Дом и Бездомье героев русской городской прозы 2-ой половины ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Завер Татьяна Владимировна

  • Завер Татьяна Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 177
Завер Татьяна Владимировна. Дом и Бездомье героев русской городской прозы 2-ой половины ХХ века: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». 2016. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Завер Татьяна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРИЯ АРХЕТИПА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

1.1. Понятие о литературном архетипе: к истории вопроса

1.2. Архетип Дом - Бездомье в русской литературе

2. АРХЕТИП ДОМ - БЕЗДОМЬЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОЗЫ 2-ой пол. ХХ

ВЕКА

2.1. Архетип Дом - Бездомье в литературе на историческом фоне 30-50-х годов

2.1.1. Трифоновский Дом на набережной как образ-символ эпохи

2.1.2. Образ Мёртвого дома в романе Ю. Трифонова «Исчезновение»

2.1.3. Дом-Тюрьма в романе Б.С. Ямпольского «Арбат, режимная улица»

2.2. «Пушкинский Дом» А.Г. Битова: Дом без жильцов и жильцы без Дома

2.2.1. Образ Пушкинского Дома в литературном контексте

2.2.2. История семейного гнезда Одоевцевых на фоне жизни страны

2.3. «Квартирный вопрос» в городской прозе

2.3.1. Бездомье героев «Московских повестей» Ю.В. Трифонова

2.3.2. Концепция Дома в произведениях В.С. Маканина

3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОЗЕ

3.1. Культурно-философские основы экзистенциализма и их литературное воплощение

3.2. Смерть Дома и его обитателей как основополагающий мотив экзистенциального сознания

3.3. Реализация мотивов исчезновения, невозвращения, побега в городской

прозе

3.4. Одиночество персонажей в мотивном спектре городской прозы

3.5. Страх как одна из основ экзистенциального мироощущения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дом и Бездомье героев русской городской прозы 2-ой половины ХХ века»

ВВЕДЕНИЕ

Историко-литературный процесс второй половины ХХ века в России ознаменовался появлением новой тенденции и эстетической общности - русской городской прозы, вместившей в себя таких писателей, как А. Битов, В. Войнович, Д. Гранин, В. Маканин, Ю. Нагибин, Л. Петрушевская, В. Пьецух, Ю. Трифонов, Б. Ямпольский и др. Городская проза как художественное явление обладает сложившейся жанровой системой, особенными образами-символами и хронотопом, стилевой спецификой. Её урбанистический характер и интерес к бытовой сфере жизни человека сочетается в ней с обращением писателей к глобальным духовным ценностям.

Архетип «Дом» является составляющей сакрального пространства Города. Именно в таком статусе выступает в пространстве Москвы «нехорошая квартира» на Патриарших прудах в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Дом Ю. Трифонова на Котельнической набережной и «квартира-табор» на Арбате у Б. Ямпольского. Художественно запечатлённое пространство Москвы и Петербурга - Петрограда - Ленинграда воплотило разные лики России в её переломные и рубежные времена. География этих городов, городские реалии в произведениях А. Битова, В. Маканина, Ю. Трифонова, Б. Ямпольского составляют их важнейший содержательный аспект, являются полноправными «действующими лицами», как, например, трифоновский Дом на Котельнической набережной или Арбат в романе Б. Ямпольского - «правительственная» улица, по которой двигалась машина И.В. Сталина, каждый метр которой находился под бдительным оком охраны.

Вообще такие урбонимы, как «город», «улица», в городской прозе наполнены историческим и культурным смыслом, обозначая не только географическое понятие, но и место, где обитала (жила или умирала) человеческая душа.

Интерес гуманитарной науки к городскому пространству связан с проблемой изучения национальной картины мира, этнической идентичности людей. Город как урбоним дает возможность понять мифологический способ постижения

бытия, которое можно рассматривать в аспекте преображения хаоса в космос (и наоборот).

Тема Города в городской прозе второй половины XX века рассматривается нами как важнейший культурный код в творчестве писателей, к произведениям которых мы обращаемся в своей работе, отражающий как особенности индивидуально-авторского художественного сознания и аксиологической системы, так и своеобразие того сегмента художественной картины мира, который так или иначе связан с 30-70-ми годами в истории советского государства.

Анализ таких культуронимов, как «Дом на набережной», «Арбат», «Пушкинский Дом», имплицирует в их содержании архетипические смысловые структуры «Дом» и «Бездомье», объясняющие мотивы, внутренние устремления, логику поведения и поступков персонажей городской прозы, в центре внимания которой проблемы моральной и физической свободы личности, традиционных семейных ценностей и их исчезновения, верности и предательства, противостояния власти и человека, единения и разобщения, одиночества людей в окружающем их мире. Духовные и социальные аспекты произведений русской городской прозы находят выражение далеко не в последнюю очередь в их архетипике.

Архетип Дом - Бездомье по-новому актуализировался в русской городской прозе второй половины ХХ века, выдвинувшей на первый план социальные и духовные аспекты жизни «городского дома» и его обитателей, часто в сопоставлении с их дачной жизнью.

Проблеме функционирования литературных архетипов посвящён обширный ряд научных статей. Так, к примеру, литературоведами рассмотрены архетипы трикстера и юродивого в произведениях В.В. Набокова и Саши Соколова1;

1 Апаликова В.О. Архетип трикстера в романе В.В. Набокова «Король, дама, валет» // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: Материалы международной научной конференции / Под ред. Г.Г. Исаева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - С. 178 - 182; Романовская О.Е. Трансформация архетипа юродивого в романах Саши Соколова // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: Материалы международной научной конференции / Под ред. Г.Г. Исаева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - С. 205 - 209.

Е.А. Терновская исследовала библейские архетипы в прозе Н.С. Лескова1; У.К. Абишева и В.П. Старицына рассмотрели особенности реализации архетипа героя в произведениях советских писателей 20-х годов ХХ века - Б. Лавренёва, Н. Ляшко, П. Низового, Н. Никитина и А. Малышкина ; О.В. Вологина проанализировала особенности функционирования архетипа Дорога в жанре авторской песни ; А. А. Локиев с помощью теории архетипа рассмотрел один из аспектов

4

анализа стихотворного произведения .

Учёные обращались к проблеме выявления и описания литературных архетипов: появились исследовательские работы, в которых были рассмотрены проблемы функционирования различных архетипов и архетипических образов. Некоторые диссертационные исследования посвящены архетипам в произведениях Ф.М. Достоевского5, П.В. Засодимского6, М.И. Цветаевой7 и других авторов. А.Н. Майкова в своем диссертационном исследовании проанализировала тексты Э.Т.А. Гофмана, А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И.А. Бунина с точки зрения ар-хетипической теории К. Юнга и юнгианцев8. В своей диссертации С.Г. Барышева с точки зрения представлений экзистенциализма определила принципы станов-

1 Терновская Е.А. Библейские архетипы в прозе Н.С. Лескова (святой и праведник) // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: Материалы международной научной конференции / Под ред. Г.Г. Исаева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - С. 73 - 74.

2 Абишева У.К., Старицына В.П. Архетип героя в соцреалистической прозе 1920-30 годов // НП «СибАК». Научно-практические конференции с дистанционным участием: [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1335------192030- (Дата обращения:

18.02.2012).

3Вологина О.В. Архетип «Дорога» в авторской песне 60-х - 80-х годов ХХ века // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: Материалы международной научной конференции / Под ред. Г.Г. Исаева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - С. 220 - 222.

4Локиев А.А. Архетип и стереотип в поэзии. Лекция для литературных собраний // Психология и педагогика чтения: Сб. материалов - Вып. 2. - СПб.: Intermedika, 2012. - С. 88 - 100.

5Невшупа И.Н. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: типы и архетипы: Дис. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2007. - 179 с.

6Власенко Е.Ю. Функции архетипов и архетипических образов в произведениях П.В. Засодимского: Дис. ... канд. филол. наук. - Ульяновск, 2005. - 163 с.

1Кавакита Н.С. Проблема архетипа в творческом опыте М.И. Цветаевой: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2004. - 200 с.

Майкова А.Н. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга: Дис. ... к. филол. н. - М., 2000. - 168 с.

ления архетипических систем в произведениях Виктора Ерофеева, В. Пелевина и В. Сорокина1.

Тем не менее в современном литературоведении проблемы, связанные с архетипом Дом - Бездомье, исследованы еще недостаточно, а необходимость глубокого и системного изучения этой проблемы приводит к тому, что в последние десятилетия поиски методов исследования архетипов активно продолжаются.

Проблема теоретического и практического обоснования содержания архе-

2 3

типа Дом - Бездомье решалась в работах В.Я. Лакшина , Ю.М. Лотмана , Е.М. Мелетинского4, Б.В. Ничипорова5, Е.В. Шутовой6 и др.

Ряд работ был посвящён изучению функционирования архетипа Дом - Бездомье в произведениях русских поэтов и писателей Х1Х века. Так, О.В. Мамонова в своем диссертационном исследовании, определяя основные тенденции в развитии сюжетных мотивов Дома и Бездомья в поэтических текстах В. Жуковского и М. Лермонтова, рассмотрела три основных семантических аспекта в их реализации: Дом как семья, Дом как Родина, Дом как Царствие Небесное .

В работе Йоста ван Бака «Дом в русской литературе. Мифопоэтическое исследование» рассмотрен диахронический аспект формирования образа Дома на огромном литературном материале, охватившем несколько веков русской литературы - от допетровской эпохи и до первой половины ХХ века. Пытаясь представить особенности функционирования образа Дома в русской литературе в целом,

1Барышева С. Г. Экзистенциальная архетипика в художественном пространстве современной русской прозы: Дис. ... к. филол. н. - Магнитогорск, 2006. - 201 с.

2Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) // Литература в школе. -1993. - №3. - С. 18 - 22.

3Лотман Ю.М. Дом в «Мастере и Маргарите» // Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи и исследования (1958 - 1993). - СПб., 1997. - С. 748 - 754.

4Мелетинский Е.М. О литературных архетипах: Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4. -М.: РГГУ, 1994. - 136 с.

5Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. -М.: Школа-Пресс, 1994. - 192 с.

6Шутова Е.В. Архетипы «Дом» и «Бездомье» и их объективация в духовной культуре: Дис. ... к. филол. н. - Омск: ОГПУ, 2011. - 174 с.

7 Мамонова О.В. Семантика сюжетных мотивов дома и бездомья в русской романтической поэзии. В. А. Жуковский. М.Ю. Лермонтов: Дис..к. филол. н. - М., 2004. - 131 с.

автор заострил внимание на русской классической литературе - произведениях

A.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого1.

В современном литературоведении широко представлены исследования, объектом которых стал архетип Дом в произведениях писателей и поэтов ХХ века. Функционально-семантические особенности образа Дома, его амбивалентная семантика и семантические трансформации в лирике А.А. Ахматовой рассмотрела М.В. Галаева , Дом как историческая и культурная реальность, воплощённая в прозе ХХ века, стал объектом исследования А.В. Шаравина3, М.В. Селеменевой4,

B.А. Алексютиной5, Ли С.О.6, Н.А. Пителиной7. Можно предположить, что осмысление роли образа Дома в культуре и, в частности, в литературе только начинается.

Предпринятое нами исследование предлагает изучение художественной модели мира, созданной в русской городской прозе второй половины ХХ века, яркими представителями которой являются такие писатели, как А. Битов, В. Мака-нин, Ю.Трифонов, Б. Ямпольский.

В прозе второй половины ХХ века тема Дома и связанного с ней трагического бездомья человека продолжала разрабатываться. Особое место она заняла в городской прозе, продолжившей традиции всей русской литературы, в которой никогда не прерывалась связь человека с пространством, где он обитал, - было ли оно городским домом, деревенской избой, усадьбой, маленькой каморкой или дворцом. Её своеобразие заключалось в том, что частная жизнь человека всегда

lBaak van J.J. The House in Russian Literature. A Mythopoetic Exploration. - Amsterdam - New York, 2009. - 525 p.

2Галаева М.В. Образ «дома» в поэзии Анны Ахматовой: Дис. ... к. филол. н. - М., 2004. - 187 с.

ъШаравин А.В. Городская проза 70-80 годов ХХ века: Дис. ... д. филол. н. - Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2001. - 485 с.

4Селеменева М.В. Художественный мир Ю.В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века: Дис. ... д. филол. н. - М.: МГГУ, 2009. - 537 с.

5Алексютина В.А. Образ дома в малой прозе Л. Улицкой как воплощение существования человека в семье и социуме // Филология и человек. - 2013. - № 2. - С. 178 - 185.

6Ли С.О. Мотив «Дом-Антидом» в пьесе М. Булгакова «Зойкина квартира» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №80. - С. 214 - 218.

1 Пителина Н.А. Образы дома и гостиницы в повести И. Грековой «Хозяйка гостиницы» // Филология и человек. - 2008. - №2. - С. 109 - 115.

рассматривалась писателями в контексте жизни всей страны. Отсюда и появился образ «Дом-Страна».

В исследовании А.В. Шаравина городская проза предстала как художественная система, как эстетическая общность. Автор обращался к хронотопу и образу-символу Дома в петербургской - московской линиях русской литературы и, в частности, к городской прозе, в которой, по его мнению, прослеживалась «устремлённость» к различным литературным традициям (Дом - «угол», «подполье», «гроб», «шкаф» в произведениях Ф.М. Достоевского, «чертог Прекрасной Дамы» А. Блока и пр.). Исследователь подробно рассматривал образ «мёртвого дома» как пространства, «не приспособленного для проживания и обитания человека» [141, с. 106], акцентируя мотив бездомья, который, как мы убедимся далее, был чрезвычайно важен для городской прозы второй половины ХХ века. Так, образы, в которых воплощался архетип Дом - Бездомье в русской городской прозе, по наблюдению А.В. Шаравина1, А. Битов выстраивал в единую линию, как бы подчеркивая таким образом, что «названия со словом «дом» - все страшные: заколоченный дом, холодный дом, ледяной дом, вечный дом, больной дом, жёлтый дом, Пушкинский Дом» [141, с. 111]. Тем самым образ чужого, «мёртвого дома» получал свое логическое завершение, выступая в явно негативном историко-литературном контексте, а Пушкинский Дом был последним в этом ряду: «Вторичность, искусственность, нежизненность - один из многочисленных смыслов», на основе которых строилась данная цепь образов [Там же, с. 113].

В силу многочисленных трагических событий ХХ века, мотив бездомья часто превалировал над мотивом дома - символом семьи, гармонии. В то же время Н.А. Пителина отмечает повышенное внимание писателей второй половины ХХ века к мотивам дома, семьи, детства, в основе которых лежит стремление осмыслить жизненные трудности людей, их нравственные искания и компромиссы, на которые они были готовы2.

1Шаравин А.В. Городская проза 70-80 годов ХХ века: Дис. ... д. филол. н. - Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2001. - С. 111.

2Пителина Н.А. Образы дома и гостиницы в повести И. Грековой «Хозяйка гостиницы» // Филология и человек. - 2008. - №2. - С. 109.

В отечественном литературоведении споров о содержании термина «городская проза» было много. И хотя учёные так и не пришли к единому мнению на сей счёт, тем не менее он прочно вошел в научный обиход.

В творчестве создателей городской прозы многие образы, мотивы, повторяясь, обогащаются, меняются, обрастают различными ассоциациями, так как в них вкладывается особый, а иногда и главный смысл философских раздумий писателя о мире и человеке. В русской городской прозе, созданной писателями второй половины ХХ века, к творчеству которых мы будем обращаться, авторы рассматривали под своим углом различные периоды жизни советской России, тем самым они участвовали в создании общей картины мира, которую следует понимать как синтез знаний о действительности, как результат переработки информации о среде и человеке, а авторская картина мира предполагает создание авторской концепции истории и личности, давая возможность понять мировоззренческое и нравственно-этическое кредо писателя, которое воплощается в ключевых идеях произведения, в обращении его к «вечным» темам, мотивам, образам. Существуют не только общие закономерности восприятия и концептуализации каждым художником познаваемой действительности, но и понимание того, что каждому из них принадлежит индивидуальное, личностное восприятие и осмысление воспринятого, что связано с тем, что познание - не есть отражение сознания неизменной реальности, но моделирование сугубо человеческой реальности.

Принципом отбора материала послужила принятая нами хронологическая вертикаль жизни советского государства 30-70-х годов ХХ века. Репрессии 3040-х годов отразились в романах Ю. Трифонова «Дом на набережной», «Время и место», «Исчезновение»; новый виток репрессий 50-х годов стал историческим фоном романа Б. Ямпольского «Арбат, режимная улица»; в 60-е годы - годы «оттепели» - происходит основное действие романа А. Битова «Пушкинский Дом»; жизнь 70-х годов страны получила отражение в «Московских повестях» Ю. Трифонова и в произведениях В. Маканина «Портрет и вокруг» и «Река с быстрым течением».

Актуальность данного исследования обусловлена назревшей потребностью исследовать эстетические открытия создателей русской городской прозы второй половины XX века в области идейного (тематика, проблематика) и художественного мира произведений (комплекс мотивов, образы городского пространства, взятые в аспекте социально-культурного и научного осмысления бинарного архетипа Дом - Бездомье).

Научная новизна диссертации определяется:

1) новым, архетипическим, аспектом осмысления художественной модели мира, созданной представителями русской городской прозы второй половины XX века, а также использованием необходимых в данном случае элементов культурологического и исторического анализа текстов;

2) рассмотрением образной структуры городской прозы, её ключевых мотивов, пространственных образов, символов с точки зрения реализации в них архетипического содержания из смысловой области «Дом - Бездомье»;

3) выявлением комплекса средств реализации в городской прозе смысловой структуры образа «Дом», в двух концептуальных аспектах: Дом как символ семьи, гармонии, состоявшейся личности (Дом-Очаг, Дом-Семейное гнездо) и Бездомье как символ потери личного пространства человека, обезличивания и духовной/физической его гибели (Дом-Тюрьма, Дом-Пещера, Анти-Дом).

Объектом исследования является русская городская проза второй половины ХХ века:

1) романы Ю.В. Трифонова «Дом на набережной», «Исчезновение», «Время и место» и цикл «Московские повести»;

2) роман Б.С. Ямпольского «Арбат, режимная улица»;

3) роман А.Г. Битова «Пушкинский Дом»;

4) роман «Портрет и вокруг» и повесть «Река с быстрым течением» В. С. Маканина.

На принципы отбора материала оказал влияние характер предмета исследования. Романы и повести 60-70-х годов ХХ века, отобранные для анализа, в большинстве случаев являются образцами высокохудожественной литературы

и представляют научный интерес с точки зрения реализации в них архетипа Дом - Бездомье, который дает возможность постичь особенности национального психоментального комплекса персонажей русской городской прозы.

Предметом исследования являются архетипические образы «Дом» и «Бездомье», выраженные через мотивы, образные парадигмы, художественные приемы в произведениях А. Битова, В. Маканина, Ю. Трифонова, Б. Ямполь-ского, созданных в 60-70-е годы ХХ века.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении и описании особенностей актуализации архетипа Дом - Бездомье в произведениях русской городской прозы 60-70-х годов ХХ века.

В соответствии с целью исследования соотносятся его конкретные задачи:

1) рассмотреть тему Города в городской прозе 2-ой половины XX века как культурный код, выявить пространственные и временные художественные реалии двух городов России - Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга);

2) осмыслить культуронимы «Арбат», «Дом на набережной», «Пушкинский Дом» в геопоэтическом, поэтическом, символическом пространстве русской городской прозы второй половины XX века;

3) определить семантику архетипа Дом - Бездомье в его функциональных аспектах (Дом-Семейное гнездо, Дом-Корабль, Дом-Тюрьма, Дом-Пещера и др.), так как социальные, исторические и духовные аспекты городской прозы нашли свое выражение, в первую очередь, в его архетипике;

4) проанализировать систему экзистенциальных мотивов, воплощающих архетипические образы «Дом» и «Бездомье» в городской прозе, - мотивов смерти, страха, одиночества, бегства от себя и от людей и др.

Методологическую базу исследования составляют научные труды, в которых представлены описательно-аналитические, мифологические, текстологические и историко-функциональные подходы к изучению понятия «архетип». Основополагающими в данном исследовании стали работы по теории архетипа

С. С. Аверинцева, Й. ван Бака, С.Г. Барышевой, А.Ю. Большаковой, Е.А. Колчановой, А.А. Локиева, Ю.М. Лотмана, А.Н. Майковой, Е.М. Меле-тинского, В.М. Розина, В.Н. Топорова, Е.В. Шутовой, а также исследования, посвященные изучению художественных особенностей русской городской прозы М.Д. Андриановой, Л. А. Аннинского, Н.С. Балаценко, Н.А. Бугровой, М.А. Вершининой, Е.В. Дмитриченко, В.В. Карповой, Т.Ю. Климовой, В.Е. Ковского, Е.А. Кравченковой, Т.Н. Марковой, С.В. Переваловой, М.В. Селеменевой, А.В. Шаравина и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Бинарный архетип Дом - Бездомье представляет собой одну из важнейших духовных констант в культуре человечества, сюжетно-ситуативную ар-хетипическую модель, через реализацию которой авторы русской городской прозы второй половины ХХ века осмысляли взаимоотношения человека с окружающим его миром - страной, социумом, городом, семьёй.

2. Главными параметрами «кода писателя» русской городской прозы являются её универсальные категории - «жанровая система», «хронотоп», «мо-тивный спектр», «образы-символы».

3. Ценностно-образная оппозиция Дом - Бездомье рассматривается в городской прозе не только в эстетическом и психологическом аспектах, но и в историческом и социологическом измерениях.

4. Отличительными признаками русской городской прозы являются её автобиографизм и автопсихологизм.

5. Художественно претворённые в городской прозе пространства «город - деревня» воплощают два мира жизни человека в разные исторические переломные моменты жизни советского общества.

6. Тексты произведений городской прозы строятся на сложных переплетениях экзистенциальных мотивов смерти, исчезновения (невозвращения, побега), подмены, одиночества (отчуждения), страха, реализуемых, в частности,

через реминисценции, явные и скрытые аллюзии, углубляющие антропологический (иногда - библейский) планы повествования.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы при разработке вузовского курса «История русской литературы XX века», при подготовке вузовских спецкурсов, спецсеминаров и школьных факультативов по проблемам «Русская городская проза второй половины ХХ века» и «Архетип героя в художественном мире русских писателей».

Теоретическая значимость работы определяется тем, что она обозначает новые подходы к интерпретации городской прозы XX века и расширяет научные представления о художественных средствах реализации архетипа Дом - Бездомье в литературном произведении.

Апробация. Работа обсуждалась на заседании кафедры литературы и русского языка Гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске в 2014 и в 2015 г.г. Её содержание отражено в 7 статьях.

Результаты исследования были изложены в докладах на четырёх научных конференциях: на двух международного уровня - IV международная конференция «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (Северодвинск, 2013) и II международная научно-практическая конференция «Наука. Образование. Личность» (Ставрополь, 2014) - и двух университетского уровня - Ломоносовская научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов, студентов (Северодвинск, 2012, 2014).

Характер исследуемого литературного материала, сформулированные цели и задачи определили структуру диссертации, которая состоит из трёх глав, Введения, Заключения и Списка использованных источников.

Во Введении, кроме традиционных разделов, представлена общая характеристика работы и степень ознакомления автора исследования с наиболее значимыми трудами по проблемам изучения феноменов «городская проза» и «архетип» (диссертации, монографии, статьи).

Первая глава «Теория архетипа в современном литературоведении» посвящена исследованию проблемы архетипа в русской и зарубежной науке, его концепции в культурно-философском и литературоведческих аспектах.

Вторая глава «Архетип Дом - Бездомье в художественном пространстве русской городской прозы 2-ой половины ХХ века» раскрывает особенности реализации архетипа Дом - Бездомье в урбанистических произведениях А.Г. Битова, В.С. Маканина, Ю.В. Трифонова, Б.С. Ямпольского. В ней рассматриваются образы, мотивы, художественные приемы, актуализированные в городской прозе.

В третьей главе «Экзистенциальные мотивы в русской городской прозе» рассматривается роль основных мотивов экзистенциальной философии - мотивов смерти, подмены, исчезновения, бегства, одиночества, страха - в произведениях русской городской прозы второй половины ХХ века в аспекте философии экзистенциализма.

В Заключении подчеркивается, что в предпринятом исследовании проанализированы разножанровые произведения русских писателей - создателей городской прозы в 60-70-е годы XX века. Далекие друг от друга события и факты жизни советских людей, явления отечественной культуры и словесности, ставшие содержанием их произведений, представлены в их историко-литературной ретроспективе. Избранный угол зрения - рассмотрение городского пространства через содержание архетипа Дом - Бездомье - позволил обнаружить и выявить в городской прозе второй половины XX века связи между разнообразными периодами человеческой жизни и, если воспользоваться определением В.Н. Топорова, на «метаисторическом уровне». Русская городская проза второй половины XX века зафиксировала базовые константы в структуре картины мира эпохи 30-70-х годов двадцатого века, включившись в общий процесс напряженного познания (и самопознания) жизни России и её народа.

1. Теория архетипа в современном литературоведении 1.1. Понятие о литературном архетипе: к истории вопроса

Понятие «архетип», широко использовавшееся ранее в философских трудах, в конце ХХ - ХХ1 вв. стал активно транслироваться в психологии, антропологии, культурологии, искусствоведении, этнографии, лингвистике и литературоведении, однако однозначного определения этого термина не существует, причину чего попыталась объяснить А.Ю. Большакова: во-первых, установлением различия между архетипом как словом «естественного языка» и архетипом как научным термином (определение древних философов-платоников и средневековых христианских богословов, с одной стороны, и определение К. Юнга и его последователей - с другой); во-вторых, существованием близких по смыслу с архетипом понятий («идеи» или «эйдосы» Платона, «интеллект-прообразы» Канта, «трансцендентальные идеи» Гегеля и Шопенгауэра, «символы» А.Ф. Лосева и мн. др.) [32, с. 14 - 15].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Завер Татьяна Владимировна, 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Тексты художественных произведений

1. Битов, А. Г. Пушкинский Дом : Империя в четырёх измерениях. Измерение II : роман / А. Г. Битов. - М. : АСТ, 2013. - 461 с.

2. Горький, М. Мать / М. Горький. - М. : Совет. Россия, 1985. - 304 с.

3. Замятин, Е. И. Мы : романы, повести, рассказы, сказки / Е. И. Замятин. - М. : Современник, 1989. - 560 с.

4. Маканин, В. С. Портрет и вокруг / В. С. Маканин. - М. : Эксмо, 2012. - 352 с.

5. Маканин, В. С. Река с быстрым течением / В. С. Маканин // Избранное. - М. : Совет. писатель, 1987. - С. 341-374.

6. Трифонов, Ю. В. Время и место / Ю. В. Трифонов. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - 378 с.

7. Трифонов, Ю. В. Дом на набережной; Исчезновение / Ю. В. Трифонов. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - 382 с.

8. Трифонов, Ю. В. Московские повести / Ю. В. Трифонов. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - 444 с.

9. Трифонов, Ю. В. Старик / Ю. В. Трифонов. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - 348 с.

10. Ямпольский, Б. С. Арбат, режимная улица / Б. С. Ямпольский. - М. : Вагриус, 1997. - 432 с.

иЯЬ: http://sibac.info/index.php/2009 ращения: 18.02.2012).

12. Абрамов, П. В. Гёте как архетип поэта : дис. ... канд. филол. наук / П. В. Абрамов. - М., 2006. - 262 с.

13. Авасапянц, О. В. Архетипы культуры в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Авасапянц. - Иваново, 2013. -24 с.

14. Аверинцев, С. С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С. С. Аверинцев // Вопр. лит. - 1970. - № 3. - С. 113— 143.

15. Алексютина, В. А. Образ дома в малой прозе Л. Улицкой как воплощение существования человека в семье и социуме / В. А. Алексютина // Филология и человек. - 2013. - № 2. - С. 178-185.

16. Алексютина, Н. Литература - как игра чёрными [Электронный ресурс] / Н. Алексютина // Учител. газ. - № 51. - 14 дек. 2004 г. - Режим доступа : URL: http://www.ug.ru/archive/6533 (дата обращения: 10.08.2014).

17. Андрианова, М. Д. Тема зависти в романе А. Битова «Пушкинский Дом» / М. Д. Андрианова // Зависть. Формы её оправдания и разоблачения в культуре : материалы междунар. конф., 11 - 15 июля 2006 г. / отв. ред. М. Маркович. -СПб. : КПО «Пушкинский проект», 2007. - С. 188-195.

18. Андрианова, М. Д. Тема пира в романе «Пушкинский Дом» Андрея Битова в контексте европейской литературной традиции / М. Д. Андрианова // Русская литература в европейском контексте III : сб. науч. работ молодых филологов / под ред. И. Пиотровской. - Варшава, 2010. - С. 265-272.

19. Аннинский, Л. Структура лабиринта. Владимир Маканин и литература «серединного» человека / Л. Аннинский // Маканин В. С. Избранное. - М. : Совет. писатель, 1987. - С. 3-18.

20. Апаликова, В. О. Архетип трикстера в романе В. В. Набокова «Король, дама, валет» / В. О. Апаликова // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя : материалы междунар. науч. конф. / под ред. Г. Г. Исаева. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2010. - С. 178-182.

21. Астафьев В., Ваншенкин К., Вознесенский А., Курчаткин А., Медведев А., Петрушевская Л., Приставкин А., Рекемчук А., Синельников М., Турков А., Янская И. Однажды в «Знамени»... [Электронный ресурс] / В. Астафьев [и др.] // Журнальный зал в РЖ. - Знамя. - 2001. - № 1. - Режим доступа : иКЬ: http://magazines.russ.rU/znamia/2001/1/sudden.html (дата обращения: 18.01.2014).

22. Балаценко, Н. С. Художественная концепция личности в творчестве В. Белова и В. Маканина : дис. ... канд. филол. наук / Н. С. Балаценко. - Армавир, 2000. -176 с.

23. Баранникова, Д. А. Этапы становления европейской экзистенциальной психологии : дис. ... канд. психол. наук / Д. А. Баранникова. - М., 2006. - 151 с.

24. Барышева, С. Г. Экзистенциальная архетипика в художественном пространстве современной русской прозы : дис. ... канд. филол. наук / С. Г. Барышева. -Магнитогорск, 2006. - 201 с.

25. Басовская, Е. Н. Реалии советского времени в повести Ю. В. Трифонова «Обмен» / Е. Н. Басовская // Русская речь. - 2003. - № 3. - С. 29-33.

26. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности / Н. А. Бердяев. - М. : МПСИ, 1999. - 312 с.

27. Бибихин, В. В. Дело Хайдеггера / В. В. Бибихин // Хайдеггер М. Время и бытие : статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 4-14.

28. Битов, А. Азарт, или Неизбежность ненаписанного [Электронный ресурс] / А. Битов // Журнальный зал в РЖ. - Звезда. - 1997. - № 7. - Режим доступа : иКЬ: http://magazines.russ.rU/zvezda/1997/7/bitov.html (дата обращения: 06.04.2014).

29. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов. - СПб. : Лань, 1999. - 222 с.

30. Большакова, А. Ю. Архетип, миф и память литературы / А. Ю. Большакова // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя : материалы междунар. науч. конф. / под ред. Г. Г. Исаева. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2010. - С. 7-14.

31. Большакова, А. Ю. Имя и архетип : о сущности словесного творчества / А. Ю. Большакова // Вопр. философии. - 2012. - № 6. - С. 28-38.

32. Большакова, А. Ю. От сущности к имени. Теории архетипа. Ч. I / А. Ю. Большакова. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 207 с.

33. Большакова, А. Ю. Рождение теории. Теории архетипа. Ч. II / А. Ю. Большакова. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 199 с.

34. Бугрова, Н. А. Роман Ю. В. Трифонова «Старик» : творческая история. Поэтика. Литературные традиции : дис. ... канд. филол. наук / Н. А. Бугрова. - Волгоград, 2004. - 202 с.

35. Быков, Д. Трое на набережной : [предисл.] / Д. Быков // Трифонов Ю. В. Дом на набережной ; Исчезновение. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - С. 7-18.

36. Васильева, Е. А. «Люди как люди. квартирный вопрос только испортил их» : урок литературы в 11 классе (с элементами театрализованной игры) / Е. А. Васильева // Образование в современной школе. - 2003. - № 10. - С. 23-36.

37. Васильева, Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе : романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре : дис. ... канд. филол. наук / Н. И. Васильева. - Н. Новгород, 2005. - 243 с.

38. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и базисные концепты / А. Веж-бицкая. - М. : Языки славянских культур, 2011. - 568 с.

39. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М. : Русские словари, 1996. - 416 с.

40. Вершинина, М. А. Автор и герой в прозе В. С. Маканина : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. А. Вершинина. - Волгоград, 2011. - 27 с.

41. Власенко, Е. Ю. Функции архетипов и архетипических образов в произведениях П. В. Засодимского : дис. ... канд. филол. наук / Е. Ю. Власенко. - Ульяновск, 2005. - 163 с.

42. Вологина, О. В. Архетип «Дорога» в авторской песне 60-80 гг. ХХ века / О. В. Вологина // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя : материалы междунар. науч. конф. / под ред. Г. Г. Исаева. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2010. - С. 220-222.

43. Володина, Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения / Н. В. Володина. - М. : Флинта : Наука, 2010. - 256 с.

44. Галаева, М. В. Образ «дома» в поэзии Анны Ахматовой : дис. ... канд. филол. наук / М. В. Галаева. - М., 2004. - 187 с.

45. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга 3 / Г. В. Ф. Гегель. -СПб. : Наука, 1999. - 582 с.

46. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. - СПб. : Наука, 1997. - 800 с.

47. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. -М. : Прогресс, 1984. - 400 с.

48. Демидов, А. Б. Феномен смерти в экзистенциальной онтологии (М. Хайдеггер) : из книги «Феномены человеческого бытия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : иКЬ: http://tanat.info/fenomen-smerti-v-yekzistencialnoi-ontologii-m-haidegger-28-08-2014.html (дата обращения: 10.01.2015).

49. Дмитриченко, Е. В. Проза позднего В. Маканина (в контексте антиутопических тенденций конца XX века) : дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Дмитриченко. - СПб., 1999. - 158 с.

50. Доманский, Ю. В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте / Ю. В. Доманский. - Тверь : Изд-во Тверского гос. ун-та, 2001. - 94 с.

51. Жукова, В. Н. «Обмен» Ю. В. Трифонова. Х1 класс / В. Н. Жукова // Лит. в шк.

- 2004. - № 3. - С. 32-33.

52. Жукова, И. А. Архетипы в романе Л. М. Леонова «Пирамида» / И. А. Жукова // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя : материалы междунар. науч. конф. / под ред. Г. Г. Исаева. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2010. - С. 190-195.

53. Загидуллина, Д. Ф. Экзистенциальный мотив существования человека без Бога в татарской прозе начала ХХ века / Д. Ф. Загидуллина // Филология и культура.

- 2012. - № 1 (27). - С. 105-108.

54. Заманская, В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий / В. В. Заманская. - М. : Флинта, 2012. - 304 с.

55. Замерова, О. А. Система экзистенциальных мотивов в лирике Б. Пастернака 1910-1920-х годов : дис. ... канд. филол. наук / О. А. Замерова. - Ставрополь, 2007. - 211 с.

56. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. История [Электронный ресурс] : [интернет-портал]. - Режим доступа : URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=54 (дата обращения: 16.03.2014).

57. Кавакита, Н. С. Проблема архетипа в творческом опыте М. И. Цветаевой : дис. ... канд. филол. наук / Н. С. Кавакита. - М., 2004. - 200 с.

58. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М. : Эксмо, 2007. - 736 с.

59. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант. - М. : Наука, 1980. - 710 c.

60. Карпова, В. В. Автор в современной русской постмодернистской литературе (на материале романа А. Битова «Пушкинский Дом») : дис. ... канд. филол. наук / В. В. Карпова. - Тамбов, 2003. - 165 с.

61. Климова, Т. Ю. Дискурс «творящее сознание» в романе В. Маканина «Портрет и вокруг» (1978) / Т. Ю. Климова // Изв. ВГПУ. - 2010. - № 10 (54). - С. 147151.

62. Климова, Т. Ю. Метанарративные стратегии прозы В. Маканина / Т. Ю. Климова // Вестн. Томск. гос. ун-та. - 2010. - № 340. - С. 12-16.

63. Климова, Т. Ю. Проблема самоидентификации героя в социуме и культуре (на материале прозы В. Маканина) / Т. Ю. Климова // Вестн. ТГГПУ. - 2009. - № 1 (16). - С. 58-64.

64. Коваленко, Е. М. Концепт «символ» в философии культуры А. Ф. Лосева / Е. М. Коваленко // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 2. - С. 16-20.

65. Ковский, В. Е. Литературный процесс 60-70-х годов / В. Е. Ковский. - М. : Наука, 1983. - 336 с.

66. Колесов, В. В. Древняя Русь : наследие в слове. Мир человека / В. В. Колесов. - СПб. : СПбГУ, 2000. - 326 с.

67. Колесов, В. В. Философия русского слова / В. В. Колесов. - СПб. : ЮНА, 2002. - 448 с.

68. Колчанова, Е. А. «Архетип» как категория философии культуры / Е. А. Кол-чанова : дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Колчанова. - Тюмень, 2006. - 147 с.

69. Кормилова, М. С. Вариативность в романе А. Битова «Пушкинский Дом» и её обсуждение в критике / М. С. Кормилова // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев. - М. : Изд-во МГУ, 2009. - C. 6-8.

70. Коробейникова, А. А. О пространственных архетипах в литературе / А. А. Ко-робейникова, Ю. Г. Пыхтина // Вестн. ОГУ. - № 11 (117). - Ноябрь. - 2010. -С. 44-50.

71. Коршунов, М. Подземный ход в Кремль / М. Коршунов, В. Терехова // Вокруг света. - 1993. - № 4. - С. 10.

72. Кравченкова, Е. А. Художественный мир B. C. Маканина : концепции и интерпретации : дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Кравченкова. - М., 2006. - 243 с.

73. Культурология / под ред. Г. В. Драча. - Ростов н/Д. : ФЕНИКС, 1998. - 287 с.

74. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 416 с.

75. Ладохина, О. Ф. Филологический роман : фантом или реальность русской литературы XX века ? / О. Ф. Ладохина. - М. : Водолей, 2010. - 168 с.

76. Лакшин, В. Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) / В. Я. Лакшин // Лит. в шк. - 1993. - № 3. - С. 18-22.

77. Левинг, Ю. Власть и сласть («Дом на набережной» Ю.В. Трифонова) [Электронный ресурс] / Ю. Левинг // Журнальный зал в РЖ. - НЛО. - 2005. - № 75. - Режим доступа : URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/ le24.html (дата обращения: 18.02.2012).

78. Ли, С.О. Мотив «Дом-Антидом» в пьесе М. Булгакова «Зойкина квартира» / С. О. Ли // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 80. - С. 214-218.

79. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики / М. Н. Липовецкий. - Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 1997. - 317 с.

80. Лишаев, С. А. А. П. Чехов : критика быта как презентация бытия (Образ Чехова в пространстве метафизики) / С. А. Лишаев // Философия культуры : сб. науч. ст. - Самара : Самарский ун-т, 1996. - С. 49-67.

81. Локиев, А. А. Архетип и стереотип в поэзии. Лекция для литературных собраний / А. А. Локиев // Психология и педагогика чтения : сб. материалов. - СПб. : Intermedika, 2012. - Вып. 2. - С. 88-100.

82. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1993. - 959 с.

83. Лосев, А. Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев // Из ранних произведений. - М. : Правда, 1990. - С. 78-105.

84. Лотман, Ю. М. Дом в «Мастере и Маргарите» / Ю.М. Лотман // О русской литературе : Статьи и исследования (1958 - 1993). - СПб. : Искусство - СПБ, 1997. - С. 748-754.

85. Лошакова, Т. В. Экзистенциализм в послевоенной польской литературе / Т. В. Лошакова // Диалог языков и культур : теоретический и прикладной аспекты : сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Т. С. Нифанова. - Архангельск : Поморский ун-т, 2007. - Вып. 2. - С. 71-74.

86. Лэнгле, А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен / А. Лэнгле // Моск. психотерапевт. журн. - 2002.

- № 2 . - С. 34-56.

87. Майкова, А. Н. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга : дис. ... канд. филол. наук / А. Н. Майкова. - М., 2000. -166 с.

88. Малова, Ю. В. Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе Х1Х-ХХ веков : дис. ... канд. филол. наук / Ю. В. Малова. - Саранск, 2003.

- 236 с.

89. Мамонова, О. В. Семантика сюжетных мотивов дома и бездомья в русской романтической поэзии. В. А. Жуковский. М. Ю. Лермонтов : дис. ... канд. филол. наук / О. В. Мамонова. - М., 2004. - 131 с.

90. Маркина, Л. «Два доктора». Быт и бытие в рассказах А.П. Чехова «Попрыгунья» и «Ионыч» [Электронный ресурс] / Л. Маркина // Литература. - № 30. -14 авг. 2002 г. - Режим доступа : URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200203004 (дата обращения: 10.07.2014).

91. Маркова, Т. Н. Формотворческие тенденции в прозе конца ХХ века (В. Ма-канин, Л. Петрушевская, В. Пелевин) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Т. Н. Маркова. - Екатеринбург, 2003. - 46 с.

92. Марченко, А. Запах своей тропы [Электронный ресурс] / А. Марченко. - Режим доступа : URL: http://bookre.org/reader?file=183051 (дата обращения: 20.08.2014).

93. Марчук, М. И. Художественный текст как универсум культуры : «Пушкинский Дом» А. Битова, «Волхв» Дж. Фаулза : дис. ... канд. филол. наук / М. И. Марчук. - Ярославль, 2003. - 200 с.

94. Марьяш, Р. М. Калейдоскоп моей памяти. Глава восьмая. Долгий путь к давней мечте [Электронный ресурс] / Р. М. Марьяш. - Режим доступа : URL: http://lit.lib.ru/m/marxjash r m/text 0090.shtml (дата обращения: 18.01.2014).

95. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах : Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4 / Е. М. Мелетинский. - М. : РГГУ, 1994. - 136 с.

96. Мирсияпова, Т. И. Экзистенциальные мотивы в творчестве М. Ханафи : дис. ... канд. филол. наук / Т. И. Мирсияпова. - Казань, 2009. - 176 с.

97. Музей «Дом на Набережной» [Электронный ресурс] : [офиц. сайт]. - Режим доступа : URL: http://museumdom.narod.ru/hist.html (дата обращения: 15.01.2012).

98. Невшупа, И. Н. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» : типы и архетипы : дис. ... канд. филол. наук / И. Н. Невшупа. - Краснодар, 2007. - 179 с.

99. Ничипоров, Б. В. Введение в христианскую психологию : Размышления священника-психолога / Б. В. Ничипоров. - М. : Школа - Пресс, 1994. - 192 с.

100. Нянковский, М. А. Не затеряться в толпе : «Обмен» Ю. В. Трифонова. Х! класс / М. А. Нянковский // Лит. в шк. - 2004. - № 3. - С. 28-31.

101. Панченко, А. М. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэзии начала XX в. / А. М. Панченко, И. П. Смирнов // Труды Отдела древнерусской литературы. - Л. : Наука, 1971. - Т. XXVI. - С. 33-49.

102. Паперный, В. Культура Два / В. Паперный. - М. : Новое литературное обозрение, 1996. - 384 с.

103. Парамонов, Б. Смерть приходит послезавтра : Юрий Трифонов / Б. Парамонов // МЖ : Мужчины и женщины. - М. : АСТ, 2010. - С. 249-259.

104. Перевалова, С. В. Проза В. Маканина : Традиция и эволюция / С. В. Перевало-ва. - Волгоград : Перемена, 2002. - 118 с.

105. Петросян, М. М. Экзистенциальная проблематика повести А. Камю «Посторонний» / М. М. Петросян // Молодой ученый. - 2013. - № 8. - С. 478-480.

106. Пименова, М. В. Символы культуры и способы концептуализации внутреннего мира человека (концептуальная метафора дома) / М. В. Пименова // Концепт. Образ. Понятие. Символ : коллектив. моногр. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2004. - С. 35-60.

107. Пискунова, С. Всё прочее - литература / С. Пискунова, В. Пискунов // Вопр. лит. - 1988. - № 2. - С. 38-77.

108. Пителина, Н. А. Образы дома и гостиницы в повести И. Грековой «Хозяйка гостиницы» / Н. А. Пителина // Филология и человек. - 2008. - № 2. - С. 109115.

109. Платон. Федон / Платон // Собр. соч. : в 4 т. - М. : Мысль, 1993. - Т. 2. - С. 780.

110. Приходько, В. Система удушья / В. Приходько // Ямпольский Б. Арбат, режимная улица. - М. : Вагриус, 1997. - С. 7-14.

111. Прохоров, Ю. Е. В поисках концепта / Ю. Е. Прохоров. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 176 с.

112. Ракова, В. Текст и исторический контекст в рассказах Ю. В. Трифонова (цикл рассказов «Опрокинутый дом») / В. Ракова // Мир русского слова. - 2009. - № 1. - С. 85-89.

113. Розин, В. М. Культурология / В. М. Розин. - М. : Гардарики, 2003. - 462 с.

114. Романовская, О. Е. Трансформация архетипа юродивого в романах Саши Соколова / О. Е. Романовская // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя : материалы междунар. науч. конф. / под ред. Г. Г. Исаева. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2010. - С. 205-209.

115. Савельева, У. А. Архетипы в человеческом сознании / У. А. Савельева // Гуманитар. исследования. - 2007. - № 3 (23). - С. 30-35.

116. Самуэлс, Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа / Э. Са-муэлс. - М. : ЧеРо, 1997. - 416 с.

117. Санджи-Гаряева, З. С. «Потерянный рай» Юрия Трифонова : поэтика детства / З. С. Санджи-Гаряева // Русский яз. в шк. и дома. - 2010. - № 8. - С. 16-19.

118. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто : Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - М. : Республика, 2004. - 639 с.

119. Селеменева, М. В. Поэтика повседневности в городской прозе Ю. В. Трифонова / М. В. Селеменева // Изв. Уральского гос. ун-та. - 2008. - № 59. - С. 195208.

120. Селеменева, М. В. Художественный мир Ю. В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века : дис. ... д-ра филол. наук / М. В. Селеменева. - М., 2009. - 537 с.

121. Сергеев, К. А. Гегель и современное историческое сознание : [вступ. ст.] / К. А. Сергеев, Ю. В. Перов // Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. -СПб. : Наука, 1999. - Кн. 3. - С. 5-82.

122. Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература / И. С. Скоропано-ва. - М. : Флинта : Наука, 2000. - 608 с.

123. Славянофильство и современность : сб. ст. / ред. Б. Ф. Егоров, В. А. Котельников, Ю. В. Стенник. - СПб. : Наука, 1994. - 261 с.

124. Суханов, В. А. Романы Ю. В. Трифонова как художественное единство : дис. ... д-ра филол. наук / В. А. Суханов. - Томск, 2001. - 324 с.

125. Сухих, И. Н. Пытка памятью (1978. «Старик» Ю. Трифонова) / И. Н. Сухих // Двадцать книг ХХ века. Эссе. - СПб. : Паритет, 2004. - С. 512-541.

126. Сушилина, И. К. Современный литературный процесс в России / И. К. Сушилина. - М. : Изд-во МГУП, 2001. - 130 с.

127. Сяркевич, П. «Он не был ни советским, ни антисоветским писателем - он был сам по себе...» : Владимир Маканин в глазах критики / П. Сяркевич // Przeglad Кивусув1уе2пу. - 2008. - № 3 (123). - С. 77-88.

128. Тарнас, Р. История западного мышления / Р. Тарнас. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с.

129. Телегин, С. М. Термин «мифологема» в современном российском литературоведении / С. М. Телегин // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя : материалы междунар. науч. конф. / под ред. Г. Г. Исаева. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2010. - С. 14-16.

130. Терновская, Е. А. Библейские архетипы в прозе Н. С. Лескова (святой и праведник) / Е. А. Терновская // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя : материалы междунар. науч. конф. / под ред. Г. Г. Исаева. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2010. - С. 73-74.

131. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : Исследования в области мифопо-этического : Избранное / В.Н. Топоров. - М. : Прогресс : Культура, 1995. - 624 с.

132. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А. В. Торопова. - М. : ГРАФ-ПРЕСС, 2008. - 200 с.

133. Фесенко, Э. Я. Русская литература XIX века в поисках героя / Э. Я. Фесенко. -М. : Акад. Проект, 2013. - 653 с.

134. Фесенко, Э. Я. Художественная концепция личности в произведениях В. А. Каверина : моногр. / Э. Я. Фесенко. - М. : КомКнига, 2006. - 160 с.

135. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М. : Ad Ма^пеш, 1997. - 451 с.

136. Хайдеггер, М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. - СПб. : Высш. религи-озно-филос. шк., 1998. - 302 с.

137. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М. : Высш. шк., 2000. -398 с.

138. Чалмаев, В. А. «Золотые» и «серебряные» нити русской литературы Х1Х и ХХ веков / В. А. Чалмаев // Лит. в шк. - 2008. - № 4. - С. 2-7.

139. Чередниченко, С. Путешественник по Империи. Андрей Битов / С. Чередниченко // Вопр. лит. - 2012. - N 4. - С. 163-174.

140. Черняков, А. Г. Стрекало вопроса : (вместо предисловия) / А. Г. Черняков // Хайдеггер М. Введение в метафизику. - СПб. : Высш. религиозно-филос. шк., 1998. - С. 15-84.

141. Шаравин, А. В. Городская проза 70-80 годов ХХ века : дис. ... д-ра филол. наук / А. В. Шаравин. - Брянск, 2001. - 486 с.

142. Шитов, А. П. Время Юрия Трифонова : человек в истории и история в человеке : (1925 - 1981) / А. П. Шитов. - М. : Новый хронограф, 2011. - 960 с.

143. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. - М. : Республика, 1992. - 448 с.

144. Шутова, Е. В. Архетипы «Дом» и «Бездомье» в мифологии, эпосе и фольклоре / Е. В. Шутова // Вестн. Курган. гос. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. - 2008. -Вып 4. - С. 121-124.

145. Шутова, Е. В. Архетипы «Дом» и «Бездомье» и их объективация в духовной культуре : дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Шутова. - Омск, 2011. - 174 с.

146. Шутова, Е. В. «Дом» и «Бездомье» человека : терминальный статус и формы бытия в культуре / Е. В. Шутова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та: Сер. 7, Философия. - 2011. - № 1 (13). - С. 85-90.

147. Эдингер, Э. Ф. Эго и архетип / Э. Ф. Эдингер. - М. : Пента-график, 2000. -264 с.

148. Эдлис, Ю. Ностальгические заметки : главы из книги воспоминаний «Четверо в дублёнках и другие фигуранты» / Ю. Эдлис // Вопр. лит. - 2003. - № 6. - С. 273-309.

149. Эйхенбаум, Б. М. О Чехове / Б.М. Эйхенбаум // О прозе : сб. ст. - Л. : Худож. лит., 1969. - С. 357-370.

150. Экштут, С. А. Юрий Трифонов. Великая сила недосказанного / С. А. Экштут. - М. : Молодая гвардия, 2014. - 398 с.

151. Эльяшевич, А. П. Горизонтали и вертикали : современная проза от семидесятых к восьмидесятым / А. П. Эльяшевич. - Л. : Совет. писатель, 1984. - 367 с.

152. Эпштейн, М. Постмодерн в России. Литература и теория / М. Эпштейн. - М. : Изд. Р. Элинина, 2000. - 368 с.

153. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М. : Ренессанс, 1991. - 304 с.

154. Юнг, К. Г. О психологии бессознательного / Юнг К. Г. // Психология бессознательного. - М. : АСТ : Канон+, 1998. - С. 9-127.

155. Ямпольский, Б. С. Исповедь (из воспоминаний) / Ямпольский Б. С. // Арбат, режимная улица. - М. : Вагриус, 1997. - С. 365-375.

156. Ясперс, К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции / К. Ясперс. -М. : Канон+, 2012. - 448 с.

Справочная литература

157. Архетипы / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. - М. : Совет. энцикл., 1980. - Т. 1. - С. 110-111.

158. Постмодернизм / И. П. Ильин // Ильин И. П. Постмодернизм : Словарь терминов. - М. : Интрада, 2001. - С. 206-219.

159. Степанов, Ю. Константы : Словарь русской культуры / Ю. Степанов. - М. : Акад. проект, 2001. - 990 с.

Зарубежные издания

160. Baak, van J. J. The House in Russian Literature. A Mythopoetic Exploration / J. J. van Baak ; [пер. Т. Завер]. - Amsterdam - New York, 2009. - 525 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.