Пространство культуры в прозе А. Битова (жанр, структура, герой) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Мохаммед Адам Эльрашид Али

  • Мохаммед Адам Эльрашид Али
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 159
Мохаммед Адам Эльрашид Али. Пространство культуры в прозе А. Битова (жанр, структура, герой): дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2021. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мохаммед Адам Эльрашид Али

Введение

Глава 1. Семантический комплекс путешествия в прозе А. Битова (цикл о советских республиках»)

1.1.К истории создания повестей

1.2. Специфика художественного отражения Армении в повести А. Битова «Уроки Армении» и очерках О. Мандельштама «Путешествие по Армении»

1.3. Повесть «Грузинский альбом»

Глава 2. Проблема личности в художественном пространстве А. Битова («Я» и «Другой»)

2.1. Личность писателя и вопрос о самоидентификации

2.2. Вера

2.3. Поиск идентичного героя

2.4. Автор и его герои

2.5. Портрет Лео и Эрлома Ахвледиани

Глава 3. Пространство культуры: путешествие вглубь прошлого и настоящего

3.1. Образ Империи и его измерения

3.2.А.С. Пушкин в культурном пространстве А. Битова

3.3. Роман «Пушкинский дом» как образ культуры

3.4. Петербургский текст и метатекст А. Битова

Заключение

Источники и литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пространство культуры в прозе А. Битова (жанр, структура, герой)»

ВВЕДЕНИЕ

Андрей Битов, его личность и творчество занимают особое место в русской литературе ХХ века, и эта особенность становится все более очевидной по мере того, как в сознании читателей укладывается мысль о безвозвратном уходе писателя из жизни 3 декабря 2019 г. Все более отчетливой становится и другая мысль - творчество А. Битова нуждается в последовательном научном осмыслении в контексте истории русской литературы.

Изучением творчества А. Битова занимались разные

1 2

литературоведы и критики, такие как E. Chances , М. Эпштейн , В. Курицына3, Л. Плоткин4, Т.Г5 Шеметова, Н. Иванова6, А. Генис7 и др. В работах этих исследователей намечен ряд задач, непосредственно соотносимых со структурой художественного пространства и времени.

Так, большинство литературоведов и исследователей этой группы делают акцент на «инородности» творчества А. Битова в литературе 60-х годов. Н. Иванова, отмечая обособленность Битова, пишет том, что он «сам себе романист, рассказчик, географ-историк-эссеист», отрицающий саму возможность «зачислять писателей в обоймы и вести счет на

о

поколения» . Действительно, А. Битов «сам себе» путешественник,

1 Chances E. Authenticity as the tie that binds Andrej Bitov's "Armenia lessons" // Russian Literature XXVIII. - I990. - No.1. - PI-10 North-Holland.

Эпштейн М. Андрей Битов. Время самопознания // Дружба народов. - 1978. - № 8. - С. 276.

3 u

Курицын В. Постмодернизм первобытная культура // Новый мир. - 1992. - №. 2. - С. 225-232

4 Плоткин Л. Размышления в пути - Андрей Битов. Семь путешествий // Звезда. - 1971. -№ 4. - С. 218-219.

5 Шеметова Т.Г. Поэтика прозы А. Битова: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н.: Красноярск. 2000. - 22 с.

6 Иванова Н. Судьба и роль // Дружба народов. - 1988. - № 3. - С. 244-255

п

Генис. А. Пейзаж зазеркалья. Андрей Битов //Звезда. - 1997. - № 5. - С. 229-231.

о

Иванова Н. Судьба и роль // Дружба народов. - 1988. - № 3. - С. 244.

литературный критик и философ. Несколько лет спустя А. Генис, как бы продолжая мысль Н, Ивановой, замечает, что А. Битов смог перешагнуть некий рубеж, который отделял литературу советскую от литературы постсоветской: «... Он советскую литературу не пережил, а аккуратно обошел по периметру, причем с внешней стороны»9.

Актуальность темы диссертации обусловлена прежде всего насущной потребностью в осмыслении творчества писателя, взятого как единое целое, рассмотренное как «феномен Битова» в современной русской литературе. Разные работы о творчестве А. Битова касаются отдельных повестей, рассказов и романов, отдельных сборников произведений писателя. Гораздо реже творчество Битова рассматривалось как некий громадный «гипертекст», с одной стороны, охватывающий огромные географические пространства и, с другой стороны, уводящий в метафизические глубины сознания. Жанровая специфика и композиции такого «гипертекста» рассматривалась гораздо реже.

Признаки жанра путешествия в прозе писателя наблюдаются уже в его ранних повестях («Путешествие к другу детства», «Путешествие в Среднюю Азию», «Уроки Армении» и «Грузинский альбом»), и об этом в работах о творчестве А. Битова написано достаточно много. Однако просто говорить о приоритете этого жанра недостаточно. Взятое в полном объеме и широком смысловом контексте практически все творчество А. Битова демонстрируют тяготение к единому семантическому комплексу, которое условно можно назвать «путешествием». Это не просто путешествие в физическом смысле слова как преодоление пространства, а, скорее, метафизическое путешествие, в котором физическое пространство и время представляют собой лишь частный и конкретный случай.

Особое место в творчестве А. Битова занимает роман «Пушкинский дом», который в литературоведении привычно фигурирует как образец

9 Генис А. Пейзаж зазеркалья. Андрей Битов // Звезда. - 1997. - № 5. - С. 231.

постмодернистского романа, текст которого имеет ярко выраженный интертекстуальный характер, а сюжет наполнен диалогическими перекличками с другими произведениями . Однако рассмотренный в контексте семантического комплекса путешествия, роман предстает в ином обличье - как пример метафизического движения сквозь русскую литературу.

Следует отметить также, что остаются недостаточно исследованными такие аспекты, как взаимоотношения автора и героя в «Уроках Армении» и «Грузинском альбоме». В сущности, рассказ о персонажах в указанных повестях также превращается в путешествие во внутренний мир человека.

Диапазон травелогов у Битова весьма широк, они коррелируют друг с другом, в широком смысле литературные путешествия Битова складываются в обширный каталог путешествий, в котором представлены всевозможные виды воплощения художественного пространства и времени.

Актуальным представляется и осмысление творчества Битова как воплощения вектора движения в «пространстве свободы», как пространства «тоски по культуре», и здесь путешествия совершаются в целях приобщения к некому свободному культурно значимому пространству. А. Битова-писателя всегда отличало тяготение к особому воплощению идеи преодоления художественного пространства. Творчество А. Битова всегда в той или иной мере есть «книга-путешествие».

Состояние научной разработанности темы.

Исследователи творчества А. Битова уделяли внимание разным аспектам его поэтики. Среди большого количества публикаций о творчестве А. Битова можно выделить наиболее интересные работы: Якунина И. «Проблема повествовательной идентичности прозы А.Битова» 10,

10 Якунина И. А. Повествовательная идентичность в прозе А. Битова 1960-х - 1970-х гг. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Магнитогорск. 2009. - 181 с.

Андрианова М.Д. «Авторские стратегии в творчестве А. Битова»11, Марчук

12

М.И. «Художественный текст как универсум культуры» , Мирошниченко О.С. «Поэтика современной метапрозы: на материале романов Андрея Битова»13, Тугушева Э.Ф. «Метапоэтика А. Г. Битова» 14 и Томашов И.А. «Пушкин в творческом сознании А. Битова» 15. Однако вопрос о пространстве и времени в «гипертексте» А. Битова все же остается неотрефлексированным. Ключом к его осмыслению является идея движения и преодоления. Под этим углом зрения под структурой художественного пространства и времени в прозе А. Битова подразумевается структура различных связей и аспектов комплекса семантического комплекса путешествия в «Уроках Армении», «Грузинском альбоме» и «Пушкинском доме», способы презентации и раскрытия внутреннего мира героев, раскрытие взаимоотношения автора и героев, раскрытия проблемы личности, в особенности, творческой личности (путешествие вглубь души). Семантический комплекс путешествия тесно связан и с образом культуры. Последний осмысляется у Битова как результат преодоления времени, как «путешествие вспять», и одновременно как временной сгусток, сконцентрированное время. Своеобразным путешествием предстает читателю также процесс раскрытия структуры связей творчества автора с текстами предшественников, или путешествие вглубь текста.

Методология. Методологической и теоретико-философской основой данного диссертационного исследования послужили труды М. Хайдеггера, А.Г. Неупокоевой, А.И. Уемова, М. Бахтина, А.В. Михайлова, Ю. Тынянова и

11 Андрианова М. Д. Авторские стратегии в романной прозе А. Битова: дис. на соиск. уч.

ст. к.ф.н. СПб. 2011. - С. 16.

12

Марчук М. И. Художественный текст как универсум культуры: «Пушкинский дом» А. Битова и «Волхв» Дж. Фаулза: дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Ярославль. 2003. - 200 с.

13

Мирошниченко О. С. Поэтика современной метапрозы: на материале романов Андрея Битова: дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Ростов-на-Дону. 2001. - 205 с.

14 Тугушева Э. Ф. Метапоэтика А. Г. Битов: дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Саратов. 2011. -185 с.

15 Толмашов И. А. А. С. Пушкин в творческом сознании А. Битова: дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Алтай. 2009. - 167 с.

целый ряд работ ученых московско-тартуской семиотической школы: Ю. Лотмана, Д. Сегала, Р. Тименчика и работы постмодернистских теоретиков Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Деррида, М. Липовецкого, а также литературно-критические труды М. Эпштейна, Л. Аннинского, Л. Гинзбурга, Э. Чансес.

Выбор методологических оснований исследования предполагает использования комплексного подхода, в основе которого лежит изучение произведения как целостного образования. Помимо этого, используются системно-типологический, сравнительно-исторический, культурно-исторический и структурно-семиотический методы исследования. По мере необходимости применяются также другие техники и приемы рассмотрения художественного текста (интертекстуальный анализ, герменевтическая интерпретация, биографический комментарий).

Предметом диссертационного исследования служат тексты повестей А. Битова «Уроки Армении», «Грузинский альбом», романа «Пушкинский дом», интервью писателя и его другие произведения, в которых реализуется структура художественного пространства и времени.

Объектом исследования являются пути, средства и формы воплощения структуры художественного пространства и времени в прозе А. Битова.

Рабочая гипотеза диссертации состоит в том, что структура художественного пространства и времени в прозе А. Битова является отражением духовных поисков автора пространства свободы: они воплощаются в сюжетных моделях паломничества по республикам СССР, рассказах о культуре предшественников, ментальным путешествием вглубь, во «внутренний мир человека». Эти темы недостаточно изучены, они представляют собой основания для комплексного подхода к изучению творчества А. Битова. Постановка задачи позволяет раскрыть авторские стратегии повествования, взаимоотношения автора и его героев.

Цель предпринятого исследования предполагает выявление способов и средств воплощения структуры художественного пространства и времени в

прозе А. Битова. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Обосновать представление о художественном пространстве и времени А. Битова как о Пространстве Культуры, сформированном единством доминантной темы, жанровой целостностью метацикла, единым комплексом идейных установок и художественных подходов.

2. Проанализировать проблему авторской идентичности через презентации героев в произведениях Битова и их взаимоотношений с автором.

3. Рассмотреть специфику семантического комплекса путешествия и его роли в формировании единого идейного комплекса Пространства Культуры. Изучить в этом аспекте структуру художественного пространства и времени в повестях А. Битова «Уроки Армении», «Грузинский альбом» и их интертекстуальную связь с творчеством О. Мандельштама.

4. Рассмотреть Пространство Культуры в аспекте представления о культуре как путешествии вглубь прошлого и настоящего в прозе в романе «Пушкинский дом».

Научная новизна диссертации состоит в определении места и специфики доминантного для писателя понятия Культуры в контексте его художественного мира, в систематизации и конкретизации жанровых аспектов - от повести-путешествия до «гипертекстуального» единства прозы писателя, а также структуры художественного пространства и времени. Новизна обусловлена также определением художественной функции семантического комплекса путешествия и его границы - от путешествия, понимаемого как физическое «пересечение границ», до путешествия в глубь души, до странствия в историческое прошлое русской истории.

Теоретическое значение исследования может состоять в систематизации и конкретизации современных представлений о структуре художественного пространства и времени, в уточнении понятия

семантического комплекса путешествия в прозе А. Битова, соотнесении различных аспектов художественного пространства А. Битова.

Научно-практическое значение исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения структуры художественного пространства и времени в прозе А. Битова, в частности, основные положения настоящего исследования могут послужить материалом для нового университетского курса по специальности «Литературоведение».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественное пространство - одна из семантических констант мировой культуры. Обращение к структуре художественного пространства и времени присутствует во всех литературных эпохах и художественных направлениях. Именно в пространстве (культурном, географическом, духовном) отражались представления человека о мире в их эволюционном развития.

2. Классификация структуры художественного пространства и времени проводится по нескольким основаниям, среди которых вычленяются а) географическое (физическое) пространство, б) пространство культуры как воплощения времени и в) пространство внутреннего мира человека. Выделенные разновидности создают перекрестную систему координат, позволяющих индивидуализировать каждый тип пространства. Все три вида пространств являются составными частями семантического комплекса путешествия.

3. Творческим открытием писателя стал цикл повестей о советских республиках, где были найдены важные для Битова инструменты создания образа Империи - рефлексирующий и вопрошающий автор (сократический диалог), позиция вненаходимсти (М.Бахтин) и остранения (В.Шкловский ). В то же самое время принцип преодоления пространства изнутри Империи в сторону ее периферии стал позицией нравственно-этической оценки

«центра». Таким образом, повесть об Армении стала остраненным повествованием о России.

4. Воплощение образа Империи стало возможным и благодаря принципу циклизации на разных уровнях - от циклизации отдельных повестей до метацикла на уровне всего творчества. Поиски автором единого смысла существования происходили одновременно с поиском адекватной формы и композиционного равновесия циклической структуры.

5. Воплощение образа Культуры А. Битова в прозе писателя происходит благодаря семантическому комплексу путешествия, позволяющему соединить в единое целое географическое (физическое) и духовное (метафизическое) пространства, внешний объективный мир и внутреннее духовно-интеллектуальное пространство.

6. Географическое пространство в творчестве А. Битова - это Петербург, республики Советского Союза (Армения, Средняя Азия, Грузия) и Советская Империя в целом. Однако, одновременно это и духовное пространство материализованного и воплощенного времени - Культуры.

Али, я думаю, это нужно объединить в 1 пункт - под пунктом 6 просто пример того, о чем говорится в пункте 5. Мне так кажется.

7. Культурное пространство в прозе писателя - это составляющие ее культурные факторы, отразившиеся в прозе А. Битова. Такими факторами являются русская классическая литература, А. С. Пушкин, Петербургский текст, поэтика постмодернизма и путешествие как жанр художественной литературы.

8. В структуре художественного пространства и времени А. Битова центральное место занимают поиски свободы, и писатель находит ее в путешествиях. Творчество в самом широком смысле раскрывается как воплощение свободы, а нравственно-этическим и эстетическим идеалом выступает личность и творчество А.С. Пушкина. Художник, независимо от того каким видом искусства он занят, не может не быть свободным, и

наоборот, творчество предстает как условие раскрытия творческой и нравственной свободы.

9. Особенную роль в творчестве А. Битова занимает система взаимоотношений автора и героя. А. Битов является автором и одновременно героем своего творчества, а персонажи его лучших сюжетов, друзья писателя, предстают как идеальную воплощение и «проекцию» собственного духовного пространства писателя.

10. Для А. Битова понятие свободного человека неразрывно связано с представлением о свободе. Идеальный человек - это творческий человек, художник в широком смысле, человек, занятый собой, своим внутренним миром, путешествующий в пространстве своей души и в своем интеллектуальном пространстве. Отсюда и эволюция характерного битовского персонажа - от образа условного пассивного созерцателя, «бездельника» в раннем творчестве писателя к образу художнику, осмысляющего красоту и мудрость окружающего его мира.

Характер предмета исследования и особенность подхода к нему определили структуру данной диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав (которые в свою очередь делятся на параграфы), Заключения и Списка литературы.

ГЛАВА 1.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРОЗЕ А. БИТОВА (ЦИКЛ О СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИКАХ) 1.1. К истории создания повестей

Книга очерков А. Битова «Уроки Армении» вышла в свет в 1969 году. История ее появления связана с различными парадоксальными стечениями обстоятельств. Представляется интересным прежде всего парадокс «географического», или даже «биографического свойства».

В своих воспоминаниях А. Битов постоянно упоминает Японию как предмет своих юных мечтаний о дальних странствиях. Мечта не сбылась, «невыездному» и неблагонадежному молодому писателя Союз писателей не мог разрешить визит в капиталистическую страну. Впрочем, А. Битов не был здесь одинок, оттепель закончилась, молодые «шестидесятники» стали испытывать на себе особую отеческую «опеку» со стороны властей. В опалу попали В. Аксенов, А. Вознесенский, В. Войнович, Е. Евтушенко и многие другие молодые либералы. Началось время «закручивания гаек».

Вместо Японии «случилась» Армения. Молодой ленинградский прозаик, выпускник Высших сценарных курсов в Москве получил в 1967 году задание, отправиться в редакцию газеты Армении и написать там очерк о новой архитектуре столицы солнечной республики.

Но и здесь произошли «накладки». Задание не было выполнено ни в жанровом, ни в тематическом отношении, однако несмотря на это результат превзошел ожидания. Текст вышел далеко за границы обычного газетного очерка: вместо столицы предметом изображения стала вся Армения, вместо рассказа о новом социалистическом строительстве получился эмоциональный рассказ об этой многострадальной земле, ее богатейшей истории, людях, культуре и языке. День сегодняшний увел повествование в далекое прошлое. Но и об ее уникальной архитектуре, овеянной веками времени, Битов тоже рассказал немало.

А. Битов не был первооткрывателем Армении. В начале ХХ века В. Брюсов познакомил русского читателя с богатством поэзии этой замечательной страны, переведя на русский язык ее великих поэтов. 20-м января 1916 года датировано одно из его самых точных и проникновенных стихотворений «К Армении». В. Брюсов создает портрет красивой страны с богатой и славной историей, с ее благородными мужами и красивыми женщинами, с ее мудростью и военной доблестью. «Армения, -пишет Брюсов, - соединила собою Запад и Восток, она стала сердцевиной мира, олицетворяя собою душу человечества».

В самом начале 1930-х годов написан столь же знаменитый в истории русской литературы очерк О. Мандельштама «Путешествие в Армению» (1931-1932). Характерно, что поездка в Армению совпала, а может быть стала причиной усиливающейся опалы поэта, неким счастливым кануном последовавшей ссылки поэта в иные края, мрачные и холодные.

Однако есть и другая версия истории появления произведения А. Битова, исключающая романтику, совершенно прагматичная: в поисках «хлеба насущного» А. Битов подыскивал себе поденную работу и с этой целью заключил договор с солидным государственным издательством на книгу в пропагандистско-публицистическом ключе. Она должна была называться «Армения: прежде и теперь»16. Суммируя отдельные высказывания автора и воспоминания современников, можно утверждать, что Битов в это время работал не только для «высокого искусства», но и ради элементарного заработка, чтобы прокормить семью. Классический пример работы такого рода - создание Ф.М. Достоевским романа «Игрок», текст которого был написан по кабальному контракту с издателем Стелловским в

16 Накамура Т. Литературы и границы: Кавказ в русской литературы. Осим Мандельштам и Андрей Битов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://8гс-Ь.81ау.Ьо1шёа1.ас.|р/сое21/риЬН8Ь/по17 вевЛЗпакашига.рёГ. (Дата обращения: 12.09.2018).

сжатые сроки, ради гонорара, но в итоге оказался в рейтинге шедевров

17

мировой литературы .

Повесть «Уроки Армении» писалась больше года, хотя Андрей Битов пробыл в Армении всего лишь десять дней. «Я прожил в этой книге много дольше, чем в Армении, - и в этом уже ее содержание, - замечал А. Битов. -

Каждый день прибавлял мне так много, что описывать его приходилось

18

месяц. У кого же мне занять столько времени?» . Книга в итоге оказалась неожиданно большой, и по этому поводу А. Битов с юмором писал: «Какое же было здоровье у автора, чтобы написать эту книгу так быстро»19.

Писатель нередко отмечал, что уже в начале творения важно видеть будущую книгу целиком, в ее нераздельном и «свернутом» виде, а вдохновение поможет «развернуть» ее во всей стройности и конкретности. Так, импульсом для развертывания текста во времени стала метафора «урока». Композиционно текст складывается из отдельных уроков, которые складываются в системную «учебную программу»: «Урок языка», «Урок истории», «Урок географии», «Уроки веры», особняком стоят главы «Кавказский пленник», «Страсти градостроителя», «У старца». Циклическая завершенность «программы» подчеркнута завершающим рассказом «После уроков».

Понятие урока осмысливается широко - и прежде всего, в культурно-историческом контексте: то, что увидел писатель в маленькой стране, становится примером для всего мира. С другой стороны, Битов дал урок

17

Мир Достоевского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alldostoevsky.ru/2015/02/istorii а-$02ёапп а-готап-щгок-ёо$1:оеу5кп -ьаппа-

snitkina.html (Дата обращения: 11.04.2019).

18

Битов А. Г. Империя в четырех измерениях: В 4 т.Т 3. Путешествие из России. - М.: Астрель, 2013. - 505 с.

19 Шумаева-Патросян. Е. Андрей Битов и Армения: рождения путешественника и жанра путешествия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://zen.yandex.ru/media/armmuseum/andrei-bitov-i-armeniia-rojdenie-puteshestvennika-i-ianra-puteshestvii-5c0768aec2500600aa628336 (Дата обращения: 11.09.218).

также свободного мышления, смелости творческого высказывания, которые

высоко оценил критик И. Золотусский, определив повести А. Битова как

20

«урок для современной прозы». . Книга не соответствовала стереотипам восприятия советского читателя, она была слишком «свободна», «умна» и одновременно «раскованна».

Все же она не испытала особых препятствий со стороны цензуры, и читатели впервые читатели могли познакомиться в 1969 г., когда повесть была опубликована на страницах журнала «Дружба народов». Отдельной книгой «Уроки Армении» вышли в армянском издательстве «Советакан грох» («Советский писатель») в 1978 году.

Благодаря устойчивому для творческого сознания писателя семантическому комплексу путешествия, «Уроки Армении» удачно вписались в создающийся «метацикл». Промежуточным итогом этого движения станет издание книги «Путешествие из России», куда кроме «Уроков Армении», вошли и другие повести: «Колесо», «Наш человек в Хиве», а также повесть «Одна страна (Путешествие Бориса Мурашова)», написанная по впечатлениям от поездки автора в среднеазиатские советские республики. Эти семь путешествий стали вехами «маршрута», «дорожной картой» А. Битова, сформировавшими важные стилеобразующие особенности его писательской манеры, определившие вектор мировоззрения писателя.

Чрезвычайно интересен некий смысловой подтекст произведения. «Уроки Армении» - это, конечно же, повествование о прошлом и настоящем Армении, ее людях, об истории страны, её трагических страницах, замечательных деятелях, природе и архитектуре. Однако позднее А. Битов обмолвился, что «книга была написана не об Армении, а о России, «о другой,

20 Золотусский И. Познание настоящего // Вопросы литературы. - 1975. - № 10. - С. 24.

чем Россия, стране» . Высказывание чрезвычайно любопытное и вызывающее многочисленные вопросы.

Эта фраза, очевидно, содержит в себе парадокс, подразумевающий очень многое. Чтобы понять битовское выражения, нужно вспомнить высказывание выдающегося литературоведа М.М. Бахтина о «трансгридиентности», и «вненаходимости» писательского мышления. Смысл этого понятие Бахтин объяснят потребностью природы художественного мышления посмотреть на мир из-за пределов своего времени, с «точки зрения вечности». Тогда становится понятной динамика и смысл течения времени. С бахтинским тезисом о трансгридиентности смежно соотносится и известное понятие В. Шкловского «остранение», понимаемое еще шире - «взгляд со стороны», понимаемый не только в пространственном измерении, как у Бахтина, но и в любом ином - в интеллектуальном, нравственном, стилистическом, языковом, жанровом и т.д.

Все сказанное имеет прямое отношение к Битову, приведенному высказыванию и, шире, к его творческому методу. Более того, Битов вдвойне «внеположен» и «остранен». Первый шаг - вненаходимость иной (армянской) культуры. Второй шаг - «обратный», вненаходимость русской культуры в контексте армянской. Но есть и третий шаг - вненаходимость русской культуры должной, идеальной, по отношению к русской культуре существующей, ущербной.

Семантический комплекс путешествия имеет здесь свой онтологический, познавательный смысл: А. Битов утверждает, что познание России возможно только сквозь пространство и время другой страны, другой культуры и истории. «Всем известно - путешествие расширяет кругозор, -пишет А. Битов. - Это верно. Но заключается это расширение в том, что

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мохаммед Адам Эльрашид Али, 2021 год

Список источников:

1. Битов А. Г. Империя в четырех измерениях: В 4 т.Т 3. Путешествие из России. - М.: Астрель, 2013. - 506 с.

2. Битов А. Г. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Повести и рассказы / А. Г. Битов. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 575 с.

3. Битов А. Г. Жизнь в ветреную погоду: повести и рассказы / А. Г. Битов. - М.: ВАГРИУС, 1999. - 542 с.

4. Битов А. Г. Книга путешествия по империи. - М.: Олимп; АСТ, 2000.720 с.

5. Битов А. Г. Кот, который гуляет сам по себе [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/1999/0622/koi/nuzov.htm (Дата обращения: 30.08.2019).

6. Битов А. Г. Обоснованная ревность, повести / А. Г. Битов. - М.: Панорама, 1998. - 496 с.

7. Битов А. Одноклассники // Новый мир. 1990. № 5. - С. 224-242.

8. Битов А.Г Уроки Армении // Битов А. Книга путешествий. - М., 1986. С. 305-432.

9. Битов А.Г. «Наш человек в Хиве или особенная ревность». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //https://dom-knig.com/read_329995-1 (Дата обращения: 16.10.2019).

10. Битов А.Г. Битва. - М.: Arsis Books, 2009. - 120 с.

11. Битов А.Г. Воскресный день: Рассказы, повести, путешествия. — М.: Сов. Россия, 1980. - 448 с.

12. Битов А.Г. Воспоминание о Пушкине. - М.: Издательство Ольги Морозовой, Новая Газета, 2005. - 255 с.

13. Битов А.Г. Выбор натуры. Грузинский альбом // Битов А. Книга путешествий. - М., 1986. - С. 433-597.

14. Битов А.Г. Жизнь без нас. Стихопроза // Новый мир. - 1996. - № 9. - С. 65-99.

15. Битов А.Г. Одна страна. Путешествие молодого человека // Битов А. Книга путешествий. - М., 1986. - С. 7-68.

16. Битов А.Г. Повести и рассказы: Избранное. — М.: Сов. Россия, 1989. — 496 с.

17. Битов А.Г. Преподаватель симметрии. Роман-эхо. - М.: Фортуна Лимитед, 2008.- 408 с.

18. Битов А.Г. Путешественник: Дубль. — М.: Фортуна Лимитед, 2004.240 с.

19. Битов А.Г. Пушкинский дом. Из-во: Вагриус, - 2007. 405 с.

20. Битов А.Г. Улетающий Монахов. - М.: Азбука-классика, 2007. - С. 149.

21. Мандельштам О. Э. Цикл стихотворений «Армения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moudrost.ru/stikhi/mandelshtam/mandelshtam-4.html (дата обращения: 06.11.17).

Список литературы:

22. Андрианова М. Д. Авторские стратегии в романной прозе А. Битова: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. - СПб,. 2011г. - 26 с.

23. Анастаев Н. Свой голос: «Позиция автора» в литературе 20-го века // Вопросы литературы. - 1985. - № 3. - С. 57-96.

24. Аннинский Л. А. Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. -М., 1989. - 127 с.

25. Аннинский Л. Странный странник // Битов А. Книга путешествий по империи. - М.: ACT Олимп, 2000. - С. 699 - 712.

26. Аннинский Л. Точка опоры // Критика 50-60-х годов XX века. - М.: Олимп, - 2004. - С. 14-373.

27. Аннинский Л. Точка опоры. Этические проблемы современной прозы // Дон. - 1968. - № 6. - С. 168-181.

28. Аннинский Л. Шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники. К диалектике поколений в русской культуре // Лит. обозрение. - 1991. -№ 4. - С. 10-14.

29.Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика / Ролан Барт. - М.: Флинта, 1994. - 616 с.

30. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.

31. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества - М., 1979. - 445 с.

32. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - 502 с.

33. Беневоленская М. П. Художественная философия русского литературного постмодернизма: дис. . канд. филол. Наук. - СПб., 2004. - 165 с.

34. Битов А. В поисках реальности: Беседа с Е. Шкловским // Лит.обозрение. 1988. № 5. С. 32-38.

35. Битов А. Одноклассники // Новый мир. - 1990. - № 5. - С.224-242.

36. Богданова О. В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90х годов 20 века). - СПб.: Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. - 252с.

37. Богданова О.В. Роман А. Битова «Пушкинский дом» («Версия и вариант» русского постмодерна): Методич. Пособие для студентов-филологов и слушателей подготовительного отделения. — СПб.: Филологич. ф-т СПбГУ, 2002. - 96 с.

38. Бочаров С. На Аптекарский остров // Новый мир. - 1996. - № 12. - С. 210-213.

39. Буйда Ю.В. Скорее облако, чем птица: роман и рассказы / Юрий Буйда. - М.: Вагриус, 2000. - 444 с.

40. Вагнер Е.Н. Пушкинский миф в романах А. Битова и Т. Толстой / Е.Н. Вагнер // Диалог культур, 6: сборник материалов межвузовской конференции молодых ученых. Барнаул, 2004. - С. 153-158.

41. Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. - СПб., 1990. -400 с.

42. Гаспаров Б.М. Структура текста и культурный контекст // Литературные лейтмотивы. М., 1994. - С. 274-303.

43. Генис А. Пейзаж зазеркалья. Андрей Битов // Звезда. - 1997. - № 5. - С. 229-231.

44. Голубков А.С. «Книга путешествий Андрея Битова» в системе ценностных координат // Вестник Самарского университета. История, Педагогика, Философия. - 2017. - №1-2. - С. 42-46.

45. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монической концепции советской литературы. М., 1992. - 202 с.

46. Гурьянова М. Феномен «дописывания» в прозе Андрея Битова / М. Гурьянова // Известия Уральского государственного университета. 2007. - № 53. - С. 60-68.

47. Гурьянова М.А. Жанровые процессы в прозе А.Г. Битова: 1960-1970-е годы: Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. к.ф.н. Екатеринбург, 2009. - 19 с.

48. Ерофеев В. Памятник прошедшему времени. Андрей Битов (Пушкинский дом) / Ерофеев В. Собр. соч.: В 3 т. - Т. 3. - М.: Союз фотохудожников России, 1996. - 536 с.

49. Знатнов А. Конфликты и контакты Интервью с Андреем Битовым. // В мире книг. - 1987.- № 11. - С.76.

50. Золотусский И. Познание настоящего // Вопросы литературы. - 1975. -№ 10. - С. 3-37.

51. Золотусский И.П. Монолог с вариациями / И.П. Золотусский. - М., 1980. -103 с.

52. Иванова Н. Взбаламученное море // Дружба народов. — 1994. - № 9. С.180-186.

53. Иванова Н. Судьба и роль // Дружба народов. - 1988. - № 3. - С. 244255.

54. Карабчиевский Ю. Точка боли // Новый мир. - 1993. - № 10. - С. 218234.

55. Карабчиевский Ю. Филологическая проза // Новый мир. - 1993. - № 10. - С. 216-243.

56. Карпова В.В. Автор в современной русской постмодернистской литературе: На материале романа А. Битова «Пушкинский дом»: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Тамбов, 2003. - 25 с.

57. Карпова В.В. Петербург-«Музей» в романе А. Битова «Пушкинский дом» // Теория и история литературы. - 2014. - № 1. - С. 26-28.

58. Клех И. Непрочитанный Битов // Новый мир. - 2006. - № 5. - С.160-167.

59. Клех И. Непрочитанный Битов // Новый мир. - 2006. - № 5. - С. 160167.

60. Коваленко А. Г. Современная русская литература в глобальном культурном пространстве. - М.: 2008. 247 с.

61. Коваленко А.Г. Литература и постмодернизм. - М.: Изд-во РУДН, 2004. - 142 с.

62. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. В 2 т. Т.2. - М.: Худ. лит., 1964. - С. 39 - 49.

63. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Сов. Россия, 1990. - 414 с.

64. Курицын В. Битов ждет обезьян, но не тех // Сегодня. - 1993. - № 80. -С. 12-21.

65. Курицын В. Великие мифы и скромные деконструкции // Октябрь. -1996. - № 8. - С. 171-178.

66. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. - 1995. - № 11. - С. 197-223.

67. Курицын В. Постмодернизм первобытная культура // Новый мир. -1992. - № 2. - С. 225-232

68. Лавров В. Три романа Андрея Битова или Воспоминания о современнике // Нева. - 1997. - № 5. - С. 185-195.

69. Латынина А. Дуэль на музейных пистолетах: Заметки о романе А. Битова «Пушкинский дом» // Литературная газета. - 1988. - № 4. - С.4.

70. Лейдерман Н. Липовецкий М. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме // Новый мир. - 1991. - № 7. - С. 240-257.

71. Липовецкий М. Диапазон «промежутка»: Эстетические течения в литературе 80-х гг.// Обществ.науки и современность. - 1993. - № 1. -С. 51-57.

72. Липовецкий М. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма // Знамя. - 1993. - № 11. - С.194-205.

73. Липовецкий М. Разгром музея: Поэтика романа А. Битова «Пушкинский дом» // Новое литературное обозрение. -1995. - № 11. -С. 230-244.

74. Липовецкий М. Трагедия и мало ли что еще // Новый мир. - 1194. - № 10. - С. 229-232.

75. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. -СПб.,1999. -191 с.

76. Лотман Ю. О содержании понятия «художественная литература» / Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения. - М., 1992. -523 с.

77. Мароши В. Автор как герой в романе А. Битова «Пушкинский дом» // Дискурс. Новосибирск. - 1997. - № 3. - С. 79-81.

78. Марчук М. И. Художественный текст как универсум культуры: «Пушкинский дом» А. Битова и «Волхв» Дж. Фаулза: Автореф. дис.на соикс. уч.степ.к.к.н. - Ярославль., 2003. - 20 с.

79. Мирошниченко О. С. Поэтика современной метапрозы: на материале романов Андрея Битова: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. - Ростов-на-Дону, 2001. - 20 с.

80. Наврозов Л. В поисках американского Андрея Битова // Иностр. Лит. -1993. - № 9. - С. 251-254.

81. _Намзер А. Битов ищет Битова // Новый мир. - 1993. - № 10. - С. 55-58

82. Намзер А. В поисках жизни // Урал. - 1988. - № 9. - С. 170 -172.

83. Нерлер П. Этюды о Мандельштаме // Новое литературное образование. - М:., 2014. - С.109 -130.

84.Плетнер В. Демон письма А.Битов: эссе // Лит. Абхазия. - 1991. - № 2. - С.120-131.

85. Плоткин Л. Размышления в пути - Андрей Битов. Семь путешествий // Звезда. - 1971. - № 4. - С. 218-219.

86.Роднянская И. К началу души. Мир детства в прозе А. Битова // Детская литература. - 1988. - № 2. - С. 22.

87.Русская литература 20 века в зеркале критики. - М.: Академия, 2003. -656 с.

88.Русские писатели 20 века // Большая Российская энциклопедия; Рандеву - А: М., 2000. - 808 С.

89. Рыбальченко Т. Л. История литературы XX века как история литературных течений // Вестник Томского университета. - 1990. - № 268. - С. 71-80

90. Славникова О. Существование в единственном числе // Новый мир. -1999. - № 7. - С. 205-206

91.Словарь культуры XX века. / под. ред. Руднев В.П. // М:.,1999. - 384 с.

92.Смирнова М.В. Герой пути и путь героя в романе А. Битова «Улетающий Монахов» // Вестник СПбГУ. Сер. 9. Филология, востоковедение, журналистика. - 2008. - № 3. - С. 18-26.

93. Смирнова М.В. Текст-трансформер Андрея Битова, или «кубик-рубик» одного сюжета // Русская литература. - 2011. - №1. - С. 224-237.

94. Смирнова Т. А. Типология и функции цитаты в художественном тексте: на материале романов А. Битова «Пушкинский дом», В. Маканина «Андерграунд, или Герой нашего времени» // Автореф. дисс. на соиск. уч. Ст. к.ф.н. - М., 2005. - 22 с.

95. Современная русская литература (1990-е гг. начало 21 в.) / С. И. Ти-мина, В. Е. Васильева, О. Ю. Воронина. - М.: Академия, 2005. - 352 с.

96. Сухих И.Н. Сочинение на школьную тему (1964 - 1971, 1978 - ... «Пушкинский дом» А. Битова) // Звезда. - 2002. - № 4. - С. 224-234.

97. Толмашов И.А. Стихотворное начало в «Пушкинской» прозе А. Битова. // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7(19). - С. 6668.

98. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. - СПб. Искусство, 2003. - 616 с.

99.Топоров. В.Н. Аптекарский остров как городское урочище: (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество. Сб. ст. / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов. - М.: Наука, 1991. - С. 200-279.

100. Тугушева Э. Ф. Метапоэтика А. Г. Битов: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Саратов. 2011. - 21 с.

101. Турбин В. Листопад по весне // Новый мир. - 1972. - № 4. - С. 259-264.

102. Тынянов Ю. История литературы. Критика / Ю. Тынянов. -СПб.: Азбука-классика, 2001. - 505 с.

103. Тынянов Ю.М. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. -575с.

104. Фридман Д. Ветру нет указа. Размышления над текстами романов «Пушкинский дом» А. Битова и «Школа для дураков» Саши Соколова // Лит. обозрение. - 1989. - № 12. - С.14-16.

105. Чередниченко С. Путешественник по империи. Андрей Битов // Вопросы литературы. - 2012. - № 4. - С.167-174.

106. Чередниченко Т.В. Между «Брежневым» и «Пугачевой»: Типология советской массовой культуры. - М., 1993. - 256 с.

107. Черняк, М. А. Современная русская литература / М. А. Черняк. -М.: ФОРУМ, 2004. - 336 с.

108. Шевченко Л.И. Фундаментально о Битове: рецензия на монографию: Т. Дудек-Листаван. «Андрей Битов - человек, труд, мысль» // Сборник Свентокшиской академии имени Яна Кохановского, Кельце. - 2007. - № 7. - С. 1-7.

109. Шеметова Т.Г. Поэтика прозы А. Битова: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н.: Красноярск. 2000. - 22 с.

110. Шервашидзе В. В. Западноевропейская литература XX века: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2009. - 266 с.

111. Шервашидзе. В.В. От романтизма к экзистенциализму. Творчество Андре Мальро и Альбера Камю: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 157 с.

112. Шкловский В. Избранное. В 2 т. Т. 2: Тетива. О несходстве сходного / В. Шкловский. - М.: Худ. лит., 1983. - 640 с.

113. Эльрашид Али М. А. Повесть-путешествие А. Битова «Уроки Армении» в контексте русской прозы второй половины XX в.// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2018. - № 1. - С. 79-84.

114. Эльрашид Али М. А. Цикл А. Битова «Путешествие из России» как художественное целое (структура и поэтика). // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2019. - № 1. - С. 65-72.

115. Эльрашид Али М. А. Пушкин в художественном пространстве А.Г. Битова //Международная научно-практическая конференция «XXIX Пушкинские чтения» приуроченная к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Москва. 2019г. (в печати).

116. Энантов А. Конфликты и контакты // В мире книг. - 1987. - №11. - С.76-86.

117. Эпштейн М. Андрей Битов (Время самопознания) // Дружба народов. - 1978. - №8. - С. 276-280.

118. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. - 1989. - № 12. - С. 222-249.

119. Эпштейн М. Медный всадник и золотая рыбка. Поэма-сказка Пушкина // Знамя. - 1996. - № 6. - С. 204-215.

120. Эпштейн М. Н. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда. - 1996. - № 8. - С.166 - 188.

121. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе / М. Н. Эпштейн. - М.: Высшая школа, 2005. - 495 с.

122. Эпштейн М. Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы / М. Н. Эпштейн. М.: Высшая школа, 2006. — 559 с.

123. Эпштейн М. Парадоксы новизны. - М., 1988. - 379 с.

124. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании литературы // Знамя. - 1991. - № 1. - С. 217-230.

125. Юрий С. Вечное движение (искания современной прозы 60-х -начала 70-х годов). Жизнь на пороге. / Юрий Селезнев. - Москва.: Современник, 1976. - 237 с.

126. Якунина И. А. Повествовательная идентичность в прозе А. Битова 1960-х - 1970-х гг.: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Магнитогорск. 2009. - 19 с.

Электронные ресурсы:

127. Агапова А. Кто такой Милан Кундера? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: 1Шр5://аг7ата5.аса(1ету/та^/618-кцпёега (Дата обращения: 18.02.2019).

128. Александров Н., Кочеткова Н. «А запомнят только то, что ты с Вознесенским подрался» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Мр8://уап(ех.ш/8еагсЫ?&от=сЬготе8еагсЬ&сП(=2196598&1ех1 =%Р0%90%Р0%ВР%Р0%Б4%Р 1 %80%Р0%В5%Р0%Б9%20%Р0%91 %Р0%В8%Р 1 %82%Р0%ВЕ%Р0%В2%20%Р0%В8%20%Р0%ВА%Р 1 %83%Р0%ВВ%Р 1 %8С%Р 1 %82%Р 1 %83%Р 1 %80%Р0%В0&1Г=21 3#М deowiz?fílmId=2470262529263465658(дата обращения 09.11.2018).

129. Битов А. «Счастье утомительно, вот почему оно не вечно» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://elibrary.ru/download/elibrary 21369610 69577157.pdf_(Дата

обращения: 17.01.2019).

130. Битов А. С изобилием исправляется только культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://econet.ru/articles/185423-andrey-bitov-s-izobiliem-spravlyaetsya-Мко-кикига (Дата обращения: 06.04.2019).

131. Битов А.Г. Я принадлежу к самому темному поколению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wlna.info/ukraine/34682-pisatel-andrey-bitov-ya-prinadlezhu-k

samomutemnomupokoleniyu.html?fbclid=IwAR1fymMcKifsakNGYEillho3 sBy6Y9l9ZFJpP9UQbbF6EVrcl24e4FCz2lI. (Дата обращения:

21.03.2018).

132. Бурштейн И. «Слово и камень». Интервью с А. Битовым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atb.am/ru/publications/201/ (дата обращения: 26.10.2017).

133. Кочеткова Н. Драки, Бог и джаз: неизвестная жизнь Андрей Битова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2018/12/03/andrebitov/_(Дата_обращения

11.02.2019).

134. Зубова Л. Деконструированный Пушкин (Пушкин в поэзии постмодернизма) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/document/ 390753.html (дата обращения 21.06.2018).

135. Марков А. Андрей Битов «Пушкинский дом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //polka.academy/articles/5 51 (Дата обращения 12.02.2019).

136. Матюшенко А.Г. К вопросу о духовном содержании рассказа А.П. Чехова «Студент» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravmir. ru/k-voprosu-o-duxovnom-soderzhanii-rasskaza-a-p-chexova-student/ (Дата обращения: 18.02. 2019).

137. Мир Достоевского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. alldostoevsky.ru/2015/02/istorii a-sozdanii a-roman-igrok-dostoevskij-i-anna-snitkina.html (Дата обращения: 11.04.2019).

138. Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе [Электронный ресурс]. - режим доступа: URL: http://www.Kniga.Websib.ru (дата обращения 1.03.2016).

139. Накамура Т. Литературы и границы: Кавказ в русской литературы. Осим Мандельштам и Андрей Битов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/coe21 /publish/no 17 ses/13nakamura.pdf. (Дата обращения: 12.09.2018).

140. Погребная Я. В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы.»: лирика В. В. Набокова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zodorov.ru/filologicheskii-fakuletet-v2.html?page=25 (дата обращения: 19.10.2019).

141. Тема Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00025401184864042237/woid/000 82601184773069444/ (Дата обращения: 07.02.2017).

142. Фрейд о концепции бога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //cathol i c-russia.livej ournal .com/107346.html (Дата обращения 10.02.2019).

143. Чансес Эллен. Экология человека [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://magazines.russ.ru. (Дата обращения: 18.03.2019).

144. Чансес Эллен. Экология человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru. (Дата обращения: 18.03.2019).

145. Шатин Ю.В. «Пушкинский текст» как объект культурной коммуникации [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.prometeus.nsc.ru/ museum/text/sibpush/shatin.ssi (Дата обращения: 1.03.2016).

146. Шумаева-Патросян. Е. Андрей Битов и Армения: рождения путешественника и жанра путешествия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/armmuseum/andrei-bitov-i-armeniia-

roidenie-puteshestvennika-i-ianra-puteshestvii-5c0768aec2500600aa628336 (Дата обращения: 11.09.218).

147. Энциклопедия литературных произведений. / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://classlit.ru/publ/zarubezhnaia literatura/drugie avtori/sentimentalnoe puteshestvie po francii i italii stern opisanie i analiz romana/62-1-01439 (Дата обращения: 24.05.2018).

148. Эпштейн М. Н. Эссе об эссе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emory.edu/ INTELNET/esse_esse.html. (Дата обращения: 12.10.2018).

149. Бродский И. Письма русскому другу. [Электронный ресурс]. -https://rustih.ru/iosif-brodskii-pisma-rimskomu-drugu/ (Дата обращения 12.02.2021)

150. Битов А.Г. Пятое измерение [Электронный ресурс]. https: //zotych7 .livej ournal .com/1303244. html. - Дата обращения: (12.02.2020).

151. Битов А.Г. Неполное безумия Андрей Битова [Электронный ресурс]. https://zen.yandex.ru/media/ananas/nepolnoe-bezumie-andreia-bitova-5c06c9b20df4c300aa9ece6d/ - Дата обращения (12.02.2021).

Литература на иностранном языке

152. Chances E. Authenticity as the tie that binds Andrej Bitov's "Armenia lessons" // Russian Literature XXVIII. - I990. - №1. - PI-l0 North-Holland.

153. Chances Е. Andrey Bitov. The ecology of inspiration (Cambridge Studies of Russian Literature. Studies of the Harriman Institute). Cambridge University Press, 1993. XVI. 331p.

154. Chances Ellen. Andrei Bitov's «Zhizn' v vetrenuiu pogodu»: The Creative Process in Life and Literature / Ellen Chances // Slavic Review. -1991. - № 2. - P. 400-409.

155. Elrashid Ali M. A. Andrei Bitov: The new hero in the Russian contemporary literature. // 6th SWS international conference on arts and humanities. - 2019. Conference proceedings (volume, 6 issue). - P. 449456.

156. Kovalenko A, Elrashid Ali M.A. Literary Methodology of Andrei Bitov in the Novels about Armenia and Georgia// в печати

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.