Проблема творческой экзистенции в романе Генри Миллера "Тропик Рака" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Бекетов, Михаил Юрьевич

  • Бекетов, Михаил Юрьевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Омск
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 154
Бекетов, Михаил Юрьевич. Проблема творческой экзистенции в романе Генри Миллера "Тропик Рака": дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Омск. 1998. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бекетов, Михаил Юрьевич

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЭКЗИСТЕНЦИИ

1.1. Определение характера и сущности творческой экзистенции

1.2. Развитие и становление образа художника в литературе США

ГЛАВА 2. ОТ АВТОРА К ГЕРОЮ

2.1. Концепция Миллера. "Размышления о писательстве"----

2.2. "Тропик Рака" как мифологический роман

ГЛАВА 3. ОНТОЛОГИЗАЦИЯ ЭРОСА В РОМАНЕ "ТРОПИК РАКА" 3.1. Тема "кудожник и город" в западноевропейском и

американском романе XX столетия

3.2. "Тропик Рака" как эротический дискурс

3.3. Миф Парижа в романе "Тропик Рака"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема творческой экзистенции в романе Генри Миллера "Тропик Рака"»

ВВЕДЕНИЕ

Соотношение и взаимосвязь жизни и творчества волновали писателей на протяжении почти всей истории литературы. Американская литература не стала исключением. Каждый этап становления литературы США отмечен произведениями, посвященными художнику. История развития этик романов явилась своеобразной суммой опыта творческого существования американского писателя. Прекрасным примером этому и являются книги Генри Миллера, каждая из которых - это творчески осмысленный фрагмент биографии самого писателя; его романы представляют собой уникальный материал для исследования динамики, метафизики и онтологии творчества.

Несмотря на то, что творчество Милера систематически изучается и осмысливается, оно не утратило интереса для исследования. Проблема Миллера как писателя привлекает многих, в то же время существует еще целый ряд моментов, которые следовало бы подвергнуть пристальному рассмотрению. Такими моментами являются:, а) осознание художником своей роли как творца; б) самоактуализация писателя; в) трансформация обыденного мира в творческую реальность. Следует заметить, что этот процесс крайне

индивидуализирован: частное здесь преобладает над общим, а личное - над общественным. Это естественным образом дает возможность для более локальной разработки проблемы. В данной работе максимум внимания уделяется процессу внутреннего преображения художника и последуицей проекции этого состояния вовне. Иными словами, в диссертации производится наблюдение над динамикой творческой трансформации художника и окружаадей его реальности.

Понятие "творчество" вообще - сфера слишком широкая для диссертации. Поэтому основной акцент был сделан на существе художника, его становлении, развитии и реализации креативной потенции. Таким образом, исследование приобрело

онтологическую направленность. Проблематика художника вырастает из его отношения к бытию, миро- и космовоззрению; его активная реакция на мир не позволяет говорить просто о "существовании" или "жизни", и требует особого терминологического подхода.

Герой Генри Миллера, в частности герой романа "Тропик Рака", является наиболее активным участником

разворачивающегося действия книги. Трудно сказать, что он "существует" в этом мире. Свою жизнь он воспринимает как непосредственный поток бытия. В этом случае термин "экзистенция" представляется нам наиболее удобным и концептуально оправданным понятием.

Для гуманитарной науки XX века рассмотрение человеческой сущности как экзистенции вполне традиционно. В то же время подобные исследования проводились более в сфере философии. Чтобы переместиться в ражи Филологии, следует сместить акцент с автора на персонаж. Поэтому одной из основных задач диссертации является онтологизация героя, наблюдение за тем, какое именно место в мироздании уготовано художнику, и как именно актуализуется его утверждение в бытии. Подобная задача хоть и разрешима в рамках одного произведения, но в то же время она требует привлечения достаточно широкого контекста, как исторического, так и современности, а так же тщательно продуманной концепции.

В западном литературоведении существует масса работ, посвященных исследованию Феномена Миллера. Их появление

началось уже в конце 50-х годов. Они были написаны не столько в аналитическом, сколько в портретном ключе. Первыми "бытописателями" Миллера стали его современники и друзья Д.Лоуренс и А.Перле. В это же время появляются первые библиографии Миллера.

Продолжая свое развитие и в более поздние годы, биографическая школа уступает некоторые позиции концептуально-аналитической. Л. Фидлер исследует Миллера в ряду т.н. анти-героев Э.Хемингуэя,'- Н.Мейлера,

У.Фолкнера; он рассматривает творчество этик писателей как деструктивную игру с небытием. Миллер для Фидлера - это один из писателей-странников, создававший роман не столько американский, сколько общеевропейский. Другому исследователю, И.Хассану, свойственен экзистенциальный взгляд на творчество Миллера как пограничное состояние между бытием и небытием, которое он называет "литературой безмолвия". М.Бредбери в книге об американском 'романе относит Миллера в ранг сюрреалистов, он рассматривает "бунт" писателя как сюрреалистический эпатаж. Практически все ученые рассматривают писателя как "буффонера и бунтовщика", эпатирующего литературу.

У.Кордон привлекает для исследования Миллера аппарат мифокритики. Он активно использует наследие К. Г. Юнга и О.Ранка, создавших собственную теорию о кудожнике как средоточии космическик сил, интуитивно использующем духовный опыт всего человечества. Он исследует творчество писателя через миф и архетип.

Данная диссертация посвящена не только анализу архетипических явлений романа "тропик Рака" в сфере мифокритики, но и наблюдению над тем, как развивался образ

художника на протяжении истории американской литературы, что может быть доказательством того явился ли феномен Миллера логическим продолжением традиции, или этот писатель находится вне американской культуры. Для более глубокого понимания романа привлекаются размышления самого писателя о творчестве, и этот подход является концептообразующим: мысли самого Миллера о писательстве и бытии становятся опорным пунктом для дальнейшего анализа.

Методологическую основу диссертации'- составили как упомянутые уже исследования английских и американских ученых, так и теоретические работы российских и западных Филологов. Основным направлением в исследовании явилась мифокритика, в частности учение Н. Фрая о двух мимесисах в литературе, экзистенциальный анализ Э.Фромма, работы по роману-мифу XX столетия Е.М.Мелетинского, теория романа-метафоры Р.Уэллека и О.Уоррена, исследование мифа об умирающем и воскресающем боге, и вырастающей из него мифологемы погружения-выныривания, принадлежащее М.Евзлину. Особое внимание уделяется взаимодействию автора и героя в творческом процессе, для чего привлекаются работы М. М. Бахтина. Обращение к этим и многим другим исследователям позволяет не просто глубже проникнуть в Феномен Миллера -писателя и героя собственных книг, но и осознать жизнь этого героя как целостную творческую экзистенцию, единственным, но мощным стимулом становления которой явилось искусство.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Бекетов, Михаил Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Своеобразие Миллера как писателя заключается в том, что его герой ближе веек оказался к идеалу художника, поиском которого были заняты предшествующие ему эпохи. Спустя столетие после романтизма, он стремится возвещать о "правде собственной жизни", что конечно не ново: многие писатели привносили автобиографические черты в образы своик героев, то приближая ик к себе настолько близко, ■ что произведение становилось покожим на дневник, как, например, "Уолден", то отстранившись от героя и наделяя его лишь отдельными собственными карактеристиками, как это сделал Д.Лондон в "Мартине Идене".

Миллер завершил этот цикл. Личность его героя практически идентична личности писателя, разница же в том, что герой имеет больше свободы в сконструированном мире, нежели сам автор в мире реальном: он воплощает жизненные и творческие инстинкты и стремления писателя. Можно сказать, что опыт Миллера-персонажа способствовал осознанию Миллером-писателем собственной творческой природы, ее истока и возможностей развития, и в этом заложено интроспективное значение романа.

Тропик Рака" как бы впитывает в себя четыре жанра, такие как дневник, исповедь, автобиография и воспоминание, в то же время роман гораздо объемней и глубже. Миллеру важна не столько искренность в самопознании, сколько тайна творческого бытия. Он трансцендирует опыт, его герой находится в прозрачном мире, но в тени тайны; герой живет в мире и одновременно мир помещен в героя. Эта перспектива и придает необходимую пластичность реальности: видение героя является одновременно констатирующим и преобразующим. Знание о мире вырастает одновременно с конструированием мира. Параллельно этому растет и знание героя о себе.

Миллер-писатель заявляет о себе как о художнике, существующем для того, чтобы непрерывно постигать действительность, собирая ее разрозненные элементы и организовывая их в некую целостную сущность. Автор говорит, что творчество "исцеляет бытие". Живым примером обретения внутреннего единства бытия становится герой "Тропика Рака". Пройдя через распад личности, он обретает искомую самость. Открытие внутреннего единства путем слияния жизни и творчества качественно отличает героя Миллера от героев современных ему американских романов о художнике, в которых еще прослеживается кризис потерянного поколения. Появление подобного героя ознаменовало новый этап в становлении образа художника.

Роману присуща мифологическая функция: он представляет собой как бы отражение единого цикла смерти-воскресения. Процесс умирания и возрождения происходит не только с героем: метаморфозу хаотизации претерпевает все, что окружает героя, поэтому и сам мир видится герою разрушающимся. В этом "разрушении" заложена потенция обновления и то, что происходит на глазах героя, есть естественный цикл, подобный сезонному: он должен принять надвигающийся кризис всего общества, стать частью его, чтобы затем возродиться в новом качестве.

Этому циклу соответствует ритуал инициации, разворачивающийся как чередование этапов погружения-выныривания, представленных не в логической последовательности: они хаотически рассредоточены в поле действия героя, и о каждом этапе свидетельствует его состояние, экстатическое, если речь идет о возрождении, или состояние страдания, говорящее о смерти. Следовательно, экстатические фрагменты романа и являются моментами, репрезентирующими прорыв из лона смерти. Сопутствующие женские знаки характеризуют все, происходящее с героем. Он может осознавать себя как некий объект, покоящийся в хаотических водах Спренатальное состояние), либо быть субъектом эротической агрессии. Эта одновременная активность-пассивность определяет и взаимодействие жизни-смерти, а также сам характер бытия героя как единого момента умирания-воскресения

Логика диссертации предлагает поступательное движение от определения понятия экзистенции к истории образа, от истории к личности художника, и от художника к произведению. Такой ход исследования помогает выстроить целостный портрет художника, его исторический контекст, онтологию, метафизику. Суммой всех этих составляющих и является творческая экзистенция. Концепция . диссертации определяет методологический приоритет данного исследования: до настоящего момента "Тропик Рака" рассматривался как роман-миф и не рассматривался как роман-ритуал, обеспечивающий инициацию человека как художника. Некоторые проблемы, затронутые в диссертации, намечают ориентиры для дальнейших исследований, таких как изучение истории романа о художнике, рассмотрение творческой экзистенции как явления парадигматического характера, то есть возможно дальнейшее развитие от частного к общему: от Миллера к другим американским писателям, от американской литературы - к мировой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бекетов, Михаил Юрьевич, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Миллер Генри. Тропик Рака. - М., 1994. С англ. изд.: Miller Henry. Tropic of Cancer. - London, 1978).

2. Миллер Генри. Избранное. - M., 1995

3. Миллер Генри. Время убийц. Этюд о Рембо // Иностранная литература. - 1992. - N 10.

4. Миллер Генри. Дьявол в раю. Роман //'Звезда. -1995. - N9.

5. Миллер Генри. Дьеп - Ньюкейвен // Иностранная литература. - 1995. - N 7. - С. 176-188.

6. Миллер Генри. Собрание сочинений. - Спб, 1994.

7. Miller Henry. Big Sur and the Oranges of Hieronimys Bosch. - N. Y., New Directions, 1967.

8. Гамсун К. Голод // Собрание сочинений в 6 томак. Том 1. - М., 1991.

9. Гюго В. Отверженные! - М., 1947.

10. Драйзер Теодор. Гений // Собрание сочинений в 12 томак. Т. 6-7. - М., 1986.

11. Лондон Дж. Мартин Иден. - М.,1979.

12. Мозм С. Луна и грош // Мозм С. Собрание сочинений в 5 томак. - Том 2. - М., 1991.

13. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М., 1973.

14. Селин Луи-Фердинанд. Путешествие на край ночи. -М., 1994.

15. Стриндберг А. Слово безумца в свою защиту // Стрмндберг А. Красная комната. Романы. - М., 1989.

16. Topo Генри. Уолден, или жизнь в лесу. - М., 1980.

17. Хемингуэй 3. Праздник, который всегда с тобой. Собр. СОЧ. В 4 TOMак. Т. 4. - М., 1982.

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28.

29.

30.

31.

32.

- хчо -

Хемингуэй Э. Фиеста. - М., 1984. Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. - 1970. - N 3. - С. 113-143. Аверинцев, С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе. // Античность и современность. - М., 1972. С. 90-102.

АнцыФеров Н. Душа Петербурга // Петербургская

антология, 1990, вып. 1. - 150 с.

Аристотель. Об искусстве поэтики. - М., 1957.- 183 с.

Асанова, Н. А. Образ Парижа в романе Хемингуэя

"Фиеста" // Межнациональный Фактор в литературном

процессе: Межвузовский-сборник С Заруб, лит.: Проблемы

метода; Вып. 3D. - Л.; 1989. - С. 175-181.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -

М., 1994. - 616 с.

Батай Ж. Танатография эроса. - м., 1995. - 346 с. Бахтин М. Литературно-критические статьи. -М., 1986. - 541 с.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.,1990. -541 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. - 423 с.

Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н. Смысл истории. - М., 1991. Бердяев Н. Самопознание. - М., 1991. - 446 с. Большой путеводитель по Библии. - М., 1993. Борев Ю.Б. Экзистенциализм и его "философия человека" // Современные проблемы реализма и

модернизм. - M., 1965.- С. 458-468.

33. Браун Норман 0. Дионис в 1990 году // Иностранная литература. - 1995. - N1. - С. 231-239.

34. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. Т.2. -М., 1971. - 254 с.

35. Вайль П., Генис А. По течению реки // Иностранная литература. - 1990. - N 8. - С, 139-202.

36. Вахрушев C.B. Время и пространство как'метафора в "Тропике Рака" Миллера. К проблеме хронотопа // Диалог, карнавал. Хронотоп. - Витебск, 1992. - N 1.

37. Вебер М. Избранное. - М., 1994. - 704 с.

38. Вейман Роберт. История литературы и мифология. -М., 1975. - 344 с.

39. Вейнингер Отто. Пол и характер. - М., 1992. - 482 с.

40. Великовский С. И. "Отчуждение" и литература Запада // Современные проблемы реализма и модернизм. - м., 1965. С. 522-535.

41. Володин Л., Голованов Я., С Хемингуэем по Парижу // Вопросы литературы. - 1997. - N3. - С.133-147.

42. Волошин М. Город в поэзии Валерия Брюсова // Волошин М. Лики творчества. - Л., 1988.

43. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М., 1958. - 459 с.

44. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над структурой романа "Мастер и Маргарита" // Реферативный журнал. Общественные. науки в России. Серия 7. Литературоведение. - 1992. - N 3. - С. 106-112.

45. Генон Р. Царь мира // Вопросы философии. - 1993. - N3. - С. 97-133.

46. Генон Р. Эзотеризм Данте // философские науки. -

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57.

58.

59.

60.

61.

62.

1991. - N 8. - С. 129-171.

Голенищев-Кутузов И. Данте. - М., 1967. - 288 с. Дарк 0. Плохой хороший писатель // Огонек. - 1995. -N 35. - С. 67.

Днепров В. Д. Проблемы реализма. - М., 1961. - 371 с. Днепров В.Д. Идеи времени и Формы времени. -Л., 1980. - 598 с.

Евзлин М. Космогония и ритуал. - М.; 1993. - 344 с. Засурский Я. Американская литература' XX в. -М., 1984. - 503 с.

Затонский Д.В. Что такое модернизм? // Контекст, 1974. - М., 1975. - С. 135-167. Затонский Д. Искусство романа и XX век. -М., 1973. - 535 с.

Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. -М., 1988. - 413 с.

Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. -М., 1972. - 136 с.

Зверев А. "...Одни и.те же муки" // Иностранная литература. - 1992. - N 10. - С. 140-142. Зенкин А. Писатель в маске монстра // Иностранная литература. - 1993. - N 1. - С. 139-143. К 100-летию со дня рождения Генри Миллера // Иностранная литература. - 1991. - N 12. Камю Альбер. Бунтующий человек. - м., 1990. - 414 с. Кожинов В. В. Происхождение романа. -М., 1963. - 439 с.

Кожинов В.В. Роман - эпос нового времени // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М., 1964. - С 97-172.

63

64

65

66

67

68

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

Козлов А. С. Мифологические направления в литературоведении США. - М., 1984. - 175 с. Кон И.С. Сексуальность и нравственность // Этическая мысль 1990. - М., 1990. - С. 58-88. Кошелева А. Д. Тело, сексуальность и метафизика любви // Апокриф. - 1995. - N 3. - С. 30-35. Кундера Милан. Когда Панург перестает быть смешным // Иностранная литература. -' 1994. -N7. - С. 194-204.

Курицын Вяч. Книга о постмодернизме. -Екатеринбург, 1992. - 250 с.

Кзрлот X.Э. Словарь символов. - М., 1994. - 320 с. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. 2. -М., 1992. - 575 с.

Лиотар Ж.Ф. Заметка о смыслам "пост" // Иностранная литература. - 1994. - N1. - С. 56-59. Литература США XX в. Опыт типологического исследования. - М., 1978. - 507 с. Литературная история.США. Т.З. - М., 1979. - 645 с. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // А.Ф.Лосев. ФилосоФия. Мифология. Культура. - М., 1991. - С. 188-209. Лоуренс Д.Г. Порнография и непристойность // Иностранная литература. - 1989. - N 5. - С. 232-237. Лэнг Рональд. Расколотое "я". - М., 1995. - 352 с. Манн Юрий. Карнавал и его окрестности // Вопросы литературы. - 1995. - N1. - С. 154-182. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX в. - М., 1991. - С. 171-207. Махлин. В. О культурно-историческом контексте

творчества Хемингуэя // Вестник Моск. ун-та. Серия 9, Филология. - 1987. - N3. - С. 33-41.

80. Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе // Вопросы философии.- 1971.- N 7.- С. 163-171.

81. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976. - 400 с.

82. Мердок Айрис. Против бесстрастия // Общественные науки и современность. - 1991. - N5. - С. 163-173.

83. Мерло-Понти М. Тело как сексуальная 'сущность // Апокриф. - 1995. - N3. - С. 37-42.

84. Мифологический словарь. - М., 1991.

85. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1995.

86. Млечин Л. "При слове "секс" я готов схватиться за револьвер" // Новое время, 1991. - N 8. - С. 46-47.

87. Мозм С. Подводя итоги. - М., 1991. - 557 с.

88. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. - М., 1968. - 411 с.

89. Ницше Фридрих. Очерки несвоевременного // Собрание сочинений в 2 томах. - Т. 2. - М., 1990. - 450 с.

90. Олдридж Дж. После потерянного поколения. Сб. статей. - М., 1981. - 239 с.

91. Оруэлл, Дж. Во чреве кита // Вопросы литературы. -1990. - N3. - С. 115-153.

92. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. Т. 2. - М., 1962. - 592 с. Т. 3. -

М., 1963. - 604 с.

93. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. - М., 1973. - 340 с.

94. Писатели США о литературе. Т. 2. - М., 1982. - 455 с.

95. Писатели США. - М., 1990. - 623 с.

96. Поляк Г. Генри Миллер и русские на Западе // Иностранная литература, 1990. - N 8. - с. 202 - 203.

97. Поляков Ю. Об эротическом ликбезе и не только о нем // Иностранная литература, 1989. - N 5. - С. 238-243.

98. Реале Джованни и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до нашик дней. Т. 1, Античность. -СПб, 1994. - 336 с.

99. Судьбы романа. Сборник статей. - М., 1975. - 374 с.

100. Топоров В. Запретный плод слаще // Лит. обозрение. -1992. - N1. - С. 29-37.

101. Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы

в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. - М. , 1978. - С. 121-132.

102. Труды по знаковым системам. Семиотика города и городской культуры. Петербург. - Тарту, 1984. Вып. 664.

103. Уэллек Р., Уоррен 0. Теория литературы. -М., 1978. - 325 с.

104. философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

105. Финк Э. Основные Феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. - м., 1988.

106. Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. - М., 1967. - 319 с.

107. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. М., 1955. - 288 с.

108. Фрай Нортроп. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. -М., 1987. - С. 232-236.

109. Франк-Каменецкий И. Вода и огонь в библейской поэзии // Яфетический сборник 3. - Л., 1924.

110. Фрейд 3. Я и ОНО // Собрание сочинений в 2т. -Т.1. - Тбилиси, 1991. - С. 351-392.

111. Фрейденбег О.М. Миф и литература в древности. -

М.,1978. - 606 с.

112. Фромм Э. Психология человеческой деструктивности. -М., 1993. - 447 с.

113. Фрэнк Д. Пространственная Форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. - М., 1987. - С. 191-214.

114. Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993. - 447 с.

115. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. - 1994. - N 1.

116. Чеботарева В.Г. К проблеме мифотворчества в русской советской прозе двадцатых годов // Русский фольклор, т. XXI. - Л., 1981. - С. 155-173.

117. Шеллинг Ф. Философия искусства М., 1966. - 496 с.

118. Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. - м., 1961. - 667 с.

119. Штандель А. Некоторые особенности стиля Хемингуэя-романиста // Вестник Моск. ун-та. Серия 9, Филология. - 1974. - N1. - С. 29-40.

120. Штирнер М. Единственный и его собственность. -Харьков, 1994. - 560 с.

121. Элиот Т.е. "Улисс", порядок и миф // Иностранная литература. - 1988. - N 12. - С. 226-228.

122. Зпштейн Михаил. Парадоксы новизны. - М., 1988.- 414 с.

123. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1995. - 560 с.

124. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и культуре. -: ' М., 1992. - 320 с.

125. Якимович А. О лучах Просвещения и других световых явлениях. Культурная парадигма авангарда и постмодерна // Иностранная литература. - 1994. - N 1. - С.241-248.

126

127

128

129

130

131

132

133

134.

135.

136.

137.

138.

139.

Bradbury Malcolm. Surrealism // The Modern American

Novel. - New York, 1983. - P. 116-121.

Cordon, William A. The Mind and Art of Henry

Miller. - Louisanna, 1967. - 240 p.

Dick Kenneth C. Henry Miller, Colossus of one. -

Albert, 1967. - 230 p.

Fiedler Leslie. Waiting for the End. -Harmondsworth, 1967. - 215 p.

Ihab Hassan. Henry Miller: Prophety and Obscenity // Ihab Hassan.The Literature of Silence: Henry Miller and Samuel Beckett. - New York, 1967. - P. 34-109. Kennedy J. G. Imagining Paris: Exile, writing & American Identity. - New Haven, 1993. Modernism. Edited by Malcolm Bradbury and James Mc Falarne. - Hammondsworth, 1976. - 500 p. Moore, Thomas H. Biblyography of Henry Miller. -Minneapolis: Henry Miller Literary Society, 1961. ORR J. The making of the twentieth century novel: Lawrence, Joyce, Faulkner and beyond. -London, 1989. - 280 p.

Perles, Alfred. My Friend Henry Miller. -London, 1955.

Renken Maxine. A Bibliography of Henry Miller, 1945-1961. - Denver, 1962.

Riley Esta Lou. Henry Miller. An Informal Bibliography, 1924-1960. - Kansas, 1961. Shifreen L., H. Miller: A bibliography sources. -N. Y. - L., 1979.

Widmer K. Henry Miller. - Boston, 1990. - 195 p.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Эстетическое напряжение романа Генри Миллера "Тропик Рака" // ФилосоФия и язык культуры. Тезисы региональной научной конференции. - Омск, 1995. - С. 45-46.

2. Идеология Генри Миллера: жизнь как искусство // Современные аспекты в изучении русской и зарубежной литературы. - Екатеринбург, 1994. - С. 41-42.

3. Париж как проекция архетипа "вечного города" // Архетип. Культурологический альманах-96. - Шадринск, 1996.' - С. 25-35.

4. "Париж Мозма" в контексте романа Г. Миллера "Тропик Рака" // Английская литература в контексте мирового литературного процесса. Тезисы международной конференции. - Киров, 1996. - С. 68.

5. Семантика заглавия романа Г. Миллера "Тропик Рака" // Школа филологического ремесла. - Омск, 1996.- С. 5-12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.