Проблема войны и мира в политической мысли Германии XVIII – начала XIX вв тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат наук Зоткин Алексей Александрович

  • Зоткин Алексей Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 148
Зоткин Алексей Александрович. Проблема войны и мира в политической мысли Германии XVIII – начала XIX вв: дис. кандидат наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2019. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зоткин Алексей Александрович

Введение

Глава I. Немецкие мыслители о мирных перспективах человечества

§ 1. Фридрих II о благе мира и войне

§ 2. И.Г. Гердер о «вечном мире»

§ 3. «Вечный мир» как альтернатива «вечному покою» у И. Канта

Выводы главы

Глава II. Немецкие мыслители о неизбежности войны

§ 1. И.Г. Фихте о неизбежности войны во имя мира

§ 2. Г.В.Ф. Гегель о «необходимости» и «нравственном значении войн»

§ 3. К. фон Клаузевиц о теории и практике войны

Выводы главы

Заключение

Литература

124

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема войны и мира в политической мысли Германии XVIII – начала XIX вв»

Введение

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития нашей цивилизации человечество переживает системный кризис, охвативший все стороны его существования, обостряются международные отношения, происходит наращивание милитаристских тенденций в политике различных стран, развязываются вооруженные конфликты, что в итоге грозит возникновением мировой войны и гибелью всей цивилизации. В этих условиях актуальнейшей проблемой современного человечества остается проблема войны и мира.

Проблема войны и мира — одна из «вечных» проблем истории политической мысли. На протяжении обозримой истории человечества эта проблема не раз обострялась в силу тех или иных конкретно-исторических причин. В истории политической мысли таким периодам обычно соответствовал «всплеск» теорий и концепций, предлагавших те или иные варианты решения этой проблемы. Одним из таких периодов и сопровождавших его «всплесков» был рубеж ХУШ-Х1Х вв., когда бурные события европейской социально-политической жизни оказались в центре внимания мыслителей, своей неординарностью затмивших не только многих из своих предшественников, но и потомков. Ретроспективное обращение к трудам гениев прошлого, осмысливавших проблему, обреченную, по-видимому, на «вечное возвращение», актуально и полезно. Обобщение и анализ взглядов Фридриха II (1712-1786), И.Г. Гердера (1744-1803), И. Канта (1724-1804), И.Г. Фихте (1762-1814), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и К.Ф.Г. фон Клаузевица (1780-1831) на проблему войны и мира необходимы не только в историко-политологическом отношении, но и в теоретическом, и в практическом плане.

И прежде всего, это объясняется тем, что сама означенная в теме диссертационного исследования эпоха как никакая другая демонстрирует

совокупность рядоположенных и основательно фундированных, но принципиально не сводимых воедино или в какой-либо эволюционный ряд, точек зрения на проблему войны и мира, что свидетельствует о ранге этой проблемы как проблемы «вечной», а, следовательно, требующей осмысления с учетом актуального политического контекста и в русле подходов современной политической науки.

Характеристика источников и степени разработанности проблемы. Проблема войны и мира не нова. Попытки ее решения можно найти в истории политической мысли начиная с древнейших времен. При этом явно прослеживаются два направления в историографии — одно делает акцент на необходимости мира, другое выстраивает аргументацию, обосновывающую допустимость войны. «Мирная» традиция восходит к трактату «Жалоба мира» (1517) Эразма Роттердамского. Затем, в век Просвещения она оформилась в виде концепции, получившей наибольшее развитие в таких трудах, как «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе» (1693) Уильяма Пенна, «Проект вечного мира в Европе» (1713— 1717) Шарля де Сен-Пьера, «Суждение о вечном мире» (1761) Жана-Жака Руссо и «План всеобщего мира» (1786-1789) Иеремии Бентама.

Традиция «войны» еще древнее и восходит к высказыванию Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.) «война — отец всего», продолжается в «Государе» Н. Макиавелли (1469-1527), полагавшим подготовку к войне главной заботой правителя ввиду ее неизбежности, а также трактате Т. Гоббса (1588-1679) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», в котором автор говорит о состоянии «войны всех против всех» как исконно присущем естественному состоянию людей в их жизни до возникновения государства и как

основном принципе международных отношений, в которых естественное состояние государств по отношению друг к другу неустранимо1.

Эти две традиции с особой силой столкнулись между собой в Германии, в период, охватывающий время, предшествовавшее началу французской революции 1789 г. до 30- 40-х гг. XIX в.

Главными источниками при написании работы стали труды представителей политической мысли Германии XVIII - начала XIX вв. — Фридриха II, И.Г. Гердера, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля и К.Ф.Г. фон Клаузевица. Это, прежде всего, «Анти-Макиавелли, или Критическое рассуждение о «Государе» Макиавелли» («Антимахиавель, или Опыт возражения на макиавеллеву науку о образе государственного правления») - философское сочинение Фридриха II Великого, написанное в 1739-1740 гг. и впервые опубликованное в 1740 г. В работе использован его

Л

классический перевод, сделанный А.А. Нартовым (1737- 1813) . Одним из источников при написании диссертации стал неоконченный историко-философский трактат И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества», впервые опубликованный частями в 1784, 1785,1787, 1791 гг. В работе использован перевод трактата на русский язык, осуществленный известным отечественным филологом-германистом А.В. Михайловым3. Из обширного наследия И. Канта, в диссертационном исследовании были использованы его эссе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784) в переводе на русский язык И.А.

1 О зарождении проблематики войны и мира в истории мысли см.: Алексеев-Попов В.С. О социально-политических идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969; Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. М., 1962; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976; Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1982; Лодыженский А.М. Проекты вечного мира и их значение. М., 1880; Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1974; Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975; Эразм Роттердамский и его время. М., 1989; и др.

Фридрих Великий. Анти-Макиавелли; [пер. с нем. А.А. Нартова]. М.: Эксмо-Пресс, 2017. - 152 с.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. 2-е изд, испр. ; [пер. с нем. и примеч. А.В. Михайлова]. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 760 с.

Шапиро, статья «О поговорке "Может это и верно в теории, но не годится для практики"» (1793) в переводе Н. Вельденберг, философский трактат «К вечному миру» (1795) в переводе А.В. Гулыги, а также трактаты «Метафизика нравов» (1797) в переводе С.Я. Шейнман-Топштейна, Ц.Г. Арзаканьяна и «Спор факультетов» (1798) в переводе М.И. Левиной. Все они вошли в 8-ми томное собрание сочинений И. Канта, изданное в 1994 г. под общей редакцией А. В. Гулыги4. Из наследия И.Г. Фихте как источники были использованы две его работы - трактат-утопия «Замкнутое торговое государство: философский проект, служащий дополнением к науке о праве и попыткой построения грядущей политики» (1800) в переводе 1923 г. Э.Э. Эссена (1879 - 1931) вошедший в двухтомник сочинений Фихте5, а также лекции «Речи к немецкой нации» (1807-1808) в переводе А.А. Иваненко6. В качестве источников при написании диссертационной работы были привлечены и работы Г.В.Ф. Гегеля — неоконченная рукопись «Конституция Германии» (около 17981803), статьи «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве» (1802) и «Система нравственности» (конец 1802- начало 1803) □ все они, первые две в переводе М.И. Левиной и третья в переводе Е.А. Фроловой вошли в сборник «Политические произведения», изданный в

п

1978 г. в серии «Памятники философской мысли» . Наряду со статьями и рукописями были использованы и крупные произведения Гегеля —

4 Кант И. Собрание сочинений: в 8 т.: юбилейное издание 1794-1994: [перевод с немецкого] / Под общ. ред. А. В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994.

5 : Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство / Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т. Т. 2.; [пер. с нем. Э.Э. Эссена; сост. и примеч. В. Волжского]. СПб.: Мифрил, 1993. С. 225-357.

6 Фихте И.Г. Речи к немецкой нации ; [пер. с нем. А. А. Иваненко]. СПб.: Наука, 2009. — 348 с.

Гегель Г.В.Ф. Политические произведения; [пер. с нем. М.И. Левиной] (Памятники философской мысли / ред.кол.: Кедров Б.М. и др.). М.: Наука, 1978. С. 64184; 185-275; 276-367.

о

«Феноменология духа» (1805-1806) в переводе Г.Г. Шпета , «Философия духа», ставшая третьей частью гегелевской «Энциклопедии философских наук» (1817) и переведенная Б.А.Фохтом9, а также «Философия права» (1820) в переводе 1934 г. Б.Г. Столпнера, исправленном М.И.Левиной10. Завершает перечень источников переиздание классического перевода А.К. Рачинского (1832-183311) на русский язык незаконченного трактата К.

1 9

Клаузевица «О войне» (1832) .

Что касается историографии вопроса, то, прежде всего, нужно отметить работы советских ученых □ военных, историков, философов, социологов, политиков, психологов, затрагивавших различные идейные

13

аспекты темы войны и мира . Проблематику войны и мира в истории мысли активно разрабатывали И.С. Андреева, Ю.Я. Баскин, В.В. Ермошин, А.О. Чубарьян и др. Одним из первых фундаментальных исследований эволюции идеи мира в западноевропейской философии является исследование И.С. Андреевой14. Ю.Я. Баскин проанализировал идею вечного мира в философии и политической литературе Нового

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Гегель Г.В.Ф. Система наук: Ч.1. Феноменология духа; [пер. с нем. Г.Г. Шпета; вступ. ст. К. А. Сергеева, Я. А. Слинина]. Изд. 2-е, стер. СПб.: Наука, 2006. - 443 с.

9 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 тт. Т.3. Философия духа; [пер. с нем. Б.А. Фохта, вступ. статья Е.П. Ситковского]. (Философское наследие / ред. кол.: Б.М. Кедров и др.). М.: Мысль, 1977. - 471 с.

10 Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц.— М.: Мысль, 1990. - 524 с.

11 Клаузевиц К. О войне / пер. А. К. Рачинского. В 3 т. М.: Гос. воен. изд-во, 19321933.

12

Клаузевиц К. О войне. Избранное; [пер. с нем. А. К. Рачинского; предисл. и коммент. Л. В. Ланника]. М.: АСТ: ОГИЗ, 2018. - 348 с.

13 Существует значительное количество отечественных исследований, посвященных проблематике войны и мира, отметим наиболее значимые из них: Мир как проблема человека. М., 1990; Война и мир в ранней истории человечества. М., 1994; Проблема войны и мира в истории. Ставрополь, 1993; Серебрянников В.В. Социология войны. М.,1997; Сидоров О.И. Война и религия. М., 1979; Философия мира против идеологии войны. М., 1988; и др.

14 Выхристюк-Андреева И.С. Проблема всеобщего мира в западноевропейской философии (до возникновения марксизма). Дисс. ... докт. филос. наук. Тбилиси, 1973; Андреева И.С. Проблема мира в западноевропейской философии. М., 1975.

времени15. Работа В.В. Ермошина посвящена эволюции идеи мира в политико-правовой мысли Нового времени16. В трудах А.О. Чубарьяна исследуется эволюция представлений о Европе без войн17.

В ряду обобщающих исследований, посвященных изучению генезиса и эволюции традиции постановки и решения проблемы войны и мира в политической мысли выделяются работы представителей историко-философских школ Московского университета: В.Н. Кузнецова, И.С.

1 Я

Нарского, Т.И. Ойзермана, В.В. Соколова и др. ; и Института философии РАН: Т.Б. Длугач, Н.В. Мотрошиловой, Э.Ю. Соловьева и др.19

15 Баскин Ю.Я. Идея вечного мира в философии и политической литературе Нового времени // Советский ежегодник международного права 1964-1965 гг. М., 1966. С. 190 - 201.

16 Ермошин В.В. Проблема войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. М., 1989.

17

Чубарьян А.О. Идея вечного и справедливого мира в общественной мысли России в XIX - начале XX веков. М., 1980; Чубарьян А.О. Европейская идея в истории.

М., 1987.

18

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязное А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986; Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976; Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979; Ойзерман Т.И. Философия Канта. М., 1974; Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962; Соколов В.В. От философии античности к философии Нового времени: субъект-объектная парадигма. М., 2000; и др.

19 Длугач Т.Б. И.Г. Фихте // Ценности и смыслы. 2012. № 4. С. 43-54; Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990; Длугач Т.Б. Кант. Третья «Критика» // Философские науки. 2009. № 7. С. 5-24; Длугач Т.Б. От Канта к Фихте (сравнительно-исторический анализ). М., 2010; Мотрошилова Н.В. Концепция «вечного мира» и союза государств И. Канта: актуальное значение // Иммануил Кант: наследие и проект / Под. ред. В.С. Степина, Н.В. Мотрошиловой. М., 2007. С. 406-428; Мотрошилова Н.В. Оригинальный анализ российского кантоведения конца XIX - начала XX века // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2015. № 4. С. 124-128; Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984; Motroshilova N.V. Kant in Rußland. Bemerkungen zur Kant-Rezeption und -Edition in Rußland anläßlich des Projektes einer deutsch-russischen Ausgabe ausgewaehlter Werke Immanuel Kants // Kant-Studien. 2000. no. 91. pp. 73-95; Соловьев Э.Ю. И. Кант: Взаимодополнительность морали и права. М., 1992; Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М., 2005; Соловьев Э.Ю. Теория «общественного договора» и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974. С. 184-235; Соловьев Э.Ю. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983; Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном / Под ред. П. Козловски, Э. Соловьева. М., 2000; и др.

Особое место в исследовании проблемы войны и мира в наше время

90 91 99

принадлежит В.К. Белозёрову , В.А. Вархотовой , А.С. Капто , В.И.

23 24 25

Коротких , А.В. Соловьеву , А.А. Чанышеву , в работах которых данная

20

Белозёров В.К. Александр Суворов в трудах Карла Клаузевица // Военный академический журнал. 2015. № 3 (7). С. 69-79; Белозёров В.К. Клаузевиц глазами Снесарева // Вестник академии военных наук. 2007. № 4. С. 182-183; Белозёров В.К. Клаузевиц как теоретик партизанства // Вестник Академии военных наук. 2015. № 1 (50). С. 169-173; Белозёров В.К. Клаузевиц и современные войны // Военно-промышленный курьер. 2005. № 23 (90). С. 11; Belozerov V.K. The political theory of war with Carl von Clausewitz and Carl Schmitt from the vantage point of Russia (part 1) // Austrian Military Journal. 2018. no. 1. pp. 12-23; Belozerov V.K. The political theory of war with Carl von Clausewitz and Carl Schmitt from the vantage point of Russia (part 2) // Austrian Military Journal. 2018. no. 2. pp. 147-157.

21 u

Вархотова В.А. Идея вечного мира в социально-политической мысли Европы. Saarbrücken, 2012; Вархотова В.А. Основы будущего мира Питирима Сорокина // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2007. № 5. С. 3345; Вархотова В.А. Особенности идеи «Вечного мира» в политических учениях XIX в. // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2006. № 4. С.

60-68; Ни (Вархотова) В.А. Вечный мир: введение в историю идеи. М., 2002; и др.

22 ц

Капто А.С. Природа человека в ракурсе войны и мира // Социально-гуманитарные

знания. 2008. № 3. С. 179-197; Капто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М., 1990; Капто А.С. Этика мира в контексте концепции ЮНЕСКО «культура мира» // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2016. № 1 (54). С. 22-32. И др.

23 Коротких В. И. Классическая философия в современной культуре. М. 2013; Коротких В.И. Метод «науки опыта сознания» и рождение «Феноменологии духа» // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 2010. С. 172-194; Коротких В.И. Проблема методологических оснований психологии в «Феноменологии духа» Гегеля // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 44. С. 122-130; Коротких В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля // Вопросы философии. 2003. № 4. С. 175-185; и др.

24 Соловьев А.В. 1812 год: прообраз будущих войн // Военный академический журнал. 2017. № 4 (16). С. 42-50; Соловьев А.В. А.Е. Снесарев - представитель русской философии войны // Философия и общество. 2018. № 3 (88). С. 100-115; Соловьев А.В. A.E. Snessarev et la philosophie de la guerre en Russie // Géostratégiques. 2019. no. 52. Режим доступа: http://www.academiedegeopolitiquedeparis.com/a-e-snessarev-et-la-philosophie-de-la-guerre-en-russie/. И др.

Чанышев А.А. Государство как политический инструмент социально-экономического освобождения человека (политическая теория Фихте) // Вестник МГИМО Университета. 2010. № 4. С. 245-254; Чанышев А.А. Кант и Фихте: теоретико-мировоззренческие основания концепции «Вечного мира» // Актуальные проблемы политической теории и практики. М., 2018. С. 93-105; Чанышев А.А. Противоречия современной эпохи и проект замкнутого торгового государства И.Г. Фихте // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2010. № 6. С. 46-58. И др.

проблема была освещена как в общеметодологическом плане, так и в плане изучения с ней связанных идей немецких мыслителей XVШ-XIX вв.

Нужно сказать и об уникальном международном проекте реализуемом Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта и Фондом Фридриха Науманна, в ходе которого проводятся международные семинары, посвященные анализу и осмыслению творческого наследия И. Канта, один из которых был посвящен кантовскому проекту вечного мира и его реализации в современной политике26. Из работ участников этого проекта отметим статьи японского исследователя Х. Накамуры, посвященную анализу концепций мира у Э. Роттердамского, И. Канта и С. Фридлендера, отечественного социолога А.Н. Саликова, исследующего интерпретацию идей Вечного мира в современной политике, а также немецкого автора Й. Краузе, сосредоточившего внимание на идейном контексте создания

27

трактата «К вечному миру» .

В зарубежной историографии также существует большой массив

28

исследовательской литературы о проблемах войны и мира28, в котором нужно выделить работы, посвященные творчеству представителей

26 Кантовский проект вечного мира в контексте современной политики. Материалы международного семинара Фонд Фридриха Науманна и БФУ им. И. Канта / под редакцией А.С. Зильбера, А.Н. Саликова. Калининград, 2013.

27 Накамура Х. Путь Канта к вечному миру в XXI веке // Кантовский сборник. 2013. № 4. С. 7-14; Саликов А.Н. Кантовский проект вечного мира и проект европейского // Кантовский сборник. 2013. № 3. С. 24-32; Саликов А.Н. Интерпретация идей трактата «К вечному миру» И. Канта в современной либеральной теории демократического мира // Кантовский сборник. 2012. № 4. С. 42-49; Краузе Й. Кант и его время: трактат «К вечному миру» на фоне французской революции и последующих войн // Кантовский сборник. 2013. № 1. С. 33-45.

28 См., в частности: Bertz R., Herman Т. Peace and war. L., 1973; Ferguson J. Classical looks at Peace studies // Peace studies: the hard questions. London, 1987; Johnson J.T. The quest for peace. Three moral traditions in Western cultural history. N-J., 1987; Mangone G.J. The idea and practice of World government. N-Y., 1951; Morrisey W. Apolitical approach to pacifism. Mellen, 1996; Murty К. The quest for peace. Dehli, 1986; Peace projects of the XVIII century. N-Y., L. 1974.; Russel B. Why men fight. A method of abolishing the international duel. N-Y., 1920; UNESCO Yearbook on peace and conflict studies. Paris, 1981; и др

философской и политической мысли Германии XVIII - начала XIX вв., и

29

особенно К.Ф.Г. фон Клаузевица . В новейшее время вышел целый ряд статей и книг зарубежных авторов, часть из которых была переведена на русский язык. Это, например, статья К. Паяра, в которой он рассуждает о возможности реализации идеи «Вечного мира», работа Г. Хармана, посвященная теории Клаузевица, труд Г. Гайзмана о философском реализме

30

Канта, книга Д. Зенгхааса, исследующего идею всеобщего мира30, и др.

В заключение краткого историографического обзора, необходимо сказать о диссертационных исследованиях, в которых под разными углами зрения рассматривается тематика войны и мира в истории западноевропейской, и в частности, немецкой, мысли □ Е.Ю. Винокурова,

29

Aron R. Clausewitz - Stratege und Patriot // Preussen. Seine Wirkung auf die deutsche Geschichte. Stuttgart, 1985. pp. 41-64; Aron R. Penser la guerre, Clausewitz. In 2 vol. Vol. 1. Paris, 1976; Aron R. Penser la guerre, Clausewitz. In 2 vol. Vol. 2. Paris, 1976; Camon H. Clausewitz. Paris, 1911; Cimbala St.J. Clausewitz and Escalation: Classical perspectives on nuclear strategy. London, 1991; Clausewitz and Modern Strategy. London, 1986; Durieux B. Relire "De la Guerre" de Clausewitz. Paris, 2005; Freiheit ohne Krieg? Beiträge zur Strategie-Discussion der Gengwart im Spiegel der Theorie von Carl von Clausewitz. Bonn, 1980; Friedrich II von Preussen. Schriften und Briefe. Leipzig, 1985; Gallie W.B. Philosophers of Peace and War: Kant, Clausewitz, Marx, Engels and Tolstoy. Cambridge, 1978; Gat A. Origins of Military Thought from the Enlightenment to Clausewitz. Oxrord, 1989; Gerhardt V. Eine Theorie der Politik. Immanuel Kants Entwurf. Zum ewigen Frieden. Damstadt, 1995; Guinret H. Clausewitz et la guerre. Paris, 1999; Hahlweg W. Clausewitz. Soldat-Politiker-Denker. Göttingen, 1969; Handell M.I. Masters of War: Sun Tzu, Clausewitz and Jomini. London, 1992; Herberg-Rote A. Das Rätsel Clausewitz. Munich, 2001; Heuser B. Reading Clausewitz. London, 2002; Howard M. Clausewitz. Oxford, 1983; Lonnsdale D. The Nature of War in the Information Age: Clausewitzian future. London, 2004; Marwedel U. Carl von Clausewitz. Persönlichkeit und Wirkungsgeschichte seines Werkers bis 1918. Boppard am Rhein, 1978; ParetP. Clausewitz and the State. Oxford, 1976; Paret P. Understanding War. Princeton, 1992; Rose O. Carl von Clausewitz. Wirkungsgeschichte seines Werkes in Russland und der Sowjetunion 1836-1991. München, 1995; Rothfels H. Carl von Clausewitz. Politik und Krieg. Berlin, 1920; Schering WM. Die Kriegsphilosophie von Clausewitz. Hamburg, 1935; Smith H. On Clausewitz: A study of military and political ideals. Brasingstoke, 2005; Sur Clausewitz. Brussels, 1987; Terray E. Clausewitz. Paris, 1999; и др.

30 .

Паяр К. Возможен ли вечный мир? Кант или миротворческий разум // Логос. 2003. № 1. (36). С. 10-19; Харман Г. Введение в Клаузевица // Логос. 2019. № 3 (130). С. 25-58; Гайзман Г. Учение Канта о вечном мире и его уникальный философский реализм // Вопросы философии. 2009. №12. С. 94-104; Geismann G. Recht und Moral in der Philosophie Kants // Jahrbuch für Recht und Ethik. 2006. № 14. S. 3-124; Senghaas D. On Perpetual Peace: A Timely Assessment. New York, 2007.

В.А. Волкова, А.А. Писаренкова , а также работах последних лет отечественных ученых, посвященных анализу идей войны и мира в творчестве немецких мыслителей XVШ-XIX вв. □ Н.А. Дмитриевой, А.Д. Куманькова, А.М. Орехова, Т.Г. Румянцевой, А.А. Тесли, Л.И. Тетюева .

Историографический обзор литературы по теме показывает, что, несмотря на значительный интерес к проблематике войны и мира, большое число работ, в отечественной политической науке пока нет специального историко-политологического исследования, рассматривающего социально-политические взгляды на проблему войны и мира немецких мыслителей XVIII - начала XIX вв.

Это обусловило выбор объекта и предмета, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Объектом исследования являются политические идеи и учения мыслителей Германии XVIII - начала XIX вв. — Фридриха II, И.Г. Гердера, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля и К.Ф.Г. фон Клаузевица, представленные в их политико-философских и публицистических работах.

Предмет исследования □ оригинальная совокупность решения Фридрихом II, И.Г. Гердером, И. Кантом, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегелем и К.Ф.Г. фон Клаузевицем проблемы войны и мира, состоящая из их оценок

31

Винокурова Е.Ю. Политическая философия Канта в современных философских дискуссиях о глобальном политическом устройстве. Дисс. ... канд. филос. наук. Калининград, 2001; Волков В.А. Идея политики в немецкой классической философии: И. Кант, И.Г. Фихте. Дисс. ... докт. полит. наук. Санкт-Петербург, 2002; Писаренков А.А. Апология войны в истории западноевропейской мысли: От античности до немецкой классической философии. Дисс. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2005.

32

Дмитриева Н.А. «Вечный мир» И. Канта на рубеже веков и в период Первой мировой войны // Преподаватель XXI век. 2014. № 2. С. 45-60; Куманьков А.Д. Философия войны: краткий очерк истории // Логос. 2019. № 3 (130). С. 99-116; Орехов А.М. «Вечный мир» или «вечная война»? // Пространство и Время. 2014. № 3. С. 62-66; Румянцева Т.Г. Г. Гегель о правомерности и нравственном значении войн versus кантовской идеи «вечного мира» // Социология. 2013. № 2. С. 70-74; Тесля А.А. «Речи к немецкой нации» Фихте: нация, народ и язык // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2014. № 1. С. 80-91; Тетюев Л.И. Кантовский проект «К вечному миру» и современный мир // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 10. № 55. С. 4-7.

конкретных исторических и политических событий, суждений о тех или иных политических феноменах и отношения к современным им политическим и общественным реалиям.

Цель исследования. Систематизация социально-политических взглядов Фридриха II, И.Г. Гердера, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля и К.Ф.Г. фон Клаузевица по проблеме войны и мира, определение общего, особенного и частного в их воззрениях на войну и мир.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) охарактеризовать взгляды Фридриха II о благе мира и войне как факторах государственной жизни;

2) рассмотреть характерные черты утопии «вечного мира» И.Г. Гердера;

3) раскрыть содержание теории И. Канта о «вечном мире» как альтернативе «вечному покою»;

4) определить специфику обоснования И.Г. Фихте идеи о взаимосвязи войны и мира;

5) показать особенности истолкования Г.В.Ф. Гегелем «необходимости» и «нравственного значения войн»;

6) дать характеристику представлений К.Ф.Г. фон Клаузевица о связи войны с политикой;

7) выявить общее и особенное в подходах и трактовках войны и мира немецких мыслителей, особенности и специфику обоснования их точек зрения.

Хронологические рамки исследования. Рассмотренные в исследовании тексты созданы в XVIII - начале XIX вв. Это период от пика до краха Просвещения, когда, с одной стороны, ушли из жизни последние мыслители, встретившие Великую французскую революцию 1789-1794 гг. совершеннолетними, с другой стороны, Европа вступила в

эпоху массовых политических движений. Конец периода совпадает с

33

окончанием классической западной политико-философской традиции .

Теоретико-методологические основы исследования.

Диссертационное исследование выполнено на основе историко-политологического подхода, который включает в себя элементы исторического анализа, историко-философской реконструкции и политико-текстологического анализа. Методологические основы исследования представлены общенаучными методами анализа и синтеза, дедукции и индукции, классификации и аналогии. Теоретическую основу диссертационной работы составляют разработки отечественных и западных исследователей творчества Фридриха II, И.Г. Гердера, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля и К.Ф.Г. фон Клаузевица.

Научная новизна исследования обуславливается тем, что в диссертации впервые в современной российской политической науке предпринята попытка обобщения и комплексного анализа проблемы войны и мира в творчестве Фридриха II, И.Г. Гердера, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля и К.Ф.Г. фон Клаузевица, в результате которого аргументировано положение о том, что в обозначенный рамками диссертационного исследования период немецкая политическая мысль пережила распространенный и повторяющийся в истории человечества этап увлечения утопией установления «вечного мира» на земле и возвращения к реальности, в которой фактор войны остается неустранимым элементом международных отношений. Исходя из этого, элементы научной новизны можно свести к следующим пунктам. В диссертационной работе:

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зоткин Алексей Александрович, 2019 год

Литература

1. Актуальные вопросы истории социально-политических учений и политической текстологии: материалы круглого стола / К.М. Андерсон, О.Ю. Бойцова, А.А. Зоткин и др. // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. № 4. С. 91-127.

2. Алексеев-Попов В.С. О социально-политических идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

3. Андреева И.С. Вековая мечта человечества // И. Кант о вечном мире. М., 1963.

4. Андреева И.С. Учение Канта о вечном мире // Проблема мира в западноевропейской философии. М., 1975.

5. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. М., 1962.

6. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

7. Балаклеец Н.А. Война, политика и субъект: философия военной деятельности Карла Клаузевица // Философская мысль. 2017. № 2. С. 5570.

8. Балаклеец Н.А. Философия войны: Толстой и Клаузевиц // Социодинамика. 2017. №1. C. 1-15.

9. Барнашов О.В. Проблема актуальности учения К. Клаузевица о войне как продолжение политики в современную эпоху // Годичная научная конференция (Российско-Армянский (Славянский) университет, 3-7 декабря 2007 г.): Сб. научных статей. Ереван: РАУ, 2008.

10. Барнашов О.В. Сущность формулы К. Клаузевица о взаимосвязи войны и политики // Вестник Российско-Армянского университета (гуманитарные и общественные науки). 2011. № 1 (10). С. 29-41.

11. Баскин Ю.Я. Идея вечного мира в философии и политической литературе Нового времени // Советский ежегодник международного права 1964-1965 гг. М., 1966.

12. Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография эроса. СПб., 1994.

13. Баум М. Право и государство у Канта // Иммануил Кант: наследие и проект / Под. ред. В.С. Степина, Н.В. Мотрошиловой. М., 2007.

14. Белозёров В.К. Александр Суворов в трудах Карла Клаузевица // Военный академический журнал. 2015. № 3 (7). С. 69-79.

15. Белозёров В.К. Клаузевиц глазами Снесарева // Вестник академии военных наук. 2007. № 4. С. 182-183.

16. Белозёров В.К. Клаузевиц как теоретик партизанства // Вестник Академии военных наук. 2015. № 1 (50). С. 169-173.

17. Белозёров В.К. Клаузевиц и современные войны // Военно-промышленный курьер. 2005. № 23 (90).

18. Бельский М. Неизвестный Великий король. Монреаль: Accent Graphics Communication, 2013.

19. Бергер Дж. Сунь Цзы и Клаузевиц: кто более релевантен современной войне? // Геополитика. 2013. Вып. ХХ1. Война. С. 63-71. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.geopolitica.ru/article/sun-czy-i-klauzevic-kto-bolee-relevanten-sovremennoy-voyne (дата обращения: 23.09.2019).

20. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

21. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.

22. Бур М. Фихте М., 1965.

23. Быкова М.Ф. «Феноменология духа» как проект социальной онтологии // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 2010.

24. Варрен Н. Философский слух: понимание войны в сочинениях Клаузевица // Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 4. С. 12-27.

25. Вархотова (Ни) В.А. Идея вечного мира в социально-политической мысли Европы. Германия, 2012.

26. Вейль Э. Гегель и государство. СПб., 2009.

27. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

28. Винокурова Е.Ю. Политическая философия Канта в современных философских дискуссиях о глобальном политическом устройстве. Дисс. ... канд. филос. наук. Калининград, 2001.

29. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории ХУШ-Х1Х вв. (Теории прогресса). Иваново-Вознесенск, 1925.

30. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1994.

31. Волков В.А. Идея политики в немецкой классической философии: И. Кант, И.Г. Фихте. Дисс. ... докт. полит. наук. Санкт-Петербург, 2002.

32. Выхристюк-Андреева И.С. Проблема всеобщего мира в западноевропейской философии (до возникновения марксизма). Дисс. ... докт. филос. наук. Тбилиси, 1973.

33. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914.

34. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

35. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

36. Гайзман Г. Свобода и право: политическая философия Канта и современность. Нижневартовск, 2003.

37. Гайзман Г. Учение Канта о вечном мире и его уникальный философский реализм // Вопросы философии. 2009. №12. С. 94-104.

38. Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. В 2 т. Т. 1. СПб., 2011.

39. Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. В 2 т. Т. 2. СПб., 2011.

40. Галанза П.Н. Учение Иммануила Канта о праве и государстве. М., 1960.

41. Гегель Г.В.Ф. Вступительная речь к курсу лекций. Берлин, 22 октября 1818 г. // Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978.

42. Гегель Г.В.Ф. Конституция Германии // Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 65-184.

43. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

44. Гегель Г.В.Ф. О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве // Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 184-275.

45. Гегель Г.В.Ф. Система нравственности // Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978.

46. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 2006.

47. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 2000.

48. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

49. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

50. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977.

51. Гердер И.Г. Еще один опыт философии истории для воспитания человечества // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.-Л., 1959. С. 274-284.

52. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. 2-е изд., испр. М.; СПб., 2013.

53. Гердер И.Г. Письма для поощрения гуманности // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб., 2003. С. 250-258.

54. Гердер И.Г. Трактат о происхождении языка // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.-Л., 1959. С. 133-156.

55. Германская история в новое и новейшее время. Т. 1. М., 1970.

56. Герье В.И. Философия истории от Августина до Гегеля. М.,

1915.

57. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1965.

58. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1965.

59. Гинцберг Л.И. Фридрих II // Вопросы истории. 1988. № 11. С. 98118.

60. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.

61. Гулыга А.В. Гегель. 2-е изд., испр. и допол. М., 1994.

62. Гулыга А.В. Гегель. Вехи творческого пути. М., 1972.

63. Гулыга А.В. Гердер. М., 1975.

64. Гулыга А.В. Кант. 3-е изд. М., 1994.

65. Гулыга А.В. К вечному миру Канта. М., 1989.

66. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

67. Гулыга А.В. Предисловие // Бур М. Фихте. М., 1965.

68. Гулыга А.В. Учение Канта о вечном мире // Философия Канта и современность. М., 1974.

69. Гуторов В.А. Наследие И. Канта в структуре современной политической философии // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2011. № 1 (41). С. 218-227.

70. Гуторов В.А. Современная политическая философия в контексте наследия И. Канта // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2005. Т. 1. № 2. С. 7-14.

71. Дворцов А.Т. Гегель. М., 1972.

72. Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство // Танатография эроса. СПб., 1994.

73. Длугач Т.Б. И.Г. Фихте // Ценности и смыслы. 2012. № 4. С. 4354.

74. Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990.

75. Длугач Т.Б. Кант. Третья «Критика» // Философские науки. 2009. № 7. С. 5-24.

76. Длугач Т.Б. От Канта к Фихте (сравнительно-исторический анализ). М., 2010.

77. Дмитриева Н.А. «Вечный мир» И. Канта на рубеже веков и в период Первой мировой войны // Преподаватель XXI век. 2014. № 2. С. 4560.

78. Докучаев А.В. Война и культура (культурологические и социально-культурные интерпретации феномена войны). М., 2000.

79. Ермошин В.В. Проблема войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. М., 1989.

80. Желудков А. Гуго Гроций и его трактат «О праве войны и мира» // Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. С. 6-38.

81. Жирар Р. Завершить Клаузевица. М., 2019.

82. Жирар Р. Устремление к крайности // Богословие. Образование. Культура. 2016. № 4 (20). С. 537-566.

83. Жирмунская Н.А. Историко-философская концепция И.Г. Гердера и историзм Просвещения // Проблемы историзма в русской литературе конца XVIII - начала XIX в. Л., 1981.

84. Замковой В.И. Проблемы войны и мира в современной идеологической борьбе. М., 1978.

85. Зомбарт В. Торгаши и герои. Раздумья патриота // Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. СПб., 2005.

86. Зоткин А.А. Война, политика и мир в трактовке К. фон Клаузевица // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2019. № 2. С. 113-127.

87. Зоткин А.А. Вечный мир: утверждение или принуждение? // SCHOLA-2018: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова / Под ред. А.Ю. Шутова и А.А. Ширинянца. М., 2018. С. 131-137.

88. Зоткин А.А. Гегелевская критика «вечного мира» И. Канта // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2011. № 3. С. 40-51.

89. Зоткин А.А. И.Г. Фихте об исключительной роли немцев в окончательном решении проблемы войны и мира // SCHOLA-2016: Политическая текстология и история идей / Под ред. А.Ю. Шутова, А.А. Ширинянца. М., 2016. С. 55-59.

90. Зоткин А.А. И.Г. Фихте о последней войне за «вечный мир» // SCH0LA-2015: Материалы Третьей международной научной конференции «Политика в текстах - тексты в политике: наука истории идей и учений». М., 2015. С. 140-143.

91. Зоткин А.А. Идея вечного мира в творчестве И. Канта и И.Г. Фихте // Материалы международной конференции «Политическая наука и меняющееся общество». Кишинев, 2015. С. 257-262.

92. Зоткин А.А. Идея вечного мира в творчестве И. Канта и И.Г. Фихте // Материалы международной конференции «Политическая наука и меняющееся общество». Кишинев, 2015. С. 257-262.

93. Зоткин А.А. Карл фон Клаузевиц о проблеме войны и мира // SCH0LA-2010: Сборник научных статей факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2010. С. 162-167.

94. Зоткин А.А. Проблема войны и мира в творчестве Канта, Фихте и Гегеля // Вестник Московского государственного областного

университета (электронный журнал). 2016. № 4. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/784.

95. Зоткин А.А. Проблема войны и мира в политической мысли Германии конца XVIII - начала XIX века // Региональные интеграционные процессы и Беларусь: философско-мировоззренческие основания, тенденции развития, опыт социально-политического моделирования. Белорусская политология: многообразие в единстве: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 17-18 мая 2018 г. В 2 ч. Ч. 1. Гродно, 2018. С. 171-174.

96. Зоткин А.А. Проблема войны и мира: немецкая классика и современность // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени. Сборник материалов Пятой международной конференции молодых ученых и специалистов «Clio-2015». М. 2015. С. 111114.

97. Зоткин А.А. и др. Политическая текстология как наука и учебная дисциплина: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2014. № 4. С. 110-136.

98. Зоткин А.А. и др. Политическая текстология как наука и учебная дисциплина: круглый стол // SCH0LA-2013. Материалы международной научной конференции «Политика в текстах - тексты в политике». М., 2013. С. 341-357.

99. Зоткин А.А. Проблема «вечного мира» в заочной полемике Канта и Гегеля // Политика в текстах - тексты в политике: наука истории идей и учений. Материалы международной научной конференции: к 40-летию кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова: В 2 тт. Том. 1. Доклады. М., 2011. С. 114-124.

100. Зоткин А.А. Проблема войны и мира в немецкой классической философии: уроки истории // EXPERIMENTUM-2014: Сборник научных статей философского факультета МГУ. М., 2014. С. 25-36.

101. Зоткин А.А. Фихте об исключительной роли немцев в окончательном решении проблемы войны и мира / Актуальные вопросы истории социально-политических учений и политической текстологии: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. № 4. С. 117-119.

102. Зоткин А.А., Козиков И.А. «Анти-Макиавелли» Фридриха Великого о благе мира и войне во имя справедливости // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 3. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/964.

103. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., СПб., 1994.

104. Искусство войны: антология военной мысли. СПб., 2009.

105. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 8. М., 1994.

106. Кант И. К вечному миру // Кант И. Собр. соч. в восьми тт. Т. 7. М., 1994. С. 5-136.

107. Кант И. Метафизика нравов / Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 6. М., 1994.

108. Кант И. О поговорке «Может это и верно в теории, но не годится для практики» // Кант И. Собр. соч. в восьми тт. Т. 8. М., 1994.

109. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Кант И. Собр. соч. в восьми тт. Т. 8. М., 1994.

110. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Собр. соч. в восьми тт. Т. 8. М., 1994.

111. Кант И. Рецензия на книгу И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества», 1785. // Кант И. Собр. соч. в восьми тт. Т. 8. М., 1994.

112. Кант И. Спор факультетов // Кант И. Собр. соч. в восьми тт. Т. 7. М., 1994.

113. Кантовский проект вечного мира в контексте современной политики. Материалы международного семинара Фонд Фридриха Науманна и БФУ им. И. Канта / под редакцией А.С. Зильбера, А.Н. Саликова. Калининград, 2013.

114. Капто А.С. Природа человека в ракурсе войны и мира // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3. С.179-197.

115. Капто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М., 1990.

116. Капто А.С. Этика мира в контексте концепции ЮНЕСКО «культура мира» // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2016. № 1 (54). С. 22-32.

117. Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988.

118. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.

119. Кастилло М. Космополитизм Канта сегодня // Иммануил Кант: наследие и проект / Под. ред. В.С. Степина, Н.В. Мотрошиловой. М., 2007.

120. Кашников Б.Н. Просвещенный реализм Карла фон Клаузевица о морали и опасности абсолютной войны // Военно-юридический журнал. 2014. № 4. С. 26-32.

121. Кембаев Ж.М. Идея «федерализма свободных государств» Иммануила Канта как важнейшая веха в развитии правовой теории межгосударственной интеграции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 6. С. 103-112.

122. Кембаев Ж.М. Политические и правовые воззрения Иоганна Готлиба Фихте относительно объединения государств Европы и мира // История государства и права. 2011. № 16. C. 44-48.

123. Клаузевиц К. 1812 год. М., 2004.

124. Клаузевиц К. Итальянский поход Наполеона Бонапарта 1796 года. М., 1939.

125. Клаузевиц К. О войне. 2-е изд. М., 1934.

126. Клаузевиц К. О войне. М., 1994.

127. Клаузевиц К. О войне. М., 1998.

128. Клаузевиц К. О войне. Избранное. М., 2018.

129. Клаузевиц К. О войне. Carl von Clausewitz. On War. М., 2007.

130. Клаузевиц К. От некоего военного к Фихте, автору статьи о Макиавелли, опубликованной в первом номере журнала «Веста» // Логос. 2019. № 3. С. 59-66.

131. Клаузевиц К. Швейцарский поход Суворова 1799 года. М.,

1939.

132. Клименко А. Ю. Карл Клаузевиц и Россия // Новая и новейшая история. 2012. № 4. С. 195-198.

133. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998.

134. Колосов Г. Война и мир в ранней истории человечества. М.,

1994.

135. Колосов Г. Мир как проблема человека. М., 1990.

136. Колосов Г. Проблема войны и мира в истории. Ставрополь,

1993.

137. Колосов Г. Проблема обеспечения мира и безопасности в концепциях западных политологов. М., 1983.

138. Колосов Г. Философия мира против идеологии войны. М.,

1988.

139. Комаровский Л.А. Успехи идеи мира. М., 1898.

140. Коменский Ян. Всеобщий совет человеческому роду // Трактаты о вечном мире. М., 1963.

141. Кони Ф. История Фридриха Великого. М., 1997.

142. Конституция Франции от 3 сентября 1791 г. // Документы истории Великой французской революции. Т.1. / Ред. А.В. Адо. М., 1990.

143. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д.ф.н. В.В. Васильева. М., 2004.

144. Коротких В.И. Гегель: опыт концептуальной биографии // Философская мысль. 2016. № 7. С. 49-61.

145. Коротких В. И. Классическая философия в современной культуре. М. 2013.

146. Коротких В.И. Метод «науки опыта сознания» и рождение «Феноменологии духа» // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 2010. С. 172-194

147. Коротких В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля // Вопросы философии. 2003. № 4. С. 175-185.

148. Коротких В.И. Проблема методологических оснований психологии в «Феноменологии духа» Гегеля // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 44. С. 122-130.

149. Коротких В.И. «Реконструкция» или «интеграция»? Гегелевский историзм сквозь призму герменевтических стратегий // Философия и культура. 2017. № 9 (117). С. 10-20.

150. Коротких В.И. Русские переводы «Феноменологии духа» и проблема передачи гегелевской мысли в современном философском языке // Философская мысль. 2016. № 8. С. 82-92.

151. Коротких В.И. Учение Гегеля о спекулятивном методе и проблема природы философского знания // Вопросы философии. 2015. № 1. С. 126-138.

152. Коротких В.И. Элементы феноменологического метода в гегелевском учении о субъективном духе // Философская мысль. 2017. № 7. С. 11-20.

153. Краузе Й. Кант и его время: трактат «К вечному миру» на фоне французской революции и последующих войн // Кантовский сборник. 2013. № 1. С. 33-45.

154. Кузнецов И.Н. И.Г. Гердер и французские просветители. М.,

1992.

155. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1989.

156. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

157. Куманьков А.Д. Философия войны: краткий очерк истории // Логос. 2019. № 3 (130). С. 99-116.

158. Купер С. Деятельность европейских обществ мира (1815-1871) // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. М., 1998.

159. Ланник Л.В. Карл Клаузевиц: два века восприятия // Клаузевиц К. О войне. Избранное. М., 2018. С. 5-24.

160. Ленин В.И. Крах II Интернационала // Полное собрание сочинений. Т. 26. М., 1969. С. 209-265.

161. Ленин В.И. Социализм и война // Полное собрание сочинений. Т. 26. Июль 1914 - август 1915. М., 1969. С. 307-350.

162. Лиддел Гарт Б.Г. Стратегия непрямых действий. М., 2017.

163. Лобов В.Н. Карл Клаузевиц. Жизнь. Идеи. Современное значение // Клаузевиц К. О войне. М., 1998. С. 8-22.

164. Лодыженский А.М. Проекты вечного мира и их значение. М.,

1880.

165. Ломоносов А.Г. Иоганн Готлиб Фихте. СПб., 2016.

166. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 2017.

167. Луканин Р.К. Идея прогресса в философии Гердера // Критика буржуазных интерпретаций общественного развития. М., 1984. С. 74-95.

168. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987.

169. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

170. Макиавелли Н. Государь. М., 1998.

171. Макиавелли Н. Государь. О военном искусстве. М., 2019.

172. Максимов С.И. Философия права И. Канта как проект правового общества // Иммануил Кант: наследие и проект / Под. ред. В.С. Степина, Н.В. Мотрошиловой. М., 2007.

173. Малявин В.В. Предисловие // Китайская военная стратегия / Пер. В.В. Малявина. М., 2002.

174. Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1974.

175. Медведев Ж., Медведев Р. Генералиссимус Сталин, генерал Клаузевиц и полковник Разин // Неизвестный Сталин. М., 2011.

176. Меринг Ф. Гердер. На философские и литературные темы. Минск, 1923.

177. Мещеряков Г. Клаузевиц и немецкая военная идеология // Военная мысль. 1945. № 6-7.

178. Мир как проблема человека. М., 1990.

179. Мир/Peace: Альтернативы войне от античности до конца второй мировой войны. Антология. М., 1993.

180. Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времен Революции. М., 2008.

181. Мотрошилова Н.В. Концепция «вечного мира» и союза государств И. Канта: актуальное значение // Иммануил Кант: наследие и проект / Под. ред. В.С. Степина, Н.В. Мотрошиловой. М., 2007.

182. Мотрошилова Н.В. Оригинальный анализ российского кантоведения конца XIX - начала XX века // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2015. № 4. С. 124-128.

183. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.

184. Накамура Х. Путь Канта к вечному миру в XXI веке // Кантовский сборник. 2013. № 4. С. 7-14.

185. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М.,

1976.

186. Ненахов Ю.Ю. Войны и кампании Фридриха Великого. Минск,

2002.

187. Нерсесянц В.С. Гегель. М., 1979.

188. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974.

189. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М., 1998.

190. Ни (Вархотова) В.А. Вечный мир: введение в историю идеи. М., 2002.

191. Ни (Вархотова) В.А. Основы будущего мира Питирима Сорокина // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2007. № 5. С. 33-45.

192. Ни (Вархотова) В.А. Особенности идеи «Вечного мира» в политических учениях XIX в. // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2006. № 4. С. 60-68.

193. Никколо Макиавелли: pro et contra. Антология исследований о нем. СПб., 2002.

194. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. М., 2000.

195. Общественность и проблемы войны и мира. 2-е изд. М., 1978.

196. О'Брайен К.К. «Манифест контрреволюции» // Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993. С. 3-40.

197. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979.

198. Ойзерман Т.И. К вечному миру. Примечания // И. Кант. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994.

199. Ойзерман Т.И. К вопросу об основных идеях «Феноменологии духа» Гегеля // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 2010.

200. Ойзерман Т.И. Философия Канта. М., 1974.

201. Ойзерман Т.И. Философия Фихте. М., 1962.

202. Орехов А.М. «Вечный мир» или «вечная война»? // Пространство и Время. 2014. № 3. С. 62-66.

203. Палафер В. Война и политика: Клаузевиц и Шмитт в свете миметической теории Жирара // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. Т. 2. № 2. 2016. С. 60-78.

204. Паяр К. Возможен ли вечный мир? Кант или миротворческий разум // Логос. 2003. № 1. (36). С. 10-19.

205. Пенн В. Опыт о настоящем и будущем мире в Европе // Трактаты о вечном мире. М., 1963.

206. Першуткин С.Н., Элъманович С.С. Советский Клаузевиц. Вклад Михаила Фрунзе в развитие военной науки и военного дела оказался огромным // Независимая газета. Интернет-версия. 16.02.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nvo.ng.ru/history/2018-02-16/10_984_frunze.html (дата обращения: 27.09.2019).

207. Пионтковский А.А. Теория права и государства Канта // Философия Канта и современность. М., 1974.

208. Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1993.

209. Писаренков А.А. Апология войны в истории западноевропейской мысли: От античности до немецкой классической философии. Дисс. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2005.

210. Питулько Г.Н. Карл фон Клаузевиц и его роль в международных отношениях периода наполеоновских войн в Европе // Научные труды Северо-Западного института управления. 2010. Т. 1. № 1. С. 260-264.

211. Поппер К. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы // Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. Т. II. М., 1992.

212. Потемкин Ф. Теория войн в трудах Карла Клаузевица // Исторический журнал. 1942. № 6. C. 102-109.

213. Проблемы войны и мира. М., 1967.

214. Разин Е.А. Письмо тов. Разина тов. Сталину // Военная мысль. 1947. № 1.

215. Разуваев В.В. Комментарии к Государю Макиавелли. М., 2017.

216. Райтемайер У. Кантовский культурно-исторический набросок проекта всемирно-гражданского общества // Иммануил Кант: наследие и проект / Под. ред. В.С. Степина, Н.В. Мотрошиловой. М., 2007.

217. Рассел Б. История западной философии. Т. II. М., 1993.

218. Ришелье А.-Ж. Политическое завещание, или Принципы управления государством. М., 2008.

219. Румянцева Т.Г. Г. Гегель о правомерности и нравственном значении войн versus кантовской идеи «вечного мира» // Социология. 2013. № 2. С. 70-74.

220. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. О происхождении неравенства. М., 1998.

221. Руссо Ж.-Ж. Суждение о вечном мире // Трактаты о вечном мире. М., 1963.

222. Саликов А.Н. Кантовский проект вечного мира и проект европейского // Кантовский сборник. 2013. № 3. С. 24-32.

223. Саликов А.Н. Интерпретация идей трактата «К вечному миру» И. Канта в современной либеральной теории демократического мира // Кантовский сборник. 2012. № 4. С. 42-49.

224. Свечин А.А. Клаузевиц. М., 1935.

225. Свечин А.А. Клаузевиц. Гений военного искусства. М., 2019.

226. Серебрянников В.В. Социология войны. М.,1997.

227. Сидоров О.И. Война и армия. Философско-социологический очерк. М., 1979.

228. Сидоров О.И. Война и религия. М., 1979.

229. Синельников М. Пока не перекован меч (Лев Толстой и Карл Фон Клаузевиц). 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Htm.ru/?book=40477&descriptюn=1 (дата обращения: 30.09.2019).

230. Снесарев А. Е. Жизнь и труды Клаузевица. М., 2007.

231. Снесарев А. Философия войны. М., 2003.

232. Соколов В.В. От философии античности к философии Нового времени: субъект-объектная парадигма. М., 2000.

233. Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962.

234. Соколов Е. Современность войны: Карл Клаузевиц и его теория // Логос. 2019. № 3. С. 67-98.

235. Соловьев А.В. 1812 год: прообраз будущих войн // Военный академический журнал. 2017. № 4 (16). С. 42-50.

236. Соловьев А.В. А.Е. Снесарев - представитель русской философии войны // Философия и общество. 2018. № 3 (88). С. 100-115.

237. Соловьев А.В. A.E. Snessarev et la philosophie de la guerre en Russie // Géostratégiques. 2019. no. 52. Режим доступа: http : //www. academiedegeopolitiquedeparis. com/a-e-snessarev-et-la-philosophie-de-la-guerre-en-russie/

238. СоловьевВ.С. Гегель // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1988.

239. Соловьев В.С. Кант // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1988.

240. Соловьев Э.Ю. И. Кант: Взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

241. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М., 2005.

242. Соловьев Э.Ю. Теория «общественного договора» и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974.

243. Соловьев Э.Ю. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

244. Сталин И.В. Ответ товарищу Разину // Сталин И.В. Сочинения. Т. 16. М., 1997. С. 21-24.

245. Стрэчен Х. Карл фон Клаузевиц. «О войне». М., 2009.

246. Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном / Под ред. П. Козловски, Э. Соловьева. М., 2000.

247. Сунь-Цзы. Искусство войны. М., 2017.

248. Тесля А.А. «Речи к немецкой нации» Фихте: нация, народ и язык // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2014. № 1. С. 80-91.

249. Тетюев Л.И. Кантовский проект «К вечному миру» и современный мир // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 10. № 55. С. 4-7.

250. Тиа фон Гикси. Стратегия управления по Клаузевицу. М., 2002.

251. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна: что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. М., 2005.

252. Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб., 2003.

253. Туполев Б.М. Фридрих II, Россия и первый раздел Польши // Новая и новейшая история. 1997. № 5. С. 168-195.

254. Фабиан Ф. Перо и меч. Карл Клаузевиц и его время. М., 1956.

255. Федорова М.М. Классическая политическая философия. М.,

2001.

256. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. II. СПб., 1993. С. 225-358.

257. Фихте И.Г. К вечному миру. Философский проект Иммануила Канта // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб., 2003. С. 242-249.

258. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. II. СПб., 1993. С. 7-64.

259. Фихте И.Г. Основа естественного права согласно принципам наукоучения. М., 2014.

260. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. II. СПб., 1993. С. 359-618.

261. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. СПб., 2009.

262. Франц Ф. Перо и меч. Карл Клаузевиц и его время. М., 1956.

263. ФрэйзерД. Фридрих Великий. М., 2003.

264. Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017.

265. Фридрих II. Антимахиавель, или Опыт возражения на макиавеллеву науку о образе государственного правления. СПб., 1779.

266. Фридрих II. Его величества короля прусского наставление о военном искусстве к своим генералам. СПб., 1762.

267. Фридрих II. История бранденбургская с тремя рассуждениями о нравах, обычаях и успехах человеческого разума. М., 1770.

268. Фридрих II. История моего времени. В 2 ч. Ч. 1. СПб., 1794.

269. Фридрих II. История моего времени. В 2 т. Ч. 2. СПб., 1794.

270. Фридрих II. Письма о любви к отечеству, или Переписка Анапистемона и Филопатроса. СПб., 1779.

271. Фридрих II. Поэма Военное искусство в шести песнях. СПб.,

1817.

272. Фридрих II. Рассуждение о причинах установления или уничтожения законов. СПб., 1769.

273. Харман Г. Введение в Клаузевица // Логос. 2019. № 3. С. 25-58.

274. Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. М., 1994.

275. Чайка М.А. Проблемы войны и мира в современной политической мысли США. М., 2000.

276. Чанышев А.А. Государство как политический инструмент социально-экономического освобождения человека (политическая теория Фихте) // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 4. С. 245-254.

277. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая четверть XIX в.). М., 2000.

278. Чанышев А.А. Кант и Фихте: Теоретико-мировоззренческие основания концепции «вечного мира» // Актуальные проблемы политической теории и практики. Сборник лекций Кафедры политической теории МГИМО Выпуск 1. М., 2018. С. 93-105.

279. Чанышев А.А. Проект «Замкнутого торгового государства» И.Г. Фихте и противоречия «современной эпохи» // Сравнительная политика. 2011. № 2. С. 3-13.

280. Чанышев А.А. Противоречия современной эпохи и проект замкнутого торгового государства И.Г. Фихте // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2010. № 6. С. 46-58.

281. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 3. СПб., 2010.

282. Чичерин Б.Н. Свобода и государство. СПб., 2005.

283. Чубаръян А.О. Европейская идея в истории. М., 1987.

284. Чубарьян А.О. Идея вечного и справедливого мира в общественной мысли России в XIX - начале XX веков. М., 1980.

285. Шмитт К. Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum. СПб., 2008.

286. Шмитт К. Теория партизана. М., 2007.

287. Энгельс Ф. Энгельс - Марксу. 7 января 1858 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М., 1962. С. 206-207.

288. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.

289. Эрн В.Ф. От Канта к Крупу // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

290. Яковенко Б.В. Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте. СПб., 2001.

291. Aron R. Clausewitz - Stratege und Patriot // Preussen. Seine Wirkung auf die deutsche Geschichte. Stuttgart, 1985. pp. 41-64.

292. Aron R. Penser la guerre, Clausewitz. In 2 vol. Vol. 1. Paris, 1976.

293. Aron R. Penser la guerre, Clausewitz. In 2 vol. Vol. 2. Paris, 1976.

294. Bentham I. A plan for universal and perpetual peace // Peace projects of the 18 century. New-York, London, 1973.

295. Belozerov V.K. The political theory of war with Carl von Clausewitz and Carl Schmitt from the vantage point of Russia (part 1) // Austrian Military Journal. 2018. no. 1. pp. 12-23.

296. Belozerov V.K. The political theory of war with Carl von Clausewitz and Carl Schmitt from the vantage point of Russia (part 2) // Austrian Military Journal. 2018. no. 2. pp. 147-157.

297. BertzR., Herman Т. Peace and war. London, 1973.

298. Camon H. Clausewitz. Paris, 1911.

299. Carl von Clausewitz: Wirkungsgeschichte seines Werkes in Rußland und der Sowjetunion, 1836-1991. By Olaf Rose. Beiträge zur Militärgeschichte, vol. 49. Munich, 1995.

300. Cimbala St.J. Clausewitz and Escalation: Classical perspectives on nuclear strategy. London, 1991.

301. Clausewitz C. Preussen in seiner grossen Katastrophe. Vienna,

2001.

302. Clausewitz and Modern Strategy. London, 1986.

303. Durieux B. Relire "De la Guerre" de Clausewitz. Paris, 2005.

304. Ferguson J. Classical looks at Peace studies // Peace studies: the hard questions. London, 1987.

305. Fichte J.G. Grundlage des Naturrechts // Sämtl. Werke. Bd. III. Leipzig, 1924.

306. Freiheit ohne Krieg? Beiträge zur Strategie-Discussion der Gengwart im Spiegel der Theorie von Carl von Clausewitz. Bonn, 1980.

307. Friedrich II von Preussen. Schriften und Briefe. Leipzig, 1985.

308. Gallie W.B. Philosophers of Peace and War: Kant, Clausewitz, Marx, Engels and Tolstoy. Cambridge, 1978.

309. Gat A. Origins of Military Thought from the Enlightenment to Clausewitz. Oxrord, 1989.

310. Geismann G. Recht und Moral in der Philosophie Kants // Jahrbuch für Recht und Ethik. 2006. № 14.

311. Gerhardt V. Eine Theorie der Politik. Immanuel Kants Entwurf. Zum ewigen Frieden. Damstadt, 1995.

312. Guinret H. Clausewitz et la guerre. Paris, 1999.

313. Hahlweg W. Clausewitz. Soldat-Politiker-Denker. Göttingen, 1969.

314. Handell M.I. Masters of War: Sun Tzu, Clausewitz and Jomini. London, 1992.

315. Harris B.F. America, Technology and Strategic Culture. Taylor & Francis, 2008.

316. Herberg-Rote A. Das Rätsel Clausewitz. Munich, 2001.

317. Heuser B. Reading Clausewitz. London, 2002.

318. Howard M. Clausewitz. Oxford, 1983.

319. Johnson J.T. The quest for peace. Three moral traditions in Western cultural history. New-Jersey, 1987.

320. Korotkikh V.I. The Idea of the System of Philosophy in Hegel's Works // Indian Journal of Science and Technology. 2015. Vol. 8, no. 10. pp. 112.

321. Lonnsdale D. The Nature of War in the Information Age: Clausewitzian future. London, 2004.

322. Mangone G.J. The idea and practice of World government. New-York, 1951.

323. Marwedel U. Carl von Clausewitz. Persönlichkeit und Wirkungsgeschichte seines Werkers bis 1918. Boppard am Rhein, 1978.

324. Morrisey W. Apolitical approach to pacifism. Mellen, 1996.

325. Motroshilova N.V. Kant in Rußland. Bemerkungen zur KantRezeption und -Edition in Rußland anläßlich des Projektes einer deutschrussischen Ausgabe ausgewaehlter Werke Immanuel Kants // Kant-Studien. 2000. no. 91. pp. 73-95.

326. Murty К. The quest for peace. Dehli, 1986.

327. Paret P. Clausewitz and the State. Oxford, 1976.

328. Paret P. Understanding War. Princeton, 1992.

329. Peace projects of the XVIII century. New-York, London, 1974.

330. Politische Schriften und Briefe. Munich, 1922.

331. Rose O. Carl von Clausewitz. Wirkungsgeschichte seines Werkes in Russland und der Sowjetunion 1836-1991. München, 1995.

332. Rothfels H. Carl von Clausewitz. Politik und Krieg. Berlin, 1920.

333. Russel B. Why men fight. A method of abolishing the international duel. New-York, 1920.

334. Senghaas D. On perpetual peace: a timely assessment. Berghahn Books, 2007.

335. Schering W.M. Die Kriegsphilosophie von Clausewitz. Hamburg,

1935.

336. Smith H. On Clausewitz: A study of military and political ideals. Brasingstoke, 2005.

337. Sur Clausewitz. Brussels, 1987.

338. Terray E. Clausewitz. Paris, 1999.

339. UNESCO Yearbook on peace and conflict studies. Paris, 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.