Проблема теоретико-методологического единства концептуальных интерпретаций социального познания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Каплин, Виктор Юрьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат наук Каплин, Виктор Юрьевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
,3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1. Субъект-объектная структура методологического плюрализма социального познания
1.2. Полипарадигмальность как специфическая черта социального познания
1.3. Основные способы понимания характера теоретического познания
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ
ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ
2.1. Метафизические истоки социально-философской интерпретации теоретического познания
2.2. Оформление теоретической методологии социального познания в философии модернизма
2.3. Трансформация теоретических методов социального познания в парадигме постмодерна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Эволюция концепции идеальных типов в истории социально-философской мысли2006 год, кандидат философских наук Кобылец, Елена Ивановна
Парадигмальный анализ теорий социального действия2010 год, кандидат философских наук Насиров, Марат Нухбалаевич
Принципы неклассической рациональности в эпистемологии и методологии научного познания2002 год, кандидат философских наук Галухин, Андрей Владимирович
Метатеоретическая интерпретация философии культуры2009 год, доктор философских наук Самойлов, Сергей Федорович
Проблема концептуализации теоретико-методологических оснований исследования2008 год, кандидат философских наук Медведев, Вячеслав Альбертович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема теоретико-методологического единства концептуальных интерпретаций социального познания»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Традиционность, а, следовательно, постоянная востребованность проблемы единства теоретической методологии социального познания заключается в следующем. Во-первых, исследование различных видов познавательной деятельности является одной из важнейших задач социальной философии практически с самого момента ее возникновения. Во-вторых, социальное познание, будучи областью, представляющей интерес для различных видов познания, с неизбежностью ставит вопрос о соотношении философии и науки, актуальной, начиная с эпохи Нового времени. В-третьих, рассмотрение различных картин социальной реальности, создаваемых философским и научным теоретическим мышлением, позволяет сформировать рациональное восприятие социальных образований, явлений и процессов. Таким образом, постановка традиционных для философии вопросов о сущности, специфике и границах социального познания позволяет социальной философии реализовать свои гносеологическую, демаркационную и мировоззренческую функции, благодаря чему проблема единства методологии социального познания позволяет поставить вопрос о смысле научных и философских исследований общества, как в функциональном, так и в экзистенциальном значении.
Своевременность данной проблемы заключается в том, что от ее решения зависит доказательство межвидового характера социального познания, предполагающего признание философского знания в качестве его важнейшей составляющей; обнаружение единства методологических приемов различных школ и направлений современного обществознания; раскрытие логической связи между основными типами научной рациональности в области исследования общества. Отсюда следует, что в процессе решения проблемы единства теоретической методологии
социального познания реализуется интегративная, методологическая и образовательная функции социального познания.
Необходимость доказательства сосуществования целостного социального познания, включающего в себя социальную философию, объясняется тем, что на настоящий момент времени в области обществознания накоплено огромное количество сведений о социальных предметах и процессах, но при этом не ставится вопрос о смысле социального бытия. Социальная философия, в отличие от других социальных дисциплин, на основе осмысления эмпирического и теоретического материала, накопленного как ею самой, так и другими науками об обществе, имеет методологические возможности для постановки такого вопроса. Однако для того, чтобы ответы, даваемые социальной философией на социокультурные и экзистенциально важные вопросы, имели значимость для общественных наук, необходимо подтверждение ее методологической способности. Особенность современного рационального исследования общества заключается в том, что оно нуждается не столько в создании новых методов, сколько в разработке теоретико-методологических конструкций, способных осмыслить уже имеющиеся достижения и обнаружить точки соприкосновения между противоположными по целям и характеру средствами познания социальной реальности. По этой причине работа, посвященная обнаружению общих закономерностей исследования социальных предметов, процессов и явлений, может быть признана актуальной и своевременной.
Степень научной разработанности темы исследования. Научно-исследовательская и философская литература, посвященная разработке и анализу теории и методологии как социальной философии и отдельным общественным наукам, так и социальному познанию в целом, обширна и разнообразна. Фундамент любого исследования в области методологии социального познания составляют труды классиков социально-философской и теоретико-социологической мысли: Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Б. Спинозы, Т.
Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, М.Ж. Кондорсе, Ш.Л. де Монтескье, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Г. Риккера, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, Г. Тарда, М. Вебера,А. Сорокина, Т. Парсонса, K.P. Поппера, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Ю. Хабермаса, Э. Фромма. Изучение классиков социальной мысли стало возможным только благодаря научно-исследовательским и историко-философским работам С.С. Аверинцева, В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, П.П. Гайденко, К. Фишера и др.
Необходимой предпосылкой рассмотрения теоретической методологии социального познания является определение специфики его предмета, субъекта и формы отношения к предметности. Решение данной задачи нашло отражение в трудах основоположников теории и методологии социальных и гуманитарных наук: В. Дильтея, Г. Риккерта, Г. Зиммеля, М. Вебера, М. Шелера, Х.Г. Гадамера, П. Рикера, К. Манхейма, Р. Арона, Т. Лукмана, Г. Бергера, А. Щюца, а также В. Кемерова, Т.Х. Керимова, И.В. Бряника, М. Стефанова, Л.Г. Ионина, В.И. Добренькова и др.
Одной из важнейших черт социального познания является его полипарадигмальный характер. Данное обстоятельство потребовало обращения к рассмотрению проблемы парадигмы в философии и методологии науки в работах Т. Куна, И. Лакатоса, С. Тулмина, П. Фейрабенда, а также в исследованиях В.Г. Горохова, А.Ф. Грязнова, H.A. Розова и др. (абзац?) Анализ исследовательской литературы в области, посвященной проблеме применения понятия парадигмы, позволил выделить три основных способа понимания данного термина: конвенциональный, методологический и социокультурный. Так, согласно историкам теоретической социологии, представляющим конвенциональный подход, Г.Е. Зборовскому, Д.В. Иванову, A.C. Кравченко, Е.И. Кравченко, Н.Е. Покровскому, И.А. Громову, А.Ю. Мацкевичу, В.А. Семенову, понятие парадигмы тождественно понятию научной школы или научного направления. Поэтому в данном подходе парадигма рассматривается как согласованность взглядов представителей определенного научного сообщества на правила постановки и решения теоретико-
методологических проблем, (абзац?) Методологическое понимание парадигмы в социальном познании и, прежде всего, в социологии получило разработку в исследованиях В.А. Ддова, Г.В. Осипова. Оно предполагает рассмотрение данного понятия в качестве средства анализа и классификации теории социальной жизни, (абзац?) Третий подход к решению проблемы парадигмальности в общественных науках можно обозначить как социокультурный, поскольку он признает зависимость логики выдвижения философских и научных теорий от процессов, происходящих в культуре и обществе. Примеры решения проблемы парадигмальности можно обнаружить в исследованиях Ю.Г. Волкова, Н.В. Мостовой, Ю.Н. Давыдова, A.B. Белова, И.А. Федорова.
Одним из следствий полипарадигмального характера социального познания служит существование различных программ развития социально-гуманитарных наук. Важнейшими из них следует признать натуралистическую и антинатуралистическую программу, которые предполагают различные образы теории и теоретической методологии. Поскольку натурализм настаивает на необходимости проекции теоретико-методологической базы на область исследования социальных процессов и явлений, то возникла необходимость в изучении различных интерпретаций научной теории в философии науки естествознания. Изложение различных моделей научного теоретизирования находится в трудах Аристотеля, Р. Декарта, Ф. Бэкона, Г.В. Лейбница, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, М. Шлика, Р. Карнапа, K.P. Поппера и др. Изучение трудов классиков философии науки потребовало обращения к исследованиям И.Д. Рожанского, П.П. Гайденко, В.Г. Горохова, А.Ф. Грязнова, B.C. Степина, Б.С. Дынина и др. Критика одностороннего, сциентистского понимания теории изложена в работах Г. Риккерта, М. Хайдеггера, К. Хюбнера, П. Фейрабенда, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Деррида. Уяснение мировоззренческих и теоретических взглядов данных мыслителей стало возможным, благодаря статьям и научным монографиям Н.В. Мотрошиловой, М.К. Мамардашвили, К.А. Свасьяна, K.M. Долгова, П.П. Гайденко, М.В. Позднякова, А.И. Пигалева, В.В. Бибихина и др.
Социально-философские и социологические варианты теории социального познания были предложены такими философами и учеными, как М. Вебер, А. Щюц, К. Маннхейм, М. Шелер, Т. Адорно, Г. Маркузе, а также П. Бурдье, Э. Гидденс, Р. Коллинз, Н. Луман и др.
Необходимость обнаружения внутреннего единства между философским и научным исследованием общества, с одной стороны, и методологией натуралистической и антинатуралистической программ развития обществознания, с другой стороны, потребовало рассмотрения проблем формирования и применения философских приемов теоретического познания в процессе изучения социальных явлений и процессов.
Для формирования и применения в социальном познании метода идеализации, а также анализа теоретико-методологических проблем, связанных с данным методологическим приемом, наиболее важными являются труды Платона, Аристотеля, Феофраста, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, Г. Риккерта, Э. Гофмана, К.Г. Юнга, а также Г. Батыгина, И.А. Голосенко, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, В.И. Добренькова и др.
Метод теоретического моделирования в области социального познания прослеживается на примере творчества Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, О. Конта, Г. Спенсера, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вартовски, в статьях и монографиях Э.В. Каракозовой, В.А. Штофа, Г.С. Батыкина и др.
Макротеоретические схемы объяснения общественных процессов (например, цивилизационный и формационный подходы) были рассмотрены в качестве результата применения метода формализации в социальном познании Платоном, Г.В.Ф. Гегелем, О. Контом, К. Марксом и др. Анализ и оценка возможности применения метода формализации в социальном познании были осуществлены в работах К.Р. Поппера, Р. Арона, C.B. Соколова, Г.В. Осипова и др.
Анализ литературы, посвященной исследованию теоретических методов социального познания, позволяет сделать следующий вывод. Хотя разработке и
осмыслению теоретической методологии в современном обществознании уделяется большое внимание, она неотделима от своего содержания и потому не рассматривается в качестве основания, связующего важнейшие парадигмы социального познания. По этой причине возникает потребность в специальном рассмотрении основополагающих методологических приемов, которые продемонстрировали бы внутреннее единство, как научных теорий, так и философских концепций, посвященных исследованию общества.
Цель и задачи исследования заключается в доказательстве общности теоретических приемов, применяемых к социальной философии и общественных науках, что продемонстрирует внутреннее единство теоретико-методологической базы социального познания.
Для достижения обозначенной цели определены следующие исследовательские задачи:
1) раскрыть предельно общие особенности предмета и субъекта социального познания;
2) рассмотреть полипарадигмальность в качестве специфической черты дисциплин обществознания;
3) выявить особенности теоретического познания в сфере исследования социальной жизни;
4) раскрыть структуру и характер теоретического исследования в метафизической парадигме социального познания;
5) исследовать важнейшие концептуальные интерпретации теоретической методологии в социальной философии и общественных науках в эпоху модерна;
6) доказать присутствие основных приемов теоретического познания в методологических процедурах постмодернисткой философии и социологии.
Объектом исследования являются теоретические методы социального познания.
Предмет исследования - концептуальные интерпретации теоретических методов исследования в основных парадигмах социального познания.
Гипотеза исследования заключается в рассмотрении основных теоретических приемов исследования в качестве начала, лежащего в основании различных социально-философских, социологических учений, концепций, теорий и методов. Обнаружение такого начала позволит, с одной стороны, представить социальное познание в целостном виде, а с другой - позволит интегрировать в него социально-философские и научные концепции, претендующие на абсолютную оригинальность и методологическую самобытность.
Теоретико-методологическую основу исследования можно охарактеризовать как метатеоретическую, поскольку ее основу составляет анализ парадигм социального познания, представляющий собой методологический прием, направленный на выявление наиболее общих способов мышления, находящих свое выражение в различных концепциях, теориях и методах. Применение данного метода, с одной стороны, позволило классифицировать многочисленные теоретико-методологические концепции социальной философии и социологии на три группы (парадигмы), а с другой - способствовало обнаружению характерных для них интерпретаций основных методов теоретического исследования: идеализации, теоретического моделирования и формализации. Раскрытие специфики применения данных методов в процессе исследования социального бытия и познания сделало необходимым рассмотрение таких методов обществознания, как метод идеальных типов, социальное моделирование, структурно-функциональный, интеракционный и аксиологический анализы, феноменология обыденного сознания, деконструкция и др. Кроме того, были рассмотрены формационный и цивилизационный подходы в социальном познании. Сопоставление указанных методов социального познания с
основными принципами общетеоретических методов позволило подтвердить научный статус социально-философской методологии.
В целом методология исследования укладывается в рамки интегративной модели социального познания, согласно которой плодотворное развитие общественных дисциплин возможно только путем взаимодействия философских и научных методов, поскольку теоретико-функциональный и концептуальный способы мышления нуждаются друг в друге. Первый из них создает общую схему исследуемой предметности, тогда как второй осуществляет ее детализацию и обоснование эмпирическим материалом.
Научная новизна диссертационного исследования:
- выявлены особенности структуры и содержания объекта, субъекта и познавательного отношения к предметности дисциплин, изучающих общество, доказана возможность создания автономной по отношению к естествознанию теоретико-методологической базы социального познания;
- рассмотрены основные подходы к пониманию термина «парадигма в социальном познании» и обоснована правомерность его социокультурной интерпретации;
продемонстрирована на примере истории развития моделей теоретического исследования возможность переосмысления и применения основных теоретических методов в сфере социального познания;
- выявлено доминирование метода формализации в метафизической парадигме социального познания, ее зависимость от принципа следования от абстрактного к конкретному;
- доказано центральное положение метода теоретического моделирования в модернистской парадигме социального познания;
- продемонтрирована зависимость теоретико-методологической базы парадигмы постмодерна от классического и неклассического типов рациональности.
Научную новизну диссертационного исследования подтверждают основные положения, вынесенные на защиту:
1. Правомерность выделения социального познания в отдельную сферу научно-философских исследований доказывается его принципиальным отличием как от естественных, так и от гуманитарных наук.
В отличие от естественных наук, социальное познание имеет дело, во-первых, не просто с объектом, но с объектом-субъектом. Во-вторых, субъект социального познания, в отличие от субъекта естествознания, предполагает наличие не только вневременного, сверхличностного, но и личностного, а также коллективного субъекта. По этой причине проекция естественно-научного понимания субъекта и объекта на обществознание не только искажает характер исследуемой предметности, но и способствует стагнации развития методов ее познания. В отличие от гуманитарных наук, социальное познание характеризуется, во-первых, доминированием коллективного субъекта над личностным субъектом, а во-вторых, интересом к общему, а не к индивидуальному в социуме и культуре. Доминирование в социальном познании коллективного субъекта над всеобщим и личностным субъектами не означает исключения двух других видов познавательной субъективности из процесса исследования социальной реальности, общественного сознания и познавательной деятельности. Так же как и естественные науки, обществознание стремится к формированию универсальных истин, но рассматривает их постижение в качестве идеала. Подобно гуманитарным наукам, социальное познание проявляет интерес к индивидуальному началу, но в отличие от них, рассматривает его в контексте общих структур, тенденций и закономерностей развития социума. Включение философского знания в структуру обществознания позволяет ему ставить вопросы о специфике социального бытия и целях его развития, что позволяет социальным группам и индивидам ответить на вопрос о смысле человеческого существования. Таким образом, обществознание представляет собой самостоятельную отрасль рационального познания действительности, соединяющую в себе формы философского и научного отношения к действительности.
2. Полипарадигмальность представляет собой специфическую черту социального познания, которая противостоит, с одной стороны, отсутствию парадигм в гуманитарных науках, а с другой - наличию одной общеобязательной парадигмы в естествознании. Характер парадигм социального познания также отличается от парадигм естествознания и заключается в их социокультурном характере. Это означает, что парадигмы - это не просто методологическая конструкция, выделяющая общие черты в различных социальных концепциях и теориях, и не определенная научная теория, мировоззренческая конструкция или идеология, добившаяся на длительный срок теоретической и социальной гегемонии в научном сообществе. Парадигма социального познания - это сложный социокультурный феномен, претерпевающий три основных стадии развития. На первой, доисторической, стадии происходит формирование идей, предполагающих переустройство социальной жизни и социального познания. На второй, исторической, стадии происходит реализация этих идей в социальной практике и детализация в научных теориях. На третьей, постисторической, стадии осуществляется смена уклада социальной жизни и потеря актуальности соответствующего способа социально-теоретического мышления, который, тем не менее, продолжает свое существование.
3. Заявление представителей сциентизма о бесполезности социально-философского знания для специальных наук следует признать проявлением теоретического фундаментализма, поскольку в нем провозглашается истинность только одного, а именно функционального способа мышления. Преодолеть фундаментализм в области социального познания и, вместе с тем, сохранить его важнейшие достижения возможно путем осуществления теоретического моделирования в рамках определенных философских конструктов, которые проясняли бы цель существования социума и, опираясь на них, давали оценку конкретным социальным ситуациям, процессам и тенденциям. Данный синтез концептуального и теоретического способов мышления предполагает использование философии в качестве теоретико-методологической базы социологии и других общественных наук. Подтверждением действенности
философского знания для исследования общества служат социологические концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, П.А. Сорокина, А. Щюца, Т. Парсонса и др., находившихся под прямым влиянием различных философских направлений.
4. Метафизическая парадигма социального познания характеризуется объективистской установкой, признающей существование социальной реальности. В задачу этой установки входит определение сущности социальных явлений и процессов, а также - универсальных закономерностей развития общества в целом. Основными интерпретациями метафизической парадигмы являются натуралистическая, материалистическая, психологическая и объективно-идеалистическая интерпретации. Общими принципами метафизического способа мышления являются следующие: редукционизм - сведение многообразия социальной реальности к какому-либо одному началу; онтологизм - признание приоритета социального бытия над сознанием; номонологизм - объяснение социальных явлений путем обнаружения обуславливающих их закономерностей; социальный реализм - признание в социальном бытие доминирования общего над единичным. В структурном плане метафизическая парадигма предполагает следование теоретической мысли от абстрактного к конкретному. Данное требование направляет движение исследовательской мысли от метода формализации, устанавливающего общие законы развития общества, через метод теоретического моделирования, раскрывающего частные закономерности функционирования социальных систем и процессов к идеализации, фиксирующей их простейшие элементы. Теории, созданные в рамках метафизического способа мышления, имеют дедуктивный характер и чаще всего предполагают детализацию историцистских концепций. В социокультурном плане метафизическая парадигма предполагает связь с классическим типом научной рациональности и эпохой Нового времени (модернити). В настоящее время метафизическая парадигма находится на постисторической стадии своего развития, но сохраняет свое влияние на развитие социально-философской и социологической мысли.
5. Модерн как парадигма социального познания базируется на субъективной установке, предполагающей нацеленность теоретического мышления на объяснение закономерностей функционирования структур человеческого сознания, всеобщность которых рассматривается как причина возникновения социальной реальности. Важнейшими интерпретациями модернистской парадигмы следует признать нормативно-аксиологическую, феноменологическую и системно-функциональную интерпретации. Основными чертами модернистского способа мышления являются трансцендентализм, признающий первичность сознания перед социальным бытием; функционализм - обращенность к обнаружению не сущности, а логики существования социальных предметов, процессов и явлений; экзистенциальный телеологизм - стремление к раскрытию значимости социальных отношений для индивида. Структура данной парадигмы предполагает доминирование метода теоретического моделирования, по отношению к которому идеализация и формализация играют вспомогательную роль. В гносеологическом отношении модерн чаще всего стоит на позициях идеалистического номинализма, признающего производность общих идеальных конструкций от единичных фактов, событий и явлений. Модернистские теории и концепции находятся в зависимости от неклассической рациональности, институализация которой приходится на конец XIX - первую половину XX вв.
6. Структура постмодернистской парадигмы социального познания предполагает доминирование метода идеальных типов. Это означает, что постмодернистское мышление интересуется, прежде всего, единичным, экспериментирует - над ним, и уже на основе такого рода «экспериментаций» создаются теоретические модели конкретных социальных процессов. Предельно общие закономерности развития общества, вытекающие из наблюдений за функционированием теоретических моделей, выражаются с помощью идеальных типов, таких, как «дерево», «ризома», «номады» и т. д., что доказывает вторичность формализации для данной парадигмы социального познания. Вместе с тем, попытку постмодерна преодолеть классический и неклассический способы теоретического мышления следует признать неудавшейся, поскольку он, несмотря
на специфический язык выражения своих идей, находится в рамках трех основных общетеоретических методов: идеализации, теоретического моделирования и формализации. Независимость постмодерна в социальном отношении выражается в его попытке создать особый вариант постиндустриального общества.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что представленные в настоящей работе теоретические обобщения и выводы позволяют существенно дополнить уже имеющиеся научные знания о специфике теоретических методов социального познания. Материалы исследования, его основные идеи и положения могут использоваться для дальнейшей детализации методологии социально-философского изыскания. Результаты диссертации представляют интерес для преподавателей социальной философии, философии науки и социологии, в частности, при подготовке учебных пособий, рекомендаций, отдельных лекций и спецкурсов.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования заслушивались на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России; докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Право и государство: проблемы методологии, теории и истории», состоявшейся ноябре 2013 г.
Основные научные результаты исследования отражены в четырех научных публикациях общим объемом 2 п. л., в том числе трехнаучных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, и в одном докладе на научной конференции.
Структура диссертации определена ее целями и задачами и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 188 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Религиозные истоки новоевропейской науки2012 год, кандидат философских наук Бурменская, Дарья Николаевна
Ценностно-смысловые основания научного познания2009 год, доктор философских наук Яковлев, Виталий Юрьевич
Интерсубъективность как проблема социальной философии2008 год, кандидат философских наук Зайцев, Илья Дмитриевич
Модельно-резонансный подход как основа философской рефлексии1999 год, кандидат философских наук Дрюк, Маргарита Анатольевна
Предметность психологического познания в контексте научной рациональности: опыт гносеологического анализа2009 год, кандидат философских наук Дегтярёва, Екатерина Евгеньевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Каплин, Виктор Юрьевич, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеев А. А. Социальная философия: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
2. Альберт X. Трактат о критическом разуме / Пер. с нем. М.: Едиториал УРСС, 2003.
3. Апель Карл-Отто. Трансформация философии. - М.: Логос, 2001.
4. Ардекани Р.Д. Философия и будущее //Вестник московского университета. Сер. 7. Философия. 2006. № 4.
5. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования. СПб.: Алетейя; Киев: Эльга, 2002.
6. Арон Р. Критическая философия истории // Избранное: Введение в философию истории. М.: ПЕР СЭ; СПб: Университетская книга, 2000.
7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
8. Асеева И А. Фил ософско-мето дологические проблемы социального прогнозирования // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 6. -С. 229-240.
9. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
10.Бабушкин В. У. О двух моделях понимания // Загадка человеческого понимания / Под ред. А. А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1991.
11.Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. Критический анализ/ В.У. Бабушкин. — М.: Наука, 1985.
12.Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты. М., 1996.
П.Булгаков С. Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2007.
14.Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. -808 с.
15.Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990.
16.Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990.
17.Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990.
18.Вебер М. «Картины мира» и типы рациональности // Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990.
19.Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995.
20.Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. / Пер. с нем. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000.
21.Витгенштейн JI. Культура и ценность // Человек, 1991, №6.
22.Волкова П. С. Методологические возможности экзистенциализма в исследованиях современной культуры: к постановке проблемы // Человек, общество, история: методологические инновации и региональный контекст: Сборник материалов Всероссийской научной конференции памяти С. Э. Крапивенского. - Волгоград: Волгоградский
- государственный университет, 2008.
23.Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д, 1999.
24.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М.: Гардарики, 1998.
25.Гайденко П. П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.
26.Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.
27.Гайденко П. П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии, 1991, № 6.
28.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Изд-во Полит, лит-ры, 1991.
29.Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М., Мысль, 1977.
30.Гегель Г.В.Ф., Сочинения: в 14 т. М., Л.; 1935 г. Т.8, стр. 23.
31 .Гербачевский В. К. Индивидуальность в социальном познании // Вестник санкт-петербургского университета, Серия 6 (Философия, политология, социология, психология, право), Вып. 2 (№ 13), 1994.
32.Горохов В.Г. Концепции современного - естествознания и техники: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000. - 608 с.
33.Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
34.Гофман Э. Рамочный анализ // Хрестоматия по современной западной социологии второй половины XX века. Екатеринбург, 1996.
35.Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.: Ольга, 1996.
36.Громыко Ю.В. Основная проблема философии развития -имманентность и трансцендентальность // Философские науки. - 2008.
- № 9. - С. 27.
37.Гришунин В.В. Возможна ли современная наука без интуиции. Модели творческой интуиции в контексте науки, философии, прогнозирования.
- М.: ЛКИ, 2007.- 162 с.
38.Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Пер. с англ. - Ярославль: «Норд», 2004.
39.Гуссерль Э. Идея феноменологии: Пять лекций / пер. с нем. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2006.
40.Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология /Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 752 с.
41.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // СОЦИС. 1994.№ 3.
42.Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности // Вопросы философии, 1989, № 8.
43.Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и осмысливать истину в науках // Сочинения в 2-х тт. Пер. с лат. и фр.Т 1.-М.: Мысль, 1989.
44.Делёз Ж., Гватари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с.
45.Делёз Ж., Гватари Ф. Анти-Эдип; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2008. — 672 с.
46.Деррида Ж. Письмо и различие. Пер. с франц. - СПб.: Академический проект, 2000.
47.Дильтей В. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.
48.Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ. / Под ред. Грязнова А. Ф. - М.: Республика, 2000.
49.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 т. Т.1. Теория и методология. - М.: ИНФРА-М, 2003.
50.Дюркгейм. Э. О социальном разделении труда. Метод социологии. М., 1991, с. 398-399
51.Загадка человеческого понимания / Под ред. А. А. Яковлева. - М. : Политиздат, 1991.
52.Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. - М.: Гардарики, 2004,
- 608 с.
53.3иммель Г. Проблемы философии истории. - М., 1898. 54.3иммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. 55.3иммель Г. Избранное. Т. 2. Содержание жизни. - М.: Юрист, 1996.
56.Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие. - Омск: Издательство ОмГУ, 2005.
57.История теоретической социологии. Предыстория социологии: Учебное пособие для вузов. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010.
58.История теоретической социологии. Социология второй половины XX
— начала XXI века: Учебное пособие для вузов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. — 526 с.
59.История теоретической социологии. XX век: Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. — 308 с.
60.История теоретической социологии. Социология XIX века: от' появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Учебное пособие для вузов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. — 370 с.
61.История философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Под ред. А. С. Мамзина. — СПб.: Питер, 2008.
62.Казютинский В. В., Степин В. С. Социокультурные факторы динамики научного знания // Вопросы философии, № 7, 1988.
63.Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. - М.: Мысль, 1994.
64.Каратини Р. Введение в философию. М.: Изд-во Эксмо, 2003.
65.Кассирер Э. Логика наук о культуре // Избранное. Опыт о человеке. -М.: Гардарика, 1998.
66.Кассирер Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры // Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998.
67.Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проспект, 2001. - 576 с.
68.Кожев А. Введение в чтение Гегеля: Пер. с франц.. - СПб.: Наука, 2003.
69.Коновалова JI. В. У истоков метаэтики//Мур Д. Э. Природа моральной философии. -М.: Республика, 1999.
70.Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
71.Коплстон Ф. История философии. XX век / Пер. с англ. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2002.
72.Кохановский В. П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов/В. П. Кохановский [и др.]. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
73.Кун Т. Структура научных революций. М.: ACT, 2003.
74.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. -М.: Медиум, 1995.
75.Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. - М.: Республика, 2000.
76.Левинас Э. Теория интуиции в феноменологии Гуссерля // Избранное: Трудная свобода / Пер. с франц. - М.: РОССПЭН, 2004.
77.Лекторский В. А. Философия и научный метод (К истории и теории постановки вопроса) // Философия в современном мире: Философия и наука. Критические очерки буржуазной философии. М.: Наука, 1972.
78.Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.
79.Локк Дж. Сочинения в 3-х т: Т.1/Ред.: И.С. Нарский, А.Л. Субботин; Ред. 1т., авт. вступит, статьи и примеч. И.С. Нарский; Пер. с англ. А.Н. Савина. — М.: Мысль, 1985. — 621 с.
80.Лопатин Л. М. Научное мировоззрение и философия // Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: РОССПЭН, 1996.
81. Лопатин Л. М. Типические системы философии // Аксиомы философии. Избранные статьи. -М.: РОССПЭН, 1996.
82.Лосский Н. О. Типы мировоззрений // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Респулика, 1995.
83.Малахов В.П. Философия права - Учебное пособие - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
84.Мамардашвили М. Сознание и цивилизация. - М.: Логос, 2004.
85.Манхейм К. Социология культуры. М.: СПб.: Университетская книга, 2004.
86.Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики - Пер. с франц. -М.: РОССПЭН, 2004.
87.Маркс К. К критике политической экономии. Предысловие//Маркс К.; Энгельс Ф. Соч. Второе издание, Т. 13.
88.Миронов В.В. Философия, как самосознания культуры // Кто сегодня делает философию в России. - М.: Поколение, 2007.
89.Музыка О.А. Ценностно-оценочный фактор в контексте социосинергетической парадигмы. - Ростов-н-Д: Издательство Рост, ун-та, 2006.
90.Нарыков Н. В., Фатальникова Е. В. Ценностный и объективистский подходы в социологическом анализе явлений культуры. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2006.
91.Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001.
92.Парсонс Т. Система координат...//Американская социологическая мысль. М., 1996.
93.Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Идея-Пресс, 2002.
94.Пассмор Дж. Сто лет философии: Пер. с англ. - М.: «Прогресс-Традиция», 1998. - 496 с.
95.Пассмор Дж. Современные философы. Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2002.- 192 с.
96.Пирожкова C.B. Проблема предсказаний в социальной философии К. Поппера // Философские исследования. - 2007. - № 3. - С. 79-97.
97.Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. Вступит. Статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990.
98.Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1993.
99.Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.З / Общ. ред. А. Ф. _ Лосева, В. Ф. Асмуса,-А.-А.-Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А.
Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1994. - 654 с.
100. Поликарпов В. С. Современные философские проблемы областей научного знания. — Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2006.
101. Поппер К. Р. Мир предрасположенностей и эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.
102. Поппер K.P. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 1: Чары Платона. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
103. Поппер K.P. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 2: Время лжепророков: Гегель. Маркс и другие оракулы. - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
104. Рассел Б. Человеческое познание: Его сферы и границы: Пер. с англ. - Киев: Ника-Центр, 2001.
105. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 880 с.
106. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. -Предмет познания // Философия жизни: Пер. с нем. - Киев: Ника-Центр, 1998.
107. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. - СПб.: Наука, 1997.
108. Розов Н.С. Историческая макросоциология: методология и методы: Учебное пособие. - Новосибирск, 2009. - 412 с.
109. Рузавин К.И. Методология научного познания. - М.: Юнити, 2009.
110. Самойлов С. Ф., Стрелецкий Я. И. Метафизические основания методологии социального познания. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2009. - 126 с. -
111. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. -М.: Академия, 2008. - 240 с.
112. Секацкий А. Прикладная метафизика. - СПб.: Амфора, 2005.
113. Сивиринов B.C. Феномен социальной перспективы. -Новосибирск: Наука, 2002.
114. Слинин Я. И. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. - СПб.: Наука, 2001.
115. Соколов C.B. Социальная философия: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 440 с.
116. Социологическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Мысль, 2003г.
117. Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Т
1,-СПб.: Наука, 2006.
118. Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Т
2.-СПб.: Наука, 2006.
119. Стёпин B.C. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии. - 2009. - № 1. - С. 5-11.
120. Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992.
121. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2007. - 744 с.
122. Стефанов Н. Теория и метод в общественных науках/Пер. с болг.-Изд-во Прогресс, 1967.
123. Тилинина Т. В. Заблуждение в социально-гуманитарном познании // Сб. науч. Статей. Памяти В. П. Кохановского. Статьи и воспоминания учеников. Ростов-на-Дону, 2007. с. 124-130.
124. Тилинина Т.В. Особенности методологии социально-гуманитарного познания // Общество и право. 2007. - №3 с. 32-35.
125. Торосян В. Г. Ценность философии // Вопросы философии, № 9,
1993.
126. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Пер. с нем.- М.: Юрист,
1994.
127. Федоров И. А. Парадигмы философии социального преобразования. (Античность и христианство), - СПб.: Изд-кий дом «Mipb», 2006.
128. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986.
129. Филатов В.П. Конструктивное и естественное в понимании // Загадка человеческого понимания / Под ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1991.
130. Философская энциклопедия. Т.5., М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1970.
131. Философия социальных и гуманитарных наук/ Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. - М.; Академический проект, 2006. - 912 с.
132. Фишер К. Декарт, — М.: ACT, 2004.
133. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993-447 с.
134. Хюбнер К. Критика научного разума. - М.:, 1994.
135. Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопросы философии. - № 7 , 1993.
136. Хюбнер К. Истина мифа. Пер. с нем. - М.: Республика, 1996. -448 с.
137. Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Денежкина А. В. - М.: Издательство «Гнозис», 1994.
138. Швырев В. С. Понимание в структуре научного сознания // Загадка человеческого понимания / Под ред. А. А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1991.
139. Швырев В.С. Понятие-проблема // Загадка человеческого понимания / Под ред. А. А. Яковлева. - М. : Политиздат, 1991.
140. Шелер М. Философское мировоззрение // Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Денежкина А. В. - М.: Издательство «Гнозис», 1994.
141. Шишков И. 3. В поисках новой рациональности: философия критического разума. М.: Едиториал УРСС, 2003.
142. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост. Грязнов А. Ф. - М.: Изд-во МГУ, 1993.
143. Шпет Г. Г. Сознание и его собственник. // Философские этюды. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.
144. Шуман А. Н. Трансцендентальная философия. - Мн.: Экономпресс, 2002.
145. Щюц А. Струкутра повседневного мышления//Социологические исследования, 1988, №2.
146. Эфендиев А.Г. Общая социология: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2007. - 654 с.
147. Юнг К. Г. Аналитическая психология и мировоззрение // Проблема души человека нашего времени. - М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1993.
148. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: 1975.
149. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991.
150. Spencer Н. Principles of sociology. 3 vols.L.,1833.
151. Hübner К. Kritik der wissenschaftlichen Vernunft. 1. Aufl. - Freiburg - Mbnchen, 1978.
152. Hübner K., Vuillemin J. (hrsg.) Wissenschaftliche und nichtwissentschaflliche. Ein deutsch - franz4sisches Kolloqium. 1983.
153. Hübner K. Mythische und wissenschaftliche Denkformen // Philosophie und Mythos (hrsg. von H. Poser). - Berlin, 1979.
154. Janich P. Wissenschaftstheorie als Wissenschaftskritik. - Frankfurt a. Mein, 1974.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.