «Разработчик, или Побег в рай» (2003). В сетературе: Виктор Шнейдер «Прощание с Зурбаганом» (2000), Сергей Саканский «Месть Хинна Меннерса» (1998)471, М.Шарлай «Ассоль» (2007) и другие.

Это далеко не полный перечень авторов, в творчестве которых можно говорить о функционировании гриновского кода, однако выявленные тенденции образования культурных текстов требуют дальнейшего, более пристального внимания. Намеченное нами направление изучения Гриновского сверхтекста должно идти, полагаем, по линии расширения аналитического материала и привлечения новых текстов со знаками гриновского кода.

471 См.: В.Шнайдер Прощание с Зурбаганом / В.Шнайдер / Вестник Зурбагана. - №1., 2007 / [Электронный ресур] http://zurbagansuar.narod.ru/tomae.html Проверено 12.10.2008.: Саканский, С. Месть Хинна Меннерса / С.Саканский / [Электронный ресурс] http://yacht.zamok.net/Sakansky/assol.html Проверено 03.09.08.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Парамонова, Татьяна Александровна, 2009 год

1. Аксенов, В.П. Мой дедушка памятник: приключенческий роман / В.П.Аксенов. -М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2007. - 299 с.

2. Аксенов, В.П. Сундучок, в котором что-то стучит: приключенческий роман / В.П.Аксенов. -М.: Астрель: ACT: 2007. 250 с.

3. Багрицкий, Э. Стихотворения и поэмы / Э.Багрицкий / Сост., вступ. ст. и примеч. И.Л. Волгина. М.: Правда, 1984. - 448 с.

4. Блок, A.A. Собрание сочинений: В 8 т. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960 —1965. - Т. 1. - 716 с.

5. Блок, A.A. Собрание сочинений: В 6 т. / А.А.Блок; Под общ. ред. М.А.Дудина и др. Л.: Художественная литература, 1980 - 1983. - Т.6. -422с.

6. Борисов, Л.И. Волшебник из Гель-Гью. Жюль Верн. Под флагом Катрионы / Л.И.Борисов / послесл. Е.Брандиса. Л.: Лениздат, 1981. - 768 с.

7. Гоголь, Н.В. Поли. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т. 10. - С. 348349.

8. Грин, A.C. Автобиографическая повесть // Воспоминания об Александре Грине / Сост., подготовка текста, вступление, прим., подбор фотодокументов Вл.Сандлер. Л.: Лениздат, 1970. - С. 11-150.

9. Грин, A.C. Встречи и заключения / А.С.Грин // Воронова О. Поэзия мечты и нравственных поисков // О.Воронова // Нева. 1960. - № 8. - С. 149-150.

10. Грин, A.C. Дикая роза. Алые паруса. Недотрога / А.С.Грин. М., Феодосия: Изд-во «Коктебель», 2007. - 128 с.

11. П.Грин, A.C. Собрание сочинений в 6 т. / А.С.Грин / Сост. В.Е.Ковский, Вл.Россельс, Е.Прохоров. М.: Правда, 1980. - Т. 1-6. Далее ссылки на это издание приводятся в квадратных скобках: римская цифра указывает том, арабская - номер страницы.

12. Грин, A.C. Собрание сочинений в 5 т. / А.С.Грин / Сост. с научн. подгот. текста В.Россельс. Примеч. А.А.Ревякиной, Ю.А.Первовой; вступ.ст.

13. B.Е.Ковский (Т.1). М.: Художественная литература, 1991-1994. - Т.1-5. Далее ссылки на это издание приводятся в квадратных скобках: первая арабская указывает том, вторая - номер страницы.

14. Грин A.C. Стихотворения и поэмы / Сост. Н.П.Изергина, В.В.Харчев; науч. ред. Т.Е.Загвоздкина. Киров-на-Вятке, 2000. - 139 с.

15. Коваль, Ю. Суер-Выер / Ю.Коваль. М.: Вагриус, 2001. - 316 с.

16. Ланцберг, В.И. Условный знак / Сост.Н.Жукова. М.: Аргус, 1996. - 288 е.: ил., ноты.

17. Матвеева, Н. Собрание сочинений в 3 т. Т.З. Предсказание Эгля / Н.Матвеева. - М.: Артель «Восточный ветер», 2002 (Фонотека).

18. Острецов, Л. Все золото мира, или Отпуск в Зурбагане: Роман / Л.Острецов. М.: Вагриус, 2004. - 480 с.

19. Острецов, Л. Разработчик, или Побег в рай: Роман / Л.Острецов. М.: ВАГРИУС, 2005. - 432 с.

20. Паустовский, К.Г. Жизнь Александра Грина / К.Г.Паустовский // Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 8 т. Т.8. - М.: Художественная литература, 1970. - С. 67-83.

21. Паустовский, К. Золотая роза. Повесть / К.Г.Паустовский. М.: Сов. писатель, 1956.-С. 198-200.

22. Паустовский, К.Г. Черное море / К.Г.Паустовский // Паустовский, К.Г. Собрание сочинений в 8 т. Т.2 - М.: Художественная литература, 1967.1. C. 7-191.

23. Хлебников, В.В. Творения / В.В.Хлебников. М.: Советский писатель, 1986 -736 с.

24. Шарлай, М. «Ассоль» / М.Шарлай // «Современная проза», 2007, №2 / Режим доступа: www.litsovet.ru Проверено 03.09.2008.

25. Статьи, монографии, справочные издания

26. А.Д. Рец. на кн.: Грин A.C. Золотая цепь / А.Д. // Книга и профсоюзы. Бюллетень библиографии и книгоиздательского дела. — Выпуск 9. 1927. -С.30-31.

27. Абашев, В.В. Пермь как текст: Пермь в русской культуре и литературе XX века / В.В.Абашев. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000. - 404 с.

28. Абрамовских, Е.В. Феномен креативной рецепции незаконченных произведений (на материале дописываний незаконченных произведений А.С.Пушкина): Монография / Е.В.Абрамовских. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2006.-280 с.

29. Александр Грин: современный научный контекст. Материалы XVI, XVII, XVIII Международных научных конференций 2000-2005 гг. Крым, Феодосия / Научный редактор Н.А.Кобзев, редакторы Н.Д.Жукова, А.А.Ненада. -Симферополь: Крымский архив, 2006. 172 с.

30. Александр Грин: Хроника жизни и творчества. С фрагментами автобиографии, воспоминаний, писем, дневниковых записей / Сост. Н.В.Яловая. Феодосия, М.: ИД «Коктебель», 2006. - 80 с.

31. Амлинский, В. В тени парусов / В.Амлинский // Новый мир. 1980. - №10 -С. 238-249.

32. Анибал, Б. А. Грин. Фантастические новеллы / Б.Анибал // Новый мир. -1935.-№4.-С. 267-269.

33. Арнольди, Э.М. Беллетрист Грин / Э.М.Арнольди // Воспоминания об Александре Грине / Сост. Вл.Сандлер. JL: Лениздат, 1972. - С. 278-303.

34. Арский. Молодая литература. Рец. на кн. рассказов А.С.Грина (Спб.,1910). Рассказы / Арский // Наш журнал. 1910 - №3. - С. 14-15.

35. Бааль, В. Мой Грин: Заметки, размышления. К 100-летию со дня. рождения А. Грина / В .Бааль // Даугава. 1980. - №8. - С. 77-79.

36. Баран, Хенрик. Поэтика русской литературы начала XX века: Сборник: Авториз. пер. с англ. / Предисловие Н.В.Котрелева; Общ.ред. Н.В.Котрелеваи А.Л.Осповата. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1993. -368 с.

37. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров; Текст подгот. Г.С.Бернштейн и Л.В.Дерюгина; Примеч. С.С.Аверинцева и С.Г.Бочарова. — Изд.2-е. М.: Искусство, 1986. — 423 с.

38. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М.М.Бахтин // Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - С. 297-325.

39. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М.М.Бахтин / Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит. 1975. — С. 234-407.

40. Барт, Р. Нулевая степень письма / Р.Барт // Семиотика. М.: Радуга, 1983. -С. 306-349.

41. Барт, Р. Текстовый анализ одной новеллы Эдгара По / Р.Барт // Избранные работы: Семиотика: Поэтика / пер с фр., сост., общ ред. и вступ. ст. Г.К.Косикова. М.: Прогресс, 1989. - С. 450-465.

42. Барт, Р. Б/г / Р.Барт; пер. с фр. Косикова, Г.К. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -273 с.

43. Башляр, Г. Избранное: Поэтика пространства / Г.Башляр; перев. с франц. Н. В. Кисловой, Г. В. Волковой, М. Ю. Михеева под ред. Л. Б. Комиссаровой. М.: РОССПЭН, 2004. (Серия «Книга света»). 374 с.

44. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я.Берковский. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 512 с.

45. Битенская, Г.В. О семантическом варьировании слова в сверхтексте / Г.В.Битенская // Русское слово в языке, тексте и культурной среде. — Екатеринбург, 1997.-С. 195-199.

46. Блисковский, З.Д. Поиски названия / З.Д.Блисковский // Вопросы литературы. 1962. - №4. - С. 168-182.

47. Борисов, JI.А. Грин / Л.Борисов // Литературный современник. 1939. - №5-6.-С. 214-217.

48. Борноволоков, Д.Л. «Чевенгур» и повести Андрея Платонова 30-х годов: К проблеме межтекстовых связей. Автореф. дисс. . канд. филол. наук.: 10.01.01 / Д.Л.Борноволоков. -М., 2000.- 17 с.

49. Важдаев, В. Проповедник космополитизма. Нечистый смысл «чистого искусства» Александра Грина / В.Важдаев // Новый мир. 1950. — №1. -С.257-272.

50. Вайсброд, A.A. Рец. на кн.: Грин A.C. История одного убийства: Рассказы / А.А.Вайсброд // Книгоноша. 1926. №35. - С. 27-28.

51. Варламов, А.Н. Александр Грин / А.Н.Варламов. М.: Молодая гвардия, 2005. — 452 с. - (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 919).

52. Варламова, Л.М. Музеи Грина. Феодосия. Старый Крым. Путешествие в Гринландию / Л.М.Варламова. Симферополь: СОНАТ, 2005. - 112 с.

53. Верхман, А., Первова, Ю. Примечания / А.Верхман, Ю.Первова // Грин, A.C. Собр. соч.: В 5 т. Т.5. - С. 573-605.

54. Визель, М. Гипертексты по ту и эту сторону экрана / М.Визель // Иностранная литература. 1999. -№10. - С. 169-177.

55. Вихров, B.C. Рыцарь мечты / В.С.Вихров // Грин, A.C. Собр. соч.: В 6 т.-М.: Правда, 1980. T.I. - С. 3-36.

56. Воронова, О. Поэзия мечты и нравственных поисков / О.Воронова // Нева. — I960.-№8.-С. 144-150.

57. Воронова, О. Рассказ Георгия Шенгели / О.Воронова // Воспоминания об Александре Грине / Сост. Вл. Сандлер. Л.: Лениздат, 1972. - С. 319-321.

58. Воспоминания об Александре Грине / Сост. Вл.Сандлер. Л.: Лениздат, 1972.-607 с.

59. Войтоловский, Л. Литературные силуэты: A.C. Грин / Л.Войтоловский // Киевская мысль. 1910. - №172. — 24 июня

60. Вольпе, Ц. Об авантюрно-психологических новеллах А.С.Грина / Ц.Вольпе // Искусство непохожести. Бенедикт Лившиц. А.Грин. А.Белый. Б.Житков. М.Зощенко. М.: Советский писатель, 1991. — С. 22-43.

61. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX век / Б.М. Гаспаров. М.: Наука : Изд. фирма «Вост. лит.» , 1994. - 303 с.

62. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.

63. Гнедина, Н. Перманентное бегство в Америку / Н.Гнедина // Художественная литература. 1932. - № 18. — С.2-3.

64. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я.Гинзбург. М.: Сов. писатель, 1979.-224 с.

65. Горбаневский, М.В. «А вы бывали в Гринландии?» / М.В.Горбаневский // Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе: Филологические этюды. М.: Изд-во Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988. -С. 74-81.

66. Горнфельд, А. Грин, A.C. Рассказы. Т. 1. / А.Г.Горнфельд // Русское богатство. 1910. - №3. - С. 145-147.

67. Горнфельд, А. Рец. на кн.: А.Грин Искатель приключений: Рассказы / А.Г.Горнфельд // Русское богатство. 1917. - №6-7. - С.279-282.

68. Грин, A.C. Как я работаю: Ответ на анкету / А.С.Грин // Журнал журналов. -1915. -№ 5. С.8.

69. Грин, A.C. «Сочинительство всегда было моей внешней профессией.» / А.С.Грин // Грин, A.C. Собр. соч.: В 6 Т. М.: Правда, 1965. - Т.З. - С.427-432.

70. Грин, А.: Хроника жизни и творчества: С фрагментами автобиографии, воспоминаний, писем, дневниковых записей / Сост. Н.В.Яловая. Феодосия - М.: ИД Коктебель, 2006. - 80 с.

71. Грин, A.C.: Человек и художник. XIV Международная научная конференция. Материалы. Феодосия, 8-12 сентября 1998. - Симферополь: Крымский архив, 2000.- 134 с.

72. Грин, H.H. Воспоминания об Александре Грине / Н.Н.Грин; Мемуарные очерки. Дневниковые записи. Письма / Сост., подгот. текста, коммент. Н.Яловой, Л.Варламовой, С.Колотуповой. Феодосия; М.: ИД Коктебель, 2005.-400 с.

73. Грин, H.H. Из записок об А.С.Грине / Н.Н.Грин // Воспоминания об Александре Грине / Сост. Вл.Сандлер. Л.: Лениздат, 1972. - С. 322-404.

74. Дарвин, М.Н. Проблема цикла в изучении лирики: учеб. Пособие / М.Н.Дарвин Кемерово: Изд-во Кемер. гос. ун-та, 1983. - 104 с.

75. Дарвин, М.Н. Циклизация литературных произведений. Системность и целостность / М.Н.Дарвин // Межвуз. сб. науч. тр. Кемерово, 1994. - 104с.

76. Дарвин, М.Н., Тюпа, В.И. Циклизация в творчестве Пушкина: опыт изучения поэтики конвергент. сознания / М.Н.Дарвин, В.И.Тюпа; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. Новосибирск: Наука, 2001. - 292 с.

77. Дерман, А. Рец. на кн.: А.С.Грин. Золотая цепь / А.Дерман // Книга и профсоюзы. Бюллетень библиографии и книгоиздательского дела. — М., 1927.-№9.-С. 30-31.

78. Дикова, Т.Ю. Рассказы Александра Грина 1920-х годов: Поэтика оксюморона: Автореф. дис. канд. филол. наук / Т.Ю.Дикова. — Екатеринбург, 1997. — 19 с.

79. Динамов, С. Авантюрная литература / С.Динамов // Книгоноша. — №26 (147). -С.29.

80. Динамов, С. А.С.Грин. Сокровище африканских гор. Роман / С.Динамов // Книгоноша. 1925. - №35. - С. 19.

81. Динамов, С. А.С.Грин. Штурман «Четырех ветров» / С.Динамов // Книгоноша. 1926. - №26. - С. 29.

82. Динамов, С. Современная авантюрная литература / С.Динамов // Красное студенчество. 1926. — №2. - С. 74-76.

83. Долгополов, Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX — начала XX века / Л.К.Долгополов. Л.: Советский писатель, 1985. — 351 с.

84. Дунаевская, И.К. Мир как осуществление красоты в скульптурно-музыкальном мышлении А.С. Грина («Поэтика А.Грина: скульптурно-музыкальная эйдология») / И.К.Дунаевская; Монография. — Рига: Балтийский Русский институт, 2006. 440 с.

85. Дунаевская, И.К. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А.Грина / И.К.Дунаевская. Рига: Зинатне, 1988. - 168 с.I

86. Егорова, О.Г. Развитие цикла и жанровые трансформации в русской прозе первой половины XX века: Монография / О.Г.Егорова. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2006. - 280 с.

87. Ерофеев, Вик. Русский метароман В.Набокова или в поисках потерянного рая) / Вик.Ерофеев // Вопросы литературы. 1988. - №10. - С. 125-160.

88. Женетт, Ж. Палимпсесты: литература во второй степени / Ж.Женетт // Фигуры: Работы по поэтике: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. -Т.1.-С. 79-93.

89. Жолковский, А.К. Блуждающие сны и другие работы / А.К.Жолковский. -М.: Наука: Изд. фирма «Вост. лит.», 1994. 428 с.

90. Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Темы - Приемы - Текст / А.К. Жолковский, Ю.К.Щеглов // Сб. статей. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

91. Загвоздкина, Т.Е. Идеи космизма в романе А.Грина «Блистающий мир» / Т.Е.Загвоздкина // Александр Грин: современный научный контекст Материалы XVI, XVII, XVIII Международных научных конференций 20002005. Симферополь: Крымский архив, 2006. - С. 3-9.

92. Загвоздкина, Т.Е. Мифопоэтика феерии «Алые паруса» A.C. Грина / Т.Е.Загвоздкина // Мечта разыскивает путь: Материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию A.C. Грина. Киров, 2001. — С. 59-69.

93. Загвоздкина, Т.Е. Сюжетно-композиционная структура и форма выражения авторского сознания в романах Грина / Т.Е.Загвоздкина // Александр Грин: человек и художник: Материалы XIV междунар. науч. конф. — Симферополь, 2000.-С. 121-131.

94. Загвоздкина, Т.Е. Особенности поэтики романов A.C. Грина (проблема жанра) / Т.Е.Загвоздкина: автореф. дис. канд. филол. наук. 10.01.01. М., 1985.- 16 с.

95. Замятин, Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов / Д.Н.Замятин. М.: Знак, 2006. - 488 с.

96. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия / гл. научн. ред., автор вступ. ст. Е.А.Цурганова. М.: Intrada, 2004. - 560 с. - (ИНИОН РАН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел литературоведения).

97. Зелинский, К. А.Грин / К.Зеленский // Грин А. Фантастические новеллы. -М.: Советский писатель, 1934. С.5-36.

98. Зинченко, В.Г., Зусман, В.Г., Кирнозе, З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. / В.Г.Зинченко, В.Г.Зусман, З.И.Кирнозе М.: Флинта, 2002. - 200 с.

99. Ю2.Ильин, И.П. Открытое произведение / И.П.Ильин // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Intrada, ИНИОН РАН, 2004.-С. 304.

100. Ипполит, И. А.С.Грин. Дорога никуда / И.Ипполит // Красная новь. — 1930. — №6. -С. 201-202.

101. Ю4.История русской литературы. XX век: Серебряный век / В.Страда, Ж.Нива, Е.Эткинд и др.; Под. ред. и с предисл. Ж.Нива и др. М.: Прогресс. Литера Б., 1994.- 702 С.

102. Калицкая, В. .Из воспоминаний / В.Калицкая // Воспоминания об Александре Грине / Сост. Вл.Сандлер. Л.: Лениздат, 1970. - С. 153-203.

103. Ю7.Кавелти, Дж. Изучение литературных формул / Дж.Кавелти // Новое литературное обозрение. 1996. - № 22. - С. 33-64.

104. Ю8.Калинкин, В.М. Поэтика онимного пространства романа А.С.Грина «Блистающий мир» / В.М.Калинкина // «Мечта разыскивает путь.»: материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию A.C. Грина. -Киров, 2001.-С. 69-76.

105. Ю9.Келдыш, В.А. К проблеме литературных взаимодействий начала XX века (о так называемых «промежуточных» художественных явлениях) / В.А.Келдыш // Русская литература. 1979. - № 2. - С. 3-27.

106. Ю.Келдыш, В.А. На рубеже художественных эпох (о русской литературе конца XIX -начала XX веков) / В.Келдыш // Вопросы литературы. 1993. Вып. 2. -С. 92-105.

107. Ш.Киркин, Ю. А.Грин. Библиографический указатель произведений А.С.Грина и литературы о нем. 1906-1977 / Ю.Киркин. М.: Книга, 1980. - 64 с.

108. Ш.Киселев, B.C. Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой трети XIX века. Автореф. Дисс. . д. филол .наук / В.С.Киселев. - Томск, 2006. - 47 с.

109. ПЗ.Кобзев, H.A., Загвоздкина, Т.Е. Поэтика прозы А.С.Грина: Монография / Н.А.Кобзев, Т.Е.Загвоздкина. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2006. 160 с.

110. Кобзев, H.A. Роман Александра Грина: Проблематика, герой, стиль / Н.А.Кобзев. Кишинев: Штиинца, 1983. - 139 с.

111. Кобзев,' H.A. Ранняя проза А.С.Грина / Н.А.Кобзев. Симферополь: Крымский архив, 1995. - 72 с.

112. Пб.Кобзев, H.A. Новелла Александра Грина 1920-х годов / Н.А.Кобзев. -Симферополь: Крымский архив, 1996. 81 с.

113. Ковский, В.Е. Блистающий мир Александра Грина / В.Е.Ковский // Грин A.C.: Собр. соч.: В 5т. T.I. С. 5-36.

114. Ковский, В.Е Возвращение к Александру Грину / В.Е.Ковский // Вопросы литературы. 1981.-№10.-С. 45-81.

115. Ковский, В.Е. Преображение действительности / В.Е.Ковский. Фрунзе: Илим, 1967.- 128 с.

116. Ковский, В.Е. Реалисты и романтики: Из творческого опыта русской советской классики / В.Е. Ковский. М.: Художественная литература, 1990. -386 с.

117. Ковский, В.Е. Романтический мир А.Грина: Монография / В.Е.Ковский. -М.: Наука, 1969.-296 с.

118. Козлова, Е.А. Принципы художественного обобщения в прозе А.Грина: развитие символической образности. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. 10.01.01 / Е.А.Козлова. Псков, 2004. - 18 с.

119. Козлова, Е.А. Развитие символической образности в малой прозе А.СГрина (на материале символа бездны) / Е.А.Козлова // Творческая индивидуальность писателя: традиции и новаторство. Элиста, 2003. - С. 66-70.

120. Ковтун, Л.Д. Поэма А. Грина «Бубенцов» / Л.Д.Ковтун // Александр Грин: современный научный контекст Материалы XVI, XVII, XVIII Международных научных .конференций 2000-2005. Симферополь: Крымский архив, 2006. - С. 119- 125.

121. Ковтун, Л.Д. Архив Владимира Ленского в Феодосийском музее А.С.Грина / Л.Д.Ковтун // Александр Грин: современный научный контекст Материалы XVI, XVII, XVIII Международных научных конференций 2000-2005. -Симферополь: Крымский архив, 2006. С. 126-129.

122. Кожевникова, H.A. Из наблюдений над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М.: Наука, 1976. — Т. 35. № 1. — С. 55—66.

123. Колтоновская, Е. Критические этюды / Е.Колтоновская. СПб.: Просвещение, 1912.-271 с.

124. Костов, Хели. Мифопоэтика Андрея Платонова в романе «Счастливая Москва» / Х.Костов. Хельсинки, 2001. - 325 с.

125. Костюхин, Е.А. Древняя Русь в рыцарском ореоле / Е.А.Костюхин // Приключения славянских витязей: Из русской беллетристики XVIII в / Сост., авт. Вступ. статьи и прим. Е.А. Костюхин. М.: Современник, 1988. -С. 5-20

126. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю.Кристева // Французская семиотика: От структурализма и постструктурализму / пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. - С. 427-457.

127. Кубанев, H.A. Образ Америки в русской литературе (из истории русско-американских литературных и культурных связей конца 19 первой половины 20 века). Автореф. дисс.д-ра культурол. наук. 24.00.01. - М., 2001.-51 с.

128. Кубарев, Е.М. Сопоставительная интерпретация языка художественной литературы: Учебное пособие к спецкурсу / Самар. гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева / Е.М. Кубарев. Самара: Издательство СамПИ, 1991. - 136 с.

129. Кудрин, В.В. Миры А. Грина / В.В.Кудрин // Наука и религия, 1993. №9. -С. 46-47.

130. Кузьмина, H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / Н.А.Кузьмина; Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004.-272 с.

131. Купина, H.A., Битенская, Г.В., Сверхтекст и его разновидности / Н.А.Купина, Г.В.Битенская // Человек Текст - Культура. - Екатеринбург, 1994.-С. 214-230.

132. Левидов, М.Ю. Иностранец русской литературы: Рассказы А.С.Грина / М.Ю.Левидов // Журнал журналов. 1915. № 4. - С. 3-5.

133. Левидов, М.Ю. По журналам / М.Ю.Левидов // Книгоноша. № 31-32. - С. 4-5.

134. Лейбов, Р.Г. «Лирический фрагмент» Тютчева: жанр и контекст. Дисс. . на соискание уч. степени доктора философии по русской литературе / Р.Лейбов. -Тарту, 2000.-136 с.

135. Лекомцева, Н.Л. Психологизм рассказов А. Грина / Н.Л.Лекомцева // Мечта разыскивает путь: Материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию A.C. Грина. Киров: Волна, 2001. - С. 99-107.

136. Лелевич, Г. А.Грин. На облачном берегу / Г.Лелевич // Печать и революция. 1925.-№7.-С. 270-271.

137. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С.Лихачев. М.: Наука, 1979.-437 с.

138. Лопуха, А.О. Эстетический идеал и специфика его выражения в творчестве А. С. Грина. Автореф. дисс. . канд. филол. наук 10.01.01. / А.О.Лопуха. -Петрозаводск, 1987. 17 с.

139. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя / Ю.М. Лотман. М.: Просвещение, 1988. - 348с.

140. Лотман, Ю.М. Текст в тексте / Ю.М.Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства/ Сост. Р.Г.Григорьева, С.М.Даниэль. СПб.: Академический проект, 2002. - С. 58-78.

141. Лотман, Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. - Т. 3. - С. 380-389.

142. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М.Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2001. -704 с.

143. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М.Лотман. -М.:Наука, 1970. 384 с. — (Семиотические исследования по теории искусства).

144. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М.Лотман // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2001. - С. 149-390.

145. Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Аналитический минимум. / В.А.Лукин.- 2-е изд., перераб, и доп. М.: Издательство «Ось-89», 2005. — 560 с.

146. Люсый, А.П. Крымский текст в русской литературе / А.П.Люсый. СПб.: Алетейя., 2003.-320 с.

147. Люсый, А.П. Наследие Крыма: теософия, текстология, идентичность / А.П.Люсый. М.: Рус. Импульс, 2007. - 240 с.

148. Ляпина, Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века / Л.Е.Ляпина. -СПб,1999. 279 с.

149. Ляпина, Л.Е. Литературная циклизация / Л.Е.Ляпина // Вопросы литературы. -1990. №1. - С. 170-177.

150. Магомедова, Д.М., Тамарченко, Н.Д. «Сверхтекст» и «сверхдеталь» в русской и западной культуре / Д.М.Магомедова, Н.Д.Тамарченко // Дискурс. 1998.-№7.-С. 24-28.

151. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза А.Блока / Д.Е.Максимов. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1981. — 552 с.

152. Максимова, О.Л. Проза А.Грина: музыка в художественном сознании писателя. Автореф. дис. канд. филол. наук / О.Л.Максимова. Вологда, 2004.-21 с.

153. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма/ Ю.В.Манн. М.: Аспект Пресс, 1995. - 384 с. - ( Программа: Обновление гуманит. образования в России).

154. Матвеева, Н., Роскошь, доступная каждому / Н.Матвеева // «Вопросы литературы», 1988, № 7. - С. 245. (Беседу вел Г.Зобин).

155. Махнева, М.А. Семья Гриневских / М.А.Махнева // «Мечта разыскивает путь.»: материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию А.С.Грина. Киров, 2001.-С. 5-15.

156. Меднис, Н.Е. Венеция в русской литературе. Монография / Н.Е.Меднис; Отв. ред. Т.И.Печерская. Новосибирск, 1999. - 391 с.

157. Меднис, Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. Учебное пособие по спецкурсу / Н.Е.Меднис. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного педагогического университета, 2003. - 170 с.

158. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М.Мелетинский. М.: Наука, 1976. -407 с.

159. Мельникова, JI.A. Атрибутивная сочетаемость в художественной прозе А.С.Грина: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. 10.01.01. / Л.А.Мельникова. -Минск, 1980.- 18 с.

160. Мельникова, Л.А. Словарь языка писателя / Л.А.Мельникова // Грин A.C.: Человек и художник. XIV Международная научная конференция. Материалы. Феодосия, 8-12 сентября 1998. - Симферополь: Крымский архив, 2000.-С. 142-146.

161. Мельникова, Л.А. Слово и дело в творчестве A.C. Грина / Л.А.Мельникова // Грин A.C.: Человек и художник. XIV Международная научная конференция. Материалы. Феодосия, 8-12 сентября 1998. Симферополь: Крымский архив, 2000.-С. 152-154.

162. Минц, З.Г. Понятие текста и символистская эстетика / З.Г.Минц //Блок и русский символизм. Избранные труды в 3-х книгах. Кн.З. Поэтика русского символизма/ Вступит, ст. H.A. Богомолова. СПб.: Искуство-СПб., 2004. -С. 97-102

163. Михайлова, Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество / Л.Михайлова. -М.: Худож. лит., 1980. -216 с.

164. Н. Рец. на кн.: Грин А. Пролив бурь / Н. / Современный мир. 1913. № 6. — С. 273-274.

165. Нагайцева, Е.В. Концептуальная символическая модель. (На материале творчества А.С.Грина): автореф. дисс. канд. филол. наук 10.02.19 / Е.В.Нагайцева. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2002. -21 с

166. Николаенко, H.A. К проблеме цветомузыкальной синестезии в символистском контексте русской и американской литератур: Н.Готорн -А.Грин // Американские исследования в Сибири. Томск, 2002. Вып.7. - С. 164-172.

167. Литературная энциклопедия терминов и понятий / РАН. Ин-т науч. информ. по обществ, наукам; Гл. ред. и сост. Николюкин А.Н. М.: Интелвак, 2003. -800 с.

168. Олеша, Ю. Писатель-уник / Ю.Олеша // Воспоминания об Александре

169. Парамонова, Т. Человек из Лилианы / Т.Парамонова // Босс: Журнал для первых лиц. Самара, 2008. - №119. - С. 83

170. Паустовский, К.Г. Александр Грин / К.Г.Паустовский // Год XXII. Альманах пятнадцатый. -М., 1939. С. 410-430.

171. Паустовский, К. Жизнь Александра Грина / К.Паустовский // Грин A.C. Избранное. -М.: Гос. изд. худож. лит. 1956. С. 3-18.

172. Первова, Ю.А. Из поэзии А.С.Грина 1907-1917 гг. / Ю.А.Первова // Грин A.C. Собр. соч.: В 5 т. / Сост. с науч. подгот. текста Вл.Россельса: Примеч.

173. A.А.Ревякиной, Ю.А.Первовой. М .: Худож. лит., 1991. - Т.З. - С. 729-730.

174. Петрова, И.И. «Амфитеатр Зурбагана.» (Севастополь и его окресности в творчестве Грина) / И.И. Петрова. СПб., 2004. - 64 с. (Серия «Крым в зеркале российской словесности». Вып. 15).

175. Пластинин, В.В. Гриновские глубины и гринландские повороты /

176. B.В.Пластинин // «Мечта разыскивает путь.»: материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию A.C. Грина. Киров, 2001. - С. 107-115.

177. Подосинов, A.B. Картографический принцип в структуре географического описания древности (Постановка проблемы) / А.В.Подосинов // Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. М., 1978. -С. 22-45.

178. Поляков, М.Я. В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров / М.Я.Поляков. М.: Советский писатель, 1983. - 367 с.

179. Полякова, O.A. Феерия «Алые паруса» А.Грина и сказка «Щелкунчик» Э.Т.А.Гофмана: романтический диалог через столетие. / О.А.Полякова // Мечта разыскивает путь: материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию A.C. Грина. Киров, 2001.-С. 76-81.

180. Пономарева, Е.В. Русская новеллистика 1920-х годов (основные тенденции развития). Автореф. дисс. доктора филол. наук 10.01.01. / Е.В.Пономарева. -Екатеринбург, 2006. 39 с.

181. Поэтика заглавия: Сборник научных трудов / Рос. гос. гуман. ун-т, Твер.гос. ун-т./ Ред.-сост.: А.Н.Андреева, Г.В.Иванченко, Ю.Б.Орлицкий. -М.: Тверь: Лилия-Принт, 2005. 336 с.

182. Прокофьева, В.Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении (На материале поэзии «серебряного века»): Монография / В.Ю.Прокофьева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 153с.

183. Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности / Н.Пьеге-Гро; Пер. с фр., общ. ред. и вступ. ст. Г.К.Косикова. М.: Издательство ЛКИ, 2008. -240 с.

184. Ревякина, A.A. Нетрадиционное использование традиционно-романтической поэтики в романе А.Грина «Бегущая по волнам» /

185. A.А.Ревякина // Проблемы традиций и новаторства в художественной литературе. Горький, 1978.-С. 122-131.

186. Ревякина, A.A. Примечания / А.А.Ревякина // Грин A.C. Собр. соч.: В 5 т. -М.: Художественная литература, 1994. Т.4. — С. 513-542.

187. Рец. без подписи на кн.: Грин A.C. Огонь и вода: Рассказы // Красный библиотекарь. 1930. - №12. - С.85-86.

188. Рец. без подписи на кн.: Грин A.C. Блистающий мир: Роман. В 2-х ч. // Книга о книгах. 1924. - № 7/8. - С.64-65

189. Романенко, В.А. Лингвопоэтическая система сквозных символов в творчестве А.С.Грина. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. 10.02.01. /

190. B.А.Романенко. М., 2000. - 20 с.

191. Романенко, В.А. Символы «круг» и «дорога» в романе Грина «Бегущая по волнам» / В.А.Романенко // Вестник Приднепровского университета. Тирасполь, 1996. №2. - С. 66-68.

192. Роскин, А. Судьба писателя фабулиста / А.Роскин // Художественная литература. 1935. - №4. - С. 4-8.

193. Россельс, В.М. Дореволюционная проза А.Грина (Послесловие к собранию сочинений) / В.М.Росельс // Грин A.C. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965. -Т. 1. - С. 445-453.

194. Русская литература XX века, 1890-1910 / Под ред. С.А.Венгерова, послесл. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 2004. - 543 с.

195. Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов): В 2 кн. / РАН. Ин-т мировой литературы им. А.М.Горького. - М.: Наследие, 2001. -Кн.1. - 958 е.; Кн. 2.-767 с.

196. Сандлер, Вл. Вокруг Александра Грина (Жизнь Грина в письмах и документах) / Вл.Сандлер // Воспоминания об Александре Грине. -Л.:Лениздат, 1972. С.405-566.

197. Семибратов, В.К. A.C. Грин и Гринландия в именах и названиях / В.К.Семибратов // «Мечта разыскивает путь.»: материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию A.C. Грина. Киров, 2001. — 144 с.

198. Семьян, Т.Ф. Визуальный облик прозаического текста: автореф. дисс. . доктора филол. н. 10.01.08./ Т.Ф.Семьян. Самара, 2006. — 37 с.

199. Сергиевский, И. Вымысел и жизнь / И.Сергиевский // Литературный критик. 1936. -№1. - С. 240-243.

200. Смоленцев, А.И. Высшая мера мечты («Алые паруса» Грина в координатах христианства) / А.И.Смоленцев // Мечта разыскивает путь: материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию A.C. Грина. Киров, 2001. - С. 81-88.

201. Смирнов, И.П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака / И.П.Смирнов; СПб. гос. ун-т. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 1995. -280 с. (189).

202. Соколова, В. Авторская песня: от экзотики к утопии / В.Соколова // Вопросы литературы. 2002. - №1 - С. 139-156.

203. Соливетти, К. Автор и его зеркала / К.Соливетти. Спб.: Алетейя, 2005. -248 с.

204. Сукиасова, И. Вечерний Тбилиси / И.Сукиасова. 1976. - 7 дек. - С.78-79.

205. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. H.A. Тамарченко. М.: РГГУ, 2002, - 467 с.

206. Топоров, В.Н. Петербургский текст русской литературы / В.Н.Топоров. -СПб.: Искусство СПб., 2003. - 616 с.

207. Трунин, С.Е. Рецепция Достоевского в русской прозе конца XX начала XXI вв / С.Е. Трунин; Монография. - Минск: Издатель И. П. Логвинов, 2006. - 128 с.

208. Тяпков, С.Н. Русские прозаики рубежа XIX-XX веков в литературных пародиях современников / С.Н.Тяпков; Учебное пособие. Иваново: Ивановский государственный унивеоситет, 1986. - 74 с.

209. Утехин, Н.П. Предвозвестник будущего / Н. Утехин // Белый А. Серебряный голубь: Повести, роман / Автор вступ. Статьи Н.П. Утехин. М.: Современник, 1990. - С.3-30.

210. Фатеева, H.A. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов / Н.А.Фатеева. М.: Агар, 2000. - 280 с.

211. Фатеева, H.A. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / Предисл. И.П.Смирнова. -М.: Новое литературное обозрение, 2003. 400 с.

212. Федоров, Ф.П. Сборник Э.Т.А. Гофмана как структура: «Фантазии в манере Калло» / Ф.П.Федоров // Сб. Контекст Текст.: Лит.-теорет. исслед. М., 2003. - С.23-61.

213. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А.Флоренский. — М.: Прогресс, 1993. — 328 с.

214. Фоменко, И.В. О поэтике лирического цикла / И.В.Фоменко // Филологические науки. 1982. - №4. - С. 37-44.

215. Фоменко, И.В. О поэтике лирического цикла / И.В.Фоменко. Калинин: КГУ, 1984.-79 с.

216. Фоменко, И.В. Поэтика лирического цикла: Автореф. дис. докт. филол. наук. 10.01.08./И.В.Фоменко.-Москва, 1990.-31 с.

217. Фоменко, И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика / И.В.Фоменко.-Тверь, ТГУ, 1992.- 123 с.

218. Фомин, A.A. Антропонимическая метаморфоза и художественный замысел / А.А.Фомин // Известия Уральского государственного университета. 1999-№ 13.-С. 54-69.

219. Фомин, A.A. Ономастика «Фанданго» А.Грина: хронотоп и концептуальный план произведения / А.А.Фомин // Известия УРГУ. 2001 № 17.

220. Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0017(01032001 )&xsln=showArticle.xslt&id=a 11 &doc~./content.jsp Проверено 03.09.08.

221. Фомин, A.A. Имя как прием: реминисцентный оним в художественном тексте / А.А.Фомин // Известия Уральского государственного университета. -2003.-№ 28. -С.167-181.

222. Фрид, Я. Рец. На кн.: Грин А. Гладиаторы / Я.Фрид // Новый мир. 1926. -№1. С.187-188.

223. Харчев, В.В. Поэзия и проза Александра Грина / В.В.Харчев. Горький: Волго-Вятск. книжн. изд-во, 1975. - 256 с.

224. Храпченко, М. В.Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Храпченко. М.: Советский писатель, 1970. - 392 с.

225. Хрулев, В.И. Условный и реальный мир в творчестве Александра Грина / В.И.Хрулев // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1976.-№6. (96).-С. 46-50.

226. Хрулев, В.И. Философско-эстетические и художественные принципы романтизма А.С.Грина / В.И.Хрулев // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1971. №1. С.3-13.

227. Царькова, Ю.В. Летающие люди в художественном мире А. Грина / Ю.В.Царькова // Третьи Майминовские чтения. Псков, 2000. - С. 208-213.

228. Черновский, А. Рец. на кн.: А.С.Грин. Белый огонь: Рассказы / А.Черновский // Книга и революция. -1923. №1. - С.53.

229. Черняк, М.А. Феномен массовой литературы XX века / М.А.Черняк. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена 2005. - 308 с.

230. Чудаков, А.П. Единство видения: письмо Чехова и его проза / А.П.Чудаков // Динамическая поэтика: от замысла к воплощения / Отв. ред. З.С.Паперный, Э. А. Полоцкая. М.: Наука, 1990. — С.220-244.

231. Чудаков, А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение / А.Чудаков. -М.: Сов. писатель, 1986. 379 с.

232. Чудаков, А.П. Слово-вещь-мир: От Пушкина до Толстого:очерки поэтики русских классиков / А.Чудаков. -М.: Соврем, писатель, 1992. 317 с.

233. Чудакова, М.О. Заметки о поколениях / М.ОЧудакова // Чудакова М.О. Избранные работы, том I. Литература советского прошлого. М.: Языки славянской культуры, 2001. - С.377-392.

234. Шагинян, М. Грин A.C. / М.Шагинян // Красная Новь. 1933. - №5. - С. 171-173.

235. Шапиро, Г. «Поместив в своем тексте мириады собственных лиц.» К вопросу об авторском присутствии в произведениях Набокова / Г.Шапиро // Новое литературное обозрение. 1996. - №2. - С.30-36.

236. Шатин, Ю.В. «Пушкинский текст» как объект культурной коммуникации / Ю.В.Шатин // Сибирская пушкинистика сегодня. — Новосибирск, 2000. С. 231-238.

237. Шатин, Ю.В. К проблеме межтекстовой целостности (на материале произведений Л.Н.Толстого 900-х гг) / Ю.В.Шатин // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980.

238. Шевцова, Г.И. Художественное воплощение идеи движения в творчестве A.C. Грина (мотивный аспект). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук / Г.И.Шевцова. Елец, 2003. - 201 с.

239. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В.Шеллинг. М.: Мысль 1966. -496 с.

240. Шишов, В. А.С.Грин. Дорога никуда / В.Шишов // Книга и революция. -1930. -№2. С.41.

241. Щеглов, М.А. Корабли Александра Грина / М.А.Щеглов // Щеглов М.А. Литературная критика. М.: Художественная литературы, 1971. - С.406-413.

242. Эткинд, Е. Материя стиха / Е.Эткинд. М.: Гуманитарный союз, 1985 (1998).-506 с.

243. Эко, У. Открытое произведение Текст.: форма и неопределенность в современной поэтике: [пер. с итал.] / У. Эко. СПб.: Акад. проект, 2004. -381 с.

244. Яблоков, Е.А. Грин А. и Булгаков М. (Романы «Блистающий мир» и «Мастер и Маргарита») / Е.А.Яблоков // Филологические науки. 1991. №4. -С. 33-41.

245. Яблоков, Е.А. Роман Александра Грина «Блистающий мир» / Е.А.Яблоков. М.: МАКС Пресс, 2005. - 148 с.

246. Якобсон, P.O. Заметки о прозе поэта Б. Пастернака/ P.O. Якобсон// Работы по поэтике / Р.Якобсон. М.: Прогресс, 1987. - С. 324- 338.

247. Luker, N. «Grinlandia» in embryo: A. Grins tale «Ostrov Reno» («Reno Island», 1909) / N. Luker // New Zealand Slavonic j. Wellington, 2003. Vol.37. - p.195 -208.

248. Luker, N. Alexander Grin: The Forgotten Visionary / N.Luker. Newtonville, 1980.1. Интернет-источники

249. Авторы издательства «ВАГРИУС»: Леонид Острецов // http://www.vagrius.com/authors/index.php?author=283 Проверено 03.09.08.

250. Вестник Зурбагана расположен в сети по следующему адресу: http://zurbagansuar.narod.ru/tomae.html Проверено 03.09.08.

251. Долгополов, А. Дискуссия о сетературе в РУНЕТЕ / А. Долгополов / RELGA. №2 104. Проверено 03.09.2008.

252. Цит. по: http://www.relga.ru/Environ/WebObiects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=320&levell=mam&level2=articles. Электронный ресурс]. Проверено 03.09.08.

253. Менделеева, Д. «Возвращенный ад» Александра Грина / Д.Менделеева // Режим доступа: http://lit. 1 september.ru/2004/23/6.htm Проверено 03.09.08.

254. Петросов, К. Коломна в творческом сознании Б.Пильняка / К.Петросов // Литературная Коломна, http://kolomnalib.net.ru/authors/petrosov/pilnvak/ Проверено 03.09.08.

255. Евтушенко, Е. О Новелле Матвеевой / Е.Евтушенко //•.Эткинд, Е. Единство серебряного века / Е.Эткинд // Звезда. 1989. -http://www.mlis.fobr.ru/science/istorlit/process/etkind silver/ Проверен« 03.09.08.

256. Хольстрем, И. Межтекстовое единство как предмет филологии анализа / И.Хольстрем // Режим доступа: www.goncharov-sa.narod.ru

257. Цит. по: http://avantgarde.narod.ru/beitraege/ff/ifmavak.htm Проверено 3.09.2008.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.