Метафизика свободы в немецкой классической философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Орлова, Василина Александровна

  • Орлова, Василина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 188
Орлова, Василина Александровна. Метафизика свободы в немецкой классической философии: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2013. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Орлова, Василина Александровна

Содержание

Введение

Глава 1. Метафизика свободы в философии Канта

§ 1. Свобода как основание морального закона

§ 2. Автономия воли

§ 3. Тотальная необходимость свободы

Глава 2. Метафизика свободы в философии Фихте

§ 1. Свобода — краеугольный камень наукоучения

§ 2. В какой мере свободное Я творит вещь в себе?

§ 3. Диалектика сознающего Я

§ 4. История как движение по направлению к возрастанию свободы

Глава 3. Метафизика свободы в философии Шеллинга

§ 1. Свобода воли

§ 2. Свободен ли Бог творить мир?

§ 3. Свобода в истории, государстве, искусстве

§ 4. Свобода творящей индивидуальности

Глава 4. Метафизика свободы в философии Гегеля

§ 1. Свобода и понятие

§ 2. Свобода духа

§ 3. Свобода в истории

§ 4. Проблема свободы в философии религии

§ 5. Проблема свободы в философии права

§ 6. Некоторые другие аспекты

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизика свободы в немецкой классической философии»

Введение

В настоящей работе предпринимается попытка провести анализ проблематики метафизики свободы в философских системах крупнейших немецких философов: Канта, Гегеля, Шеллинга и Фихте.

Актуальность данной проблематики обусловлена тремя следующими обстоятельствами: первое, интерес мирового научного сообщества к попытке решить вопрос, свободен ли человек, в какой мере детерминирован, в какой мере способен произвольно начинать ряд событий. Второе, существует необходимость осмысления оснований политической концепции свободы в современном мире, методологическими основаниями которого во многом служит взгляд на свободу, как он сформировался в немецкой классической философии. Третье, неисчерпаемость философского наследия Канта, Гегеля, Шеллинга и Фихте диктует повышенный интерес к различным аспектам их философских систем.

Кантом были теоретически обоснованы вопросы, в какой мере свободно разумное деятельное существо, в какой мере и чем детерминированы его действия, которые не утрачивают свою актуальность в свете новейших открытий физики, развития нейрофизиологии, роста информационного потока, появления новых средств связи и все большего взаимного отчуждения людей. Обратиться с такими вопросами к классикам немецкой мысли — значит, почерпнуть опыт, накопленный человечеством. Изучение проблемы свободы способствует и лучшему пониманию философии того времени.

Проблему свободы в трудах немецких классиков изучали и крупнейшие философы XIX и XX веков, и наши современники, и тема далеко не исчерпана. Для современной аналитической философии проблема метафизики свободы стоит скорее на периферии, нежели в центре

интересов1. Для немецкой классической философии проблематика метафизики свободы была центральной2.

Назовем некоторые имена английских исследователей — Пол Реддинг, Арнольд Фарр, Бенджамин Кроуве, Сьюзан Шелл, Мишель Кош, Давид Феррис, Ренато Кристи, Уилл Дудли, Пол Гаер, Генри Эллисон, Ричард Велкли, Ральф Бадер, Алан Паттен, немецких — Бруно Хаас, Клаудия Грабанд, Катя Тавер и многие другие. Все они по-разному рассматривают проблему свободы у немецких классиков — для кого-то, как для Одо Маргуарда и Кристофа Бинкельмана, немецкие классики — в центре научных интересов, в контексте исследовательских биографий других важнее тема свободы — как для Дэнниса Дальтона и Дэвида Ферриса, третьих и немецкая классика, и тема свободы интересует в связи с другими, смежными темами, и поэтому все пользуются различными методами. Кто-то, как Терри Пинкард, хочет открыть глаза англо-американским исследователям на Гегеля, так как они, по его мнению, недостаточно внимательно его изучили, другие, как Генри Эллисон, рассматривают свой труд прежде всего как академический и не ставят перед собой полемических задач. Список исследователей, философов, историков философии, касавшихся темы метафизики свободы, далеко не исчерпывающий. На основных европейских языках существует большая литература, в основном не переведенная и не анонсированная на русском языке. На русском языке есть ряд произведений наших известных философов по названной проблематике. Немецкой классической философией занимались В.Ф. Асмус, Т.И. Ойзерман, П.П.

1 См. Daniel Dennett, «Evolution and the Meanings of Life» (1995); Timothy Williamson, «Vagueness» (1994). Основная причина тому, что метафизика свободы находится на периферии интересов современной аналитической философии, на наш взгляд, состоит в том, что важное стремление современной аналитической философии — очистить философствование от метафизического; в центре интересов — логика, осмысление эволюционного процесса, функционирование человеческого сознания.

2 Чему мы находим подтверждение в словах едва ли не всех крупных философов того времени, широко известно восклицание Шеллинга в раннем труде «Vom Ich als Prinzip der Philosophie oder iiber das Unbedingte im menschlichen Wissen» (Tubingen, 1795) : «Der Anfang und das Ende aller Philosophie ist — Freiheitl». (Пусть в самом этом произведении Шеллинг решал проблему свободы еще фихтеанским образом, но тема свободы оставалась для него центральной и в дальнейшем.)

Гайденко, A.B. Гулыга, B.B. Соколов, В.Н. Кузнецов, Т.Б. Длугач, Ю.В. Перов, К.А. Сергеев, В.В. Васильев, П.В. Резвых, О.Г. Дробницкий, A.A. Гусейнов, Э.Ю. Соловьев, А.П. Скрипник, А.К. Судаков, Т.В. Торубарова, JI.A. Суслова, В.А. Жучков, и другие исследователи.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы проследить различные аспекты проблемы свободы, обрисовать формирование концепций метафизики свободы у крупнейших представителей немецкой классической философии — Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Проблематика свободы неотделима в учениях названных философов от смежных тем: моральный закон, долг, свобода человека и всевластие Бога, свобода и понятие, свобода и автономия воли, свобода как инструмент и условие творения мира, свобода в истории и свобода в философии религии.

Задачи работы — вычленить и проанализировать проблематику, осмыслить комплекс воззрений философов, уяснить ключевые моменты и отобразить понимание в виде завершенного высказывания. У Канта свобода выступает как краеугольный камень морального закона, без которого невозможны основные положения кантовской философии, Фихте показывает, как свободное Я во взаимоотношениях с не-Я определяет окружающий мир, Шеллинг рассматривает зарождение свободы в недрах отношений пребывающего в развитии Бога с самим собой — его светлой стороны, и затемненного ядра, — и человеком, Гегель понимает историю как движение всего человечества по направлению к возрастанию свободы. В соответствующих главах мы старались наметить и ухватить все основные аспекты концепций данного понятия.

Предмет работы — философские системы названных мыслителей. Объект — метафизика свободы в немецкой классической философии. Используются принятые философские методики работы с текстом. Анализ текста, понимание его основных положений, выявление проблематики, рассмотрение затруднений, уяснение логической формы высказывания. Описание, изложение, интерпретация. Предпринята попытка сравнить по

ключевым положениям взгляды различных философов, проанализировать, в чем и в какой мере концепции одних оказали влияние на взгляды других. В немецкой классической философии прослеживается преемственность идей, возможно, что не в последнюю очередь именно эта преемственность способствовала господствовавшему одно время в науке представлению о кумулятивистской картине развития мысли3. К числу необходимых для понимания философского текста герменевтических практик относится практика «вчитывания» в текст, вживания в него. По мнению историка философии и философа Бернарда Фрейдберга, современная аналитическая философия оказывается недостаточно хорошо экипированной для чтения ряда классиков немецкой мысли, таких, как Шеллинг, потому, что исключила вчувствование из своего инструментария4.

Структурно работа состоит из четырех глав: первая глава посвящена метафизике свободы в философии Канта как крупнейшего представителя немецкой классической философии. Вторая глава посвящена метафизике свободы у Фихте, третья — метафизике свободы у Шеллинга и четвертая — метафизике свободы у Гегеля. Такая последовательность портретов стала уже традиционной для рассмотрения немецких классиков, и то, что она сложилась именно в таком виде, не случайно. Кант высказал положения, определившие проблематику в главном, многие положения Фихте, Шеллинга и Гегеля непосредственно вытекают из Кантовских. Трехчастная диалектика Фихте является предшественницей Гегелевской диалектики. Гегель представляет сравнимую с Кантовской по полноте философскую систему, охватывающую многие разделы человеческого знания от онтологии, космологии и эсхатологии, до антропологии, этики и эстетики.

Проблема свободы, безусловно, древняя, и начинает свою хронологию от самых древних известных человечеству мифологических,

3 На которую ссылается, критикуя, П.П. Гайденко в своем произведении «Парадоксы свободы в системе Фихте». — М. : Наука. — 1990, есть сетования на подобный подход современной науки у В.Ф. Асмуса.

4См. Freydberg, Bernard. Schelling's Dialogical Freedom Essay. — Albany: State University of New York Press. — 2008.

протофилософских систем, еще, как принято считать5, не доросших собственно до философии. Сварадж — слово, обозначающее свободу распоряжаться в границах собственных владений в Пуранах, и позднее, в Бхагават-гите, обозначающее свободу располагать собственной душой, не поддаваться иллюзию и страху, до некоторой степени синоним «самоконтролю»6.

Проблема свободы в античной философии также разнообразна и может являться предметом отдельного исследования. Одним из самых заметных моментов является восприятие свободы в общественно-политическом аспекте. Свобода в древнегреческом полисе осмыслялась как противопоставленная личной несвободе — рабству .

То рассмотрение, которое получила метафизика свободы в трудах немецких философов, ставших классиками, является вершиной мысли всего человечества, вбирает весь предшествующий опыт. В ряду знаменитых предшественников немецких философов в попытке решить проблему свободы были стоики8, представители античного атомизма9, Гоббс10,

5 Многие учебники по древней философии заявляет эту позицию. Мы с ней не согласны. Иногда по видимости данную позицию обращают в противоположность, заявляя, что протофилософия — источник новых идей для современной философии (см. Емельянов, В.В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса. // Вопросы философии. — №10. — 2009.) На наш взгляд, философия древней Индии является полноценной философией в том же смысле, в каком определенно является философией философия Древней Греции.

6 Dalton, Dennis. Freedom: the philosophy of Liberation. [Аудио]: [Электронный ресурс] / Dennis Dalton. http://infoenqlish.info/forum/23-88-l. — доступен на 17.03.2013.

7 T.B. Васильева указывает: «Свобода, или слобода, происходит от слова и понятия «свой» («своб»), означая объединение и совместное поселение своих, состоящих в «свойстве» (родстве) людей. Это все та же землей скрепленная община, семья людей, детей, в которой все — свои, все полноправны, тогда как вне этой общины-слободы никто из них никогда не сможет обрести такой полноты и радости бытия». — Васильева, Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. [Текст] / Т.В. Васильева. — М. — 2002. — С.313.

8 Джон Селларс указывает на влияние трактата Цицерона «De officiis» на Кантовский подход в Основах метафизики нравственности, в котором он следует стоикам, в числе прочего, в том, что только свободная воля имеет моральное значение и счастье зависит от свободной воли. — см. Sellars, John. Stoicism. — University of California Press. — 2006.

11 12

Спиноза , Лейбниц и многие другие мыслители. Мы не ставим сейчас перед собой задачу обрисовать истоки проблематики свободы даже в самом общем смысле, хотя в самом начале работы такая возможность представлялась очень заманчивой (соответствующую главу, уже написанную

13

и опубликованную в виде статьи , пришлось исключить из-за разрастающегося объема текста). Косвенное влияние на Канта оказал систематизатор и интерпретатор философии Лейбница Христиан Вольф14.

9 См. Guyau, Jean-Marie. La Morale d'Epicure et ses rapports avec les doctrines contemporaines. — Paris. — Libraire Felix Alean — 1927. и др.

10 Armin, Adam. Despotie der Vernunft? Hobbes, Rousseau, Kant, Hegel: eihe praktische Philosophie. München: Karl Alber Verlag, 1999.

11 Не столько анализу преемственности, сколько аксиологическому сравнению подвергнуты концепции свободы и необходимости Гоббса, Спинозы и Канта в статье Луиса Маринофф (см. Marinoff, Louis. Hobbes, Spinoza, Kant, highway robbery and game theory. // Australasian Journal of Philosophy. — Volume: 72, Issue: 4. — 1994. — Pages: 445462) — он конструирует гипотетическую ситуацию, в которой вы похищены грабителем с большой дороги с требованием выкупа. Должны ли вы, пообещав грабителю вернуться с этим выкупом сами, соблюсти свое обещание, в соответствии с этическими теориями названных философов? Конфликт разыгран в пространстве теории игр, и классифицирован во множестве «игры против природы» как игра «противоположная природе», противоестественная. Человек, поступающий рационально, потому что он морален, не может в границах данной игры считаться моральным потому, что он поступает рационально. По мнению автора статьи, этическая стратегия Гоббса в данном случае оказывается наиболее здоровой и сильной. (Положение осложняется тем, что мы все же не знаем в точности, как поступит, или даже должен поступить, тот или иной философ, в согласии со своим учением о морали. Это породило дискуссию, например в ответной статье Ли Ц. Райе (см. Rice, Lee С. Spinoza and Highway Robbery // Geschichte der Philosophie. — Volume: 80, Issue: 2. — 1998. — P.: 211-218) утверждает, что мнение Маринофф о том, что Спиноза может нарушить свое обещание, так как он дал его в обстоятельствах, угрожающих его жизни, и, в то время как неправда не является приемлемой для этического учения Спинозы, она может быть морально оправдана в обстоятельствах, угрожающих жизни — ложное мнение. Райе считает, что ни одно из этих утверждений не верно, а сдерживать обещание, говорить ложь или исполнять закон — это, по Спинозе, вопросы благосостояния сдерживающих обещания, мошенников и граждан, в чем этика мыслителя остается крайне индивидуалистической. В этом с Райсом можно не согласиться, но не будем умножать сущности.)

12 Выступления 2010 года на XI Кантовском конгрессе: Roinila, Markku. Kant and Leibniz on the Singularity of the Best of All Possible Worlds // Proceeding of the XI. International Kant-kongress, в котором автор утверждает, что Кант в своей ранней работе «Versuch einiger Betrachtungen über den Optimismus» (1759), будучи метафизическим оптимистом, в попытке проверить лейбницевский оптимизм, выдвинул несколько тезисов против Лейбница, но добился только того, что фальсифицировал их.

13 Позволю себе на нее сослаться: Орлова, В.А. Понятие "свобода" в истории философской мысли // Свободная мысль-XXI век. —N12. — 2009. — с.65-77.

14 Вольф, в частности, работал над концепцией, которую он называл «свобода философствовать», согласно которой каждый должен говорить то, что он считает нужным

Также, во взгляде на свободу Кант многое почерпнул у Лейбница, начиная с разделения на царство природы (механической необходимости, по Лейбницу) и царство духа (свободы)15. Вопрос о том, свободен ли в таком раздвоенном мире человек, и если да, то как именно он свободен, оказался одним из ключевых вопросов кантовской философии.16 В попытке преодолеть дуализм мира развивалась немецкая классическая философия, включая системы Фихте и Шеллинга, до тех пор, пока Гегель разрешил вопрос, переселив свободу в те области, с которыми раньше ее не связывали, и не сделал ее едва ли не главным содержанием своей философской мысли17.

После того, как мы рассмотрим концепции метафизики свободы этих четырех мыслителей в настоящей работе, мы завершим ее небольшой заключительной частью, суммирующей ряд выводов, а также библиографическим списком.

в свете любви к истине, без попытки соответствовать мнениям других, причем за это невинное, по нынешним временам, воззрение Вольф был притесняем, см. Hoye, William J. The religious roots of academic freedom. // Theological Studies. — Sept. — 1997.

15 Раздвоение мира берет свои истоки в платоновской философии (мир эйдосов и мир их конкретных чувственных воплощений), чему в свою очередь предшествовало развитие философской мысли.

16 Лейбниц в своих произведениях высказывался о воле неоднократно, и, в частности, таким образом: «Я думаю, что наша воля свободна не только от принуждения, но и от необходимости. Уже Аристотель заметил, что в свободе существуют две вещи, а именно произвольность и выбор, и в этом состоит наша власть над своими действиями. Когда мы действуем свободно, нас не принуждают, как это случается, когда нас низвергают в пропасть или бросают с высоты вниз; нам не могут помешать иметь свободный ум, когда мы размышляем, как это случилось бы, если бы нам дали напиток, который лишил бы нас суждений. В тысяче действий природы проявляется случайность, а у кого нет суждения, когда он действует, у того нет свободы». — Лейбниц, Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. // Сочинения в четырех томах. Том 4. М. : Мысль. — 1989. — с. 152

17 Тезис, что в принципе основное содержание всей немецкой классической философской мысли — проблема свободы, неоднократно высказывался в ряде произведений отечественных мыслителей, таких, как Т.И. Ойзерман, В.Ф. Асмус и другие.

Глава 1. Метафизика свободы в философии Канта

Настоящая глава посвящена метафизике свободы в философии крупнейшего немецкого философа Иммануила Канта. Основным философским долгом Кант считал необходимость «спасти свободу». Свобода для Канта — основа морального закона. Моральный закон является действенным надприродным законом только при условии, если человек свободен ему не следовать, в противном случае это не закон, а механизм. В мире природном над всем довлеет необходимость, в мире духовном царствует свобода. Но человек — житель двух миров: в физическом смысле он подчинен необходимости, но, как разумное существо, имеет внутренним отечеством свободу. Мы рассмотрим свободу в философии Канта в трех аспектах: как основание морального закона, как автономию воли, и как системообразующую максиму. Утвердить существование свободы жизненнр необходимо для Канта, но почему? Каким образом возможна свобода? — вопрос, занимающий Канта. Решил ли он его или постулировал свободу, приняв за аксиому? На наш взгляд, Кант свободу все-таки постулировал. Не доказал, но назначил ее существующей, — разрубил узел, а не распутал. Постараемся показать, почему Кант не разрешил эту проблему, не доказал, что свобода действительно возможна, почему, на наш взгляд, Кант не спас свободу.

Традиционно философский путь Канта подразделяется на докритический и критический периоды. В наиболее ранних произведениях, таких, как «Мысли об истинной оценке живых сил» (1746), «Вопрос о том, стареет ли земля с физической точки зрения» (1754), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), Канта интересовала в основном тематика естествознания, натурфилософии, он высказал много передовых для своего времени догадок, идей. Но и в этих ранних произведениях, как, например, в произведении «Новое освещение первых принципов метафизического

познания» (1755), можно усмотреть зачатки проблематики свободы18. В произведении «Опыт некоторых рассуждений об оптимизме» (1769) Кант намечает проблему свободы в аспекте, в котором можно усмотреть влияние Лейбница19, в произведении «Наблюдения над чувством прекрасного и

возвышенного» (1764) философ предвосхищает будущее развитие темы в

20

контексте управления государством , предвосхищение идеи «вещи в себе»

присутствуют в «О форме и принципах чувственно воспринимаемого мира» 21

(1770) . Основные произведения, повлиявшие на всю последующую

историю человеческой мысли, созданы Кантом в период, получивший

название критического по названию работ: «Критика чистого разума» 22

(1781) , «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Кант уделяет большое внимание вопросу, что такое

1 о

«Если хорошенько поразмыслить, то можно ли считать обоснованным взгляд, будто природа — это какое-то противное существо, которое можно удержать в рамках порядка и общей гармонии только принуждением, ограничивающим свободу его действий? Ведь тогда пришлось бы признать, что природа — самодовлеющее начало, свойства которого не имеют никакой причины, и что бог стремится по мере возможности подчинить ее своим замыслам. Чем больше мы познаем природу, тем больше мы убеждаемся, что общие свойства вещей не чужды друг другу и не обособлены». — Кант, И. Новое освещение первых принципов метафизического познания / Сочинения в VI томах. — Том 1. М.: Мысль, 1963, с. 256

19 Называя наш мир — лучшим из возможных, а выбор, совершенный Богом — осуществленным не в силу «выдуманной свободы»: «Если бы даже было возможно, чтобы высшее существо сделало свой выбор в силу некоей выдуманной свободы, о которой иные разглагольствуют, и по ничем не вызванному желанию—не знаю, по какому, — предпочло худшее намного лучшему, то и тогда оно этого не сделало бы». — Кант, И. Опыт некоторых рассуждений об оптимизме / Сочинения в VI томах — Том 2. М.: Мысль, 1964, С.47

20 «Предоставляемая государем свобода думать и говорить так, как я это делаю теперь, пожалуй, не менее ценна, чем многие льготы, способствующие большему изобилию; ведь благодаря этой свободе все упомянутое зло может быть устранено». Кант, И., Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного / Сочинения в VI томах — Том 2. М.: Мысль, 1964, С.204

21 «Всякое познание, свободное от <...> субъективного условия, касается только объекта» — Кант, И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого мира / Сочинения в VI томах — Том 2. М.: Мысль, 1964, С.390

22 В международной практике принята цитация с обозначением параллельных мест в первом (1781) и втором (1787) прижизненных изданиях «Kritik der reinen Vernunft», в настоящей работе подобным образом оформлены ключевые цитаты, одновременно со ссылкой на соответствующее место русского перевода, либо дан дополнительный вариант перевода. Ссылки на русский текст даются в переводе Н. Лосского (сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна).

свобода и как она возможна. В виде пояснений к первой критике написаны «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей проявиться как наука» (1783), где Кант повторил основные положения КЧР, касающиеся свободы23, имея целью доказать, что априорные синтетические суждения возможны. К данному произведению примыкают «Основы метафизики нравственности»24 (1785), имеющие большое значение для нашей тематики, так как сосредоточены на морально-нравственной проблематике. Также нельзя не отметить детализирующие проблематику свободы произведения «Об изначально злом в человеческой природе»25 (1792), «О поговорке «Может быть, это верно в теории, но не годится для практики»»26 (1793),

77

«Метафизика нравов в двух частях» (1797), «О мнимом праве лгать из 28

человеколюбия» (1979).

23 Подчас используя более конкретные, заостренные формулировки: «Таким образом, природа и свобода могут без противоречия быть приписаны одной и той же вещи, но в различном отношении: в одном случае — как явлению, в другом — как вещи самой по себе». Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей проявиться как наука / Сочинения в VI томах — Том 4., 4.1. — М.: Мысль, 1965, С.167

24 В кантоведении последних лет предлагается новая версия перевода всего трактата, в том числе названия — «Основоположение к метафизике нравов» (Кант И., Соч. на нем. и рус. яз., т. 3., пер. А. К. Судакова, 1997)

25 В данном трактате Кант рассказывает, в частности, каким образом понятие свободы соединяется с идеей о боге как о необходимом существе (необходимое существо — это положение Спинозы), поясняя, что свобода «состоит не в случайности поступка (будто он вовсе не детерминирован основаниями), т. е. не в индетерминизме (будто для бога одинаково должно быть возможным делать доброе или злое, если его действие называть свободным), а в абсолютной спонтанности, которая подвергается опасности только при предетерминизме, согласно которому определяющее основание поступка находится в прошлом времени», а поскольку по отношению к Богу не может быть никакого прошлого времени, то эта трудность здесь несущественна. Кант, И. Об изначально злом в человеческой природе / Сочинения в VI томах — Том 4., 4.2. — М.: Мысль, 1965, С. 167

26 Кант, И. О поговорке "Может быть, это верно в теории, но не годится для практики" / Сочинения в VI томах — Том 4., Ч. 2. — М. : Мысль, 1965.

27 Здесь Кант сосредоточен на праве, и формулирует, в частности, ряд правовых атрибутов, присущих правовому обществу (societas civilis), и в числе таких атрибутов — прекрасная и недостижимая максима: «основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие» — Кант, И. Метафизика нравов в двух частях / Сочинения в VI томах — Том 4., 4.2. — М.: Мысль, 1965, С.234

28 Кант, И. О мнимом праве лгать из человеколюбия / Трактаты и письма. М., 1980

Метафизика свободы Канта оказала серьезное влияние на воззрения поколений его последователей, учеников, интерпретаторов. Не будет преувеличением сказать, что без Канта история немецкой мысли приобрела бы совершенно иное направление. Например, Фихте, будучи критиком Кантовской концепции метафизики свободы, пытался устранить Кантовский дуализм и решить проблему свободы в пользу одной из возможностей, с которой не мог согласиться Кант (а именно, устранить природу с ее детерминизмом из картины мира). Гегель решает проблему дуализма, поставленную Кантом, переосмыслив положение о сосуществовании двух миров (мира природы и мира свободы), и придя к положению о такой взаимосвязи этих миров, в которой один порождает другой. По мнению Асмуса, это было наиболее плодотворным решением по сравнению с решением Фихте, устранившего один мир, и Шеллинга, провозгласившего их тождественность . Метафизика свободы Канта в дальнейшем становилась центральным предметом размышлений многих философов30. В дальнейшем, неокантианцы ведут полемику с марксизмом, но и концепции основателей марксизма являются результатом развития и критического переосмысления немецкой классической философии в ее взглядах на человеческую свободу31. Метафизика свободы Канта повлияла на воззрения русских философов,

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Орлова, Василина Александровна, 2013 год

Библиография

Книги

1. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант [Текст] / В.Ф. Асмус. — М. : Наука, 1973.

2. Бердяев, Н. Алексей Степанович Хомяков. [Текст] / Н. Бердяев. — Париж. — YMCA-Press. — 1997.

3. Бердяев, H.A. Опыт эсхатологической метафизики [Текст] / H.A. Бердяев. Царство Духа и царство кесаря. М. : Республика. — 1995.

4. Васильева, Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. [Текст] / Т.В. Васильева. — М. — 2002.

5. Вышеславцев, Б.П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. [Текст] / Б.П. Вышеславцев. — 1914.

6. Гайденко, П.П. — Парадоксы свободы в учении Фихте. [Текст] / П.П. Гайденко. — М. : Наука. — 1990

7. Гайденко, П.П. Философия Фихте и современность. [Текст] / П.П. Гайденко. — М.: Мысль, 1979.

8. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. [Текст] / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. — Т. 1. — М. : Мысль. — 1974.

9. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. Философия истории. [Текст] / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Эксмо. — 2007.

Ю.Гегель, Г. В. Ф. Философия духа. [Текст] / Г. В. Ф. Гегель //

Энциклопедия философских наук. — т.З. — М. : Мысль. — 1977. П.Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. [Текст] / Г. В. Ф. Гегель. — С.-Пб. : Наука. — 2000.

12.Гегель, Г.В.Ф. Философия права [Текст] / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль. — 1990.

13.Гегель, Г.В.Ф. Философия религии, т. 1. [Текст] / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль. — 1975.

Н.Гегель, Г.В.Ф. Философия религии, т. 2. [Текст] / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль. — 1977.

15.Гегель, Г.Ф.В. Наука логики. Том 2. Субъективная логика или учение о понятии. [Текст] / Г.Ф.В. Гегель. Сочинения. — Том 1. — М. : Соцэкгиз. — 1939.

16.Гогоцкий С.С. Обозрение системы философии Гегеля. [Текст] / С.С. Гогоцкий.—Киев, 1860

17.Гулыга, A.B. Кант. [Текст] / A.B. Гулыга. — М. : Молодая гвардия. — 1977.

18.Гулыга, A.B. Немецкая классическая философия. [Текст] / A.B. Гулыга. — М. : Рольф. — 2001

19.Гулыга, A.B. Шеллинг. [Текст] / A.B. Гулыга. М. : Молодая гвардия. — 1984

20.Гусейнов A.A. Этика доброй воли [Электронный ресурс] / A.A. Гусейнов // персональный сайт. — http://guseinov.ru/publ/kant.html — доступно на 21.03.2013

21. Длугач, Т.Б. И. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». [Текст] / Т.Б. Длугач. — М., 1990

22.Доброхотов, A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. [Текст] / A.JI. Доброхотов. — М. : Издательство Московского университета. — 1986.

23.Дробницкий О.Г. Теоретические основы этики Канта // Философия Канта и современность. М.: Наука, 1974. С. 103-151.

24.Жучков В.А. Гносеологическая сущность кантовского учения о свободе // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Калининград. — 1976.

25.Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. [Текст] / Э.В. Ильенков. — М. : Политиздат, вт. изд. — 1984.

26.Иммануил Кант. Наследие и проект. Материалы Международного кантовского конгресса. Москва 24-28 мая 2004 г. под ред.: Степин B.C., Мотрошилова Н.В. — М. : 2007.

27.История диалектики. Немецкая классическая философия. [Текст] / Под ред. Т. И. Ойзермана. — М. : Мысль. — 1978.

28.Кант, И. Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали. [Текст] / И. Кант. Сочинения в шести томах [Текст] / И. Кант. — М. : Мысль, 1963-1966. (т.2).

29.Кант, И. Критика практического разума [Текст] / И. Кант. — С.-Пб. : Наука. — 2007. (Издание в свою очередь воспроизводит: Кант, И. Сочинения в шести томах [Текст] / И. Кант. — М. : Мысль, 1963-1966. (т.4, ч.1,2).)

30.Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант. — М. : Мысль, 1994

31.Кант, И. Метафизика нравов в двух частях [Текст] / И. Кант. Сочинения в VI томах — Том 4., 4.2. — М.: Мысль, 1965.

32.Кант, И. Новое освещение первых принципов метафизического познания [Текст] / И. Кант. Сочинения в VI томах. — Том 1. М.: Мысль, 1963

33.Кант, И. О поговорке "Может быть, это верно в теории, но не годится для практики" / Сочинения в VI томах — Том 4., Ч. 2. — М. : Мысль, 1965.

34.Кант, И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого мира [Текст] / И. Кант. Сочинения в VI томах — Том 2. М.: Мысль, 1964

35.Кант, И. Об изначально злом в человеческой природе [Текст] / И. Кант. Сочинения в VI томах — Том 4., 4.2. — М.: Мысль, 1965

36.Кант, И. Опыт некоторых рассуждений об оптимизме [Текст] / И. Кант. Сочинения в VI томах — Том 2. М.: Мысль, 1964

37.Кант, И. Основоположение к метафизике нравов [Текст] / И. Кант. Сочинения на немецком и русском языке, т.З. — 1997

38.Кант И. Лекции по этике. — М.: Республика, 2000.

39.Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей проявиться как наука [Текст] / И. Кант. Сочинения в VI томах — Том 4., 4.1. — М.: Мысль, 1965

40.Кант, И. Религия в пределах только разума. [Текст] / И. Кант. — С.-Пб. : Наука. — 2007. (Издание в свою очередь воспроизводит: Кант, И. Сочинения в шести томах [Текст] / И. Кант. — М. : Мысль, 1963-1966.)

41.Кант, И., Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного [Текст] / И. Кант. Сочинения в VI томах — Том 2. М.: Мысль, 1964

42.Коплстон Ф. — От Фихте до Ницше. [Текст] / Ф. Коплстон. — М. : Республика. — 2004.

43.Кузнецов, В.Н. — Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века [Текст] / В.Н. Кузнецов. — Учеб. пособие для ун-тов. — М. : Высш. шк.. — 1989.

44.Лазарев, В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга [Текст] / В.В. Лазарев. — М. : Наука. — 1990.

45.Лейбниц, Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. [Текст] / Г.В. Лейбниц. Сочинения в четырех томах. Том 4. М. : Мысль. — 1989.

46.Маркс, К. Капитал. [Текст] / К. Маркс. — М. — 1955. — т.З. — С.833

47.Масарик Т.Г., Пустарников В.Ф. Философия Фихте в России. [Текст] / Т.Г. Масарик, В.Ф. Пустарников. — С.-Пб. — Смысл. — Русский Христианский гуманитарный институт. 2000 г.

48.Нарский, И.С. Западноевропейская философия XIX века. [Текст] / И.С. Нарский. — 1976.

49.Овсянников, М.Ф. Гегель. [Текст] / М.Ф. Овсянников. — М.: Мысль, 1971.

5О.Овсянников, М.Ф. Философия Гегеля. [Текст] / М.Ф. Овсянников. — М.: 1959.

51.0йзерман Т.И. Философия Фихте. [Текст] / Т.И. Ойзерман. — М. — 1962.

52.0йзерман, Т.И. Философия как история философии [Текст] / Ойзерман, Т.И. — С.-Пб. : Алетейя. — 1999.

53.Поппер, К. Открытое общество и его враги. [Текст] / К. Поппер. — Т. 1-2,—М. : 1992.

54.Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. [Текст] / Э.Ю. Соловьев. — М. : 2002.

55.Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. [Текст] / Э.Ю. Соловьев — М. : Прогресс-Традиция, 2005.

56.Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. [Текст] / А.П. Скрипник. — М. : МГУ, 1974.

57.Судаков А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон. [Текст] / А.К. Судаков. — Эдиториал УРСС. 1998.

58.Суслова J1.A. Учение И. Канта о добре и зле. [Текст] / JI.A. Суслова. — М, — 1995.

59.Сумин, О.Ю. Гегель как судьба России. [Текст] / О.Ю. Сумин. — Краснодар: Глагол. — 2005.

60.Торубарова Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме [Текст] / Т.В. Торубарова. — СПб. — 1999.

61.Философия Гегеля: проблемы диалектики. [Текст] // Отв. ред. Т.И. Ойзерман, Н.В. Мотрошилова. М. : Наука. — 1987

62.Фихте, И.Г. Замкнутое торговое государство. [Текст] / И. Г. Фихте. М. : 1923.

63.Фихте, И. Г. — Несколько лекций о назначении ученого. [Текст] / И. Г. Фихте. Сочинения в двух томах. — С-Пб. : Мифрил. — 1993. — Т. 2.

64.Фихте, И. Г. — О понятии наукоучения, или Так называемой философии. [Текст] / И. Г. Фихте. Сочинения в двух томах. — С.-Пб. : Мифрил. — 1993, —Т. 1.

65.Фихте, И. Г. — Основные черты современной эпохи [Текст] / И. Г. Фихте. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. — М. : ACT.— 2000.

66. Фихте, И.Г. — Наукоучение в его общих чертах [Текст] / И. Г. Фихте. Сочинения в двух томах. — С.-Пб. : Мифрил. — 1993. — Т. 2.

67.Фихте, И.Г. О назначении человека. [Текст] / И. Г. Фихте. Сочинения в двух томах. Т.2. С.-Пб.: Мифрил, 1993.

68.Фихте, И.Г. Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности. [Текст] / И. Г. Фихте. Сочинения в двух томах. Т.1. С.-Пб.: Мифрил, 1993.

69.Фихте И. Г. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения. Наукоучение 1805 г. Наукоучение 1813 г. Наукоучение 1814 г. [Текст] / Пер. с нем., вступит, статья В.В.Мурского. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006

70.Фихте И. Г. Факты сознания [Текст] / И. Г. Фихте. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. — М. : АСТ. — 2000.

71.Флоренский, П.А. Космологические антиномии Иммануила Канта. [Текст] / П.А. Флоренский. Сочинения в четырех томах. — Т.2 — М. : Мысль. — 1994-1996 гг.

72.Фромм, Э. Марксова концепция человека [Текст] / Э. Фромм. // Душа человека. М. : Республика. — 1992.

73.Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения. [Текст] / Ф.В. Й. Шеллинг. Т. 1. —СПб.: Наука, 2000

74.Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения в 2 т. [Текст] / Ф.В.Й. Шеллинг. — Том 1. — М. : Мысль. — 1987.

75.Шеллинг, Ф.В. Й. Философия искусства. [Текст] / Ф.В. Й. Шеллинг. — М. : Наука. — 1980.

76.Шеллинг, Ф.В.Й. Идеи к философии природы как изучение этой науки. [Текст] / Ф.В.Й. Шеллинг — С.-Пб. : Наука. — 1998.

77.Шеллинг, Ф.В.Й. Ранние философские сочинения [Текст] / Ф.В.Й. Шеллинг — С.-Пб. : Алетейя, Государственный Эрмитаж. — 2000.

78.Шеллинг, Ф.В.Й. Сочинения в 2 т. [Текст] / Ф.В.Й. Шеллинг. — Том 2. — М. : Мысль. — 1989.

Статьи

1. А.Ф. Лосев. Фр. Ницше. [Текст] / А.Ф. Лосев. // Ницше: pro et contra. — С.-Пб. : Издательство русского гуманитарного института. — 2001

2. Алексеев, Н.Н. Религиозно-философские идеи и личность Б. Н.Чичерина в свете его воспоминаний. [Текст] / Н.Н. Алексеев. // Путь. —№24, — 1930.

3. Асмус В. Ф. Этика Канта. [Текст] / В.Ф. Асмус // Кант, Иммануил. Сочинения в VI томах. М. : Мысль. 1965. — Т. 4. Ч. I.— С.5-65

4. Асмус, В.Ф. Вопрос о непосредственном знании в философии Фихте [Текст] / В.Ф. Асмус. // Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII — начало XX В. М.: Соцэгиз, 1963. — М.: Едиториал УРСС, 2004.

5. Асмус, В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в истории философии Гегеля. [Текст] / В.Ф. Асмус. — Вопросы философии.— 1995,—№1,—С. 52—69.

6. Асмус, В.Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике. [Текст] / В.Ф. Асмус // Кант, Иммануил. Сочинения в VI томах. Т.5. М. : Мысль. — 1966. — С.4-63

7. Васильев, В.В. Кант: пробуждение от догматического сна. [Текст] / В.В. Васильев // Вопросы философии. — №1. — 1999

8. Васильев, В.В. Неуловимая свобода: проблема оснований этической системы Канта. [Электронный ресурс] /В.В. Васильев // Цифровая библиотека по философии. -

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000520/ — доступно на 21.03.13

9. Васильев, B.B. Подвалы кантовской метафизики. [Электронный ресурс] / В.В. Васильев // Цифровая библиотека по философии. — http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000522/. — доступно на: 25.08.11

Ю.Гайденко П.П. Искушений диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева [Текст] / П.П. Гайденко // Вопросы философии. — 1998. — № 4. — С.75-93.

11.Гулыга, A.B. Гегель. Вехи творческого пути. [Текст] / A.B. Гулыга. // Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т.1.-М.: Мысль, 1972. — С.5-44.

12.Гулыга, A.B. Философия религии Гегеля. [Текст] / A.B. Гулыга. // Гегель, Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах.— T.l. М. : Мысль. — 1975. —С.5-31

13.Гулыга, A.B., Арсеньев A.C. Ранние работы Канта. [Текст] / A.B. Гулыга, A.C. Арсеньев // Кант, Иммануил. Сочинения в VI томах. М. : Мысль. — 1964. — Т. 2. — С.5-38.

Н.Емельянов, В.В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса. [Текст] / В.В. Емельянов. // Вопросы философии. — №10. — 2009.

15.Ильин, И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего [Текст] / И.А. Ильин // Вопросы философии и психологии. — М., 1912, кн. 112.

16.0йзерман, Т. И. Проблема долженствования в философии Гегеля [Текст] / Т.И. Ойзерман. // Вопросы философии.— 1995.— №5.— С. 98—107.

17.Ойзерман, Т.И. Главный труд Канта [Текст] / Т.И. Ойзерман // Кант, Иммануил. Сочинения в VI томах. Т.З. М. : Мысль. — 1964. — С.5-68

18.0йзерман, Т.И. Иммануил Кант — родоначальник классической немецкой философии. [Текст] / Т.И. Ойзерман // Кант, Иммануил. Сочинения в VI томах. — М. : Мысль. — 1963. Т. 1. — С.7-49.

19.Ойзерман, Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы. [Текст] / Т.И. Ойзерман. // Вопросы философии. — 1966. — №6. — с. 66-77.

20.Ойзерман, Т.И. К характеристике философии И. Канта: метафизика свободы [Текст] / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. — 1966. — № 6

21.Ойзерман, Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы. [Текст] / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. — 1998. — №2. — С. 118-119.

22.Ойзерман, Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы. [Текст] / Т.И. Ойзерман. // Вопросы философии. — 1993. — №11, —с.57-70.

23.Орлова, В.А. Понятие "свобода" в истории философской мысли [Текст] / Орлова В.А. // Свободная мысль-XXI век. — N12. — 2009. — с.65-77.

24.Панибратцев, A.B. Взлет и падение И.Б. Шада, или О превратностях судьбы одного немецкого фихтеанца на русской службе [Текст] / A.B. Панибратцев // История философии. — Вып. 4. — М. : ИФ РАН. — 1999.

25.Прокофьев, A.B. Нравственность и свобода воли (Кант — Шопенгауэр — Фейербах) [Текст] / A.B. Прокофьев. // Этическая мысль. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 2000.

26.Резвых, П.В. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Ф.В.Й.Шеллинга. (К шеллинговской постановке проблемы творения). [Текст] / П.В. Резвых. // Вопросы философии, № 1, 1996. С.110-123.

27.Резвых, П.В. Опыт разрыва и событие любви. Тезисы об "историческом опыте" Ф. Анкерсмита и "вечном прошлом" Ф. Шеллинга. [Текст] / П.В. Резвых. // Новое литературное обозрение. — 2008. —N4, —С. 196-210.

28.Резвых, П.В. Ф.И.В. Шеллинг в диалоге с российскими интеллектуалами. [Текст] / П.В. Резвых // НЛО. №19, 2008 г.

29.Фихте, И.Г. Об основании нашей веры в Божественное мироправление [Текст] / И.Г. Фихте. // Credo. — №2. — 2004.

30.Фихте, Ф.И. Основы естественного права согласно принципам Наукоучения. [Текст] / И.Г. Фихте. // Иена — Лейпциг, 1796, часть II, § 6, Королларий, с. 84-88. — Вопросы философии. — №5. — 1977.— С. 146-149.

Источники на иностранных языках Книги

1. Allison, Henry. Kant's theory of freedom [Текст] / Henry Allison. Cambridge : University Press. — 1990.

2. Armin, Adam. Despotie der Vernunft? Hobbes, Rousseau, Kant, Hegel: eihe praktische Philosophie. [Текст] / Adam Armin. — München: Karl Alber Verlag, 1999.

3. Bencivenga, Ermanno. Ethics Vindicated: Kant's Transcendental Legitimation of Moral Discourse. [Текст] / Ermanno Bencivenga. — Oxford : University Press. — 2007.

4. Eisler, Rudolf. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Immanuel Kant. [Текст] / Rudolf Eisler. — 1930.

5. Fichte, J.G.; Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre. [Текст] / Fichte, J.G. — Hamburg. — Meiner. — 1997.

6. Frierson, Patrick R. Freedom and Anthropology in Kant's Moral Philosophy. [Текст] / Patrick R. Frierson. — Cambridge : University Press. — 2003

7. Gayer, Paul. Kant on Freedomn, Law, and Happyness. [Текст] / Paul Gayer. Cambridge : Univercity Press. — 2000.

8. Gayer, Paul. Kant's System of Nature and Freedom [Текст] / Paul Gayer. — Oxford : University Press. — 2005

9. Guyau, Jean-Marie. La Morale d'Epicure et ses rapports avec les doctrines contemporaines. [Текст] / Jean-Marie Guyau. — Paris. — Libraire Felix Alcan— 1927.

10.Kant, I. Kritik der reinen Vernunft [Текст] /1. Kant. (Nachdruck der 1. Aufl. 1781). — Akademie-Ausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken.

— Abteilung 1 : Werke. Band IV. — Berlin. — 1968

1 l.Kant, I. Kritik der reinen Vernunft [Текст] /1. Kant. (Nachdruck der 2. Aufl. 1787). — Akademie-Ausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken.

— Abteilung 1: Werke. Band III. — Berlin. — 1968

12.Kant, I. Werke. [Текст] /1. Kant. Hrsg. v. N. Motroschilova und B. Tuschling. В. 1. Moskau, 1994; Bd. 3. Moskau. — 1998.

13.Koorsgaard, Christine M. The Sources of Normativity. [Текст] / Gordon E. Michalson. Cambridge : University Press. — 1996

14.Kroner, R. Von Kant bis Hegel. [Текст] / R. Kroner. — Tübingen. — 1921.

— Bd. I.

15.Michalson, Gordon E. Fallen Freedom: Kant on Radical Evil and Moral Regeneration. [Текст] / Gordon E. Michalson. Cambridge : University Press, 1990.

16.Michalson, Gordon E. Kant and the Problem of God. [Текст] / Gordon E. Michalson. Blackwell Publishers. — 1999.

17.Radermacher, H. — Fichtes Begriff des Absoluten. [Текст] / H. Radermacher. — München. — 1970.

18.Secrétan, Charles. Philosophie de la liberté. [Текст] / Charles Secrétan. — 1872.

19.Seilars, John. Stoicism. [Текст] / John Seilars. — University of California Press. — 2006

20.Taver, Katja V. Freiheit und Prädetermination unter dem Auspiz der prästabilierten Harmonie [Текст] / Katja V. Taver. — Fichte Studien: Supplementa. — Amsterdam — New York. — 2006.

21.Tiefjen, H. Fichte und Husserl. [Текст] / H. Tiefjen. — Fr./M. — 1980.

22.Timmons, Mark. Kant's Metaphysics of Morals: Interpetative Essays. [Текст] / Mark Timmons. — Oxford : University Press. — 2002.

23.Velkley, Richard L. Freedom and the End of Reason : on the Moral Foundation of Kant's Critical Philosophy. [Текст] / Richard L. Velkley. — The University of Chicago Press. — 1989

24. Wood, Allen W. Fichte: From Nature to Freedom (System of Ethics §§ 913:). [Текст] / Allen W. Wood. — Stanford University.

25.Wood, Allen W. Kant's Moral Religion. [Текст] / Allen W. Wood. Ithaca : Cornell University Press. -1970.

26.Wood, Allen W. Kant's Rational Theology. [Текст] / Allen W. Wood. Ithaca : Cornell University Press. — 1978

Статьи и электронные ресурсы

1. Abizadeh, Arash. Was Fichte an Ethnic Nationalist? On Cultural Nationalism and its Double. [Текст] / Arash Abizadeh. // History of Political Thought № 26 (2). — 2005. — P.:334-359

2. Binkelmann, Christoph. Theorie der praktischen Freiheit: Fichte — Hegel. [Текст] / Christoph Binkelmann. — Berlin. — 2007.

3. Bracken, Joseph A. Freedom and Causality in the Philosophy of Schelling [Текст] / Joseph A. Bracken // New Scholasticism. — 1976.

4. Brenkert, George G. Marx's ethics of freedom. [Текст] / George G. Brenkert. — Publ. Routledge & Kegan Paul. — 1983

5. Buterin, Damion. Knowledge, Freedom and Willing: Hegel on Subjective Spirit. [Текст] / Damion Buterin. // Inquiry 52 (1) — 2009. — pp. 26 — 52.

6. Cristy, Renato. Hegel on Freedom and Authority. [Текст] / Renato Cristy.

— Cardiff. — University of Wales Press. — 2005.

7. Crowe, Benjamin D. Fichte's Fiction Revision [Текст] / Benjamin D. Crowe // Inquiry. Vol.51 — N.3, 268-287. Univercity of Utah, USA. — 2008.

8. Dalton, Dennis. Freedom: the philosophy of Liberation. [Аудио]: [Электронный ресурс] / Dennis Dalton. http://infoenglish.info/forum/23-88-1. — доступен на 30.03.2011

9. Dudley, Will. Hegel, Nietzsche, and Philosophy: Thinking Freedom. [Текст] / Will Dudley. — Cambridge. — Cambridge University Press. — 2002.

10.Düsing, Klaus. Subjektivität und Freiheit: Untersuchungen zum Idealismus von Kant bis Hegel. [Текст] / Klaus Düsing. // Spekulation und Erfahrung.

— Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog. — B. 47. — 2002.

1 l.Farr, Arnold. Fichte's Master/Slave Dialectic: The Untold Story [Текст] / Arnold Farr // Fichte, German Idealism and Early Romanticism. Fichte Studien: Supplementa. 243-258. — Amsterdam — New York. — 2010.

12.Ferrer, Daniel Fidel. Heidegger's Encounter with F.W.J. Schelling: The Questions of Evil and Freedom. End of Metaphysics. [Текст] / Daniel Fidel Ferrer. // Religious Studies Section. Michigan Academy of Science, Arts, Letters. February 27, 1998.

13.Ferris, David S. Indifferent Freedom [Текст] / David S. Ferris // Schelling and Romanticism. — Praxis Series. — Orrin N.C. Wang. University of Maryland. — 2000.

14.Freydberg, Bernard. Schelling's Dialogical Freedom Essay : provocative philosophy then and now. [Текст] / Bernard Freydberg. — Albany. — State Univercity of New York Press. — 2008.

15.Graband, Claudia. Das Vermögen der Freiheit: Kants Kategorien der praktischen Vernunft. [Текст] / Claudia Graband. // Kant-Studien, B. 96. — 2009. Ss. 41-65

16.Grenberg, Jeanine M. Feeling, Desire and Interest in Kant's Theory of Action. [Текст] / Jeanine M. Grenberg // Kant-Studien 92 (2). — 2001. — P. 153-179.

17.Guyer, Paul. Naturalistic and Transcendental Moments in Kant's Moral Philosophy. [Текст] / Paul Guyer. // Inquery. Vol.50 Issue 5. — 2007. — P. 444 _ 464

18.Hegel on Economics and Freedom [Текст] / edited by William Maker. — Macon. — GA. — Mercer University Press. — VIII. — 1987.

19.Hegel, G.F.W. Phaenomenologie des Geistes [Текст] / G.F.W. Hegel. — 1999

20.Hegel, G.W.F. Grundlinien der Philosophie des Rechts. [Текст] / G.F.W. Hegel.—Berlin. — 1821

21.Hegel, G.W.F. Wissenschaft der Logic. [Текст] / G.F.W. Hegel. — Berlin. — 1841.

22.Heidegger, M. Schellings Abhandlung über das Wesen der menschlichen Freiheit (1809). [Текст] / M. Heidegger. — Tübingen. — 1971.

23.Henningfeld, Jochem. Kierkegaard Und Schelling: Freiheit, Angst Und Wirklichkeit. [Текст] / Jochem Henningfeld. — Berlin. New York. — 2003

24.Hoye, William J. The religious roots of academic freedom. [Текст] / William J. Hoye // Theological Studies. — Sept. — 1997.

25.Kierans, Kenneth. Absolute Negativity: Community and Freedom in Hegel's Philosophy of Right. [Текст] / Kenneth Kierans. // Animus 12. — 2008.

26.Kosch, Michelle. Freedom and Reason in Kant, Schelling and Kirkegaard [Текст] / Michelle Kosch. — Oxford : Clarendon Press. — 2006.

27.Krüger, Malte Dominik. Göttliche Freiheit: die Trinitätslehre in Schellings Spätphilosophie. [Текст] / Malte Dominik Krüger. — Tübingen. — 2008.

28.Krüger, Malte Dominik. Rationality and Freedom. Schelling's Late Philosophy. [Текст] / Malte Dominik Krüger. // Sic et Non. №12, 2009

29.Lahbib, Olivier. La Liberté Dans la Perception Chez Husserl Et Fichte. [Текст] / Olivier Lahbib. // Husserl Studies 21 (3). — 2005.

30.Losurdo, Domenico. Hegel and the freedom of moderns. [Текст] / Domenico Losurdo. — Duke : University Press. — 2004.

31 .MacDonald, Sara. Finding Freedom: Hegel's Philosophy and the Emancipation of Women. [Текст] / Sara MacDonald. — McGill-Queen's University Press. — 2008.

32.Mack, Michael. The Metaphysics of Eating: Jewish Dietary Law and Hegel's Social Theory. [Текст] / Michael Mack. // Philosophy and Social Criticism 27 (5). —2001, —pp. 59-88.

33.Marinoff, Louis. Hobbes, Spinoza, Kant, highway robbery and game theory. [Текст] / Louis Marinoff. // Australasian Journal of Philosophy. — Volume: 72, Issue: 4. — 1994. — Pages: 445-462

34.Marquard, Odo. Grund und Existenz in Gott [Текст] / Odo Marquard // F. W. J. Schelling, Über das Wesen der menschlichen Freiheit (Hg.). — Otfried Höffe, Annermarie Pieper. — Berlin. — 1995, S. 55-59.

35.Marx, Werner. Schelling: Geschichte, Systema, Freiheit. [Текст] / Werner Marx. — Munich : Verlag Karl Alber. — 1977.

36.Matarrese, Craig. Hegel's Theory of Freedom. [Текст] / Craig Matarrese. // Philosophy Compass 2 (2). — 2007. — pp. 170-186.

37.McCumber, John. Poetic Interaction: Language, Freedom, Reason. [Текст] / John McCumber. — Chicago. — University of Chicago Press. — 1989.

38.Morrisson, Iain. Moral and Nonmoral Freedom in Kant. [Текст] / Iain Morrisson. Southern Journal of Philosophy 45 (1). — 2007. — P. 129-148.

39.Nomer, Nedim. Fichte and the Relationship Between Self-Positing and Rights [Текст] / Nedim Nomer. // Journal of the History of Philosophy 48 (4). —2010, —P.: 469-490.

40.Patten, Alan. Hegel's Idea of Freedom. [Текст] / Alan Patten. — Oxford. — Oxford University Press. — 1999.

41.Pinkard, Terry. Hegel's Phenomenology: The Sociality of Reason. [Текст] / Terry Pinkard. — Cambridge University Press. — 1996.

42.Prauss, Gerold. Kant über Freiheit als Autonomie [Текст] / Gerold Prauss // Philosophische Abhandlungen. — Band 51. — Frankfurt: Vittorio Klostermann. — 1983.

43.Ralf, Bader M. Kant and the Categories of Freedom [Текст] / Bader M. Ralf // British Journal for the History of Philosophy. — 2009. — 17:4. — pp. 799-820

44.Redding, Paul. Hegel, Fichte and the Pragmatic Context of Moral Judgment [Текст] / Paul Redding // German Idealism: Historical and Philosophical Perspectives. — London. — 2007.

45.Rice, Lee C. Spinoza and Highway Robbery [Текст] / Lee C. Rice // Geschichte der Philosophie. — Volume: 80, Issue: 2. — 1998. — P.: 211218

46.Roinila, Markku. Kant and Leibniz on the Singularity of the Best of All Possible Worlds [Текст] / Markku Roinila // Proceeding of the XI. International Kant-kongress. — 2010.

47.Schelling, F.W.J. Philosophishe Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenbanden Gegenstande. [Текст] / F.W.J. Schelling. — Bd.7.

48.Schelling, F.W.J. Philosophishe Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenbänden Gegenstände. [Текст] / F.W.J. Schelling. — EA, Bd.7

49.Schelling, F.W.J. Vom Ich als Prinzip der Philosophie oder über das Unbedingte im menschlichen Wissen. [Текст] / F.W.J. Schelling. // Ausgewählte Werke. — Darmstadt. — 1980. Schriften von 1794 — 1798

50.Schelling, W.F.J. Ages of the World in The Abyss of Freedom/Ages of the World. [Текст] / F.W.J. Schelling. — Michigan. — 1997.

51.Schmied-Kowarzik, Wolfdietrich. Die Freiheit und das Absolute [Текст] / Wolfdietrich Schmied-Kowarzik. // Schellings Denken der Freiheit (Hg.). — Heinz Paetzold, Helmut Schneider — Kassel. — 2010. — S.265-285

^ 52.Shaw, Devin Zane. Freedom and Nature in Schelling's Philosophy of Art.

[Текст] / Devin Zane Shaw. — New York : Continuum, 2010 53.Shell, Susan. «А Determined Stand» Freedom and Security in Fichte's Science of Right [Текст] / Susan Shell // Polity. Vol.25, №1. — 1992. — P.:95-121

54.Tritten, Tyler. The Late Schelling's Theo-Monism Opposed to Badiou's Subtractive Ontology. [Текст] / Tyler Tritten. // Bijdragen #1, 2011

55.Velleman, J. David. Epistemic Freedom. [Текст] / David J. Velleman // Pacific Philosophical Quarterly 70 (1). — 1989. — pp. 73-97.

56.Wallace, Robert M., Hegel's Philosophy of Reality, Freedom, and God. [Текст] / Robert M. Wallace. — Cambridge : University Press. — 2005.

57.Winslow, Ted. Marx on the Relation between "Justice", "Freedom" and "Capabilities" [Текст] / Ted Winslow. // International Conference of the Human Development and Capability Association Groningen, Netherlands. — 2006

58.Zizek, Slavoj. The abyss of freedom: Ages of the world. F.W.J. Schelling. Die Weltalter. [Текст] / Slavoj Zizek. — University of Michigan. — 2004.

Другие источники

1. Williamson, Timothy. — Частное письмо [Текст] / Timothy Williamson. — 25.10.2010.

0

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.