Проблема свободы и необходимости в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина" и ее интерпретация российскими учеными тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Касьян, Наталья Ивановна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Касьян, Наталья Ивановна
Введение.
Глава 1 Проблема свободы в этико-философских воззрениях Л.Н.
Толстого и в романе «Анна Каренина».*.
Глава 2 История изучения романа «Анна Каренина» российскими учеными.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Библейские цитаты как средство выражения авторской идеи2008 год, кандидат филологических наук Кириченко, Оксана Алексеевна
Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"2008 год, кандидат филологических наук Барабаш, Ольга Владимировна
Проблема "духовной" и "плотской" любви в мировоззрении и художественном творчестве Л. Н. Толстого, 1850-1900 годы2000 год, кандидат филологических наук Солев Коста
Художественная феноменология эмоциональной жизни в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина": стыд и вина2005 год, кандидат филологических наук Горьковская, Наталья Владимировна
Художественная танатология в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1880-х гг.: Образы и мотивы2002 год, кандидат филологических наук Семикина, Юлия Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема свободы и необходимости в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина" и ее интерпретация российскими учеными»
В процессе работы над «Анной Карениной» у Толстого зарождались ростки его нового миропонимания. «В этом плане, - пишет Купреянова, - «Анна Каренина» явилась своего рода художественным «черновиком» «Исповеди» [79; 250]. Новые идеи, представления и чувства не могли уже уместиться «в рамках собственно эстетического сознания», требовали «иных. нехудожественных принципов своего «сцепления» для окончательного выражения себя. И потому непосредственно за «Анной Карениной» и как бы в качестве философского продолжения романа или комментария к нему Толстой написал «Исповедь» [там же].
В конце 1870-х годов Толстой оказался в состоянии острого духовного кризиса, который нашел свое отражение в романе «Анна Каренина», а позже и был выражен в «Исповеди».
Толстой был разочарован в историческом христианстве, официальной церкви: «Я перестал верить в то, что мне было сообщено с детства» [2;97]. «Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, я понял, что вера эта - обман» [2; 100]. Все чаще и чаще писатель стал задумываться о смысле жизни. На него стали находить минуты недоумения, остановки жизни, как будто он не знал, как ему жить. Потом эти минуты остановки жизни стали повторяться все чаще и чаще и всегда выражались одинаковыми вопросами: «зачем? . ну, а потом?» [там же, с. 104]. Он искал такой ответ на эти вопросы, который не уничтожал бы смысл человеческого существования. «Я искал во всех знаниях и не только не нашел, но убедился, что все те,, которые также как и я, искали & знании, точно так же ничего не нашли, но ясно признали, что то самое, что приводило меня в отчаяние - бессмыслица жизни, есть единственное несомненное знание, доступное человеку» [там же, с. 111]. Бого-отсутствие для Толстого стало источником отчаяния.
Отчаяние Толстого было так сильно, что временами он был близок к самоубийству: «Мысль о самоубийстве пришла ко мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни» [там же, с. 106]. Однако он не убил себя, потому «что хотел употребить все усилия, чтобы распутаться» [там же].
Потребность в исповеди была связана у Толстого с поисками решения вопроса о смысле жизни, который приобрел для него важнейшее онтологическое значение. Не случайно он обращается к произведениям мудрецов, философов разных стран и эпох, пытаясь в них найти ответ на главный вопрос: как мне жить?
Изучение философии и опытных наук не смогли ответить писателю на вопрос о значении, целях и задачах человеческой жизни. Научные знания «прямо игнорируют вопрос жизни. Они говорят: «На то, что ты такое и зачем ты живешь, мы не имеем ответов и этим не занимаемся.» [там же, с.113]. Философия, хоть и ставит вопросы: «что такое я и весь мир? и зачем я и зачем весь мир?», с момента своего существования всегда отвечала на них одинаково: «Идеями ли, субстанцией ли называет философ сущность жизни, находящуюся во мне и во всем существующем, философ говорит одно, что эта сущность есть, и что я есть та же сущность.» [там ; же, с.115]. Таким образом, и это «знание» не ответило на вопрос о ; нравственном смысле жизни человека. Выводы и заключения «мудрецов» (Соломона, Будды, Сократа, Шопенгауера), о том, что «жизнь есть то, чего не должно быть, - зло, и переход в ничто есть Г единственное благо жизни» [там же, с.122], не удовлетворили Толj стого. ■
Не найдя ответов и разъяснений в философском и научном знании, Толстой обратился к жизни народа. Интуитивно писатель чувствовал такие духовные силы, которые не подчинялись логическим выводам разума. «Разум работал, но работало и ещё что-то другое, что я не могу назвать иначе, как сознанием жизни» [там же, с.128]. Эта внутренняя сила, в конце концов, «иначе направила разум». Толстой видел, что «миллионы человек» живут и не сомневаются в смысле жизни. Выходило, что разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает жизнь, а массы людей, все человечество - признают этот смысл в неразумном знании. И этим неразумным знанием явилась вера. Толстой не мог не признать, что именно вера дает человеку ответы на вопросы жизни, а, следовательно, и возможность жить. «Оглянувшись на людей, на все человечество, я увидал, что люди живут и утверждают, что знают смысл жизни. На себя оглянулся: я жил, пока знал смысл жизни. Как другим ч. людям, так и мне смысл жизни и возможность жизни давала вера» [там же, с.122]. «.вера есть знание смысла человеческой жизни, .вера есть сила жизни. Без веры жить нельзя» [там же, с.133].
Отсутствие Бога как абсолютной духовности заставляло писателя чувствовать себя одиноким в этом мире. Но в то время, когда Толстой сомневался в смысле жизни, рядом с этими мыслями и наблюдениями сердце его «томилось мучительным чувством» [там же, с.142]. И это чувство он не мог назвать иначе «как исканием Бога». Это чувство вытекало из сердца.
Толстой «вспомнил», что жил только тогда, когда верил в Бога: «Ведь я живу, истинно живу, только тогда, когда чувствую Его, ищу Его. Так чего же я ищу ещё? - вскрикнул во мне голос. - Так вот Он. Он - то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить - одно и то же. Бог есть жизнь» [там же, с.144]. «Л отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни. я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей». «Задача человека в жизни -спасти свою душу, чтобы спасти свою душу, нужно жить по божьи, а чтобы жить по божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым» [там же, с.146].
Писатель вернулся к тому, что главная и единственная цель его жизни - быть лучше, жить в согласии с волей, которая произвела его и чего-то от него хочет, то есть, он вернулся к вере в Бога, с той лишь разницей, что раньше эта вера была традиционной, теперь же он знал, что без этого он не может жить.
Анна Каренина» и «Исповедь» - не одно и то же, но, как замечает E.H. Купреянова, роман «о том, как «всё перевернулось» в окружающей автора жизни, и исповедание в духовном «перевороте», одновременно «случившемся» с автором, - это звенья единой цепи, разные способы и аспекты идеологического оформления того нового, что было внесено в сознание Толстого пореформенной действительностью» [79; 252].
В системе религиозно-философских воззрений писателя особенно остро стоял вопрос о том, как свобода, непосредственно сознаваемая человеком, сочетается с «мертвым законом необходимости», какова роль отдельной личности в общем историческом потоке. Ответы на эти вопросы раскрываются Толстым в художественном полотне романов «Война и мир» и «Анна Каренина»
В российском литературоведении проблема свободы и необходимости в воззрениях Л.Н. Толстого поставлена со всей основательностью. Но практическая реализация «теории» находится еще в самом начальном состоянии.
Роман «Анна Каренина» подвергался тщательному изучению, но главным образом со стороны нравственно-психологической проблематики и ее конкретно-исторического осмысления. Однако ученые прошли мимо религиозно-философских исканий Толстого или негативно их оценивали. Исключение составляют работы А.П. Скафтымова, E.H. Купреяновой, И.В. Чуприны, Я.С. Билинкиса, Л.Д. Опульской, О.Н. Осмоловского и некоторых других. Опираясь на опыт предшественников, на их бесспорные достижения, мы в диссертации ставим новую проблему: как толстовское представление о свободе и необходимости сказалось в изображении духовно-психологической драмы Анны Карениной и религиозно-нравственной эволюции Левина. Монографии о романе рассматриваются нами в их идейно-эстетическом, конкретно-историческом содержании, определяем меру внимания их создателей к философии свободы и необходимости, очень значимой в произведениях L Толстого. Актуальность нашего исследования выражается в вы-■ явлении объективного содержания романа и методологических по-5 зиций, с которых авторы монографий определяют толстовскую I концепцию человека и мира.
Цель диссертационного сочинения - исследование религиозно-философских исканий Л.Н. Толстого в 1870-е годы. % Поставленной целью обусловлены следующие задачи:
Ь - продолжить изучение романа «Анна Каренина» в свете noli ставленной в нем центральной проблемы свободы человеческой fv > й личности;
§
I - определить методологическую позицию авторов моногра Ш' фий о романе, степень их внимания к толстовскому учению о свободе и необходимости, неразрывно связанному с религиозно-нравственными воззрениями писателя;
- выяснить, как толкуется учеными центральная коллизия романа - соотнесенность естественного, природного влечения человека и его нравственного сознания, как понимается ими антропология писателя в романе;
- ставится задача показать взаимосвязь психологического анализа в романе с пониманием человека как наделенного свободной духовной сущностью. ,
Объектом исследования является роман Л.Н. Толстого «Ан! на Каренина» и монографии таких ученых как Э.Г. Бабаев, Я.С. Билинкис, Б.И. Бурсов, Н.К. Гудзий, В.В. Ермилов, E.H. Купрея-нова, И.В. Чуприна, О.Н. Осмоловский.1 Ü Предмет исследования - проблема свободы в романе «Анна
I Каренина» и методологические позиции авторов монографий, по
I: У священных творчеству Толстого в 1870-х годах. | Методы исследования: историко-литературный, сравнитель
I но-типологический.
Научная новизна диссертации состоит в интерпретации романа «Анна Каренина» с учетом философии свободы, сказавшейся в его идейно-эстетическом наполнении. Новизна нашей работы связана с новым проблемным аспектом - с аналитическим изучением f; статей и монографий, посвященных роману с учетом меры их про
1 Бабаев Э.Г. Роман и время. - Тула, 1975; Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. - Л., 1959; Бур-сов Б.И. Лев Толстой и русский роман. - М.-Л., 1963; Гудзий Н.К. Лев Толстой, - М., 1960; Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». - М., 1963; Купреянова Е.Н. «Война и мир» и «Анна Каренина» Толр евский и Л.Н. Толстой (философия, творческие принципы и искусство романа). - Орел, 2000; Ф,М. Достоев-|| ский и русский роман XIX века. - Орел, 2001 того же автора; Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник М., стого» // История русского романа в 2-х томах. - М.-Л., 1964; Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60-е-70-е годы. - Издательство Саратовского ун-та, 1974; Осмоловский О.Н. Ф.М. Досто
1980. никновения в сложное религиозно-нравственное миропонимание Толстого.
Практическая значимость диссертации работы заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в общих и специальных курсах по истории русской литературы XIX века, на практических и семинарских занятиях, в учебных пособиях.
Апробация: главы диссертации и диссертация в целом обсуждались на заседаниях кафедры истории русской литературы XI-XIX веков Орловского государственного университета. Материалы исследования нашли отражение в докладе на научной конференции, посвященной обсуждению новых монографий орловских ученых (Орел, 2002). Основные положения работы изложены в трех публикациях.
Структура,диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проблема человека в творчестве Л. Н. Толстого1999 год, доктор филологических наук Набиев, Низами Гамза оглы
Функционирование библейских эпиграфов в художественной структуре романов Л. Н. Толстого ("Анна Каренина", "Воскресение") и Ф. М. Достоевского ("Братья Карамазовы")1997 год, кандидат филологических наук Шевцова, Диана Михайловна
Романы Г.Флобера "Мадам Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Философско-эстетическое осмысление проблемы самоубийства2005 год, кандидат филологических наук Решетов, Дмитрий Викторович
Поэтика романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Идиллические мотивы и эсхатологическая символика2003 год, кандидат филологических наук Суркова, Жанна Леонидовна
Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н. Толстого2006 год, доктор филологических наук Тарасов, Андрей Борисович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Касьян, Наталья Ивановна
Заключение
Основу мировоззрения Толстого составляли этико-христианские представления о сущности мира и человека, народно-христианское понимание жизни. Романное мышление художника видоизменяется в 70-е годы-, возрастает интерес к внутренней драме человека, к исследованию духовно-психологического конфликта. Признается двойственная структура человеческой личности: литературный герой выступает как эмпирический характер и как носитель абсолютной духовности. Выявляется соотнесенность естественного, «плотского» и нравственного, «духовного» в поведении человека, его трагедия и внутренний кризис.
Опираясь на опыт предшественников, на их бесспорные достижения, мы в предлагаемой работе ставим новую проблему - как толстовское представление о свободе и необходимости сказалось в изображении.нравственно-психологической драмы Анны Карениной и религиозно-философских исканий Левина. Особое внимание в работе уделено вопросу о том, как российские литературоведы раскрывали идейно-эстетическое содержание романа и религиозно-нравственные воззрения Толстого, и связывали ли они эти воззрения с проблемой свободы и необходимости, центральной в творчестве писателя.
Подробный анализ романа с учетом религиозно-нравственных исканий писателя нам необходим для того, что бы определить концепцию Толстого в решении проблемы о соотнесенности естественного и нравственного, альтруистического и эгоистического в переживаниях человека. Выявление объективного идейно-эстетического содержания романа является условием, помогающим уяснить методологическую позицию, с которой тот или иной исследователь анализирует роман и создает свою концепцию, понять, насколько автору монографии удается передать объективный смысл романа, какие его грани он заостряет.
Некоторые ученые советского периода раскрывали религиозно-философские воззрения русских писателей (Я.С. Билинкис, Б.И. Бурсов, Н.К. Гудзий, E.H. Купреянова, Э.Г. Бабаев и некоторые другие) в непосредственной связи с конкретно-исторической проблематикой. Полагалось, что сложность самой человеческой природы, борьба между ее «духовным», альтруистическим, и «плотским», эгоистическими началами являются проявлением и следствием антагонистических противоречий реальной общественной жизни. Например, по мысли E.H. Купреяновой, та истина, которую обретает Константин Левин под влиянием работника Федора о том, что надо жить не для «нужды», а для «души», является выражением стихийного крестьянского протеста против помещичьей и кулацкой эксплуатации.
До идейного перелома в произведениях Толстого преобладал интерес к истории становления и духовно-нравственного совершенствования личности; он стремился к изображению целостного потока жизни, отражающегося в сознании его героев в мельчайших подробностях: Ведущим методом раскрытия психологического состояния человека был метод «диалектики души», представляющий собой изображение таинственного процесса, посредством которого вырабатывается мысль или чувство и рождается качественно новое переживание жизни.
Статьи и монографии ученых о романе «Анна.Каренина» на-1 ми разделяются .на типологические группы в зависимости от .их решения выше обозначенных проблем. Соотнесение «естественного» и «нравственного» в переживаниях человека неразрывно связано с толстовским пониманием свободы и необходимости, по скольку человек принадлежит сразу двум мирам: эмпирическому и трансцендентному. Некоторые ученые игнорируют религиозно-нравственные воззрения писателя или оценивают их крайне негативно, считают роман апофеозом страсти, другие вникают в суть толстовского миросозерцания, рассматривают историю Анны как историю борьбы естественного влечения и нравственного сознания, выдвигающего запреты на путях искания счастья и наслаждения.
В.В. Ермилов, Б.М. Храпченко, Б.И. Бурсов, Я.С. Билинкис и другие стараются понять философские и религиозно-нравственные воззрения писателя с учетом конкретно-исторического времени. В.В. Ермилов и Б.М. Храпченко главной темой произведения считают апофеоз страсти, возвышение естественных чувств и желаний человека. «Анна создана для великого мира - мира страстного, большого, захватывающего действия, для творения жизни по законам красоты. Но такого мира перед нею нет», пишет Ермилов. По мысли исследователя, в гибели Анны «виновно само устройство общества, безжизненная действительность», убивающая любовь, как содержание жизни. Само общество безлюбовно, и потому любовь в таких социально порочных условиях «всегда на грани смерти».
Страсть, охватившая Анну, является, по мысли этих ученых, критерием оценки господствующих общественных отношений между людьми. Ермилов, Храпченко и др. видят в любви Анны к Вронскому большое и сильное человеческое чувство, вовлекающее ее в трагический конфликт с привилегированным слоем общества. По Толстому же, естественное влечение к счастью в данном случае противоречит ее нравственному сознанию, ее исконной духовности, Любовь Анны к Вронскому становится выражением «плотских», эгоистических устремлений, «роковых» стихий. «Дух зла и обмана», что-то «жестокое», «бесовское» проявлялось в Анне на балу в Москве, «непроницаемая броня лжи», «яркий блеск ее лица», напоминающий «страшный пожар среди темной ночи» после встречи с Вронским - все это рисует страсть Анны как роковое наваждение, а не как светлое и возвышенное чувство. То обстоятельство, что ученые снижают религиозное миропонимание писателя, приводит так же к тому, что духовные искания Левина определяется ими как «утопические» или «противоречащие замыслу романа». Авторская позиция остается не проясненной. Понятие нравственности рассматривается с просветительских позиций (Билинкис, Бурсов). Проблема свободы и необходимости остается без внимания.
Однако необходимо отметить тот факт, что некоторые ученые, негативно оценивая религиозно-философские искания Толстого, все же отмечают, что в своих воззрениях писатель прочно стоит на народных, крестьянских позициях. Лев Толстой всегда испытывал «кровную любовь и уважение к мужику» и презирал «хозяев жизни» с их лицемерием, честолюбием, условностями и фальшивой моралью. Ученые верно указывают, что крестьяне, живущие и работающие на земле в непосредственной близости к природе, являются для Толстого «особым миром». Именно поэтому Левин, любимый герой писателя, в финале романа приходит к народно-религиозному пониманию сущности жизни. Из создавшегося тупика и «путаницы понятий» он находит выход в «мужиц-] кой религиозной вере», утверждающей жизнь не для «нужды» и I брюха», а для Бога, «для души». Справедливо отмечается, что | Левин пережил духовную эволюцию и понял иллюзорность осу-н ществления союза помещика и крестьянина на патриархальных основаниях. В конце концов, он убедился в нравственной несостоятельности всех помещичьих начинаний.
Отрицание значимости религиозных исканий Толстого или их негативная оценка может быть связана, по нашему мнению, или с требованиями исторического времени, или с непосредственной позицией ученого, его видения и понимания идейно-эстетического смысла романа.
Каждая работа имеет свои неоспоримые достоинства в области изучения творчества Толстого. Каждая монография по-своему самобытна, интересна и полезна, особенно с точки зрения изучения романа в контексте исторического времени. Ученые справедливо отмечают связь романа с эпохой, с социальными особенностями переходного периода.
Такие ученые, как Н.К. Гудзий, E.H. Купреянова, И.В. Чу-прина, Э.Г. Б.абаев, О.Н. Осмоловский раскрывают религиозно-философские воззрения писателя и анализируют его творчество с учетом толстовской концепции человека и вселенского мира. Они справедливо отмечают, что проблема личности в творчестве Тол
I стого тесно связана с вопросом о соотношении естественного и i
I нравственного в переживаниях человека, с проблемой свободы и необходимости. Эти исследователи верно поняли позицию Толj стого в годы духовного кризиса и подготовки к идейному перело му.
J Они справедливо отмечают, что причиной трагического со1 стояния Анны является ее замкнутость в сфере любви-страсти, в i j ее эгоистическом стремлении к личному счастью вопреки нравст
I венному сознанию. Поддавшись естественному влечению, Анна i i разрушает семью, забывает главную обязанность женщины - вос питывать детей в духе христианской морали, - то есть нарушает ■! ■ . ■ ■ . if нравственный закон. Она потеряла себя, забыла Бога, а потому трагедия, постигшая ее, стала неизбежной. Осуществление эгоистического желания, соединение с Вронским не обогащает Анну, а приводит к опустошению. «Мне отмщение, и Аз воздам». Только Богу принадлежит возмездие через самого человека, его совесть. Совесть, голос которой постоянно слышит героиня, становится «стрелкой компаса», указывающей, насколько она отклонилась от «нравственного курса».
Левин, как и Толстой, был очень близок к самоубийству, когда сомневался в смысле жизни и терял надежду обрести его. Искания Левина обусловлены, до некоторой степени, судьбой дворянства и народа в «переворотившуюся» эпоху. Левин, чувствуя невозможность союза помещика с крестьянами, ищет пути сближения с ними. Духовные искания Левина, поиск смысла жизни, становятся философским центром романа.
Ч;
Ученые верно отмечают, что, как Толстой, так и его герой -Левин, - обрел религиозные ценности, не уничтожаемые перспек тивой смерти и смог преодолеть драму на основе народно-религиозного опыта, через веру в Бога.
При глубоком и тщательном изучении этико-философских исканий Толстого раскрывается вся сложность толстовской кон"] цепции свободы и необходимости, неразрывно связанной также с вопросом о соотнесенности естественного влечения и нравствен1
I ного сознания в личности, взаимодеиствие которых и определяет 1 поведение человека. Л
3 ГМ
Именно нравственную сферу Толстой считал проявлением абсолютной духовности, выражающейся во влечении к добру и отвращении к злу. Абсолютная духовность, по мысли писателя,
3 бесконечна и свободна внутри самой себя. Совесть же, по Тол 1 стому, - есть проявление духовной сущности в человеке, нравственного начала как закона добра и сострадания. Она является связующим звеном между человеком и обществом. Именно совесть побуждает человека выполнять нравственные обязательства или страдать при их нарушении.
Каждый человек располагает свободой выбора поступка. Но истинно свободным Толстой считает такой выбор, который согласуется с нравственным законом и велением совести.
Располагая свободой, человек несет ответственность за свое поведение и подлежит суду и оценке. Нравственность имеет всеобщее значение, и объединение людей возможно, поскольку они располагают знанием о добре и зле. По мысли писателя, справедливое устройство общества может быть только при условии нравственного возрождения каждой отдельной личности.
В 70-е годы Толстой обратился к трагедии индивидуалистического сознания и к поискам путей его преодоления. Как полагал писатель, «личное благо» не должно угрожать «общему благу». Личность человека обретает особое значение и расширяет свои возможности лишь при условии деятельного и бескорыстного служения «общему». Жизнь в соответствии с велением совести, а, следовательно, и нравственного закона, духовное соединение с другими, дает человеку возможность преодолеть свою ограниченность, свою «раздельность», обособленность.
Изучая эволюцию постижения идейно-эстетической позиции Толстого в романе «Анна Каренина» авторами монографий, мы приходим к следующему выводу. Литературная наука эволюционировала от оправдания Анны как жертвы порочного общественного устройства, как личности, способной переживать сильные человеческие страсти к пониманию ее как трагической героини, ставшей на путь себялюбивой, эгоистической страсти, вопреки совести и нравственного сознания.
Анна Каренина» появилась в переломный для России период. Страна стояла на пороге второй революционной ситуации, происходило новое размежевание политических сил, журналов, «партий». И тот факт, что роман печатался в «Русском вестнике», встречался демократической партией с предубеждением. По ее соображениям, он означал поддержку катковской охранительной позиции.
Следует отметить, что уже в момент выхода романа вокруг него развернулась полемическая борьба между представителями различных литературно-общественных направлений. С одной стороны выступали критики из демократического лагеря, которые снижали идейно-эстетическое значение романа. Так Салтыков-Щедрин резко отрицательно отозвался о новом произведении Толстого: «Это сочинение об улучшении быта детородных частей». Он полагал, что «из коровьего романа» Толстого «консервативной партией» «делается какое-то политическое знамя» [132; 288].
Н.К. Михайловский вспоминал: «Критика каковского лагеря превозносила «Анну Каренину» выше леса стоячего, выше облака ходячего, в самую высь подзвездную. Сверх всякой меры восторI гаясь мельчайшими художественными подробностями романа, эта I критика радовалась . блестящим миром салонов, будуаров, мод-| ных ресторанов, конских ристалищ» [99; 201]. Он считал, что 1 Толстой-романист отдает дань «забавам аристократических сало-^ нов и бурям дамских будуаров» [там же].
П. Никитин в статье «Салонное художество» по поводу ро
1 мана «Анна Каренина» писал: «Почти все произведения наших патентованных художников встречаются публикой с заранее составившимся в их пользу предубеждением; правда, в последнее время это предубеждение было значительно поколеблено, но поколеблено не относительно их художественного таланта, а относительно их, если можно так сказать, идейных (выделено нами -Н.К.) достоинств» [108; 347].
Иными словами, демократическая критика резко отрицательно охарактеризовала толстовский роман, назвав его «безыдейным», «контрреволюционным» (М.С. Ольминский).
С другой стороны выступали критики, считавшие себя сподвижниками Толстого, которые пытались истолковать роман в чисто религиозном смысле, например, Н. Страхов, К. Леонтьев.
Модернистская эстетика и критика противопоставляли «Анну Каренину» «совоеменному искусству», использовали роман как иллюстрацию своих субъективных взглядов. Толстовцы гипертрофировали смысл христианства Толстого, религиозной экзальтации Левина в финале романа. Модернистская же критика не принимала толстовское «христианство без Христа» [75; 209].
Но нельзя сказать, что роман получил только отрицательную или только положительную, религиозно-нравственную оценку современников. Так А.П. Чехов, постоянно споривший с нравственным учением Толстого, с восторгом принял «Анну Каренину». В письме к Суворину он писал: «Требуя от художника сознательного отношения к работе, Вы правы, но Вы смешиваете два понятия: решение вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Анне Карениной» . не решен ни один вопрос, но все вопросы поставлены в ней правильно. Суд обязан ставить вопросы, а решают пусть присяжные, каждый на свой вкус» [155; 46]. Положительную оценку роману дали Л.Я. Гуревич, В.Г. Короленко, П.Н. Рыбников и др.
Таким образом, мы можем сказать, что роман Толстого «Анна Каренина» вызывал споры с момента его появления. Но наша задача заключается не в рассмотрении отзывов современников Толстого. Мы. стремимся показать, как российские ученые оценивали роман, какие стороны авторской позиции они выделяли и как решали вопрос о духовной свободе личности. 1 I
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Касьян, Наталья Ивановна, 2002 год
1. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М.,1997.
2. Толстой J1.H. Исповедь // Собрание сочинений в 20-ти томах. -М., 1965. Т.16. - С.90-160.
3. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. -В 90 томах (Юбилейное издание). М.,1992. - Ссылки на это издание в тексте диссертации даются в круглых скобках с указанием тома и страницы.
4. Азбукин В.Н. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого в критической интерпретации Ф.М. Достоевского.// Л.Н. Толстой и проблемы современной филологии. Казань. 1991.-С. 18-25.
5. Аникин Г.В. Трагедийный роман Л. Толстого и Ф. Достоевского в восприятии английских писателей XX века // Русская литература 1870-1890-х годов. Сб.З. - Свердловск, 1970. - С. 53-78.г
6. Анненков П. «О мысли в произведениях изящной словесности» // Современник. 1855. - №1. - Отд.Ш. - С. 24-25.
7. Арденс H.H. (Н. Апостолов). Творческий путь Л.Н. Толстого. -М., 1962.
8. Арденс H.H. Достоевский и Толстой. М., 1970.
9. Асмус В. Лев Николаевич Толстой. Философская энциклопедия. М., 1970. - Т.5. - С.243-244.
10. Бабаев Э.Г. Из истории русского романа (Пушкин, Герцен, Толстой). М., 1984.
11. Бабаев Э.Г. Роман и время. Тула, 1975.
12. Барран Т. Динамика совести в романе «Анна Каренина// Яснополянский сборник. Тула, 2000. - С. 47-56.
13. Басманов А.Е. «Лев Толстой. «Анна Каренина» // Огонек. -1964. № 42. С.24-26.
14. Бахтин М.М. Статьи о Л.Н. Толстом // Дон. Р.- на - Дону. -1988. - № 10 - С.160-172.
15. Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. М.1911.
16. Бердяев H.A. Л. Толстой в русской революции // Духовная трагедия Л. Толстого. М., 1995.
17. Берс С.А. Воспоминания о графе Л.Н. Толстом. Смоленск, 1893.
18. Билинкис Я. В защиту живой жизни (Героиня романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и русская литература 70-х годов) // Вопросы литературы. 1960. - №11. - С. 42-59.
19. Билинкис Я. О творчестве Л.Н.Толстого. Л., 1959.
20. Бирюков П.И. Биография Л.Н. Толстого. В 2-х книгах. -М.,2000.
21. Бойко М.Н. «Авторская позиция в романе «Анна Каренина» // Яснополянский сборник. Тула. - 1965, - С.80-100.
22. Бойко М.Н. «Анна Каренина» Л. Толстого и русский роман 1870-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. - М., 1965.
23. Бочаров С.Г. Л. Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души» // Литература и новый человек. М., 1963. - С. 224-308.
24. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М.,1978.
25. Буланов А.М. Логика сердца в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Русская литература. 1991. - №3. - С. 25-35.
26. Булгаков С, Л.Н. Толстой // О религии Л. Толстого. М.,1912.
27. Булгаков Ф.И. «Анна Каренина»// Булгаков Ф.И. Граф Л.Н. Толстой и критика его произведений русская и иностранная. -СПб., 1899. С. 86-100.
28. Буркина М.М. Проблема вины в романе «Анна Каренина» // Яснополянский сборник. Тула. 1976. - С. 46-57.
29. Буркина М.М. Эстетические искания Л.Н. Толстого в 70-е годы и роман «Анна Каренина» // Толстовский сборник. Вып.5. -Тула, 1975. - С.44-57.
30. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М., Л., 1963.
31. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. -М., Л, 1964.
32. Бычков С.П. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. М., 1959.
33. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1964.
34. Валагин А.П. Лабиринт сцеплений. Проблемы поэтики романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Филологические записки: вестник литературоведения и языкознания. Вып.5. - Воронеж,1995. - С. 30-43.
35. Вейсс Ф. Р. Нравственные основы жизни. Т.2. С. 10-11.
36. Вересаев. В.В. Воспоминания. М., 1946.
37. Вересаев В,В. Живая жизнь: О Достоевском и Толстом: Аполлон и Дионис (О Ницше). М., 1991.
38. Вершинина Н.Л. Сост. Л. Толстой. Анна Каоенина. Коитика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку. М., 2001.
39. Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) // Русская литература. 1979. - №4. - С. 17V
40. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические иска- ' ния, Л., 1981. Галаган Г.Л. Путь Толстого к «Исповеди» // Русская литература. - 1978. - №3. - С.23-42.
41. Гольдштейн П.Ю. Роман Толстого «Анна Каренина» в свете эпиграфа из Моисеева Второзакония. М., 1976.
42. Горная В.З. Мир читает «Анну Каренину». М., 1979.
43. Горная В.З. Роман «Анна Каренина» в восприятии и оценке современников И Яснополянский сборник. Тула. - 1976. - С. | 64-88.
44. Громека М.С. О Л.Н. Толстом. Критический этюд по поводу романа «Анна Каренина». М., 1914.
45. Громека М.С. Последние произведения гр. Л.Н. Толстого // Русская мысль. 1883. - №2. - С.210-265.
46. Громов П.П. О стиле Л.Н. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
47. Громов П.П. О стиле Л.Н. Толстого. Становление «диалектики души». Л., 1971.
48. Гудзий Н К. Великий русский писатель Л.Н. Толстой. М., 1950.
49. Гудзий Н.К. Лев Толстой. М., 1960.
50. Гусев H.H. Как писалась «Анна Каренина» (по неизданным материалам) // Вечерняя Москва. 1927. - 29 октября.
51. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963.
52. Давыдов Ю, Этика любви и метафизика своеволия. (Проблема нравственной философии). М., 1982.
53. Днепров В.Д<. Искусство человековедения: Из художественного опыта Л. Толстого. Л., 1985.
54. Достоевский Ф.М. Письма. T.III. - М.,1959.185
55. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т.XI. -СПб., 1895.
56. Достоевский. Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти томах. - Л., 1972-1988. - Т. XXIX. - кн. 1
57. Дьяков В.А.- Л.Н. Толстой о закономерностях исторического процесса, роли личности и народных масс в истории // Вопросы истории. М., 1978. - №8. - С.25-39.
58. Егорова И.П. Выражение нравственно-философских исканий Л.Н. Толстого 70-х годов в романе «Анна Каренина» (Проблема любви) // Вопросы русской, советской и зарубежной литературы. Т.З. - Хабаровск, 1974. - С.38-49.
59. Ермаков С.А., Ермакова Е.В. Философия жизни в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Культура и цивилизация: Вопросы теории и истории. Нижний Новгород. 1998. - С.128-145.
60. Ермило^в В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». М., 1963.
61. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск, 1995.
62. Жданов В. Любовь в жизни Л. Толстого. М., 1993.
63. Жданов В.А. Творческая история «Анны Карениной». М., 1957.
64. Зеньковский В.В. Лев Толстой // История русской философии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону, 1999. - Т.2. - С. 392-403.
65. Зивельчмнская Л .Я. Заметки о литературном мастерстве. М., 1962.
66. Каримов З.А. Человек в изображении Л. Толстого («Война и мир» и «Анна Каренина»), Ташкент, 1967.
67. Карлова Т.С. Вопросы психологического анализа в наследии Л.Н. Толстого. Казань. 1959.186
68. Касаткина Т. Философия пола и проблема женской эмансипации в «Крейцеровой сонате» JI.H. Толстого // Вопросы литературы. Июль-август. - 2000. - С. 209-222.
69. Коган П.С. Очерки по истории новейшей русской литературы. М., 1928. Т.2.
70. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. М., 1990.
71. Концевич И.М. Истоки душевной катастрофы JI.H. Толстого // Духовная трагедия Л. Толстого. М.,1995.
72. Концепция человека в русской литературе. — Воронеж, 1982.
73. Крайнева И.Н. Проблема свободы в наследии Л. Толстого: Реальность и мистификации // Свобода, ответственность, управление. Ярославль, 1975.
74. Краснов Г.В. Основные вехи в восприятии романа «Анна Каренина» //; Литературные произведения в движении эпох. -М.,1979.-С.184-228.
75. Кудрявая Н. Лев Толстой о смысле жизни. М., 1993.
76. Купреянова E.H. «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстого // История русского романа в 2-х томах. М., Л., 1964. — Т.2. -С. 328-348.
77. Купреянова E.H. Выражение нравственных исканий Л. Толстого в «Анне Карениной» // Русская литература. 1960. - №3. -С.117-136.
78. Купреянова E.H. Эстетика Л. Толстого. Л., 1966.
79. Курляндская Г.Б. Толстой и Достоевский. Тула, 1986.
80. Курляндская Г,Б. Толстой и трактат В л. Соловьева против позитивистов Н Яснополянский сборник 2000. - Тула, 2000. -с. 219-235.
81. Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. М., 1980.
82. Курляндская Г.Б. Эстетический мир Тургенева. Орел, 1994.
83. Курляндская Г.Б. Этическая тема в творчестве Тургенева и Толстого // Толстовский сборник. Тула, 1964. - С. 223-239.
84. Лакшин В.Л. Пять великих имен (о A.C. Пушкине, A.A. Островском, Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, А.П. Чехове). М., 1988.
85. Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л.Н. Толстого // Литература в школе. М., 1991. -№1. - С.2-15.
86. Леонтьев К. О романах графа Л.Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. М.> 1911. - Т.8. - С.151-215.
87. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане. Ф.М. Достоевский и гр. Лев Толстой // Леонтьев К.Н. Собр. соя. М., 1912.
88. Лесскис Г. Лев Толстой (1852-1869). М., 2000.
89. Лозовская Е.Л. Проблема положительного героя в романах1. Ч' '
90. Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Автореферат дисс. канд. филол. наук. - М., 1958.
91. Лозовская Е.Л. Спорное и бесспорное в изучении романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Проблемы метода и стиля. Челябинск, 1976. - С.150-166.
92. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М., 1991.
93. Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.
94. Мардов И. Отмщение и воздаяние // Вопросы литературы. -1988. №4. - С. 144-159.
95. Мейлах Б. Два решения одной темы (О рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» и романе Толстого «Анна Каренина») // Нева. 1956. - №9. - С. 184-188.
96. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991.
97. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.
98. Мережковский Д.С. Поли. собр. соч.: СПб. М., 1912. Т. 7.уу. шихаидиьскии ли1ера.лурные иосииминания и современная смута. СПб., 1900. - Т.1.
99. Мотылева Т.А. О мировом значении Л.Н. Толстого. М., 1957.
100. Мотылева Т.А. Принцип изображения человека в творчестве Л.Н. Толстого // Октябрь. М., 1953. - №9. - С.158-181.
101. Набиев Н.Г. Проблема человека в творчестве Л. Толстого. Диссертация на соискание ученой степени доктора филол. наук. Баку, 1999.
102. Набоков. В.В. «Анна Каренина» // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1966. - С.221-306.
103. Немеровская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого // Культура и религия. 1992. - №4.
104. Немеровская О. Вокруг «Анны Карениной» // Печать и революция. 1928. - №6. - С.127-138.
105. Немет Л. О моих переводах с русского. Статья венгерского писателя. // Иностранная литература. 1960. - №11. - С.219-225.
106. Нестеренко A.A. Об авторской позиции в финалах романов «Анна Каренина» и «Воскресение» // Филологический сборник. Вып.8-9. Алма-Ата, 1968."- С.28-57.•V
107. Никитин П. 'Ткачев П.Н..Салонное художество. (Анна Каренина. Роман графа Л.Н. Толстого) // Дело. 1878.- №2. - С. 346368. ~№4. - С. 283-326.
108. Нусимов И.М. История литературного героя. М., 1958.
109. Овсяинико-Куликовский Д.Н. Л.Н. Толстой как художник. -СПб., 1905.
110. Овсяинико-Куликовский Д.Н. Л.Н. Толстой. Очерк его художественной деятельности и оценка его религиозных и моральных идей. СПб., 1911.
111. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.
112. Одиноков В.Г. Характер исторической эпохи и творческая индивидуальность художника. (Лев Толстой в 70-е годы и «Анна Каренина») // Вопросы творчества и языка русских писателей. Новосибирск, 1962. - С.25-41.
113. Опульская Л.Д. Л.Н. Толстой: материалы к биографии с 1886 по 1892 гг. М., 1979.
114. Опульская Л.Д. Мировоззрение Л.Н. Толстого // История философии. М., 1959. - Т.4. - С. 50-61.
115. Опульская Л.Д. После «Войны и мира»: «Анна Каренина». Перелом в мировоззрении // Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.
116. Осмоловский О.Н. Принципы познания и изображения человека в романе Л. Толстого «Анна Каренина»// Филологические науки 1978. №3. - С. 31-42.
117. Осмоловский О.Н. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой (философия, творческие принципы и искусство романа). Орел, 2000.
118. Осмоловский О.Н. Ф.М. Достоевский и русский роман XIX века. Орел, 2001.
119. Паккер Э. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» II Русский язык и литература в средней школе. 1935. - №2. - С. 18-37.
120. Палишаева 1 .М. В поисках гармонии, О линии Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Проблемы художественного метода и жанра. Герценовские чтения. Л., 1978. -С.46-51.
121. Палишаева Г.М. Последняя часть «Анны Карениной» Л.Н. Толстого (к проблеме индивидуального и общего в романе) // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1978. - С.106-109.
122. Паповник А.И. Герои романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Тула, 1955.
123. Петров Г.И. Отлучение Льва Толстого от церкви. М., 1964.
124. Письма Толстого и к Толстому. М., 1928.
125. Полякова Е.А. Поэтика драмы и эстетика театра. М., 1997.
126. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1976.
127. Проблема личности в современной литературе и искусстве. -М., 1967. .
128. Проскурина Т.Д. Роман «Анна Каренина» пролог к «Исповеди» Л.Н. Толстого // Писатель, творчество: современное восприятие. - Сб. аспирант, научн. статей. - Курский гос. пед. ин-т,1999. - С.27-38.
129. Рачник Е.И. Философские искания Л.Н. Толстого. М., 1993.
130. Рыгалова Л.С. Достоевский и Толстой в середине 1870-х («Подросток» и «Анна Каренина»). Автореф. дисс. канд. фи-лол. наук. Ленинградский пед ин-т им. Герцена. - Л., 1984.
131. Салтыков-Щедрин М.Е. Полное собрание сочинений. М.-Л.,1937. -Т.18.
132. Свительский В.А, «Жизнь» и «Гордость» ума в исканиях К. Левина // Русская литература 1870-1890гг. Свердловск, - 1980. -С.3-22.
133. Свительский В.А. Трагедия Анны Карениной и авторская оценка в романе JI. Толстого // Русская литература 1870-1890гг. Свердловск, 1977. - С.26-45.
134. Скабичевский A.M. Граф Л.Н. Толстой как художник и мыслитель. Критические очерки и заметки // Скабичевский A.M. Сочинения. СПб., 1873. - ТТЛ, 2.
135. Скафтымов А.П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого// Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972.— С. 134-164.
136. Скафтымов А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Толстого «Война и мир»// Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972. - С. 182-217.
137. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» //русская литература. 1990. - №3. - С.34-47.
138. Созонтова A.A. Тип современного героя. (Л.Н. Толстой «Анна Каренина» и Ф.М. Достоевский «Подросток») // Начало, -Вып.4. М.,1998. - С.87-96.
139. Солев Коста. Проблема «духовной» и «плотской» любви в мировоззрении и художественном творчестве Л.Н. Толстого, 1850-1900 гг. Дис.канд. филол. наук. М., 2000.
140. Страхов H.H. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом (1862-1855). СПб., 1885.
141. Тарасов А. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях К. Левина // Лит. учеба, i996. - Кн.1. - С.128-145.
142. Толстой Л.Н; О литературе. М., 1955.
143. Толстой Л.Н.: Pro et contra. М., 2000.
144. Усманов Jl.Д. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и научные споры 60-70-х годов XIX века // Русская литература. 1985. - №3. - С.104-117.
145. Успенский И.Р. Роман Л. Толстого «Анна Каренина». М., 1954.
146. Федоров В. Два мира Анны Карениной //Литер, учеба. Л., 1978. - №6. - С.178-183.
147. Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого. Наблюдения и раздумья. М-, 1983.
148. Фрейдин В.Я. Жанровая поэтика романов Л. Толстого и Ф. Достоевского («Анна Каренина» и «Преступление и наказание»). М., 1989.
149. Хлебникова М.Н. Роман горячий, гармоничный. («Анна Каренина» Толстого). Ростов - на -. Дону, 1968.
150. Хомяков^ A.C. Полное собрание сочинений. Т.2. - Прага, 1867.
151. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. 2-е издание дополненное. М., 1986.
152. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник // Собрание сочинений. В 4-х томах. - Т.2. - - М., 1980.
153. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Военные рассказы. // О классиках русской литературы. М., 1989.
154. Чехов А.П. ПСС и писем. ВЗО-ти томах. - Письма. - Т.2. -М. - 1976.
155. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л.Н. Толстого в 60-е и-70-e годы.- Саратов, 1974.
156. Шевцова Д.Kl. Трансформация эпиграфа в художественной ткани романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Традиции и новаторство русской прозы и поэзии XIX-XX веков. Нижний Новгород, 1992. - С.198-202.
157. Шевцова Д.М. Функционирование библейских эпиграфов в художественной структуре романов JI.H. Толстого («Анна Каренина», «Воскресение») и Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы»). Н. Новгород, 1997.
158. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. Философия и проповедь // Вопросы философии. М., 1990. - №7. -С.59-132.
159. Шестов Л. Добро и зло в учении гр. Толстого и Ницше // Шестов Л. Избранные сочинения. М., 1993.
160. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963.
161. Щенников Г.К. Л. Толстой и Достоевский. (К типологии русского реализма 1860-1870-х годов) // Русская литература 18701890-х годов. Свердловск, - 1977.- С. 5-25.
162. Эйхенбаум Б. Л. Толстой: семидесятые годы. Л., 1974.
163. Энгельгардт Н. Идеи гр. Толстого. Левин и его философия. «По божьи» // История русской литературы XIX столетия. Т.2. - Петроград, 1915. - С.373-381.
164. Энгелгардт Н. История русской литературы XIX столетия. -С-П.,1903. Т.2.
165. Яхиапур М. Поэтика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (В аспекте религиозно-нравственных исканий писателя). Дисс. доктора филол. наук. М., 1997.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.