Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Юлдашев, Тахир Исмаилович

  • Юлдашев, Тахир Исмаилович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1984, Ташкент
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 170
Юлдашев, Тахир Исмаилович. Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Ташкент. 1984. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Юлдашев, Тахир Исмаилович

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. КОНФЛИКТ - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ДРАМАТИЧЕСКИХ , КОНКРЕТНО -ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧА! ДШСШГШЬНОСТИ.

Будни НТР в конфликтах шимых и реальных. 20 - 29 Конфликт и структура драматического действия. 29

К проблеме конфликта в комедии. 63

ГЛАВА II. ХАРАКТЕР В КОНФЛИКТЕ, КОНФЛИКТ В ХАРАКТЕРЕ

К проблеме создания положительного героя. 92 -101 На пути к действенно^ характеру.101

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Юлдашев, Тахир Исмаилович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отражение внутренней, скрытой от поверхностного взгляда, жизни героев драматических произведений 70-х и начала 80-х годов - это процесс, наметившийся во всей многонациональной советской драматургии. Он побуждает и узбекских режиссеров искать новые формы раскрытия драматического конфликта, новые формы художественной выразительности.

Отличительной особенностью сегодняшней узбекской драматургии является более пристальное, чем в 50-60-е годы внимание к противоречиям в душе человека. Однако такое углубление в характеры героев не является пока еще ее основополагающей чертой.

В узбекской драматургии всегда наблюдалось проникновение во внутренний мир героев, хотя в их характерах социальные черты оказывались все-таки в большей мере конфликтообразующими, нежели взаимосвязанные с ними черты индивидуальные. Особенно наглядно это проявилось в творчестве М.Шейхзаде, И.Оултанова и Уйгуна, которые много способствовали дальнейшему драматургическому постижению духовного мира человека.

В 60-е и 70-е годы в театральном искусстве Узбекистана тенденция психологизации и на этой основе углубления характеров наметилась наиболее четко. Конфликты драматических произведений и спектаклей по ним стали все чаще выявляться не во внешнем столкновении противоборствующих сторон, а в борьбе мировоззрений и внутренних противоречий в характере героя. В узбекском театре 70-х годов драматургическое поле конфликта и характера - это главный объект, в пределах которого разыгрывается драма. В таких спектаклях, как "Полет" Уйгуна, "Комиссия", "Долг" У.Умарбекова, "Гость", "Пульс земли" М.Бабаева, "Золотые оковы"

- 154

И.Султанова, "Ежики без колючек" Ш.Башбекова. "Перед заходом солнца" Г.Гауптмана, "Живой труп" Л.Толстого проявились определяющие тецценции драматургии, и сценического искусства и перспективы их развития.

Очень важно то, что драматургия новейшего периода находится в движении. Новое содержание уже не укладывается в узкую трактовку конфликта, сводящуюся к мысли о том, что без противостояния характеров в сюжете немыслимо движение конфликта, а без торжества "положительного героя" - утверждение норм коммунистической нравственности. Жизнь дикоует свое, и в 70-е годы однозначное понимание стало преодолеваться. Об этом свидетельствуют новые произведения таких авторов как И.Султанов, У.Умар-беков, М.Бабаев, Ш.Башбеков; спектакли академического театра драмы им.Хамзы по пьесам этих же авторов и драматургов братских республик.

Конфликт немыслим без противоречий, лежащих в его основе, но формы проявления этих противоречий, как показывает опыт мировой драматургии и театра могут быть различны. "Ошибка идей", проявляемая как "страсть" и "пафос", (это отмечал еще В.Г.Белинский) не может ограничиваться столкновением положительных и отрицательных персонажей в сюжете произведения. "Комиссия" У.Умарбекова, "Пульс земли", "Тридцатилетие", "Гость из Ташкента" М.Бабаева и "Врата судьбы" Ш.Башбекова - пьесы, не отличающиеся прямой поляризацией персонажей в сюжетном конфликте, характерны новым сюжетосложением, внутренней действенностью, связанной с развитием характеров и конфликта. В углубленном подходе В^Г.Белинский. Собр.соч. в 3-х т. Т.З. М.: Гослитиздат, 1948, стр. 569.

- 155 авторов этих пьес к понятиям конфликта и характера заключена сущность изменений узбекской драматургии 70-х и начала 80-х годов. Возросший интерес ряда авторов к внутренним противоречиям характера, также являющимся основой драматического конфликта, приводит их к более глубоко^ анализу нравственных критериев нового времени и, по выражению И.Вишневской, "не только с точки зрения социального, общественного распорядка, но и с точки зрения национального характера, сугубо специфических черт общественной и национальной нравственности данного времени."*

Именно в силу этого возрастает значение национальной пьесы, во все времена определявшей лицо театра и отражающей нравственные искания современников. Однако в исследуемый период ощущалась как раз острая нехватка национальных пьес высокого идейно-художественного уровня, которые привлекли бы внимание театров глубиной разработки конфликта и сложностью характеров. В силу этого театры все чаще обращались к классике и к переводным произведениям драматургов братских республик, полнее отвечающим духовным требованиям времени и зрительским интересам. Для примера отметим, что рождение таких спектаклей, как "В списках не значился" Б.Васильева и "Тринадцатый председатель" А.Абдуллина на сцене академического театра драмы им.Хамзы, оказались не только фактом гражданской активности театра, но и внутренней духовной потребностью его творческого состава.

Это говорит о том, что процесс перехода к исследованию глубин человеческих характеров, к анализу их духовного становления развивается не только в сфере драматургии, но и в режиссуре. И.Вишневская "Монолог критика" ж. Театральная жизнь, 1982 г. 8, стр. 6.

- 156

Эти спектакли отличаются отчетливостью в раскрытии драматических импульсов, вытекающих из глубин внутренней жизни, мыслей и чувств персонажей, и они не всегда прямо соответствуют развитию внешних сюжетных линий. Сложность человеческих переживаний, отношений и чувств в этих произведениях гораздо многозначительнее слов, которыми в прежние времена, так сказать констатировались душевные состояния героев. Берясь за эти произведения режиссеры, не стремились только в словах выразить многообразие душевных борений характеров. Здесь была использована гармония драматического и актерского искусства.

Важной тенденцией развития современной узбекской драматургии является возрождение жанров, стилей и форм, ведущее к разрушению установившихся правил, канонов. Было,например, подвергнуто критике представление об обязательности в комедии положительного героя. В этом немалая заслуга и драматургов. А.Ибрагимова, Х.Шарипова и С.Ахмада. В сатирических комедиях "Пила" , "Обо мне ни слова", "Бег по кругу", "Парад перед свадьбой" А.Ибрагимова столкновения отрицательных типов в немалой степени служат глубокому выявлению положительного начала.

Если узбекская драматургия и театр 50-60 х годов занимали-ся преимущественно отображением особенностей действий и их анализом, то драматургия и театр 70-х годов стремились познать характер в действии. Философская насыщенность, нравственно-этическая углубленность стали отличительной особенностью произведений. Диалектика разума и чувств персонажей проверяется общественно-социальным проявлением личности. Плоскостное деление персонажей по абсолютным, прямолинейным чертам "положительности" оказалось тормозом на пути исследования характера, человеческого в нем. От обещания соответствовать своей "положительности" герои перешли к делу, к решительному поступку, порой обусловленному глубокими колебаниями и страданиями.

Как уже отмечалось, драматический конфликт в пьесах и спектаклях 70-х годов все больше обуславливался внутренними противоречиями нравственного толка. Как видно из анализа пьес и спектаклей по ним, от понимания и обусловленности конфликта зависит вся внутренняя структура произведения и ее идейно-тематическая целостность. Из пьес И.Султанова, У.Умарбекова, А.Ибрагимова, М.Бабаева, Ш.Башбекова,написанных в 70-е и в начале 80-х годов, видно, что драматический конфликт - это не просто сюжетные столкновения, а прежде всего общественно-значимая проблема, затрагивающая "судьбу человеческую" и "судьбу народную". Отсутствие взаимосвязи между этой проблемой и душевными противоречиями героев ведет к схематизму в обрисовке их характеров, к шаблонному решению заявленных драматических противоречий.

Разрешение эпико-лирических ситуаций в отмеченных пьесах все меньше оказывается связанным с благополучным исходом сюжетного действия. В "Золотых оковах" И.Султанова, "Госте из Ташкента" М.Бабаева и "Ежиках без колючек" Ш.Башбекова режиссерам удается четко провести действенную линию не только через сюжет, но и "через души".своих героев. От этого как раз и зависит разрешение намеченной конфликтной ситуации. И подобная "неантагонистичность" ситуации вовсе не ведет к бездейственности, а напротив - к насыщенности действия, к его органическому проявлению, что и вызывает интерес зрителя к, казалось бы, бездейственным героям. Таким образом, становится ясным, что конфликт идей может

- 158 быть изображен как страст с ощущением драматизма борьбы в самом человеке, а в конечном итоге-за человека.

Выход из плоскостного деления персонажей в сюжете обуславливает сейчас творческие искания драматургов, особенности образного отражения ими действительности. В "Долге" У.Умарбеко-ва и "Госте" М.Бабаева идейное содержание органически слито с воплощением национального. Здесь наблюдается усиление синтеза лирического и эпического начал в конфликте и в характерах, стремление сочетать анализ внутреннего мира героя с масштабностью изображения современной жизни. В этих драмах внешняя сю-жетно-тематическая целостность, диктуемая канонами техники драмы, сменяется целостностью внутренней, идейно-художественной. Это говорит о том, что нынешняя узбекская драма требует многозначительных и утонченных средств выразительности. Процесс этот повсеместный: вузбекском театре за многие годы уже накопился достаточный опыт постановок произведений с выпукло проявленной внутренней определенностью характеров героев.

В 70-е годы, с изменениями в подходе к понятию драматического конфликта, стали все более заметными и поиски новых способов перевоплощения в актерском искусстве, которые позволяют вскрыть в характере персонажа противоречия, лежащие в основе конфликта. Но наряду с этим существуют и устаревшие способы игры, тормозящие процесс познания характера персонажа. В основе этих способов лежит примитивное истолкование характера персонажа. При такой манере игры невозможно проникнуть в глубины человеческой души. Все проявления характера своего персонажа актер связывает здесь только с внешними событиями сюжета.

Схематичные представления об определенных типах руково

- 159 дящих работников, "механизаторов в комбинезонах", кокетливых дочек профессоров, мудрых старцев и прочих замкнулись в своеобразных рамках амплуа. Играя внешние их черты, актеры ничего не открывают в характерах и в жизни. Такой механический способ игры ограничивает возможности актера и при встрече, скажем с классической драматургией. Надо отметить, что в основе этого способа лежит схематизация, сводящая на-нет противоречия характера персонажа как познавательно-действенную категорию и заменяющая типизацию иллюстрацией внешних качеств характера. Понятно, что это не дает возможности исследовать реальные связи человека и общества в их единстве. Нравственная суверенность характера в квадрате воздействия жизненных противоречий при этом оказывается незамеченной или разрушенной. Считая что человек впрямую зависит от обстоятельств жизни, актеры рассматривают его как абсолютный продукт социальных связей.

Большие перемены в жизни должны отражаться в сознании, в чертах характера отдельного человека, но - как глубоко пережитый личный фактор. Зачастую, изображая в своих пьесах современников, узбекские драматурги рассматривают их как абсолютный продукт общественных отношений. В силу этой абсолютизации они не могут проникнуть во внутренний мир своих образов. К примеру Уйгун в "Полете", М.Каримов в "Секретаре райкома" и драме "Человеком быть обязан", А.Мухтар в "Самандаре" довольно-таки односторонне понимают обусловленность характеров обстоятельствами, выражающими общественные отношения. В их героях социальные и "деловые" качества оказываются основополагающими, но не находят отклика в переживаниях, а это ведет к схематичности.

- 161)

В "Золотых оковах" И.Султана, в "Долге" У.Умарбекова, в драмах "Пульс земли", "Гость из Ташкента" М.Бабаева социальные черты характеров героев вступают в противоречие с их индивидуальными чертами, с субъективными представлениями о жизни. Эти драматурги стремятся объяснить социальные черты в характерах героев как глубоко пережитые личные чувства, как необходимость защиты своей гражданской позиции. Принципиально новое понимание конфликта ведет кпоиску новых форм выразительности, к освобождению характера от закрепленных контуров "положительности" или "отрицательности", к извлечению духовного мира героев из привычных заштампованных ситуаций сюжета. Это ведет и к тому, что актеры, исполняющие роли их героев, начинают полнее выражать в характере начало лирическое в сочетании с общественно-гражданским. Логика внешних сюжетных действий дает простор их фантазии. Здесь душа героя как бы исповедует сюжет и конфликт драмы, которые обижают внутренние процессы ее формирования.

Итак, узбекская драматургия и театр 70-х, начала 80-х обогатились и усложнились. Это закономерно, ибо сама жизнь'ставит перед ними все более сложные вопросы, которые они стремятся своевременно и правдиво осветить.

Нет надобности противопоставлять 50-е и 60-е годы с 70-м годам. В узбекской драматургии и театре" развивается преемственность, процесс перехода к постановке новых проблем, к новому уровню их разрешения в соответствии с требованиями современности.

- 161

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Юлдашев, Тахир Исмаилович, 1984 год

1. Произведения основоположников марксизмаленинизма

2. Маркс К. и Энгельс Ш. Об искусстве. В 2-х томах. т.1. -М.: Искусство, 1983.

3. Ленин В.И. О культуре'и искусстве. М.¡Искусство, 1957.

4. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-' ПСС, т.12.

5. Официально-документальные материалы

6. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1978.

7. Материалы ХШ съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1981.

8. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня'1983г.: Стеногр.отчет.-М.¡Политиздат, 1983."

9. Постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике". 1972, 21 янв. В кн.: Вопросы идеологической работы КПСС (1965-1972).-М., 1972.

10. Постановление ЦК РШСС'"0 работе с творческой молодежью".-Известия, 1976, 21 окт.

11. Постановление ЦК Компартии Узбекистана "О состоянии и мерах дальнейшего развития театрального искусства и повышения его роли в коммунистическом воспитании трудящихся республики". -Правда Востока, 1983, 16 фев.

12. Второй Всесоюзный съезд советских'писателей. Стенографический отчет.-М.: Советский писатель, 1956.3. Книги

13. Абдусаматов Х.'Ш. Жизнь, литература, театр. Ташкент: ' им. Г.Гуляма, 1978.-400с.

14. Актуальные вопросы методологии современного искусствозна- 162 -ния. -М.: наука, 1963. 368с.

15. Анастаеьев А.Н. Помечено временем.- М.: Искусство, ' ' 1977.- 197с.

16. Анастасьев А.Н. Новаторство советского театра.-М.: Искусство, 1963. 419 с.

17. Аникст A.A. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. Ы.: Наука, 1967. - 455 с.

18. Аникст A.A. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова.-М.: Наука, 1972. 643с.

19. Аникст A.A. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. М.¡Наука, 1980. - 343с.

20. Аникст A.A. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.: Наука, 1983. - 288 с.

21. Аникст А. Шекспир.'Ремесло драматурга.-М.: Сов.писатель, 1974. 607 с.

22. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, ' ' ' 1957. - 184с.

23. Ба;рабаш Ю.Я. Алгебра и гармония: 0 методологии литературоведческого анализа. М.:Худ.лит., 1977.- 224с.

24. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. -М.: Современник, 1983.- 416 с.

25. Бахтин М.'М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худ.лит., ' ' 1972. -470с.

26. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.-М.: Худож.лит., ' " 1975. 502с.

27. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина.-М.: Дет.лит., 1969. 573с.,с илл.

28. Белинский Ё.Г. Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли . Гамлета. /-М.: Гослитиздат, 1956. 120с.

29. Белинский В.Г. О драме и театре, в 2-х т.-М.: Искусство, 1983.- 446с.

30. Бояджиев Г. Поэзия театра. М.: Искусство, I960.- 464с., с илл.

31. Бугров Б.С. Русская советская драматургия (1960-1970годы) : Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1981- 286с.

32. Вишневская И.Л. Трудовые будни в свете рампы (пьесыи спектакли 70-х годов).-!.: Искусство, 1982. 160с.,с ил.

33. Владимиров C.B. Действие в драме. -Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972. 160с.

34. Волькенштейн В.М. Драматургия. М.: Сов.пис., 1969.-332с.

35. Гегель Г. Сочинения, том 14. Лекции по эстетике. кн.З.' ' Перевод П.С.Попова.-М.: Соцэкгиз, 1958. 440с.

36. Горбунова Е. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве драматического действия и характера.-М.: Сов. пис., .1963. 508с.

37. Дземидок Е>. О комическом. Пер.с польского С.Свяцкого. Послесловие А.Зися. -М.: Прогресс, 1974. 223с.

38. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века.-М.: Наука, 1979. 392с., ил.

39. Иофьев M .'И. Профили искусства. -М. : Искусство, 1965.-324с.

40. Кадыров М.Х. Традиции узбекского театра.-Ташкент: им. Г.Гуляма, 1976. 424с., (на узб.).

41. Качалова О.Н. Традиции и современность. Театральное искусство Средней Азии и Казахстана.-М.: Искусство, 1977.-296с., ил.

42. Камалиддинов С. Характер современника в узбекской драматургии" 50-60-е годы.-Ташкент:Худ.лит., 1969.

43. Карягин А.А. драма как эстетическая проблема.-М.:Наука,1971. -223.

44. Козинцев Г.Ы. Пространство трагедии.-JI.: Искусство, 1973. 232с.

45. Луначарский A.B. О театре и драматургии. Избранные статьи. В 2-х т. т.1. М.: Искусство, 1958.

46. Оснос U.A. Герой современной драмы.-М.: Сов.лис.,1980.-' ' 312с.

47. Пушкин A.C. Сочинения, том 7. О народной драме и драме ' ' "Марфа Посадница". -М.-Л.: Ак.наук СССР, 1948.

48. Рахманов М.Р. Хамза и узбекский театр.-Ташкент: Гослитиздат, I960.-320с.

49. Рахманов М.Р. Узбекский театр с древнейших времен до 19X7 года.-Ташкент: им.Г.Гуляма, X98X.-3lXc.

50. Рыбник A.M., Фельдман Я.С. Узбекский "театр. В кн.: История советского драматического театра, в б-ти томах,т.5 Ц941-1953).-М.: Наука, 1969.- 30с.

51. Рыбник A.M. Узбекский театр.'В кн.: 'История советского драматического театра в б-ти тома, т.6 (X9Ö3-I967).-М.: Наука, Х97Х.

52. Писатели о литературном труде, том 2.-М.: Госполитиздат, ' " Х955.3.4Х. Сабиров Т. Узбекская советская драматургия (Х9Х6-Х94Х).-Ташкент: им.Г.Гуляма, Х97Х.-220с.

53. Сахновский-Панкеев В.А. "Драма.-JI.'.Искусство, Ленинградск.отд-ние, 1969- 232с.

54. Сахновский-Панкеев В.А. О комедии.-Л.-М.: Искусство, ' ' Х964.- 224с.

55. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.-М.: Искусство,1972.-543с.- 165

56. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского (1898 -1917). -М.: Наука, 1973. 376с.,ил.

57. Товстоногов Г.А. Круг мыслей. Л.:Искусство. Ленингр. от-ние, 1972. - 288с., ил.

58. Турсунов "Т.Т. Формирование социалистического реализмав узбекской ftpáMaTypran. Ташкент: Ш УзССР, 1963.-167с.

59. Федь Н.М. Искусство комедии. М.: Наука, 1978. -214с.

60. Фельдман Я.С. Властители дум. Ташкент: Им.Г.Гуляма, 1970. -352с.

61. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М.: Сов.,иис., ' ' 1979. 424с.3.5Х. Хализев В.Е. Драма как явление искусства.-М.: Р1скусство, ' 1978. 240с.

62. Холодов Е. Композиция драмы.-М.: Искусство, 1957.-224с.

63. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства и действительности.-М.: Госполитиздат, 1948.-180с.

64. Яковлев Ы.Я. Теория драмы.-Л.: Изданиё автора, 1927.-165с.4. Статьи

65. Абдусаматов Х.Ш. На.современном этапе. -Театр, 1979 № 9, с.35-40.

66. Абдусаматов Х.Ш. Если поиски плодотворны.-Узбекистон адабиёти ва санъати, 1983, 18 марта Г° 12 (2700),с.6.

67. Алешин С. Исходная точка характер. -Театр,'1976 № 10, с.15-16.

68. Анастасьев А.Н. И в жизни и в пьесе.-Театр. 1974 № 4, с.4-16.

69. Анастасьев А.Н. Общее и особенное советского театра.-В сб. Интернациональное и национальное в искусстве.-Ы.:1974,с.51-65.- 166

70. Анастасьев А.Н. Ре иесерское искусство. -В кн.: История советского театроведения. Очерки. 1917-1941.-М.:Наука, 1981. -с.222-268.

71. Бабаев М. Долг работника искусства.-ж.Совет Узбекистони Санъати, 1979 №11, с.12-13.

72. Бабаев М. Желание и возможности. Узбекистон адабиёти ва санъати, 1983, 4 февраля № 6 (2694), стр.6.

73. Барман А. Атмосфера. Театр,1978, № 2. -с.105-111.

74. Бахтин М. Эпос и роман. Вопросы литературы1970, I.

75. Блок В. Заметки о драматическом конфликте.-1971. Театр, № 4, -с.34-42. '"' *

76. Бакарев Г. Искать новые подходы.-Театр, 1976 ,№ 12. -с.1032.

77. Велехова Н. Заговор чувств. Театр, 1983 № 3, стр.23-32.

78. Весник Е. А откуда берутся хорошие? Театр, '1983 № 2, ' с.95-101.

79. Вишневская И. Монолог критика. -"Театральная жизнь",1982 № 8.

80. Вишневская И. Тревоги на марше. Соврем.драматургия.1983 № 2, с.180-188.

81. Вишневская И. Записки на манжетах. Театр, 1983 № 2, стр.102-108.

82. Гельман А. Логика ответственности.-Театр, 1976, № 10.

83. Гульченко В. Любим ли мы театр, или откуда берутся"плохие спектакли? Театр, 1983 № 2, с.83-95.

84. Гулямов Б. Драмы прошлого года. Узбекистон маданияти, 1973, 27 апреля.

85. Джаббаров Т. Беседа настораживающая на бдительность. Совет Узбекистон Санъати, 1982 № 7, с.24-25.- 167

86. Дмитриев Ю.А. Поиски формы комедийного спектакля. В сб.: В поисках реалистической образности. Проблемы сов.режиссуры 20-х 30-х годов, -М.: Наука, 1981.

87. Добрев Ч. Герой лирической драмы (на болг.яз.), перевод Л.Хитровой. Современная драматургия. 1983, № 2,с.265-278.

88. Друце И. Писатель у театрального подъезда. Соврем, драм-гия, 1983 № 2, с.262-265.

89. Жегин Н. Герой времени- человек труда. Театр, 1983, № 5, с.37-44.

90. Жуховицкий Л. Несколько слов о герое наших пьес. Театр, 1971 № 6, с.56-63.

91. Задачи советской драматургии (на Пленуме правления Союза писателей СССР). Театр, 1971, №2, с.6-31.

92. Захаров М. Считать все плохие спектакли хорошими. Театр, 1983, № 2, стр.108-112.

93. Кадыров М.Х. Кто театральный критик? Совет Узбекистон саньати, 1981 № 12, с.22-23 (на узб.яз.).

94. Кадыров М.Х. Проблемы репертуара и режиссуры узбекского театра. "Коммунист Узбекистана", 1983, №5, с.66-74.

95. Камилов Ю. Диалектика внутреннего равновесия. Театр, 1976,2, с.68-76.

96. Кариаева Т. Загадки национального характера. Театр, 1971, № II, с.74-77.

97. Колос Г. В поисках положительного идеала. Театр, 1971, № 10, с.37-44.

98. Крымова Н. Индивидуальность критики и театральный интерьер 70-х годов. Вопросы литературы.1982, № 8.

99. Львов-Анохин Б. Искусство критики. Театр, 1972, №11, с.55-60.- 168

100. Луначарский А. Диалог об искусстве. В кн.: Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX и начала XX века. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1982,сЛ35-137.

101. Рахманов М. Наш современник Хамза,.Театр, 1980, И, с.81-86.

102. Рыбник A.M. Театр начинается с афиши. Вечерний Ташкент, 1966, 25 октября.

103. Смелков Ю. Современный герой. Кто он? Соврем.драматургия, " 1984 № I, с.232-238.

104. Турсунов Т. Отчет перед историей. Театр, 1973, Ш, с.18-" 21.

105. Тимофеева А. Уроки Павла Маркова. Совр.драматургия. " 1983, Ш, с.249-254.

106. Тула Т. Вчерашняя, сегодняшняя завтрашняя драматургия. Узб.адабиети ва санъати, 1983, 15 апреля, № 16 (2704).

107. Турбин В. Заметки на полях прочитанных пьес. Совр.драм. 1984, Jib I.444. йазилходжаев Б. Герои спектакля рабочие. Еш ленинчи, Х976, 3 марта.

108. Хакимов X., Азимова М. Высокое требование драматургии, ж.Совет Узбекистан санъати, 1979, №12, с.28-29.

109. Хамидова М. Проблемы музыкальной драмы. Совет Узбекистон Саньати. 1980, № 2, с.8-9.

110. Худайбергенов Н. йизнь против схемы. -Театр, 1979, J? 12, с. 45-51.

111. Худайбергенов Н. Схематизм-привычка. Узбекистон адабиети ва санъати, 1983, 8 апреля № 15 (2703),стр.6.

112. Худайбергенов Н.' Добро мертво без боли. ЛГ от 28 декабря,- 169 -1983 № 52 (4662) стр.3.

113. Чапчахов Ф. Самокритика критики (Размышления после Пленума Совета по критике и литературоведению). ЛГ, II января 1984, № 2 (4964), стр.2.

114. Щербина Г.' Многонациональный театр и его проблемы.

115. Театр, 1971, № 10, с.25-36.

116. Щербаков К. Духовность без кавычек. ЛГ от 2 февраля 1983,1. 5 (4212), стр.3.

117. Эфрос'А. 0 современной пьесе. Соврем.драматургия. 1983, I? 2, с.209-218.

118. Юфит А. Наука о театре ^вопросы критики и театроведения). Театр, 1973, .? 9, с.3-10.5. Диссертации

119. Мухтаров И.А. Сценическое воплощение классики в узбекском театре 60-х-70-х годов. Дисс.на соискание уч.степ.канд. иск., Тбилиси, 1981.

120. Туляходжаева М.Т. Современная узбекская драматургия и ее сценическое воплощение (1960-1970-е гг.). Дисс. на соискание уч.степ.канд.иск. Москва,"1978.6. Авторефераты

121. Абдуллаев М. Проблема конфликта и характера в современнойузбекской драматургии (50-60-е годы). Автореф. дисс. на соискан.уч.степени кандидата филолог.наук. Ташкент, 1970.

122. Имамов Б. Вопросы мастерства в узбекской драматургии. Автореф.дисс. на соискание уч.степени доктора фил.наук. Ташкент, 1968.

123. Максудова М. Проблема положительного героя в узбекской драматургии. Автореф. дисс.на соиск.уч.степени канд.филолог.- 170 наук, Ташкент, 197I.

124. Рахимджанов И.И. Комедийное искусство Узбекского академического театра драмы им.Хамзы. Автореф.канд.дисс.на соискание ученой степени канд.иск. Ленинград, 1981.

125. Сильмильштейн Т.И. Актер и его герой (Творчество Ш.Бурха-нова). Ташкент, 1975. Автореферат на соискание ученой степени канд.иск."

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.