Проблема "Запад-Восток" в изучении художественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Хилтухина, Евгения Геннадьевна

  • Хилтухина, Евгения Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 184
Хилтухина, Евгения Геннадьевна. Проблема "Запад-Восток" в изучении художественной культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Ленинград. 1984. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хилтухина, Евгения Геннадьевна

Введение.3

Глава I. Проблема "Запад-Восток" в буржуазной культурологии.9

§ I. Изучение проблемы "Запад-Восток" в ХУШ-начале

XX века.9

§ 2. Проблема "Запад-Восток" в буржуазной культурологии

XX века.38

§ 3. Проблема "Запад-Восток" в русской культурологии

XIX - начала XX века.51

Глава П. Проблема "Запад-Восток" в марксистской эстетике и науках об искусстве .77

§ I. Проблема "Запад-Восток" в трудах классиков марксизма-ленинизма . .77

§ 2. Первый этап разработки проблемы "Запад-Восток" в советской науке (20-60-е годы) .92

§ 3. Второй этап разработки проблемы "Запад-Восток" в советской науке (70-80-ые годы) .103

Глава Ш. Методологические принципы изучения взаимоотношений художественных культур Запада и Востока . . 119-

§ I. Строение художественной культуры и системный подход к изучению взаимоотношения культур Востока и

Запада.119

§ 2. Исторический подход к изучению взаимоотношения художественных культур Запада и Востока .130

§ 3. Проблема взаимодополнительности и синтеза художественного развития на Западе и Востоке. . . . 136-159 Заключение .160

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема "Запад-Восток" в изучении художественной культуры»

Проблема "Восток-Запад" в условиях обостренной идеологической борьбы на современном этапе является в высшей степени актуальной. Историческое развитие человеческого общества показывает, что одно из величайших преимуществ социализма перед капитализмом состоит в формировании нового типа межнациональных и межгосударственных отношений, основанных на равенстве, братском сотрудничестве и взаимопомощи. Культурные контакты стран, вступивших на социалистический путь развития, осуществляются в "интересах взаимного обмена достижениями науки и культуры, взаит мопонимания и дружбы народов". В связи с этим и развитие всей мировой культуры приобретает новое содержание.

Взаимообогащение культур основано на сближении хозяйственного уклада и духовного склада людей разных национальностей, а это требует "широкого развертывания инициативы и творчества масс. самого активного включения их в решение узловых проблем р общественной жизни". Этот процесс взаимообогащения национальных и региональных культур позволяет в перспективе говорить о становлении единой коммунистической мировой культуры.

В настоящее же время проблема "Восток-Запад" вообще и проблема взаимоотношения культур народов Востока и Запада, в ластно сти, приобретает все большую практическую остроту. В связи с этим представляется весьма важной теоретическая разработка различных аспектов этой проблемы, из всего множества которых мы выбрали вопрос о в зашло отношении 'художественных культур и мето

Программа КПСС. ГЛ., 1976, с. 132. 2 Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г.- М., 1984, с.6 дологии изучения этих взаимоотношений.

Проблема "Восток-Запад" уже долгое время волнует ученых; при этом выяснилось, что понятия "Восток" и "Запад" заключают множество различных смыслов - и экономических, и географических, и духовных, и культурных, и художественных.

В основе антитезы "Запад-Восток" лежит, конечно, географическое содержание: эти понятия обозначают регионы, приблизительно совпадающие с делением евразийского континента на Азию и Европу. Но надо иметь ввиду, что существуют и другие районы Земли, которые не относятся ни к "Востоку" ни к "Западу": так в последнее время стали говорить о проблеме "Югт-Север". При этом обычно подразумевают не столько географическое деление, сколько политическое и идеологическое: под "Югом" понимают Черную Африку с ее социальными и культурными особенностями, а под "Севером" -капиталистическую Европу. При всей условности и символичности подобных противопоставлений, они заключают в себе реальный смысл, поскольку фиксируют различия путей развития человеческого общества, его культуры и искусства.

Рассматривая эволюцию способов производства, классики марксизма-ленинизма отмечали даже существование особого "азиатского" способа производства.I Несомненно, во всяком случае, что в основе различий культуры Запада и Востока лежат, с одной стот

-1- Дискуссию об отношении азиатского способа производства и тех, которые свойственны истории Европы, см.: Качаловский Ю. Рабовладение , феодализм или азиатский способ производства? М., 1976; Никифоров В.И. Восток и всемирная история. М., 1977, и др. роны, различия природных условий, породившие разные формы труда и быта живущих в этих условиях людей, а с другой - неравномерность экономического развития общества, на что указывали классики марксизма-ленинизма. "Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма". С развитием капиталистических отношений в странах Запада, Восток и Запад все резче противопоставляются, ибо Восток как бы "застыл" в своем развитии, а Запад ушел далеко вперед в экономическом, техническом, научном отношениях.

Если для Запада в период расцвета капитализма характерно все убыстряющееся, то для Востока - крайне замедленное движение. При этом разные темпы экономического развития рождают различия в уровне и формах социальных процессов и находят свое отражение в сознании народов, в их культуре. "Именно в различии ритмов и динамики исторического процесса на Западе и в восточных цивилизациях обнаруживается наиболее существенное расхождение между ними, определяющим образом сказывающееся и на судьбах духовного р состояния". Быстрый рост экономического потенциала западных стран, отражаясь во всей полноте на развитии культуры, вел поэтому к "отставанию" Востока от Запада, а в некоторых случаях к "застойности" данного региона. Однако ничто не стоит на месте, "все течет, все изменяется", и Восток все же шел вперед, а в

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.26, с.354.

2 Ерасов Б. С. О задачах изучения духовного наследия восточных цивилизаций. - В кн. ¡Актуальные проблемы философской и общественной мысли Зарубежного Востока. Душанбе, 1983, с.45. наше время такое ускоренное развитие становится все более характерным для многих стран Востока, особенно в условиях социалистического развития.

Б буржуазной компаративистике понятия "Восток" и "Запад" метафизически противопоставляются друг другу, а нередко используются неправомерно - например, когда "Восток" обозначает социа* листические страны, а "Запад" - капиталистические. В советской науке, хотя эти понятия и обозначают известные противоположности, в то же время один регион не отчуждается от другого. Говоря о мировом процессе, советские ученые утверждают, что именно связь обоих культурных районов создает единство мира в его целостности. Значит, здесь речь идет о диалектическом единстве противоположностей, основой для изучения которого является материалистическое понимание истории. Особенно показательно соотношение этих регионов в Советском Союзе, который охватывает и "Запад" и "Восток", давая наглядный материал для доказательства того, что социализм порождает условия органического синтеза черт западной и восточной культур. Такой синтез все глубже и шире осуществляется в ходе развития многонациональной советской культуры, в частности - культуры художественной.

Актуальность проблемы взаимодействия художественных культур Запада и Востока в современном мире отражает важные черты исторического процесса. Коренные изменения, происходящие на Земном шаре, способствуют и пересмотру взглядов на взаимоотношения культур Залада и Востока. "Сопоставительное изучение философии двух регионов по мнению компаративистов полезно, потому что Восток и Запад, которые разрабатывали мировоззренческие системы, выделяя на разных этапах своего развития одни ценности жизни в ущерб другим, оказались ныне нужными друг другу, чтобы ликвидировать присущую ш односторонность".* Это касается и художественной культуры.

Проблема взаимоотношения художественных культур Запада и Востока как таковая изучена пока явно недостаточно. В философской и исторической литературе ХУШ - начала XX в. эта проблема освещалась, как правило, лишь в ряду более общих проблем взаимоотношений Востока и Запада. Изучение теоретических построений буржуазной истории и культурологии обнаруживает их методологические изъяны, подвергавшиеся критике как со стороны представителей разных течений самой буржуазной науки, так, в особенности, и со стороны советских ученых. В работах С.С.Аверинцева, Б.С.Ера-сова, М.С.Лазарева, Э.С.Маркаряна, Е.Б.Рашковского, А.В.Сагаде-ева, В.К.Чалояна подвергнуты критическому анализу теории культурно-исторических типов (Данилевский, Шпенглер), локальных цивилизаций (Тойнби), буржуазной компаративистики, В советской литературе были сделаны и интересные попытки марксистского исследования различных аспектов проблемы взаимоотношения культур Востока и Запада в целом и художественных культур этих регионов, в частности (работы В.М.Алексеева, С.Н.Артановского, В.В.Бар-тольда, В.А.Гордлевского, Т.П.Григорьевой, Е.В.Завадской, В.М.Жирмунского, Б.В.Житкова, Н.И.Конрада, Ю.И.Крачковского, З.Кули-Заде, В.И.Никифорова, С.Ф.Ольденбурга, Л.И.Решеля, т х Сагадеев A.B. Стереотипы и автостереотипы в сравнительных исследованиях восточной и западной философии. - В кн.: Философское наследие народов Востока и современность. М.,1983, с. 29.

М.М.Хайруллаева, В.К.Чадояна). Особенно важно для решения стоящей перед нами задачи отметить разработку общих теоретических и методологических вопросов культурологии и изучение художественной культуры как особого слоя культуры (см.работы А.И.Арнольдо-ва, Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Ю.В.Бромлея, А.В.Гу-лыги, А.И.Гуревича, М.С.Кагана, Л.И.Когана, И.С.Кона, В.А. Конева, А.А.Леонтьева, Ю.А.Лукина, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, В.К.Скатерщикова, Н.З.Чавчавадзе и др.). В указанных трудах советских философов, историков и культурологов получены определенные выводы, позволяющие более точно, как нам представляется, сформулировать методологические принципы изучения проблемы взаимоотношения художественных культур Запада и Востока.

Поэтому в диссертации были поставлены следующие задачи: во-первых, рассмотреть процесс становления интересующей нас проблемы в философско-эстетической и культурологической литературе ХУШ-ХХ веков, чему посвящена первая глава. Во-вторых, рассмотреть историю изучения проблемы "Запад-Восток" классиками марксизма-ленинизма и советскими учеными, что сделано во второй главе; в-третьих, выделив методологические завоевания науки в изучении взаимоотношения художественных культур двух регионов, и дополнив их некоторыми принципами, вытекающими из понимания художественной культуры современной наукой, построить методологическую систему, которая могла бы лечь в основу дальнейшего исследования взаимосвязи художественных культур Запада и Востока.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хилтухина, Евгения Геннадьевна, 1984 год

1. Маркс К. Британское владычество в Индии - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9,с.130-136.

2. Маркс К. Революционная Испания Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.10, с.423-480.

3. Маркс К. Политические партии в Англии Положение в Европе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.12, с.518-521.

4. Маркс К. Вопрос об отмене крепостного права в России -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.12,с.605-608.

5. Маркс К. К критике политической экономии Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.5-9.

6. Маркс К. Письмо В.И.Засулич Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.250-251.

7. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.400-421.

8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I. Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.5-784.

9. Маркс Энгельсу, 2 июня 1853 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.28, с.212-216.

10. Маркс К. Экономические рукописи 1857 1859 годов. Формы, предшествующие капиталистическому производству. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.461-508.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Революционное движение. Соч. 2-е изд., т.6, с.158-160.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Запись речи К.Маркса на юбилейном праздневстве лондонского Коммунистического просветительского общества немецких рабочих 28 февраля 1867 года. Соч. 2-е изд. т.16, с.550.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Предисловие ко второму русскому изданию "Манифеста Коммунистической партии". Соч. 2-е изд.,т.19, с.304-305.

16. Энгельс Ф. Эмигрантская литература. Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т.18, с.501-548.

17. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343-629.

18. Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.11-52.

19. Энгельс Марксу, 6 июня 1853, - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.28, с.216-223.

20. Энгельс Минне Карловне Горбуновой, 5 августа 1880. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.34, с.358-360.

21. Ленин В. PI. Л. Н. Толстой и его эпоха. Полн. собр. соч., т.20, с.100-104.

22. Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае. Полн. собр.соч., т.21, с.400-406.

23. Ленин В.И. Исторические судьбы учения Карда Маркса. Полн.собр.соч., т.23, с.1-4.

24. Ленин В.И. Критические -заметки по национальному вопросу. Полн.собр. соч., т.24, с.113-150.

25. Ленин В.И. 0 праве наций на самоопределение. Полн. собр.соч., т.25, с.255-320.

26. Ленин В.И. Революционный пролетариат и право наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т.27, с.61-68.

27. Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение (Тезисы). Полн.собр.соч., Т.27, с.252-266.

28. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн. собр. соч., т.29, с.316-322.

29. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн.собр. соч., т.30, с.306,-308.

30. Ленин В.И.' Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42,с.254-304.31.' Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. М. Изд-во "Художественная литература", 1967. - 822 с.

31. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982. - 223 с.

32. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М.: Политиздат, 1983. 80 с.34. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1979, 15 с.

33. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976. 144 с.

34. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

35. Черненко К. У. Выступление на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 года. Коммунист, 1984, Ш, с.3-11.

36. Абаев Н.В. Судзуки и культурное наследие дзэн (чань) буддизма на Западе. Народы Азии и Африки, 1980, с.176-186.

37. Аверинцев С.С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность" (два творческих принципа). Вопросы литературы, 1971, №, с.40-69.

38. Аверинцев С.С. Морфология культуры Освальда Шпенглера.-Вопросы литературы, 1968, М, с.132-154.

39. Аветисян В.А. И.В.Гете и культура древнего Востока. -Народы Азии и Африки, 1982, №3, с.115-120.

40. Агости Э.Д. Нация и культура. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1963, - 263 с.

41. Алексеев В.М. Китайская литература. М.: Наука, 1978. - 595 с.

42. Алексеев В.М. Наука о Востоке. М.: Главная редакция восточной литературы, 1982. - 535 с.

43. Алексеев В.М. Утопический монизм и "китайские церемонии" в трактатах Су Сюня (XI в.н.э.) (Из истории борьбы конфуцианства с революционной идеологией). Советское востоковедение, 1945, т.Ш, с.146-177.

44. Алпатов М.В. Всеобщая история искусства. М.: Искусство, 1948, т.1. - 388 с.

45. Анненский Л.А. Запад и Восток в творчестве А.Платонова.-Народы Азии и Африки, 1967, М, с.103-115.

46. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. - 576 с.

47. Араб-Оглы Э.А. К критике культурно-исторической концепции Арнольда Тойнби. Вестник истории мировой культуры, 1957, М, с. 3-21.

48. Арзаканьян Ц.Г. Культура и цивилизация. Вестник истории мировой культуры, 1961, ЖЗ, с.52-76.

49. Арзаканьян Ц.Г. Трактовка гуманизма в современных буржуазных концепциях культуры и цивилизации. В сб.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы современного буржуазного гуманизма и свободомыслия). - М.:Мысль, 1969, с.77 -140.

50. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.: Автореф. дисс.докт.филос.наук.- Л., 1967. 32 с.

51. Арутюнов С.А. К проблеме этничности и интерэтничности культуры. Советская этнография, 1980, ЖЗ, с.61-68.

52. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и культурная динамика. В кн.: Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979, с.24-60.

53. Арутюнян С.М. Нация и ее психологический склад. Краснодар, Краснодарский пед. институт. Научн. труды. Вып. 53, 1966. -271 с.

54. Асланов A.M. Художественное творчество народов Востока в эстетике Гегеля. Философские науки, 1970, с.45-92.

55. Асмус В.В. Маркс и буржуазный историзм. М.-т Л.; Соц.-экгиз. "Образцов" тип. в Мск, 1933. - 270 с.

56. Баркова Э.В. Проблема целостности культуры: становление, развитие, теоретическое содержание.:Автореф.дисс.канд. филос.наук. Саратов, 1984. - 17 с.

57. Бартольд B.B. Сочинения в 9-ти томах, т.9. М., Наука, 1963, 966 с.

58. Баткин Л.М, Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. - 199 с.

59. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. Вопросы философии, 1969, Ш, с.99-108.

60. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Художественная литература, 1975. - 502 с.

61. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. : Советская Россия, 1979. - 318 с.

62. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. - 528 с.

63. Бекиров З.А. Гегелевская концепция восточного искусства. : Автореф. дисс.канд.философ.наук.- М., МГУ, 1980.- 22 с.

64. Белинский В.Г. Избранное. Эстетика и литературная критика. М. : Художественная литература, 1959, т.1. - 701 с.

65. Бернал Дж. Наука в истории общества. Л. : Изд-во иностранной литературы, 1956. - 735 с.

66. Бертельс Е.А. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1948. - 188 с.

67. Библер B.C. Мышление как творчество. М. : Политиздат, 1975. - 399 с.

68. Блауберг И.В., Садовский В.И., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход. Вопросы философии, 1978, т, с. 39-53.

69. Брагинский И.С. 12 миниатюр. М.: Художественная литература, 1976. - 303 с.

70. Брагинский И.С. Изучение вклада народов Востока в мировую эстетическую мысль. В кн.: Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. - М.:.Наука, 1964, с.3-19.

71. Брагинский И.С. К дискуссии о становлении реализма в литературах Востока. Советская художественная литература в странах Азии и Северной Африки. Народы Азии и Африки, 1961 ,J¿5,с. 150-172.

72. Брошей Ю.В. Опыт типологизации этнических общностей. J Советская этнография, 1972, $5, с. 61-82.75. "Брошей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.- 283 с.

73. Брудный А. О специфике понимания канонических религиозных текстов в культурах Запада и Востока. В кн.: Место религий в идейно-политической борьбе развивающихся стран. М.: Наука, 1978, с.193-195.

74. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

75. Булкин В.А., Петров М.Т. Критико-исторические заметки к проблеме восточного Ренессанса. В кн.: Проблемы искусствоведения и художественной критики.Л.: ЛГУ, 1982, Вып.2, с.3-37.

76. Веселовский А. Западное влияние в новой русской литературе. М.: Топо-литогр. т-ва И.Н.Кушнерева и К0, 1916,-259с.'

77. Взаимосвязи литератур Востока и Запада. Сборник статей под ред. И.С.Брагинского. М.: Восточная литература, 1961.251 с.

78. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций.- Л.: Художественная литература, 1940. 615 с.

79. Восток Запад. Исследования, переводы, публикации.- М.: Наука, 1982. 293 с.

80. Выставка китайской живописи (июнь-июль). М.: Всеко-художник, 1934. - 40 с.

81. Гаджиев A.A. Ренессанс и поэзия Низами Гянджеви. -Баку.: ЭЛМ, 1980. 205 с.

82. Гачев Г.Д. 0 национальных картинках мира. Народы Азии и Африки, 1967. ЖЕ, с.77-93.

83. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М.-Л.: Гос.соц-экон. изд-во, 1935. - 470 с.

84. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1968-1973.- Т.1-4.

85. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.- М.: Наука, 1977. 703 с.

86. Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Художественная литература, 1959. - 331 с.

87. Герц Герберт. Закон, развитие, случайность. Вопросы философии, 1978, 18, с.53-63.

88. Гессе Г. Игра в бисер. М.: Художественная литература., 1969, - 544 с.92.'Гордлевский В.А. Избранные сочинения. М.: Наука, 1968, т.4. - 611 с.

89. Григорьева Т.П. И еще раз о Востоке и Западе. Иностранная литература, 1975, J87, с.241-259.

90. Григорьева Т.П. К диалогу культур Востока и Запада. -В кн.: Культура и общественное развитие. Тбилиси, Мецниераба, 1979, с.115-146.

91. Григорьева Т.П. О взаимодополнительности культур. -В кн.: Философские проблемы культуры. Тбилиси, Мецниераба, 1980, с.141-158.

92. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. -М.: Наука, 1979. 368 с.

93. Гулыга A.B. Гердер. М.: Мысль, 1975. - 181 с.§8. Гулыга A.B., Рубин В.А. Размышления о всемирной истории. Вопросы философии, 1967, Ш, с.149-153.

94. Гулыга A.B. Эстетика истории. М.: Наука, 1974,- 128 с.

95. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 318 с.

96. Гуревич А.Я. Об исторической закономерности. В кн.: Философские проблемы исторической науки. - М.: Наука, 1969,с.51-79.

97. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. - 344 с.

98. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Спб. Издание товарищества "Общественная польза", 1871. 542 с.

99. Данилевский Н.Я. Сборник политических и экономических статей. Спб., Типография брат.Пантелеевых. Издание Н.Страхова, 1890. 676 с.

100. Деева H.H. К вопросу о связях Древней Греции и Востока в культуре и религии УП-У1 вв. до н.э. (На примере иконографии культа Диониса). В кн.: Культура и религия. М.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1977, с.102-112.

101. Джалалов A.M. Гегель и философская мысль народов Востока. Автореф.дисс.кацп^филос.наук. Ташкент, 1976. - 16 с.

102. Джиоев О.И. Культура и человеческое бытие. В кн.: Философские проблемы культуры. Тбилиси, Мецниераба, 1980, с.7-15.

103. Джиоев О.И. Культура нация - личность. - Вопросы философии, 1982, ЩО, с.76-83.

104. Диалектика общего и особенного в историческом процессе. М.: Мысль, 1978. - 215 с.НО. Диалектика теория познания. Проблемы научного метода. - М.: Наука, 1964. - 366 с.

105. Диалог историков. Переписка Н.И.Конрада и А.Дж.Тойн-би. Новый мир, 1967, W, с. 174-185.

106. Долгов K.M. Проблемы культуры в социально-историческом аспекте. Вопросы философии, 1978, Ш1, с.86-99.

107. Древнекитайская философия. В 2-х томах, ч.1-2. М.: Мысль, 1972-1973.

108. Древний Восток и Античный мир. М.: МГУ, 1972.- 255с.

109. Древний Восток и мировая культура. Сб.ст.М.: Наука, 1981. - 181 с.

110. Ерасов B.C. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982. - 280 с.

111. Ерасов B.C. О задачах изучения духовного наследия восточных цивилизаций. В кн.: Актуальные проблемы философской и общественной мысли Зарубежного Востока. Душанбе: Дониш, 1983, с. 43-50.

112. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток- Запад. M.-I. -.Наука, 1979. - 493 с.

113. Житков Б.В. Культура Востока и Запада.: Автореф.дисс. канд.филос.наук. Ростов-Дон, 1983. - 17 с.

114. Жоль К.К. Сравнительный анализ индийского логико-философского наследия. Киев: Наук,дужка, 1981. - 208 с.

115. Жуков Е.М. Некоторые вопросы теории социально-экономических формаций. Коммунист, 1973, М1, с. 87-98.

116. Завадская Е.В. Беседы о живописи Ши-тао. М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1978. -208 с.

117. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М.: Наука, 1977. - 168 с.

118. Завадская Е.В. Мудрое вдохновение Ми Фу (Ю52-П07).-М.: Главная редакций восточной литературы издательства "Наука", 1983. 200 с.

119. Завадская Е.В., Пятигорский А.М. Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж.Сэлинджера. Народы Азии и Африки, 1966, $3, с.92-102.

120. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, .1975. 439 с.

121. Зарубежный Восток и современность. В 3-х т. М.: Наука, 1981, т.З, с.528.

122. Из материалов института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и неопубликованных рукописей Кнрла Маркса. Советское востоковедение, 1958, $3, с.3-13.

123. Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. Ташкент: ФАН, 1972. - 264 с.

124. Искусство Японии. М.: Наука, 1965. - 149 с.

125. Ист.орико-филологические исследования. Сб. ст.памяти Н.И.Конрада. М.: Наука, 1974. - 456 с.

126. История всемирной литературы. В 4 т. - М.: Наука, 1974, т.4, вып.X. - 215 с.

127. История и культура Китая. М.: Наука, 1974. - 480 с.

128. История философии в СССР. В 5-ти т. М.: Наука, 1968, т.З. - 672 с.

129. Каган М.С. Дополнительность и интервальность. В кн.: Диалектика и современный стиль мышления. - Севастополь. 1983,с.

130. Каган М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения, Советское искусство, 1982, вып.1, с.168-201.

131. Каган М.С. Культура как объект философского исследования. В кн.: Роль духовной культуры в развитии личности. - Л.: ЖЖ, 1979, с. 11-14.

132. Каган М.С. Лекции по маркистско-ленинской эстетике. -Л.: ЛГУ, 1971. 766 с.

133. Каган М. С. Морфология искусства. Л., Искусство, 1972. - 440 с.

134. Каган М.С. Понятие "культура" в системе философской категории. В кн.: Методологические проблемы науки и культуры. Межвуз.сб. - Куйбышев: КГУ, 1979, вып.4, с.П-22.

135. Каган М.С. Принципы построения историко-культурной типологии. Изв. Сев.-Кавк. Научн.центра высшей школы. Обществ, наука, Ростов-Дон, 1976, Ш, с.39-48.

136. Каган М.С. Проблема субъектно-объектных отношений в марксистской философии. Философские науки, 1980, М, с.40-50.

137. Каган М.С. Художественная культура как система. В кн.: Вопросы социологии и искусства. - Л.: ЛГИТМИК, 1979, с. 90104.

138. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

139. Кареев Н.И. Философия истории в русской литературе.-Спб., кн-во "Прометей" Н.Н.Михайлова, 1912. 236 с.

140. Качановский Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства. М.: Наука, 1971. - 288 с.

141. Киплинг Р. Избранное. Л.: Художественная литература, 1980. - 535 с.

142. Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М.: Мысль, 1980.- 197 с.

143. Кобзев А.И. О понимании личности в китайской и европейской культурах. Народы Азии и Африки, 1979, В5, с.43-57.

144. Коган Л.Н. Содержание и структура художественной культуры. В кн.: Социологические проблемы художественной культуры. Теория, методология, конкретное исследование. Свердловск: УНЦАН СССР, 1976, с.3-27.

145. Коган М.Э. Роль межличностных коммуникаций и национальных ориентаций при передаче этнической культуры. В кн.: Изучение преемственности этнокультурных явлений. М.: Институт этнографии, 1980, с.5-14.

146. Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса). В кн.: Исследования по общей этнографии.- М.: Наука, 1979, с.5-23.

147. Козлов Д.(5. Гегель о роли искусства в историческом развитии человеческого познания. Ученые записки, МШИ им. В.И.Ленина. - М.: 1956, с.153-241.

148. Козловский Ю.Б. Философия Нисида и ее идеалист ическая сущность. :Автореф.дис.канд.фшюс.наук.-М. ,1963. 18 с.

149. Козловский Ю.Б. Концепция восточной культуры Нисида Китаро. Вестник истории мировой культуры, 1961, )Ь2, с.34-44.

150. Келле В. Ж., Коваль зон И. Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М. Политиздат, 1981, - 288 с.

151. Комплексный подход к научному поиску: проблемы и перспективы. Краткие тезисы к всесоюзн. симпозиуму. - Свердлове! 1979, ч.1. - 246 с.

152. Кон И.С. К проблеме национального характера. В кн.: История и психология. М.: Наука, 1971, с.122-158.

153. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л.: ЛГУ, 1964,207с.

154. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. - 496с.

155. Коуэл Г. Влияние Востока на музыку Запада. В кн.: Музыка народов Азии и Африки. - М.: Советский композитор, 1969, выи.I, с.274-285.

156. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л. :Изд-во АН СССР, 1955, т.1. - 469 с.

157. Кули-Заде 3. Закономерности развития восточной философии ХШ-ХУ1 вв. (регион ислама) и проблема Запад-Восток. Баку,: МЭМ, 1983. 283 с.

158. Лазарев В.Н. Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство. М.: Записки МГПЙ им.В.И.Ленина, 1964, с.30-48.

159. Литература стран Зарубежного Востока и советская литература. М.: Наука, 1977. - 318 с.

160. Литература и культура Китая. М.: Наука, 1972.-360с.

161. Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, ТГУ, 1974. - 219 с.

162. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 367 с.

163. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль,- 1982.623 с.

164. Лооне Э.И. Современная философия истории. Таллин: Ээсти раамат, 1980. - 293 с.

165. Лукач Йожеф. По разному ли идут часы? Вопросы фило-соыии, 1982, JET0, с. 64-75.

166. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М.: Искусство, 1977. - 271 с.

167. Лукин Ю.А. Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль, 1978. - 186 с.

168. Манн Томас. Собрание соч. в 10-ти т. М.: Художественная литература, 1954, т.З, 500с

169. Маркарян Э.С. К проблеме осмысления локального разнообразия культуры. Советская этнография, 1980, JS3, с.68-73.

170. Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур (Материалы симпозиума). -Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. 146 с.

171. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1973. - 146 с.

172. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1968. - 228 с.

173. Карл Маркс и проблема истории докапиталистических формаций (сборник к 50-летию со дня смерти Карла Маркса). М.-Л.: Гос-соц.экон.изд-во, 1934. - 780 с.

174. Махлина С.Т., Носова И.Л. Художественная культура и личность при социализме. В кн.: Роль духовной культуры в развитии личности. Л.: ЛГЙК, 1979, с.67-73.

175. Маца И.П. Проблемы художественной культуры XX века. -М.: Искусство, 1969, 208 с.

176. Межуев В.М. Культура как философская проблема. Вопросы философии, 1982, МО, с.42-53.

177. Мейлах Б.М. Ленин и проблема русской литературы (Статьи В.И.Ленина о Льве Толстом). Л.: Художественная литература, 1970. - 495 с.

178. Мелконян Э.Л. Проблемы сравнительного методам историческом знании. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1981. - 129 с.

179. Монтень М. Опыты. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.652 с.

180. Mop X. "Ренессанс" и Ренессанс. Средние века, 1976, МО, с. 184-199.

181. Мыльников A.C. Основы исторической типологии культуры. Л.: ЛГИК, 1979. - 94 с.

182. Наука п науке. (Сборник статей под ред.проф.В.И.Столетова). М.: Прогресс, 1966. - 423 с.

183. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976.359 с.

184. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М. : Наука, 1975. - 350 с.

185. Ницше Ф. Полн.собр.соч., т.1 М.: Московское книгоиздательство, 1912. - 412 с.

186. Ницше Ф. Полн. собр. соч., т.4. М. : Московское книгоиздательство, I9II. - 369 с.

187. Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе. Вопросы философии, 1982, МО,- с.53-64.

188. Нольман М.Л. Западно-восточный синтез в произведениях Пушкина. Народы Азии и Африки, 1967, М, с.116-125.

189. Овчинников В.Б. Сакура и дуб. М.: Советская Россия, 1983. - 432 с. .

190. Одуев С.Ф. Критика социологии ницшеанства.: Автореф. дисс.канд.филос.наук. М.: 1957. - 16 с.

191. Одуев С.Ф. Ницшеанство и немецкая буржуазная философия. : Автореф.дисс.докт.филос.наук. М. :1970. - 42 с.

192. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию. М.: Мысль, 1976. - 431 с.

193. Ольденбург С.Ф. Восток и Запад в советских условиях.-М.-Л.: Гос.соц.экон.изд-во, 1931. 20 с.

194. Ольденбург С.Ф. Предисловие к журналу Восток. -Восток, 1924, М, с.3-5.

195. Подкорытов Г.А. Историзм как метод научного познания. I.: ЛГУ, 1967. - 190 с.

196. Познер Л.Р. Дополнительности принцип. Философская энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1962, т.2,с.52-53.

197. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. - 232 с.

198. Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. М.: Наука, 1976. - 367 с.

199. Проблемы взаимодействия художественных культур Запада и Востока в новое и новейшее время. (Тезисы докладов и сообщений 23-26 октября 1973). М.: 1972. - 80 с.

200. Проблемы истории и теории мировой культуры. Сборник статей памяти акад. Н.И.Конрада. М.: Наука, 1974. - 183 с.

201. Проблемы реализма в мировой литературе. Межвуз. сб. научн. трудов. М., ЮПИ, 1983. - 135 с.

202. Прушек Я. Средневековая городская литература в Европе и Китае. Народы Азии и Африки, 1962, JK3, с.83-95.

203. Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956, т.1. - 623 с.

204. Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. -479с.

205. Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби. М.: Наука, 1976.-199с.

206. Рашковский Е.Б. Науковедение и Восток. М.: Наука, 1980. - 90 с.

207. Ревалд Дж. По стимпре с сионизм. От Ван Гога до Гогена.-М.-Л.: Искусство, 1962. 436 с.

208. Ремпель Л.И. Восток и Запад как историко-культурная и художественная проблема. Советское искусствознание, 1973, с.212-244.

209. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Нации народ - человечество. - М.: Политиздат, 1967. - 191 с.

210. Роллан Ромэн. Собрания сочинения в 20 томах. Л.: Госиздат, 1936, т.19, с.320.

211. Роллан Ромэн. Собрание сочинений в 20 томах. Л.: Гослитиздат, 1936, т.20, с.258.

212. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Межполушарная ассимет-рия мозга и проблема интеграции культур. Вопросы философии, 1984, М, с.78-86.

213. Роуленд Б. Искусство Востока и Запада. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 143 с.220. ityTeHÖypr В.И. Проблемы Возрождения. В кн.: Проб-лет социальной структуры и идеологии средневекового общества.- Л.: ЛГУ, 1974, с.66-80.

214. С чего начинается личность? М.: Политиздат, 1983. -360 с.

215. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979. - 231 с.

216. Сагадеев A.B. Стереотипы и автостереотипы в сравнительных исследованиях восточной и западной философии. В кн.: Философское наследие народов Востока и современность. - М.: Наука, 1983, с.П-42.

217. Самосюк К.Ф. 0 чертах сходства между китайской пейзажной живописью и пейзажами европейских романтиков. (6-я научная конференция "Общество и государство в Китае"), ч.1,-М.: Наука, 1975, с.85.

218. Сборник памяти Е.Э.Бертельса. М.: Наука, 1964.185 с.

219. Сербиненко В.В. Место Китая в концепции культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского (14-я конференция "Общество и государство в Китае"). М.: Наука, 1983, ч.2,с.225-231.

220. Скатерщиков В.К. ХХУ съезд КПСС и проблема эстетики.- М.: Знание, 1977. 64 с.

221. Скатерщиков В.К. Эстетическая культура советского человека. М.: Советская Россия, 1964. - 72 с.

222. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. М.: Наука, 1969. - 518 с.

223. Соковнин В.М. 0 природе человеческого общения (опыт философского анализа). Фрунзе: Мехтеп, 1974. - 116 с.

224. Сохор А.И. Вопросы социологии и эстетики музыки. -Л.: Советский композитор, 1980, ч.1. 295 с.

225. Сохор А. И. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. - 203 с.

226. Сциркин А.Г. Курс марксистской философии. М.: Мысль, 1966. - 542 с.

227. Стасгалевич М. Опыт исторического обзора главных систем философии истории. Спб.,типография Ф. С.Сущинского,1866. -506 с.

228. Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи. М.: Художественная литература, 1983. - 592 с.

229. Театр и драматургия Японии. М.: Наука, 1965. - 163с.

230. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1977. - 205 с.

231. Теоретические проблемы восточных литератур. М.: Наука, 1969. - 416 с.

232. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. -(Сб. ст.под ред. Жукова Е.М.). М.: Наука, 1979. - 330 с.

233. Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. -М.: Наука, 1971. 311 с.

234. Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М.: Наука, 1974. - 575 с.

235. Философия и методология истории. (Сб. статей под ред. И.С.Кона). М.:Прогресс, 1977. - 334 с.

236. Философия. Методология.Наука. М.: Наука, 1972. - 236 с. '

237. Хайруллаев М.М. Взаимодействие культур и эстетическое развитие личности. Ташкент: ФАН, 1980. - 168 с.

238. Хайруллаев М.М. Восток, культура и идеологическая борьба. Ташкент: Об-во Знание УзССР, 1982. - 20 с.

239. Хайруллаев М.М. Ф.Энгельс о преемственности в развитии культуры. (0 культурных связях Востока и Запада). Общ. науки в Узбекистане, 1970, ЖЕ1, с.25-30.

240. Хализев В.Е. Повторяющееся и неповторимое в литературном процессе. В кн.: Литературный процесс. - М.: МГУ, 1981, с.90-129.

241. Цюй Цубо. Публицистика разных лет. М.: Наука, 1979. - 300 с.

242. Чаадаев П. Я. Сочинения и письма в 2 т. М.: 1913, т.1. - 432 с.

243. Чаадаев П.Я. Сочинения и письма в 2 т. М.: 1914, т. 2. - 400 с.

244. Чалоян В.К. Восток-Запад. (Преемственность в философии античного и средневекового общества). М.: Наука, 1979.- 213 с.

245. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. Советкая этнография, 1967, М, с. 94-109.

246. Челышев Е.П. Ренессансные мотивы в поэзии бхакти.- В кн.: Челышев Е.П. Литература хинди. М.: Наука, 1968, с.71-76.

247. Челышев Е.П. Конфликты и контакты с Западом. В кн.: Челышев Е.П. Литература хинди. - М.: Наука, 1968, с.105-114.

248. Челышев Е.П. Эстетика в движении. Вопросы литературы, 1974, ЖЕ, с.113-146.

249. Чесноков Г.Д. Проблема цивилизации в философии истории Арнольда Тойнби. Вопросы философии, 1966, МО, с.70-80.

250. Шаститко П.М., В.И.Ленин и становление советского востоковедения. Народы Азии и Африки, 1974, ЖЗ, с.221-227.

251. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада (типы музыкального профессионализма). М.: Советский композитор, 1983. - 152 с.

252. Шкуринов П.С. П.Я.Чаадаев. Жизнь, деятельность, мировоззрения. М.: МГУ, i960. - 147 с.

253. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

254. Шевченко Н.В. Проблема взаимоотношений искусства и культуры в современной эстетической мысли. Автореф.дисс.канд. филос.наук. Л.:1982. - 17 с.

255. Шпенглер 0. Закат Европы. М.: Изд-во Л.Д.Френкеля, 1923. - 467 с.

256. Штейн В.М. Участие стран Востока в подготовке Европейского Возрождения. В кн.: Китай, Япония. История и филология. - М.: Изд-во восточной литературы, 1961, с.104-117.

257. Эрдвин Арнольд. Свет Азии (Изложение в поэтической форме буддизма). С.-Петербург, 1906. - 198 с.265. •О вкладе Востока в Западную культуру и история изучения Востока на Западе).267.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.