Любовь, семья и брак в обыденном сознании современных православных верующих: философско-социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Дементьев, Дмитрий Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат наук Дементьев, Дмитрий Владимирович
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МОТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
1.2. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ БРАКОМ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ В ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМЬЯХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ И НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ
2.1. МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ (МЕТОДИКА P.P. КАЛИНИНОЙ, A.A. МИРОНОВОЙ)
2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ СУПРУГОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМЬЯХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ И НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ
2.2.1. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ
2.2.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ
2.2.3. СООТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ С ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИЕЙ «АГАПЕ», «СТОРГЕ», «ФИЛИЯ» И «ЭРОС»
2.3. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ В ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМЬЯХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ И НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Социальные представления о священнослужителе: На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии1998 год, кандидат психологических наук Разумова, Мария Александровна
Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями2018 год, кандидат наук Богачёв Максим Игоревич
Представления о религии воцерковленной и невоцерковленной личности2024 год, кандидат наук Бадерко Алексей Викторович
Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев2001 год, доктор филологических наук Любомудров, Алексей Маркович
Любовь как организующее начало бытия2013 год, кандидат наук Попова, Олеся Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Любовь, семья и брак в обыденном сознании современных православных верующих: философско-социологический анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования и современное состояние проблемы.
ТЛ и и и О
В жизни человека семья является первой ячейкой, социальной группой, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, традициям, обычаям, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Удовлетворенность членов семьи взаимоотношениями в ней является основной составляющей социально-психологического климата семьи. Естественно, что только в здоровой семье, основанной на взаимной любви, возможно передающееся из поколения в поколение полноценное воспитание личности. Семья, таким образом, является первичной малой группой, особым типом межличностных отношений, основанных на взаимном чувстве любви1.
По мнению отечественных исследователей, главным мотивом вступления в брак в современной России является любовь, и, по различным данным социологических опросов, от 72 до 86% людей вступают в брак по
о
любви . В социальном аспекте любви придают важное значение
о
прогрессивной жизни общества, любовь воспринимается как залог
1 См., например: Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - С. 6; Сермягина О.С. Социально-психологические предпосылки межличностной напряженности в семье. Дисс... канд. психол. наук. - Л., 1985. - С. 230; Ощепкова А.П. Социально-психологический аспект семейно-брачных отношений. Дисс... канд. философ, наук. - Томск, 1974.-С. 159-160.
2 См.: Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - С. 101; Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 162; Лукьянова И.Е., Прохорова Э.М. Шиповская, Л.П. Семьеведение. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 55; Калмыкова Е.С., Ващенко А.П., Дальбендер Р., Покорны Д. Интрапсихические модели межличностного взаимодействия: сравнение российских и немецких выборок // Психологический журнал, 1997. - Т. 18 - №3. - С. 70; Увыкина Л.А. Проблемы формирования представлений молодежи о семье // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы международной научно-практической конференции 5-6 октября 2010 года. -Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. - С. 27; Осадчая Г.И., Носкова A.B., Варламова С.Н. и др. Семья в России и в Москве в начале XXI века. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. -С. 99.
3 См.: Лавров П.Л. Очерки вопросов практической философии // Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат, 1991. - С. 244-247.
общественного благоденствия1 и рассматривается также как «противоядие» от опасностей национализма2.
Важность исследования проблемы любви обусловлена необходимостью изучения основных смыслов в ее понимании у семей, отличающихся друг от друга мировоззренческими противоречиями, особенностями, что особенно актуально в наше время - время кризиса российской семьи. Россия претерпевает демографический кризис, последствия которого будут сказываться еще ближайшие 15 лет, что представляет серьезную угрозу всей нации . Многие люди не могут правильно выстроить супружеские взаимоотношения и создать здоровую семью, чувствуют себя в браке неудовлетворенными. В этой связи существует потребность изучить представление о любви в современных российских семьях и определить влияние этих смыслов на удовлетворенность браком. Ведь именно любовь является одной из важных детерминант создания большинства семей.
Закономерен интерес к исследованию феномена любви и в философско-культурологическом дискурсе. Любовь и брак были и остаются актуальными предметами исследования для представителей разных областей гуманитарного знания: философов, социологов, психологов, религиоведов, лингвистов и др. В связи с важностью темы любви как в прошлом, так и актуализацией ее в настоящее время представляется необходимым рассмотреть феномен любви с эпохи античности и до наших дней, включая христианско-религиозное ее понимание.
Актуальность проблемы смысла любви определяется и другим социокультурным явлением. Главным достижением половой морали признается брак по любви. Однако, по мнению некоторых исследователей, именно браки по любви оказываются наименее продолжительными и более
1 См.: Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2005. - С. 209.
2 См.: Несытина C.B. Романтическая любовь в ранней юности как психологическое явление. Дисс... канд. психол. наук. - Тамбов, 2004. - С. 14.
3 См.: Послание Президента Федеральному Собранию// URL:http://www.kremlin.ru/transcripts/9637 (дата обращения: 30.11.2010).
всего пополняют список разводов по сравнению с браками, заключенными по другим мотивам1. По этой причине с неизбежностью встает вопрос о совместимости любви и брака.
Президент РФ Д.А. Медведев, говоря об утверждении ценностей брака, семьи и материнства, повышении родительской ответственности, отмечал непреходящие духовные ценности Православия и других традиционных конфессий, которые служат морально-нравственному обновлению
-■у
современного российского общества .
Представляется крайне важным рассмотреть фактор любви как один из признаков здоровой семьи, влияющий на удовлетворенность браком. Исследование данных вопросов позволит философски осмыслить влияние воцерковленности на отношение к любви, выявить новые смыслы любви и определить взаимосвязь с удовлетворенностью браком; обозначить тенденции в изменении семейных отношений по степени воцерковленности супругов.
Таким образом, кризис семьи, о котором в настоящее время говорят многие исследователи, с одной стороны, и недостаточность научного знания
0 взаимосвязи любви с удовлетворенностью браком - с другой, обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования - на основе сравнительного исследования православных семей священнослужителей, воцерковленных и невоцерковленных верующих выявить особенности их представления о любви и оценить степень их удовлетворенности браком.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Выяснить, может ли влиять воцерковленность супругов на представление о любви.
1 См.: Андреева T.B. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2010. - С. 99; Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989. - С. 174; Ковалев C.B. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - С. 107.
2 См.: Обращение Президента России Д.А. Медведева к участникам и гостям VII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь»// URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/486728.html (дата обращения: 8.11.2008).
2. Определить уровень удовлетворенности браком в семьях православных священнослужителей, в семьях православных воцерковленных, в семьях православных невоцерковленных и в семьях, в которых воцерковлен только один из супругов.
3. Произвести модификацию методики представления о любви - с учетом религиозности.
4. На основе данных психодиагностического обследования выявить особенности отношения к любви и удовлетворенности браком семей православных священнослужителей, семей православных воцерковленных и семей православных невоцерковленных.
Объект исследования: семьи православных священнослужителей, семьи православные воцерковленные, семьи православные невоцерковленные.
Предмет исследования: различие в представлении о любви и удовлетворенности браком семей православных священнослужителей, православных семей воцерковленных и православных семей невоцерковленных.
Гипотезы исследования:
1. Представление о любви влияет на удовлетворенность браком.
2. Религиозность супругов влияет на представление о любви.
3. Религиозность семьи влияет на удовлетворенность браком.
Степень научной разработанности исследования. Теоретическую
основу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, психологии, теологии и богословия, поскольку изучаемая проблематика носит междисциплинарный характер.
В рамках теологического подхода феномен любви в настоящей работе,
на фоне сравнения языческой и христианской традиций, рассматривается на
основе трудов величайших философов античности - Платона, Плутарха,
Плотина и др., и христианских авторов: Оригена, свт. Григория Нисского,
6
сщмч. Дионисия Ареопагита, при. Симеона Нового Богослова, при. Максима Исповедника, свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина, а также богословов XX-XII вв. (П. Флоренского, проф., прот. Максима Козлова, А. Нигрена, А. Милано, Д. де Ружемона).
В зарубежной философии любовь была объектом внимания таких философов, как П. Абеляр, Дж. Бруно, JI. Валл, М. Монтень, Ф. Бэкон, М. Мальбрани, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Паскаль, Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ж.-П. Сартр, В. Райх, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.
Значительный вклад в разработку философии любви и брака внесли
представители русской философии: В. Соловьев, Н. Бердяев, В.В. Розанов, П.
Флоренский, C.B. Троицкий, свящ. И. Мейендорф, Г.В. Фроловский, И.А.
Ильин, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франкл и др., развивающие в
понимании природы любви гуманистические традиции и связывающие
энергию любви человека с религией, поиском нравственных ценностей, с
художественным творчеством.
В рамках социологии и психологии любовь исследовалась в работах
Ю.Б. Рюрикова, И. Кона, В. Розина, С. Голода, М.В. Базаровой, Т.В.
Андреевой, Е.П. Ильина, О.Г. Прохоровой, C.B. Несытиной, В.А Сысенко,
Н.Г. Юркевича, М.В. Целуйко, В.П. Шестакова, Л.Б. Шнейдера, Д.Я.
Райгородского, C.B. Ковалева, И.Е. Лукьянова, Т.А. Флоренской, P.P.
Калининой, A.A. Мироновой, Т.А. Гурко, А. Афанасьева, A.C. Сказко, Э.А.
Миролюбовой, В.Т. Лисовского, И. Василенко, К.Э. Изарда, X. Шельского, Р.
Мэя, Э. Фромма, 3. Фрейда, Г. Маркузе, Т. Кемпера, Д. Майерса, М.
Джеймса, Дж. А. Ли и мн.др.
Проблему удовлетворенности браком рассматривали также психологи
и социологи Л.Б. Шнейдер, H.H. Обозов, Г. Навайтис, О.А Добрынина, А.Н.
Евсеева, О.С. Сермягина, А.Н Волкова, Н.В. Смирнова, В.А. Сысенко, А.Н.
Баранов, А.П. Ощепков, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.В. Смирнов, О.Г.
7
Прохорова, Т.А. Гурко, В.А. Сысенко, Е.М. Черняк, C.B. Ковалев, X. Шельский, М. Джеймс, В.В. Кришталь, Г.П. Андрух.
Вопросами мотивации вступления в брак, в том числе и из уже перечисленных авторов, занимались Е.М. Черняк, С.И. Голод, Н.В. Малярова, В.И. Слепкова, Н.Г. Юркевич, И.С. Кон, И.В. Дубровина, C.B. Ковалев, Ю.Н. Олейник, Т.В. Андреева, A.B. Толстова, Л.А. Коростылева, М.А. Абалакина, Т.А. Гурко, А.Н. Обозова, С.Н. Бурова, В.Е. Каган, В.Г. Сенько, А.Н. Сизанов, H.JI. Москвичева и др.
Кроме того, социологические исследования уровня совместимости супругов, устойчивости и стабильности брака проводили А.П. Ощепкова, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.Г. Юркевич А.И. Тащева, В.В. Бойко, Е.Г. Гукова, В.М. Кишинца, В.А. Сысенко, А.К. Дмитренко, А.Н. Баранов, H.H. Обозов и А.Н. Обозова, А.Н. Волкова, Д. Кутсар, А. Кемпински, Т.М. Трапезникова и др.
Вопросы социально-психологического климата семьи исследовали О.С. Сермягина, А.Н. Евсеева, O.A. Добрынина, Э.М. Тийт, А.П. Ощепкова и др.
Проблемам взаимоотношений в ходе совместной жизни супругов посвящены работы Т.Ф. Велента, Ю.Е. Алешиной и Л.Я. Гозмана, И.Ф. Дементьевой, Е.В. Антонюк, Е.С. Калмыковой, А.К. Дмитренко, Ю.Н. Карандашева, В.Е. Семенова, Т.И. Короткиной, Д.Я. Кутсара, Э.М. Тийт, Е.В. Трифоновой, Ю.В. Трофимовой, Л.С. Андреевой, А.Г. Вишневского, С.И. Голода, И.В. Мохиной, З.А. Янковой и др.
В качестве базовых в области современных воцерковленных в Православии семей в данной диссертации были привлечены работы М.П. Мчедлова, В.Ф. Чесноковой, Г.С. Широкаловой.
К анализу активно привлекалась методика изучения представления о любви (P.P. Калинина, A.A. Миронова) представленная в книге P.P. Калининой1, где автор исследует представления о любви трех возрастных
1 См.: Калинина P.P. Миронова A.A. Изучение представления о любви // Калинина P.P. Введение в психологию семейных отношений. - СПб.: Речь, 2008. - С. 201-204.
групп: 1) молодежь (17-19 лет), 2) люди среднего возраста (25-35 лет), 3) люди старшего возраста (40-65 лет).
Модификация вышеуказанной методики проведена автором диссертации на основе исследования тех же трех возрастных групп, что и в исследовании P.P. Калининой, A.A. Мироновой, но уже исключительно в среде воцерковленных в Православии мирян, был выявлен новый показатель, определяемый как религиозность. При дальнейшем исследовании, уже модифицированная методика с учетом ее религиозной составляющей, дала возможность провести сравнительный анализ личностных смыслов понятия «любовь» православных семей священнослужителей, семей воцерковленных и невоцерковленных верующих, что соответствовало цели и задачам исследования. Данная методика была выбрана также и потому, что она удобна в применении, не требует длительного времени и специального оборудования.
Совместно с модифицированной методикой изучения представления о любви в диссертационном исследовании был применен «Опросник удовлетворенности браком».
«Тест-опросник удовлетворенности браком», разработанный В.В. Сталиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко1, выбранный для исследования, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Данная методика была выбрана автором, так как она соответствует цели и задачам настоящей работы и дает возможность определить степень удовлетворенности браком в четырех группах супружеских пар. Опросник, имея самое широкое распространение и будучи использованным в многочисленных исследованиях удовлетворенности браком, состоит из 24
1 См.: Тест-опросник удовлетворенности браком, ОУБ // Психологические тесты/ Под ред. А.А.Карелина: В
2 т. Т. 2. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - С. 173-179.
утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Результаты исследования представления о любви первоначально подвергались качественному анализу ассоциаций. Затем проводилась их количественная обработка. Аналогичным образом осуществлялся анализ материала удовлетворенности браком.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических методов выявления различий в уровне исследуемого признака для нескольких независимых выборок с помощью одномерного дисперсионного анализа (АМОУА Фишера), а последующее попарное сравнение групп - с помощью непараметрических критериев (Н-критерий Крускала-Уоллиса) и ц*-критерия (угловое преобразование Фишера).
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической, теоретической и экспериментальной обоснованностью положений исследования; использованием комплекса апробированных надежных и валидных методик, адекватных предмету, задачам и логике работы; репрезентативностью выборки; статистической значимостью экспериментальных данных.
Теоретико-методологическую база исследования составляют концепции и теории отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, религиоведов, богословов по исследуемой в работе теме любви, семьи и брака.
В соответствии с целями и задачами диссертационной работы автором за основу избран междисциплинарный анализ объекта и предмета, изучение которых осуществляется на научно-теоретическом, философско-культурологическом и эмпирическом уровнях; используются методы научного обобщения, теоретического моделирования. Метод ассоциативного эксперимента позволил выявить особенности представления о любви в
разных группах респондентов, а метод тестирования дал возможность установить их степень удовлетворенности браком.
Научная новизна исследования:
1. Произведена модификация методики изучения представлений о любви - с учетом религиозности. Предложенная методика дает возможность проводить исследования представлений о любви воцерковленных людей.
2. Получены экспериментальные данные особенностей представления о любви и удовлетворенности браком семей православных священнослужителей, православных семей воцерковленных и невоцерковленных верующих. Установлено, что в представлении о любви и в удовлетворенности браком в исследуемых категориях православных семей имеются различия.
3. Удовлетворенность браком рассмотрена с учетом воцерковленности супругов. Показано, что воцерковленность супругов является важным фактором, оказывающим положительное влияние на удовлетворенность браком.
4. Выявлена специфика и взаимосвязь представления о любви и удовлетворенности браком в контексте религиозности супругов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен анализ изучения проблемы любви и удовлетворенности браком. Выявив роль религиозных, основанных на Православии, представлений о любви, исследование расширило теоретические представления о феномене любви. Кроме того, установлен конкретный характер взаимосвязи между представлениями о любви супругов и их удовлетворенностью браком.
Практическая значимость исследования.
1. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для популяризации в обществе духовно-нравственных ценностей православной семьи.
2. Материал анализа и его итоговые характеристики должны
помочь психологам-консультантам, работающим с воцерковленными
11
людьми, более полно учитывать специфику их представлений о любви при проведении консультативной работы.
3. Модифицированная автором методика изучения представлений о любви расширяет возможности ее использования практическими психологами для работы с воцерковленными людьми и может быть использована в исследованиях их представлений о любви.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Религиозность в православных семьях священнослужителей и воцерковленных мирян определяет их особенности представления о любви. Такие семьи характеризуются высокой степенью удовлетворенности браком.
2. Представления о любви имеют выраженные различия у супругов православных семей священнослужителей и воцерковленных мирян по сравнению с супругами православных семей невоцерковленных.
3. Уровень удовлетворенности браком в православных семьях священнослужителей и воцерковленных мирян выше, чем в православных семьях невоцерковленных.
4. На уровень удовлетворенности браком влияют особенности представления о любви.
Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается тем, что диссертация основана на методологии современной науки, в том числе психологии, теоретические положения отражают процессы, происходящие в современном обществе и научно-психологической теории и практике, а также логической последовательностью и обоснованностью построения исследования. Надежность и достоверность эмпирических измерений достигается использованием системы объективных методов психологического исследования, которые соответствуют природе поставленным в работе проблемы, цели, объекту, предмету и задачам; обширной и репрезентативной выборкой, благодаря которой стало возможным доказать статическую
значимость полученных результатов и сделать содержательный сравнительный анализ фактов и связей.
Апробация результатов исследования. Наиболее важные аспекты исследования заложены в основу авторских лекций учебной программы по дисциплине «Психология», апробированных в Сретенской духовной семинарии в 2010-2012 учебных годах.
Модифицированная автором диссертации методика представления о любви была одобрена, а полученные с помощью нее результаты исследования высоко оценены автором оригинальной методики - кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и социальной психологии Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова, председателем Псковского регионального отделения Российского психологического общества P.P. Калининой.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав и семи параграфов, заключения, библиографии и приложения. В диссертации 142 страницы машинописного текста, 24 таблицы, 3 рисунка. Список литературных источников включает 173 наименования, из них 3 интернет-источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МОТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
БРАКОМ
1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
Исследование феномена любви в историко-философском дискурсе позволяет рассмотреть эволюцию представления о любви, основные ее теории и виды, представленные в разных областях гуманитарного знания: философии, социологии, психологии, религиоведении, богословии, начиная с времен античности и до наших дней, включая христианско-религиозное ее понимание.
Как пишет современный философ и психолог В.М. Розин, «любовь, как мы ее понимаем архитипически, родилась именно в Древней Греции»1. Первоначально осмысление любви связывается с древнегреческой мифологией. Так, Эрос в орфизме - светлое, разумное божество. По учению орфиков, из тьмы появилось мировое яйцо и, расколовшись, оно породило Эроса - Протогона, который имел бычью голову и крылья, был двуполым и носился по эфиру. Он является источником света и от него произошли все люди.
Понятие эрос использовали многие философы античности: и пифагореец Филолай, и материалист Демокрит, и софисты Продик, Критий, Горгий.
Впервые в античной культуре любовь как глубокое и философское чувство проявляется у Платона в произведении, посвященном любви, -«Пире». Любовь, в концепции Платона, - прославление высшей красоты, к которой стремится человек. «Если бы ты увидел это прекрасное, то даже не подумал и сравнить его ни с нарядом, ни с золотом, а увидев, поразился бы и
1 Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье, взгляд на половое воспитание. - М.: Логос, Высшая школа, 1999.-С. 127.
был готов, подобно тем, которые постоянно находятся со своими возлюбленными, видят и общаются с ними, и готовы даже не есть и не пить, лишь только находиться всегда вместе. Это красота, которая не имеет никаких знакомых нам определений. Смогший узреть этот запредельный для нас тамошний мир, живет настоящей истинной жизнью, и любезен для бога в гораздо большей степени, чем всякий другой смертный»1.
В том же диалоге «Пир» говорится о мифе об андрогинах -«двойных» людях, некогда живших на земле, чем объясняется существование полов. Андрогины имели четыре руки, ноги, две «срамные части», и два лица. Они были трех полов: мужского - от солнца, женского - от земли, и двуполого - от луны, так как луна совмещает оба начала. Андрогины намеревались напасть на богов, и Зевс решил разделить андрогинов пополам. Таким образом андрогины стали «камбалоподобными» и с тех пор каждый ищет свою половину. Когда двум половинам удается повстречать друг друга, ими овладевает чувство близости, привязанности и любви.
По Платону, земная любовь - необходимая ступенька, которая ведет человека к познанию «любви небесной». В молодости человека привлекает прекрасное тело, затем он начинает ценить духовную красоту, нравы и науки. Любовь к высшим ценностям - это есть «платоническая любовь». В «Пире» говорится о нравственном содержании любви: «Ничто на свете, ни какие почести, ни богатство, ни родня, не научат человека лучше, чем любовь, чем ему руководствоваться в жизни, чтобы прожить жизнь безупречно»2.
Платон отождествлял эрос с «восходящей» динамикой, ведущей человека на высочайшую вершину созерцания прекрасного и хорошего в себе. Эрот - нечто высшее, нежели человек, но низшее, нежели боги. Эрот обладает безграничной динамикой желания и потому он - любовь к «тому-чего-нет», потому что влечет «то-чего-нет». Следовательно, эрос-Эрот есть желание получить то, отсутствие чего мы ощущаем и чем стремимся
1 Платон. Пир // Миф и Эрос: Антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат, 1991. - С. 24.
2 Там же. С. 27.
обладать. А чего мы желаем более, нежели прекрасного, которое есть добро, и добра, которое прекрасно. Поскольку это можно постичь с помощью того, кого мы любим, то Эрот - это «бог прекрасного, ибо на безобразное он не воздействует». Эрот неустанно ищет, а находя, становится все более прекрасным и благим и доходит до самой вершины прекрасного. Когда удовлетворяется желание красоты и доброты в себе, тогда и достигается счастье.
В античности любовь - сакрализована, за ней усматривали божественные силы - Эроса и Афродиты. На празднествах совершались радетельные ритуалы, вспоминались пикантные истории из мифологии, была распространена священная проституция в храмах.
Позднее Плутарх в диалоге «Об Эроте», полемизируя с платоновским Пиром, пишет о том, что в любви нельзя останавливаться только на удовлетворении телесного наслаждения, любовное влечение нужно облагораживать, превращая в нравственное и умное дело. Он говорит также и том, что эти прекрасные чувства лучше реализовать в семье и браке с женщиной1.
Таким образом, Плутарх формулирует новый идеал любви, выдвигая на первый план любовь супружескую.
Плотин в понимании любви во многом схож с Платоном. В трактате «Об Эросе», рассуждая, что такое Эрос, он заключает, что он или гений, или бог, или демон и вместе с тем аффект души.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Когнитивный и эмоциональный и компоненты любви у людей разного возраста2009 год, кандидат наук Екимчик, Ольга Александровна
Со-бытие мужчины и женщины: формообразования интимности2023 год, кандидат наук Закирова Гульнара Фазыловна
Метафизика пола в русской философии конца XIX - начала ХХ века1999 год, кандидат философских наук Филькин, Андрей Николаевич
Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека2007 год, доктор философских наук Ерошенко, Татьяна Игоревна
Православная художественная проза XXI века: типология и поэтика2020 год, доктор наук Леонов Иван Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дементьев, Дмитрий Владимирович, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалакина М.А. Межличностное восприятие и динамика предбрачных отношений. Дисс... канд. психол. наук. - М., 1987. - 204 с.
2. Абрамова А.Г. Проблема Эроса в истории духовной культуры: Дис... канд. филос. наук. - Саранск, 1998. - 234 с.
3. Августин Блаженный. Исповедь. - М.: Канон+, 2000. - 461 с.
4. Аверинцев С.С. Любовь // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. A.A. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - С. 458-461.
5. Айванхов О.М. Любовь и сексуальность / Пер. с франц. Рцыбашевой Л. - СПб: Изд-во Чернышёва, 1994. - 211 с.
6. Айгунов B.C. Мотивация брачного выбора молодежи. Дисс... канд. психол. наук. - М., 2009. - 207 с.
7. Аккерман Д. Любовь в истории. - М.: Крон-Пресс, 1995. - 464 с.
8. Алешина Е. Индивидуальное и семейное консультирование. - М.: Класс, 2004. - 208 с.
9. Андреева Р. Почти все о любви. - Воронеж: ЦентральноЧерноземное книжное издательство, 1991. - 391 с.
10. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие. - СПб: Речь, 2010. - 384 с.
11. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб: Речь, 2005.-436 с.
12. Апресян. Р. Г. Любовь // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и A.A. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - С. 241 - 245.
13. Базарова М.В. Любовь как смыслообразуюгцая ценность. Дисс... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2008. - 173 с.
14. Баррет С. Право на любовь / Пер с англ. Е.Л. Лозовской. - М.: Издательский дом «Панорама», 2002. - 212 с.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями: 4-е изд. - Брюссель: Издательство Жизнь с Богом, 1989. - 2550 + (прилож. 2250-2516 е.).
16. Бердяев Н. Метафизика пола и любви // М.: Прогресс, 1991. - С. 232
-265.
17. Бердяев H.A. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383
с.
18. Бердяев H.A.. О русской философии / Сост., вступ. ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. - Ч. 2. - 240 С.
19. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. - М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. - 542 с.
20. Бердяев H.A. Философия любви в 2 ч. / Под общ. ред. Д.П. Горского. - М.: Политиздат, 1990. - 4.1. - 510 с.
21. Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви. - СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. - 224 с.
22. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В .П. Зинченко. - СПб: Прайм-Еврознак; - M.: OJIMA-npecc, 2003. - 666 с.
23. Бреус Т.В. Любовь как вид бытия. Дисс... канд. филос. наук. - Уфа, 2002.- 198 с.
24. Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические // Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1978. - Т.2. - 575 с.
25. Валла Л. О наслаждении // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р.Г. Подольный. - М.: Политиздат, 1991. - С. 69-87.
26. Василев К. Любовь. - М.: Прогресс, 1982. - 384 с.
27. Василенко И. Современная семья в условиях кризиса // Тендерные исследования в контексте социологического образования. Сб. научных статей / Под. ред. В. Ушаковой, У. Мюллер, Б. Зауэр. - СПб, 2005. - С. 131-139.
28. Вараксина Е.В. Трансформация представлений о смысле любви в процессе жизнеосуществления человека. Дисс... канд. психол. наук. - Барнаул, 2008. - 285 с.
29. Варга А.Я. Введение в семейную психотерапию: Краткий лекционный курс. - Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 2000. - 114 с.
30. Васильев C.B. Психология любви. - М.: Интерпринт, 1992. - 240 с.
31. Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. - СПб.: С.-Петербургский гос. университет, 2003. - 154 с.
32. Вестермарк Э. История брака. - М.: Апрель, 2001. - 159 с.
33. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Дисс... канд. психол. наук. - Л., 1979. - 181 с.
34. Баранов А.Н. Городская семья и личность // Социологические исследования. Методологические проблемы исследования быта. - Вып. 7. - М., 1971.-С. 15-36.
35. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: ACT: Москва; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.-811 с.
36. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Дисс... канд. психол. наук. - Л., 1979. - 181 с.
37. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Что такое я сам? -М.: Грааль, 2002.-42 с.
38. Гаевский И.А. Любви таинственная власть: От древности до наших дней. - М.: Мысль. 1995. - 382 с.
39. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с. - (Классический университетский учебник).
40. Гегель Г. Эстетика. - М.: Искусство, 1969. - Т.2. - 326 с.
41. Гегель Г. Сочинения. - М.: Соцэгиз, 1959. - Т. 4. - 440 с.
42. Голод С.И Состояние и перспективы семьи: теоретико-типологический анализ. - СПб: Петрополис, 1998. - 271 с.
43. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л.: Наука, 1984. - 135 с.
44. Григоревский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. - 234 с.
45. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Человек есть образ Божий. - М.: Храм Космы и Дамиана на Маросейке, 1995. - 30 с.
46. Гурко Т.А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности. Дисс... канд. философ, наук. - М., 1983. - 141 с.
47. Гусейнов A.A., Иррлитц Г.М. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987.-589 с.
48. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. - Молодая гвардия, 1989. - 317 с.
49. Декарт Р. О страстях души. В 2-х томах. - М.: Мысль, 1989. - Т.1. -
654 с.
50. Дементьев Д.В. Модификация методики изучения представления о любви на примере православных воцерковленных людей // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. Выпуск 2 / Сретенская духовная семинария/ Под.общ. ред. архим. Тихона (Шевкунова); ред. прот. Николай Скурат, иером. Иоанн (Лудищев). - М.: Сретенский монастырь, 2010. - С. 720726.
51. Дементьев Д.В. Удовлетворенность браком в семьях священнослужителей и мирян // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - М.: РАГС, 2011. №№3-4. - С. 227-230.
52. Джеймс. М. Корни брака // Психологи семьи. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - С. 48-62.
53. Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле постаеклассической методологии. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. - 565 с. - (Gaudeamus).
54. Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха. - М.: Благовест, 2009. - 299 с.
55. Добрынина O.A. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов). Дисс... канд. психол. наук. - Новокузнецк, 1992. - 205 с.
56. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
57. Евдокимов П.Н. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины / Пер. с франц. Кузнецовой Г.Н. - Минск: Лучи Софии, 1999.-272 с.
58. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка. Дисс... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2000.-212 с.
59. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с.
60. Иванюк Т.П. Феномен любви. - М.: Тор, 2003. - 224 с.
61. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2011. - 461 с-(Серия «Мастера психологии»).
62. Изучение представления о любви (методика разработана Р.Р.Калининой, A.A. Мироновой) // Калинина P.P. Введение в психологию семейных отношений. - СПб: Речь, 2008. - С. 201-204.
63. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011 - 783 с.
64. Ильин И. Без любви // Русский Эрос, или Философия любви в Росси / Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; коммент. А.Н. Богословского. - М.: Прогресс, 1991. - С. 397-400.
65. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. - 180 с.
66. Иоанн Златоуст, свт. О девстве // Полное собрание творений. Т.1. -М.: Паломник, 1994. - 460 с.
67. Калинина P.P. Введение в психологию семейных отношений. -СПб: Речь, 2008.-351 с.
68. Калмыкова Е.С., Ващенко А.П., Дальбендер Р., Покорны Д.
Интрапсихические модели межличностного взаимодействия: сравнение
119
российских и немецких выборок // Психологический журнал, 1997. - Т. 18 -№3.-С. 58-73.
69. Кант И. Сочинения. В 6 т. - М.: Мысль, 1965. - Т.4. - Ч. 2 - 478 с.
70. Канышева O.A. Духовные основания любви. Дисс... канд. филос. наук. - СПб, 1994. - 128 с.
71. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 560 с.
72. Кей Э. Любовь брак: Эволюция любви. Пер. со швед. / Под ред. В.М. Невежиной. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 456 с.
73. Кемпински А. Психопатология неврозов. - Варшава: Польское медицинское издательство, 1975. - 400 с.
74. Климова C.B. Любовь как социальный феномен. Гетеросексуальные эротические отношения глазами социолога. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2002. - 148 с.
75. Ковалев C.B. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика,
1987. - 160 с. - (Педагогика - родителям).
76. Ковалев C.B. Психология современной семьи. - М.: Просвещение,
1988. - 208 с.
77. Козлов Максим, свящ. «Глаголы любви» в Новом Завете. - Альфа и Омега. № 2(5). - М.: Б.м., 1995. - С. 21-36.
78. Козлов Максим, свящ. «Глаголы любви» в Новом Завете. - Альфа и Омега. № 3(6). - М., 1995. - С. 23-38.
79. Кришталь В.В., Андрух Г.П. Сексуальная гармония супружеской пары. Сексуальная дисгармония супружеской пары. - Харьков: НПФ «Велес», 1996.- 197 с.
80. Кузнецова Ирина Александровна. Духовно-нравственные ценности Православия как фактор семейного воспитания детей. Дисс... канд. психол. наук. - СПб, 2007. - 231 с.
81. Лебедев В. Стань счастливой: мужской взгляд на женские проблемы. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. -320 с.
82. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность. - Л.: Лениздат, 1986224 с.
83. Лисовский В.Т. Молодежь. Любовь, брак, семья. - СПб.: Наука, 2003. - 368 с.
84. Лукьянова И.Е., Прохорова Э.М., Шиповская Л.П. Семьеведение: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Сигиды. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 256 с. -(Высшее образование).
85. Лысюк Л. Христианская модель семьи как основа семейного консультирования // Московский психотерапевтический журнал, 2004. №4. - С. 65-78.
86. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб: Питер, 2006. -794 С.: ил. - (серия «Мастера психологии»).
87. Максим Исповедник, прп. Творения. - Книга 1: Богословские и аскетические трактаты. - М.: Мартис, 1993. - 352 с.
88. Малярова Н.В. Мотивация брака и прогноз психологического вмешательства // Семья и личность (Психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы): Тез. докл. Всесоюз. конф., Гродно, 28-30 сент. 1981 г. / Под ред. А.А. Бодалева и др., - М.: Отд-ние психологии и возрастной физиологии АПН СССР, 1981. - С. 157-160.
89. Мэй Р. Любовь и воля. - М.: Винтаж, 2011. -288 с.
90. Мейендорф Иоанн, прот. Брак в Православии // Смысл любви. Христианская философия брака. Брак в Православии. - М.: Путь, 1995. - С. 215-286.
91. Милано А. Женщина и любовь в Библии. Эрос, агапе, личность / А. Милано; под ред. М. Талалая; пер. с итал. А. Бакулова, М. Талалая. - СПб: Алетейя, 2011.-344 с.
92. Миролюбова Э.А. Основные представления молодежи о семье и любви // Ломоносовские чтения. - М., 2006. - С.143-145.
93. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании. - М.: МОДЭК, 1999. - 224 с.
94. Непосредственные вопросы. - М.: Некоммерческая исследовательская служба «Среда», 2011. - 288 с.
95. Несытина C.B. Романтическая любовь в ранней юности как психологическое явление. Дисс... канд. философ, наук. - Нижневартовск, 2008. -130 с.
96. Обозов H.H., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.З, № 2. - С. 147-151.
97. Обозов H.H. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990.- 192 с.
98. Обраменкова C.B. Любовь как экзистенциал человеческого бытия. Дисс... канд. психол. наук. - Тамбов, 2004. - 198 с.
99. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. Т.7. №2, 1986 - С. 56-78.
100. Осадчая Г.И. (рук. авторского коллектива), Носкова A.B., Варламова С.Н. и др. Семья в России и в Москве в начале XXI века. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 216 с.
101. Ощепкова А.П. Социально-психологический аспект семейно-брачных отношений. Дисс... канд. филос. наук. - Томск, 1974. - 184 с.
102. Платон. Пир // Миф и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р.Г. Подольный. -М.: Политиздат, 1991. - С. 10-30.
103. Плутарх. Об Эроте // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р.Г. Подольный. - М.: Политиздат, 1991. - С. 38-52.
104. Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец с толкованиями. В 3 т. - М.: Сибирская Благозвонница, 2004. - Т. 2. - 630 с.
105. Православная энциклопедия. Т. IX.: - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. - 752 с.
106. Православное духовенство и формирование мировоззрения и нравственных идеалов православных россиян. Проект (грант) №188. - М.: Автономная некоммерческая организация «Центр прикладных исследований местного самоуправления», 2009. - 187 с.
107. Прохорова О.Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок. - СПб: КАРО, 2008. - 336 с.
108. Психологические тесты. В 2 т. / Под ред. А.А.Карелина. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - Т.2. - 248 с.
109. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
110. Пятилетова Л.В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни. Дисс... канд. философ, наук. - Екатеринбург, 2005. - 208 с.
111. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ любви. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 688 с.
112. Рогов Е.И. Психология мужчины и женщины. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-288 с.
113. Розанов В. Опавшие листья // Русский Эрос, или Философия любви в Росси / Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; коммент. А.Н. Богословского. -М.: Прогресс, 1991.-С. 140-150.
114. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье, взгляд на половое воспитание. - М.: Логос, Высшая школа, 1999. - 208 с.
115. Розин В.М. Судьба молодой семьи: Психологические размышления о современной любви и семье. Ожидания разочарования. Идеалы и реальность. -М.: Московский рабочий, 1990. - 107 с.
116. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. - М.: Прометей, 1993. -
174 с.
117. Руденко A.M. Психология любви или как добиться взаимности. -СПб: Эликсис-Принт, 2005.-256 с.
118. Руденко A.M. Философия любви или что такое любовь. Шахты: ЮРГУЭС, 2005.- 64 с.
119. Руденко A.M. Философско-антропологическая экспликация феномена любви: от классики до постмодерна. Дисс... канд. философ, наук. -Ростов-на-Дону, 2007. - 164 с.
120. Русский Эрос, или Философия любви в Росси / Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; коммент. А.Н. Богословского. - М.: Прогресс, 1991. - 448 с.
121. Рыжова Н.Ю. Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности. Дисс... канд. психол. наук. - М., 2006. - 221 с.
122. Рюриков Ю.Б. Любовь: азбука и алгебра. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. -192 с.
123. Рюриков Ю.Б. Любовь на исходе XX века. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.- 192 с.
124. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. - М.: Мол. гвардия. 1990. - 446 с.
125. Рюриков Ю.Б. Самое утреннее из чувств: Культура любви. - Киев: Реклама, 1985. - 136 с.
126. Рюриков Ю.Б. Трудность счастья: Любовь и молодая семья - М.: Знание, 1977. - 64 с.
127. Сарт Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. - М.: Наука, 1988. - С. 207-228.
128. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. - М.: Педагогика-пресс, 1992. - 190 с.
129. Сермягина О.С. Социально-психологические предпосылки межличностной напряженности в семье. Дисс... канд. психол. наук. - Л., 1985. -230 с.
130. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб: Речь, 2006.-350 с.
131. Сказко A.C. Трансформация концепта «семья» в культуре России. Дисс... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2005. - 172 с.
132. Смирнова Н.В. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком. Дисс... канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 204 с.
133. Соловьев В. Смысл любви // Смысл любви. Христианская философия брака. Брак в Православии. - М.: Путь, 1995. - С. 7-51.
134. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет/ Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. - 560 с. - (Социологическое наследие).
135. Сосновский A.B. Лики любви: Очерки истории половой морали. -М.: Знание, 1992.-207 с.
136. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произведения: В 2 т. - М.: Политиздат, 1957. - 610 с.
137. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2005. - 736 С.
138. Стендаль. О любви // Философия любви. В 2 ч. / Сост. A.A. Ивин. -М.: Политиздат, 1990. - Ч. 2 - С. 290-300.
139. Сухомлинский В.А. Книга о любви. - М.: Политиздат, 1983. - 270 с.
140. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. - М.: Мысль,1986. - 225 с.
141. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 175 с.
142. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. -М.: Мысль, 1981.-210 с.
143. Ткаченко A.A. Воцерковление // Православная энциклопедия. Т. IX.: - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. - С. 495-496.
144. Троицкий С. Христианская философия брака // Смысл любви. Христианская философия брака. Брак в Православии. - М.: Путь, 1995. - С. 52214.
145. Турутина Е.С. Тендерная деконструкция смыслов любви в контексте отечественного философско-культурологического дискурса. Дисс... канд. филос. наук. - Томск, 2004. - 216 с.
146. Увыкина JI.A. Проблемы формирования представлений молодежи о семье // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы международной научно-практической конференции 5-6 октября 2010 года. - Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. - С. 26-29.
147. Файнбург 3. И. К вопросу об этической мотивации брака. - М.: Наука, 2000. - 264 с.
148. Фейрбах Л. Избранные философские произведения. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - Т.2 - 1620 с.
149. Философский словарь Владимира Соловьева. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.-464 с.
150. Фихте Г. Основоположения естественного права согласно принципам наукоучения // Миф и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р.Г. Подольный. - М.: Политиздат, 1991. - С. 123-125.
151. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. - М.: Владос, 2001. - 208 с.
152. Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Лепта, 2002. - 812 с.
153. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
154. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. - СПб: Азбука-классика, 2007. - 256 с.
155. Фроловский Г.В., свящ. Византийские отцы V-VIII вв. - Париж: Б.и., 1933.-260 с.
156. Фромм Э. Искусство любить / Пер. с англ. Л.В. Трубицыной, A.B. Ярхо, A.C. Соловейчика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 224 с.
157. Фромм Э. Человек для самого себя. - М.: ACT: Астрель, 2011. - 349
с.
158. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 287 е.: ил. -(Психология для всех).
159. Целуйко В. М. Взрослые проблемы взрослых людей. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 319 с. - (Психология для всех).
160. Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2004. -238 с.
161. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. - М.: Академический Проспект, 2005. - 304 с. - (Серия «Окна и зеркала»).
162. Шестаков В.П. Европейский эрос: Философия любви и европейское искусство. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ЛКИ, 2011. - 224 с.
163. Широкалова Г.С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев // Социологические исследования. - 2001. - №6. -С. 80-88.
164. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. -М: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
165. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. -Изд. 5-е. - М.: Академический Проспект; Киров: Константа, 2011. - 736 с.
166. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. -М.: Фолиум, 1996. - 63 с.
167. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
168. Этика. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. - 671 с.
169. Юркевич Н.Г. Мотивы заключения брака и стабильность брака // Проблемы быта, брака и семьи. - Вильнюс: Г&нтис, 1970. - С. 99-110.
170. Юркевич Н.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. -Минск: Изд-во Белорусского государственного университета им. Ленина,1970. - 207 с.
171.Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. -М.: Издательство МГУ, 1972. - 134 с.
172. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 527 с. - (Мыслители XX в.).
Интернет-источники:
1. Мчедлов М.П. «Вера России в зеркале статистики»// URL: http://religion.ng.ru/facts/2000-05-17/5_faithmirrored.html (НГ Религии, 2000.05.17).
2. Обращение Президента России Д.А. Медведева к участникам и гостям VII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» // http://www.patriarchia.ru/db/text/486728.html (дата обращения: 08.11.2008).
3. Послание Президента Федеральному Собранию // http://www.kremlin.ru/transcripts/9637 (дата обращения: 30.11.2010).
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Изучение представления о любви Инструкция испытуемому: «Напишите, пожалуйста, 10 слов, словосочетаний, с которыми у вас ассоциируется слово "любовь"».
При заполнении опросника, респонденты указывали возраст, пол и степень своей воцерковленности в православной вере:
- священнослужитель; - регулярно хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь; - невоцерковлен(а).
Время для ответов не ограничивается, однако обычно работа занимает не более 10 минут.
Бланк регистрации ответов Возраст:_Пол:_Количество лет в браке:_
Степень воцерковленности в православной вере:
(отметьте галочкой)
Священнослужитель:_
Регулярно хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь:_
Невоцерковлен(а):_
Напишите, пожалуйста, 10 слов, словосочетаний, с которыми у Вас ассоциируется слово «любовь».
1._
2._
3 ._
4 ._
5 ._
6 ._
7 ._
8 ._
9 ._
10.
Достоверность различий при попарном сравнении выраженности психологического содержания личностных смыслов понятия любовь в подгруппах, имеющих различное отношение к вере (с помощью (р*-критерия -углового преобразования Фишера).
ПАРЫ СОПОСТАВЛЯЕМЫХ типов снмьи СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, СЕМЬИ МИРЯП ВОЦБРКОВЛЕПНЫХ СНМШ СВЯЩШ1ЮСЛУЖИ-'пигсй,СЕМЬИ МИРЯ! I НЕВ011Г РКОВЛЕННЫХ СШЬИ МИРЯН ВОЦШ'КОВЛЕННЫХ, СЕМЬИ МЙРЯПШВОЦЕРКОВЛОНН
1-2 1-3 2-3
Ф Р ф Р ф Р
Религиозность 0,46 >0,05 11,67 <0,01 11,21 <0,01
Эмоции, чувства 1,40 >0,05 4,61 <0,01 3,21 <0,01
Личностные качества 2,05 <0,05 2,84 <0,01 0,79 >0,05
Семья 0,99 >0,05 1,56 >0,05 0,57 >0,05
Межличностные отношения 1,15 >0,05 1,27 >0,05 2,42 <0,01
Деятельность 0,61 >0,05 2,62 <0,01 3,23 <0,01
Сексуальная потребность 1,40 >0,05 5,21 <0,01 3,81 <0,01
Достоверность различий при попарном сравнении личностных детерминант и поведенческих проявлений личностного смысла «любовь» по древнегреческой типологии: «агапе», «сторге», «филия» и «эрос» в семейных парах, имеющих различное отношение к вере (с помощью ср*-критерия-углового преобразования Фишера).
ПАРЫ СОПОСТАВЛЯЕМЫХ типов семьи СВЯЩЕШТОСЛУЖ ИТ КЛЕЙ-СЕМЬИ МИРЯН 1ЮЦЕРК0ВЛЕН11ЫХ ешьи СВЯЩПНПОеЛУЖИТЕЛНЙ-С'ПМЬИ МИРЯН НЕВОЦЕРКОВЛЕ! I! 1ЫХ СЕМЬИ МИРЯН ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ-ГЕМЬИ МИРЯННИВОЦЕРКОВЛЕН-НЫХ
1 -2 1 3 2-3
ф Р ф Р Ф Р
Эрос 0,91 >0,05 3,22 <0,01 2,31 <0,01
Филия 1,15 >0,05 1,27 >0,05 2,42 <0,01
Сторге 0,99 >0,05 1,56 >0,05 0,57 >0,05
Агапе 0,56 >0,05 5,20 <0,01 4,64 <0,01
Достоверность различий средних значений (по Б- критерию Фишера) удовлетворенности браком в семейных парах по (ОУБ) у респондентов, имеющих различное отношение к вере по семьям.
ОТНОШЕНИЕ к ВЕРЕ С'ПМЬИ свящетно- СЛУЖИТЮТКЙ (.54 пар) ;-'!|1рУ ||| СШЬИ МИРЯН ВОЦЕРКОВ-лвиных (66 пар) : СЕМЬИ МИРЯН ВОЦЕРКОШШННЫХ/ НШОПЕРКОВЛШЩЫХ (41 нар) СЕМЬИ МИРЯН 1ЮЦЕРКОВЛЕИНЫХ/ Щ'ВОЦКРКОВЛКН- 9ШЛйШШЯЯтй1ь (41 пар) V- КРИТЕРИЙ ВЕРОЯТНОСТЬ
1 2 3 4 5 6 7
Семья 40,880 38,508 35,122 34,902 10,958 п.погп
Достоверность различий средних значений (по И-критерию Фишера) удовлетворенности браком в семейных парах по (ОУБ) у респондентов, имеющих различное отношение к вере (мужчины/женщины).
отношение к семьи священнослужителей (54 пар) семьи миряп воцерков- ¡^^■шЦНЙИ <66 нар) семьи мирян воцерковлепных; невоцерковлеш1ых (41 нар) семьи мирян воцерковлеиных/ невоцерковлш-пых (11 пар) Ш:&тт!:Г ■-т-.-гж IIЩШш критерий тшш^жШв вероятность
1 2 3 4 5 6 7
Мужчины 41,537 39,288 35,732 35,424 10,753 11.1)1 к101)
Женщины 40,222 37,727 34,512 34,379 6,701 0,00024
Достоверность различий при попарном сравнении сумм рангов (по Н-критерию Крускала-Уоллиса) удовлетворенности браком в семейных парах по (ОУБ) в подгруппах респондентов, имеющих различное отношение к вере по семьям.
ПАРЫ СОПОСТАВЛЯЕМЫХ Ч ИНОВ СЕМЬИ СВЯЩ ЖИТЕЛЕЙ-СЕМЬИ МИРЯН вошрковлен-ных СЕМЬИ СВЯЩЫШОСЛУЖИ-ТЕЛГ;Й-СЕМЬИ МИРЯН воцкрковлкнных.' ЖВОЦКРКОВЛГШ- ных евмьи СВЯЩЕШЮСЛУЖИ-Т(ЛЕЙ СЕМЬИ МИГЯН ИПООЦПРКОВ.-ШН- иых СЕМЬИ МИРЯН ВОШРКОВЛЫШЫХ СЕМЬИ МИРЯН ВОЩ-ЖОВЛЕШ-ШХ,-шжнуисовлвп-ных | Щ'/ ШУ 'У ШШ: СПМЬИ МИРЯН ВОЦНРКОВЛЬННЫХ аа-шимирян ИГЖМи-РКОВПГП- ных СЕМЬИ МИГЯН ВОЦЕРКОВЛЕИНЫХ/ IПШОЦЕРК ОН ЛЕННЫХ - СЬМЬИ МИРЯН 1 тпоцп.ркоплгап 1ых
1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4
г Р г р г р г р г р г р
Семья Н =28,57 р=0,00 1,97 0,29 3,73 0,00 4,93 0,00 2,06 0,24 3,11 0,01 0,66 1,00
Достоверность различий при попарном сравнении сумм рангов (по Н-критерию Крускала-Уоллиса) удовлетворенности браком в семейных парах по (ОУБ) в подгруппах респондентов, имеющих различное отношение к вере (мужчины/женщины).
! ПАРЫ сопоставляемых типов семьи СВЯПН-'ННОСЛУ- ЖИТЕЛЕИ-СЕМЬИ МИРЯН ВОЦЕРКОВЛГ.И- ных СЕМЬИ пшцншосяужи-ТЪЛЕЙ-СЕМЬИ МИРЯН вогитковшиу&х.- НЕВОЦПРКОВ ЛЕННЫХ СЕМЬИ свяшьннослмки-ТЕ.ШЙ-СЕМЬИ МИРЯН ПЫЮЦПРКОВЛЬН- ных 111|ШШ||1 ш^шшшшяя СЕМЬИ МИРЯН ПОЦЕРКОВЛБШШХ- СЕМЬИ МИРЯН ВОЦЕРКОВЛЬННЫХ/ ПЕ1ЗДПГ РКОВЛГП- ных СЕМЬИ МИРЯН воцерковленньхх- СЕМЬИ МИРЯН НПВОЦПРКОВЛР.П- ных СЕМЬИ МИРЯН ВОИЕРКОВЛЕННЫХ' ШВОЦЕР8СОВЛКННЫХ - СЕМЬИ МИРЯН НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫХ
1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4
г Р г р г р г р г р г р
Мужчины Н =23,83 р=0,00 1,63 0,62 3,21 0,01 4,51 0,00 1,84 0,40 3,04 0,01 0,82 1,00
Женщины Н=19,33 р =0,00 1,90 0,34 3,06 0,01 4,14 0,00 1,43 0,91 2,36 0,11 0,63 1,90
ТЕСТ «УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ БРАКОМ?»
Для подтверждения предыдущей методики был использован тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Т.П. Бутенко и предназначенный для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Цель данной методики: установить отношение тестируемых к их семейной жизни, к отношениям с супругой/супругом; помочь разобраться самим, что именно в браке их не устраивает или беспокоит.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24-х утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствует три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
Бланк регистрации ответов
Возраст:_Пол:_Количество лет в браке:_
Степень воцерковленности в Православной вере:
(отметьте галочкой)
Священнослужитель:_
Регулярно хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь:_
Невоцерковлен(а):_
Вам предлагается 24 утверждения, в каждом из них три варианта ответа: а) - верно; б) - трудно сказать; в) - неверно.
Внимательно прочитайте каждое и выберите один из вариантов ответа, обведя его кружком. Возможно, некоторые вопросы Вам будет сложно отнести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
а) скорее, беспокойство и страдание;
б) затрудняюсь ответить;
в) скорее, радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
а) как удавшийся;
б) нечто среднее;
в) как неудавшийся.
4. Если бы Вы могли, то:
а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги);
б) трудно сказать;
в) Вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
6. Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
а) что Вы несчастнее других;
б) трудно сказать;
в) что Вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, близкого человека - слишком дорогая цена за полную самостоятельность.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной.
а) да, считаю;
б) трудно сказать;
в) нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе.
а) верно;
б) не могу сказать;
в) неверно.
11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);
б) трудно сказать;
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга) - рядом с Вами.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.
а) верно;
б) затрудняюсь сказать;
в) неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а) скорее всего, в характере Вашего супруга (супруги);
б) трудно сказать;
в) скорее, в Вас самих.
15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
а) усилились;
б) трудно сказать;
в) ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.
а) согласен;
б) нечто среднее;
в) не согласен.
18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение.
а) согласен;
б) трудно сказать;
в) не согласен.
23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
ключ
1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - О баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла 0-48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Нормы
Различия между средними для разводящихся и благополучных достоверны по критерию Стьюдента = 10,835) на уровне значимости 0,01.
Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для средних суммарных баллов равны:
•для разводящихся (20.76; 23.36),
•для «благополучных» (30.92; 33.34).
По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0,05.
Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из их доверительных интервалов. Будем считать, что х(н) = 32, а х(р) = 22,при этом их средние квадратические отклонения равны 8.
Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-диагностики испытуемого по его суммарному баллу.
Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий:
0-16 баллов - абсолютно неблагополучные,
17-22 балла - неблагополучные,
23-26 баллов - скорее неблагополучные,
27-28 баллов - переходные,
29-32 балла - скорее благополучные,
33-38 баллов - благополучные,
39-48 баллов - абсолютно благополучные.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.