Проблемы диалога культур в мировоззрении Э.Э. Ухтомского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Стрижак, Юлия Николаевна

  • Стрижак, Юлия Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 286
Стрижак, Юлия Николаевна. Проблемы диалога культур в мировоззрении Э.Э. Ухтомского: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2013. 286 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Стрижак, Юлия Николаевна

Оглавление

Введение. Общая характеристика работы 3

Глава 1. Путешествия на Восток и диалог культур. § 1 Князь Э.Э.Ухтомский: жизнь и деятельность, от интереса к Востоку к диалогу с ним России. 13

§2 Вл.Соловьев и кн. Э.Э.Ухтомский: личное общение и судьбы России. 24

§ 3 Э.Э.Ухтомский: к истории диалога культур между Россией и Востоком. 37

§ 4 Диалог культур и буддизм на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв. 52

Глава 2. Миссионерство, диалог культур и отношение к Востоку § 1. Диалог Востока и Запада в Средней Азии 61

§ 2. Миссионерство в России и диалог культур 96

§ 3 Параллель между европейским и русским движением на Восток. Путешествие на Восток (1893-1897) 123

§4. Об отношениях Запада и России к Востоку. Э.Э.Ухтомский о «философско -художественной истории» движения России в Азию 145

Глава 3. Теоретические проблемы протоевразийства § 1 Запад, Россия, Восток в геополитической эссеистике

Э.Э.Ухтомского 159

§2. Восточничество кн. Э.Э.Ухтомского. 185

§ 3 Теоретические проблемы ламаизма и культура. 196

Глава 4. Политика, развитие ламаизма и культура §1 Роль кн. Э.Э.Ухтомского в политической, дипломатической и экономической политике России на Востоке. 208

§2 Очерк развития ламаизма и культура 234

§ 3 Старина и культура. К варяжскому вопросу. 272

Заключение. Славяновостоевразийство Э.Э.Ухтомского 279 Библиография 283

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы диалога культур в мировоззрении Э.Э. Ухтомского»

Введение. Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Проблема диалога культур находит оригинальное выражение во взглядах малоизученного, но оригинального русского мыслителя князя Эспера Эсперовича Ухтомского (1861 - 1921) - дипломата, путешественника, политика, своеобразного религиоведа, публициста и этнографа конца XIX -начала XX вв., восточника, поэта, собирателя ламаистского искусства. Его работы сыграли заметную роль в культурной, социально-политической и научной жизни России. Ухтомский отразил особенности интеллектуальной атмосферы той эпохи - интерес к Востоку, к Азии, попытки сравнения культур России, Востока и Запада, религий - буддизма, индуизма, конфуцианства, мусульманства и православия, размышлений о месте и роли России по отношению к этим двум великим культурным регионам, поиски выхода из европоцентристской парадигмы. Одним из самых важных для него вопросов был вопрос о «вселенской миссии» России и русской культуры по отношению к другим культурам мира, и прежде всего для Китая, Монголии и Тибета, Индии и Европы и эта миссия часто понималась им как взаимное проникновение с культурами Востока. В отличие от многих современников, Ухтомский был настроен скорее почвеннически и подчеркивал то, что русская культура никогда не будет принята Западом на равных, хотя и не отрицал множество благ, которые можно заимствовать из западной культуры. Главное при этом - правильно использовать их. Хотя его трудно отнести определенно к какому-то конкретному направлению в философии, он, безусловно, не западник, но и не славянофил, поскольку он воспринимает Россию как одну из множества культур, самобытную, но ничем принципиально среди них не выделяющуюся. Он был одним из первых идеологов «восточничества», предвестников евразийства, близким в отдельных моментах взглядам К.Н.Леонтьева.

Невозможность полноценного принятия западом русской культуры связана, по-видимому, с тем, что Россия находится на стыке двух миров и включает в себя не только обширные территории с населением, принадлежащим к восточной культуре и цивилизации, но и значительную западную культурную компоненту. Проблемой же для нее является то, что сама по себе она идентифицирует по преимуществу западную культуру, и это затрудняет для нее принятие своей восточной составляющей. Можно в этом найти некоторое влияние философии В.С.Соловьева, учеником и другом которого был Э.Э.Ухтомский: впрочем, однако, в отличие от Соловьева, Ухтомский в вопросе о диалоге культур ориентировался не столько на христианские ценности, сколько на принцип взаимного уважения и взаимопроникновения культур.

Проблема диалога культур в контексте понимания «другого» в то время, как и сейчас, актуальна остротой различных межрегиональных и межнациональных конфликтов, ибо взаимодействие культур и их диалог - это наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений, необходимая для разрешения противоречий и конфликтных ситуаций современного мира. Понятие диалога в данном случае выступает и применяется в качестве способа «цивилизованного сосуществования» культур, искусств и различных школ гуманитарного взаимопонимания и взаимодействия различных народов, сообществ и культур. С другой стороны, диалог культур не менее важным признается при поиске национальной и культурно-исторической идентичности России в системе Запад - Россия - Восток. Это и проблема европоцентризма и его критиков, взаимодействия России с ее соседями на границах империи и обоснование евразийства.

Особое место в проблеме диалога культур занимает диалог Востока и Запада. Р.Генон считал, что «До тех пор, пока на Западе существовали традиционные цивилизации, для противостояния

Востока и Запада не было оснований. Противостояние имеет место лишь в случае современного Запада, поскольку речь идет, скорее, о противоположности двух типов сознания, нежели двух более или менее определенных географических реальностей».1 П. Чаадаев отмечал, что географическое положение России таково, что «раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим — на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы — воображение и разум». Несомненно, «Обсуждение российского развития всегда начинается с определения места России

л

между Востоком и Западом», в чем и преуспел Э.Э.Ухтомский. Заметим, что мыслитель акцентировал при этом внимание на социокультурные факторы взаимодействия, ментальные особенности взаимодействующих сторон, что в определенной степени содействовало плодотворному сотрудничеству России и восточных государств.

Степень разработанности темы. Существенным условием для выполнения диссертационного исследования, посвященного проблеме диалога культур в мировоззрении Э.Э.Ухтомского, является теоретическое осмысление обширного материала по его творчеству, который появился за последние четверть века. Его работы становятся актуальными, оцифровываются, переиздаются и исследуются не только отечественными, но и зарубежными авторами - французскими, американскими, немецкими, канадскими и китайскими. Это дает возможность полноценной реконструкции его творчества, осмысления тенденций российской мысли на рубеже Х1Х-ХХ столетий.

Специфика исследований мировоззрения князя Э.Ухтомского связана, прежде всего, с актуализацией его работ, вызванных

1 Генон Р., Кризис современного мира - 1991 с. 152

2 Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. В 2-х тт. Серия: Памятники философской мысли. М. Наука 1991г.с.146

3 Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии. Москва 1997, с.52

проблемами диалога культур, поиска идентичности России, компаративного рассмотрения религий. В исследовательское пространство стали заново входить как классики русской мысли, так и интеллектуалы того времени, политики и издатели, формировавшие мировосприятие населения царской России, их социально-экономические, политические и гуманитарные интересы.

Среди исследователей феномена Э.Э.Ухтомского, следует указать на обобщающие работы иностранных (А.Грюнведель, Г.Форд, В.Шубарт, Д.Маккензи, Марк Стивен, Д.Схиммельпеннинк ван дер Ойе, Сунь Чжинцин, М.Саркисянц, М.Ларюэль) и отечественных авторов: Е.А.Белов, П.М.Головачев, В.В.Григорьев, В.И.Денисов, Т.В.Ермакова, А.Н.Ерыгин, В.В.Зеньковский, А.В.Игнатьев,

B.М.Кабузаш, А.С.Карцов, В.В.Корсаков, Ю.В.Кузьмина, Н.П.Кулешов, А.Куропаткин, И.Левитов, Г.А.Леонов, А.В.Лукин, И.В.Лукоянов, Б.В.Межуев, А.Л.Нарочицкий, С.С.Ольденбург, А.М.Позднеев, Л.Р.Полонская, А.В.Ремнев, Н.К.Рерих, А.В.Репников, Б.А.Романов, И.С.Рыбаченок, В.С.Семенцов, Н.А.Сетницкий, Ю.Я.Соловьев, Д.И.Стогов, В.В.Суворов, В.Г.Федотова, М.Л.Фоченкова, С.Ц.Цыбиков, Д.Шерих, А.И.Шифман, Д.И.Шрейдер и другие.

В работах, посвященных Э.Э.Ухтомскому, раскрываются различные аспекты его мировоззрение и творчества. Словарь Брокгауза и Ефрона публикует краткую биографию Ухтомского. Б.А. Романов касается роли князя в дипломатии М.Ю.Витте. «Мистико -политическое» направление во взглядах на дальневосточную политику раскрывали П.М.Головачев, С.С.Ольденбург, А.Куропаткин.

C.М.Лукьянов в 20-м году записал беседу с Ухтомским, оставив нам его воспоминания о друзьях и знакомых. С.Ю.Витте в своих воспоминаниях уделил должное внимание деятельности князя на дипломатическом поприще. С.М.Волконский описал его работу по собирательству ламаистского искусства. Есть воспоминания

дипломата КХЯ.Соловьева и врача русского представительства В.В.Корсакова. После 20-х годов только в 1985 г. появилась обстоятельная статья Г.А.Леонова по ламаистскому собранию Э.Э.Ухтомского. Затем с разной степенью объективности и вхождения в материал были опубликованы статья Е.А.Белова об участии князя в тибетской политике России; Б.В.Ананьч и Л.И.Толстая рассказали об участии Ухтомского в «Кружке равноправия и братства»; И.С.Рыбаченок отметил роль князя в дальневосточной политике России 90-х годов XIX века; Л.Р.Полонская коснулась проблемы Россия-Восток-Запад и ее решения Ухтомским; Б.В.Межу ев раскрыл на примере дальневосточной политики проблему «национальный интерес» и отношения Вл. Соловьева и Э.Ухтомского. С 2000 года стали постоянно печататься работы, касающиеся того или иного участия Ухтомского в решении международных, дипломатических, политических, социально-экономических и религиозных вопросов России, издательской деятельности (A.B., Игнатьев, И.В.Лукоянов, Б.В.Ананьич, Р.Ш.Ганелин, К.Н.Чернов, М.С.Уланов, А.В.Ремнев, А.В.Репников, В.В.Перхин и др.). С этого времени активно начинают исследователь роль Ухтомского в дипломатии, истории и культуре России Д.Схиммельпенник ван дер Ойе, публикуется работа 1938 г. Шубарта, переводится монографии М.Саркисьянц, Сунь Чжинцин, М.Ларюэль. Последняя считает Ухтомского защитником «романтического империализма». И, наконец, в 2011 г. защищается диссертация на степень кандидата исторических наук В.В.Суворовым «Князь Э.Э.Ухтомский: жизнь, деятельность, идейное наследие».

Чаще всего это были работы, касающиеся определенных вопросов, но не затрагивающие проблем диалога культур на этнополитическом пространстве России того времени. К характерным особенностям большинства работ относится цитирование той или иной работы Э.Э.Ухтомского без детального их анализа. В последних работах по ориентализму и имперской идеологии России в отношении

к Востоку стали касаться восточнических взглядов Ухтомского и их предевразийских тенденций.

Таким образом, на сегодня в отечественной литературе нет специальной работы по диалогу культур в мировоззрении князя Э.Э.Ухтомского, хотя отдельные исследователи касаются его религиоведческих позиций и этнокультурных высказываний.

Объектом исследования является мировоззрение князя Эспера Эсперовича Ухтомского и его роль в межэтнических, межнациональных отношениях, необходимых для разрешения противоречий и конфликтных ситуаций. Понятие диалога в данном случае выступает и применяется в качестве способа «цивилизованного сосуществования» культур, искусств и различных школ гуманитарного взаимопонимания и взаимодействия различных народов, сообществ и культур.

Предметом исследования выступают взгляды и идеи Э.Э.Ухтомского, выраженные в публикациях.

Целью работы является всестороннее и обобщающее изучение разносторонней научной, общественно-политической,

религиоведческой и публицистической деятельности в диалоге культур России и Востока.

Конкретные задачи диссертационного исследования:

• Проанализировать проблемные поля, существенные и отличительные черты мировоззрения Э.Э.Ухтомского;

• Выявить особенности понимания диалога культур Ухтомским и его вклад в развитие диалога культур;

• Эксплицировать критерии соизмеримости религий во взглядах Ухтомского;

• Реконструировать специфику социально-политических взглядов Ухтомского;

• Оценить возможности инкорпорирования идей Э.Э.Ухтомского в поиске идентичности в современной России;

• Раскрыть «восточничество» Ухтомского.

Методологической основой диссертационного

исследования выступает философская методология, подразумевающая использование методов анализа, сравнения, сопотавления, реконструкции и обобщения. Данная методология сочетается со проблемно-хронологическим принципом, структурно-функциональным и герменевтическим анализом, а также с элементами системного подхода. Принцип историзма предполагает изучение мировоззрения Ухтомского в контексте современного ему времени развития России, и тех ценностей, которые были в центре общественной жизни. Компаративистский анализ религиоведческих взглядов Э.Э.Ухтомского и традиции диалогизма в истории культуры России вместе с конкретно-историческим подходом позволяют решить поставленные исследовательские задачи. Дескриптивный метод и биографический подход, требующий учитывать персональные качества и психологические особенности акторов исторического процесса, дает возможность придать систематичность и упорядочить изложение материала.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые в контексте культурологических традиций концептуализируется диалог культур в работах Э.Э.Ухтомского и выясняется их место в развитии русской культуры, что раскрывается в следующих положениях:

1. Конкретизирована роль Э.Э.Ухтомского в сфере творческого усвоения и трансформации идей буддизма и православия в процессе русификации Восточной Сибири, Забайкалья, Калмыкии и Средней Азии.

2. Концепция диалога культур в творчестве Э.Э.Ухтомского представлена как проект актуализации и сопряжения русской и восточной культур; межкультурное взаимодействие представлено как важнейший фактор исторического процесса.

3. Рассмотрен историко-культурный контекст творчества Э.Э.Ухтомского, уточнены биографические факты общекультурных, национально-религиозных и востоковедческих взглядов и его «восточничество».

4. Проанализировано и систематизировано литературное наследие Э.Э. Ухтомского, в котором отражено внедрение в массовое сознание идей толерантности.

5. Выявлены особенности социально - политических взглядов и дипломатического участия Э.Э.Ухтомского в решении дальневосточных проблем.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Творческое усвоение и трансформацию идей буддизма Э.Э.Ухтомский демонстрирует на примере Юго-Восточной Азии, Китая и Тибета, что дает ему возможность рассмотреть особенности ассимиляции буддизма в Забайкалье и Калмыкии на фоне русификации коренного населения, связанного с шаманизмом и национальными традициями. Этот процесс раскрыт на большом временном отрезке, начиная с переселения монголов в ХУП-ХУШ веках и связи калмыков и бурят в это время.

2. Диалог культур представлен Э.Ухтомский как необходимое движение навстречу друг другу, адаптации культуры православной России и культуры коренного населения, исповедующих шаманизм и буддизм, который сочетался процессами идентификации бурят, калмыков и русских на далеких окраинах Сибири, Дальнего Востока и Калмыкии в атмосфере толерантности. Это движение

предусматривало тщательное изучение другой культуры, традиций, предметов культа и археологических изысканий, а также и глубокое усвоение своей культуры.

3. Для реконструкции мировоззрения Э.Э.Ухтомского недостаточно проанализировать только содержательную сторону его точек зрения, но необходимо учитывать культурно - философский и социально-экономический континуум жизни мыслителя. Интеллектуальная биография Э.Э.Ухтомского имела определяющее значение в формировании его мировоззрения, общекультурных, национально-религиозных и востоковедческих взглядов. Особо стоит отметить роль Ухтомского как медиатора, как культурно-мировоззречнеского посредника, что раскрывает интересный биографический тип личности.

4. Отдельно раскрывается уникальная музееведческая практика Э.Э.Ухтомского, который целенаправленно собирал первую и, пожалуй, лучшую коллекцию буддийского искусства в западном мире. Замечательны применяемые им методы классификации и систематизации предметов, как и то, как он ее описывал и сохранял, даже в советское время.

5. В диссертационном исследовании последовательно и систематически изучены работы Э.Э.Ухтомского, начиная с первых публикаций и заканчивая их рефлексией, как в России, так и за рубежом. Проанализированы практически все опубликованные работы и рукописи в архивах, за исключением огромного корпуса статей в «Санкт-Петербургских ведомостях» в то время когда Ухтомский был редактором газеты. Использованы автобиографические материалы, документы, эпистолярные источники, воспоминания, дневники и публицистика.

6. В существующих работах, посвященных отдельным моментам творчества Э.Э.Ухтомского, мало уделялось вниманию взаимосвязи его мировоззрения с социально-политическими взглядами и

дипломатическим участием в решении проблем России. В работе систематизированы и хронологически сопоставлены его творчество с общественно-политической и дипломатической деятельностью, формами влияния на внутреннюю и внешнюю политику России, которая, безусловно, была оригинальна, а порой и уникальна, что не только устраняет имевшиеся лакуны в той или иной сфере его деятельности, но и возбуждает продуктивную полемику, сопряженную с современностью.

Научно-практическая значимость исследования результатов диссертационного исследования заключается в уточнении роли Э.Э.Ухтомского в творческом усвоении и трансформации идей буддизма и православия в процессе русификации Восточной Сибири, Забайкалья, Калмыкии и Средней Азии, в определении эффективных ресурсов реализации межкультурных взаимодействий. Теоретико-методологические подходы, ставящие во главу угла потребности человека (от потребности выживания до самоактуализации и эстетического созерцания) позволяют расширить границы культурно-исторического анализа процесса взаимопроникновения культур Востока, Запада и России. Положения и выводы диссертации существенны для выработки политических, экономических и социальных концепций, связанных с межкультурным взаимодействием и диалогом культур и могут способствовать обновлению представлений о роли буддизма и православия на Дальнем Востоке и Калмыкии на рубеже Х1Х-ХХ веков. Работа может восполнить пробелы в обобщающих научных трудах истории освоения Сибири и Дальнего Востока и по роли князя Э.Э.Ухтомского в этом профессе. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке научных исследований по истории российской общественной мысли, по вопросам обоснования политики освоения Дальнего Востока, диалогу религий, а также при разработке общих и специальных курсов по истории и теории культуры.

Апробация результатов исследования. Основное содержание работы отражено в опубликованных автором 10 статьях ( в том числе трех в изданиях, включенных в список ведущих научных журналов, утвержденный ВАК РФ), а также в ряде докладов на научных конференциях разного уровня: 27-я межвузовская конференция по философской компаративистике, проведенная в рамках Дней Петербургской философии «Будущее России: стратегии философского осмысления» 18-20 ноября 2010 г. СПб.; Международная конференция в Монголии "Россия-Монголия: Национальное своеобразие и межкультурный диалог" 23-28 сент. 2011 г Улан-Батор; Пятые Розенберговские чтения. СПб. 2011 г. 20-21 окт. Институт Восточных рукописей РАН; 28-я конференция по философской компаративистике, Всероссийской конференции «Ценностные миры в современной философии: компаративистский горизонт», проведенная в рамках Дней Петербургской философии «Российская цивилизация и ценности современного мира» 17-19 ноября 2011 г. СПб.; Международный научный форум "Культура монголоязычных народов в глобализирующемся пространстве". 25-26 октября 2012. Элиста; Шестые Розенберговские чтения. 21-22 окт. 2012. Институт Восточных рукописей РАН. СПБ. 2012; 29-я конференция по философской компаративистике. Всероссийская конференция «Компаративная педагогика в обновлении образования», проведенная в рамках Дней Петербургской философии «Философия и образование в современном мире» 15-17 ноября 2012.СПб

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, четырнадцати параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Путешествия на Восток и диалог культур.

§ 1 Князь Э.Э.Ухтомский: жизнь и деятельность, от интереса к Востоку к диалогу с ним России.

Эспер Эсперович Ухтомский родился 14 августа 1861 года в Ораниенбауме в семье князя Э. А. Ухтомского (1832 или 1834-1885), который вел свою родословную от древнего княжеского рода Ухтомских (ветви дома Рюриковичей, включающая в число предков по женской линии Юрия Долгорукого и хана Батыя) и Дженни (Евгении) Алексеевны Ухтомской (урожденной Грейг) (1835-1870), которая была потомком героя Чесменского сражения С.К. Грейга. Эспер Алексеевич был морским офицером, участником обороны Севастополя и кругосветного плавания на корвете «Витязь» в 1870 г., с 1881 года - помощником морского агента в Австралии и Италии.4 Возможно, что судьба отца повлияла на его судьбу, привив интерес к Востоку и тягу к путешествиям. В 1880 году Эспер Эсперович окончил гимназию при Историко-филологическом институте, а в 1884 - историко-филологический факультет Петербургского университета.

Студентом Ухтомский занимался изучением философии и славянской филологии у М.И. Владиславлева и известного философа Вл.С. Соловьева. В отрочестве он начал писать стихи, и первое стихотворение, посвященное 100-летию В.А. Жуковского, было опубликовано при содействии Вл.Соловьева в 1883 году в газете И.С. Аксакова «Русь». Поэтическое творчество увлекло молодого человека. Он публикует стихи в либеральных журналах - «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Русском вестнике», «Русском обозрении», «Ниве»,

4 Наумов О.Н. Князья Ухтомские в XX веке // Генеалогический вестник. 2001. № 5.

«Севере», «Неделе». 5 В конце жизни Эспер Эсперович вспоминал, что Соловьев пытался составить ему протекцию при университете и «одобрял» его стихи.6 В 1884 Эспер Эсперович, написав выпускное сочинение «Исторический и критический обзор учений о свободе воли», получил степень кандидата и серебряную медаль. Соловьев, ознакомившись с рукописью, одобрил работу, но Владиславлев высказался о ней отрицательно, что и предопределило награждение ее серебряной медалью. Намечалось, что Эспер Эсперович будет оставлен при университете, но это предположение не осуществилось. Его знакомый граф А. Ф. Гейден (1859-1919) по окончании курса в университете служил сначала в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий. Решившись перейти на службу во флот, он отрекомендовал вместо себя в департамент князя Э. Э. Ухтомского, который еще в студенческие годы начал серьезно интересоваться буддизмом и Востоком. На службе князь начал выполнять поручения, связанные в основном с организацией дипломатических встреч представителей восточных держав с высокопоставленными российскими чиновниками и самим императором. Интерес к Востоку был реализован в обширной библиографии работ по истории, религии, культуре и искусству народов Центральной, Южной Азии и Дальнего Востока, которая охватывала почти всю специальную литературу по

п

этим вопросам, известную в то время. Ввиду его занятий буддизмом ему было поручено «практически ознакомиться с племенами, эту веру в наших пределах исповедующими». Во время работы в департаменте (1886-1890 гг.) князь несколько раз был командирован в Сибирь, на Дальний Восток (Забайкалье, Приамурье, Монголия, Китай) и

5 Ухтомский Э.Э, Из прошлого. Сборник стихов. Э.У. [СПб.]: Паровая скоропечатня «Восток», 1902. [2], 170, IV с. ; Ухтомский Э.Э. Кого жалеть? Поэма кн. Э.Э. Ухтомского. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1885. 31 с.

6 Впрочем, современники невысоко оценивали качество стихов Э.Э.Ухтомского. Так, А.Н. Апухтин говорил, что однажды князь принес ему стихи, «в которых я сделал открытие, что их с одинаковым успехом можно читать и сверху и снизу». В 1902 вышел сборник стихов Эспер Эсперович «Из прошлого», а в 1913 была произведена допечатка нового расширенного издания. См. bie.slovarnik.ru>html/u/uhtomskiy.htm 1

7 ЦГИА,Ф.1072 оп.2, №215, 1,№ 1 См.: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3682156

Q

Среднюю Азию. Он посетил буддийские монастыри Забайкалья, проехал Монголию от Кяхты до Великой стены, был в ламаистских святилищах Пекина. В ходе поездок он демонстрировал интерес к не православным народам Российской империи, их традициям и обычаям. Поездки оказались весьма плодотворными. Он собирает данные о быте бурят, калмыков, ойратов, халха, легенды, объяснения по поводу символики и назначения предметов культа. Особое внимание Ухтомский уделяет случаям насильственного крещения бурят - ламаистов и другим фактам произвола местных властей. Все собранные сведения сведены в 1115 рукописных страниц большого формата.9 Вполне понятны его стремления сделать доступными в области дальневосточной этнографии факты реальной жизни бурят, калмыков, монголов, познакомить общественность с бытом «инородцев». В этом он видел одно из важнейших средств достижения национальной и религиозной терпимости. Описания этих поездок были опубликованы в «Русском вестнике», других периодических изданиях, в отдельных публикациях и отражены в записках.

Во время своих командировок Ухтомский собирал предметы восточного искусства, которые в дальнейшем оказались в составе фондов РЭМ, МАЭ и Эрмитажа. Особенно значительна его коллекция по ламаизму (вместе с его двумя тысячами всего около 4 тыс. предметов), хранящаяся в Эрмитаже.10 Эспер Эсперовича можно назвать одним из ведущих знатоков буддийской традиции в России своего времени. В 1900 в обобщающем труде профессора Альберта Грюнведеля по буддизму в Тибете и Монголии,11 впервые были

Рукописный отдел Института русской литературы. Ед хр. 8836 6,31 №333, л.З

9ЦГИА ф. 821, оп.133, ед. хр. 422

10 Леонов Г. А. Э. Э. Ухтомский. К истории ламаистского собрания Государственного Эрмитажа //Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Отв. ред.

Р. Е. Пубаев. Новосибирск, 1985. С. 101—116.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Стрижак, Юлия Николаевна, 2013 год

Библиография

1) Ухтомский Э.Э. Кто жалеет? Поэма. СПб.: Тип. Т-ва Общественная польза, 1885 - 31 с.

2) Ухтомский Э. К вопросу о Китайской цивилизации // Наблюдатель. Журнал литературный, политический и ученый. Под ред. А.П.Петковского. 1888. № 11. С. 380-410. Подпись «У».

3) Ухтомский Э.Э. Сношения с Персией при Годунове СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1890. 20. с. (105-124 е.). Подпись

И. Су горский.

4) Ухтомский Э.Э. (Сугорский И.) Отношения с зарубежными странами - Иран // Русский вестник. 1890, №5. С. 105-124

5) Ухтомский Э.Э. Мекка в политическом и религиозном отношении // Русское обозрение. Литературно-политический и научный журнал. Т.1. 1890. М. Университетская типография. С. 718-731

6) Ухтомский Э.Э. О состоянии миссионерского вопроса в Забайкалье в связи с причинами, обусловливающими малоуспешность христианской проповеди среди бурят. СПб, Синодальная типография , 1892— 48 е.;

7) Ухтомский Э.Э. Луксор и Карнак. СПб. Типография Министерства внутренних дел.. Перепечатка из № 78 и 79 «Правительственного вестника» 1892 - 24 с.

8) Ухтомский Э.Э. Поездка на остров Элефанту. СПб.: Тип. Мин-ва вн. дел,- 1892- 42. с.

9) Ухтомский Э.Э. Могилы фараонов. СПб.: Тип. Мин-ва вн. дел,-1892. Перепечатка из Правительственного вестника № 3,6, 7.- 24 с.

10) К событиям в Китае. Об отношениях Запада и России к Востоку. СПб, 1900. — 87 с.

11) Из китайских писем. СПб, Паровая скоропечатня «Восток» 1901. —31 с.

12) Ухтомский Э.Э.: Из прошлого Сборник стихов. Э.У.. СПб. Паровая скоропечатня «Восток» 1902,1913; - 170 е., IVc. Подпись Э.У.

13) Ухтомский Э.Э. От калмыцкой степи до Бухары (Путевые очерки). СПб., Тип. Князь В.П.Мещерский., 1891 ,

14) Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890—1891. Автор-издатель Э. Э. Ухтомский. Иллюстрировал Н. Н. Каразин. Т. I. СПб.-

Лейпциг, Ф. А. Брокгауз, 1893; Т. II. Лейпциг, Ф. А. Брокгауз, 1895; Т. III. 1897.

15) Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток его императорского высочества государя наследника цесаревича. Т. I—III. СПб., 18931897

16) Ухтомский Э.Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток. Ярославль: Китеж, 2010, Т. 1 - 392 е.; Т. 2 -328 с.

17) Ухтомский Э. Из путёвых набросков и воспоминаний. Издание в пользу Красного креста. СПб.: Паровая скоропечатня «Восток», 1904,- 357 с.

18) Ухтомский Э.Э. Из области ламаизма. К походу англичан на Тибет. СПб, 1904. -129 стр. (книга обнаружена в Яснополянской Библиотеке Л. Н. Толстого);

19) Ухтомский Э.Э. Перед грозным будущим. К русско-японскому столкновению. СПб, 1904. — 28 с.

20) Ухтомский Э.Э. В туманах седой старины. К варяжскому вопросу. Англо-русская связь в дальние века. СПб, Санкт-Петербургские ведомости 1907. -43 с. Подпись И.Н.Сугорский

21) . Ухтомский Э.Э. Платонову С.Ф. Письмо 10 (23) ноября 1919 г. // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 5.

22) Ухтомский Э.Э. Некролог. // Вестник литературы. 1921. № 10. С. 18;

23) Ухтомский Э.Э. Летопись Дома литераторов. 1921. №. 1. С. 5 -7

24) Амфитеатров A.B., Дорошевич В.М. Китайский вопрос. М.: Тип. И Д. Сытина, 1901;- 176 с.

25) Архив Гос. Эрмитажа. Ф.1, оп. V, 3 1556

26) Фонды Рукописного отдела Института русской литературы (ИРЛИ) Ф. 314. Ухтомский Э.Э. Личный фонд.

27) Ф. 252. Радлов Э.Л. Оп. 2. Д, 1631 Письма и телегр. Ухтомского. 1891 -1914 гг.

28) Ф. 1088. Личные документы, работы, документы связанные с службой и общественной деятельностью и переписка гр. С.Д. Шереметьева и членов его семьи 1863 — 1919 гг. Оп. 2. Д. 26. Переписка гр. С.Д. Шереметьева с редактором-издателем Э.Э. Ухтомским.

29) Ф. 560. Общая канцелярия министра финансов. 1887 -1917 гг. Оп. 28. Д. 190. О поездке кн. Ухтомского в Китай и переговорах с Ли Хунчжаном.

30) Фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ)

31) 10. Ф. 601. Николай II. 1868- 1918 гг. On. 1. Д. 1370. Письма и докладные записки кн. Э.Э. Ухтомского императору Николаю II.

32) Описание Фонда Э. Э. Ухтомского в Пушкинском Доме . Характеристика фонда: Ф. 314; 266 ед. хр.; 1785-1921

33) Рукопись Теоретическая сторона ламайского вопроса". ЦГАИ, ф. 1072, оп.2, № 201

34) ЦГИА, Ф.1072, оп.2 № 215, 1,№1, ЦГИА ф. 821, оп.133, ед. хр. 422. ЦГИА, ф. 1072, оп.2 №6, л.7

35) Рукописный отдел Института русской литературы. Ед. хр. 8836 6,31 №333, л.З

36) Абаев Н.В. Буддизм и христианство в историко-культурном пространстве России-Евразии // Религия, культура, образование 2007 -№1.

37) Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. М., 2004.- 599 с.

38) Азиатская Россия во второй половине XIX нач. XX вв. Омск, 2008. -339 с.

39) Алексеев А.И. Освоение русского Дальнего Востока: конец XIX в. -1917 г. М.: Наука, 1989.- 221с.

40) Альбедиль М.Ф. Зеркало традиций. СПб.2003. -284 с.

41) Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. СПб. 2005, -414 с.

42) Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: очерки культуры. М. Наука, 1994. -272 с .

43) Ананьич Б. В., Толстая JI. И. И. И. Толстой и «Кружок равноправия и братства» // Освободительное движение в России. Вып. 15. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. С. 141-156.

44) Ананьич Б.В. Запад и Восток в экономической программе С.Ю. Витте // Россия во внешнеэкономических отношениях: уроки истории и современность: Материалы к конф. окт. 1993 г.: Доклады / Отв. ред. Виноградов В. А. и др.. М.: ИНИОН, 1993. С. 18-28.

45) Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю. Витте мемуарист. СПб.: С.-Петерб. фил. Ин-та рос. истории, 1994.- 95 с.

46) Ананьич Б.В., Танелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. -430 с.

47) Андреев А.И. От Байкала до священной Лхасы, СПб., Агни,1997. -338 с.

48) Андреев А. Тибет царской, советской и постсоветской России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во А.Терентьева «Нартанг», 2006. -464 с.

49) Ангархаев Ардан. Небо и земля. Исторический роман-хроника. Бурят Унэн. Улан-Удэ. Т.1 2005, т.2- 2007

50) Апраксин-Алексеев А. Буддизм в Петербурге: история и современность. Олеариус Пресс. СПб. 2008.

51) Астыров Н. На таежных прогалинах. Очерки жизни населения Восточной Сибири. М. 1891

52) Бадмаев Н. Одна из причин, задерживающих развитие миссионерского дела в калмыцкой степи // Санкт-Петербургские ведомости. Суббота13 (25) сент. 1897. № 250.

53) Бадмаев П. Россия и Китай. Издательство: С. -Петербург: Типография А. С. Суворина. Год: 1905.

54) Бадмаев В.Н. Национальная идентичность в поликультурном пространстве юга России. Элиста .2012. -78 с.

55) Бернюкевич Т.В. Буддизм в российской философской культуре: «чужое» и «свое». М. Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009,-160 с.

56) Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России./ Соч. т.9. Наука. 1977, 482 с.

57) Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Верхнеудинск: Бурят-монгольское издательство. 1926

58) Богданович Е.В. Россия на Дальнем Востоке. СПб., Общество Красного Креста. 1901

59) Богданович А. В. Три последних самодержца. М.: Новости, 1990. -607 с.

60) Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. Исследования, и материалы. М. Новое литературное обозрение, 1999.- 549 с.

61) Бэшэм Артур. Чудо, которым была Индия. М. 2000.- 231 с.

62) Вильгельм II и Николай И. Переписка Вильгельма II с Николаем II 1894 — 1914 гг. М.; Пг.: Государственное изд-во «Мосполиграф» 1-я образцовая типография, 1923. VIII, 198,- 12. с.

63) Васильев В.П. Открытие Китая. .СПб.: Изд. журнала «Вестник всемирной истории», 1900. VIII, -164 с.

64) Васильев В.П. Современное положение Азии. — Китайский прогресс. Речь, приготовленная заслуженным профессором Васильевым для прочтения на акте 8 февраля 1883 г. в Санкт-Петербургском университете. СПб., 1883.

65) Венюков М.И Россия и Восток:, СПб.: тип. В. Безобразова и К°, 1877.

66) Витте С.Ю. Воспоминания: Царствование Николая II Берлин: Слово, 1922. Т. I. XXXV, -511с.; Т. II. XII, -571 с.

67) Витте С.Ю. Воспоминания. М. 1960, Т.2.

68) Воейков А.И. Избр. Соч.. М.-Л. Наука, 1948. -751 с.

69) Волконский С.М. Мои воспоминания. Кн. 1-3, Берлин, 1923

70) Востриков А. Введение к летописи баргузинских бурят. // Труды Института Востоковедения. VIII. Материалы для истории бурят-монголов. М.-Л.: АН СССР, 1935. С. 6-28.

71) Восток на страницах «Журнала Министерства народного просвещения» (1834-1917): (Аннот. библиогр.). Баку: ЦНИОН АН. Азербайджан, 1991. 176 с.

72) Галданова Г.Р. и др. Ламаизм в Бурятии XVIII- начала XX века. Новосибирск, Наука. 1983

73) Георгиевский С.М. Важность изучения Китая. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1890. 291 с.

74) Георгиевский С:.М. Принципы жизни Китая. СПб.: , Тип. И.Н. Скороходова, 1888. 494 с.

75) Голенищева-Кутузова. В. Е. Русская интеллигенция и Восток // Дельфис. 2002. №.1. С. 95-98. http://agni3.narod.riWostok.htm

76) Головачев П.М. Россия на Дальнем Востоке. СПб, Е.Д.Кускова. 1904

77) Горошко Г.Б. Береза и баньян: Россия и Индия. М. 2007

78) Григорьев В.В. Россия и Азия. СПб., тип. братьев Пантелеевых. 1878

79) Грумм-Гржимайло Г.Е. Значение судоходства по верхней Аму-Дарье // Санкт-Петербургские ведомости. 8 (20) июня 1896. № 153.

80) Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламайского культа кн. Э.Э.Ухтомского. ч.1-2. СПб. Тип. Имп. Акад. наук, 1905. 6., II, 138 с.

81) Гусева Н.Р. Индия в зеркале веков. М. 2002. 448 с.

82) Дас С.Ч. Путешествие в Тибет. СПб.: А. Ильин, 1904. Х1У, 356 с.

83) Денисов В.И. Россия на Дальнем Востоке. СПб.: Типо-Лит. Ю.А. Римана, 1913. 151 с.

84) Доктор Бадмаев: Тибетская медицина, царский двор, советская власть. М.: Русская книга, 1995. 238, 1. с.

85) Достоевский Ф.М. Геок Тепе. Что такое для нас Азия // Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15 томах. СПб.: Наука, 1995. Т. 14. С. 503-508.

86) Достоевский Ф.М. ПСС в 30-ти тт./ Изд-во Наука. JI. 19721986. T.XXVII

87) Дятлов В. Миграция китайцев и дискуссия о «желтой опасности» в дореволюционной России // Вестник Евразии. М. 2000. № 1 (8). С. 63-89

88) Елихина Ю.И. Образы Миларепы из коллекции Государственного Эрмитажа // Буддизм Ваджраяны в России: От контактов к взаимодействию. М. Алмазный путь. 2012. С. 617-629

89) Ермакова. Т.В. Исследования буддизма в России (конец XIX -начало XX в.) // Восток.-1995. № 5. С. 139-148.

90) Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей. СПб. 1998. 344 с.

91) Ерыгин А. Н. Восток. Запад. Россия. Ростов-на-Дону, 1993

92) Желтая опасность./ Ред. Б.Дьяченко. Владивосток, Ворон. 1996

93) Жукова JI.B. Появление, в. России мифа о «желтой опасности» // Обозреватель. 2009. № 2. С. 120-127.

94) Забайкальский бурят. Поездка по Монголии // Санкт-Петербургские ведомости. 21;ноября (1 декабря) 1896.

95) Записка Бадмаева Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке // За кулисами царизма: (Архив тибет. врача Бадмаева). JI. Гос. изд-во, 1925. С. 49-75.

96) Записки Восточного отдела Русского Археологического общества. Т. 15, СПб. 1904

97) За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева. JI. 1925

98) Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997. 358 с..

99) Игнатьев A.B. С.Ю. Витте - дипломат. М. 1989.

100) Из бурятских степей (от нашего корреспондента) // Санкт-Петербургские ведомости. JI9 (31) июля 1896. № 196.

101) Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Вып.1. СПб. 1903

102) История отечественного востоковедения середины XIX- 1917 г. / Ред. A.A. Вигасин и др. М., Восточная литература РАН. М. 1997. 536 с.

103) Кабузаш В.М. Дальневосточный край в XVII - начале XIX вв. (1640 -1917). Историко-демографический очерк. М.: Наука, 1985. 261 с.

104) Карцов A.C. Русский консерватизм второй половины XIX — начала XX века (князь В.П.Мещерский). СПб., 2004

105) Китай и китайцы. Быт китайцев, -государственное устройство, экономическое и военное положение. Русские владения в Китае. М.: Журн. «Русская мысль», 1901 135 с.

106) Китай или мы. Курск: тип. бр. Н. и И. Ваниных, 1904. 2., 23 с

107) Корсаков В.В. В старом Пекине. Очерки из жизни в Китае. СПб., 1904-317 с.

108) Коростовец И.Я. Китайцы и их цивилизация. СПб., М.М.Лодерлье. 1896

109) Коростовец И.Я. Россия на Дальнем Востоке. Пекин. Восточное просвещение., 1922

110) Кривенко B.C. Путешествие его Императорского Высочества Наследника -Цесаревича на Восток, от Гатчины до Бомбея. СПб.: Тип. Мин-ва вн. дел, 1891. 72 с.

111) Кузьмина Ю.В; Монголия и «Монгольский вопрос» в общественно-политической мысли России, (конец XIX 30-е гг. XX в.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 1988.233 с;

112) Кулешов Н.П . Россия и Тибет. М.:.Наука, 1992. 273 с.

113) Культурные задачи в закавказском крае // Санкт-Петербургские ведомости. 8 (20) июля 1896. № 185. Окончание в № 187.

114) Кургузов В.Л. Восток-Россия- Запад.: Теория и практика межкультуртной коммуникации: очерки лекционного курса. Улан-Удэ. ВСГАКИ, 2003, 351 с.

115) Куропаткин А. Россия для русских: Задачи русской армии. Т.,3. СПб.: Тип. В. Безобразов и К°, 1910. 4., 435 с.

116) Ламаит. О сословных отношениях калмыков // Санкт-Петербургские ведомости. 24 июля (5 августа) 1896. № 201.

117) Ларюэль, Марлен. «Желтая опасность» в работах русских националистов начала века. Русско-японская война. Взгляд через столетие. М.: Три квадрата, 2004. С. 579-591. http://www.polit.ru/research/2004/l 0/1 l/laruelle.html#_ftnref5

118) Ларюэль М. Идеологиям русского евразийства или мысли о величии империи. М.: Наталис, 2004. 287 с.

119) Левитов И. Желтая раса. Доклад И. Левитова. СПб.: Тип. инж. Г.А. Бернштейна, 1900. 40 с.

120) Левитов И.С. Желтая Россия. Доклад И. Левитова Чит. в собрании о-ва для содействия русской пром. и торг. СПб.: Тип. инж. Г.А. Бернштейна, 1901. 63 с.

121) Леонов Г. А. Э. Э. Ухтомский. К истории ламаистского собрания Государственного Эрмитажа //Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Отв. ред. Р. Е. Пубаев. Новосибирск, 1985. С. 101—116.

122) Леонтьев К.Н. Россия, Восток и славянство // Леонтьев К.Н. Собр. Соч. М.: В.Саблин. 1912. Т.6

123) Лесевич В. Буддийский нравственный тип // Северный вестник. 1886.№ 5

124) Лукин A.B. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII -XXI веках. М.: Восток-Запад: ACT, 2007. 598, 9. с.

125) Лукоянов И. В. "Не отстать от держав..." Россия на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв. Издательство: Нестор-История, М. 2008. 668 с.

126) Лукоянов И.В. С.Ю.Витте и планы сооружения Сибирской железной дороги: к предыстории Русско-японской войны.// Новый часовой. 1996 № 4. С. 45-52

127) Лукоянов И.В. Россия на Дальнем Востоке в конце XIX начале XX в.: борьба за выбор политического курса: Автореф. дис. . докт. ист. наук : 07.00.02. М., 2009.

128) Лхаса и главнейшие монастыри Тибета в фотографиях -Известия Императорского Русского географического общества. Т. XXXIX, вып. Ш. СПб. 1905

129) Люкс Л. Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» // Вопросы философии. № 7. 2003. С. 23-34.

130) Межуев Б.В. Владимир Сергеевич Соловьев и петербургское общество 1890-х гг. // Соловьевский сборник. Материалы международной конференции «Владимир Соловьев и его философское наследие». Москва. 28-30 августа. 2000. М., 2001. С. 409-418

131) Межуев Б.В. Моделирование понятия «национальный интерес» (На примере дальневосточной политики России конца XIX - начала XX века) // Полис. 1999 № 1. С. 26-39

132) Минаев И. Буддизм. Материалы и исследования. СПб. 1887

133) Нарочницкий А.Л. Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке. 1860-1895. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 899 с.

134) Надин П. Китайско-восточная железная дорога // Вестник Европы 1904 №6 Июнь. С. 593-620

135) Найту Н. О русском ориентализме: ответ, Адибу Халиду // Российская империя, в современной зарубежной литературе: Антология. М.: Новое издательство, 2005. С: 324-344.

136) Наумов. О. Князья. Ухтомские в XX веке // Генеалогический вестник. СПб., 2001. №5. С. 51-58

137) Новикова Л.Д.,. Сиземская,.И.Н. Идея мессианизма в русской философии истории // Общественные науки и современность. 1995. № 6. С. 69-77.

138) Об Индо-Китае // Санкт-Петербургские ведомости. 5 (17) августа 1896. № 213; 6.(18) августа 1896. С. 3. № 214; 8 (20) августа 1896. № 216; 9 (21) августа 1896. №217.

139) Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II. Белград. 1939

140) О наших азиатских границах // Санкт-Петербургские ведомости. 6 (18) июня 1896. № 153.

141) Осокин Г.М. На границах Монголии. Очерки и материалы по этнографии Юго-Западного Забайкалья. СПб. 1906.ть

142) Переписка Вильгельма П с Николаем П // Ред. М.Н.Покровский , М. Госиздат., 1923

143) Переписка о подкупе китайских сановников Ли-Хунчжана и Чжан-ин-Хуана // Красный архив. 1922. Т. 2. С. 287-293.

144) Перхин В.В . Э.Э Ухтомский - редактор газеты «С.-Петербургские ведомости» в письмах (1897-1919) // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика - 2003 - № 5.

145) Письмо Бадмаева к Николаю II // За кулисами царизма: (Архив тибет. врача Бадмаева). Л. Гос. изд-во, 1925. С. 96-97.

146) Позднеев A.M. Об отношениях европейцев к Китаю. СПб.: А.М.Вольф. 1887

147) Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб Императорская академия наук. 1887

148) Позднеев A.M. 56 дней пекинского сидения в связи с ближайшими к нему событиями пекинской жизни. СПб.: В. Ф. Киршбаум, 1901

149) Полонская Л. Р. Между Сциллой и Харибдой (Проблема Россия — Восток — Запад во второй половине XIX в. К. Леонтьев, Э. Ухтомский, Вл. Соловьев) // Московское востоковедение. Очерки, исследования, разработки. Памяти Н. А. Иванова. М., 1997. С.271 — 285.

150) Путешествия по Востоку в эпоху Екатерины II. СПб. 1995. 319 с.

151) Ремнев А:В. Россия дальнего Востока: Имперская география власти XIX начала XX вв. Омск: изд-во ОмГУ, 2004. 548 с.

152) Репников А. Консервативные концепции переустройства России. - М., 2007

153) Репников A.B. Ухтомский Э.Э. // Русский консерватизм середины ХУШ - начала XX века; Энциклопедия. М. РОССПЭН, 2010. С. 535-538

154) Репников A.B. Князь Эспер Эсперович Ухтомский - один из идеологов «восточничества» // Гуманитарный вестник. 2011. № 2. С. 84-96.

155) Рерих Н.К. Восток- Запад. М. 1994. 103 с.

156) Романов Б.Д. Россия в Маньчжурии (1892 -1906): Очерки по истории внешней политики самодержавия в эпоху империализма. JL: Изд. Ленингр. вост. ин-та, 1928. X, 605 с.

157) Романов Б. А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны (1895-1907). М-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1947. —496 с.

158) Россия - Восток-Запад: Сб. ст..М.: Наследие, 1998. 421, [2] с.

159) Россия. Европа и Азия, история, и уроки цивилизационного дрейфа. Н.М. Александров Е.Г. Азгальдов, И.Г. Асадулина и др.. Кострома: Изд-во КГУ, 2001-176,с.

160) Рыбас А.Е. Понятие монголизма в русской философии и культуре // Россия- Монголия: культурная идентичность и межкультурное взаимодействие / Отв. Ред В,М.Дианова - СПб.: Изд-во философского факультета СПбГУ, 2011- 472 с. С.65-89

161) Рыбаченок И.С. Дальневосточная политика России 90-х гг. XIX в. На страницах русских газет консервативного направления.// Внешняя политика России и общественное мнение/ Ред. А.Л.Нарочицкий. М. Институт истории СССР, 1988. С. 125-146

162) Рыженков М.Р. Образ Индии в военно-политических кругах России в XVII - XIX вв. // Военно-исторический журнал. 2005. № 10. С. 43-45;

163) Рязановский Н. В. Азия глазами русских // В раздумьях о России (XIX век). М.: Археографический центр, 1996. С. 387-416.

164) Савицкий П.Н. Евразийство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С. 100-113.

165) Самойлов H.A. Азия (конец XIX — начало XX века) глазами русских военных исследователей // Страны и народы Востока. 1994. №28. С. 292—334.

166) Самойлов H.A. Россия и Китай в XVIII - начале XX в.: тенденции взаимодействия и взаимовлияния // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение Африканистика. 2010. Вып. 2. С. 3-15

167) Саркисянц М. Россия и мессианизм. К «русской идее» Н. А. Бердяева / Перевод с нем. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 272 с.

168) Семенцов B.C. Восток- Запад: проблема трансляции традиций культуры. М. 2000, 176 с.

169) Сербиненко В.В. О восточной теме в русской философии // Историко-философский ежегодник, М.: Наука, 2004. С. 366-377.

170) Сетницкий H.A. Русские мыслители о Китае (B.C. Соловьев и Н.Ф. Федоров). Харбин, 1926. 284 с.

171) Соловьев В. Рецензия на книгу кн. Э. Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Е. И. В. Государя Наследника Цесаревича 1890 1891». СПб.; Лейпциг, 1893 - 1894. Ч. 1-3 //Вестник Европы. 1894. Т.5, кн.9 сент. 1894. № 9.

172) Соловьев B.C. Китай и Европа. Гл. I-IV. //Русское обозрение. Литературно-политический и научны журнал. Т. 1. 1890. М. Университетская типография. С. 673-696

173) Соловьев Вл. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории с включением краткой повести об антихристе и с приложениями // Соловьев B.C. Сочинения в « т. Т.2 . М. 1988

174) Соловьёв В. С. Три речи в память Достоевского: (1881—1883). М., 1884.

175) Соловьев B.C. Ex Oriente Lux // Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве: Статьи. Стихотворения? поэма.-Из трех разговоров. СПб., 1994.

176) Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. М.: Изд. соц.-экономич. л-ры, 1959. 413 с.

177) Степанов А. К вопросу о панмонголизме // Православный собеседник 1905 №3 с.427-440. № 4 с.667-686

178) Стогов Д.И. Правомонархические салоны Петербурга -Петрограда (конец XIX - начало XX века). СПб., 2007

179) Суворов В. Национально-религиозные взгляды князя Э.

Ухтомского // Власть 2010, № 9. С. 70

180) Суворов Валерий Владимирович. Князь Э.Э.Ухтомский: жизнь, деятельность, идейное наследие. Автореф. канд. ист. н. Саратов. 2011

181) Сунь Чжинцин. Китайская политика России в русской публицистике конца XIX начала XX- века: «желтая опасность» и «особая миссия» России на Востоке М.: Наталис,, 2005. 256 с.

182) Схиммельпенник ван дер Ойе Дэвид. Свет с Востока. Родина.

1995. №11.

183) Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. "Идеологии империи в России имперского периода V/Ab; Imperio; 2001 № 2, С.211-226.

184) Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Навстречу Восходящему солнцу: Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. - М., 2009

185) Схиммельпеннинк ван дер Ойе, Д. Азиатский соблазн России // Космополис. 2002/2003. № 2.

http://risa.rU/cosmopolis/archives/2/shimmelpennik.html

186) Сыромятников С.Н. (Сигма). Опыты русской мысли. Книга первая. СПб. 1901. Типография А.С.Суворина

187) Толстая С.А. Дневники. Т. 1. М.: Художественная литература, 1978. 608 с.

188) Толстой И.И. Дневник. 1906- 1916. СПб.: Ф. регион, развития Санкт-Петербурга и др., 1997. XIII, 729 с.

189) Трепавлов В .В. «Белый царь» образ монарха и представления о подданстве у народов России XV- XVIII вв. М.: Вост. лит., 2007. 255 с.

190) Толстой JI.H. Редактору С.-Петербургских ведомостей // Санкт-Петербургские ведомости. 15 окт., 1897. № 282.

191) Толстой JI.H. В; редакцию: газеты «С.-Петербургские ведомости» // Толстой Л.Н.Полн. собр. соч. Т. 71. Письма-1898. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1954.С.314-317

192) Толстой Л.Н. Э.Э.Ухтомскому // Толстой Л.Н.Полн. собр. соч. Т. 71. Письма 1898 М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1954

193) Толстой Л.Н. Э.Э. Ухтомскому: 12 ноября 1898 г. .//Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 71. Письма 1898. М.:Тос. изд-во худож. лит-ры, 1954.

194) Уланов М.С. Евразийство, православие и буддизм // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 313. С.62-65

195) Урманов С.М. Восток в общественно-политическом сознании русской интеллигенции XIX начала XX веков: Диссертация доктора исторических наук. Иваново, 2000.

196) Ухтомский, Эспер Эсперович Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.0rg/wiki/yxT0MCKHñ,3cnep3cnep0BH4

197) Ухтомский Д.Э. Рай Сукхавати // Материалы по этнографии России. Т. 1. Спб., 1910.

198) Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии. Москва. 1997

199) Фоченкова M.JI. Петербургский дацан. Диалог культур в историческом контексте диалога культур. М. 2004

200) Халид А. Российская история и спор об ориентализме // Российская империя в современной зарубежной литературе: Антология. М.: Новое издательство, 2005. С. 311-323.

201) Хачатурян В. Истоки и рождение евразийской идеи // Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука. 2007. С. 289-301.

202) Хоружий С.С. Русь - новая Александрия: страницы из предыстории евразийской идеи // Начала. №4. М. изд-во МАИ. 1992

203) Цыбиков С.Ц. Избранные труды. Т.1. Новосибирск. 1981

204) Чернов К.Н. Россия — Восток во взглядах Н.М. Пржевальского и Э.Э. Ухтомского // Мир Евразии. 2010. № 1. С.61-67

205) Шерих Д. Визитная карточка Петербурга. Жизнь от Петра до Путина в зеркале «Санкт-Петербургских ведомостей». М.:Центрполиграф, 2009. 270 с.

206) Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М. 1971 , 552 с.

207) Шохин В.К. Древняя Индия в культуре России (XI-XV). М. 1998.- 333с.

208) Шрейдер Д.И. Наш Дальний Восток. СПб.: А.В.Девриен. 1897

209) Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 2000.443 с

210) Шундалов И. Ю. Эспер Эсперович Ухтомский, 1861 1921 Электронный ресурс. Режим доступа: http://qwercus.narod.rii/zz/uchtomskijEEbio.htm 1.

211) Якуты // Санкт-Петербургские ведомости. 3(15 сентября) 1896. №242

212) David Schimmeipennick van der Oye (Hew Haven, Connecticut) The Asianist Vision of Prince Ukhtomskii. C. 188-201./ Казань, Москва, Петербург: российская империя взглядом из разных углов. О.Г.И., М. 1997.

213) Harold P. Ford. Russian Far Eastern Diplomacy: Count Witte and the Penetration of China. University of Chicago. 1951

214) Johnson K. Paul. Initiates of theosophical masters. New York, 1995.

215) Laruelle M. «The White Tsar»: Romantic Imperialism In Russia's Legitimizing of Conquering the 'Far East // Acta Slavica Iaponica. 2008. №. 25. P. 113-134.

216) Lorraine de Meaux. La Russie et la tentation de 1'Orient. Fayard: Librairie Artheme Fayard, 2010. 430 p.

217) Mackenzie D. Imperial Dreams Harsh Realities: Tsarist Russian Foreign Policy, 1815-1917. Yardcourt Brace College Publishers, 1994. 196 p.

218) Malozemoff A. Russian Far Eastern Policy, 1881 - 1904: With Special Emphasis on the Causes of Russian-Japanese War. Berkley, 1958.

219) Mark Steven G. Road to power: The Trans-Siberian railroad and the colonization of Asian.Russia,'1850-1917: Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1991. 240 p.

220) Sarkisyanz E. Russland und der Messianismus der Orients. Tubingen, 1955

221) Sarkisyanz E. Russian Attitudes Towards Asia //.The Russian Review, 1954. Vol. 13., No. 4 (Oct., 1954). PP. 245-254.

222) Schimmelpenninck van der Oye D. Russian Orientalism: Asia in the Russian Mindifrom Peterithe Great to the Emigration. New Haven: Yale University Press, 2010.312 p.

223) Schimmelpenninck van der Oye D. Toward the Rising Sun: Russian Ideologies of Empire and the Path to War with Japan. DeKalb (111.): Northern Illinois univ. press, cop, 2001. XIII, 329 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.