Проблема времени в философии А. Н. Скрябина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Апрелева, Виктория Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат философских наук Апрелева, Виктория Александровна
Введение3
Глава I. оки ищнь филфии А.Н.Скрябина 10
Глава II.
•Проблема времени в филфии А.Н.Скрябина46
Глава III.
Воплощение философских идей о времени в музыке
А. Н. Скрябина 85
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Единое и универсальное Музыкальное бытие А.Н. Скрябина2005 год, кандидат философских наук Пак Кюн Син
Идеи космизма в музыкальной культуре серебряного века2004 год, кандидат культурологии Савельева, Ирина Петровна
Философия творчества А.Н. Скрябина в контексте основных идей "русского культурного ренессанса" начала XX века2007 год, кандидат философских наук Славина, Елена Владимировна
Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития1999 год, доктор философских наук Апрелева, Виктория Александровна
Влияние теософии на позднее творчество А.Н. Скрябина2008 год, кандидат искусствоведения Шумилин, Дмитрий Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема времени в философии А. Н. Скрябина»
Важнейшая задача современности - духовное возрождение России, которое невозможно без глубокого изучения наследия русской философии. Одна из особенностей последней состоит в том, что в ее развитии активное участие принимали не только философы, но и литераторы, критики, ученые, деятели искусства. Трудно определить, к какому "ведомству" - философии или литературе - принадлежат А.И.Герцен, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский и многие другие. Русская художественная литература - ".самобытная, блестящая философия в красках слова, сияющая радугой мысли, облеченная в плоть и кровь живых образов художественного творчества", - эти слова литературоведа А.С.Волжского цитирует в своей статье об особенностях русской философии А.Ф.Лосев.1 Глубочайшие философские идеи можно найти в творчестве таких российских художников как М.А.Врубель, М.К.Чюрленис, М.Шагал и др.
В трудах А.И.Герцена, Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева и др. исследуется неразрывная связь русской философии и литературы. Значительный вклад в развитие русской философской мысли внесли великие русские композиторы С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, И.Ф.Стравинский,П.И.Чайковский и др.Однако роль русской музыки в истории отечественной философии практически почти не исследована. Между тем, яркий, образный язык музыки не только тяготеет к новаторским философским обобщениям, но и дает уникальную интерпретацию сложнейших проблем духовности, бытия и Космоса. Это философское новаторство в музыке в первую очередь относится к двум грандиозным фигурам начала XX века, открывшим
1. Лосев А.Ф.Философия.Мифология.Куль тура.М.,1991.,С.212. новую страницу в истории мировой музыки-А.Н.Скрябину и И.Ф.Стравинскому.
В диссертационной работе сделана попытка рассмотреть философские взгляды великого русского композитора А.Н.Скрябина (1871-1915). Философское наследие Скрябина настолько многообразно, что его невозможно изложить в одной кандрщатской диссертации. Самостоятельными темами исследования могут быть: проблема бытия и небытия в творчестве композитора; идеи его диалектики и теории познания; его мысли о месте человека в Универсуме. А.П.Коптяев писал о том, что философия Скрябина -"все тревоги человека вне времени и пространства, человека в том синтезе, каким он представляется рядом наук, изучавших его в прошлом и настоящем.п1
Мы избрали темой исследования проблему времени в философском и музыкальном творчестве Скрябина по трем причинам. Во-первых, именно в своих взглядах на природу и сущность времени композитор е наибольшей мере был на уровне разработки философских проблем в отечественной философии начала XX в. Во-вторых, исследователю этой проблемы представляется хорошая возможность показать, как философские взгляды Скрябина по проблемам времени воплотились в его музыкальном творчестве. В-третьих, в известной нам литературе о Скрябине этот вопрос получил наименее полное и глубокое освещение.
Проблему времени в творчестве Скрябина можно изучать в разных аспектах. Естественно, она может представлять интерес для эстетиков , ибо составляет важнейшую страницу эстетических взглядов Скрябина. Разумеется, эту тему можно освещать и с точки зрения искусствоведения, в том числе - музыковедения. Мы сделали попытку дать анализ проблемы времени в творчестве
1.Коптяев А.П. Скрябин.Характеристика. М.-Одесса.,1916,С.53.
- и русского композитора с точки зрения истории отечественной философии. Нам представляется, что имя Скрябина должно по праву занять достойное место в плеяде выдающихся российских философов "серебряного века", обеспечивших мировое признание русской философии. Поэтому мы стремились не просто изложить философские взгляды Скрябина, а показать их неразрывную связь с идеями Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и других выдающихся российских философов. На наш взгляд, Скрябин сформировался как философ не только под влиянием отечественной философской мысли, но он творчески воспринял идеи Востока. Это в определенной мере сближает фигуру Скрябина с таким замечательным русским художником - философом, каким был Н.К.Рерих. Наконец, мы пытались показать великолепную философскую образованность Скрябина, хорошее знание классиков западной философской мысли: Платона, И.В.Гете, И.Г.Фихте, а также таких новейших философов, как А.Бергсон и Ф.Ницше.
Степень разработанности проблемы. О творчестве Скрябина имеется большая литература, но в основном это музыковедческие исследования. Есть лишь несколько статей, посвященных анализу философских взглядов композитора (А.Ф.Лосева, А.В.Луначарского, Б.А.Фохта) -1
Воспоминания о Скрябине" Л.Л.Сабанеева (1925) послужили началом той литературы о Скрябине, которая на протяжении 20-70-х годов стала разрабатывать тему идейных и эстетико-философских противоречий его творчества (А.А.Альшванг, Ю.А.Кремлев, Л.В.Данилевич и др.) Философия композитора была признана "порождением одинокого причудливого ума", "заблудившегося" в реак
Лосев А.Ф.Мировоззрение Скрябина-'"/Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М.,1990; Луначарский А.В. 0 Скрябине.Вступит.слово на концерте 8 мая 1921г.//В мире музыки.М-Петроград; Фохт Б. Философия музыки А.Н.Скрябина. ГММС вф 3661/1. ционкых нежизнеспособных теориях. Эти положения были хрестоматийными в работах о Скрябине и стали серьезным препятствием на пути изучения его философской системы.
Используемую в диссертации литературу с определенной долей условности можно разделить на пять групп:
В первую группу мы включаем труды отечественных и зарубежных философов, посвященные общим проблемам философии конца XIX - начала XX ев. Это труды классиков философии А.Бергсона, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, А.Ф.Лосева, Н.0.Лосского, Ф.Ницше, В.С.Соловьева, С.Н.Трубецкого, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка. Это работы известных поэтов и писателей А.Белого, В.Я.Брюсова,Д.С.Мережковского. А также труды современных философов А.А.Галактионова, Б.В.Емельянова, В.В.Зеньковского, В.А.Кувакина, П.Ф.Никандрова, А.Д.Сухова и др.
Ко второй группе можно отнести обобщающие работы, посвященные творческому пути Скрябина, его философским и эстетическим взглядам. Это работы А.А.Алыпванга, Б.В.Асафьева, И.Ф.Бэл-зы, В.Ю.Дельсона, Д.С.Житомирского, А.В.Луначарского, И.И.Лапшина, А.П.Коптяева, 0.Э.Мандельштама, Б.Л.Пастернака, В.В.Рубцовой.
Третья группа состоит из работ, посвященных музыковедческому анализу отдельных произведений Скрябина: А.П.Астахова, Э.С.Барутчевой, В.П.Бобровского, И.А.Ванечкиной, В.Ю.Дельсона, В.П.Дерновой, М.Друскина, Э.П.Месхишвили, И.О.Мельниковой, А.И.Николаевой, С.Э.Павчинского, С.Панкратова, В.Н.Холопо-вой, Б.А.Яворского и др.
К четвертой группе можно отнести теоретические труды философов, посвященные исследованию проблемы времени. Это работы Я.Ф.Аскина, М.Д.Ахундова, А.М.Бекарева, А.С.Кармина, Л.Н.Когана, Д.С.Лихачева, Г.Минковского, Ю.Б.Молчанова, А.М.Мостепа-ненко, Р.И.Наана, И.Р.Пригожина, А.А.Самарского, Г.Г.Сучковой,
Н.Н.Трубникова, А.Е.Ферсмана, В.Н.Финогентова, В.П.Яковлева, В. Н. Яре кой и др.
В пятую группу необходимо выделить работы о времени в музыке. Это статьи Л.А.Мазеля, И.А.Мелик-Пашаевой, Н.И.Мельниковой, О.И.Притыкиной. Непосредственно проблеме времени в творчестве Скрябина посвящена лишь одна статья: Т.Левая "Скрябин и младосимволисты".1
Источники диссертации. Источниками являются теоретико-философские труды А.Н.Скрябина: "Записи", опубликованные в VI Томе "Русских Пропилеев" (1919), письма к друзьям и родным. Хотя "записи" Скрябина не предназначались им для печати, тем не менее, в них содержится целостная система философских взглядов композитора, попытка реконструкции которой предпринята нами. Во-вторых - воспоминания о Скрябине его современников, а также исследовательские работы, где публикуются выдержки из его писем и высказываний (Вяч.Иванова, И.И.Лапшина, Б.Л.Пастернака, Л.Л.Сабанеева, Б.Ф.Шлецера и др.) Кроме опубликованных работ, в диссертации использовалась нигде не публиковавшаяся статья Е.Фохта "Философия музыки Скрябина", которая хранится в архиве музея им А.Н.Скрябина в г.Москве. В-третьих, источниками являются сами музыкальные произведения Скрябина, широко использованные в диссертационной работе.
Цель диссертации - исследование в историко-философском плане проблемы времени в философии и музыке А.Н.Скрябина. Эта цель предполагает решение следующих основных исследовательских задач:
1) показать идейные истоки философских взглядов А.Н.Скрябина, при этом обратить особое внимание не только на европейс
1.ЛеЕая Т. Русская музыка начала ХХв б Художественном контексте эпохи, М., 1991. кие и отечественные, но и на восточные их источники;
2) раскрыть философские идеи Скрябина как определенную систему взглядов, показать неразрывную связь этой системы со всей отечественной философией конца XIX - начала XX вв;
3) показать новаторство Скрябина в постановке проблемы времени, поскольку анализ проблемы времени композитором является одной из самых оригинальных и самостоятельных проблем его философии;
4) выяснить влияние решения проблемы времени в творчестве Скрябина как на современников, так и на последующее развитие европейского музыкального искусства, в частности - на интерпретацию ими проблем времени и Вечности.
Научная новизна исследования состоит е следующем:
1) Принципиально нобой является сама постановка проблемы, поскольку ее решение позволяет раскрыть взаимовлияние философии и музыки, которое пока еще исследовалось явно недостаточно.
2) Впервые сделана попытка целостного анализа философской системы Скрябина: раскрытие ее онтологического содержания, ее диалектики и гносеологии.
3) Впервые осуществлен анализ онтологии времени в творчестве Скрябина, сделана попытка показать в единстве динамическую и статическую модели времени, данные в философских записях и в особенности в музыке композитора.
4) Новым является и то, что ценность скрябинского философского творчества в диссертации рассматривается не только с философской и эстетической, но также и с естественнонаучной точки зрения, ибо скрябинский Универсум представляет собой весь Космос бытия человека и Вселенной, включая и естественнонаучный его аспект.
5) По-новому рассматривается влияние творчества Скрябина на последующее развитие музыкального искусства: не только с точки зрения ладово-функционального, ритмического, стилистического, т.е. музыковедческого, но в первую очередь с точки зрения отражения и значения в нем скрябинской интерпретации проблем времени и Вечности.
Научно-практическое значение диссертации. Диссертация может быть использована при изложении курса истории русской философии начала XX века, в которой имя Скрябина должно занять, наконец, по праву принадлежащее ему место. Материалы диссертации могут быть полезны для эстетиков и музыковедов, последующих творчество Скрябина.
Диссертация может стать основой для специальных курсов, которые читаются в консерваториях, Институтах культуры и других искусствоведческих учебных учреждениях.
Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на межвузовской научно-практической конференции "Религия-культура-библиотека" (Челябинск, 1993); на региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе" (Нижневартовск, 1994); на научных семинарах ("Философия серебряного века" - Центральная библиотека г. Нижневартовска, 1995, "Философия в творчестве русских композиторов XX в." - музыкальный колледж г. Магнитогорска, 1994). По теме исследования имеются 4 публикации в печати.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Список литературы включает 179 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Духовная тема в творчестве С.И. Танеева и ее воплощение в кантате "По прочтении псалма"2005 год, кандидат искусствоведения Коваленко, Надежда Дмитриевна
Образная система А. Н. Скрябина2000 год, кандидат искусствоведения Полупан, Елена Владиславовна
Русская музыка Золотого и Серебряного веков как социально-философский феномен2012 год, кандидат наук Чупахина, Татьяна Ивановна
Воплощение мироустроительной идеи в творчестве Р. Вагнера и А.Н. Скрябина2009 год, кандидат искусствоведения Серова, Наталья Сергеевна
Синтез музыки, поэзии и живописи в сочинениях Арнольда Шенберга 1908 - 1913 годов2010 год, кандидат искусствоведения Ницевич, Евгения Вячеславовна
Заключение диссертации по теме «История философии», Апрелева, Виктория Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На примере анализа проблемы времени в творчестве Скрябина мы стремились показать ограниченность подхода к русской философии рубежа XIX-XX вв., при котором берутся только труды профессиональных философов. История философии знает немало примеров, когда ее важнейшие идеи развивались в творчестве великих мастеров искусств. Достаточно вспомнить имена Леонардо да Винчи и В.Шекспира, И.Гете и Ф.Шиллера, Ф.Кафки и Ж.- П.Сартра. Однако, особенностью исследуемого нами периода истории России является:
1) невиданная в истории нового времени концентрация философов - художников;
2) философский характер их художественного творчества.
Анализ философского и музыкального наследия Скрябина всецело подтверждает эту мысль. Философские взгляды композитора представляют собой самостоятельное понимание бытия человека. Основное внимание в работе было уделено тем моментам, которые составляют оригинальность философии Скрябина, а именно-его теориям мифа и мистерии. Скрябин сформировался как философ не только на магистральном направлении развития отечественной философской мысли, но он творчески воспринял идеи Востока, Это сближает Скрябина с замечательным русским художником-философом Н.К.Рерихом. Ш стремились показать философскую образованность композитора, знание им классиков западной философской мысли Платона, Гете, Фихте, а также таких новейших философов, как
- 120
Бергсон и Ницше. Наиболее ярко и полно философское творчество композитора проявилось в анализе проблемы времени.
В онтологической модели времени, созданной Скрябиным, синтезированы различные представления о бытии, процессуальнос-ти,времени, содержащиеся в философских и научных исследованиях разных эпох и направлений. Говоря о выдающихся образцах философского исследования времени, современная наука называет имена А.Бергсона, В.И.Вернадского, Э.Гуссерля, А.Н.Уатхейда, М.Хайдеггера. Целый ряд современных историко-научных и историко-философских работ рассматривает общефилософские и естественнонаучные аспекты проблемы времени.1 Их анализ позволяет сделать выводы об эвристическом значении, несомненной ценности философских открытий Скрябина. Так, например, трактовка композитором времени как совокупности определенных свойств и отношений Вселенной соответствует современным философским разработкам идеи об эволюции времени. Подробно и глубоко рассматривают этот вопрос Ч.Мизнер, А.Н.Уайтхед. Д.Т.Фрезер. Они трактуют время как эволюционирующую сущность, которая изменяет свои свойства в зависимости от уровня организации и форм движения материи.
В первой трети XX в высказывались предположения о существовании различных форм времени.2 С середины XX в идея многооб
1. См.г в частности: Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982; Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977; Молчанов В.И. Время и сознание: Критика феноменологической философии. М., 1988.
См.: Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.,1977. кн.2; Муравьев В.Н. Овладение временем как основная задача организации труда. М., 1924.
- 121 разия форм времени активно обсуждается в философской литературе.1 Однако, уже задолго до этих предположений и споров,Скрябиным создается концепция, в центре которой лежит идея многообразия (и единства) форм времени. В свете этой идеи положение о пространственно-временной бесконечности мира приобретает новое, более глубокое содержание: бесконечность пространства и времени понимается как неисчерпаемое многообразие качественно-различающихся пространственно-временных форм. Реальная процессу альность в концепции Скрябина образуется единством хаотической процессуальности, абсолютного покоя, развития и творчества. Временные характеристики бытия предстают синтезом вечности, мгновенности, единством динамичности и статичности.
Эволюция времени, по Скрябину, - и есть эволюция Вселенной. В процессе мистериального акта Сознания - Вселенной раскрываются качественные характеристики времени. Оно выступает как связь процессов и явлений бытия, как мера новизны, мера свободного творчества. Время у Скрябина процессуально, многомерно и одновременно обратимо: мгновения обретают способность замедляться или ускоряться; прошлое и будущее актуализируются, входя в настоящее. Время в космологии Скрябина играет роль фундаментальной, первичной энергии, излучаемой Универсальным Сознанием, создающей через посредство сознания композитора облик художественного Пространства Вселенной. Скрябин дает понять, что обыденный образ Времени далеко не исчерпывает его важнейших характеристик: Прошлое и Будущее, причина и следствие постоянно взаимопроникают, "меняются местами" и сосуществуют одномоментно. Изменения времени в процессе эволюции Вселенной являют, по Скрябину, путь восхождения времени мира,
См.: Финогентов В.Н. Время, бытие, человек., Уфа.,
1992.
Космоса к вневременности Абсолюта, ко все более гибкому и мобильному его бытию.
Временность жизни человека придает его бытию трагическую окраску. Скрябин же дает реальное разрешение проблемы времени. Он трактует человека не только как пребывающего во времени и претерпевающего его ход, но как творческую личность, создающую время собственной деятельностью. По мнению композитора, свободное творчество способно увеличивать или сжимать время. Каждое мгновение творчества вмещает всю историю Вселенной с ее прошлым, настоящим и будущим, приобщая человека к Вечности. Именно в восхождении к Прекрасному, в творческом осуществлении жизни и заключается истинно человеческая сущность времени.
Эти философские идеи А.Н.Скрябина имеют серьезное мировоззренческое значение, могут выступить в качестве исходного начала для развертывания целостной характеристики бытия. Именно поэтому они должны занять свое достойное место в истории отечественной философии. Непосредственное влияние идей композитора на дальнейшее развитие философской мысли должно стать предметом особого исследования.
Музыка Скрябина оказала поистине неизгладимое влияние на всю музыкальную культуру ХХв. вплоть до наших дней. В данном случае речь идет не только о масштабах его музыкального гения, но именно о поисках новых форм выражения музыкальных идей. Без преувеличения можно сказать, что развитие отечественной и западной музыки проходило в той или иной мере под влиянием тех музыкальных форм, которые были созданы или во многих случаях только намечены в творчестве великого русского композитора. Особое место в этих поисках, как мы стремились показать, принадлежит новой трактовке проблеш времени в целом, времени в музыке в частности и в особенности.
В первую очередь это относится к творчеству русского ком
- -IlwU позитора И.Стравинского, к его трактовке концепции времени. Подобно Скрябину, Стравинский понимал и переживал время неоднозначно. Три временные категории имеют для него доминантное значение: "вечное", "настоящее" и "прошедшее", причем значимость этих категорий определена для композитора их сопричастностью с "вневременным". Так, например, неоднозначна для него трактовка категории "Вечность". "Вечность" интерпретируется им диалектически, как один из элементов времени, воплощение "устойчивости в изменчивости".1 В других случаях, в частности, в концепциях ряда произведений, "вечное" трактуется как вневременное бытие идеальных сущностей; оно выступает как рок, судьба, как некое всесильное начало, существующее вне времени^ Значимость категории "настоящее" для Стравинского особенно велика потому, что "настоящее", как мгновение, обладающее подлинным бытием, является тождественным вечности. Композитор говорил о том, что трагизм человеческого существования заключается в обреченности "испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить как нечто реальное, а следовательно, и устойчивое, настоящее".2 И толькомузыка, по Стравинскому - единственная область, в которой человек реализует настоящее. Для музыкального времени Стравинского характерно явление, определяемое как "продолженное настоящее".3 Еще древние греки в настоящем моменте, завершенном, пребывающем, не подверженном
Стравинский И. Диалоги. Л., 1961., С.96.
Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963., С.98.
3. См.: Притыкина О.И. Феномен времени в эстетике Стравинского/ /Актуальные проблемы современного музыкознания и исполнительства. Тезисы докладов межвузовской научной конференции творческой молодежи. Саратов., 1977., С.66.
- 124 развитию, выступающем как целостность, как благовременное (Са-iros), - видели полноту бытия. Не случайно обращение Стравинского к античным сюжетам, поскольку "модель времени", которую он создавал, стремясь максимально приблизиться к античному литературному источнику, была адекватна его личному ощущению "настоящего". Такова, например, особенность оперы-оратории "Царь Эдип", в которой развитие драматургической линии ведет к отступлению от человеческого времени, к утверждению законов Вечности, характеризующей порядок, завершенность и целостность мира.
Причастностью к настоящему (а следовательно - и вечному) определена значимоеть прошедшего, поскольку для Стравинского "прошедшее" - не музейная реликвия, а как бы "утяжеленное настоящее", его живая и неотъемлемая часть". "Я живу ни в прошлом, ни в будущем. Я в настоящем. Я не знаю, что будет завтра", 1 - пишет композитор. Но и реально существующее настоящее для него "ненадежно", ибо "предполагает страдание от невозможности принять мир таков, каков он есть."2 Не принимая существующий вокруг него мир действительности, композитор противопоставляет ему гармоничный мир своих произведений, основанный на материале, "проверенном веками". И, может быть, именно незнание того, "что будет завтра" и явилось причиной отсутствия интереса к категории "будущее".
Многие произведения Стравинского отмечает двуплановость художественного времени. Двупланова, например, структура времени балета "Петрушка", создаваемая сопряжением вымышленного мира кукол с миром реальным, конкретно-исторического времени со сказочно-условным.
Стравинский И. Диалоги., С.76-77.
Там же.
- 125
Стравинский утверждает, что без постоянного обращения к прошлому, к традициям невозможна единая, непрерывающаяся линия эволюционного процесса. На протяжении всего творческого пути Стравинский сохранил постоянный интерес к идее устойчивости, к уже ставшему, освященному временем, ритуальному ("Весна священная" 1912, "царь Эдип" 1926, "Апполон мусагет" 1928, "Монумент Джезуальд" 1960 и др.).
Для Стравинского характерны неоднократные высказывания о внутреннем родстве его музыки с искусством Скрябина. При этом они относятся не к частным приметам стиля, а ко всей идейно-теоретической позиции. Немецкий философ Т.Ф.Адорно считает, что музыка Стравинского "утверждает пространство", формирует "ритмически-пространственный" стиль композиции, своеобразно отражая "форму пребывания в пространстве", которую обрело время в музыке К.Дебюсси, М.Равеля и А.Н.Скрябина.1 Т.В.Адорно отмечает, что творчество Стравинского - это направление музыкального объективизма, которому присуще создание произведений коллективного, соборного содержания, преодоление сентиментальности.
Именно этими идеями обусловлено направление времени музыкального произведения к пространству, ибо "временно-пространственная" музыка утверждает социально-существующее", 2 "извечно человеческое", выступает как протест против "одиночества как всеобщности."3
Rotharmel M.Der musikallsche Zeitbeqriff seit Могits Ha nptmann - Ко1пег Beitraqe sur Musikforsohunq. Bd XXX, Reqe-usburq, Bosse, 1963., sl79.
2. Золтай Д. Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т.Адорно//Вопр.Фил. 1968., N 3., С.99-105.
3. Там же.
- 126
Б наследство от Скрябина современная музыка получила так же уникальный опыт объединения или сближения музыки и жиеопи-си. Мечтая об осуществлении синтеза искусств как пути претворения стационарной концепции времени, композитор стремился воплотить в тембрах световые ощущения, передать все богатство красок природы, воплотить "созерцание света в звуки".1 Он создает "Прометей" - первый, единственный, по-настоящему значительный в художественном отношении опус среди цветомузыкальных сочинений.2 Идея синтетического искусства, об осуществлении которой мечтал Скрябин, стала программной в творчестве многих художников XX в. (среди них можно упомянуть В.В.Кандинского, П.Клее, Дж.Хауэра, Э.Шенберга).
Особый интерес представляет музыка послевоенного .авангарда, в которой главным является время, а не образность. В 1965 г. Э.Кшенек утверждал: "В музыке нашего времени самым значительным событием является тотальная переработка музыкального переживания времени".3Признанный лидер современного .авангарда К.Штокхаузен создает теорию "единого музыкального времени", которая трактует время как фактор, объединяющий в одно целое всю звуковую материю музыки - от импульса до структуры произведения. Трактовка музыкального времени Штокхаузена во многом близка скрябинской.
Во-первых, "изменение" - основная категория музыкального времени по Штокхаузену, который считает, что течение времени
1. Скрябин А.Н. Сборник статей., С.331-332.
См.: Лосева О.В. Музыка и глаз (О роли зрительного фактора в музыке XX века)//На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX В. - Наука, 1994., С.145-147.
3. Krenek Е. "Zeitqemass" Betrachtunqen Osterreichische musikzeitschrift. 1965., N1. 27.
- 127 воспринимается только в промежутках между изменениями.1
Во-вторых, композитор разграничивает в потоке времени структурные компоненты, то есть осуществляет, с точки зрения А.Бергсона, "выдающееся заблуждение" - опространствливание времени. В результате рождается концепция "момент-формы", оживляющая "бесконечное настоящее" музыкальных композиций. Это формы, е которых мгновение - уже не представляет собой частицу временной линии, а добивается концентрации внимания слушателя на каждом "теперь".2 Вертикальные срезы музыкальной ткани у Штокхаузена, которые несут идею вечности, достижимой в любой момент, - это своеобразное воплощение скрябинских "гармо-ние-мелодий", ставших в его творчестве символом вечности и Всеединства Вселенной.
В-третьих, Штокхаузен продолжает развитие стационарной концепции времени как одновременного переживания прошлого, настоящего и будущего. С этой целью он использует идею Нирваны, которая, по мнению композитора, означает пребывание одновременно во всех временах. 3
Так достигается вечное, надвременное, существующее как синхронность, "вертикальность" всего сущего.
Надвременное объявляется Штокхаузеном высшей истиной и ценностью. С этой идеей связывается композитором и концепция истории: "Если бы Вы могли сделать четкий разрез через всю Вселенную, Вы бы увидели, что все, что мы определяем как "исто
1. См.: Stocrhausen К. Struktur und Erlebnisreit/VDie Rein Wien. 1955. N2. s69.
2. См.: Там же.
3.См.: Stokhausen К. Die Einheit der musikalischen Zeit. 1961//5tockhausen K. Texte zur elehtronischen und inst-rumentalen Musik. T.l. Koln., 1963., s 211-221.
- 128 рия", или "развитие", существует одновременно".1 Эта концепция обуславливает идеал Штокхаузена в искусстве, критерии оценки художественных явлений. Так, например, свое восхищение творчеством И.Босха композитор объясняет "фантастической способностью Босха создавать концепцию соотнесенности прошедшего, настоящего и будущего".2
Эти идеи объясняют новые измерения музыкального времени и новые принципы формообразования: особая статика звучания, отсутствие устремленности развития, "векторности" времени, разд-вижение традиционных для европейской музыки "крайних границ" темпового диапазона (при этом и сверхмедленный темп "Сагге", и сверхбыстрый "Kontakte", при котором теряется слышание отдельных звуков, создают специфическую статику). Здесь и принципы "открытой формы", связанной с условностью начала и конца произведения и воплощающей идею бесконечного движения.
Наконец, новая концепция музыки Штокхаузена меняет и концепцию восприятия музыкального времени. Для него главным является "действенное" восприятие музыки: погружение слушателей в микромир звука, "медитативное" слушание, сущность которого заключается в максимальном углублении в себя, сливающем человека с миром. Главной целью "медитативного" слушания по Шток-хаузену является достижение с помощью музыки состояния "высшего просветления" - нирваны. В комментариях к "Звучанию звезд" композитор поясняет, что его музыка "предназначена для подготовки к появлению существ с иных планет, для погружения отдельного и одинокого индивида в космическое целое, Вселенс
1. Там же.
Stockhausen К. @wie Zeit verqeht. "//Die Rein. Wien.-1957. N3. s43. кое".1
В современной музыке русского авангарда традиции Скрябина в решении проблемы времени продолжены творчеством А.Шнитке. Здесь для нас важно следующее: основными характеристиками про-цессуальности сочинений композитора являются отрицание, становление , достигание, желание нового (Conrerto qrosso I).
Важнейшей особенностью музыки Шнитке является открытый финал. Подобно Скрябину, определенному и недвусмысленному завершению произведения Шнитке предпочитает многоточие, предоставляя слушателям возможность самим домыслить образ, созданный композитором. Открытый финал словно "переводит" музыку в иное измерение, не предполагаемое "земной жизнью". (Концерт для виолончели с оркестром).
Важным приемом для Шнитке является использование стереофонии с целью создания в музыке многомерного пространства,вмещающего эпос человеческого бытия, как бы вознесенного над земным временем. Таков эпилог "Пер Гюнта" - здесь эффект вибрирующего "разногласия", расширившегося до беспредельности пространства, готового трагически расколоться.
Рассмотренные нами философско-эстетические воззрения на проблему времени европейских и отечественных композиторов по вопросу о времени предстают своеобразной хроникой современной музыки, являются важными документами ее самосознания. Они вырастают из концепции времени, созданной творчеством гениально-Lro русского композитора А.Н.Скрябина. Гений, родившийся в эпицентре космической истории - России - неминуемо должен был воплотить в своих творениях титанические порывы" соборной души человечества к истине и красоте.
Цит. по: Притыкина О.И. Временные новации музыкального авангарда//Вопр. методологии и социологии искусства. Л. 1988., С. 79.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Апрелева, Виктория Александровна, 1995 год
1. Альшванг А. А.Н.Скрябин. М.-Л., Музгиз, 1945., 52с.
2. Альшванг А. Место Скрябина в истории русской музы-ки//Сов.музыка., 1961. N l.f С77-84.
3. Антология мировой философии. В 4-х ТТ., Tl., М., Мысль, 1969., 576с.
4. Асафьев Б.В. Пути в будущее//Мелос. Кн.2. Спб., 1918. Подп.: Игорь Глебов. 34с.
5. Асафьев Б.В. Скрябин: Опыт характеристики. Пг., "Све-тозор", 1921., 52с.
6. Асафьев Б.В. Скрябин: 1871-1915. Пг., 1921. Подп.: Игорь Глебов. 36с.
7. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала ХХв. Л. Музыка, 1968. 324с.
8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е. Кн. 1-2., Л., Музыка, 1971. 376с.
9. Асафьев Б.В. М.И.Глинка. Л., Музыка, 1977. 311с.
10. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л., Музыка, 1977. 298с.
11. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., Мысль., 1966. 200с.
12. Аскин Я.Ф. Движение форма существования материи. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 1971. 74с.
13. Аскин Я.Ф. Принцип развития (Сборник статей под ред. проф. Я.Ф.Аскина) Саратов. Изд-во Саратов, ун-та., 1972. 296с.
14. Асмус В.Ф. Античная философия. М., Высшая школа, 1976. 543с.
15. Астахов А.П. Гармония позднего Скрябина//Труды гос.муз.-пед.института им.Гнесиных. Вып.I. М., Музгиз,1972. 48с.
16. Аствацатуров А. Три великие книги Фридриха Ницше., СПг., 1993. 56с.
17. Бальмонт К. Звуковой зазыв//Сов.музыка. 1991., N 3., 99с.
18. Банщиков Г. Оркестр в "Поэме экстаза" А.Скрябина/'/Ор-кестровые стили в русской музыке. Л., 1987. с24-32.
19. Барутчева Э.С. Очерк 5. А.Н.Скрябин//Очерки по истории русской музыки конца XIX- нач. XX в. Л.-М., 1965. 56с.
20. Бекарев A.M. Время, пространство, развитие//Пространство и время в научной картине мира. Тезисы докладов. Уфа. 1991. С12-16.
21. Белый А. Символизм.: Книга статей. М., 1910. 200с.
22. Белый А. Символический театр//Арабески. Кн. статей. М., 1911. 112с.
23. Белый А. Линия, круг, спираль символизма/'/Труды и дни. М., 1912., N 4-5.
24. Белый А. На рубеже двух столетий. М., Худож. лит., 1989. 542с.
25. Белый А. Между двух революций. М., Худож. лит., 1990. 700с.
26. Белый А. Начало века: Воспоминания в 3-х кн., М., Худож. лит., 1990. 686с.
27. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994., 526с.
28. Беляев В.М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский//Сб. статей. М., Музыка, 1972. 126с.
29. Бергсон А. Творческая эволюция. СПб., "Русская мысль", 1914. 332с.
30. Бергсон А. Время и свобода воли. М., Русск.мысль., 1910. 240с.
31. Бергсон А. Длительность и одновременность.Пг.,1923.98с.
32. Бергсон А. Непосредственные данные сознания/УСочи-нения. В 4т. Т.П. СПб., Изд-во М. И. Семенова, М., 1914., 160с.
33. Бердяев Н.А. Очарования отраженных культур//Биржевые ведомости., 1916., 30 сентября.
34. Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж., 1931. 382с.
35. Бердяев Н.А. Русская идея//Вопр. фил., 1990., N I. 15с.
36. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., Сп "Интерпринт", 1990. 28с.
37. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994., 480с.
38. Бернов В. Некоторые вопросы гармонии Скрябина//Бернов В. Избр. статьи, исследования. М., 1978. 34с.
39. Блаватская Е.Н. Тайная доктрина. Т2.ч1., С.-П.,1991.548с.
40. Блок А. и Белый А. Переписка//Летописи Государственного литературного музея. М.-Л. Изд-во Акад.наук СССР, 1936. 134с.
41. Бобровский В.П. О драматургии скрябинских сочине-ний//Бобровский В.П. Статьи. Исследования. М.,1990. 28с.
42. Брагина 0. Мастерство музыканта-исполнителя. М., Музыка, 1972. 56с.
43. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия//Наука и религия. 1989. N II. С28-40.
44. Быков А. Легенда нового времени (Заметки о "Поэме экстаза" Скрябина)//Сов.музыка. 1967. N 8. С14-22.
45. Быков А. Исследуя музыкальные автографы композито-ра/7'Сов. музыка. 1972. N I. с 32-36.
46. Бэлза И.Ф. Александр Николаевич Скрябин. М., 1982. 118с.
47. Бэлза И.Ф. Будь послушна, лира (0 Скрябине поэте) //Муз. жизнь. 1976. N 207. С18-20.- 133
48. Ванечкина И.JI., Танеев Б.М. "Поэма огня: Концепция светомузыкального синтеза А.Н.Скрябина. Казань., 1981. 35с.
49. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.I. М., Наука, 1975. 208с.
50. Вернадский В.И. Живое вещество. М., Наука, 1978. 607с.
51. Время и современная физика. Сб.статей. М., Наука, 1970. 118с.
52. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия IX-XXX вв. Л., Изд. ЛГУ., 1989. 744с.
53. Гегель Г. Сочинения Т.2. Философия природы. М.-Л., Со-цэкгиз, 1934. 684с.
54. Гете И.В. Фауст. М., Худож.лит. 1969. 352с.
55. Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. М., Мир, 1979. 288с.
56. Дельсон В.Ю. Фортепианные сонаты Скрябина. М., Музгиз. 1961. 28с.
57. Дельсон В.Ю. Скрябин. Очерк жизни и творчества. М., Музгиз. 1971. 40с.
58. Дернова В.П. Гармония Скрябина. Л., Музгиз. 1968. 34с.
59. Дернова В.П. Последние прелюдии Скрябина: Исследование. М., 1988. 96с.
60. Древнеиндийская философия. Начальный период. 2-е изд. М., Мысль. 1972. 272с.
61. Друскин М. Заметки о Скрябине//Друскин М. Очерки. Статьи. Заметки. Л., 1987. 44с.
62. Евдокимова Ю. В поисках нового языка (0 развитии гармонии в среднем творчестве Скрябина)//Сов.муз., 1965. N 4. 36с.
63. Емельянов Б.В. Томилов В.В. Русские мыслители (биографические и историографические очерки) Томск., Томск, ун-т., 1988. 180с.
64. Емельянов Б.В. Суданов В.В. Источниковедение истории русской общественной мысли эпохи империализма. Вологда. , Вологод. гос-пед.инст. 1988. 88с.
65. Емельянов Б.В. Очерки русской философии нач. XX в. Екатеринбург., УРГУ., 1992. 100с.
66. Житомирский Д. А.Н.Скрябин. М., Музыка. 1973. 50с.
67. Житомирский Д. Избранные статьи. М., Сов. Комп., 1981. 156с.
68. Жук Н.А. Метаморфозы космологии. М., Мир., 1970. 68с.
69. Зак Я.И. Статьи. Материалы. Воспоминания /Новая жизнь А. Скрябина-' М. Сов. Комп., 1980. 72с.
70. Записи А.Н.Скрябина//Русские Пропилеи: Материалы по истории мысли и литературы. В 6т /Подготовлены М.О.Гершензоном. Т.6. Берлин., 1923. 100с.
71. Записка Б.Ф.Шлецера о Предварительном Действии//Русские Пропилеи в 6 тт. Т.6., Берлин., 1923. 30с.
72. Зеньковский В.В.История русской философии. В 2-х тт. Т.2. ч.2. Лениград., 1991. 256с.
73. Зигуненко С.Н. Как устроена машина времени. М., 1991. 56с.
74. Золтай Д. Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т.Адорно//Вопр.филос. 1968., N 3. 18-26с.
75. Иванов Вяч. По звездам: Статьи и афоризмы. Спб., 1909. 80с.
76. Иванов Вяч. Борозды и межи: Опыты эстетические и критические. М., 1906. 60с.
77. ИваноЕ Вяч. Родное и Еселенское. Статьи. 1914-1917. М., 1917. 48с.
78. История эстетической мысли. В 6-х тт. Т.I. М., Искусство. 1985. 464с.
79. Каган М.С. Хлостова Т.В. Куль тура-философия-искусство.1. М., Знание., 1988. 102с.
80. Казютинский В.В. Степени B.C. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира//Вопр. Фил. 1988. N 4. 20-26с.
81. Каратыгин В. Элемент формы у Скрябина//Муз.современник. 1916., N 4-5.
82. Каратыгин В. Бетховен и Скрябин//Муз.жизнь. 1988., N 9. 18с.
83. Кармин А.С. Проблема бесконечности и диалектика абсолютного и относительного//Филос. науки., 1987. N I. 26-42с.
84. Карташев А. Реформа, реформация и исполнение церкви. Пг., 1916. 90с.
85. Кашкин Н. Из воспоминаний о А. Н.Скрябине/У'Муз. современник. 1916. N 4-5. 34-42с.
86. Каптеров А. Скрябин глазами Штерля (Портреты А.Н.Скрябина) //Сов.музыка. 1967. N 8. 12-14с.
87. Келдыш Ю. Идейные Противоречия в творчестве Скряби-на//Сов. муз., 1950. N I. 23-25с.
88. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир. М., 1991. 36с.
89. Коган Л.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург., 1994. 280с.
90. Коган Л.Н. В четвертом измерении.Нижневартовск., 1994. 190с.
91. Койре А. Ньютон и Декарт/'/'Очерки истор.- филос.мысли.М., 1985. 36с.
92. Кржимовская Е. Гельдермин и Скрябин//Муз.жизнь. 1989. N12. 14с.
93. Кувакин В.А. Религиозная философия в России начала XX в. М., Мысль, 1980. 186с.
94. Левая Т. Русская музыка начала XX в. в художественном95
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.