Пацифизм как философская доктрина: генетический и нормативно-теоретический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Лисицына Александра Анатольевна

  • Лисицына Александра Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 198
Лисицына Александра Анатольевна. Пацифизм как философская доктрина: генетический  и нормативно-теоретический аспекты: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». 2024. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лисицына Александра Анатольевна

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования доктрины пацифизма

1.1. Понятие пацифизма: происхождение, сущность, подходы к определению

1.2. Основные подходы к проблеме войны в социальной философии

1.3. Проблема классификации течений в пацифизме

Глава 2. Генезис идеи пацифизма в социально-философской мысли

2.1. Становление идеи пацифизма и ранний пацифизм: Античность, Средние века, эпоха Возрождения

2.2. Критика войны и проекты вечного мира в Новое время (XVII-XVIII

вв.)

2.3. Пацифистская мысль в XIX веке: идея союза народов и непротивление злу насилием

Глава 3. Нормативно-теоретические аспекты основных течений пацифизма

3.1. Проблема войны и мира в политическом и правовом пацифизме

3.2. Религиозный пацифизм о проблеме войны и мира

3.3. Социально-этический подход к проблеме войны и мира в пацифизме

3.4. Проблема войны и мира в контексте ядерного пацифизма

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пацифизм как философская доктрина: генетический и нормативно-теоретический аспекты»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема войны и мира сегодня, как и в прошлые столетия, является одной из ключевых в социальной и политической философии, так как война есть явление, способное потрясти самые основы социального и индивидуального человеческого бытия, и она затрагивает самые разные сферы жизни общества.

В последние несколько лет в научной литературе, в том числе в отечественной 1 , наметился рост интереса к проблемам теории и практики пацифизма, ненасилия, а также в целом к философским аспектам проблемы войны и мира. Современной профессиональной и общественной дискуссии по проблеме нынешних и будущих войн зачастую свойственны некоторая однобокость и «технократический» перекос, когда трансформация войны и связанных с ней институтов увязывается, прежде всего, с техническим прогрессом и совершенствованием вооружений и, как следствие, постоянно возрастающей разрушительной мощью последних. Примером является книга «Война и антивойна» Э. Тоффлера, в которой война рассматривается, в сущности, как своего рода разновидность производственно-технологической деятельности человека. Однако при таком подходе выпадают из поля зрения собственно социальные и культурные аспекты феномена войны. Общим социальным фоном для перехода от традиционных войн к современным военным конфликтам служат процессы глобализации (М. Калдор), переход от героического к постгероическому обществу (Г. Мюнклер), процессы культурной делегитимации войны в западном обществе, активно происходившие на протяжении всего XX века и продолжающиеся сегодня, уже в XXI веке, а также переход к постиндустриальному и информационному обществу. И всё это - при

1 См., напр., коллективную монографию «Философия войны и мира, насилия и ненасилия», вышедшую в 2019 году под редакцией д.ф.н., проф. В.П. Римского, а также номер журнала «Логос» (том 29, № 3, 2019), целиком посвященный феномену «новых войн», и другие работы приводимых далее в литературном обзоре авторов - В.П. Римского, С.Н. Борисова, Б.Н. Кашникова, А.Д. Куманькова, А.А. Скворцова и др.

сохраняющихся глобальных вызовах, которые стоят сегодня перед человечеством: от угрозы третьей мировой войны и проблемы терроризма до проблемы борьбы с неравенством и бедностью и глобального экологического кризиса. Все эти вызовы, в сущности, носят экзистенциальный характер для современного человечества, поскольку от решения данных проблем зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации на планете Земля. Проблема же насилия пронизывает индивидуальное и социальное бытие и оказывается одной из узловых, перекликаясь с самыми разными проблемами современности. В связи с этим представляется важной актуализация наследия гуманистической и антивоенной философской традиции, которая призвана дополнить наши представления о феноменах войны и мира, гуманитаризировать современный дискурс о войне и мире, акцентируя социокультурное, человеческое, нравственное и т.д. измерения данных феноменов.

Война как социальный феномен не могла оставаться неизменной и менялась на протяжении истории человечества вместе с самим обществом. Попытки теоретического осмысления войны берут начало ещё в древности. Как социально обусловленный, специфический вид человеческой деятельности, заключающийся в применении организованного насилия, война (по крайней мере - в идеале) регулируется правилами, которые накладывают определённые ограничения на применение силы. Война, как распространенная в истории социальная практика и одновременно одно из социальных зол, уносит тысячи (и иногда - и миллионы) человеческих жизней, несёт страдания и смерть, влечёт масштабные материальные разрушения и потери.

В эпохи крупных социальных и политических кризисов проходят проверку на прочность и адекватность реалиям не только люди, техника и разного рода общественные институты, но и выработанные ранее в мирных условиях концепты. И зачастую становится явной необходимость пересмотра теоретических подходов и самого категориального аппарата, с помощью которых

исследователи ранее пытались описывать и концептуализировать сущность таких феноменов, как насилие, война, конфликт и т.д.2

Ряд авторов движутся в фарватере теории справедливой войны (ТСВ) и рассматривают её как ведущий на сегодняшний день вариант дискурса о войне, отводя пацифистскому подходу второстепенную роль. Так, в одной из работ современного российского автора А.А. Скворцова мы можем прочесть следующее: «Если быть объективным, то пацифизм представляется маргинальным течением европейской философии» 3 . Другие авторы менее категоричны. Так, например, А.Д. Куманьков, который в целом также работает в рамках этого же подхода (ТСВ), признаёт пацифизм в качестве одного из четырёх традиционных нормативных дискурсов о войне, наряду с милитаризмом, теорией справедливой войны и политическим реализмом4. Подтверждением значимости пацифистского дискурса и его принадлежности к философскому концептуальному полю служит включение в ведущие энциклопедические издания по философии статей, посвященных пацифизму как самостоятельной доктрине5.

Предотвращение угрозы новой мировой войны (в особенности - ядерной) является одной из глобальных проблем современности. Отсюда вытекает важность всестороннего изучения пацифистского идейного наследия, истории антивоенной мысли. Альфред Фрид, основатель и теоретик так называемого организационного или научного пацифизма, ещё в начале XX века подчёркивал, что войну как явление можно преодолеть только лишь опираясь на строго научный подход к международным отношениям и проблеме международной безопасности. Это означает пересмотр отношения к пацифизму, который должен был перерасти пустые и утопические мечтания и превратиться в строгую и систематически развитую научную теорию построения мира без войн и насилия.

Степень научной разработанности темы. Многообразные источники по теме нашей диссертационного исследования можно разделить на две основные

2 Размышления о насилии в период междуцарствия // Логос. 2022. Том. 32. № 3. С. 29.

3 Скворцов А.А. Можно ли победить войну? // Сократ. Журнал современной философии. 2010. № 2. С. 90.

4 Куманьков А.Д. Война, или В плену насилия. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. С. 15.

5 См., в частности, статьи «Пацифизм» и «Пацифизм религиозный» в «Новой философской энциклопедии» (2010).

группы: 1) первоисточники (отдельные работы и антологии), представленные классиками философской мысли, а также труды по истории антивоенных идей в социальной и политической философии; 2) работы, посвящённые различным аспектам нормативного и теоретического осмысления феномена пацифизма, включая проблему разграничения пацифизма и ненасилия, пацифизма и теории справедливой войны, проблемы специфики трактовки сущности войны и мира в пацифистской теории и т.д.

Начнём с обзора источников первой группы. Философская традиция осмысления феноменов войны и мира представлена большим количеством трудов классиков философской мысли. К рассмотрению сущности войны и мира как социальных явлений, их связи с властью и государством в своих произведениях обращались такие мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Августин Аврелий, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, П.А. Гольбах, И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Н. Малиновский, К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Клаузевиц, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, А. Дж. Тойнби, К. Ясперс6.

В советский период отношение к пацифизму как доктрине определялось господствующим марксистско-ленинским подходом, который считал не заслуживающим внимания «буржуазное» движение за мир7. Хотя в 1960-1980

6См.: Платон. Государство // Соб. соч. в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79-420; Платон. Законы // Соч. В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1972. Ч. 2. С. 83-478; Аристотель. Политика / Пер. с греч., предисл. и послесл. С.А. Жебелева. 2-е изд., М.: Академический проект, 2015. 318 с.; Андреева И.С. Проблема мира в западноевропейской философии. М.: Мысль, 1975. 223 с.; Эразм Роттердамский. Жалоба мира, отовсюду изгнанного и поверженного // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2003. С. 29-59; Гроций Г. О праве войны и мира / Пер. с латин. А.Л. Саккетти. М.: Ладомир, 1994. 868 с., Гоббс Т. Левиафан // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 3-545; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 151-256; Гольбах П.А. Естественная политика // Избр. произв. В 2 т. Т. 2. М.: Соцэкгиз, 1963. С. 85-534; Кант И. К вечному миру // Соч. в 6-ти тт. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 257-309; Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль. 1990. 524 с.; Малиновский В.Ф. Рассуждение о мире и войне // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2003. С. 365-387; Клаузевиц К. О войне. М.: Эксмо; Спб.: Мидгард, 2007. 861 с.; Толстой Л.К Царство Божие внутри вас // Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 28. М.: Гослитиздат, 1955. С. 5-309; Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 635-662; Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 6-132; Сорокин П.А. Причина войны и условия мира // Социол. исследования. 1993. № 2. С. 140-148; Ясперс К. Истоки истории и её цель // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 28-286.

1 Ленин В.И. Пацифизм буржуазный и пацифизм социалистический. 19 декабря 1916 г. (1 января 1917) // Полн. собр. соч.: В 55 т. Т. 30. С. 239-260.

годы возникшее в странах Запада широкое и пёстрое по своему социальному составу антивоенное движение - начиная с кампании за ядерное разоружение и заканчивая протестами против войны во Вьетнаме - повлекло некоторую трансформацию официальных установок по отношении к пацифизму как социальной практике и как к комплексу идей, и в целом проблеме войны и мира стало уделяться в советской литературе значительное внимание, всё же избирательность, неполнота в освещении данных явлений общественной жизни и общая идеологизированность работ советских авторов по -прежнему сохранялась. В качестве примера можно привести работы В.Б. Княжинского, И.А. Андреевой, Г.Н. Сапожниковой, А.С. Капто8.

Следует отметить, что на сегодняшний день у нас, в России, пацифистская философская мысль в целом продолжает оставаться недостаточно изученной, хотя в последние несколько лет всё же наметилась позитивная тенденция, выражающаяся в большем интересе к собственно философским проблемам войны и мира в отечественной научной литературе. Пик интереса к проблеме пацифистской мысли и пацифистского движения пришелся на 90-е годы. Именно в этот период вышли коллективные труды «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира»9, «Долгий путь российского пацифизма»10, а также работы Р.М. Илюхиной «Российский пацифизм вчера и сегодня»11 и Д.А. Сдвижкова «Против „железа и крови". Пацифизм в Германской империи»12.

Особый интерес представляет книга «Мир / Peace: Альтернатива войне от

13

античности до конца второй мировой войны»13 - антология, в которую вошли наиболее важные тексты и документы, отражающие идейную эволюцию

8 Княжинский В.Б. Западная Европа и проблема мирного сосуществования. М.: Соцэкгиз, 1963. 287 с.;АндрееваИ.А. Проблема мира в западноевропейской философии. М.: Мысль, 1975. 223 с.; СапожниковаГ.Н. Антивоенное движение в странах Европы в межвоенный период (1917-1939 гг.). М.: Наука, 1985. 150 с.; Капто А.С. Философия мира; истоки, тенденции, перспективы. М.: Политиздат, 1990. 432 с.

9 Пацифизм в истории. Идеи и движения мира / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: ИВИ РАН, 1998. 289 с.

10 Долгий путь российского пацифизма / Отв. ред. Т.А. Павлова. М.: ИВИ РАН, 1997. 374 с.

11 Илюхина Р.М. Российский пацифизм вчера и сегодня. М.: ИВИ РАН, 1992. 100 с.

12 СдвижиковД.А. Против «железа и крови». Пацифизм в Германской империи. М.: ИВИ РАН, 1999. 330 с.

13 Мир/Peace: Альтернатива войне от античности до конца второй мировой войны. Антология / Отв. ред. Ч. Чэтфилд и Р.М. Илюхина. М.: Наука, 1993. 349 с.

различных течений пацифизма и ненасилия, а также наиболее значительные миротворческие инициативы в Европе и США с V в. до н.э. и до 1945 года.

Крупнейшим теоретиком ненасилия («непротивления злу») и носителем антивоенных идей в русской философии XIX - начала XX веков является, несомненно, Л.Н. Толстой. В его религиозно-философских работах и публицистике затрагиваются нравственные, социально-философские и религиозные аспекты проблемы войны и мира, которая выступает для Л.Н. Толстого частным случаем более фундаментальной проблемы социального и индивидуального бытия человека, связанной с выбором между насилием или ненасилием как образом жизни и мышления14.

Обратимся ко второй группе работ, посвященных теоретическим и нормативным аспектам рассматриваемой темы. Проблемой концептуализации самого понятия «пацифизм» занимались такие авторы, как Р.С. Стивенсон, М. Шелер, К. Рёттгерс, К. Холь, Я. Нарвесон, А. Тейлор, П. Брок, Т. Катер, Ч. Чэтфилд, Р.М. Илюхина, В. Бейер, Г. Брюхер, Дж. Роу, Э. Фиала, Р. Холмс15.

Изучением вопросов насилия и ненасилия, непосредственно связанных с проблемой войны, занимались такие авторы, как М. Ганди, Р. Грегг, М.Л. Кинг, Ж. Семлен, Р. Холмс, А.А. Гусейнов, B.C. Степин, М.Т. Степанянц, P.M. Илюхина и др.16. Указанная проблематика получила подробное освещение в вышедших в нашей стране на рубеже XX и XXI столетий коллективных трудах «Антология

14См.: Толстой Л.Н. Неизбежный переворот // Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 38. М.: Гослитиздат, 1936. С. 72-99; Толстой Л.Н. Carthago Delenda Est // Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 39. М.: Гослитиздат, 1956. С. 197-205; Толстой Л.Н. Христианство и патриотизм // Полн. собр. соч. Т. 39. М.: Гослитиздат, 1956. С. 27-80; Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Полн. собр. соч. Т. 37. М.: Гослитиздат, 1956. С. 149-221.

15 См.: StevensonR. C. The Evolution of Pacifism // International Journal of Ethics, Vol. 44. No. 4. 1934. Pp. 437-451; Scheler M. Die Idee des Friedens und der Pazifismus. Bern: Francke, 1974. 67 s.; Narveson J. Pacifism: a philosophical analysis // Ethics, 75 (4), 1965. Pp. 259-271; Brücher G. Pazifismus als Diskurs. Wiesbaden: VS-Verlag für Sozialwissenschaften, 2008. 312 s.; Beyer W. Pazifismus und Antimilitarismus. Eine Einführung in die Ideengeschichte. Stuttgart: Schmetterling Verlag, 2012. 237 s.; Narveson J. Pacifism: Fifty Years Later // Philosophia, 41 (4), 2013. Pp. 925943; Fiala A. Contingent Pacifism and Contingently Pacifist Conclusions // Journal of Social Philosophy, 45 (4), 2014. Pp. 463-477 и др.

16См.: Gandhi M. K. Non-violent Way to World Peace. Ahmegabad: Navajivan Publishing House, 1959. 51 p.; Кинг М. Л. Паломничество к ненасилию // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1991. М., 1992. С. 168-181; Семлен Ж Выход из насилия // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Пер. с англ. и франц.; сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. С. 76-85; Holmes R.L. Pacifism: A Philosophy of Nonviolence. L., 2016. 368 p.; Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72-81; Илюхина P.M. Пацифизм и ненасильственная альтернатива в истории // Принципы ненасилия: классическое наследие: Сб. / Отв. ред. В.М. Иванов. М.: Прогресс, 1991. С. 196-200.

ненасилия» 17, «Ненасилие: философия, этика, политика» 18, «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни»19.

Проблемой классификации пацифистских течений в разное время занимались такие авторы, как М. Шелер, В. Линеманн, Ч. Чэтфилд, Дж. Йодер, В. Бейер, А.С. Капто, Р.М. Илюхина20.

Разработкой таких понятий, как «мир», «война», занимались К. Клаузевиц, К. Маркс, Х. Шмидт, И. Галтунг, Э. Чемпил, Г. Шмид, М. ван Кревельд21 и др. Проблема агрессии, насилия в человеческом обществе была освещена в работах З. Фрейда, К. Лоренца, А. Мичерлиха, Р. Ардри, Р. Биглоу, Х. Дельгадо, Х. Арендт, А.А. Гусейнова и др.22

Наиболее близким к пацифизму нормативно-теоретическим подходом к проблеме войны и мира является доктрина справедливой войны. К классикам теории справедливой войны принято относить Аристотеля, Цицерона, Аврелия Августина, Фому Аквинского, Г. Гроция, С. фон Пуфендорфа. Из современных авторов, занимавшихся проблемой обоснования идеи справедливой войны, а также критериев справедливых и несправедливых войн и допустимых на войне средств, следует назвать М. Уолцлера, Н. Фоушина, Б. Оренда, Дж. Макмахана, Р. Дж. Ригана, Г. Брюхер, Ч. Райана, Э. Фиалу, Б.Н. Кашникова, А.В. Прокофьева, А.Д. Куманькова, О.В. Гуторович, А.А. Скворцова23.

17 Антология ненасилия / Редкол.: Е. Алексеева и др. М.: Моск. журн., 1992. 254 с.

18 Ненасилие: философия, этика, политика // Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Наука, 1993. 188 с.

19 Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс) / Отв. ред. Т.А. Павлова. М.: ИВИ РАН, 2000. 300 с.

20 См.: Илюхина Р.М. Пацифистская идея в европейской истории // Европейский альманах: История. Традиции. Культура. М.: Наука, 1992. 35-51. Капто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М.: Политиздат, 1990. 432 с; Scheler M. Die Idee des Friedens und der Pazifismus. Bern: Francke, 1974. 67 s. и др.

21 См.: Клаузевиц К. О войне. М.: Эксмо; Спб.: Мидгард, 2007. 861 с.; SchmidH. Friedensforschuhg und Politik // Kritische Friedensforschung / Hrsg. von D. Senghaas. Frankfurt am Main, 1972. S. 25-54.

22 См., напр.: Фрейд З. Почему война? // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 152158; Лоренц К. Так называемое зло / Пер. с нем. М.: Культурная революция, 2008. 616 с.; Арендт Х. О насилии / Пер. с англ. Г. Дашевского. М.: Новое издательство, 2014. 148 с.

23

WalzerM. Just and Unjust Wars: A Moral Argument with Historical Illustrations. New York: Basic Books, 2015. 416 p.; Ryan Ch. Pacifism, Just War, and Self-Defense // Philosophia, 2013, 41, pp. 977-1005; Fiala A. The Just War Myth: The Moral Illusions of War. Lanham: Rowman and Littlefield, 2007. 188 p.; Кашников Б.Н. Теория справедливой войны: критика основных начал // Этическая мысль | Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 2. С. 152-167; Прокофьев А.В. Идея справедливой войны в западной этической традиции (от античности до середины XVIII в.) // Этическая мысль | Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 2. С. 112-127.

XX век для человечества оказался связан с двумя мировыми войнами, с «холодной войной», сопровождавшейся гонкой вооружений, со множеством локальных и региональных вооруженных конфликтов. И вполне естественно, что этот трагический и во многом беспрецедентный опыт подтолкнул человечество к значительно более интенсивному, чем когда-либо прежде, осмыслению вопросов о сущности, о причинах и последствиях войн, а также о путях их преодоления. Отдельного осмысления требуют социокультурные и технологические трансформации войны как социального феномена уже в XXI веке. Среди авторов, обращавшихся к проблеме войны и мира в контексте современной цивилизации, следует назвать М. Шелера, А. Швейцера, П.А. Сорокина, Б. Рассела, А. Тойнби, К. Ясперса, Р. Арона, С. Хантингтона, Э. Тоффлера, Ф. Фукуяму, К.С. Гаджиева, М.С. Киселеву, А.В. Павлова, Е. Соколова и др.24.

Одним из важнейших аспектов философского рассмотрения проблемы войны и мира является осмысление этики войны и мира и, в частности, проблемы нравственных ограничений и нормативной регуляции военной деятельности. Вопросы, связанные с этикой войны и мира, исследовались такими авторами, как Г. Мюнклер, Дж. Роу, О. Хаксли, М. Хофхайнц, В. Линеманн, Б. Коппитерс, Н. Фоушин, В.П. Римский, С.Н. Борисов, П. Боянич, А.Д. Куманьков, Б.Н. Кашников, А.А. Скворцов25.

Социокультурные аспекты трансформации вооруженных конфликтов, их сущности и форм в современном мире, а также их соотношение с пацифистской

24 См.: Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. 576 с.; Сорокин П. Условия и перспективы мира без войны //Социологические исследования. 1999. № 5. С. 3-11; Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959; Scheler M. Die Idee des Friedens und der Pazifismus. Bern: Francke, 1974. 67 s.; Jaspers K. Atombombe und die Zukunft des Menschen. Munchen, 1962; Арон Р. Мир и война между народами. М.: Nota bene, 2000. 880 с.; Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1993. № 3. С.36-54.

25 См.: Мюнклер Г. Осколки войны: Эволюция насилия в XX и XXI веках / Пер. с нем. А.И. Лоскутовой. М.: Кучково поле, 2018. 384 с.; Rowe J. War and Peace. Ethics Study Guide. Wells: PushMe Press, 2014. 136 p.; Huxley A. Plädoyer für den Weltfrieden. Enzyklopädie des Pazifismus. München: Knaur, 1984. 171 s.; Hofheinz M., Lienemann W. Frieden und Pazifismus // Handbuch Frieden / H. Gießmann, B. Rinke (eds.). Wiesbaden: Springer VS, 2019. S. 573-576. https://doi.org/10.1007/978-3-658-23644-1_42; Философия войны и мира, насилия и ненасилия: моногр. / [В. П. Римский, С.Н. Борисов, П. Боянич и др.]; под ред. В.П. Римского. М.: Академический проект, 2019. 462 с.; Этика войны и мира: история и перспективы исследования / науч. ред.: Б. Н. Кашников, А. Д. Куманьков. СПб.: Алетейя, 2016. 200 с.

доктриной исследуются в работах М. ван Кревельда, М. Калдор, Г. Мюнклера, С. Тённис, Х. Хофмайстера, С. Пинкера, Н.А. Балаклеец, А.Д. Куманькова26.

Можно выделить следующие недостаточно исследованные и слабо разработанные моменты в контексте рассматриваемой нами темы:

- несмотря на многочисленные попытки концептуализировать тем или иным способом ключевое понятие данной работы «пацифизм» в имеющейся научной литературе, можно констатировать отсутствие общепринятого подхода к его определению; зачастую мы имеем дело со слишком узкими или же, напротив, слишком широкими трактовками, которые, соответственно, либо с трудом согласуются с реальным многообразием и многоликостью пацифизма как идейного феномена, либо предельно расширяют указанное понятие, размывая его границы и лишая его логической строгости и однозначности;

- из ранее отмеченного положения дел вытекает и ещё одна нерешённая на данный момент задача, связанная с разграничением пацифизма и таких близких к нему, но всё же неидентичных ему позиций, как ненасилие и антимилитаризм;

- также до сих пор нерешённой проблемой нам представляется проблема систематизации основных философских подходов к осмыслению сущности войны и мира как социальных феноменов, а также определение места пацифизма в ряду этих подходов;

- отсутствие общепринятой, стройной и логически обоснованной типологии течений в пацифизме;

- отсутствие единого подхода к периодизации и концептуальному осмыслению истории антивоенной мысли в целом;

- нерешённость проблемы теоретико-нормативной концептуализации пацифистской доктрины в целом, а также в проекции отдельных пацифистских течений.

26КревельдМ. ван. Трансформация войны / пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова; 2-е изд. М.: ИРИСЭН, 2019. 320 с.; Калдор М. Новые и старые войны. Организованное насилие в глобальную эпоху / пер. с англ. М. : Изд-во Института Гайдара, 2016. 416 с.; Мюнклер Г. Осколки войны: Эволюция насилия в XX и XXI веках / Пер. с нем. А.И. Лоскутовой. М.: Кучково поле, 2018. 384 с.; Tönnies S. Pazifismus passé?: Eine Polemik. Hamburg: Rotbuch Verlag, 1997. 164 s.; Пинкер С. Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 952 с.; Балаклеец Н.А. Героическое измерение постгероического общества // Logos et Praxis. 2023. Т. 22. № 2. С. 39-48; Куманьков А.Д. Война в XXI веке. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 296 с.

При всём многообразии получивших освещение в научной литературе (куда помимо философских работ относятся исторические, политологические, религиоведческие и др. источники) аспектов рассмотрения проблемы войны и мира, стоит отметить нехватку именно теоретических, концептуальных работ, ориентированных на синтез и широкие обобщения. Особенно заметна нехватка обобщающих работ по пацифизму, который представляет собой крайне неоднородный социокультурный и идейный феномен. Не претендуя на конкретно-эмпирическое исследование того, как проявляется пацифизм в культуре (литературе, популярной музыке, кинематографе и т.д.) или в политической практике (как общественное движение внутри тех или иных стран или как аспект международных отношений), данное исследование сосредоточено на философском идейном и ценностно-нормативном содержании пацифизма.

В качестве научной проблемы в рамках нашего исследования можно выделить следующее: отсутствие на сегодняшний день в научной литературе целостного видения теоретических и нормативных основ пацифизма как философской доктрины, а также понимания истории развития пацифистской мысли с позиции внутреннего единства и установления определенной логики данного процесса.

Цель диссертационного исследования состоит в репрезентации пацифизма как целостной социально-философской доктрины.

Для достижения данной цели поставлены следующие основные задачи исследования:

- рассмотреть сложившиеся в научной литературе подходы к определению понятия пацифизма, пониманию его сущности;

- определить, как соотносятся между собой такие понятия, как «пацифизм» и «ненасилие», «пацифизм» и «антимилитаризм»;

- представить в обобщённом и систематизированном виде основные подходы, отражающие опыт философского осмысления проблемы войны и мира;

- исследовать существующие классификации пацифистских течений;

- проследить основные этапы генезиса идеи пацифизма в социально-философской мысли;

- раскрыть нормативно-теоретические основы ключевых пацифистских течений, выявить различия абсолютного и умеренного пацифизма.

Объектом исследования данной работы являются пацифистские подходы к пониманию феноменов войны и мира в зарубежной и отечественной социально-философской мысли.

Предмет исследования - генетические, нормативно-ценностные и теоретические аспекты пацифизма как социально-философской доктрины.

Теоретико-методологические основы исследования.

Для раскрытия ценностно-нормативной составляющей пацифистского учения в работе используется аксиологический подход. Социальные и политические структуры и процессы, служащие предпосылками войны и мира как двух противоположных состояний общества, излагаются с опорой на институциональный подход, получивший широкой распространение среди теоретиков ряда пацифистских течений. Также данное исследование в значительной степени опирается на концептуальный подход к войне, который акцентирует не технологическую, управленческую, стратегическую и т.п. её стороны, изучаемые военным делом, а социокультурную сторону, связанную с рассмотрением самой войны как социально обусловленного вида человеческой деятельности. Ключевые работы, в которых раскрывается подобный социокультурный, гуманитарный срез феномена войны, - это «Трансформация войны» М. ван Кревельда и «Новые и старые войны» М. Калдор, давшие толчок к пересмотру господствовавшей парадигмы военной мысли, восходящей ещё к Клаузевицу, и формированию нового научного дискурса о современных войнах и вооружённых конфликтах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лисицына Александра Анатольевна, 2024 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин Блаженный. Творения. В 4 т. / Сост. и подгот. текста к печати С. И. Еремеева. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. Т. 4. О Граде Божием. Книги XIV-XXII. 589 с.

2. Андреева И.С. Проблема мира в западноевропейской философии. М.: Мысль, 1975. 223 с.

3. Арендт Х. О насилии / Пер. с англ. Г. Дашевского. М.: Новое издательство, 2014. 148 с.

4. Аристотель. Политика / Пер. с греч., предисл. и послесл. С.А. Жебелева. М.: Академический проект, 2015. 318 с.

5. Арон Р. Мир и война между народами / Пер. с франц. М.: Nota bene, 2000.

880 с.

6. Баева Л.В. Пацифизм как аксиологический и этический феномен // Гуманитарные исследования. 2008. № 3. C. 5-13.

7. Балаклеец Н.А. Героическое измерение постгероического общества // Logos et Praxis. 2023. Т. 22. № 2. С. 39-48.

8. Балаклеец Н.А. Феномен политического и границы насилия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2023. № 1. С. 97-106.

9. Батлер Дж. Сила ненасилия: Сцепка этики и политики / Пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. Е. Бондал, А. Павлова. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2022. 224 с.

10. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М.: Искусство, 1994. С. 461-482.

11. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. 285 с.

12. Бокова И. ЮНЕСКО в 2011 г.: На пути к новому гуманизму и глобализации под знаком примирения // Здравый смысл. Специальный выпуск. 2012. № 2. С. 2.

13. Боянич П. Справедливая институция. Как (и когда) положить конец войне (войнам)? Роль пацифизма // Наука. Искусство. Культура. 2017. Вып. 3 (15). С. 44-58.

14. Брок П. Отношение к ненасилию в пацифистских сектах в средние века и раннее новое время // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс) / Отв. ред. Т.А. Павлова. М.: ИВИ РАН, 2000. С. 39-59.

15. Война // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В. С. Стёпина. М.: Мысль. 2010. Т.1. С. 425-426.

16. Воронин В.Ю. Пацифистское движение в США в 1914-1919 гг.: Автореф. ... дис. канд. ист. наук. Тамбов, 2008. 172 с.

17. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 65-66.

18. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль. 1990. 524 с.

19. Гельфонд М.Л. Критика учения Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием в отечественной религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX в.: три основных аргумента // Вопросы философии. 2009. № 10. С. 121-133.

20. Гернек Ф. Альберт Эйнштейн / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1966. 246 с.

21. ГуреевМ. Альберт Эйнштейн. Теория всего. М.: ОГИЗ, 2016. 384 с.

22. Гоббс Т. Левиафан // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 3-545.

23. Гольбах П.А. Естественная политика // Избр. произв. В 2 т. Т. 2. М.: Соцэкгиз, 1963. С. 85-534.

24. Госсман Л. Идея Европы // Логос. 2012. № 4 (88). С. 81-108.

25. Григорьева И.Л. Космополитизм Эразма Роттердамского и ренессансная идея универсализма // Человек в культуре Возрождения / [Редкол.: Л. М. Брагина и др.]. М.: Наука, 2001. С. 171-174.

26. Гроций Г. О праве войны и мира / Пер. с латин. А. Л. Саккетти; [Вступ. статьи А. Л. Саккетти, А. Желудкова]; Репринт с изд. 1956 г. М.: Ладомир, 1994. 868 с.

27. Гулевский А.Н., Доронин Б.П. О гносеологических основаниях войны как социального явления // Logos et Praxis. 2020. Т. 19. № 1. С. 51-62.

28. Гулыга А. В. Кант. М.: Молодая гвардия, 1977. 304 с.

29. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 35-41.

30. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 7281.

31. Гуторович О.В. Проблема войны и мира в истории философии // Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. 2015. № 647. С. 218-228.

32. Дайсон Ф. Оружие и надежда / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 288 с.

33. Декларация и Программа действий в области культуры мира. Принята резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года // Организация Объединённых Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml (дата обращения: 15.10.2023).

34. Дрелл С.Д., Гудби Д.Ю. Опасности страшнее нет. Ядерное оружие / Пер. с англ. И.М. Макарова. М.: Междунар. отношения, 2005. 128 с.

35. Зоткин А.А. Война, политика и мир в трактовке К. фон Клаузевица // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2019. № 2. С. 113-127.

36. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 6-132.

37. Илюхина Р.М. Пацифизм и ненасильственная альтернатива в истории // Принципы ненасилия: классическое наследие / Отв. ред. В.М. Иванов. М.: Прогресс, 1991. С. 163-200.

38. Илюхина Р.М. Пацифистская идея в европейской истории // Европейский альманах: История. Традиции. Культура. М.: Наука, 1992. C. 35-51.

39. Илюхина Р.М. Российский пацифизм вчера и сегодня. М.: ИВИ РАН, 1992. 100 с.

40. Калдор М. Новые и старые войны. Организованное насилие в глобальную эпоху / пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 416 с.

41. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 5-23.

42. Кант И. К вечному миру // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 257-309.

43. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. С. 107-438.

44. Капто А.С. Философия мира; истоки, тенденции, перспективы. М.: Политиздат, 1990. 432 с.

45. Кашников Б.Н. Пацифизм, необходимая война и террор. Три доктрины русской философско-правовой мысли // Военно-юридический журнал. 2012. № 12. С. 23-29.

46. Кашников Б. Н. Теория справедливой войны: критика основных начал // Этическая мысль | Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 2. С. 152-167. DOI: https://doi.org/10.21146/2074-4870-2019-19-2-152-167.

47. Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1991. М.: Республика, 1992. С. 168-181.

48. Киселева М.С. «Почему война?»: предотвращение войны и ответственность интеллектуалов // Человек. 2020. Т. 31. № 2. С. 150-169. DOI: 10.31857/S023620070009634-4.

49. Клаузевиц К. О войне / Пер. с нем. М.: Эксмо; Спб.: Мидгард, 2007. 861

с.

50. Княжинский В.Б. Западная Европа и проблема мирного сосуществования. М.: Соцэкгиз, 1963. 287 с.

51. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении человеческих дел // Трактаты о вечном мире / Сост. И. С. Андреева и А. В. Гулыга. М.: Соцэкгиз, 1963. С. 66-81.

52. Контамин Ф. Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина и др. СПб.: Ювента, 2001. 416 с.

53. Кревельд М. ван. Трансформация войны / пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова; 2-е изд. М.: ИРИСЭН, 2019. 320 с.

54. Крюсе Э. Новый Киней // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2003. С. 60-114.

55. Кувакин В.А. Современный гуманизм // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 41-54.

56. Кувакин В.А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека: Философия, психология и стиль мышления гуманизма. М.: Логос; СПб.: Алетейя, 1998. 353 с.

57. Культура мира и демократии / Под ред. О.А. Чубарьяна и В.Б. Ломейко. М.: ИВИ РАН, 1997. 420 с.

58. Куманьков А.Д. Война в XXI веке. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 296 с.

59. Куманьков А.Д. Война, или В плену насилия. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. 164 с.

60. Левен В.Г. Философские воззрения Себастьяна Франка // Вопросы философии. 1958. № 10. С. 109-118.

61. Ленин В.И. Пацифизм буржуазный и пацифизм социалистический. 19 декабря 1916 г. (1 января 1917) // Ленин В.И. Полн. собр.соч.: В 55 тт. Т. 30. М.: Госполитиздат, 1962. С. 239-260.

62. Лоренц К. Так называемое зло / Пер. с нем. А.И. Федорова. М.: Культурная революция, 2008. 616 с.

63. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Макиавелли Н. Государь. О первой декаде Тита Ливия. М.: Мысль, 1996. С. 109-398.

64. Малиновский В.Ф. Рассуждение о мире и войне // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2003. С. 365-387.

65. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М.: Госполитиздат, 1950. 72 с.

66. Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Общ. ред. и вступ. ст. проф. М.А. Дынника. М.: Госполитиздат, 1955. 239 с.

67. Международный форум «За культуру мира и диалог цивилизаций, против культуры войны и насилия». Кишинев, Республика Молдова, 15-19 мая 1998 года. Рабочий документ // Грани эпохи. URL: http://mail.facets.ru/articles/unesco.htm (дата обращения: 05.04.2023).

68. Мир / Peace: Альтернативы войне от античности до конца второй мировой войны. Антология / Под ред. Ч. Чэтфилда и Р.М. Илюхиной. М.: Наука, 1993. 349 с.

69. Митрохин Л.Н. Христианский пацифизм на Западе // Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М.: ИФРАН, 2000. С. 38-62.

70. Монтескье Ш.-Л. О духе законов // Монтескье Ш.-Л. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1955. С. 159-733.

71. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: традиции и современность. Часть 1 // Вопросы философии. 2004. № 11. С. 3-18.

72. Мюнклер Г. Осколки войны: Эволюция насилия в XX и XXI веках / Пер. с нем. А.И. Лоскутовой. М.: Кучково поле, 2018. 384 с.

73. Назаретян А.П. Насилие и ненасилие в исторической ретроспективе // Историческая психология и социология истории. 2008. № 1. С. 8-32.

74. Нелли Р. Катары. Святые еретики / пер. с фр. А.М. Иванова; пер. с нем. Т.А. Тарасова. М.: Вече, 2005. 400 с.

75. Ненасилие: философия, этика, политика / отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: Наука, 1993. 188 с.

76. Нибур Р. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма // Ричард Нибур, Райнхольд Нибур. Христос и культура. Избранные труды. М.: Юристъ, 1996. С. 514-532.

77. Николаев Н.Ю. «Забытый пацифист»: В.В. Тенишев о войне, третейском суде и вечном мире // История государства и права. 2016. № 22. С. 39-43.

78. Николаев Н.Ю. Л. Н. Толстой и Гаагская мирная конференция 1899 года // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 4. История. Регионоведение. Междунар. отношения. 2010. № 2 (18). С. 17-23.

79. Николаи Г.Ф. Биология войны. Мысли естествоведа / Пер. с нем.; изд. 2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 248 с.

80. Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М.: Соцэкгиз, 1937. 362 с.

81. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. В. С. Стёпина. М.: Мысль, 2010. Т. 3. 692 с.

82. Оболонкова М.А. Дискурс войны и человек мира // История.РФ. URL: https://histrf.ru/read/articles/diskurs-voiny-i-chieloviek-mira (дата обращения: 16.12.2023).

83. Павлов А. Послесовременность войны // Логос. 2019. Т. 29. № 3. С. 247263.

84. Павлова Т.А. Джордж Фокс, ранние квакеры и проблемы пацифизма // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: ИВИ РАН, 1998. С. 28-48.

85. Павлова Т.А. Миротворчество и пацифизм. Становление культуры мира // Мир в XX веке / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Наука, 2001. С. 150-180.

86. Пацифизм // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В.С. Стёпина. М.: Мысль. 2010. Т.3. С. 214-215.

87. Пацифизм в истории. Идеи и движения мира / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: ИВИ РАН, 1998. 289 с.

88. Пацифизм религиозный // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В.С. Стёпина. М.: Мысль. 2010. Т.3. С. 215.

89. Паяр К. Возможен ли вечный мир? Кант или миротворческий разум // Логос. 2003. №1. С. 10-19.

90. Пенн У. Опыт о настоящем и будущем мире в Европе // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2003. С. 115135.

91. Пинкер С. Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 952 с.

92. Пинкер С. Просвещение продолжается. В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 626 с.

93. Платон. Государство // Соб. соч. в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79-420.

94. Платон. Законы // Соч. В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1972. Ч. 2. С. 83-478.

95. Почему возникают войны? Письмо Альберта Эйнштейна Зигмунду Фрейду. 30 июля 1932 г. // Курьер ЮНЕСКО. Июнь 1985. С. 5.

96. Прокофьев А.В. Идея справедливой войны в западной этической традиции (от античности до середины XVIII в.) // Этическая мысль | Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 2. С. 112-127.

97. Рассел Б. Автобиография (в сокращении) // Иностранная литература. 2000. № 12. С. 97-240.

98. Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 79 с.

99. Рассел Б. Человечество в опасности. Шаги к миру // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 131-136.

100. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели. / Пер. с англ. А. Чечиной. М.: Изд-во «Э», 2016. 416 с.

101. Римский В.П., Римская О.Н., Мюльгаупт К.Е. Философско-богословские смыслы полемики И.А. Ильина и Л.Н. Толстого // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. Т. 43. № 4. С. 774-779.

102. РуссоЖ.-Ж. Исповедь. М.: Эксмо, 2011. 768 с.

103. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 151-256.

104. Руссо Ж.-Ж. Суждение о вечном мире // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2003. С. 162-172.

105. Саликов А.Н. Интерпретация идей трактата «К вечному миру» И. Канта в современной либеральной теории демократического мира // Кантовский сборник. 2012. № 4. С. 42-49.

106. Саликов А.Н. Кантовский проект вечного мира и проект Европейского союза // Кантовский сборник. 2013. № 3 (45). С. 24-33.

107. Сдвижиков Д.А. Против «железа и крови». Пацифизм в Германской империи. М.: ИВИ РАН, 1999. 330 с.

108. Семлен Ж. Выход из насилия // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Пер. с англ. и франц.; сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. С. 76-85.

109. Сен-Пьер Ш.И. Избранные места из проекта вечного мира (в изложении Ж.-Ж. Руссо) // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2003. С. 136-161.

110. Скворцов А.А. Можно ли победить войну? // Сократ. Журнал современной философии. 2010. № 2. С. 90-95.

111. Смирнова И.В. Морально-психологическое состояние британских солдат на Западном фронте в 1914-1918 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2011. 334 с.

112. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 635-662.

113. Сорокин П.А. Причина войны и условия мира // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 140-148.

114. Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Степин B.C. Эпоха перемен и сценарий будущего. Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 29-54.

115. Таньшина Н.П. Граф Ж.-Ж. де Селлон - глашатай европейского пацифизма // Новая и новейшая история. 2013. № 6. С. 101-115.

116. Тенишев В.В. Вечный мир и международный третейский суд. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1909. VIII, 119 с.

117. Тойнби А.Д. Исследование истории. В 3 тт. / пер. с англ. и коммент. К.Я. Кожурина. СПб.: Изд-во СПбГУ; Изд-во Олега Абышко, 2006.

118. Толстой Л.Н. В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 23. М.: Гослитиздат, 1957. С. 304-465.

119. Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т.37. М.: Гослитиздат, 1956. С. 149-221.

120. Толстой Л.Н. Неизбежный переворот // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 38. М.: Гослитиздат, 1936. С. 72-99.

121. Толстой Л.Н. Письма. 180. Берте фон Зутнер<черновое>. 1891 г. Октября 9. Ясная Поляна. // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1984. Т. 19. С. 227.

122. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 431 с.

123. Толстой Л.Н. Царство Божие внутри вас // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 28. М.: Гослитиздат, 1957. С. 5-309.

124. Торо Г.Д. О гражданском неповиновении / Пер. с англ. З.Е. Александровой. М.: АСТ, 2021. 448 с.

125. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века / Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. 412 с.

126. Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2003. 398 с.

127. Уколова В.И. У истоков пацифизма // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: ИВИ РАН, 1998. С. 9-27.

128. Философия войны и мира, насилия и ненасилия / [В. П. Римский, С.Н. Борисов, П. Боянич и др.]; под ред. В.П. Римского. М.: Академический проект, 2019. 462 с.

129. Фрейд З. Почему война? // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 152-158.

130. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 3654.

131. Хабермас Ю. Зверство и гуманность. Война на границе права и морали //Логос. 1999. № 5. С. 12-17.

132. Хабермас Ю. Спор о прошлом и будущем международного права : переход от национального к постнациональному контексту // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 12-18.

133. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 133-136.

134. Хейз Р. Этика Нового Завета / пер. с англ. Г. Ястребова. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. 688 с.

135. Хофмайстер Х. Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат / Пер. с нем. и послесл. О. А. Коваль. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006. 288 с.

136. Цвейг С. Статьи. Эссе. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М.: Радуга, 1987. 448 с.

137. Чубаков С.Н. Лев Толстой о войне и милитаризме. Минск: Изд-во БГУ, 1973. 255 с.

138. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем.; сост. и послесл. А.А. Гусейнова. М.: Прогресс, 1992. 576 с.

139. Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. 413

с.

140. Энджелл Н. Великое заблуждение: Этюд о взаимоотношениях военной мощи наций к их экономическому и социальному прогрессу / Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2008. 1^+340 с.

141. Эразм Роттердамский. Жалоба мира, отовсюду изгнанного и поверженного // Трактаты о вечном мире / Сост. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2003. С. 29-59.

142. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения / Пер. и коммент. Ю.М. Каган. М.: Наука, 1986. С. 90-217.

143. Якимович А.К. «Свой-чужой» в системах культуры // Вопросы философии. 2003. № 4. С. 48-60.

144. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 28-286.

145. Ardrey R. The territorial imperative. N. Y.: Atheneum, 1966. 400 p.

146. Aufrufe und Reden deutscher Professoren in Ersten Weltkrieg / K. Böhme (Hrsg.). Stuttgart: Reclam Verlag, 1975. 248 s.

147. Beyer W. Pazifismus und Antimilitarismus. Eine Einführung in die Ideengeschichte. Stuttgart: Schmetterling Verlag, 2012. 237 s.

148. Beyer W. Was ist eigentlich Pazifismus // Tilt. URL: https://www.tiltonline.net/de/gruppen/idk/pazifis (дата обращения: 20.01.2023).

149. Brücher G. Pazifismus als Diskurs. Wiesbaden: VS-Verlag für Sozialwissenschaften, 2008. 312 s.

150. Clough D. Understanding Pacifism: A Typology // Political Practices and International Order / H.G. Ulrich, and S. Heuser (eds.). Münster: LIT Verlag. 2007. Pp. 370-381.

151. Cole A. The Quakers and the English Revolution // Past and Present. No. 10. 1956. P. 346.

152. Die Waffen nieder! Schriftsteller in den Friedensbewegungen des 20. Jahrhunderts / B. Sigrid, W. Klein und D. Scholze (Hrsg.). Berlin: Akademie, 1989. 351 s.

153. Dungen, van den P. "Pacifism." Europe, 1450 to 1789: Encyclopedia of the Early Modern World // Encyclopedia.com. URL: http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-3404900824.html (дата обращения: 16.09.2023).

154. Fiala A. Pacifism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2023 Edition), Edward N. Zalta & Uri Nodelman (eds.). URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2023/entries/pacifism (дата обращения: 26.09.2023).

155. Fiala A. The Just War Myth: The Moral Illusions of War. Lanham: Rowman and Littlefield, 2007. 188 p.

156. Fiala A. The Pacifist Tradition and Pacifism as Transformative and Critical Theory // The Acorn. 2018. Vol. 18. Issue 1. Pp. 5-28.

157. Fried A. Die Grundlagen des revolutionären Pacifismus. Tübingen: Mohr, 1908. 68 s.

158. Galtung J. Frieden mit friedlichen Mitteln. Münster: Agenda-Verlag, 2007.

473 s.

159. Gandhi M.K. India of My Dreams. Ahmedabad: Navajivan Publishing House, 1959. 339 p.

160. Gandhi M.K. Non-violence in Peace and War. V. 1. Ahmedbad: Navajivan Publishing House, 1962. 519 p.

161. Gandhi M.K. Non-violent Way to World Peace. Ahmegabad: Navajivan Publishing House, 1959. 51 p.

162. Gerhardt V. Immanuel Kants Entwurf "Zum ewigen Frieden". Eine Theorie der Politik. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1995. 254 s.

163. Hill Ch. Quakers and the English Revolution // The Journal of the Friends' Historical Society. Vol. 56. No. 3. 1992. Pp. 165-179.

164. Hiller K. Ist der Pazifismus tot? // Die Neue Weltbühne. 15. November 1934. S. 1442-1447.

165. Hiller K. Pazifismus der Tat - Revolutionärer Pazifismus. Berlin: AHDE-Verlag, 1981. 80 s.

166. Hofheinz M., Lienemann W. Frieden und Pazifismus // Handbuch Frieden / Gießmann H., Rinke B. (eds). Wiesbaden: Springer VS, 2019. S. 573-576. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-23644-1 42.

167. Holl K. Pazifismus // Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Band 4 / O. Brunner (Hrsg.). Stuttgart: E. Klett, 1978. S. 767-787.

168. Holl K. Pazifismus // Die Friedensbewegung. Hermes Handlexikon / H. Donat, K. Holl (Hrsg.). Düsseldorf: Econ Taschenbuch Verlag, 1983, S. 299-301.

169. Holl K. Pazifismus in Deutschland. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988.

274 s.

170. Holmes R.L. Pacifism: A Philosophy of Nonviolence. L.: Bloomsbury Publishing, 2016. 368 p.

171. Huxley A. Plädoyer für den Weltfrieden. Enzyklopädie des Pazifismus. München: Knaur, 1984. 171 s.

172. Jaspers K. Atombombe und die Zukunft des Menschen. München: R. Piper, 1962. 506 s.

173. Jaspers K. Lebensfragen der deutschen Politik. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1963. 314 p.

174. Kater T. Gegen den Krieg - Für welchen Frieden? Philosophie und Pazifismus im 20. Jahrhundert // Pazifismus. Ideengeschichte, Theorie und Praxis. / B. Bleisch, J.-D. Strub (Hrsg.). Bern: Haupt, 2006. S. 89-106.

175. Lienemann W. Verantwortungspazifismus (legal pacifism) // Der gerechte Friede zwischen Pazifismus und gerechtem Krieg: Paradigmen der Friedensethik im Diskurs / J.-D. Strub, S. Grotefeld (Hrsg.). Stuttgart: Kohlhammer, 2007. S. 77-80.

176. Marchand R.C. The American Peace Movement and Social Reform: 18981918. Princeton: Princeton University Press, 1972. 441 p.

177. May L. Contingent Pacifism and Selective Refusal // Journal of Social Philosophy. 2012. Vol. 43. No. 1. Pp. 1-18.

178. McFarlane KB. Lancastrian Kings and Lollard Knights. Oxford: Clarendon Press, 1972. 261 p.

179. Mommsen W.J. Bürgerliche Kultur und politische Ordnung. Künstler, Schriftsteller und Intellektuelle in der deutschen Geschichte 1830-1933. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2000. 272 s.

180. Müller-Kampel B. Krieg gegen den Krieg. Jesus, Tolstoj, Bertha von Suttner und Pierre Ramus // Lebenshaus Schwäbische Alb. URL: https://www.lebenshaus-alb.de/magazin/003780.html (дата обращения: 22.09.2023).

181. Narveson J. Pacifism: A Philosophical Analysis // Ethics. Vol. 75. No. 4. 1965. Pp. 259-271.

182. Narveson J. Pacifism: Fifty Years Later // Philosophia. Vol. 41. No. 4. 2013. Pp. 925-943.

183. Ostergaard G. Resisting the Nation State - The Pacifist and Anarchist Tradition. London: Peace Pledge Union, 1982. 38 p.

184. Owens P. The Ethics of War: Critical Alternatives // Ethics and World Politics / Duncan Bell (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2010. Pp. 309-323.

185. Pacifism // Encyclopedia Britannica. URL: http://global.britannica.com/topic/pacifism (дата обращения: 23.06.2023).

186. Pacifism's Appeal: Ethos, History, Politics / J. Kustermans, T. Sauer, D. Lootens, B. Segaert (eds.). L.: Palgrave Macmillan. 2019. 296 p.

187. Pazifismus. Ideengeschichte, Theorie und Praxis / Bleisch B., Strub J.-D. (Hrsg.). Bern: Haupt, 2006. 346 s.

188. Peace and War. Historical, Philosophical, and Anthropological Perspectives / W. J. Morgan, A. Guilherme (eds.). L.: Palgrave Macmillan. 2020. XV, 206 p.

189. Penn W. The Peace of Europe. The Fruits of Solitude and Other Writings. London: Everyman, 1993. 322 p.

190. Riesenberger D. Geschichte der Friedensbewegung in Deutschland. Von den Anfängen bis 1933. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1985. 297 s.

191. Rowe J. War and Peace. Ethics Study Guide. Wells: PushMe Press, 2014.

136 p.

192. Russell B. The Ethics of War // International Journal of Ethics. Vol. 25. No. 2. 1915. 127-142.

193. RussellB. Has Man а Future? L.: Penguin Books, 1961. 128 p.

194. RussellB. Sceptical Essays. L.: Unwin, 1958. 189 p.

195. Russell B. Unarmed Victory. L.: Simon and Schuster, 1963. 155 p.

196. Röttgers K. Pazifismus // Historisches Wörterbuch der Philosophie. Band 7 / Hrsg. von K. Gründer. Basel: Schwabe, 1989. S. 218-229.

197. Ryan Ch. Pacifism, Just War, and Self-Defense // Philosophia. 2013. Vol. 41. No. 4. Pp. 977-1005.

198. SchelerM. Die Idee des Friedens und der Pazifismus. Bern: Francke Verlag, 1974. 67 s.

199. Schmid H. Friedensforschuhg und Politik // Kritische Friedensforschung / Hrsg. von D. Senghaas. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1972. S. 25-54.

200. Stevenson R.C. The Evolution of Pacifism // International Journal of Ethics, Vol. 44. No. 4. 1934. Pp. 437-451.

201. Taylor A. J. P. No more war // Observer. L., 1978. N 9740. P. 29.

202. Toynbee - Ikeda Dialogue: Man Himself Must Choose. Tokyo: Kodansha International, 1976. 348 p.

203. Toynbee A. A Study of History. Vol. 9. L.: Oxford University Press, 1939.

772 p.

204. Toynbee A. War and Civilization. London, New York, Toronto: Oxford University Press, 1951. 165 p.

205. Tönnies S. Pazifismus passé? Eine Polemik. Hamburg: Rotbuch Verlag, 1997. 164 s.

206. Vogel H.M. Strategien des Pazifismus: Aufsätze, Reden, Texte / Hrsg. von K. Mannhardt. Köln: Pahl-Rugenstein, 1985. 165 s.

207. Williams H. Die Idee eines liberal-demokratischen Friedens // Zeitschrift für philosophische Forschung. 1999. Band 53. Heft 3. S. 428-439.

208. Zur Friedensidee in der Reformationszeit. Texte von Erasmus, Paracelsus, Frank / Hrsg. von S. Wollgast. Berlin: Akademie-Verlag, 1968. 289 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.