Проблемы семейных ценностей в этико-философской перспективе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат наук Попова, Вера Васильевна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Попова, Вера Васильевна
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Нравственная феноменология семейных ценностей
1.2. Кризис современной семьи с точки зрения права и
психологии
1.3. Ограниченность семейно-бытовой морали и тендерного
подхода
ГЛАВА II. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
2.1. Нравственные антиномии семьи и брака
2.2. Преображенный эрос как нравственная основа семейных
ценностей
2.3. Современные концепции семьи и брака, основанные на идеях преображенного эроса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Этико-психологические проблемы современного материнства2010 год, кандидат философских наук Тронина, Лейла Николаевна
Социально-философский анализ семейных отношений2009 год, кандидат философских наук Артамонова, Анна Владимировна
Религиозно-философские аспекты формирования культуры семьи в учениях таджикских мыслителей2020 год, кандидат наук Махмудова Фотима Ходжиевна
Роль морали в формировании культуры семейных отношений2008 год, кандидат философских наук Юлдыбаев, Буранбай Радмирович
Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого2011 год, кандидат философских наук Шарановская, Юлия Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы семейных ценностей в этико-философской перспективе»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Семья является одним из наиболее значимых институтов человеческой культуры, начиная с древнейших времени до настоящего времени. Один из наиболее видных представителей современной западной культуры, писатель и философ Дж. Фаулз, отождествляя любовь и брак, говорит, что брак есть «самый благородный тип отношений», который имеет онтологические, биосоциальные основы, поскольку: «Мужчина и женщина два самых могущественных биологических принципа; их бесконфликтное взаимодействие в обществе есть один из признаков социального здоровья»1.
Современное социальное нездоровье во многом обусловлено глубочайшей проблемностью вопроса о семейных ценностях, не находящего позитивного разрешения. Как справедливо отмечает Е.Б. Рашковский, на протяжении всей осознанной истории человечества семья «всегда воспринималась не только как непреложная жизненная реальность, но и как проблема»2. Сегодняшнее время обостряет проблему семьи и семейных ценностей весьма значительным образом. Еще в 2003 году видный отечественный специалист в области социологии семьи и социологии молодежи В.Т. Лисовский писал: «В настоящее время, когда прежние ценности утрачены, а какие-то устойчивые еще не найдены, особенно актуальными становятся проблемы брака и семьи» . A.C. Запесоцкий на недавнем круглом столе в журнале «Вопросы философии» определил состояние современной семьи в катастрофических терминах: «Семья
4
деградирует невероятными темпами» .
1 Фаулз Д. Аристос. - М., 2008. - С. 251,267.
2 Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии. - 2010. - №10 -С. 27.
3 Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) / В.Т. Лисовский. -СПб., 2003.-С. 62.
4 Куда идет российская культура? (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. - 2010. - № 9. -С. 36, 37.
Это, увы, далеко не единичные мнения. Действительно, в современной культуре, отмеченной знаком глубокого релятивизма, проблема семейных ценностей приобрела форму кризиса, став, тем самым, одной из наиболее сложных и злободневных проблем. Это кризисное состояние коснулось сегодня всего российского общества, которое известный современный философ Л.Н. Столович емко, образно и точно характеризует как «безбрежный релятивизм»1. Именно в контексте такой, релятивизированной в ценностном плане культуры, сформировался сниженный образ «человека семейного». Произошла утрата высокого образа мужа и жены, прежде всего,
как носителей духовно-нравственных ценностей, поскольку, как говорил С.
~ 2
Кьеркегор: «...супружество несет в себе этический и религиозныи момент» . Философ постулирует важность этического начала, заложенного в браке, утрата которого привело к подрыву базовых традиционных ценностей брака.
В итоге, современный «семейный человек» - это своеобразная пародия на тот тип человека, который явился продуктом мещанско-бытовой культуры, в которой он представлен как обремененный рутинными, повседневными проблемами, связанный исключительно с экономической необходимостью и скованный узами патриархальной морали. Это приводит с одной стороны, к либерализации семейных ценностей, с другой, с серьезному кризису семьи как таковой, который влияет уже на все состояние духовной и физической жизни общества и человека в этом обществе.
Кризис семейных ценностей в современной релятивистской культуре проявляется в различных аспектах, и прежде всего, в правовом, социально-психологическом, религиозном и моральном. Это достаточно опасная тенденция, которая приводит к расшатыванию и общественных, и личных устоев. Можно сказать, что современная культура отмечена глубоким кризисом семейных ценностей, связанной с упадком традиционной семьи,
1 Столович Л.Н. Мудрость. Ценность. Память. Статьи. Эссе. Воспоминания. 1999-2008. - Tartu-Tallin, 2009. -С. 148.
2 Кьеркегор С. Или- или. Фрагмент из жизни: в 2 ч. - СПб., 2011. - С. 507.
закатом традиционного уклада жизни. Это происходит в релятиеизированной и постмодернистской культуре, которая во многом является альтернативой и антитезой всем формам традиционалистской культуры. Этот процесс не приводит к появлению нового продуктивного типа семьи, а наоборот, ведет к таким негативным формам как увеличение количества разводов, усиление девиантного поведения в семье, увеличения количества абортов, брошенных детей, преданию забвения понятия материнства и т. д.
Таким образом, нестабильное состояние современной семьи, которое ставит под вопрос фундаментальную ценность брака как такового, определяет главную актуальность данного диссертационного исследования.
Степень разработанности исследования. Семья представляет собой одну из фундаментальных ценностей человеческой культуры за весь период ее существования. Феномен семьи в традициях европейской науки изучался всестороннее, многомерно и глубоко. Социология, психология, этнография, история, антропология, педагогика, культурология и многие другие науки внесли значительный вклад в понимание семьи, как важнейшего элемента человеческого бытия и культуры. В настоящее время формируется фамилистика как комплекс междисциплинарных исследований семьи.
Некоторые важные аспекты феномена семьи в этико-философской перспективе показывают, что философия, в особенности нравственная философия, никогда не обходила феномен семьи своим вниманием. К проблемам семьи в разных аспектах обращались многие виднейшие философы, начиная с античных времен. Так, Платон в «Пире» заложил основы трактовки любовного влечения людей друг к другу как целительного восстановления изначальной целостности человека; Аристотель, говоря о свойствах, отличающих людей от всех остальных живых существ, в «Политике» писал: «только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства»1; Л.Б. Альберти создал
1 Аристотель. Политика. Сочинения: В 4-х т. - Т. 4. - М., 1984. - С. 379.
фундаментальную ренессансную теорию семьи, имеющую универсальное значение; Ф. Бэкон говорил, что семья «учит человечности»; И. Кант разделил нравственный и правовой аспект брака, дав глубокое обоснование нравственной сущности брака, он же усматривал в брачной жизни «единую моральную личность»; Гегель в «Философии права» дал нравственно-онтологические основания семьи, вписав ее в целостность духовно-государственного бытия; С. Кьеркегор обосновал этическую сущность брака как высшего долга человека, в котором выражается всеобщее, а не частное и случайное; нравственность народов, считал В. Гумбольдт зависит от «уважения к женщине»; JL Фейербах полагал, что только в браке достигается «действительный человек»; Ф. Ницше показал, порой иронически и саркастически, глубинные различия мужской и женской природы, раскрыв нравственно-антиномический характер брака и одновременно его непреходящее значение, сказав, что «брак - это долгий разговор».
О ценности и важности семьи и брака в нравственном измерении писали многие выдающиеся отечественные философы, писатели, педагоги. Так, B.C. Соловьев нравственное значение брака видел в «восполнении индивидуального человека до его истиной целостности»; J1.H. Толстой говорил о сложности семейных отношений у нравственного человека; В.А. Сухомлинский определял семью как ту первичную среду, «где человек должен учиться творить добро» и т. д.1.
Особо важное значение духовно-нравственному, религиозному и метафизическому значению семьи и брака придавал русский мыслитель В.В. Розанов, который, бесспорно, один из первых раскрыл новые философские горизонты этих социальных институтов, по-иному взглянув на такие сущностные компоненты семьи и брака как пол, любовь, материнство, рождение, детство, раскрыв духовно-нравственный смысл многих физиологических аспектов брака, подняв вообще на новый уровень так
1 См. : Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. : В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. - М., 1990. - С. 169-177.
называемый «женский вопрос». Во многих своих работах, посвященных семье и браку, например, таких как «Семя и жизнь», «Смысл аскетизма», «Кроткий демонизм», «Женщина перед великою задачею», «Русская Церковь» и др., В. Розанов говорил исключительно в терминах «святости брака», подчеркивая особо важное значение всех его компонентов: и чувственно-физиологических и духовно-нравственных, и социокультурных и, самое главное, метафизических. В его раскрытии внутренней сущности брака неизменно присутствуют слова «перелом», «новая жизнь», «озарение», «таинство», а сам брак определяется не иначе как «...что-то великое, какая-то надвигающаяся на человека громада, какая-то нераскутанная темнота»1.
Необходимо отметить, что в традициях русской философской культуры придавалось особе значение такой нравственной стороне брака, как любовь. Об этом писали практически все видные русские мыслители: Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, JI.H. Толстой, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, Д.С. Мережковский, И.А. Ильин и др.
Во всех вышеприведенных суждениях о семьи и браке на первый план выходит нравственное значение феномена семьи, который так же индивидуален, как и социален, также «физичен», как и метафизичен. Такой высокий духовно-нравственный статус семьи определяется тем, что наиболее важные моменты жизни человека от рождения до смерти происходят в «кругу семьи». Большую часть своей жизни (и во временном, и в психологическом плане) человек осуществляет в своей семье, которая для него является не только «социальной ячейкой» общества, сколько «экзистенциальной нишей» бытия. Социальное и экзистенциальное, пожалуй, лишь в семье достигает своего наивысшего воплощения, и в этом огромный этико-философский смысл семьи, которая должна быть предметом глубокого философского анализа в разные исторические периоды.
1 Розанов В.В. Религия и культура. - М., 1990. - С. 234.
Феномен семьи исследовался в современной гуманитарной науке в различных ракурсах, среди которых одним из важнейших является акцент на кризисе семейных ценностей. О кризисе традиционного образа семьи в современном потребительском и, одновременно, техногенном обществе, которые совместно порождают постмодернистское мировоззрение, стремящееся к девальвации духовных ценностей культуры, всерьез заговорили и западные мыслители. Среди значительного количества авторов, достаточно важными и актуальными сегодня выглядят взгляды видного экономиста и социолога Й. Шумпетера, высказанные им в 1942 г. в книге «Капитализм, Социализм и Демократия», где он пишет об опасностях, которые подстерегают общество с потребительской ментальностью, в котором одним из наиболее серьезных нравственных изъянов является распад буржуазной семьи. Шумпетер говорит о том, что капиталистический процесс все более подрывает идеалы семейной жизни в такой мере, что уже у современного человека нет понимания того духовно-нравственного и физического смысла (даже пользы), которую несут в себе дети1.
Большой вклад в разработку проблем семьи, брака и любви внесли авторы работ этико-философского, социально-психологического и социально-демографического плана (Р.Г. Апресян, А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, А.Г. Гачева, С.И. Голод, М.К. Горшков, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, И.С. Кон, В.Т.
Лисовский, М.С. Мацковский, В.М. Розин, Е.Б. Рашковский, В.П.
Фетисов, А.Г. Харчев, Н.Д. Шимин и др.). Значительно возросло количество диссертационных исследований, посвященных различным аспектам проблемы семьи2.
1 Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия. - М., 1995. - С. 215-217.
2 См.: Безнощенко Е.А. Семья как социальная ценность: философский анализ: автореф. диссерт. на соискание уч. ст. к. филос. н. - М., 2010; Муравецкий И.М. Человекоразмерность семейного бюджета: философско-антропологический анализ: автореф. диссерт. на соискание уч. ст. к. филос. н. - Белгород, 2011; Фатенкова Т.А. Идентификация и самоидентификация в структуре современных семейных отношений : автореферат дис. канд. социол. наук. - Н. Новгород, 2010; Шестаков К.А. Аксиологический фактор репродуктивного поведения россиян : автореферат дис. . канд. социол. н. - М., 2010; Тронина Л.Н. Этико-психологические проблемы современного материнства: автореф. дисерт. на соискание уч.ст. к.филос. н. -Тула, 2010 и др.
Среди последних исследований, в которых глубоко и всестороннее рассматривается феномен семьи, необходимо отметить работу Е.Б. Рашковского, в которой в том числе затрагивается и проблема кризиса семейных ценностей. Исследователь выделяет шесть уровней подхода к проблематике семьи (био-соматический, психологический, экономический, социокультурный, правовой и религиозный), подчеркивая «непреложность и насущность проблемы семьи как базовой, «двухатомной молекулы» всей ткани человеческой жизни»1. Это одна из наиболее методологически значимых работ для нашего исследования.
Таким образом, исследовательская литература по проблемам семьи и брака, неисчерпаема. Еще в 1990 г. В.М. Розин в своей работе по проблемам семейных ценностей отметил, что современное исследование семьи может вызвать недоумение у читателя в том плане, что о семье уже все давно сказано великими мыслителями древности и современности. Однако, как он сам справедливо сказал: «сегодня все видится по-новому: меняются времена и обстоятельства, меняется семья, меняемся мы сами. Поэтому необходимо снова и снова говорить и о любви, и о семье, и о связанных с ними проблемах»2.
Со времени этих слов прошло уже двадцать лет, и сегодня проблем накопилось такое количество, что они уже перешли в новое, к сожалению, деструктивное «качество». Формирующаяся междисциплинарная наука о семье - фамилистка3, изучающая исторические, социологические, этнографические, демографические и прочие аспекты, обходит стороной этические аспекты семьи, растворяя их, как правило, в психологии и социологии. В этом контексте значение вопроса о семье приобретает стратегическое значение. И.В. Бестужев-Лада, называя семью непреходящей ценностью и самоценностью человеческого общества, пишет, что «сегодня
1 Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии. - 2010. - № 10- С. 29.
2 Розин В.М. Судьба молодой семьи: Психологические размышления о современной любви и семье. - М., 1990. - С. 3.
3 См.: Фамилистические исследования / науч. ред. А.И. Антонов. - М., 2009. - 350 с.
впору говорить о семье, как о точке опоры, чтобы земной шар не перевернулся. Есть серьезные основания полагать, что именно семья станет гарантом устойчивости альтернативной цивилизации, тем Римом, куда в XXI в. будут вести все дороги»1.
Как это ни парадоксально, в современных исследованиях практически отсутствует этико-философское осмысление феномена семьи. Сегодня появилось большое количество работ по психологии и социологии, культурологии и педагогике, этнографии и истории, которые, в силу своей методологической специфики, не могут постичь глубинную природу брака и тех нравственных антиномий, которые составляют его «живую ткань».
С нашей точки зрение проблему кризиса современной семьи можно наиболее адекватно решать в контексте нравственной философии, в которой дан глубокий анализ феномена ценностного релятивизма современной культуры. Этим и объясняется актуальность этического анализа семейных ценностей сегодня.
Объект диссертационного исследования: семейные ценности.
Предмет диссертационного исследования: этико-философские проблемы семейных ценностей.
Цель: целостный этико-философский анализ современного кризиса семейных ценностей.
Задачи:
□ дать нравственную характеристику основным феноменам семейной жизни;
____и
□ исследовать истоки современного кризиса семейных ценностей в контексте релятивистской культуры;
□ проанализировать сущность современного кризиса семейных ценностей с точки зрения права и психологии;
□ показать ограниченность семейно-бытовой морали и его антипода - тендерного подхода к проблеме современной семьи;
1 Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. - М., 1998. - С. 444.
□ раскрыть нравственные антиномии семьи и брака;
□ дать анализ основным метафизическим концептам отечественной философии любви;
□ раскрыть смысл духовного концепта преображение в контексте семейно-брачных отношений;
□ показать актуальность русской философии любви на примере некоторых построений современных философов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Исследование проведено в рамках системного, диалектического, социологического, сравнительно-исторического методов. Методологические принципы исследования - принципы единства исторического и логического, восхождения от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического. Это проявилось в реализации абстрактных этических представлений о семье и браке, переходящих в раскрытие конкретных черт, проявленных в нравственных антиномиях и предложенных путях выхода из современного кризиса семейных ценностей на основании выбранной методологии.
Теоретические источники исследования:
Исследование базируется на материале философского, социально-психологического, педагогического характера. Основные теоретические построение работы основываются на трудах западных философов, писателей и психологов, среди которых Л.Б. Альберти «Книги о семье», И.Г. Гер дер «Идеи к философии истории человечества», И. Кант «Метафизика нравов», С. Кьеркегор «Или-или», Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла», В. Сатир «Психотерапия семьи», Дж. Фаулз «Аристос», отечественных философов, прежде всего Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева В.В. Розанова, H.A. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина и др.
В работе также были использованы данные «Словаря индоевропейских социальных терминов» Э. Бенвениста, в которых раскрывается лингво-социальный смысл базовых терминов родства.
Научная новизна исследования заключается в анализе этических причин кризиса семейных ценностей на основании реконструкции нравственных антиномий семьи и брака, которые не могут быть преодолены как в традиционалистских моделях брака, так и в современной тендерной парадигме и требуют глубинной этико-философской аналитики. Нравственная феноменология семейных ценностей позволила ввести в научный оборот новое понятие «человек семейный».
Положения, выносимые на защиту:
1. Семья представляет собой безусловную ценность человечества, значимость которой раскрывается в различные культурно-исторические эпохи. Несмотря на различные трактовки происхождения семьи, ее сущности, назначения и содержания, общим остается непреходящая значимость семьи не только как социального, но как духовно-нравственного института. На этом основании можно ввести антропологический тип «человек семейный» наряду с Homo sapiens (человек разумный), Homo moralis (человек моральный), Homo religiosus (человек религиозный), Homo informaticus (человек информационный) и т. д.), что значительно углубит возможности понимания онтологической и этической сущности семьи.
2. Введения понятия «человек семейный» позволит с нашей точки зрения существенно расширить во многом устоявшимися представлениями о семье и браке, позволит понять причины современного кризиса семьи и наметить пути выхода из этого кризиса. Это будет способствовать реабилитации семьи как важнейшего института культуры и государства и даст возможность (прежде всего молодежи) пересмотреть взгляды на семью, во многом сформированными современной либеральной культурой и обрести в семье счастье, смысл жизни и достойное человека существование.
3. Нравственная феноменология семейных ценностей (эрос, любовь, брак, материнство, детство, старость и т. д.) наиболее полно раскрывает духовную (экзистенциальную) сущность семьи не как «ячейки общества», а как «духовной ниши», в которой свершаются наиболее важные и значимые
моменты человеческой жизни. В семье происходит зарождение, развитие, становление человеческой личности, жизнь которой также оканчивается в семье. Этот драматический момент в жизни каждого человека наиболее остро и глубоко постигается и переживается именно «в семейном кругу», где взаимоотношения близких имеют высочайшее значение.
4. Современная культура отмечена глубоким кризисом семейных ценностей, связанного с упадком традиционной семьи, закатом традиционного уклада жизни. Этот неизбежный процесс, происходящий в релятивизированной и постмодернистской культуре, которая во многом является альтернативой и антитезой таким формам традиционалистской культуры как христианская и советская, стремится к созданию новых семейно-брачных форм, рожденных в недрах тендерной парадигмы. Однако, этот процесс не приводит к появлению нового типа семьи, а наоборот, ведет к таким негативным формам как увеличение количества разводов, усиление девиантного поведения в семье, увеличения количества абортов, брошенных детей, преданию забвения понятия материнства и т. д.
5. Попытки реанимировать традиционную семейно-бытовую мораль или положиться на тендерную политику в этой сфере оказываются малоэффективными, поскольку они не улавливают глубинную нравственную проблематику, связанную с онтологией семейно-брачных отношений. Средствами этико-философского анализа возможно раскрыть наиболее существенные философские проблемы семьи {нравственные антиномии), которые сводятся к таким видам: антиномия кровнородственных связей и выхода за пределы этих связей; антиномия отцов и детей; антиномия любви и брака; антиномия плотского и духовного; антиномия смерти индивида и бессмертия рода. Понимание этих противоречий (антиномий) поможет более взвешенно и продуктивно подойти к реальным проблемам современной семьи.
6. Ригоризм и психологизм - две методологии решения проблемы семьи брака, которые присущи семейно-бытовой морали и тендерному
подходу. Выявлена недостаточность этих методологий в современных условиях. Ни ригоризм традиционной морали (христианской или марксистской), ни антиригористический психологизм антитрадиционной (гендерной) показали свою неспособность решать сложные проблемы современности, которые, при всей своей сложности и многогранности требуют понимания духовной целостности человека, в которой и заключено наиболее продуктивное решение современных проблем семьи и брака. Ни традиционно христианская модель брака, ни идеологическая советская, ни современная гендерно-либеральная не отвечают в полной мере нравственной глубине человека и требуют иной, адекватной нравственной сущности человека, антропологии. Речь идет об этико-философской парадигме рассмотрения данного вопроса, которая более всего отрефлектированы в традициях русской философии.
7. Русская философия достигла больших результатов в понимании метафизической сущности пола, эроса, любви. Архетипической моделью русской философии является идея преображения, которая охватывает как индивидуальный уровень человеческого бытия, так и социальный. Идея преображения, примененная к сфере семейно-брачных отношений, может дать конкретные результаты, поскольку позволяется раскрыть одновременно и чувственные, и духовные аспекты взаимоотношения полов, причем в их противоречивости, достигающего характер трагичности. Преображенный эрос, как высшее достижение русской философии, может стать основой семейно-брачных отношений, являющейся альтернативой современной гендерной сексологии и традиционной морали.
Теоретическая и практическая значимость исследования: определены этические характеристики современного брака, в том числе и его кризисные параметры, которые в совокупности представляют собой нравственно-мотивационную готовность к действенному мышлению и поступку, ориентированных на духовно-нравственное совершенствование личности, в том числе супругов. Выявлены нравственные антиномии семьи и
брака, осмысление которых будет способствовать конкретному преодолению современного кризиса семьи. Практическая значимость исследования:
Положения и выводы диссертационного исследования дополняют сферу научного познания в области этики, психологии и социологии семьи и брака, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в разработку курсов по этике, социологии, психологии семьи и брака и психологии морали.
Структура работы определяется целью, задачами, а также спецификой этико-философского дискурса. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I.
КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Нравственная феноменология семейных ценностей
Задачи:
1. Показать онтологический фундамент семейных ценностей в истории человеческой культуры;
2. Раскрыть этический характер основных семейных ценностей в эволюционном генезе человеческого бытия.
Согласно точному и лаконичному определению Ж.-Ж. Руссо: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья»1. При всем многообразии мотиваций, которые определяют желание людей вступить в брак, в основе семейных отношений, прежде всего, лежит взаимное влечение людей противоположного пола друг к другу. Это является «клеточным уровнем» семьи, из которой и в которой происходит все остальное многообразие человеческих взаимоотношений. В европейской философской традиции Платону принадлежит обоснование идеи взаимного влечения и стремления людей друг к другу. В диалоге «Пир» устами Аристофана он трактует сущность Эрота как стремление человека к изначальной целостности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Антиномичность понимания любви в контексте западноевропейской и отечественной культуры2010 год, кандидат философских наук Отраднова, Ольга Анатольевна
Семейно-брачные отношения в традиционной культуре народов Среднего Поволжья2009 год, кандидат философских наук Алексеева, Наталья Дмитриевна
Эволюция семейно-брачных отношений в условиях развития современного общества2000 год, кандидат социологических наук Левина, Людмила Викторовна
Любовь, семья и брак в обыденном сознании современных православных верующих: философско-социологический анализ2012 год, кандидат наук Дементьев, Дмитрий Владимирович
Эволюция христианских воззрений на пол и брак в европейской культурной традиции2006 год, доктор философских наук Орлова, Надежда Хаджимерзановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Попова, Вера Васильевна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альберти Л. Б. Книги о семье / Л.Б. Альберти / Пер. М. А. Юсима. -М. : Языки славянской культуры, 2008. - 416 с.
2. Антонов А. И. Судьба семьи в России XXI века : Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. - М. : 2000. - 414 с.
3. Антонов А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 368 с.
4. Апресян Р. Г. Заповедь любви / Р. Г. Апресян // Человек. 1994. - № 13.
5. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения: В 4-х т. Т. 4. - М. : Мысль, 1984. - С. 375-645.
6. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Сочинения: В 4-х т. -М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - С. 53-295.
7. Артемьева О. В. Человек = мужчина+женщина / О. В. Артемьева // Этическая мысль. -М.: Республика, 1992. - С. 345-352.
8. Бадинтер Э. Любовь в дополнение: История материнской любви (18-20 века) / Э. Бадинтер.- М., 1990. - 324 с.
9. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Перепутья прикладной этики: от «края исследовательской ойкумены» к «центру этической вселенной» / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Философия и этика: сборник научных трудов. К 70-летию академика A.A. Гусейнова. - М. : Альфа-М, 2009. - С. 650670.
10. Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А. С. Батуев // Психология сегодня: Ежегодник Рос. психол. об-ва- М., 1996. - Т. 2. - Вып. 4. - С. 69-70.
11. Бахтин М. М. Работы 20-х годов / М. М. Бахтин. - Киев: «Next», 1994.-425 с.
12. Башкова Н. В. Преображение человека в философии русского
космизма / Н. В. Башкова. - М. : UPSS, 2007. - 537 с.
13. Безнощенко Е.А. Семья как социальная ценность: философский анализ : автореф. диссерт. на соискание уч. ст. к. филос. н. - М., 2010. - 20 с.
14. Белл К. Мать и дочь: Трудное равновесие / К. Белл // Моск. психотерапевт, журн. - 1998 - № 1- С. 58-78.
15. Белканов Н. А. Оценка советской школы и педагогики 1920-х годов в педагогической советологии : автореферат дис. д-ра пед. наук. / Н. А. Белканов. - Елец, 2003. - 38 с.
16. Белозерцев Е. П. Образование : историко-культурный феномен / Е. П. Белозерцев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 702 с.
17. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов» / Э. Бенвенист. - М. Прогресс-Универс, 1995. - 450 с.
18. Бердникова Т. Е. Юное материнство в современной семье / Т. Е. Бердникова, Г. А. Сидоров, Н. С. Степашов. - Курск: Курск, гос. мед. ун-т, 2000.- 161 с.
19. Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви / Н. А. Бердяев // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М. : Прогресс, 1991. -
20. Бердяев Н. А. Размышление об Эросе / Н. А. Бердяев // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М. : Прогресс, 1991. -
21. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М. : Республика, 1995. —
22. Бердяев Н. А. Опыт парадоксальной этики/ Н. А. Бердяев. - М. : Фолио, 2003.
23. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация / И. В. Бестужев-Лада. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 446 с.
24. Блок А. Владимир Соловьев и наши дни / А. Блок // Блок А. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М. : Правда, 1971.
25. Блок А. Рыцарь-монах / А. Блок // Блок А. Собр. соч. в 6 т. Т. - 5. М. : Правда, 1971.-С.
26. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или конец
социального. - Екатеринбург : Изд-во уральского университета, 2000. - 157 с.
27. Бонецкая Н. К. Русская софиология и антропософия / Н. К. Бонецкая // Вопросы философии. - 1995. - №7. - С. 103-111.
28. Борисов В. А. Демография : учебник для студ. вузов / В. А. Борисов. - M. : NOTA BENE, 2005. - 343 с.
29. Брагина JI. М. Гуманистические идеи JI. Б. Альберти / Л. М. Брагина // Альберти Л.Б. Книги о семье. - М. : Языки славянской культуры, 2008. - С. 331-351.
30. Брачность, рождаемость, семья за три века : Сборник статей / Под ред.: А. Г. Вишневский, И. С. Кон. - М. : Статистика, 1979. - 183 с.
31. Брутман В. И. Семейные факторы девиантного материнства / В. И. Брутман, А. Я.Варга, В. Ю.Сидорова и др. // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 3. - С. 46-62.
32. Брюкнер П. Парадокс любви / П. Брюкнер. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - 265 с.
33. Булычёв Ю. Ю. Вл. Соловьёв и русское культурное самосознание / Ю. Ю. Булычёв // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия "Symposium". - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.-Вып. 32.-С. 47-60.
34. Бычков В. В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма / В. В. Бычков // История философии. - М. : ИФ РАН, 1999. - № 4. -С. 3-43.
35. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук / А. Я. Варга - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1986.-189 с.
36. Василев К. Любовь. - М. : Прогресс, 1982. - 384 с.
37. Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М. В. Вдовина // Социс. - 2005. № 1. - С. 102-104.
38. Вержибок Г. В. Социальная компетентность и карьера: тендерный аспект / Г. В. Вержибок // Ананьевские чтения - 2008. - СПб, 2008. - С. 361169
39. Виндельбанд В. Прелюдии / В. Виндельбанд. - М. : Гиперборея, 2007. - 400 с.
40. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери / Д. В, Винникот. - М. : Класс, 1998,- 123 с.
41. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи / А. Г. Вишневский // Экология и жизнь. - 2008. - №7-9.
42. Вишневский А. Г. Перспективы развития России: роль демографического фактора / А. Г. Вишневский, Е. М. Андреев, А. И. Трейвиш. - М. : Ин-т экономики переходного периода, 2003. - 90 с.
43. Водолагин А. В. Феномен «внутрисемейной религиозности» в истолковании В. В. Розанова / А. В. Водолагин // Философия и общество. - 2007. -№3(47). -С. 161-169.
44. Воробец Т.А. Метасюжет преображения как единый семантический код лирики Ф.И. Тютчева : диссертация ... кандидата филологических наук. -Омск, 2007.
45. Воронцов Д.В. Тендерная идентичность личности: «мужчина» и «женщина», или «маскулинность» и «феминность»? // Матер. IV съезда Российского психологического общества. - М., 2007. - 578 с..
46. Ворошнина О. Р. Психологическая коррекция депривированного материнства: дис. ... канд. психол. наук / О. Р. Ворошнина. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998 - 202 с.
47. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати / Б. П. Вышеславцев // Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. - М.: Республика, 1994. - 731 с.
48. Гавриш И.В. Основные нормы церковного брачного права Русской православной церкви и их применение в современной России / И. В. Гавриш // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2009. - № 4-9. -С. 81-99.
49. Гаспарян Ю. А. Семья на пороге XXI века : Социолог.проблемы /
СПб. : Петрополис, 1999. - 320 с.
50. Гачева А. Г. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров: Встречи в русской культуре / А. Г. Гачева. - М. : ИМЛИ РАН, 2008. - 576 с.
51. Гачева А. Г. «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется...» (Достоевский и Тютчев) / А. Г. Гачева. - М. : ИМЛИ РАН, 2004. -640 с.
52. Гачева А.Г. Будьте как дети: попранная заповедь / А. Гачева // Современная Россия: забвение Абсолютов : материалы межвуз. науч. Конф. 1213 мая 2006 год. - Воронеж, 2006. - С. 54-61.
53. Гачева А. Г. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Духовно-творческий диалог : автореф. диссерт на соискание уч. ст. к.ф.н. / А. Г. Гачева М., 2006.-38 с.
54. Гачева А. Г. В.С. Соловьев и Н.Ф. Федоров // Соловьевский сборник. Материалы международной конференции. - М. : «Феноменология -Герменевтика», 2001. - С. 54-76.
55. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1990.-524 с.
56. Гезалов А. А. Глобальные проблемы и их место в концепции устойчивого развития / А. А. Гезалов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2009. - №4. - С. 70-81.
57. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гер дер. -М.: Наука, 1977.-704 с.
58. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. - СПб., 1998. - 270 с.
59. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект) / С. И. Голод. - М. : Знание, 1990. - 64 с.
60. Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов / С.И. Голод. -М.: Знание, 1990.-32 с.
61. Голод С.И. Сексуальная эмансипация женщин / С.И. Голод // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - №2. - С. 105-115.
62. Гончарова Ю. А. О состоянии и тенденциях гражданского воспитания молодежи / Ю. А. Гончарова // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. -Воронеж, 2009. - Вып. 10. - С. 166-168.
63. Горшков М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки / М. К. Горшков // Социс. - 2010. -№ 12.-С. 28-42.
64. Демичев А. В. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию / А. В. Демичев. СПб. : ИНАПРЕСС, 1997. - 256 с.
65. Джинот Хаим Дж. Между родителем и подростком / Хаим Дж. Джинот. - М.: Прогресс, 2000. - 166 с.
66. Достоевский Ф. М. Возвращение человека / Ф. М. Достоевский. - М. : Сов. Россия, 1989. - 432 с.
67. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
68. Евдокимова Е. А. Семья как этико-философская реальность : На материале русской литературы XIX века: автореф. диссерт. на соискание уч. ст. к. филос. н. / Е. А. Евдакимова. - СПб, 2002. - 28 с.
69. Елизаров А. Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи / А. Н. Елизаров // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3. - С. 59-67.
70. Емельянов Г. Антропология жены и спасительная тайна ее для мужа / Г. Емельянов // О женщина! Велика вера твоя. - Спб. : Издательство Л.С. Яковлевой, 2000. - 369 с.
71. Жураковский А. Тайна любви и таинство брака / А. Журковский // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М. : Прогресс, 1991. - С. 320336.
72. Зимбули А.Е. Лекции по этике. М.: Пневма, 2011. - Вып. 3. - 239 с.
73. Ивлева В.В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. -Минск : Современ. школа, 2009. - 351 с.
74. Ильин Е. П. Пол и тендер / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010. - 688
с.
75. Кант И. Метафизика нравов / И. Кант // Кант И. Сочинения: В 6 т. / И. Кант. - М.: Мысль, 1965.- Т. 4(2).
76. Карасев Л. Знаки покинутого детства. // Вопросы философии. -1990.-№2.-С. 71-80.
77. Кедрова, Н. Б. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка / Н. Б. Кедрова // Гештальт-93. - М., 1993. - С. 87-92.
78. Киреева Е. 3. Концепт "Семья" в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" : автореферат дис.. канд. филол. наук. / Е. 3. Киреева. - Елец, 2008. -22 с.
79. Козырев А. П. Разговор о нас самих / А.П. Козырев // Сократ. Журнал современной философии. - 2011. - № 3. - С. 8-10.
80. Козырев А. П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели / А.П. Козырев // Вопросы философии. 1995, №7. - С.
81. Кон И.С. Клубничка на березке: сексуальная культура в России / И.С. Кон. - М. : Время, 2010. - 608 с.
82. Кон И. С. Маскулинность в меняющемся мире / И. С. Кон // Вопр. философии. - 2010. - № 5. - С. 25-35.
83. Корнеева И. Л. Семейное право : Практикум / И. Л. Корнеева. - М. : Юристъ, 2000. - 347 с.
84. Кошелева А. Д. Диагностика и коррекция материнского отношения / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева - М.: Педагогика, 1996.- 45 с.
85. Куда идет российская культура? (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. - 2010. - № 9. - С. 3-60.
86. Кутырев В. А. Философия постмодернизма / В. А. Кутырев. -Нижний Новгород, 2006. - 96 с.
87. Кьеркегор С. Эстетическая значимость брака / С. Кьеркегор // Или -или. Фрагмент из жизни: в 2 ч. - СПб.: Амфора, 2011. - С. 475-632.
88. Кэйдис Лэсли Б. Супружеская и семейная терапия / Лэсли Б.
Кэйдис, Рут МакКлендон. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2008. - 203 с.
89. JTeyc Т. В. Материнство - опыт трех поколений: Психологическое сопровождение беременной женщины / Т. В. Леус- М.: Ин-т психологии РАН, 2000.-63 с.
90. Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) / В. Т. Лисовский. - СПб.: Наука, 2003. - 368 с.
91. Лисовский В. Т. Смысл и «свобода» любви / В. Т. Лисовский // Молодежь: тенденции социальных изменений. - СПб.: 2000. - С. 253-274.
92. Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В. Т. Лисовский // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - Вып. 1. - С. 40-44.
93. Лосев А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьева / А. Ф. Лосев // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. - М. : Мысль, 1988. - Т. 1. - 270 с.
94. Макаров Д. В. Идея преображения в русской духовной культуре / Д. В. Макаров. - М. : 2009. - 541 с.
95. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. - М. : Наука, 1989. - 112 с.
96. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопр. психологии. - 2000 - № 5- С. 47-72.
97. Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия "Symposium".- СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -Вып. 32. - 387 с.
98. Монтень М. Опыты / М. Монтень // Избранные произведения в 3-х томах. - М. : Голос, 1992.
99. Мочульский К. В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж : YMCA-Press, 1936.
100. Муравецкий И. М. Человекоразмерность семейного бюджета: философско-антропологический анализ: автореф. диссерт. на соискание уч. ст.
к. филос. н. / И. М. Муравецкий. - Белгород, 2011. - 20 с.
101. Мухина В. С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы / В. С. Мухина // Развитие личности. - 2003- № 1 —
С. 141-154.
102. Неблагополучные семьи / сост. O.A. Запотылок. - Минск : Красико-Принт, 2008. - 123 с.
103. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ф.Ницше // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - С. 238-497.
104. Нойберт Р. Новая книга о супружестве. - М. : Планета, 1991. - 320
с.
105. Нравственная культура личности: условия формирования / под ред. А. С. Лаптенка. - Минск : НПО, 2001.-180 с.
106. Обухова Л. Ф. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева.-М.: Педагогика-Пресс, 1999.-243 с.
107. Океанский В. П., Океанская Ж. Л. Наука о культуре: теория и история (метафизика и персонология) / В. П. Океанский, Ж. Л. Океанская. -Иваново; Шуя: Центр кризисологических исследований ШГПУ, 2011. - 152 с.
108. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной: Психоаналит. подход / Д. Пайнз- СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1997 - 193 с.
109. Пигров К. С. Экзистенциальный смысл настоящей старости / К. С. Пигров // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium". - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - Вып. 24 - С. 3-6
110. Платон. Пир / Платон // Платон. Соч. в 3-т. - М. : Мысль, 1970. - Т. 2. - С. 95-157.
111. Прокофьева И. М. Ценность брака и семьи как предмет социологического анализа / И. М. Прокофьева // Социология и общество. -Спб., 2000. - С. 152-161.
112. Психологическое взаимодействие младенца и матери / Сост.
Р. Ж. Мухамедрахимов- СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1998 - 52 с.
113. Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты : межвузовский сборник научных трудов / Воронеж, гос. ун-т, Фак. философии и психологии, Упр. образования г. Воронежа, Дет. психол.-пед. центр - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2010. - Вып. 4. - 166 с.
114. Пущаев Ю. В. Россия: между государством-политией и государством-семьей / Ю.В. Пущаев // Сократ. Журнал современной философии. - 2011. - № 3. - С. 82-88.
115. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. - М.: Политиздат, 1990. - 389 с.
116. Райх В. Сексуальная революция / В. Райх. - М. : Унив. кн. : ACT, 1997.-350 с.
117. Рамих В. А. Материнство и культура / В. А. Рамих. - Ростов н/Д: Донской гос. техн. ун-т, 1995 - 132 с.
118. Рашковский Е. Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии. - 2010. - №10. - С. 27-37.
119. Розанов В. В. Женщина перед великою задачею / В. В. Розанов // Розанов В. В. Религия и культура. - М. : Правда, 1990. - С. 258-275.
120. Розанов В. В. Семя и жизнь / В. В. Розанов // Розанов В. В. Религия и культура. - Т. 1. - М.,1990.
121. Розанов В. В. Смысл аскетизма / В. В. Розанов // Розанов В. В. Религия и культура. - М. : Правда, 1990.
122. Розанов В. В. Кроткий демонизм / В. В. Розанов // Розанов В. В. Религия и культура. - М. : Правда, 1990.
123. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария / В. В. Розанов // Розанов В. В. Мысли о литературе. - М.: Современник, 1989.
124. Розанов В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. - М. : 1990.
125. Розин В. М. Судьба молодой семьи: Психологические размышления о современной любви и семье / В. М. Розин. - М.: Моск. рабочий, 1990. - 109 с.
126. Рубинштейн JI. С. Основы общей психологии / Л. С. Рубинштейн.-СПб. : Питер, 1999. - 705 с.
127. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения / Ж.-Ж. Руссо. - М. : Педагогика, 1981. - 529 с..
128. Сабиров В. Ш. Сотериологические искания Вл. Соловьёва / В. Ш. Сабиров // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия "Symposium". - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -Вып. 32. - С.
129. Самоукина Н. В. Психология материнства / Н. В. Самоукина // Прикл. психология. - 1998 - № 6 - С. 65-82.
130. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. - СПб. : Речь, 2006. - 295
с.
131. Семья: психология, педагогика, социальная работа / под ред. А. А. Реана. - М. : ACT, 2010. - 576 с.
132. Семья как объект философского и социологического исследования : Сборник статей. - Л. : Наука, 1974. - 150 с.
133. Семья в системе нравственного воспитания. Актуальные проблемы воспитания подростков / под общ. ред. А. Г. Харчева. - М. : Педагогика, 1979. -232 с.
134. Семья и социальная структура социалистического общества : [сб. статей] / отв. ред. А. Г. Харчев, М. Г. Панкратова. - М.: ИСИ, 1980. - 190 с.
135. Семья, материнство и детство: Современные тенденции и перспективы: Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 1999. - 143 с.
136. Семья и общество / под ред. А. Г. Харчева. - М. : Наука, 1982. - 128
с.
137. Сенека Л. А. О счастливой жизни / Л. А. Сенека // Римские стоики-М. : Республика, 1995. - С. 167-193.
138. Современная семья: роль мужчины в укреплении семейных отношений / [редкол.: Г. Кобяшев и др.]. - Воронеж : Воронеж, обл. тип., 2008.
-69 с.
139. Современная семья: проблемы и перспективы / Под ред. А. И. Тащевой и др. - Ростов-на-Дону, 1994. - 250 с.
140. Современная семья : сборник / ред.-сост. М. А. Шустова. - М. : Финансы и статистика, 1982. - 119 с.
141. Соколов Е. Г. Мир детства - мир безумия / Е. Г. Соколов// Философия детства. Тезисы III Междунар. Конф. Ребенок в современном мире. -СПб., 1996.-С. 49-60.
142. Соловьев В. С. Смысл любви / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. - М. : Мысль, 1988. - Т. 2. - 501 с.
143. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве / В. С. Соловьев. - СПб. : Худож. лит., 1994. - 847 с.
144. Соловьевский сборник. Материалы международной конференции. -М. : «Феноменология - Герменевтика», 2001. - 623 с.
145. Соловьева И. Ю. Стабильность семьи как социально-философская проблема : диссертация, канд. филос. наук / И. Ю. Соловьева. - Воронеж, 2004. -169 с.
146. Солоед К. В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: дис. ... канд. психол. наук / К. В. Солоед. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 142 с.
147. Степанова М. А. Психологическая наука и философия в сфере образования: современное состояние и актуальные задачи / М. А. Степанова // Вопросы философии. - 2010. - № 6. - С. 67-80.
148. Степанянц М. Т. Образ женщины в религиозном сознании / М. Т. Степанянц // Общественные науки и современность - 1993- № 4 - С. 67-81.
149. Столович Л. Н. «Золотое правило» нравственности как общечеловеческая ценность / Л. Н. Столович // Столович Л. Н. МУДРОСТЬ. ЦЕННОСТЬ. ПАМЯТЬ. Статьи. Эссе. Воспоминания. 1999-2008. Tartu - Tallin: InGri, 2009. - 347 с.
150. Сысенко В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М. :
Мысль, 1989. - 173 с.
151. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М. : Мысль, 1987.-352 с.
152. Троицкий С. В. Христианская философия брака / С. В. Троицкий // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М. : Прогресс, 1991.
153. Тронина Л. Н. Этико-психологические проблемы современного материнства: автореф. дисерт. на соискание уч.ст. к.филос. н. / Л. Н. Тронина. -Тула, 2010.-21 с.
154. Туровцев Т. А. Творение и преображение / Т. А. Туровцев. - СПб. : Церковь и Культура, 2008. - 257 с.
155. Тюгашев Е. А., Попкова Т. В. Семьеведение. - Новосибирск: СибУПК, 2002. - 179 с.
156. Фамилистические исследования / науч. ред. А.И. Антонов. - М. : КДУ, 2009.-350 с.
157. Фатенкова Т. А. Идентификация и самоидентификация в структуре современных семейных отношений : автореферат дис. канд. социол. наук / Т. А. Фатенкова. - Н. Новгород, 2010. - 28 с.
158. Фаулз Д. Аристос. - М. : ACT, 2008. - 347 с.
159. Федоров Н. Ф. Собр. соч. : В 4 т. - М., 1995-1999.
160. Фетисов В. П. Солнце не заходит. Труды по нравственной философии / В. П. Фетисов. - Воронеж : ВГЛТА, 2011. - 518 с.
161. Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез / Г. Г. Филиппова. - М.: Жизнь и мысль, 1999 - 190 с.
162. Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium". - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - Вып. 24- 115 с.
163. Франк С. Л. Религия любви / С. Л. Франк // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М. : Прогресс, 1991.
164. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд - М.: Наука, 1989.-389 с.
165. Фромм Э. Мужчина и женщина / Э. Фромм. -М.: ACT, 1998 - 509 с.
166. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм. - М. : ACT-ЛТД, 1998. -568 с.
167. Фуко М. Рождение клиники / М. Фуко. - М.: Смысл, 1998. - 310 с.
168. Фуко М. Забота о себе: История сексуальности III / М. Фуко - Киев: Дух и литера, Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с.
169. Харакас С. Православие и биоэтика / С. Харакас // Человек. - 1994. №2.-С. 91-101.
170. Харчев А. Г. Социология семьи : проблемы становления науки / А. Г. Харчев. - М.: ЦСП, 2003. - 339 с.
171. Харчев А. Г. Нравственность и семья / А. Г. Харчев. - М. : Знание, 1981.-46 с.
172. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. - М. : Мысль, 1979.-367 с.
173. Хорни К. Женская психология / К. Хорни. - СПб. : ВосточноЕвропейский ин-т психоанализа, 1993. - 392 с.
174. Хоружий С. С. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя // Соловьевский сборник. Материалы международной конференции. - М. : «Феноменология - Герменевтика», 2001. - С. 187-199.
175. Черный Ю. Ю. Философия пола и любви H.A. Бердяева / Ю. Ю. Черный; Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. - М. : Наука, 2004. - 114 с.
176. Чибисова М. Ю. Феномен материнской депривации в культуре древних цивилизаций / М. Ю. Чибисова // Проблемы пед. образования.-.- М., 1999.-Вып. 3.-С. 56-57.
177. Шаров К. С. На темной стороне политкорректности: гендерно-нейтральный новояз / К. С. Шаров // Вопр. философии. - 2010. - № 3 - С. 30-44.
178. Шевченко И.О., Шевченко П. В. Большая семья - какая она? / И. О. Шевченко, П. В. Шевченко // Социс. - 2005. - №1. - С. 95-102.
179. Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. - М. : Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. - 607 с.
180. Шестаков К. А. Аксиологический фактор репродуктивного поведения россиян : автореферат дис. . канд. социол. н. / К. А. Шестаков. - М., 2010.-25 с.
181. Шнейдер JL Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / JI. Б. Шнейдер - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 512 с.
182. Шумпетер Й. А. Капитализм, Социализм и Демократия / Й. А. Шумпетер. - М.: Экономика, 1995. - 317 с.
183. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства : (в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана) / Ф. Энгельс. -СПб : Азбука-классика, 2010. - 252 с.
184. Эпштейн М. Sola amore: любовь в пяти измерениях / М. Эпштейн. -М. :Эксмо,2011.-489с.
185. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон.- СПб. : Летний сад, 2000.-415 с.
186. Юм Д. Трактат о человеческой природе. - Мн.: ООО "Попурри", 1998.-720 с.
187. Юнг К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. - М. : Канон, 1995. -336 с.
188. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М. : Политиздат, 1991. - 527 с.
189. Shapiro, Michael J. For moral ambiguity : national culture and the politics of the family / Michael J. Shapiro. - Minneapolis ; London : University of Minnesota Press, 2001. - 211 p.
190. Newman, Jay. Biblical religion and family values : a problem in the philosophy of culture / Jay Newman. - Westport, CT ; London : Praeger, 2001. -357 p.
191. Perdue, William Dan. Systemic crisis : problems in society, politics, and world order / William D. Perdue. - Forth Worth [etc.] : Harcourt Brace College Publishers, 1993. - 588 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.