Суфийская традиция в фольклоре и литературе народов Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Ильясов, Хизри Ильясович

  • Ильясов, Хизри Ильясович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 345
Ильясов, Хизри Ильясович. Суфийская традиция в фольклоре и литературе народов Дагестана: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2015. 345 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ильясов, Хизри Ильясович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Суфийские образы и мотивы в дагестанской литературной традиции

1.1. Суфизм в гуманитарном контексте

1.2. Исторические судьбы суфизма на Северном Кавказе

1.3. Влияние суфийскойсимволики на художественное творчество народов Дагестана

1.4. Суфийские мотивы в дагестанской поэзии о Кавказской войне

Глава 2. Суфийская традиция в фольклоре и литературе народов Дагестана

2.1. Методологические подходы к решению проблемы влияния суфийской поэтической традиции на литературу и фольклор народов Дагестана

2.2. Любовная лирика горцев (типология и поэтика)

2.3. Отражение духовно-философских и поэтических традиций в дагестанской лирике

Глава 3. Духовная составляющая дагестанского (лакского) фольклорного жанра шанма

3.1. Формирование лакского фольклорного жанра шанма

3.2. Метафорический ряд символов в фольклорном жанре шанма

3.3. Традиция одической лирики в фольклоре народов Дагестана

3.4. Космогонические образы-символы в фольклоре народов Дагестана

Глава 4. Творчество Р. Г. Гамзатова в контексте суфийской поэтической традиции

4.1. Суфийские образы и мотивы в элегиях Расула Гамзатова

4.2. Символика горских сонетов Расула Гамзатова. Правила адаба

в его творчестве

2

4.3. Поэма «Разговор с отцом» и суфийская концепция

отражения (проблема творческого вдохновения)

4.4. Ад и Рай в кодовой системе северокавказской литературы

на примере творчества Р. Г. Гамзатова

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Суфийская традиция в фольклоре и литературе народов Дагестана»

ВВЕДЕНИЕ

С начала XIX века и до настоящего времени проблема национальной специфики культуры сохраняет свою актуальность. В конце XX века ученые склонны рассматривать нацию во многом в качестве культурного феномена. Так, H.A. Гаврилова пишет: «Понятие "нации" относится, прежде всего, к культурной общности той или иной группы людей, которая достигается за счет распространения на все общество единой культуры» [Гаврилова; 1997: 6].

Необходимостью восполнения представлений об истории национального содержания литературы определяется актуальность исследования. Если в традиционных культурах вся система коммуникации ориентирована на сохранение, то современная коммуникативная ситуация основана на обновлении. Процессы толкования, интерпретации приобретают большое значение и нередко сами становятся творческим актом. Причем аспекты и предметы интерпретации тоже зависят от времени и места. Цивилизация и культура находятся во взаимосвязи с символами, ибо культура-это «система разделяемых обществом смыслов, установок и ценностей, а также выражающих и олицетворяющих их определенные символические формы» (П.Бёрк).

Степень изученности темы. Проблема традиций суфизма в словесно-художественном творчестве народов Дагестана сравнительно недавно сделалась предметом научного исследования и еще далеко не исчерпана. Это связано с тем обстоятельством, что только в наше время изучение религиозного компонента традиционной мусульманской культуры приобрело систематизированный характер и может опираться на результаты исследований как историков литературы, так и фольклористов. Настоящая работа - одна из немногих, посвященных функционированию суфийской

художественной традиции в дагестанском фольклоре и литературе народов Дагестана.

Гипотеза исследовании определена идеей о том, что нравственно-этические принципы мышления народов мира, которые формировались в течение тысячелетий, имеют свои специфические черты. Достижения человечества в сфере духовной и материальной культуры претворяются в жизнь на основе художественно-эстетических взглядов. Во все времена общество стремилось дать оценку человеческой деятельности в прошлом, настоящем и будущем, основываясь на принципах преемственности традиций и новаторства. В этом плане заслуживает особого внимания сфера просветительской и педагогической деятельности, возникшая в прошлые века в мировом цивилизационном пространстве, способствовавшая формированию материальных и духовным ценностей человечества. Традиция философского принципа суфизма в человеческой цивилизации и его отражение в мировой поэзии оказала существенное влияние на развитие фольклора и литературы народов Дагестана. В диссертации также впервые представлена интерпретация творчества Р. Г. Гамзатова в контексте суфийской традиции, подробно исследован фольклорный жанр «шанма». Анализируются формы проявления традиции как в период ее «скрытого» существования в советский период истории, так и ее возрождение в последнее десятилетие XX века. Важнейшим для данной работы является понятие символа и производное от него понятие символической формы, под которой подразумеваются различные способы художественного воплощения символики, либо наделение символическим значением художественной формы.

Объектом исследования в диссертации выступают произведения фольклорной лирики народов Дагестана, а также современная дагестанская поэзия, в которой преобладает суфийская поэтическая традиция. Предметом исследования являются суфийские поэтические традиции в

произведениях и их художественная реализация как в фольклорных памятниках, так в произведения современной дагестанской лирики.

Цслыо исследования является выявление в традиционной и современной дагестанской литературе символических суфийских форм.

В связи с этим в диссертации были поставлены следующие задачи:

1) классифицировать символы в зависимости от способа их применения в литературе;

2) проанализировать особенности этно-регионального преломления суфийских символов в художественной литературе Дагестана;

3) выявить символы, образы и мотивы, характерные суфизму в дагестанской литературе;

4) охарактеризовать влияние традиционного религиозно-художественного мышления на творчество дагестанских поэтов, показать его эволюцию на протяжении современного периода развития литературы народов Дагестана;

5) показать основные направления реставрации национальных религиозно-художественных традиций в постсоветский период;

6) продемонстрировать произведения современной дагестанской лирики с точки зрения воплощения символики суфизма.

Новизна работы обуславливается впервые предпринятой попыткой анализа специфики воплощения религиозно- философских и поэтических традиций суфизма как эстетического принципа в литературе Дагестана. А также комплексным рассмотрением понятий «ассоциативный метафорический ряд дагестанской лирики», «метафорические образные ряды суфийской поэтики».

В работе выявлены критерии, по которым определяли степень

воплощения суфийской поэтической традиции. Это критерии религиозности

писателя (поэта) и глубокое вхождение его в мир суфийских законов, что в

свою очередь реализуется в произведении. Их мы прослеживали через

такие категории как проблематика, мотив, жанр произведений. Исходя из

б

этого, мы выявили определенную иерархию в степени реализации этих критериев.

В процессе исследования также была выявлено, что в творчестве современных писателей наличествует принцип эстетизма, характерный суфийскому модусу. В результате проведенной работы было обнаружено, что в реализации данного эстетического принципа особую роль играет категория «символа», которая здесь не заменяет самой невидимой реальности и не равна ему, как в символизме, а служит лишь связующим звеном между земным и небесным, но не самоценна сам по себе. Также было выявлено концептуальное воплощение категории «телесности» при изображении духовных реалий, которая позволяет изобразить явления, мыслящиеся в сознании, как конкретные и осязаемые. И, наконец, было выявлено влияние принципов поэтических традиций суфизма на жанровую систему: обращение писателей к архаичным фольклорным жанрам (шанма, например).

Теоретическая значимость работы. Материалы исследования могут

быть использованы при анализе суфийских текстов не только дагестанских

авторов, но и шире: северокавказской и российской литературы, так как

ассоциативный метафорический ряд символов и образов суфизма

универсален. Результаты диссертационной работы могут быть

использованы в теоретико-методологическом отношении при

интерпретации литературы и фольклора народов России, на которых

оказывала безусловное влияние суфийская традиция. Полученные в

диссертации приращение знаний, концептуальные выводы, новые подходы

ведут к более глубокому раскрытию проблемы становления дагестанской

религиозно-философской мысли и в целом культуры народов Дагестана. Это

очень важно потому, что в настоящее время назрела необходимость в

качественно новом изучении духовного наследия прошлого, разработке

современных методологических принципов анализа влияния суфийской

духовной традиции на формирование национальной идентичности народов

7

Дагестана, а шире - Северного Кавказа. В настоящее время сакральные тексты суфийских авторов и их роль в истории становления и развития словесно-художественного искусства народов Дагестана уделяется особое внимание. В нашей работе на примере фольклорных и литературных текстов рассматриваются многие теоретические проблемы взаимоотношения фарсидской и дагестанской словесно-художественных традиций.

Практическая ценность исследования определяется тем, что суфийские символы, образы и мотивы , обнаруженные в дагестанской поэзии могут послужить своеобразной базой даннах, пробным камнем, лакмусовой бумагой, которые определяют содержание в том или ином тексте суфийского компонента. Результаты могут быть использованы как при дальнейшем исследовании произведений дагестанских авторов, являющихся носителями суфийских идей, суфийского мировоззрения, так и при построении общих и специальных, лекционных курсов по истории фольклора и литературы народов Дагестана. Отдельные положения и выводы работы могут быть использованы также в практических занятиях по истории литератур народов Северного Кавказа, в учебных курсах по исторической поэтике, при написании культурологических учебников, монографий, посвященных влиянию суфийской традиции на культуру и искусство северокавказского региона.

Методологическую основу исследования составляют положения различных отраслей науки. Большое значение для исследования имеют труды по вопросам мусульманской культуры, материалы различных научных конференций по вопросам духовной культуры мусульман. В анализе специальных проблем дагестанской словесно-художественной культуры диссертация опирается на труды академика Г.Г. Гамзатова, Л.М. Аджиева, Х.М. Халилова,М.М.Дугричилова,А.Т.Акамова,С.М.Хайбуллаева и др.

Методы исследования предполагают интегрирующий анализ с

использованием историко-литературного, герменевтического, сравнительно-

8

исторического и историко-функционального методов исследования художественного текста.

Теоретической базой исследования стали труды ученых, исследующих влияние суфийской философии на гуманитарную сферу евразийских народов: Е. Э. Бертельса, Б. Л. Розенфельда, Л. В. Эйдми, А.М.Аджиева, К.К.Султанова, И.А.Халипаевой, А.Ш.Казбекова и др. Основные положеншно, выносимые на защиту:

1. Суфийские поэтические практики - особый эстетический принцип, который сложился в рамках религиозного мировидения. Понимание действительности в нём восходит к средневековым представлениям о том, что истина не в реальной действительности, а в потустороннем мире. Они формировались на традициях, общих с традициями на которых формировалась народная поэзия стран средиземноморского бассейна и прилегающих к ним территорий, что обусловило сходство образных систем суфийской поэзии и фольклорной поэзии народов Кавказа.

2. Реализация в словесно-художественном искусстве суфийской поэтической практики предполагает изображение действительности, согласно которому всё то, что непознаваемо и недоступно нашему разуму, тоже является частью нашей действительности и поэтому должно изображаться как реально существующее. Это невидимая вертикальная ось, соединяющая всё, что происходит в видимом мире и наполняющая его определенным смыслом.

3. Возникновение философии суфизма на мусульманском Востоке оказало влияние на художественно-эстетическое содержание просветительского направления мировой поэзии. Произведения известных поэтов суфийского течения в восточной классической поэзии способствовали формированию литературных традиций суфизма в системе мирового искусства слова в широком культурно-историческом контексте.

4. Мотивы, встречающиеся в произведениях М. Ибрагимовой, Р. Гамзатова и

других современных дагестанских поэтов, связаны с основной идеей

творчества этих поэтов, столь схожей с целью суфийского миропонимания

9

(маламийа), стремящегося к познанию глубин человеческой психологии, достижению уровня философии высокого интеллекта.

5. Круг проблем, волнующих поэтов, ориентирующихся на суфийскую поэтическую традицию, базируется на главной проблеме - проблеме преображения человеческой души. Художественное произведение - будь то фольклорное («коллективная память») или авторское («индивидуальный генетический код»), содержит символические формы, передающие высокие истины («священные», «изначальные»).

6. В суфизме в,рамках исламского просвещения сформировался принцип воспитания в человеке стремления к внутренней чистоте и духовному совершенству. И фольклорных памятниках и в современной дагестанской поэзии доминирует идея о нравственном совершенствовании человека, его способности к самопознанию. Эти темы мы находим в фольклорных шанма, и в творчестве современных поэтов Дагестана.

Апробация. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы ДГПУ. Отдельные фрагменты исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях в Москве, Ставрополе, Пятигорске, Махачкале и Дербенте. По материалам диссертации опубликовано более 50 научных работ. Из них: три монографии и 18 статей, опубликованных в реферируемых изданиях из списка ВАК.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Объем диссертации - 345 е., список литературы - 472 источника.

ГЛАВА I. СУФИЙСКИЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ДАГЕСТАНСКОЙ

ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

1.1. Суфизм в гуманитарном контексте. Суфизм возник в УШ-Х веках. В нем множество ответвлений, течений, школ, братств и орденов со своими обособленными доктринами и концепциями. Вопрос об идейных источниках суфизма остается до сих пор спорным. Наш земляк, незаурядный исследователь духовного наследия М. Дугричилов правильно подчеркивает, что «существуют три версии по вопросу о происхождении суфизма: 1) тарикат (суфизм) привлечен в ислам извне; 2) тарикат зародился в исламе как реакция на догматизм; 3) тарикат возник с исламом» (Дугричилов, 1997, с. 85).

Он высказывает свое несогласие с двумя первыми и подтверждает третью версию, что тарикат (суфизм) в своем возникновении связан с Пророком, его первым откровением и состоянием (уединением, бесконечными молитвами, постом и размышлениями о боге). До сих пор в нашей литературе имеются сторонники точки зрения И. Голдциера (Голдциер, 1978), Н. Никольского (Никольский, 1977) и А.Я. Крымского (Крымский, 1978), согласно которой суфизм сформировался под влиянием христианского монашества, буддизма, манихейства и философских учений Востока. Она нашла наиболее яркое отражение в работах Я. Смирнова (Смирнов, 1984). Он пишет, что основные положения суфизма не покоятся на Коране. Положения ислама просты и легкодоступны, а суфизма - сложны. «Поэтому причины появления и развития мусульманской секты с мистико-философским направлением скорее всего кроются в исторических условиях его хода и развития вне родины пророка» (Смирнов, 1984, с. 124).

Действительно, ислам долго оставался простой религией. Но в УШ-1Х

веках мутазилиты и ашариты разработали догматику ислама, широко

используя сложные философские методы и формы мышления. И в шиитском

11

мистицизме имелись сложные философские представления. Почему суфизм не мог при формировании своих концепций использовать их? Мы отстаивали и отстаиваем концепцию, которая исходит из того, что суфийское мировоззрение базировалось в основном на почве ислама.

Несколько иную мысль высказывает по этому вопросу известный современный английский востоковед Дж.С. Тримингем. «Суфизм, - пишет он, - развился внутри ислама, почти ничего не почерпнув из мусульманских источников, но зато вобрал в себя опыт аскетической и мистической практики и философии восточного христианства» (Тримингем, 1982, с. 78).

Здесь явно выступают две крайности: отрицание роли ислама и преувеличение роли восточного христианства. Как может суфизм развиваться внутри ислама, ничего не используя из него? В таком случае можно поставить под сомнение, что суфизм не христианское, а исламское течение. Конечно, не вызывает сомнения, что в ходе становления суфизм далеко отошел от ортодоксального ислама и стал во многом антиподным, оппозиционным учением. Отказ от простых земных удовольствий (аскетический образ жизни), посреднической роли духовенства и ряда столпов ислама, принижение роли догматов и др. - все это послужило причиной преследования раннего суфизма.

Со временем суфизм стал умеренным и в его примирении с ортодоксальным исламом большую роль сыграл имам аль-Газали (10581111 гг.).

Будучи выдающимся философом ислама, он посвятил свои

незаурядные способности теоретическому и логическому обоснованию

догматики ислама и замены слепой веры разумной верой. Для этого аль-

Газали использовал аргументы философского идеализма вообще и

суфийского идеализма в частности. Имам последовательно отверг все

ортодоксальные приемы и методы защиты догматики ислама, в том числе

калама, как наивные и примитивные, основанные на слепой вере, традиции.

Его доводы и суждения были и остаются непререкаемым авторитетом почти

12

для всех мусульманских теологов мира. Касаясь его роли в суфизме, следует подчеркнуть, что он дал иное толкование пантеистического принципа «вахдат аль-вуджуд».

Бог в силу своей вездесущности своим творениям дает возможность непосредственного общения человека с божеством путем «внутреннего озарения». Человеческая душа богоподобна, но не божественна и только высшие души (святых, шейхов, суфиев) способны постигнуть божественную истину. Человек может общаться с божеством, освобождая свою душу от всего мирского и последовательно служа и любя бога, но это не означает слияние души с божеством (фана) и становления человека божественным. Нам представляется, что дагестанский тарикатский мюридизм в интерпретации пантеизма следует за умеренным суфизмом, в обосновании которого аль-Газали сыграл определяющую роль.

На этой философской основе в Бухаре в XIV веке оформилось суфийское братство по имени Баха-ад-дина Накшбанди (1318-1389). Он был пятым руководителем этого братства, но сыграл большую роль в его

V*

становлении. Духовнымпервенцем братства считается Ходжа Иусуф Хамадани (умер в 1140 г.), а основателем - его воспитанник Абд ал-Халик ал-Гидждувани. Немало для распространения и консолидации братства после смерти Баха ад-дина сделали Ала ад-дин Аттар (умер в 1400 г.), Ходжа Мухаммад Парса (1345 - 1420), Ходжа Ахрар (1404-1490). Последний имел большое влияние на тимуридов и был фактическим правителем в регионе. После XI века это братство стало одним из наиболее распространенных направлений суфизма. Можно предположить, что оно распространилось на Кавказе в XVII - XIX веках.

Накшбандия при своем формировании заимствовала ряд теоретических и практических положений у школы Ахмада ал-Иасави. Накшбандия считается одним из 12 материнских братств суннитского ислама, возводит свою духовную линию (силсила) к халифам Абу-Бакру и Али Абу-Талибу.

В чем же отличительные особенности этого братства? Образ жизни и мысли Баха-ад-дина наложили отпечаток на его религиозные наставления. По описанию источников, он предпочитал бедность, довольствовался малым, т.е. тем, что можно заработать своим трудом. Передают, что кроме старой циновки и разбитого кувшина у него ничего не было дома. Шейх считал грехом пользоваться чужим трудом. После смерти его объявилизаступником праведных перед богом, над его могилой в 1544 году был воздвигнут мавзолей.

Идеология и практика братства сводятся в основном к следующим требованиям: отказ от показной набожности и обрядности, уводящих суфия в сторону, от длительного поста, бродяжничества и нищенства, стяжательства, от публичных радений с музыкой, пением и танцами, громкого (джахр) зикра, неодобрение передачи (дарения) шейхства руководителем ученику (оно даруется непосредственно богом), контактов с властями и жизнь в обители.

Для суфия-мюрида обязательны, как и для любого мусульманина, почитание сунны пророка и его сподвижников, а также предписания шариата. Основа тариката накшбандия - религиозно-нравственное самоусовершенствование, стремление к познанию истины (божества) путем мистических упражнений и тихого зикра (индивидуального или коллективного).

В целом теория и практика накшбандии основаны на одиннадцати принципах, из которых восемь сформулированы Абд ал-Халиком ал-Гидждувани и три Баха-ад-дином Накшбанди.

После XV века братство стало одним из наиболее распространенных. В

XV веке проникает в Турцию, в XVII-XIX веках получает здесь

распространение. Отсюда, видимо, оно проникло и в Дагестан. Можно

согласиться с существующей в литературе точкой зрения, что это было в

начале XIX века. Пока не обнаружены источники, свидетельствующие о том,

что оно проникло раньше. Видимо, до окончательного выяснения вопроса

14

следует различать тарикатский мюридизм как разновидность суфизма от суфизма вообще. Суфизм стал распространяться в Дагестане еще в Х-Х1 веках. К XI веку относится суфийская рукопись дербентского ученого Абу-Бакра Мухаммада б.Мусыб.Фараджи ад-Дербенди. Из нее видно, что в этот период в Дербенте существовали суфийские общины, которые расходились в воззрениях и вели борьбу между собой. И ад-Дербенди пытался приблизить ценности разных суфийских учений, чтобы их последователи придерживались единых взглядов, остерегались расхождений и раскола.

Имеются многочисленные свидетельства попыток распространения суфизма в предгорных районах Дагестана миссионерами-суфиями из Персии в Х1У-ХУ веках. То, что еще не найдены источники, свидетельствующие о наличии суфизма в Дагестане в последующих веках, не означает, что здесь его не было, или он исчез. Известный дагестанский арабо-мусульманский ученый Гасан-Алкадари и автор ряда работ по истории Дагестана Шараф Эд-дин Дагестанлы называют имена многих суфиев Дагестана ХУ1-Х1Х веков и их работы. Все это дает основание сделать вывод, что развитие суфийской мысли в Дагестане не остановилось после XV века и к началу XIX века здесь сложилась почва для восприятия любой его разновидности.

Но выдающиеся арабо-мусульманские учёные-востоковеды Казем-Бек и Каяев отождествляют тарикатский мюридизм с суфизмом. Так, ссылаясь на рукопись ад-Дербенди, Али Каяев пишет, что «тарикатский мюридизм известен в Дагестане в Х1-ХШ в. Это говорит о том, что в Дагестане мюридизм имел далекие корни». Казем-Бек указывает на наличие следов мюридизма в Дагестане в Х1-ХУ веках. Они смешивали тарикатский мюридизм с суфизмом не потому, что не знали об их различии. Их интересовало в данном случае существование и развитие суфизма в Дагестане, а не то, какую разновидность он из себя представлял.

Мы считаем возможным на данном этапе сказать, что столь легкое и

быстрое восприятие тарикатского мюридизма в Ширване и в Дагестане стало

возможным благодаря распространению и усвоению здесь суфийского

15

философского и этического учения. Общепризнано, что накшбандийскийтарикат первыми на Кавказе приняли Гаджи-Исмаил Кюрдамирский и Хас-Магомед Ширванский. Второй учился раньше у Магомеда Ярагского и после встречи с Гаджи-Исмаилом и принятия от него тариката вновь вернулся к Ярагскому. По словам Ф. Боденштедта Хас-Магомед вернулся к Ярагскому, чтобы в знак благодарности за свое обучение дать ему возможность черпать из источника мудрости Гаджи-Исмаила, который до сих пор оставался для него закрытым. Заинтересованный в новом для него учении Магомед Ярагский ездил к Гаджи-Исмаилу и получил звание мюрида.

Жизнь и деятельность шейха Ярагского подробно исследуется в работе А. Агаева «Магомед Ярагский» (Агаев, 1999). В ней многие вопросы поставлены по-новому. До него никто специально не занимался изучением роли Ярагского враспространении накшбандийского тариката в Дагестане. Мы в своих работах касались тариката попутно и несколькими тезисами. Отдавая должное труду А. Агаева как первому и многосложному исследованию, вместе с тем мы не можем не высказать своего отношения к тем вопросам, которых невозможно обойти в нашей работе. Нам представляется, что книга А. Агаева является ярким проявлением той новой крайности, которая наметилась в нашей литературе в последние годы.

Он во многих местах, ссылаясь на донесения и записки военных чинов России, утверждает, что Ярагский создал совершенно новое учение, которое вошло в историю под названием кавказского мюридизма. Это учение, по словам А. Агаева, не что иное, как результат его многолетней напряжённой духовно-исторической деятельности, плод тяжелейшего умственного труда.

В чем же новизна это учения? По мнению автора, оно состоит из

нескольких моментов. Первый: он выдвигал идею о том, что мусульмане

равны и не могут быть рабами или подданными немусульман. В этом автор

усматривает новую концепцию свободного человека. «Он первый в

мусульманской религиозно-философской мысли провозгласил лозунг

16

свободного человека», - пишет Л. Лгаев (Лгаев, 1999, с. 145). Его учение о свободе мусульманина, суть которого выражена в лозунге «Кто мусульманин, тот должен быть свободным человеком, и между всеми мусульманами должно быть равенство», дало идеологическую санкцию на массовые мусульманско-освободительные движения в обширном исламском мире, изнывавшем под социальным, национальным и духовным гнетом европейских и североамериканских наций, кичившихся своими свободами». К сожалению, здесь автор желаемое выдает за действительность. Еще в ранних обращениях пророка ставился вопрос о равенстве мусульман. Под лозунгом в исламе «Все люди - братья и равны, будут освобождены от налогов и рабства» велись арабские завоевательные походы. Многие народы, находившиеся под игом Византии и Сасанидского Ирана, - пишет Е.А. Беляев, - смотрели на арабов-завоевателей, как на избавителей от тяжелого ига своих правителей и не оказывали им сопротивление. Европейские востоковеды пишут, что во многих странах арабов встречали как освободителей. Идеи равенства мусульман и справедливого отношения к ним отражены в хадисах пророка, его сподвижников, в частности, халифов Абу-Бекра и Омара, Асхаба ал-Гифари, в воззрениях сект хараджитов, карматов и т.п. Бабиды, Берклюдже Мустафа с шейхом Джунейдом в Турции, Хамдун Кармат в Ираке и другие еще в средневековье в своих требованиях доходили до ликвидации частнойсобственности и равного распределения имущества. Карматы в своей общине в Ираке установили социальную справедливость, восстановили общинную собственность на землю, ввели уравнительное распределение благ и всеобщее равенство между своими приверженцами. Правда, рабство не было отменено. По всеобщему признанию европейских востоковедов, в Арабском халифате в период упомянутых двух первых халифов положение народных масс было относительно лучше...

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ильясов, Хизри Ильясович, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Исследования (монографии, сборники статей)

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949.-С. 601.

2. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1963. - 146 с.

3. Абдулатипов А.-К.Ю. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе XIX века, (учебное пособие). - Махачкала: ДГУ, 1981.- 104 с.

4. Абуков К.И. На посту. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. - 224 с.

5. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин в XIX - начале XX века. - М., 1978.

6. Аджиев A.M. Дальние дороги песни: Заметки о кумыкском героическом эпосе. - Махачкала, 1977. - 101 с.

7. Аджиев A.M., Хидирова Э.С. Лермонтов и Дагестан. - Махачкала, изд-во ДНЦ РАН, 1999.- 114 с.

8. Азиева М.И. Поэтика кавказских повестей A.A. Бестужева-Марлинского. - Тбилиси, 1993.

9. Акавов З.Н. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 232 с.

Ю.Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур. - Махачкала, 1985.

11.Алексеев М.П. Этюды о Марлинском. - Иркутск, 1928.

324

12.Аль-адаб ул-Марзия. Правила достодолжных приличий шейха Джемал-эддина из Кази-Кумуха. Рукоп. Фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН.

1 З.Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические проблемы. -М.: Наука, 1981. 193 с.

М.Андроников И. Л. Лермонтов: Исследования и находки. - М.: Изд-во «Художественная литература», 1964. - 607 с.

15. Аникин В. П. Русский фольклор. - М.: Высшая школа, 1087. - 288с.

16.Антонова Е. В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. - М.: Наука, 1990. - 286 с.

П.Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.-247 с.

18.Архетип. Культурологический альманах. - Шадринск, 1996.

19.Асланов Г.А. Поиски, находки, открытия. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1983.

20.Астрологический энциклопедический словарь. -М.: Внешсигма, 1994.

21.Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. - М.: Современник, 1983.-464 с.

22.Ахлаков A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа.-М.: Наука, 1981.-230 с.

23.Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы: Публицистика. Проза. Критика. - М.: ГИХЛ, 1953. - 527 с.

24.Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XIII в. - Пг, 1915.

25.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -423 с.

26.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.

27.Белокуров С.А. Сношение России с Кавказом. Вып. 1, 1578-1613 гг. -М., 1889.-582 с.

28.Беляев И. Крестьяне на Руси. Исследования о посте,изменении значения крестьян в русском обществе. - М., 1879. - Обе.

29.Берков П. Н. Проблемы исторического развития литератур. - M.-J1.: Художественная литература, 1981. - 496 с.

30.Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана (IX-XV). - М., 199-400 с.

31 .Бестужев-Марлинский A.A. Мулла-Нур. Мифологическая основа повести «Мулла-Нур», ее жанровые особенности, черты художественного метода писателя. - Амстердам, 1982.

32.Бидегманн Г. Символы. - М., 1966.

33.Боги, брахманы, люди: Четыре тысячи лет индуизма. - М.: Наука, 1969.-c.416.

34.Бородовская Л.З.Традиции суфизма в татарской музыке. -Авторефереат и дессертация по филологии. Казань, 2004 .

35.Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. -М.: Наука, 1974. -415 с.

36.Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. - М.: Наука, 1984. -296 с.

37.Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, в 2-х ч. - М., 1823. Ч. 1.-361 е.; Ч.2.-471 с.

38.Булатов А.Г. Лакцы. - Махачкала, 1971. - 196 с.

39.Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XI - начале XX века. - Л.: Наука, 1988. - 200 с.

40.Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. - М.: Современник, 1980. - 334 с.

41.Вагабов Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала, 1970. - 250 с.

42.Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. - 270 с.

43.Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966. - 403 с.

44.Васильев В. Бестужев-Марлинский на Кавказе. - Краснодар, 1939.

45.Вейман Р. История литературы и мифология: Очерки по методологии и

истории литературы. - М.: Прогресс. 1975. - 344 с.

326

46.Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. - М.: Наука, 1986.-208 с.

47.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. -406 с.

48.Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 2. - М.: Наука, 1991. — 168 с.

49.Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.-439 с.

50.Взгляд сквозь столетия. Русская фантастика XVIII и первой половины XIX в. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 335 с.

51.Виноградов Б.С. Кавказ в русской литературе 30-х годов XIX века. -Грозный, 1966.

52.Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. - M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1958.-461 с.

53.Восток и Запад: Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука,

1982.-294 с.

54.Восточная поэтика: Специфика художественного образа. - М.: Наука,

1983.-261 с.

55.Габов Г.И. Общественно-политические и философские взгляды декабристов. - М.: Госполитиздат, 1954. - 296 с.

a. Гаврилова H.A. Проблема национального в музыке XX века: Чехия, Словакия. Автореферат дис. д-ра искусствоведения.-М., 1996.-24 с.

b. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. — 699 с.

c. Гаджиев А.Д. Кавказ в русской литературе первой половины XIX века. - Баку, 1982.

56.Гаджиев Б.И. Они были в Дагестане. - Махачкала, 1963. - 58 с.

57.Гаджиев Б. И. Встреча с Дагестаном. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.- 112 с.

58.Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. - М.: Наука, 1965. -391 с.

59.Гаджиев Г.А. Доисламские веровании и обряды народов Нагорного Дагестана. - М.: Наука, 1991. - 182 с.

60.Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. -М.: Наука, 1961.-388 с.

61 .Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. -М.: Наука, 1985.-359 с.

62.Гаджиева С.Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. - 92 с.

63.Гаджиева С.Ш., Османов М.-З.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев XIX - начала XX в. - Махачкала, 1967. - 298 с.

64.Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. - М.: Наука, 1982. -327 с.

65.Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М.: Наследие, 1996. - 652 с.

66.Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен Возрождения. XVII-XIX вв. — Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2000. - 323 с.

67. Гамзатов Р.Г. Имя твое. - ИД «Эпоха», г.Махачкала,2003г.

67.Р.Г.Гамзатов.Стихи и поэмы.М,Изд.»Известия»Д974г.

68.Р.Г.Гамзатов. Горские песни. Письмена. Горские сонеты.Горские элегии.Даггиз,1980.69.Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.

70.Ганиева A.M. В поисках легендарного героя. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. - 152 с.

71.Гашаров М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки.

- Махачкала: Дагучпедгиз, 1971. - 77 с.

328

72.Гасанов Г.Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература. - Махачкала, 1976.- 160 с.

73.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1998.-447 с.

a. Генон Р. Символы священной науки. -М.: Беловодье, 1997. — 511с.

b. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.-703 с.

74.Голубов С.Н. Бестужев-Марлинский. Изд. 2. - М.: Молодая гвардия, 1960.-367 с.

75.Гольц Т.Д., Ознобишин П. - М.: Советская Россия, 1992.

76. Горбов С.Н. Бестужев-Марлинский. - М.: Журн.-газ. объединение, 1938.

77.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М.: Художественная литература, 1965. - 355 с.

78.Гуревич А. Романтизм Пушкина. - М., 1993.

79.Гуревич А. Исторический синтез и школа «Анналов». - М., 1993.

80. Гусейнов Г.-Р. А.-К., Мугумова А. Л. Тюркские (турецкий и «татарский») языки в истории межъязыковой коммуникации на Северном Кавказе и творчестве русских писателей XIX века, посвященном Кавказу. Грозный, 1993.

81. Гусейнов М. Тропой Бестужева и Аммалата. Исследования, статьи. — Махачкала, 1997. - 92 с.

82.Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтическим фольклором. Сборник статей. - Махачкала. Изд-во ДНЦ РАН, 1985. - 152 с.

83.Далгат У.Б. Лев Толстой и Дагестан. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1960.- 190 с.

84.Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. - М.: Изд-во восточной литературы, 1962. — 206 с.

85.Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и Ингушей: Исследование и тексты. - М.: Наука, 1972. - 468 с.

86.Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. 303 с.

87.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. -М., 1955; Декабристы. - М.-Л., 1951. - 288 с.

88.Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. - М.: Прогресс, 1977.-229 с.

89.Драгомирецкая Н. В. Автор и герой в русской литературе Х1Х-ХХ вв.М.: Наука, 1991. - 380 с. Древние цивилизации. От Египта до Китая.

- М.: Ладомир, 1997; Древние цивилизации. Греция. - М.: Ладомир, 1997.

90. Древности Дагестана. Сборник статей. - Махачкала Изд-во Даг.фил. АН СССР, 1974.-327 с.

91.Дугричилов М. - Сказание о Дагестане. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 2002. Суфийская эзотерическая поэзия. - 80 с.

92.Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. - М.: Наука, 1990.-247 с.

93.Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. - М.: Наука, 1986. — 234 с.

94.Ениколопов М. Лермонтов на Кавказе. - Тбилиси: Заря Востока, 1940.

- 134 с.

95.Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. -Л.: Наука, 1979.-493 с.

96.Записки декабриста Н.И. Лорера. - М., 1931. - 183 с. 97.Зарубежные исследования по семиотике фольклора. - М.: Наука, 1985. -317с.

98.Зелинский К. Что дают русской литературе народы СССР. - М.: Знание, 1965.

99.Ибн аль-Араби. Мекканские откровения. - СПб: Изд-во «П. Востоков», 1995.

100. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. - М.: Изд-во ред. журн. «Москва», 1997.

101. Идрис Шах. Суфии. - М.: Изд-во «Гелиос», 1993.

102. Идрис Шах. Суфизм. - М.: Изд-во «Колышников, Комаров и К°», 1994.

103. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов, в 3-х томах. Т. II. - М.: Госполитиздат, 1951. Т. I - 731 е.; т. II-567с.; т. III-466 с.

104. Ильясов Х.И. Взаимосвязи национальных литератур в контексте эволюции культур: А.А.Бестужев-Марлинский и дагестанские фольклорно-литературные традиции.- Автореферат и диссертация по филологии. Махачкала, ДГПУ,2003.

105. Ильясов Х.И. «Надписи» Р.Г.Гамзатова как эквиваленты небесных свитков (метафизики звука и света в произведениях художественной литературы).Системные технологии. ФГБОУ ВПО МГОУ им. В.С.Черномырдина (г.Махачкала), №8 за 2013.с.85 - 96.

106. Ислам: Историографические очерки. -М.: Наука, 1991. -232 с.

107. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991.-315 с.

108. Исрапилов М.И. От Кегера до Стоунхенджа. - Махачкала: Наука-сервис, 1993.-300 с.

109. История Востока. Т. 1-2. - М.: Восточная литература, 1995, 1997.

110. История всемирной литературы, в девяти томах. - М.: Наука: Т. 1, 1983. - 583 е.; Т. 2 - 672 е.; Т. 6, 1989. - 880 с.

111. История Дагестана, в 4-х томах. - М.: Наука, Т. 1 - 1967. - 431 е.; т. 2- 1968.-368 с.

112. История ментальностей. Историческая антропология. - М., 1996.

113. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XV в. - М.: Наука, 1988. - 544 с.

114. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). - М.: Наука, 1988.-659 с.

115. История романтизма в русской литературе. - М.: Наука, 1979. - 328 с.

116. Календарь и календарные обряды народов Дагестана. - Махачкала, 1987.- 108 с.

117. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. - Томск, 1973.

118. Касаткина Д.Н. Поэзия гражданского подвига. - М.: Просвещение, 1987.

119. Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1959. - 199 с.

120. Кеппен Ф. Crata. Герой или каким образом в древние времена происходило в таинственном обществе посвящение египетских жрецов.-СПб, 1779.

121. Кереньи К. Введение в сущность мифологии.

122. Кессеот J1.M. Гёте и «Западно-восточный» диван. - М.: Наука, 1973. - 119 с.

123. Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США. - М., 1984.

124. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. - М.: Наука, 1972. - 496 с.

125. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. - М.: Наука, 1976. -336 с.

126. Котляревский Н. Декабристы. Кн. А. Одоевский и А. Бестужев. Их жизнь и литературная деятельность. - СПб: Тип. Стасюлевича, 1907.

127. Котович В.М. Древнейшие писаницы горного Дагестана. — М.: Наука, 1976.- 100 с.

128. Кудрявцев A.A. Город, не подвластный векам. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. - 144 с.

129. Курбанов М.М. Душа и память народа: Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1996. - 224 с.

130. Кушева Е. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI - 30-е годы XVII в. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.-371 с.

131. Лагутин С.Г. Поэтика русского фольклора. - М.: Высшая школа, 1981.-222 с.

132. Лейтон. Литературные связи и литературный процесс. Из опыта славянских литератур. - М.: Наука, 1986. - 352 с.

133. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Наука, 1967. -372 с.

134. Лопухин И.В. Записки. - СПб, 1884.

135. Лопухин И.В. Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями и опровержение их вредных правил. - М., 1780.

136. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976. - 367 с.

c. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур //Языки культуры и проблемы переводимости. — М.: Наука, 1987. С.З-11.

d. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. -Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - 479 с.

e. Магическая поэзия народов Дагестана и Северного Кавказа. Сб. статей. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1989.

137. Магомедов З.Г. Даргинская народная лирика. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. - 118 с.

138. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - 239 с.

139. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе

национальных литератур. - Махачкала: Юпитер, 1997.- 262 с.

333

140. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.: Наука, 1975. - 375 с.

141. Марков Д.Ф. Сравнительно-исторические и комплексные исследования в общественных науках. - М.: Наука, 1983. — 237 с.

142. Маршаев Р., Бутаев Б. История лакцев. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1992. - 209 с.

143. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М.: Наука, 1994.

144. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

145. Методологические вопросы науки о литературе. - Д.: Наука, 1884. — 253 с.

146. Мец А. Мусульманский ренессанс. — М.: Изд-во «Вим», 1996.

147. Мифологии древнего мира. - М.: Наука, 1977. - 456 с.

148. Мифология народов Дагестана. Сборник статей. - Махачкала: Изд-во Даг. ФАН СССР, 1984. - 188 с.

149. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1991: т. 1-671 с,: т.2-719 с.

150. Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. - М.: Наука, 1975. -415с.

151. Мурьянов М.Ф. Из символов и аллегорий Пушкина. - М.: Наследие,

1996.

152. Мэнли П.Х. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - М.: Сибирская издательская фирма РАН,

1997.

153. Назаревич А.Ф. Отобранное по крупицам: Из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. — 144 с.

154. Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. - 366 с.

155. Нартский эпос: Материалы совещания 19-20 октября 1956 г. -Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1957. - 232 с.

156. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. - М.: Наука, 1977: -360с.

157. Обряды и культура древнего и средневекового населения Дагестана. - Махачкала, 1986. - 156 с.

158. Очерки из истории движения декабристов. - М.: Госполитиздат, 1954.-580 с.

159. Петербургское востоковедение. - СПб, 1997.

160. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М.: Наука, 1975. 193 с.

161. Попов A.B. Русские писатели на Кавказе. A.A. Бестужев-Марлинский. - Баку: Изд-во АН АзССР, 1949.

162. Попов A.B. Декабристы-литераторы на Кавказе. - Ставрополь, 1963.

163. Потоцкий Я. Рукопись, найденная в Сарагосе. - М.: Художественная литература, 1971. - 639 с.

164. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. T. I, в. I. - СПб, 1887. - 700 с.

165. Проблемы романтизма. Сб. статей. - М.: Искусство, 1967. - 360 с.

166. Пропп В .Я. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

167. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. - JL: Наука, 1976. - 244 с.

168. Реизов Б.Г. История и теория литературы. - JL: Наука, 1986. - 320 с.

f. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике.— М., 1995.-246 с.

g. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М.: Искусство, 1996. 270 с.

h. Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии. Александр Солженицын. М., 1991.

169. Русский романтизм. Сб. статей. - JL: Наука, 1978. - 285 с.

170. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Высшая школа, 1986.-400 с.

171. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - 784 с.

172. Сахаров В. И. Страницы русского романтизма. - М.: Сов. Россия. 1988.-352 с.

173. Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Сб. статей. - Махачкала, 1985. - 175 с.

174. Семенов Л.П. Лермонтов на Кавказе. - Пятигорск, 1939. - 219 с.

175. Семенов Л.П. Лермонтов и фольклор Кавказа. - Пятигорск, 1941. — 99с.

176. Сионский вестник. 1818, Т. 1.

177. Хрестоматия литературы древнего Мира. - М.: Сказания о нартах -эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969. - 547 с.

178. Сквозняков В. Пушкин. Историческая мысль поэта. М., 1998.

179. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. - М.: Наука, 1977. - 204 с.

180. Смирнов И.П. Диахроническая трансформация литературных жанров и мотивов. — Wien, 1981.

181. Смирнов И.П. Порождение интертекста. - Wien, 1985.

182. Смирнов Н. Мюридизм на Кавказе. - М., 1963.

183. Соколов А.Н. От романтизма к реализму. - М.: Изд-во МГУ, 1957. -235 с.

184. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина). - М: Высшая школа, 1970. - 783 с.

185. Соколов Ю.М. Русский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1941. - 560 с.

186. Стеблин-Каменский М.И. Миф. - Л. : Наука, 1976. - 104 с.

187. Султанов К.К. Поэзии неугасимый свет. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. - 157 с.

188. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 573 с.

189. Тайны загробной жизни. - СПб: Золотой век, 1995.

190. Теории, школы, концепции (критические анализы): Художественное произведение и личность. - М.: Наука, 1975. - 302 е.; Художественный образ и структура. - 232 е.; Художественный процесс и идеологическая борьба. - 368 е.; Художественная коммуникация и семиотика, 1986. - 232 с.

191. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. (В 3-х кн.). - М.: Изд-во АН СССР, 1962-1965 гг.

192. Терновый венец России. О. А. Платонов. - М.: Родник, т. 4. 1996.

193. Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. - М.: Наука, 1980. 113 с.

194. Типология и взаимосвязи. - Наука, 1971. - 311 с.

195. Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. - М.: Наука, 1974. - 576 с.

196. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. - М.: Наука, 1980. - 344 с.

197. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. - СПб: Петербургское востоковедение, 1997.

198. Традиционный фольклор народов Дагестана. - М.: Наука, 1991. — 495 с.

199. Трименгем Дж.С. Суфийские ордена в исламе. - М.: Наука, 1989.

200. Трунов Д. Дорога к свету. - Махачкала, 1962. - 506 с.

201. Тукалевский В.И. Искания русских масонов. - СПб, 1911.

202. Турбин В. Эпоха романтизма в России. - М.: Искусство, 1961.

203. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.-574 с.

204. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. - 278 с.

337

205. Успенский П.Д. Символы Tapo. - М.: Гелиос, 1993.

206. Фадеев A.B. Россия и Кавказ первой половины Хв.-М.: Изд-во АН СССР, 1960.-398 с.

207. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.

208. Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представителями и обрядами. - Л.: Наука, 1977. - 200 с.

209. Фольклор: Образ и поэтическое слово в контексте. - М.: Наука, 1984.-295 с.

210. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.: Наука, 1978. - 605 с.

211. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: Изд-во политической литературы, 1986. - 74 с.

212. Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. - 111 с.

213. Хайбуллаев С.М. О дореволюционной аварской литературе. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. - 150 с.

214. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. - 254 с.

215. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. - Махачкала, 1992. - 274 с.

216. Халилов Х.М. Лакский песенный фольклор: Традиционное наследие. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. - 153 с.

217. Халкидский Я. Жизнь Пифагора. - М.: Алетейа, 1997.

218. Ханмурзаев Г.Г. Дагестанская тема в русской литературе второй половины XIX века. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 97 с.

219. Ханмурзаев Г.Г. Русские писатели XIX в. о Дагестане. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. - 129 с.

220. Херасков М.М. Творения, вновь исправленные и дополненные. -М., 1807.

221. Чамокова Э. Проза A.A. Бестужева-Марлинского 30 годов XIX в. Автореф. канд. дне. - JI., 1968.

222. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. - Л.: Наука, 1986.-304 с.

223. Шарупич А.П. Декабрист А. Бестужев: Вопросы мировоззрения и творчества. - Минск: Изд-во Министерства высшего и среднего образования БССР, 1962.

224. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане: VIII-XV вв. -Махачкала, 1969.-251 с.

225. Щеглов П.Е. Декабристы. - М.-Л.: ГИЗ, 1926.

226. Элиаде М. Космос и история. - М.: Прогресс, 1987. - 312 с.

227. Элиаде М. Аспекты мифов. - М., 1995.

228. Этнознаковые функции культуры. - М.: Наука, 1991. - 224 с.

229. Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М., 1991.

230. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. - СПб, 1994.

231. Юнусов В.Н. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России. - М.: Хронограф, 1997.

232. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. - 232 с.

233. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в. - М.: Наука, 1964. - 269 с.

234. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. - М.: Наука, 1970. - 424 с.

235. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. — М.: Наука, 1985. - 266 с.

II. Статьи

236. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы, 1970, № З.-С. 113-143.

237. Благосветлов Г. Исторический очерк русского прозаического романа // Сын отечества, 1856, №31.

238. Волконская H.A. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник, 1887, т. XI.

239. Вестник ДГУ №3 за 2012г. Х.И.Ильясов. Роль метафоры в современной двгестанской русскоязычной литературе.,с.172-175.

240. Гаджиев В.Г. Декабристы на Кавказе // Вопросы истории Дагестана. -Махачкала, 1975, вып. 3.

241. Гаджиев В.Г. Сочинения русских и западно-европейских авторов XIII-XVIII вв. как источник по истории Дагестана // Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов XIII-XVIII вв. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. - С. 3-21.

242. Гинзбург Л. Русская лирика 1820-1830-х годов // Поэты 1820-1830-х годов. - Л.: Сов. Писатель, 1961. - С. 5-105.

243. Далгат У.Б., Кирдан Б.П. Дагестан в творчестве русских писателей // Дагестан в русской литературе. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. -С. 5-39.

244. Далгат У.Б. Проблема инонационального (кавказского) фольклора в эстетике русского романтизма // История культуры, этнографии и фольклор славянских народов. VII Международный съезд славистов. -Варшава, август 1973. Доклады советской делегации. - М., 1973.

245. Дмитриев А. Еще раз о проблемах романтизма // Вопросы литературы, 1966, № 12.

246. Дружинин Н.М. Программа северных декабристов // Известия АН СССР, серия истории и философии. - М., 1951, № 1.

247. Дуганов Р. О Хлебникове // Хлебников В. - М.: Сов. Писатель, 1986.-С. 3-28.

248. Жирмунский В.М., Сигал H.A. У истоков европейского романтизма // Уолпол Г., Казот Ж., Бекфорд У. Фантастические повести. - Л., 1967.

249. Зверева T.B. - Сюжет-архетип романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблема автора в художественной литературе. — Ижевск, 1993.-С. 125-132.

250. Иванов В.В. Темы и стили Востока в поэзии Запада // Восточные мотивы: Стихотворения и поэмы. - М.: Наука, 1985. - С. 424-470.

251. Капиева Н.В. Кавказ в русской поэзии первой половины XIX в. // Литературный Дагестан. - Махачкала, 1947.

252. Кедрова М.М. Архетипы мировой литературы в интерпретации И.С. Тургенева («Гамлет и Дон-Кихот») / История литературы и художественного восприятия. - Тверь, 1991. - С. 28-35.

253. Ключевский В.О. Воспоминание о Н.И. Новикове и его времени // Русская мысль, 1895, № 1.

254. Кулешов В.И. Александр Бестужев-Марлинский //Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения, т. I. - М.: Художественная литература, 1981.-С. 5-32.

255. Курагина Н.В. Архетипы Фауста и Дон-Жуана в поэтах Николауса Ленау // Филологические науки, 1991, № 1. - С. 41-49.

256. Макагоненко Г. Русская поэзия XVIII века // Русская поэзия XVIII века. - М.: Изд-во «Худож. литерат.», 1972. - 5-61.

257. Маршаев Р.Г. Русско-дагестанские отношения в XVII - первой четверти XVIII вв. // Русско-дагестанские отношения XVII - первой четверти XVIII вв. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1956. - С. 5-24.

258. Маслин Н. О романтизме А. Марлинского //Вопросы литературы, 1958, №7.

259. Осетров Е. На рубеже веков //Русская поэзия начала XX века (дооктябрьский период). - М: Изд-во «Худож. литерат.», 1977. - 5-22.

260. Пиксанов Н.К. Масонская литература // История русской литературы: М.-Л., 1947. Т. IV. Ч. 2.

261. Поспелов Г.Н. Может ли быть романтизм без романтики // Вопросы литературы, 1964, № 9.

262. Рейхель И.Г. Известие и опыт о российском переводе «Сифа» // Собрание лучших сочинений к распространению знаний и к произведению удовольствия. - М., 1962, ч. 3.

263. Резанов И.Н. М. И. Хераков. // Масонство в его прошлом и настоящем. - М., 1915, т. 2.

264. Сахаров В.И. Масонский роман // Русский и западно-европейский классицизм. Проза. - М., 1982.

265. Семевский А. Бестужев на Кавказе. 1829-1837 // Русский вестник, 1870, №7.

266. Семека А. Русские розенкрейцеры и сочинения Екатерины II против масонства // Журн. Министерства народного просвещения. 1902. Февраль.

267. Системные технологии.№4 за 2012г.ФГБОУ ВПО МГОУ им.В.С.Черномырдина в г.Махачкала. Х.И.Ильясов. Поэма Расула Гамзатова «Разговор с отцом» и суфийская концепция Отражения.,с. 105-113.

268. Соколов А.Н. К спорам о романтизме //Вопросы литературы, 1963, №7.

269. Степанов Н.Л. Романтические повести А. Марлинского // Литературная учеба, 1937, № 9.

270. Степун Ф. Мысли о России // Новый мир, 1991, № 6.

271. Тихонов Н. Поэты старого Дагестана // Дагестанские лирики. — Л.: Сов.писатель, 1961.-С. 5-13.

272. Товетенко О.О. Специфика притчи как жанра художественного творчества (Притча как архетипическая форма литературы) //Вестник Киевского университета. - Киев, 1989, вып. 23. - С. 121-124.

273. Фетисов М.И. О многонациональном характере литературного процесса в России // Известия АН СССР, ОЛЯ, 1954; т. XIII, № 3.

274. Хихлевская Я.В. Черты архетипа в образе Печорина (постановка проблемы) // Нравственно-эстетическая позиция писателя. -Ставрополь, 1991.-С. 124-135.

275. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Ученые записки Института ИЯЛ Даг.фил АН СССР, 1957, т. 3.

276. Шихсаидов А.Р. Надписи из Хнова // Древности Дагестана. -Махачкала, Изд-во Даг. ФАН, 1974. - С. 262-276.

III. Тексты, источники

277. Авеста. - СПб: Христианск. гуманитарный институт, 1997.

278. Антология дагестанской поэзии, в 4-х томах. - Махачкала: Дагкнигоиздат: т. I, 1980. - 363 е.; т. II, 1980. - 336 е.; т. III, 1981.-349 с.

279. Коран. Перевод И.Ю. Крачковкого. - М.: Наука, 1986.

280. Антология лакской поэзии. Дружба. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980, №3-4.

281. Аполлос. Лишенный зрения Ураний, нещастный государь: Священная повесть. - М., 1784.

282. Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т. 1-ХШ. - М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959.

283. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения, в 2-х томах. - М.: Изд-во -«Худож. литерат.», 1981: т. 1. - 488 е.; т. 2. - 592 с.

284. Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового завета. Каноническое. - Минск: Р1С(ЖР, 1992. - 925+296 с.

285. Восточные мотивы: Стихотворения и поэмы. - М.: Наука, 1985. -508 с.

286. Гамзатов Р.Г. И звезда с звездою говорит. - М.: Изд-во «Сов. Россия», 1964. - 143 с.

287. Грибоедов A.C. Поли. собр. соч., тт. Т—III. - Пг: Изд-во Акад. наук, 1911-1917.

288. Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов XIII-XVIII вв. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. - 304 с.

289. Дагестан в русской литературе, т. 1. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.-472 с.

290. Дагестанская народная лирика. - М.: ГИХЛ, 1957. - 280 с.

291. Дагестанские лирики. - Л.: Сов.писатель, 1961. - 404 с.

292. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. X в. -Махачкала, 1959.

293. Делвиг A.A. Стихотворения. - М.-Л., 1963. - 384 с.

294. Джемал-эддин Казикумухский. Аль-адаб-уль-марзия //Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис.

295. Дюма А. Кавказ. - Тбилиси: Мерани, 1988. - 286 с.

296. Жемчужное ожерелье. - М.: Восточн. литература, 1996.

297. Кавказские повести. - Нальчик: Эльбрус, 1990. - 592 с.

298. Кербийон-сын. Заблуждения сердца и ума, или мемуары г-на де Мелькура. - М., 1974.

299. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. - M., 1968. - 494 с.

300. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. - М.: Изд-во «Худож. литерат.», 1972. - 768 с.

301. Ознобишин Д.П. Мифы древней Индии. - М.: Наука, 1975. - 240 с.

302. Песня чаганы. Страницы старинной народной лирики Дагестана в переводах Наума Гребнева. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. - 144 с.

303. Полежаев А.И. Сочинения. - М.: ГИХЛ, 1955.

304. Полярная звезда. Альманах, изд. А. Бестужевым и К. Рылеевым. -М.: Сов. Россия, 1902.

305. Поэты-петрашевцы. - М.-Л.: Сов.писатель, 1966. - 390 с.

306. Поэты пушкинского круга. - М.: Изд-во «Правда», 1983. - 686 с.

344

307. Поэты 1820-1830-х годов. - Л.: Сов.писатель, 1961. - 633 с.

308. Пушкин A.C. Собр. соч. в 10 т. - М.: Изд-во «Правда». Ригведа.

309. Русская поэзия XVIII века. - М.: Изд-во «Худож. литерат.», 1972. -734с.

310. Русская поэзия XIX века, в 2-х томах. - М.: Изд-во «Худож. литерат.», 1974: т. 1 - 702 е.; т. II - 734 с.

311. Русская поэзия начала XX века (дооктябрьский период). - М.: Изд-во «Худож. литерат.», 1977. - 510 с.

312. Русско-дагестанские отношения XVII - первой четверти XVII вв.: документы и материалы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. - 336 с.

313. Тора. - М.: Шамир, 1992.

314. Трефилов. Суриков. Дрожжин. Стихотворения. - М- Л.: Сов.писатель, 1963. - 537 с.

315. Херасков М.М. Золотой прут: Восточная повесть. - М., 1782.

316. Хлебников В. Стихотворения, поэмы, драмы, проза. - М.: Сов. Россия, 1986.-367 с.

317. Хрестоматия по исламу. - М.: Наука, 1994.

318. Шурпаева М.Н. Легенды и были Кази-Кумуха. - Махачкала. Ред.-изд. Предприятие Минпечати и информации РД, 1993. - 240 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.