Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Яксина, Наталия Александровна

  • Яксина, Наталия Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 206
Яксина, Наталия Александровна. Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2005. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Яксина, Наталия Александровна

Введение 4-8 щ

Глава 1. Профессиональная культура учителя музыки.

1.1. Формирование профессиональной культуры учителя музыки в современной образовательной ситуации.

1.2. Народная педагогика в свете кризиса современного образования.

1.3. Освещение проблемы формирования профессиональной культуры учителя музыки в научных трудах.

1.4. К определению понятия «профессиональная культура учителя музыки».

1.5. Структура профессиональной культуры учителя музыки.

1.5.1 .Методологическая культура учителя музыки.

1.5.2.Профессионально-этическая культура учителя музыки.

1.5.3 .Историко-педагогическая культура учителя музыки. 1.5.4.Коммуникативная культура учителя музыки.

1.5.5 .Музыкально-педагогическая культура учителя музыки.

Глава 2. Детский музыкальный фольклор

2.1. Детский музыкальный фольклор в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

2.2. Общая характеристика детского музыкального фольклора

2.3. Основные жанры детского музыкального фольклора 57 2.3.1 .Колыбельная песня

2.3.2.Пестушки

2.3.3. Потешки

2.3.4. Прибаутки

2.3.5.Считалки и жеребьевки

2.3.6. Дразнилки

2.3.7. Скороговорки

2.3.8. Приговорки некалендарные

2.3.9. Приговорки календарные

2.3.10.Детский календарный фольклор 80 2.3.11 .Игры с напевами

2.4. Особое место детского музыкального фольклора в системе устного народного творчества

Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка влияния освоения детского $ музыкального фольклора на формирование профессиональной культуры учителя музыки. 100 3.1. Влияние освоения детского музыкального фольклора на формирование профессиональной культуры педагога-музыканта

3.1.1. Формирование методологической культуры учителя музыки в связи с освоением детского музыкального фольклора.

3.1.2. Влияние освоения детского музыкального фольклора на формирование основных качеств профессионально-этической культуры учителя музыки.

3.1.3. Влияние освоения детского музыкального фольклора на формирование историко-педагогической культуры педагога-музыканта.

3.1.4. Диалогическое педагогическое общение посредством детского музыкального фольклора в содержании коммуникативной культуры учителя музыки

3.1.5. Воздействие освоения детского музыкального фольклора на формирование музыкально-педагогической культуры учителя музыки

3.2. Научно-методические рекомендации по освоению студентами детского музыкального фольклора как компонента формирования профессиональной культуры учителя музыки.

3.3. Организация опытно-практической работы.

3.4. Констатирующий эксперимент.

3.5. Педагогическое наблюдение.

3.6. Формирующий эксперимент.

3.7. Контрольный эксперимент. 135 Выводы 148-149 Список литературы 15 0-163 Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки»

Актуальность исследования. Новое время предъявляет жесткие требования к каждому человеку: высокий уровень профессионализма, самостоятельность, креативность, толерантность, ответственность. Общество выдвигает перед системой образования непростой социальный заказ: воспитание человека нового поколения. Перед педагогикой высшей школы поставлена задача подготовки специалистов, способных выполнить это требование общества. Исключительную важность приобретает развитие духовного, социокультурного, интеллектуального потенциала личности учителя, который в силах осуществлять инновационные, творческие процессы, вести многоуровневый культурный диалог. В связи с этим особую остроту приобретает проблема формирования профессиональной культуры учителя.

В современной педагогике уделяется значительное внимание проблеме формирования профессиональной культуры учителя (В.А. Сластенин, В.Э. Та-марин, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, А.В. Мудрик, Е.Н. Шиянов и др.). На данный момент изучены сущностные характеристики профессиональной культуры, ее структурные компоненты, основы процесса ее формирования. Среди составляющих профессиональной культуры рассматривалась также музыкально-педагогическая культура и пути ее развития (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Е.А. Бодина, А.Н. Гордейчук, Т.Ф. Резанова, З.П. Яропуд). Однако на сегодняшний день не получила достаточного освещения проблема формирования профессиональной культуры учителя музыки. Кроме того, отсутствуют научные труды, посвященные развитию профессиональной культуры учителя музыки в связи с освоением детского музыкального фольклора.

Детский музыкальный фольклор - одна из важнейших областей устного народного творчества, вобравшая в себя многовековой коллективный опыт становления и развития полноценной человеческой личности, достойного члена семьи и общества, способного сохранять духовное наследие предков и передавать его потомкам. Аутентичный фольклор является важным средством нравственно-эстетического развития личности, наследования духовного опыта человечества, осуществления связи поколений. Эти качества придают детскому музыкальному фольклору особую ценность для современного образования, переживающего «кризис детства» (В.И. Загвязинский), кризис дегуманизации и дегуманитариза-ции.

Искусствоведческий аспект изучения детского музыкального фольклора представлен в специальных исследованиях Г.С. Виноградова, Б.Б. Ефименковой, О.И. Капицы, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельникова, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкой, а также нашел отражение в работах Э.Е. Алексеева и B.C. Бахтина.

Педагогический аспект обращения к детскому музыкальному фольклору освещен в трудах Н.Н. Гиляровой, JI.JI. Куприяновой, М.Ю. Новицкой, JI.B. Шаминой. Тема профессиональной подготовки учителя музыки в связи с фольклором раскрывается в научных работах преподавателей педвузов С.С. Балашовой, И.И. Касьяновой, Т.И. Надеждинской. Однако в них не рассматривается вопрос о формировании профессиональной культуры учителя музыки.

Следовательно, насущная проблема педагогики - формирование профессиональной культуры учителя музыки - и важная проблема исследования детского музыкального фольклора до сих пор не изучались во взаимосвязи. Это позволяет сформулировать проблему диссертации. Она заключается в разрешении противоречия между значимостью освоения детского музыкального фольклора как компонента формирования профессиональной культуры учителя музыки и отсутствием научно-обоснованной методики его осуществления.

Таким образом, нерешенность этой проблемы и ее значимость для теории и практики музыкального образования обусловливают актуальность нашего исследования.

Целью исследования является изучение профессиональной культуры учителя музыки и детского музыкального фольклора как компонента ее формирования. щ Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учителя музыки.

Предмет исследования - детский музыкальный фольклор, подлежащий освоению в процессе формирования профессиональной культуры учителя музыки.

Гипотеза исследования:

Освоение детского музыкального фольклора может быть важным компонентом формирования профессиональной культуры учителя музыки при соблюдении следующих педагогических условий:

-детский музыкальный фольклор предстает как объект междисциплинарного изучения, исследуемый в искусствоведческом, психологическом, социоло-£ гическом, педагогическом аспектах;

-детский музыкальный фольклор изучается как сфера функционирования народной педагогики, как тесная взаимосвязь музыкальной и педагогической составляющих;

-детский музыкальный фольклор рассматривается как особая художественно-мировоззренческая система, отражающая специфику детского мировосприятия и закономерности его становления;

-при изучении детского музыкального фольклора необходимы: актуализация довузовского опыта студентов в этой области, формирование ценностного отношения к собственному ретро-опыту, развитие творческой активности и познавательного интереса к детскому фольклору, становление представлений о его включении в школьные уроки музыки.

Задачи диссертационного исследования:

1) раскрыть особенности детского музыкального фольклора;

2) выявить сущность и структуру профессиональной культуры учителя музыки;

3) определить влияние освоения детского музыкального фольклора на формирование профессиональной культуры педагога-музыканта;

4) найти собственный подход к освоению детского музыкального фольклора;

5) осуществить опытно-экспериментальную проверку наших научно-методических рекомендаций по освоению детского музыкального фольклора.

Методологическую основу исследования составили: положения теории фольклористики (Э.Е. Алексеев, А.А. Банин, П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев, И.И. Земцовский и др.), в том числе качающиеся собственно детского музыкального фольклора (Г.С. Виноградов, Б.Б. Ефименкова, О.И. Капица, А.Н. Мартынова, М.Н. Мельников, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкая и др.); теория профессиональной культуры учителя (В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин, Е.Н. Шиянов и др.)в опоре на положения теории педагогической культуры (А.В. Барабанщиков, B.JI. Бенин и др.) и профессиональной компетентности (Д.З. Ахметова, Л.И. Гурье); положения философии культуры (B.C. Библер, П.С. Гуревич, М. С. Каган, А.Ф. Лосев и др.); положения теории деятельности в психологии (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); положения теории диалогического педагогического общения (В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская, Т.Л. Худякова и др.); положения теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин. О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.В. Шамина и др.), в том числе касающиеся подготовки будущих учителей музыки.

Методы исследования:

-изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования из области философии, психологии, социологии, культурологии, фольклористики, общей педагогики, теории и методики музыкального образования;

-анализ (в том числе междисциплинарныйО детского музыкального фольклора;

-анкетирование, беседа, анализ письменных работ студентов;

-трансформированная «методика с конвертами» (Г.И. Щукина);

-педагогический (констатирующий, формирующий, контрольный) эксперимент.

Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе музыкально-педагогического факультета Московского Педагогического Государственного Университета.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась теоретическим исследование специфики и закономерностей детского музыкального фольклора и профессиональной культуры учителя; применением системы методов, отвечающих объекту, предмету, целям и задачам исследования, взаимно контролирующих и дополняющих друг друга; использованием стандартного набора методов прикладной статистики.

Новизна исследования заключается в том, что формирование профессиональной культуры учителя музыки и детский музыкальный фольклор ранее не рассматривались во взаимосвязи. Детский музыкальный фольклор, подлежащий-освоению в процессе формирования профессиональной культуры учителя музыки, впервые становится предметом специального научно-педагогического анализа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации выявлены основные характеристики детского музыкального фольклора, позволяющие рассматривать его как важный компонент формирования профессиональной культуры педагога-музыканта. Конкретизирована структура профессиональной культуры учителя музыки с учетом влияния освоения детского музыкального фольклора на развитие ее основных сфер. Экспериментально изучена эффективность наших рекомендаций по сравнению с традиционными.

Практическая значимость исследования состоит в том. что научно обоснована и экспериментально подтверждена необходимость и целесообразность освоения студентами детского музыкального фольклора как компонента формирования профессиональной культуры учителя музыки; разработаны и апробированы научно-методические рекомендации по изучению детского фольклора.

Положения, выносимые на защиту:

1.Детский музыкальный фольклор представляет значительную ценность для формирования профессиональной культуры учителя музыки благодаря ряду характеристик:

-детский музыкальный фольклор является особой художественно-мировоззренческой системой;

-поэзия пестования и традиционное детское творчество - сферы функционирования народной педагогики;

-детский музыкальный фольклор способен аккумулировать в себе угасающие жанры устного народного творчества.

2.Освоение детского музыкального фольклора студентами может благотворно повлиять на развитие следующих сторон профессиональной культуры: методологической, профессионально-этической, историко-педагогической, коммуникативной, музыкально-педагогической.

3. Освоение детского музыкального фольклора как составляющей профессиональной культуры учителя музыки является совокупностью трех компонентов: мотивационного, содержательного, операционального.

Критерий мотивационного компонента - личностно-ценностное отношение к детскому музыкальному фольклору. Показатели: ценностное отношение к собственному ретро-опыту, познавательный интерес к детскому музыкальному фольклору, творческая активность применительно к этой сфере, интерес к использованию детского фольклора на школьных уроках музыки.

Критерий содержательного компонента - представления о детском музыкальном фольклоре и о его введении в систему школьного музыкального образования. Показатели: знание специфики детского музыкального фольклора, его закономерностей; представление о нем как о художественно-мировоззренческой системе и как о сфере функционирования народной педагогики; видение перспектив его использования на школьных занятиях и прогнозирование вероятных результатов.

Критерий операционального компонента - овладение умениями исследования детского музыкального фольклора и формирование в связи с этим качеств профессиональной культуры. Показатели: овладение умениями аналитической нотации образца детского музыкального фольклора и его анализа (с элементами междисциплинарного); формирование патриотизма, установки на становление полноценной личности средствами детского фольклора, позитивного отношения к мировоззренческим идеям детского фольклора и принципам народной педагогики, ориентации на диалог на основе фольклорного опыта.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на лекционных и семинарско-практических занятиях со студентами музыкально-педагогического факультета Московского Педагогического Государственного Университета в 2000-2004 гг.; в ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры теории и истории музыки Mill У. Основные положения диссертации отражались в публикациях (9 публикаций) и излагались на научно-практических конференциях (Межрегиональная научно-практическая конференция «Музыкальное образование: сегодня и завтра», Москва, 2002 г.; Региональная научно-практическая конференция «О традиционных и нетрадиционных подходах к проведению занятий музыкально-эстетического цикла в ВУЗе и шко-^ ле», республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 2003 г.).

Структура диссертации. Работа включает в себя введение, три главы, выводы и заключение, библиографию и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Яксина, Наталия Александровна

выводы:

1.Освоение детского музыкального фольклора может выступать в качестве компонента формирования профессиональной культуры учителя музыки, а именно ее методологической, историко-педагогической, профессионально-этической, коммуникативной и музыкально-педагогической составляющих.

2.Детский музыкальный фольклор представляет значительную ценность для формирования профессиональной культуры педагога-музыканта благодаря ряду характеристик:

-детский музыкальный фольклор является особой художественно-мировоззренческой системой, отражающей специфику детского мировосприятия, и одновременно совокупностью способов формирования миропонимания подрастающего человека;

-поэзия пестования и традиционное детское творчество - сферы функционирования народной педагогики;

-детский музыкальный фольклор способен аккумулировать в себе угасающие жанры народного музыкального творчества.

3.Освоение детского музыкального фольклора как составляющей формирования профессиональной культуры учителя музыки опирается на комплекс трех компонентов: мотивационного, содержательного и операционального. В их содержание входит: 1) формирование у студентов эмоционально-ценностного отношения к детскому музыкальному фольклору и собственному ретро-опыту в этой сфере, творческой активности и познавательного интереса к детскому фольклору; 2) освоение будущими учителями музыки знаний о специфике и закономерностях детского музыкального фольклора, развитие у них представлений о возможности его включения в школьные уроки музыки; 3) развитие у учащихся умений исследовать детский музыкальный фольклор средствами аналитической нотации и анализа (в том числе междисциплинарного); формирование у студентов средствами детского фольклора патриотизма, установки на становление полноценной личности с помощью поэзии пестования и традиционного детского творчества, позитивного отношения к мировоззренческим идеям детского фольклора и принципам народной педагогики, ориентации на диалог на базе фольклорного опыта.

4. Для освоения студентами детского музыкального фольклора как компонента формирования профессиональной культуры учителя музыки необходимо соблюдение ряда педагогических условий: детский музыкальный фольклор предстает как объект междисциплинарного исследования; он рассматривается с учетом его сущностных характеристик (как художественно-мировоззренческая система, область функционирования народной педагогики и хранилище угасающих фольклорных жанров); при изучении актуализируется довузовский опыт студентов в этой сфере, формируются ценностное отношение, творческая активность и познавательный интерес к детскому фольклору, развиваются представления о введении аутентичного детского фольклора в содержание школьного музыкального образования.

5.Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенных методических рекомендаций по освоению студентами детского музыкального фольклора как компонента формирования профессиональной культуры учителя музыки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Яксина, Наталия Александровна, 2005 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие к дисциплине «Методология музыкально-педагогического образования» по специальности 030700 «Музыкальное образование». М.: МПГУ, 2001.-84 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие к спецкурсу «Основы методологической культуры учителя музыки». Научн. ред. В.А. Сластенин. М.: Прометей, 1990. - 186 с.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебн. пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Прометей, 2003. - 223 с.

4. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальных высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Просвещение, 1990.-141 с.

5. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: (теоретико-методологические аспекты проблемы). М.: Б.М., 1994.-321 с.

6. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988. -352 с.

7. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -335 с.

8. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. М., 1995 - 105 с,

9. Азаров Ю.П. Трансцедентальная педагогика. М.: МГУКИ, 2001. Ч. 1: Общие проблемы методологии и теории содержания педагогики высших ценностей. - 86 с.

10. Актуальные проблемы изучения музыкального фольклора: Межвузовский сборник научных трудов. / Ростов-на-Дону, ГПИ. Р.-на-Д., 1983.-87 с.

11. Актуальные проблемы современной фольклористики. — JL: Музыка, 1980. 224 с.

12. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика. -М.: Сов. композитор, 1990. 67 с.

13. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. М.: Сов. композитор, 1986. - 238 с.

14. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Сов. композитор, 1988. 236 с.

15. Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен: (На материале дошкольного образования): дисс. .д-ра пед.наук, МПГУ. М., 2000. - 352 с.

16. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Наука, 1996. - 496 с.

17. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. М.: Наука, 1977.-380 с.

18. Аникин В.П. Детский фольклор. // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское поэтическое творчество. М., 1983.

19. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 416 с.

20. Аркхайм Р. Новые очерки по психологии искусства: (пер. с англ.). -М.: Прометей, 1994. 352 с.

21. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя: Теория и методика. М.: Прометей, 2000. - 128 с.

22. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

23. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

24. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., 1987.

25. Бабич А.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманизации его профессиональной подготовки. Автореф. дисс.канд.пед.наук-М.,1990. - 18 с.

26. Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учетом специфических противоречий учебного процесса (на материале курса «Народное музыкальное творчество» в педвузе). Дисс.канд.пед.наук. -М., 1988.-235 с.

27. Балашова С.С. Повышение эффективности занятий по народному музыкальному творчеству в педвузе./ МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1985. -81 с. - Деп. В НИО Информкультура Гос. Б-ки СССР им. В.И. Ленина 6.07.1985, №625.

28. Балашова С.С. Формирование у студентов восприятия народной музыки.// Стимулирование творческой активности студентов музыкально-педагогического факультета. Куйбышев, 1986. - С.146-156.

29. Балашова С.С., Яксина Н.А. Аутентичный детский фольклор как компонент уроков музыки в школе: Научное исследование. М.: Прометей. 2004. - 120 с.

30. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов: к вопросу о сущности педагогической культуры.// Советская педагогика, 1981. №1. - С.72-74.

31. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Проблемы педагогической культуры. М.: Просвещение, 1980. - 208 с.

32. Баталов А. А. Понятие профессионального мышленияб Методологические и идеологические аспекты. Томск.: Изд-во Томского ун-та, 1985.-228 с.

33. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. М.: Музыка, 1974. - 302 с.

34. Бахтин B.C. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. Л.: Детская литература, 1988. - 191 с.

35. Белозерцев В.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -М., 1992.-32 с.

36. Беляева JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993. - 234 с.

37. Бенин B.JI. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. -Уфа, 1994. 162 с.

38. Бенин B.JL, Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры: Учебное пособие. Уфа: «Восточный университет», 2000. - 144 с.

39. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

40. Библер B.C. На гранях логики культуры. М.: Политиздат, 1997. -238 с.

41. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.

42. Благовещенская Д.А. Анализ русской традиционной песни: Учебное пособие. Самара: изд-во СТАКИ, 1999. - 85 с.

43. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 543 с.

44. Богданов И. А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедагогики (на примере народов Севера). Автореф. дисс. .канд.пед.наук. -М., 1992. - 55 с.

45. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации. Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. -М., 1992.-32 с.

46. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1988.-248 с.

47. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности: Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. Ростов-на-Дону, 1991.-301 с.

48. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя. Ростов-на-Дону, 1995. - 44 с.

49. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность.// Педагогика. 1999. - №3.

50. Бордовская К.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. С-Пб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2001. - 511 с.

51. Бордюг Н.Д. Детский музыкальный фольклор нижегородской области в праздниках и обрядах (опыт реконструкции). Нижний Новгород. 1993. - 80 с.

52. Боровиков Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору у первоклассников. Автореф. дисс. канд.пед.наук. - М.,1986. - 16 с.

53. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности./ РАН, институт психологии. М.: Ин-т психологии РАН. 1997. - 350 с.

54. Брадис Л.В., Шомина В.Г. Тверской детский фольклор. / Тверской областной государственный Дом народного творчества. Тверь, 2001. -178 с.

55. Василенко В.А. Детский фольклор.// Русское народное творчество. -М., 1986.

56. Василенко В.А. Об изучении современною детского фольклора. // Современный русский фольклор. М., 1996.

57. Веретенце: Музыкальный фольклор в средней школе. Архангельск, 1999. 82 с.

58. Верхолаз Р.А. Музыкально-педагогическая подготовка учителя (из опыта работы в Одесском пед. ин-те). Автореф. дисс. .канд.пед.наук. -М.,1961. - 20 с.

59. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. Иркутск: РГО, 1925. - 84 с.

60. Виноградов Г.С. К изучению народных детских игр у бурят. -Иркутск, 1-я Гос. Типография, 1922.

61. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: РГО, Власть труда, 1926. 30 с.

62. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн. 1. Иркутск, Секция научных работников, 1930. - 231 с.

63. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: AcademiA, 1999. - 168с.

64. Воробьев Н.Е., Суханцева В.К. и др. О педагогической культуре будущего учителя. //Педагогика. 1999. - №3.

65. Выготский Л.С. Психология искусства. / Общ. ред. В.В. Иванова. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. - 573 с.

66. Гармаш Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя (на мат. педагогических дисциплин). Автореф. дисс. .канд.пед.наук. - Киев, 1990. - 20 с.

67. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: (Прогностическая гипотеза образовательного триумфа). -М.: Моск. психол. социал. ин-т, 1997. - 117 с.

68. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Пед. общество России,2001. - 127 с.

69. Гершунский Б.С. Философия образования для XX века. М.: Совершенство, 1998. - 605 с.

70. Гершунский Б.С., Прука Ян. Дидактическая прогностика = Didactica' prognostika: Некоторые актуальные проблемы теории и практики.- Киев: Вища школа. Изд-во при Киевском ун-те, 1979. 240 с.

71. Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. Рязань, 1992. -48 с.

72. Гмурман В.Е. Методологические и теоретические проблемы педагогики в их взаимосвязях. Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. - М., 1981.-49 с.

73. Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1988. -260 с.

74. Гончаренко Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев: Наукова думка, 1980. - 380 с.

75. Гордейчук А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педвузов. Автореф. дисс. .канд.пед.наук.-Киев. 1990.-21 с.

76. Горковенко А.А. Музыкальный язык фольклора как основа профессиональной музыкальной культуры (к проблеме лада). // Актуальные проблемы современной фольклористики. JL, 1980.-С.65-83.

77. Гошовский В. JI. У истоков народной музыки славян. М., 1971.

78. Гребенкина JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. Рязань: Рязанский гос. пед. ун-т, 2000. - 201 с.

79. Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

80. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. -Автореф. дисс. . д-ра пед.наук. 30 с.

81. Гусев В.Е. Комплексное изучение фольклора. // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. - С. 7-16.

82. Гусев В.Е. О полифункциональности фольклора (к проблеме синэстезии в искусстве). // Творческий процесс и художественное восприятие. JL, 1978 - с.79-90.

83. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). С-Пб.: СПГИТМиК, 1993. - 110 с.

84. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука. 1966. - 365 с.

85. Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований.// Сов. педагогика. 1969. - №5. - С 70-87.

86. Детский игровой фольклор Волгоградской области. Репертуарно-методический сборник. Волгоград, ОНПЦ «Культура», 1997. - 54 с.

87. Детский народный лечебник. Сост. Г.Н. Ужегов. М.: Букмэн. 1995.- (Тайны знахарства). Кн. 1 - 1995. - 222 с. - Кн. 2 - 1995. - 223 с.

88. Детский фольклор Новгородской области (методические рекомендации в помощь собирателю). Новгород, 1989. - 31 с.

89. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков: (Методические рекомендации) Мин. Культуры СССР. - М.: ВНМЦ НТ и КПР Мин. Культуры СССР,1987. - 31 с.

90. Дитячий фольклор (колыбельные песни и потешки)./ Сост. Г.В. Довженюк. Киев: Наукова думка, 1984. - 471 с.

91. Елатов В.И. Наблюдение и эксперимент в музыкальной фольклористике.// Актуальные проблемы современной фольклористики. -С. 50-64.

92. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских традиционных песен. М., 1993. -214 с.

93. Ефименкова Б.Б. Северные байки: колыбельные песни Архангельской и Вологодской областей. М., 1978. - 106 с.

94. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

95. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: AcademiA, 2001. 207 с.

96. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация.// Педагогика. 1999. - №3.

97. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. J1.,: Музыка. 1975. -22с.

98. Земцовский И.И. Народная музыка и современность (к проблеме определения фольклора) // Современность и фольклор. М., 1977.-С. 28-75.

99. Земцовский И.И. Русская народная песня. Научно-популярный очерк. M.-J1.: Музыка 1975. -224 с.

100. Земцовский И.И. Русский фольклор: материалы и исследования. -M.,J1.: изд. АН СССР, 1960. 230 с.

101. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. М.: Флинта-Наука, 1998. - 399 с.

102. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: AcademiA, 1996. -266 с.

103. Зимняя И.А., Боденко Б.Н. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М., 1999. -67с.

104. Иванова Н.Д., Хан К.Х. Формирование у будущих учителей культуры педагогического общения (Метод., рекомендации). Алма-Ата, 1991.-27 с.

105. Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. Дисс. . д-ра. пед. наук. - М.: МПГУ, 2002. - 408 с.

106. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Наука, 1991. - 300 с.

107. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Дисс. д-ра.пед.наук. - М., 1993. - 451 с.

108. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.-Белгород: изд-во Белгородского ГПИ, 1993. - 217 с.

109. Исаева З.А. Формирование профессионально-исследовательской культуры педагога в системе университетского образования: Автореф. дисс. . д-ра.пед.наук. Алматы, 1997. - 51 с.

110. Искусство в системе культуры /под ред. М.С. Кагана. JL: Наука, 1987.-272 с.

111. Искусство и социальная психологи: сб. статей./ Ред.-сост.: В.И. Тасалов, В.Г. Клюев. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1996. - 246 с.

112. Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. / П.Г. Кабанов. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. - 140 с.

113. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 315 с.

114. Каган М.С. Морфология искусств. JL: Искусство, 1972. Ч. 1-4. -440 с.

115. Каган М.С. Философия культуры. С-Пб.: Петрополис, 1996. -404 с.

116. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. -142 с.

117. Кан-Калик. В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Наука, 1987.- 189 с.

118. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования.// Вопросы психологии, 1985. -№4.-С 9-17.

119. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990. - 142 с.

120. Капица О.И. Детский фольклор. JL: Прибой, 1928. - 224 с.

121. Касьян А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки. Педагогика, 1998, вып 2. - С. 17-22.

122. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Моск. ин-т нац. модели экономики. 1994. - С. 149.

123. Ковалев Г.А. Об активном обучении педагогическому общению. //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М.: НИИОППД983. - С. 6-19.

124. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии три стратегии в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. -М., 1987.-С.4-17.

125. Ковтун Г.Ф. Формирование умений культуры педагогического общения у будущих учителей начальных классов. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. - Челябинск, 1994. - 16 с.

126. Коган Т.А. Личностно-психологическая саморегуляция как часть педагогической культуры учителя.// Методическое пособие в помощь учителю, воспитателю, руководителю. Ростов-на Дону, 1994. - 50 с.

127. Копылова M.JI. Песни поются для радости: 4.1. Село наше Шулкой зовут. Йошкар-Ола: Литограф, 1991. - 32 с.

128. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Адукация i выхаванне, 1996. - 327 с.

129. Краевский В.В. Методология для педагога: Теория и практика: Учебное пособие. М.: Волгоград: Перемена, 2001. - 323 с.

130. Краевский В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов. С-Пб.: СПбГУП, 2001.-143 с.

131. Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. - 85 с.

132. Кряжевских В.К. Народные традиции и личность (к 70-летию В.М. Шукшина). М.-Бийск: МПГУ, БиГПИ, 1999. - 132 с.

133. Кубашичева Л.Н. Теоретические и практические основы развития профессиональной я-концепции студентов будущих педагогов. - Майкоп: тип. АТУ, 2000. - 340 с.

134. Культура педагогической деятельности учителя: методология, теория, опыт и перспектива развития. Монография /А.Б. Соколова, Г.В. Белая и др. Оренбург: изд-во ОПТУ, 2001. - 255 с.

135. Культура педагогического общения: Методические разработки: Для специальности: 031200. Педагогика и методика начального обучения. -Нальчик: Кабардино-Балканский Гос. ун-т, 1995. - 16 с.

136. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. //Вопросы психологии. 1986. - №2. С.48-50

137. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. С-Пб: СпецЛит, 2002. - 412 с.

138. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. - 126 с.

139. Лапин В. А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды. М.: Песня русская, 1995.-200 с.

140. Леонтьев А.Н. Человек и культура. -М., 1961. -115с.

141. Личность: развитие и реализация в творчестве: Сб. науч. трудов. / Курск: Курский Гос. техн. Ун-т. 1996. 170 с.

142. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.

143. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т.2. М: Педагогика, 1970. - 268 с.

144. Малютенко Л.Н. Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования. ~ Автореф. дисс. канд.пед.наук. Елец. 2000. - 16 с.

145. Мартынова А.Н. Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт./ Автореф. дисс. канд. ист.наук. -Л., 1977 19 с.

146. Майерс Д. Социальная психология. С-Пб: Питер, 1977. - 468 с.

147. Медведева М.В. Основные принципы сохранения и передачи народно-песенных традиций. // История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Материалы 5-й международной научно-практической конференции. - М., 2003. - С. 122-127.

148. Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе: учебно-методическое пособие. М.: МГТС, 1993. - 75 с.

149. Мельников М.Н. Русский детский фольклор М.: Просвещение, 1987.-240 с.

150. Меретукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал: Учебное пособие для студентов и аспирантов. Майкоп, 1999. - 157 с.

151. Методологические проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985.-240 с.

152. Методы музыкально-фольклористического исследования: Сб научных трудов. М.: МГК, 1989. - 158 с.

153. Модель И.М. Профессиональная культура (общесоциологический аспект). Автореф. дисс. .канд.филос.наук. - Свердловск, 1983. - 18 с.

154. Надеждинская Т.И. Усвоение студентами народных основ музыки как условие совершенствования их профессиональной подготовки (при изучении историко-теоретических дисциплин на музыкальных факультетах педвузов): дисс. канд.пед.наук. М. 1981. - 186 с.

155. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1970. 502 с.

156. Народная музыка: история и типология (памяти профессора Е.В. Гиппиуса). Сб. науч. трудов./ Ред. Е. Хваленская. JL: ЛГИТМИК, 1989.- 185с.

157. Народная культура как средство развития духовности личности. -Тезисы докладов. Пенза, 1994. - 95 с.

158. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное детское музыкальное творчество. М.: Сов. композитор, 1988. - 192 с.

159. Науменко Г.М. Жаворонушки (русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры, дразнилки). Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1977. - 124 с.

160. Науменко Г.М. Народная мудрость и знания о ребенке: Этнография детства: Сб. фольклорных и этнографических материалов. М.: Центрполиграф, 2001. - 431 с.

161. Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество: Сб. фольклорных материалов. М.: Центрполиграф, 2002. - 477 с.

162. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: AcademiA, 1996. - 136 с.

163. Науменко Г.М. Этнография детства: Сб. фольклорных и этнографических материалов. М., 1998. - 405 с.

164. Науменко Г.М., Якунина Г.Т. Солнышко-ведрышко. Детский музыкальный фольклор Архангельской области. Архангельск, 1994. -124 с.

165. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 168 с.

166. Никольский А.В. Голос и слух хорового певца. Методическое руководство по школьно-хоровому пению. Петроград, Издание товарищеского хорового издательства, 1916. - 58 с.

167. Никольский А.В. Народная песня СССР, (рукопись; из личного архива JI.A. Никольского).

168. Никольский А.В. Теория русской народной песни, (рукопись; из личного архива JI.A. Никольского).

169. Новицкая М.Ю. Детская народная поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сб. текстов русского детского народного творчества и методические рекомендации к ним в помощь учителю начальных классов. М.: АРКТИ, 1999. - 112 с.

170. Осорина М.В. Детский фольклор: зачем он нужен .//Знание сила, 1985, №4. - С.28-30.

171. Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. //Этнографические стереотипы поведения. —Л., 1985. С.26-32.

172. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований. К проблеме этнографии детства.// Сов. Этнография, 1983, №3. С.34-40.

173. Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки. //Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980.-430 с.

174. Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского совещания-семинара: «Эстетическое образование в общеобразовательных учреждениях. Проблемы и перспективы». М.Самара: Исслед. центр эстетич. восп. РАО. 1996. - 286 с.

175. Педагогика искусства и интеграция: Материалы международной конференции «Интеграция как методологический феномен образования в изменяющейся России» М.: РАО, 201. - 440 с.

176. Педагогика как культура. Материалы в помощь студентам заочного отделения, изучающим педагогику и культурологию./ Авт.-сост. Н.Ф. Золотухина.- С.-Пб.: СПбИВЭСЭП, 2000. 94 с.

177. Педагогическая культура Европейского Севера: Эксперимент в сфере образования: Сб. научн. трудов. Архангельск: Поморский Гос. ун-т, 2002.-90 с.

178. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя. Уфа: изд-во БГПИ, 1998. - 120 с.

179. Педагогическая культура учителя музыки с позиций системно-научного подхода. Таганрог: Б.и., 1993. - 20 с.

180. Педагогическая энциклопедия./ Под ред. И.А. Каирова, в 4-х тт. -М., 1968.

181. Петровская Л.А., Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. -1982.-№3.-С. 9-18.

182. Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог. // Вопросы психологии. 1982. - №5. - С.85-89.

183. Печчеи А. Человеческие качества. М. 1980. - 246 с.

184. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие.// Восприятие музыки. М., 1980. - С. 244-255.

185. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, физиологией, гигиеной). С.-Пб., 1994.

186. Попов Г. Народно-бытовая медицина. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.-376 с.

187. Попова Т.В. Об использовании фольклора в музыкально-теоретических курсах.// Актуальные проблемы музыкальной педагогики. -М., 1997.-С. 102-108.

188. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1997. -224 с.

189. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. - 586 с.

190. Программы педагогических институтов. Сб. 19-а. История зарубежной музыки. Народное музыкальное творчество. - М.: Просвещение, 1984. - 94 с.

191. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. - 122 с.

192. Профессиональная культура учителя: (Программа изучения)./ Сост. В.А. Сластенин. Н.И. Филиппенко. М.: Б.и., 1993. - 22 с.

193. Профессионализм педагога: Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Ижевск - С-Пб.: Изд-во Удмуртского ун-та. 1992. - 349 с.

194. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная./ Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.; Отв. ред. Я.А. Пономарев. — М.: Наука, 1990. 222 с.

195. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.: Центр, 1996. - 336 с.

196. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е испр. изд. -М.: ЦАПИ, 1994.-141 с.

197. Растрыгина А.К. Формирование педагогической культуры будущего учителя музыки. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. - Киев, 1991. - 19 с.

198. Рерих Н. Культура почитания света./Мир через культуру. М., 1990. -С 23.

199. Рождественская Т.М. Формирование научно-познавательных интересов учащихся вузов: Дисс. . канд.пед.наук. М., 1972. - 206 с.

200. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы.// Сост. П.А. Вульфиус. М.: Музыка, 1979. - 363 с.

201. Русская народная песня. Неизвестные страницы музыкальной истории. Сб. науч. тр. / Сост. ред. И.И. Земцовский. Серия «Фольклор и фольклористика». -С.-Пб.: РИИН, 1995. - 171 с.

202. Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция. Сб. научных статей. Л.: Изд. ЛОЛГК, 1985. - 135 с.

203. Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995.

204. Русское народное поэтическое творчество./ Под ред. A.M. Новиковой. М.: Высшая школа, 1978. - 440 с.

205. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: София, Гелиос, 2001744 с.

206. Рязанова Г.Ф. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в период обучения в педвузе. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. - М., 1987. - 16 с.

207. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. -М.: AcademiA, 2000. 240 с.

208. Скаткин М.Н. Методология и методы педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. - 152 с.

209. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя ВУЗа. (Д.З. Ахметова, Л.И Гурье, В.Ф. Габдулханов и др). Казань: Таглимат. 2001.-112 с.

210. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Дисс. .д-ра.пед.наук. -М., 1976.-386 с.

211. Сластенин В.А., Пустовойтов В.В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования (методическое пособие). М., 2002. - 63 с.

212. Современность и фольклор: Статьи и материалы. М.: Музыка, 1977.-348 с.

213. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры. М.: Интерпракс, 1994. - 272 с.

214. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Отв. ред. А.А. Банин. - М.: НИИК, 1990. - 254 с.

215. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. Композитор, 1980. - Г.1. - 296 с.

216. Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. -Алма-Ата: Наука, 1978. 90 с.

217. Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993.-238 с.

218. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Прогресс, 1957. -256 с.

219. Теория и методика образования школьников: программа-конспект высших учебных заведений./ Сост. Э.Б. Абдуллин. М.: Прометей, 1996.

220. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.//Избранные труды в 2х т. М.: Педагогика, 1985. - Т.2. - С 42-223.

221. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Монография. С-Пб.: Образование, 1996. -79 с.

222. Традиции и перспективы изучения музыкального фольклора народов СССР. Сб. статей./ Ред.-сост. Э.Е. Алексеев, Л.И. Левин. М.: ВННИИ, 1989.-213 с.

223. Традиционное народное музыкальное искусство и современность (Вопросы типологии)./ Отв. Ред. Енговатова М.А. М.: МГПИ, вып. 60, 1982.- 159 с.

224. Традиционный фольклор в современной художественной жизни: фольклор и фолыслоризм. Л.: ЛГИТМИК, 1984. - 141 с.

225. Фаддеева И.Е. Структура фольклора (к вопросу о связях двух сфер народного творчества) //Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. С. 5-17.

226. Фольклор музыка - театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками./ Ред. С.И. Мерзлякова. - М.: Владос, 1999. - 214 с.

227. Фольклор: песенное наследие. / Ред. А.Л. Налепин. М.: Наука, 1991.- 177 с.

228. Фольклор. Поэтическая система./ Отв. ред. А.Н. Баландин, В.М. Гацак. М.: Наука. 1977. - 343 с.

229. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие./ Под ред. В.А. Сластенина. М.: Прометей. 1993. - 178 с.

230. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1980. - 267 с.

231. Худякова Т.Л. Межличностная обратная связь в педагогическом общении. Дисс. канд. псих. наук. М., 1996. - 129 с.

232. Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб.: Прогресс, 1997. -612 с.

233. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки. Автореф. дисс. .д-ра пед.наук. - М., 1999. - 51 с.

234. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М., 1994. - С. 261.

235. Чекановска А. Музыкальная этнография: методология и методика. -М.: Сов. композитор, 1983. 190 с.

236. Чернов И.Н. Фольклор фольклорист - фольклористика: Некоторые гносео-социологические аспекты изучения музыкального фольклора. -Алма-Ата, 1978.-314 с.

237. Чистов К.В. специфика фольклора в свете теории информации.// Типологические исследования по фольклору. М., 1975. - С. 26-43.

238. Шамина JI.B. Теоретико-методические основы обучения народно-певческому искусству. Дисс. . д-ра. пед. наук. - М., 1996. - 492 с.

239. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.-312с.

240. Шевченко Г.И. Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1985. - 16 с.

241. Шпенглер О. Закат Европы. Минск: Харвест, М.: Аст, 2000. -1376 с.

242. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс. 1969.-240 с.

243. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Д.: Просвещение. 1967. - 266 с.

244. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 351 с.

245. Экспедиционные открытия последних лет: народная музыкальная словесность, обряды в записях 1970-1990-х гг.: статьи и материалы. Серия «Фольклор и фольклористика». / Сост. и отв. ред. М.А. Лобанов. С.-Пб.: Дмитрий Буланин, 1996. - 246 с.

246. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.-326 с.

247. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-восточной Азии. М., 1993. - 542 с.

248. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Средней и Южной Азии. М., 1983. - 486 с.

249. К.-Г. Юнг Дух и жизнь. М.: Практика, 1996. - 560 с.

250. Яконюк В.А. Опыт исследования профессиональных интересов студентов музыкально-педагогического факультета педвуза.// Вопросы методики музыкального воспитания. Минск, 1976. - С.44-81.

251. Cole A. Teacher development in the work place: rethining the apropriation of professional relationships.// Teacher college record. 1992. - V. 94. - №2. - P.365-379.

252. Goodlad J. I. In praise of education. New York; London: Teacher college press. Teacher college, Columbia univ., 1997. - 187 p.

253. Lake J. Some thoughts concerning education and of the conduct of the understanding. Indianapolis; Cambridge: Hackett, 1996. - 227 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.