Проблематика и поэтика духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Тажудинова, Сакинат Шайихолисламовна

  • Тажудинова, Сакинат Шайихолисламовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 156
Тажудинова, Сакинат Шайихолисламовна. Проблематика и поэтика духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2015. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тажудинова, Сакинат Шайихолисламовна

Содержание

Введение

Глава I. Жизнь и творчество Али-Гаджи из Инхо

1.1. Изучение и история публикаций творчества Али-Гаджи

1.2. Жизненный и творческий путь Али-Гаджи

1.3. Обзор творческого наследия Али-Гаджи из Инхо.

Традиции арабской поэзии в творчестве дагестанского поэта

Глава II. Жанровое многообразие и поэтика духовной лирики Али-Гаджи

2.1. Жанр мавлида в творчестве Али-Гаджи

2.2. Художественные средства и поэтический синтаксис жанра проповеди (турки) в творчестве Али-Гаджи

2.3. Поэтика философской элегии Али-Гаджи из Инхо

2.4. Язык и стих духовной поэзии Али-Гаджи

Глава III. Поэмы Али-Гаджи из Инхо

3.1. Художественная структура и проблематика поэмы Али-Гаджи «Шамилиде» («Посвящение Шамилю»)

3.2. Историзм и образ Пророка в поэме Али-Гаджи «Макка

бахъиялъул турки» («Взятие Мекки»)

Глава IV. Сатирические произведения и миниатюры Али-Гаджи из Инхо

4.1. Сатирическая направленность духовной лирики Али-Гаджи

4.2. Идейно-художественное своеобразие афоризмов Али-Гаджи

Заключение

Список использованной литературы

Источники

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблематика и поэтика духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо»

Введение

В настоящее время духовная поэзия как важнейший компонент религиозной литературы и культуры приобретает огромное значение. Она охватывает круг философских вопросов, которые направлены на осмысление категорий жизни и смерти, добра и зла, пространства и времени, роли и места человека в мире. Современная российская гуманитарная наука активно разрабатывает проблемы, связанные с реставрацией исторической полноты национальных культур, с формированием целостного взгляда на художественный опыт, пересматривая при этом ценностные критерии. Период кардинальных перемен 90-х годов XX века определил новые тенденции взаимодействия с традицией, которая воспринимается не только как идея совершенства, но и как источник перспективных начал, определяющих живое, органическое развитие культуры. Установлено, что 4 формирование коренных национальных культурных констант обусловлено мировоззренческим фактором, влиянием совокупности разнохарактерных общественно-исторических и социально-экономических условий жизни общества на различных этапах эволюции. В последние годы издаётся множество работ, посвященных проблеме религиозности сознания и • творчества поэтов-просветителей минувших столетий, упоминать о которых и, тем более, исследовать их произведения вплоть до конца XX века было практически невозможно в нашей стране.

Актуальность диссертационной работы определяется рядом причин:

малоизученностью литературно-духовной поэзии как особой жанровой

формы; методологической неясностью подходов к текстам такого типа;

неразработанностью единых категорий на стыке литературоведения и

богословия; необходимостью обращения к неизученным вопросам поэтики

духовных произведений дагестанских поэтов и писателей, просветителей

XIX века, к анализу их духовных текстов в контексте проблемы

«дагестанская литература и арабская культура». К тому же актуальность

данного исследования приобретает особое значение в связи с тем, что

3

духовность напрямую связана с нравственностью. С огромным сожалением приходится констатировать, что в настоящее время отмечается снижение уровня духовной культуры людей, а это, в свою очередь, диктует необходимость конкретного осмысления бытия и таких категорий как истина, вера, самоопределение человека. Не случайно данная проблема остро стоит на всех уровнях воспитания детей и молодежи: в последнее время в образовательных учреждениях вводятся специальные дисциплины, призванные формировать у подрастающего поколения основы духовной культуры и нравственности. Решением этой сложной и ответственной задачи должны заниматься, в первую очередь, дисциплины гуманитарного цикла, в частности, литература, которая, в силу своей полифункциональности, не только дает знания, но и воспитывает. Государственным образовательным стандартом вводятся новые дисциплины, например, «Основы религиозных знаний и светской этики». В связи с вышеизложенным наш интерес к духовной поэзии вполне оправдан. Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена не только литературоведческими, но и насущными требованиями времени.

Рассматривая место духовной поэзии в дагестанской литературе XIX века - времени переломном в истории России и Дагестана - можно заметить, что тематика и проблематика религиозных текстов горских учёных-алимов становятся необычайно злободневными. Находясь в сложных социально-политических условиях, когда шла Русско-кавказская война, дагестанские поэты обретали нравственную основу в исламской религии. Взяв за основу для поэтических произведений коранический текст, каноны ислама, они стремились при этом выразить в духовных произведениях национальное и индивидуальное начало. Тем не менее, бесспорным остаётся факт: традиции арабской мусульманской культуры и литературы оказали значительное влияние на развитие дагестанской религиозной поэзии.

Следует отметить, что возникновение не только дагестанской, но и

любой другой, в частности, древней русской литературы также тесно связано

4

1 !

4

с религиозной культурой. Всё более нарастающий интерес отечественных литературоведов к русской духовной поэзии, её мотивам, наблюдаемый в исследовательских работах конца XX - начала XXI веков, свидетельствует о недостаточной изученности данного вопроса. Однако вспомним, что евразийцы ещё в 30-е годы XX века считали защиту православия как пути творчества необходимым условием для возрождения России (конечно, наряду с другими факторами). Они справедливо полагали, что в России вызреванию масштабных творческих личностей в максимальной степени может способствовать только православная культура, соединяющая воедино разум и веру и опирающаяся на традиции евразийской культуры [104].

Степень изученности. Процесс восстановления разорванных научных традиций изучения духовной литературы начался с периода «возвращения имён», когда современные исследователи русской литературы, особенно молодое поколение, открыли для себя труды Д.К. Зеленина, Г.П. Федотова, E.H. Елеонской и др., ставшие библиографической редкостью. Началось издание «Золотой библиотечки», в которую вошли духовные произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Радищева, Н.М. Карамзина, Ф.И. Глинки, В.К. Кюхельбекера, И.А. Бунина и др., большей частью в XX столетии в России не переиздававшиеся. Сегодня, наконец-то, пришло осознание того, что нужна новая концепция литературы, которая учитывала бы подлинные национальные истоки и традиции. В последнее время активно формируется научное направление, изучающее биографический аспект творчества русских писателей в свете православия. В обозначенном векторе большой интерес представляют труды Ю. Барабаша «Загадка «Прощальной повести» (1993), Г. Лесскис «Религия и нравственность в творчестве позднего Пушкина» (1992), Е. Есаулова «Пасхальность русской словесности» (2004), А. Худошина «Искусство и православие» (2004), И. Барышниковой «Стиль лирики иеромонаха Романа» (2006), Н. Лейдермана «Движение времени и законы жанра» (1982), Ю. Лотмана «Каноническое искусство как

информационный парадокс» (1992), М. Дунаева «Православие и русская литература» (2001 - 2004) и мн. др.

Исследование биографии художника слова обозначило еще один, уже литературоведческий аспект проблемы: влияние религиозной идеи на поэтику произведений. Один из первых опытов обоснования данного литературоведческого подхода к проблеме предпринял И. Есаулов, отметивший, что «одной из актуальнейших проблем именно теоретического литературоведения является осознание христианского (а именно православного) подтекста русской литературы как особого предмета изучения» [57, 7].

Всего за последние десять лет в России издан целый ряд научных диссертационных, монографических и других исследований духовной литературы, в которых раскрывается «вечный» смысл русской культуры, понимание того, что всякий художник есть слуга Всевышнего, причём, независимо от своей конфессиональной принадлежности. Так, например, значительным фактом современного отечественного литературоведения является фундаментальное исследование Л.Ф. Луцевич «Псалтырь в русской поэзии» (2007). В названном труде исследователь пытается определить роль Псалтири в становлении и развитии русской лирики [77]. И подобных работ, посвящённых изучению русской духовной литературы, достаточно много.

Однако в дагестанском литературоведении количество трудов, посвящённых исследованию духовной поэзии, весьма незначительно. Для дагестанской поэзии XIX столетия определяющим фактором было стремление к Всевышнему Аллаху, ощущение духовного мира и божественных основ мироздания. Прямые связи дагестанской поэзии с мусульманской культурой обусловили многие особенности поэтики произведений, созданных в XIX столетии.

Дагестанской духовной поэзии как части лирической системы повезло

меньше всего, так как по идеологическим соображениям в нашей стране она

изучалась чаще всего либо фрагментарно, либо в контексте общепринятой

6

концепции. Прямые связи с исламом и арабской культурой и литературой, обусловившие многие особенности поэтики дагестанской духовной поэзии, игнорировались. Последние десятилетия кардинальным образом повернули дагестанское литературоведение к духовной литературе и культуре, к их истокам.

Данное диссертационное исследование является попыткой восполнить пробелы современного дагестанского литературоведения в рассматриваемом аспекте. Мы полагаем также, что оно откроет новые возможности в исследовании национальной специфики жанров дагестанской духовной поэзии.

Хотелось бы обратить внимание и на следующее обстоятельство: недостатком «религиозного» литературоведения часто становится подмена анализа художественного произведения исследованием «духовности» автора, а не художественного текста. Безусловно, выявление авторского мировоззрения очень важно, особенно в том случае, когда оно направлено на сопряжение текста и жизни, выявление спорных вопросов поэтики, а не на смешение жизненной позиции и художественной реальности, чего мы попытаемся в данной работе избежать.

В связи с этим наше внимание привлекла личность разносторонне одарённого талантливого аварского поэта XIX века, учёного-арабиста Али-Гаджи из Инхо, чьё творчество пронизано религиозной тематикой, богато жанровыми формами духовной поэзии, яркой образностью, однако до сих пор, по вполне понятным объективным причинам, не нашедшего своего исследователя. Конечно, мы можем назвать труды дагестанских литературоведов и историков, которые не обошли вниманием творчество Али-Гаджи из Инхо, например, Магомедов Б.М. «Очерки аварской дореволюционной литературы» (1971), Усахов М.-Р.У. «Юудияв шаг1ир ва г1алимчи» («Великий поэт и учёный») (2005), Юсупова Ч.С. «Али-Гаджи из Инхо. Жизнь и творчество» (2005), Хайбуллаева С.М. « Духовная литература аварцев» (1998)

Однако в монографическом плане исследование духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо на сегодняшний день отсутствует. Данным обстоятельством продиктован выбор темы диссертационного исследования - «Проблематика и поэтика духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо». Существует ещё одна причина, по которой мы обратились к изучению творчества аварского поэта: полагаем, что духовная поэзия Али-Гаджи важна для понимания сущности самого понятия «духовный стих», а также для углубления представлений о закономерностях развития дагестанской литературы второй половины — конца XIX века.

Духовная поэзия требует несколько иного литературоведческого подхода, чем «традиционная» поэзия, что обусловлено особой связью между формой и содержанием: сакральная составляющая неизменно влияет на выбор формы. В дагестанской духовной поэзии последней трети XIX века г встречаются жанровые образцы традиционной религиозной и философской лирики (молитва, проповедь, переложение, турки, элегия-плач, исповедь). Без произведений Али-Гаджи из Инхо трудно представить дагестанскую поэзию той эпохи, поэтому в данной работе мы попытаемся проанализировать духовную поэзию в идейно-тематическом ключе, объединяющем разные » жанровые формы произведений дагестанского поэта.

Мы также убеждены, что при изучении духовной поэзии следует учитывать двойственную природу этого жанра. В процессе исследования важно учитывать сложный процесс взаимопроникновения, взаимодействия духовного и литературного. Религиозные тексты и темы исследуемого периода притягивали к себе не только Али-Гаджи из Инхо, но и многих других дагестанских поэтов, которые, не находя ответов на интересующие и волнующие их вопросы, не справляясь с суровой действительностью, искали утешеь!ия в исламе. Среди них мы можем назвать Гасана из Кудали, Мухаммеда Тахира ал-Карахи, Хаджи-Мухаммеда из Согратля, Абубакара Аймакинского, Магомеда из Карахи, Абдурахмана Кумухского, Мухаммад-

Бека из Гергебиля, Чупалава из Игали и др.

8

Объектом исследования диссертационной работы является духовная поэзия (мавлиды, проповеди, турки, элегии, поэмы, сатирические стихотворения, афоризмы) аварского поэта, учёного-арабиста Али-Гаджи из Инхо, большая часть которой вошла в сборник «Асарал» («Сочинения»).

Предметом исследования стало определение индивидуально-художественных особенностей поэтики духовной лирики, философской элегии, поэм, сатирических стихотворений и афоризмов Али-Гаджи из Инхо.

Целью исследования является изучение своеобразия поэтики, жанрового многообразия, проблематики и особенностей стиха духовной поэзии дагестанского поэта, просветителя и религиозного деятеля, учёного-арабиста XIX века Али-Гаджи из Инхо. Мы попытаемся также выявить природу жанров религиозно-духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо.

В рамках диссертационной работы предполагается решить следующие задачи исследования:

- рассмотреть жанровое разнообразие духовной поэзии дагестанского поэта Али-Гаджи из Инхо;

- выделить наиболее характерные жанры духовной поэзии Али-Гаджи;

- выявить особенности языка и стиха духовной поэзии Али-Гаджи;

- проанализировать духовные произведения дагестанского поэта в идейно-тематическом ключе;

- систематизировать жанрообразующие факторы духовной поэзии, аргументируя их функциональность;

- описать элементы поэтики проповеди, мавлида, философской элегии, поэмы, сатирической лирики, афоризмов в текстах Али-Гаджи из Инхо;

- рассмотреть духовную природу поэтической проповеди как основного жанрообразующего фактора;

- попытаться решить проблему грани между формами религиозно-духовной словесности и художественно-литературным жанром;

- раскрыть проблематику, основные образы и мотивы духовной поэзии Али-Гаджи;

- определить степень влияния поэтики идиостиля на становление качественно нового жанра в поэтической системе Али-Гаджи из Инхо.

Цели и задачи данного исследования во многом определяются намерением возвратить в национальную духовную культуру ранее не изучавшееся художественное наследие Али-Гаджи из Инхо в адекватной интерпретации, в его неразрывной связи с историко-культурным контекстом.

Методологическая основа работы. Цель и задачи исследования обозначили методологию работы. В предлагаемой диссертации применяются различные методы исследования, выбор которых определен характером текста и различными задачами анализа и интерпретации произведений духовного содержания аварского поэта. Мы использовали возможности семиотико-культурологического, структурно-семантического и др. методов исследования, позволяющих учитывать и специфику литературного материала, и те языки культуры, контекст которых способствует пониманию духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо.

При анализе конкретных текстов духовной поэзии Али-Гаджи нами использовались формальный (морфологический), сравнительно-исторический и культурно-исторический методы исследования, позволившие выявить индивидуальные черты и общие тенденции дагестанской духовно-религиозной литературы.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили

фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых М.М.

Бахтина «Эстетика словесного творчества» (1979), И.И. Виноградова

«Духовные искания русской литературы» (2005), Ю.И. Минералова

«Филология и православное богословие о силе слова» (http://www. mineralov.

ru/.), B.B. Веселовского «Историческая поэтика» (1989), A.M. Панченко

«Русская история и культура» (1999), Е.Э. Бертельс «Суфизм и суфийская

литература» (1965), A.A. Потебни «Теоретическая поэтика» 1(990), Б.Я.

Шидфар «Образная система арабской классической литературы» (1974), а

также труды исследователей северокавказских литератур К.К. Султанова

10

«Национальное самосознание и ценностные ориентации» (2001), Г.Г. Гамзатова «Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта» (1982) и «Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане» (1987), З.Н. Акавова «Диалог времён. История кумыкской дооктябрьской литературы в зеркале современности» (1995), С.-М.Х. Акбиева «Истоки» (1994), М.-З. Аминова «Тенденция развития дагестанского стихосложения» (1974), A.A. Ахлакова «Героико-исторические песни аварцев» (1968), К.И. Абукова «Разноязычное единство: обретения и потери» (1992), М.-Р.У. Усахова «Юудияв шаг1ир ва г1алимчи» («Великий поэт и учёный») (2005), Т.Ш. Биттировой «Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев» (1999), Татарьсулова К.-М.Н. «Традиции духовной поэзии в художественной системе Исмаила Семенова» (2006), Ч.С. Юсуповой «Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра» (1989) и «Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество» (2005), М.А. Абдуллаева «Мыслители Дагестана XIX - начала XX в.» (1963) и «Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана XIX в.» (1968), С.М. Хайбуллаева «Поэтика аварской народной лирики» (1990), «Страницы аварской литературы» (1991), «О дореволюционной аварской литературе» (1974), «История аварской литературы XVII - XIX веков» (2006) и мн.др.

Научная новизна данного исследования определяется тем, что в нем

впервые в монографическом плане рассматривается творчество Али-Гаджи

из Инхо как одного из ярких представителей дагестанского течения духовной

поэзии XIX столетия. Нами проанализированы известные и малоизвестные

широкому кругу читателей произведения Али-Гаджи не только как

поэтический текст, но и как понимание и толкование канонических основ

Корана, позволяющие судить о мировоззрении автора. Научная новизна

работы заключается также и в том, что нами впервые поставлена задача

исследования историко-культурных, национальных и конфессиональных

истоков жанров духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо, обозначена роль

11

поэтических традиций мусульманского Востока в эволюции художественного сознания и творческого опыта дагестанского поэта.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что в ней представлена сложная духовная жизнь поэта и учёного XIX века Али-Гаджи из Инхо, частично отраженная в его произведениях, а также проведён жанровый, идейно-тематический анализ, исследование языка и стиха его духовной поэзии. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по истории дагестанской литературы XIX столетия, спецкурсах по изучению дагестанской духовной поэзии, на практических занятиях по анализу произведений дагестанской литературы XIX века, а также при подготовке факультативов по аварской духовной литературе в практике вузовского и школьного преподавания.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников. Объём работы составляет 156 страниц.

Глава I. Жизнь и творчество Али-Гаджи из Инхо 1.1. История публикаций и изучения творчества Али-Гаджи

Али-Гаджи из Инхо - один из ярких представителей блистательной плеяды дагестанских поэтов второй половины XIX века. Наряду с даргинцем Омарла Батыраем, кумыком Ирчи Казаком, лезгином Етим Эмином, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив традиции арабоязычной литературы на художественные традиции своего народа и положив начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала ему признание и

любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические

стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения,

элегии и сатирические стихи. Чтобы не быть голословными, мы считаем

важным подчеркнуть следующий факт: когда в Темир-Хан-Шуре была

создана типография, издававшая труды известных деятелей науки и культуры

Дагестана, в горах были широко известны талантливые поэты Чанка из

Батлаича и Махмуд из Кахаб-Росо, жившие в тот период, но их произведения

не издавались, в то время как произведения Али-Гаджи печатались

систематически. Это, безусловно, свидетельствует о большой

востребованности и актуальности его творчества для современников поэта.

В этой типографии стихотворные произведения Али-Гаджи печатаются с

1905 года. Они входят в сборники Сиражудина из Обода «Сад Аваристан»

(«Бустан Аваристан», 1905), Абдулагаджи из Чоха «Сборник проповедей»

(«Ваг1забазул т1ехь», 1912), причем, наряду с религиозными наставлениями,

в эти сборники были включены и стихи светского характера - «Хъах1аб рас»

(«Седой волос»), «Мискинчи хвейдал» («Когда бедняк умирает»), «Пелму ва

жагьлу» («Наука и невежество»), а также дидактические миниатюры поэта. В

1913 году в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-

Гаджи «Макка бахъиялъул турки» («Взятие Мекки»), воспевающая

исторический поход Пророка в Мекку.(138.4)

13

Известен был Алн-Гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухаммед Тахиром ал-Карахи и др.

Однако поэзия признанного народом мастера художественного слова Али-Гаджи была не очень воспринята властью, установившейся после Октябрьской революции 1917 года. Его творчество не укладывалось в определяющие каноны, выдвинутые новой властью, он был грамотен, получил отличное, по тем временам, арабистское образование, к тому же Али-Гаджи не входил в число страдальцев, чья жизнь была загублена феодалами. Историческим фактом является то, что всё, имевшее отношение к религии, арабскому влиянию, было обречено на изживание. Все, написанное арабской графикой, подлежало уничтожению. Именно это и случилось с обширной библиотекой Али-Гаджи, которую он собирал всю свою жизнь. После смерти поэта его книги на шести мулах были вывезены в село Орота к кунаку для хранения. Но в результате доноса, испугавшись преследования со стороны властей, кунак вынужден был сжечь всю библиотеку. Однако при разборе книг ученого-арабиста Кадилаева Кадилава из селения Читли была обнаружена книга о Хадже, на внутренней обложке которой была некая запись. При дальнейшем изучении оказалось, что надпись сделана на арабском языке и дословно ее можно перевести как «Пакъир Инхоса Г1али-Х1ажиясул, мулкадаса цояб» («Одно из сокровищ убогого Али-Гаджи из Инхо»). Со слов самого Кадилава, нам известно, что он одолжил эту книгу у зятя поэта, Дибира, задолго до того, как все остальные книги были уничтожены. Учитывая то, что слово «пакъир» с аварского можно перевести как «бедный», «убогий», мы полагаем, что в такой уничижительной форме о поэте мог отозваться только сам Али-Гаджи, которому, как известно, была свойственна такая форма обращения и манера письма. Следовательно, мы можем полагать, что запись сделана самим Али-Гаджи из Инхо. В той же книге обнаружены небольшие листики с записями, возможно, также написанные рукой Али-Гаджи.

Возвращаясь к теме принятия новой властью творчества аварского поэта, следует сказать: значительная часть его наследия, так называемая духовная поэзия, отклонена как реакционная, а к остальной она подходила с большой осторожностью. Однако интерес народа к творчеству Али-Гаджи не угасал, им интересовались не только филологи, но и философы. Порой, сознательно обходя острые углы и запретные темы, а порой и искренне разделяя регламентированные оценки и взгляды, исследователи не давали зарасти тропе к поэзии Али-Гаджи. К ним относится, в частности, литературовед Ч.С. Юсупова.

Впервые при советской власти стихи поэта были опубликованы известным аварским филологом Абдулатипом Шамхаловым в сборнике «Старинные песни и рассказы аварцев» (1928). Как сообщает составитель сборника, Али-Гаджи имел приятную наружность и красивый голос, обладал импровизаторским талантом, на ходу экспромтом сочинял стихи.

После значительного перерыва лишь в 1958 году стихи были напечатаны в «Антологии аварской поэзии». В 1972 году вышел первый сборник стихов поэта «Стихи» («Назмаби»), а в 1995 году - сборник стихов «Сочинения» («Асарал»), куда вошла, наконец, и его духовная поэзия. В 2001 году сборник был переиздан. Русский читатель впервые познакомился с творчеством Али-Гаджи в 1934 году в Дагестанской антологии. В антологии 1934-1950, 1960, 1980-х годов включено не более 10 произведений поэта, к тому же они, на наш взгляд, не отличаются удачным переводом. Такое положение вещей, вероятнее всего, объясняется тем, что поэзия Али-Гаджи отличается большой своеобразностью. Ее афористичность, образность, игра слов и глубокий подтекст очень трудно передать на другом языке.

Позже стихотворения Али-Гаджи были помещены в сборники «Поэзия народов Дагестана» (1960) и «Дагестанские лирики» (1961). (138.5)

Впоследствии высказывания и статьи об Али-Гаджи не раз появлялись в печати. Авторы отмечали социальную направленность, остроту и

художественные особенности произведений поэта.

15

Глубокий анализ творчества Али-Гаджи принадлежит исследователю аварской поэзии Б.М. Магомедову. Автор монографии «Очерки дореволюционной аварской литературы» (1971) сосредотачивает свое внимание на произведениях светского содержания и отмечает общественный характер и социальную направленность многих его стихов, связь его поэзии с традициями устного народного творчества. Также он выявил неоднозначность художественного мира поэта [79].

Исследователь Б.М. Магомедов в числе прочих считает заслугой Али-Гаджи введение им в аварскую литературу силлабо-тонической системы стихосложения. В своей монографии «Очерки дореволюционной аварской литературы» он пишет: «Если обратиться, наконец, к стиховой стороне творчества Али-Гаджи, то здесь так же, как и в фольклорных произведениях, встречаются два вида силлабических стихов: один с одиннадцатисложным, а другой с четырнадцатисложным размером, как это было характерно и для его предшественников - Мусаева Магомеда и др. поэтов. Но самой большой заслугой поэта в данной области надо считать введение им в аварское стихосложение силлабо-тонической системы» [79].

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тажудинова, Сакинат Шайихолисламовна, 2015 год

Список использованной литературы:

1. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX - начала XX в. - Махачкала, 1963., Дагучпедгиз, 266 с.

2. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана XIX в. - М., Наука, 1968, 336 с.

3. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1992., -50 с.

4. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная словесность // Типология и взаимосвязи литератур Древнего Мира. - М., 1971. С. 206 -267.

5. Аверинцев С.С. Смысл вероучения и формы культуры // Христианство и формы культуры сегодня. - М., 1995. С. 12-23.

6. Акавов З.Н. Диалог времён. История кумыкской дооктябрьской литературы в зеркале современности. - Махачкала, 1995. -227 с.

7. Акбиев С-М.Х. Истоки. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1994. -112 с.

8. Аминов М-3. Тенденция развития дагестанского стихосложения. -Махачкала: Дагкнигиздат, 1974. -154 с.

9. Ахлаков A.A. Героико-исторические песни аварцев. - Махачкала, 1968. -225 с.

10. Ахмедов М.А. Музыка времен. - Махачкала, 2005. -125 с.

11. Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX века. - Махачкала, 1965. -239 с.

12. Барабаш Ю. Загадка «Прощальной повести». - М., 1993. -269 с.

13. Барышникова И. Стиль лирики иеромонаха Романа. - М., 2006. -242 с.

14. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст. 1974. - М.: Наука. 1975. С. 203-213.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. -423 с.

16. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. - М., «Высшая школа». 1989.-158 с.

17. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1978. Т.З., -614 с.

18. Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. - М., «Высшая школа». 1975. -224 с.

19. Берггольц О.Ф. Разговор о лирике. - В кн.: Собрание сочинений в 3 т., т.2. - JL, Ленинградское отделение. Худ. лит-ра, 1989. С. 367-368.

20. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. Избр. труды. - М. Наука. 1965.-527 с.

21. Битгирова Т.Ш. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 1999. -80 с.

22. Брик О.М. Звуковые повторы (Анализ звуковой структуры стиха) // Русская словесность От теории словесности к структуре текста. Антология. - М.: Academia, 1997. С. 116-121.

23. Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т.2. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -352 с.

24. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики. - М.: Российский гос. гуманит. университет, 1997. -306 с.

25. Брюсов В. Основы стихосложения. - М.: ГИЗ, 1924. -138 с.

26. Вагидов А.М. Становление и развитие даргинской поэзии. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1979. -267 с.

27. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М., «Высшая школа, Академия» 2003. -560 с.

28. Веселовский В.В. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. -648 с.

29. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: Худ. лит-ра, 1959. -251 с.

30. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: изд. АН СССР, 1963. -256 с.

31. Виноградов И.И. Духовные искания русской литературы. - М.: Знание, 2005. -672 с.

32. Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной речи. - Киев, 1986. -142 с.

33. Юсупова Ч.С. А.Гаджи из Инхо. Жизнь и творчество. Махачкала, 2005. -247 с.

34. Гаджиева 3.3. Тажудин из Батлаичи (Чанка). - Махачкала, 2004. -127 с.

35. Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. - Махачкала, 1999. -155 с.

36. Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. Из опыта переводчика и редактора. -М., «Книга», 1987. -273 с.

37. Гамзат Цадаса и современный литературный процесс Дагестана. Сб. статей. - Махачкала, 1989. -202 с.

38. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. - М., «Наука», 1982. -328 с.

39. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, Дагкнигиздат. 1987. -420 с.

40. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. -172 с.

41. Гамзатов Г.Г. Арабо-мусульманская литературная традиция в Дагестане // Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. -309 с.

42. Гамзатов Р.Г. Постичь правду времени // В кн.: Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1986. С. 16-32.

43. Гасанов М. Слово, приравненное к штыку // В кн.: Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1985. С. 29-47.

44. Гаспаров М.Л. Историческая поэтика и сравнительное стиховедение: Проблемы сравнительной метрики // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М., «Наука», 1986. -319 с.

45. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1987.-171 с.

46. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М., «Наука», 1975. -471 с.

47. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., «Интрада», 1974. -409 с.

48. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. - М., «Знание», 1955. -46 с.

49. Гринберг И.Л. Три грани лирики: Современная баллада, ода и элегия. -М., 1975.-397 с.

50. Гринберг И.Л. Полет стиха и поступь прозы. - М., «Современник». 1976. -192 с.

51. Гришман М.М. Диалектика жанра и стиля в художественной целостности // Жанр и проблема диалога. - Махачкала, 1982. -123 с.

52. Гусейнаев К. Единство и национальное многообразие советской литературы народов Дагестана // В кн.: Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973. С. 63-105.

53. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. - М., «Советский писатель», 1988. -452 с.

54. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР. Сб. статей. - Махачкала, 1985. -147 с.

55. Далгат У. Б. Фольклор и литература Дагестана. - М., 1962. -205 с.

56. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6-ти частях. 4.1. - М.: Христианская литература, 2001. -367 с.

57. Есаулов Е.А. Пасхальность русской словесности. - М., «Круть», 2004. -559 с.

58. Ирвинг В. Жизнь Мухаммеда. - М., «Ломоносов», 2012. -224 с.

59. Исследования по поэтике и стилистике. - Л.: Наука, 1972. -278 с.

60. История национальных литератур. Вып.1. - М., 1995; С.35. Вып. II. - М., 1996.-153 с.

61. Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1994. -155 с.

62. Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1959. -198 с.

63. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. - М., «Прогресс», 1990. -512 с.

64. Климович Л.И. Наследство и современность. Очерки о национальных литературах. - М.: «Сов. Писатель», 1975. -414 с.

65. Кожинов В.В. Как пишут стихи. - М., «Просвещение», 1970. -240 с.

66. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М., «Просвещение», 1972. -ИЗ с.

67. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика (Вторая половина VIII-XII вв.) // Восточная поэтика: Специфика художественного образа. - М., «Наука», 1983. -261 с.

68. Кудряшов Н.И. Лирический герой // В кн.: Краткий словарь литературоведческих терминов. - М., 1978. С. 73-74.

69. Кузьмичев И.К. Герой и народ. - М., «Современник», 1973. -336 с.

70. Кушнер A.C. Аполлон в снегу. - Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1991. -510 с.

71. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. - Свердловск, 1982. -256 с.

72. Лесскис Г. Религия и нравственность в творчестве позднего Пушкина. -М., 1992. -159 с.

73. Литература и религия: проблемы взаимодействия в общекультурном контексте. - Улан-Удэ, 1999. -365 с.

74. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. -М., «Московский университет» 1982. -483 с.

75. Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Лотман Ю.М. Избр. ст. Т. 3. - Таллин, «Александра», 1999. -479 с.

76. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю.М. Избр.ст.: В 3 т. Т. 1. - Таллин, 1992. -480 с.

77. Луцевич Л.Ф. Псалтырь в русской поэзии. - СПб., 2007. -609 с.

78. Магомедов Д. К проблеме интернационального и национального в художественной культуре // В кн.: Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973. С. 37-62.

79. Магомедов Б.М. Очерки аварской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1971. -157 с.

80. Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, 1968. -335 с.

81. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. - М., «Просвещение», 1972. -208 с.

82. Минералов Ю.И. Филология и православное богословие о силе слова // http://www.mineralov.ru/.

83. Михайлов A.A. Лирика разума и сердца (О творческой индивидуальности поэта). - М.: Сов. Писатель, 1965. -396 с.

84. Михайлов A.B. Классика и современность. - М., 1991. -178 с.

85. Мусаханова Г.Б. Проблемы гуманизма и развитие интернационализма в дагестанской литературе // В кн.: Национальное и интернацио-нальное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973. С. 106-161.

86. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sistema-zhanrov-russkoi-dukhovnoi-poezii-xviii-v#ixzz39GbApw2P.

87. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. - М., 1983. -367 с.

88. Озеров Л.А. Биография стихотворения. - М., 1981. -64 с.

89. Осипов А.И. Основное богословие. - М., 1994. -323 с.

90. Османова З.М. Сюжет и композиция в лирике Амира-Гази // В кн.: Поэтика дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986. -155 с.

91. Очерки по истории русского востоковедения. Сб.ст. - М., 1953. - 98 с.

92. Павловский А. Философская лирика // В кн.: Проблемы русской

советской литературы: 50-70 годы. - Л., 1976. С. 190-235.

152

93. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. - Минск, «Высшая школа», 1986. -270 с.

94. Панова В.Д., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. - М., 1990. -495 с.

95. Панченко A.M. Русская история и культура. - СПб., «Азбука», 1999. -464 с.

96. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. - М., «Московский университет». 1976. -208 с.

97. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. - М.: Высшая школа, 1990. -344 с.

98. Проблемы исторической поэтики литератур Востока. Сб.ст. - М., 1978. -276 с.

99. Пути и формы анализа художественного произведения. - Владимир: ВГПИ, 1985.-91 с.

100. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. - М., Политиздат. 1987. -374 с.

101. Сильман Т.И. Заметки о лирике. - Л.,«Советский писатель». 1977. -223 с.

102. Сквозников В.Д. Лирика // В кн.: Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М., 1964. С. 173-237.

103. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии: Становление реализма в русской лирике. - М., 1975. -162 с.

104. Соболев A.B. Князь Н.С. Трубецкой и евразийство // Литературная учёба.-М., 1991. №6.

105. Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX - нач. XX вв. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1978. -184 с.

106. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. - М., 2001. -196 с.

107. Султанов К.К. Достоинство слова. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. - 96 с.

108. Султанов К.К. Поэзии неугасимый свет. Размышления. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1975. -160 с.

109. Султанова Г.А. В поисках современности. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1986. -120 с.

110. Татарьсулов К.-М.Н. Традиции духовной поэзии Востока в художественной системе Исмаила Семенева / Автореф.дисс.на соиск.уч.степ.к.ф.н. - Нальчик, 2006. -26 с.

Ш.Тимофеев Л.И., Тураев C.B. Словарь литературоведческих терминов. -М.: Просвещение, 1974. -509 с.

112. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., «Просвещение». 1976. -448 с.

113. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. - М., 1982. - 342 с.

114. Темирханова Г.Б. Мастерство изображения пейзажа // В кн.: Поэтика дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986. С. 121-135.

115. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. -М.: «Наука», 1977. -576 с.

116. Усахов М-Р.У. Юудияв шаг1ир ва г1алимчи (Великий поэт и учёный) // ж. Гьудуллъи (Дружба), № 6. - Махачкала, 2005. (На авар.яз.). С.46 - 56.

117. Федоров А.И. Образная речь. - Новосибирск, «Наука». 1985. -120 с.

118. Хайбуллаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. - Махачкала, Дагкнигиздат. 1966. -60 с.

119. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1983.-190 с.

120. Хайбуллаев С.М. Поиски новых средств поэтической изобразительности и выразительности // В кн.: Художественные искания современной дагестанской литературы. - Махачкала, 1983. -126 с.

121. Хайбуллаев С.М. Строфическая организация современной аварской поэзии // В кн.: Литература Дагестана и жизнь. - Мхачкала, 1985. С. 95107.

122. Хайбуллаев С.М. Природа рифмы аварской поэзии // В кн.: Поэтика дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986. С. 145-152.

123. Хайбуллаев С.М. Поэзия высокого накала. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1990.-152 с.

124. Хайбуллаев С.М. Поэтика аварской народной лирики. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1990. -84 с.

125. Хайбуллаев С.М. Страницы аварской литературы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. -128 с.

126. Хайбуллаев С.М. О дореволюционной аварской литературе. -Махачкала: Дагучпедгиз. 1974.- 150 с.

127. Хайбуллаев С.М. Рек1ел гьудулзаби. - Махачкала, Дагкнигиздат, 1995. -239 с.

128. Хайбуллаев С.М. История аварской литературы XVII-XIX веков. -Махачкала, 2006. -646 с.

129. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1998. -256 с.

130. Хаметова X. Не жалеть энергии ума и сердца // В кн.: Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1986. С. 44-51.

131. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1962.-208 с.

132. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., «Художественная литература». 1970. -446 с.

133. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы. -М., «Наука». 1974. -256 с.

134. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания -эссе (19141933). - М.: Сов. писатель, 1990. -544 с.

135. Шрейдер Ю.А., Мусхелишвили Н.Л. Семантика и ритм молитвы // Вопросы языкознания. 1993. №3. С. 45-51.

136. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1969. -554 с.

137. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. - М.: Детская лит., 1970. -240 с.

138. Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество. - Махачкала, Дагкнигиздат. 2005. -158 с.

139. Юсупова Ч.С. Аварская лиро-эпическая поэма на современном этапе // В кн.: Жанры дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1979. С. 9-

140. Юсупова Ч.С. Структура современной лирико-драматической поэмы в литературах Северного Кавказа // В кн.: Поэтика дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986. С. 5-19.

141. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра. - М.: Наука, 1989. -408 с.

142. Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии. - Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, "Ире", 1998. -246 с.

143. Юсуфов Р.Ф. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973. -196 с.

144. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. -М.: Наука, 1970. -429 с.

1. Антологии аварской поэзии. - Махачкала, 1958.

2. Инхоса Г1алих1ажияв. Асарал // Алигаджи из Инхо. Сочинения. -Махачкала, 1995. На ав.яз.

3. Инхоса Г1алих1ажияв. Асарал // Алигаджи из Инхо. Сочинения. -Махачкала, 2001. На ав.яз.

4. Инхоса Г1алих1ажияв. Назмаби // Алигаджи из Инхо. Стихи. -Махачкала, 1972. На ав.яз.

5. Али-Гаджи из Инхо. «Бит1изин дуде квер г1ассияв лагъас...» («Протянуть бы к тебе руку ожесточившемуся рабу...»). Стихотворение. Рукопись. Из личного семейного архива потомков Али-Гаджи из Инхо.

27.

Источники:

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.