Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Кузьмина, Ольга Михайловна

  • Кузьмина, Ольга Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 197
Кузьмина, Ольга Михайловна. Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2006. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кузьмина, Ольга Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

Г Л А В А 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.

1.1. Музыкальный фольклор как предмет изучения.

1.2. Становление преподавания музыкального фольклора в России.

1.3. Современные формы и методы работы с традиционным народным культурным наследием.

Г Л А В А 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

2.1. Основные принципы совершенствования подготовки учителя в преподавании музыкального фольклора.

2.2. Модель профессиональной подготовки учителя к преподаванию в области музыкального фольклора.

2.3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности профессиональной подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора»

Актуальность исследования. В общей системе современной культуры бытование фольклора, его трансформация в различных сферах жизни и дальнейшая эволюция вызывает неподдельный интерес. Это обусловлено самой историей развития человеческой цивилизации, неразрывно связанной с художественной коллективной творческой деятельностью народа, в которой воплощаются национальные традиции и эстетические идеалы, народный характер и самосознание.

Музыкальный фольклор, зародившийся в далекой древности, стал основой практически всех национальных профессиональных школ, в каждой из которых нашли свое отражение глубинные слои художественного мышления парода, внутренняя структура фольклорного языка и его интонационно-мелодические особенности, эстетика народного творчества. На огромное значение «миллионоустой лаборатории» как сокровищницы «национального духа» (И.И. Земцовский) указывали выдающиеся деятели музыкального просвещения Е.Э. Линева, Б.В. Асафьев, А.А. Юрлов, Д.Б. Кабалевский и др.

Органическая часть духовного наследия России - народное музыкальное творчество, - заключает в себе не только прообразы художественных творений будущего, но и выступает важнейшим элементом образования на всех его уровнях. В настоящее время система подготовки учителей, «хранителей народных музыкальных традиций», существующая, как правило, в музыкально-педагогических заведениях среднего и высшего образования крупных культурных центров страны, сводится в основном к формированию исполнительских навыков и умений. Педагогическая же составляющая остается зачастую невостребованной. Как результат -появление большого количества псевдофольклорных коллективов, от чего возникает примитивное, нехудожественное толкование исконных традиций, и происходит отторжение музыкального народного творчества слушателями. Таким образом, теоретическое обоснование принципиальных позиций подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора в системе дополнительного педагогического образования является насущной необходимостью. В этом заключается актуальность исследования.

Самобытность и уникальность отечественного музыкального народного творчества определили многоаспектный характер исследования.

Искусствоведческий уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Б.В. Асафьев, А.С. Гущин, И.И. Земцовский, Б.Н. Путилов и др.) дал возможность проследить эволюцию музыкального фольклора и представить его как динамично развивающуюся систему и исторически обусловленную данность необычайной художественной силы.

Собственно эстетика (Ю.Б. Борев, В.Е. Гусев и др.) позволила раскрыть специфические функции народного музыкального творчества и показать его во всем художественном разнообразии мелодических интонаций и поэтической фантазии.

С научных позиций культурологии (Н.А. Бердяев, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, К.А. Свасьян и др.) музыкальный фольклор рассмотрен как системный объект человеческой деятельности и результат общественной художественной практики, пронизанный феноменом духовности.

Особое место в исследовании занимает музыкально-педагогический аспект данной проблемы (Л.Г. Арчажникова, Т.Г. Мариупольская, Л.В. Шамина и др.), отражающий специфику художественной практики учителя в сочетании с элементами народной культуры.

Значительная роль в исследовании отведена трудам ученых, посвятивших свою деятельность проблемам теории и практики подготовки специалистов в области народного музыкального исполнительства (Н.Н. Гилярова, А.С. Кабанов, A.M. Мехнецов, Г.В. Парадовская, В.М. Щуров и ДР-)

Таким образом, появление данной работы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между настоятельной общественной потребностью в сохранении и передаче будущему поколению многовековых традиций отечественного музыкального фольклора и недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогике высшей школы. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы принципы, содержание и методы подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора. Все это позволило сформулировать:

Объект исследования: профессиональное образование учителя в высшей школе.

Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки учителя к преподаванию музыкального народного творчества в дополнительном педагогическом образовании.

Цель исследования: теоретически и методически обосновать концептуальные подходы преподавания музыкального фольклора и разработать модель подготовки учителя к профессиональной деятельности в области музыкального народного творчества.

Задачи исследования:

1. Провести методологический анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Определить теоретико-методологические основания преподавания музыкального фольклора как полифункционального явления в области гуманитарного знания.

3. Разработать пути совершенствования профессиональной подготовки учителя в области преподавания музыкального фольклора на основе отечественных культурно-исторических традиций.

4. Разработать учебный курс «Музыкальный фольклор в системе художественной культуры», формирующий обобщенное представление о сущности педагогики народного творчества, и экспериментально проверить действенность разработанных теоретико-методических положений.

Гипотеза исследования. Эффективность профессиональной подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора может быть достигнута в том случае, если будет:

- раскрыта сущность народного творчества через исторически сложившуюся системную совокупность его признаков как вида искусства;

- реализована преемственность ведущих дидактических положений и общих принципов регуляции и трансляции музыкальной этнокультуры;

- разработана модель диалогического взаимодействия индивидуальной и народной поэтики, обеспечивающая постижение художественно-образного содержания народного творчества как динамично развивающейся системы.

Методологической основой исследования явились: теоретические положения этнографии и фольклористики (М.К. Азадовский, В.А. Лапин, В.М. Щуров); культурологическая концепция, представляющая народное творчество как проявление духовной сущности человека (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М.С. Каган); интонационная теория Б.В. Асафьева и ее преломление в трудах современных ученых; положения современного искусствоведения и эстетики (В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, Б.Н. Путилов); общие принципы регуляции и трансляции музыкальной этнокультуры (Г.Н. Волков, Н.Н. Гилярова, Г.В. Лобкова, A.M. Мехнецов, Л.В. Шамина); народное музыкальное творчество (историко-архивные документы и материалы, фольклорно-этнографические записи народных исполнителей).

Методы исследования: анализ историко-архивных документов; анализ культурологической, искусствоведческой, эстетической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение; научный анализ и обобщение передового педагогического опыта; беседа, интервью, анкетирование; метод экспериментальных творческих заданий; метод независимой экспертизы; педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования. Определены теоретико-методологические основания преподавания музыкального фольклора как полифункционального явления в области гуманитарного знания. Разработаны пути совершенствования профессиональной подготовки учителя в области преподавания музыкального народного творчества на основе преемственности ведущих дидактических положений и общих принципов трансляции этнокультуры - опоры на элементы национального музыкального творчества, воссоздании в исполнении подлинно народного искусства, творческом постижении народных традиций и др. Впервые проблема профессиональной подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора стала предметом специального рассмотрения, где исследовательская, образовательная и культурно-просветительская деятельность, обусловленная историческими эволюционными процессами, является действенным механизмом постижения народного творчества как элемента культурного наследия.

Теоретическая значимость исследования. Обоснованы концептуальные подходы подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора, заключающиеся в творческом переосмыслении традиций на основе сочетания аутентичных и современных элементов народного музыкального искусства. Исторически сложившаяся системная совокупность признаков музыкального фольклора как вида искусства - традиционность, устность, коллективность, импровизационность, вариантность, анонимность, - выступает в качестве важнейшего фактора сохранения национальных эстетических идеалов, народного характера и самосознания. Разработаны теоретико-методические положения подготовки учителя к профессиональной деятельности в данной области, основанные на диалогическом взаимодействии индивидуальной и народной поэтики, и изучении музыкального фольклора как динамично развивающейся системы.

Практическая значимость исследования заключается в создании модели подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора, где преемственность основополагающих принципов педагогики народного творчества обеспечивает осознанное «погружение» в систему традиции и глубокое осмысление взаимосвязей фольклора с социальной жизнью и другими явлениями отечественной и мировой культуры. Разработан авторский курс «Музыкальный фольклор в системе художественной культуры» для учителей гуманитарного цикла, содержание которого способствует формированию обобщенного представления о многовековых традициях в данной области народного творчества, пониманию его национального своеобразия и художественно-исполнительских особенностей. Материалы исследования могут быть использованы в работе творческих фольклорных коллективов, при организации учебно-воспитательного процесса в музыкально-педагогических заведениях среднего и высшего образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки учителей.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечена исходной теоретико-методологической базой, разнообразием методов исследования, многолетней опытно-экспериментальной работой автора в образовательных учреждениях различного типа.

Этапы исследования. Первый этап (1999-2004 гг.) носил поисковый характер. Работа велась в плане изучения и систематизации культурологического, искусствоведческого, педагогического и научно-методического материала по проблеме исследования. На этой основе была сформулирована гипотеза, намечены цель, задачи и способы их решения. Одновременно велась практическая работа по подбору нотного фольклорного материала.

На втором этапе (2004-2005 гг.) проводился обучающий педагогический эксперимент, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, целесообразности разработанных методических положений, отслеживались результаты.

На заключительном этапе (2005-2006 гг.) проводился анализ и обобщение результатов исследования, обработка полученных эмпирических данных и их диссертационное оформление.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в ходе опытно-экспериментальной работы в Тверском областном институте усовершенствования учителей и Тверском государственном университете; научно-практических конференциях Республиканского Центра русского фольклора (Москва, 2002-2006 гг.); международных и всероссийских конференциях Государственного Российского Дома народного творчества (Москва, 2003-2005 гг.); ежегодных региональных фольклорных фестивалях и мастер-классах в рамках научно-методической деятельности образовательных учреждений культуры и искусств Тверской области; на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАО; в ходе собственной практической деятельности в качестве руководителя фольклорного коллектива при Тверском областном Доме народного творчества.

Опытно-экспериментальная база исследования: учебно-исследовательская лаборатория методологии и методики музыкального и художественного образования Тверского областного института усовершенствования учителей; кафедра музыкального образования и лаборатория музыкального краеведения Тверского государственного университета; музыкальный фольклорный коллектив при Тверском областном Доме народного творчества. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 120 студентов музыкально-педагогического факультета, учителей музыки и народного творчества, 70 участников музыкального фольклорного коллектива.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальный фольклор как предмет специального изучения в контексте исторически сложившейся системной совокупности его признаков как вида искусства - традиционности, устности, коллективности, импровизационности и др., - является необходимым содержательным компонентом подготовки учителя к профессиональной деятельности в данной области;

2. Преемственность ведущих дидактических положений педагогики народного творчества и общих принципов трансляции и регуляции этнокультуры обеспечивает осознанное проникновение в систему традиции и постижение музыкального фольклора как элемента культурного наследия;

3. Разработанная модель диалогического взаимодействия индивидуальной и народной поэтики, где концептуальным основанием выступает художественное обобщение народного искусства как динамично развивающейся системы, является предпосылкой эффективной подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Библиография содержит 280 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Кузьмина, Ольга Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественное признание значимости народной музыки как части духовного наследия и проявления культурно-исторической памяти народа -несомненно. Этнохудожественное творчество играет ключевую роль в процессе становления личности по приобщению к лучшим национальным традициям и фольклорным первоистокам.

Народная музыкальная культура в силу законов её возникновения и эволюции обладает особым содержанием и системой уникальных исполнительских средств выражения, что влечет за собой привлечение специальных методов их освоения в современной системе художественного образования. Введение в учебную деятельность преподавания музыкального фольклора, предметом которого обозначается изучение и освоение комплекса всех явлений народного искусства, сегодня объективно доказывается реалиями практики.

Проведённое нами научно-теоретическое и практическое исследование «Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора» положительно подтвердило актуальность поставленной проблемы и выдвинутую гипотезу.

1. Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора, базирующаяся на исторически сложившейся системной совокупности признаков данного вида искусства традиционности, устности, коллективности, импровизационности, вариантности, анонимности, - является незаменимым фактором сохранения национальных эстетических идеалов, народного характера и самосознания.

2.Творческое переосмысление фольклорных традиций, концентрирующее в себе аутентичные и современные элементы народного музыкального искусства, и специально организованная исследовательская, образовательная и культурно-просветительская деятельность, обусловленная историческими эволюционными процессами, выступают в качестве концептуальных подходов в подготовке учителя к преподаванию музыкального фольклора.

3.Преемственность основополагающих дидактических положений педагогики народного творчества и общих принципов трансляции музыкальной этнокультуры в качестве особого механизма сохранения «интонаций народного духа» обеспечивает осознанное «погружение» в систему традиции и глубокое осмысление взаимосвязей фольклора с социальной жизнью и другими явлениями отечественной и мировой культуры.

4.Разработанная модель подготовки учителя, основанная на диалогическом взаимодействии индивидуальной и народной поэтики, и учебный курс, ориентированный на изучение музыкального фольклора как полифункционального явления с позиций различных областей гуманитарного знания, способствуют формированию обобщенного представления о многовековых традициях в данной области народного творчества.

Суммируя всё вышесказанное, можно говорить о том, что проведённое исследование по проблеме «Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора» способствует улучшению специальной научно-методической, теоретической и практической базы для совершенствования практической педагогической деятельности в сохранении, изучении и преподавании отечественных художественных этнотрадиций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кузьмина, Ольга Михайловна, 2006 год

1. Адищев В.И. Проблема эстетического воспитания и развития детей в концепции образовательного процесса. П.Ф. Каптерев // Искусство и образование, 2003, № 4 (26).

2. Адищев В.И. Счастье человека в раннем приобщении к красоте // Музыка в школе, 2003, № 6.

3. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.1. М.,- 1958.

4. Акофф Р., Эмерг Ф. О целеустремленных системах. М.,- 1979.

5. Алексеев Э.Е. Ранпефольклорное интонирование. М.: Советский композитор. - 1986.- 238 с.

6. Алексеева Л.Л. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Автореферат дис. . к.п.н. -М.,- 2001,-22 с.

7. Ангеловски К. Учителя и инновации. Пер. с македонского.-М., 1991,-221 с.

8. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы.//

9. Вопросы философии, 1973, № 3.

10. Аракчеева А.В. Развитие народно-песенной культуры в Ржевском районе. Автореферат дисс. . к.ф.н. Калинин,- 1949. - 20 с.

11. Аристотель. «Об искусстве поэзии» М.,- 1957.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки,- М.: Просвещение,1984.-110 с.

13. Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования. Методические рекомендации. М., -1985. - 46 с.

14. Арчажникова Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки // Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: Метвузовский сборник научных трудов. Вып.73,- Ярославль,1985,-с. 16-27.

15. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителей музыки. Автореферат дисс. . д.п.н.-М.,-1986.-36 с.

16. Арчажникова Л.Г., Шарова С. Проблема музыкального воспитания на современном этапе реорганизации общеобразовательной школы. М.: Просвещение. - 1992. - 15 с.

17. Асафьев Б. В.О народной музыке. Л.: Музыка. - 1987. - 247 с.

18. Асафьев Б. В. Речевая интонация. Ред. Е.М. Орлова. Л.,- 1965.

19. Асафьев Б. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании. Л.,- 1926.

20. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-ое изд. М.: Музыка. - 1973.

21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.,- 1971.

22. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. 2 изд. Л.,- 1979.

23. Атлантова Л.И. Становление и развитие основных понятий советской педагогики (1917-1931). Автореферат дисс. . к.п.н. Киев,-1981. -19 с.

24. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.,- 1977.

25. Бакшаева Е.В. Методика создания альтернативных программ по предмету

26. Музыка» с учетом национально-региональных особенностей.

27. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,- 2003. - 22 с.

28. Балакирев М.А. Сборник русских народных песен (40). -СПб.,- 1866.

29. Банникова Е.И. Обобщение музыкально-педагогического опыта: научно-педагогические основы. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,- 1999. - 24 с.

30. Баркин Г.А. Программно-методическая работа Наркомпроса РСФСР в связи с усовершенствованием гуманитарного образования в Единой трудовой школе II ступени (1918-1934). Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1974.

31. Баталина-Корнева Е.В. Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре. Автореферат дисс. . к.п.н. М., -2003. - 20 с.

32. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность.// Вопросы философии, 1969, № 9.

33. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах, т. 3.- М.,- 1954,с.308.

34. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах, т. 4,- М.,- 1954.

35. Беляев В.М.О музыкальном фольклоре и древней письменности.-М.,1971.

36. Беляев В.М. Сборник Кирши Данилова. М.,- 1969.

37. Бердяев Н. Духовные основы русской революции. Paris: YMCA-Press. -1990. - 599 с.

38. Бердяев Н. А. Судьба России. М.,-1918.

39. Бернанд Г. С.И. Танеев. М.,- 1983.

40. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений. Автореферат дисс. . к.п.н. Нижний Новгород,- 2003. - 29 с.

41. Блок М. Апология истории.- М.,- 1973.

42. Борев Ю. Эстетика.- М., -1969.

43. Браз СЛ. Формирование репертуара городского фольклорного коллектива. М.: ВНМЦ НТ и КПР. - 1980. - 72 с.

44. Бурлаков В.А. Воспитание народного певца в процессе освоения северорусской эпической традиции. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1998.-21 с.

45. Бюхер К. Работа и ритм. М.,- 1923. - 326 с.

46. Васильев-Буглай А. Хоровая работа в массах // Музыкальная новь,1923,3.

47. Василенко В.А. Традиции русской народно-песенной лирики в Сибири и современная хоровая самодеятельность. Автореферат дисс. . к. искусствоведения. М.,- 1956. - 15 с.

48. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе: Пособие для учителей и учащихся,- Белгород: Северодонечье. 1994.

49. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2001, № 1. 57 с.

50. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2002, № 1. 57 с.

51. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2002, № 4. 57 с.

52. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2002, № 4(5).-57с.

53. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2003, № 1(6).- 57с.

54. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2003, № 3(8). 57с.

55. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2005, № 2(13).- 57с.

56. Волков Г.Н. Социология науки. М.,- 1968. - с. 201.

57. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.,- 1999.

58. Вопросы методологии советского музыкознания: Сборник научных статей. М.,-1981.

59. Вопросы певческого воспитания школьников. Л.: Учпедгиз, - 1959.

60. Вопросы хорового образования //Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 77. М.: ГМПИ им. Гнесиных. - 1985. - 147 с.

61. Воронцова В.Г. Социально-педагогическая ориентация учителей в процессе повышения квалификации. Автореферат дисс. . к.п.н. Л.,-1990.-10 с.

62. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности.

63. Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции.

64. М.: ГНИИ семьи и воспитания РАО. 2003.- 486 с.

65. Выготский Л., Лурия А. Этюды по истории поведения. Обезьяна.

66. Примитив. Ребенок. Л.,-1930.

67. Габитова Р.К. Башкирский фольклор в развитии духовной сферы ученика музыкальной школы-гимназии. Автореферат дисс. .к.п.н.-М.,-1996.-16 с.

68. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и еговоспитании. -М.,-1938.

69. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). М.:Родник,-1996.-60 е., нот.

70. Глебов И. О сборниках детских песен // Вопросы музыки в школе. № 1.1926.

71. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX-XX веков.- М.:Музыка.-1981.-278с.

72. Головко А.К. Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования. Автореферат дисс. . к.п.н. Краснодар.- 2002.-27 с.

73. Горький М. Беглые заметки. Собр. соч. в 30 томах, т. 23. М., 1953.

74. Горький М. Собр. соч. в 30 томах, т. 23. М., 1953.

75. Гумилёв JT.H. Этногенез и биосфера Земли,- М.,-1994.- 637 с.

76. Гусев В. Е. Методы изучение фольклора. Л.,-1983.

77. Гусев В.Е. Проблема фольклора в истории эстетики. М-Л.,-1963.-203 с.

78. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.,-1967.

79. Гущин А.С. Вводная статья к переводу трактата «О живописи»// Дени

80. Дидро об искусстве, т.1.- М.: Искусство.-1936.-235 с.

81. Гущин А.С. Происхождение искусства. М,- Л.: Искусство.-1937.-112с.

82. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука.-1996.-363 с.

83. Давыдкина В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства. Автореферат дисс. . к.п.н. -М.,-2004.-23 с.

84. Давыдов В.В., Кудрявцев В.П. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней.

85. Вопросы психологии, 1997, № 1, с. 3-18.

86. Детские фольклорные школы. М.: ГР ДНТ,-1999.-54 с.

87. Детский фольклорный ансамбль: Методическое пособие и хрестоматия / Сост. Л.А. Терентьева Самара,-1991.

88. Дистервег Д. Руководство для немецкого учителя / Перевод с немецкого А.Ф. Гретман.- М.,-1913.-321 с.

89. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 9 томах, т. 3. М-Л.,-1962.

90. Дынник М.В. Современная хоровая музыка в содержании образованиястудентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

91. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-2004.-24 с.

92. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. -М.,- 1992.

93. Евсеев С. Русская народная полифония. М.,-1960.

94. Елисова Н.Н. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-2002.-20 с.

95. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л.:Наука,-1978.-205 с.

96. Емельянов Л.И. Нерешенные проблемы в изучении народного творчества.// Русский фольклор. IX. M.-JI.,-1964.

97. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия. - 1970.272 с.

98. Жемчужины мысли.- Минск,-1978.

99. Закатова И.Н. Модернизация системы дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. Автореферат дисс. . д.п.н. М.,-2003.-39 с.

100. Земцовский И.И. Фольклористика как наука // Фольклор и фольклористика. М., 1972.

101. Земцовский И.И. Фольклор и композитор. M.-J1.: Советский композитор.-1978.-176 с.

102. Земцовский И.И. Этномузыкознание как музыкознание этнослуха. Рукопись.

103. Змеев С.И. Основы андрогогики.- М.: Флинта-Наука.-1999.

104. Иглицкая И.М. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. М.,-1990.

105. Из истории Московской народной консерватории (1906-1918). Публикации и комментарии И.И. Шевченко. // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Сб. научных трудов. Серия Фольклор и фольклоризм. Вып. II. Л.: ЛГИТМИЛ.-1989.

106. Из истории советского музыкального образования. 1917-1927. Л.,-1969.

107. Извещение № 1160 от 18 мая 1906 г., а также Извещение № 860 от 17 мая 1906. М„ ГЦММК, ф. 133,№ 322.101. Известия РАО, 2001, № 4.

108. Изучение русского музыкального фольклора в детской музыкальной школе.-М.,-1989.

109. Искусство в школе, 2002, №2.

110. Искусство педагогики педагогика искусства. Сборник научных трудов. Вып. 1.-М.: АПКРО. - 2002. - 211 с.

111. История полувековой деятельности Императорского Русского Географического общества 1845-1895 гг. Сост. П.Семенов, присодействии А.А.Достоевского. Ч.Ш. Приложение. / Архив РГО. СПб.: Изд.1. Императорского РГО. 1896.

112. Каган М.С. Морфология искусства. JT.: Искусство.-1972.-440 с.

113. Каган М.С. Философия культуры. СПб.,-1996.-415 с.

114. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политическая литература.1974.-327 с.

115. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание-JL: ЛГУ.-1991.387 с.

116. Казьмин П. О русской народной песне и её исполнении // Методические статьи в помощь руководителю хоровых коллективов. М.,-1947.

117. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. М.: Музыка.-1977.-254 с.

118. Калугина Н.В. Омский русский народный хор. Автореферат дисс. . к. искусствоведения. М.,-1955.

119. Кананов П., Вулых П. Зарубежная литература о музыке. Вып. 1 (19541958).- М.,-1962.-602 с.

120. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества). -Л.,-1985.

121. Карамзин Н. История Государства Российского в 12 томах, т. 1 СПб.,-1830.

122. Каргип А.С. Самодеятельное художественное творчество. М.,-1988.

123. Карпушипа Л.П. Педагогические основы освоения мордовского фольклора. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1996.-23 с.

124. Кастальский А. Основы народного многоголосия. М.,-1948.

125. Кашин Д. Русские народные песни, собранные и изданные для пения с ф-но. Kh.1-3.-M.,-1833-1834.

126. Кедров Б.М. Классификация наук. Т. 1- М.,-1961. 431 с.

127. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие / Под ред. Ю.М. Забродина. М.,-1994.-344 с.

128. Козлова И.В., Шишлова Е.Н. Школа традиционной культуры. М.:1. ГРДНТ,- 1996.

129. Козырева Г.Г. Единство теоретического и эмпирического знания в подготовке учителя музыки. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-2003.-19 с.

130. Колесникова Г.И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки. Автореферат дисс. . к.п.н. Екатеринбург,-1999.-19 с.

131. Колосов А.П. К вопросу о хоровой культуре. М.,-1937.

132. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автореферат дисс. к.п.н. М.,-2002.-20 с.

133. Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров. М.: Педагогика.-1992.-78 с.

134. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М.,-2001.-248 с.

135. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс.-1994.

136. Кукушкин B.C. Этнопедагогика. Учебное пособие,- М,- Воронеж:1. МПСИ РАО.- 2002. -303 с.

137. Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1989.-19 с.

138. Куприянова Л.Л. Программа «Русский фольклор».- М.: Мнемозина,1996.

139. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ. М.: Мнемозина.-1996.-48 е., нот.

140. Лапин В. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций). Очерки и этюды,- М.,-1995.-200 с.

141. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.,-1979.-706 с.

142. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.,-1976.-65 с.

143. Лесевич В. Фольклор и его изучение//Памяти В.Г. Белинского.- М.,-1899.

144. Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М.,-1996.

145. Линёва Е.Э. Народная консерватория // Труды МЭК. Т. 1/113. М.,-1906.

146. Линёва Е.Э. Проект плана и программа Народной консерватории. 1906 // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Л., - 1989.

147. Лихачев Д.С. Раздумья.- М.,-1991.

148. Листопадов А. Песни донских казаков. В 4 томах. М.,-1949-1954.

149. Лобанов М.А. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни. Учебное пособие для старших классов ДМШ и средних специальных учебных заведений. СПб.,-1996.-72 е., нот.

150. Ломакин Н.Руководство к обучению песен в народных школах.-СПб.,б\г. 145. Лурье А.С. Преподавание пения и музыки в ЕТШ. Петербург: Музотдел НКП.-1919.

151. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление.-М.,1978.

152. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие. М.,-1955.-318 с.

153. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: 0лимп.-2001,- 317 с.

154. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки. (Теоретический и методический аспекты). Автореферат дисс. . д.п.н.- М.,- 2002. 53 с.

155. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд., т. 12.

156. Массалитинов К. Воронежские песни. Воронеж,- 1954.

157. Маслов А. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М.,-1913.

158. Материалы совещания семинара руководителей детских народных хорови фольклорных ансамблей. М.: ВНМЦ КПР. - 1985.

159. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.,- 1987.

160. Менеджмент в управлении школой. Учебное пособие для слушателей системы педагогики и повышения квалификации организаторов образования (Под ред. Г.И. Шамовой). М.,- 1995.- 223 с.

161. Методы изучения фольклора// Сборник научных трудов. -J1.,-1983.-153 с.

162. Мешко Н.К. Чтобы учить, нужно учиться // Клуб и художественная самодеятельность, 1964, № 2.

163. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 1. М.: НОУ ЛУЧ. - 1996.-42 с.

164. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 2,- М.:НОУ ЛУЧ. -2002. 80 с.

165. Мир детства и традиционная культура,- М.: ВНМЦ НТ.-1990.-176 с.

166. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. -М.: Дело.- 1994.

167. Музыкальная фольклористика. Вып.2.- М.: Советский композитор.1978.-341 с.

168. Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М.: Советский композитор,1986.-326 с.

169. Музыкальный фольклор и дети. Научно-методическое пособие. М.,1992.-100 е., нот.

170. Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. М.: ГМПИ им.1. Гнесиных.- 1974,- 151 с.

171. Мухаринская Л. К вопросу об эстетическом освоении действительностив современном белорусском народном творчестве. Л.: Советский композитор.- 1982,- 78 с.

172. Мяло К. Оборванная нить: крестьянская культура и культурная революция // Новый мир, 1988, №8.

173. Назарова Л. Введение в песенный фольклор// Искусство в школе, 2000,1,2, 3,6.

174. На пути к возрождению. Вологда: ВОНМЦК и ПК,- 2001.- 127 с.

175. Народная культура в контексте современного образования. М.:1. АПКРО. 2004.- 26 с.

176. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория ипрактика.- М.: Изобразительное искусство. 1983.- 343 с.

177. Никольская-Береговская К.Ф. Развитие школьного хорового пения в России. М.: Советская Россия. - 1974.

178. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков.-М.,- 1998.- 186 с.

179. Никольский А. План практических занятий пения в школе и хоре. -Ржев,-1918.

180. Новиков Н.И.Избранные педагогические сочинения.-М.,-1959.-С. 92175.

181. Новицкая М.Ю. Программа «Мир народной культуры в начальной школе»// Живая старина, 1994, № 2.

182. Носков А.К. Как научиться народному пению.- Самара.: ОДНТ. -1995.

183. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования // Сборник научных трудов,- М.,- 1990.

184. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение,- 1955. - С. 167-168.

185. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие.- М., 1956.

186. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. -1988.-750 с.

187. Окладников А.П. Утро искусства.-JT.: Искусство.-1967.-135 с.

188. Орлова Е. Б.В. Асафьев. Путь исследователя и публициста. JT.,-1964.

189. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству. Автореферат дисс. к.п.н.- М.,-1996. 19 с.

190. Оссовский А. Избранные статьи, воспоминания. Л.: Советский композитор. - 1961. - 400 с.

191. Острогорский В.П. Искусство как воспитательно-общественная сила. // Вестник образования, 1900, № 7.

192. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. СПб.,-1894.

193. Очерки традиционной культуры казаков России// Под ред. Н.И Бондаря. Т.1.- М.-Краснодар,-2002.

194. Павкина Н.В. Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (в условиях системы повышения квалификации). Автореферат дисс. . к.п.н,- М.,-2004.-23 с.

195. Павлова И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального музыкального фольклора. Автореферат дисс. . к.п.н. Казань,-2001.-21 с.

196. Пасхалов В. М.Е. Пятницкий и история возникновения его хора // Советская музыка. Сб. 2. М.,-1944.

197. Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т.1.-М.-ЦРФ.-2005.-447 с.

198. Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т.2,- М.-ЦРФ.-2006.-462 с.

199. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Документы и материалы. Книга 2, часть 1. М., 1993.

200. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Документы и материалы. Книга 2, часть 2. М., 1993.

201. Поёт Сибирский хор. М.,-1963.

202. Попов А.Необжитая страна детских игр//Народное образование, 1995,№ 5

203. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. М.: Музыка,1956.-301 с.

204. Программы Лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. М.:, ГОУ ЦРСДОД,- 2003,- 367 с.

205. Предмет «Русское народное музыкальное творчество в ДМИ и ДШИ»: Программа и методические рекомендации, перспективные и поурочные планы /Сост. Л.В. Костяшеваи З.К. Яковлева- М.,-1998.

206. Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 19. М.:ГМПИ им. Гпесиных.-1975.

207. Проблемы развития системы музыкального образования. М.: ГМПИ им. Гнесиных. -1987. - 175 с.

208. Пурин В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе. Автореферат дисс. . к.п.н,- М.,-2003.- 19 с.

209. Пути совершенствования подготовки руководителя самодеятельного хорового коллектива. Сб. научных трудов. М.: ГМПИ им. Гнесиных,1988.- 88 с.

210. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. С-П.,- 2003.- 457 с.

211. Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т. 1,- СПб.,-1890.

212. Раисов У.Ф. Синтез музыки и поэзии как фактор развития музыкальной культуры. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1997.-21 с.

213. Римский-Корсаков Н.А.Полное собрание сочинений. Т.2 М.:Музгиз.1952.

214. Римский-Корсаков Н.А. Сборник русских народных песен (100), соч.24.Вып.1-2,- СПб., 1876-1877.

215. Рогов А.И. Музыкальная эстетика России XI- XY11I вв. М.,-1973.-С.75.

216. Рожнов А. Руководство для обучающих пению в народных и патриотических школах, детских приютах, уездах и приходских училищах и вообще учебных заведениях,- СПб.,-1872.

217. Романюк Е.А. Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки. Автореферат дисс. . к.п.н. Тверь,-2004.-20 с.

218. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.,-1993.-607 с.

219. Рочев Ю.Г. Детские «будильные» попевки \\ Этнография и фольклоркоми. Сыктывкар,- 1972.

220. Рубцов Ф. А. Хоровые коллективы русской народной песни // Проблемы музыкальной самодеятельности. M-JI.,-1965.

221. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен.-Л.: Музыка.-1964.

222. Руднева А. Русское народное хоровое исполнительство // Омузыкальном исполнительстве. М.,-1954.

223. Руднева А.В. Народные песни Курской обл. М.,-1957.

224. Руднева А.В. Русский народный хор и работа с ним. М.,-1960.

225. Румер Н. Международное общество по музыкальному воспитанию // Музыкальное воспитание в школе, 1963, вып. 2.

226. Русская Музыкальная Газета, -1901, 15 августа, столбец 420.

227. Русские народные песни в обработке В. Захарова.Вып.1,2.-М.,-1962-1963

228. Русские народные песни Калужской области. Сост. В. Харьков.-М.,-1954

229. Русские народные песни Подмосковья, собранные П.Г.Ярковым.-М.,-1957.

230. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Э. Померанцева, С. Минч. М., -1959.

231. Рюйтел И. Фольклор и современная культура. Йошкар-Ола,-1990.

232. Сац И.А. Яворский в Московской народной консерватории /1906-1916/.//

233. Яворский Б. Воспоминания, статьи, письма. Т.1. М., 1964.- С. 227.

234. Свасьян K.JI. Человек как творение и творец культуры// Вопросыфилософии, 1987, №6. с. 135.

235. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практикапроектирования педагогических систем. М.,- 1999.- 272 с.

236. Серов А.Н. Русская народная песня как предмет науки. М.,- 1952.

237. Сёке П. Происхождение музыки и три её мира. Будапешт: Магвёте.-1982.- 182 с.

238. Скопцова М.В. Развитие музыкальных творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в детском саду. Автореферат дисс. . к.п.н,- М.,-2002.-20 с.

239. Скребнева Н.Р. Формирование готовности педагогов-музыкантов к художественно-творческой деятельности. Автореферат дисс. . к.п.н. -М.,- 2005,- 23 с.

240. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.,- 1997.

241. Совершенствование хорового образования в свете реформы высшейшколы. Сб. трудов. Вып. 107. М.: ГМПИ им. Гнесиных. - 1989.- 152 с.

242. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.-1988.- 1599 с.

243. Современная региональная политика в области высшего образования // Регионология. Саранск,- 1992.- № 1.- С. 30-75.

244. Современность и фольклор. Статьи и материалы.- М.: Музыка. 1977. -348 е., с нот.

245. Современные фольклорные коллективы в городе. Методическиерекомендации. Сост. А. Кабанов. М.:НИИК.- 1986.- 34 с.

246. Соколов Б.М. Собиратель народных песен. М.,- 1923.

247. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сост. А. Банин.1. М.,- 1990.-255 с.

248. Спенсер Г. Сочинения. Т. 6, ч.2. -С-Пб.,- 1889.- 309 с. 236.

249. Стукапов А.П. Синергстическое управление, непрерывное повышение квалификации педагогических кадров. Автореферат дисс. . д.п.н. М.,2003.- 54 с.

250. Сухобская Г.С. Психологические проблемы самообразования учителя.-М.,- 1986.

251. Тарасова Л.А. Музыкальное краеведение в системе подготовки педагогамузыканта, музыковеда, фольклориста. М. - Тверь: ГМПИ им. М.М. Ииполитова - Иванова.- 2003.- 357 с.

252. Тихомирова Л.А. Музыкальное краеведение как новое направление в музыкознании.- Тверь: ТГУ.- 1993.

253. Традиционная мужская культура. Сост.М. Строгапов.-Тверь: ОД1 IT,2002.

254. Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сб.трудов. Вып. XXIX М.: ГМПИ им. Гнесиных.- 1976,- 258 с.

255. Уроки фольклора в детской музыкальной школе. Программа Е.А. Зайцевой.- Красноярск,- 1994.

256. Ушипскии К.Д. Собрание сочнпеипй.Т. 2. М-Л.,- 1948.

257. Философский словарь. М.: Политическая литература.- 1986.- 588 с.

258. Финагин А. Русская народная песня. М.: Прогресс.- 1923.

259. Финдейзен Н.Ф. Два старейших печатных сборника песен: К пересмотру сборников Трутовского и Прача Л.,- 1926.

260. Финдейзен Н.Ф. Сборник российских песен XVIII в.// Доклад от 11 декабря 1924 г. Сб. трудов Академии наук. Т.31. М.: Общество древней письменности и искусства Академии наук.- 1926.

261. Фольклор и молодёжь. М.: РФС,- 2003,- 116с.

262. Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.-М.:ЦРФ,- 1994.

263. Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М.: ГМПИим. Гнесиных,- 1988.- 400 с.

264. Фольклорный театр. М.: Современник.- 1988,- 475 с.

265. Формирование репертуара детского народно-хорового коллектива. М.: ВНМЦ НТ и КПР.-1984,- 59 с.

266. Хитрово А.П. Краткое жизнеописание Д.А. Агренева-Славянского и егодеятельности.- М.,-1896.

267. Хрестоматия по истории русского фольклора. М.,- 1973.

268. Христиансен Л. Работа с народными певцами // Вопросы педагогики. Вып. 5-М.: Музыка.- 1963,- С. 9-38.

269. Христиансен JI.JI. Встречи с народными певцами. М.: Советскийкомпозитор. 1984.- 167 с.

270. Христиансен JT.J1. Ладовая интонация русской народной песни. М.: Советский композитор.- 1976.

271. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостнаяобразовательная система. Автореферат дисс. . д.п.н. М.,-2003,- 48с.

272. Челышева Т.В. Программа курса переподготовки по проблеме «Непрерывное художественное образование: научно-практические аспекты». М.: Academia. - 2001,- 38 с.

273. Шамина Л., Браз С., Медведева М., Куприянова Л. Л. Спецификаучебно- воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах. Методическое пособие. М.: ВНМЦ НТ и КГТР,- 1984,- 103 с.

274. Шамина JI.B. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования //Сб. научных трудов. Сост. А.А. Банин. М.,- 1990.

275. Шамина JI.B. Теоретико-методические основы обучения русскому народному певческому искусству. Автореферат дисс. . д.п.н.- М.,-1996.

276. Шамина J1.B. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Преподаватель, 2001, №6, с. 21-26.

277. Шахнович A.M. Язык, культура и социализация личности. М.,- 1982.

278. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Научная ред. М.Т. Картавцевой. М.: МГИК.- 1994.- 72 с.

279. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М.: Толк.1997.-89с.

280. Школяр JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальнойшколе (в системе развивающего обучения). Автореферат дисс. . д.п.н,- М.,- 1999. -43 с.

281. Штоф В.А. Проблемы методологии научного познания. -М.: Высшая школа.-1976.- 271 с.

282. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки.- М.,-1998,-465с.

283. Энгель Ю.Д. Глазами современника. Избранные статьи. М.,- 1971.

284. Энгельс Ф. Роль труда в процессе очеловечения обезьяны.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 14,- М.,- 1959,- 770 с.

285. Этнопедагогика. Теория и практика. М.: РФС.- 2003. - 224 с.

286. Яворский Б. Воспоминания, статьи, письма, т. 1. М.,- 1964,- 227 с.176

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.