Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Исмаилова, Макка Вахаевна

  • Исмаилова, Макка Вахаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Грозный
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 169
Исмаилова, Макка Вахаевна. Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Грозный. 2007. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Исмаилова, Макка Вахаевна

Введение.

Глава первая. Роман как жанр литературы.

1.1. Характеристика понятия «жанр» в литературоведении.

1.2. Типологические классификации жанра романа.

1.3. Развитие жанра романа в чеченской литературе.

Глава вторая. Жанровое своеобразие трилогии А.Айдамирова («Долгие ночи», «Молния в горах», «Буря»).

2.1. Эпические традиции и поэтика произведений.

2.2. Философское осмысление национальных и общечеловеческих проблем.

2.3. Формирование нового типа героя и проблема «отцов» и «детей».

Глава третья. Поэтика романа в стихах Ш.Арсанукаева «Линии судьбы».

3.1. Фольклорные мотивы в развитии темы войны в романе.

3.2. Традиции народной поэзии в любовной линии произведения.

Глава четвертая. Жанровое своеобразие романов М.Ахмадова.

4.1 Роман М.Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут» как роман воспитания.

4.2 Проблема соотношения традиций и современности в романе.

4.3 Поэтика романа М.Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут».

4.4 Особенности жанра романа М.Ахмадова «Деревья в сумерках».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века»

Чеченская литература является важной составной частью не только литературного процесса России, но и мировой художественной культуры в целом. Творчество чеченских писателей отражает духовный опыт многострадального, жизнелюбивого, чрезвычайно стойкого и гордого народа, находящего в себе силы сохранять и развивать древнейший язык, традиции и самобытную культуру. Если душа народа, его поэтический гений воплощается в коллективном творчестве, в фольклоре, обрядово-ритуальной стороне жизни чеченцев, то личностное начало выражается в художественной рефлексии писателей и поэтов, стремящихся передать в литературных образах боль, надежды и собственное переживание истории. Художественное мышление писателей Чечни преодолевает пределы локальной культуры горцев и выводит трагический опыт народа на глобальный, общечеловеческий уровень. Изучение чеченской литературы позволяет не только лучше понимать специфическую уникальность этнической культуры и мировоззрения, но и в определенной мере дополняет картину духовного опыта других культур.

Кроме того, изучение жанрового своеобразия такого явления художественной литературы, как чеченский роман 80-х и 90-х гг. XX в., представляется актуальным и по ряду определенных причин. Во-первых, именно в этот период наступает рассвет литературного творчества, относимого к жанрам эпической прозы. Во-вторых, романы писателей указанного времени не только синтезировали опыт предшественников, но и заложили основы нового, в художественном отношении совершенного направления в искусстве чеченской художественной культуры. В-третьих, рассматриваемый период развития чеченской литературы важен еще и потому, что в своих романах писатели подвергают художественному анализу социокультурную реальность, в которой оказываются их герои, носители традиционного мировоззрения часто преломленного сквозь призму современных проблем. Персонажи, населяющие художественный мир большой прозы чеченской литературы, переживают экзистенциальное состояние времени, которое движется, ставя перед ними проблемы многовековой давности. Настоящее как бесконечное повторение ощущений прошлого, как переживание морального обязательства перед памятью предков. Наконец, в-четвертых, актуальность диссертационного исследования во многом обусловлена еще и важнейшим социокультурным значением тех кризисных явлений и проблем, которые подвергаются осмыслению средствами образного языка романов 80-х - 90-х гг. XX в.

Хотя литература Чечни прежде всего является событием эстетического плана, она выполняет, помимо художественных, социальные и даже социально-политические функции. В романах, созданных в данный период времени, подвергается художественному осмыслению и критическому анализу средствами поэтической выразительности закономерности социальной истории и политики. Писатели вместе со своими героями переживают трагедию народа, пытаются вскрыть ее причины и предупреждают в относительно спокойный период времени 80-х гг. о возможности новых потрясений. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется еще и тем, что изучение жанровой специфики романов, выявление поэтических связей с традиционной культурой чеченцев позволяет глубже понимать корни социального кризиса, проявившегося в конце 80-х начале 90-х гг.

Следует отметить, что чеченские писатели прошли суровые испытания вместе с народом, разделили его судьбу и нашли в себе силы отстаивать свой взгляд, свою точку зрения на события прошлого и настоящего.

На современном этапе развития литературного процесса перед отечественным литературоведением встает целый ряд качественно новых проблем. Обращение к жанру романа обусловлено тем, что роман, по мнению исследователей, относится к «большим» жанрам, к наиболее зрелым литературным формам, что позволяет рассматривать роман как отражающий наиболее значимые литературные тенденции, прошедшие «проверку временем».

Раскрывая степень изученности такого явления, как литературный процесс 80-х - 90-х гг. чеченской художественной культуры, необходимо отметить, что своеобразие литературы этого периода совершенно не раскрыто в чеченском литературоведении. Одной из наиболее исследованных областей истории чечено-ингушской литературы является область историко-культурных связей художественного творчества с мифо-фолышорным наследием и традиционной культурой вайнахов.

Отметим, что литература Чечни развивалась, творчески перерабатывая художественные особенности мировой культуры, но вместе с тем сохраняя ценностный потенциал наследия предков. Исторические корни чеченской литературы проанализированы в работах Ю. Айдаева, М. Мальсагова, X. .Туркаева, X. Ошаева, Р. Чахкиевой и других исследователей.

Некоторые особенности чеченского романа (50-70-х гг.) были исследованы JI. Бекизовой, Н. Музаевым, X. Мусаевым, X. Туркаевым, Р. Ужаховой, Р. Чахкиевой, М. Чентиевой, Г. Яблоковой и другими авторами.

Чеченский и ингушский роман 20-х - 70-х гг. XX в. были предметом диссертационного исследования Р. Ужаховой (1984). В этой работе выявлены поэтические особенности большой прозы от момента ее становления до 70-х гг. прошлого века. Общему анализу развития чеченской прозы, и в частности, чеченского романа, посвящено диссертационное исследование X. Абдуллае-вой «Чеченская проза: историко-культурный аспект» (1998).

Развитие чеченской литературы происходило в тесном взаимодействии с русской классической и советской литературой, что проявилось в общности основных тенденций. «Идейно-тематические и жанровые искания чеченских и ингушских романистов вполне укладываются в общее русло развития всей многонациональной советской литературы. Успешное овладение ими различными формами романа, безусловно, является следствием всестороннего и глубокого изучения вершинных достижений русской классики, которая дала немало блестящих образцов этого жанра, вошедших в золотой фонд мировой литературы» [39; 79].

Анализ глубоких идейно-художественных связей чеченской литературы с древним эпическим наследием дан в работах Х.В. Туркаева [147, 144, 150, 148, 151]. Исследователь подчеркивает, что без анализа исторического духовного наследия чеченской культуры невозможно понимание и современного культурного процесса, и современной литературы. «Такие исследования, обращенные в глубь истории, обобщающие опыт культурно-исторического развития ранее бесписьменных народов, призван в итоге способствовать обогащению наших представлений об исторической закономерности возникновения национальных литератур» [148; 4].

В литературоведческом изучении чеченской литературы сделано достаточно много. «Полнее стали наши знания законов рождения новых идейно-тематических и художественных систем за годы советской власти <.> Исследованы жанры, сделано многое для выявления общих закономерностей поступательного движения самих литератур» [151; 4]. Было заложено прочное теоретическое основание, та опора, которая позволяет продолжать исследования чеченской литературы. Труды перечисленных и многих других авторов определяет возможности дальнейшего продуктивного изучения литературного процесса при творческом развитии уже сделанного.

Однако при значительных успехах в изучении литературного творчества народов Кавказа, многие вопросы и многие проблемы еще не нашли достаточно полного освещения. «Несмотря на определенные достижения исследовательской мысли, необходимо отметить, что сложные пути становления молодых литератур довольно часто рассматриваются упрощенно, а многие проблемы еще ждут своего решения» [151; 6]. Особенно мало внимания уделялось исследованию чеченской литературы 80-х - 90-х гг. XX в. Кроме того, «не решены вопросы периодизации чеченского историко-культурного процесса, проблемы становления идейно-эстетических предпосылок зарождения чеченской литературы в ее связях и тесном взаимодействии с русской литературой и передовой демократической мыслью народов Северного Кавказа» [151; 7].

В свете названной проблемы представляется важным, чтобы духовное богатство и художественные достоинства чеченской литературы 80-х - 90-х гг. XX в. получили достаточно полное и глубокое освещение в литературоведении. И сегодня необходимо проделать сложную и тщательную работу, целью которой должно стать новое прочтение хорошо известных произведений, в которых мы можем найти ответы как на вечные вопросы, так и на запросы современности.

При том, что существуют серьезные научные исследования, посвященные творчеству чеченских писателей, следует признать, что в силу социально-исторических условий литературный процесс 80-х - 90-х гг. совершенно не исследован. Большая часть современных литературных произведений еще не стала предметом литературоведческого анализа. В этой связи обращение к романам, написанным менее десятилетия назад, представляется новым и актуальным.

Конец двадцатого века в Чечне и в России в целом сопряжен с ярко выраженным кризисом как в духовной, так и в социально-политической сферах. В связи с этим обращение к исследованию жанра романа в чеченской литературе дает возможность понять причины кризиса, выделить те основные духовные и нравственные вопросы, которые на протяжении многих лет представляли собой «болевые точки».

Таким образом, научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что жанровое своеобразие чеченской литературы советского периода, в особенности литература его последних десятилетий, комплексно рассматривается с точки зрения связей романной поэтики с фольклорным и эпическим наследием. Впервые исследуется жанровая разновидность романов Абузара Айдамирова, Мусы Ахмадова, Шайхи Арсанукаева в связи с наследием традиционной культурой вайнахов. Очевидно, что закономерности литературного развития чеченского романа не могут быть до конца понятыми без обращения к мифо-фольклорным и эпическим мотивам.

Объектом диссертационного исследования являются романы чеченских писателей, написанные и изданные в период с 1980 до 2000 года. Предметом изучения является жанровая разновидность романов Абузара Айда-мирова («Долгие ночи», «Молния в горах», «Буря»), Шайхи Арсанукаева («Линии судьбы), Мусы Ахмадова («На заре, когда звезды гаснут», «Деревья в сумерках»). В качестве гипотезы научного исследования выдвигается идея глубинной связи произведений современных писателей с духовными традициями чеченской культуры, которые проявляются на всех уровнях романной поэтики. Эта укорененность современных эпических форм чеченской литературы в духовной почве этнических традиций и является одной из наиболее значимых черт жанровой специфики исследуемых произведений.

Основной целью диссертационного исследования является выявление, описание и характеристика жанровых разновидностей и жанрового своеобразия чеченских романов рассматриваемого периода, новаторство чеченских романистов последних десятилетий XX века. Для достижения поставленной цели необходимо качественно решить следующие задачи:

- провести литературоведческий анализ понятия «жанр» и выделить наиболее значимые основания для его использования при анализе романов;

- выявить на конкретном материале исследования существенные характеристики романа как жанра;

- провести анализ романов, написанных в период 80-х - 90-х гг. XX в. с точки зрения их жанровой принадлежности и их связи с эпическим наследием, выявление новаторства романистов;

- описать проблемно-тематический круг связей литературных и эпических образов;

- определить функциональное значение обращения писателей к культурному наследию предков;

- установить связь поэтики исследуемых романов с морально-этическим комплексом традиционной культуры вайнахов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Чеченские романы 80-х - 90-х годов XX века представлены широким спектром жанров и жанровых разновидностей: исторический роман, роман-хроника, роман в стихах, социально-бытовой роман, роман - воспитания и роман - фантасмагория.

2. Развитие жанра романа в чеченской литературе в 80-х - 90-х гг. происходило по двум взаимосвязанным направлениям: по пути повышенного внимания к истории народа и развитию личности в конкретных исторических обстоятельствах.

3. Для чеченских романов 80-х - 90-х годов XX века характерно слияние в рамках одного произведения нескольких жанровых разновидностей, образующих синтетическое единство художественного пространства.

4. Для чеченского романа рассматриваемого периода характерна высокая степень связи с эпическим наследием. Интеграция традиционных элементов мифо-фольклорной поэтики с элементами поэтики современной литературы.

5. Жанр исторического романа, развивая традиции, заложенные во многонациональных литературах России, осваивал идейно-эстетические требования романа-хроники. Динамика развития исторического романа строится в направлении к большему вниманию к конкретным и философским вопросам, отходу от стереотипов.

6. Развитие романа включает в себя активное освоение приемов и методов мировой литературы. Жанровой особенностью чеченского романа рассматриваемого периода является художественный прием «поток сознания».

7. Пространственно-временная организация романов во многом воспроизводит мифо-фольклорную систему пространства и времени эпических произведений.

8. Эволюция внутреннего мира героев исследуемых произведений определяется непрекращающимся диалогом с духовным наследием предков.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении истории чеченской литературы, создании учебного курса «Современный чеченский роман», а также при изучении литератур народов Северного Кавказа.

Методологической основой диссертации послужили труды известных отечественных ученых В. Агеносова, М. Бахтина, Д. Лихачева, Е. Мелетин-ского, а также работы северокавказских исследователей Ю. Айдаева, JI. Бе-кизовой, Н. Музаева, X. Мусаева, У. Панеша, X. Туркаева, Р. Ужаховой, Р. Чахкиевой, М. Чентиевой, К. Шаззо и др.

В качестве основного метода историко-литературного анализа использовался сравнительный метод, позволяющий выявить типологические основы идейно-образной системы романов.

Апробация работы. Материалы диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на конференциях. Основные положения работы отражены в публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Исмаилова, Макка Вахаевна

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать вывод относительно высокой степени продуктивности жанрового подхода к исследованию большой прозы. Он позволяет рассматривать литературный процесс в единстве преемственности традиций и динамики. В настоящее время жанровая типология представляет собой не дискретную, а континуальную систему.

Анализ романов чеченских писателей показывает, что понятие жанра и сегодня не утратило своего значения. Определение жанрового своеобразия литературного произведения необходимо для более полного понимания характера высказывания автора.

Роман, согласно мнению исследователей, представляет собой синтетический жанр, интегрирующий элементы разных жанров и интенсивно изменяющийся с течением времени. Особенностью жанра романа является внимание к судьбе отдельной личности, показанной в ее развитии, в изменениях. Существует множество классификаций романов и различных подходов к выделению романных форм, которые строятся по разным основаниям. Однако, как признают практически все исследователи, эти классификации носят условный, приблизительный характер.

Жанровое своеобразие трилогии А. Айдамирова определяется синтезом исторического и философского романа. Важнейшие нравственно-философские мысли в романах даны не в виде стабильных, монологических догм, а в виде полифонического становящегося диалогического взаимодействия разных позиций, разных голосов.

По характеру содержания произведения Айдамирова представляют собой исторический роман. По уровню присутствия документального материала и точности воспроизведения исторических событий и описаний исторических лиц их можно отнести к жанру романа-хроники. Особенно это относится к роману «Долгие ночи». Хотя и для романов «Молния в горах» и «Буря» так же присуща едва ли ни документальная подача материала в хроникальном порядке описания событий бурной истории Чечни.

Однако по глубине проработке поднимаемых вопросов романы Айдамирова могу быть определены как философские романы. Идеи автора представлены не в монологической, застывшей и «окончательной» форме, а преподносятся в форме полифонического звучания различных голосов, выражающих различные позиции.

Образы отдельных героев романа даны в развитии, неразрывно связанном с характером исторических изменений. Обращение к морально-нравственным основам традиционной культуры определяет позитивный характер перемен в умах и сердцах героев Айдамирова. Обычаи народа, этикет горцев составляют жизненную основу каждого чеченца. Такое обращение к базовым ценностям как жизненному ориентиру, позволяет выделить в трилогии элементы романа воспитания.

Роман в стихах Ш. Арсанукаева «Линия судьбы» - это первый опыт в чеченской литературе создания произведения в столь сложном жанре. Военная тема, которой посвящен роман, получила недостаточное развитие в чеченской литературе, и представлена в большей степени в стихах и поэмах.

Произведение Арсанукаева в значительной степени опирается на традиции фольклора, особенно на традиции илли, что особенно выражено в эпизодах, посвященных описанию военных действий и подвигов героев. Однако, в лирических отступлениях, в которых слышен голос автора, Арсанукаев говорит не только о героизме, но и о бытовых тяготах войны, об общей трагичности убийства, даже если это убийство врага.

В образе главного героя - Ризвана присутствуют как элементы традиционной эпической поэтики, так и элементы, свойственные поэтики романа. Автор рисует процесс внутреннего роста героя, его изменений, которые происходят в активном взаимодействии со средой. Любовная линия романа представлена как сочетание нескольких линий, различающихся степенью сходства с фольклорными мотивами. Сюжетные направления романа так или иначе воспроизводят мотивы произведений устного народного творчества.

Жанровое своеобразие романа М. Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут» определяется единством социально-бытового романа с романом воспитания. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что роман можно отнести к четвертому из выделенных Бахтиным типов, типу дидакти-ко-педагогического романа. Связь героини со временем показана как борьба с преодолением разрушительного воздействия актуального времени на пути становления личности. Героиня изменяется «вопреки» актуальному времени. Проблема взаимосвязи традиций с современностью раскрывается в единстве тем кровной мести, связи человека с его семьей и темой долга, как определяющего жизненный путь настоящего человека.

Для романа «Деревья в сумерках» характерной чертой является сочетание поэтики народного творчества с особенностями метода «потока сознания» и элементами гротеска.

Смена ритмов повествования подчеркивается автором введением приема «поток сознания», которое используется при смене движения героя по внешней траектории к движению во внутреннем мире - в прошлом и будущем, к внутреннему преобразованию личности обретению новых смыслов.

Характер использования гротеска в романе позволяет говорить о специфике функции гротескного реализма, заключающейся не столько в принятии ценностей официальной культуры, по Бахтину, через снижение, сколько в разоблачении этой официальной культуры и вскрытии ее подлинного низменного содержания.

Анализ связи романа с народной культурой позволяет характеризовать произведение как интернациональное по форме и глубоко национальное по содержанию. Автор демонстрируем высокий уровень владения приемами и методами мировой литературы для изложения идей, соответствующих традиционной чеченской системе ценностей.

Эпическое наследие в чеченских романах 80-х - 90-х годов XX века присутствует как в виде элементов эпической поэтической системы, органично включенных в текст романов, так и в виде прямых обращений героев к древним песням вайнахов. Такие обращения не выглядят искусственными вставками, они воспринимаются читателем как естественные жизненные эпизоды.

Диссертационное исследование показало, что изучение чеченской литературы данного периода имеет научные перспективы. Особенно это касается сравнительного анализа поэтики романов чеченских писателей с произведениями художников, принадлежащих другим культурам. Дальнейшее изучение большой прозы в компаративном ключе представляется перспективным не только с позиций литературоведения, но и культурологии, социологии, фольклористики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Исмаилова, Макка Вахаевна, 2007 год

1. Абаев В.И. Нартовский эпос.ИСОНИИ Т 10. Вып. 1,-Орджоникидзе, 1945

2. Абаев В.И. Проблемы нартского эпоса /Нартский эпос.- Орджоникидзе, 1957

3. Абдуллаева X. Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект / Ав-тореф. дис.канд фил. наук. М., 1998

4. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху / От мифа к литературе.-М., 1993

5. Агеносов В.В. Генезис философского романа. М.: МГПИ, 1986

6. Агеносов В.В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989

7. Айдаев Ю.А. Зеркало жизни. Грозный, 1987

8. Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи. Грозный, 1975

9. Айдаев Ю.А. Грани жизни. Грозный, 1976

10. Айдаев Ю.А. Жизнь и слово. Грозный, 1992

11. Айдамиров А. Долгие ночи. М., 1996

12. Айдамиров А. Молния в горах. Грозный, 1989

13. Айдамиров А. Буря. Грозный, 2004

14. Акбиев М.И. Из истории дагестано-чеченских фольклорных и литературных связей /Вопросы литературных связей. Том 8. Грозный, 1979

15. Александров Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма.- Киев, 1971

16. Алиева А.И. Фольклорные традиции в младописьменном романе / Современный роман: Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978

17. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994

18. Арсанукаев Ш. Кхолламан сизаш (Линии судьбы). Грозный, 1987

19. Ахмадов М. На заре, когда звезды гаснут. Грозный, 1989

20. Ахмадов М. Деревья в сумерках. Грозный, 1993

21. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

22. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986

23. Бахтин М.М. Проблемы поэтика Достоевского. М., 1979

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1976

25. Бахтин. М.М. К стилистике романа. Собр.соч. Т. 5. М., 1996

26. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1990

27. Бекизова Л. Ответственность слова. Черкесск, 1981

28. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974

29. Бекизова Л. По законам взаимодействия и художественной самобытности / Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.,1978

30. Богданов В.А. Роман // Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987

31. Вахрушев В. О теории жанра и об истории его изучения //Весы. Альманах гуманитарных кафедр Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Балашов, 2003.- № 25

32. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940

33. Вельдяйкина Е. И. Своеобразие жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы. Дис. канд. филол. наук. Саранск, 2006

34. Верольский Ю. Муса Ахмадов и его романы: рецензия для скрипки с оркестром // М. Ахмадов. На заре, когда звезды гаснут.- Грозный, 1992

35. Вопросы чечено-ингушской литературы. Т.6. Вып. 3. Грозный, 1972

36. Вулис А.З. Сатира / Литературный энциклопедический словарь. М., 1978

37. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. Грозный, 1989

38. Гайтукаев К.Б. Писатель и его герои.- Грозный: Джохар, 1997

39. Традиции русской литературы в современном чеченском и ингушском романе (К постановке проблемы) /Чеченский и ингушский роман. Грозный, 1986

40. Гацак В. Роман и фольклор / Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975

41. Гениева Н.Ю. Поток сознания / Литературный энциклопедический словарь.-М., 1987

42. Гериханов X. Корни народа в его истории / Долгие ночи. А. Айдамиров. М., 1996

43. Гиреев В.Ю. К вопросу о клишировании в жанре илли // Поэтика чеченских героических песен. Грозный, 1983

44. Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа /Автореферат дис.канд. фил наук. Орджоникидзе, 1981

45. Головинский П. Заметки о Чечне и чеченцах. ССТО, Вып. 1, Грозный, 1978

46. Губанукаева М. Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы / Автореф. дис. канд. фил. наук. Майкоп, 2006

47. Губанукаева М. Творчество С.Б. Арсанова в контексте развития чеченской прозы.- Майкоп, 2007

48. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М, 1972

49. Далгат У.Б. Типовые черты нартского эпоса / Типология народного эпоса. М., 1975

50. Далгат У.Б. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975

51. Далгат У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20 90-х гг. XX века. - М., 2004

52. Дахкильгов И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978

53. Дахкильгов И., Туркаев X. Эпос о судьбе народной / Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1979

54. Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов) Грозный, 1957

55. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный, 1991

56. Джамбеков О.Д. О художественном времени в устно-поэтическом наследии чеченцев /Культура Чечни: история и современные проблемы. -М., 2002

57. Джусойты Н. От сказителя к писателю путь далекий // Вопросы литературы. - 1971. - № 9

58. Дибелиус В. Морфология романа // Проблемы литературной формы. -Л., 1928

59. Днепров В. Проблемы реализма. М., 1960

60. Дрягин Н.М. Анализ нескольких карачаевских сказаний о борьбе Нар-тов с еммечь в свете яфетической теории //Яфетический сборник. Вып. 4. -Л., 1930

61. Ершов Л.Ф. Философский роман / Ершов Л.Ф. Русский философский роман. Л., 1967. С. 173-243

62. Ершов Л.Ф. Социально-философский роман 1970-1980-х годов // Литература в школе. 1987. - №5. - С.5-15

63. Завриев М.А.-А. В поисках художественного метода. Грозный, 1988

64. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1979

65. Калоев Б.А., Мижаев М.И., Салакая Ш.Х. Нарты / Мифы народов мира. Т.2.-М., 1987

66. Камбачкова Р.Х. Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе. Дисс. . канд. фил. наук. Нальчик, 199869. 67.Карамзин Н. Сказка о женском ханстве //Древняя и новая Россия. -СПб., 1875

67. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т.1. М., 1890

68. Кожинов В. Жанр // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987

69. Кожинов В. Происхождение романа. Л., 1963

70. Козлов Д. Исторический жанр /Словарь литературоведческих терминов. М., 1974

71. Компаньон А. Демон теории. М., 2001

72. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа. Грозный: Чечено-ингушское кн. изд-во, 1996

73. Косвен М.О. Амазонки. История легенды. // Советская этнография. -1947.-№2,3

74. Кроче Б. Эстетика. М., 2000

75. Крупное Е.И. Изучение нартского эпоса и археология // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 7. Вып. 1. Грозный, 1969

76. Кубалов А. 3. К вопросу о происхождении нартских песен ИСОНИИ, Вып. 1,1925

77. Кусаев А. Писатели Чечни. Грозный, 2005

78. Лейдерман Н.Л. Закономерности формирования и развития прозаических жанров в советском историко-литературном процессе (50-60 годы). -Свердловск, 1972

79. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. Екатеринбург, 1991

80. Лексина А.В. Историческая проза В. С. Соловьева (генезис и поэтика) / Автореф. дисканд. фил. наук. Коломна, 1999

81. Ленобль Г.М. История и литература: Сборник статей. М., 1960

82. Линьков В.Д. Типы русского исторического романа 20 30-х годов XIX века. Автореф. дис. .канд. фил. наук. - Горно-Алтайск, 2001

83. Литвиненко Н.М. «Потенциал восприятия» и исторический роман (К постановке проблемы) // Чеченский и ингушский роман. Проблемы жанра. -Грозный, 1986

84. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979

85. Лотман М.Ю. Анализ поэтического текста. Л., 1972

86. Лукач Г. Роман / Литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1935

87. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типологии жанра: на материале русской литературы 19 начала 20 века / Ав-тореф. дис. .канд. фил. наук. - М., 2001

88. Мальсагов А. О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970

89. Мальсагов Д., Ошаев X. Устное поэтическое творчество чечено-ингушского народа / Очерк истории чечено-ингушской литературы. Грозный, 1963

90. Мамакаев М. Зелимхан. Грозный, 1990

91. Мамакаев М. Мюрид Революции. М., 1968

92. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М., 1980

93. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992

94. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М., 1986

95. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995

96. Мелетинский Е.М. Примерный указатель сюжетов нартского эпоса / Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. С. 75 - 81

97. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик С.Е. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994

98. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М., 1999

99. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный, 1974

100. Музаев Н.Д. Чеченская литература на путях социалистического реализма. Грозный, 1963

101. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли (Проблемы формирования жанра и его системные связи) / Автореф. дис. .канд. фил. наук. М., 1981

102. Мунаев И.Б. Поэтическая система эпитетов в героико-исторических илли / Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли. Грозный, 1984

103. Мунаев И.Б. Поэтические стереотипы и вопросы жанровых разновидностей илли / Поэтика Чеченских героических песен. Грозный, 1983

104. Мунаев И.Б. Трансформация древнеэпического мотива богатырского рождения в героико-исторических илли / Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. Грозный, 1979

105. Мунаев И.Б. Чечено-ингушские исторические илли как поздний эпос. / Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1988

106. Мунаев И.Б. Чеченский героико-исторические илли как поздний эпос» // Вайнах - 2004. -№ 9

107. Мусаев Х.М. Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе. / Автореф. дис. .канд. фил. наук. Грозный, 1985

108. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Нальчик, 1980

109. Октябрьская О.С. Русский исторический роман 70-х 80-х годов XX века (проблема жанра) / Автореф. дис. .канд. фил. наук. - М., 1993

110. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960

111. Осмаев М.К. Проблема возрождения и развития национальной культуры в Чечне. / Культура Чечни. История и современные проблемы. М., 2002

112. Оскоцкий В. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М., 1980

113. Оскоцкий В.Д. Многонациональное богатство романа. М., 1968

114. Ошаев Х.Д. К истории возникновения чеченских героико-исторических песен // Известия Чечено-Ингушского НИИЯЛ. Т. 2. Вып. 1. Грозный, 1960

115. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990

116. Панеш У. М. Литература изменяющегося мира. Майкоп, 2007

117. Писатели Чечни. Грозный, 2003

118. Паранук К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе. Майкоп,2006

119. Переверзин. В.М. Жанр романа-эпопеи. Якутск, 1981

120. Петров С. М. Русский исторический роман XIX века. М., 1984

121. Петров С.М. Советский исторический роман. М.,1958

122. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978

123. Потанин И. Ставр Годинович и Гесер. М., 1891

124. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998

125. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958

126. Рклицкий М.В. К вопросу о нартах и нартских сказаниях. ИСОНИИ. Вып. 2,- Орджоникидзе, 1927

127. Семенов Л.П. Ингушская и чеченская народная словесность. ИЧИНИИЯЛ. Т.1. Вып. 3. Грозный,1959

128. Серебрянский М.Н.Советский исторический роман. М., 1936

129. Смирнова Я.С. Военная демократия в нартском эпосе //Советская этнография. 1959. - № 6

130. Созонович И.П. Песни о девушке-воине и былина о Ставре Годинови-че. Варшава, 1886

131. Сорочан А.Ю. Мотивировка в русском историческом романе 18301840-х гг. / .Автореф. дис. .канд. фил. наук. -. Тверь, 2000

132. Спивак Р.С. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985

133. Стролого Перович Ф. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь как исторические романисты: сопоставительный анализ «Капитанской дочки» и «Тараса Буль-бы» / Автореф. дисканд. фил. наук. М., 2001

134. Суровцев Ю. В 70-е и сегодня. М., 1985

135. Тамарченко Н.Д. О своеобразии русского исторического романа («Князь Серебряный» А.К. Толстого) / Вопросы теории и истории русской литературы. Брянск, 1994

136. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997

137. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный, 1990

138. Тер-Саркисян JI.A. Армянский исторический роман в русских переводах. Проблема воссоздания стиля / Автореф. дис. .канд. фил. наук. Ереван, 1990

139. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996

140. Туганов В. Кто такие нарты. ИСОНИИ. Вып. 1,1925

141. Туркаев Х.В. О путях развития чеченской литературы. Грозный, 1973

142. Туркаев Х.В. Братская поступь / Сборник литературно-критических статей. Грозный, 1977

143. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литературы чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978

144. Туркаев Х.В. Чеченская советская поэзия (20-40 годы). Грозный, 1971

145. Туркаев Х.В. Зарождение реализма в чеченской и ингушской литературах (60 е. гг 19 в - 40-е гг. 20 в.). / .Автореф. дис. . .канд. фил. наук. - Тбилиси, 1984

146. Туркаев Х.В. Путь к художественной правде. (Становление реализма в чеченской и ингушской литературе). Грозный, 1982

147. Туркаев Х.В. В семье братских литератур. Грозный, 1987

148. Туркаев Х.В. На переломе. Грозный, 1991

149. Туркаев Х.В. // Орга. 1969. - № 2

150. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. М., 2002

151. Ужахова Р.К. Поиски нравственных ценностей героев в современном чеченском и ингушском романе / Чеченский и ингушский роман. Грозный, 1986

152. Ужахова Р.К. Чеченский и ингушский роман (20 70) История и современность / Автореф. дис. .канд. фил. наук. - М., 1984

153. Ужахова Р.К. Чеченский и ингушский роман. Грозный, 1986

154. Умаров С.Ц. К вопросу об историческом осмыслении вайнахского нартского эпоса / Вопросы чечено-ингушской литературы. T.IV. Вып. 3. Литературоведение. -Грозный, 1972

155. Услар П.К. Древнейшие сказания на Кавказе. Тбилиси, 1881

156. Хасанов Р.Ф, Башкирский исторический роман 80 90- гг. XX века: вопросы типологии, жанра и стиля. Уфа, 2004

157. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999

158. Хасбулатова С.И. Вайнахский этикет (традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в 19 начале 20 в. ) / Культура Чечни. История и современные проблемы.- Грозный, 2002

159. Хоружий С. «Улисс» в русском зеркале /Улисс. Дж. Джойс, М., 1994

160. Цагарели А. Амазонки на Кавказе // Кавказ». 1870. - № 146

161. Чахкиев Р.А. Истоки чечено-ингушской прозы / Вопросы литературных связей. Т. 8. Грозный, 1979

162. Чентиева М.Д. Заметки о чечено-ингушской литературе // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 7. Вып. 3. Литературоведение. Грозный, 1972

163. Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. Грозный, 1967

164. Чеснов Я.В. Генетические представления в менталитете чеченцев (на материале полевых этнографических материалов, собранных в Чечне и Грузии в 1980 1990 годов) // Культура Чечни. История и современные проблемы. - М.,2002.

165. Чечня и чеченцы. Элиста, 1990

166. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975

167. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978

168. Шаззо Ш.Е. Слово о Нартах. Майкоп, 2001

169. Шенкао М.А. Специфика мифо-эпического сознания (На материале эпоса «Нарты») / .Автореф. дис. .канд. фил. наук. Ростов - на - Дону,1982

170. Щеблыкин И.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века / Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. Рязань, 1972

171. Щедрина Н.М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века/ Автореф. дис. .канд. фил. наук. М., 1996

172. Эльмурзаев С.Ч. Новые данные о чечено-ингушских нарт-эрстхоевских сказаниях// Труды ЧИНИИИЯЛ. Т. 9. Грозный, 1964

173. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути её изучения. М., 1985

174. Яблокова Г.И. У истоков книги. Грозный, 1990

175. Янчук Н.А. К истории и характеристике женских типов в героическом эпосе. М., 1990

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.